Рождество Христово — история традиции и обычаи празднования в России

  • Когда празднуют Рождество Христово
  • О Рождестве Христовом для детей
  • Когда и кем установлен праздник Рождества
  • Традиции празднования
  • Чудеса на праздник

Рождество является одним из важных празднований в жизни христианского верующего. Вся семья принимает в нем участие, не исключая и детей. Любознательным чадам интересно узнать историю этого события, и долг православных родителей состоит в удовлетворении этого благочестивого намерения.

История праздника Рождество Христово для детей должна быть простой и легкой, потому что традиционная библейская история несколько сложна для раннего восприятия.

Рождение Иисуса Христа в Вифлееме.

Когда празднуют Рождество Христово

В центре повествования стоит Иисус Христос, Сын Божий, который пришел на землю, чтобы спасти души людей. Судьбой ему была уготована смерть на кресте ради искупления греховности всего человечества. Христос жил в первом веке нашей эры, но память о нем сохраняется до сегодняшнего дня.

Православные и католические верующие с особой любовью и смирением вспоминают деяния Сына Господа и стремятся приобрести такое же мировоззрение.

У Иисуса Христа был день рождения, как и всех живых существ: он появился на свет 7 января. Это число является официальным для православной традиции. Однако во многих западных странах праздник отмечает по старому стилю — 25 декабря. На священное Рождество вспоминают именно появление Спасителя на земле.

О других Великих православных праздниках:
  • Вознесение Господне
  • День Святой Троицы
  • Преображение Господне
Интересно! Первые сообщения о практике празднования 25 декабря можно найти в летописях середины IV столетия. Христианская церковь стремилась вытеснить распространенный на римской земле языческий культ Непобедимого Солнца, который отмечался именно в этот день.

О Рождестве Христовом для детей

Родителей маленького Иисуса звали Марией и Иосифом. Господь возложил на них великую миссию — воспитать Спасителя человечества.

Перед рождением богобоязненные родители отправились в Вифлеем, потому что император дал указ о проведении переписи населения, и каждый житель должен был прибыть в родной город (отец Иосиф был из Вифлеема). Отцу и матери Иисуса пришлось ночевать в пещере, так как все гостиницы города были полностью забиты. Здесь же Мария и родилась Божьего сына. Младенца положили в ясли, наполненные сеном для скота.

В это время неподалеку проходили мудрые волхвы (пастухи) со стадом. Они увидели ослепительный свет и представшего ангела, который возвестил о рождении Спасителя человечества. Небесный посланец рассказал, где находится младенец и велел навестить его с особенными дарами.

Детям о православии:
  • Как привить ребенку любовь к Богу и вере
  • Как рассказать ребенку, что такое смерть
  • Беседы с детьми о необходимости носить крестик

Путь пастухам, которые были глубоко верующими, указала Вифлеемская звезда.

Коварный и жестокий царь Иудеи Ирод, услышав о рождении Мессии, воспылал яростью и страхом за собственное правление. Этот безумный властелин приказал умертвить всех новорожденных в Вифлееме. Усилиями сверхъестественных сил младенец Иисус избежал смерти.

Важно! Детей этот рассказ о Рождестве Христовом учит возлагаться на милость Сына Господа, потому что Он смог победить все трудности жизни.

Когда и кем установлен праздник Рождества

Почему 7 января празднуется православное рождество, ведь дата рождения Иисуса точно не установлена? Обоснований этой даты несколько.

По историческим данным почти 300 лет христиане не отмечали эту дату как религиозный праздник.

Климент Александрийский утверждал в своих трактатах, что Иисус родился вообще весной, где-то в 20 числах мая.

25 декабря было выбрано Римской церковью не случайно. По языческим обрядам, этот день знаменовал возрождение солнца. Так Иисус стал Солнцем Правды.

Восточные христианские церкви, в том числе и Армянская, приурочили рождение Иисуса к его обрезанию, поэтому 7 января стал праздником Богоявления.

На правах церковного закона Рождество было введено Иоанном Златоустом в 386 году. Константинопольский собор по поручению Василия Великого установили день празднования Рождества Христова — 25 декабря.

Объяснение такому выбору основывается на предании пророков, что Иисус должен был прожить на земле полное количество лет. Дата смерти Христа была известна всем, от нее отняли 9 месяцев и вычислили время зачатия. В день Благовещения архангел Гавриил явился Деве Марии и сообщил, что через 9 месяцев она родит сына от Святого Духа.

Отсчитав от этой даты девять месяцев, священнослужители пришли к согласию, что именно 25 декабря является датой рождения Спасителя.

Православный праздник Рождество Христово является празднованием новой эры в человеческой истории. Жители всего земного шара стараются в это время дарить особую любовь друг другу, подражая Всевышнему. Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Своего Сына за вечную жизнь каждого, уверовавшего в Него. (Иоан. 3:16-21)

Традиции празднования

Колядование на Рождество.

Богослужения на этот праздник значительно отличаются от множества других. Многие обычаи стали забываться, но самые преданные верующие стараются их соблюдать, потому что празднование объединяет сердца и дарит огромную радость всем собравшимся.

Традиций существует большое количество, а способы проведения различаются в зависимости от религии и месторасположения.

Детям об истории Рождества излагают простым языком, а после необходимо упомянуть о соответствующих традициях.

  • За 40 дней до празднования необходимо соблюдать строгий пост, исключив из рациона мясные изделия, яйца и молочную продукцию. Такое воздержание призвано очищать телесную оболочку от материальной скверны и вечную душу от греховных помыслов. В пост нельзя проявлять злобу, держать обиду, ссориться с людьми и думать о негативном.
  • Ночь (вечер) перед Рождественским праздником называют сочельником. В это время верующие усиленно готовятся к торжествам. В церкви проходит служба с чтением Священных текстов, молитв и литургии.
  • В Рождество наряжают ёлку. Традиция известна давно, но утвердилась она только столетие назад. Сегодня принято наряжать хвойное дерево на Новый Год, но впервые этот обычай совершался именно на Рождество Христово. Елки украшали не разноцветными шарами, а сочными яблоками, ароматными пряниками, маленькими колокольчиками и свечами. Каждое из этих украшений несло в себе особенную мысль. Звезда на верхушке дерева символизировала то небесное светило, возвестившее о появлении на свет младенца Иисуса Христа. Также наряжают вертеп.
  • Рождество является семейным праздником, где родные собираются за одним столом. Дети носят угощения взрослым, которые отвечают на заботу сладкими дарами. Самое популярное лакомство — кутья из пшеницы или риса. Существует большое количество рецептов, включающих сухофрукты, шоколад или молоко с маслом.
  • У славян существует традиция колядования, которая продолжается 12 дней перед Рождественскими праздниками. Дети и молодежь облачались в наряды из шкур рогатого скота, одевали маски и шли давать представление перед домами людей, которые одаривали их сладостями, различными продуктами, деньгами или другими полезными вещами.

Чем больше приходило колядующих, тем счастливее был последующий год. Сегодня этот обычай стал забываться, поэтому важно рассказывать детям про празднование Рождества и сопутствующие традиции.

На заметку! На Руси этот светлый праздник отмечался уже в X столетии, когда христианство только начинало распространение по русским землям. Рождество Христово неоднозначным образом объединилось со Святками — языческой традицией воздаяния древним духам.

Чудеса на праздник

Есть поверие, что в этот день открываются Небесные Врата, которые исполняют самые сокровенные и добрые желания, а также спасают от материалистического видения реальности.

  • Одна девушка принялась посещать церковь после знаменательного сна, в котором на открытке было написано: «Спеши к Спасителю!». Она расценила его как высшее наставление, поменяла собственное мировоззрение и отныне живет по христианским канонам.
  • Во время коляды мальчик, спускаясь по замершей лестнице, поскользнулся и упал затылком на грань ступени. После такой травмы редко остаются в живых, но он сумел избежать гибели и серьезной травмы черепа. Мальчик ощутил небывалую любовь Господа, когда смог подняться. Вскоре чудесно спасенный от смерти понял, что должен благодарить Бога, и начал ходить в храм.
  • Женщина болела с самого детства, врачи говорили, что шанс понести ребенка приближается к нулю. На Рождество девушка гуляла вместе с подругами, кругом стояла необыкновенная тишина. В это время женщине послышался сильный голос, говорящий о том, что её ждет ребенок. Через два месяца она познакомилась с хорошим человеком и вскоре родила.

Светлый праздник Рождества особенно любим христианскими семьями. Дети получают вкуснейшие сладости и получают возможность наряжаться в интересные костюмы. В доме воцаряется необыкновенная атмосфера, прославляющая появление Спасителя человечества, принявшего смерь ради искупления всех грехов.

Посмотрите видео о Рождестве Христовом

Похожие статьи

  1. Вертепное представление на Рождество Христово
  2. Богослужение на Рождества Христово
  3. Православный праздник Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября 2018 года
  4. Светлое Христово Воскресение — 8 апреля 2018 года

13:16 07.01.2010 Читать ria.ru в На Руси традиция празднования Рождества появилась в X веке, после принятия христианства. Христианские праздники тесно переплетались с языческими, и Рождество не стало исключением.

Вместе с 27 тысячами приходов Русской Православной Церкви Рождество в ночь с 6 на 7 января встречают Иерусалимская, Сербская и Грузинская Православная Церкви, а также афонские монастыри, многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.  

Из истории…

На Руси традиция празднования Рождества появилась в X веке, после принятия христианства. Христианские праздники тесно переплетались с языческими, и Рождество не стало исключением, впитав в себя традиции зимнего древнеславянского праздника в честь духов-предков.

Православное Рождество «отстает» от католического на 13 дней. Это произошло из-за путаницы календарей: в 1582 году в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским. Когда в начале ХХ века советские власти ввели григорианский календарь и в России, церковь такого решения не одобрила.

Рожеству предшествует Сочельник. По монастырскому уставу в этот день полагалось на трапезе вкушать только сочиво — вареную пшеницу (или рис) с медом. От этого блюда и происходит название праздника. Пищу и питье нельзя было употреблять до первой звезды. Как только звезда появлялась на небе, ужинали сочивом.

Именно в эту ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствовали две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Одна зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а другая собирала на шабаш ведьм.

В рождественский вечер было принято разжигать костры. Эта традиция у славян, как и у других народов, связывалась с представлениями о возрождении Солнца, начале нового солнечного года, победе света над тьмой, и с культом усопших предков.

Сами крестьяне объяснили этот обычай так: «На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогреться, и что от этого огня пшеница народится ярая». Среди каждого двора клался воз соломы, которая после службы в церкви поджигалась. «Делается это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в мерзлой земле в рождественские морозы». При этом обряде «возжигания» огня все старались оставаться безмолвными.

Очень большое значение в рождественский сочельник придавалось ужину. Избу при этом убирали с особой тщательностью, стол застилали чистой скатертью, ели в торжественном и строгом молчании. На Рождество в России было издавна принято устраивать праздничный стол, на котором должно быть непременно 12 блюд.

Во время Святок мясо, по правилам православной церкви, можно есть каждый день. Праздничное меню всегда было обильно и разнообразно. Обязательными блюдами были: сочиво, кутья, блины, студень, заливная рыба, окорок, буженина, бараний бок с кашей, домашняя колбаса, жареный поросенок, поросенок, фаршированный гречневой кашей, гусь или утка с антоновскими яблоками, утка с капустой, пироги и пряники.

По традиции…

С Рождества начинаются Святки — праздники, которые длятся до Крещенского Сочельника. На Святки в России испокон веков было принято рядиться, устраивать веселые игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять всех встречных с поворотом солнца на лето, а позже, после принятия христианства, с Рождеством, шутить, петь песни. Заканчивались колядки всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.

До нас дошло великое множество праздничных песен-колядок. В их сюжетах отражается вся многовековая история этого праздника. Одни воспевают солнце, месяц. Другие величают хозяина и его семью, обещают ему безбедную жизнь. Третьи рассказывают о рождении Младенца Христа, о крещении и повитии его Пресвятой Девой, о волхвах, об Ироде, о святом Василии. Четвертые славят известных князей и народных героев… Но все они объединены одной целью: обрадовать всех жителей деревни вместе и каждого хозяина в отдельности, напомнить всем им о великом празднике и вселить надежду на лучшее будущее.

Считается, что именно в «святые» дни можно наиболее точно предсказать будущее. Святочные гадания разнообразны и многочисленны. Для гаданий выбирали особенные места — баню или комнату со свечой и зеркалом, и особенное время — вечер или ночь. Участницы гаданий снимали с себя нательные кресты, все обереги, распускали волосы: все это должно было помочь общаться с духами умерших.

Гадали девушки, иногда под руководством старших женщин. А интересовало их, прежде всего, выйдут ли они в следующем году замуж или останутся «в девках», будут ли богаты или бедны. Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого.

Сегодня святочные гадания мы не воспринимаем всерьез. Тем не менее, в старину каждый знак воспринимался предельно серьезно. Ведь если девушка желала узнать свою судьбу по-настоящему, без обмана то она должна была решиться на общение с потусторонним миром, а такие встречи, как считалось, могли закончиться и смертью.

6 января у православных последний день Рождественского поста. Этот пост также называют Филлиповым, а длится он 40 дней. Главная цель Рожденственского поста заключается в духовном очищении человека, чтобы встретить Рождество с чистой душой.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Запрещается мясо, сливочное масло, молоко, яйца. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла только после вечерни. В остальные дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

В последнюю неделю перед праздником пост усиливается. Кроме поста телесного, церковь напоминает о посте духовном. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.

На второй день Рождества, 8 января по новому стилю, или 26 декабря — по старому, празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот день посвящен прославлению Божией Матери, «радость миру родившей».

По традиции в дни празднования Рождества совершается память первых христианских мучеников: апостола первомученика и архидиакона Стефана, Никомидийских мучеников, пострадавших во время гонений на христиан в Малой Азии в IV веке, а также мучеников младенцев в Вифлееме избиенных.

Первое воскресенье после Рождества посвящается прославлению праведного Иосифа, Обручника Девы Марии, послужившего Богомладенцу своим земным отцовством, царя Давида, основателя рода, из которого ожидался Мессия и к которому принадлежала Дева Мария, и Иакова, брата Господня, который был свидетелем тайны Боговоплощения, сопровождал Марию, Иосифа и Младенца Иисуса во время их бегства в Египет, и который впоследствии возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме.

Наши предки старались в Рождественские дни особенно заботиться о немощных и нуждающихся. Царь Алексей Михайлович, например, накануне Рождества рано утром ходил тайно по тюрьмам и богадельням, раздавая щедрую милостыню.

Как празднуют…

Православная и некоторые древние христианские общины сохранили свои традиции встречи светлого праздника.

Например, братская Армянская апостольская церковь празднует Рождество и Крещение Христово в один и тот же день — 6 января по новому стилю. Традиционно в этот день в семьях на стол подаются рисовый плов с изюмом, рыба и красное вино. В Эчмиадзине, где находится старейший армянский храм, проходит главная рождественская служба, содержание и каноны которой не меняются с момента основания святыни — более 1.700 лет назад. Рождество Христово в Сербии или «Божич» — прежде всего праздник родителей и детей. Он весь проникнут заботой о сохранности семейного очага и благополучии дома. Не случайно цикл рождественских событий начинается с трех воскресных дней, предшествующих главному моменту: День ребенка («Детенце»), День матери («Материце»), День отца («Оци»). Непременный атрибут каждого эпизода — бадняк — полено срубленного молодого дуба, которое обязана иметь в своем доме каждая сербская семья. По традиции полено должно гореть в семейном очаге в течение всех трех дней. «Сербии суждено было стать Востоком на Западе и Западом на Востоке», — говорят жители страны, отмечая Рождество именно 7 января. Копты-христиане, которых в Египте насчитывается более 8 миллионов, встречают Рождество в многочисленных храмах и церквах, разбросанных по всей стране. Только в Каире насчитывается 163 коптские церкви. Пять лет назад президент Египта Хосни Мубарак объявил 7 января государственным праздником и официальным выходным. Теперь ежегодно он направляет специальное рождественское послание главе коптской церкви. В Грузии на Рождество верующие совершают крестный ход «Алило» в соответствии с традицией, имеющей многовековую историю. Главными действующими лицами праздничного шествия являются «несущие благую весть». Они одеты в белые одежды и песнопениями оповещают всех прохожих о рождении Спасителя. Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

Поделиться—>

7 января православные христиане всего мира празднуют рождение Иисуса Христа. Ivbg.ru расскажет, что это за праздник, какие традиции необходимо соблюдать в этот день, что можно делать и чего делать нельзя.

История возникновения Рождества Христова

Рождество считается одним из наиболее великих праздников, главная цель которого – почтить воспоминание о рождении спасителя человечества в Христианстве – Иисуса Христа.

Начало празднику положила библейская легенда: именно в этот день в Вифлееме, находящемуся к югу от Иерусалима, на свет появился Иисус Христос. Его рождение начинают праздновать в Сочельник, вечером 6 января. Согласно легенде, в этот день на небе появилась первая звезда – та самая, что некогда привела в Вифлеем волхвов.

Источник: alter-idea.info

Самое первое празднование Рождества было отмечено 25 декабря 354 года в древнем иллюстрированном календаре «Хронографе». Однако сам праздник официально узаконили на Эфесском соборе в 431 году.

На Руси христианский праздник стал распространяться в 10 веке. Рождество совместилось с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (Святками), пережитки которого сохранились в «святочных» обрядах (ряженые, гаданье), что в настоящее время церковь считает недопустимым, так как по мнению христианских священнослужителей любое гадание – страшный грех.

Почему отличаются даты католического и православного Рождества

В одних странах Рождество отмечают 25 декабря по григорианскому календарю или по новому стилю, в других – 7 января по юлианскому календарю или по старому стилю.

Долгое время Рождество Христово именовалось Богоявлением. Древние христиане праздновали и Рождество, и Крещение Христа 25 декабря по старому стилю. В 4 веке для того, чтобы придать большую значимость одному и второму празднику и не смешивать сами понятия торжеств, эти дни были разделены на 7 января и 19 января. При этом при появлении деления на григорианский и юлианский календари произошло смещение, которое в наше время неправильно называют делением на католическое и христианское Рождество, однако на самом деле это связано лишь с различными календарями.

Традиции и символы Рождества

Главной традицией Рождества Христова принято прощать всех в этот день. Согласно Новому Завету Бог простил человека, его грехи. Поэтому в церкви считают важным всех прощать, чтобы приблизиться к тайне Боговоплощения, а также очиститься душой на Таинстве исповеди.

Одной из интересных традиций празднования Рождества считаются «рождественские ясли» или вертеп, изображающие сцену рождения Иисуса Христа. Первые в мире Ясли были созданы в 1562 году в Праге. Долгое время их устанавливали только в церквях, позже обычай переняли аристократы и богатые люди. Сцена Яслей следующая: младенца в колыбели окружают родители, легендарные вол и осел, пастухи, волхвы. Важную роль играли персонажи из простого народа, теснящиеся вокруг: восторженные рыбаки, продавщица рыбы, женщина с глиняным кувшином и другие.

Эстебан Бартоломе Мурильо, «Поклонение пастухов».

Ещё одной из особенностей Рождественских празднеств является сценка о рождении младенца Иисуса. Традиции этих сценок лежит в средневековых мистериях, «живые» сцены рождения Христа. Сцены рождения разыгрывались в храмах и сопровождались церковными пениями. Так, одним из широко известных символов Рождества стала первая восходящая звезда в небе, по которой, согласно легенде, волхвы пришли в Вифлеем поклониться младенцу Христу. Но возвращаясь к религиозному символизму, первую звезду символизирует первая же свеча, которую выносят после богослужения. Так, принято не вкушать ничего до первой звезды и 6 января дозволено есть только сочиво или кутью, а 7 января, после литургии, заканчивается пост и можно есть все.

Также одним из символов Рождества стала и ель, у древних римлян это дерево являлось символом вечной жизни. Когда-то её украшали только фруктами, чаще всего яблоками. И когда в 1858 году случился очень плохой урожай яблок, стеклодувы Лотарингии создали стеклянные шары, чтобы заменить яблоки – отсюда появилась традиция ёлочных украшений. Во Франции с экскурсией можно побывать в стекольных мастерских, где изготавливались первые ёлочные шары.

Также отмечают и колядки. В первую очередь, колядки – это песнопения. Раньше это были языческие песнопения, но сейчас они восхваляют Христа. Исполнение колядок – это своего рода народная проповедь, которая рассказывает о Христе и таким образом больше людей узнают историю Иисуса Христа.

Рождество всегда было настолько сильно вплетено в жизнь российских народов, что после Октябрьской революции, когда вера в Бога стала приравниваться к измене Родине и Советская власть пыталась отменить любые церковные празднования, людям пришлось изобрести альтернативу: считается, что так появились новогодние утренники и спектакли со сказочными персонажами, являющиеся на самом деле переделанными Рождественскими сценками.

Что нельзя делать в ночь на Рождество Христово

Как утверждают священнослужители церкви, самое главное – быть чистым сердцем и не грешить.

Ранее в домах к празднованию Рождества заготавливали дидух – символический празднично украшенный сноп зерна (ржи, пшеницы, овса), который устанавливали в углу и считалось, что с этого времени там находятся души предков-покровителей. До тех пор, пока дидух находился в доме, запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом.

«Святым» называли не только ужин в канун Рождества, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13 января. При этом всю праздничную неделю запрещалось работать.

Также с Рождества до Крещения мужчинам нельзя было охотиться: убийство зверей во время святок считается большим грехом и может навлечь беду.

Принято считать, что светлый праздник Рождества нельзя встречать в темной одежде. Наряд должен быть светлым, тогда достаток на весь год обеспечен.

Источник: liveinternet.ru

В некоторых источниках утверждают, что 7 января лучше не гадать, а для святочных гаданий подходит любое время с Сочельника по Крещение, кроме самого Рождества. Однако Митрополит Запорожский и Мелитопольский в интервью с изданием «IZ Индустриалка» уточнил, что любое гадание церковь не одобряет:

«Гадание – это страшный грех, это никогда не было традицией нашего народа. Людей, которые колдовали, выгоняли из сел, они жили неизвестно где и как, с ними никто не общался. А такая традиция была придумана в советское время, чтобы отвратить людей от Бога».

Рождество Христово. Интересные факты и фильм о празднике.

Событие праздника Рождества Христова

О Рождестве Спасителя и связанных с ним событиях мы знаем от евангелистов Матфея и Луки, а они, вероятно, — со слов Пресвятой Богородицы. Рассказы апостолов различны, но удивительным образом дополняют друг друга.

Матфей говорит не столько о Рождестве, сколько о событиях до и после него: как Ангел рассеял смущение Иосифа Обручника, узнавшего о беременности Девы Марии; как родившемуся Младенцу пришли поклониться волхвы.

Лука же начинает с явления Ангела Самой Деве Марии: Ты обрела благодать у Бога, — возвестил Ей Ангел, — “…и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца” (Лк 1:30–33).

Далее евангелист Лука описывает обстоятельства Рождества: “…вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле… И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи… в город Давидов, называемый Вифлеем… записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице” (Лк 2:1–7).

Младенец Христос в вертепе

Суть праздника Рождества Христова

Рождество Христово — событие, не вмещающееся в сознание. Творец Вселенной, пронизывающий Собой всë сотворенное пространство и при этом не ограниченный им, вечный и всеведущий, абсолютно нематериальный, вошел в наше земное время и пространство, стал одним из действующих лиц человеческой истории!

Сын Божий, ни на мгновение не переставая быть Богом, стал еще и Человеком — раз и навсегда! Сперва — плодом, завязавшимся в утробе Девы Марии; затем — беспомощным Младенцем, рожденным за неимением лучшего в загоне для скота; и наконец — скитальцем-проповедником, вынужденным терпеть все ограничения и тяготы обычной земной жизни, испытывающим голод и жажду, страдающим от холода и зноя, болезней и недосыпания, не имеющим где главу приклонить…

Бог становится человеком. Для чего? Чтобы человек реализовал свое предназначение; чтобы мог снова беседовать с Богом «лицом к лицу», как некогда Адам; чтобы стал незамутненным образом и подобием Божиим.

В «Слове о воплощении Бога-Слова» святитель Афанасий Александрийский объясняет, что у Бога не было иного способа спасти падшее человечество. Людьми, которых Он сотворил для вечной жизни, овладевала смерть; «род человеческий растлевался… и Богом совершённое дело гибло».

Человек погибал потому, что нарушил Божию заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. А отменить эту заповедь постфактум Бог уже не мог: тогда Он вступил бы в противоречие Сам с Собою. Не было смысла и ждать от людей покаяния: Бог, конечно, простил бы их, но покаяние не вернуло бы им бессмертия: ведь сколько грехов уже было совершено…

Выходило, по слову святителя Афанасия, «нечто… ни с чем несообразное и вместе неприличное».

Посему-то, говорит он, «бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область» и «приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему», чтобы, во исполнение Своей же заповеди, пострадать и умереть как человек, а затем Божией силой воскреснуть и уничтожить в людях смерть, «как солому огнем».

Коротко говоря, Рождество Христово стало первым шагом, предпринятым Богом с целью спасти Свое творение от греха и его неизбежного последствия — смерти.

Тропарь Рождеству Христову:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Перевод на русский язык:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

1. Младенец Христос в вертепе — пещере с яслями (кормушкой для скота). Рядом со Христом изображен вол и осел: вол, по толкованию многих святых отцов, — это символ иудеев, живущих по закону, а осел — символ язычников, которые сами себе закон (Рим 2:14).. Христос пришел спасти и тех, и других.

2. В центре иконы — Богородица. Она возлежит на одре: это знак того, что рождение Господа Иисуса было абсолютно реальным, а не призрачным (как утверждали некоторые); Он пришел в мир как живой человек из плоти и крови. Багряный цвет ложа Девы Марии — знак Ее царского достоинства.

Богородица происходила из рода царя Давида и стала Матерью Царя царей и Господа господствующих (Откр 19:16). Изобразив Богородицу отвернувшейся от Младенца Христа, иконописец дает понять, что, во-первых, Дитя принадлежит не Ей, а всему миру (Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:50)).

А во-вторых, что Сама Богородица слышит молитвы всех людей, что Она — первая заступница и ходатаица за всех нуждающихся и скорбящих.

3. Праведный Иосиф, смущенный известием о беременности Девы Марии. Перед ним старец в одежде из козьих шкур: это аллегорический образ сомнений, одолевавших Иосифа. Его сомнения развеял Ангел, явившийся Иосифу во сне и возвестивший: Дитя есть от Духа Святаго… наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:20–21).

4. Омовение Младенца Христа — еще один сюжет, призванный подчеркнуть реальность Боговоплощения. Он позаимствован из апокрифического «Протоевангелия Иакова», где рассказывается, как Иосиф, увидев, что у Марии приближается час родов, побежал звать повитуху, а та пригласила себе в помощь Саломею. Эти две женщины стали, если верить апокрифу, непосредственными свидетельницами чуда.

5. Пастухи – стали первыми свидетелями Рождества ХристоваОни были в поле, как вдруг предстал им Ангел Господень и возвестил великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк 2:8–11). Пастухи вошли в пещеру, где обыкновенно зимовали их стада, и увидели Христа воочию.

6. Сонм Ангелов – в ночь Рождества взорам изумленных пастухов предстало многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк 2:13–14). Один из Ангелов склоняется к пастухам, призывая их присоединиться к хвалебной песни. Это иллюстрация строки «Ангелы с пастырьми славословят» из рождественского кондака — церковного песнопения, раскрывающего смысл праздника.

7. Луч звезды – рождение Спасителя сопровождалось явлением в восточной части неба яркой звезды. На иконе луч звезды указывает на ясли с Младенцем Христом. Звезда указывала путь волхвам до Вифлеема и затем остановилась над местом, где был Младенец (Мф 2:9).

Ориген считал Вифлеемскую звезду реальным небесным объектом, Иоанн Златоуст — разумной ангельской силой. А знаменитый немецкий математик и астроном XVII века Иоганн Кеплер вычислил, что в 748 году от основания Рима, как раз около времени Рождества Христова, с земли можно было наблюдать «парад планет» — схождение в одной точке небосвода Юпитера, Марса и Сатурна…

«Но конечно, та звезда, которая указывала путь волхвам от Иерусалима до Вифлеема и затем пришедши ста верху, идеже бе Отроча (Мф 2:9), уже не была ни настоящей звездой, ни планетой, а совершенно особым чудесным явлением», — замечает архиепископ Аверкий (Таушев).

8. Волхвы – о поклонении Младенцу Христу волхвов — мудрецов, пришедших с востока, вероятно из Персии, — рассказывает один евангелист Матфей. Волхвы традиционно присутствуют на иконе Рождества, но в действительности они прибыли в Вифлеем только через год или два после рождения Иисуса Христа.

Это ясно из слов Евангелия о том, что иудейский царь Ирод, пожелав устранить Христа, как своего будущего соперника, велел солдатам уничтожить в Вифлееме всех младенцев от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2:16). Волхвы — символ языческих знаний, склонивших главу перед истинным Богом.

Они принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Золото — как Царю, ладан — как Священнику, а смирну — ароматное вещество для помазания умерших — как Человеку, Которому предстоит умереть, объясняют святые отцы.

9. Поклонение ангелов – на иконе Андрея Рублева изображен сюжет, получивший распространение примерно с XIV века: поклонение Ангелов родившемуся Спасителю. Согласно Евангелию, к Младенцу Христу пришли только пастухи и волхвы. Но иконописцы иногда изображали вместо них Ангелов с руками, покрытыми тканью.

Это намек на воспоминание рождественских событий в самом начале Божественной литургии, на проскомидии, когда священник поминает живых и умерших членов Церкви, вынимает за каждого по частичке из просфор и укладывает их вокруг главной — Агничной — просфоры (ей предстоит стать Телом Христовым), а затем покрывает эту просфору специальным тканевым платом — покровцом.

4 интересных факта о празднике:

1. Интересное — правда, неясно, насколько достоверное — описание Рождества Христова содержит так называемое Протоевангелие Иакова — памятник раннехристианской письменности, созданный не позднее начала III века и не включенный Церковью в канон Священного Писания.

«Я… шел и не двигался, — повествует его автор от лица Иосифа Обручника. — И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились… И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и всё в этот миг остановилось».

Когда Иосиф подошел к пещере, то увидел у ее входа сияющее облако, а затем в пещере засиял свет, нестерпимый для глаз, и явился Младенец.

2.

Традиция исчислять годы от Рождества Христова берет начало в 525 году, когда Римский Папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую таблицу для расчета дней Пасхи. В ту пору годы отсчитывали от начала правления римского императора Диоклетиана (284 год по Р. Х.), одного из самых жестоких гонителей христиан.

У Папы естественным образом родилось желание заменить эту дату на другую — тогда-то и было решено принять за точку отсчета Рождество Христово. Правда, Дионисий несколько ошибся и установил дату Рождества с опозданием на пять-шесть лет: из Евангелия мы знаем, что Спаситель родился, когда Иудеей правил царь Ирод Великий, а из исторических источников — что Ирод умер в 4 году до н. э.

В западном мире система летоисчисления от Рождества Христова (Anno Domini, A. D.) стала общепринятой в VIII веке с тех пор, как ее стал использовать в своих трудах британский монах, богослов и историк Бéда Достопочтенный. В России ее ввел в употребление Петр I — с января 1700 года.

В наше время исчислять годы от начала «нашей эры» (то есть от Рождества Христова) принято во всех странах мира.

Фото PAOLA C/Flickr

3.

7 января (25 декабря по старому стилю) — условная дата Рождества Христова. Очевидно, она была установлена просто потому, что именно на 25 декабря приходился день зимнего солнцестояния, когда ночь прекращает удлиняться, а день — начинает. В наше время день зимнего солнцестояния сместился на 21-22 декабря.

Есть предположение, что традиция праздновать Рождество 25 декабря возникла в полемике с языческой традицией отмечать «день рождения непобедимого солнца», введенной римским императором Аврелианом в III веке.

В какой точно день родился Спаситель, мы не знаем: во времена Его земной жизни не было принято отмечать дни рождения. Недаром до IV века Церковь не выделяла праздник Рождества Христова, зато несколько дней подряд праздновала Богоявление — явление Бога в мир, вспоминая в эти дни и рождение Христа, и Его обрезание, и поклонение Ему волхвов, и Крещение Христа в Иордане.

В России Рождество празднуется 7 января, а не 25 декабря, потому что Русская Православная Церковь не приняла переход на «новый стиль» — григорианский календарь, введенный советской Россией в феврале 1918 года вслед за Европой. Сейчас григорианский календарь «опережает» юлианский (его придерживается Церковь) на 13 дней, а с 2100 года разница будет составлять уже 14 дней, так что Рождество будет приходиться уже на 8 января.

Фото Dafne Cholet/Flickr

4.

Традиция ставить в домах и украшать рождественскую ель пришла в Россию из Европы, а зародилась она в земле Эльзас (ныне северо-восточная провинция Франции) примерно в начале XVII века. Ель символизировала эдемское древо жизни, доступ к которому человек утратил после изгнания из рая, но вновь обрел благодаря Христу. Елку увешивали яблоками, пряниками и другими сладостями — это должно было обозначать сладость райской жизни.

Россию познакомил с рождественской елью Петр I, много путешествовавший по Европе. Он издал указ: к 1 января 1700 года, в ознаменование прихода нового века, всем нарядить елки. Однако обычай этот прижился далеко не сразу: до середины XIX века елки в России на Рождество были в основном в домах у немцев.

Источник

…………………………………………..

Если вы хотите осознанно воцерковиться или вы уже участвуете в церковных обрядах, но мало что в них понимаете и хотите постичь невидимую суть и пользу для вашей души всех таинств и обрядов церкви, то получите Видеокурс «ОБРЯДЫ И ТАИНСТВА  ЦЕРКВИ. Невидимая суть и форма», нажав на банер ниже

Рекомендую почитать еще:

Как обновиться душой и телом на Новый год. Св. прав. Иоанн Кронштадский Все мы призваны к Преображению! Прощенное воскресенье. Духовная выгода от прощения обид.  Преподобный Феодор Студит(VIII-IX века) «О Пасхе» Апостолы. Сериал фильмов. Катехизаторский курс «Господь — просвещение мое» (видео) 2 часть. Многословие. Цитаты Библии и святых отцов. Успение Пресвятой Богородицы. Интересные проповеди прот. Константина Пархоменко

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий