Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

С каким восторгом слушают родители лепет своего малыша, когда ему 1–2 года! Хотя набор слов в этом возрасте совсем неразнообразен. Постепенно ребёнок начинает произносить всё больше звуков, складывать их в слова, а перед мамами и папами встаёт задача разобрать, что же их чадо пытается донести. К дошкольному периоду речь ребёнка становится разборчивее, однако ряд трудностей произношения всё же сохраняется. И чтобы в школе у ребёнка не было проблем с речью, нужно с раннего возраста развивать фонематический слух малыша.

Особенности фонематического слуха у дошкольников

Фонематический слух играет ключевую роль в формировании правильной речи ребёнка

Ребёнок начинает различать именно речевые звуки после 1 месяца жизни.

Развитие речи ребёнка — сложный и долгий процесс. Кроме того, что малышу нужно узнать огромное количество слов, от него требуется чёткое и правильное произношение звуков. Кстати, ошибочным является мнение некоторых родителей, утверждающих, что если малыш знает все буквы алфавита, то проблем с речью у него не может быть. Дело в том, что артикуляционный аппарат человека, отвечающий за речевой акт, должен быть достаточно развитым, чтобы правильно и чётко произносить звуки. В это понятие входят:

  • сила и точность артикуляционных движений;
  • подвижность и гибкость губ, нижней челюсти, языка;
  • координация артикуляционных движений (то есть ритм и темп произношения).

Процесс формирования

Формирование фонематичсекого слуха происходит в несколько этапов

Формирование фонематического слуха у детей происходит постепенно, и начинается этот процесс с момента рождения.

  • Первый этап. В этом периоде развития фонематического слуха происходит восприятие звуков как речевого, так и неречевого характера (то есть звуков окружающего мира).
  • Второй этап заключается в усвоении ритмико-слоговой структуры речи. Даже не понимая смысла слов, малыш начинает связывать отдельные слова с определёнными ассоциациями (к примеру, мама говорит: «ням-ням», значит, нужно идти на кухню);
  • Третий этап — самый длительный по времени — период звукопоризношения. Ребёнок начинает подражать взрослым и пытается артикулировать те или иные звуки.

Отдельно нужно отметить тот факт, что развитие речевого слуха проистекает постепенно, и не существует чётких границ, когда кроха переходит с одного уровня формирования на другой — усвоение навыков происходит параллельно. Однако к 2 годам дети уже полностью различают все особенности речи взрослого, кроме восприятия шипящих и свистящих звуков. А к дошкольному возрасту и эти нюансы малыши должны постичь.

У всех детей до 5–6 лет наблюдается физиологическое косноязычие: из-за того, что малыш пока не может управлять своим артикуляционным аппаратом, он произносит только те звуки, которые ему удобны. Поэтому отдельно ребёнок может называть все буквы алфавита, а в словах всё равно подменять одни звуки на другие. И чтобы помочь крохе как можно быстрее овладеть правильной речью, с 1,5–2 лет нужно регулярно заниматься развитием у него фонематического слуха, то есть формировать умение выделять, различать и воспроизводить звуки речи. Если же у ребёнка в 5–6 лет нарушены процессы формирования произносительной системы родного языка, то возникают проблемы, связанные не только с говорением (понять малыша могут только родители, так как он не связывает понятие со звуковым образом слова), но и со следующими процессами:

  • письмом (кроха повторяет ошибки в речи и в письменных текстах);
  • чтением (в сознании ребёнка нет точной ассоциации между буквой и её звуковым образом, следовательно, ребёнок либо совсем не умеет читать, либо связывает одни и те же комбинации букв в разные сочетания звуков).

В результате этих нарушений развития возникают проблемы общего характера, такие как:

  • замкнутость (ребёнок становится малообщительным, потому что сверстники его речь не понимают);
  • нервозность (малышу трудно подобрать слова для выражения своих эмоций, от этого он начинает нервничать);
  • снижение успеваемости (отсутствие элементарных навыков чтения и письма существенно отразятся на успеваемости маленького школьника).

В целом недостаточная развитость фонематического слуха отражается на всех уровнях формирования личности ребёнка.

Способы развития

Логопеды рекомендуют показывать различия звуков с помощью «расселения» их по квартирам в разноцветных домиках

Ведущей линией деятельности ребёнка является игра. Поэтому все упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, должны проводиться в интересной и занимательной форме. Перед родителями стоит задача научить ребёнка:

  • узнавать неречевые звуки (как звучат музыкальные инструменты, журчит вода, шумит лес);
  • отчётливо произносить гласные и согласные (исключения составляют сонорные, свистящие и шипящие звуки);
  • различать тембр, высоту одинаковых звуков (например, как мяукает котёнок и взрослый кот);
  • отличать звуковой состав похожих слов (к примеру, кот-рот).

Неречевой этап: упражнения

С рождения малыш должен слышать голос мамы — это так называемый «доречевой» этап развития

Работа по формированию речевого слуха у малыша условно может быть разделена на два этапа. Первый — так называемый неречевой этап, который охватывает возраст с 1,5 до 3 лет. В этот период задача родителей — познакомить малыша с многообразием окружающих звуков. Для этого можно использовать игры-упражнения. Для начала работа направлена на знакомство со звуками:

  • «Угадай что!». Показываем малышу 2–3 звучащих предмета (телефон, колокольчик, целлофановый пакет), демонстрируем звуки, которые они издают, а затем прячем и просим ребёнка по звуку определить, что это.
  • «Что гудит?». Взрослый стоит за дверью и издаёт звук, имитирующий клаксон машины. Затем заходит в комнату и говорит: «Что гудело? Машинка». Такие же манипуляции можно проводить с игрушечным поездом, пароходом и т. д.

Следующая ступень предполагает развитие слуховой памяти и внимания. В эту группу занятий входят такие игры, как:

  • «На чём играет Зайка?». Ребёнку показываются игрушка (Зайка) и два музыкальных инструмента (барабан и гармошка). Обязательно дайте возможность малышу самому извлечь из них звуки. Затем инструменты закрываются от крохи и из них поочерёдно извлекаются звуки. Малышу задаётся вопрос: «На чём играет Зайка?» Ребёнок должен угадать.
  • «Прыгаем и шагаем». Ребёнку показываются два звучащих предмета. Затем демонстрируется, что под звук одного нужно прыгнуть, а под звук второго — прошагать. В конце концов, малышу нужно самому проделать определённое действие под тот или иной звук. Это упражнение очень хорошо тренирует у ребёнка слуховое внимание.
  • «Жмурки». Малыш закрывает глазки, а взрослый хлопает в ладоши и передвигается по комнате. Ребёнок должен повернуться в направлении звука.

Речевой слух требует постоянной работы и совершенствования. Поэтому, чтобы автоматизация звуковосприятия и звукоразличения происходила эффективнее, следует регулярно уделять внимание играм на закрепление умения.

  • «Поймай звук». Произносится звук, малыш повторяет. А затем проговариваются слова. Задача карапуза хлопнуть в ладоши, когда он слышит знакомый звук.
  • «Повтори». Карандашом на столе выстукивается ритм и ребёнку предлагается повторить звук. Вместо карандаша можно хлопать в ладоши. С возрастом ритмический рисунок усложняется.

Речевой период: игры

Придумывайте постановки для паличикового театра — это также очень полезно для речевого развития ребёнка

Второй этап — речевой — ставит своей целью помочь ребёнку развить фонематический слух, слуховую память. Упражнения на знакомство с материалом на этом этапе, как правило, рекомендованы для детей с 3 до 6 лет и включают следующие игры:

  • «Кто за дверью?». Один взрослый стоит за дверью и произносит: «Мяу!» (можно использовать аудиозаписи звуков). Второй взрослый спрашивает у ребёнка, кто это может быть. Вместе они находят среди игрушек кошку и ещё раз повторяют «мяу-мяу».
  • «Собаки». Ребёнку демонстрируются две собаки — большая и маленькая. Большая живёт в большом доме и громко говорит: «Гав!», а маленькая живёт в крохотном домике и тихо говорит: «Гав». Затем взрослый имитирует разные по силе звуки, а задача малыша отгадать, какая именно собака подала голос.
  • «Кто это говорит?». Читая сказку ребёнку, начните говорить голосом того или иного персонажа, а малыша попросите угадать, кто это говорит.

Умение воспринимать звуки и повторять их лучше тренировать с помощью таких занятий:

  • «Принеси игрушку». Взрослый просит ребёнка: «Маша, принеси мяч». Малыш приносит игрушку и проговаривает её название. Так речь развивается на зрительно-образной основе. Чем старше ребёнок, тем более разнообразными могут быть предметы.
  • «Кто в домике живёт?». Перед ребёнком раскладываются картинки со звучащими животными. Взрослый произносит звук (например, «кря-кря»), а малыш показывает на изображение утки. Задание можно усложнить, попросив кроху найти звучащую зверушку не только на картинке, но и среди своих игрушек.
  • «Найди картинки». Малышу представляются картинки, произносится звук, задача ребёнка отобрать все предметы, в которых этот звук встречается.

Закреплению звуковых образов, а также соотнесению их с буквами и слогами помогают упражнения:

  • «Игры со звуками». Облегчённый вариант игры в города. Малыш должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова.
  • «Волшебники». Предложите ребёнку менять по очереди по одной букве в слове так, чтобы каждый раз получалось новое слово (например, кот-кит).
  • «Найди самое короткое слово». Произносится ряд слов, малыш должен на слух определить самое короткое.
  • «Исправь ошибки». Взрослый произносит предложение (к примеру, «В лесу стоит большой зуб»), ребёнок должен исправить ошибку («не зуб, а дуб»).
  • «Корзинки». Для этого упражнения потребуются карточки с предметами, в названиях которых есть твёрдые и мягкие пары согласных. Ребёнок должен прослушать слова, а затем разделить карточки по двум корзинам: с твёрдым звуком и с мягким.

Кроме того, существует большой выбор логопедических игр, направленных на развитие речевого слуха ребёнка. Среди наиболее эффективных:

  • «Логопедическое лото» (помогает научить малыша определять позицию звука);
  • «Путешествие от А до Я» (учит определять первый звук в слове);
  • «Готов ли ты к школе?» (тесты на определение тех или иных звуков в словах).

Развитие фонематического слуха у ребёнка – важная составляющая формирования личности, так как оно формирует правильную речь, а также умение «слушать и слышать». Кроме того, незамысловатые упражнения на тренировку речевого слуха не только пробуждают познавательную активность малыша, но и позволяют выработать условную двигательную реакцию на звуки. Всё это является залогом эффективного достижения качества образования в будущем.

Кубики Зайцева: методика обучения, отзывы родителей Методика зрительных диктантов по системе Федоренко

упражнения для фонематического слуха

Представьте счастливого первоклашку, который уже отлично читает и уверенно выводит буквы в прописи, а дома с удовольствием берется за уроки. Представили? Картинка похожа на рекламный ролик, не имеющий ничего общего с реальностью?

На первый взгляд, да. Но это реально, если еще до школы начать заниматься с ребенком развитием фонематического слуха. В этой статье поговорим о том, как помочь ребенку в овладении чтением и письмом через развитие фонематического слуха.

Как фонематический слух влияет на чтение?

Давайте сначала разберемся, что же такое фонематический слух. Проще говоря – это умение слышать и различать звуки. Развитый фонематический слух способствует быстрому и правильному освоению устной и письменной речи. И для того, чтобы ваш ребенок научился читать по слогам, сначала он должен научиться соотносить звук и букву. Вы можете помочь ему в этом через специальные игры и упражнения, речь о которых пойдет ниже.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей 3- 4 лет

фонематический слух

«Далеко и близко»

Суть игры:

Вы громко называете какое-нибудь слово и говорите, что это слово звучит громко, потому что я нахожусь рядом с тобой. Затем отходите и называете другое слово, только уже более тихо. Просите ребенка повторить это слово и говорите, что оно звучит тихо, потому что вы стоите далеко.

Затем вы поочередно называете слова то тихо, то громко и ребенок должен сказать, какие слова звучат «далеко», а какие «близко».

Эта игра учит ребенка распознавать и запоминать звуки в словах.

«Правильно – неправильно»

Вам понадобятся карточки с изображениями. Подойдут картинки для развития 0+, где нарисованы различные предметы, растения и животные.

Суть игры:

Возьмите карточку с любым изображением и поспросите ребенка хлопать в ладоши, если вы неправильно называете предмет на картинке. Для примера пусть будет карточка с яблоком. Вы показываете ее ребенку и говорите: «МЯБЛОКО». Ребенок хлопает, и вы просите его назвать слово правильно. Также вы можете намеренно пропускать звук в слове и ребенок должен вас поправлять.

Благодаря этому упражнению ребенок запоминает правильное звучание слов, что поможет ему меньше ошибаться при обучении чтению.

«Лишний слог»

Суть игры:

Вы монотонно повторяете ребенку один и тот же слог, а затем в этот одинаковый ряд добавляете другой слог. Ребенок должен в этот момент остановить вас хлопком и назвать лишний слог. К примеру, вы говорите: «ГА-ГА-ГА-ГА», а затем вставляете «ДА» и продолжаете «гакать» дальше. Ребенок слышит другой звук, хлопает в ладоши и называет лишний слог.

Эта игра хорошо развивает слух, тренирует внимание и учит различать звуки.

Игры для детей 4–5 лет

«Звук-потеряшка»

Суть игры:

Загадайте с ребенком звук, который он будет отыскивать в словах. Пусть выберет сам, какой ему больше нравится. Допустим «М». Затем начните называть различные слова с этим звуком и без него. Ребенок должен топнуть ногой или хлопнуть, когда услышит слово со звуком «М»: БАРАБАН, ЦВЕТОК, ЯБЛОНЯ, БАНАН, МАГАЗИН, СОВА, МОТОР.

В этом упражнении также тренируется внимание, слух и правильное восприятие звуков.

«Слово-потеряшка»

Суть игры:

Эта игра похожа на предыдущую. Только здесь нужно искать не звук, а слово, которое затерялось среди похожих по звучанию слов. Загадайте с ребенком слово, например «ТОЧКА». Затем называйте созвучные слова: ДОЧКА, ТАЧКА, МОЧКА, КОЧКА, ПОЧКА, ТОЧКА, БОЧКА. Услышав потерянное слово, ребенок должен отреагировать хлопком или прыжком.

«Ты мое эхо»

Суть игры:

Предложите ребенку поиграть в эхо. Скажите: «Ты будешь моим эхом. Я буду говорить, а ты за мной повторяй». Затем идите в другую комнату и начинайте игру. Выбирайте слова и звуки, которые ребенок произносит с ошибками или с трудом. Повторяя за вами по несколько раз, ребенок отточит правильное произношение.

Игры для детей 5–6 лет

«Поющее лото»

В этой игре должен быть ведущий и как минимум два участника. Она рассчитана на детей, которые уже полностью или частично знают алфавит.

Суть игры:

Возьмите карточки с картинками и пустые карточки. Раздайте детям по 5–7 карточек с рисунками и по столько же пустых. Затем пропойте любой звук и спросите, у кого есть картинки с изображением предмета, содержащего этот звук. Дети находят подходящую карточку, проговаривают слово и закрывают изображение пустой карточкой. Побеждает тот, у кого быстрее закроются все картинки.

Например, вы начинаете: «Ууууууу» и спрашиваете, у кого есть изображение с таким звуком. Ребенок поднимает руку и проговаривает: «Ууууу-тка» и закрывает пустой карточкой картинку.

Это упражнение помогает детям быстрее освоить чтение по слогам.

«Дострой недостающий слог или слово»

Для упражнения подойдут простые предложения из любимых сказок ребенка.

Суть игры:

Вы читаете ребенку предложение, но не произносите последний слог или слово. Ребенок должен достроить слово, и проговорить предложение целиком.

Например:

Жили-были дед и ба… (ба).

Яйцо упало и разби… (лось).

Стоит в поле тере… (мок).

Или:

Муха, Муха — …,

Позолоченное брю… (хо)!

Муха … пошла,

Муха денеж… (ку) нашла.

Второй вариант игры сложнее, но благодаря этому у ребенка хорошо развивается сообразительность, внимание и расширяется словарный запас.

«Разноцветные звуки»

Упражнение для детей, которые уже знают алфавит.

Суть игры:

Сделайте бумажные флажки красного и зеленого цвета. Скажите ребенку, что на гласные звуки ему нужно поднимать красный флажок, на согласные – зеленый. Называйте звук, делайте небольшую паузу и ждите ответ ребенка.

Это упражнение помогает различать звуки и дает хорошую базу для чтения.

Также можете сделать флажки других цветов на твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки.

Эти простые упражнения помогут вашему ребенку развить фонематический слух и дадут хорошую базу для обучения чтению и письму. Занимайтесь с ребенком 15–30 минут в день и уже через 2–3 недели вы заметите прогресс в обучении. А спустя еще немного времени перед вами будет сидеть довольный ребенок, с интересом осваивающий школьную программу.

Любой ребенок с самого рождения обучается. Скорость его развития определяется многими факторами, один из которых – правильный подход родителей к процессу обучения малыша. Чтобы совершенствование навыков происходило быстрей, малыш должен понимать, что ему хотят сказать родители, улавливать основную мысль, суть.

Для ускорения усваивания материала требуется, чтобы дети осознавали звуковую структуру слов, могли различать звуки, анализировать полученные данные.

Фонематический слух помогает ускорить процесс развития, так как дитя понимает, что ему пытаются донести. Проводить занятия следует только в виде игры, ведь в иных случаях обучение может стать скучным, не понравиться детям. Обучение в игровой форме интерес к получению новых знаний, будет прослеживаться явная положительная динамика в развитии. Малыши в случае верного подхода будут подготовлены к дальнейшему развитию, проходящему в школе.

Положительные свойства развитого фонематического слуха

Фонематическое восприятие – это способность правильно понимать фонемы, улавливать звуки в слове. Хорошим способом улучшения навыков письма и чтения является развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Ребенок будет произносить слова четко, правильно выстраивать предложения, овладеет в раннем возрасте важными принципами построения предложений, освоит чтение и письмо намного быстрей.

Чтобы ребенок произносил слова правильно, то есть имел четкую дикцию, важно правильно развить у него звукопроизношение. Оно напрямую связано со слухом, ведь дитя учится произносить так, как слышит от других. Хорошая дикция появится при нормальном развитии артикуляционного аппарата. Важно ясно и четко произносить каждый отдельный звук, который потом будет сложен в слова.

Умение услышать звуковой строй в языке и понять, как они располагаются – важная составляющая хорошей дикции. Если ребенок не может выговаривать слова правильно, первым делом следует научить его слышать их, осознавать, как правильно они должны произноситься.

Игра как способ развития

Основная методика получения навыков для дошкольников является игра. Важно создать ситуацию, чтобы в итоге проанализировать имеющиеся и полученные знания, дать понять малышу правила, сформировать в процессе обучения условия для усиления требуемых навыков.

Суть игр на развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет – простимулировать речевую активность, создать условия, при которых познания в требуемой области усилятся, появится дополнительный интерес к процессу обучения. Чтобы определить, в каком направлении развивать ребенка, следует обследовать фонематические процессы. Так можно существенно повысить эффективность обучения.

Развивают маленьких учеников практически любые игры, но можно построить игровые занятия таким образом, чтобы время было проведено с максимальной пользой.

Основные сложности у детей 7 лет и старше при развитии фонематического слуха:

  1. Малышам трудно повторять ряды из нескольких рядов, где присутствуют согласные звуки, различающиеся по звонкости.
  2. Замещение звуков, смещение, изменение и перенос слогов из одного ряда слов в другой.
  3. Узнавание звука среди прочих в ряду иных слогов.

Проводя работу по развитию фонематического слуха у дошкольников, профессионалами сделаны определенные выводы:

  • у малышей изначально плохо развито фонематическое восприятие. Им сложно на начальном этапе произносить отдельные звуки, правильно понимать слова в целом. Если не заниматься с детьми, нарушение фонематического слуха исправить будет с каждым годом сложней;
  • самая большая сложность возникает при узнавании определенных звуков в словах. Детям сложно определить, правильно ли произнесено слово, то есть выявить ошибки в произношении;
  • важно развивать речевое внимание, чтобы улучшить фонематическое восприятие.

Чтобы ускорить развитие малышей в заданном направлении, нужно акцентировать внимание на слабых сторонах, которые были указаны выше. Взрослый исправляет, подсказывает до тех пор, пока не будет получаться правильно.

Игры для развития фонематического слуха

Для повышения верных качеств были придуманы игры, помогающие в развитии. Проходят игровые занятия в несколько этапов. Игр для развития фонематического слуха у детей 4-5 лет много, важно заниматься с малышом регулярно, чтобы не потерять достигнутые результаты.

Восприятие произнесенных звуков

Для детей с нарушением слуха можно придумать игры полегче или проводить с ним занятия упрощенным способом. Обучение проходит в игровой форме, чтобы не утомлять его. На данном этапе развития слуха у детей 3 лет и старше, подходят следующие игры:

  1. «Определи откуда звук». Требуется несколько звонких игрушек: погремушка, колокольчик, свисток, барабан и др. Взрослый говорит малышу, чтобы тот послушал и запомнил звуки от каждого предмета. После все предметы закрываются от ребенка, чтобы он не смог видеть, от чего исходит звук. Нужно попытаться понять только с помощью слуха, какой предмет из тех, что он слушал, издает сейчас звук. Со временем можно расширять количество применяемых игрушек.
  2. «Угадай действие». Раскладываются определенные предметы, знакомые ему. Далее за ширмой взрослый проделывает любые действия с предметами: режет или мнет бумагу, переливает воду из стакана в стакан, бросает ключи на столик и т.д. После каждого действия взрослого, нужно рассказать, что он услышал и что понял о предмете, с которым было произведено действие. Можно для разнообразия поменяться ролями с ребенком и попытаться узнать, что делает сейчас дитя с имеющимися вещами.

Различие звуков

Можно много узнать о том, как развить фонематический слух у ребенка 4 лет и старше, но делать все нужно правильно, постепенно. Смысл игр на данном этапе состоит в том, чтобы обучить малышей различать голосовой тембр. Произносятся одинаковые слова, звуки, словосочетания, но с разной интонацией. Подходящие для этого игры и упражнения для развития:

  1. «Пойми, кто». Игра может проходить с участием всех членов семьи. Ребенок должен понять по произнесенной фразе, кто его позвал. Во время произнесения, он, естественно, оборачивается. Сначала произносятся длинные фразы, затем они укорачиваются, чтобы в итоге получились простые возгласы типа «Ау» или «Эй» и т. д. Дальше, чтобы игра немного усложнилась, меняется громкость голоса. Сначала взрослые говорят высоким голосом, затем низким, измененным.
  2. «Повторяшка». Детям или взрослым, среди которых проходит игра, требуется произнести звук, подражающий возгласу какого-либо животного (помяукать, как кот, или полаять, как пес). Нужно понять, насколько громко были произнесены звуки и повторить их с той же силой.
  3. «Эхо». Требуется произнести один звук или фразу с разной силой в голосе, разным эмоциональным оттенком. Ребенок должен повторить за произносящим все в такой же манере.

Различие похожих слов

Чтобы у малыша нормально развивалась фонетическая ритмика, подходят следующие игры, способствующие формированию новых умений:

  1. «Правильно – неправильно». Малышу дается 2 одинаковых предмета с разным окрасом. Подойдет, например, кружок с красным и зеленым цветом. Взрослый произносит слово в правильной его форме, например «стол», а ребенок должен понять, верно ли произнесено слово и поднять, если верно, зеленый круг. Если слово произнесено, по мнению малыша, неверно, поднимается красный круг. Требуется целая линия похожих слов: штол-столь-спол-стол-шлол, чтобы ребенок научился определять, как правильно произносятся слова и понимал их структуру.
  2. «Хлопать-топать». Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если произносимые взрослым пары слов похожи между собой: майка-пайка, кубик-тюбик… При произнесении непохожих словесных пар, нужно топнуть: майка-домик, слово-ковер и т. д.
  3. «Определи ошибку». Ребенок должен прослушать простое стихотворение, где заменено одно слово, которое рифмуется, на слово без рифмы. Требуется определить это слово.
  4. «Найди слово». Ребенок должен прослушать ряд похожих между собой слов и определить, какое из них лишнее. Пример: стог-рог-человек-сапог, каток-сток-поток-рог-моток.
  5. «Придумай слово». Здесь требуется дать возможность малышу самому пофантазировать. Взрослый зачитывает стихотворение без одного рифмуемого слова и дает возможность малышу самому подобрать то, что должно быть в стихе. Например: белый снег, вокруг дома, в гости к нам пришла… (зима). Можно самостоятельно придумать похожие упражнения на развитие ребенка.

Различие слогов

Для развития навыков подойдет следующий список игр:

  1. «Повторялки». От учащихся детей требуется повторение слогов, в которых меняется ударение. Произносится несколько одинаковых сочетаний, например «та-та-та», три раза. Но в каждой попытке ударение ставится на разное сочетание. Ребенок должен понять и попытаться повторить это. Усложнение задачи: произносятся разные сочетания букв.
  2. Ребенок должен дать знать, когда взрослый произносит слог, который в ряду лишний: па-ба-да-не-ха, оп-ап-бы-уп и т. д.
  3. Чтобы выполнить упражнения из этого ряда, требуется понять, из скольких частей состоит слово. Для этого он может похлопать в ладоши такое же количество раз или ударить по столу ладошкой. Например: че-ло-век – 3 удара в ладошки, ме-шок – 2 удара по столу и т. д. важно произносить слово вначале с четким разделением на слоги, помогать разобраться, после этого усложнять задачу, проговаривать его без замедления.

Различие в фонемах

Ребенок должен определить фонему среди ряда других звуков. Взрослый произносит один звук, например «Ф». Далее, когда он запомнил его, произносится ряд звуков, среди которых присутствует тот самый звук: «п-р-х-ш-т-ф-с». Важно произносить не «Пэ», а «П», не «Эр», а «Р», чтобы можно было определить первичный звук.

Другой пример игры, при которой развивается фонетическая ритмика: взрослый произносит звуки, которые издают живые существа, насекомые. Ребенок пытается запомнить, какой звук относится к какому существу. Далее произносится звук, а дитя определяет, кто его произносит. Можно придумать еще много подобных игр на развитие фонематического слуха для детей, главное – давать регулярные уроки, которые будут постепенно развивать его восприятие.

Фонематический слух — это способность различать фонемы языка, то есть слышать и идентифицировать звуки, слоги, слова. Навыки восприятия речи лежат в основе других видов речевой деятельности, поэтому их недоразвитие ведет к ощутимым сложностям в усвоении английского языка. Некоторые авторы называют несформированность фонематического восприятия лидирующей причиной, приводящей к сложностям в учебе.

Хорошая новость в том, что фонематический слух можно и нужно тренировать. В его развитии можно выделить несколько этапов.

  • развитие распознавания неречевых звуков (Что звучит? Где звучит? Как звучит?); 
  • развитие узнавания и дифференциации фонем на слух; 
  • формирование способности к звуковому анализу и синтезу слова.

Важно выполнять упражнения на развитие фонематического слуха регулярно. На каждом уроке проводите фонетическую разминку. Это позволит снять возможные фонетические трудности (слуховые, произносительные, ритмико-интонационные) и перестроить артикуляционный аппарат с родного языка на иностранный. 

Для тренировки навыка можно использовать игры, а также скороговорки, рифмовки, диалоги, пословицы и поговорки. Например, для отработки самых трудных английских звуков, которые отсутствуют в родном языке: губно-губной звук [w]:

Where there is a will there is a way. Где хотенье, там и уменье.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха. 

Please

Участникам требуется выполнять команды ведущего только в том случае, если они услышат вежливую просьбу “please”. 

Участники, выполнившие команду без ключевого слова выбывают. “Please, say [o], [o]! Say [p] silence”. 

It can fly

Эта игра имеет два варианта:

  1. дети внимательно прослушивая текст, предлагаемый педагогом, хлопают в ладоши, услышав название предмета (животного, насекомого), которое может летать, плавать, бегать и т.п. 
  2. из произнесенного педагогом ряда слов детям необходимо выбрать название лишнего животного, которое не подходит по определенному заранее признаку. 

Например: животное, которое не может летать: duck, penguin, parrot, ostrich. 

Широкие и узкие гласные

Педагог называет слова. Дети поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок. 

Правильно неправильно

Педагог называет отдельные слова или слова в предложениях, фразах. Дети поднимают руку при чтении выделенного им звука в звукосочетаниях. 

Комары и осы

Предложите детям произнести звук [z] и объясните, что так в нашей игре будут жужжать комары. Потом предложите сказать звук [ð] и объясните, что так будут жужжать осы. Каждый раз, когда будут жужжать комары (звук [z]), дети должны хлопать в ладони, будто отгоняют комаров, а когда жужжат осы (звук [ð]), они должны сидеть тихо, чтобы оса их не укусила. 

Цель игры – научить различать на слух звуки [z] и [ð]. 

Foreign Speakers

Учитель предлагает детям ситуацию: «Мы иностранцы. Мы не знаем, как произносить русские звуки. Поэтому мы заменяем их соответствующими английскими звуками. Повторяйте слова и фразы за мной: [д] – [d] дом, дятел, дети, домино. Дед Додон в дуду дудел, Дину дед дудой задел [т] – [t] кот, стол, тигр, кит, тесто, теленок. [з] – [ð] Зина, заяц, зима, завод, коза. [с] – [θ] сено, солнце, сосна, сани, сон, сын. Семен сказал своим сыновьям: Cыны, составьте скирду сена. Сыновья составили скирду сена. Семен сказал своим сыновьям:  – Спасибо. [р] – [r] рукавица, растение, строка, ромашка, роса, рыбалка, река, работа. На реке Роман поймал руками рака, рак ущипнул Романа за руку. 

Strange Sounds

 Учитель произносит английские слова. Дети хлопают в ладоши, если слышат русский звук в английском слове. Например: [т] able, са [т], [р] iver, [р] ose, [р] oom, [с] ank you, wea [з] er and so on. Потом в роли ведущего выступают сами ученики по очереди. 

Старайтесь проводить работу по развитию фонематического слуха регулярно. Упражнения не займут у вас много времени, а эффект вы увидите уже через несколько занятий. 

Валерия Островская

Поделиться ссылкой:

Previous Entry | Next Entry

Фонематический слух — так ли важен?

Навеяно разговором об играх с Фонематический слух… это почти идол с точки зрения современных логопедов, с него все начинается, им и заканчивается. Практически любая встреча с логопедом сводится к разговору о нем. Понятно, если ребенок говорит более-менее в рамках нормы или недалеко от нее. Я сейчас не говорю о каких-то особо тяжелых случаях. Если Вы еще не сталкивались с этим, коротко поясню, что это такое. Вот, что пишет Википедия Ну, и такого рода текстов можно найти сколько угодно. Любой сайт, журнал, книга и т.п. , в которой разговор о речи ребенка, обязательно коснется этого. Там можно найти высказывания типа такого «Фонематический слух — сенсорная основа речи», «Формирование фонематического слуха — залог успешной учебной деятельности» и т.п. Ну, а уж если у ребенка обнаруживают проблемы звукопроизношения (т.е. какие-то звуки не выговаривает, выговаривает неправильно, заменяет и т.п.), то именно с этого и начинается работа. Ну, так что, спросите Вы? Зачем еще раз об этом писать? А затем, что меня все чаще посещают сомнения в справедливости всего этого. Нет, я не отрицаю, что ребенок хорошо бы, чтобы слышал, и когда все нормально — слышит. И что если этого нет, то стоит работать. Но мне кажется, что это — как раз дело десятое. И не стоит столько внимания. А вот развитие связной речи, чувство языка, всяческих грамматических вещей, как то согласование падежей, рода, числа, словообразование, предлоги и т.п. — вот что куда важнее, куда сложнее, и что самое важное, требует куда более серьезной проработки и длительного времени. Но самое замечательное в том, что в процессе этой работы — и слух появляется — потому что он не может не появится, если нет физиологических проблем. Ведь, когда ребенок начинает обращать внимание на слова, на то, как он говорит, как говорят другие, он иначе начинает относиться к звукам вообще. Так что, не стоит этим заниматься? Почему же, стоит. Но как мне кажется, если у Вас есть выбор, поиграть в игру, направленную на фонематику, или в игру, направленную на грамматику, то стоит отдать предпочтение грамматике. Или развитию связной речи и т.п. И еще. Есть такая интересная статья. «Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников» Ясюковой Л. А. Она — руководитель лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, кандидат психологических наук, психолог-консультант. http://www.metodikinz.ru/opin/?page=.sci.yasukova На эту статью часто дают ссылки. Так вот, я процитирую оттуда кусочек Мне это кажется не только убедительным. Это очень четко согласуется еще и с тем, что я сама наблюдаю. Вообще, очень рекомендую статью прочитать целиком. Там много интересного. Однако для меня оставался вопрос, а можно ли без фонематического слуха научить правильной речи? Давайте подумаем вместе. Этот самый фонематический слух нам что дает – возможность правильно слышать собеседника, и возможность слышать – правильно ли говорю я сам. Ну, допустим, собеседника, по жизни, не так и важно слышать абсолютно точно и четко. Практически все можно понять из контекста общения, если слышать, хотя бы части слов. (помните, есть такой тест – частенько в интернете встречается – текст, в котором слова написаны не полностью). Вот говорить самому… Да, с этим сложнее. Тут, действительно надо слышать. А если мы будем много играть со словами? Варить кукле компот из слив, или сливовый компот, печь яблочный пирог или пирог из яблок, искать рыцарские перчатки, рыцарский меч и т.п. Придумывать рассказы, задавать вопросы, терять и находить слова, части слов… То есть ребенок будет много говорить и обращать внимания на свою речь. Как Вы думаете, будет ли это способствовать развитию фонематического слуха? Мне кажется, что да. И тогда, буквально, одной – двух игр, показывающих, чего собственно, Вы хотите с этими самыми звуками, хватит. Ну, и напоследок. Я ни в коем случае не отрицаю, что стоит играть в игры с восприятием на слух. Более того, с удовольствием сама в них играю. Но я предлагаю задуматься о приоритетах. И еще, если Вы занимаетесь с ребенком по кубикам Зайцева, то там также прекрасно происходит работа с фонематическими вещами. Вот так мне это видится. Готова услышать другие мнения. Пообщаться, обсуждать и даже изменить свое 🙂

Profile

Аня

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

View All Archives

Links

  • Читать меня в ФБ
  • Мой инстаграм
  • Читать в ВК

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий