Что умеет ребенок в 2 года и месяцы. Развитие, рост и вес, навыки, умения. Как заниматься с ребенком

Когда я узнала о второй беременности, моему старшему сыну было два года и три месяца. К моменту рождения сестры его как раз ждал кризис трех лет.

Чтобы появление нового ребенка в семье не стало дополнительным потрясением для старшего, я решила подготовиться: читала о том, как правильно реагировать на детскую ревность, показывала малышу книги о братьях и сестрах, приучала спать на своей кровати и зонировала комнату так, чтобы у каждого было свое пространство.

Отчасти все это мне помогло, но оказалось, что отношения детей между собой — это не единственная сложность, с которой сталкиваются родители. Вот какие ситуации стали для меня неожиданностью.

KUDA30″,»range»:[0,1],»title»:»Есть куда стремиться»,»bgColor»:»»,»textColor»:»»,»btnBgColor»:»#046E3C»,»btnTextColor»:»#fff»,»btnBorderColor»:»none»},{«img»:»https://mediastore.tjournal.tech/4124155.8pew9x.png»,»desc»:»Почитайте еще статей журнала о личных финансах или приходите учиться на наш курс про «Эксель» и «Гугл-таблицы»! Кстати, у вас и промокод на скидку 30% теперь есть: NEPLOHO30«,»range»:[2,2],»title»:»Неплохо, но можно лучше»,»bgColor»:»»,»textColor»:»»,»btnBgColor»:»#046E3C»,»btnTextColor»:»#fff»,»btnBorderColor»:»none»},{«img»:»https://mediastore.tjournal.tech/4124155.8pew9x.png»,»desc»:[«Вы так уверены в своих силах, что вам, возможно, уже и не нужен наш курс про «Эксель» и «Гугл-таблицы» для управления жизнью и финансами.»,»Но промокод на скидку 30% все равно оставим — вдруг вы прогнозируете, считаете и анализируете без удобных табличек: SNIMAEM30«],»range»:[2,3],»title»:»Снимаем шляпу»,»bgColor»:»»,»textColor»:»»,»btnBgColor»:»#046E3C»,»btnTextColor»:»#fff»,»btnBorderColor»:»none»}]}],»itemsSource»:{«source»:»config»}}],»showInNav»:false,»label»:»bannerlink-level»,»showTitleAsLink»:false,»focusedStyle»:{«bgColor»:»»,»bgTone»:»light»},»totalCardsCount»:1}]}’>

ТЕСТ · ⅓

Можете спрогнозировать, сколько денег у вас будет через год?

Перемещаться по городу стало сложнее

Пока ребенок был один, мы с мужем не ограничивали себя в поездках по городу: в любой момент могли сорваться в гости на другой конец Москвы, поехать на интересную детскую площадку в любом городском парке или отправиться за покупками в торговый центр подальше от дома. Сложность была только в том, чтобы вытащить из дома и погрузить в машину громоздкую коляску. Но с этим мы легко справились, когда старший пересел в компактную прогулочную коляску.

С двумя детьми логистика усложнилась: проблемы коснулись практически всех видов транспорта. Расскажу, с чем мы столкнулись и как с этим справились.

Коляска. Перед появлением дочери я задумалась о том, как буду возить двоих детей одновременно. Но решила, что это не проблема: младшая будет ехать в коляске, а старший — идти рядом пешком, ехать на самокате или на специальной подножке у коляски. По крайней мере так делали другие мамы с двумя детьми, которых я встречала на улице.

Я представляла семейные прогулки так, но вариант с подножкой нам не подошел: сын с нее спрыгивал и шел туда, куда хотел сам

Мои прогнозы были слишком оптимистичны. К трем годам старший ребенок оказался еще не готов спокойно ходить рядом с родителями: чтобы не потерять сына по дороге и вовремя куда-то добраться, его тоже нужно было усадить в коляску.

Идея возить две коляски одновременно мне не понравилась. Без мужа мы вообще не смогли бы выйти из дома, а покупать еще одну новую коляску — для погодок — не захотелось: все-таки сыну осталось ездить в коляске совсем недолго.

Чтобы было удобно выходить на улицу с двумя детьми, я решила носить дочь в специальном рюкзаке, а сына пока оставить в коляске. Это компромиссное решение, но не идеальное: из-за частого ношения рюкзака у меня стала болеть спина, да и дочери там не всегда удобно. А еще зимой я поскользнулась на льду, когда несла дочь: уронить коляску, стоящую на четырех колесах, значительно сложнее, чем упасть самой.

Так выглядят наши прогулки: с рюкзаками спереди и сзади я становлюсь неуклюжей и неповоротливой, зато могу передвигаться с детьми по городу без помощников

Такси. Детский тариф такси — это удобно, пока у тебя один ребенок: поездка стоит дороже, чем обычно, зато не нужно таскать с собой тяжелое автокресло. А вот вызвать такси с автокреслом и люлькой одновременно — практически нереально, по крайней мере мне ни разу не удалось найти такую машину.

Чтобы сесть в машину с детьми, приходится брать свое кресло хотя бы для одного из них. Это можно сделать, если вызывать такси из дома, но иногда нужно уехать на такси с прогулки, на которой все устали, или из гостей. Брать с собой детскую люльку на всякий случай — плохое решение: таскать ее в руках на прогулке тяжело и неудобно.

Каршеринг. Детские автокресла в каршеринге бывают, но редко: чтобы поймать такую машину около дома, нужна большая удача. Поэтому для поездки на каршеринге нам приходится носить с собой уже два автокресла. Погрузиться в машину с двумя детьми, двумя креслами, рюкзаками со всеми необходимыми вещами, а также с коляской, если она нужна, — целое приключение.

Таким способом еще можно поехать в гости, но в поликлинику или в магазин уже не получится: из каршеринга нужно куда-то выгрузить автокресла и оставить их там до возвращения обратно.

Свой автомобиль. Перед рождением дочери я планировала поменять автомобиль. Тогда в фокусе моего внимания был только багажник: мне казалось, что количество вещей, которые придется возить с собой, значительно увеличится.

Купить машину до родов не получилось, но я об этом не жалею: главная проблема старого автомобиля оказалась совсем не в багажнике. Когда мы впервые посадили обоих детей в машину, обнаружили, что из-за широких автокресел на заднее сиденье больше никто не помещается. Поставить люльку на переднее сиденье автомобиля тоже не вышло: для этого нужно отключать подушку безопасности, а в нашей старой Шкоде Фабии такой опции не оказалось.

Мы часто ездили в машине с друзьями или родственниками, а теперь в машину помещается только наша семья. Такой вариант нас не устраивает. Ездить с двумя автокреслами нам придется еще несколько лет, поэтому теперь мы ищем автомобиль, который будет хоть немного шире предыдущего.

Игрушки старшего ребенка опасны для младшего

Когда сын учился ползать и ходить, мы сразу же убрали с пола и низких поверхностей все мелкие предметы, которые он может засунуть себе в рот, нос или ухо. Игрушки мы тоже покупали безопасные: с маркировкой «0+» и крупными деталями, которые не смогут попасть в дыхательные пути.

Но к трем годам сына стали интересовать игрушки по возрасту: конструкторы «Лего», мини-фигурки из «Киндер-сюрприза», мозаика и кукольные домики. Я не хочу ограничивать старшего ребенка в таких играх: они развивают мелкую моторику, логику и воображение. Но для дочери мелкие детали могут быть опасны.

Так выглядели игрушки сына, когда ему был год
А так они выглядят сейчас: средний размер игрушки стал меньше, зато увеличилось их количество и радиус разлета деталей по комнате
Так выглядели игрушки сына, когда ему был год
А так они выглядят сейчас: средний размер игрушки стал меньше, зато увеличилось их количество и радиус разлета деталей по комнате

Пока мы следим за тем, чтобы сын убирал игрушки на место, и разграничиваем зоны для игр, но это временное решение. Скоро дочь начнет исследовать все пространство квартиры, а проконтролировать, чтобы ни одна маленькая деталь не закатилась в неприметный угол, практически нереально.

Еще сын уже сейчас предлагает сестре свои игрушки: пока я успеваю отловить их на пути к кроватке, но, когда дети будут свободно играть друг с другом, делать это постоянно уже не получится. Остается надеяться, что у старшего повысится сознательность, а младшая сразу будет послушной, и не оставлять детей наедине ни на секунду.

Вдвоем дети болеют чаще

Когда сын пошел в детский сад, он стал болеть примерно раз в месяц. В основном мы лечили обычный насморк, иногда красное горло и кашель. Ничего серьезного, но как минимум неделю приходилось сидеть дома, чтобы не заражать других детей в группе.

Сейчас график болезней сына остался таким же, но теперь к нему добавились болезни дочери, которая заражается следом. Теперь мы неделю лечим старшего, потом еще неделю — младшую, неделя передышки, и все повторяется по кругу. Это выматывает: больные дети быстрее утомляются и больше капризничают, не всегда хотят принимать лекарства и делать другие процедуры, но еще больше страдают, если этого не делать.

Еще лечить детей достаточно дорого. Кроме лекарств приходится покупать дополнительные инструменты. Например, назальный аспиратор со сменными насадками, чтобы очистить нос, или небулайзер, который доставляет препарат прямо в дыхательные пути.

Р, а такой упаковки хватает всего на пару дней. Источник: ozon.ru» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
В комплекте с аспиратором идут только три насадки. 10 дополнительных одноразовых колпачков с фильтрами стоят от 175 Р, а такой упаковки хватает всего на пару дней. Источник: ozon.ru

Чтобы не оставить всю зарплату в аптеке, я каждый раз проверяю назначения врача по расстрельному списку препаратов. Иногда педиатры прописывают лекарства без доказанной эффективности, только чтобы успокоить родителей хоть какими-то назначениями. Но я не хочу тратить деньги на пустышки и мучить ребенка «лечением», которое не принесет пользы.

Ходить на прием к врачу сразу с двумя детьми — отдельное приключение. Дочь еще не сидит, поэтому ее нужно все время держать на руках, а в это время помогать старшему широко открыть рот, поднять кофту для выслушивания легких и следить, чтобы он не утащил со стола у доктора документы или инструменты для манипуляций.

Дети занимают всю кровать

Перед рождением дочери мы приучали сына спать на своей кровати. Ему очень нравилось чувствовать себя самостоятельным и взрослым: сначала сын укладывал спать мишку, а потом засыпал рядом — совсем как мы рядом с ним.

У дочери тоже есть своя кроватка, но ночью я часто не возвращаю ее обратно после кормления. Засыпаю еще в процессе и больше не хочу просыпаться до утра: если дочь снова проголодается, она сможет сама найти грудь рядом.

Я купила дочери красивую круглую кровать, но сейчас жалею, что не выбрала приставную: ночью не пришлось бы вставать вообще

Сын заметил это и решил, что тоже хочет спать с родителями. Теперь он просыпается среди ночи и приходит к нам досыпать или вовсе отказывается ложиться у себя. Так наша двуспальная кровать неожиданно стала четырехспальной, не увеличившись в размерах. Иногда приходится спать скрючившись или даже уходить досыпать на кровать к сыну, потому что дети решили широко раскинуть руки и ноги.

А вот опасения, что крики младенца будут будить старшего ребенка, не оправдались: сын не реагирует на этот шум.

Рассылка только для родителей Рассказываем, как справиться с родительством и получить максимум от государства. Письма присылаем раз в неделю — подписывайтесь, это бесплатно

Детская любовь может быть опаснее ревности

Родственники, друзья и интернет рассказывали мне страшилки о детской ревности: дескать, старший привык быть в центре внимания и не поймет, почему родители теперь уделяют время не только ему. Я делала вид, что не паникую, но на всякий случай готовилась носить на руках двух детей одновременно, строить с сыном железную дорогу во время кормления младшей и ни в коем случае не просить его помогать с заботами о сестре.

Просить и не пришлось: сын сам вызвался выкидывать грязные подгузники, подавать чистые и вставлять сестре в рот соску, если та вдруг заплачет. Звучит идеально, но на деле его забота и любовь этим не ограничиваются. Сын постоянно хочет обнимать сестру, носить на руках, играть с ней в свои игрушки и угощать любимой едой.

Для новорожденного ребенка все это очень опасно: трехлетка не понимает, как именно поддерживать голову младенцу, не умеет рассчитывать силу и не учитывает, что сестра еще не готова сидеть и есть твердую пищу.

На этой фотографии я стою рядом с кроваткой не случайно: пока сын гладит сестру по голове, я слежу, чтобы он не нажал ей на родничок и случайно не ударил игрушками

Еще сын не обращает внимания на режим и настроение сестры: может захотеть обниматься, когда она только уснула, или начать заталкивать в рот соску, даже если она не хочет. В это время мне приходится решать сложную задачу. С одной стороны, нужно уберечь дочь от опасностей, отстоять ее право на сон и личное пространство, а с другой — не разрушить нежное отношение брата к сестре и не напугать его тем, что родители опекают младшую сильнее, чем его.

1 Августа 2018

Двухлетний ребенок каждый миг открывает для себя все новые и новые стороны окружающего мира. Он ни минуты не сидит на месте, стараясь успеть все и везде. Задача родителей на этом этапе – помочь ему всесторонне, гармонически развиваться и в то же время не подавить индивидуальных способностей. Не стоит забывать, что малыш должен освоить все базовые знания, умения и навыки. 

Максу 2 года.

Что должен уметь ребенок в 2 года

Возможности двухлетнего малыша, в сравнении со знаниями, умениями и навыками, которыми он обладал год назад, поражают не только родителей, но и окружающих. Он начинает говорить предложениями, понимает взрослых, способен выполнять целый ряд физических упражнений и даже в некоторых моментах проявлять самостоятельность в бытовых вопросах. Родителям важно следить, чтобы ребенок гармонично развивался во всех сферах жизни. Для этого важно определить, что же он должен уметь в обязательном порядке.

Развитие речи у двухлетнего ребенка

  • Словарный запас в этом возрасте достигает 200-300 слов, среди которых появляются и довольно сложные с точки зрения произношения.

  • На смену отдельно произносимым словам приходят целые, пусть и не слишком длинные, предложения.

  • Упрощенные слова, которые ребенок часто использовал раньше (мяу-мяу, гав-гав, би-би и так далее) все чаще и чаще подменяются более сложными (киса, собака, машина и так далее).

  • В речи активно используются не только существительные, но и другие части речи – на первых порах местоимения и прилагательные, далее «присоединяются» глаголы.

  • Малыш начинает формулировать и задавать вопросы.

  • Слова сопоставляются с предметами, изображенными на картинке – малыш без труда называет их, причем с каждым днем все больше и больше.

Самые эффективные способы научить ребёнка говорить

Психоэмоциональное развитие ребенка (в том числе сфера общения)

  • двухлетний малыш охотно идет на контакт с окружающими, легко заводит знакомства как с детьми, так и со взрослыми;
  • во время общения активно жестикулирует, пытается передать свои эмоции при помощи мимики, интонации и возгласов;
  • активно радуется удачам и огорчается из-за поражений;
  • пытается добиться своего, проявляет упрямство и может настаивать на чем-то;
  • осознает свою половую принадлежность;
  • обижается и показывает свою обиду при помощи слез.

Для родителей, это не самый сладкий период, потому что пока ребенок не может сказать, все, что хочет и выразить все свои чувства, ему сложно, возникают истерики (Я хочу и требую известным мне способом, а мама не понимает), другой вариант, когда ребенок чувствует себя уже очень взрослым, ведь он уже столько навыков приобрел и начинает активно действовать, а родители видят ситуацию шире, — останавливают кроху или что-то запрещают. Конфликт. Очень важно в эти моменты понимать, что ребенок ничего не делает назло (как бы это не выглядело со стороны), в этом возрасте еще не созрели те зоны мозга, которые отвечают за взгляд на ситуацию со стороны другого человека и прогнозирование действий и реакций другого. Эта способность сформируется только к 6-7 годам.

Если ребенка постоянно наказывают за любую попытку самовыражения или боясь расстроить во всем потакают, он просто не сможет освоить всего разнообразия стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Хорошо, когда у взрослого человека есть в запасе набор различных стратегий поведения для разных случаев и он может выбирать: уступить, поторговаться, дожать или придумать что-то еще. Воспринимайте все эти моменты как тренировку вашего малыша и давайте различные реакции. 

Развитие сферы познания

В 2 года ребенок может научиться:

  • различать не менее 4 основных цветов («потолок», как правило, составляет 8 цветов);
  • группировать разные предметы по оттенкам: красные, синие, зеленые и так далее;
  • узнавать и, возможно, называть основные плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и так далее);
  • сравнивать и распознавать предметы по определенному признаку (тяжелый-легкий, мягкий-жесткий, большой-маленький и так далее);
  • считать до десяти, узнавать цифры и на пальцах показывать свой возраст (если есть мотивация, мы изучать цифры и счет начали ближе к 3-м);
  • выстраивать и выполнять цепочку последовательных действий, которые приведут к достижению определенного результата.

Физическое развитие 

К двум годам малыш уже должен:

  • уверенно ходить и немного бегать;
  • преодолевать лестницы и наклонные поверхности – на подъем и спуск (с поддержкой);
  • подпрыгивать (кто-то ближе к 3 годам осваивает этот навык!);
  • перешагивать через невысокие препятствия;
  • «балансировать» на бревнышке;
  • играть в футбол – пинать мячик и ловить его;
  • пробовать рисовать на листе линии;
  • лепить из пластилина и начинать использовать по назначению (под контролем родителей, конечно) ножницы.

Бытовые навыки

И, наконец, к 2 годам у ребенка должен выработаться ряд бытовых навыков и умений

  • ходить на горшок;
  • есть жидкую пищу при помощи ложки;
  • начинать самостоятельно мыть руки и умываться;
  • «помогать» по хозяйству (например, разбирать сумки и кое-что раскладывать на места);
  • одевать «простые» предметы гардероба (носки, шапку и так далее) и использовать по назначению носовой платок.

Интересы двухлетнего ребенка

В 2 года ребенок активно познает окружающий мир и проявляет те или иные предпочтения. Появляются любимые игрушки, различия в поведении. Кто-то на прогулке рассматривает цветочки и листочки, что-то часами готов лепить куличики в песочнице, кто-то предпочитает качели, а некоторым и вовсе больше нравится рисовать.

Многие родители в этом возрасте начинают водить детей на развивающие занятия. В принципе, они совершенно не лишние, однако и усердствовать не стоит. Так, например, каким бы талантливым не был ваш малыш, музыкальная школа или английский язык могут стать для него непосильной нагрузкой и вовсе «убить» дальнейший интерес. Достаточно походов в группу общего раннего развития (2-3 раза в неделю), где можно не только открывать новое, но и общаться с детьми. 

Идеальные развивающие игры для двухлетнего ребенка

Игра для двухлетнего ребенка – это не только времяпровождение, но и способ познавать мир. Именно поэтому для родителей важно направить его игровую деятельность в нужное русло. Примеры увлекательных и в тоже время познавательных занятий приведены ниже.

Сходства и различия. Можно взять 2 вещи, игрушки или картинки (например, кошку и собаку) и предложить ребенку рассказать – чем они похожи и чем отличаются. На первый раз можно помочь наводящим вопросами (есть ли шерсть, есть ли глаза и так далее), с каждым разом рассказ будет все более и более независимым от «ведущего». После того как простая задача стала слишком легкой, ее можно усложнить. Например, взять две одинаковые машины разного цвета.

Третий лишний. Взять несколько картинок или предметов и предложить малышу определить, какой из них лишний. Признак при этом может быть любой – цвет, материал, форма, направление и так далее.

Книга своими руками. Книга – идеальная поделка для двухлетнего ребенка. Луше всего сделать ее тематической (например, про овощи игрушки и так далее). Еще один вариант этой игры – оформление фотоальбома со снимками малыша. Конечно, сделать все самостоятельно у него вряд ли получится, однако помощь родителя должны быть ненавязчивой.

Футбол. Одна из лучших игр для этого возраста в плане физического развития. Начинать гонять мяч лучше всего вдвоем, притом не бегом, а пешком (это поможет избежать травм). Однако важно не пропустить момент, когда «в команду» можно будет позвать ровесников ребенка.

Лото. В 2 года можно начинать играть с ребенком в простейшее лото с изображением предметов. Правда, вряд ли он сможет «усидеть на месте», в прямом смысле этого слова, больше чем один «круг».

 Покажи как. Увлекательная игра, которую любят практически все дети в этом возрасте. Сначала задания должны быть простыми – ходит кошка, плавает рыба и так далее. Постепенно их можно усложнять. Такая физкультминутка не только будет отличной игровой заменой зарядки, но и подарит массу положительных эмоций и ярких впечатлений.

Сбор урожая. Делать это можно как в одиночку, так и наперегонки. Вместо овощей и фруктов, разбросанных по комнате, в корзинку можно собирать листья (очень актуально осенью) или какие-либо другие предметы. 

Как помочь развиваться ребенку в 2 года

Во-первых, как уже упоминалось выше, можно водить ребенка в клуб (в группу общего раннего развития), заниматься с ним творчеством (рисование, лепка, поделки и так далее) и подбирать подходящие игры дома. Кроме того, можно помочь малышу развиваться ненавязчиво:

  • не оставлять без внимания вопросы и давать на них как можно более ясные (в соответствии с возрастом) и подробные ответы;
  • обсуждать увиденное на прогулке, по телевизору и просто случайные ситуации;
  • давать возможность делать выбор – во что играть, что купить (не всегда, конечно), что есть и так далее;
  • как можно чаще привлекать ребенка к решению «бытовых» проблем и просить его о помощи – в 2 года можно доверить под контролем мыть посуду, разобрать сумку, подмести пол и так далее. 

Признаки задержки развития

Задержка развития у двухлетнего ребенка может проявляться по разным причинам. Родителям стоит обратить внимание в тех случаях, если не сформировались какие-либо из обязательных знаний, умений, навыков. В этом случае нужно обращаться к специалистам (невролог, врач ортопед, логопед-дефектолог), которые смогут при помощи специальных методик оценить отстает ли ваш ребенок, насколько это критично и требуется ли коррекция.

Помимо указанных выше в 2 года тревожными симптомами являются:

  • отсутствие простых слов в речи и навыка применения их по назначению;
  • отсутствие навыка повтора – букв, слогов и слов;
  • непонимание обращенной речи и просьб;
  • неумение жевать.

Если вы заметили хотя бы один из них, визит к специалистам не стоит откладывать. Важно помнить, что задержки развития гораздо проще скорректировать в раннем возрасте.

2 года: развиваем творческие способности ребенка

Вашему ребенку 2 года. Даже не верится, что прошло столько времени, ведь только недавно вас забирали с роддома и поздравляли. Теперь ваш малыш – настоящая личность с характером и навыками. Терпение, выдержка и спокойствие основные запасы, необходимые вам в этот период.

Особенности физиологии ребенка в 2 года

В этот период физически вы устаете точно больше, чем ваш малыш, ведь тело его хорошо скоординировано в пространстве и малыш без остановки бегает, прыгает, балуется. Таким активным ребенок будет еще несколько лет, а задача родителей в этот период не наказывать ребенка за чрезмерную подвижность, а предоставить пространство и возможности для движения.

Особенности психологии деток двух лет

С двух лет психика деток наиболее подготовлена к открытию мира. Конечно, и раньше ребенку было многое интересно. Но младенческое любопытство было спровоцировано инстинктами, а не разумом. Можно сказать, что предметы и все, что окружает малыша, в 2 года он начинает осматривать сознательно.

Психика ребенка в этом возрасте как губка – впитывает все, что происходит вокруг. Сейчас будьте особенно аккуратны с тем, что делаете и говорите, ведь многие события могут оставить след на психике малыша на всю жизнь.

В 2 года многие девочки и мальчики уже могут крепко держать в руках ручку или кисточку, поэтому как раз пришло время познакомить ребеночка с творчеством. Дайте деткам в руки пластилин, фломастеры или краски. Далеко, конечно, лучше теперь не отходить, если не хотите, чтобы ваши диваны, шторы или иные предметы стали жертвой творчества. В 2 года ребенок уже может высидеть некоторое время более-менее спокойно, а такие занятия для него станут интересными.

Начните играть со своим ребенком ролевые игры, малышей этого возраста они уже сложнее и разнообразней. Теперь можно пустить в ход крупные конструкторы. С большим интересом детки будут разбирать/собирать машинки или самолетики. Главное, чтобы такие игрушки были сделаны из качественной пластмассы и не содержали очень мелких деталей.

Навыки деток в возрасте 2 года:

· Управно выводить разные фигуры ручкой, карандашом, фломастером.

· Словарный запас к этому моменту уже насчитывает около 100 слов, пусть и нечетко произносимых.

· Ребенок активно начинает выдумывать что-то в играх, так сказать, использовать свое воображение на полную.

· В этом возрасте детки любят слушать сказки, даже, если читаете вы их уже сотый раз.

Рекомендации папе и маме двухлетнего ребенка

Дорогие родители, отбросьте все свои любимые занятия и займитесь своим чадом. Если сейчас по вашему ребенку еще нельзя сказать, сколько времени вы ему уделяете, но пройдет всего полгода и все старания будут видны. Не упустите такой благодатный период, когда ваш малыш еще воспринимает все, что вы ему говорите и с чем знакомите. Дисциплина, музыка, рисование и множество иных полезных вещей сейчас малышу даются намного проще, чем будет потом.

Сколько раз на день должен спать ребенок двух лет?

Сейчас ребенку нужно 1 раз в день выделить время на сон, но не все малыши согласны с этим. Если ребенок наотрез отказывается спать, то вы должны позаботиться о том, чтобы какое-то время днем он просто спокойно отдохнул. Дайте своему чаду любимую книжку, пусть посмотрит картинки. Можете попросить, чтобы малыш уложил спать игрушку и просто полежал возле нее. Однако знайте, что недосыпание для деток вредно.

Чем играет ребенок в 2 года?

Чтобы у малыша развивалась мелкая моторика, больше рисуйте вместе. Когда ребенок будет держать кисточку, макать ее в краску и пытаться повторить линии на листке, его движения со временем будут становиться более уверенными.

Чему стоит научить ребенка в два года?

Можно приступить к более серьезному обучению ребенка. Например, попросите малыша дать вам красный шарик, и разрешите забрать у вас желтый кубик. Можете немного поиграть, закинув мячик за шкаф, откуда достать его можно только при помощи сторонних предметов. Наблюдать за тем, как ребенок попытается выйти из ситуации – очень интересно. После каждой игры напоминайте малышу, что следует убирать игрушки за собой.

Особенности поведения деток в два года

Если ваш сынок или дочка все чаще станут заявлять «я сам» или «я сама», то вы не удивляйтесь. Многое ребенок в этом возрасте действительно способен делать сам, а если нет, то хочет научиться. Например, кушать аккуратно, одеваться. На большинство событий детки реагируют бурно. Обратите внимание на свое настроение и поведение и вы увидите, психоэмоциональное состояние ваше и вашего чада тесно связаны. Малыш легко «заражается» эмоциями людей, которые находятся рядом. То есть, если вы будете спокойными, то, скорее всего, и ваш ребенок будет таким.

Что и как говорит ребенок в 2 года?

Малыш превращается в «почемучку». Вопросы: «почему? где? откуда?» и еще много других все чаще звучат из уст любознательного крохи. Словарный запас деток к концу двух лет уже более 200 слов, которые складываются в простые предложения. Если найти ответы на все вопросы малыша вы не можете, все равно пытайтесь с ним много говорить, больше общаясь с помощью слов. Задавайте свои вопросы, так будет развиваться одновременно и речь и мышление ребенка.

Вернуться в раздел:  Календарь развития ребенка от 1 года до 3 лет

Содержание статьи

За здоровьем ребенка важно следить с самого рождения. Это позволит предотвратить множество серьезных проблем со здоровьем и выявить возможные отклонения в развитии на раннем этапе, когда все можно скорректировать. Сегодня нашей стране практикуется система профилактических осмотров детей с первых лет жизни. За здоровьем малыша следит не только педиатр, но и врачи других специальностей, что позволяет разработать для каждого ребенка индивидуальную программу профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Когда малыш достигает двухлетия, ему предстоит плановый осмотр ребенка в 2 года, включающий целый ряд мероприятий.

Каких специалистов нужно пройти в 2 года

В этот период крайне важно следить за здоровьем, укреплять иммунитет, выявлять возможные проблемы в самом начале и лечить их. Профилактический осмотр в два года подразумевает не только ставший привычным визит к педиатру, но и ряд лабораторных исследований (анализов) и осмотры специалистов. Особенно это важно, если родители планируют посещение детского сада.

Педиатр. Это врач, который оценивает физическое развитие ребенка – измеряет рост и вес, прибавки за контрольный период. Он дает направления на анализы, к специалистам, при необходимости назначает дополнительные обследования (ЭКГ, УЗИ, рентген и т. д.). Анализирует после завершения консультаций и получения результатов анализов все данные, дает рекомендации по питанию, уходу за малышом, развитию и профилактике болезней.

Детский невролог. Нервная система малышей еще очень уязвима, серьезные стрессы могут повлиять на нее крайне негативно. Поэтому важно следить за нервно-психическим развитием малыша, тонусом мышц, становлением речи, координацией движений и множеством других неврологических функций. При необходимости врач порекомендует лекарства, массажи или комплексы ЛФК, развивающие игры.

Хирург-ортопед. Скелет ребенка и его мышечная система развивается очень быстро. Важно не припустить какие-либо отклонения – деформации позвоночника, нарушения осанки, следить за правильным формированием свода стопы, оценивать развитие суставов. Важно вовремя исключать развитие аномалий половых органов (особенно у мальчиков), развитие грыжи, проводить профилактику травм. Врач оценит состояние скелета и мягких тканей, развитие органов и даст рекомендации по уровню физической нагрузки, подбору обуви, профилактике сколиоза.

Офтальмолог. Глазной анализатор ребенка активно развивается, нагрузка на зрение высока. Поэтому важно регулярно проверять у офтальмолога не только остроту зрения, но и состояние хрусталика, роговицы, стекловидного тела и глазного дна. Особенно это важно тем детям, чьи родители носят очки или имеют различные заболевания глаз.

Стоматолог. Врач проведет осмотр полости рта и профессиональную гигиену, даст рекомендации по чистке, уходу за молочными зубами. Если есть нарушения сроков прорезывания, кариозные поражения, он назначит курс лечения. Кроме того, при необходимости стоматолог порекомендует курсы укрепления эмали и коррекцию питания для того, чтобы зубки ребенка получали все необходимые минералы.

Анализы при плановом осмотре в 2 года

Если у малыша нет никаких проблем со здоровьем, он полноценно растет и развивается, родители не предъявляют жалоб на самочувствие малыша, педиатр назначает стандартные анализы, которые позволяют оценить метаболизм и работу системы кроветворения, общее состояние организма. К ним относятся:

  • Общий анализ крови. Врач оценивает уровень гемоглобина и количество красных клеток, уровень лейкоцитов и тромбоцитов.
  • Общий анализ мочи. Педиатр оценивает физические показатели (цвет, плотность, рН) и отсутствие осадка солей, лейкоцитов, эпителия.
  • Кал на яйца паразитов и соскоб на энтеробиоз. Помогает исключить наличие паразитарных болезней.

При необходимости могут быть назначены дополнительные анализы и исследования – биохимический анализ, кровь на сахар, УЗИ брюшной полости, ЭКГ.

Источник:

  1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).

Записаться на прием

Когда малыш достигает двухлетнего возраста, он начинает более активно интересоваться окружающим миром, поэтому родители задумываются о том, как развивать ребёнка в 2 года правильно. Задания для детей 2 лет развивают большое количество различных способностей, в том числе речь, социальные, сенсорные, творческие навыки и многое другое.

Но как же правильно подобрать занятие для ребёнка, чтоб ему было интересно и не надоело получать новые знания? Об этом мы сегодня и поговорим.

Ребёнок в 2 года: какой он

Дети 2–3 лет весьма активны. Им не сидится на месте, и они хотят узнать, как устроен этот мир, всё попробовать и везде побывать. Но, несмотря на это, дети в этом возрасте более внимательны, чем в один или полтора года.

В 2 года дети впитывают в себя максимально много информации, поэтому развивать их нужно обязательно. При этом совсем необязательно покупать дорогие игрушки и водить на специальные занятия. Достаточно просто следить за интересами своего чада и пытаться отвечать на все его вопросы и объяснять всё, что происходит. Однако не перестарайтесь. Малышу может надоесть получать новые знания, и он откажется воспринимать информацию.

image

Чтобы ребёнок выполнял развивающие задания, он должен быть заинтересован в них. Добиться этого довольно сложно, поэтому родители нередко отдают своих малышей в образовательные дошкольные заведения, в которых развитием способностей крохи занимаются уже специалисты.

Особенности возраста

Для того чтобы правильно подобрать развивающие игры для ребёнка 2–3 лет, необходимо понимать его возрастные особенности:

  • Ближе к 2 годам ребёнок начинает более точно выполнять те или иные движения, улучшается его координации. В результате этого ему становится намного интересней играть с сортёром, конструктором, пазлом или же любой другой аналогичной игрушкой.
  • Занятия с детьми 2 лет на развитие логики начинают приносить больше успеха. Это связано с тем, что в этом возрасте малыш начинает самостоятельно интересоваться тем, как решить ту или иную задачу или понять, как и почему работает определённый предмет.
  • Активные игры начинают ещё сильнее интересовать малыша. Теперь он лучше может ориентироваться в пространстве, контролировать скорость и направление своих движений.
  • Обладает небольшим словарным запасом, который позволяет ему общаться со взрослыми, описывать то, что он видит, а также составлять простые предложения.

image

  • С каждым месяцем малыш становится всё более самостоятельным, и ему уже не нужно столько вашего внимания, а это означает, что в два с половиной года играть в развивающие игры он может сам.

Что должен уметь ребёнок

Занятия для детей 2–3 лет проводятся с учётом того, что ребёнок уже умеет и того, каких именно навыков ему не хватает. Обычно в этом возрасте малыш способен:

  • подниматься и спускаться с лестницы, бегать, прыгать, перешагивать через препятствия, ловить мяч;
  • для девочек на втором году жизни свойственно помогать по дому маме, открывать двери и закрывать их, есть ложкой и пить из стакана;
  • строить из кубиков и конструктора, собирать пирамидку;
  • разговаривать, заканчивать знакомые стишки, говорить простые предложения, прощаться, здороваться, называть и показывать части тела, имитировать звуки животных, описывать то, что нарисовано на картинке;
  • различать цвета, рисовать каракули, пытаться подпевать любимой песенке.

Виды развития ребёнка

Развивающие задания для детей 2–3 лет можно поделить на несколько основных блоков:

  • логика;
  • речь;
  • творчество;
  • мелкая моторика;
  • социум и окружающий мир.

image

При развитии физических навыков или абстрактного мышления желательно также принимать участие в занятии, показывать ребёнку, как правильно делать то или иное упражнение. В таком случае эффект будет намного лучше.

Развивая детей до трёх лет, можно пользоваться картинками с изображением тех или иных предметов, ситуаций, книжками, а также другими подручными средствами. Кроме того, не проводите занятие дольше, чем 15-20 минут, и при этом не забывайте постоянно менять деятельность.

Физическое

Развитие физических способностей является одной из главных задач каждого родителя, так как спорт делает кроху не только сильнее и выносливей, но и более здоровым. Спортивные занятия для детей от 2 лет включают в себя следующий комплекс упражнений:

  • бег, чередуя медленный и быстрый бег, паровозиком, на носочках, преодолевая различные препятствия, догоняя других;
  • ходьба по линии, на руках, по неровной поверхности;
  • ползание через тоннель, с подушкой;
  • прыжки на двух ногах одновременно, на одной, из положения «полуприсед», на фитоболе, по подушкам, шинам или другим «кочкам»;
  • лазание по лестнице, пытаясь достать предметы, которые высоко расположены, перенос объёмных, но лёгких предметов, хождение по брёвнам, доскам или узеньким скамейкам;

image

  • в домашних условиях можно упражняться на турнике или кольцах, кататься по полу, бросать мяч в стену и ловить его, копировать движения различных животных.

Физическое развитие ребёнка – важная составляющая, без которой рассматривать его общее развитие нельзя. Развивающие пособия для детей 2 лет также говорят о том, что нужно как можно больше времени проводить с малышом на спортивной площадке, или занимаясь другим типом активных действий.

Познавательное

Развивашки для детей 2–3 лет продолжают рассказывать малышу об окружающем мире, предметах и их свойствах, развивать его память, логическое мышление, а также учить основам математики. К перечню познавательных игр и заданий можно отнести следующее:

  • Изучение с помощью карточек, форм, цветов, природных явлений, фруктов, растений, цветов, овощей, грибов, времён года, птиц, животных, насекомых, рыб, частей тела и т.д.
  • Знакомство с такими понятиями, как времена года, мало и много, ночь и день, высоко и низко, далеко и близко, узкий и широкий, тяжёлый и лёгкий, прочее.
  • Обсуждение транспорта, семьи, профессий, города, приборов, поездов, мебели, магазина, детского садика и школы, прочее.
  • Описание картинки и её сюжета, воспоминания о том, что делали на прогулке или с утра.

image

  • Развитие во время прогулки, куда может входить изучение правил дорожного движения, транспорта, растений и насекомых, а также игры с песком, снегом, тенью, и прыганье по лужам.
  • Поиск того, что пропало, и поиск нового предмета, игра в прятки, поиск тени, соответствующей предмету, одинаковых узоров, части изображения или полного изображения по его части, поиск фигуры по нескольким признакам и т.д.
  • Загадки, обучение счёту, буквам, цифрам.
  • Напёрстки, матрёшки, конструкторы, кубики, строительство башен, собирание пазлов, печати, другие игры для детей.
  • Использование обучающих изображений для детей. С их помощью можно попросить малыша искать пары, сопоставлять картинки, проводить между ними логические связи, классифицировать карточки по тому или иному признаку.

Сенсорное

Раннее развитие ребёнка включает в себя и сенсорное развитие. Развивают ребёнка в 2 года следующим образом:

  1. Дают малышу попробовать на ощупь предметы, обладающие различной фактурой. Просят его найти пару куску того или иного материала.
  2. Обучают различным запахам и вкусам, учат находить похожий.
  3. Обучают таким понятиям, как тепло и холодно, твёрдо и мягко, громко и тихо. Дают детям различные предметы, чтобы они могли определить их свойства.

Такой тип развития направлен на улучшение зрительного и тактильного восприятия, слуха, вкуса и обоняния малыша.

Музыкальное

К этому типу развития относится игра на музыкальных инструментах, распознавание звуков, пение и танцы.

Для развития музыкальных способностей  подходят такие занятия, как:

  • прослушивание детских песен и попытка им подпевать;
  • прослушивание классической музыки и отличие грустной от весёлой, медленной от быстрой, громкой от тихой и т.д.;
  • прислушивание к звукам, которые нас окружают, и определение их источника;
  • танцы, обучение простым танцевальным движениям, вождение хороводов;
  • слушание, как звучат различные музыкальные инструменты, и игра на них.

Речевое

В возрасте 2-2,5 лет очень важно развивать у малыша речь. Существуют различные развивающие программы, одна из которых «Говорим с пеленок», разработанная лучшими психологами и логопедами России. Также есть и другие авторские и зарубежные методики. Все они обладают определённой схожестью, хотя есть и различия. Как бы там ни было, направлены они на увеличение словарного запаса малыша, развитие его артикуляции и повторение слов.

К основным заданиям можно отнести:

  • Чтение книг и обсуждение того, что было только что прочитано.
  • Пение и прослушивание песен.
  • Общение с ребёнком, описание окружающих предметов и объяснение происходящего. При этом желательно использовать местоимения, наречия, прилагательные и предлоги.

image

  • Он должен рассказывать, что он видит на картинки и описывать окружающий его мир.
  • Малыша нужно научить говорить тихо, громко, сдувать лёгкие вещи, задувать свечи, надувать мыльные пузыри, показывать язык, корчить рожицы и т.д.

Для того чтобы малыш повторял слова правильно, вам необходимо говорить их достаточно чётко. В материалах для развития артикуляции и речи можно найти много примеров игр и развивающих заданий.

Мелкая моторика

Игры и занятия с детьми на развитие моторики также способствуют развитию речевого аппарата. Это связано с тем, что часть мозга, отвечающая за мелкую моторику, находится рядом с речевой зоной, и в то время, когда работает одна, развивается и другая.

Наиболее подходящими упражнениями для развития мелкой моторики являются:

  1. Гимнастика для пальцев, застёгивание и расстёгивание пуговиц, липучек, змеек, кнопок.
  2. Лепка, аппликация, рисование, создание узоров.
  3. Игры с конструктором, шнуровкой, мозаикой, наклейками, пирамидкой, вкладышами и сортёрами.
  4. Пересыпание песка, круп, переливание воды и её собирание с помощью пипетки или губки.
  5. Игры с прищепками, крышками и бутылками. Комканье и разрывание бумаги.

image

Занимаясь играми на развитие моторики с малышами, темы занятий нужно продумывать очень тщательно. Если ему не будет интересно, он просто не захочет выполнять данные задания и постоянно будет отвлекаться.

Творческое

Занятия с ребёнком, направленные на развитие его творческих способностей, включают в себя лепку из пластилина, рисование, создание аппликаций, вырезание из бумаги и конструирование. Для малышей 2 лет лучше всего подойдут такие упражнения:

  1. Рисование спиралей, кругов и линий, создание узоров. Всё это можно делать карандашами, кисточкой и красками, пальцем, мелками или даже палкой, если вы рисуете на снегу или песке.
  2. Дорисовывание недостающих деталей. Например, листья для дерева, стебельки для цветов, дым из трубы и другие простые рисунки.
  3. Ставим печати с помощью губки, картошки и других вещей.
  4. Лепим из пластилина шарики, колбаски, кружочки, размазываем его по бумаге или оставляем на нём печати.
  5. Лепим из теста, режем его и вырезаем с помощью формочек.
  6. Создаём аппликацию из бумаги или ткани. Это может быть аппликация из нескольких объектов, из частей одного объекта или же создание абстрактной картины.
  7. Строим из конструктора дома, мосты, заборы и другие сооружения.

image

Если вы не умеете хорошо рисовать, то распечатайте на обычной бумаге найденные в интернете рисунки, к которым нужно будет добавить недостающие элементы.

Социальное

Общение с ровесниками очень важно для ребёнка 2 лет. В этом возрасте он тянется к другим и пытается всё за ними повторять. Именно поэтому нужно научить малыша:

  • знакомиться и проявлять симпатию к другим детям, а также играть вместе с ними;
  • жалеть других людей, когда они плачут, ударились или заболели;
  • делиться или же меняться игрушками.

Развивать коммуникативные навыки крохи можно самостоятельно или же с помощью специальных программ которые подготовят малыша к детскому садику и научит его ладить с другими людьми.

Помимо общения, малышу также необходимо приобретать бытовые навыки. Вместе с двухлетним ребёнком можно выполнять следующие действия:

  • поливать цветы;
  • вытирать разлившуюся воду;
  • мыть руки мылом и вытирать их после этого;
  • убирать за собой со стола;
  • складывать игрушки на место;
  • одеваться и раздеваться самостоятельно.

Приблизительное расписание занятий на неделю

Занимаясь развитием малыша, главное, не переусердствовать. Малышу должны быть интересны упражнения, а это означает, что нельзя выполнять одно и то же занятие с ребёнком 2 лет каждый день, так как в итоге это может просто надоесть ему. Чтобы этого не случилось, необходимо составить расписание занятий. Такой план не только позволит родителям не перегрузить ребёнка, но и убедиться в том, что вы ничего не упустили, и малыш хорошо развивается.

Развивающие занятия для детей 2 лет. Приблизительный план:

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Мелкая моторика Крупы Гимнастика для пальцев Шнуровка Прищепки Прищепки Песок Наклейки
Сенсорное развитие Тёплое и холодное Материалы Вкусы Шершавое и гладкое
Познавательное Пазлы Поиск картинки по её кусочку Поиск теней Виды домашних животных Цвета и сортировка предметов по ним Времена года Поиск игрушки
Речевое Кривляние Обсуждаем картинку Чтение сказок Обсуждение прочитанного Разыгрываем сказку Чтение стихов Задувание свечей
Социальное Общаемся с другими детками Игры в песочнице Гости. Идём в гости или принимаем у себя
Творческое Аппликация Лепка из пластилина Рисуем красками Раскрашивание Лепка из теста
Музыкальное Детские песни Пение Классическая музыка Музыкальные инструменты
Физическое Игры в мяч Бег с препятствиями Прыжки Ходьба на руках Игра в улитку Занятие с фитоболом Ходьба по линии

Это только приблизительный план. Вам же, для того чтобы заниматься развитием ребёнка 2 лет самостоятельно, при составлении распорядка потребуется учесть характер малыша, его интересы и умения, а также цели, которые вы преследуете.

Кроме того, в составленном вами расписании желательно отметить те занятия, которые вы считаете наиболее важными, и не готовы их пропустить. Также следует определить те виды развития, которые вы считаете обязательными для своего малыша. По ним занятия могут проходить и 5-7 раз в неделю. При этом не нужно занимать занятиями всё время малыша. Пусть в его распорядке дня будет место и для самостоятельных игр.

После того как вы позанимаетесь с ребёнком по этому расписанию несколько недель, вы сможете проанализировать результаты занятий и то, насколько был выполнен план. Если вас что-то не будет устраивать в полученных результатах, вы сможете заменить некоторые занятия, добавить их или же убрать.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий