Опыты и эксперименты для детей 7-8 лет дома

Содержание

Сейчас продается масса уже готовых опытов, красивых и в коробочке, только вот зачастую они стоят намного дороже, чем ингредиенты, входящие в состав таких наборов.

Предлагаем сделать их самим — от этого дети, да и взрослые, придут ещё в больший восторг.

Яйцо в бутылке

image
Вам кажется яйцо невозможно засунуть в бутылку? Мы это умеем! И вы тоже научитесь/ Фото: © adme

Подготовим необходимые предметы:

  • яйцо,
  • бутылка (горлышко должно быть меньше, чем диаметр яйца),
  • бумага (тонкая полоска),
  • растительное масло — 1 капелька,

Опыт

  1. Варим яйцо, как обычно, очищаем его от скорлупы.
  2. Смазываем горлышко подготовленной бутылки растительным маслом.
  3. Поджигаем нашу бумагу и бросаем на дно бутылки (поэтому полоска и должна быть тоненькая, чтобы пролезла в горлышко).
  4. Яйцо сразу же ставим на горлышко (как только бумага догорит, оно уже будет внутри).

Этот опыт происходит из-за давления. Огонь делает кислород в бутылке разжиженным, что понижает давление. Сверху же давит атмосферное давление. Так и получается, что яйцо всасывается внутрь.

Фонтан из Кока-Колы и Ментоса

image
Кока-Кола — настоящая находка для химика/ Фото: © adme

Подготавливаем всё необходимое:

  • 2-литровая бутылка газированной, диетической «Кока-Колы»,
  • 5-6 конфеток «Ментоса».

Опыт:

  1. Выходим на улицу! Это главное условие, потому что иначе квартиру или дом будет не отмыть.
  2. Ставим на землю (подальше от всего) бутылку Колы, открываем её.
  3. Внутрь нужно положить все конфетки сразу, поэтому либо кладем их сначала на бумажку, чтобы они быстро соскользнули, либо одеваем их на нитку, и опускаем в бутылку.
  4. Быстро убегаем подальше, поскольку реакция будет мгновенной (ну или одевайте дождевик).

В этом опыте фонтан образуется из-за освобождения углекислого газа из напитка. Это получается из-за шероховатой поверхности конфеток. В результате, пена не помещается в бутылке и очень быстро пытается из неё высвободиться.

Зубная паста для слона

Позаботьтесь о защите для ребенка/ Фото: © wl-adme

Подготавливаем:

  • пластиковую бутылку,
  • поднос (повыше),
  • сухие пекарские дрожжи,
  • перекись (6%),
  • краситель пищевой (лучше жидкий),
  • средство для мыть посуды или обычное жидкое мыло,
  • воду.

Опыт:

  1. Ставим бутылку на подготовленный поднос.
  2. Наливаем в неё перекись водорода (понадобится довольно много — 150 мл., примерно полстакана).
  3. Туда же добавляем мыло или средство для мыться посуды (немножко).
  4. Добавляем в нашу смесь много красителя (учитывайте, что пены будет много, поэтому чем больше красок — тем ярче получится!).
  5. Берем небольшую кружку и в ней смешиваем 2 ст.л. теплой воды и 1 ч.л. дрожжей (мешайте не меньше минуты).
  6. Вливаем дрожжи в бутылку.
  7. Наслаждаемся опытом! Из бутылки активно будет ползти пена, напоминающая огромную зубную пасту (как для слона).

Перекись распадается на воду и кислород, а дрожжи ускоряют эту реакцию. Мыло нужно для того, чтобы пузырьков было ещё больше. Эта реакция выделяет тепло, поэтому бутылка и пенка будут теплыми!

Пухлые краски

Каждый ребенок будет в восторге от объемного рисунка/ Фото: © wl-adme

Подготавливаем:

  • блинную муку,
  • мелкую соль,
  • воду,
  • гуашь (если нету, пищевые красители),
  • толстые кисточки (можно взять ушные палочки),
  • бумагу для рисования,
  • понадобится услуга микроволновки.

Опыт:

  1. Смешиваем в стаканчике 1 ст.л. муки и 1 ст.л. соли.
  2. Добавляем туда 3 ст.л. воды.
  3. Добавляем краску (каждый цвет для рисунка готовится отдельно, в отдельном стаканчике).
  4. Рисуем наш рисунок (бумагу лучше брать очень плотную, в идеале — картон).
  5. Кладем рисунок на 4-5 минут в микроволновку при мощности 600 Вт.
  6. Наслаждаемся объемной картиной (в печи краски набухнут и высохнут).

Рисунок становится объемным, так как в красках есть тесто, которое поднимается при готовке. Благодаря большому количеству соли, он получается очень твердым.

Ледяные самоцветы

В этом опыте ребенок сможет покрасить лед изнутри/ Фото: © wl-adme

Подготавливаем:

  • формочки для льда (разные, большие и маленькие),
  • поднос повыше,
  • соль,
  • пищевые красители (жидкие), или краски,
  • пипетки (на крайний случай чайные ложечки)

Опыт:

  1. Замораживаем лед (поставьте в морозилку побольше разных формочек с водой).
  2. На следующий день, когда лед хорошо застынет, подготавливаем солевой раствор с красками (соли должно быть очень много).
  3. Лед раскладываем на подносе.
  4. Капаем на каждую льдинку пипеткой или ложечкой (понемногу) раствор из соли и красок.
  5. Соль будет пробивать ходы внутри льда, а краска их окрашивать!
  6. Любуйтесь своим творением — получатся настоящие цветные кристаллы.

Натрий, содержащийся в соли, растворяет лед, ну а краска просто его окрашивает. Поэтому улицы всегда зимой посыпают солью и песком.

Домашний дождик

Облака и дождик восхитят любого ребенка/ Фото: © wl-adme

Подготавливаем:

  • большую прозрачную емкость (подойдет судочек или банка),
  • воду,
  • пену для бритья,
  • пипетку или чайную ложечку,
  • пищевой синий краситель (или краску).

Опыт:

  1. Наливаем воду в банку или судочек (что приготовили).
  2. Выдавливаем туда пену для бритья, чтобы получились облачка.
  3. Капаем в несколько мест в пене ложкой или пипеткой краски (если вы взяли гуашь, то предварительно разведите её до состояния воды).
  4. Смотрите — скоро из облачков пойдет дождик!

Плотность у красок больше, чем у пены, поэтому они постепенно, но всё равно пройдут сквозь неё и попадут в воду. Опыт позволит объяснить детям, что такое дождик, и почему облака легче воды.

Пляшущие червячки

Красочный опыт впечатлит любого ребенка/ Фото: © wl-adme

Подготавливаем:

  • кукурузный крахмал,
  • воду,
  • тонкий металлический противень,
  • сабвуфер (ну или хотя бы колонку),
  • пищевые или гуашевые краски.

Опыт:

  1. Крахмал (2 стакана) смешиваем с водой (1 стакан).
  2. Выливаем полученную смесь на противень.
  3. Добавляем несколько капель красок.
  4. Ставим противень на сабвуфер.
  5. Включаем музыку (погромче и с басами), прижимаем противень пальцами к колонке.
  6. Любуйтесь, как ваши червячки не только оживают, а и начинают танцевать!

Вода с крахмалом образуют неньютоновскую жидкость. Она необычная — при силовых ударах она становится твердой (из-за чего червячки и начинают двигаться в такт музыке — превращаясь то в твердое тело, то в жидкое). Кстати, эта жидкость лежит в основе некоторых слаймов.

Зажженная спичка

Дети любят фокусы с огнем, поэтому этот опыт не оставит их равнодушными/ Фото: © wl-adme

Подготавливаем:

  • спички,
  • фонарик.

Опыт:

  1. Выключаем большой свет, и зажигаем спичку.
  2. Подносим её на расстояние 10-15 см от белой двери или стены.
  3. Светим фонариком на спичку в сторону стены.
  4. Вы увидите, что у огня нет тени!

Огонь не дает тень по простой причине: он тоже является источником тепла и света.

Вечеринка в научном стиле – это отличная идея для дня рождения ребенка, на которомименинник и его гости смогут сделать новые открытия и провести интересные эксперименты. Это не только позитивные впечатления, но и полезные знания, которые дети с удовольствием усвоят.

Ошибочно считается, что подобного рода праздники могут заинтересовать только подростков, но это не так. Детям, начиная с 4 лет, такая вечеринка придётся по душе, ведь это как раз возраст активного познания мира.

Научные шоу – это не сухое заучивание формул и констатация фактов. Это захватывающий процесс, который в чём-то похож на игру, где каждый является активным участником.

Поэтому смело выбирайте научную вечеринку, которая вызовет у детей неподдельный восторг, познакомит в интересной форме с химией и физикой, а при хорошем раскладе, возможно, благотворно повлияет на познавательную активность ребёнка.

Для организации праздника многие обращаются за помощью к профессионалам. Но их работа стоит денег, и зачастую немалых. Но дело даже не в деньгах: опыты, произведённые родителями, а не незнакомыми людьми будут иметь совсем другой эффект. Да и вы сами получите массу удовольствия от процесса подготовки и самого торжества науки.

1. Подготовка к научной вечеринке

Для начала нужно разослать всем гостям письма с приглашением на праздник. Для этого можно отправить как бумажный вариант, так и воспользоваться электронной почтой. Второй способ будет и менее энергозатратным и в духе времени, ведь сейчас практически у всех детей есть собственные электронные ящики.

Важно, чтобы текст письма был максимально официальным. Обращаться к гостю стоит по имени и отчеству. Можно использовать обращения «доктор наук», «научный работник», «кандидат наук», «профессор».

Заранее изготовьте специальные бейджи с фотографиями детишек, фамилиями и инициалами. С их помощью можно будет сделать встречу гостей как на серьезной научной конференции. В пригласительных попросите взять с собой белый халат, ведь в научной лаборатории без халата никак. Если с этим элементом гардероба напряженка, вполне подойдут белые мужские рубашки.

2. Оформление вечеринки в научном стиле

Стены комнаты можно украсить постерами собственного изготовления, на которых будут записаны различные математические, физические и химические формулы. Используйте портреты известных учёных с указанием их изобретений. Отлично будут смотреться различные графики, чертежи и схемы.

Стоит позаботиться о том, чтобы создать две зоны: для застолья и для опытов. Эти две зоны не могут быть слишком близко друг от друга по соображениям безопасности – мало ли что может попасть в еду во время демонстрации опытов.

Стол можно оформить в научном стиле. Например, компот подать не в кувшине, а большой колбе. Да и вместо стаканов использовать мензурки или даже пробирки. Кто-то скажет, что пить из них будет не очень удобно. Проблема решается использованием коктейльных трубочек. Закуски можно сделать в виде небольших разноцветных таблеток.

Придумайте блюдам тематические названия, такие как «Эссенция силы», «Сыворотка правды», «Большой взрыв», «Химическая реакция» и другие. Распечатайте название на бумаге, и прикрепите на шпажку, как флажок. Вставьте шпажки с названиями в блюда.

3. Научные опыты для вечеринки

Оформление и еда – это хорошо, но гвоздём программы станут различные опыты. Они должны быть:

  • интересными;
  • не требующими сложных ингредиентов;
  • не нуждающимися в длительной подготовке;
  • ограниченными во времени (дети не будут ждать долго);
  • безопасными (и это основное условие).

Важно помнить, что опыт нужно не только показать, но и доступно объяснить. Иначе он будет выглядеть просто как фокус. И не забывайте, что научная вечеринка только тогда будет успешной, когда детвора будет активно участвовать во всех предлагаемых опытах.

Опыт №1 «Фиолетовое молоко»

Понадобятся:

  • прозрачный стакан;
  • вода;
  • картофельный крахмал;
  • ложка;
  • йод.

Меры предосторожности:

  1. Взрослый должен проследить, чтобы детвора во время опыта не пила и не ела ничего из демонстрационных компонентов.
  2. Чтобы не вымазать одежду и руки лучше использовать перчатки и фартук.

Ход опыта:

В стакан наливается вода. Далее туда же добавляется 1 ложка картофельного крахмала и хорошо размешивается. Вода после этого станет белого цвета, похожая на молоко. Следующий этап – это добавление в жидкость йода. Для этого тоже можно воспользоваться ложкой, а можно просто налить его в стакан из пузырька.

Если всё будет выполнено правильно, то жидкость в стакане моментально станет фиолетового цвета.

Опыт №2 «Радуга в стакане»

Для опыта понадобятся:

  • стакан;
  • вода;
  • цветные маркеры или фломастеры;
  • бумажное полотенце;
  • ножницы.

Меры предосторожности:

  1. Проследите, чтобы дети не поранились ножницами. А лучше всего, вызовитесь побыть у них ассистентом и все манипуляции с ножницами проделывайте самостоятельно.

Ход опыта:

Стакан заполняем водой на 1/4. Отставляем его в сторону. Далее берём бумажное полотенце и вырезаем из него полоску 3 см в ширину и 10-15 см в длину. Ножницы нам больше не понадобятся. Теперь берём маркеры (лучше, если они будут соответствовать цветам радуги) и начинает наносить на полоску с одной стороны по горизонтали точки. Точки должны размещаться впритык друг к другу и проступать на другую сторону полосы. Для того чтобы получилась радуга, цвета должны идти в известном всем порядке. Собственно говоря, на этом все подготовительные работы окончены. Осталось только погрузить полоску в воду той стороной, на которую наносили точечки. После этой несложной манипуляции радуга по бумаге начнёт стремительно подниматься вверх.

Такой опыт поможет детворе наглядно увидеть процесс впитывания воды твёрдым телом.

Опыт №3 «Летающая каша»

Для опыта понадобятся:

  • тарелка;
  • овсяные хлопья;
  • воздушный шарик;
  • нитки.

Ход опыта:

На тарелку высыпаем тонким слоем овсяные хлопья. Надуваем воздушный шарик и завязываем его. Теперь трём шарик о волосы. Делаем это хорошо и старательно. А далее подносим его к тарелке и вместе с детьми наблюдаем, как хлопья начинают взлетать с тарелки и липнуть к шарику. Это очень простой, безопасный и в то же время эффектный эксперимент.

Опыт №4 «Апельсины-водолазы»

Понадобятся:

  • 3 апельсина;
  • вода;
  • прозрачная широкая ваза высотой около 50 см.

Меры предосторожности: в целом опыт абсолютно безопасен для детей, но так как во время эксперимента им придётся иметь дело с водой, то лучше надеть на них клеёнчатые фартучки.

Ход опыта:

Прозрачную вазу наполнить водой на 23. Далее кому-то из детей предлагается опустить в ёмкость с водой 1 апельсин, чтобы проверить, утонет он или нет. Апельсин, как вы понимаете, будет плавать на поверхности. Далее юному экспериментатору предлагается снять с этого же апельсина всю кожуру и снова опустить его в вазу (вдруг цитрус не хочет купаться одетым). Когда кожура снята и фрукт отправился в воду, можно увидеть, как он пойдёт ко дну. Итак, продолжаем экспериментировать далее. Берём ещё один апельсин и снимаем с него только 23 кожуры. Ребёнок опускает его в воду, и все присутствующие могут пронаблюдать, как он зависнет ровно посередине между дном и поверхностью воды. А для завершения композиции, опустим нетронутым в вазу третий апельсин. Он станет яркой точкой эксперимента.

Опыт №5 «Палка-невидимка»

Понадобятся:

  • 3 высокие стаканы;
  • 3 стеклянные палочки;
  • вода;
  • растительное масло (лучше нерафинированное).

Меры предосторожности: всё что нужно – это фартуки и перчатки.

Ход опыта:

В начале, в один из стаканов наливается обычная вода. В эту же ёмкость помещается стеклянная палочка, и все присутствующие могут её видеть. Далее во второй стакан наливается растительное масло и тоже опускается палочка. Вроде бы всё как и во время первого этапа эксперимента, кроме одного: в масле палочка становится невидимой. Дети будут в восторге. А чтобы закрепить результат, необходимо в третий стакан до половины налить воды, а потом сверху налить ещё столько же масла. Из-за разной плотности жидкостей в стакане будет чётко видна граница между ними. И когда последнюю палочку опустят в эту ёмкость, то невидимой останется только её средняя часть.

Опыт №6 «Радужный вулкан»

Инвентарь:

  • 7 пластиковых стаканов по 0,5 л;
  • пищевые красители всех цветов радуги;
  • любое моющее средство для посуды;
  • пищевая сода;
  • уксус;
  • столовая ложка;
  • мерные стаканчики;
  • палочка для размешивания.

Меры предосторожности:

  1. Необходимо накрыть клеёнкой стол, на котором будет проходить демонстрация опыта.
  2. Следить за тем, чтобы дети ни в коем случае не пробовали ничего на вкус, и уж тем более не ели и не пили: все компоненты условно пищевые, но в используемой концентрации будут опасны.

Ход опыта:

Демонстрировать опыт могут одновременно 7 детей. В начале, на стол в одну линию выставляются все пластиковые стаканы. Далее в каждый из них наливается небольшое количество пищевого красителя разного цвета в том порядке, как они идут в радуге. Для следующего шага в каждый из стаканов добавляется по 4-5 столовых ложки моющего средства для посуды. Можно не заморачиваться и лить на глаз. Теперь в каждую ёмкость насыпаем по 1 столовой ложке соды. И теперь настало время для тщательного размешивания. Мешать полученную массу нужно быстро и интенсивно. Когда эта часть работы выполнена, переходим к заключительному этапу: одновременно вливаем во все стаканчики по 50 мл уксуса. Моментально происходит реакция и из стаканчиков хлынет яркая и лёгкая цветная пена. Если зрелище уж очень понравится детворе, можно постепенно подливать в тару уксус и тем самым продлевать это цветное извержение.

Опыт №7 «Необычный коктейль»

Инвентарь:

  • мёд;
  • средство для мытья посуды;
  • вода;
  • растительное масло;
  • спирт;
  • высокий стакан.

Меры предосторожности:

  1. Этот коктейль пить нельзя.
  2. Чтобы избежать нежелательной реакции на резкие запахи, лучше делать опыт в марлевой повязке.

Ход опыта:

Сначала стакан наполняется мёдом на 1/6 своего объёма. В таком же количестве добавляется средство для мытья посуды. Вслед за ним аккуратно добавляется обычная вода. Далее черёд растительного масла. Делать это нужно не спеша и тонкой струйкой, чтобы не повредить остальные слои. В завершение наливаем спирт, после чего присутствующим демонстрируется результат и даётся комментарий о том, как разная плотность веществ помогает им не смешиваться.

***

Опытов может быть гораздо больше. Здесь приведены только наиболее безопасные и такие, которые подойдут для любого возраста. Можно подобрать и более сложные эксперименты. Главное, чтобы участие в них приняли абсолютно все дети.

СодержаниеРебенок познает окружающий мир наглядным, экспериментальным путем. Его знания базируются на том, что он увидел, услышал и почувствовал самостоятельно. Кроме того, внимание детей фиксируется только на тех объектах, которые им интересны. В связи с этим любую информацию ребенку лучше подавать в виде игры или эксперимента, чтобы она лучше запоминалась и находила практическое применение. Вода – это вещество, без которого жизнь на нашей планете не образовалась бы. Она окружает нас в повседневной жизни постоянно и даже входит в состав человеческого тела. Опыты с водой станут отличным познавательным развлечением для ребенка и его родителей. Огромное преимущество таких экспериментов для детей заключается в том, что они сами могут стать не просто наблюдателями, но и участниками игры. Такое времяпровождение позволит не только получить удовольствие от фокусов, а также изучить основные свойства и характеристики воды.

Опыты с водой для малышей

Маленькие дети, больше чем кто-либо другой, готовы к впитыванию новых знаний. Однако нужно подобрать такой способ их подачи, чтобы он был интересен малышам. Опыты с водой идеально подходят для игры с детьми. Однако эксперименты нужно подбирать такие, чтобы ребенок не просто порадовался получившемуся фокусу, но и понял его смысл. IQ клуб предлагает несколько распространенных опытов с водой для детей дошкольного возраста.

Форма воды

Начать можно с простого эксперимента для детей 3-4 лет, которые вообще мало что знают об окружающем мире. Для опыта понадобятся разные предметы, куда можно перелить воду: стакан, ваза, ведро, а также подойдет поверхность стола. Емкости должны быть прозрачными, чтобы ребенок хорошо видел воду в них.

Суть эксперимента в том, что ребенку демонстрируется, как вода принимает форму предмета, в котором она находится. Также немного жидкости можно вылить на стол и показать, как она растекается.

Расширение воды

Для того, чтобы дети узнали про еще одно из свойств воды, нужно взять бутылку на 1,5-2 литра, цветную изоленту и саму воду, конечно же. Эксперимент лучше проводить зимой, при значительном снижении температуры или при наличии большой морозильной камеры, куда бутылку можно поставить вертикально.

Алгоритм проведения опыта с водой:

  • Заполните бутылку водой примерно до половины;
  • На уровне жидкости наклейте по кругу цветную изоленту;
  • Оставьте бутылку на морозе или в морозилке на несколько часов в вертикальном положении;
  • После того, как вода полностью замерзнет продемонстрируйте бутылку ребенку.

Эксперимент позволяет малышу самостоятельно убедиться в том, что лед образовался гораздо выше уровня наклеенной изоленты. Так он поймет, что при заморозке вода расширяется.

Выращивание кристаллов

Очень простой, но красивый опыт с водой и поваренной солью можно провести в домашних условиях и удивить малыша. Для эксперимента понадобится соль, теплая вода, шерстяная нитка или веточка и какая-нибудь банка. В нее нужно налить воды и растворить большое количество соли (настолько много, чтобы начал образовываться осадок). Нитка погружается в раствор и оставляется в покое на 3-5 суток. После чего ребенку можно продемонстрировать получившиеся кристаллы на ниточке и объяснить, как они появились.

Фокус с переворачиванием

Многие люди считают, что если перевернуть стакан с водой, то она просто выльется, хотя это утверждение полностью неверное. Для эксперимента понадобится только плотная бумажка, например, картон. Наливают в стакан воду, закрывают его бумажкой и резко переворачивают. Теперь можно отпускать руку, и жидкость никуда не денется. Суть в том, что давление воздуха вне стакана, гораздо больше, чем в нем. Поэтому бумажка держится на краях, а вода не выливается.

Эксперименты с водой для начальной школы

В младшем школьном возрасте можно приступать к изучению важнейших свойств воды. Например, без особых сложностей получится определить: имеет ли вкус вода, какой у нее цвет и другие простые характеристики. Но детям в этом возрасте будут интересны сложные эксперименты с водой. Воспользуйтесь советами IQ клуба и проведите следующие виды опытов с окружающей нас жидкостью.

Поиск пути

Опыт можно провести с помощью обычной салфетки, разноцветных маркеров и, конечно же, воды. Для этого разверните салфетку и отрежьте длинную полосу небольшой ширины, но на всю ее длину. По всей поверхности полоски поставьте разноцветный точки в виде бус. Окуните ее в стакан с водой, не доходя до конца несколько сантиметров. Ребенок увидит, что вода распространяется не только вниз, но и вверх, окрашивая салфетку пятнами тех цветов, которыми были поставлены точки. Объясните ребенку после эксперимента, что суть опыта заключается в том, как вода распространяется по любому пути, который находит. В данном случае им стали целлюлозные волокна салфетки.

Растворение

Воду для эксперимента наливайте в стакан до краев. Затем растворяйте в ней соль или сахар (лучше брать теплую жидкость) и аккуратно перемешивайте. Ребенок увидит, что несмотря на заполнение стакана водой, туда можно добавить еще достаточное количество сахара или соли, ведь между молекулами вещества имеется свободное пространство. Кроме того, данный эксперимент позволит показать, что в определенный момент кристаллы перестают растворятся, а начинают выпадать в осадок.

Особенности кипения

Простой, но в то же время познавательный даже для взрослых эксперимент проводят следующим образом:

  • Для опыта с водой берут носовой платок и резинку;
  • Платок нужно намочить и хорошо отжать, а затем закрепить с помощью резинки на поверхности стакана, закрывая его;
  • В центре на платок нажимают так, чтобы он на пару сантиметров погрузился в воду;
  • Стакан резко переворачивают и одновременно ударяют рукой по дну.

Смысл эксперимента достаточно прост: кипение воды в момент удара образуется за счет того, что воздух всасывается через носовой платок и должен пройти преграду в виде воды, а значит, на ее поверхности появятся пузырьки.

Самонадувающийся шарик

Только взрослый человек должен проводить следующий опыт, так как он подразумевает химическую реакцию. Для ребенка такой эксперимент больше покажется фокусом. Его суть:

  • В бутылку с водой добавляют чайную ложку пищевой соды и растворяют;
  • Отдельно смешивают лимонный сок с 3 ложками уксуса;
  • Получившуюся смесь добавляют в бутылку;
  • Сразу же нужно надеть на горлышко шарик, ведь реакция произойдет быстро;
  • Для отсутствия отверстий, пропускающих воздух, шарик приматывают изолентой.

После вступления компонентов смеси в химическую реакцию получается углекислый газ, давление которого и способствует надуванию шарика.

Интересные фокусы для подростков

Дети в средней школе уже многое успели изучить в уроках природоведения, поэтому обычными фокусами их не удивить. Однако открыть несколько волшебных свойств воды все же получится. Некоторые из опытов с водой, которые предлагает IQ клуб, помогут лучше усвоить ее физические и химические особенности

Круговорот воды

В школе ребенку еще с первого класса рассказывают о круговороте воды в природе, но данный эксперимент позволить показать его наглядно. Для опыта с водой понадобятся: тарелка или противень из металла, банка на 3 литра, 5 кубиков льда и чуть больше стакана кипятка. Алгоритм выполнения:

  • Бутылку ставят на твердую поверхность и на дно, примерно на 3-4 см, наливают кипяток;
  • Лед кладут на тарелку, а ее устанавливают сверху бутылки, чтобы кубики находились прямо над горлышком;
  • Пар, который образуется от кипятка, будет подниматься вверх, но там встретит препятствие в виде холодной тарелки и снова конденсируется;
  • Результатом эксперимента станет облако, сформировавшееся внутри банки.

Добыча воды

Детям всегда нравятся различные приключения, поэтому в опыты с водой можно добавить немного игрового момента. Представим, что мы очутились на необитаемом острове и нужно добыть питьевую воду. Окружает остров, естественно, океан с соленой водой. Однако есть возможность добыть себе пресную жидкость. Как проводится:

  • воду для эксперимента разводят с солью в тазике, чтобы имитировать морскую;
  • на дно таза устанавливается пластиковый стаканчик;
  • Внутрь кладут камушки гальки, чтобы он не всплывал (при этом края стакана должны быть выше уровня воды;
  • Сверху таз закрывают пищевой пленкой так, чтобы не было промежутков;
  • В центр на уровне стаканчика также кладут камешек гальки;
  • Конструкцию оставляют на солнце.

Суть данного опыты с соленой водой заключается в том, что на солнце она начинает активно испаряться. Но пространства, куда это можно сделать, нет. Поэтому жидкость снова конденсируется на поверхности пленки и по ее стенкам сбегает в стаканчик.

На химии подростки смогут провести еще множество опытов с разными состояниями воды. Они убедятся, что многие вещества имеют большую плотность, чем она (не даром плотность воды берется за единицу). IQ клуб рекомендует проводить в домашних условиях те эксперименты, о которых забывают в процессе обучения, чтобы ребенок всесторонне развивался и интересовался окружающим миром.

Опыты и эксперименты — область, которая магнитом притягивает детей и взрослых. Ведь безумно интересно эмпирическим путем добиваться доказательств того или иного свойства, или создавать чудо из обычного.

Мы с детьми уже проводили опыты с водой, волшебные опыты с цветом, с магнитом и даже семенами. И вот сегодня с удовольствием представляю слово любимомуиздательству «МИФ. Детство». Ведь совсем недавно книжный мир пополнился увлекательной новинкой — копилкой потрясающих опытов — книгой «Сам себе ученый»!

Вы можете «заглянуть» под ее обложку прямо сейчас:

5 интересных научных экспериментов над своим телом, которые будут интересны детям и взрослым

 Есть ли в этом мире что-то более удивительное, чем ты? Конечно, нет. Так почему бы не начать научные исследования с изучения самого себя? В этом помогут увлекательные эксперименты из книги «Сам себе ученый».

Знаешь ли ты, где в данную минуту находятся твои руки и ноги? А откуда ты это знаешь? Оказывается, тебе помогает проприоцепция! Так называют ощущения положения частей тела относительно друг друга. Рецепторы (проприоцепторы) в твоих мышцах, суставах и во внутреннем ухе посылают сигналы в твой мозг. Проведи описанные ниже эксперименты – и ты увидишь проприоцепцию в действии!

Эксперимент №1. Затяни ремень!

Проприоцепция подсказывает тебе, сколько места твое тело занимает в пространстве. Давай проверим, насколько точно ты представляешь свои размеры!

1. Положи скакалку на пол, свернув в кольцо.

2. Попроси друзей медленно тянуть концы скакалки в разные стороны, чтобы кольцо становилось все меньше. Внимательно наблюдай за ними. Когда тебе покажется, что кольцо на полу соответствует обхвату твоей талии, крикни: «Стоп!». Друзья перестанут тянуть за концы скакалки.

3. Аккуратно шагни в круг. Не меняя его размера, подними скакалку до уровня своих бедер. Угадал? Большинство людей ошибаются! Обычно мы думаем, что гораздо больше, чем есть на самом деле.

Почему так происходит?

Ученые точно не знают, почему большинство людей неверно представляют собственные размеры. Внутренняя картинка того как выглядит наше тело, называется схемой тела. По мере взросления она меняется, ведь меняемся мы сами. Мозг не всегда успевает соединить идеальную картинку с реальной фигурой, особенно если тело быстро меняется (например, в детстве, когда ребенок постоянно растет).

Эксперимент №2. Взлетающая рука

Этот эксперимент покажет тебе, как реагируют твой мозг и мышцы, когда «включаются» датчики положения тела.

1. Прислонись к стене так, чтобы поверхность одной руки была плотно к ней прижата.

2. В течение 30–60 секунд с силой вдавливай руку в стену, будто хочешь отвести руку в сторону.

3. Закрой глаза.

4. Отойди от стены.

5. Рука волшебным образом поднимется сама!

Что происходит?

Когда ты давишь рукой на стену, твои мышцы сжимаются (сокращаются) — точно так же они сжимаются, если ты просто поднимаешь руку вверх. Когда ты отходишь от стены, твои мышцы расслабляются, а потом автоматически сокращаются снова. И уже не встречая препятствия в виде стены, мышцы поднимают руку вверх.

Эксперимент №3. Розовых фламинго просим не беспокоиться

Насколько важно зрение для проприоцепции? Проведи этот эксперимент, и твоим глазам откроется вся правда.

1. Встань на одну ногу, как фламинго.

2. Оставайся в этом положении 30 секунд, не опуская вторую ногу на пол.

3. Повтори эксперимент. На этот раз с закрытыми глазами!

4. Удалось ли тебе удержать равновесие? Пусть твой друг попробует проделать то же самое.

Почему так происходит?

Глаза посылают мозгу зрительные ориентиры, которые могут помешать автоматической реакции, поэтому эксперимент проходит лучше, когда ты не видишь руку. Так что во время следующего задания тебе тоже придется закрыть глаза!

Эксперимент №4. Время кружения

Найди свободное пространство, закрой глаза и кружись в течение 10–15 секунд. Затем попытайся пройти по прямой. Чувствуешь головокружение? Оно происходит вот почему. В твоем внутреннем ухе есть каналы, заполненные жидкостью. Внутри каналов также находятся волоски. Когда ты двигаешься, жидкость в каналах смещается. Волоски воспринимают эти колебания и отправляют в мозг сигнал о положении твоего тела. В этом эксперименте ты кружишься — и жидкость делает то же самое. Когда ты останавливаешься, жидкость все еще продолжает закручиваться в воронку в течение нескольких секунд, а рецепторы сообщают мозгу: «Я до сих пор кружусь», — хотя на самом деле это уже не так.

Эксперимент №5. Путаница с зеркальным волшебством

Когда мозг сосредоточен на чем-то, он верит тому, что видит человек. А что произойдет, если то, что ты видишь и слышишь, не будет совпадать? Попробуй запутать свой мозг, чтобы узнать ответ на этот вопрос.

1. Установи на столе зеркало (тебе понадобятся небольшие фиксаторы или пара книг, чтобы удерживать его вертикально). Сядь за стол и положи руки так, чтобы они находились по обе стороны зеркала.

2. Теперь наклони голову так, чтобы видеть отражение в зеркале. Ты видишь две руки! Но та, что в зеркале, на самом деле отражение правой руки.

3. Одновременно щелкай пальцами обеих рук. Затем перестань щелкать правой рукой. Когда видишь две неподвижные (не щелкающие пальцами) руки, но продолжаешь слышать щелчки, появляется странное ощущение, правда?

Почему так происходит?

Все дело в противоречивой информации. Твои глаза посылают мозгу сообщение: «Руки не двигаются». Но уши и мышцы левой руки отправляют другое сообщение: «Я щелкаю пальцами». Странное ощущение появляется из-за того, что мозг пытается соединить эти противоречивые сигналы.

Еще больше забавных научных ответов на веселые вопросы, экспериментов и удивительных фактов в книге «Сам себе ученый». Приобрести книгу «Сам себе ученый» можно в или .

Как удивительно наше тело! И ведь это лишь капля в море! Делали ли вы какие-либо эксперименты над своим телом ( в самом лучшем смысле)? Поделитесь в комментариях.

С уважением,

Людмила Поцепун.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»

Взрослые часто играют со своими детьми, чтобы тем не было скучно. Добавить веселья помогут научные эксперименты, которые не только удивят и развеселят малышей, но и подготовят их к школе. Увлекательные опыты для дошкольников разнообразят досуг. Их можно проводить в домашних условиях. После проделанных действий детки взглянут на привычные вещи другими глазами и смогут раскрыть их дополнительные свойства и функции.

Содержание

Правила безопасности при проведении детских экспериментов

Малыши всегда открыты чему-то новому. Химические и физические опыты для детей станут отличным способом исследования и познания окружающего мира. Родители могут использовать самые простые подручные предметы и материалы, с которыми у них получится раскрыть секрет фокусов. image

Но перед проведением занимательных опытов малышу надо рассказать о технике безопасности, чтобы избежать несчастных случаев и различных неприятностей. Простые, но важные правила:

  • image Перед началом работы с химическими веществами рабочую поверхность застилают бумагой, плёнкой или другим защитным материалом. После проведённых экспериментов не понадобится уборка, а мебель сохранит первоначальный вид и функциональность.
  • Во время проведения опытов детки не должны подходить слишком близко к реагентам. Это особенно важно при химических экспериментах, в которых могут участвовать опасные компоненты.
  • Рекомендуется использовать специальные очки или маски, которые защитят слизистую рта и глаз от попадания на них веществ. Работу следует проводить в удобных перчатках.

В качестве домашней лаборатории можно использовать даже детскую комнату, а предметы для экспериментов можно хранить в коробке в шкафу. Малышей нельзя оставлять одних с исследованиями. Все действия должны проходить под строгим контролем взрослых.

Простые опыты с водой

Вода выступает одним из главных компонентов, часто использующихся при проведении детских экспериментов. Самый простой фокус с этим веществом заключается в изменении его цвета. Для опыта берут стеклянный стакан или банку, наливают в ёмкость воду и растворяют в ней таблетку фенолфталеина. Жидкость останется прозрачной. Потом в воду выливают раствор соды, который сделает её ярко-малиновой. Чтобы состав снова стал бесцветным, добавляют лимонную кислоту или уксус.

Из солёной воды можно сделать питьевую:

  • image Надо взять глубокий тазик с водой, добавить в него 2 столовые ложки соли и размешать их до полного растворения.
  • В пластиковый стакан кидают небольшое количество промытой гальки и помещают его в центр таза. Камешки держат пластик, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше поверхности воды.
  • Таз закрывают плёнкой, фиксируя её у краёв резинкой или верёвкой.
  • В центре, где находится стаканчик, полиэтилен продавливают и в углубление кладут ещё один камешек. Тазик выставляют на солнце.

image

Со временем в стаканчике будет накапливаться чистая питьевая вода. Объяснение этому довольно простое: жидкость испаряется под солнцем, конденсат оседает на плёнке и стекает в стакан, а соль остаётся в тазике.

Можно проделать интересный опыт с водой и льдом:

  • Необходимо взять банку объёмом 3 л и залить её горячей водой на 2−3 см.
  • На противень кладут 3−4 кубика льда и ставят его на стеклянную ёмкость.
  • Воздух, поднимающийся со дна банки, будет охлаждаться и преобразовываться у горлышка в облако.

Это объясняется тем, что нагревшиеся на дне ёмкости молекулы поднимаются и прижимаются друг к другу из-за холода вверху. Соединяясь, они увеличиваются, утяжеляются и падают в виде дождя.

Девочкам понравится следующий эксперимент. Из бумаги вырезают лотосы с длинными лепестками, которые надо скрутить в трубочку с помощью карандашика. В небольшую ёмкость наливают немного воды и опускают туда цветы. Лотосы сразу начнут «распускаться». Это объясняется тем, что материал промокает и становится тяжёлым, а это заставляет лепестки раскрыться.

Вода обладает различными свойствами, поэтому с её помощью можно создать небольшие предметы и даже целые мирки. С богатым воображением малыши могут придумать собственные поделки.

Научить этому поможет следующий эксперимент:

  • image Надо взять блюдце и налить в него немного воды.
  • В жидкость добавляют синие или зелёные краски, чтобы получилось «море».
  • Затем надо взять свечку и зажечь её. В первый раз это следует проделывать взрослому. Когда парафин немного расплавится, его подносят к блюдцу, чтобы он попадал в жидкость. С каждой новой каплей в жидкости получаются «островки» разных форм.
  • Эти фигурки можно аккуратно соединить между собой или вынуть из воды и приклеить на бумажку с рисунком на морскую тематику.

Родители могут предложить своим маленьким непоседам создать рыбок. Для этого готовят раствор:

  • Стакан заливают на четверть холодной водой.
  • В неё добавляют сухой желатин в объёме 10 г, который должен немного набухнуть.
  • Жидкость нагревают на водяной бане до +50 градусов. Желатин должен полностью раствориться.
  • Готовый раствор выливают тонким слоем на плёнку и оставляют высыхать на воздухе.
  • Затем из получившегося листа вырезают фигурку в виде рыбы.

Форму помещают на салфетку и немного дышат на неё. Воздух увлажнит студень, который будет увеличиваться в размерах и изгибаться. Вместо рыбок можно сделать морские звёзды, шарики и иные фигурки.

Создание лавы и фонтана

Детям нравится всё необычное и эффектное. Они будут рады, если родители научат их делать мини-вулкан. Эксперимент не так сложно проделать. Для него потребуются средства, которые можно отыскать дома:

  • image Необходимо взять 2 столовые ложки питьевой соды и высыпать их на блюдце.
  • Затем берут уксус и льют его в посуду прямо из бутылки.
  • Произойдёт бурная реакция нейтрализации: сода начнёт пениться, вскипая большими пузырями. При этом от «вулкана» надо находиться подальше.
  • Эффект получится интереснее, если сделать из пластилина конус с отверстиями, установить его на посуде с содой и залить уксус в отверстие сверху. Выплёскивающаяся пена из «вулкана» будет смотреться фантастически.

image

Во время этого эксперимента происходит взаимодействие щёлочи с кислотой, о среде которых надо подробнее рассказать малышам.

Похожий опыт можно совершить с помощью газированной воды, например, кока-колы. В состав продукта входят раствор ортофосфорной кислоты, сахар и краситель. Жидкость наливают в стеклянный сосуд и добавляют туда фруктовые пастилки «Ментос». Реакция этих средств будет интересной: из ёмкости будет биться настоящий фонтан! Поскольку взаимодействие кока-колы и пастилок сложно контролировать, рекомендуется проводить опыт на улице, в ванной или помещении с максимально свободным пространством, чтобы не испортить мебель и другие вещи. Такой фокус обязательно понравится любителям газировки и сладостей.

Мыльные пузыри на морозе

image Зимой детки любят играть в снежки и лепить снеговиков. Если это дело приедается, тогда ребёнка можно развеселить увлекательным экспериментом с мыльными пузырями. Погоду необходимо выбрать безветренную.

Раствор можно приготовить самостоятельно. Нужно взять немного снега, который должен растаять в небольшом сосуде. Затем в жидкость доливают мыло (или шампунь) и чистый глицерин. Вместо трубочки используют основу ненужной ручки или воронку для переливания жидкостей.

С мыльными пузырями можно совершить разные действия:

  • На сильном морозе выдувают пузырь. С разных сторон шара появляются мелкие кристаллы, быстро разрастающиеся и сливающиеся воедино. Когда пузырь полностью замёрзнет, на месте трубочки образуется вмятина. Процесс кристаллизации происходит снизу вверх, так как в зоне трубочки сосредоточено меньше холода. Из-за атмосферного давления верхняя часть шара прогибается.
  • Трубочку опускают в мыльный состав и затем вынимают. На нижнем кончике должен остаться столбик раствора длиной 3−4 мм. Конец трубочки прикладывают к руке и он начинает уменьшаться. Потом выдувают пузырь до проявления радужного окраса. Шар с тонкой оболочкой сначала полностью замерзает, а затем сразу лопается. Вода начинает кристаллизироваться в отдельных точках плёнки. Молекулы сближаются друг с другом и располагаются в определённом порядке.
  • В две небольшие ёмкости наливают одинаковое количество мыльного раствора. В одну надо добавить 3−4 капли глицерина. Затем из обоих составов выдувают поочерёдно пузыри одинакового размера и располагают их на стекле. Шарик с глицерином замерзает медленнее, чем другой. Реакция говорит о слабых связях между молекулами воды, поэтому кристаллическая решётка этого пузыря быстро разрушается.

С такими опытами дети дошкольного возраста уже будут иметь некоторые познания в физике. А в зимний сезон им точно не будет скучно, когда будет отличная возможность создавать удивительно красивые шарики, похожие на кристаллы.

Живые дрожжи

Малышу также надо пополнить знания в области биологии. Родители могут рассказать ему о дрожжах, являющихся крохотными живыми организмами. После поглощения питательных веществ полезные микробы выделяют углекислый газ, который при смешении с мукой, водой и сахаром увеличивает объём теста, делая его пышнее.

Дрожжи в сухом виде напоминают маленькие неподвижные шарики. Но их можно «оживить». Для этого надо взять кувшин, наполнить его двумя столовыми ложками воды, двумя чайными ложками дрожжей и чайной ложкой сахара. Ингредиенты тщательно перемешивают. Состав выливают в сосуд и натягивают на горлышко воздушный шарик. Ёмкость ставят в миску с тёплой жидкостью. И тут дрожжи «оживают» и начинают есть сахар. Консистенция наполняется пузырьками из выделяющегося углекислого газа, которые затем лопаются, а шарик в дальнейшем надувается.

Другие увлекательные эксперименты

Взрослым следует уделять достаточно внимания развитию своих детей. Понимать всё происходящее в окружающем мире помогут различные химические и физические эксперименты.

Занимательные научные опыты для детей:

  • Малышам обязательно понравится выращивание домашних кристаллов. Процесс не такой сложный, как кажется, но занимает немало времени. Готовят раствор, перенасыщенный солью, и аккуратно опускают в него проволоку с петелькой. Через какое-то время на ней появятся кристаллики.
  • Необходимо взять воздушный шарик и надуть его. На поверхность стола или плоскую тарелку высыпают по чайной ложке молотого перца и соли, которые смешивают друг с другом. Затем нужно потереть надутый шарик о шерстяную материю и поднести его к смешанным веществам. К нему прилипнет весь перец. Дело в том, что шарик от трения о шерстяные вещи приобретает отрицательный заряд, а часть перчинок притягиваются к нему из-за ставшего положительным заряда. В соли электроны передвигаются плохо, поэтому она нейтральна.
  • Удивить ребёнка получится экспериментом со спичками. В миску наливают воду. В неё кидают немного спичек, а затем в центр опускают рафинад. Палочки быстро примкнут к сахарку. Потом рафинад убирают, вместо него капают в воду жидкое мыло. Спички поплывут в сторону от центра. Малышу надо объяснить, что рафинад впитывает жидкость, а это создаёт движение к нему. Мыло же растекается в воде, увлекая за собой соломки.

Если ребёнок захочет добавить что-нибудь в интерьер своей комнаты, ему можно предложить сделать лавовую лампу. Для создания декора необходимо найти ненужную стеклянную банку. В сосуд наливают воду, которая должна занимать 2/3 ёмкости. В неё наливают растительное масло, которое будет плавать на поверхности, и высыпают немного пищевого красителя.

Затем берут чайную ложку соли и медленно высыпают содержимое к банку. Масло легче воды, поэтому оно не тонет, а добавленная соль опускается с ним на дно. Когда она разлагается, частички масла поднимаются к поверхности. С пищевым красителем это смотрится эффектно.

Весёлые эксперименты для малышей могут стать одним из интересных занятий родителей с детьми в качестве общего хобби. Ведь даже взрослым будет очень приятно вспомнить опыты, которые они проводили на уроках химии и физики. И, возможно, вы знаете еще интересные опыты для дошкольников, и можете поделиться ими в комментариях.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий