Как научить ребенка быть уверенным в себе. Основные приемы воспитания

imageСуществует мнение, что человек вызывает уважение у окружающих ровно настолько, насколько он сам уважает себя.

Это утверждение верно, т. к. адекватная оценка собственной личности позволяет достичь успехов в обществе.

Понимание человеком своей важности и значимости в социуме называется самооценкой. Она формируется в детстве, начиная с самого юного возраста. Родители играют важную роль в этом процессе. Поэтому взрослым членам семьи, в которой растет ребенок, важно разобраться, как правильно повысить его самооценку.

Как и когда формируется самооценка у ребенка

Самооценка очень важна для полноценной жизни человека. Она формируется главным образом родителями. При этом взрослые, проявляя любовь и заботу к детям, могут сами не замечать, что уничтожают в них уверенность в себе. Часто родители стараются обеспечить своему ребенку счастливое детство, устраивая ему праздники, поездки на отдых, покупая дорогие игрушки. Но никакое финансовое благополучие не компенсирует ребенку чувство собственной полноценности, если он постоянно слышит от взрослых критику в свой адрес и высказывания о его ничтожности.

Внимание! Маленький ребенок воспринимает себя именно таким, каким его видят мама и папа. До 3 лет он не осознает своего «я».

В психологии принято различать 3 вида самооценки:

  1. Заниженная. Такая самооценка самая опасная. Она заставляет ребенка чувствовать себя ущербным, неполноценным, ненужным. Он испытывает страх и неуверенность.
  2. Адекватная. Ребенок оценивает себя именно таким, каким и является. Он осознает все свои плюсы и минусы.
  3. Завышенная. Слишком высокое самомнение мешает ребенку нормально воспринимать свое значение в обществе.

Причинами заниженной самооценки чаще всего являются следующие факторы:

  • непривлекательная внешность;
  • наличие внешних дефектов;
  • недостаточно высокие умственные способности;
  • неправильное воспитание;
  • неуважительное отношение со стороны старших детей в семье;
  • неудачи, которые остро воспринимаются ребенком;
  • финансовые трудности в семье, из-за которых условия проживания подростка хуже, чем у его одноклассников и друзей;
  • заболевание, которое заставляет ребенка чувствовать себя неполноценным;
  • смена места проживания;
  • воспитание ребенка в неполноценной или неполной семье.

imageПрежде, чем предпринимать меры по повышению самооценки ребенка, необходимо точно удостовериться в наличии данной проблемы.

Признаком недооценивания себя является чрезмерная скромность, стеснительность и замкнутость. Неуверенные в себе дети очень ранимые, сверхчувствительные. Они мало общаются с ровесниками, живут в собственном мире.

Выявить факт заниженной самооценки поможет простой психологический тест. Следует предложить ребенку нарисовать самого себя. Преобладание темных цветов и изображение человечка невзрачным свидетельствует о наличии у юного художника проблем с осознанием собственной значимости.

В таком случае рекомендуется попросить ребенка изобразить себя вместе с другими членами семьи. Если он нарисует себя непропорционально маленьким по сравнению с родственниками, можно с уверенностью говорить о его низкой самооценке.

Чрезмерно повышенное самомнение не менее вредно. При завышенной самооценке ребенок растет эгоистичным и эгоцентричным. На любую критику он отвечает активным протестом.

Как поднять самооценку и уверенность?

Существует 15 основных правил повышения самооценки ребенка:

  1. Право иметь личное мнение. Это первое и самое главное правило. Необходимо позволить ребенку думать, анализировать и делать собственные выводы.
  2. Уважительное отношение к индивидуальности и особенностям маленького человека. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с другими детьми.
  3. Любовь и забота. Чувствуя любовь родителей и их поддержку, дети легче справляются с любыми трудностями.
  4. Доверие. Важно позволять детям самостоятельно выполнять ответственные дела. Ребенок должен видеть свою значимость. Только так он поймет, что способен на хорошие поступки.
  5. Устранение причины угнетенного настроения. Часто неуверенность в себе возникает у ребенка под давлением внешних факторов. Негативное воздействие может оказываться одноклассниками, учителями и т. д. В таком случае лучше перевести ребенка в другую школу, чтобы сменить его окружение.
  6. Исключение высказываний в третьем лице о детях в их присутствии. Рекомендуется хвалить ребенка и говорить о его недостатках, прямо указывая его личность.
  7. Право выбора. Таким образом можно не только повысить самооценку, но и привить чувство ответственности. Для этого нужно позволить ребенку принимать самостоятельные решения, которые не могут навредить его здоровью, например, надеть ту одежду, которую он хочет.
  8. Контроль над эмоциями. Очень важно научить ребенка управлять ими, не оказывая при этом на него давления.
  9. Поддержка родителей. Особенно она важна в моменты неудач. Похвала помогает подростку двигаться дальше в нужном направлении.
  10. Исключение критики в адрес выбора, сделанного ребенком.
  11. Помощь в правильном восприятии побед и поражений. Не рекомендуется создавать детям идеальные условия. Они должны научиться преодолевать препятствия и делать выводы о причинах своих неудач.
  12. Критика поступков. Нельзя направлять ее в адрес личности. Нужно обсудить сам поступок, не задевая при этом достоинства ребенка. Важно четко и понятно объяснить, почему он в данной ситуации поступил неправильно.
  13. Постановка выполнимых задач. Нельзя требовать от ребенка того, что он не может сделать в силу своего возраста. Давая поручения, нужно быть уверенными в том, что они осуществимы.
  14. Поощрение инициативы. Важно стимулировать желание ребенка делать что-то самостоятельно.
  15. Общение. Рекомендуется через беседы доносить до ребенка информацию о том, что в жизни есть место успеху и поражениям, и на собственном примере рассказывать, как можно справиться с неудачами.

Правильное воспитание заключается не только в запретах и наказаниях. Существует 3 ситуации, в которых рекомендуется всегда говорить ребенку «да»:

  • Самостоятельно одеваться. Родителям проще самим выдать одежду ребенку. Но такой подход формирует привычку зависеть от чужого мнения. Необходимо позволить ему самовыражаться и развивать собственный вкус.
  • Быть самим собой. Все дети индивидуальны. Нельзя подгонять их под какие-либо рамки и шаблоны. Если ребенок шумный, подвижный, много говорит — пусть он таким и остается. Следует уважительно относится к его «я». Нужно любить детей такими, какие они есть.
  • Проявлять эмоции. С помощью самовыражения дети познают окружающий мир, выстраивают взаимосвязь с ним, учатся реагировать на те или иные обстоятельства. Загоняя ребенка в рамки, родители заставляют его чувствовать себя неуверенно. Дети не знают, как вести себя в разных ситуациях, не получив собственного опыта.

Часто родители не замечают достижений ребенка, но всегда обращают внимание на его недостатки и ошибки. Это формирует в детях чувство неуверенности и неполноценности. Чтобы исправить ситуацию, рекомендуется воспользоваться следующей методикой:

  1. Родители совместно с ребенком делают сундучок достижений. Это может быть обычная коробка. Ее следует украсить и красиво задекорировать.
  2. Ребенок записывает все свои достижения и хорошие поступки на небольшие листочки бумаги. Например, выучил стихотворение, прочитал книгу, выгулял собаку, помог другу и т. д.
  3. Все листочки с записанными достижениями помещаются в сундучок.
  4. Один раз в месяц или с любой другой периодичностью родители вместе с ребенком открывают сундучок и пересматривают записи. Важно при этом формировать желание дальнейшего совершенствования достижений.

Справка. Данное упражнение позволит ребенку стремиться к новым достижениям и радоваться им. Это придаст ему чувство собственной значимости и уверенности в себе и своих силах.

В 6-7 лет

Чтобы выявить низкую самооценку у дошкольника, можно предложить ему поиграть в игру, одним из условий которой является необходимость принять решение — придумать себе новое имя или оставить старое.

Если ребенок выбирает первый вариант, следует поинтересоваться, почему он решил так поступить. Обычно дети хотят получить новое имя, чтобы быть лучше, чем они есть на самом деле. Это говорит о низкой самооценке и недовольстве собой.

Первоклассников нужно чаще хвалить и подбадривать. В этом возрасте они воспринимают себя исключительно через оценивание взрослых: родителей и учителей. Если отметки в школе снижаются, пропадает мотивация к учебе. Поэтому оценки в первом классе заменены на смайлики.

Психологи дают несколько рекомендаций родителям для повышения самооценки ребенка в 6 – 7 лет:

  1. Отмечать все достоинства ребенка, не сравнивая его с другими детьми.
  2. Уважать его чувства, желания, мнения и увлечения. Ребенок, как и все люди, может быть в плохом настроении. Он может хотеть новую игрушку. Все эти проявления совершенно нормальные. Нельзя брать личные вещи малыша без его разрешения или копаться в рюкзаке школьника. Уважительное отношение значительно повышает самооценку.
  3. Приблизительно с 6 лет дети начинают отождествлять себя с родителями своего пола. Они обращают внимание, как мама или папа ведут себя в обществе, отстаивают свою позицию. Девочки замечают, как выглядит мама, считает ли она себя привлекательной и умной. Дети могут копировать поведение своих родителей и подражать им. Поэтому важно стать для своего ребенка достойным примером.

Внимание! Для повышения самооценки важно создать вокруг ребенка ситуацию успеха. Если малышу нравятся занятия спортом, нужно позволить ему выбрать секцию для тренировок. Не следует заставлять его заниматься тем, что ему не интересно.

В 8-9 лет

Приблизительно с 8 лет ребенок начинает оценивать свои успехи самостоятельно. В первую очередь для него имеют значение следующие факторы:

  • успехи в школе;
  • внешний вид;
  • физические способности;
  • социальное принятие и поведение.

Первый фактор позволяет ребенку быть оцененным родителями, а остальные три — сверстниками. Поэтому чтобы не снизить самооценку школьника, не следует слишком строго реагировать на плохие отметки. Если они становятся регулярными, следует убедить ребенка, что он может учиться лучше, помочь ему разобраться в том, что он не понял на уроках.

Родителям важно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Поощрять стремление к достижениям в какой-либо сфере. Нельзя убеждать ребенка, что он не сможет стать футболистом, танцором или музыкантом.
  2. Хвалить за хорошие оценки, поделки, рисунки и т. д.
  3. Часто говорить: «Ты сможешь!», «У тебя получится!» и т. п.
  4. Применять один вид наказания за все провинности. Нельзя воздействовать на ребенка физически или психологически.
  5. Ни в коем случае нельзя забирать подаренные вещи.
  6. Обговаривать и анализировать с ребенком его неудачи. Это позволит установить с ним доверительные отношения.
  7. Просить у него совета или помощи и благодарить за это. Ребенок сможет почувствовать себя наравне с родителями. Он поймет, что его мнение тоже учитывается.

Внимание! Важно подать ребенку правильный пример и объяснить, что можно делать, а что нельзя. Это придаст ему уверенности в себе и в своих силах.

В 10-11 лет

В средней школе дети уже способны оценивать себя с объективной точки зрения. В 10 – 11 лет заниженная самооценка чаще всего возникает не по причине отсутствия успехов в учебе, а в связи с возникновением трудностей в общении со сверстниками. Чужое мнение занимает важное место в системе ценностей подростка.

Ребенок взрослеет, но похвала родителей остается для него такой же необходимой, как и раньше. В этот период следует интересоваться его хобби, позволять принимать самостоятельные решения, если это не вредит его здоровью и безопасности. Чрезмерный контроль и завышенные требования к учебе нежелательны. Они могут снизить самооценку ребенка.

От адекватного самовосприятия зависят многие достижения ребенка в будущем, успехи в учебе и умение общаться с окружающими. Уверенность в себе, умение справляться с трудностями и самовыражаться зарождаются в самом юном возрасте и во многом зависят от воспитания. Поэтому одной из главных задач родителей является формирование у ребенка способности адекватно оценивать себя и свои возможности и прививание у него чувства собственного достоинства и уважения к другим людям.

Похожие записи

Как уложить ребенка спать летом в жару
Как научить ребенка пользоваться ножом — простые рекомендации
Почему ребенок грызет ногти: причины и советы психолога

Уверенность подразумевает объективную оценку своих знаний и навыков. Без неё сложно достичь поставленных целей. Три слагаемых уверенности в себе:

  • Чувство. Ощущение гармонии и спокойствия — «всё знаю, всё могу».
  • Поведение. Демонстрация своих знаний и умений без слов, мимикой, жестами, внешним видом. Чтобы подростку чувствовать себя уверенным, нужно вести себя соответствующим образом. 
  • Решительность. Смелость в принятии решений и следовании заданному курсу.

Чтобы поверить в себя и стать уверенным, нужно работать над каждой из этих составляющих.

Чувство уверенности

Не путать с самоуверенностью! Представьте себе двоих друзей. Один прекрасно разбирается в поэзии, но никогда не декламирует стихов, а другой считает себя гуру математики, но попытки «блеснуть знаниями» редко оборачиваются успехом. Во втором случае налицо самоуверенность, так как нет объективной оценки способностей.    

Почувствовать себя уверенно можно, только убедившись в своих знаниях и умениях. Действительно ли вы хороши в деле, которое вам предстоит? Нет? Исправьте это! Так, многие выпускники домашней онлайн-школы «Фоксфорда» говорят, что чувствовали себя уверенно на ЕГЭ, так как были хорошо подготовлены.

Когда есть сильная база:

  • Настраивайтесь на успех. Не допускайте даже мысли о провале. Представляйте аплодисменты после защиты проекта, похвалу родителей за «пятёрку» и прочие приятности, которые ждут вас, когда вы справитесь с задачей. Это поможет вам обрести чувство уверенности в себе.
  • Не опускайте руки. Если всё пошло не так, как вы ожидали, или вас всё-таки постигла неудача, это не повод отчаиваться. Из промахов складывается опыт, а опыт — монетка в копилку уверенности в себе.

Упражнение

Ведите «Дневник успеха», записывайте в него любые достижения, даже мелкие. Например: сделал домашку на 100%, первым ответил на вопрос учителя в чате и так далее.

Делайте записи регулярно. Во-первых, это продемонстрирует, что вам есть чем гордиться практически каждый день, что уже придаёт уверенности. А во-вторых, в момент, когда вас окутают страхи и сомнения, вы сможете открыть свой дневник, взбодриться и почувствовать уверенность в себе.  

Уверенное поведение

При знакомстве с человеком 90% впечатления о нём формируется в первые 60 секунд. За минуту он может даже не произнести ни слова, но мнение о собеседнике уже сложится.

Плохая новость: то, как вы говорите, жестикулируете и одеваетесь, действительно имеет значение. Хорошая новость: через невербальные каналы можно транслировать на окружающих уверенность в себе.  

Советы, как почувствовать себя уверенно:

  • Занимайтесь спортом. Все без исключения успешные люди следят за собой. Если вы едите фастфуд, мало спите и ведёте преимущественно сидячий образ жизни, становится сложнее продемонстрировать миру лучшую версию себя. Необязательно тренироваться, как профессиональные спортсмены. Ежедневной утренней зарядки и вечерней прогулки уже достаточно, чтобы быть в хорошей форме и чувствовать уверенность в себе.  
  • Следите за своей одеждой и причёской. Неважно, какого стиля вы придерживаетесь, ваш внешний облик всегда должен быть опрятным. Нет дырявым носкам, грязной обуви, взъерошенным волосам и несвежему дыханию!
  • Используйте любую возможность попрактиковаться в устных коммуникациях: звонки вместо сообщений, истории вместо постов, конкурсы чтецов, регулярные созвоны с наставником и прочее.

Упражнение

Существует ли для вас эталон уверенного человека, который в вашем представлении никогда не нервничает и ничего не боится? Маргарет Тэтчер? Иван Ургант? Быть может, ваш дедушка?

Найдите видеозапись выступления этого человека и включите её без звука. Прокрутите ролик несколько раз. Обратите внимание на осанку этого человека, его мимику, как он держит руки, в какой позе сидит. Попробуйте примерить эти повадки на себя. Если эти уверенные жесты войдут у вас в привычку, вы автоматически станете увереннее в себе.    

Уверенные поступки  

Последняя составляющая уверенности в себе — действия:

  • Избавьтесь от перфекционизма. Перфекционизм — это стремление делать всё идеально, из-за которого люди часто пасуют перед новыми вызовами. Мы всегда ожидаем от себя большего, чем другие от нас. Не гонитесь за идеалом, просто делайте!
  • Учитесь управлять эмоциями. Когда трудно решиться на какой-либо поступок, проанализируйте свои ощущения. Для этого продолжите фразу: «Я чувствую…, потому что…». Это приём из курса эмоционального интеллекта «Экстерната Фоксфорда». Проговаривая свои эмоции, вы берёте их под контроль, будет проще начать действовать, когда вы почувствуете себя увереннее.

Упражнение

В ближайший месяц поучаствуйте в каком-нибудь конкурсе. Соревновательный процесс — отличная возможность обрести уверенность. Это может быть школьная олимпиада, спортивное состязание или творческий конкурс.

Учебные нагрузки, психологические сложности взросления и переходный возраст могут негативно сказываться на самооценке, поэтому родителей часто беспокоит вопрос, как подростку стать уверенным в себе, как они могут помочь ему в этом. 

Вот несколько советов, которые вам помогут:

  • Демонстрируйте ребёнку вашу любовь как можно чаще, пусть он знает, что дома у него есть надёжный тыл, где его любят и принимают таким, какой он есть.
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, не ставьте их в пример. Это только травмирует его, но никак не поможет стать лучше и поверить в себя.
  • Не ругайте его за ошибки, наоборот, научите принимать их как нормальную часть обучения и жизни.

По утверждению психологов, ребенок, который часто произносит выражения, подобные: «Я не справлюсь, задание слишком сложное», «На тренировке ребята отжимают больше, чем я», «Я не могу стать спортсменом, потому что быстро устаю», «Я не получу высокий балл, потому что я слишком глуп и не смог разобраться в теме урока» и так далее, обладает заниженной самооценкой.

Во всем мире, вне зависимости от положения в обществе, благосостояния, менталитета, сталкиваются с такой психологической проблемой. Главной задачей родителей является помощь ребенку справиться с собственной слабостью, неуверенностью и разрешить проблемы с самооценкой. Важно понимать, что уверенность в собственных силах у человека периодически пропадает на протяжении всей его жизни. Поэтому необходимо уже в детстве взрастить задатки работы над собой, чтобы побороть сложности в эмоциональном состоянии.

Так что же такое самооценка? Как она проявляется и как ее полноценно развить?

Содержание

Что такое самооценка?

Самооценка – это субъективная оценка личности, то есть, она отражает то, что мы думаем о себе. В связи с этим возникает вопрос, свойственны ли детям подобные размышления? Оказывается, дети сталкиваются с такими мыслями. Однажды ребенок станет взрослым, поэтому его самооценка сыграет весомую роль в выборе жизненного пути.

Известно две грани самооценки: низкая и высокая. Под первой подразумевается отсутствие уверенности в собственных силах, правильности мыслей. У ребенка отсутствует положительный образ собственного «я». Все это отражается не только на учебе, наличии друзей, но и на главном факторе – ощущение счастья.

Как развить высокую самооценку у детей?

Начнем с того, что самооценка у ребенка развивается с раннего возраста, поэтому родители играют в ее становлении главную роль. Мама и папа оказывают огромное влияние на жизнь малыша, все, что они говорят и делают, словно в зеркале отражается в ребенке, его мышлении и отношении к самому себе.

Психологи выделяют несколько способов развития высокой самооценки у детей:

  • Если родители проявляют к своему ребенку безусловную любовь, принимают его таким, каким он есть, учат его любить и понимать окружающий мир, прислушиваться к собственным ощущениям и мыслям, то этот малыш с младенчества взрастит в себе зерна высокой самооценки. Мама и папа обнимают ребенка, говорят добрые слова, поддерживают в начинаниях, поэтому малыш чувствует себя любимым, что делает его увереннее. Психологами доказано, что для проявления любви достаточно только улыбки.
  • Родителям следует акцентировать внимание ребенка на его сильных сторонах, достоинствах, а не на недостатках. Важно поощрять его в начинаниях, чтобы появилось желание проявлять свои таланты, сильные стороны. Но при этом нужно помочь ребенку соразмерно оценить свои силы, определить слабости, найти способ избавиться от смущения и робости.
  • Неизменной задачей родителей является поощрение малыша к достижению успеха. Да, даже взрослым не всегда удается такими быть, проигрывать – это нормально. Успех не является показателем ценности, уровнем высокой самооценки.
  • Следует развивать у ребенка новые способности и навыки, потому что они приведут его к достижению новых высот. Пусть это будут не столь важные для жизни умения, допустим, выращивание зеленого лука в зимнее время, выгуливание собаки или кормление черепашки. Все это повышает его самооценку.
  • Если ребенок имеет выбор, значит, в нем развивается ответственность. При этом малыш ощущает свою значимость, чувствует себя лучше и увереннее. Возможность выбора дает ему понять, что есть шанс одержать победу или подвергнуть себя риску. Родителям рекомендуется начать с малого, например, позволить ему выбирать самостоятельно одежду на прогулку, сад или школу, выбирать продукты или игрушки, которые хочется взять на пляж или пикник. Только после таких маленьких шагов, ребенок будет способен самостоятельно принимать решения относительно важных жизненных проблем.
  • Когда взрослый решает какой-то проблемный вопрос, то в нем проявляется ощущение чувства выполненного долга. То же самое происходит и с ребенком. Не стоит решать вместо него проблемы, подтолкните его к самостоятельному решению, пусть он сам справиться с ними. Все это повышает у малыша чувство собственного достоинства на интуитивном уровне.
  • Важно научить ребенка заботиться о себе, об окружающих. Задача родителей: научить ребенка поддерживать здоровый образ жизни, заботиться о себе. Сюда же входит выбор одежды в зависимости от погоды.
  • Малыши от природы являются натурами любознательными и стремящимися пробовать что-то новое и необычное. Если он проявляет интерес к новым видам спорта, не нужно мешать ему, пусть ищет себя. Следует поощрять его в поисках нового и полезного, но при этом рассказывать о возможных сложностях.
  • Если малыш хочет попробовать свои силы в единоборствах, то следует объяснить ему, что нужно будет раньше вставать, усиленно заниматься, но все это сделает его лучше.

Суть вышеперечисленного состоит в том, что родителям следует поощрять ребенка, а не хвалить его. От похвалы человек получает больше вреда, чем пользы. Если родители часто используют слова «потрясающе», «прекрасно» и другие, то самооценка ребенка затормаживается, что мешает его саморазвитию. Нередки случаи, когда малыш противится частым словам похвалы и старается сделать наоборот, чтобы указать на ошибку родителей.

Развлекательные игры и увлекательные занятия для развития самооценки у детей

Итак, похвала отрицательно отражается на саморазвитии и внутренней мотивации ребенка. Есть один беспроигрышный способ, который позволит родителям поднять самооценку ребенка – это игры. Ниже перечислены некоторые из них:

«Я»

Игра позволит выяснить предпочтения ребенка, что ему нравится, чем он гордится. Также в ходе игры выясняется, чего опасается малыш, чего стыдится и какие недостатки имеет?

Позвольте ребенку ответить на несколько вопросов. Также приготовьте ватман, старые журналы и газеты, клей, ножницы, фломастеры. На бумаге ребенок перечисляет свои положительные и отрицательные качества. Затем акцентируйте внимание малыша исключительно на его положительных характеристиках.

Далее идет работа с образами. В центре ватмана наклеивается фотография ребенка, а вокруг нее пишутся все положительные слова, которые выбрал для себя ребенок, а также те, которые помогли выбрать родители. Полученный яркий коллаж повесьте на видное место в детской комнате. Это позволит усилить восприятие положительных качеств у ребенка.

Жизненные достижения ребенка

Вне зависимости от возраста, ребенок имеет собственные достижения и успех в своих делах. Родителям нужно напомнить ему об этом. Для этого снова понадобится лист бумаги и ручка.

Мама и папа могут первыми начать описывать достижения ребенка, а продолжить он сможет сам. Это может быть преодоление страха перед клеткой тигра в зоопарке или выход к доске у строгого преподавателя, мытье посуды или победа на олимпиаде. Перечень подобных достижений напоминает малышу о том, что он обладает большим потенциалом. Пусть запись происходит ежедневно, это развивает уверенность и повышает самооценку.

Получение положительного опыта

Здесь все просто. Малыш приобретает полезный положительный опыт в игре или групповом занятии с родителями. Для игры понадобится емкость и карточки.

Участники становятся в круг, записывают на карточке свои имена и кладут в емкость. Карточки перемешиваются. Затем участники берут карточки в руки, читают имя и записывают одно положительное качество этого человека. Затем карточки снова перемешивают, раздают и действие повторяется вновь. В итоге, каждый участник получает информацию о том, что думают о нем окружающие.

«Я боюсь, поэтому не смогу»

Невероятно, но страх способен запретить человеку выполнять не только сложные, но и простые задачи. Следующая игра позволит ребенку перебороть страх и стать увереннее. Здесь также нужно воспользоваться бумагой и ручкой.

Ребенку нужно перечислить на бумаге свои страхи. Нередко дети пишут то, что боятся произнести вслух, например, боязнь посещать бассейн из-за лишнего веса, посещать тренировки по единоборству – по причине шанса проиграть, выступать перед публикой, приглашать на день рождения, попросить ручку или книгу. Предложение должно иметь следующий вид: «я боюсь просить помощь на уроке, потому что…».

Затем нужно предложить ребенку сделать то, чего он боится. Пусть он представит, что во время урока просит у своих одноклассников учебник.

И еще один важный аспект. После каждого описанного ребенком страха, он должен написать несколько вариантов его преодоления. Пусть наравне с волнением и негативными ощущениями будет написано, даже если я промолчу и не попрошу учебник, я сделаю хороший конспект и выучу урок. Это облегчит страх и неуверенность в своих возможностях.

Игра для матери и дочери

Мать для своих детей является мощным подражателем. То, как мать позиционирует себя, как ведет, отражается на девочке. Поэтому следующая игра поможет повысить самооценку девочке.

Нужно взять ватманы, маркеры или фломастеры.

Создаем четыре плаката: два «Я», «Моя мама», «Моя дочь». Отдайте девочке плакать «Я» и «Моя мама». Пусть она подробно опишет положительные качества свои и матери. Остальные плакаты следует заполнить маме. После этого нужно обменяться работами и изучить, что написано на них. Как показывает практика, самое сложное – это мотивировать дочь писать о себе самой что-то положительное.

Ответственность

Если родители доверяют ребенку, то в нем развивается ответственность. Лучший способ повысить самооценку малышу – это доверие со стороны родителей. В этой игре также понадобится лист бумаги и ручка. На бумаге перечисляются задания, которые под силу выполнить ребенку. Это может быть уборка постели, складывание вещей или обуви, полив цветов и другое.

После того, как ребенок выполняет какое-то задание, он получает похвалу. Но здесь важно не переусердствовать. Если малыш допускает ошибки или ленится что-то делать, мотивируйте его, помогайте исправить неточности, но не акцентируйте внимание на его недостатках. Эта игра улучшает самовосприятие ребенка, придает ему внутреннюю силу.

Игра на визуализацию

Негативные мысли, апатия или лень способны тяготить даже уверенного в себе человека, что же говорить о ребенке? Если малыш переживает подобный период, ему можно помочь игрой на визуализацию или, другими словами, медитацией. Способ немного непривычный для менталитета людей нашей страны, но признанный как эффективный во всем мире. Поэтому психологи рекомендуют взять его на вооружение и использовать по мере необходимости.

Игра начинается с разговора. Родитель узнает, чего остерегается ребенок, почему испытывает негативное ощущение к какому-то действию или предмету, почему он недоволен своим поведением. За основу медитации берется определенный вопрос и ребенку предлагается сосредоточиться на возможных путях решения его. Малыш закрывает глаза и визуализирует в своих мыслях то, что он чувствует, когда справляется с поставленными задачами. Рекомендуется не только устно описать свои ощущения, но и записать их.

Изменение внутреннего диалога

Внутренний диалог – мощная практика, которая оказывает грандиозное влияние на человека, его душевного состояние. Не имеет значения, что говорят или думают окружающие, главное то, что человек думает сам о себе, то, во что он верит. Эта практика способна всего за несколько часов сменить негативный взгляд на положительный.

Берется ручка и бумага. Лист делится на две колонки с названиями положительных и отрицательных черт характера и убеждений. В первую колонку записывают все негативные качества. Во второй ребенок должен преобразовать их в положительные. Все фразы должны быть четки и понятными ребенку.

Применяйте свой родительский опыт, вспоминайте то, как решали вопросы в детстве и юности. Используйте свое влияние и авторитет перед ребенком, все это оказывает положительное влияние на развитие высокой самооценки ребенка.

Такие особенности характера, как уверенность в себе и умение подчинять, значительно облегчают жизнь и помогают малышу добиться успехов в дальнейшем. Задача родителей — помочь раскрыть этот потенциал и развить его. Для этого необходимо понимать, как воспитать в ребёнке лидерские качества и уверенность в себе. Важно это сделать вовремя, ведь в детском возрасте психика подвижна и процесс воспитания проходит в лёгкой форме.

Список качеств хорошего лидера

В каждом ребенке есть потенциал, чтобы стать лидером. У некоторых может быть больше черт, связанных с этим качеством, у других это выражено в меньшей мере. В любом случае хороший руководитель имеет много качеств, но важно выделить несколько основных:

  • коммуникативные навыки;
  • уверенность в себе;
  • честность и прямота;
  • наличие моральных ценностей;
  • стремление к усовершенствованию;
  • достижение поставленных целей.

Лидеры помогают себе и другим совершать правильные действия. Они задают направление, вдохновляют и создают что-то новое. Они должны обладать достаточными коммуникативными и управленческими навыками. Это искусство заставить другого человека выполнить поставленную задачу.

Лидеры обладают таким качеством, как уверенность в себе. Некоторые путают это понятие с самоуверенностью или наглостью. Общее у этих качеств — стремление достигать поставленных целей, но применяемые для этого способы различны.

Уверенный ребёнок будет идти к своему замыслу честным путём. И если у него это не получается с первого раза, он может временно отступить. Но наглый будет всячески пытаться завершить задуманное, прибегая к таким нечестным способам манипуляции, как плач, битье посуды, сквернословие и т. д. Такая манера поведения способна создать большие проблемы и конфликты в будущем. Кроме того, всегда найдётся тот, кто даст отпор.

Способы укрепить самооценку ребёнка

Не существует различий в том, как воспитать лидера в ребёнке девочке и как воспитать лидера в ребёнке мальчике. Основной составляющей этого качества является уверенность. Она не является врождённой. Её можно развить в процессе воспитания. Вот несколько советов о том, как воспитать уверенного в себе ребёнка и укрепить его самооценку:

  1. Помочь побороть страхи.
  2. Дать ощущение безусловной любви.
  3. Показать личный пример.
  4. Дать возможность самостоятельно решать поставленные задачи.
  5. Повышать самооценку.
  6. Установить взаимопонимание между родителями и ребёнком.
  7. Развивать упорство.
  8. Улучшать коммуникативные навыки.
  9. Научить работать в команде.
  10. Поощрять за упорство и достижения.

Прежде всего для развития уверенности в себе малышу нужно побороть страх. Задача родителей— понять, в чём именно состоит этот страх, и помочь преодолеть его. Наиболее действенными станут игры, с помощью которых малыш научится понимать окружающий мир, себя и людей вокруг. Также в игровой форме он научится справляться с трудностями и обретёт высокую самооценку.

Какой бы ни казалась очевидной фраза о любви к своим детям, но это главное, что необходимо дать малышу. Он должен чувствовать себя любимым и значимым в семье. Ему важно быть уверенным в том, что его будут принимать и любить в любой ситуации. Если в какой-то момент родители совершают ошибку в воспитании (кричат, игнорируют или чрезмерно критикуют), то необходимо признать это и извиниться перед малышом. Безусловная любовь создаёт прочную основу для уверенности.

Личный пример является наилучшим способом привить маленькому человеку жизненные ценности и манеру поведения. Не зря существует фраза, что не стоит воспитывать ребёнка, нужно воспитывать себя. В самом начале жизненного пути именно родители являются примером для подражания. Поэтому взрослые должны проявлять только самые лучшие свои качества и учить тому, что хорошо знают и умеют сами.

Уверенные в себе дети готовы совершать поступки, не опасаясь провала. С младшими детьми нужен контроль со стороны. Можно попробовать выстроить безопасную ситуацию и дать возможность малышу самостоятельно с ней справиться. Например, продемонстрировать, как сделать сэндвич, а затем позволить ей или ему попробовать сделать это без вмешательства родителей. Однодневные поездки и прогулки с товарищами или одноклассниками, новые увлечения могут расширить горизонты ребёнка и повысить его уверенность в способности справляться с новыми ситуациями.

Важно найти то, что детей интересует больше всего и что у них получается лучше, чем у других. Но ни в коем случае нельзя давить на малыша. Нужно ненавязчиво создавать такие ситуации, чтобы он сам хотел заниматься этим как можно чаще.

Дети должны понимать, как важно слушать себя и других. Одним из самых важных качеств лидера является умение слушать, и чем раньше он это узнает, тем лучше разовьет этот навык.

Трудно наблюдать, как ребёнок начинает что-то, а затем хочет уйти. Если ситуация действительно того стоит, необходимо научить его упорству. Если проблема в том, что действие не выходит так хорошо, как хотелось бы, следует привести пример некоторых известных людей, у которых тоже не сразу все получилось.

Общение является важной составляющей как лидерства, так и взаимоотношений в целом. Необходимо учить своих детей общаться с другими, выражать свои мысли и переживания. Навыки коммуникации дают им возможность строить отношения и вдохновлять других.

Командная работа помогает детям учиться ладить с другими, работать и сотрудничать в разных сферах. Научиться эффективно работать в команде — это один из самых важных навыков, которые родители могут привить малышу.

Ошибки родителей, подрывающие уверенность детей в себе

Очень часто случается, что родители, сами того не подозревая, развивают в своих детях неуверенность, закомплексованность и стеснительность. Веру в себя подрывают такие факторы:

  • Излишняя опека;
  • Сравнение с другими детьми не в пользу малыша;
  • Применение негативных формулировок;
  • Акцентирование внимания на совершённых ошибках;
  • Манипуляции со стороны родителей.

Чрезмерная опека и контроль выражается в том, что родители пытаются решать все возникающие проблемы в жизни малыша, не давая ему возможности самостоятельно принять решение и учиться на своих ошибках. Во взрослой жизни такой человек не будет способен брать на себя ответственность, решать жизненно важные вопросы и достигать поставленных целей.

Сравнение с другими детьми или даже собой в детстве, критика личных качеств и поступков — грубейшие и самые распространенные ошибки родителей. Такое поведение подавляет личность ребёнка, заставляет его чувствовать себя неполноценным и неуверенным в себе. Такие люди во взрослой жизни становятся безынициативными и несамостоятельными личностями.

Негативные утверждения вроде «У тебя нет таланта», «У тебя ничего не получится», «У тебя нет необходимых качеств для этой деятельности» дают установку на дальнейшую жизнь детей и формируют чувство неполноценности.

Ошибки неизбежны в процессе развития каждого человека. Важно это донести до ребёнка и поддержать его. В случае высмеиваний и упрёков со стороны родителей он будет бояться сделать что-либо в будущем из-за укрепившегося страха потерпеть неудачу. Вызывая у ребёнка страх или жалость, чтобы достичь собственных целей, отец или мать спекулируют его чувствами и разрушают его решительность.

Советы психологов

В воспитании существуют определённые правила, соблюдение которых поможет воспитать в ребёнке уверенность в себе. Основные из них:

  • Не выяснять отношения при ребёнке;
  • Выражать критику только относительно совершенных действий, а не личности;
  • Не переносить свои страхи на малыша;
  • Проявлять терпение и поддержку в любых начинаниях крохи.

Важный момент в воспитании — похвала и признание, которые родителям следует использовать, чтобы подчеркнуть заслуги ребенка. Если малыш терпит неудачу в чем-то или не проявляет таланта при определенном умении, хвалят прилагаемые усилия. Следует сказать сыну или дочери, что некоторые вещи требуют многократных повторений и практики.

Маленькие дети задают много вопросов. Это естественный процесс познания окружающего мира. Ни в коем случае нельзя игнорировать или раздражаться. Задача родителей — поощрять любопытство и стараться отвечать на все интересующие вопросы. В будущем у такого малыша будет преимущество перед сверстниками в младших классах, он будет быстрее усваивать новые знания и успешно учиться.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий