Развитие речи у детей от 1 года до 2 лет

Каждой маме известно, когда ребенок начинает сидеть, переворачиваться, вставать и ходить (больше об этом на сайтах, посвяшенных семье и детям. Я бы порекомендовала ourbaby.ru, 7я.ru ). Что касается речи – не все так определенно, здесь нужна помощь логопеда. Однако же, именно в возрасте от рождения до 3 закладывются необходимые условия, обеспечивающие полноценное развитие этой функции у ребенка в дальнейшем. 

Наверняка, многие родители неоднократно задавались следующими вопросами::

  • В каком возрасте ребенок должен произнести первое слово?
  • В состоянии ли ребенок понять, что ему говорят?
  • Как отличить гуление от лепета?

Необходимо разобраться и проанализировать речевое развитие ребенка от рождения до 3 летнего возраста с логопедической точки зрения.

Крик: 0 – 3 месяцев

  • Крик – самая первая речевая активность, связанная с резкими изменениями окружающей среды.
  • Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный.
  • В возрасте 2 – 3 месяцев интонация при крике становится разнообразнее.
  • Необходимость в эмоциональном общении ребенка с мамой.

Первая речевая активность появляется у ребенка сразу же после рождения является крик. Крик вызван резкими изменениями окружающей среды и является неосознанным. В процессе крика начинает активно работать дыхательная система и голосовые связки ребенка. Крик у каждого ребенка индивидуален, однако же он должен быть достаточно звонким и громким. В возрасте около 2-3 месяцев крик уже сопровождается слезами и увеличением общей двигательной активности. Также, мамы начинает различать крик в зависимости от эмоционального состояния своего ребенка (боли, голода и так далее). Ключевым моментов полноценного развития ребенка в этом возрасте это эмоциональное общение малыша с родителями, в особенности с мамой.

Что делать на практике?

1. Способствуйте зрительному и слуховому сосредоточению  Любимый объект наблюдения для малыша — это мамино лицо. Взяв ребенка на руки, позвольте ему как следует вас рассмотреть. Необходимо учить его всматриваться в различные предметы (можно потряхивать или раскачивать любую яркую игрушку и лучше, чтобы она состояла из нескольких ярких и контрастных цветов), называя эти предметы. В общении с малышом, задавая простые вопросы, отвечайте на них сами, например: «Хороший Коля? Хороший Коля!»

2. Делайте мягкий массаж губ Легко поглаживая и постукивая губки малыша, пассивно закрывайте и открывайте ротик ребенка. Ваши движения должны быть легкими и плавными!

3. Развивайте речевое внимание (с 2 месяцев) В процессе разговора с ребенком, необходимо медленно обходить его кроватку, делая так, чтобы малыш следил за вами глазами, а позднее и поворачивал головой. В своей речи активно используйте мимику и интонацию, при этом старайтесь делать так, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо..

4. Постоянно разговаривайте! Необходимо, чтобы ваша речь была четкая и медленная, певучая и ласковая, но без излишнего сюсюкания. Слова должны быть простыми, а предложения – короткими. Проговаривайте все, что делаете (купание, кормление, переодевания и так далее), даже если кажется, что ребенок вас не понимает или не слушает. Следующий факт уже совершенно не вызывает никакого сомнения: у детей, чьи мамы активнее общались с детьми с рождения, раньше появляется речь.

Гуление: 3 – 6 месяцев

  • Появляется новый — «ложный» вид крика, возникающий желанием общения со взрослым. Так называемое гуление признано проявлением первой вокализации у ребенка.
  • Первыми ребенок произносит гласные звуки, затем, к ним добавляются певучие негромкие гортанные звуки: «и-и-и-и», «ка-а-а», «у-пм», «гу» и так далее.
  • Гуление усиливается при положительной и яркой эмоциональной реакции.

Этому возрасту характерно появление нового вида крика – «ложный», который вызван уже не дискомфортом или реакцией на жизненно важные потребности ребенка, а желанием общаться с мамой. К началу данного периода частота крика ребенка снижается (однако же он по-прежнему продолжает использовать крик как «протест» на различные раздражители). У ребенка начинают появляться четко произносимые гласные звуки: «а», «и», «у», как первичная вокализация, которую называют гулением. Возникают данные звуки спонтанно во период бодрствования ребенка. Что интересно, от данных вокализаций ребенок получает удовольствие. Само гуление – это очень примитивная и простая форма речи, однако же именно на данном этапе развития осуществяется целенаправленное речевое общение, происходят первые попытки звукового контроля над речью, активно начинает работать дыхательная система ребенка в целом.

Что делать на практике?

1. Стимулируйте зрительный контакт В возрасте 3 – 4 месяцев при появлении вас в комнате, вы заметите, как активно малыш начинает поворачивать голову, двигать ножками и ручками, гулить и улыбаться. Этот процесс психологи называют комплексом оживления. В этот период можно с уверенностью сказать, что ребенок общается и рад общению с вами! Привлекайте внимание ребенка, окликайте его из разных мест своей комнаты, чередуя громкость речи с шепотом. Повторяйте имя малыша в общении с ним, делая это различными способами: «Маша, Машенька, Машуня».

2. Активизируйте гуление Продолжительность и характер гуления полностью зависит от вашей реакции: демонстрируя вашу радость общения, повторяя за ребенком его простые звуковые комбинации – и вы начнете замечать, как гуление усилится, приобретет выраженный эмоциональный характер. Взяв ребенка на руки, попробуйте привлечь внимание к своему лицу, пощелкав языком или поцеловав малыша. Как только он остановит свой взгляд на вас, проговорите те слоги, которые он говорит: «гу», «агу», «агы», а затем попробуйте добавить новые: «па», «ба», «да», «ма».

3. Развивайте звуковое внимание Формируйте у ребенка интерес к нахождению источника звука, используя для этого различные музыкальные инструменты и игрушки. Заведите любимую куклу и спросите: «Где кукла?». После того, как малыш повернет голову в сторону игрушки, отвечайте: «Вот кукла!» Повторяйте простые и короткие детские стишки и потешки, изменяя при этом темп, интонацию и громкость вашего голоса.

image

Лепет: 6 – 9 месяцев

  • Лепет – способность воспроизведения ребенком простых слоговых сочетаний, напоминающих слоги и даже слова («бу», «па», «аку» и так далее).
  • РРебенок начинает активно включать в работу артикуляцию и имитировать мамину мимику.
  • Начинает формироваться новый этап в общении с ребенком, которое основывается на понимании.

Что делать на практике?

1. Способствуйте развитию понимания речи  К этому возрасту ребенок способен запомнить значение слов, но произнести еще его не может. Для лучшего запоминания малышу необходимо слышать название, видеть этот предмет, нюхать, трогать, пробовать его вкус, выполнять с этими предметами какие-либо действия (держать его в руках, катать, гладить и так далее). Вам необходимо называть все, что привлекает ребенка: игрушки, части тела, имена людей, предметы одежды, действия – при возможности, давайте их потрогать. Охватывая все органы чувств, практикуя игровые упражнения и требуя выполнения различных движений с ними («Дай ручку», «Помаши рукой», «Ладушки» и так далее) вы обеспечите малышу полное и легкое усвоение нового слова.

2. Развивайте лепет  Повторяйте звуки, которые ребенок произносит во время лепета. Вносите в речь малыша новые слоги («мы-мы», «па-па», «бу-бу» и так далее), стараясь от него повторения этих слогов. Четко произнесите простые детские потешки с многократным повторением новых слогов: «Кап-кап-кап, Кап-кап-ка Мокрые дорожки»; «Топ-топ-топ, Топ-топ-топ Маленькие ножки»; «Ой-ой-ой, Ой, кто голенький такой?» и так далее.

3. Формируйте представления о цвете, форме, величине предметов  Различные игра: за ширмой или любой занавеской, загородкой или дверцей – чтобы малыш не видел, что происходит за ней. Например, заезжает за дверцу одна машинка, а выезжает другая; «прячется» за занавеску маленькая кукла, а «выходит» большая; «прячется» за ширму кубик, а с другой стороны выкатывается шарик. Необходимо проговаривать все названия, действия, определения предметов.

Слово: 9 – 12 месяцев

  • Для этого возраста характерно усиление лепета. Около года может появится первое слово. Обычно, оно состоит из парных повторяющихся (намного чаще) и неповторяющихся слогов: «би-би», «ма-ма», «ку-ка» и другое. У ребенка начинает закладываться интонация и ударение, когда малыш выделает голосом и длительностью произношения один из проговариваемых слогов. Ребенок проявляет радость от общения уже не только с мамой, но и с посторонними взрослыми, подражая их мимике и речи.

Что делать на практике?

1. Совершенствуйте понимание обращенной речи  Необходимо давать ребенку послушать звучание разных предметов: колокольчика, бубна, музыкальной игрушки. Спрячьте их за занавеску или ширму, и дайте еще раз послушать. После того, как малыш прослушает, достаньте предмет из-за занавески и говорите: «А вот и погремушка!» и так далее. Показывайте и называйте знакомые предметы или игрушки, а потом просите ребенка показать: «Где здесь машинка?». Затем, попробуйте дать малышу различные указания, чтобы он показывал и давал вам нужный предмет: «Дай мне колокольчик!». Демонстрируйте разные действия с предметами и называйте их: кукла кушает, машина едет, зайка прыгает и так далее.

2 .Способствуйте произнесению слов 

3. Начните развитие грамматического строя речи.  Спрашивайте у ребенка: «Кто это?», «Где папа?», «Что тебе дать?». Малыш может не только отвечать на вопросы, но и показывать действием или жестом. Главное, ребенок должен осознавать и понимать суть вашего вопроса.

4. Выполняйте простую гимнастику мышц речевого аппарата (артикуляционную)гимнастику. 

image

Фраза: 1 – 3 года

  • Слова из пассивного словаря переходят в активную речь. Представления об окружающем мире расширяются, развивается речь в целом.
  • Примерно к двум годам, мимика и жесты постепенно вытесняются речью. К началу трех лет у ребенка формируется элементарная фразовая речь.

Что делать на практике?

1. Способствуйте в произнесении простых фраз 

2. Продолжайте работать над артикуляционным аппаратом

3. Тренируйте пальчики Уже давно доказано, что уровень речевого развития тесно связан с мелкой моторикой рук. Пальчиковые игры помогают в умственном и речевом развитии ребенка. Учите малыша изображать разные действия и предметы с помощью рук. Со временем, можно перейти к разукрашиванию несложных картинок.

Заключение о развитие речи до 3 лет

К трем годам происходит анатомическое созревание речевых зон мозга и практически заканчивается благоприятный период речевого развития ребенка.  Именно поэтому так важно вовремя обратиться к нужному специалисту при различных отклонениях от возрастной нормы. Первые три года жизни считаются наиболее благоприятными и интенсивными в речевом развитии ребенка. В это время все функции центральной нервной системы (ЦНС) в процессе естественного формирования легко поддаются воспитанию и тренировке. В завершении этого периода малыш овладевает простейшими грамматическими формами языка, пополняет лексический словарный запас. Если к этому возрасту ребенок общается с помощью только лепетных слов или предложений – вам необходимо обратиться за помощью к логопеду, выявить особенности ЦНС, проверить физиологический слух ребенка. Все это поможет вовремя установить любые речевые отклонения от нормы и вовремя их устранить с помощью комплексныхлогопедическимх уроков (гимнастика, приемы пассивного и активного артикуляционного массажа и т.д.).

Содержание Отсутствие речи у детей в возрасте двух лет часто становится поводом для беспокойства родителей. Они озадачены вопросами, как научить малыша говорить? Не отстает ли ребенок по развитию от своих сверстников? А может уже давно стоило забить тревогу и обратиться за помощью к специалистам?

Родительское отношение к «молчанию» своего двухлетнего чада делится на две категории:

  • Чрезмерная обеспокоенность. Когда ребенок в 18 месяцев не знает алфавит и не общается развернутыми предложениями, в отличие от соседского мальчика Саши, который в 2 года говорил сложными предложениями.
  • Игнорирование проблемы. Когда врачи сошлись на едином мнении, и ставят диагноз «задержка в развитии», а родители настойчиво игнорируют этот факт. Им кажется, что малыш абсолютно здоров и никакой проблемы не существует.

Под термином «задержка речевого развития» (ЗРР) подразумевают замедленные темпы овладения устной речью детьми младше трех лет.

Норма или патология?

Развитие каждого ребенка происходит согласно индивидуальному расписанию, как и становление речи. Навык речевого общения у детей в 2 года настолько индивидуален, что может существенно различаться у сверстников, рожденных с разницей в пару месяцев. Но все детки без исключения переживают основные периоды развития речи.

Этапы и условные нормы развития речи:

  • 2-3 месяца – гуление. У малыша наблюдается реакция на голоса мамы и папы. Он начинает издавать первые звуки, отвечая по-своему на обращение родителей. На этом этапе формируется диалогическая речь.
  • 4-8 месяцев – лепет. Ребенок повторяет простейшие слоги из гласных и согласных звуков (тя-тя, ня-ня-ня, бу-бу). Некоторые мамы радуются, когда слышат от своего чада первое слово «ма-ма». На самом деле, это случайный повторяющийся слог, значение которого малыш еще не осознает.
  • 9-12 месяцев – малыш подражает звукам речи взрослых. В этот период активно пополняется пассивный словарь (слова, которые он слышит и понимает, но не произносит).
  • В 12-18 месяцев ребенок произносит свои первые осознанные слова, знает и произносит звуки некоторых животных, понимает и реагирует на просьбы взрослых («положи», «сядь», «принеси», «кушай»). При произношении слов, ребенок может «терять» или «заменять» звуки и слоги (кошечка­ – «котька»).
  • 2 года – формирование активного словаря. Малыш учится складывать слова в предложения, выражать свои мысли.
  • 3 года – речь ребенка становится понятна окружающим. Он без труда формулирует свои требования, задает вопросы, активно употребляет в речи глаголы, союзы, предлоги, знаком с количественными понятиями («много», «один»).

Единой возрастной нормы, по которой ребенок должен заговорить, не существует.

У большинства детей это происходит с 14-18 месяцев от момента их появления на свет.

Какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития?

Не стоит волноваться, если малыш контактен, сообразителен, общается с членами семьи и окружающими при помощи жестов и звуков, реагирует на ваши просьбы, понимает слова, которые вы ему говорите, способен к звукоподражанию. Такие детки могут упорно молчать до трех лет, но потом активно начинают разговаривать, даже перегоняя своих сверстников. Речь идет о темповой задержке речи, когда малыш заговорил самостоятельно, без каких-либо принятых мер. Это нормальное явление, которое может встречаться у абсолютно здорового ребенка. Но существует и другая проблема, когда задержка развития речи – это тревожный «звоночек», сигнализирующий о серьезных нарушениях.

Что должно насторожить родителей:

  • Спустя 3-4 недели с момента рождения у малыша отсутствует реакция на голоса взрослых.
  • Отсутствие гуления в 2-4 месяца.
  • В 8-9 месяцев от ребенка не слышно никаких звуков, лепета.
  • В 1-1,5 года не произносит простых слогов (ма-ма, бу-бу), не откликается на свое имя.
  • С полуторагодовалого возраста не воспринимает на слух слова, просьбы. Есть проблемы с жеванием пищи.
  • Не использует жесты, добивается всего только плачем.
  • В 2 года не может говорить фразами, не стремится узнать новые слова, путает части тела, не знает названий элементарных предметов, не может указать на них. Словарный запас скудный, насчитывает не более 20 слов.

Окончательный диагноз ЗРР могут поставить только врачи после проведенного комплексного обследования.

Что спровоцировало задержку речевого развития?

Причины развития речи разделяют на физиологические и социальные.

Физиологические причины:

  • Перинатальные патологии (угроза выкидыша в период вынашивания, недоношенность, асфиксия в родах).
  • Наследственность.
  • Поражения ЦНС вследствие внутриутробных и родовых травм, перенесенных инфекционных и вирусных заболеваний в раннем возрасте.
  • Нарушение слуха.
  • Травмы черепа.
  • Слабое развитие речевого аппарата, нарушение артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  • Заболевания неврологического характера.

Когда развитый и абсолютно здоровый малыш в 2 года не говорит или делает это совсем плохо, причины могут носить социальный характер:

  • Ребенок обделен родительским вниманием.
  • Малыш, наоборот, чересчур окружен заботой родных и не испытывает потребности в речевом общении. Все его требования тут же исполняются, достаточно только показать жестом, что ему нужно. Мамы, услышав невнятное слово, сразу понимают, о чем речь. Кроха привыкает к такому отношению и ленится разговаривать.
  • Неблагоприятная обстановка в семье, постоянные стрессы.
  • Пребывание вдали от матери.
  • В семье общаются на двух или более языках.
  • Принципиальность и упрямство. Ребенок всячески противится попыткам взрослых научить его говорить, проявляя свой характер.
  • До периода 2-3 лет дети накапливают словарный запас, а после – начинают применять фразы и развернутые предложения.

Какие меры предпринять при ЗРР?

Заподозрив у своего малыша задержку речевого развития, не откладывайте визит к специалистам.

Важно своевременно принять меры, так как данная проблема имеет стойкую динамику к увеличению, что впоследствии приведет к формированию у ребенка задержки психо-речевого развития (ЗПРР).

Некоторые родители ошибочно полагают, что лечением ЗРР занимаются логопеды. Но они только научат ребенка говорить различные звуки, составлять устно предложения, проведут логопедический массаж речевого аппарата для улучшения дикции.

При ЗРР, кроме логопеда, вам понадобится консультация следующих специалистов:

  • невропатолога;
  • дефектолога;
  • детского психолога.

Только специалист сможет выявить проблему, если она есть, и назначить корректное лечение.

Темповая задержка развития речи

Вывести ребенка из состояния темповой задержки речи поможет коммуникативный «толчок». Им служит общение с говорящими сверстниками, речевые игры и упражнения, занятия с логопедом, которые помогают детям развивать речь.

Львиная доля работы по развитию речи малыша ляжет на самих родители. Именно они являются лучшими учителями для своего чада.

Темповая задержка поддается коррекции родителями самостоятельно. Достаточно подойти к работе ответственно и уделить занятиям с детьми несколько часов в день.

Приемы и упражнения:

  • Не используйте телевизор в качестве шумового фона, так как это негативно влияет на речевое развитие крохи.
  • Играйте в дидактические игры. Сюда относятся сортеры, кубики, разрезные карточки, вкладыши.
  • Читайте ребенку книги, стихи, потешки, сказки перед сном.
  • Пойте детские веселые песенки, колыбельные на ночь.
  • Рассматривайте с малышом изображения животных, рассказывайте о них.
  • Просматривайте вместе мультипликационные фильмы, проговаривая имена персонажей, действия героев.
  • Давайте пить жидкость (компоты, соки, молочные коктейли) из трубочки. Это укрепит мышцы рта и облегчит процесс воспроизведения слов.

Чего категорически не стоит делать по отношению к малышу:

  • Сравнивать своего ребенка с чужими говорящими детьми друзей, родственников, соседей. Помните, что ваш малыш уникален и развивается по своему индивидуальному графику.
  • Закрывать глаза на существующую проблему. Если у малыша все-таки присутствуют признаки задержки речевого развития, не стоит пускать ситуацию на самотек, нужно немедленно посетить специалиста.
  • Зацикливаться. Когда дети в 2 года еще не начали говорить, мамы впадают в отчаяние. Все их мысли заняты одним: как заставить ребенка говорить?

О пользе артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений

Чтобы научить ребенка говорить и четко произносить звуки, одних только разговоров и общения с ним будет недостаточно. Важно параллельно заниматься артикуляционной гимнастикой. Тренировка артикуляционного аппарата способствует правильному произношению слов в будущем.

Ниже приведено несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Продемонстрируйте и объясните малышу, как их выполнять. Ему понравится эта веселая затея.

«Маятник». Откройте рот и двигайте языком подобно маятнику со стороны в сторону, касаясь уголков рта.

Языком попытайтесь дотянуться до кончика носа, подбородка, щек.

«Забор». Нужно сомкнуть прочно зубки, чтобы язычок остался за забором, и широко улыбнуться.

«Открыть-закрыть ротик».  Открыв рот, нужно на несколько секунд задержаться в таком положении и затем закрыть.

«Хобот слоненка». Вытяните губки вперед трубочкой и дышите.

«Пятачок». Вытянутые губы трубочкой подвигайте по кругу, влево-вправо, вверх-вниз.

«Хомяк». Набрать в рот воздух, изображая хомячка. Поочередно сдувать левую и правую щеку. После, наоборот, втянуть сильно щеки. Надуть и ладошками сдуть их.

Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи

Мелкая моторика – это точные, скоординированные движения рук. Связь между развитием мелкой моторики и речи – всем известный научно-доказанный факт. Уже с младенческого возраста малыш учится брать предметы и игрушки, перекладывать их из рук в руки. В будущем эти навыки перерастают в умение держать ложку, рисовать карандашом, застегивать пуговицы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.

Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.

Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

  • Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
  • Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
  • Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
  • Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
  • Мозаика – кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
  • Зарядка для пальчиков. Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
  • Игры со шнурками – формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
  • Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
  • Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.

Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.

Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей – помочь пассивную речь сделать «активной».  При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.

Научить ребенка говорить – кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.

22 мая 2013 image

imageРечевое развитие ребенка начинается до его рождения. Примерно с 6го месяца беременности кроха начинает слышать звуки извне. Желательно, чтобы их звучания были приятны для ребенка (нежные и заботливые голоса родителей, классическая музыка и т.п.).

Только что появившийся на свет малыш еще не умеет разговаривать. Но он рождается с потенциальной способностью говорить и воспринимать речь. Его голосовые реакции в виде крика, хныканья, кашля, чихания, зевания, причмокивания ещё очень далеки от звуков человеческой речи. Однако, эти звуки имеют важное значение для последующего развития речи – они упражняют голосовой аппарат и являются первыми попытками выразить свои чувства и состояния (голодно, больно, устал, скучно) и получить на них ответные впечатления – нежный мамин голос, ласковые прикосновения, вкусное молочко и др. Замечено, что среди множества окружающих звуков новорожденного больше всего привлекает человеческий голос. Мозг новорожденного развит на столько, что ребенок может различать звуки по тембру, характеру, ритму и выделять из потока человеческой речи отдельные звуки.

Примерно с третьей недели малыш начинает издавать короткие отдельные гласные «ы», «иы» и отрывистые гортанные звуки «к», «х», «н», «кх», «хм», «мм», «кхы» – т.е. «гукать». Иногда согласные могут сочетаться с гласными звуками «кы», «хы». Чтобы произнести свои первые звуки, ребенок испытывает большое сосредоточение. «Гыканье» — это первые попытки общения новорожденного с близкими ему людьми.

В 2-3 месяца прерывистые «гуканья» переходят в долгие певуче — протяжные «гуления»: «а-а-а», «о-о-о», «э-э-э», «ы-ы-ы», «а-ы», «ау», «а-гу», «гы-ы», «бу-у», «бум», «ма», «ам» и др. Все это сопровождается пусканием пузырей слюны и вытягиванием губ, что говорит о развитии их способности изменять своё положение и воспроизводить звуки. Поддерживайте ребенка в его упражнениях — гулите вместе с ним, улыбайтесь ему в ответ, повторяйте за ним его звуки, учите говорить: «Скажи «агу»». Малыш с удовольствием будет вести с вами диалоги, а потом, зарядившись от общения с вами положительной энергией и хорошим настроением, будет и сам подолгу упражняться в распевании звуков.

Постепенно, к концу 4го месяца гуление становится более продолжительным и разнообразным: ребенок стрекочет, булькает, щебечет, рычит, бормочет. В его арсенале появляются новые речевые звуки: «б», «п» и даже что-то похожее на «р», а так же сложные звуковые сочетания типа «тиль», «тилья». В этот период для детей очень важно общение с взрослыми посредством гуления. Дети внимательно прислушиваются к речи родителей, пытаются произносить услышанное и очень радуются, когда родители тоже повторяют за ними их серенады. Так закладываются основы речевого общения ребёнка с окружающими его людьми.

К 5ти месяцам гуление ребенка становится более эмоциональным, интонационным и ритмичным. В этот же период или ближе к 6ти месяцам возможно появление первых лепетных слогов, состоящих из сочетания гласных и согласных звуков. Лепет – это ритмичные многократные повторения слогов: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «да-да-да», «тя-тя-тя». Также в речи ребёнка появляются короткие эмоционально — насыщенные вскрики – «эа, а, уу, о», с помощью которых малыш выражает радость, удивление, недовольство и пр. Дети всё чаще и чаще используют свои речевые возможности для привлечения к себе внимания мамы и папы и поддержания с ними «беседы». Это очень важно для своевременного речевого развития. 

Ко второй половине полугодия у ребенка хорошо развито слуховое сосредоточение, он уже imageнесколько овладел работой голосового аппарата и своими движениями. Поэтому он уже свободно может повторять вслед за взрослым «разученные» им слоги. То, что ребенок слышит звуки, произносимые взрослым и произносимые им самим, позволяет ему накапливать новые звуки («п», «б», «т», «д», «м», «н», «л») и слоги, и приучаться к их звучанию.

После 6ти месяцев Малыш начинает понимать речь взрослого (идет накопление пассивного словаря), он связывает известные ему звукосочетания с определенными действиями и предметами: «тик-так» (смотрит на часы), «иди ко мне» (протягивает ручки навстречу маме).

К 7ми месяцам по просьбе взрослого он находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли.

В 8 месяцев по слову взрослого может показать несколько предметов и выполнить простые действия (без показа взрослого): «ладушки» (хлопает ручками), «до свидания» (машет ручкой).

В 9 месяцев понимает названия нескольких предметов и может найти их в разных местах, дает игрушку по просьбе взрослого, знает свое имя, понимает простые просьбы и слова, относящиеся к режимным моментам, а так же запретные: «нельзя!», «нет!» и поощрительные слова: «да!», «хорошо!», «молодец!». Таким образом, речь взрослого постепенно начинает регулировать действия ребенка.

С 10 месяцев малыш начинает овладевать первыми лепетными и облегченными словами: «мама», «баба», «ляля», «бах», «бобо» (больно).

Пока они заменяют целые предложения и в зависимости от ситуации, ребенок может вкладывать в одни и те же слова разный смысл. Может повторять за взрослыми только что услышанные новые слоги или целые слова. В этот период нужно продолжать много говорить с ребенком, разглядывать вместе с ним картинки и книжки и комментировать их простыми словами. Побуждайте детей имитировать голоса животных: «как ежик сопит», «как кошка мяукает» и т.д.

К концу первого года жизни ребенок уже понимает значение более двадцати слов, обозначающих действия, звукоподражания (кач-кач, дзинь- дзинь, мяу-мяу), названия игрушек, мебели, одежды, частей тела, имена. Малыш уже может произнести самостоятельно пять-десять слов («мама», «папа», «баба», «кис» (кошка), «па» (упал), «ням-ням» (кушать)» и т. п.), а остальную речь заменяет невнятный лепет, мимика и жесты.  

Как можно помочь малышу в развитии его речи

Одной из главных предпосылок для овладения речью ребенка является заложенная в нем способность к подражанию. Но желание «говорить» появляется у малыша только в моменты радостно – положительной активности.

Развитие речи имеет два основных направления – пассивное (понимание ребенком речи – примерно с 6ти месяцев), затем активное (непосредственное говорение ребенка – примерно с 10ти месяцев). Очень важно пополнять пассивный словарный запас, которому в скором времени суждено стать активным.

•    Общаясь с малышом – смотрите ему в глаза, улыбайтесь, ласково разговаривайте с ним, прикасайтесь к нему.

•    Повторяйте за малышом его голосовые упражнения, реагируйте на его призывы к общению, внимательно выслушивайте то, о чем вам «рассказывает» кроха, угадывайте и озвучиваете его желания: «Ты хочешь кушать?», делайте паузы в разговоре с малышом, предоставляя ему возможность высказаться.

•    Старайтесь «перехватывать» протестующие «заявления» вашего малыша, переводя их в мелодию, песенку или в звуковую игру.

•    Играйте в забавные, веселые и ритмичные игры, побуждайте малыша повторять за вами: «Скажи «а-гу»», «Вот как кубик упал – бах».

•    Чётко и правильно называть разнообразные предметы, действия, явления, характеристики.

•    Комментируйте свои действия: «Будем пить», «Идем спать», рассказывайте, что происходит вокруг: «Папа пришел с работы», «На улице идет снег».

•    Описывайте чувства малыша и других людей и объясняйте их причину: «Ты сердишься, что мама долго не подходила к тебе», «Маме весело, потому что ты спел очень смешную песню» и т.п.

•    Старайтесь использовать позитивные установки: «У тебя получится» (вместо: «У тебя не получается?»)

•    Рассказывайте малышу потешки, стихи, сказки, читайте книги, пойте песни.

•    Будьте с ребенком вежливы – уже сейчас необходимо наполнять пассивный словарь ребенка словами «пожалуйста», «спасибо», «доброе утро» и др.

•    Развивайте мелкую моторику ребенка, которая неразрывно связана с речевой функцией. Делайте массаж пальчиков и ладошек, пальчиковую гимнастику со стихами и потешками (сгибание и разгибание пальчиков и кулачков, щекотание ладошек и др.), занимайте ребенка перебиранием и ощупыванием игрушек и различных предметов и т.д.

Что нужно знать о развитии речи малыша  

1мес.  

Услышав звуки, настораживается и прислушивается.

Реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

При общении издает тихие гортанные звуки (гуканье, гыканье).

При спокойном бодрствовании непродолжительное время издает звуки, как будто беседует сам с собой.

Следит за движением губ родителей, шевелит губами, как бы подражая движениям взрослого.   

2 мес.   

Улыбается родителям при общении с ними.

Сопровождает свою радость произнесением простых гласных звуков: «а», «э», «о».

Повторно произносит отдельные звуки без учитываемого раздражителя.   

3 мес.  

Возникает потребность в общении с взрослым, ребенок сам проявляет инициативу.

Ребенок прислушивается к голосу взрослого, радостно реагирует на обращение к нему речь («комплекс оживления»), узнает знакомые голоса.

Гулит: произносит звуки типа «аы», «ау», «ыы», «гыы», также согласные «г», «к», «н».

Интонационно сигнализирует о своем состоянии: голоден, весело, скучно и др.   

4 мес.   

Может длительное время прислушиваться к человеческому голосу.

Продолжает гулить, но уже подолгу и певуче.

Бурно реагирует на эмоциональное общение взрослого — издает смех, повизгивание, речевые звуки.   

5 мес.   

Ребенок сам проявляет инициативу в произнесении звуков.

«Поет», меняя интонацию голоса (вопросительная, утвердительная).   

6 мес.    

Поворачивает голову к источнику звука.

Показывает голосом три или более чувства.

Произносит множество разнообразных звуков: рычит, ворчит, чмокает.

Начинает произносить отдельные лепетные слоги – «ма», «ба».

Прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.   

7 мес.   

imageНа вопрос «Где?» ищет и находит взглядом предмет, постоянно находящийся в определенном месте. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (2-3 раза: «ма-ма-ма», «ка-ка-ка»). Для привлечения внимания окружающих малыш использует различные голосовые реакции и интонационные просьбы.   

8 мес.   

На вопрос «Где?» находит 2-3 предмета, расположенных на постоянном месте.

По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа) – «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания», «Поцелуй лялю».

Громко и четко повторно произносит различные слоги лепета: «ба-ба», «да-да», «па-па», «ма-ма».

В речи использует звуки: «п, б, м, г, к, э, а».

Произносит разнообразные и однообразные слоги, интонированные и не интонированные.   

9 мес.   

На вопрос «Где?» находят несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения.

Откликается на свое имя, оборачивается на зов, улыбается.

Понимает запрет: «Нет!», «нельзя!», но может и не послушаться.

Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете, и жесты.

В речи малыша появляются новые звуки: «в», «л», «с» и очень отчетливо «к» и «га».

Произносит слоги – разнообразные, однообразные, слоговые цепочки, отдельные слоги, редкие слоги, недифференцированные звуки, интонированные, не интонированные.

Активно общается с помощью жестов.   

10  мес.   

По просьбе «Дай» — находит и дает знакомые предметы, «До свидания» — машет рукой.

Во время игр «Догоню-догоню», «Сорока-ворона», «Прятки» и другие выполняет разученные действия и движения.

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.

Использует в общении как минимум 1–2 «лепетных» слова („мама“, „папа“, „ляля“, „баба“).   

11 мес.   

По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.).

Появляются первые обобщения (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, машинку, мячик, кубик, часы, которые видит среди игрушек).

Произносит первые слова «ав-ав», «кис-кис», «дай», «ням».    

12 мес.   

Понимает (без показа) названия нескё1234567890их предметов, действий, имена взрослых и детей.

Выполняет отдельные поручения («Найди», «Принеси», «Дай папе», «Положи на место» и др.)

По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками («Положи кирпичик», «Положи еще», «Надень кольцо» и др.).                                                   

Знает части тела и показывает их на маме, игрушках и на себе.

Узнает изображение знакомых предметов, игрушек на предметной картинке.

Легко подражает новым слогам.

Говорит 6-10 облегченных слов.   

Игры на развитие речи с детьми 0-6 месяцев

Игры на развит речи с детьми 7-12 месяцев Автор: Дарья Колдина

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий