Психология ребенка 4 лет

Оглавление

Истерики, скандалы, непослушание и слезы — так малыш 3-4 лет показывает характер. Все чаще родителей интересует воспитание ребенка 3 4 года, психология, советы, как справиться с бурными проявлениями его характера. Как справится с проблемами в воспитании самостоятельно? Фраза «кризис трех лет» вселяет в родителей страх еще задолго до того, как ребенку исполнится три года.

image

Очень важно разобраться в причинах поведения ребенка, и тогда его можно будет понять и помочь.

Капризничает, потому что не знает, как сказать по-другому

Чтобы понять особенности поведения ребенка в этом возрасте, надо разобраться, в чем причина таких его реакций. Психологи выделяют такой термин, как фрустрация — это когда человек (ребенок в нашем случае) не получает всего, чего он хочет в полной мере. Таким образом, когда дети понимают, что им не все разрешается, что есть объективные ситуации, когда приходится подчиняться, они взрослеют. И у них происходит внутренний конфликт — это и называют кризисом трех лет.

Психология ребенка для любящего и внимательного родителя очень важная составляющая его развития.

Такой родитель знает, чем вызваны капризы малыша — желанием привлечь к себе внимание, недомоганием или расстройством из-за какой-то отдельной ситуации в детском саду.

Иногда это желание привлечь внимание родителей, которые заняты домашними делами или просто не уделяют малышу времени, в котором он так нуждается. По-другому ребенок в этом возрасте не может показать свои желания и эмоции.

image В 3-4 года идет закладывание основных черт характера, и уже сейчас ребенок хочет стать более самостоятельным. Начиная с двух лет он все активнее защищает свою самостоятельность. Он стремится все делать сам, а если ему мешают, начинает капризничать.

В этом возрасте начинают проявляться негативные качества. Часто малыш капризничает и кричит, потому что хочет отомстить. Например за то, что его заставили доедать утром завтрак или отказались давать любимую игрушку. Кроме того, ребенок может быть просто чем-то расстроен — не получилось собрать паззл или мозаику, порвалась любимая картинка. Малыши только учатся справляться со своим разочарованием и делают это не всегда адекватно.

Запрещать надо в меру

В процессе истерики очень часто все упирается в родительские запреты. Малыш хочет что-то сделать или пойти куда-то, а родители запрещают. Да, это может быть нелегко, но внедрять психологически запреты в воспитание ребенка необходимо. Важно понимать, что родители запрещают что-то, потому что хотят уберечь ребенка. Они позволяют малышу ощутить заботу о себе, успокоиться и развивать дисциплину.

Читать далее:  Правило трех минут в общении с ребенком

Правда, сегодня очень часто происходит следующее — родители, которые росли в строгости, и у них в детстве была масса запретов, отказываются от этой практики. Ребенку разрешается абсолютно все. Дескать, таким образом можно воспитать личность свободную и ни от кого не зависящую. Такие взрослые просто не понимают, что так детская психика травмируется, и в будущем им придется перевоспитывать избалованное чадо.

Детям важны четкие рамки и правила в этом возрасте — так они чувствуют себя в безопасности. А воспитание без запретов может сделать детей дошкольного возраста капризными и инфантильными: они будут прибегать к манипуляциям и провокациям и вряд ли смогут адекватно общаться с другими детьми в детском саду или школе.

Есть и другая крайность — родные перегибают палку и запрещают ребенку очень многое. Гулять ходить только за руку, бегать нельзя — упадешь, прыгать нельзя — ногу сломаешь, на песке не сиди — простудишься, игрушки не будем брать — чужие дети заберут и так далее. Такие детки растут скромными, нерешительными, тихими; им будет сложно постоять за себя и они будут нуждаться в постоянном одобрении родителей перед каждым поступком.

Необходимо все-таки стремиться к золотой середине. Прежде чем что-то запрещать, четко объясните малышу, почему вы так делаете, и к каким последствиям может привести его непослушание. Если с ребенком разговаривать в этом возрасте, то в 5 лет он уже будет сам знать, что ему следует делать в той или иной ситуации. А в 6 лет он даже будет учить одноклассников поступать так, как ему объяснили родители. Ребенок перенимает вашу модель поведения, поэтому учитесь быть идеальным примером для подражания.

Истерике — быть!

Если договориться с ребенком не получается и он устраивает истерику, как быть и что делать?

Главное, как советуют психологи — не стесняться в этот момент своего ребенка перед посторонними. Это ваше чадо и оно проходит через такой этап взросления. Ваша задача ему помочь, а не делать виноватым или стыдить.

Какие действия предпринять:

  1. Не кричать на него — это может только ухудшить ситуацию и напугать малыша.
  2. Присядьте возле него на корточки, чтобы встретиться глазами и скажите, что у него есть время на крики, главное, чтобы ему стало легче.
  3. Спросите, чем можете помочь, но при этом, если что-то запретили — стойте на своем.
  4. Осмотритесь по сторонам, если вы на улице, а ребенок сидит на полу, проверьте, нет ли рядом опасных предметов — уберите камни или палки, другими словами, обезопасьте место истерики.
  5. Посидите рядом с ребенком, покажите ему, что вы расстроены таким его поведением, и он вас огорчает.
  6. Попробуйте обнять чадо и усадить на колени.
  7. Погладьте его по ручке или по головке — повторяющиеся приятные действия помогут успокоиться.
  8. Можно прошептать на ушко, что вы сейчас пойдете и прочитаете любимую сказку, а можно даже начать ее рассказывать тихонько.
  9. Если ничего не помогает, попробуйте выйти в другую комнату (если истерика случалась дома). Зачастую без зрителей дети быстрее успокаиваются.
  10. После того как вам удалось успокоить малыша, обязательно расскажите, что последствия таких истерик очень печальные — игрушки разбросаны, малыш весь красный, у мамы голова разболелась, но не ругайте его, не кричите.
  11. Главное, постарайтесь узнать причину истерики попробуйте договориться, что больше эта причина не будет огорчать малыша — найдите компромисс.

Читать далее:  Когда ребенок в гневе — советы родителям

Зарядить позитивом

В 3 года у ребенка наступает индивидуация, а с ней приходит и новая форма уязвимости. Обостряется тревога, которая носит экзистенциальный характер. Ребенка начинают беспокоить вопросы о жизни и смерти, о смысле его рождения, он понимает, что может утратить любовь родителей и что мама может умереть. Важно эту тревогу успокоить приданием смысла. Как это делать? Давать как можно больше информации о том, что будет ждать в будущем в парадигме изобилия, т.е. подчеркивая позитивные аспекты, вселяя чувство веры и надежды. Также полезно придать рождению именно этого человечка индивидуальный смысл и значение. Также полезно задавать вопросы ребенку о том, как думает он.

Показать ему, кто он

У каждой личности есть 3 составляющие — генетические (биологические, данные от природы) аспекты, социальные факторы и психологические (зависящие от воспитания). Вам необходимо распознать, выявить и назвать ребенку данные ему от природы, генетические и неизменные его черты и характеристики. Называть характеристики необходимо придавая им позитивную коннотацию, делая это по 5 секторам самооценки.

Главный смысл воспитания — создать психически здорового человека, а это тот, кто будет знать и мочь использовать свои сильные стороны характера.

Показать ребенку мир

В этот период ребенок набирает очень много идентификаций от родителей, которые являются для него идеальными объектами любви и идеальными образцами для подражания. Говорить ребенку о том, что хорошо, что плохо можно чистосердечно исходя из своих представлений, после подросткового возраста он все равно их подкорректирует под себя. Чем больше у ребенка будет фигур для идентификаций, тем более богатым будет его репертуар отношений во взрослом возрасте. Также важно показать ребенку мир в виде большого разнообразия впечатлений.

Не подвергать насилию

Корень психологической эксплуатации ребенка заключается в том, что вы пытаетесь удовлетворить свои собственные эмоциональные потребности за счет ребенка. Я рассказываю, как этого можно избежать.

Последовательное воспитание

Правила и запреты всегда должны быть предсказуемы, терпение, приучение ребенка к планированию, отсрочке удовольствия. Ребенок должен уметь воспринимать критику

Следующий кризис — в пять лет

Важно научиться замечать реакцию ребенка на ваши действия — зачастую ответ на истерику и капризы кроется именно в этом. Считается, что родителям мальчика повезло меньше, чем родителям девочек — дескать, мальчишки более эмоциональны, крикливы и капризны. Эти факты не имеют под собой научного подтверждения. Психологи до 7 лет не разделяют детей по половым признакам. В основном детки в 3-4 года ведут себя практически одинаково. В большей степени все зависит от типа характера ребенка.

Читать далее:  Детская ложь: причины и решение проблемы

В этом возрасте они стремятся отвоевать свою территорию, узнают границы дозволенного и из-за несогласия с этими границами впадают в истерику или капризничают. Задача родителей — быть последовательными. Запрещать только вещи действительно важные, которые уберегут ребенка от опасности или положительно скажутся на его воспитании. Если мама что-то запрещает, папа должен придерживаться такого же правила. Ребенок привыкнет к правилам и будет вести себя спокойнее.

Следующий непростой этап воспитания наступит, когда родители будут готовить свое чадо к школе. Отлично это воспринимает и готов к работе ребенок 5 лет, психология определяет таких детей как гиперактивных. Родным будет тяжело справиться с ними и удержать внимание, но чем раньше вы начнете эту работу, тем больше положительных результатов она вам принесет.

Похожие записи:

Психология поведения ребенка в 2 года и его воспитание

Чем занять ребенка подростка: советы родителям

Когда ребенок в гневе — советы родителям

<!DOCTYPE html PUBLIC «-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN» «http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd»>

Многие родители не понаслышке знают о том, что такое кризис 4 лет и с ужасом ждут этого периода в жизни крохи. Но, не стоит так реагировать на естественное поведение ребенка в этом возрасте.

Вместо этого, родителям стоит приложить максимуму усилий для того, чтобы помочь ему в этот сложный для него период и приблизить его завершение.

Что такое кризис 4 лет

По мере взросления малыш обретает новые навыки, в его жизни ежедневно происходит что-то интересное и поучительное. Многое в 3 – 4 летнем возрасте у детей уже получается, а чему-то еще стоит поучиться.

Именно в этот период дети начинают проявлять характер, который сформируется на всю жизнь. И поэтому не стоит закрывать глаза на происходящее, а прежде всего, следует выяснить, с чем связано такое поведение, которое характерно для 4 лет, и что с ним делать.

Как правило, изменения в поведении детей начинаю проявляться с 3 – 4 лет, и вызваны они могут быть несколькими причинами. В большей мере данные причины носят психологический характер. К их числу можно отнести:

  • Семья, в которой растет кроха, не уделяет ему достаточного внимания, поэтому начинается проявление всяческих попыток его заполучить.
  • Кроха не получает достаточного общения со стороны. Если у него нет друзей, он большую часть времени проводит в стенах дома, то вскоре это может привести к тому, что в возрасте 4 лет возникнут проблемы.
  • У малыша нет увлечений, хобби, он ничем не интересуется, его ежедневный досуг скучный и однообразный.
  • Спровоцировать появление кризиса могут и сами члены семьи, оказывая чрезмерное давление на чадо.

Проявляется кризис 4 лет у всех детей индивидуально. Индивидуальным является как его проявление, так и длительность. Некоторые семьи узнают о нем уже в 2,5 года, некоторые ближе к 5 годам. К основным проявлениям данного периода можно отнести:

  • Подавленное эмоциональное состояние, при котором малыш не проявляет интереса к любимым играм, мультфильмам, общению.
  • Дети могут ощущать тревожность, часто плакать, истерить без явной причины на это.
  • В некоторых случаях появляется агрессия, кроха может идти на конфликт.
  • Прослеживается снижение активности, аппетита, нарушения сна.
  • Кроха становится неуправляемым, он не слушает родителей, делает все им наперекор, тем самым проявляя свой характер.

Если вы заметили изменения в поведении ребенка, которые были описаны, у него ухудшилось поведение и малыш отказывается идти на контакт, то говорить это может об одном – это самый настоящий кризис 4 лет. И с ним нужно что-то делать.

Как помочь ребенку

Период с 2,5 до 5 лет является оптимальным возрастом для возникновения кризиса 4 лет у детей. Члены семьи должны не только вовремя выявить его, но и знать, какие действия необходимо предпринять, а которых лучше избегать.

В этот период малыш чувствует себя одиноким и все его истерики, протесты только подтверждают это. Поэтому первое, что должны сделать родители – это окружить ребенка любовью, вниманием и пониманием. Без всего этого пережить кризис ему будет довольно сложно.

Но, не стоит опекать детей чрезмерно, ведь это может усугубить ситуацию.

Для того чтобы кризис 4 лет не сказался негативно на характере, члены семьи должны в этот период уделить особое внимание общению с малышом, с помощью которого, на самом то деле, решаются практически все проблемы.

Расположив к себе малыша, родители должны понимать, что его доверие, прежде всего. Не имея доверия можно не рассчитывать на то, что малыш начнет рассказывать о своих проблемах и уж, тем более слушать родителей и выполнять их просьбы.

Если кризис 4 лет настиг малыша, то ни в коем случае не следует по первому же требованию выполнять все его капризы. Строгость в воспитании должна присутствовать. Естественно, можно установить ограничения на развлечения, досуг, но, ни в коем случае нельзя отказываться от данных обещаний.

В данной ситуации необходимо найти золотую середину, которая и станет спасением в подкравшийся кризис. Противопоказано наказывать детей, прилагая физическую силу. Это недопустимо и может сказаться на характере, психике и дальнейшем отношению к родным.

Задачей родителей является объяснить своему чаду, что он делает не так, рассказать о том, как бы вы им гордились, если бы он поступал иначе. Не стоит игнорировать заданные вопросы, ведь они имеют для него огромное значение.

Еще одним важным фактом, является непросто совместное времяпровождение с детьми, а непосредственное участие родителей и разделение детских интересов. Достаточно легко найти совместное увлечение. Это может быть лепка с пластилина, рисование, какой-либо вид спорта, рыбалка и прочее.

Кроха с легкостью перенесет изменения, которые настигли его в возрасте 4 лет, проще, если в этот период будет чувствовать родительскую поддержку, понимание.

Если кроха растет в семье, где царит мир и понимание, ему уделяется достаточно внимания, с его мнением считаются, и малыш растет счастливым, то, вероятнее всего, с такими изменениями в поведении семья не столкнется, ведь чадо не будет видеть необходимости протестовать, идти вопреки родителям. И уберечь малыша от данного периода родители могут, правильно воспитав ребенка, не балуя его и не держа в «ежовых рукавицах».

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

Рекомендуем Сколько детей должно быть в группе детского сада: СанПин 2019 Можно ли новорожденному смотреть телевизор: советы доктора Идеи оригинальных подарков для девочки на 2-3 годика Каким должно быть правильное воспитание подростка

В первые годы своей жизни ребенок активно развивается, он изучает окружающий мир и познает себя в нем. К 4 годам у него появляются устойчивые интересы, полученные навыки и умения постоянно усовершенствуются, интенсивно меняется физическое, умственное и психологическое состояние. Активное развитие ребенка в 4 года приводит к тому, что он становится самостоятельной личностью, поэтому с ним интересно общаться как взрослым, так и детям. Поход в школу еще впереди — ребенок начнет учиться только в 6-7 лет, но уже сейчас нужно задуматься о соблюдении обязательного Всероссийского календаря вакцинации.

Содержание

Возрастные особенности четырехлетнего ребенка

В 3 года родителям сложно справляться с эмоциональной бурей, которую переживает их малыш, поэтому, когда он достиг 4 лет, можно немного расслабиться. Он все еще активен и энергичен, но уже появляется усидчивость, и одним делом он может заниматься 15-20 минут.

Это время активного развития, у ребенка постоянно возникают новые вопросы, он экспериментирует и познает окружающий мир. В этот период родители должны научиться ненавязчиво переключать внимание малыша в нужном направлении.

Развивается мелкая моторика, в этом возрасте многие любят рисовать. Словарный запас стремительно растет, а наличие шепелявости не должно пугать, это нормально для указанного периода.

Дети становятся настоящими «почемучками».

Внешние данные

После 4 лет появляются видимые изменения внешних данных, в этот период происходит активное развитие костной и мышечной ткани. Помните, что в таком возрасте скелет еще гибкий, следите, чтобы малыш долго не сидел в неправильной позе, не перегружался, спал на матрасе средней жесткости. В этот период смещается центр тяжести тела, меняются его пропорции, с лица сходит детская припухлость.

Рост и вес

К 4 годам происходит увеличение веса (1,8-2,2 кг) и роста (5-7 см). Для контроля правильности развития детей существуют специальные таблицы, при помощи которых проверяют вес и рост. В них указаны данные отдельно для мальчиков и девочек.

Если есть небольшие отклонения, это нестрашно, все рекомендации усредненные, а каждый человек индивидуален.

Таблица: средние показатели роста и веса для детей 4 лет.

Показатель Мальчики Девочки
Вес, кг 12,7-21,2 12,3-21,5
Рост, см 94,9-111,7 94,1-111,3

Сейчас есть онлайн-калькуляторы, при помощи которых можно быстро проверить соответствие развития ребенка принятым Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) нормам.

Умения и навыки малыша

Независимо от того, мальчик это или девочка, в 4 года они должны уметь следующее:

  • концентрироваться на одном виде деятельности не менее 5 минут;
  • находить различия между предметами и уметь их описывать;
  • складывать простые пазлы, мозаики, башенки;
  • понимать разницу между большим и маленьким;
  • среди нескольких предметов находить лишний;
  • составлять простые причинно-следственные связи (например, зачем надо спать, одеваться и т.д.).

Мальчики

В этом возрасте они уже понимают, чем отличаются от девочек. Большинство мальчиков предпочитает общаться с представителями своего пола. Среди игрушек они выбирают машинки, конструкторы, пистолеты и т.д.

Мальчиков в 4 года начинает интересовать устройство каждого предмета.

Девочки

Девочки более самостоятельные, они могут сами выбрать себе занятие. Чаще всего предпочитают спокойные игры с куклами, ролевые игры с игрушками. Они более насторожены к незнакомым людям и сильнее привязаны к родителям.

Девочки в 4 года начинают больше копировать поведение взрослых.

Основные виды развития ребенка в четыре годика

К этому возрасту ребенок уже взрослеет, он становится более сдержанным, но все равно продолжает активно изучать окружающий мир. В своих экспериментах он пытается определить грани дозволенного, проверить, насколько крепкие нервы у родителей. Происходят не только внешние изменения физического состояния, активно развивается его умственные и психологические способности.

Физическое

Малыш активно растет, но его скелет еще остается гибким, поэтому надо внимательно следить за осанкой и не разрешать ему долго находиться в неудобном положении. Чтобы обеспечить малыша необходимой энергией, кормить его надо 4-5 раз в день. Рекомендуется дневной сон.

К этому возрасту дети должны уметь:

  • стоять на одной ноге;
  • менять направление во время бега;
  • делать прыжки с места и с разбега;
  • преодолевать разные препятствия;
  • передвигаться и ходить на цыпочках;
  • делать кувырки вперед;
  • ездить на велосипеде со вспомогательными колесами.

У ребенка развивается координация движений, он хорошо держит равновесие, поэтому готов приступить к занятию танцами, гимнастикой и другими видами спорта.

В четыре года ребёнок должен много двигаться.

Психическое

Не менее важно в этом возрасте и психологическое развитие. Ребенок узнает новые эмоции: стыд, обиду, восторг, он должен уметь ориентироваться на оценку его действий взрослыми и сверстниками, владеть стандартными навыками самостоятельного обслуживания.

В это время родителям надо быть внимательными и терпеливыми, т.к. малыш становится более ранимым.

Он уже многое осознает, и ваша задача — помочь ему справиться с возникающими страхами, сомнениями и неуверенностью.

Умственное и познавательное

В этом возрасте дошкольник уже умеет задавать сложные вопросы и давать ответы, он различает предметы, людей, животных по общим признакам. Научился сортировать события, может на некоторое время занять себя книгой или мультфильмом. После их просмотра умеет рассказать, что видел.

Умения четырёхлеток.

В 4 года малыш должен знать:

  • собственное имя и имена всех близких членов семьи, друзей;
  • названия основных геометрических форм;
  • 7 цветов радуги;
  • понимать, что такое направление (верх, низ и т.д.);
  • что такое мало и много;
  • различать предметы по цвету, габаритам, весу;
  • времена года и их различия;
  • описывать своим словами увиденные предметы и явления;
  • вести диалог со сверстниками.

Это эмоциональный возраст, поэтому малыш не должен бояться проявлять свои чувства. Если в семье сдержанная или напряженная обстановка, то это приводит к тому, что вырастает скованный и эмоционально неуравновешенный человек. Надо периодически подключать ребенка к посильной работе, ему это нравится и он понимает, что нужен родителям и они его любят.

Помощь в развитии: действия родителей

Родители не должны надеяться на то, что ребенка всему научат в детском саду. Надо активно принимать участие в развитии и воспитании своего наследника.

Родители должны принимать активное участие в развитии малыша.

Упражнения

Дети этого возраста любят задать вопросы, и это надо использовать. Спрашивайте у них, что бывает сладким, холодным, кислым и т.д. Отвечая, они развивают творческое мышление. Заставляйте давать ответы на вопрос: «Что будет, если…?». Они самостоятельно смоделируют ситуации, а это не только интересно, но и полезно. Еще одно упражнение: «Что где лежит?». Вспоминая предметы, находящиеся в ванной, кухне или другом месте, они усовершенствуют память. Для развития логики можно поиграть в «Правда — неправда».

Игрушки

Обязательно используйте развивающие игрушки:

  • головоломки;
  • конструкторы;
  • пластилин, глину и кинетический песок;
  • «говорящих» зверей или куклы;
  • машинки, фигурки зверей, людей.

Обязательно организуйте место для занятий. Достаточно приобрести или сделать небольшой столик и стульчик, коробку или шкафчик для хранения игрушек.

Развивающие игры

Разнообразив семейный досуг развивающими играми, вы не только весело проведете время, но и будете развивать своего малыша. Можно завязать ему газа и повести по дому, он должен на ощупь, запах или вкус (для продуктов питания) узнавать и называть предметы. Для развития фантазии поиграйте в игру «Подумай, как назвать?». Надо придумать альтернативные названия для тех предметов, которые он уже знает.

В четыре года могут проявляться творческие способности ребёнка.

Мультики

Мультфильмы нужны не только для того, чтобы занять на некоторое время ребенка, это еще и эффективный способ обучения. Надо правильно их выбирать, предпочитать те, что учат нормам поведения, объясняют, что такое добро и зло и т.д.

Мультфильмы должны быть веселыми и недолгими, хорошо, когда в них есть интерактив в виде песен, танцев, тогда обучение воспринимается легко и непринужденно.

Предпочтение лучше отдавать советским мультикам и классике «Диснея».

Спортивные занятия

Не должно быть больших нагрузок. Спортом лучше заниматься на улице. Это разные подвижные игры, плаванье, езда на велосипеде и др. Спортивным секциям можно уделять 1 час в неделю, малыша не надо перегружать, все должно быть в удовольствие. Для развития равновесия используйте занятия на бревне, брусьях, перекладине, шведской стенке.

Особенности ухода за ребенком и режим дня

В этом возрасте важно соблюдать режим дня и правильно ухаживать за своим наследником:

  • в сутки сон должен составлять 11-12 часов, важен дневной сон (1,5-2 часа);
  • гигиенические процедуры делают утром и вечером;
  • ежедневные активные прогулки на свежем воздухе;
  • в случае закаливания процедуры делают систематично.

Ночной сон должен составлять около 9-10 часов, для этого надо ложиться спать в 9-10 вечера, а вставать в 7-8 утра.

Питание четырехлетних детей

Большое значение имеет сбалансированное и полноценное питание. В этом возрасте надо есть через каждые 3-4 часа, т.е. 4 раза. Калорийность пищи в пределах 1700 ккал.

В рационе должны быть овощи, фрукты, каши, супы и вода (около 0,5 л). Сладкое дают по минимуму (1-2 раза в неделю). К новой еде приучают постепенно.

Пищу распределяют так:

  • завтрак и ужин по 25%;
  • обед — 30-35%;
  • полдник — 15-20%.
В рационе ребёнка обязательно должны присутствовать овощи и фрукты.

Полезные советы и общие рекомендации родителям

Для того чтобы ребенок нормально развивался, охотно учился и был здоровым, надо придерживаться следующих правил:

  • при желании можно посещать спортивные секции, это позволит тратить лишнюю энергию, научит дисциплине и порядку;
  • хотя малыш и повзрослел, он все еще требует много внимания, чаще его хвалите;
  • можно начинать водить его в цирк, театр, но сначала брать билеты в первый ряд не стоит;
  • старайтесь терпеливо отвечать на все его вопросы, даже если не знаете ответы, поищите их вместе;
  • в игровой форме можно приступать к изучению иностранного языка.

В 4 года ребенок активно познает окружающий мир, начинают проявляться его таланты и способности. Он совершенствует полученные ранее навыки. В этом возрасте важно общение со сверстниками, поэтому не стоит держать малыша постоянно дома, лучше отдать его в детский сад. Это позволит ему активно и разносторонне развиваться.

Читайте далее:

Особенности развития ребенка в 3 года и «кризис трехлетки»

Как развивается ребенок в 2 года

Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте (5-6 лет)

Особенности развития ребенка в 8 месяцев

Сколько нужно калорий ребенку до 1 года (белки, жиры, углеводы)

Калькулятор расчета объема кормлений и питания ребенка до 1 года

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические особенности развития

В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.

imageЧто касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие ребенка

В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.

Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

image

Роль игры

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Творческие способности

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.

Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

image

Развитие речи

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.

Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

Общение со сверстниками и взрослыми

В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.

imageВ группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет. Памятка для родителей, составленная воспитателями и психологами дошкольного учреждения, поможет правильно и плодотворно построить общение с ребенком.

Эмоциональные особенности

В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать.

Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности.

imageКак уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет.

Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.

Обучение детей 4–5 лет

Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности.

При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Таким образом, педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. По ПДД, к примеру, могут проводиться игровые занятия, где правила дорожного движения даются в стихотворной форме, легкой для понимания и запоминания. Также в этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

image

Воспитание

Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.

Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Роль дошкольных учреждений

Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

image

Семья – это главное

По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.

Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий