Что должен знать дошкольник по географии. Проект «География в детском саду-путь познания окружающего мира

Как за 5 минут построить полноценное занятие, используя только книги?

4 April, 2017

Совсем недавно я побывала в Финляндии. Целью поездки было посещение детских садов, школ, детских центров и перенятие финского опыта. Где бы мы ни находились, нам твердили об одном и том же: “Мы стараемся готовить детей к жизни, поэтому знания, которые мы даём это прежде всего практичные и нужные вещи”. Отсюда уроки финансовой грамотности в детском саду и оборудованные всем необходимым столярные, швейные и гончарные мастерские в школе, да и множество других интересных и крутых штук. А ещё здесь в садиках нет разделения на дисциплины, скорее на тематические недели и месяцы. Да, именно, дорогие мамочки, очень похожие на привычные для нас те самые тематические занятия/недели/проекты, которые мы уже долгое время практикуем со своими детьми дома.

image

В этих занятиях есть: первое и самое важное – заинтересованность ребёнка, второе – игровая форма, третье – междисциплинарность, то есть в рамках одной темы мы знакомимся с миром, развиваем свою речь, учимся мыслить логически, решать задачи, читать и фантазировать, а ещё за компанию развиваем мелкую моторику и осваиваем новые навыки. Кроме того, Финляндии много читают, поэтому львиная доля знаний приходит именно из книг. По приезде я на выходных занималась с детьми и словила себя на мысли, что провожу им полноценное тематическое занятие, используя только книги. Это было спонтанное занятие, которое на самом деле получилось очень глубоким и увлекательным.

Итак, вот какой набор книг у меня был:

image

1. “Карты” – Александра и Даниэль Мизелиньские (эту книгу мы просто обожаем, подробнее про неё я рассказывала тут)

2. “Над землёй и под землёй” – Анн-Софи Боманн, Шарлин Пикар

3. “Животные”, “Числа”, “Буквы”, “Игрушки” – Анхельс Наварро (про книгу с буквами я писала тут)

4. KUMON “Давай клеить! Забавные животные”и “Давай вырезать! Вкусные задания”

5. “Зверажуры” – Сара Деннис, Сэм Хатчинсон

6. Стикербуки “Вокруг света” и “В мире животных” – Миранда Левер, Сара Уэйд

7. “Следуй за линией” – Лора Люнгквист (есть ещё одна, она мне даже больше нравиться “Следуй за линией вокруг света”)

8. Атласы со стикерами украинского издательства “Картография”: “Птицы”, “Страны мира”, “Автомобили”, “Животные”.

Из этого всего получаются отличные занятия по разностороннему изучению отдельных стран или мест обитания разных животных. При этом в течении занятия мы касаемся: 1. Географии, 2. Культуры, 3. Природоведения, 4. Счёта, 5. Чтения, 6. Развития внимания, 7. Навыков работы с ножницами и клеем. И конечно, много беседуем, вспоминаем разные истории, передачи, мультфильмы. Например, мы любим вместе смотреть передачу о путешествиях “Орёл и решка”, она лёгкая, весёлая, ненавязчивая, при этом хорошо показывает страны с разных ракурсов: природа, культура, обычаи, животные, люди. Я часто включаю какую-нибудь серию, пока мы кушаем или когда дети проснулись после дневного сна. Так вот, когда мы говорили про США, вспомнили передачу про Орландо (там находится Диснейленд и прочие тематические парки), нашли этот город на карте, обсудили, насколько он далеко от нас, потом решили посмотреть как выглядит Диснейленд с высоты спутника (я открыла на планшете гугл-карты). Затем нашли другие “знакомые” города Америки.

Как выглядит такое занятие?

  1. Я приношу книги, которые, как мне кажется, подойдут для задуманной темы, чтобы они были под рукой.
  2. Открываю большую книгу с картами на определённой стране и мы начинаем рассматривать детали, искать животных, рассматривать флаг, обсуждать, что о ней знаем, на каком континенте она расположена, кто там живёт, как далеко она находиться, как долго лететь, какая там сейчас пора года, день или ночь и так далее.
  3. Предлагаю атлас, например с животными, и мы рассматриваем и клеем животных, обитающих в этой стране. Если у детей есть желание, можем взять другие атласы и тоже наклеить нужные наклейки (птиц, флаг, марки машин). У нас сейчас в ходу необычное для девочек увлечение машинами, они уже неплохо стали в них разбираться.
  4. Открываю стикербук “Вокруг света” на развороте с нужной страной, девочки по очереди клеят наклейки, мы обсуждаем эти предметы/символы.
  5. Предлагаю выполнить задания из тетрадок “KUMON”, а также некоторые задания из тетрадок Анхельс Наварро, выбираю те, которые больше всего подходят к теме, но не всегда. Вообще задания из таких тетрадок мои девочки просто обожают и выполняют с интересом в любом случае!
  6. Ну, и можем прогуляться по линии (книга “Следуй за линией”). Это полезно для координации движений, подготовки к письму, развития внимания. Кстати, тут много разворотов на разные темы, так что их можно адаптировать к разным занятиям.
Англия в разных книгах и атласах
Австралия на карте и в стикербуке
Китай на карте и в стикербуке
Италия на карте и в стикербуке
Франция на карте и в стикербуке
Животные Северной Америки
Животные Южной Америки

В другой раз мы можем начать изучать следующую страну или углубиться в тему животных определённой климатической зоны, например, джунглей. Мы станем рассматривать животных в атласах, в книге “Над земле и под землёй”, энциклопедиях про животных, клеить стикеры в стикербуке, посмотрим одну из передач BBC или National Geographic про жизнь в джунглях, также поработаем с тетрадками KUMON и Анхельс Наварро, обязательно поищем спрятавшихся животных в Зверажурах, можем ещё прочесть какую-нибудь тематическую сказку или начать читать «Книгу джунглей”  Редьярда Киплинга.

К чему я всё это веду?

К тому, что совсем необязательно проводить ночи напролёт в подготовке к занятиям, иногда можно провести с детьми увлекательное занятие только по книгам. А вообще я хотела бы сказать, что какие бы занятия вы не проводили, они всё равно бесценны для ваших детей. Будете ли вы вместе учиться кататься на самокате или делать поделки из рулончиков от туалетной бумаги, заниматься по тематическим комплектам или читать книги, рисовать картины или учить алфавит на планшете, смотреть английские мультики или собирать пазлы, – то, что вы это делаете вместе с ребёнком, бесконечно прекрасно и ценно само по себе!

И я хочу поблагодарить вас, дорогие читатели, за то, что вы играете со своими детьми, увлечённо творите вместе с ними, учите столько разных интересных вещей! Это действительно чудесно! Вместе мы однозначно делаем этот мир лучше, а наших деток умнее и, конечно, счастливее!

Порой нам кажется, что мы занимаемся недостаточно много, не так или хуже других, но совсем недавно я поняла одну важную вещь: главное – мы это делаем! Забываем, забрасываем, устаём, критикуем себя, но всё равно делаем, поскольку знаем – это важно для наших детей. Именно поэтому наши дети вырастут:

  • добрыми, ведь они часто слушали добрые сказки, которые мы им читали;
  • умными, поскольку мы много общались, обсуждали вещи, явления, учились;
  • творческими, потому что с раннего возраста их руки часто были перепачканы в краске;
  • смелыми, ведь они не боялись делать ошибки;
  • счастливыми, поскольку родители подарили им счастливое детство!

Желаю вам как можно больше ярких совместных занятий, экспериментов, проектов!

Эта статья опубликована в раздел 4-5 лет, 5-6 лет, 6+, Книги

Cегодняшняя концепция обучения дошкольников и младших школьников значительно отличается от представлений прошлых лет. Если раньше в школу шли, чтобы учиться читать и писать, то сегодня почти всякий ребёнок умеет это делать задолго до школы, более того, он зачастую ещё и напичкан энциклопедическими знаниями разной степени мудрёности. Речь не о том, плохо это или хорошо, вопрос этот решается в зависимости от общепринятой концепции детства, а также от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Главное здесь, как нам кажется, в том, чтобы знания фактов и событий не опережали понимания их источников, причин и следствий. Очень важным кажется это понимание в области географии, ведь всё чаще встречается ребёнок, который в грудничковом возрасте с помощью родителей изучил карту мира (заботливо повешенную в детской комнате ещё во время беременности), но понятия не имеет, как проложить путь с помощью карты до ближайшего гастронома.

Начнём, пожалуй, с того, что до определённого момента изучение с дошкольником карты мира или там наименований столиц не имеют никакого особенного смысла. Не исключено, что ребёнок шустро выучит, что Париж – столица Франции и что саванна находится в Африке, но вот вряд ли он так же хорошо будет понимать, что же находится ближе – Париж или дом его бабушки. Какого же момента нам стоит подождать? У каждого ребёнка он наступает в своё время, но ключевым здесь видится понимание основных параметров времени и пространства. Чёткое различение того, что далеко, а что близко, что находится справа, что слева, а что – на севере, какое нынче время года и как выглядит года круг, – это ключевые моменты в деле профилактики того «топографического кретинизма», которым страдают многие взрослые люди. Раскрашивание флагов стран мира, конечно, никому не повредит, главное при этом – не забывать о важности развития пространственного воображения и навыков ориентирования.

По опыту занятий с собственным ребёнком, мне стало понятно: очень хороший способ научиться читать карту – это попробовать самим её нарисовать. Сразу этого конечно не получится сделать. Ведь сначала надо понять, что такое «вид сверху», как его изображать на бумаге, да ещё и в уменьшенном виде, а также узнать, что на свете бывают горы и холмы, реки и ручьи, и прочие детали ландшафта. У себя дома мы начали с плана постройки из кубиков, а затем – кукольного домика, который до этого сами же и построили. Затем был нарисован план детской комнаты и всей квартиры. А после этого началась игра – найди предмет и отметь его на плане. Ещё мы вышли на детскую площадку и составили её план прямо в песочнице этой площадки, отмечая объекты камнями. Очень важно, когда рисуете план, не забывать отмечать направление «север – юг», сверяясь по компасу. Именно так у ребёнка формируется понимание того, что его личное положение в пространстве и то, каким образом он на него смотрит – сверху, снизу, справа или с другой стороны – никак не меняет объективных характеристик этого самого пространства.

После освоения планов, в тот момент, когда ребёнок хорошо понимает, что такое план и каким образом можно по нему ориентироваться, можно переходить к рассмотрению карты и глобуса. Нам с сыном невероятно повезло, потому что живём мы в относительно небольшом районе и в одном из местных магазинов нам попалась карта нашего района, как будто сделанная специально для детей – яркая, понятная, со смешными рисунками, обозначающими ключевые объекты. По ней разными цветами мы отмечали главные наши дороги – к бассейну, к магазину, к маминой и папиной работе и другие, брали её с собой на прогулки, а потом считали, какое расстояние мы прошли.

К рассмотрению больших расстояний нам помогло перейти летнее путешествие. Тогда Атлас мира, который до этого был сборником красивых интересных картинок, никак не привязанных к реальности, стал книгой со смыслом – мы нарисовали тот путь, который наш самолёт пролетел по воздуху. Затем проследили на карте и глобусе, мимо каких мест мы пролетим, какие горы и реки, города и страны пересечём. Вообще говоря, путешествия – самый верный способ изучать географию. Даже если это путешествия в ближайшую к городу деревню. Так что если вдруг мучают сомнения, как потратить сэкономленные средства – купить большой телевизор, чтобы смотреть по нему канал NationalGeographic, или поехать с семьёй в путешествие, – я бы смело выбирала второе.

Все рассуждения выше можно запросто разбить одним простым вопросом: а как быть, если ребёнок не любит рисовать? На самом деле рисовать конечно не обязательно. Рисовать может вообще мама, а ребёнок – только смотреть и помогать, например, наклейки клеить. Можно делать аппликацию, клеить заранее разрезанную картинку, можно рисовать не на бумаге, а на компьютере с помощью специальной программы или на планшете. Кстати, хорошим вспомогательным средством для понимания сути и назначения географической карты, стали детские книги, в которых герой путешествует, следуя карте, пусть даже карте выдуманного мира. Например, история Р. С. Ганнетт «Папин дракон» (карта маршрута главного героя помещена на обоих форзацах книги).

В деле приобретения первых географических познаний сразу встаёт немаловажный вопрос, каким образом структурировать информацию карты и в какой форме преподносить её ребёнку. Некоторые мамы практикуют комплексные занятия о странах и регионах – одну неделю они изучают Италию, тогда они рассматривают её на карте, рисуют сапоги, слушают итальянскую музыку, рассматривают банкноту в несколько лир и готовят пиццу и лазанью. Другая неделя может быть посвящена США и так далее. Речь пока не идёт об отдельном изучении физической и экономической географии, в зависимости от личной эрудиции мамы, найденного дидактического материала, настроя и увлечений самого ребёнка, больше или меньше говорится о животном мире этой страны, культурных достопримечательностях, блюдах национальной кухни или народных сказках, которые оттуда родом. Страны и регионы могут выбираться произвольно, или же по какому-то задуманному плану. Вполне логичными представляются такие варианты:

  • Изучать карту по принципу «от крупных объектов – к мелким». Сначала отделить воду от суши, рассмотреть и охарактеризовать в играх и рассказах части воды и суши. Затем каждый кусок суши разделить на регионы и, наконец, рассматривать отдельные страны.
  • Действовать наоборот, изучать карту от самых мелких объектов – к крупным. Сначала выяснить всё о своей улице, затем о собственном районе, городе, стране, регионе и, наконец,  переходить к крупным величинам – материку и океанам вокруг него.

Интересны и перспективны оба варианта, пожалуй, маме виднее, какой именно лучше подойдёт её ребёнку.

Материалы, которые станут первыми помощника в изучении географии с дошкольником.

1. Детский атлас мира. Очень любим многими атлас «Мир и человек», такой был у многих ещё в советском детстве. Издательство Ди Эм Би в 2010 г. отредактировало его в соответствии с изменившейся политической ситуацией и сделало долгожданное переиздание. В нашей семье большой успех имела серия атласов с наклейками «В мире животных» от издательства Тимошка, где на географическую карту надо было приклеить обителей разных континентов. Впрочем, подойдёт любой хороший интересный атлас с понятными картами.

2. Компас. Можно купить хороший туристический компас, преимущество которого в том, что он большого размера и показывает стороны света с завидной точностью. Но вы же скорее всего никуда не едете, а приобретаете компас для занятий с ребёнком! Так что в каком-то случае вместо компаса вам может послужить и намагниченная иголка в воде. Она не так точна и вообще любой опыт предполагает много возни, зато это интересный опыт, результаты которого можно наблюдать почти сразу же.

3. Глобус. Чем больше диаметр глобуса – тем лучше. У нас дома стоит глобус-светильник, который при включении из физического превращается в политический. Сейчас в продаже есть также интерактивные умные глобусы, которые являются не только моделью земли с картинками, но и оснащены обучающими модулями с информацией о странах и народах мира.

4. Бинокль. Отличная штука для наблюдения далёких расстояний, рассматривания линии горизонта и всяких подробностей ландшафта.

5. Геопазлы. Специальные пазлы для изучения географии, кусочки в которых выполнены в форме контуров стран. Можно собрать карту мира, Европы, а российские производители предлагают географические пазлы регионов России.

6. Энциклопедии, аудиоэнциклопедии о странах мира, сказки разных народов мира.

7. Настольные игры и пазлы географической тематики.

8. GPS-навигатор или программа ГИС на домашнем компьютере.

Великих вам географических открытий!

Другие статьи:

Весёлые затеи на всю неделю: 38 выпуск

Мы придумли для вас 7 интересных и по-настоящему красочных занятий для ребёнка на каждый день этой недели. Только представьте: оранжевый снег, синяя каша, блестящий лёд и объёмная акварель. читать далее »

Интерактивное путешествие по Австралии

С помощью новой интерактивной книжки, которая выпущена iRevolution, дошкольники и младшие школьники узнают немного об Австралии. читать далее »

На море с малышом: отдых и польза

Чтобы вы и ваш малыш действительно смогли отдохнуть и укрепить здоровье, воспользуйтесь простыми советами, основанными на нашем личном опыте отдыха на море с маленькой дочкой. читать далее »

Содержание статьи:

Разностороннее развитие личности ребенка невозможно без получения знаний о разных сторонах жизни человека. Базовые знания о культуре, истории, географии, биологии и других науках помогают детям дошкольного возраста формировать цельную картину мира, чувствовать себя уверенно в разных ситуациях. Малыши, как и взрослые, чувствуют себя комфортно в условиях, когда окружающая действительность им понятна.

У многих взрослых слова география и истории вызывают воспоминания, связанные со скучными школьными уроками, наполненными непонятными терминами, чередой лиц и дат, длительными поисками на карте необходимой страны. Кажется, что дошкольнику эти «скучные» дисциплины ни к чему, успеет все узнать в школьной жизни. Но это не так. История и география вокруг нас, они сопровождают каждый наш день, наполняют большинство детских занятий. Главное увидеть их и помочь понять карапузу.

Простые знания о культуре, природе, истории, особенностях земли и климата малыш начинает получать с первого выхода на улицу. Постепенно изучая окружающие предметы, анализируя полученную информацию из сказок, мультфильмов, взрослых разговоров и собственного опыта, ребенок формирует базу знаний. Если с карапузом не заниматься, то полученная информация будет разрозненная и неполноценная, множество простых вещей он не сможет понять без разъяснения взрослого. В такой ситуации могут формироваться лишние страхи или неправильные представления. Дети, с которыми родители ведут целенаправленные занятия, отличаются от сверстников:

  • системными и глубокими знаниями, которые помогут освоить школьную программу;
  • психологическим спокойствием. Знания о том, почему идет дождь, как образуется молния и т.д. позволяют ему не бояться, смело идти навстречу новым знаниям;
  • патриотизмом, гуманизмом, толерантностью. Эти важные качества для людей не появляются на ровном месте. Они образуются через изучение разнообразия мира, народов, культур;
  • богатой речью, широтой взглядов, критичностью мышления. Благодаря разносторонним знаниям, малыши используют в обычной жизни широкий спектр информации, обладают умением утолять собственное любопытство через множество разнообразных приемов познания.

Перечисленные положительные стороны – только часть пользы от обучения дошкольников истории и географии. Полный спектр зависит от качества преподносимой информации и частоты занятий.

Благодаря работе родителей, воспитателей, других взрослых, занимающихся воспитанием, к школьному возрасту ребенок:

  • получает достаточно знаний, чтобы справится с насыщенной школьной программой;
  • вырабатывает множество методов и способов обработки различной информации;
  • учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • осознает свое место в мире.

Чтобы процесс развития карапуза был равномерным и насыщенным никак не обойтись без занятий, направленных на изучение истории и географии. Эти научные дисциплины совмещают в себе большое количество разнообразных знаний, открывающих малышу удивительный мир открытий. Через призму истории, географические познания карапуз четко осознает свое место в обществе, видит свои отличия и принимает окружающий мир таким, какой он есть.

Благодаря познанию основ географии и знакомству с прошлым ребенок вырабатывает четкое понимание разнообразия окружающего мира, необходимость уважать и ценить природу и окружающих людей, уважать свою и чужую культуру. Через процесс обучения этим дисциплинам взрослые решают задачи:

  • воспитания патриотических чувств;
  • формирование понимания необходимости сохранения природы;
  • выработки таких качеств как понимание, сопереживание, эмпатия и т.д.;
  • стимуляции любознательности, как главного стимула развития;
  • формирования первоначальной базы знаний, которая станет основой для успешного дальнейшего обучения.

Дошкольный возраст самый благоприятный для первичного знакомства с множеством наук. Не стоит думать, что эти задачи за вас решат в детском саду или школе. Познание мира начинается в семье и если малыш не будет чувствовать от родителей важность этих дисциплин, то преподавание их в учреждениях образования будет казаться ему чем-то неважным, скучным. Отсутствие интереса к этим дисциплинам со стороны ребенка постепенно приведет к снижению общего интереса к познанию, что скажется на общей успеваемости. Залогом успешного усвоения школьной программы является база знаний, заложенная в дошкольный период, позволяющая усваивать большой объем информации в короткий срок.

Чтобы понять, каким образом проводит обучающие занятия по географии с дошкольником в первую очередь необходимо понять, какие знания ему необходимы. Первые полноценные занятия по изучению этой дисциплины можно начинать проводить с 3 лет, постепенно расширяя знания ребенка. К 6-7 годам хорошо, чтобы малыш:

  • знал название своей страны, города, улицы. Столицу своей родины и главные города нескольких стран-соседок;
  • мог найти на карте несколько стран, приблизительно начертить контуры Родины;
  • имел представления о климате, разнообразии видов живых существ и растений. Мог соотнести представителей животного и растительного мира с местом их обитания;
  • умел пользоваться глобусом и картой, знал, как на них изображаются континенты и океаны, страны и основные особенности ландшафта;
  • четко видел разницу между океаном, морем, рекой, озером, болотом;
  • мог объяснить, чем отличаются горы, лес, равнина и т.д.;
  • имел начальное понимание о формировании осадков, сменяемости сезонов;
  • понимал, что такое экватор, чем он отличается от других зон земли;
  • имел представление об ископаемых ресурсах, простыми словами мог объяснить, как они используются;
  • знал о разнообразии человеческих народов и их внешнем различии, уважал чужую культуру, особенности уклада жизни.

Большинство знаний легко преподнести во время прогулок и путешествий, рассказывая крохе об окружающих его предметах. Картографические знания – при помощи обычных карт или глобуса. Удобным вариантом является специальная интерактивная карта, созданная для детей дошкольного и младшего школьного возраста, рассказывающая при нажатии на определенную зону интересные факты.

История – интереснейшая наука, позволяющая воспитывать важные качества: патриотизм, эмпатия, любознательность. Преподнесение прошлого через интересный рассказ, подобие археологических раскопок, изучение окружающих предметов позволяет зародить неподдельный интерес к изучению не только событий минувших дней, но и к исследованиям. Через историю предметов, игрушек и других окружающих малыша объектов удобно рассказывать о профессиях, объяснять базовые понятия математики, физики, биологии.

История – не только даты и события. Она состоит из множества других дисциплин, интересных и полезных не только для детей, но и взрослых. Нумизматика (наука о монетах), топонимика (наука о названиях), археология, генеалогия и т.д. Спектр исторических знаний широк, и вы можете выбрать любой из путей привлечения крохи к ее изучению.

Рекомендуемые знания, которыми должен обладать дошкольник к 6-7 годам:

  • понимание основных особенностей родной культуры. Через знакомство с традиционными праздниками и их смыслом;
  • знания об основных достопримечательностях родного города или поселения;
  • представление о различных эпохах и вехах (первобытное общество, эпоха рыцарства);
  • некоторые знания об основных исторических событиях. Они не обязательно должны содержать даты и имена. Важно понимание различий между понятиями война и мир;
  • понимание различия народов в культурном, политическом и экономическом укладе. Хорошо, если малыш может рассказать простым языком, что такое демократия, тоталитаризм, социализм, коммунизм;
  • истории о героях Родины их подвигах. Через знакомство с великими деятелями можно объяснять важность таких черт характера как смелость, честность, преданность.

Исторические знания дошкольника не нужно выстраивать в четкой хронологии. Понятие времени достаточно сложное для восприятия, поэтому целью родителей должно быть воспитание через познание. Рассказывая о событиях прошлого, не нужно добиваться четкого понимания, когда это было, главное – заложить понимание последовательности хода истории. Ваш карапуз должен видеть постепенность развития человечества, переход по стадиям. Четкое усвоение последовательности «первобытное общество – княжества – средние века – новое время – современность» должно быть привязано к ассоциациям в одежде, предметах быта, характерным особенностям поведения и государственного устройства.

Дети дошкольного возраста познают окружающий мир через образное мышление, поэтому преподносить знания по географии и истории нужно в игровой форме при помощи максимального количества предметов и наглядных пособий. Рассказывая о том или ином событии, необходимо наполнять свою речь красочными описаниями, доступными для понимания крохи. Сравнивайте с известными предметами и событиями, рисуйте и делайте поделки, поясняющие некоторые факты. Чем ярче и доступнее будет материал, тем легче он усвоится.

Среди полезных для изучения детьми истории и географии рекомендуются:

  • Карточки с изображением героев, предметов, событий;
  • Книги, содержащие сказки и рассказы об изучаемом предмете;
  • Карты, глобус, интерактивные пособия;
  • Природные материалы;
  • Предметы для творчества;
  • Дидактические игры для изучения эпох.

Формы преподнесения материала:

  • дидактическая игра. Легко рассказать во время игры об особенностях выбранного времени или географической области. Попробуйте поиграть в поездку. Предложите выбрать транспорт, на котором вы отправитесь в путешествие. Создав атмосферу расскажите крохе:
    • об историческом событии (путешествие во времени);
    • про животный и растительный мир (поездка в определенную страну);
    • о климате, ландшафта;
    • об особенностях нарядов, манере общения, устройстве быта.
  • прогулки по городу или поселению. Изучите истории родного края, рассказывая о зданиях, местах, людях, построивших ваш населенный пункт. Поясните названия улиц, рек, других природных объектов;
  • археологические раскопки в песочнице. Дети с удовольствием ищут спрятанные клады и слушают об их происхождении;
  • чтение книг. Через иллюстрированные подобранные по возрасту энциклопедии, сборники сказок и рассказов можно изучить много полезного материала из разных областей истории и географии;
  • путешествия и походы. Организуйте выезд или поход в лес, к водоему и по дороге изучайте местность, ее особенности;
  • мультфильмы, обучающие видео, интерактивные методички для дошкольников по выбранной тематике. Создано большое количество разнообразного материала доступного в сети Интернет для изучения. Если тема сложно поддается, то благодаря этому виду методических пособий легко достигнуть результата;
  • рассказ по ходу изучения других знаний. Мы часто сталкиваемся с вещами и событиями, которые затрагивают различные исторические или географические знания. Заметив название страны в сказке, предметы по дороге, необычное растение в лесу и т.д., воспользуйтесь моментом. Предложите карапузу изучить предмет или слово: найти страну на карте, послушать, как люди додумались создать предмет, в каком климате растут такие растения. Старайтесь использовать максимальное количество возможностей расширить кругозор малыша.

Широкие возможности изучения истории и географии в дошкольном возрасте помогают вести постоянное научение, не утомляя, развивая природную любознательность и стремление понять, как в этом мире все устроено.

Впустите историю и географию в жизнь ребенка как можно раньше, и вы увидите, как на ваших глазах развивается, расширяется и преображается ум крохи. Благодаря рассказам и играм, малыш быстро освоит основные приемы получения информации и будет стремиться узнать как можно больше. Это стремление станет основой для успешного обучения в школе.

Добрый день!

Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о том, для чего необходимо с детьми изучать такую сложную науку, как география.

Что такое география? Это не только знание, где находится земное ядро или кора, где добывается уголь и нефть, и как отличается экономика слаборазвитых стран от стран с индустриальной экономикой.

Это, в первую очередь, понимание того, что находится вокруг тебя: лес, горы, поле, небо, река, море и т.д. Это тоже география, но простая и доступная дл понятия. Вот идете вы с ребенком на прогулку и говорите ему: «Смотри, какое небо». Малыш поднимает голову и смотрит. Что он видит? Голубая, бела или серая масса (в зависимости от погоды). А почему бы не пойти дальше и не поиграть в это самое небо. Пусть далеко оно, пусть он его не потрогает, но ведь и мы не трогали. С одной стороны вещь очень абстрактная, а с другой…

А если придя домой, вы нарисуете небо, а если еще и облака сделаете, например, из ваты, а попутно расскажите, что вата мягкая, как облако. И не важно, что вы его, это самое облако сами никогда не трогали, но ведь главное, что вы задействуете не только зрительную, но и тактильную функцию. Ребенок потрогает вату и в голове ассоциация с облаком останется. А если вы про него стихи и сказки почитаете, а если под музыку порисует или картины посмотрите. Да столько всего придумать можно. Весело? А это География! Можете назвать ее природоведением, но суть останется прежней.

И так шаг за шагом большой и такой неизведанный мир станет малышу чуточку ближе. И вот он уже почувствовал и понял, что если долго подниматься вверх, то можно забраться на гору, а она высокая!!! А если гора «волшебная», то она еще и пар может выпустить или и того больше, необычную штуку под названием лава!

А если идти долго никуда не опускаясь и не поднимаясь, то это равнина, а если спустимся, то можем в овраг попасть. И так шаг за шагом вы придете к тому, что ваш ребенок спросит вас о том, где вы живете. «В России», — ответите вы. А это где? И вот тут вы можете перейти на следующий этап и объяснить ему, что Россия – это страна и таких стран много, и все они на материках располагаются.

И вот вы уже рассказываете ему про Африку. Рисуете льва, лепите жирафа и читаете сказку про неугомонного слоненка, который хотел знать, что у крокодила на обед.

Постепенно вы узнаете и о материках и о странах, о том, как, и где живут люди. Уверяю, вам самим это будет интересно. Я открыла для себя столько нового, пока пыталась простым языком объяснить ребенку что-то очень далекое и возможно еще совсем не понятное, но когда я вижу живой интерес в глазах, когда слышу вопрос за вопросом о том, как и что и где, то сомнения о надобности или ненадобности таких занятий отпадает.

Если вы все еще сомневаетесь, то я приготовила для вас бесплатную книгу, в которой собраны игры и занятия по географии для самых маленьких деток. Очень многие вещи я нашла в свободном доступе в интернете, многое придумала сама. Все, что у меня накопилось, я собрала в одну книгу, которой и хочу поделиться с вами.

Занимайтесь на здоровье! Надеюсь ваши путешествия будут интересными и увлекательными!

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Костюченко Мария. Онлайн-школа «Учимся играя»

Вам будет интересно:

Тематическое занятие «Спорт». Часть 2 Книга в подарок «Новогодний переполох» Логические игры и задания. Тролли География для дошкольниковКупить дидактические пособия по географии для дошкольников>>В В  Если Вы хотите расширить кругозор ребенка, еще в дошкольном возрасте дать ему базовые image Embrace, SisterBeBe (автокресло, тиффани, 9-36 кг, IsoFIX, JM01)6 100 руб. 6 740 руб. image Embrace, SisterBeBe (автокресло, фиолетовый, 9-36 кг, IsoFIX, JM01)6 100 руб. 6 740 руб. image САРМАТ Амага робот, Ларт (электронный конструктор, на основе контроллера Arduino)4 200 руб. 4 650 руб. image Интерактивный стол, Kiddieland (развивающая игрушка)3 340 руб. 3 700 руб. image Bombus, Labeille (комплект в кроватку, 6 предметов, 5973)2 950 руб. 3 270 руб. image Домик для кукол Замок Принцессы, Нордпласт (игровой набор, 1 этаж)2 770 руб. 3 080 руб. image Архитектор, МагМастер (магнитный конструктор, 36 деталей)2 240 руб. 2 490 руб. image Конфетти, Сонный гномик (комплект постельных принадлежностей в круглую кроватку, голубой, 414-12/1)2 100 руб. 2 340 руб. Кантри, Сонный гномик (бортик для детской кроватки, бежевый, 117-11/4)2 080 руб. 2 320 руб. Круизер, МагМастер (магнитный конструктор, 32 детали)2 060 руб. 2 290 руб. Зоопарк, МагМастер (магнитный конструктор, 36 деталей)2 010 руб. 2 240 руб. Кукла Еви, Домик на дереве, Simba (игровой набор)1 890 руб. 2 110 руб. Дом Коллекция, Огонек (игровой набор)1 860 руб. 2 080 руб. Пупсик, 20 см, Asi (кукла, арт 2110005)1 750 руб. 1 960 руб. Оленята, Сонный гномик (комплект постельных принадлежностей для детской кроватки, бежевый, 427-10/4)1 730 руб. 1 930 руб. Машины с мотором, Engino (пластмассовый конструктор, серия ECO BUILDS)1 700 руб. 1 900 руб. Мишка Рони, Maxitoys (мягкая игрушка, 70 см, MT-TS031210-70 S)1 700 руб. 1 900 руб. Мега вызов, Piatnik (настольная игра)1 670 руб. 1 870 руб. 10 Smart Numbers, Marbotic (пособие для изучения цифр, SN15)1 500 руб. 1 690 руб. Фантазия, МагМастер (магнитный конструктор, 26 деталей)1 410 руб. 1 580 руб.‹›

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий