Сенсорные игры для детей 2 3 лет своими руками.

Содержание

Хит продаж Акция! image image Цилиндры, Гирьки Монтессори цветные Деревянный мини-набор Цилиндры, гирьки, бочонки по методике Монтессори (цветные) — это самый по.. Заканчивается 1 590.00 р. Хит продаж Рекомендуем! Тренажер Левое Правое — межполушарное развитие Тренажер межполушарного развития «Левое — Правое» — для межполушарного развития, представляющий собо.. На складе 980.00 р. Хит продаж Тетрис деревянный — игра Головоломка Тетрис деревянный, игра Головоломка АГАМС — эта головоломка будет интересна как детям, так и взрослы.. На складе 299.00 р. Хит продаж Деревянная пирамидка, конструктор радуга (дуги яркие) Деревянная пирамидка, конструктор радуга (дуги яркие) — развивающая игрушка для детей, которая заин.. Заканчивается 999.00 р. Хит продаж Досочки Сегена Smile Decor А006 Доски Сегена Smile Decor А006 – игра с мировой известностью, методика знаменитого педагога и врача п.. На складе 569.00 р. Хит продаж Мозаика Умное облачко, Smile Decor А023 Развивающая игра «Умное облачко», Smile Decor А023 — отличная игра для развития мелкой моторики, вни.. Заканчивается 480.00 р. Деревянная пирамидка, конструктор радуга (дуги пастельная) Деревянная пирамидка, конструктор радуга (дуги пастельная) — развивающая игрушка для детей, которая.. Заканчивается 999.00 р. Рекомендуем! Деревянный набор инструментов «Юный мастер» Деревянный набор инструментов «Юный мастер» — будет интересен мальчику 3-5 лет, увлеченному конструи.. Заканчивается 2 090.00 р. Графомоторные трафареты — Доска тренажер для письма (Грифельный трафарет Круг), Сенсорика Графомоторные трафареты — Доска тренажер для письма Круг (для двух рук), Сенсорика — по размеру така.. Заканчивается 599.00 р. Графомоторные трафареты — Доска тренажер для письма (Грифельный трафарет Квадрат), Сенсорика Графомоторные трафареты — Доска тренажер для письма Квадрат (для двух рук), Сенсорика — по размеру т.. Заканчивается 599.00 р. Хит продаж -7% Настольная игра Чудо-Куб СЕНСОРИКА Тактильная игра Чудо-Куб СЕНСОРИКА — с набором досочек и фигур разной фактуры и цвета (по принципу д.. На складе 698.00 р. 649.00 р. Хит продаж -6% Шнуровка — Бусы Радуга RNToys Д-642 Деревянная Шнуровка — Бусы Радуга RNToys (Д-642) — прекрасный претендент на роль первой игрушки тако.. Заканчивается 390.00 р. 365.00 р. Хит продаж Развивающая игрушка Гномики в горшочках, Леснушки L0731 Деревянная Игра Сортер Гномики в горшочках, Леснушки L0731 — развивающая игрушка — цветовой сортер «.. Заканчивается 1 100.00 р. Новинка Умный сундучок Фрукты-Овощи — комодик от Raduga Kids Умный Сундучок Фрукты-Овощи — комодик от Raduga Kids, (волшебный сундучок) — увлекательная игра для .. Заканчивается 1 080.00 р. Рекомендуем! -27% Рамка-вкладыш «Геометрия. Треугольник» Деревянная рамка-вкладыш «Геометрия. Треугольник» Щепочка — предназначен для тех ребят, кто еще не п.. Заканчивается 220.00 р. 160.00 р. Хит продаж -27% Пазл-вкладыш «Дроби Квадраты» Деревянная головоломка Пазл-вкладыш «Дроби Квадраты» Щепочка -состоит из 10 элементов создана по мет.. На складе 220.00 р. 160.00 р. Новинка Акция! -5% Бизиборд Я хозяюшка, Мастер игрушек IG0273 Деревянный Бизиборд Я хозяюшка, Мастер игрушек IG0273 — эта доска поможет развить мелкую и крупную м.. Заканчивается 3 500.00 р. 3 325.00 р. Графомоторные трафареты — Доска тренажер для письма (Грифельный трафарет Мозг), Сенсорика Графомоторные трафареты — Доска тренажер для письма Мозг (для двух рук), Сенсорика — по размеру така.. Заканчивается 599.00 р. Рекомендуем! Рамки-вкладыши Монтессори «Геометрия» Smile Decor P05 Рамка Монтессори «Геометрия» микс Smile Decor P05  —  12 основных фигур, с которыми п.. Заканчивается 379.00 р. Конструктор трактор (магнитный), Сказки дерева (05026) Деревянный Конструктор синий трактор (магнитный), Сказки дерева (05026) — трактор создан по обр.. Заканчивается 1 850.00 р. Рекомендуем! Головоломка «Логические фигуры», Монтессори — набор 3 штуки Головоломка «Логические фигуры», набор 3 штуки создана по методике Монтессори, направленной на раз.. Заканчивается 597.00 р. Вкладыши Монтессори Геометрические фигуры, Raduga Kids RK1102 Деревянные Вкладыши Монтессори Геометрические фигуры, Raduga Kids RK1102 — как только малыш достигае.. Заканчивается 380.00 р. Новинка -29% Коробочка-горка с шариками Монтессори Горка, Коробочка с шариком по методике Монтессори — сделана по методике Марии Монтессори. Эта систем.. На складе 1 400.00 р. 992.00 р. Хит продаж Головоломка «Дроби и целое. Развиваемся», Монтессори Деревянная Головоломка «Дроби и целое. Развиваемся», Монтессори — знаменитая методическая разработка.. Заканчивается 369.00 р.

В разделе — Монтессори материалы, игрушки: Сенсорика, нашего Сайты содержат информацию о различных коллекциях игр и их описание, а также возможность купить издателя и по доступной стоимости. Большинство покупок может быть сделано через интернет, а иногда Вы можете приехать к нам на склад и выбрать самостоятельно игрушки, так же у нас проходит акция — бесплатную доставку заказа от 3000 т. рублей. Наш Сайт также имеет отзывы об упомянутой игрушке. Эти отзывы могут быть очень полезны клиентам при выборе игрушки.

Развитие сенсорики и моторики у детей

Первый опыт познания начинается в грудничковый период. В это время малыш воспринимает окружающие предметы не только зрительно, но и на ощупь. Тактильные ощущения помогают накоплению знаний о свойствах веществ, а в 2-3 года ребенок уже имеет представление о качествах предметов.

Игра для развития рук и пальчиков

К сведению! Помочь накопить ребенку необходимый жизненный опыт помогает сенсорика. Занятия, направленные на развитие органов чувств, влияют на улучшение умственных и интеллектуальных способностей.

Добиться более качественного уровня восприятия малышу помогают гибкие, хорошо скоординированные и легко двигающиеся пальчики. Подобные движения рук называются мелкой моторикой и нуждаются в постоянной тренировке.

Читайте также:  Программа внеурочной деятельности «Мой край родной»

Развитие через самообразование

Дети прикасаются к предметам, тянут их в рот, пробуют на вкус – так они составляют о них первичное представление. Сенсорное развитие основывается на распознавании цветов, запахов, размеров и форм. Ребенок 2-3 лет путем самообразования анализирует понятия и свойства, которые характерны для предметов и веществ: вкус, запах, размер и пр. Последующее интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие будет строиться на личном опыте, который он получил в раннем возрасте.

Сенсорика у малыша развивается ежедневно: в быту, на прогулках, в играх. Родителям нужно ненавязчиво объяснять те или иные явления, предметы, которые видит ребенок. Взрослые знают, что желтый кружок на листе бумаги – это солнышко, для медвежонка характерен коричневый цвет, а малыша всему этому нужно учить.

Сенсорное восприятие мира основывается на таких параметрах:

  • Понятие о цветах и некоторых оттенках.
  • Узнавание простых геометрических фигур (круг, треугольник, ромб, квадрат).
  • Понимание величины, размера.

Особенности развития детей

Чем младше карапуз, тем деликатнее должны быть проводимые с его ручками манипуляции. В первые месяцы это могут быть поглаживания и лёгкий массаж. В дальнейшем хорошим подспорьем становятся пальчиковые игры.

Важно! Хорошо всем известные «Ладушки» и «Сорока Ворона» являются яркими примерами таких занятий для детей в возрасте до 2-х лет.

По мере взросления у малыша появляются любимые занятия и игры на развитие мелкой моторики. Их систематическое использование помогает развивать способности, необходимые при дальнейшем обучении в школе и во взрослой жизни.

Дидактические упражнения

Детям 2-3 лет только предстоит научиться определять признаки предметов, называть их свойства, оперировать ими. Для получения сенсорных навыков применяют специальные упражнения дидактической направленности, которые помогают составить представление о свойствах и особенностях различных вещей:

  • Сортировка однородных предметов, согласно размеру, геометрической форме, цвету.
  • Размещение их в соответствующие гнёзда.
  • Собирание мозаики по образцу.
  • Рисунки красками на разные темы.
  • Подражание взрослым в мимике, жестах.
  • Угадывание на ощупь фруктов, овощей, форм предметов.

Развитию детей необходимо уделять особое внимание, так как от этого зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, раскрытие его способностей и талантов, самореализация в будущем. Занимаясь с ребенком, родители воспитывают в нем внимательность, усидчивость, развивают память, мышление. К тому же во время обучения устанавливается тесный контакт с малышом, формируются доверительные семейные отношения.

Дидактические игры на сенсорику и моторику

Производители предлагают огромный выбор товаров, которые можно отнести к группе дидактических игрушек и использовать в обучающих играх и занятиях.

Дидактический игровой материал имеет много направлений, одним из которых является развитие мелкой моторики ребёнка. Определив возрастные задачи обучающихся, с его помощью можно наиболее эффективно добиться поставленных целей без лишних нагрузок и переутомления для ребёнка.

Читайте также:  Картотека. Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет. картотека (младшая группа) на тему

Мозаика

Игры на развитие моторики в зависимости от возраста

В разном возрасте перед ребятами стоят различные по своей сложности цели. Тем не менее все они направлены на воспитание необходимых каждому человеку качеств:

  • формирование интеллектуальных способностей;
  • умение образно мыслить;
  • способность запоминать;
  • желание овладевать новыми знаниями и умениями.

Картотека дидактических игр по математике для вторых младших групп

Важно! Недостаточное сенсорное развитие является серьёзным препятствием на пути к школьным успехам и победам.

Младшая и средняя группы (3-4 года и 4-5 лет)

Отличительной характеристикой детей до 5 лет является ярко выраженная подражательная способность. Необходимо учитывать это и при составлении плана занятия, и при домашнем обучении. Намного эффективнее показать, что именно нужно сделать, чем описывать действия, требуемые от воспитанника.

Наряду с привычными пирамидками, кубиками, мозаикой всё большее распространение приобретают бизиборды и текстильные книжки для малышей.

Бизиборд

Дидактические игры на развитие сенсорики и моторики в старшей группе (5-6 лет)

Подрастая, ребята начинают с удовольствием осваивать конструкторы с крупными деталями, игрушки, состоящие из несколько легко соединяющихся частей, большого размера пазлы.

В старшей группе под руководством наставника воспитанники лепят и делают аппликации из бумаги. Работа с природными материалами позволяет детским пальцам испытать разнообразные ощущения и развить творческий потенциал.

Природные материалы

Картотека игр на сенсорное развитие в подготовительной группе

Важно научить ребёнка в возрасте 6-7 лет аккуратно и точно выполнять движения, которые помогут ему овладеть навыками письма, а также осуществлять действия по самостоятельному уходу за собой, необходимые в обиходе.

Дети без помощи воспитателя играют в конструкторы с мелкими деталями, собирают пазлы из частиц небольшого размера.

Обратите внимание! Хорошим упражнением служит складывание фигурок оригами. Можно также заняться квиллингом и другими видами бумаготворчества.

Читайте также:  Текст книги «Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы»

Что это такое?

Многих родителей интересует, что такое сенсорные навыки и для чего их необходимо развивать. Согласно психологии, они представляют собой способность человека воспринимать различные свойства окружающих его предметов, осознавать их форму, цвет, вкус, размер, понимать, где именно в пространстве они располагаются относительно других предметов. Проще говоря, это умение пользоваться собственными органами чувств.

Те малыши, которые не получили необходимо развития, как правило, сталкиваются с рядом проблем при поступлении в школу, в частности они не имеют гибкости восприятия, плохо ориентируются в характеристиках, не способны сравнивать предметы. Вот почему ответственным родителям важно уделять время специальным дидактическим играм, позволяющим усовершенствовать использование органов чувств. Подробную информацию о том, что такое сенсорное развитие, можно прочитать здесь.

Картотека игр по развитию моторики в ДОУ

Необязательно проводить занятия с использованием только покупных дидактических наборов и предметов. Для успешного достижения цели подходят и игры для мелкой моторики рук в детском саду, сделанные своими руками. Например:

  • «Чёрное-белое». Суть игры в том, что нужно разложить по двум ёмкостям чёрные и белые камешки, хранящиеся в одной банке. Сделать это следует, ориентируясь на цвет.
  • «Найди игрушку». В большой ёмкости, наполненной пшеном или другой крупой, ребята должны найти закопанные среди зёрнышек маленькие игрушки (например, из «Киндер-сюрприза»). В процессе дети пропускают через свои пальцы крупинки, совершая при этом хватательные движения.
  • «Весёлая геометрия». Имея необходимый запас пуговиц, ребёнок должен выложить из них контур названной воспитателем геометрической фигуры. Для малышей можно упростить задачу, предварительно нарисовав фигуру на бумаге, а они должны будут выкладывать пуговки по нарисованной линии.

Организационный момент в детском саду перед занятием

Развиваем зрительное восприятие

Для нормальной жизни ребенку обязательно потребуется знание о цвете, поэтому важно начать его формировать с раннего возраста. Не стоит настойчиво заставлять малыша повторять, что красный – это красный. В процессе ненавязчивой веселой игры он гораздо быстрее запомнит эту информацию. Кроме того, некоторые упражнения помогут улучшить мелкую моторику ребенка.

Начать надо с самых простых заданий.

  • Мама показывает крохе зеленую карточку и просит отобрать все кубики такого цвета, построить из них башню.
  • Родитель кладет на стол или пол карточки трех цветов: красного, синего и желтого. Предлагает ребенку под ними разместить предметы, совпадающие по цвету, из заранее подготовленной корзины, где находится изобилие различных вещей указанных тонов.

После некоторых тренировок можно предложить малышу задания посложнее. Например, «Какого цвета не стало». Мама выкладывает на стол одинаковые предметы различных цветов (допустим, кубики), после чего предлагает ребенку запомнить их. Далее малыш закрывает глаза, и один из кубиков убирается. Ребенок должен вспомнить последовательность, понять, какой кубик исчез, и назвать цвет.

Улучшать цветовое восприятие дошкольников помогут и такие игры.

  • «Найди цветок для бабочки». Перед малышом выкладываются нарисованные и вырезанные бабочки и цветы – различных тонов, но обязательно составляющие пару (например, если есть синяя бабочка, должен быть и синий цветок). Ребенок должен совместить их.
  • «Многообразие цвета». Мама показывает ребенку заранее подготовленный «замок» — рисунок, пусть даже и не отличающийся особым профессионализмом, на котором изображен дворец, состоящий из блоков разных цветов. Ребенок должен назвать, какие цвета использованы, а после – подобрать и рассортировать по кучкам подходящие пуговицы, затем каждую из них наложить на соответствующий блок рисунка.

Главное правило успеха – постоянство. Работать с восприятием цвета можно во время прогулки, задавая ребенку вопросы – какого цвета машина, что еще ты видишь синего цвета. Это поможет быстро и качественно усвоить материал.

Дидактические игры на развитие сенсорики для разных групп

Основная задача дидактической игрушки — обучение чему-то новому и развитие определенных навыков.

Можно построить дидактическое занятие как соревнование на скорость между участниками, выполняющими действия, часто встречающиеся в реальной жизни:

  • завязывание и развязывание шнурков или бантиков;
  • расстёгивание пуговиц, застилание постели, одевание куклы;
  • игра в приготовление еды для кукол с мелкой посудой;
  • помощь в сервировке стола, мытьё и вытирание посуды после еды.

Картотека игр по сенсорному развитию в детском саду

Ребёнку важно научиться развить понимание того, что даже одинаковые по форме и цвету предметы могут отличаться друг от друга фактурой и быть не похожими на ощупь. Этого можно достичь, используя для занятий пластилин, солёное тесто, фетр, шерсть для валяния, различные пуговицы, бусины, палочки, а также разнообразные материалы.

Обратите внимание! Занятия с насыпными игрушками, работа с разными видами бумаги, игры с верёвочками отлично вписываются в программу сенсорного развития.

Игры с прищепками

«Солнышко»

Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

«Ежик»

Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.

«Разноцветные человечки»

Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.

Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.

«Забавные прищепки»

Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

«Найди подходящую заплатку»

Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные).

Читайте также:  Яков Аким «Жадина» конспект урока по литературному чтению, 3 класс

Дидактический материал: геометрические фигуры.

Методические приемы:воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.

Диагностика развития мелкой моторики и сенсорики у детей в детском саду

К моменту выпуска из дошкольного учреждения все ребята должны быть подготовлены к предстоящему поступлению в 1 класс. Для этого проводятся промежуточная, а затем итоговая диагностика приобретённых знаний и умений, причем они должны соответствовать Федеральному Государственному Общеобразовательному Стандарту (ФГОС).

По мнению авторитетных специалистов в области детской психологии и педагогики, ум малыша сосредоточен в кончиках его пальцев. Поэтому систематические игровые занятия, развивающие сенсорные способности и мелкую моторику, принесут неоценимую пользу растущему организму.

Ребенок уже с самого рождения начинает активно познавать окружающий мир. Он хватает предмет руками, тянет его в рот, крутит со всех сторон. Эти обследования пополняют знания малышей об окружающем мире, они познают свойства и качества предметов, ведь у детей раннего возраста развито наглядно-действенное мышление. Ребенок познает действительность через органы чувств. Их всего пять. Это слух, зрение, обоняние, осязание, вкус.

Что такое сенсорика?

Сенсорика — это восприятие окружающего мира разными органами чувств. Формировать эти умения и способности является задачей родителей и воспитателей детских садов уже с раннего возраста. Дети 2-3 лет знакомятся с эталонами, принятыми в мире. Это различие основных цветов и оттенков, размер, форма, вкус продуктов, различные материалы, расположение предметов в пространстве, понятие времени и многое другое.

Занимаясь сенсорным развитием детей 2-3 лет, нужно использовать многочисленные дидактические игры. Несмотря на то что их сейчас достаточно много в продаже, воспитатели в детских садах продолжают делать наглядные пособия своими руками, придумывая или подбирая нужный материал по теме занятия. При этом используется подручный и бросовый материал.

Диагностика по эталонам

Когда малыш приходит первый раз в группу раннего возраста, воспитатель проводит диагностику сенсорного развития детей 2-3 лет. Делается это в виде игры, используются эталоны. Например, различает ли малыш предметы по величине, проверяют с помощью простой пирамидки. Например, ребенок должен сложить по порядку возрастания или убывания величины все кольца.

Цвета проверяют по образцам. Например, на палочке прикреплены ленточки разных цветов, в форме султанчика. По очереди показывая ленту, воспитатель спрашивает цвета. Также собирая пирамидку, ребенок проговаривает названия цветов.

Умения различать форму предметов проверяют обычными вкладышами Монтессори. В отверстия вставляются детали такой же формы. Таких игр продается очень много. Система Монтессори очень популярна во многих странах мира. Существуют даже детские сады, где обучение проводится только в такой форме.

Требования программы

В группах раннего возраста по программе сенсорного развития детей 2-3 лет предусмотрена работа с основными направлениями: цвет, форма, величина, ориентировка в пространстве. Существует в расписании отдельное занятие по сенсорному воспитанию, но в течение всей недели воспитатель проводит много игр на привлечение внимания малыша к сенсорным эталонам, умение взаимодействовать с предметами в игре. Только в ходе ежедневной работы у детей формируются устойчивые представления о свойствах предметов.

Раннее детство — это период, когда закладываются основы будущих знаний детей. От того, как ребенок видит, слышит, чувствует, зависит его умственное развитие и дальнейшие успехи в школе. Самое подходящее время для сенсорного развития способностей — это возраст от 2 до 3 лет, после этого уже должны быть четко сформированы определенные эталоны.

Основными задачами сенсорного развития детей 2-3 лет являются всестороннее обогащение чувственного опыта и формирование предпосылок для дальнейшего обучения дошкольников.

Принципы сенсорного воспитания детей

Основной вид деятельности детей в таком возрасте — это предметная игра. В это время ребенок всячески обследует игрушку. Сенсорное воспитание должно придерживаться следующих принципов:

1. Игрушка должна быть новая. У детей в этом возрасте развито непроизвольное внимание, им должно быть интересно, иначе ребенок отвлечется и ему тяжело будет сосредоточиться на предмете.

2. Игра должна быть занимательной. Малышу интересно производить какие-то действия с игрушкой, она должна быть динамичной, разбираться на отдельные части, складываться в определенном порядке, на что-то надеваться, куда-то вставляться. Иначе игрушка быстро надоест.

3. В игре должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его физиологические и психические возможности.

4. Работа по сенсорному развитию детей 2-3 лет должна проходить постоянно и последовательно, с постепенным усложнением материала.

5. Научность. В мире существует определенная система сенсорных эталонов. Работая с детьми, нужно постепенно подводить их к формированию понятий о свойствах предметов, взаимодействии с ними.

Игры на изучение основных цветов

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет проходит только в игре. Для того чтобы научить детей различать основные цвета, подбирать предметы одного цвета, действовать по образцу, специалисты разработали целый ряд разнообразных игр. Имея фантазию, их можно варьировать и постоянно придумывать новые.

Игра «Найди предмет такого же цвета». На столе раскладываются предметы разных цветов. Это могут быть пробки, игрушки, карандаши, фломастеры, колечки пирамидки и т. д. Ребенку показывают эталон (вырезанный из картона кружок, например, красный), и воспитатель просит найти предметы такого цвета. Для большей занимательности можно дать коробки таких же цветов, куда складываются предметы.

Игра «Надень гному его шапку» Даются разноцветные фигурки «гномов» и шапки таких же цветов. Малыш должен подобрать шапку такого же цвета и надеть ее на голову гному.

Игра «Гаражи». Из картона разных цветов вырезаются контуры машинок и домики. Раскладываются домики на столе, а перед ребенком «ездят» машины. Малыш должен подобрать для каждого автомобиля свой гараж.

Игры на сенсорное развитие детей 2-3 лет можно делать самим, каждый раз придумывая что-то новенькое. Делать это несложно, а малышу каждый раз будет интересно.

Игры на изучение формы предметов

Изучать форму предметов можно с помощью вкладышей Монтессори. Их продается огромное количество видов. Также проводится сенсорное развитие детей 2-3 лет на занятии по аппликации, только без клея.

Игра «Сделай домик». Ребенку дается образец по аппликации. Это квадратный дом с треугольной крышей, прямоугольной трубой и круглыми окошками. Все детали разных цветов. Ребенку дают комплект деталей. Малыш должен сложить на столе такой же домик.

Игра » Найди фигуру» (по системе Монтессори). Даются ребенку фигуры, перед ним лежат квадратные детали с отверстиями такой же формы. Ребенок должен понять, в какое отверстие нужно вставить фигуру.

При этом малыш может не заучивать, как правильно произносится геометрическая фигура, а называть название предмета.

Игра » Найди нужную тень». Перед ребенком выкладывают листы картона, на которых из черной бумаги вырезаны предметы, например, рыбка, дом, яблоко, самолет, гриб и другие. У ребенка набор картинок с правильным изображением этих предметов, вырезанных по контуру. Малыш ищет такую же форму и прикладывает картинку сверху на «тень».

Игры на изучение величины предметов

Сенсорное развитие детей 2-3 лет включает освоение понятий величины. Для начала это должны быть контрастные величины (большой — маленький), потом можно добавить среднюю по размеру фигуру. Ребенок должен называть предметы так: большой, меньше, самый маленький.

Игра «Три медведя». Перед детьми на столе разложены картинки трех медведей из известной сказки. Малыш должен каждому по размеру подобрать ложку, чашку, тарелку, стул, кровать.

Игра «Назови правильно». Воспитатель дает задание: покажи большое яблоко, найди маленькое солнышко, где среднее по величине яблоко и т. д.

Игра «Подбери аквариум для рыбок». Вырезаются три прямоугольника разной величины. Детям дают три рыбки такого же размера. Большую рыбку нужно приложить к самому большому прямоугольнику, средней и маленькой тоже определить свое место.

Игры на ориентировку в пространстве

В играх дети учатся определять местоположение предметов: вверху, внизу, сзади, спереди. Во время таких занятий развивается речь детей раннего возраста, они учатся правильно употреблять предлоги (на столе, в коробке, под стулом, за машинкой, над листиком и т. д.)

Игра «Что где находится?». На картине изображена, например, елочка. Воспитатель произносит предложения: «Над елкой находится солнышко или летит птичка», «Перед елкой растет гриб», «Рядом цветет ромашка», «На елке есть шишка». Ребенок ищет предмет, названный воспитателем, и рассказывает, где он.

Игра «Где мяч?». Воспитатель меняет расположение мячика, а ребенок называет нужный предлог. Например, мяч под столом, над столом, на столе.

Также сенсорное развитие детей 2-3 лет интересно проводить с конструктором: повторять постройку за образцом воспитателя, строить башню по заданию. Сначала красный кубик, потом зеленый, сверху синяя крыша. Вариаций множество.

Только постоянно играя с детьми, вы сможете развить его способности. Это поможет ему лучше ориентироваться в сенсорных эталонах, разовьет умение думать и принимать самостоятельные решения. Для дальнейшей учебы в школе такие навыки просто необходимы.

Похожие статьи

В возрасте 2-3 лет для детей очень важно научиться исследовать мир. Этот возраст характеризуется активным развитием сенсорики. Дети всё трогают, берут в ручки. Это важный этап психического и моторного развития. Они запоминают вещи не зрительно, а ручками. Так проще выучить, что значит «треугольное», а что — «круглое».

Развитие сенсорики можно проводить дома с самыми простыми материалами. Вам понадобятся пуговицы, яркие прищепки, картинки. Будем сортировать яркие предметы по контейнерам, чтобы лучше запомнить различия по форме, цвету, размеру. Это задание похоже на игру и может на долгое время занять кроху. Сенсорное развитие у детей 2-3 лет происходит в форме игры, это самый простой способ научить малыша исследовать окружающий мир.

Психомоторное развитие детей младшего возраста

Маленькие дети воспринимают мир не так, как мы с вами. В 2-3 года они пока только учатся тому, как изучать окружающий мир. Поэтому сейчас развитие направлено на изучение каждого предмета в отдельности.

Так что же замечают дети в первую очередь при знакомстве с неизвестными им ранее предметами:

  • цвет;
  • форму;
  • размер;
  • какой тот или иной предмет на ощупь;
  • пробуют на вкус.

Развитие мелкой моторики и сенсорики помогут крохе быстрее научиться простым вещам. Необходимо, чтобы сенсорика у детей развивалась активно и интенсивно. А главное, чтобы развитие проходило правильно, без задержек. Для этого с ребёнком необходимо заниматься. Этой теме уделяется много времени в детском саду, родители также могут заниматься с малышом сами. Занятия для детей на развитие сенсорики простые, занятные, похожи на игру.

Много времени уделяется мелкой моторике. Чем активнее пальчики вашего крохи, тем полнее картину мира он может составить. Дети всё берут в руки, трогают, изучают на ощупь. На это необходимо обратить внимание, составляя план занятий. Мир ощущений сейчас очень важен. У детей 2-3 лет осязание является одним из важнейших источников знаний о предметах.

Нормы сенсорного развития

Сенсорика — это чувства, ощущения. Можно сказать, у ваших детей есть своеобразный датчик, который принимает информацию о предмете через ручки, пальчики. От сенсорики во многом зависит уровень психического развития детей.

О том, что сенсорные способности малыша в 2-3 года развиваются правильно, свидетельствуют следующие факторы:

  • он может выделить из группы предметов требуемые (только белые, только треугольные и тому подобное);
  • может найти предмет, который похож/одинаковый с группой других предметов;
  • может сортировать предметы по заданным характеристикам;
  • если в игре необходимо использовать какой-то предмет, кроха находит именно тот, который подходит.

Чтобы проверить навыки ребёнка, не обязательно ходить к психологам или воспитателям. Вы можете заниматься дома. Для детей 2-3 лет важно, чтобы любые занятия проходили в стиле игры. Тогда развитие сенсорики будет увлекательным занятием.

Простые занятия с ребёнком

Вам не нужно ничего особенного для занятий с вашим малышом. В детских садах обычно есть специальные дидактические материалы. Вы же можете сделать их сами. Так даже лучше, ведь ваш малыш будет тренироваться на совершенно уникальных пособиях.

Подручные материалы

Все материалы для детей 2-3 лет в первую очередь должны быть безопасными. Никаких острых краёв, очень мелкие предметы использовать не нужно. Вот что вам может пригодиться:

  • макароны разной формы, крупные зерна фасоли;
  • пуговицы (вы даже не представляете, какие интересные материалы для развития сенсорики можно сделать с обычными пуговицами);
  • разноцветные прищепки;
  • бумага и фломастеры (чтобы рисовать заготовки).

На плотной бумаге нарисуйте (или отпечатайте на принтере) солнышки, грибочки, цветы, ёжика. Подготовьте пластиковые контейнеры, чтобы работать с пуговицами, макаронами, фасолью. Для детей 2-3 лет всё должно быть ярким, привлекательным.

Сортируем по контейнерам

В большой контейнер насыпьте пуговицы или макароны разной формы. Поставьте перед малышами еще 2-3 контейнера поменьше. Дайте задания:

  • отсортировать синие пуговички в один контейнер, зелёные — в другой, в третий — красные и т.д.;
  • рассортировать по форме;
  • разложить по размеру.

Это отличное упражнение. Особенно хорошо подходят советские пуговицы. У многих дома есть коробка с такими. Они яркие, совершенно разных форм и размеров. Главное, не выбирайте для работы очень мелкие пуговички, ведь малыш может их проглотить или засунуть в нос. Маме обязательно нужно следить за тем, как кроха исследует мир.

Тренировки на одежде для малышей

Можно взять детскую одежду, одёжку для больших кукол. Или сами сшейте что-то простое. Тут главное — научить кроху застёгивать и расстёгивать пуговички, молнии, завязывать шнурки, повязки. Это хорошее упражнение, которое принесёт крохе пользу. Собираясь на прогулку, предложите ему самому завязать шнурки на ботиночках, застегнуть кнопки или липучки на одежде.

Дорисуй картинки с помощью прищепок

Вот здесь вам понадобятся заготовки. Предложите:

  • сделать ёжику «иголки» из прищепок;
  • добавить солнышку «лучики»;
  • прикрепить к цветочку «лепестки».

Вы можете сначала предложить отсортировать прищепки по цвету. Например, жёлтые для солнышка, красные для лепестков. Кстати, не забывайте давать крохе время для свободного творчества. Отдельное задание на фантазию: сделать разноцветный цветочек из прищепок.

Эти же заготовки можно дополнять пуговицами, выкладывая их по типу мозаики. Тут у вас огромный простор для воображения. Можно распечатать более сложные картинки, чтобы их было интереснее дополнять.

2015-07-24

Известный педагог Мария Монтессори установила, что возраст от рождения до 3 лет – это период активного сенсорного развития ребенка. В этом возрасте малыш получает информацию о мире в основном через чувства: ощупывая, рассматривая предметы, познавая их свойства, ребенок стремительно развивается.

Задача родителей – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать. В этом деле сенсорная коробка – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких-либо ограничений. Игры в сенсорной коробке развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что очень важно – такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат.

Сенсорной коробкой может быть как картонная коробка (например, из под обуви), так и тазик, миска, пластиковый контейнер, кастрюля. В эту емкость помещаются различные сыпучие или жидкие наполнители, небольшие предметы, игрушки и инструменты для первых опытов. От родителей требуется регулярно менять наполнение коробки, чтобы содержимое не наскучило малышу, а также показать ребенку, что можно делать с теми или иными предметами. Поначалу малышу будет интересно просто доставать предметы пальчиками, складывать и перекладывать их, затем можно подключать к играм совок, сито, учиться сортировать предметы по баночкам, ориентируясь на цвет или форму, использовать сюжетную игру.

Что хорошо подходит в качестве основного наполнителя сенсорной коробки? Крупы (пшено, гречка, овсянка, рис (обычный или покрашенный), кускус, манка), бобовые (чечевица, фасоль, горох), орехи, семечки, макароны, природные материалы (шишки, желуди, трава, солома, листья, мелкие камушки, песок, снег), ватные шарики, кусочки поролона,  пряжа, обрезки ткани, пуговицы, грунт для аквариума, вода, гидрогель (аквагрунт), пена для бритья.

Кроме того понадобятся небольшие игрушки и предметы быта, с которыми будет интересно играть в коробке. Например, фигурки животных, буквы, цифры, кубики, колечки, шарики, камушки, пуговицы, гаечки, стаканчики, мисочки и т.п.  Старайтесь не использовать слишком много элементов, так ребенку будет тяжелее сосредоточиться, да и свободное место в коробке тоже необходимо. Обязательно нужны первые инструменты: совок, ложечки, поварешка, ситечко, грабли и др.

Приведу примеры интересных и не слишком трудных в исполнении сенсорных коробок, которые нравились Таисии.

1. Первая сенсорная коробка для детей от 6 месяцев

image

Первую сенсорную коробку для ребенка можно сделать сразу, как только он научится сидеть. Мелких наполнителей в этом возрасте лучше избегать, положите в коробку что-нибудь покрупнее, например, хорошо подойдут клубочки, колокольчик, щетка, мячик-ежик, деревянная ложка, губка, кубики, баночка с крупой (в качестве погремушки) и т.п. Желательно, подобрать предметы так, чтобы они отличались по цвету, форме и, главное, на ощупь – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие.  Все вещи лучше предварительно помыть, т.к., скорее всего, малыш будет пробовать их на вкус.

2. Сенсорные коробки с крупой

По моим наблюдениям, месяцев с 9-10 у ребенка начинается настоящая страсть к мелким предметам. Помню, Таисию привлекала даже каждая мусоринка на ковре, она с усилием сжимала еще плохо тренированные пальчики, чтобы ее взять. Это время самое подходящее, чтобы делать для детей сенсорные коробки с мелкими предметами. Добавьте в крупу камушки, фасоль, болтики, игральные кубики, монетки (чистые), пуговицы и прочую мелочевку. Ребенку очень понравится выбирать предметы из крупы и складывать их в баночку. В процессе игры хорошо тренируется щипковый захват пальчиками. Ребенку постарше (примерно от 1 года 3 месяцев) можно предложить еще и сортировать найденные предметы по цветам или форме.

Также в такой коробке можно практиковать орудийные действия, поэтому подготовьте совки, ложки и емкости. Тем, кто уже научился справляться с совком, можно показывать, как пересыпать крупу из одной тары в другую.

image

Возможно, кто-то скажет, что давать мелкие предметы 10-месячному ребенку опасно, он обязательно затащит их в рот и подавится. Действительно, малыш, наверняка захочет попробовать новую игрушку на вкус, поэтому игра должна происходить только под тщательным присмотром взрослого. После каждой попытки ребенка засунуть в рот какую-нибудь пуговицу, спокойно уберите руку малыша ото рта и объясните, что с этими игрушками можно играть только пальчиками.

Моя дочка Таисия очень любила находить закопанные в коробке игрушки. Я прятала игрушки в крупе так, чтобы был виден небольшой кусочек, и она с рвением принималась вынимать их из укрытия. В этой игре хорошо развивается сила пальцев.

image

Для разнообразия сенсорного опыта используйте в своих играх разные крупы: гречку, пшено, овсянку, манку, рис, горох. Рис можно еще и покрасить в яркие цвета. Сделать это можно при помощи пищевых красителей или зеленки, куркумы, свекольного, морковного сока, какао-порошка и т.п.

image

Как покрасить рис для сенсорной коробки? Предварительно нужно смешать краситель с водой так, чтобы получился нужный оттенок. В эту воду помещается хорошо промытый рис (вода должна полностью покрывать рис). Необходимо подержать рис в воде некоторое время, я оставляю минут на 30 для гарантированного результата, но на самом деле рис окрашивается гораздо быстрее. После этого сливаем воду и выкладываем рис на газетку, чтобы он как следует просушился. Лучше всего покрасить рис вечером и оставить его сохнуть на ночь, а с утра уже можно приступать к играм.

image

3. Сенсорные коробки по цветам

Чтобы малыш лучше запомнил цвета, многие мамы устраивают «цветные дни»: например, в один из дней они отыскивают вместе с малышом все предметы и игрушки красного цвета, надевают красную одежду, на другой день то же самое с желтым цветом и т.д. Эту идею можно применить и для сенсорных коробок, заранее подбирая для малыша предметы то одного, то другого цвета. В процессе игры с такой коробкой ребенок очень быстро усваивает цвета, т.к. нужный цвет находится все время перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.

image

4. Сенсорная коробка с макаронами

Чтобы разнообразить тактильный опыт малыша, используйте наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры здесь та же самая – перекладываем макароны ложкой, достаем руками, отыскиваем среди макарон небольшие игрушки. Еще дети очень любят надевать большие макароны на пальчик.

В этой игре как нельзя кстати придется развивающая игра, сделанная из коробки от каши, в которой малышу нужно накормить макаронами любимого персонажа.

image

5. Сенсорная коробка с мельницей, с ситом

Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, мельницу или сито.

Один совет: для сенсорной коробки с мельницей нужно брать крупу помельче – пшено или манку, т.к. более крупные зерна будут застревать в отверстиях, блокируя мельницу.

image

При помощи сита вы можете научить малыша отделять от манки фасоль, пуговицы или маленькие игрушки. В общем сыграть в Золушку В ходе этого опыта у ребенка складывается четкое представление о совместимости размеров, он понимает, что в мелкие дырочки сита крупные зернышки или предметы никак не поместятся.

6. Сенсорная коробка для рисования

Чтобы сделать сенсорную коробку для рисования, нужно в большое блюдо или контейнер с невысокими бортами насыпать тонким слоем манку, соль или сухой песок. Рисовать можно как пальчиком, так и палочкой. А еще можно на крупе делать отпечатки фигурками сортера или формочками для выпечки фигурного печенья.

7. Сенсорная коробка с гидрогелем (аквагрунтом)

У Таисии от игры с гидрогелем был настоящий восторг, ей нравилось даже просто погружать в него руки и перебирать пальчиками. Ощущения здесь совсем новые и непривычные – аквагрунт скользкий, прохладный, мокрый и в то же время не жидкий. А достать из него игрушки для малыша не так просто, как кажется, они того и гляди выскользнут!

Найти аквагрунт можно в любом цветочном магазине. Его нужно залить водой за несколько часов до игры. И помните, что во время этой игры необходимо тщательно наблюдать за игрой малыша и предотвращать любые попытки попробовать гидрогель на вкус.

8. Сенсорная коробка с водой

Игры с водой хорошо устраивать в тазике или в большом контейнере, желательно, заранее постелить на пол клеенку. Очень увлекательное занятие – вылавливать из воды игрушки ложкой, поварешкой или ситом. При этом одинаково интересно доставать как плавающие, так и тонущие предметы, заодно ребенок получает первое понимание «тонет-не тонет».

Можно также взять различные стаканчики и формочки, переливать при помощи них воду, набирать воду большой ложкой в стаканчик, лить воду через мельницу.

А еще можно делать для маленьких игрушек кораблики из песочных формочек. Таисия просто обожает эту игру. Игра учит малыша рассчитывать свои действия, регулируя нажим, чтобы кораблик не утонул, когда он ставит на него игрушку.

9. Тематические сенсорные коробки для детей

Для детей постарше (ближе к 2 годам) становятся интересны тематические коробки с каким-то сюжетом. Подробнее о них можно почитать в этой статье. Одна из самых простых коробок для сюжетно-ролевой игры – это ферма. Самое интересное для маленького ребенка здесь – это кормить домашних животных (Ozon, My-shop, KoroBoom), насыпая им корм в корыта и чашки. Можно также купать животных в водоеме, отправлять спать в сарай, сделанный из коробки от молока, и т.д.

На фото коробка, которую я делала для Таисии, когда ей было 2,5 года. Надо заметить, что для ребенка младше 2 лет не стоит использовать слишком много элементов, т.к. ему нужно побольше свободного места, чтобы развернуться, а постоянно падающие заборчики и деревья могут его расстраивать. Достаточно просто положить несколько животных, плошки, ложки, сделать сарай из коробки, а дальше уже ориентироваться на интересы ребенка.

Вот и все, благодарю за внимание! Если вам понравилась статья, расскажите о ней своим друзьям (прямо под статьей есть кнопки социальных сетей). А на новые статьи блога можно подписаться здесь:  Инстаграм, Вконтакте, Facebook.

Искренне ваша, Яна Разначенко Читайте также:

РАЗВИВАЮЩИЙ КОВРИК СВОИМИ РУКАМИ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЧТО ПОДАРИТЬ РЕБЕНКУ НА 1 ГОД? ЛУЧШИЕ ИДЕИ ПОДАРКОВ

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий