Что должен знать ребенок в 3 года? Возрастные особенности детей 3 лет. Развитие речи ребенка 3 лет

В течение 4 лет, т.

е. за собственно дошкольные годы, ребенок проходит большой и качественный путь развития. Это развитие бывает тем успешнее, чем больше внимания, ответственности в работе проявляют воспитательницы и медицинская сестра, детский врач, чем теснее связь и содружество в работе педагогов и медиков. Так, например, весьма важно, чтобы медицинская сестра и воспитательница строго следили за выполнением правил гигиены при организации фронтальных занятий с детьми — со всей группой (проветривание, освещение, поза ребенка, смена деятельности в период занятия и др.), во время проведения подвижных игр, особенно в помещении. Медицинская сестра во многом может помочь педагогу при решении задачи индивидуального подхода к детям.

За период с 3 до 7 лет развивается и укрепляется весь организм ребенка, происходит дальнейшее развитие и совершенствование всех движений. В течение 4-го года жизни дети прибывают в массе 1,3 кг, рост их увеличивается на 6,5—7 см. К 4-м годам средняя масса ребенка составляет 15,5—16 кг, рост 100 см. К 7 годам масса ребенка равняется примерно 21—22 кг, а рост 116—117 см. Конечно, здесь нет таких бурных прибавлений в росте и массе, как это имело место в первые 2—3 года жизни, но они тоже значительны (особенно в период от 6 до 7 лет).

Приобретения же в развитии координации движений весьма велики: в области равновесия, ловкости, точности движений кисти и пальцев рук и др. Все это дает ребенку старшего дошкольного возраста возможность выполнять относительно сложную физическую работу или производить точные движения в играх, во время рисования, в частности, когда воспитатель дает ему задания, важные для подготовки руки к письму. Дети могут уже участвовать в играх большой подвижности, требующих точности движений; в различных формах труда (хозяйственно-бытовой, в природе, с деревом и др.); они довольно хорошо переносят прогулки на дальнее расстояние.

Продолжается интенсивное развитие структуры и функции головного мозга, постепенно возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения. К 7 годам заметно повышается работоспособность нервной системы.

Значительны успехи в овладении ребенком речью. Дети 4-го года, как правило, широко пользуются разговорной формой речи, в их словарный запас входят почти все части речи. Однако общение с окружающими еще относительно ограничено по содержанию вследствие малого опыта детей. К 5—7 годам речь детей уже богата по словарному запасу, характеризуется связностью изложения, правильным произношением всех звуков и т. д. (известно, что если к 5, к 5 1/2 годам ребенок не овладеет чистым произношением всех звуков, следует проводить специальную работу-по его исправлению). Растет число вопросов, содержание которых свидетельствует о существенных сдвигах, происшедших в мышлении ребенка: «почему», «зачем», «откуда». При этом дети интересуются не только ближайшими, но и более отдаленными причинами явлений из области природы, общественной жизни, а не только быта.

На 4-м году жизни совершенствуются ощущения и восприятия детей. Восприятия становятся более точными, дифференцированными. На занятиях дети могут овладеть умением сопоставлять предметы, например, по длине, высоте, ширине; у них формируются представления о некоторых основных цветах, формах. Это оказывается весьма ценным для развития, поскольку дает ребенку возможность сопоставлять со свойствами воспринимаемых предметов. В среднем дошкольном возрасте восприятия становятся более целенаправленными и дети могут выделять в изображении или предмете существенные детали, указанные взрослыми, что ведет к более точному, верному их восприятию.

Память детей развивается следующим образом: от непреднамеренного запоминания к, преднамеренному, произвольному. Желая, например, что-нибудь выучить, ребенок 6 лет может уже использовать разные приемы: группирует материал по смыслу, многократно повторяет то, что надо запомнить, и т. д. Внимание ребенка также развивается от непроизвольного к произвольному.

Для мышления детей 4-го года жизни становится характерным процесс обобщения: они не только ориентируются на внешнее сходство предметов, но и объединяют их по назначению (одежда, посуда). Дети 5-го года выделяют при обобщении и материал, из которого они сделаны, качество предмета. Например, дети 5 лет относят к одной группе автомобиль, сани, велосипед, поезд на том основании, что на всем этом ездят люди.

Для дошкольников специфично наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это значит, что дети, особенно 3—5 лет, мыслят в первую очередь по поводу того, что они видят или видели и с чем непосредственно действуют. На базе этой конкретности возникают первые обобщения, т. е. начала высшей формы мышления — мышления понятиями. Однако на 7-м году могут быть сформированы и зачатки теоретического мышления, если, опираясь на конкретные представления, учить ребенка обобщать знания о предметах и доступных явлениях.

На 4-м году качественно изменяются отношения ребенка с окружающими, в характере и содержании деятельности возрастает стремление действовать самому, выполнять без помощи то, что делают окружающие его люди. Ребенок на 4-м году уже способен совершить довольно сложные действия, соблюдая в них известную последовательность (например, при выполнении режима, посильной для него работы). У младших дошкольников (в значительной мере и у старших) ярко выражается эмоциональная восприимчивость к поведению взрослых; оно прямым образом влияет на поведение ребенка. И хотя с каждым новым годом жизни дошкольника крепнет его сознание, понимание того, что хорошо и что плохо, область чувств и отношений оказывается более сильной.

Ребенку могут быть, например, хорошо знакомы нормы и правила поведения, однако отрицательный пример взрослых, тем более если он повторяется, может оказать решающее отрицательное воздействие. На более старших возрастных ступенях взаимоотношения со взрослыми и сверстниками усложняются: дети во многом не только хотят быть самостоятельными, но и могут осуществить это свое желание, поскольку приобрели необходимые навыки и умения, новые знания, расширяется их опыт; они уже могут быть достаточно справедливыми в оценках и самооценках и т. д. Вместе с тем повышается возможность участия ребенка в совместной деятельности со взрослыми в детском учреждении, в семье, а также в коллективной деятельности со сверстниками, содержательное общение (взаимопомощь в играх и занятиях). Если воспитание осуществляется правильно, то у детей начинает формироваться потребность в деятельности и содружестве, в содержательном общении. Переход в подготовительную группу ставит ребенка в особое положение, он сознает себя на пороге новой школьной жизни. Это способствует развитию у детей на занятиях и вне занятий привычки к самоорганизации, самоконтролю и взаимоконтролю при выполнении учебных и трудовых заданий воспитателя, в коллективных играх и т. п., привычки не бояться затруднений и стремление их преодолевать. В детском коллективе складывается общественное мнение о поступках и поведении сверстников, о качестве выполненной работы, об отношении товарища к взрослым и детских взаимоотношениях. Таким образом, в процессе воспитания и обучения постепенно формируются нравственные чувства и привычки поведения, нравственно-волевые качества.

Все названные психические процессы: ощущения и восприятия, мышление, память, внимание и чувства и др.— активно развиваются и формируются не сами по себе, а в процессе деятельности: игровой и трудовой, учебной, художественной (рисования и лепки, ритмики, танцев, пения), руководимой педагогом.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является детская игра. Ведущей она считается не потому, что основное время дня дети посвящают игре, а потому, что игра воздействует на развитие всех психических процессов и является средством всестороннего развития и воспитания. Огромная ценность игры состоит в том, что в ней, как нигде, ребенок может проявить свою самостоятельность; выбрать игру и игрушку, товарищей по игре, определить место игры, ее начало, завершение и т. д. Эта возможность появляется в известной мере у детей 3-го, 4-го года жизни.

С общим развитием ребенка и с развитием его игровой деятельности самостоятельность возрастает; вместе с тем возрастает и роль педагога в руководстве игрой. В педагогике выделено три вида игр: сюжетно-ролевые, дидактические (обучающие) и подвижные. Кроме общих, каждый вид игр имеет свои специфические задачи воспитания и соответственно воздействует на развитие ребенка. На 4-м году заметное развитие приобретает сюжетно-ролевая игра. Еще в конце 3-го года жизни дети начинали брать на себя определенные роли, но передавали их весьма схематично. Ребенок 3—4 лет более полно и развернуто отражает действия и поведение хорошо знакомых ему людей и, главное, в игре и в связи с ней может довольно длительно выполнять целенаправленные действия, которые в обычной жизни ему еще мало доступны. Например, он последовательно, не отвлекаясь, выполняет действия мамы, ухаживающей за ребенком, доставляющей ему удовольствия; долго, сосредоточенно чинит машину, затем едет в ней, изображая шофера. На 5-м году сюжет игры особенно не усложняется, зато расширяются игровые объединения (раньше дети играли большей частью вдвоем, втроем).

Игры ребят старшей и подготовительной к школе групп отличаются довольно сложным сюжетом, в нем обычно отражаются взаимоотношения людей, различные события общественной жизни: в них переплетаются представления, полученные на основе непосредственных наблюдений и опосредованные (после чтения книг, бесед и т. п.).

В играх детей всех возрастов ярко отражаются чувства и отношения детей к окружающему миру. На 6-м и 7-м году повышается роль и значение игр с правилами. Дети сами могут уже организовывать знакомые игры, следят за точным выполнением правил участниками. Эти игры очень важны для физического и волевого развития.

Трудовая деятельность развивается в течение дошкольного детства от самых элементарных вплоть до сравнительно сложных видов и форм. Младшие дошкольники включаются в основном в работу по самообслуживанию, выполняют несложные поручения взрослых, их весьма интересует процесс труда и лишь постепенно, под влиянием воспитания, становится значимым его результат. При этом особую привлекательность имеют для них игровые мотивы. Воспитатель использует эти мотивы для достижения детьми результатов в труде.

Например, дети протирают влажной тряпочкой строительный материал, предвкушая последующую после работы игру: постройка домиков, мостов, прокатывание через мосты машин. Дошкольники 5—7 лет способны выполнять не только различные поручения взрослых, но и посильные трудовые обязанности. Систематическое выполнение их вырабатывает начала ответственности, дисциплинирует. Характерно, что старшие дошкольники (6—7-летние дети), посещающие детский сад, могут договариваться о последовательности действий, о распределении обязанностей между собой в предстоящем деле (или ролей в игре). В процессе игры, труда они научаются согласовывать свои действия и считаться друг с другом, оказывать взаимную помощь.

У дошкольников развиваются не только игровая, трудовая деятельности, но и предпосылки учебной. Отдельные ее элементы проявляются на занятиях, организованных взрослыми, согласно программе с детьми младшего возраста, с целью их умственного воспитания (или физического, эстетического). Однако более отчетливо умение заниматься появляется у детей на 6-м году жизни: ребенок приобретает способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания, определяющие не только общее направление деятельности, но и способ действия (как вести пересказ короткого художественного произведения, конструировать постройку, решать математическую задачку и т. п.). Овладение начальными формами учебной деятельности и участие в коллективных играх и труде приводит к интенсивному развитию волевых и эмоциональных качеств личности ребенка; развивается организованность, дисциплинированность. Все это важно для общего развития ребенка, для подготовки его к учению в современной школе и жизни в классном коллективе.image

Большинство современных родителей очень много внимания уделяют раннему развитию детей, понимая, что до трех лет ребенок легко обучается в процессе игры, а после ему становится намного сложней усваивать новую информацию без хорошей начальной базы. И перед многими взрослыми встает вопрос: что должен знать ребенок в 3 года? Ответ на него, а также все об особенностях развития детей в этом возрасте вы узнаете из этой статьи.

image

Осторожно: кризис трех лет

Кризис трех лет считается одним из первых возрастных кризисов ребенка, у всех он протекает по-разному, но все равно имеет место. Связан он с тем, что в этом возрасте начинается процесс становления самосознания малыша — старая картина действительности устаревает, а на ее место приходит новая. Для того чтобы избежать лишних конфликтов, стрессов и знать, как помочь ребенку в этот период, важно понимать следующие возрастные особенности детей 3 лет:

  • Появляется потребность в самостоятельной деятельности: ребенок отделяется от взрослых, а действительность, ранее ограниченная в основном предметами и семейным кругом, становится миром взрослых людей.
  • Ребенок начинает противопоставлять себя взрослым, перестает слушаться и протестует против норм поведения, привитых ранее.
  • Именно в этот период малыш усваивает разницу между «хочу» и «должен», а обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными.
  • В этом возрасте активно развивается самооценка, на которую очень сильно влияет отношение взрослых.

Новые возможности

Но кроме сложностей поведения появляются полезные, увеличивающие способность к обучению особенности ребенка 3 лет:

  • Коммуникативная готовность: ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, руководствуясь правилами и нормами.
  • Когнитивная готовность: формируется образное мышление, благодаря которому дети способны думать о предметах и проводить сравнительный анализ, даже когда они их не видят.
  • Эмоциональное развитие: ребенок начинает управлять эмоциями, в том числе справляется с агрессией.
  • Появляется способность к счету и чтению.

Взаимодействуя с окружающей действительностью, ребенок познает мир и развивается, задача взрослых — помочь ему. При обучении важно учитывать и использовать зону ближайшего развития: что-то ребенок может сделать с помощью взрослых, а то, что он научился делать самостоятельно, должно вовремя становиться пройденным этапом.

Оценка речевого развития

До пяти лет речь развивается очень интенсивно, поэтому важно контролировать, не отстает ли ребенок, а при необходимости помогать ему. Для оценки развития речи существует следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года:

  • Словарный запас составляет около тысячи слов.
  • При обозначении предметов, людей и животных практически используются полноценные слова, а не звуки или сокращенные варианты.
  • Различает и правильно употребляет приставочные глаголы (прибежал, убежал, выбежал).
  • Он умеет называть предметы, используя обобщающие слова («фрукты» вместо «груша» и «яблоко»).
  • Осваивает названия деталей предметов (может сказать, что у кастрюли есть дно и ручки).
  • Сопоставляет слова и понимает, что такое синонимы.
  • Придумывает собственные слова из уже ему известных.
  • Обращает внимание на неправильное произношение других детей, при этом сам звуки может проговаривать тоже неверно.
  • Умеет говорить так, что его может понять любой взрослый.

Как развить связную речь

Дальнейшее развитие речи ребенка 3 лет включает: увеличение словарного запаса, тренировку правильности произношения звуков и построение предложений. Главная цель всех занятий — совершенствование связной осмысленной речи. Для этого можно заниматься по специальным журналам-пособиям с красочными картинками и упражнениями.

К сожалению, рассчитывать на долгую усидчивость ребенка нельзя, но можно запомнить основные задания для детей 3 лет и выполнять их с использованием понятий из реальной жизни:

  • Дома можно называть предметы и подбирать обобщающие слова на примере игрушек, обуви, посуды и любых других вещей.
  • На прогулке можно говорить ребенку прилагательные и просить найти предметы им соответствующие, например, «высокий» (малыш указывает на дом) или «красная» (может быть машина). Преимущество такого упражнения в том, что малыш может найти в реальном мире гораздо больше подходящих вещей, чем на картинках.
  • На улице и дома можно задавать ребенку вопросы про предметы, которые он видит, например, где они находятся, какого цвета, зачем нужны и другие.

Учим стихи

В три года ребенок должен уметь запоминать и повторять 3-4 слова, которые сказал взрослый. Благодаря этой способности можно начинать учить стихи. Они тренируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас, расширяют представления о мире, а также помогают ребенку вырасти целеустремленным и уметь доводить начатые дела до конца.

Стишок для детей 3 лет не должен быть слишком большим: достаточно двух четверостиший. Прежде чем начинать учить стихотворение, взрослый должен его выразительно рассказать и обсудить содержание с ребенком. При желании можно нарисовать к тексту картинки. Каждое четверостишье учится по одной схеме: взрослый медленно проговаривает первую строчку и просит ребенка повторять за ним, пока он ее не запомнит. Затем учится вторая строчка и соединяется с первой, потом третья прибавляется к первым двум. Затем запоминается последняя, и первое четверостишье готово. Когда две части выучены, они соединяются, и стих читается целиком.

Легкий стишок для детей 3 лет о наступлении зимы:

Самые первые математические понятия

Первое знакомство с математикой начинается намного раньше, чем кажется, и от того, насколько оно будет успешным, зависят дальнейшие отношения ребенка с этой сложной наукой. Поможет оценить полноту представлений следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года в сфере математики:

  • Уметь сравнивать предметы по ширине, длине, толщине и высоте.
  • Использовать в речи понятия «много» и «один», грамотно согласовывать их с существительными.
  • Уметь считать на пальцах до трех.
  • Знать и называть основные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и сравнивать предметы по форме.
  • Знать и употреблять в речи понятия: маленький, большой, меньше и больше.
  • Уметь сравнивать количество предметов.
  • Уметь находить предмету пару по заданному признаку.

Проверка познаний об окружающем мире

Некоторые родители недооценивают возможности своих трехлетних детей и не дают нужный объем нагрузки, а усиленные занятия начинают в период подготовки к школе и сталкиваются с нежеланием ребенка обучаться, потому что познавательная активность уже угасла. Для предотвращения подобных проблем важно вовремя выяснить, что должен знать ребенок в 3 года об окружающем мире, а при необходимости заполнить пробелы.

Ребенок в этом возрасте должен:

  • Знать, как выглядят и называются домашние и дикие животные.
  • Понимать, кто такие птицы, насекомые и рыбы, а также уметь называть по три-четыре представителя каждого класса.
  • Знать по три-четыре названия деревьев и цветов.
  • Уметь различать фрукты, овощи, грибы и ягоды, а также знать их основные названия.
  • Иметь представление о таких природных явлениях, как ветер, дождь, радуга, снег.
  • Знать и уметь называть части суток.
  • Иметь понятие о материалах, из которых сделаны окружающие вещи.

Оцениваем развитие мышления и моторики

Ребенок в три года должен уметь выполнять следующие действия:

  • собирать изображение из 2-4 частей;
  • видеть и объяснять несоответствие на картинке;
  • определять лишний предмет и обосновывать свой выбор;
  • объяснять, чем предметы похожи, а чем различаются;
  • разрезать бумагу ножницами;
  • отделять кусочки от пластилина и делать из них колбаски и шарики;
  • рисовать точки, кружки и различные виды линий;
  • заниматься пальчиковой гимнастикой.

Как развить мелкую моторику

Наиболее полезной для развития моторики считается лепка для детей 3 лет, но проявлять к ней интерес ребенок начинает намного раньше, например, когда воодушевленно размазывает кашу по столу. Лепить можно из пластилина или слоеного теста. Занятия помогают также развивать речь и закреплять имеющиеся представления об окружающем мире. Лепить можно при желании хоть каждый день, но и двух раз в неделю вполне достаточно. Для того чтобы занятия стали более увлекательными и не слишком сложными для ребенка, можно делать заготовки из бумажных основ и подбирать подходящие истории или стихи.

Цель первого опыта работы с пластилином: научить ребенка отрывать от него кусочки и лепить их на бумагу, можно нарисовать деревья и украшать их разноцветными листьями. На втором занятии нужно научиться катать шарики, можно украшать елочку новогодними игрушками. Во время третьего урока ребенок практикуется в раскатывании колбасок, из них можно будет сделать радугу или олимпийские кольца. Для трехлетнего возраста этих простых приемов вполне достаточно.

Конечно, все дети индивидуальны и у них разный уровень способностей. Но именно от родителей зависит, как эти способности будут использованы. Важно внимательно следить за успехами ребенка, оценивать его уровень развития и постоянно давать новые и более сложные, но не менее интересные задания для детей 3 лет в игровой форме.

У каждого ребенка можно выделить несколько кризисных периодов на пути взросления. Один из них приходится на трехлетний возраст, однако многие педиатры его характеризуют как кризис 2-3 лет. Что же происходит с ребенком в это время и почему родителям стоит удвоить бдительность? Поговорим о том, как пережить этот нелегкий период и как определить, что ребенок растет и развивается в соответствии с его возрастными нормами.

image
Первый значимый кризисный период может наступить и раньше 3 лет

Физические показатели

Для начала стоит разобраться в том, что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 года. Однако не менее важно выяснить, какие условия необходимо обеспечить малышу, чтобы он не отставал от сверстников. Полноценному и всестороннему развитию способствует не только воспитание, но и:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь делать ребенок в 2 года и 3 месяца?

  • грамотно составленный режим дня;
  • сбалансированное питание;
  • прогулки;
  • активные игры, физкультура.

Если малыш растет в нормальных условиях, родители уделяют ему достаточно внимания, проблем в физическом развитии не возникнет. Ребенок в этом возрасте может хорошо выполнять указания взрослых, а также действовать по собственному усмотрению, добиваясь поставленных задач. Итак, основные умения и характерные этапы развития ребенка в промежутке 2-3 лет:

  • Умение ходить, бегать, прыгать, передвигаться на носочках, на пятках, приседать, переступать через невысокий порог.
  • Играть с мячом – бросать его кому-либо, попадать в корзину, стену.
  • После небольшой тренировки ловить мяч двумя руками.
  • Имитировать поведение других людей. Играть, повторяя действия мамы, папы, старшей сестры или брата.
  • Параллельно выполнять больше одного действия – например, прыгнуть, хлопнув в ладоши.
  • Учится кататься на велосипеде – осваивает четырех- либо трехколесную модель.
  • Пробовать плавать, кататься на коньках, лыжах, роликах.
image
Ребенку этого возраста под силу освоение трехколесного велосипеда

Интеллектуальный уровень

Далее мы перечислим особенности развития детей 2-3 лет – их интеллектуального, логического мышления. Все приведенные нормы одобрены специалистами по воспитанию, умственному и физическому развитию малышей. При этом они являются лишь ориентировочными. Если двухлетний малыш в чем-то не дотягивает до средних показателей, есть смысл работать с ним в данном направлении. Разберемся, что должен понимать, запоминать ребенок, а также насколько он должен уметь выражать свои мысли и эмоции.

Развитие памяти, логического мышления

Внимание 2-летнего ребенка все еще нестабильное, но чем старше он становится, тем больше времени может проводить за каким-то одним занятием. Ближе к трем годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 10-15 минут, если его что-то заинтересовало. Это может быть новая игрушка, мультфильм, занятия с мамой.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: конспект развивающих занятий для детей 2-3 лет В этом возрасте стремительно развивается память – малыш может запоминать самые значимые события его жизни, которые произошли неделю, месяц или больше времени назад. Например, сын может помнить о том, что ездил с мамой и папой к бабушке, ходил в цирк или нашел под елкой подарок от Деда Мороза.

Что может ребенок:

  • правильно соединять детали разборной игрушки, которая имеет не менее 4 составляющих – собирать пирамиду, составлять картинку из простых паззлов, строить башню из кубиков;
  • уметь определять предмет по одной его детали – крылья принадлежат бабочке, колеса от машинки;
  • определять, какого цвета предмет;
  • уметь различать – одинаковые игрушки или разные, какая кукла большая, а какая маленькая;
  • различать форму предметов – квадрат, круг, треугольник;
  • понимать значения определений – эта игрушка мягкая, чай теплый, стул тяжелый;
  • определять недостающие части на картинке – какому персонажу художник забыл нарисовать хвост, у кого не хватает ушей и т.д.;
  • находить предмет по его характеристикам;
  • уметь рассказать маме, что он видел на рисунке, фотографии – сколько персонажей находится в домике, что каждый из них делает, во что одет;
  • рассказать о том, что делал целый день.
image
Теперь малыш осмысленно строит фразы, может рассказывать о произошедших или вымышленных событиях

Если что-то из перечисленного пока недоступно ребенку, значит нужно тренировать данное умение. Правильное воспитание малыша подразумевает стимулирование логического мышления: учить пересказывать услышанное, описывать картинки, концентрировать внимание.

Счет и логика

Кроха в этом юном возрасте уже должен ориентироваться в простых математических понятиях. Ребенка можно уже учить считать, объяснять, что счет производится слева направо. Следить, чтобы при счете маленький ученик не пропускал цифры. На третьем году жизни малыша можно учить:

  • считать до 5;
  • помнить, что на руках по пять пальцев;
  • сравнению – больше, меньше, шире, длиннее;
  • пониманию, что на картинке нарисовано много предметов, либо один предмет;
  • соотносить слова со знакомыми цифрами – три стула в комнате, два окна;
  • показывать, что находится сверху, что снизу.

Речь и словарный запас

В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас. Считается, что трехлетний ребенок вполне может иметь словарь из 1200-1500 слов. Именно в этом возрасте формируется умение составлять простые фразы, состоящие из 3-4 слов. Уже к трем годам малыш сможет свободно применять сложные предложения. Он должен воспринимать речь взрослого на таком уровне, чтобы понимать суть коротких рассказов, воспринимать описание предмета, который он в данный момент не видит, или какого-либо события. В этом возрасте дети:

  • Знают названия предметов, которые видят, которыми пользуются они и их родители. Понимают их функцию, степень важности.
  • Ориентируются в таких обобщениях: «животные», «птицы», «транспорт», «посуда», определяют, что из увиденного относится к определенной группе.
  • Начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолет летит, мама варит суп, мишка на картинке кушает.
  • Понимают, в чем состоит смысл некоторых профессий, разбираются, что делает швея, шофер, почтальон.
  • Отвечают на простые вопросы. Если малыш склонен отвечать односложно, нужно стимулировать его давать развернутый ответ.
  • Задают вопросы взрослым.
image
Быть “почемучкой” совершенно естественно для ребенка такого возраста
  • Могут знать пару простых стихотворений до 4 строк.
  • С помощью мамы стараются составить рассказ по рисунку или фото.
  • Узнают животных или героев мультфильмов по их характерным звукам – поросенок делает «хрю-хрю», корова «му», воробей чирикает.
  • Дети к трем годам могут использовать в речи имя существительное, глаголы, определения.
  • Ребенок пробует общаться не только со взрослыми, но и с детьми.

Время для игр и творчества

Игра – это мощный стимул в развитии ребенка. С ее помощью он самовыражается, учится подражать взрослым, незаметно для себя запоминает названия предметов, последовательность действий в той или иной ситуации. Развитие ребенка в возрасте 2-3 лет подразумевает, что он может:

  • помнить слова считалок, песенок, стишков;
  • рисовать карандашами, фломастерами, лепить из пластилина шарики, колбаски;
  • с удовольствием заниматься творчеством под руководством взрослого.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему ребенок рисует черными красками: советы психолога Родителям необходимо стараться стимулировать сына или дочь творчески мыслить, развивать мелкую моторику, умение выражать себя с помощью поделок, рисунков. Для этого нужно создать дома творческую атмосферу, дать возможность малышу использовать глину для лепки, конструктор, различные развивающие игрушки.

Мама и папа обязаны осознавать, что развитие мелкой моторики создает предпосылки к улучшению речи, памяти, внимания. Желательно обеспечить малыша игровыми предметами такого типа:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие игры для развития речи у детей 2-3 лет

  • паззлами, матрешками, пирамидами, различными сортерами, конструкторами, мозаиками;
  • наборами для имитации взрослой жизни – пластиковой посудой, чемоданчиком доктора, оборудованием для магазина и т.п.;
  • развивающей литературой, книгами по возрасту (рекомендуем прочитать: развивающие книги для детей 3-4 лет).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие развивающие книги для детей 2-3 лет

Психологический портрет

На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы. Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки. Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам. Перечислим характерные психологические особенности детей 2-3 лет:

ИНТЕРЕСНО: какая психология у ребенка в 2 года?

  • нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
  • удлиняется период бодрствования до 7 часов;
  • появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
  • он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: истерики у ребенка в 3 года: причины и лечение

Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.

Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:

  • перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
  • повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.
image
Стремление быть полностью самостоятельным является характерным признаком ребенка-трехлетки

Знакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».

Именно сейчас родители замечают признаки наступления пресловутого «кризиса трех лет». Очень важно очертить допустимые границы самостоятельности и не отступать от оговоренных правил. Например, мама с папой вправе запретить крохе пользоваться электроприборами без присмотра, открывать окна, брать в руки нож. В то же время, он вполне может справиться со столовыми приборами для детей – вилкой и ложкой, мыть руки самостоятельно, стоя на маленьком стульчике и т.д.

Рекомендации родителям по воспитанию

Родителям следует четко понимать, в чем нуждается кроха и постараться создать такие условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно. Воспитывая малыша, неверно ударяться в крайности: допускать вседозволенность либо усиленно опекать кроху. Мы отметим ключевые моменты, которые нужно принимать во внимание родителям детей этого возраста:

  • Воспитание ребенка в 2 года подразумевает всяческое поощрение самостоятельности, похвалу при каждом новом достижении (см. также: что при правильном развитии должен уметь ребенок в 2 с половиной года?).
  • Показывать свое отношение к его стараниям, давать понять, что маме и папе небезразличен результат.
  • Не перехватывать инициативу и не доводить начатое ребенком до конца, если у него не вышло сделать самому. Лучше облегчить условия задачи, дать совет для ее решения, простимулировать выполнить ее снова.
image
Именно в этом возрасте ребенку можно привить трудолюбие и самостоятельность – для достижения результата достаточно просто не пресекать его инициативу
  • Мама и папа не должны смеяться или шутить, если у крохи что-либо не получается.
  • Быть терпеливыми, помнить, что нужно время для того, чтобы малыш научился какому-либо действию.
  • Не ругать кроху, нервно одергивая, если он не смог сделать что-то аккуратно, либо сломал игрушку, стараясь понять, как она устроена.
  • Демонстрировать доверие и уверенность в том, что он справится с задачей.

Грамотное воспитание ребенка в возрасте 2-3 лет – это постоянное поощрение, стимулирование к преодолению сложностей, подготовка к тому, что не все дается просто. Очень важно формировать в ребенке веру в свои силы. Например, если он не смог что-то сделать, успокоить его, сказать, что получится в следующий раз. В этом случае крохе будет психологически легче справиться с задачей.

Каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира. Задача родителей – не отвергать его мироощущение, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности. Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а также нести за них ответственность. Терпение и позитивный настрой помогут маме, папе и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни».

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: кризис 3 лет у детей: консультация по преодолению Поделитесь с друьями!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий