Основные правила поведения в общественном транспорте для школьников

в избранное

В общественном транспорте мы проводим примерно от одного до двух часов в день, при этом испытывая не самые положительные эмоции от поездки. Пассажиры толкаются, прижимаются друг к другу, благоухают парфюмом и сшибают рядом стоящих людей при входе и выходе из салона. Происходит это потому, что большинство людей забывает о существовании правил этикета в общественном транспорте. Мы собрали самые базовые правила, которые должны соблюдать все пассажиры.

1. Пропускай людей, которые выходят, и только потом заходи сам

Если нужный тебе автобус, троллейбус или вагон подошел, и из открытых дверей кто-то выходит, обязательно дождись, пока поток людей кончится, и только после этого заходи. Не лезь в двери первым, расталкивая окружающих локтями, и не пытайся протолкнуть сквозь толпу детей, чтобы они зашли в салон первыми и успели занять свободные места. Во-первых, это некрасиво, а во-вторых, в час пик твои добрые намерения могут выйти боком, и ребенка снесет потоком выходящих пассажиров.

2. Снимай объемные рюкзаки и сумки с плеч

Когда ты входишь в салон общественного транспорта, в первую очередь тебе нужно снять с плеч рюкзак или сумку. Это необходимо, чтобы не доставлять неудобства другим пассажирам — не биться о них при каждом торможении, не мешать свободному проходу по вагону или салону транспорта, не занимать лишнее свободное место у поручня и не сбить случайно пассажира при выходе.

3. Занимай свободные места, только если все пассажиры сидят

Сидячие места в общественном транспорте предназначаются для пожилых людей, пассажиров с ограниченными возможностями и детьми на руках, а также для беременных женщин. Если все вышеперечисленные категории граждан сидят, а свободные места остались — можешь присаживаться.

4. Занимай место, которое тебе уступила женщина, только если ты плохо себя чувствуешь

Женщины тоже могут уступать места мужчинам, но только в том случае, если перед ними пожилой человек, инвалид или мужчина, которому плохо. Так что, если ты мучаешься от страшной головной боли или еле стоишь на ногах после тяжелого рабочего дня, ты вполне можешь принять предложение занять чужое место, не испытывая по этому поводу чувства вины.

5. Всегда используй в транспорте наушники

Ты можешь быть уверен в своем прекрасном музыкальном вкусе, но это не дает тебе права заставлять других пассажиров слушать то же, что и ты. Если в транспорте ты собираешься смотреть фильмы, играть в игры на телефоне или перекинуться парой слов с кем-либо по видеосвязи, настоятельно рекомендуется брать с собой наушники. Так ты минимизируешь раздражительную атмосферу в салоне.

Самые странные правила этикета в мире

6. Не сиди с раздвинутыми или выдвинутыми ногами

В общественном транспорте не так много свободного места, чтобы ты мог позволить себе вытягивать ноги вперед или сидеть, широко раздвинув их. Подумай не только о своем комфорте: чем больше места ты занимаешь, тем больше вероятность, что ты отнимаешь пространство у других пассажиров или мешаешь свободному движению по салону.

7. Если ты собираешься помочь пассажиру при посадке, сначала уточни, нужно ли ему это

Вежливость и участливость, безусловно, твои сильные черты характера, но навязывать свою помощь или делать что-то без разрешения другого пассажира всё же не стоит. Если ты хочешь оказать помощь пожилому человеку, инвалиду, ребенку или беременной женщине при посадке в общественный транспорт, сначала поинтересуйся у них, нуждаются они в твоей помощи или нет.

8. Не открывай и не отряхивай зонт около других пассажиров

Отдельная тема — как обращаться с зонтом в общественном транспорте. Если тебе необходимо открыть, закрыть или отряхнуть зонт, сделай несколько шагов от других пассажиров, чтобы не обрызгать их водой. Уже сложенный зонтик обязательно зафиксируй и переверни вниз, чтобы дать воде стечь. Внимательно следи, чтобы вода не накапала на ноги окружающим тебя людям. Идеально, если ты сможешь обернуть зонт пакетом.

9. Не ешь в общественном транспорте

Если ты купил билеты на междугородний автобус, поезд, электричку или самолет, то отказываться от перекусов или полноценного приема пищи не стоит. В любых других случаях следует потерпеть до нужной остановки и перекусить уже за пределами салона автобуса, троллейбуса или трамвая.

Если ты ждешь транспорт, перекусывая чем-нибудь, стоит либо полностью доесть, подождав следующий рейс, либо упаковать еду в пакет и уложить в сумку, прежде чем садиться в салон. То же правило касается и напитков: не заходи в общественный транспорт со стаканом (пусть даже закрытым) или любой другой тарой, содержимое которой при резком торможении или повороте может пролиться на стоящих поблизости пассажиров.

10. Предупреждай рядом стоящих пассажиров о своем намерении выйти

Если следующая остановка твоя, а салон забит людьми так, что тебе сложно даже пошевелиться, начни вежливо интересоваться у людей, стоящих вокруг тебя, не собираются ли они выходить, или просто проси их пропустить тебя вперед. Не расталкивай пассажиров, не пробивай себе дорогу локтями или сумками, не двигайся молча, если в салоне давка.

11. Не стой у входа, если в транспорте есть свободные места

Даже если тебе нужно проехать всего несколько остановок, не стоит занимать проход в салон, мешая пассажирам свободно входить и выходить из транспорта. Если в салоне есть свободные места, тебе следует занять одно из них или в крайнем случае встать в конец автобуса (трамвая).

12. Не разговаривай по телефону

Люди, которые любят сопровождать свои поездки на общественном транспорте долгими разговорами по телефону с повышением голоса и обсуждением подробностей личной жизни, редко задумываются, приятно ли другим пассажирам слушать это.

Для общения в транспорте лучше пользоваться мессенджерами и не мешать окружающим. Если тебе позвонили в то время, пока ты находишься в поездке, лучше отклонить звонок и написать, что тебе неудобно разговаривать. Если же звонок срочный и важный — возьми трубку, но постарайся закончить разговор как можно быстрее.

13. Следи за тем, как от тебя пахнет

Если перед поездкой в общественном транспорте ты употреблял сильно пахнущие продукты, к примеру чеснок или лук, прополощи рот (почисти зубы) или, если у тебя нет такой возможности, купи жевательную резинку.

Не переусердствуй с парфюмом: не всем людям нравится чувствовать резкий запах. Помни, что ты едешь не в такси, а в общественном транспорте, и нужно беспокоиться не только о своем комфорте.

4 причины следить за своим внешним видом

Транспорт – зона повышенной опасности, и каждый человек должен впитать этот факт с молоком матери. При пользовании услугами транспорта жизненно необходимо выполнение общепринятых правил личной безопасности. Правила дорожного движения, а также правила поведения в автобусе, троллейбусе, трамвае, поезде помогают избежать создания угрозы своей жизни и обеспечить безопасность окружающих в транспорте. Узнаем в этой статье, какие опасности общественного транспорта могут подстерегать детей.

Правила поведения в общественном транспорте

Существуют «Правила поведения в общественном транспорте», регулирующие взаимодействие пассажиров в общественном транспорте. Они устанавливают права и обязанности пассажиров и помогают обеспечивать безопасность в транспорте. Некоторые из этих правил вам нужно запомнить.

  1. Ожидание наземного транспорта допускается исключительно на специально оборудованных площадках – остановках общественного транспорта.
  2. Вход в транспорт осуществляется сзади, а выход производится через передние двери. В транспорт оборудованный турникетом вход производится в передние двери, а выход в средние и задние двери.
  3. Перед тем как заходить в транспорт, нужно дать выйти тем, кто собирается выходить.
  4. В обязательном порядке необходимо произвести оплату проезда, приобретя билет на одну поездку, или показать проездной билет на некоторое количество поездок.
  5. Стоящий транспорт обязательно обходят спереди, если это трамвай и сзади, если это автобус и троллейбус.

В транспорте нужно вести себя законопослушно:

  • не создавать шум и не делать резких движений, чтобы не задеть соседних пассажиров;
  • уступать места людям в возрасте и гражданам с ограниченными возможностями, а также женщинам с тяжелой поклажей;
  • не создавать помехи шоферу во время того как транспорт движется;
  • держаться во время движения транспорта за поручни;
  • быть вежливым и обходительным при коммуникации с другими пассажирами;
  • никогда не забираться в уже движущийся транспорт (можно оступиться и соскользнуть со ступенек, попав при этом под колеса);
  • не входить в заполненный под завязку автобус, троллейбус или трамвай;
  • острые или громоздкие предметы надо хорошо упаковывать и располагать в салоне таким образом, чтобы они не доставляли неудобства другим пассажирам.

Беседа «Правила поведения в транспорте»

ГБОУ РМ «Краснослободская общеобразовательная школа-интернат»

Беседа:

«Правила поведения в транспорте»

Читайте также:  Примерное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю в старшей группе по теме «Цветы и травы»

Провела:

Тарасова Марина

Константиновна

2016 г.

Цель:

расширить знакомство учащихся с трудом людей на транспорте, познакомить с правилами поведения в транспорте, повторить правила дорожного движения.

Оборудование:

ПК, картинки, презентация.

Ход беседы:

Показываю слайд №2 с различными видами транспорта, прошу детей назвать их.

Воспитатель:

— Для чего люди придумали эти машины?

— Какие машины перевозят людей, а какие грузы?

— Какие вы знаете профессии людей, связанные с транспортом?

(Водитель, шофер, контролер)

Читайте также:  Конспект занятия по внеурочной деятельности в начальной школе на тему: Вежливость

слайд №3

Обобщаю ответы детей и рассказываю, что благодаря транспорту можно быстро передвигаться по земле, воде или воздуху. Транспорт, который служит для перевозки людей, называется пассажирским, а для грузов – грузовым.

В больших городах много разных видов транспорта, это троллейбусы, автобусы, трамваи, метро, такси, различные грузовики и легковые автомобили. Слайд №4

Для передвижения между городами, поселками существует железнодорожный транспорт (Пригородные и дальние пассажирские и товарные поезда),

междугородние автобусы. Слайд №5

Произношу названия воздушного транспорта (самолеты и вертолеты)

слайд №6, морской и речной – водный транспорт (катера, теплоходы, баржи) слайд №7 . Рассказываю о назначении каждого вида транспорта.

Движение транспорта на улицах регулируется светофорами или милиционером. Слайд №8

Ребята, давайте вспомним с вами правила дорожного движения.

Ребята, как нужно правильно переходить улицу? (по пешеходным переходам, где движение регулируется светофорами или милиционером).

А если нет светофора или полицейского, то как в этом случае переходить улицу?

Ответы: (В этом случае нужно соблюдать осторожность: переходить улицу только по пешеходным дорожкам, где есть знак перехода).

Прежде чем сойти с тротуара на проезжую часть, необходимо убедиться в том, что машины поблизости нет, только после этого можно начинать переходить.

— В какую сторону надо посмотреть сначала при переходе улицы?

(Сначала налево, а дойдя до середины улицы – направо).

Читайте также:  Поделка гриб своими руками: пошаговая инструкция, мастер-класс, фото, видео, схема, чертежи, шаблоны

— Ребята, для чего нам нужны правила дорожного движения?

(Эти правила необходимы для соблюдения безопасности движения транспорта и пешеходов, поэтому их должны соблюдать и пешеходы и водители. Нарушать правила – значить подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей. Нельзя мешать движению транспорта).

— Почему нельзя играть на проезжей части улицы? Где можно играть?

(Только во дворе, на игровой или спортивной площадке).

Слайд №9

А сейчас, ребята, я расскажу, как вести себя в транспорте: слайд №10

1. Входить в автобус полагается через заднюю дверь, а выходить через переднюю.

2. Разговаривать надо тихо.

3. Нельзя стоять у дверей, это мешает входу и выходу пассажиров. Это особенно важно, так как двери открываются автоматически. Нельзя высовывать руки в открытое окно.

4. Принято уступать место пожилым людям.

Предлагаю ситуации и слушаю, как они на них ответят.

Например: «Ты сидишь, а в автобус вошел пожилой мужчина или женщина»; «Ты с бабушкой вошел в автобус. А там только одно свободное место (или несколько)?; «Тебе надо передать деньги на билет. Как ты обратишься к пассажирам?».

Ответы детей.

Ребята, на этом я заканчиваю свою беседу. Думаю, что вы запомнили, какой бывает транспорт, как вести себя в транспорте. И никогда не будете нарушать правила дорожного движения.

Опасности общественного транспорта

  • При нахождении в общественном транспорте нужно стоять лицом по направлению движения или вполоборота.
  • Не надо стоять рядом с дверями, не стоит высовываться в окна при движении транспорта.
  • Выход из общественного транспорта осуществляйте первым или сначала подождите, пока выйдут все остальные пассажиры.
  • После того как покинете салон, дождитесь пока автобус отъедет, и потом переходите улицу.
  • Стоящий автобус или троллейбус обходите сзади, а трамвай – спереди.

Правила безопасности

Правила безопасного поведения обязательны к соблюдению при любых ситуациях. Они придуманы для того, чтобы сохранить здоровье человека, который пользуется автобусом, трамваем, поездом или самолетом. Касаются они как взрослых, так и детей, особенно школьников, которые могут уже самостоятельно без сопровождения родителей пользоваться услугами разного транспорта. Рассмотрим основные из них.

Памятка: Правила посадки, высадки

  • Ожидать транспортное средство необходимо только на специальном оборудованном остановочном пункте (остановке);
  • Подходить к входным дверям автобуса, поезда нужно только после полной остановки, запрещено запрыгивать в открытые двери на ходу;
  • Если заметили, что автобус или троллейбус переполнен, лучше подождать следующего;
  • Перед входом в автобус или другое транспортное средство, нужно пропустить всех выходящих пассажиров;
  • Заходить следует не спеша, соблюдая очередность, не стараясь опередить всех;
  • После посадки не останавливаться у самого входа (если только не придется выходить на ближайшей остановке), спокойно пройди в середину, оставив место тем, которые заходят после;
  • Не нужно пытаться выйти из автобуса, троллейбуса первым – лучше всего подождать пока основная толпа пассажиров уйдет;
  • Переходить улицу после высадки желательно после отъезда транспортного средства от остановки;
  • При посадке на трамвай его необходимо всегда обходить спереди, автобус, троллейбус – сзади.

Правила поведения на природе для дошкольников

Памятка: Правила безопасного поведения в пути

При поездке нужно всегда вести себя достойно и придерживаться некоторых правил безопасности и этикета.

Главные правила безопасности:

  • Нельзя шуметь, толкаться, причинять другие неудобства пассажирам;
  • В любом транспорте запрещена перевозка горючих, легковоспламеняющихся веществ, острых предметов. Большие предметы (сумки, рюкзаки) лучше всего ставить там, где они не будут мешать другим пассажирам;
  • Нельзя отвлекать водителя во время его работы;
  • Нужно обязательно держаться за специальные ремни, поручни;
  • В транспорте лучше стоять лицом в сторону по ходу движения или вполоборота. Не стоит останавливаться около дверей, тем более высовываться из окон на ходу или дверей при начале движения;
  • Домашних животных перевозят в специальных клетках -переносках; собак – в наморднике.

Памятка: Правила поведения в автобусе (троллейбусе) в ходе поездки

При поездках на любом транспорте необходимо соблюдать вежливость по отношению к остальным пассажирам и выполнять следующие правила:

  • Входя, нужно снимать сумки, рюкзаки, чтобы не задеть других пассажиров, не запачкать их;
  • В автобусе не стряхивают снег со своей одежды, капли дождя;
  • Согласно общепринятым правилам поведения при посадке в любой транспорт первыми всегда входят пожилые люди, беременные женщины, инвалиды. Именно им школьники обязаны уступать. То же самое нужно делать, выходя из транспортного средства общественного пользования;
  • К выходу желательно готовиться заранее (особенно если очень пассажиров много). Спрашивать у впереди стоящих: “Вы выходите на остановке?” Извиняясь, просить разрешения пройти, а не расталкивать, локтями прокладывая себе молча путь;
  • В салоне необходимо уступать места людям престарелого возраста, женщинам с маленькими детьми, с тяжелыми сумками, инвалидам;
  • В транспорте нельзя толкаться, стараться не наступать на ноги, не опираться локтями на человека, который находится рядом, не толкать его;
  • В салоне автобуса, троллейбуса, трамвая не разговаривают очень громко, не высовываются из окна, не мешают пассажирам при выходе, на входе;
  • Обязательно нужно оплачивать проезд и при необходимости показывать талон или билет контролеру, кондуктору после поездки билет выбрасывается в урну;
  • Если пользуетесь проездным документом, то держать его при посадке нужно наготове, чтобы не отнимать время у кондуктора и не доставлять неудобств другим пассажирам при его поиске;
  • Если в переполненном салоне держаться неудобно, а в руках цветы или торт, то не нужно стесняться и попросить пассажиров подержать их;
  • Не принято разглядывать пассажиров в упор, опираться на них или заглядывать в телефон, книгу сидящего, стоящего рядом человека;
  • Нельзя грубить другим пассажирам. Если замечание сделано по поводу – стоит взять его на заметку, постараться исправиться;
  • Нельзя пачкать сиденья, забираться на них с ногами, разрисовывать их, есть мороженое, пирожные, причесываться, чистить ногти, громко смеяться, разговаривать, обсуждать проблемы во всеуслышание и многое подобное.

Безопасность детей на железной дороге: Правила поведения

Правила поведения на водном транспорте

Если находитесь на воде, то категорически запрещается:

  • высаживаться или садиться до причала судна и подачи трапа;
  • двигаться по борту судна, за исключением специальных прогулочных катеров, оборудованных турникетами вдоль борта;
  • находиться на площадках судна, не имеющих ограждений;
  • заходить в специальные служебные, технические помещения, тем более если зайти туда предлагают незнакомые люди;
  • перевешиваться за борт лодки или другого судна.

Конспект урока «Условия безопасного поведения в общественном транспорте» 3 класс

Конспект урока

Читайте также:  Место фольклора в русской литературе. Игровые приговоры и припевы

«Условия безопасного поведения в общественном транспорте»

3 класс

План урока

Тема урока:

«Условия безопасного поведения в общественном транспорте»

Цели урока:

а) обучения

– систематизация знаний и умений поведения учащихся на дороге и в общественном транспорте; знакомство с новым понятием «виртуальное путешествие»; знакомство детей с историей развития общественного транспорта в Казани;

б) развития

– формирование и развитие наблюдательности, быстроты реакции, умения анализировать поведение окружающих пешеходов и пассажиров; развитие умения применять полученные знания на практике;

в) воспитания

– формирование культуры поведения на улице и в общественном транспорте; воспитание чувства причастности к дорожному движению; воспитание уважительного отношения к старшим.

Тип урока:

совершенствование навыков и умений.

Вид урока:

путешествие.

Методы обучения:

алгоритмический в сочетании с диалогическим.

Материально-техническое и дидактическое оснащение:

Компьютер, музыкальная аудиозапись, карта путешествия, схема Казанского метрополитена, информационно-указательные дорожные знаки, ребусы, загадки, кроссворды, стихи, иллюстрации поведенческих ситуаций, сюжетные картинки

Ход урока

I Организационный момент Учитель: На уроке сегодня присутствуют наши вожатые, которые представляют экспертную группу. Они будут наблюдать за тем, как вы будете оценивать свои ответы.

Правильный ответ – зеленый жетон.

Неполный ответ – желтый жетон.

Краткий ответ – красный жетон.

В конце урока у вас будет возможность обменять два желтых или три красных жетона на один зеленый. И в конце урока получить отметку. Если вы наберете пять зеленых жетонов, то ваша о.

Учитель: Сегодня, ребята, мы отправимся в виртуальное путешествие от школы до «Кукольного театра».

— Кто из вас знает, что означает выражение «виртуальное путешествие»?

Дети: это мысленное путешествие.

Учитель: Да, ребята, вы правы «виртуальное путешествие» — это мысленное, воображаемое, возможное перемещение.

— На чем можно путешествовать?

Дети: пешком, на автомобиле, на пароходе, …

Учитель: А мы сегодня с вами будем путешествовать в общественном транспорте

Слайд 2: «Виды общественного транспорта»

Дети называют виды общественного транспорта:

Автобус, троллейбус, метро, трамвай, такси.

II Актуализация опорных знаний Учитель: Отправляясь в любое путешествие человек должен наметить свой путь. Мы отправимся по этому пути.

«Карта путешествия»

на доске

Учитель: Выходя из школы, мы становимся пешеходами. Вспомним правила пешеходов.

Главная >> Статьи для родителей

Правила поведения упрощают наши ежедневные хлопоты. И чем раньше приучить маленького взрослеющего человека к основным общественным нормам, тем проще ему будет понять, почему нужно поступать так, а не иначе.

Автобус, маршрутное такси или купе поезда – это своеобразный микромир, где приняты и условности и чётко регламентированные нормы. Им подчиняются и взрослые. Если детский сад, улица или магазин наблюдаемы ребёнком постоянно, то транспорт, зачастую, не настолько привычен детям. Они попадают туда ненадолго и уходят, часто больше никогда не встретившись с попутчиками. Правила поведения в общественном транспорте включает не только нормы этикета, но и соблюдение безопасности. Это касается и поведения в обычном такси. Заметим сразу, что такси должно быть оборудовано специальным детским креслом, существуют даже специальные детские такси, например, TikTaktaxi.ru предлагает именно такой сервис.

Итак, можно выделить две группы правил, с которыми можно знакомить ребёнка – правила этикета и правила безопасности.

Правила безопасности подразумевают осторожный вход в общественный транспорт. Толкаться, лезть вперёд и игнорировать держатели на дверях, недопустимо. Скорость – не главное, нужно пояснить ребёнку. На пороге транспорта соревнования по бегу и лазанию заканчиваются. Помочь подержать сумки входящих тоже возможно, если ребёнок уже школьного возраста и способен хорошо координировать свои действия.

Устойчивая посадка при движении – залог безопасности ребёнка. Важно сразу пресекать все попытки бега и прыжков по салону автобуса, трамвая. Транспорт уже двигается сам, и в какую минуту он может резко затормозить, не знает, иногда, даже сам водитель. А ведь на дороге их много. Это чревато падениями и травмами ребёнка. Если же сидячих мест нет – детям нужно показать, что устойчивое положение на ногах – это крепко держаться руками за поручни и расставив ноги, не раскачиваясь дополнительно при этом. Донести до ребёнка – что безопасность зависит и от него самого, просто необходимо.

Правила этикета, в целом, просты и понятны – кричать, громко разговаривать и портить внешний вид транспорта — нельзя. Мусорить, висеть на поручнях и мешать другим пассажирам продвигаться по салону, также признак невоспитанности. Транспорт на то и общественный, что пользуются им все вместе, уважая друг друга. Уступать место старшим, пропускать вперёд пожилых и женщин с другими маленькими детьми- этому можно приучать ребёнка со школьного возраста. Детям помладше, кроме объяснений, потребуются и тихие игры в процессе поездки. Пусть это будут маленькие потешки или пальчиковые игры. Последние малыши очень любят и могут играть в них очень долго с родителями. В поездке с маленькими детьми всегда нужно иметь в запасе и любимую игрушку, и средства гигиены. Разговаривать и занимать малыша нужно вполголоса, не мешая, и не отвлекая на себя всех окружающих. Но чаще всего, дети любят просто смотреть в окно, так почему бы не рассказать ребёнку о том, что происходит там. Вскоре он и сам начнёт расспрашивать, почему улица названа именно так, и зачем вдоль дороги сажают деревья – вам же останется только занять время разговором, а уж иллюстрации к нему будут мелькать за окном.

Однако правила нужны для всех, и если родители сами их неукоснительно не соблюдают – не стоит ждать от ребёнка их исполнения. Так как всё воспитание сводится к подражанию за взрослым, а не к строгим приказам и нотациям.

Когда ребёнок подрастёт, то, что вы научили его правильно себя вести в экстренной ситуации — это очень большой плюс в его личной жизни. Но также нужно учить, как вести себя в обычных ситуациях, например, в общественных местах, не является исключением и общественный транспорт.

В первую очередь обращайте внимание на правила поведения ребёнка в транспорте, когда вы находитесь рядом с ним. Вежливое отношение к окружающим должно стать для ребёнка нормой поведения, которая будет без труда выполняться даже тогда, когда ребёнок направится в школу один.

Если общественный транспорт пуст и никому не требуется уступить место, допустимо посадить ребёнка на свободное, но желательно сделать это так, чтобы он сидел перед вами и лицом к вам. При резком торможении вы, скорее всего, успеете подхватить малыша. Не слишком корректно оставлять ребёнка занимать место, если вы в состоянии взять его к себе на колени, а рядом с вами стоят пожилые люди.

Всегда пересаживайте ребёнка на колени и озвучивайте, почему вы это делаете. Это научит ребёнка уступать место тем, кто старше него.

Если ребёнок самостоятельно ездит в какие-либо кружки, секции или в подготовительный класс школы, то объясните ему, что заходя в транспорт нужно снимать сумки, ранцы, опускать мокрый зонт ближе к полу, чтобы не задевать и не запачкать стоящих вокруг людей.

Потренируйтесь с ребёнком передавать деньги за проезд. К нему могут обратиться с такой просьбой, пусть он будет подготовлен и его это не смутит, и ребёнок не растеряется.

Объясните малышу, как нужно проходить по вагону в метро или салону, чтобы не мешать другим и не получить замечание от посторонних лиц.

Не нужно стоять возле дверей, если не выходишь, допустимо спрашивать у стоящих впереди, выходят ли они, если нет, то лучше заранее поменяться местом с человеком, а не бежать к дверям, расталкивая всех локтями, а во-вторых у дверей стоять опасно, также донесите до ребёнка.

Старайтесь на своём примере демонстрировать максимально корректное поведение с окружающими.

Останавливайте ребёнка, если он болтает ногами в воздухе, кашляет, не прикрывая рта, и не бойтесь негромко делать ему замечания.

Обратите внимание, что в салоне или вагоне неприлично есть, чистить ногти, уши и нос, стряхивать грязь или капли дождя с одежды и разглядывать в упор пассажиров.

Эти привычки стоит искоренять у ребёнка при первом же их появлении.

Со временем вы привьёте ему уважительное отношение к другим, и приличное поведение в обществе, и вам не будет стыдно за своего ребёнка в общественных местах.

И самое главное, не забывайте проверять у школьника деньги на проезд или наличие проездного билета, чтобы ребёнка не попросили выйти из транспорта.

Все мы понимаем человечность и кондукторов, и водителей, и адекватность окружающих. Но к сожалению реалии современной жизни, нам преподносят неприятные последствия, и как правило, это происходит вдали от дома или в холодное, или даже морозное, время года. Не стоит испытывать на своём ребёнке принцип работы исключений.

Берегите детей!

Всем удачи!

Граждане России обладают определёнными правами и обязанностями, которые закреплены Конституцией. Однако правила поведения в некоторых ситуациях конституционными предписаниями не учитываются. Одной из таких норм является предоставление сидячих мест для пожилых людей и инвалидов.

В Северо-Западный правовой центр (СЗПЦ) «Человек и Закон» прислали видео, снятое в одном из петербургских автобусов, где пассажиры просят молодого человека, сидящего под табличкой «Места для пассажиров с детьми, инвалидов, беременных женщин и лиц пожилого возраста», уступить место бабушке, однако гражданин просьбам окружающих не внимает и равнодушно смотрит в окно.

Автор видеоролика интересуется: закреплена ли обязанность уступать места в общественном транспорте в каких-либо нормативных актах, и предусмотрено ли наказание за игнорирование этого правила? Побеседовав с экспертами, мы разобрались во всех тонкостях данного вопроса.

Норма морали

Необходимость уступать места является одним из правил пользования пассажирским транспортом, закреплённых Приказом администрации Санкт-Петербурга от 18 декабря 1997 года.

«Пассажиры и работники наземного пассажирского транспорта должны бережно относиться к подвижному составу, зданиям и сооружениям на промежуточных и конечных остановочных пунктах, соблюдать чистоту, общественный порядок, требования настоящих Правил и быть взаимовежливыми, — говорится в документе. — Информация о местах для пассажиров с детьми, с детскими колясками, инвалидов, беременных женщин и лиц пожилого возраста (обозначенная соответствующими пиктограммами) и об обязанности освобождать их для указанных лиц размещается в салоне транспортного средства».

Однако, как сообщили в Комитете по транспорту Санкт-Петербурга, за несоблюдение этого правила никакого административного наказания не предусмотрено. Эту информацию подтвердили и в учреждении «Организатор перевозок».

«Никаким законом, нормативным актом не установлено, что за непредоставление места для человека старшего возраста либо инвалида следует какое-либо административное наказание, — пояснил руководитель пресс-службы СПб ГКУ «Организатор перевозок» Роман Агапитов. —   В данном случае это всё переходит из юридического поля в этическое. То есть разговор идёт уже об этике, о воспитании, о культуре поведения. И в метро, и в наземном транспорте есть специальные стикеры, обозначающие места для беременных, для пожилых, для инвалидов. Эти места предназначены специально для вышеперечисленных категорий граждан. Причём в наземном транспорте, как правило, они располагаются в низкопольной части подвижного состава, чтобы не надо было далеко подниматься».

Таким образом, необходимость предоставления мест прописана в правилах пользования и отмечена в указателях над сидениями для определённой категории пассажиров, но какого-либо наказания за отступление от этих правил нет. Уступать место или нет – норма этики и морали, а не положение закона. Поэтому единственное, что может последовать за её неисполнением – это общественное осуждение.

Блюстители нравственности

Но если правила пользования общественным транспортом всё же содержат требование уступать места, следит ли кто-нибудь из сотрудников транспортной компании за его исполнением? Роман Агапитов отметил, что эту функцию может выполнять кондуктор.

«Кондуктор, конечно, может подойти и попросить уступить место пожилому человеку, но следить и не пускать здоровых людей на места для инвалидов не входит в его прямые обязанности. Сделать замечание кондуктор может, но это ни к чему, как правило, не приводит. У кондукторов и без того очень много работы, поэтому зачастую они сами не видят, что у них на местах для мам с колясками сидят здоровые лбы», — заключил эксперт.

В то же время есть немало людей, готовых вступиться за мучающихся в давке пенсионеров и отстоять их право на комфортный проезд в общественном транспорте. Иногда это сами пожилые люди, а порой – просто неравнодушные граждане наподобие тех, что прислали нам видеоролик.

Но эти истории не всегда оканчиваются торжеством справедливости. Писатель и журналист Евгений Коган стал очевидцем вопиющего случая, когда, набросившись на молодого человека, «борцы за справедливость» вдруг с ужасом обнаружили, что он инвалид. Под натиском негодующей толпы парень уступил-таки место пожилому человеку, а сам, прихрамывая на негнущуюся ногу (очевидно, протез) протиснулся к дверям и вышел на следующей остановке. «Надо было видеть лица поборников нравственности: они вдруг осознали, что не могут получить удовольствие от собственной победы», — заключил Евгений Коган.

О похожей ситуации рассказала и председатель региональной общественной организации «Союз защиты пожилых людей Санкт-Петербурга» Нина Михайловна Анисимова.

«Я вошла в автобус, все места были заняты, в том числе и там, где написано «для пожилых». Мне 79 лет. На местах для пожилых сидел молодой человек, лет 13-ти. Рядом сидит женщина, причём моложе меня намного – возможно, мама. И я этому молодому человеку тихо говорю, что пожилым уступают место и указала на картинку. Молодой человек встал, и я, поблагодарив его, села. Когда я вышла на своей остановке, меня догнала женщина и со злостью сказала: «Вы не ленинградка! Потому что так не делают! Он больной человек». Я ответила, что я истинная ленинградка, но не стала вступать в полемику.

После этого ходила несколько дней с таким неприятным осадком! А ведь в автобусе рядом со мной сидела молодая женщина, сопровождающая того парня, — скорее всего, мама. Она могла встать и уступить своему ребёнку место».

Выходит, у каждого – своя правда. И не всегда слова поборников нравственности приводят к желаемому результату. Порой инициатива этих людей оборачивается против них же самих. Такой случай произошёл 26 июля в Петербурге. Молодой человек, ехавший в вагоне поезда метро со своей беременной супругой, попросил мужчину спортивного телосложения уступить место женщине с сумкой. Но крепкий гражданин решил не сдавать своё место без боя, – и отстаивающего права женщин молодого человека в итоге госпитализировали с переломом руки и гематомами лица.

Сейчас агрессора ищет полиция. Ему грозит уголовное наказание. Но целесообразно ли вводить для не распускающих руки принципиальных граждан, отказывающихся уступать места пенсионерам, административную ответственность?

Со школьной скамьи

Нина Михайловна Анисимова считает, что в принятии такой меры нет никакого смысла.

«Я думаю, что это не поможет. Это только будет злить и бесить, потому что очень много среди тех, кто не уступает, не просто невоспитанных, но и душевно больных людей».

Между тем эксперт напоминает, что в России уважение к старшим – принятая норма поведения. А потому воспитывать её нужно с детства. В школах должен появиться специальный предмет – «этика». Чтобы можно было всем детям с ранних лет прививать культуру поведения, в том числе и в общественном транспорте.

«Учить этике нужно с первого класса, а, возможно, и с детского сада — как сейчас учат правилам дорожного движения. Только тогда мы можем воспитать людей, уважающих старость».

Но сейчас, по словам Нины Михайловны, детей крайне редко учат уступать места пожилым людям. И в невежестве подрастающего поколения зачастую виноваты сами родители.

«Родители ведь этому не учат. Они, скорее, посадят ребёнка, которому уже 12 лет, а сами будут стоять».

Как бы там ни было, человек, уступивший место другому (и не важно, кому – пенсионеру ли, румяному карапузу с ранцем или просто молодой девушке с тяжёлыми сумками), безусловно, достоин уважения. Но заслуживает ли он порицания, если так не поступил? — Вопрос спорный. Как и тот, целесообразно ли вводить штрафные или иные санкции для таких лиц. Ведь говорить о нравственности и высокой культуре человека стоит лишь тогда, когда он действует не из страха осуждения или опасения быть оштрафованным, а из моральных побуждений и желания помочь людям.

Анастасия Вербицкая Фото: СЗПЦ «Человек и Закон»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий