Мнемотаблицы для развития связной речи у дошкольников. Занятия по мнемотаблицам с детьми

image

Одно из важнейших условий умственного развития и воспитания дошкольников – грамотная, четкая, красивая речь. Именно в дошкольном возрасте самые благоприятные условия для закладывания основ богатого словарного запаса и красноречия. По мнению специалистов, использование специально разработанных методик и приемов для улучшения коммуникативных навыков помогает детям усваивать новый материал и развиваться.

  • Односложная речь, состоящая только из простых предложений.
  • Неумение построить грамматически правильное распространенное предложение.
  • Маленький словарный запас.
  • Использование нелитературной лексики.
  • Неспособность доступно и грамотно формулировать вопросы, строить краткие или развернутые ответы.
  • Отсутствие логики выводов и утверждений.
  • Неумение строить диалог на предложенную тему в сюжетном или описательном рассказе. неспособность пересказать историю своими словами.
  • Плохая дикция.
  • Отсутствие культуры речи (ребенок не умеет регулировать громкость голоса, изменять темп, делать интонационные акценты).

Вместе с этим ищут и читают:

Дидактические игры по развитию речи для детей 3 4 лет в детском саду и Развитие речи 2 класс 2

image

Задача взрослых – научить дошкольников последовательно, правильно, с точки зрения, грамматики выражать свои мысли. Дети должны уметь рассказывать о разных ситуациях из окружающей действительности с помощью связной и богатой речи.

Современный ребенок имеет доступ к Интернету, а также к разнообразной мультимедийной информации, поэтому важно сделать процесс обучения детей максимально познавательным, интересным, развивающим и занимательным. В этой связи на помощь в дошкольной педагогике приходит мнемотехника. Этот метод называют также сенсорно-графическими схемами, блоками-квадратами, предметно-схематическими моделями, коллажем, схемой составления рассказа. Что же такое «мнемотехника»? В переводе с греческого это понятие означает «искусство запоминания». Мнемотехника – это система приемов и методов, которая обеспечивает эффективное усвоение ребенком информации об окружающем мире, успешное запоминание структуры повествования, воспроизведение полученных знаний, а также развитие связной речи.

Что развивает мнемотехника?

  • Мышление посредством ассоциаций.
  • воображение.
  • слуховую и зрительную память.
  • внимание (зрительное и слуховое).

Ученые утверждают, что «язык» мозга – это, прежде всего, зрительные образы. Чтобы иметь успех в изучении языка или же какой-либо другой дисциплины, необходимо «разговаривать» с мозгом на его «языке». Когда человек запоминает слово вместе с его графическим изображением (картинкой, фотографией, символом), мозгу легче фиксировать взаимосвязь между ними. Соответственно, информация быстрее усваивается.

Отличным методом для достижения этого эффекта является мнемотехника, ведь в ней процесс запоминания базируется на образовании ассоциаций. Какие-то абстрактные вещи и явления заменяют образами, которые имеют аудиальное, визуальное или же кинестетическое воплощение. Многим людям очень сложно удержать в голове слова, имеющие абстрактное значение. Они начинают зазубривать слова, но, к сожалению, спустя, некоторое время они не могут вспомнить то, что учили. Для легкости и эффективности запоминания слова и понятия необходимо его наполнить смыслом, связав с понятными, известными и конкретными звуковыми или зрительными образами, либо же с яркими ощущениями. Когда это будет сделано, информация будет гораздо быстрее и легче усваиваться. В этом и состоит секрет.

  • наращивания словарного запаса.
  • обучения составлению различных рассказов.
  • пересказов художественных произведений.
  • отгадывания и загадывания головоломок и загадок.
  • заучивания стихотворений.
  • улучшения разговорных навыков.

Чтобы изготовить такие картинки, педагогу не нужны особые художественные способности. Для создания мнемотаблиц достаточно изобразить символически предметы и объекты, которые будут иллюстрировать рассказ. Детей младшего и среднего дошкольного возраста заинтересуют больше цветные мнемотаблицы, поскольку память малышей устроена так, что им легче запоминать целые образы (рыжая лиса, серая мышка, зеленая елочка и прочие).

Со временем при постоянном использовании в процессе обучения таких таблиц можно усложнять или заменять образы, к которым привыкли дети, на символы (к примеру, изобразить персонаж графически). К примеру, лису иллюстрировать с помощью круга и треугольника оранжевого цвета, медведя – коричневым кругом. Детям постарше желательно делать одноцветные схемы, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символов. Существуют специально созданные специалистами модельные схемы для дошкольников, которые упрощают задачи педагога во время подготовки к занятиям. Тем не менее не всегда готовые схемы могут подойти по содержанию, поэтому лучше брать их за основу, дополняя, совершенствуя, уточняя необходимыми символическими изображениями.

Использование моделирования способствует легкому и быстрому пониманию и запоминанию текстов, а также является прекрасным методом работы с памятью для дошкольников. Во время осуществления данных приемов в процессе запоминания включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Ребенок с легкостью вспомнит картинку, после чего и слова. Поэтому учить детей с помощью такой техники очень удобно, легко и эффективно.

Педагог проводит с малышом беседу по тексту, они рассматривают иллюстрации, отслеживают последовательность заранее созданной таблицы для конкретного произведения. Дети постарше могут самостоятельно выбирать нужные элементы модели к литературному тексту, располагать их в определенной последовательности, которая поможет им с пересказом. Весь этот процесс необходимо контролировать взрослым. Так, постепенно творчество воспитателя переходит в совместную работу ребенка и взрослого.

Если на первом этапе педагог предпочел дать готовые схемы, то на следующем логично будет предоставить возможность ребенку обсудить различные их версии, поучаствовать в отборе наиболее удачных вариантов. В этой ситуации кроха и педагог выступают в роли равноправных партнеров. Взрослый должен незаметно помочь малышу выбирать наиболее удачные варианты, оформляя их в единое произведение. В такой ситуации дети начинают проявлять творческий подход и самостоятельность, мнемотаблица придумывается сообща.

Следует отметить, что дошкольников на первых этапах может затруднять подобного рода работа, поскольку нелегко следовать предложенному плану той или иной модели мнемотаблицы. Часто первые повествования по моделям получаются достаточно схематичными. Чтобы облегчить задачу, в содержание нужно вводить задания по обогащению и активизации словарного запаса. Одновременно с этой работой нужно использовать речевые игры. Также эффективно для детей совмещать с мнемотаблицами настольно-печатные игры. Они помогают малышам научиться систематизировать предметы, развивать зрительное восприятие, внимательность, наблюдательность, заинтересованность окружающей действительностью, логическое, образное мышление, речь, а также навыки самопроверки.

Чем раньше взрослые начнут обучать дошкольников с помощью мнемотехники, тем быстрее получится подготовить его к школе, ведь развитая связная речь свидетельствует о способности ребенка к школьному обучению и служит показателем его умственных способностей. Однако нужно отметить, что работа по совершенствованию коммуникативных навыков не должна ограничиваться только мнемотаблицами. Действительно, они являются эффективным средством для формирования связной речи и доступным способом познания окружающей действительности.

Тем не менее это лишь одна техника, начальная, стартовая, хоть и достаточно значимая, ведь она помогает лучше усваивать и перерабатывать зрительную информацию, запоминать ее и воспроизводить. К тому же полезным будет внедрение этого метода для обучения малышей с ОНР (общим недоразвитием речи). Приемы работы с мнемотаблицами помогают существенно повысить эффективность исправления языковых навыков малышей дошкольного возраста, а также ребят с ОНР, способствуя повышению интереса к умению правильно, четко и красиво разговаривать. Именно мнемотехника позволяет обучить устной коммуникации, которая так необходима в современном информационном пространстве и обществе ХХІ века.

  • подготовить дополнительный увлекательную и полезную информацию, расширяющий кругозор ребенка.
  • обсудить с малышом проведенные перед уроком интересные факты, наблюдения за явлениями природы или особенности литературных произведений.
  • прослушать аудиозапись.
  • подобрать приемы, с помощью которых педагог сможет заинтересовать детей во время урока.

Чем раньше взрослые начнут обучать дошкольников с помощью мнемотехники, тем быстрее получится подготовить его к школе, ведь развитая связная речь свидетельствует о способности малыша к школьному обучению и служит показателем его умственных способностей. Однако нужно отметить, что работа по совершенствованию коммуникативных навыков не должна ограничиваться только мнемотаблицами. Действительно, они являются эффективным средством для формирования связной речи и доступным способом познания окружающей действительности.

Тем не менее это лишь одна техника, начальная, стартовая, хоть и достаточно значимая, ведь она помогает лучше усваивать и перерабатывать зрительную информацию, запоминать ее и воспроизводить. К тому же полезным будет внедрение этого метода для обучения малышей с ОНР (общим недоразвитием речи). Приемы работы с мнемотаблицами помогают существенно повысить эффективность исправления языковых навыков малышей дошкольного возраста, а также ребят с ОНР, способствуя повышению интереса к умению правильно, четко и красиво разговаривать. Именно мнемотехника позволяет обучить устной коммуникации, которая так необходима в современном информационном пространстве и обществе ХХІ века.

Часто родители сталкиваются с тем, что в школе дети плохо запоминают информацию. Школьники слушают внимательно только то, что им интересно, а остальное пропускают мимо ушей. Память действует избирательно. Еще одна проблема, возникающая в школе, — неумение пересказать текст большого объема. В результате снижается успеваемость.

Тренировать память и учить ребят пересказывать тексты на разную тематику можно еще в дошкольном возрасте. Для этого материал представляется в виде опорных схем, или мнемотаблиц. Начинать обучение можно уже года в два, когда ребенок знает некоторые сказки и пытается их пересказать, но путает героев и последовательность событий. Мнемотаблицы для дошкольников сначала составляет взрослый по известным малышу сказкам.

Картинки в ячейках – герои сказок. Очень удобна в этой ситуации сказка «Колобок», где повторяются события, а герои меняются. Для самых маленьких подойдут мнемотаблицы из четырех – девяти ячеек. Несколько мнемотаблиц взрослый разбирает с малышом, анализирует, где спрятались герои сказок. Следующие мнемотаблицы для дошкольников рисуем вместе с ребенком. Дети быстро учатся составлять таблицы. Впоследствии ребята сами составляют таблицы к поданной информации, усложняя их и увеличивая количество ячеек.

Читайте также:  Интегрированный урок добукварного периода «Поющие звуки». Знакомство детей с согласными и гласными звуками

Суть методики

У современных детей в силу их погружения в мир компьютерной техники и занятости родителей наблюдается немало речевых проблем:

  • неумение использовать в речи сложноподчиненные, длинные предложения;
  • отсутствие навыка формулировать мысли;
  • бедный словарный запас, использование в речи нелитературной лексики, сокращений;
  • неумение формулировать вопросы и ответы;
  • плохая дикция;
  • неумение строить утверждения и делать выводы.

Использование мнемотехники позволяет эффективно исправлять эти недостатки, делать речь малышей богатой и красивой. Кроме того, она помогает развитию:

  • слуховой и зрительной памяти;
  • воображения;
  • усидчивости;
  • интереса к учебе;
  • зрительного восприятия;
  • ассоциативного мышления;
  • логического мышления;
  • навыков анализа и синтеза.

В современной логопедии использование мнемотехники начинается уже с 4, иногда даже с 3 лет. При этом для устранения дефектов произношения используются также приемы артикуляционной гимнастики (о них можно прочитать здесь).

Мнемотехника, или техника запоминания, представляет собой цельную систему методов, которые направлены на максимальное запоминание и воспроизведение изучаемых материалов. Она основана на визуальном восприятии и дальнейшем воспроизведении информации при помощи определенных изображений (подробнее об этом – здесь).

При составлении мнемотаблиц для развития речи для конкретного слова используется соответствующая картинка. Изучая предложенные ему изображения, малыш может легко запомнить и воспроизвести нужный текст.

При этом информация привязывается не только к самой картинке, но и к ощущениям, которые с ней ассоциируются (цвет, размер, вкус, запах). Все эти ощущения объединяются в ассоциативный ряд, создавая сложные связи между нервными клетками, что способствует запоминанию и воспроизведению информации.

Другими словами, мнемотаблица – это определенная, конкретная схема, выступающая в роли наглядного пособия и передающая нужную информацию.

Плюсы и минусы мнемотехники

Мнемотехнику активно используют при обучении детей. Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов — «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.

Роль методики в развитии детей:

  • помогает быстро и надолго запоминать информацию;
  • улучшает память и внимательность;
  • развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова;
  • формирует логическое и образное мышление;
  • совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
  • воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.

Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало.

  • На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
  • Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это тормозит развитие ребенка.
  • Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.

Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.

Живые мнемотаблицы. Учим стихотворение "Осенние листья". Наше_всё!Живые мнемотаблицы. Учим стихотворение «Осенние листья». Наше_всё!

Читайте также:  3 этапа постановки шипящих звуков с помощью артикуляционной гимнастики

От карточки к таблице

Данная техника по развитию речи, как уже говорилось, используется с 3–4 лет. Это младшая группа в детском саду и начальная ступень работы.

  1. На этом этапе используются мнемоквадраты – яркие, красочные изображения конкретных предметов. Сначала педагог просто показывает карточку и называет предмет («Это дерево»), предлагая детям повторить слово. Через какое-то время слово получает определение в виде прилагательного («Дерево ветвистое»), затем – действия («Дерево шумит»).
  2. В 4–5 лет ребенка можно знакомить с мнемодорожками – цепочками из 3–4 мнемоквадратов, объединенных по смыслу. Это поможет развивать словарный запас, знакомить детей с разными частями речи, учить построению грамотных, связных предложений.
  3. При этом сначала изучают каждую картинку отдельно: кто это? Где живет? Что любит есть? Кого боится?
  4. После этого квадраты объединяют в последовательную дорожку, чтобы получился небольшой рассказ: «Это мышь, она живет в норе. Мышь любит есть сыр. Боится кошку».

Сначала текст произносит педагог, затем – дети.

По мере того как дети усваивают работу по картинкам, их можно постепенно заменять на условные, схематичные изображения, при помощи которых ребенок сможет рассказать о предмете, его размерах, цвете, форме, других отличительных чертах, опираясь на символы, а не на готовые картинки. Это сложнее, поэтому переходить на этот этап нужно только после того, как дошкольники будут свободно оперировать полноценными рисунками. Однако полностью на графику можно будет перейти к старшему дошкольному возрасту, а пока достаточно сделать это частично – оставив в таблицах и яркие картинки. Иначе в этом возрасте дети могут быстро потерять интерес к изучению схем.

Очень часто мнемодорожки используют для изучения признаков предметов. Поэтому основное внимание уделяется цвету, форме, текстуре, размеру, вкусу, пользе конкретных предметов. Также можно изучать отдельные части предметов (из чего состоит машина?), их предназначение (для чего нужна печка?).

Мнемотаблицы для развития речи начинают использовать в 5–6 лет (в старшей группе детского сада). Сейчас ребенок уже может выделять у предмета существенные признаки, анализировать, строить логические умозаключения. При этом для составления мнемотаблиц более широко используются условные обозначения и символы.

Состоит такая таблица из нескольких квадратов, расположенных не линейно, а уже в несколько рядов (оптимально – 2–3 квадрата в 3 ряда, то есть не более 9 квадратов в одной таблице).

Начинают с самых простых таблиц – 2 на 2 квадрата, – постепенно увеличивая число строк и столбцов. Это способствует овладению навыком составления последовательного рассказа-описания.

Работа с мнемотаблицами строится в несколько этапов.

  1. Для начала рассматривают каждую картинку отдельно. Взрослый задает наводящие вопросы о конкретных деталях изображения (цвет, размер, форма, вкус и т. д.).
  2. Расшифровывают информацию, скрытую в условных знаках и символах. Ребенок должен понимать, о чем речь.
  3. К каждому квадрату предлагают составить определяющую фразу (не просто назвать слово, как было в 3 года).
  4. Фразы объединяют в рассказ и произносят полученный текст вслух.
  5. Таблица убирается, а дети должны восстановить ее на бумаге по памяти.
  6. Теперь они сами составляют рассказ по таблице.

Картинки таких таблиц могут отвечать, например, на такие вопросы: что это, какого оно цвета, какой формы, какой вкус у этого предмета, где это растет, какое это на ощупь, что из этого можно приготовить, для чего использовать?

Мнемотаблицы для дошкольников могут иметь разные виды:

  • алгоритм какого-либо действия (мытье рук, чистка зубов, одевание куклы);
  • история, рассказ, пересказ (для детей помладше чаще всего используются сказки);
  • разгадывание головоломок, ребусов (затем – школьных задач);
  • быстрое запоминание стихотворений.

Составляя мнемотаблицы для своего ребенка, старайтесь охватывать максимально разнообразные тематики. Это позволит расширить кругозор малыша, лексический и понятийный запас, не даст ему скучать, «топчась» на одной и той же теме.

Главное – правильно организовать процесс

Проводить такие занятия по развитию речи дошкольников вполне можно и в домашних условиях. Первое, о чем нужно помнить, – работа должна строиться последовательно: сначала осваиваем отдельные карточки, затем объединяем их в дорожки и только после этого переходим к простейшим таблицам, постепенно увеличивая количество рядов и столбцов. Ведь сразу ребенку в любом возрасте довольно сложно сориентироваться в такой «мудреной» методике. А это может раз и навсегда оттолкнуть малыша от всех этих таблиц и от учебы вообще.

Читайте также:  Связная речь — это… Связная речь дошкольников: развитие и формирование

Чтобы заинтересовать своего ребенка работой по таким карточкам и получить нужный результат, важно знать следующее.

  • Лучше всего дошкольники воспринимают любую информацию в игровой форме. Поэтому занятие не должно выглядеть как урок. Сделайте из него увлекательное приключение, путешествие, сказку, даже детектив – то, что больше всего любит именно ваш ребенок.
  • Длительность занятия не может превышать 15 минут, поскольку в силу возрастных особенностей дошкольники не могут концентрироваться на чем-то дольше. Разбавьте урок физминуткой или переключитесь на что-то другое (полепите, спойте).
  • Опорные схемы и черно-белые символы могут преобладать только к старшему дошкольному возрасту. Для малышей наиболее понятны и привлекательны яркие, крупные, красочные рисунки.
  • Большой объем информации ребенку даже в старшем дошкольном возрасте «переварить» сложно. Поэтому самые объемные таблицы не должны содержать более 9 квадратов.
  • Чтобы от таких занятий у ребенка не осталась «каша» в голове, а информация отложилась в памяти «как по полочкам», не стоит предлагать за один урок больше 2 таблиц (или дорожек).
  • По мере усвоения определенной темы добавляйте все новые. Это полезно для памяти, лексикона, кругозора.
  • Не заставляйте, не принуждайте ребенка, если он расстроен или не хочет заниматься. Крики, оскорбления, применение силы обучению не способствуют.

Сделать мнемотаблицу самостоятельно не так сложно. Для этого перечитайте текст, останавливая внимание на самых важных моментах, которые нужно будет отобразить с помощью картинок. Расчертите таблицу на квадраты в зависимости от сложности текста и возраста малыша. Нарисуйте (или подберите готовые) картинки, иллюстрирующие ключевые моменты. Определите, какие слова будут непонятны ребенку, чтобы объяснить их значение перед началом работы.

Систематические игровые занятия по такой системе обязательно дадут результат. Ребенок научится связно, красиво говорить, спрашивать, отвечать, делать выводы, поддерживать беседу. Он незаметно для себя разовьет память, обогатит словарный запас, научится мыслить и выражаться логически. Все это – хороший фундамент для последующей учебы.

Как составлять мнемотаблицы

Составление мнемотаблиц предполагает выполнение следующих манипуляций:

  1. разбивка текста на части (ориентируясь на самые важные моменты);
  2. разделение листа бумаги на квадраты (количество квадратов зависит от выделенных частей рассказа);
  3. изображение каждого момента в картинке (описанию поддаются как существительные, так и прилагательные);
  4. слова, которые трудно поддаются зарисовке (глаголы или вопросы), могут быть изображены в виде знака «?» (их обязательно необходимо прокомментировать ребёнку).

Для облегчения восприятия сказок или загадок маленькими детьми, произведения разбираются на отдельные ситуации, которые впоследствии переносятся на картинки для детей.

image

Использование мнемотехники для развития познавательных способностей дошкольников

image

1. Мнемотехника  (от греч. mnēmē — память и téchnē — искусство, мастерство) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

  • замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление; связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти;
  • визуализация некоего объекта, субъекта либо явления (в виде изображения, набора символов либо предметов), достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.

image

Мнемоническое запоминание

система «внутреннего письма», основанная на непосредственной

записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации

закрепление

в памяти

запоминание

последовательности

запоминание

(соединение двух образов)

кодирование в образы

image

Основные приёмы мнемотехники (приёмы образования ассоциаций)

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»)
  • Рифмизация («Пифагоровы штаны во все стороны равны»)
  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных ( look и лук)
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
  • Метод Цицерона на пространственное воображение
  • Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
  • Методы запоминания цифр:
  • закономерности знакомые числа
  • закономерности
  • знакомые числа

image

  • Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории.

image

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Мнемотаблица

своеобразный ЗРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН воспроизводимой, в дальнейшем, информации.

Понятие «мнемотаблицы» в дошкольной педагогике сходно по логике и способу построения со следующими понятиями: сенсорно-графические схемы (Воробьёва В. К.), предметно-схематические модели (Ткаченко Т. А.), блоки-квадраты (Глухов В. П.), коллаж (Большева Т. В.), схема составления рассказа (Ефименкова Л. Н .).

image

2.

зрительную

и

слуховую

память

словарный

запас

ассоциативное

мышление

Мнемотехника

помогает

развивать:

связную

речь

зрительное

и

слуховое

внимание

воображение

image

Факторы,

облегчающие

процесс развития

познавательных

способностей детей :

  • Наглядность
  • (С. Л. Рубинштейн,
  • А. М. Леушина,
  • Л. В. Эльконин и др.).
  • Создание плана
  • представления,
  • умозаключения,
  • высказывания
  • (Л.С. Выготский)

Развитие

интеллекта

дошкольника

происходит в игре.

Сочетание этих факторов реализуется, в частности, и при создании мнемотаблиц для дошкольников.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» (К. Д. Ушинский)

  • В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память , и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
  • Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения различной информации (дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают и соответствующую информацию ).
  • Использование символов, схем, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, способствует и развитию наглядно-образного мышления . Опора на визуальный образ очень важна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста.
  • В основе мнемотехники лежит СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ – обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта. Графическая символическая аналогия – это обозначение каким-либо символом реального образа или несколько образов по общим для них признакам. Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное.
  • Дошкольники очень пластичны и легко обучаемы, но порой во время образовательной деятельности бывает трудно удержать их внимание – составление мнемотаблиц и их перекодировка вызывают интерес у детей, и помогает решить эту задачу.
  • На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Использование мнемотаблиц при составлении рассказа помогает детям лучше осознать и воспроизвести структуру рассказа, его последовательность и лексико-грамматческую наполняемость, понять главные смысловые звенья сюжета.

3. Методика «Запоминаем стихи, рисуя»

  • Суть её заключается в том, что

на каждое слово или маленькое

словосочетание придумывается

картинка (изображение);

таким образом, все стихотворение

зарисовывается схематически. После этого

ребенок по памяти, используя графическое

изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

3.1. Предварительная работа с детьми по овладению приёмом мнемотехники

  • кодировка отдельных слов, часто встречающихся понятий в символы
  • Первоначально нужно научить детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу.

Называется слово, а вам необходимо выбрать картинку, которая поможет это слово запомнить. Слова: лес, пляж, ваза, вкусно, страшно, весело, горячий, солёный, кислый, море, привет, золото. Затем вам покажут картинку, по ней надо вспомнить слово.

  • Далее необходимо научить детей заменять

ключевые слова, понятия, рисунками-символами

и самостоятельно их зарисовывать. При этом

важно чтобы в графическом образе объекта были

выделены главные его признаки, характерные

только для него. Необходимо также обязательное

ограничение времени на изображение с помощью

рисунка слова или понятия, для того чтобы дети при рисовании

не увлекались подробностями в изображении.

Игра-задание «Запоминаем слова, рисуя» Называется слово, а вам необходимо нарисовать к этому слову рисунок, который потом поможет вам это слово вспомнить. Слова: солнце, лес, дом, птица, сидит, идёт, холодно, скучно, сильный, день, смотрит, ветер.

  • Также можно создать совместно с детьми картотеку

карточек- символов на часто встречающие слова и понятия.

3.2. Этапы работы по созданию детьми мнемотаблиц к стихотворениям.

  • Начальный этап

Детям предлагаются готовые мнемотаблицы , где каждая ячейка соответствует одному слову или, в дальнейшем, целой фразе (строчке) из стихотворения. Использование опорных рисунков для заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Гололедица (В. Берестов)

Я уже не маленький (В. Данько)

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде.

Например:

лиса – , медведь – и т. д.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Синица (А. Барто)

Ей на месте не сидится,

шустрая синица,

В среду 25 января в 16.45 состоится консультация педагога-психолога Селивановой О. А.

на минутку,

Тири-тири, тень-тень-тень.

Открываем календарь —

Снег — на крыше, на крылечке,

В нашем доме топят печки,

Солнце в небе голубом.

посмотри,

Веселятся

снегири.

Прокачусь по льду.

Второй этап Самостоятельное составление мнемотаблицы

  • Для этого детям раздаются чистые, пустые таблицы, где количество ячеек соответствует количеству смысловых фраз или строчек в стихотворении.

Дети рисуют к каждой фразе или строчке стихотворения рисунок-символ, рисунок-схему, рисунок-ассоциацию.

Постепенно не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет.

При этом важно отметить, что если в стихотворении есть слова, которые не понятны или не знакомы ребёнку, нужно обязательно разъяснить их смысл и сделать опорные рисунки.

Заключительный этап Эмоционально-выразительное воспроизведение текста стихотворения с опорой на рисунки

  • Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в словесные образы.
  • Можно также провести словарную работу по стихотворению, провести беседу о смысле стихотворения.

3.3 Мнемотехника многофункциональна

На её основе можно создавать разнообразные развивающие и дидактические игры и задания, придерживаясь следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Мнемотаблицы и систематизация знаний детей о сезонных изменениях в природе и жизни человека, а также расширение временных представлений и кругозора ребёнка .

Предлагаемая серия мнемотаблиц

к стихотворениям для детей 4-5 и

6-7 лет разработана на

лексические темы: «Зима»,

«Весна», «Лето», «Осень».

Основой мнемотаблиц  послужили

известные стихи С. Маршака,

Н. Нищевой, В. Берестова и других детских поэтов.

Мнемотаблицы и ознакомление детей с художественной литературой

  • Работа с художественным текстом становится для дошкольником делом весёлым, эмоциональным, а содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

Опираясь на мнемотаблицу, можно построить беседу по тексту; рассматривая рисунки-символы — отслеживать последовательность событий в литературном произведении, пересказывать

его. Всё это в свою очередь служит

повышению интереса детей к детской

литературе, а в последующем и

к чтению.

Мнемотаблицы и детское творчество

  • Мнемотаблицы-стихотворения можно также использовать для изготовления детьми книжек-самоделок. Просто разрежьте уже составленную мнемотаблицу по ячейкам, скрепите последовательно полученные листочки степлером и книжка-малышка готова! Таким образом, воспитатель пробуждает интерес у ребёнка к творчеству, к созданию собственных творческих проектов.

4. Практическое задание для воспитателей

  • Изображение каких слов, понятий фраз вызвало у вас затруднение?
  • Выделите в тексте стихотворения слова, которые могут быть незнакомы и непонятны детям. Попробуйте объяснить их смысл и подобрать к ним символ, схему.
  • В чём отличия мнемотаблиц к стихотворениям для детей 4-5 и 6-7 лет?
  • Какие эмоции вы испытывали в процессе выполнения задания?
  • Ваши предложения по использованию мнемотехники в воспитательно-образовательной деятельности педагога ДОУ, а также предложения по улучшению данной методической разработки.

Использованная литература

  • Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — Санкт-Петербург, 2005 год.
  • Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. — Москва, 2005 год.
  • Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – Санкт-Петербург, 2000 год.
  • Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / журнал «Дошкольное воспитание» №10/1990 год, с.16-21.
  • Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / журнал «Ребёнок в детском саду» №2/ 2004 год, с.59-62.
  • Е. А. Юзбекова Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии ребёнка). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – Москва, издательство ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 год.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий