Леворукие дети: особенности развития, характеристика, психология. Стоит ли переучивать левшу?

image

Статистика утверждает, что левшей по всему миру — около 20%. Если раньше данные были недостоверными, потому что левшей повально «переучивали», то сейчас отношение к ним стало гораздо спокойнее. И мир, изначально заточенный под правшей, стал намного удобнее для этих 20%.

Давайте разберёмся, что делать, если ваш ребёнок — левша.

Пункт первый. Действительно ли ваш ребёнок — левша?

Следует различать термины «левша» и «леворукий». Если «леворукость» подразумевает лишь то, что человек охотнее пользуется левой половиной тела, но по необходимости легко переучивается, то у левшей левая сторона тела — ведущая и главная. Поэтому научить левшей пользоваться правой рукой, по сути, невозможно. Левша встаёт с левой ноги, держит телефон у левого уха и даже в подзорную трубу предпочитает смотреть левым глазом.

image

Отдельно выделяются амбидекстеры — это те люди, которые спокойно «переключаются» с одной стороны на другую без какого-либо дискомфорта.

Иными словами, если вы заметили, что ваш трёхлетний ребёнок предпочитает брать кубики левой рукой, не стоит сразу называть его левшой. Окончательное становление происходит годам к 7–8, а до тех пор можно только строить гипотезы. Например, в своей книге «Эти невероятные левши» Анна Семенович отмечает, что среди годовалых детей соотношение правшей и левшей — 52% к 47%, среди двухлетних — 70% к 29%, а среди семилеток — уже 80% к 20%.

Понять, какая рука у вашего ребёнка ведущая, довольно просто: достаточно за ним понаблюдать. Но есть и специальные тесты. Среди них, к примеру, тест Озьянс, который состоит из 20-ти заданий: разрезать ножницами бумагу, разложить карточки, открыть бутылку и т. д. Калейдоскоп поможет определить «ведущий» глаз, просьба подняться со стула — ногу. Можно предложить малышу поговорить по телефону или прислонить к уху морскую ракушку.

Пункт второй. Принять малыша таким, какой он есть

Ни в коем случае не пытайтесь переучить ребёнка! Все советские методы, включающие в себя удары указкой по пальцам и привязывание руки, — бессмысленное и беспощадное издевательство. Левшей давно уже перестали переучивать, поэтому их количество по всему миру заметно возросло.

Помните, что левша — не значит «больной» или «ненормальный». Это вариант нормы.

В целом, переучивание не только бесполезно, но и вредно, потому что ломает малышу психику, делает его раздражительнее, капризнее и нервознее, что может вылиться в энурез, заикание и расстройства сна. Это подтверждает статистика: она показала, что каждый третий заика — это переученный левша.

Пункт третий. Помогите своему маленькому левше

Купите ребёнку канцтовары для левшей. Согласно опросам, сильнее всего левши страдали в детстве из-за отсутствия подходящих ручек, ножниц, карандашей и кистей. В крупных городах купить всё для левшей можно в любом супермаркете офисных товаров, в крайнем случае — заказать в через интернет-магазине с доставкой на дом.

Убедитесь, что к нему отнесутся с пониманием. Обязательно говорите об особенностях ребёнка воспитателям, учителям и педагогам дополнительного образования, чтобы они по старой советской привычке не попытались его переучить. Проследите, чтобы ребёнка сажали слева от соседа, а источник света стоял с правой стороны.

Защититесь от «зеркального» письма. По словам психологов, в период с 3-х до 7-ми лет ребёнок может начать писать «зеркально». Чтобы этого не случилось, купите малышу специальные прописи для левшей. И наберитесь терпения — помните, что ребёнок совершает ошибки ненамеренно.

Занимайтесь. Левше полезны упражнения, развивающие обе стороны: игра на фортепиано, велосипедный спорт, танцы, плавание и гимнастика. Развлеките ребёнка занятиями, тренирующими мелкую моторику: вышивание, сборка пазлов, лепка, нанизывание бусин, рисунки по номерам.

Не торопитесь! И не торопите ребёнка. Левши не такие многозадачные, как правши, им сложнее «переключиться» с одного занятия на другое. Нередко у них встречаются проблемы с письмом и речью. Однако терпение, упорство и доброта помогут малышу преодолеть любые трудности.

Понравилась статья? Поставь лайк, поблагодари автора и поделись полезной информацией с другими

Содержание:

  • Кто такие левши?
  • Леворукость: наследственность или болезнь?
  • Леворукость иВ здоровье
  • Преимущества леворукости

13В августа — Международный день левшей. Когда-то, вВ 1992В году, британский Клуб левшей предложил отмечать эту дату, демонстрируя окружающим секреты В«левостороннейВ» жизни. Праворукие люди иногда даже неВ представляют, что это такое — быть левшой вВ В«правостороннемВ» мире. MedAboutMe поздравляет всех леворуких людей иВ разбирается вВ причинах иВ последствиях ихВ природного дара.

Кто такие левши?

ВВ современном мире лишьВ 42% людей — ярко выраженные правши.В 48% — амбидекстры, изначально готовые кВ работе обеими руками. И, наконец, самая редкая категория людей — левши, которых вВ среднем насчитывается 10%. Известно также, что среди мужчин левши встречаются чаще.

Интересно, что иВ левши, иВ правши неВ всегда пользуются исключительно ведущими руками — все зависит отВ целого ряда факторов: отВ конкретной поставленной задачи, аВ также отВ социальных или религиозных общественных установок. Например, когда считалось, что левшой быть неправильно (как когда-то вВ Китае, России), детей переучивали еще наВ ранних этапах развития, что приводило кВ значительному падению доли левшей вВ обществе — вВ отношении письма иВ приема пищи. НоВ многие другие задачи, наВ которые общество неВ обращало внимания, левши выполняли так, как имВ было удобнее. Поэтому, если ориентироваться поВ пишущей руке, тоВ частота встречаемости левшей вВ разных странах находится вВ пределах отВ 2,5 доВ 12,8% (поВ данным других исследований, ориентированных наВ другие параметры — 7-11,8%, 3,3-26,9% иВ т.В д.).

Леворукость: наследственность или болезнь?

10% — это много, очень много. Левши уже существовали 35В тысяч лет назад, еще воВ времена неандертальцев. ИВ раз леворукие дети так часто рождаются иВ вВ наши дни, значит, они зачем-то нужны человечеству. Теорий наВ эту тему существует множество. Например, простое объяснение: леворукость дает преимущество вВ драке — если конечно противник праворукий. Теория посложнее: сохранение полиморфизма функциональности рук — это еще один способ эволюции поддерживать разнообразие нашего вида. Наконец, есть теория, объясняющая праворукость, как результат развития речи, которая связана сВ жестами, что привело кВ разделению функций головного мозга. НуВ аВ леворукость, вВ таком случае, остаточное явление, так сказать.

Какие факторы сегодня выделяют ученые?

  • Наследственность.

Совершенно точно, что значимую роль играет наследственность. УВ праворуких родителей намного реже рождаются дети-левши. АВ вот если оба родителя — леворукие, тоВ вероятность того, что уВ них появится дите-левша, составляет 30-40%. Причем чаще леворукие дети рождаются, если отец — правша, аВ мать — левша, ноВ неВ наоборот. Это значит, что наследование сцеплено сВ полом, иВ влияние материнских генов — сильнее.

  • Особенности внутриутробного развития.

Есть версия, что некоторые факторы могут определять доминирующую сторону ребенка еще вВ утробе матери. Известно, что вВ 9-10 недель плод уже демонстрирует одиночные движения рук сВ В«правильнойВ» стороны. ТоВ есть, 75% будущих младенцев двигают правыми конечностями, 12,5% — левыми, аВ оставшиеся 12,5% — тоВ левыми, тоВ правыми (будущие амбидекстры, неВ иначе). СВ 15-й недели плод начинает сосать большой палец доминирующей руки. АВ сВ 38-й недели голова ребенка повернута вВ доминирующую сторону, относительно его тела.

ПоВ мнению некоторых ученых, пренатальные гормоны оказывают существенное влияние наВ ЦНС плода, аВ значит, иВ наВ здоровье ребенка. Например, если уВ матери повышен уровень тестостерона, тоВ это увеличивает риск аномального доминирования — тоВ есть, леворукости. Объясняется это следующим образом: левое полушарие ребенка созревает чуть позже, чем правое, иВ поэтому оно дольше находится под влиянием повышенного тестостерона. Это приводит кВ замедлению роста нейронов вВ нем иВ ослаблению его способностей. Существует даже теория Гешвинда-Бехана-Галабурда (недоказанная), связывающая высокий тестостерон уВ матери, леворукость, аВ также дислексию, нарушения иммунной системы иВ иногда встречающуюся необычную талантливость таких детей — как компенсаторный механизм.

Наконец, есть версия, согласно которой, если ребенок — левша вВ силу наследственности, тоВ онВ просто более чувствителен кВ тестостерону воВ время внутриутробного развития. АВ уже это является причиной различных нарушений нервной иВ иммунной систем.

  • Многоплодная беременность.

Среди близнецов левши встречаются чаще, причем независимо отВ того, являются они однояйцевыми или нет. Возможно, это связано сВ особенностями внутриутробных условий вВ данном случае.

  • Заболевания центральной нервной системы.

Существует спорное утверждение, что люди могут становиться левшами при некоторых патологиях нервной системы, развившихся вВ раннем детстве. Данная теория основана наВ статистике, которая гласит, что среди пациентов сВ эпилепсией, шизофренией, задержкой вВ развитии, умственной отсталостью иВ другими патологиями ЦНС, левши встречаются вВ 2В раза чаще, чем вВ среднем поВ популяции. Такие болезни рассматриваются как В«переключательВ» организма наВ леворукость — вВ некоторых случаях.

НеВ удалось доказать следующие теории:

  • причиной леворукости являются стрессовые события, перенесенные матерью воВ время беременности.
  • леворукость может развиваться вВ результате родовой травмы иВ гипоксии головного мозга;
  • левши чаще рождаются уВ первородящих матерей вВ возрасте 39В лет иВ старше.

Леворукость иВ здоровье

ВВ целом, левши чаще встречаются среди людей соВ следующими патологиями:

  • низкий вес при рождении;
  • врожденные пороки развития плода: дефекты развития нервной трубки, волчья пасть;
  • расстройства психики: аутизм, шизофрения;
  • неврологические нарушения: дислексия, заикание, синдром гиперактивности;
  • расстройства иммунной системы: экзема, разного рода аллергии, атопическая бронхиальная астма иВ др.

НоВ большинство исследований показывают, что леворукость, скорее, можно считать побочным, параллельным эффектом перечисленных процессов. Это значит, что леворукость неВ является причиной тех или иных болезней иВ сама поВ себе неВ влияет наВ здоровье. НоВ можно утверждать, что она говорит оВ повышенном риске некоторых заболеваний, так как является, своего рода, маркером, тоВ есть, нередко сопровождаетВ их. Это важное различие.

Левши вВ среднем чуть позже достигают половой зрелости, чем правши — наВ 4-5В месяцев.

Согласно наблюдениям, левши обладают более слабой нервной системой. ИхВ страхи более выражены, чем уВ правшей, они чаще чувствуют себя неуверенно. Правда, учитывая, что еще неВ так давно леворукость обществом неВ признавалась, возможно, такая реакция левшей — результат уже неявного, ноВ еще существующего давления соВ стороны общества.

Левши чаще гибнут вВ результате несчастных случаев — иВ это неудивительно. Наш мир ориентирован наВ правшей. ВВ процессе приспособления кВ этому миру дети-левши даже переживают так называемый декстра-стресс. Подавляющее большинство механизмов разной степени опасности для человека создано для людей сВ доминирующими правыми руками. ИВ это, кстати, является причиной того, что продолжительность жизни леворуких людей вВ среднем чуть ниже, чем уВ правшей.

Преимущества леворукости

  • УВ левшей, видимо, вВ силу необходимости жить вВ В«праворукомВ» обществе, намного ниже асимметрия вВ умениях, навыках. Они более эффективно работают недоминирующей рукой, чем правши.
  • УВ левшей выше так называемая интермануальная координация — умение координировать одновременные действия обеих рук. Это связано сВ лучшей межполушарной передачей информации, чем уВ правшей.
  • Левши нередко демонстрируют превосходное владение устной речью, благодаря более развитому мозолистому телу, аВ также могут дать фору правшам вВ некоторых видах памяти.
  • Левши-мужчины чаще оказываются творческими личностями.
  • Среди одаренных детей сВ IQ более 131 доля левшей также выше. Правда, данный эффект нивелируется тем, что левшей вообще довольно мало. Также неВ доказано, ноВ утверждается, что среди левшей чаще встречаются талантливые музыканты иВ математики.
  • Левши-мужчины вВ среднем зарабатывают больше правшей. Ненамного, всего наВ 4%. АВ левши-женщины наоборот, почему-то проигрывают поВ деньгам своим хиральным соперницам. Причем образование дополнительно усиливает финансовый успех леворуких мужчин, аВ наВ женщин неВ оказывает никакого эффекта.
  • Левши часто оказываются вВ числе лидеров вВ теннисе, бейсболе, фехтовании, единоборствах — вВ интерактивных видах спорта они имеют явное преимущество. АВ там, где нет взаимодействия сВ противником — плавание, гимнастика, боулинг иВ др. — леворукость неВ дает никаких преимуществ.
  • Левши лучше читают тексты для слепых, написанные шрифтом Брайля, так как информация попадает вВ правое полушарие, аВ оно эффективнее работает сВ пространственным восприятием.

Выводы

  • Левши составляют достойную конкуренцию правшам вВ большинстве областей жизни.
  • НеВ стоит переучивать левшей вВ правшей. Это может спровоцировать различные психические иВ нервные расстройства. Король-левша Георг VIВ в результате подобных попыток получил заикание — фильм В«Король говоритВ» демонстрирует, каких трудов ему стоило справиться соВ своим недугом.
  • Если ребенок-левша, следует внимательно наблюдать заВ его здоровьем, чтобы при необходимости отследить начало проблем сВ нервной иВ иммунной системой наВ самых ранних стадиях.
  • Для полноценного развития головного мозга иВ максимальной адаптации кВ миру правшей специалисты рекомендуют вводить вВ обучение ребенка дополнительные занятия поВ математике, музыке, аВ также спорт.

Источники

Обсуждение

Вам приходилось уламывать свою упрямую кроху переложить ложку в правую руку? Или вынимать карандаш из левого кулачка и уговаривать рисовать правой рукой? Что делать, если ваш ребенок – левша?

Как ни странно, но и в наши дни встречаются попытки родителей, а также дедушек-бабушек переделать «неправильного» ребенка. Поговорим о том, правы они или нет.

Содержание

Чем объясняется леворукость

Для начала – немного анатомии. Левое и правое полушария человеческого мозга различны по типу мышления. Левое – это анализ, рациональность, логика. Поступающие в левое полушарие сигналы обрабатываются поэтапно.

Правое – это эмоции, воображение, творчество. Правое полушарие воспринимает информацию одномоментно, цельной картиной.

Каждое полушарие управляет противоположной стороной тела. Примерно у 90% человечества доминирующим является левое – это правши. А вот у каждого десятого доминирует правое полушарие, ведущая рука левая, и их называют левшами. Таким образом, стремление левши делать все левой рукой обусловлено структурой мозга, а не привычкой.

Различают леворукость и левшество. Леворукость подразумевает только доминирование левой руки. Истинное левшество – это также доминирование левого глаза, уха, ноги. Но мы не будем анализировать этот нюанс. Для обучения в школе важна ведущая рука, поэтому обсуждаем проблему ребенка-левши именно с этой точки зрения.

Почему ребенок становится левшой?

Механизм леворукости полностью не изучен. На сегодня медики называют три основные причины его появления:

  • генетика – особенность часто передается по наследству;
  • компенсация – если в период внутриутробного развития или в раннем детстве развитие левого полушария было затруднено, его функции принимает правое;
  • внешние обстоятельства – ребенок может подражать кому-то из близких, или длительная травма правой руки заставляет маленького ребенка работать левой.

До пятилетнего возраста делать какие-то выводы рано. Ребенок только учится работать руками, и зачастую использует обе ручки попеременно. К пяти годам ведущая рука уже определяется. Родителям следует наблюдать за малышом, чтобы определить, является ли их ребенок левшой – от этого зависит подготовка к школе.

Как определить леворукость

Как определить ребенка-левшу? Прежде всего – не давите. Учите пользоваться правой рукой, но если малыш упорно перекладывает карандаш или ложку в левую ручку, не настаивайте. Наблюдайте за ним.

Чтобы определить, какая сторона доминирует, можно:

  • попросить попрыгать на одной ножке;
  • покидать кубики или мячик;
  • предложить заглянуть в калейдоскоп;
  • послушать, как тикают часики;
  • открутить крышку;
  • нарисовать одно и то же поочередно обеими ручками – ведущая рука рисует уверенней.

Если в большинстве случаев используется левая сторона тела (глазик, ушко, левая ручка и ножка), то ребенок – левша. Точно определить эту особенность сможет нейропсихолог при помощи специальных тестов.

Особенности развития ребенка-левши

Окружающий мир ориентирован на правшей, поэтому обучение ребенка-левши может вызвать затруднения. Для таких детей характерно нарушение зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия.

В чем это выражается:

  • могут быть проблемы с речью – прекрасно понимают все слова, но воспроизводство грамотной речи вызывает трудности;
  • трудность с чтением – буквы воспринимаются и запоминаются с трудом, сложно воспринимается необходимость читать слева направо, сверху вниз;
  • путаница с похожими буквами, цифрами, схожими геометрическими фигурами и другими образами;
  • медленный темп письма, своеобразный почерк;
  • трудности с копированием, перерисовкой;
  • зеркальные письмо, чтение, рисование – ребенок пишет слово наоборот, начиная с последней буквы, аналогично читает и рисует;
  • проблемы с арифметикой, т.к. счет требует последовательности;
  • трудно усваиваются понятия, связанные с положением в пространстве: лево и право, верх и низ, по часовой стрелке и против (отсюда трудности с чтением и рисованием).

Из-за особенностей развития ребенок-левша нуждается в дополнительном внимании и помощи учителей и родителей. Следует учитывать и повышенную эмоциональность таких ребятишек, впечатлительность, обидчивость, быструю утомляемость.

Но, дорогие родители, не торопитесь огорчаться! Да, начало обучения имеет свою специфику, и вам придется уделять больше внимания ребенку. Но зато левши гораздо восприимчивее к новому, легко находят нестандартные решения проблем, обладают развитой интуицией и образным инновационным мышлением – эти качества очень помогут во взрослой жизни.

 Какие проблемы характерны для левшей

Ребенок-левша заговорит позже, но зато более правильно. У него будут проблемы с арифметикой, но пространственная геометрия не вызовет затруднений. Такие дети более ловки и подвижны, чем их сверстники-правши. К 10 годам основные отличия сглаживаются, ребенок избавляется от проблем с восприятием пространства, исчезает зеркальность. Если этого не произошло, нужно обратиться за консультацией к нейропсихологу.

Внимательно следите за эмоциональным состоянием ребенка. Левши более ранимы и впечатлительны, поэтому им сложнее даются кризисные ситуации. Их склонность к тревожности и пессимизму делает вашу поддержку необходимой и неоценимой. А преодоленные трудности добавят ребенку сообразительности, находчивости, стойкости.

Между прочим, история знает огромное количество леворуких гениев. Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи, Пикассо, Микеланджело, Рафаэль, Бах, Бетховен, Чаплин, Эйнштейн – это только начало списка. Может, у вас растет новый Леонардо?

Нужно ли переучивать левшу

Вы можете изменить свой цвет глаз? А форму носа? Согласитесь – разве что с помощью хирурга. Леворукость – это такая же врожденная особенность организма, и ее исправление по кардинальности не уступает хирургическому вмешательству.

Не так давно левшей старательно переделывали объединенными усилиями семьи и школы. Да, ребенок приучался писать правой рукой. А вдобавок приобретал неврозы различного типа: тики, повышенную утомляемость, заикание, расстройство желудка, нарушение сна, энурез и прочие невротические реакции. Не слишком ли высокая плата за то, чтобы быть «как все»?

Сегодня на вопрос: «Нужно ли переучивать?» медики и педагоги отвечают: «Нет!». Ребенок-левша нуждается в адаптации к окружающему миру, и наша задача – помочь ему в этом. Любящие родители и грамотный педагог сумеют подкорректировать систему обучения под особенности левши. Дайте первоклашке возможность учиться в своем темпе, найдите индивидуальный подход, и он сумеет поладить с окружающим миром правшей.

Что могут сделать родители:

  • заранее поговорите с учителем, убедитесь, что он готов считаться с особенностями вашего ребенка, если нет – меняйте класс;
  • не заостряйте внимание ребенка и окружающих на его леворукости;
  • найдите занятие, развивающее обе руки (плавание, лыжи, баскетбол, игра на пианино, лепка);
  • смиритесь с плохим почерком. Научите правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и тетрадь (есть специальные рекомендации для левши);
  • при обучении чтению используйте непрозрачную закладку, чтобы открывать новое слово по мере прочтения предыдущего;
  • при занятиях используйте наглядные пособия;
  • будьте терпеливы, любое объяснение проводите пошагово, по элементам;
  • учитывайте повышенную впечатлительность и эмоциональность, а также утомляемость ребенка-левши. Продолжительность домашних занятий для таких первоклашек – 20-25 мин, затем нужен перерыв.

По данным статистики, каждый третий ребенок-заика – это переученный левша. Да, любовь родителей и профессионализм педагогов может проявляться и так. Согласитесь, это повод задуматься.

Заключение

В завершение позвольте процитировать доктора Комаровского:

Что делать? Да ничего особенного делать не надо. Главное, не пытаться перевоспитывать. Пусть и будет левшой, к порокам это не относится и принципиального влияния на способности, рост, развитие, любовь, карьеру и семейное счастье не оказывает.

Очень надеемся, что статья помогла родителям деток с леворукостью. Семейного счастья вам и терпения! Может, у вас есть полезные советы для обучения ребенка-левши? Ждем ваших комментариев!

Воспитание детей

Каждый седьмой младенец на планете рождается с этим любопытным феноменом. И каждому из них предстоит научиться жить в мире правшей. Что нужно знать родителям о левше, чтобы помочь своему ребенку адаптироваться?

24 мая 2020

Если вы заметили, что трехлетний кроха держит ложку левой ручкой, то это вовсе не значит, что она будет левшой. В этом возрасте малыши еще активно пользуются двумя руками. Среди специалистов даже существует такое мнение, что детский мозг пластичен, научить его можно чему угодно, а дети становятся чаще всего правшами, потому что так их приучили родители.

А вот после 4–5 лет, наблюдая за ребенком, уже можно делать первые выводы. Вполне вероятно, что дошкольник и правда легче справляется с письмом левой рукой, по мячу ему тоже удобнее бить с левой ноги. Для уверенности в своих предположениях советуем провести с ребенком специальные тесты: их можно найти в интернете или обратиться к психологу.

Татьяна Павлова

Педагог-психолог, гештальт-практик, кандидат психологических наук.

Прекрасно, если малыш оказался левшой, он уникален, как, собственно, любой человек, и у него масса достоинств. Кстати, вспомните, не было ли у вас в роду левши? Самым распространенной причиной развития левшизма считается наследственный фактор. Правда, иногда узнать правду сложно, потому что вплоть до середины 80-х годов ХХ века детей заставляли  переучиваться и все делать правой рукой. А в более давние времена процветало невежество похлеще: леворукости боялись, придумывали нелепые объяснения этому явлению, бедолагу-левшу преследовали и могли даже казнить.

К счастью, наука плотно занялась вопросом межполушарной асимметрии и доказала, что в большинстве случаев левшизм — это индивидуальный  вариант нормы здорового ребенка. У развития леворукости могут быть физиологические причины, связанные с повреждением участков мозга, нарушением внутриутробного развития, а также левшизм встречается чаще у людей со сложными генетическими заболеваниями, но это уже другая история.

Теперь задача родителей — вооружиться знаниями и помочь маленькому гражданину направить свои природные данные в нужное русло.

Кто такой левша?

Сколько в мире людей, которых можно отнести к левшам, точно неизвестно. Потому что бывает левшество природное (генетическое, его даже на УЗИ видно), скрытое (предрасположенность) и псевдолевшество (вынужденная леворукость). По некоторым данным, до 25 процентов, то есть достаточно много.  И это объяснимо с точки зрения эволюции. Люди с преобладающим правым  полушарием обладают определенными нейропсихологическими особенностями, точнее, преимуществами.

Но сначала немного разберемся с физиологией. Как мы помним из уроков биологии,  правой стороной тела управляет левое полушарие, а левой стороной — правое. Если у человека активнее левая сторона — рука, нога, глаз, ухо, то он генетический левша.

Но чаще встречается смешанный тип, когда легче управлять левой рукой в бытовых делах, но сильнее правая нога или большую нагрузку на себя берет правое ухо (в парных органах нагрузка всегда распределяется асимметрично). Да и навык письма левой рукой — еще не показатель естественного левшизма.

Ребенок-левша: его особенности

До недавнего времени в науке преобладало мнение, что у леворуких детей имеются психологические особенности в силу того, что у них доминирующее полушарие мозга правое. Оно отвечает за получение и обработку невербальной информации, образное восприятие, интуицию, музыкальные способности. Левое же полушарие — это логика, анализ, осмысление, языковая функция (распознавание слов, запоминание, воспроизведение устной и письменной речи), математические мышление, контроль над движением тела.

Современные исследования не такие категоричные, придерживаются мнения, что различия между левшами и правшами  есть, но сильно преувеличены и больше касаются эмоциональной сферы.

Что отличает ребенка-левшу?

  • «Дети правого полушария» более чувствительные, интуитивно познающие мир. Они опережают своих сверстников в эмоциональном плане и легче приспосабливаются к новым условиям.

  • Поступающая в мозг информация воспринимается ими образно, ассоциативно, это делает мышление нестандартным, фантазийным. У таких детей есть способности к творчеству, искусству, музыке, науке, изобретательству. По показателю креативности они тоже будут на голову выше своих ровесников.

  • Левше легко найти нестандартное решение в проблемной и экстремальной ситуации. В дальнейшем этот врожденный механизм поможет не только для решения жизненных проблем, но и в профессии. Левшами были Леонардо да Винчи, Наполеон Бонапарт, Отто Бисмарк, Уинстон Черчилль, Лев Толстой, Альберт Эйнштейн, Фредерик Шопен, Исаак Ньютон, Генри Форд, Билл Гейтс, Гарри Каспаров, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Пабло Пикассо, Грета Гарбо и многие другие ученые, политики, художники, артисты.

  • Ребенок-левша по сравнению с детьми своего возраста обладает большим словарным запасом, кругозором и эрудицией. И что интересно: у него  речевые функции развиваются не так поэтапно, как у правши. Левша может начать говорить позже, но целыми предложениями со взрослыми интонациями. Кстати, малыш иногда сам не знает смысла слов, зато вмиг запоминает стихи и отрывки текста.

  • Левша наделен возможностью проконтролировать свою деятельность, изменить ее в нужном направлении. Но родители и учителя ему должны помогать, потому что, приспосабливаясь к другим требованиям, ребенок тратит много сил, устает, а это грозит переутомлением.

В чем его слабости

Уязвимым маленького левшу делает сверхчувствительность. Малыш легко считывает настроение взрослых, он обидчив, мнителен, тревожен и неуверен в себе, так что не вздумайте сравнивать его с кем-либо.  Ребенок может зацикливаться на неудачах, из-за этого быть капризным или даже проявлять агрессию.

При обучении леворуких детей тоже есть нюансы. Все-таки система образования рассчитана на правшей.  Начнем с общей дисциплины, принятой в детском саду или школе. Левше, витающем в облаках собственных фантазий, трудно придерживаться строгих правил. Не удивляйтесь, если малыш идет без настроения в детский сад или школу.

Путаница в голове левши будет при письме: он может написать букву зеркально, а слово — вертикально, в слове переставить буквы местами или добавить лишние. Написать слова  в предложении без пробелов. Нельзя ругать и торопить малыша, вместо этого придумайте ему игру, в которой герои исправляют ошибки, нарисуйте яркие картинки. Так вы будете общаться с ребенком на его языке.

У маленького левши есть  сложности с ориентированием в пространстве, ребенок путается с определениями «лево», «право». Не заставляйте его определять время по циферблату, ему это действительно трудно делать.

Что нужно знать родителям

Нельзя переучивать ребенка писать правой рукой. Он левша, потому что у него такая организация мозга, позвольте ребенку быть самим собой.  Переучивание грозит переутомлением, риском появления невроза и прочими психологическими проблемами.

Еще одно правило: не ждите от него рекордов и проявления гениальности. Ученые утверждают, что высокие показатели интеллекта определяются от эффективности взаимодействия обоих полушарий. Кроме того, чтобы человек проявил себя, нужны другие важные условия: генетика, воспитание, образование и т.д. А завышенные ожидания родителей как минимум отразятся на становлении личности ребенка.

Предупредите воспитателей в детском саду или учителей в школе, что ваш малыш — левша, к нему нужно относится с пониманием, не критиковать его нестандартные привычки и медлительность. И не акцентировать внимание на этом. У леворукого ребенка не должно сложиться впечатление, что с ним что-то не так, он особенный.

Выбирая своему маленькому левше первые образовательные кружки и школы, начните с простой программы обучения. Помогайте ему с уроками, пусть малыш чувствует поддержку, набирается уверенности и самостоятельности. 

Адаптироваться к праворуким заданиям помогают упражнения на мелкую моторику,  лепка, рисование,  складывание оригами, аппликации (первое время покупайте ребенку специальные ножницы для левши; чтобы пользоваться обычными, ему придется потренироваться).

Левша видит всю картину целиком, поэтому на детали не обращает внимание. Учтите эту особенность при его обучении.

Организуя рабочее место школьника, установите лампу справа. Ручку ученик-левша  держит на расстоянии не 2 см от листа бумаги, как правша, а чуть выше — 3–4 см. Ошибка — требовать от леворукого ребенка безотрывного письма.

И наконец, один  из самых важных принципов воспитания — это умение видеть в ребенке индивидуальность и с учетом этих особенностей выстраивать  коммуникацию. Не важно, ребенок правша или левша.

image х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Медицинский эксперт статьи

image Профессор Адриан ШУЛЬМАН Акушер-гинеколог, репродуктолог Алексей Портнов, медицинский редактор Последняя редакция: 15.05.2018

«Ваш ребенок — левша». «Что же нам теперь делать?» — этот вопрос волнует многих родителей. Почему же такое беспокойство вызывает леворукость ребенка? На леворуких во многих случаях смотрят с нескрываемым интересом, и легко вообразить, что чувствует человек, вынужденный всю жизнь ощущать ненужное ему, а порой и неуместное внимание к себе окружающих. Обычно родители довольно встревоженно реагируют на появление признаков леворукости у своего ребенка. Часто в его же присутствии они обсуждают складывающуюся перспективу, тревожась за будущее ребенка. С малых лет он начинает проникаться комплексом неполноценности, стараясь скрыть свою леворукость, как невесть какой грех.

Можно вспомнить, что в далеком прошлом из-за невежества и фанатизма людей леворукие подвергались преследованию и остракизму, а дьявол непременно представлялся левшой.

По-видимому, в этих предрассудках и коренятся пережитки сознания людей, отголоском которых и является настороженное отношение к леворуким в наши дни. Недаром до сих пор слова «левша», «левый» во многих языках остались синонимами неумелости, неправильности, халтуры. А ведь во все времена, как свидетельствует история, среди леворуких было немало выдающихся личностей (Микеланджело и Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин и физиолог И. Павлов, составитель знаменитого словаря В. Даль и т. д.)

Что же такое леворукость? Согласно современным представлениям, это относительно редко встречающийся вариант латеральности (односторонности) двигательного поведения, когда человек во всех своих действиях устойчиво предпочитает использовать левую руку. В основе как леворукости, так и праворукости лежат особенности функционирования головного мозга — функциональная асимметрия (в системе двигательного анализатора). С асимметрией мозга и связано проявление латеральности — выделение ведущей руки, уха, глаза и других проявлений такой односторонности. Формируясь еще во внутриутробный период развития, леворукость в последующем закрепляется в ходе возрастных изменений ребенка, при этом определенную роль играют и факторы среды. Хорошо известно, что большинство населения составляют праворукие (90-95 %), и если праворукость считается одним из видовых признаков человека, то леворукость — отклонение по этому признаку. Однако оно само по себе не относится к числу патологических, а является вариантом нормы.

Столь же редко, как и леворукость, встречается амби-декстрия. Явление это характеризуется отсутствием устойчивого предпочтения какой-либо из рук либо использованием для одних действий только правой руки, а для других — только левой. В древнейшие исторические эпохи, как свидетельствуют наскальные рисунки, фрески и папирусы, левшей было примерно пять-восемь человек на сотню. Эти цифры, в общем, близки к сегодняшним. В разных регионах бывшего СССР среди взрослого населения леворуких насчитывалось от 2-3 до 7-8 %. Интересно заметить, что леворукость у мальчиков, как правило, встречается в два раза чаще, чем у девочек. А проведенное обследование 800 московских школьников разных возрастных групп показало, что среди них в возрасте 7-9-ти лет имелось около 11 % левшей. Правда, с возрастом число леворуких снижается (к 16-17 годам составляет уже 3,4 %, что совпадает с данными, полученными при обследовании взрослых).

В чем же причина уменьшения числа леворуких с возрастом? Ведь многие факторы свидетельствуют о том, что с леворукостью уже рождаются. Это может быть обусловлено затягивающимся у некоторых детей становлением предпочтительной руки (в данном случае правой), иными словами, с «ложной» леворукостью. Однако основной причиной «таяния» цифр является, по-видимому, до сих пор неизжитое переучивание леворуких, особенно в начальных классах школы.

Насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы работы головного мозга, ведет, как правило, к нежелательным последствиям. Правда, некоторые дети переносят переучивание почти безболезненно, но многие расплачиваются за него дорогой ценой. Так, родители леворуких детей часто жалуются на перемену в состоянии своего ребенка: «Он вдруг стал раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым, плохо спит, ест, особенно по утрам. Эти неприятности начались вскоре после того, как его стали переучивать». Кроме нарушения эмоциональной сферы, переучивание нередко сопровождается и другими осложнениями: заиканием, ночным недержанием мочи, кожными заболеваниями. Появляются жалобы на головные боли, на усталость в правой руке, повышенную утомляемость и снижение работоспособности. Такие дети в пять-шесть раз чаще страдают неврозами. Обычно с энтузиазмом приступив к учебе в первом классе, ребенок вскоре сталкивается с целым рядом трудностей, и в первую очередь в овладении навыками письма правой рукой. Как правило, он пишет медленно, без соблюдения правил каллиграфии, с видимыми физическими усилиями, многократно проговаривая про себя каждое слово. Эти дети обычно отстают от праворуких сверстников в выполнении письменных заданий как в классе, так и дома. Иногда они отстают и в приобретении навыков чтения, так как неосознанно стремятся по первым двум буквам угадать слово, а не прочесть его по слогам. Сопровождающие леворукость другие сенсомоторные признаки левизны усиливают эти проявления. Плохие успехи в учебе и неправильное поведение окружающих способны привести к тому, что у переучиваемого леворукого первоклассника пропадает желание учиться. Может возникнуть отвращение к письму, стремление избегать занятий, вплоть до прогулов. Со временем, правда, большинство переучиваемых детей постепенно овладевают навыками письма правой рукой, а острота невротических реакций, переживаний несколько сглаживается. Казалось бы, успех оправдывает переучивание? Но успех этот бывает достигнут слишком дорогой ценой: напряжение у многих не проходит бесследно. Вторжение в тонкий механизм нервной деятельности может вызвать задержку психического развития ребенка.

По свидетельству отечественных и зарубежных ученых, в личности таких леворуких детей закрепляются нежелательные перемены, связанные с периодом переучивания, и по своим интеллектуально-мнестическим возможностям они уступают как оставшимся леворукими, так и праворуким. Результаты изучения особенностей выполнения левшами письменных заданий правой и левой рукой показали, что при работе правой рукой все леворукие (в том числе и те, кто уже стал считать ее ведущей при письме), выполняют письменные задания медленнее и с большим количеством ошибок. При этом отмечалось напряжение в различных группах мышц, которые не использовались при письме, учащенное сердцебиение, наблюдались и кратковременные подъемы артериального давления. Порой дело кончалось тем, что дети прерывали выполнение письменного задания. Левой же рукой они действовали сноровистее и успешнее: и ошибок было значительно меньше, и письмо не вызывало неприятных эмоций. Использование левой руки у левшей нулевого и первого классов школы повышает качество выполнения письменных работ на 20-30 %. Левая рука у них зачастую более «грамотная», чем правая.

Все приведенные факты свидетельствуют о том, что не надо бороться с леворукостъю и переучивать левшу, нужно терпимо относиться к леворукому письму и создать благоприятную обстановку в окружении леворуких. Переучивание леворукого ребенка влечет за собой и многие негативные последствия. Так, в неожиданной, стрессовой ситуации переученный левша инстинктивно протянет левую руку, но ведь она уже потеряла былую сноровку, она детренирована.

Родители и воспитатели детских дошкольных учреждений первыми сталкиваются с тем, что ребенок предпочитает левую руку. Им следует учитывать, что у большинства детей до трех-пятилетнего возраста отмечаются периоды ложной оболеворукости (псевдоамбидекстрии), когда они используют в игровых действиях и в самообслуживании обе руки, не отдавая предпочтения какой-либо из них. Период этот отражает определенный этап развития нервной системы (в частности, двигательного анализатора). В эту пору еще можно осторожно попытаться обучить предполагаемого амбидекстра праворуким действиям. Однако эти попытки должны протекать без какого-либо насилия, диктата, окриков. Если же ребенок постоянно сопротивляется этим попыткам, их надо оставить.

О замеченных у ребенка признаках леворукости родители или воспитатели должны как можно раньше сообщить педиатру. Левшу надо проконсультировать у детского невропатолога. Он и решит, является ли леворукость у данного ребенка естественной или это результат расстройства центральной нервной системы, требующий как можно более раннего специального лечения. Вопрос о леворукости ребенка особенно остро встает перед поступлением его в школу. Поэтому в возрасте шести лет проводится более подробная специальная диагностика леворукости. Как же быть в случае обнаружения леворукос-ти у ребенка? Многое зависит от родителей. Необходимо сохранить в семье спокойную атмосферу, членам семьи следует обсуждать этот факт в отсутствие ребенка, не вовлекая его в дискуссии взрослых, надо как можно меньше фиксировать внимание на его необычности или исключительности, прийти ребенку на помощь, если дети во дворе дразнят и унижают его, и по возможности разрядить сложившуюся обстановку.

Повсеместно — в семье, дошкольных и школьных учреждениях, необходимо поощрять использование леворукими детьми ведущей руки при овладении письмом, рисованием, лепкой, при обучении трудовым навыкам. Обязательно следует выделить леворукому ребенку за столом, партой место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа. На уроках труда нужна техника безопасности на рабочем месте в расчете на леворуких учащихся. Дома же, организуя место для занятий, выполнения уроков, необходимо сделать так, чтобы свет из окна или настольной лампы падал с правой стороны.

Примечательно, что у части леворуких детей, уже обладающих достаточным кругозором, удовлетворительной памятью, хорошо владеющих устной речью, встречаются признаки «зеркального» мышления. Оно выражается в инверсивном, перевернутом справа налево написании отдельных букв и целых слов, в перестановке цифр при выполнении арифметических действий. Это и упорное чтение слов справа налево, а при закрытых глазах — лучшее угадывание букв в «зеркальном написании». У таких детей наблюдается, кроме того, поздняя дифференцировка понятий «правое» и «левое», затруднение ориентировки на местности, затруднение в планировании своего поведения.

Чрезвычайно важно как в семье, так и в школе терпимо относиться к такого рода проявлениям. Необходимо снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей — допускать вертикальное написание букв, наклон почерка влево. Часто родители задают вопрос: как обучать ле-воруких детей письму левой рукой, есть ли здесь какие-либо правила? Специальных правил пока нет. Однако существуют в основном две манеры леворукого письма. В более распространенной — левая рука находится в положении, аналогичном тому, как пишут правой рукой. Лист бумаги в этом случае располагается вдоль левой руки с наклоном вправо, при этом рука пишущего находится под строкой. В другой, так называемой инверсной манере письма лист бумаги по отношению к груди пишущего наклонен влево, рука и ручка находятся над строкой, а кисть повернута в сторону груди. При обучении письму леворукому ребенку нужно предложить самому избрать ту манеру письма, при которой он не отстает в скорости письма от праворуких и которая ему более удобна.

В игровой обстановке дошкольника и во внеклассной работе следует учитывать особенности темперамента леворуких детей — повышенную эмоциональность с ослаблением тормозных процессов.

Переучивать или не переучивать леворуких детей? Главное, чтобы при этом не создать ребенку стрессовой ситуации. А переучивать, точнее, адаптировать ребенка к будущей жизни всегда необходимо. Ведь весь мир вокруг нас устроен с учетом праворукости: специальное оборудование, станки, приспособления, бытовые предметы. Известен ряд случаев, когда левши были вынуждены оставлять работу, так как не могли приспособиться к оборудованию.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий