Лечебная Физкультура для детей до 1 года — Семейная клиника ОПОРА г. Екатеринбург

Маленький ребенок — вовсе не уменьшенная копия взрослого человека. Дело не только и даже не столько в разных пропорциях телосложения — различия между младенцем и взрослым куда глубже, они касаются строения и особенностей функционирования внутренних органов, центральной и периферической нервной системы, костной и мышечной систем, кожи, обменных процессов. Несравненно большая, в сопоставлении со взрослым, потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального: эти два аспекта у грудных детей не просто взаимосвязаны, а составляют единое целое. Доказано, что оптимальная двигательная активность ребенка обеспечивает:

  • увеличение притока крови к мышцам, а значит — совершенствование процесса транспортировки питательных веществ и кислорода к тканям;
  • улучшение обмена веществ;
  • совершенствование функции коры надпочечников;
  • более прочное соединение мышц с костями, так как постоянные сокращения мышечных сухожилий стимулируют рост надкостницы (т.е. движение можно считать биологическим стимулятором роста).

Напрашивается вопрос: что же следует понимать под «оптимальной двигательной активностью» грудного ребенка? Ведь такому малышу не предложишь побегать, попрыгать или сделать утреннюю зарядку. Конечно, природой в нем изначально «запрограммирована» мощная потребность в движении. Понаблюдайте за новорожденным младенцем, когда он не спит и не «скручен» пеленками, — вам не удастся даже на мгновение «застать» его в полной неподвижности. Однако в современных условиях мы — из самых добрых (и не всегда таких уж неразумных) побуждений — в той или иной степени навязываем своему малышу собственный ритм и стиль жизни, так или иначе ограничивая и корректируя движения, предусмотренные для него природой. 

Дабы помочь ребенку восполнить дефицит движения и стимулировать его психофизическое развитие, врачи рекомендуют гимнастические упражнения (дозированные в зависимости от возраста, состояния здоровья и самочувствия ребенка), массаж и закаливающие процедуры. Массаж — вещь исключительно полезная, однако делать его должен непременно специалист. Попытки самостоятельного проведения сеансов лечебного и даже общеукрепляющего массажа в лучшем случае могут оказаться бесполезными, а в худшем — вредными. Поэтому мы настоятельно рекомендуем ограничить самостоятельный массаж легким поглаживанием тела ребенка. О закаливании мы поговорим в одной из следующих статей сайта, а здесь речь пойдет о гимнастике. Все гимнастические комплексы для младенцев должны отвечать одним и тем же требованиям:

1. Прежде всего, все комплексы должны быть дифференцированы по возрасту, то есть упражнения должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.

2. Занятия проводятся регулярно: ежедневно, систематически (несколько раз в день), в течение длительного периода (желательно на протяжении всего первого года жизни). 

3. Гимнастикой следует заниматься за 30 минут до кормления или через 45-50 минут после него.

4. Помещение должно быть хорошо проветрено, оптимальная температура воздуха + 20-22°С

5. Все упражнения и приемы повторяются по 2-4 раза. В первые дни занятий делают 3-5 упражнений, а через 3-5 дней — все упражнения комплекса.

6. Продолжительность процедур 10-15 минут. 

7. Все упражнения следует сопровождать ласковыми словами, стараясь вызвать у ребенка положительную реакцию.

8. Ни в коем случае нельзя ни сажать, ни ставить ребенка, прежде чем он научится движениям в горизонтальном положении (повороты на спину, на живот, ползание на животе и на четвереньках)!

9. Начинать и заканчивать процедуры следует легким поглаживанием (легкими, скользящими движениями ладоней и пальцев по коже ребенка, при которых кожа не собирается в складки).

10. Поглаживание рук ребенка проводится от кисти к плечу и к подмышечным впадинам, ног — от стоп к паху, живота — по направлению от боков к пупку и по часовой стрелке вокруг пупка.

Гимнастические упражнения, проводимые с грудными детьми, призваны не только закреплять и совершенствовать возникающие у них навыки, но и предвосхищать появление этих навыков. 

В первом полугодии жизни ребенка, особенно в первые три месяца, делаются упражнения, основанные главным образом на безусловных (врожденных) рефлексах, связанных с разгибанием туловища и конечностей. Это снижает повышенный тонус в мышцах-сгибателях, уравновешивая тонус сгибательной и разгибательной мускулатуры ребенка. Последнее очень важно, так как способствует развитию движений, направленных на сохранение позы и изменение положения тела в пространстве, развитию ручной умелости.

После 3-4 месяцев выполняются активные упражнения, в основе которых лежат главным образом врожденные рефлексы положения (так называемые постуральные рефлексы), вводятся пассивные упражнения.

Конечно, в идеале гимнастический комплекс должен индивидуально разрабатываться для каждого ребенка. Перед началом проведения сеансов гимнастики с вашим малышом желательно посоветоваться с лечащим педиатром. Однако существуют упражнения, полезные для подавляющего большинства детей одного возраста — с одной-единственной оговоркой: не следует заниматься общеоздоровительной гимнастикой с ребенком, которому врачи на тех или иных основаниях (проблемы с кожей, какие-либо заболевания и особенности развития) предписывают специальные массажно-гимнастические комплексы или рекомендуют некоторое время вовсе повременить с гимнастикой.

Гимнастические комплексы упражнений для детей раннего возраста №1-5 (от 1,5 месяцев до 1 года 2 месяцев)

Развитие малыша с ранних лет очень важно для его здоровья. Гимнастика помогает ребенку правильно расти и развиваться. Проводить зарядку можно с первых месяцев жизни малыша.

Польза гимнастики для ребенка

Польза от гимнастики для малышей огромна, если, конечно, выполнять ее правильно!

Как выполнять все упражнения правильно, и почему гимнастика полезна для детей, вы прочтете в статье.

Врачи одобряют инициативу молодых мам заниматься с детьми гимнастикой, для ребенка это способствует:
  • Снятию напряжения;
  • Улучшению кровообращения;
  • Улучшению аппетита;
  • Укреплению мышц;
  • Способствует развитию крепкого иммунитета.
image

Готов ли ребенок к упражнениям?

Есть базовые упражнения для зарядки ребенка, но такая гимнастика противопоказана малышам, которые всячески болеют или имеют слабое здоровье. Для них существует специальная гимнастика, которую рекомендуют врачи.

Также для малышей разного возраста необходимо выполнять разные упражнения, соответствующие их физиологическому развитию. Детей грудничкового периода в возрасте до 1 года, в зависимости от состояния их двигательного аппарата, делят на 4 группы:

  • 1 группа – с 0 до 4-х месяцев;
  • 2 группа — от 4-х до 6-ти месяцев
  • 3 группа — от 6-ти до 9-ти месяцев
  • 4 группа — от 9-ти месяцев до года.

Поэтому перед тем, как выполнять с ребенком комплекс упражнений, следует проконсультироваться с участковым врачом. В любом возрасте гимнастику не следует выполнять, если ребенок капризничает, можно переждать неделю или месяц, чтобы малыш был готов к занятиям и выполнению их ежедневно.

Гимнастика способствует укреплению здоровья малыша, появлению эмоциональной связи с мамой и тактильному контакту, что важно для психологического состояния ребенка.

image

Принципы занятия гимнастикой с ребенком

Разберем несколько важных правил занятия упражнениями с малышом:

  1. Для занятий гимнастикой нужно использовать твердую поверхность: пеленочный стол, крышка комода.
  2. Повторять все упражнения нужно 3-5 раз. Важно, чтобы малыш не перетруждался.
  3. Проводите зарядку в проветренном помещении.
  4. Длительность занятий не должна превышать 10 минут. Начните с двух минут и каждый день прибавляйте тридцать секунд.
  5. Гимнастику нужно выполнять утром после пробуждения, днем (лучше в первой половине дня) и вечером в форме расслабляющего массажа перед купанием ребенка.
  6. Упражнения не следует выполнять на голодный желудок. Перед тренировкой малышу нужно перекусить, иначе он будет капризничать, и тренировка сорвется.
  7. Перед выполнением гимнастики ребенку необходимо разогреть мышцы: рукой слегка растирайте и массажируйте ноги, руки, живот и спину.
  8. Делайте упражнения, которые будут способствовать симметричному развитию парных мышц, чтобы не допустить преобладания односторонней мышечной активности.
  9. Упражнения нужно проводить в игровой форме. Сопровождайте гимнастику песенкой для ребенка или стихом.

Список упражнений для детей до 4-х месяцев:

«Червячок»

Малыш лежит на животе, а мама ладошкой слегка надавливает на ступни ребенка поступательными движениями. Это тренирует мышцы живота, ног и спины.

«Велосипед». 

Малыш лежит на спине, а мама берет ножки малыша в свои руки выше голеностопа и совершайте движения, характерные для езды на велосипеде.

«Топтыжка»

Берете малыша под мышки так, чтобы ножками он упирался в поверхность стола. Ребенок будет делать своеобразные шажки.

«Лыжник»

Ножки ребенка держим в руках и поочередно сгибаем их вверх вниз.

«Самолетик»

Ручки ребенка сгибаем к его груди и разгибаем их вытягивая.

«Приседания»

Это упражнение нужно выполнять, когда ножки ребенка окрепнут. И всего два раза, через неделю можно добавлять еще раз.

Список упражнений для детей с 4-х до 6 месяцев:

В этом возрасте много внимания уделяется гимнастике через массаж, т.к. мышцы малыша крепнут, и он более осознанно воспринимает мамины прикосновения.

  • Поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног
  • Массаж ног
  • Массаж стоп и рефлекторный массаж
  • Массаж рук
  • Массаж груди
  • Круговые движения руками
  • Скрещивание рук на груди
  • Массаж спины и ягодиц
  • Поворот со спинки на живот и обратно

 Список упражнений для детей с 6-9 месяцев:

  • Круговые движения руками.
  • Подъемы выпрямленных ног.
  • Отведение плеч назад со сведением лопаток.
  • Присаживание при потягивании за согнутые в локтях руки.
  • Приподнимание ребенка на ноги при поддержке за кисти рук.
  • Ползание

Список упражнений для детей с 9-ти месяцев до 1 года:

Дети этого возраста уже начинают хорошо стоять, передвигаться с помощью опоры, ходить без помощи, приседать и выпрямляться. Они понимают вашу речь, поэтому гимнастику нужно сопровождать словами.

  • Круговые движения руками.
  • Приподнимание выпрямленных ног.
  • Вставание на ноги из положения лежа на животе.
  • Наклон и выпрямление туловища.
  • Сгибание и разгибание рук.
  • Ходьба за каталкой.

Также сейчас очень популярны занятия с грудничками на фитболе – это возможность физически развивать малышей с самого раннего возраста. Его также можно использовать для упражнений остальным членам семьи. Педиатры рекомендуют молодым мамам с самых первых месяцев жизни ребёнка использовать его не только для укачиваний, но и для гимнастики.

Развивайте своего ребенка и будьте уверены: ему это понравится!

Занимайтесь регулярно, и малыш вырастет здоровым и сильным, прямо как папа.

Упражнение «Цифры и ассоциации»

Возраст: от 5 лет ‍Что развивает: память, образное мышление.

Выпишите на лист бумаги цифры от 0 до 9. Попросите ребёнка придумать ассоциации к каждой цифре. Например, 8 — снеговик, 6 — дедушка, 1 — крючок, 9 — бабушка.

Потренируйте каждую ассоциацию. Называйте ребёнку цифру, а он в ответ — свою ассоциацию. Важно привязать образ к каждой цифре.

Затем называйте по несколько цифр сразу. А ребёнок должен сложить образы каждой цифры в ситуацию. Например, 861 — снеговик в виде дедушки попался на крючок. Чем абсурдней и ярче ситуация, тем лучше.

А затем подключайте даты жизни известных личностей или важных исторических событий. Например, 988 — крещение Руси, а значит, бабушка танцует с двумя снеговиками.  

Упражнение «Таблица Шульте» 

Возраст: от 7 лет ‍Что развивает: периферическое зрение, наблюдательность и внимательность.

Упражнение для развития памяти «Таблица Шульте» — это таблица из квадратов, в которые в случайном порядке занесены цифры от 1 до 25. Нужно взглядом по порядку находить и собирать цифры. Чем быстрее ребёнок справится, тем лучше.

Таблицы можно составлять для ребёнка самостоятельно — просто расчертить лист бумаги — или скачать наш вариант. 

Упражнение «Пять спичек» 

Возраст: от 7 лет ‍Что развивает: внимательность, образное мышление. 

Для этой игры для развития памяти понадобятся десять спичек и две разные поверхности. Например, обеденный стол в кухне и столешница около плиты.

Ребёнок должен взять пять спичек и бросить их на стол случайным образом. Затем запомнить, как легли все спички, отвернуться к другой поверхности и воспроизвести картинку при помощи оставшихся пяти спичек.  

Упражнение «Что вокруг»

Возраст: от 5 лет ‍Что развивает: внимательность.

Для развития памяти и внимания у детей нужно научить ребёнка подмечать детали. Попросите его закрыть глаза и перечислить всё, что находится в комнате, — расположение мебели, элементы декора, оттенок ковра. Спросите, какой цвет волос или глаз был у учительницы. Или сколько раз по дороге в магазин встретилась кошка. Наблюдательность — это ещё и крутой социальный навык. 

Упражнение «Спидкубинг»

Возраст: от 7 лет ‍Что развивает: стратегическое мышление, мелкую моторику, реакцию.  

Спидкубинг — это сборка кубика Рубика на скорость. Такую тренировку на развитие памяти использует Дима Якинто, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда». При сборке необходимо просчитывать последовательность действий и запоминать алгоритмы. Новички держат в голове около восьми комбинаций, профессионалы — до 200. Стихи и школьные формулы после кубика Рубика — просто легкотня.

Упражнение «Чертоги разума» 

Возраст: от 7 лет ‍Что развивает: образное мышление, внимательность, логику. 

Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.

Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку. 

Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Шпаргалка: что ещё полезно для памяти

  • Предложите ребёнку читать вслух, когда нужно что-то выучить. Это помогает сосредоточиться на материале и запомнить его. Чтение вслух должно быть выразительным и эмоциональным. Через эмоции память работает гораздо лучше. 
  • Следите за сном ребёнка. Согласно некоторым исследованиям канадских и американских учёных, одна из особенностей развития памяти у детей — при недосыпе работа мозга может ухудшаться. Если часто не высыпаться, информация влетает в одно ухо и вылетает из другого. 
  • Посоветуйте ребёнку задействовать руку, которая не является основной. Например, правши могут начать чистить зубы левой рукой. Левши — взять ложку в правую. Лишь небольшой процент населения земного шара одинаково владеет обеими руками, а это отличная тренировка мозга.

Для малыша в возрасте от 1 года до 3 лет самая эффективная форма проведения гимнастики, как и любого вида деятельности, конечно же, игра!

Сначала это будут простые и интересные задания: подойди ко мне и посмотри, что я спрятала в руке, под подушкой, за спиной, за креслом. Кроха, пока ищет любимую игрушку, будет преодолевать препятствия, расположенные на его пути. Препятствием может быть низкий столик, под которым надо проползти, или подушка, через которую необходимо перелезть, чтобы добраться до Вас.

Гимнастика для малыша должна быть увлекательным занятием, ни в коем случае не заставляйте его делать упражнения без желания. Упражнения хорошо сопровождать музыкой, чтобы было веселее.  Продолжительность занятия 10 – 12 минут, ведь детки раннего возраста быстро утомляются. Проводить занятия можно каждый день или через день, сразу после дневного сна или через 30 – 40 минут после завтрака. Во время выполнения упражнений ребенок должен дышать носом и не задерживать дыхание, проследите за этим.

Для проведения гимнастики оденьте малыша в свободную легкую одежду из натуральных тканей, на ногах оставьте только носочки. Комната, где вы занимаетесь должна быть хорошо проветрена (зимой) и открыта форточка (летом).

Приготовьте все необходимое: любимые игрушки, большой мяч, палка или доска, коврик, ящик.

Итак, все у нас готово можно приступать к гимнастике для малыша. Из предложенного комплекса упражнений Вы можете выбрать именно те, которые понравятся Вам и вашему ребенку.

1.  Работаем над ходьбой.

Ребенок стоит на полу, держась за мебель, а Вы недалеко от него и держите в руках яркую игрушку. Поманите малыша игрушкой, если он уже научился ходить то, меняйте направление ходьбы ребенка, отводя игрушку то в одну, то в другую сторону. Так Вы улучшаете его ориентацию в пространстве.

Ходим по «узкой дорожке».

На полу обозначьте палочками (веревочками, мелом, либо узор ковра) дорожку шириной 30 см. Ориентируясь на успехи ребенка, постепенно сужайте дорожку до 20 – 10 см.

Ребенок должен самостоятельно пройти по дорожке, сохраняя равновесие. Обратите внимание на положение стоп малыша при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят.

Ходим по наклонной поверхности (с поддержкой).

Потребуется гимнастическая скамейка или доска, которую необходимо укрепить так, чтобы один конец был приподнят на высоту 20 -25 см. Ребенок с Вашей помощью должен пройти вверх по доске, и обратно в низ.

Ходим боком.

Покажите малышу, как ходить боком мелкими приставными шажками. Научите его ходить в обе стороны и в левую, и в правую. Ходить можно сначала по полу, потом усложните задачу, пусть малыш пройдет по доске, или гимнастической скамейке.

Ходим и бегаем в различном темпе.

Сначала подготовим ребенка к заданию. Усадите его перед собой и попросите показать Вам ножки. Когда малыш это сделает – скажите: «У тебя ножки маленькие, но бегают они быстро!

Маленькие ножки бежали по дорожке!

—>

А у слоника – большие ноги, и ходит он медленно.

Большие ноги шли по дороге!»

Теперь предложите ребенку поиграть – покажите, как ходит он легко и быстро, и как ходит слон: тяжело и медленно. Малыш с удовольствием будет ходить, и бегать в соответствии со словами и ритмами припевок.

Перешагиваем препятствие.

Покажите малышу, как ходить, высоко поднимая ноги, приговаривая:

До чего трава высОка,

То крапива, то осока,

Поднимай повыше ноги,

ведь идешь не по дороге!

Теперь предложите крохе перешагнуть через высокий предмет (10 – 15 см). Постепенно упражнение усложняйте, размещая на полу несколько препятствий.

Игра «по ровненькой дорожке»

«По ровненькой дорожке

Бежали наши ножки. (кроха идет обычным шагом)

По камешкам, по камешкам  (перешагивает через воображаемые камешки, высоко поднимая ноги)

И в ямку за товарищем.» (приседает)

Затем встает и снова идет:

«Встали мы на ножки

на ровненькой дорожке»

2.   Упражнения на развитие чувства равновесия

Раскачиваемся

Качайте малыша на качелях, игрушечных лошадках-качелях. На улице качайте ребенка на качелях и каруселях. Такая игра поможет малышу учиться держать равновесие.

Пускаем мяч с горки

На прогулке предложите малышу забраться на невысокую горку, скатить с нее мяч и догнать его.

Залезаем на предмет (ящик, диван)

Сначала попросите малыша залезть на ящик высотой 10 – 15 см, а потом и на диван высотой 40 см. для этого задания подойдет игра: «Найди зайку». Спрячьте игрушку за спинку дивана, но так чтобы ее было видно ребенку. «Где зайка?» Увидев его, малыш радостно будет пытаться залезть на диван. Если диван высокий, положите перед ним подушку или коробку.

3.  Упражнения в лазанье

Как только малыш научиться залезать на диваны и кресла, можно в квартире установить небольшую шведскую стенку или лесенку. Полезно учить ребенка залазить и слазить по такой лестнице.

Пролезаем в окошко

Держите обруч, через него ребенку должна быть видна игрушка, привлекающая его внимание. Малыш пролезает через обруч и выпрямляется.

Перелазим через скамейку

Задача упражнения научить ребенка правильно перелазить через скамейку. Малыш встает к скамейке боком, опирается на нее руками и перелезает. Упражнение повторяйте по нескольку раз в обе стороны.

4.  Упражнения в ползании

Некоторые детки не ползают на первом году жизни, если Ваш малыш к ним относиться, то самое время научить его ползать. Такое упражнение хорошо укрепляет мышцы всего тела, ног, рук, развивает координацию движений.

Игра: «Собачка, бычок, козлик»

Пусть малыш ползает на четвереньках подражая собаке. Потом ползает также, но при этом бодается как бычок и произносит «Му-му». Затем, передвигается мелкими шажками, подражая козлику, и произносит «Ме-ме!»

Ползаем по скамейке

Задача ребенка проползти по скамейке, а Ваша его подстраховывать.

Проползаем под препятствием (низким столиком, стулом, палкой)

Препятствие должно быть на высоте 30 – 50 см.

5.  Общеукрепляющие упражнения

Упражнения для плечевого пояса и рук

Бабочка

Ребенок стоит, опустив руки вдоль тела. Затем, поднимает руки в стороны и помахивает кистями – бабочка порхает. Можно походить по комнате – бабочка летает.

Далее малыш сгибает руки и касается пальцами плеч – бабочка сложила крылышки.

Покажи ладошки

Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, ступни параллельно друг другу, ручки опущены. Попросите его: «Покажи ладошки!» — ребенок вытягивает руки вперед ладонями вверх. А теперь «Спрячь ладошки!» — малыш прячет ручки за спину.

Часы

Исходное положение, такое же, как в предыдущем упражнении. Затем, малыш начинает размахивать руками назад – «тик», и вперед  — «так!»

Смотай клубок

Малыш стоит прямо, ноги слегка расставлены. Руки сгибает перед грудью, пальца собраны в кулак. Совершаем круговые движения кистями, как будто наматываем нитки на клубок.

Вырасти большим!

Малыш стоит прямо, ноги слегка расставлены, руки вдоль тела. Затем, он поднимает руки вверх и тянется.

Колесо

Упражнение выполняется точно так же, как «часы», но движения руками круговые.

Самолет

Малыш стоит, расставив ноги на ширине плеч. Разводит руки в стороны, как крылья у самолета и совершает наклоны в стороны. При этом руки делают большие махи.

Помоги маме — подмести пол

Ребенок ходит по комнате немного наклонившись вперед и размахивает руками, как будто подметает пол. А можно дать ему веник и он с радостью покажет, как надо подметать пол!

Паровозик

Кроха бегает по комнате и делает согнутыми в локтях руками круговые движения вперед-назад. При этом приговаривает: «Чух-чух-чух!»

Напилим дрова

Сядьте с малышом на пол лицом друг к другу и возьмитесь за руки, одна рука впереди. Попеременно разгибайте руки, приговаривая «вжик — вжик».

Упражнения для ног

Приседание (с обручем)

Возьмитесь с ребенком за обруч и по команде сели приседайте, не отпуская обруч.

Подними игрушку

Положите несколько игрушек в разных концах комнаты. Попросите ребенка присесть или нагнуться, чтобы поднять игрушки.

Покачай ногой

Малыш стоит у стула, держась за него одной рукой. Дальней от стула ногой покачивает вперед – назад. Повторяет упражнение другой ногой.

Догонялки

Ребенок бегает по комнате, а Вы его ловите. Потом наоборот.

Цветочки распустились

Расскажите малышу, что ночью некоторые цветочки закрываются, а утром, после восхода солнышка – раскрываются. Суть игры: когда Вы говорите «ночь» — малыш изображает, как цветочек закрылся, т.е. приседает и сворачивает листики (руки). Когда Вы произносите «день» — цветочек распускается, т.е. кроха встает и распускает лепестки.

Упражнения для туловища

Поднимаем ноги

Положите ребенка на спину и держите над его ногами палку. Малыш должен поднять прямые ноги и дотронутся ими до палки.

Наклоняемся с прямыми ногами

Сначала Вам следует помочь малышу выполнять упражнение. Поставьте его спиной к себе, попросите нагнуться и поднять игрушку. Сами держите его ноги за колени, не давая им сгибаться.

Потом ребенок сможет нагибаться сам, не сгибая колени.

Велосипед

Лежа на спине, ребенок сгибает и разгибает ноги, имитируя езду на велосипеде.

Присаживание

Исходное положение лежа на спине. Придерживайте малышу ноги и попросите его сесть. Сначала можно ему помогать, придерживая то за одну, то за другую руку.

Напряженное выгибание («Возьми игрушку с пола»)

Вы садитесь на стул, на колени лицом вниз укладываете ребенка так, чтобы его грудь и плечи были на весу. Теперь малыш должен наклониться вперед, поднять с пола игрушку и вернуться в исходное положение. Придерживайте его за ноги.

Теперь положите ребенка спиной вниз, его задача также поднять игрушку, но выгибаясь назад, потом вернуться в исходное положение.

Упражнение достаточно трудное, поэтому достаточно 1-2 наклонов в каждую сторону.

Ежик

Ребенок лежит на спине, после Ваших слов:

«Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог» — он должен обхватить руками колени и прижать согнутые ноги к груди.

«Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся» — малыш снова ложится на спину, руки выпрямлены, потягивается.

Повороты в стороны

Кроха стоит на коленях, попросите его брать игрушки с одной стороны от себя и перекладывать на другую.

Ласточка

Лежа на спине с разведенными руками, ребенок слегка прогибается назад, при этом поднимает голову и руки.

Рыбка

Малыш лежит на спине, руки согнуты под грудью. Выпрямляя руки, он прогибается назад.

Кошечка

Стоя на четвереньках, ребенок попеременно выгибает спину вверх, голова при этом опущена и прогибает спину, потягиваясь.

Бревнышко

Ребенок ложиться на спину и вытягивается в одну струну, т.е. руки подняты вверх. Таким бревнышком необходимо перевернуться на живот, и обратно не сгибая ни рук, ни ног.

Тачка

Ребенок стоит на четвереньках, Вы аккуратно берете его за ноги, ноги должны быть прямыми. Малыш передвигается на прямых руках, получилась тачка.

Упражнения с мячом

Упражнения с мячом прекрасно развивают ловкость рук и общую моторику.

Катание мяча

Садитесь с малышом на пол друг напротив друга, ноги широко разведите. Катайте мяч друг другу в любом направлении.

Бросание мяча

Ребенок стоит и держит мяч двумя руками, задайте ему направление, куда бросать мяч. Бросать также можно в какую-то цель.

Посмотрите еще больше игр с мячом для малышей!

С уважением, Светлана!

—> Категории: Развивающие игры

Фитбол-гимнастика для малышей

В отделении раннего вмешательства центра «Здоровье» в рамках проекта «Шаг навстречу» проводятся занятия по фитбол-гимнастике. Комплекс упражнений для детей от рождения до трех лет разработала инструктор-методист ЛФК Александра Грабовская. Выполнять такие упражнения можно дома, следуя предложенным рекомендациям.

Упражнения на фитболе для детей от 0-12 месяцев (скачать документ)

  1. Покачивания на животике.

Кладем малыша на фитбол лицом вниз, ручки разводим в стороны, ножки держим вместе. Выполняем плавные покачивания вперед-назад, вправо-влево, круговые движения по часовой стрелке и против. После кладем свои руки на ягодицы ребенка и слегка надавливаем, заставляя мяч пружинить под телом малыша. Эти движения можно также выполнять вперед-назад и вправо-влево

(по 10 раз).

  1. Покачивания на спинке.

Кладем малыша на фитбол лицом вверх, ручки складываем вдоль туловища, ножки держим вместе. Выполняем плавные покачивания вперед-назад, вправо-влево, круговые движения по часовой стрелке и против. Затем кладем свои руки на таз малыша и начинаем легонько надавливать, заставляя мяч пружинить под его телом. Такие пружинящие движения можно выполнять вперед-назад и вправо-влево (по 10 раз).

  1. Толкаем мяч.

Кладем ребенка на спинку и подносим фитбол к его стопам. Малыш выпрямляет ножки и отталкивает мяч от себя (по 10-20 раз).

  1. Разминаем тазобедренный сустав.

Малыша кладем на фитбол лицом вверх, одна ножка прямая, вторую берем за колено и выполняем круговые движения в тазобедренном суставе по часовой стрелке и против. То же самое выполняем с другой ножкой

(по 10 раз каждой ногой).

  1. Учимся ползать.

Кладем малыша на фитбол лицом вниз, руки в стороны, одна ножка выпрямлена, другую берем за колено и тянем к руке. То же самое выполняем с другой ножкой (по 10 раз каждой ногой).

  1. Поплыли.

Кладем малыша на фитбол лицом вниз, фиксируем прямые ножки, а руками выполняем движения, имитирующие плавание (по 10 раз). Во время упражнения важно следить за положением головы, если она повернута вправо, то нужно повернуть ее влево, чтобы избежать появления кривошеи. 

  1. Прыжки.

Фиксируем фитбол на полу, чтобы он не укатился, ребенка придерживаем за подмышки и вертикально опускаем на мяч, имитируя прыжки на батуте

 (по 10-20 раз).

  1. Качаем пресс.

Кладем малыша на фитбол лицом вверх, ножки фиксируем. Придерживая за ручки, поднимаем ребенка до положения сидя и кладем обратно (по 10 раз).

  1. Покачивания на руках.

Укладываем малыша на мяч лицом вниз, его ручки ставим в упор перед грудью, ножки прямые, зафиксированы на мяче. Выполняем покачивания вперед-назад, вправо-влево (по 10 раз).

  1. Учимся стоять.

Зафиксировав фитбол, ставим малыша на пол и кладем его ручки на мяч. Даем постоять 1 минуту.

Упражнения на фитболе для детей от 1 года до 2 лет

  1. Похлопаем мячик.

Фиксируем фитбол и садим на него ребенка, придерживая за область бедер. Открытой ладошкой ребенок хлопает по мячу (10-20 раз). Затем малыша можно приподнять на руках перед мячом, пусть он дотянется до него и снова похлопает из этого положения.

  1. Прыжки на мяче.

Фиксируем мяч между своих ног или между ногами и опорой. Держим ребенка за корпус и показываем, как пружинит мяч. Приподнимаем ребенка немного вверх, совершая прыжки. Сначала это просто прыжки вверх-вниз

(около 10-20 раз), а затем начинаем поворачивать малыша при прыжках вправо и влево.

  1. «Как на лошадке».

Садим малыша на фитбол. Ритмично пружиним мяч, придерживая ребенка за бедра. Затем начинаем покачивать мяч вправо-влево, вперед-назад. После начинаем двигать фитбол по кругу по часовой стрелке, затем против

 (по 10 раз в каждом направлении).

  1. «Бум-бум»

Ребенка садим на фитбол, барабаним его прямыми ножками по мячу. Сначала выполняйте движение за малыша, потом он будет стучать сам.

  1. «Дотянись».

На пол ставим несколько игрушек, ребенка кладем на фитбол лицом вниз. Придерживая его за бедра, катим мяч вперед так, чтобы ребенок дотянулся и взял игрушку (по 10 раз).

  1.  «Самолетик».

Кладем ребенка на фитбол лицом вниз, ножки фиксируем, вкладываем в его ладошки свои большие пальцы и разводим руки ребенка в стороны, выдвигая вперед корпус тела. Малыш должен прогнуть спинку и удерживать равновесие тела. Задержитесь в таком положении несколько секунд (10 раз).

  1. Растягиваем спинку.

Кладем малыша на фитбол лицом вверх. Берем его за ручки в области запястий. Откатываем мяч от себя, ручки малыша прижимаем к мячу над головой (10-20 покачиваний).

  1. Качаемся на спинке.

Ребенка кладем на фитбол лицом вверх. Сначала выполняем пружинящие покачивания, затем движения вправо-влево, вперед-назад, вращения по часовой стрелке и против (по 10 раз). Придерживаем малыша в области таза или в верхней части бедер.

  1. «Дотянись» на спинке.

На пол ставим несколько игрушек, ребенка кладем на фитбол лицом вверх. Придерживая малыша за бедра, катим мяч вперед так, чтобы ребенок дотянулся и взял игрушку (по 10 раз).

  1.  «Боком».

Удерживаем ребенка за левую ручку и левую ножку. Правым боком совершаем прокаты на фитболе вперед-назад. Затем меняем положение

(по 10 раз).

Упражнения на фитболе для детей от 2-3 лет

  1. Мяч нужно зафиксировать между ногами взрослого и опорой. Ребенка ставим на фитбол. Придерживая его за руки, выполняем прыжки, как на батуте

(1-2 минуты).

  1. Ребенок лежит на мяче лицом вниз, руки в упоре перед грудью, ноги зафиксированы. Малыш должен выполнить сгибание и разгибание рук (10 раз).
  2. Ребенок встает на четвереньки перед мячом и толкает его головой, не касаясь руками. Так можно передвигаться от одной стены до другой.

4. Ребенок сидит на мяче среднего размера. Поддерживаем его за руки. Малыш должен выполнять прыжки вверх-вниз, вправо-влево (по 10 раз).

  1. Ребенок лежит на фитболе лицом вниз, руки прижаты к мячу. Малыш поднимает прямую ногу вверх, затем опускает. То же самое другой ногой

(по 10 раз каждой ногой).

  1. Ребенок сидит на полу, ладони лежат на мяче. Малыш откатывает мяч вперед и тянется за ним, не отрывая ладоней и не сгибая колени (10 раз).
  2. Ребенок сидит на мяче, ноги твердо стоят на полу. Над головой ребенка держим игрушку так, чтобы он смог дотянуться до нее прямыми руками

(1 минуту).

8. Ребенок как можно сильнее отталкивает мяч от себя и бежит его догонять

 (1 минута).

9. Малыш лежит на мяче лицом вверх, ноги зафиксированы. Придерживаем его за бедра. Ребенок поднимает туловище и садится на мяч (10 раз).

  1. Малыш стоит около мяча и барабанит по нему ладонями (1 минута).
  • Назад
  • Вперед
  • Вы здесь:  
  • Главная image
  • Статьи image
  • Школа для родителей image
  • Мастер-класс в технике Оригами «Журавлик с машущими крыльями»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий