Развитие годовалого малыша: что должен уметь ребенок в 1 год

Всем доброго дня! Ребенок в 1 год уже владеет многими навыками. Он сильно отличается от того маленького беззащитного комочка, который принесли из роддома 12 месяцев назад. Постепенно он приобретал новые «умелки» и радовал ими вас, своих родителей.

Сегодня напишу усредненный вариант, что же должен уметь к году ребенок. Конечно, все дети разные и развиваются в своем индивидуальном темпе. Но родители должны заниматься со своим чадом, чтобы он не отставал в развитии.

Например, если не делать ежедневно младенцу гимнастику и легкий массаж, у него будут слабые мышцы, он будет физически хуже развит, чем тот ребенок, которому мама проводит эти процедуры. Если с малышом мало разговаривать, у него будет меньший пассивный словарный запас и т.д.

image

Также читайте: меню ребенка в 1 год с некоторыми полезными рецептами.

Физиологическое развитие малыша в 1 год

✅ В среднем к 12 месяцам ребенок весит в три раза больше, чем при рождении. Далее он будет уже значительно медленнее набирать вес, «вытягиваться», пухлые щечки, ручки и ножки постепенно будут «таять», так как в жизни малыша появляется много физической активности.

✅ Стопы в год еще плоские, присутствуют жировые подушечки, которые постепенно будут уходить и будет формироваться свод стопы. Поэтому ни о каком плоскостопии в этом возрасте говорить не приходится. Нельзя обувать младенца в ортопедическую обувь, она никак не будет способствовать правильному формированию стопы. Наоборот, дома нужно ходить только босиком, желательно по разным поверхностям (купите массажные коврики).

image

✅ К этому возрасту среднее количество зубов — 8. Но у некоторых может появиться только первый зубик, а другие могут похвастаться набором в 12 штук. Это все варианты нормы.

Какие навыки должны быть у ребенка в 12 месяцев

✅ Из двигательных навыков в этом возрасте уже присутствует (чаще всего) полный набор: ребенок умеет сидеть на попе и на корточках, вставать с этого положения, ползать, стоять, ходить с поддержкой и у опоры. Также многие уже начинают ходить самостоятельно.

Движения малыша становятся более скоординированными, четкими. Но при ходьбе он может спотыкаться, врезаться в препятствия, из-за этого часто падать.

✅ Они могут залезть на диван, стул, ползать по лестнице. Здесь нужно следить, чтобы мебель была устойчива и ребенок не смог ее опрокинуть. Не все дети умеют правильно слазить на пол (не головой вниз, а ногами), поэтому необходимо научить их этому важному навыку.

✅ К году у малыша хорошо развивается зрительная память. Он помнит людей, которых часто видит, узнает их, может пугаться чужих.

✅ Младенец уже может положить кубик на кубик, строя невысокую башню (из 2-3 кубиков). Также он может надеть кольцо на стержень, формируя пирамидку. Правда, пирамидка получается еще без учета размера колец. Правильно собрать пирамидку ребенок сможет к двухлетнему возрасту.

✅ Появляются первые осознанные слова, которые всегда означают одно и тоже. Проще всего малышу говорить слова, состоящие из одинаковых слогов: ма-ма, па-па, ба-ба, бо-бо, ля-ля. Также могут быть слова, обозначающие животных: ав-ав, кис-кис, му-му и т.д. Разные предметы он может говорить по-своему. Если он один и тот же предмет всегда называет одинаково, то это тоже можно считать за слово (например, машинка — би-би, гулять — гу-гу, есть — ам и т.д.).

✅ У ребенка в пассивной речи на этот момент уже 30-40 слов. Он понимает значение слов «можно», «нельзя», «дай», «на», «покажи», он может показать части тела (носик, ротик, лобик и т.д.), знает некоторых животных, может показать их на картинке и на улице, причем делает это указательным пальцем.

✅ Крупные предметы годовасик берет всей ладонью, а мелкие может удерживать двумя пальцами — большим и указательным.

✅ Малыш уже может держать кружку и ложку и самостоятельно есть и пить, используя их.

✅ Дети любят музыку. Они под нее двигаются, хлопают в ладоши, пытаются «подпевать».

✅ Шкафы, ящики очень интересуют годовалых детей. Они их открывают, достают содержимое. Также могут уже складывать предметы в коробки, убирая за собой.

✅ Хорошо развито подражательство. Малыши повторяют действия как за другими детьми, так и за взрослыми, становятся маленькими «обезьянками».

✅ В этом возрасте дети активно выражают свое согласие или несогласие, у них развивается самостоятельность. И если Вы не дадите младенцу сделать самому, что он захочет, то можете в результате получить истерику.

Поэтому нужно иногда набраться терпения и подождать, пока он сам будет пытаться надеть носки, пока он сам будет есть ложкой и т.д. Таким образом Вы будете взращивать его самостоятельность, не пытайтесь сделать все за него в целях экономии времени.

✅ Кроха уже пользуется жестами. Он может помахать ручкой «пока», отрицательно покачать головой, выражая несогласие, указывать на себя.

В какие игры нужно играть с ребенком в 1 год?

✅ У ребенка должен быть какой-нибудь музыкальный инструмент, так он будет развивать свой слух. Хороший вариант — ксилофон, на котором можно услышать как низкие, так и высокие звуки. Хорошо, когда вы будете сравнивать звуки с природными явлениями (образное мышление). Например, стукнули по клавише с низким звучанием и проговорили — так топает мишка. Произвели высокий звук — так щебечет птичка.

✅ Матрешка поможет познакомиться с понятиями больше-меньше. Тем более с этими куклами можно разыгрывать различные театральные сюжеты, что тоже будет на пользу годовасику.

✅ Игрушка-каталка. Здесь просто огромный выбор. Все дети любят что-то тащить за собой или толкать. Это может быть машинка на веревочке, коляска или специальная каталка, которая может издавать звуки при движении и даже светиться.

✅ Мяч. Отлично развивает крупную моторику. Ребенок может его катать по полу. А также нужно учить его бросать мяч и ловить, чтобы развивать координацию движений.

✅ Всевозможные сортеры и рамки-вкладыши. Малыш будет учиться сортировать предметы по цвету, форме. При этом нужно по несколько раз проговаривать название фигур и цветов.

✅ Ну и как же без любимого песка. Дома можно играть кинетическим. А на улице посещать песочницу (если позволяет погода), учиться набирать в совочек и пересыпать в ведерко или ситечко.

✅ Также хорошо развивать пальчики мягким пластилином и соленым тестом, которое можно замесить самостоятельно.

✅ Игры с крупами и макаронами для развития мелкой моторики, рисование пальчиком на манке, рассыпанной на подносе, или пальчиковыми красками. Можно предлагать вставлять в дуршлаг ватные палочки, делая «ежика». Или учиться снимать прищепки.

✅ Игры с водой. Думаю, все дети любят играть со струйкой воды, пока набирается ванна для купания. Они набирают ее в чашечки и другие емкости, переливают и снова набирают.

✅ Уже можно покупать пазлы из 2-3 деталей, чтобы развивать логику и интеллект.

✅ Ребенок любит прятать и искать игрушки. Поэтому игра «найди зайку/мишку» будет им воспринята положительно.

✅ Можно играть в сюжетные игры. Например, кроха может ухаживать за куклой или мягкой игрушкой, покормив ее, уложив спать и т.д.

✅ Обязательно в жизни малыша должны присутствовать книги. В таком возрасте они должны быть картонными, с толстыми листами, с красивыми картинками. Читайте ребенку побольше стихов и потешек ежедневно, это будет развивать речь.

✅ Замечательная игрушка — бизиборд. Сейчас в магазинах огромный выбор различных моделей. Но можно попросить папу, чтобы он сделал такую развивашку своими руками. К доске можно прикрутить выключатели, крутящиеся шестеренки, розетку с вилкой, различные замочки, молнии, колокольчики, нажимающиеся кнопочки, шнуровки и многое другое. Тут уже все зависит от вашей фантазии. В интернете много картинок, которыми можно вдохновляться.

✅ Сенсорная коробка. Также, как и с бизибордом, можно купить готовую игрушку. Или самостоятельно вырезать кусочки из различных материалов по 2 шт. Кроха вытаскивает из коробки, например, кусочек замши, пробует его на ощупь, запоминает. Попросите найти второй такой же кусочек.

✅ Помимо игр нужно включать малыша в свои домашние дела. Вместе с ним пылесосить, мыть пол, поливать цветы, готовить, протирать пыль и т.д. Давать ему несложные задания, которые он будет выполнять на своем «детском» уровне.

Когда стоит насторожиться и показать малыша неврологу

✅ Если ребенок еще сам не ходит, сходите на прием к врачу. Некоторые дети могут пойти и через месяц-три, это тоже является нормой.

✅ Если есть ассиметрия при ходьбе. Например, ходит, ступая на носочек, заваливает стопы внутрь и др.

✅ Также, если малыш еще не говорит ни одного слова, не понимает Вашу речь, не выполняет легкие просьбы, не использует жесты, все движения стереотипные, не смотрит в глаза, не проявляет любознательность, не интересуется игрушками, не знает своего имени, не идет на контакт. Это может быть признаком задержки психо-речевого развития, а также нарушения слуха.

Еще в год ребенок должен пройти мед. комиссию, в которую входят такие врачи: невролог, стоматолог, ортопед, хирург, лор, окулист, педиатр.

Это основные навыки которые формируются у малыша к первому году жизни. Пишите в комментариях, что еще умеет делать Ваше чадо, которое развивается очень быстро, только и успевай замечать за ним все новые и новые умелки.

Всем детям желаю здоровья, до встречи в следующей статье!

Рейтинг: Содержание статьи:

Вопрос, волнующий мам всех времен и народов – нормальный ли у нее ребенок, правильно ли он развивается? Это не удивительно, потому что все мамы переживают за своих детишек, этот инстинкт заложен природой.

Еще вчера вы привезли из роддома малюсенький сверток, который умел только кушать, спать и хныкать. А уже сегодня слышите «мама» и составляете рацион для годовалого малыша. Все дети растут и развиваются по-разному, у каждого свой темп.

Но как понять, что все хорошо и что вы все делаете правильно? Как отследить развитие ребенка в 1 год, что малыш должен знать, уметь делать, и какие слова говорить к этому возрасту? Мы приведем среднестатистические данные по этим вопросам.

Что уже умеет ребенок в 1 год

Как правило, годовалые детки активны, любознательны и довольно подвижны. Повторимся, все дети разные, кто-то в год уже активно бегает, а кто-то только делает первые самостоятельные шаги. Кто-то молчун, а кто-то щебечет без передышки.

Мы приведем усредненный список того, что должен уметь ребенок в 12 месяцев:

  • следить глазами за перемещающимся объектом;
  • реагировать на звук, определять его источник;
  • улыбаться;
  • уверенно держать головку;
  • легко переворачиваться в любом направлении;
  • доставать игрушки (потянувшись за ними);
  • сидеть;
  • пытаться говорить (такое умение еще называют гулением).

Главными навыками в этом возрасте считаются моторные, потому что когда ребенок начинает сидеть и ползать, ему открывается доступ к освоению прочих навыков:

  • захват и перемещение игрушек;
  • освоение территории квартиры;
  • больший обзор во время прогулки.

Расширение возможностей помогает малышу активно познавать мир, он начинает стремиться узнать всё больше и больше. Для этого он начинает ходить, осваивает элементарные навыки вроде самостоятельного питья и приема пищи, знакомится с функциями новых предметов. Естественное любопытство в первую очередь стимулирует развитие физических навыков.

Физические навыки ребенка в 1 год

Не будьте строги к своему годовалому ребенку и к себе, если он не умеет все, что должен по списку. В первую очередь, малыш никому ничего не должен. Он развивается в гармонии с собой и окружающим миром. Если ему нужно ходить сейчас – он ходит. Если нет – не расстраивайтесь, ходьба заложена в нем генетически, он пойдет немного позже.

В основном, годовалые сорванцы умеют:

  • ходить по ступенькам при помощи и поддержке взрослого;
  • ползать по ступенькам самостоятельно и в обоих направлениях;
  • залезать на кровати, стулья и диваны (как минимум, пытаются залезть);
  • перемещаться из точки А в точку В по собственному желанию (на четвереньках или топая маленькими ножками).

Если малыш чего-то не умеет – не расстраивайтесь. В развитии физических умений основную роль играет тяга малыша к самостоятельности. Позволяйте ребенку самостоятельно передвигаться, самому доставать его игрушки. Больше свободы движений (под вашим чутким контролем, конечно), и малыш быстро начнет вас удивлять.

Создавайте стимулы к движению. Ведь зачем ребенку идти или ползти за игрушкой, если вы ее сами подадите?

Психомоторные умения ребенка в 1 год

К 1 году ребенок обладает чрезвычайной любознательностью, что стимулирует различные умения, которые должны помочь установить ему суть вещей. Малыш не ломает игрушки – он пытается разобраться, что внутри. Он не выбрасывает их, просто изучает, что будет, если бросить. Маленькие исследователи к годовалому возрасту, как правило, могут:

  • Собрать пирамидку из 2-3 колец. Правда, не всегда по размеру, но все же.
  • Составить башню из двух кубиков. Таким занимаются, в основном, девчонки. Мальчишки тоже умеют, но им больше нравится такие башни разрушать, а поймать момент «строительства» трудновато, так что вы можете даже не знать об этом.
  • Обращаться с крышками. Любыми. Снимать их с кастрюль, открывать багажные отсеки в машинках, если таковые имеются. А еще малышня умеет открывать крышку, класть какую-то игрушку в ёмкость и возвращать крышку обратно.
  • Куда-то девать вещи. Малышня в этом возрасте знает, что можно куда-то девать вещи. Например, запихивать в коробки с небольшим отверстием. Еще дети играют с одеждой, причем и со своей, и с вашей, растаскивая ее по дому.
  • Заниматься с посудой. В годик ребятня активно пробует есть ложкой и пить из чашки, даже если в этой самой чашке или тарелке пустота.
  • Заставляет предметы двигаться. Возит коляску, катает по полу машинку, толкает мяч ручкой или ножкой, чтобы тот катился. Некоторые даже умудряются совать табуретки.
  • Осваивать мебель. Открывают тумбочки, выдвигают ящички, достают из шкафов вещи. Даже иногда возвращают их на место, правда, ящики путают.
  • Копировать действия. Хлопать в ладоши, играть с мамой в пальчиковые игры, крутить папиной отверткой, как папа, стучать палкой по ведерку, как соседский ребенок. Некоторые даже подражают мамам и пытаются красить губы.

В вопросах психомоторных навыков основную роль играет ваше внимание. Чем больше времени вы играете с ребенком, тем чаще он будет повторять ваши действия. Также навыки зависят от ассортимента игрушек. Ну не может малыш сложить пирамидку из колец, если вы только в год ее купили. Пройдет время, и он обязательно научится.

Общение и эмоции

Малыши бывают более и менее общительными даже в этом возрасте. Но это зависит не только от характера ребенка. То, сколько слов ребенок должен говорит в 1 год, зависит от того, сколько вы с ним разговариваете. Нормой считается от 2 до 10.

Однако это не критерий, потому что есть детки, которые только слушают, а потом в 2 года сразу начинают выдавать текст предложениями. А есть детки, которые уже в год четко произносят и до 15 слов.

Главное – отследить динамику. Говорит в годик 1 слово – хорошо. Через месяц-другой уже три слова в арсенале – отлично, прогресс есть, говорить будем!

Если обобщить, годовалый ребенок должен уметь делать все, что есть в списке, это некоторый «минимум» умений:

  • Различать людей. Маму отличать от папы, своих – от чужих. В годик разницу свои-чужие здоровый малыш чувствует очень остро и может не пойти на руки к бабушке, которую видел, к примеру, 1-2 месяца назад.
  • Различать понятия «можно» и «нельзя». Ну, слово «можно» мало кто говорит, а вот на запретное слово у годовалых детей примерно одинаковая реакция – они злятся.
  • Выражать эмоции. Злиться на слово «нельзя», расстраиваться, если что-то не получается, радоваться, что папа пришел и т. п. В этом возрасте малыши умеют выразить эмоции действием – обнять и крепко прижаться к маме, поцеловать папу в щеку, прыгать или приседать от избытка эмоций, смеяться.
  • Сообщать о потребностях действием. Например, малыш в курсе, где стоит его поильничек, он может подойти к тому месту и тянуть ручки к нему, если хочет пить. Мамы обычно быстро осваивают такой «язык тела», понимать, чего хочет кроха, становится проще.
  • Откликаться на имя. Годовалые детки обычно поворачивают голову в ответ на свое имя, некоторые откликаются звуком и даже приходят, если позвать.

Кроме прочего, если мама составила режим для ребенка в 1-3 года, а лучше – раньше, малыш уже четко ориентируется в своем распорядке дня, легче понимает, когда можно бушевать, а когда пора успокаиваться и засыпать.

Умения ребенка в полтора года

Важно не то, что умеет малыш сейчас. Важно то, развиваются ли его умения, прибавляются ли к ним новые. Для успокоения мы приведем вам список того, что осваивает среднестатистический ребенок к 1,5 годам своей жизни. А вы наблюдайте и сравнивайте:

  • уверенно ходит;
  • переносит предметы в ручках с места на место при ходьбе;
  • встает и садится без опоры;
  • удерживает ложку в кулаке и аккуратно ею кушает даже жидкие блюда;
  • таскает за собой игрушки на веревочке;
  • листает книги;
  • нанизывает пирамидку с соблюдением размера колец;
  • отличает бросание мяча от его катания;
  • бросает предметы взрослому по просьбе, ловит летящий ему мячик;
  • выполняет простые просьбы (дай то, иди сюда, принеси);
  • расстраивается, если не умеет что-то делать;
  • отказывается повторять действие, если до этого не получилось;
  • проговаривает 20-40 простых или упрощенных слов;
  • отличает круг от квадрата;
  • знает 2 или 3 цвета.

Есть детки, умеющие половину всего этого в год, в год и месяц. Другие научатся всему если не в полтора, то к году и 8-9 месяцам точно. Главное – заниматься с ребенком, не ограничивая слишком сильно его свободу передвижения. Особенно важно развивать речь. Чем больше вы говорите с ребенком, тем скорее увеличится его словарный запас.

На этом видео детский невролог озвучивает расширенный список возможностей годовалого ребенка.

В этом видеоролике мама делится своим опытом и рассказывает, что умеет ее ребенок в 1 годик. В этом случае, старший ребенок ускоряет развитие младшего.

Каждая мама должна помнить, что ее кроха – единственная в своем роде, и уважать индивидуальность малыша. Какие-то навыки ребенок осваивает согласно общепринятым стандартам, какие-то – даже раньше положенного срока.

Если малыш не вкладывается в нормы, переживать не стоит, просто он развивается по собственной программе. Другое дело, когда ребенок отстает по всем параметрам – это уже можно счесть поводом для обращения к специалисту. Главное – уделять крохе больше внимания, заниматься с ребенком, и у вас все получится, раньше или позже!

А что умеет делать ваш годовалый малыш? Сколько слов уверенно произносит кроха? Ваш ребенок уже уверенно стоит на ногах, ходит? Мы уверены, что у вашего годовалого малыша полно личных успехов. Поделитесь вашими достижениями с нами в комментариях!

Режим дня

К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз

Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания

Сон

Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

Бодрствование

В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.

Прогулки

Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

Питание

Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.

Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, и , копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Моторика и психика

Ребенок развивается в годовалом возрасте не только физически, но и умственно. Он ломает игрушки, потому что ему интересно, из чего они состоят. Вот какие навыки должны быть развиты у ребенка в 1 год:

  • Строительство башенок из нескольких мягких кубиков. Малыш самостоятельно занимается этим процессом, и ему очень нравится, когда построенная конструкция начинает рушиться.
  • Нанизывание колец на пирамидку. Она не должна быть большой, достаточно нескольких элементов, чтобы ребёнок понял, в каком порядке ему нужно складывать кольца.
  • Опускание предмета в коробку, закрывание крышек и их снятие, накрывание игрушек.
  • Игры с детской посудкой, имитация процесса приема еды.
  • Ролевые игры с куклами, пупсами. Малыш качает игрушку, пытается накормить, сажает на горшок и повторяет манипуляции матери.
  • Игры с сортерами. Годовалый ребенок легко подбирает деталь и самостоятельно вставляет её в нужное отверстие.
  • Интересуется своей одеждой и играется с носками, слюнявчиками и прочими мелкими элементами.
  • Перекладывание предметов из одной руки в другую.
  • Толкание детской коляски, катание на толокаре (машинке, в которой нужно отталкиваться ножками).
  • Берет игрушки указательным и большим пальцами.
  • Умеет бросать мяч или подбрасывать в воздух воздушный шарик.
  • Ловит предметы, которые ему кидают в руки родители.
  • Открытие двери, закрытие ящиков, складывание и вытаскивание вещей.
  • Если рядом есть другие дети, годовалый малыш будет подражать им.
  • Повторяет за мамой и за папой: ремонтирует машинку или делает макияж подручными предметами.
  • Крохе нравится прятать предметы, а потом заниматься их поиском.

Развитие крохи в психическом плане полностью зависит от его окружения. Если в семье часто ссорятся, родители громко кричат друг на друга, мама нервничает, срываясь на ребенке, малыш будет капризничать по любому поводу, беспокойно спать и устраивать громкие истерики.

В семьях, где царят гармония и любовь, а дома тихо и спокойно, никто ни на кого не повышает голоса, ребенок выражает свои эмоции не с помощью плача, а посредством звуков и мимики. Кроха любит обниматься и часто целует родителей. Он проявляет теплые чувства не только к людям, но и к своим игрушкам.

Ребенок в 1 год должен выполнять простые поручения (подать игрушку, принести предмет). В этом возрасте он с легкостью узнает людей, может показать на фотографии, где мама и папа, рассматривает картинки с животными и показывает, где собачка или котик. Малыш пытается танцевать под детские песенки и подпевает, если его родители делают то же самое.

Когда малышу покупают или дарят новую игрушку, он проявляет радостные эмоции, а если к нему подходит незнакомая женщина или мужчина и пытается заговорить с ним, малыш может внезапно расплакаться и прижаться к маме. Он не любит слово «нет» и начинает негативно реагировать на отказ.

Вредность или избалованность?

У каждой мамочки в период кризиса первого года возникает множество вопросов. Почему малыш начал себя так вести? Он просто проявляет вредность или всему виной неправильное воспитание и избалованность? Не нужно так сильно переживать по этому поводу и давать бурную реакцию на появившиеся перемены в поведении малыша.

Вот список причин, которые влияют на поведение ребенка, меняя его не в лучшую сторону:

  • У малыша начинает постепенно формироваться воля, которая сталкивается с волей взрослого, в результате чего кроха начинает сердиться и раздражаться;
  • Восприятие мира у годовалого малыша претерпевает серьезные изменения. Он начинает осознавать тот факт, что он отдельная личность, а его родители взрослые, которым почему-то позволено гораздо больше чем ему;
  • Ввиду того, что малыш с каждым днем приобретает все большее количество навыков, у него начинает возрастать уверенность в себе и он становится все более самостоятельным. Однако при этом, кроха пока не в состоянии давать правильную оценку своим возможностям, предвидеть ситуации и рассчитывать силы. Именно из-за переоценки своих сил, карапузу часто приходится сталкиваться с неудачами, которые заставляют его выходить из себя и огорчаться. Малыш пока не может понять, почему у взрослых это же действие получается выполнить легко, а у него оно выходит с трудом либо не получается вовсе.

Все запреты, которые ему ставят родители, карапуз воспринимает как серьезные препятствия к познанию окружающего мира.

Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.

Важно менять меню малыша, чтобы   блюда не повторялись больше двух раз в неделю.

Что еще ребенок должен уметь в 1 год:

  • откликаться на свое имя;
  • стараться повторить незнакомые слова;
  • реагировать на «нельзя» и «можно»;
  • реагировать на вопрос «кто это?», «что это?», «отвечать» словами или слогами: мама, баба, мяу и т. д.;
  • показывать действия: как пьет, кушает, копает и т. д..

Если вы часто общаетесь с малышом, разговариваете, рассказываете о том, что происходит вокруг, читаете ему, то он научится говорить гораздо раньше многих сверстников. Особенно, если вы говорите четко, ясно и неторопливо, стимулируя ребенка повторять вашу речь. Не уменьшайте и не коверкайте слова, чтобы малыш не запоминал их неверное звучание. Общайтесь с помощью нормальных «взрослых» фраз, но вкладывайте в них больше эмоций.

Кажется, прошло совсем немного времени с рождения маленького человечка, а вашей любимой крохе уже годик. Все родители гордятся своими карапузами, но волнуются, что должен уметь ребенок в 1 год с точки зрения специалистов. Всем родителям хочется, чтобы чадо развивалось, не отставая от других детишек.

image

Педиатры, психологи говорят о том, что каждый грудничок развивается по своему календарю. Детки не похожи друг на друга. Есть общие моменты в развитии, присущие каждому младенцу, но скорость обучения, освоения новых навыков, умений во многом зависит от родителей. Календарь развития умений малыша нужен прежде всего, чтобы вовремя скорректировать небольшие отставания в развитии крохи. Или забить тревогу и обратиться к специалистам, если отставание по срокам достаточно большое.

Что обязан уметь ребенок в 1 год

Первые месяцы жизни ребенка насыщены множеством успехов, достижений малыша. Из маленького сопящего комочка ваш ребенок в 1 год превращается в самостоятельную личность со своим характером, с появляющимися предпочтениями. Развитие что демонстрирует непоседа по достижении 12 месяцев, является основой дальнейшего роста чада.

Физические показатели

ВОЗ выпустила свои таблицы со средними параметрами, с которыми кроха должен подойти к своему первому году рождения:

image

  • Вес малыша с рождения должен увеличиться примерно в 3 раза.
  • Рост крохи должен добавить 50% от первоначальных показателей.
  • Годовалый человечек умеет стоять, при помощи взрослых ходить, приседать.
  • Залезает на взрослые стулья, кресла, диваны, а также самостоятельно спускается с них на пол.
  • Умеет катать коляску, а также нажимать на игрушки, чтобы вызвать звуки.

Эти требования относятся к минимальным навыкам и физическому состоянию малыша в 1 год. Слабые болезненные груднички могут несколько отставать от этих показателей. Детишки, с которыми родители дополнительно занимались, могут показывать результаты намного выше требований ВОЗ. В 1 год развитие детей поражает огромным интеллектуальным, физическим изменением недавних грудничков.

image

Психоэмоциональные достижения малыша

За 12 месяцев жизни малыш научился многому:

  • Из нескольких больших колечек собирать пирамидку.
  • Строить башню из кубиков.
  • Есть с ложечки, пить с кружки.
  • Недалеко переносить маленькие предметы — игрушки, пластиковую бутылочку.
  • Проявлять эмоции. Демонстрировать свое согласие или несогласие звуками, жестами, мимикой. Обнимать, целовать маму, папу, родных людей. Радоваться подаркам, бояться незнакомых людей.
  • Знать свое имя, откликаться на него.
  • Узнавать голоса, лица родных, близких людей. Уметь найти, выделить пальчиком на фотографии членов своей семьи.
  • Перелистывать странички в книжке, рассматривать картинки. Показывать на картинках животных, изображать их: кошечка — «мяу», собачка — «гав».

Он понимает почти все, что говорят взрослые, умеет произносить от 2 до 10 слов, выполнять простые просьбы: дай, покажи где, возьми.

image

  • Понимает слова «нет» и «нельзя».
  • На несколько минут может сконцентрировать свое внимание на книжке, мультфильме.
  • Подражает взрослым: может хлопать в ладоши, причесываться, танцевать, красить губы, разговаривать по телефону.
  • Любит играть с ровесниками, подражать им: катать машинку, мячик, насыпать совком песок в ведерко.

Представленные умения и навыки специалисты детского воспитания относят к обязательным умениям. Заботливые, внимательные родители могут помочь ускорению психомоторного развития детей.

Развитие психомоторных навыков

Как проходит развитие ребенка в 1 год, зависит от деятельности родителей. С детьми надо больше заниматься, укреплять, развивать способности деток. Существует группа навыков, которые маленький человечек самостоятельно, без обучения освоит примерно в 2-3 годика. При ежедневных упражнениях эти умения проявятся к 1 году. Итак, что умеет ваш ребенок:

image

  • Проситься на горшок.

Если кроха находится все время в памперсах, то желание проситься на горшок у ребенка не возникнет. С 10-11 месяцев малыша не стоит оставлять на весь день в памперсах. Минут через 15-20 после каждого приема пищи необходимо посадить кроху на горшок. Это время наполнения мочевого пузыря ребенка. С помощью определенных звуков «пссс…», которые легко может повторить малыш, можно начинать формировать привычку сидеть на горшке. Не страшно, если сразу не получилось. Зато в годовалом возрасте вашему малышу будет легче сообщить вам о своих физиологических потребностях.

  • Появляется умение брать мелкие предметы не ладошкой, а двумя пальчиками, на баночках открывать, закрывать крышки, снимать крышки с коробок, складывать туда игрушки, доставать их. Мелкие круглые шарики, не больше ладони, складывать через круглые отверстия в развивающих игрушках.
  • Кроха умеет выговаривать не только слова «мама», «папа», но придумывает свои собственные слова для обозначения тех или иных предметов. Малыш умеет обобщать, находить логическую связь. Так, слово «ляля» будет обозначать и куклу, и другого маленького карапуза. Увидев на картинке котенка, кроха скажет «мяу». Такие же звуки кроха издаст, услышав на улице мяуканье котенка из кустов.
  • Развивается умение выполнять достаточно сложные игровые действия. Кроха купает куклу, кормит ее с ложечки, снимает одежду, укладывает спать. У машинки открывает, закрывает дверцы, закатывает технику в гараж. Навыки игры в мяч усложняются: не только катать по полу, но подбрасывать мячик, кидать другому человеку, ловить брошенный мячик ручками.
  • Умение рисовать пальчиками, ладошкой — малыш может разминать, раскатывать пластилин. Эти навыки положительно влияют на моторику деток.
  • Развитие навыка танцевать, подпевать. Приобретите специальный сборник детских песенок. Легкая ритмичная музыка, легко запоминающиеся слова — все это будет больше стимулировать кроху танцевать и пытаться воспроизвести услышанное.

Как видно, навыки ребенка в 1 год более развитые в том случае, когда родители принимают активное участие в развитии малыша. Надо понимать: то, что умеет ребенок в 1 год, будет основной базой для дальнейшего развития крохи.

image

Развитие бытовых навыков к 1 году

Детки уже понимают, что такое чистота и опрятность: грязное платьице может расстроить девочку. Несмышленыш, испачкав ладошки, побежит искать маму, чтобы помыть ручки. Входят в привычку ежедневное умывание, чистка появившихся зубов. Малыш сам протягивает ручки под струю воды, вытирает лицо, ручки полотенцем. У малыша должно быть собственное полотенце для умывания — не очень большое, чтобы кроха мог самостоятельно удержать его в ручках.

Малыши умеют откусывать и жевать сухарики, бублики, печенье, самостоятельно пить из своей бутылочки, пытаются самостоятельно есть ложкой. Они делают попытки одеваться или помогают родным: протягивают ручку в рукав кофточки или куртки, засовывают ножку в ботинок. Стоит выделить больше времени именно на подготовку для выхода на улицу. Пусть чадо пробует одеваться, не делайте за него всю работу. Ненавязчиво помогите: умение карапуза самостоятельно одеться вам еще не раз пригодится.

image

Время сна и особенности питания

К этому времени годовалые дети уже отказываются от утреннего сна. Основное время сна приходится на ночь. Ночной отдых длится не менее 10 часов. Но маленьким непоседам все еще необходим дневной, так называемый «тихий час». Сон днем поможет крошке отдохнуть, набраться сил для совершения очередных подвигов.

Если кроха не слушается, не хочет спать, малыша надо подготовить к послеобеденному отдыху:

  • искупать в расслабляющей ванне;
  • сделать легкий массаж;
  • укладывая спать, спеть песенку или почитать сказку.

Таким же способом можно укладывать грудничка спать на ночь. Успокаивающие процедуры благотворно скажутся на психическом состоянии младенца.

image

После годика у некоторых деток наблюдаются ночные страхи во сне. Ребенок может кричать, плакать, толкать, царапать разбудивших его родителей. Специалисты не советуют будить малыша. Резкая побудка может спровоцировать еще больший страх. Обязательно зафиксируйте время, когда ребенку приснился кошмар, и несколько дней минут за 10-15 до наступления этого времени попробуйте будить кроху. Если кошмары не проходят, необходимо показаться детскому психологу, педиатру.

Особенностью питания является постепенный отказ от грудного вскармливания, переход к разнообразной здоровой пище. Грудное молоко следует заменять качественными детскими смесями с большой долей жирности. Не рекомендуются детям этих лет давать обезжиренные продукты питания. Для роста малыша, формирования его умственных, физических способностей необходимы все группы витаминов, белков, жиров и углеводов.

Не стоит малышу предлагать поп-корн, чипсы, снэки, которые не только отрицательно влияют на желудок младенца, приводят к пищевым проблемам у крохи, но могут застрять в горлышке у малыша. Виноград, гранат, семечки тоже противопоказаны маленьким детям из-за мелких косточек.

Рацион питания малышей одного года жизни должен состоять из большего количества фруктов и овощей. Это время, когда детки слушаются родителей, берут с них пример. В годик уже можно начать формировать привычку питаться здоровой пищей: не стоит покупать газированные напитки, при кормлении малыша необходимо употреблять как можно меньше сладостей.

Характер и поведение ребенка в 1 годик

К 12 месяцам наблюдательные родители, родственники знают, какой характер у крохи. Уже ясно, спокоен малыш или любит капризничать. Кроха любит сидеть тихо в уголке, играть долго в одну игру, или же за непоседой приходится бегать по всей квартире, закрывать открытые малышом шкафчики и ящики.

Один год — это время, когда у малыша появляется страх разлуки с близкими людьми, особенно с мамой. Тревога и беспокойство крохи об ушедшей куда-либо маме вполне понятны и обоснованны. Карапуз запоминает ее запах с рождения, с первого кормления устанавливается особая близость мамы с ребенком. Весь год мама не отходила от него, играла с ним, кормила, учила сидеть, ползать, ходить. Мама — самый значимый человек в жизни маленького человечка. Все, что умел и умеет ваш карапуз, привнесено мамиными стараниями и ее любовью.

Поэтому, когда мама исчезает из поля зрения малыша, ее нет в комнате или в квартире, маленький человечек начинает испуганно искать маму, плакать, громко звать, устраивать истерику. Необходимо приучать детей к необходимости расставания. Поговорить с ребёнком, объяснить, что мама скоро вернется. Не уходить тайком, обязательно предупреждать об своем уходе.

1 год — это время, когда детки перестают слушаться родителей. Дети пытаются доказать свою самостоятельность. Ребенок 1 года не слушается родителей. Проверяет, что можно делать, а что — нельзя. Следует сразу твердым голосом (детки хорошо улавливают интонацию близких людей) сообщить крохе, что он ведет себя плохо, так нельзя себя вести. Если кроха и дальше не слушается, стоит обдумать методы эмоционального воздействия на чадо. Детки болезненно воспринимают, когда обиженная мама отказывается разговаривать с непоседой. Необходимо объяснить маленькому человечку, за что именно его наказывают, какой поступок вызвал такую реакцию у мамы.

[mrp postnumb=4]

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий