Конспект коррекционно – развивающего занятия по развитию эмоциональной сферы. Тема:«Мои эмоции и чувства».

Учить детей распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет.

✳ «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»( с 5 лет )

Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу. В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия! ✳ «ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ. КТО…» ( с 5 лет ) Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства. Ведущий дает задание: «Встаньте все те, кто … — любит бегать,- радуется хорошей погоде, — имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д. При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры: — Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д. Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): — Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа» ——————————————————————————————————————- № 17 «ОПИШИ ДРУГА» ( с 5 лет ) Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства. Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен. ——————————————————————————————————————- ✳ № 18 «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»( с 5 лет ) Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения. ________________________________________________________________________ ✳ № 19 « КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?» ( с 5 лет ) Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого. Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет. ——————————————————————————————————————- № 20 «МОЕ НАСТРОЕНИЕ» ( с 5 лет ) Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии. Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении — все зависит от фантазии и желания ребенка. ——————————————————————————————————————- ✳ № 21 «ПОДАРОК НА ВСЕХ (ЦВЕТИК — СЕМИЦВЕТИК)»( с 5 лет ) Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Детям дается задание: „Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?“ Или: „Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?“ Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы… В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех. ——————————————————————————————————————- ✳ № 22 «ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА» ( с 5 лет ) Цель: развитие анализа и самоанализа. Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа: — Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести? В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например: — Помогай друзьям. — Делись с ними, учись играть и заниматься вместе. — Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав. — Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно. — Не завидуй. — Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись. — Спокойно принимай советы и помощь других ребят. — Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему. — Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз. ________________________________________________________________________ ✳ № 23 «ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ»( с 5 лет ) Цель: прочувствование различных позиций в общении. Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: „Мое любимое животное“, „Мой самый радостный день в прошлом месяце“ и пр. Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор. После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему? ——————————————————————————————————————- ✳ № 24 «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ» ( с 5 лет ) Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение. Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): — Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки» — Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки. — Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями. Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше? ——————————————————————————————————————- ✳ № 25 «ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ» ( с 5 лет ) Вводная беседа. Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать. — Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели? — Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека). — Почему эти средства понимания мы можем назвать „волшебными“? — Можем ли мы с вами применять эти „волшебные“ средства, когда? ——————————————————————————————————————- ✳ № 26 «ЛИЦА»( с 5 лет ) Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица. Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски: -радость,- удивление,- интерес, — гнев, злость, -страх,- стыд, — презрение, -отвращение, Задача детей определить, какое чувство выражает маска. ____________________________________________________________________________ ✳ № 27 «МАСКИ» ( с 5 лет ) Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций. Каждому из участников дается задание — выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление… Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник. ______________________________________________________________________ ✳ № 28 «РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»( с 5 лет ) Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение „волшебных “ средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. Воспользовавшись „волшебными“ средствами понимания, дети должны помочь: 1) плачущему ребенку, он потерял мячик; 2) мама пришла с работы, она очень устала; 3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама; 4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку; 5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию… Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание. ——————————————————————————————————————- ✳ № 29 «РИСОВАНИЕ»( с 5 лет ) Цель: развитие эмпатии, творческого воображения. Детям дается задание: „Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания.“ Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю вручается грамота. —————————————————————————————————————— ✳ № 30 «ХУДОЖНИК СЛОВА» ( с 5 лет ) Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей. Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет — его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека. Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т.д.) ——————————————————————————————————————- ✳ № 31 «СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»( с 5 лет ) Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии. Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: „Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен.“ Подарок можно описать словами или показать жестами. _________________________________________________________________________ ✳ № 32 «ИГРУШКА» ( с 5 лет ) Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать. Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары — обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно: при выполнении этого упражнения ребенку — хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

Я радуюсь, грущу, удивляюсь… Развитие эмоциональной сферы детей.Купить книги для педагогов и родителей>> image Embrace, SisterBeBe (автокресло, фиолетовый, 9-36 кг, IsoFIX, JM01)6 100 руб. 6 740 руб. image Embrace, SisterBeBe (автокресло, тиффани, 9-36 кг, IsoFIX, JM01)6 100 руб. 6 740 руб. САРМАТ Амага робот, Ларт (электронный конструктор, на основе контроллера Arduino)4 200 руб. 4 650 руб. Интерактивный стол, Kiddieland (развивающая игрушка)3 340 руб. 3 700 руб. Bombus, Labeille (комплект в кроватку, 6 предметов, 5973)2 950 руб. 3 270 руб. Домик для кукол Замок Принцессы, Нордпласт (игровой набор, 1 этаж)2 770 руб. 3 080 руб. Архитектор, МагМастер (магнитный конструктор, 36 деталей)2 240 руб. 2 490 руб. Конфетти, Сонный гномик (комплект постельных принадлежностей в круглую кроватку, голубой, 414-12/1)2 100 руб. 2 340 руб. Кантри, Сонный гномик (бортик для детской кроватки, бежевый, 117-11/4)2 080 руб. 2 320 руб. Круизер, МагМастер (магнитный конструктор, 32 детали)2 060 руб. 2 290 руб. Зоопарк, МагМастер (магнитный конструктор, 36 деталей)2 010 руб. 2 240 руб. Кукла Еви, Домик на дереве, Simba (игровой набор)1 890 руб. 2 110 руб. Дом Коллекция, Огонек (игровой набор)1 860 руб. 2 080 руб. Пупсик, 20 см, Asi (кукла, арт 2110005)1 750 руб. 1 960 руб. Оленята, Сонный гномик (комплект постельных принадлежностей для детской кроватки, бежевый, 427-10/4)1 730 руб. 1 930 руб. Машины с мотором, Engino (пластмассовый конструктор, серия ECO BUILDS)1 700 руб. 1 900 руб. Мишка Рони, Maxitoys (мягкая игрушка, 70 см, MT-TS031210-70 S)1 700 руб. 1 900 руб. Мега вызов, Piatnik (настольная игра)1 670 руб. 1 870 руб. 10 Smart Numbers, Marbotic (пособие для изучения цифр, SN15)1 500 руб. 1 690 руб. Фантазия, МагМастер (магнитный конструктор, 26 деталей)1 410 руб. 1 580 руб.‹› Содержание

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос умным, интеллигентным, воспитанным, умел найти общий язык с окружающими и многого добился в жизни. Мамы и папы развивают у детей умственные и физические способности, начиная с раннего детства, в надежде, что это поможет им в будущем построить счастливую жизнь. Но интеллектуальные достижения не являются гарантией того, что в дальнейшем человек будет иметь успех в общении, дружбе, семейных отношениях.

К чему может привести неумение выражать эмоции

Если научиться распознавать свои эмоции и управлять ими, можно добиться больших успехов в социальном аспекте. Умение общаться с людьми очень важно для построения отношений и развития гармоничной личности, но интеллект здесь не играет основополагающей роли. Если не развивать эмоциональные способности, человеку во взрослой жизни будет сложно оценить различные ситуации и принять верное для себя решение. Таким людям тяжело отказаться от «хочу» в пользу «надо». Тем, кто с детства не научился контролировать свои эмоции и управлять ими, тяжело заниматься рутинной, однообразной работой. Они не умеют себя контролировать в стрессовых ситуациях, часто выплескивают негатив и агрессию на окружающих. Могут возникнуть проблемы с выражением собственных желаний, с окружающими будет сложно найти общий язык.

Становление личности и характера начинается в самом раннем детстве, поэтому родители должны научить детей распознавать свои эмоции и контролировать их.

Как распознать свои подлинные эмоции

Эмоциональный интеллект – это умение распознавать, какие эмоции человек ощущает в конкретный момент. Проблема распознавания своих эмоциональных ощущений, на самом деле, очень серьезная, особенно в нашей стране, где до сих пор у многих осталась советская привычка держать все переживания в себе. Связано это с тем, что взрослые стараются скрыть свои эмоции, а дети перенимают поведение родителей.

Обратите внимание, как часто маленькому мальчику, который расстраивается и плачем, родители говорят: «Ты же мужчина, тебе нельзя плакать!».

Тем самым взрослые подавляют эмоции в малыше, и в следующий раз, вместо того, чтобы выплеснуть обиду или злость наружу, он будет терпеть и сдерживаться. Ребенок должен понимать, какие эмоции он переживает, чтобы научиться ими управлять. Например, малыш не может справиться со злостью – он ломает игрушки, кидает книги, кричит и закатывает истерики. И происходит это не потому, что маленький человек растет с плохим характером. Он просто не понимает, что в данный момент злится.

Родители должны показать детям, каким богатым может быть мир эмоций, переживаний и ощущений. Все люди испытывают в разные периоды своей жизни целую палитру эмоций:

  • радость;
  • разочарование;
  • обиду;
  • грусть;
  • злость;
  • умиление, и т.д.

Ребенку нужно демонстрировать с помощью наглядных примеров, какими могут быть мимика и жесты, когда кто-то испытывает ту или иную эмоцию. На помощь придут мультфильмы, книги с иллюстрациями, поведение других людей, за которым можно понаблюдать и проанализировать вместе с малышом, что чувствует этот человек в данный момент.

– Посмотри, дядя нахмурил брови, а лицо у него рассерженное. Как ты думаешь, он злится?

– Эта девочка идет и улыбается, как считаешь, она испытывает радость?

Для ребенка очень важно получить искреннее сочувствие родителей, понять, что они переживают с ним его собственные эмоции. Например, малыш потерял свою любимую игрушку. Не стоит говорить: «Ничего страшного, у тебя ведь много мягких игрушек, выбери другую», «Пойдем в магазин, купим тебе нового зайца». Ребенку нужно пережить эмоцию, поэтому бросаться решать проблему взрослым точно не нужно, так же как игнорировать ее.

Маленький человек плачет, значит, есть причина его слез. Задача взрослых – посочувствовать, успокоить, обнять, выслушать, чтобы в следующий раз дочь или сын пришли за помощью именно к вам, родителям. Таким образом формируются доверительные отношения между мамой/папой и детьми.

Нужно уметь слушать ребенка, это очень важно. Задавайте ему наводящие вопросы, уточняйте, правильно ли его поняли, стройте конструктивный диалог, спрашивайте, что он чувствует в данный момент. Родителям нужно показать, насколько глубоко они сопереживают сыну или дочери. Ребенок имеет право на свои эмоции – вот что должны усвоить родители в первую очередь.

– Я вижу, что тебе очень обидно, дорогой. Это действительно может обидеть, и я понимаю тебя, родной.

Способы развития эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект развивается с помощью совместного творчества. Вместе с малышом лепите, рисуйте, делайте различные поделки, вовлекая в процесс эмоции: ежик из пластилина улыбается, потому что нашел яблочко, нарисованная девочка плачет, потому что потеряла мячик, и т.д. Пускай ребенок изобразит злую кошку. Следующим этапом может быть изучение оттенков эмоции: разъяренная кошка, сердитая, негодующая.

Помогает в распознании эмоций совместное чтение книг. Обсуждайте прочитанное, задавайте наводящие вопросы, внимательно слушайте ответы малыша, уточняйте, что, по мнению сына или дочери, чувствует главный герой книги. Обратите внимание на произведение В. Шиманских «Что такое эмоции и как с ними дружить». Главные герои книги – забавные Монсики, смешные существа, которые научат ребят, как справляться с различными эмоциями: злостью, гневом, разочарованием, безмерной радостью, волнением, яростью, обидой, страхом и т.д.

Ребенок должен уметь проговаривать свои эмоции, чтобы взрослые смогли его услышать и понять. Малыш обращается к самым близким людям, своим родителям, когда переживает сильные жизненные ситуации. Возможно, он боится предстоящего экзамена, испытывает страх перед обидчиком, пугается темноты. Важно научить маленького человека проговаривать то, что он чувствует, чтобы в будущем ему не пришлось применять физическую силу в непонятной ситуации. Пока мальчик или девочка проговорят свою эмоцию, выслушают мнение взрослых, вместе найдут решение проблемы, они остынут и смогут спокойно найти выход из ситуации.

Можно попереживать и ничего не предпринять или принять какое-то решение. Но ребенок должен четко понимать, что у него есть время на то, чтобы распознать свое чувство и подумать, что предпринять в создавшейся ситуации. Родители при этом должны быть рядом, вместе пережить эмоцию малыша и просто посочувствовать – для маленьких и больших детей это очень важно.

Чаще хвалите сыновей и дочерей, говорите, какие они молодцы, как вы гордитесь ими. Критикуйте не ребенка, а его поведение. И не забывайте следить за собой, ведь если взрослые недовольны своей жизнью, ребенок обязательно будет копировать ваше поведение. Учите детей радоваться каждой минуте, чаще улыбайтесь, получайте позитивные эмоции из любой мелочи. Все, что происходит вокруг, должно доставлять радость, а не разочарование.

Игры на изучение эмоционального выражения

Дети познают мир посредством игр и развлечений. Что могут предложить родители:

  1. Вырежьте фигурки, на лицах которых будет изображена какая-то эмоция: злость, радость, обида, страх. Расскажите ребенку, что переживает каждый персонаж: фигурка плачет, она расстроена, или она злится на кого-то, радуется, и т.д.
  2. Привычная игра с мягкими игрушками или куклами может превратиться в ролевую игру, если добавить в нее эмоции.
  3. Пускай в игрушечный мир ворвется злобный персонаж, и тогда мишки, зайки, собачки будут переживать, волноваться, прятаться, пытаться сделать отрицательную игрушку доброй.
  4. Покажите без слов радость, злость, обиду, гнев. Пускай дочь или сын угадают, какую эмоцию вы показываете.

Если ребенок вот-вот устроит истерику, предложите ему немного потанцевать или побегать. Если захочет поплакать, сделайте с ним вместе несколько глубоких вдохов-выдохов. Будьте рядом и помогайте малышу справиться со своими эмоциями, чтобы в дальнейшем ему было проще разобраться со своими чувствами и принимать верные решения, а не прятаться в себя или решать проблемы с помощью физической силы.

Подписывайся Detki.guru в Telegram

03 сентября 2020

Эмоции — это наша реакция на происходящие вокруг нас события.

Существует большое количество эмоций: радость, удивление, интерес, печаль, злость, страх, отвращение, презрение, обида и т.д., и каждая из них что-то символизирует сама по себе. Радость – дает нам внутреннее чувство удовлетворения, Страх – является сигналом об опасности и т.д.

В отличие от чувств, которые как правила, мы испытываем к кому либо или чему- либо, эмоции возникают по отношению к какому либо событию в жизни. На протяжении дня человек может испытать целый калейдоскоп эмоций, они могут меняться достаточно быстро и проявляться с разной степенью интенсивности.

Эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, они оказывают влияние на все стороны жизни: на взаимоотношения с людьми, учебу, работу, отношение к миру и себе, поэтому очень важно понимать свои эмоции и уметь справляться с ними. Зачастую это бывает сложно сделать даже взрослому человеку, а ребенку тем более! Если ребенок не научится понимать свои эмоции и эмоции окружающих, справляться с ними, ему будет сложно понимать свой внутренний мир и мир вокруг него. Умение ребенка идентифицировать и справляться с эмоциями поможет ему быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям его жизни, ведь в ней происходит много новых для него событий: поход в детский сад, школу, переход из класса в класс, знакомства с новыми людьми и с миром в целом.

Чтобы помочь развить эмоциональную сферу ребенка, первое, что необходимо сделать родителям — это рассказать и показать ребенку какие существуют эмоции и для чего они нужны. Для этого можно использовать специальные карточки, мультфильмы, игры. По опыту работы могу отметить, что детям очень нравится игра «Угадай эмоцию».

Игра «Угадай эмоцию» заключается в следующем: ребенку демонстрируются карточки с изображениями людей, испытывающих разные эмоции (такие карточки можно сделать самостоятельно), а задача ребенка угадать эту эмоцию. Также можно самим изображать различные эмоции и предлагать ребенку их угадать и повторить. В завершении игры можно предложить ребенку вспомнить ситуации, когда он испытывал ту или иную эмоцию или поделиться своим личным опытом.

Второй момент, на который родителям стоит обратить внимание это способы, с помощью которых ребенок может справиться с эмоциями. У каждого взрослого есть свои способы, с помощью которых он справляется с сильными эмоциями (злость, страх, обида и т.д). И чем больше способов, которые человек знает и использует, тем больше он готов к проявлению эмоций и лучше с ними справляется. Задача родителей поделиться этими способами со своим ребенком.

Например: «Когда я выступаю перед людьми, я очень волнуюсь, и чтобы успокоиться, я держу в руках скрепку», «Когда я злюсь, я закрываю глаза, глубоко дышу и считаю до 10», «Кода эмоций слишком много я выплескиваю их на бумагу» и т.д. А также помочь ребенку найти свои способы справиться с эмоциями, для этого доверительно поговорите с ребенком, спросите, что может ему помочь.

Третий момент, на который родителям стоит обратить особое внимание это признание права ребенка испытывать все эмоции и чувстваВсе имеют право на эмоции и чувстваВ жизни бывают моменты, когда родители, сами того не замечая, обесценивают чувства детей «Не преувеличивай, это не больно», «Ты переживаешь по пустяку», «Тут не зачем так злиться», все эти фразы и многие другие обесценивают эмоции, которые испытывает ребенок, делают их не такими значимыми, как считает он. В таких случаях стоит показать, что вы понимаете его эмоции, они значимы, и он вправе их испытывать «Да, тебе действительно было больно», «Это очень важно для тебя, поэтому ты так переживаешь», «Ты, вероятно, злишься из – за того, что произошло».

Признавать право ребенка на его эмоции не говорит о том, что необходимо позволять ребенку делать все, что он хочет. Например, если ваш ребенок обиделся на другого, по какой либо причине, и хочет его обидеть (ударить, обозвать), необходимо дать понять ребенку, что он может испытывать все свои эмоции, но при этом не может причинять вред другому человеку. В такие моменты стоит напомнить ребенку о способах, которые помогут ему справиться с эмоциями.

Помогите ребенку понять, что эмоции — это союзники, которые помогут ему познавать себя и окружающий мир, разобраться в чем-то важном для него. Что не стоит их бояться, стесняться. Важно прислушиваться к ним. Объясните ребенку, что испытывать различные эмоции, даже отрицательные это нормально, злиться, обижаться, бояться – нормально, проявлять свои эмоции – нормально, главное соблюдать меру, уважать права других и не причинять вреда окружающим.

Родителям важно создать с ребенком доверительные отношения, способствующие тому, чтобы ребенок делился своими эмоциями. Относиться к словам и эмоциям ребенка внимательно, показать, что вам важно то, что он говорит. Разделяйте чувства ребенка, используйте активное слушанье «да», «понятно», «интересно», отражайте и называйте ему его эмоции «Ты злишься», «Тебе грустно», «Ты чувствуешь себя обиженным», ваше внимание к нему и поощрение к рассуждению помогут ему понять свои мысли, эмоции, прийти к какому-то решению.

Также родителям необходимо помнить, что не стоит зависеть от эмоций ребенка, идти на поводу эмоций ребенка, важно соблюдать границы и понимать, где эмоции ребенка, а где ваши. Например: если ребенок злится из-за чего-то, не включайтесь в его эмоции, оставайтесь спокойными, помогите ему справиться со злостью «Ты злишься? Ты можешь покидать мяч, это поможет тебе успокоиться» (важно помогать ребенку выпускать свои эмоции безопасным способом, а не копить их), или ребенок обиделся на вас, за то что вы что-то ему не купили, не включайте ответную злость или чувство вины, скажите себе «он может чувствовать себя обиженным, а я при этом быть не виноватым».

Эмоции являются важной составляющей в развитии ребенка, его адаптации к окружающему миру, его становлении как члена общества, и родители это первые люди, которые могут познакомить ребенка с этим не простым миром эмоций, научить понимать, принимать их и справляться с ними.

Ефимова Н.А., психолог отделения дневного пребывания несовершеннолетних II (14-я линия)

Sayan Kutuh, Jalan Subak 8 80571 Ubud, Gianyar, Bali, Indonesia +6285847671604 image

Привет-привет, дорогие читатели, а особенно родители! Поговорим про детские эмоции сегодня? Я поняла, что эта тема волнует многих родителей.

Волнуетесь, что ваш ребенок часто выражает свои эмоции? Плачет, требует что-то, странно себя ведет после садика или в общественном месте? Давайте разберемся!

Подпишись на наш инстаграм @BALIOPEN image

Любым детям нужно ВРЕМЯ для созревания. Их внутренняя зрелость научит жить в гармонии с эмоциями, а не с подавлением их, как живет большинство взрослых.

Дети не одинаковые. Каждый выражает эмоции по-своему, идет в коммуникации по- разному, учиться общаться индивидуально, с разным качеством, через разные сферы интересов, свойственным их природе. И ломать эту природу не нужно, нужно дать росткам набрать силу и расти. Расти к свету и солнцу, раскрывая свои листья и созревая цветам.

Я считаю, что нужно помогать ребенку достичь внутренней эмоциональной зрелости. И первая ступень – не мешать. Разрешать выражать эмоции и быть рядом, позволять это делать — пусть непонятое, обидное, грустное, страшное, бессильное выходит. Это не манипуляция, это выход того, чего не должно быть внутри.  Вторая ступенька – параллельно создать такой фон, где ребенок учится эмоциям, что это такое, как осознавать и понимать эмоции, как дружить с ними, как освобождать экологично.

Первое: ребенок видит обстановку в семье, в которой бывает разное, но всегда разбираются недопонимания, просятся прощения, проговариваются вслух ситуации, как более мудро можно было поступить.

И в такой среде ребенок растет и накапливает опыт, альтернативы, как поступать мудро в разных аспектах жизни.

Второе: отношения с другими. С 3 до 8 лет  ребенок учится общаться под присмотром чуткого взрослого, проходя разные грани и периоды, когда он будет выражать и проявлять себя очень по-разному, в зависимости от той энергии, которую он сейчас учит и проживает. В каждый период свои вопросы и слезы. И задача взрослого разбирать любые ситуации, которые тревожат малыша. Отобрали игрушку, ударили, сам ударил, не хотят играть с ним и прочее.

Дальше  следующие периоды, следующие опыты и обучения. Душа развивается. Но развитие души — это не шаблонный, клонированный процесс, это не инкубатор, где растят одинаковых людей-роботов.

Развитие души – это тонкий  процесс, который требует нашего внимания и мудрости. Где нам нужно позволить душе ребенка  быть духовным его наставником, а наша задача не мешать и гарантировать благоприятную среду, помогать ребенку развиваться, в соответствии со своим путем, давать сопутствующие материалы, помогать разобраться в моральных основах.

Через некое время у ребенка останется важное ядро внутри, есть родительские традиции, есть мамины запреты во благо, есть что-то, что он не может изменить. И да, это что-то можно проплакать, эти эмоции, обиды и непонимания можно выразить. И пойти жить дальше.

Постепенно, малыш научится реагировать иначе, в 5 лет или 7, или позже, главное ему научится отличать зерна от плевел, научится видеть свои эмоции и уметь дружить с ними, а не загонять внутрь❤️

В следующей статье я расскажу про эмоцию «гнев» и как можно научиться корректно освобождать его. Будете ждать статью, дорогие мои? 🙂

С благодарностью, автор блога Жизнь с мечтой — Наталия Любимова

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий