Методика Судзуки как средство формирования эмоциональности у учащихся младших классов

текст: Екатерина Чинарова Шиничи Сузуки: учимся как птицы «Человек — дитя окружения», «Все дети растут, результат зависит от того, как их растят», «Каждый ребенок обучаем» — все эти высказывания принадлежат гениальному японцу Шиничи Сузуки, который прославился тем, что научил тысячи трехлетних детей блестяще играть на скрипке.  Шиничи Сузуки (1898-1998) родился в Нагойе 17 октября. Его отец, Масакиши, был скрипичным мастером, основавшим в 1888 году скрипичную фабрику в Нагойе. Там юный Шиничи начал интуитивно подбирать мелодии на скрипке, не зная нотной грамоты. На собственном опыте он пришел к выводу, что развивать музыкальный талант можно в самом раннем детстве. Обучение музыке сродни обучению родному языку: то есть научить при прочих равных музыкальной грамоте и игре на инструментах можно любого ребенка. В 1916 году в возрасте 22 — х лет Шиничи отправляется в Токио. Он останавливается в доме маркиза Токугава и учится скрипке у Кох Андо.  Спустя год он покидает Японию  и отправляется в путешествие по миру: в Германии учится у Карла Клингера долгих восемь лет.  Спустя двадцать лет Сузуки начинает работать инструктором в музыкальной школе Кунитачи, а с 39 лет дает уроки скрипки на дому. В течение жизни Сузуки сделал три открытия, которые навсегда изменили то, как мы смотрим на детей и их музыкальные таланты. Первое открытие Судзуки сделал, посетив громадный инкубатор для выведения японских жаворонков. Яйца этих певчих птичек помещаются в гигантские теплые и тихие залы инкубатора, где создаются такие же условия, как в гнезде. Здесь царит тишина, за исключением одного звука – голоса птицы – учителя, своего рода птичьего Бетховена. Судзуки к своему изумлению отметил, что каждый вылупившийся птенец автоматически повторяет песню учителя. Однако,  спустя несколько дней, каждый птенец, начавший с простого копирования, начинает создавать собственные вариации оригинальной песни. Специалисты – орнитологи, ждут, пока каждая из этих птиц овладеет собственным стилем, а затем выбирают из их числа нового «учителя» и процесс повторяется с самого начала. «Удивительно!» — подумал Сузуки. – Если уж крошечный мозг птицы обладает такой способностью к обучению, то что говорить о намного более совершенном мозге человека?!» Эти размышления привели его ко второму открытию. Когда Сузуки объявил о нем, его друзья решили, что у него не все в порядке с головой. Шиничи с энтузиазмом рассказывал всем о том, что он обнаружил: оказывается, каждый японский ребенок учится говорить по-японски! Друзья и коллеги сочувственно похлопывали его по плечу и говорили, что они … догадываются об этом. «Да нет же, нет! – восклицал Сузуки. – Они действительно учатся этому, и это поразительно!» И Судзуки был прав. Как и Ньютон до него, он открыл совершенно очевидную вещь, которую никто раньше не замечал. Его открытием стал тот факт, что ребенок, родившийся в определенной стране, автоматически в течение года – двух осваивает язык своей родины. Это означает, что любой детский мозг в состоянии освоить миллионы потенциально возможных языков. Причем, не просто язык данной страны, а особый диалект конкретной местности, в которой родился кроха. Открытие Судзуки состояло в том, что система, включающая в себя голос, ухо и мозг, представляет собой совершеннейшую копировальную машину, дающую практически безграничную возможность освоить мелодию любого языка. И не имеет значения, о каком языке идет речь: китайском, португальском, музыкальном, художественном или японском. Достаточно пометить ребенка в нужную обучающую среду и создать соотвествующие стимулы, он сможет выучить что угодно! Третье открытие японца стало последним элементом в мозаике его метода. Когда он размышлял над поразительными способностями детского мозга, к нему зашел друг и спросил, не сможет ли он научить четырехлетнего сына одного приятеля играть на скрипке. Сузуки решил, что это невозмолжно, и извинился, ссылаясь на то, что ребенок еще слишком мал, чтобы держать скрипкку, ведь она в пропорции к его телу – все равно что контрабас для взрослого. Когда друг ушел, Сузуки вдруг понял, что он мыслит слишком узко. Он только что сказал, что ребенок еще мал, чтобы учиться играть на скрипке, хотя сам же до этого сделал вывод, что в возрасте трех лет ребенок может учиться музыке и стать отличным музыкантом. Все дело в том, что скрипка слишком велика для ребенка, но почему бы не сделать скрипку, подходящую ему по размеру? Вдохновленный этой мыслью, Сузуки принялся мастерить маленькие скрипочки. Но как научить детей играть на них? Сузуки понял, что решение подсказывает ему птенцы жаворонков в инкубаторе. Все дело в копировании. Ведь 95 % людей так никогда и не научатся правильно петь только потому, что им с детства внушали: копировать – это плохо. Их лишали главного инструмента обучения – подражания. Вооружившись маленькими скрипками и пониманием того, как должно быть организовао обучение, Сузуки обратился к своим друзьям, у которых были дети, и поинтересовался, не хотят ли они отдать своих детей учиться играть на скрипке. На первом уроке Судзуки разложил скрипки и смычки вместе с другими игрушками и предложил малышам подойти и поиграть с ними. Сидя посреди комнаты, Судзуки время от времени брал одну из скрипок, подносил к ней смычок и извлекал одну ноту. Как он и ожидал, дети по очереди начали копировать его действия. Тогда он стал играть две ноты. Точно так же, как птенцы, подражая птице – учителю, осваивали свои трели, дети очень легко и непринужденно начали играть на скрипке, которая стала их вторым «языком». Таким образом, Сузуки создал методику, которая в наши дни распространилась по всему миру и нашла десятки тысяч последователей и учеников, многие из которых стали первоклассными музыкантами. Золтан Кодали: учимся в хороводе Венгерский  композитор, педагог и фольклорист Золтан Кодали (1882 – 1967) заинтересовался музыкальным образованием детей после того, как услышал посредственное исполнение песен венгерскими школьниками. Он пришел к выводу, что учить музыке надо в самом раннем детстве, через песни и действия, пока дети заняты игрой. «Если сильная основа не заложена в ранние годы, дети не могут раскрыть потенциал» — считал венгр. Выступив с серией обвинительных публикаций, Кодали активно принялся реформировать музыкальное образование Венгрии. Он написал несколько композиций и выпустил сборник народных песен. С точки зрения композитора, голос – наш самый главный музыкальный инструмент, данный природой. С помощью пения, дети узнают о своей культуре, языке и музыкальных традициях. В 1958 году в Вене открылась первая начальная школа с музыкальным уклоном: занятия проходили каждый день. В 1973 году метод Кодали был известен уже всему миру. В Венгрию приезжали сотни учителей со всего мира, чтобы вживую посмотреть, как Золтан приобщает детей к «универсальному языку человечества».  — Выбирайте короткие песенки с движениями — Повторяйте песни – дети обожают повторы — Изменяйте темп — Всегда хвалите детей — Выучите тридцать песенок: слова вы должны знать очень хорошо, так как ваша уверенность передается детям. Карл Орф: не повторы, а творчество «Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели» — считал Карл Орф (Carl Orf, 1895-1982), немецкий композитор и автор уникальной концепции музыкального образования детей, получившей название «Шульверк» (Schulwerk). Идеи  Орфа изложены в пятитомной антологии музыки «Шульверк. Музыка для детей», впервые изданной 50 лет назад. Сразу надо подчеркнуть: Шульверк — это не учебник, скорее концепция, особый взгляд на музыкальное образование детей, основанное на коллективном музицировании. Шульверк (Schulwerk)  — сочетание двух слов — Schule (школа) и Werk (работа, умение что-то делать искусно). Действие — основа музыкального воспитания по Карлу Орфу. В своем сборнике Орф собрал фольклорные произведения того времени, когда музыка, речь и движение были неразрывны. Он мечтал возвратить педагогов к гармоническому синтезу речи и движения как к истокам музыки, ее первоосновам. При этом, Орф хотел дать толчок фантазии педагога, чтобы тот в свою очередь показал малышне, что такое импровизация, как можно относится к музыке творчески. Переосмыслить ее с высоты нашего времени. Толкование

Судзуки, Синъити
Синъити Судзуки 鈴木 鎮一
Дата рождения

17 октября 1898(1898-10-17)

Место рождения

Нагоя, Япония

Дата смерти

26 января 1998(1998-01-26) (99 лет)

Место смерти

Мацумото (город), Япония

Страна

 Япония

Профессии

Скрипач, педагог, философ

Инструменты

Скрипка

Синъити Судзуки (яп. 鈴木 鎮一 Судзуки Синъити , 1898—1998) — японский скрипач и музыкальный педагог, автор всемирно распространённого метода преподавания музыки.

Биография

Родился в Нагое в 1898 году, был одним из двенадцати детей Масакити Судзуки — владельца фабрики по производству скрипок. В детстве Синъити работал на фабрике отца, а в 17 лет, услышав запись выступления скрипача Миши Эльмана, начал самостоятельно учиться играть на скрипке. Когда Синъити было 22 года, друг его отца, маркиз Ёситика Токугава (яп.)русск., убедил Судзуки-старшего отправить сына учиться в Германию, и с 1921 по 1928 года Синъити учился в Берлинской консерватории у Карла Клингера. В Германии Синъити также лично общался с Альбертом Эйнштейном.[1] В 1928 Синъити женился на Вальтрауд Пранге (1905—2000), с которой прожил всю оставшуюся жизнь. В 1930 он вернулся в Японию и вместе с братьями создал струнный квартет, а также начал преподавать в Императорской музыкальной школе и музыкальной школе Кунитати в Токио. Во время Второй мировой войны скрипичная фабрика отца Судзуки была уничтожена во время налёта американских ВВС, погиб один из его братьев. Семья Судзуки осталась без гроша и, чтобы прокормиться, Синъити давал уроки детям-сиротам в городах, где он жил. Один из первых учеников Судзуки — Кодзи Тоёда (англ.)русск., начал учиться у мастера в возрасте 3,5 лет и с ним Синъити приступил к разработке своей философии преподавания музыки.

Синъити Судзуки был в Японии национальным покровителем международного братства профессиональных музыкантов Delta Omicron (англ.)русск..[2]

Синъити Судзуки умер в своем доме в Мацумото 26 января 1998 года в возрасте 99 лет.

Вклад в педагогику

Как и многие учителя-самоучки, Судзуки разработал свою теорию воспитания детей младшего возраста, исходя из личного опыта, а не на основе научных исследованиий или контролируемых экспериментов. Судзуки сотрудничал с другими известными педагогами-мыслителями, в частности, с Гленном Доманом, основателем Институтов достижения человеческого потенциала. Судзуки и Доман разделяли точку зрения, что все маленькие дети обладают большим потенциалом, и Судзуки поместил интервью Домана в своей книге Where Love is Deep.[3].Руководящей идеей С.Судзуки было: «Характер первичен, способности вторичны».

Основные принципы, которым следовал Судзуки в преподавании музыки:

  • Человек является продуктом своего окружения.
  • Чем раньше, тем лучше — не только музыка, но и все обучение.
  • Повторение опыта имеет важное значение для обучения.
  • Учителя и родители (взрослое окружение) должны сами быть на высоком уровне и продолжать личностный рост, передавая его ребенку.
  • Система или метод обучения должны включать иллюстрации для ребенка, основанные на понимании учителя — что, когда и как.

Гносеологический аспект обучения, или, как назвал его сам Судзуки, «родной язык» философии, заключается в том, что дети учатся, наблюдая за окружающим миром. Идеи Судзуки получили широкое распространение во всем мире, движение его последователей продолжает использовать теории, выдвинутые им в середине 1940-х.

Свою философию преподавания музыки Судзуки изложил в книгах, переведённых на английский его женой Вальтрауд Пранге:

  • Nurtured by Love
  • Ability Development from Age Zero
  • Man and Talent: Search into the Unknown
  • Where Love is Deep.

Библиография

На русском языке

  • С.Судзуки. Взращенные с любовью: Классический подход к воспитанию талантов. — М.,: Попурри, 2005. — 192 с. — ISBN 985-483-428-Х

На других языках

  • Suzuki Shinichi Nurtured by Love: A New Approach to Education. — Smithtown, New York: Exposition Press. — ISBN 0-682-47518-1

См. также

  • Метод Судзуки

Примечания

  1. Record of Written Correspondence from Shinichi Suzuki to Albert Einstein: Einstein Archives Online, Call Number 25-294.00, Dated 11th of May 1928: http://www.alberteinstein.info/db/ViewDetails.do?DocumentID=22263
  2. Delta Omicron
  3. D’Ercole, Pat. Suzuki Association of the Americas. http://suzukiassociation.org/news/3244/

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 17 октября
  • Родившиеся в 1898 году
  • Родившиеся в Нагое
  • Умершие 26 января
  • Умершие в 1998 году
  • Умершие в Мацумото
  • Скрипачи Японии
  • Музыканты Японии
  • Педагоги

Смотреть что такое «Судзуки, Синъити» в других словарях:

  • Судзуки — (яп. 鈴木?, буквально «колокольчиковое дерево»[1])  вторая по распространённости японская фамилия. Известные носители: Судзуки, Агури  японский автогонщик. Судзуки, Айри (р. 1994)  японский идол, певица, участница поп группы °C ute.… …   Википедия

  • Музыка — Впервые значительную эволюцию в своей истории японская музыка претерпела в период Хэйан (794–1185). По мере того как музыка, которая пользовалась популярностью среди простых людей, все более усложнялась, усваивались и модифицировались все виды… …   Вся Япония

  • Ouran High School Host Club — Рекламный постер аниме сериала «Ouran High School Host Club» 桜蘭高校ホスト部 Ouran Koukou Host Club Клуб свиданий старшей школы Оран Жанр комедия, романтика …   Википедия

  • Берлинская высшая школа музыки — У этого термина существуют и другие значения, см. Берлинская Высшая школа музыки имени Эйслера. Берлинская высшая школа музыки (нем. Staatliche Hochschule für Musik in Berlin), первоначально Королевская академическая высшая школа музыки (нем …   Википедия

  • Detective Conan — Обложка первого тома 名探偵コナン (яп.) Meitante Conan (ромадзи) Мэйтантэй Конан (киридзи) …   Википедия

  • Список серий аниме «Detective Conan» — Здесь представлен список серий аниме «Detective Conan», снятого по одноимённой манге Госё Аомямы. В англоязычных странах аниме вышло под названием «Case Closed» чтобы избежать возможных проблем с авторскими правами на оригинальное название[1].… …   Википедия

  • Calekka (альбом) — Calekka …   Википедия

  • Список саундтреков аниме «Zetsuai 1989» — Основная статья: Zetsuai 1989 Содержание 1 Zetsuai 1989 2 Zetsuai 1989 version 2 2.1 Bad Blood Single 3 Zetsuai DramaMix 1993 …   Википедия

  • Zetsuai DramaMix 1993 — Основная статья: Zetsuai 1989 Содержание 1 Zetsuai 1989 2 Zetsuai 1989 version 2 2.1 Bad Blood Single 3 Zetsuai DramaMix 1993 4 The Best of Minami Ozaki …   Википедия

  • Музыка аниме «Bronze: Zetsuai since 1989» — Основная статья: Zetsuai 1989 Содержание 1 Zetsuai 1989 2 Zetsuai 1989 version 2 2.1 Bad Blood Single 3 Zetsuai DramaMix 1993 4 The Best of Minami Ozaki …   Википедия

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Ме́тод Судзу́ки (Сузу́ки) — всемирно известная методика музыкального развития детей, созданная японским скрипачом и педагогом Синъити Судзуки (1898—1998 гг.) в середине 20-го века. Судзуки считал, что музыка основана на музыкальном языке, состоящем из звуков нот, так же как речь основана на разговорном языке, состоящем из произносимых букв (фонем); и следовательно музыкальному языку ребёнка можно обучить так же, как он обучается своему родному разговорному языку, слушая речь окружающих и пытаясь повторять за ними. Суть методики Судзуки состоит в том, чтобы окружить ребёнка с как можно более раннего возраста музыкой, и научить его на слух повторять ноты, музыкальные фразы, а затем и целые произведения на музыкальном инструменте. Изначально методика подразумевала игру на скрипке, будучи скрипачом, Судзуки создал маленькую скрипку, на которой мог бы играть даже очень маленький ребёнок. В настоящее время созданы адаптации его методики и для других музыкальных инструментов.

Истоки[править | править код]

Идея его метода пришла Судзуки, когда он уже во взрослом возрасте начал изучать немецкий язык. Он заметил, что хотя ему самому язык давался очень трудно, но маленькие дети осваивали язык необыкновенно быстро. Он предположил, что мозг ребёнка устроен таким образом, что позволяет ему в очень сжатые сроки овладеть разговорным языком путём лишь слушания и повторения сказанного окружающими. После этого он осознал, что музыкальный язык так же основан на звуках, как и разговорный, и мозг ребёнка, видимо, может воспользоваться теми же механизмами быстрого овладения разговорным языком для овладения языком музыкальным. Начав заниматься с маленькими детьми, он подтвердил правильность своего предположения, и, убедившись в эффективности своего подхода, начал работу по его распространению. Судзуки говорил, что в начале он главным образом хотел привнести радость музыки в нелёгкое детство ребят разрушенной войной Японии, потом, по мере распространения его метода, его мечтой стало обучить музыкальному языку всех детей мира. Он назвал свой метод «Воспитание талантов» (яп. 才能教育 sainō kyōiku).

Философия Судзуки[править | править код]

Если ребёнок слышит прекрасную музыку с самого дня своего рождения и учится играть её сам, то в нём развиваются чуткость, дисциплина и стойкость. И у него будет благородное сердце. (С. Судзуки)

Судзуки считал, что в любом ребёнке сокрыт музыкальный талант, и что любой ребёнок, если начать правильно заниматься с ним в достаточно раннем возрасте, способен на огромные музыкальные свершения. Тем не менее Судзуки полагал и много раз подчёркивал, что его методика не направлена на выращивание профессиональных музыкантов и вундеркиндов от музыки, он крайне отрицательно относился к желанию родителей сделать из ребёнка вундеркинда, к «натаскиванию» детей. Судзуки говорил, что его методика создана для того, чтобы обогатить жизнь ребёнка, сделать его более счастливым и воспитать в нём через музыку высокие моральные качества, «благородное сердце».

Принципы методики[править | править код]

  • Раннее начало занятий с ребёнком, обычно с 3-4 лет.
  • Обучение воспроизведению музыки на слух прежде обучения нотной грамоте.
  • Максимально полное погружение ребёнка в музыкальную среду. Рекомендуется, чтобы в доме почти постоянно звучала музыка. Также ребёнок должен часто слышать произведения над воспроизведением и разучиванием которых он сейчас работает.
  • Вовлечённость родителей. Занятий с педагогом, по мнению Судзуки, не может быть достаточно, с ребёнком должны заниматься родители, особенно это важно на первом этапе обучения. Отношение родителей при этом должно быть неизменно бережным и позитивным.
  • Все педагоги метода Судзуки должны пройти специальную подготовку и иметь сертификат, подтверждающий их квалификацию.
  • Акцент на извлечение красивого звука на инструменте наиболее естественным для ребёнка технически путём с самого начала обучения.
  • Ребёнок должен играть музыку с другими детьми, это должно научить его слышать другие инструменты во время игры. Для этого по всему миру педагогами и школами Судзуки используется единый, регулярно обновляемый репертуар.
  • Ребёнок должен активно общаться с другими детьми-музыкантами, это будет поддерживать и углублять его интерес к музыке.[1]

Сравнение с традиционным методом обучения музыке[править | править код]

Основным отличием метода Судзуки от традиционных методик является обучение воспроизведению музыки на слух прежде обучения нотной грамоте. По мнению Судзуки, это даёт ребёнку большие преимущества, поскольку у ребёнка гораздо лучше развивается музыкальный слух и лучше развивается музыкальная память, поскольку, не умея читать ноты, ребёнок вынужден всё запоминать. Кроме того, ребёнок может играть более сложные произведения, не будучи связанным своими ограниченными возможностями понимания печатных нот. Судзуки считал, что изначальное обучение ребёнка чтению нот сковывает развитие его слуха, памяти и техники, заставляет ребёнка годами играть медленно и с запинками, пытаясь читать ноты, и в конечном счёте убивает интерес к музыке, вместо того, чтобы максимально раскрывать потенциал ребёнка в его самые ценные ранние годы.

В то же время педагоги традиционных методик отмечают, что ребёнка, уже научившегося хорошо играть музыку на слух и запоминать её, потом очень трудно заставить читать ноты, возвращаясь назад к самым простым и неинтересным произведениям, что может негативно отразиться на прогрессе ребёнка в дальнейшем, когда понадобится читать по нотам сложные партитуры, плохо воспринимаемые на слух.

Примечания[править | править код]

  1. The Suzuki Method

Ссылки[править | править код]

This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit). Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply. Images, videos and audio are available under their respective licenses. —> 01 октября 2013 в 11:30 Музыка для большинства детей — опыт радостный, захватывающий и праздничный. То, что музыка прекрасна и развивает ребенка, никто не спорит. А вот взгляды на то, как обучать детей музыке, отличаются. В этом обзоре — популярные методики Сузуки, Кодали и Орфа.

Музыка для большинства детей – опыт радостный, захватывающий и праздничный. А еще музыка – это медиум. Она помогает детям узнать себя, развить координацию, наладить контакт со значимыми взрослыми (родителями, бабушками и дедушками) и другими детьми. Музыка дает свободу: можно петь, дрыгать ножками и ручками, расслабиться. Дети обожают петь одни и те же попевки: так через повторение закладываются основы языка и математики. То, что музыка прекрасна и развивает ребенка, никто не спорит. А вот взгляды на то, как обучать детей музыке, отличаются. В этом обзоре — популярные методики Сузуки, Кодали и Орфа.

Шиничи Сузуки: учимся как птицы

Шиничи Сузуки (1898-1998) родился в Нагойе 17 октября. Его отец, Масакиши, был скрипичным мастером, основавшим в 1888 году скрипичную фабрику в Нагойе. Там юный Шиничи начал интуитивно подбирать мелодии на скрипке, не зная нотной грамоты. На собственном опыте он пришел к выводу, что развивать музыкальный талант можно в самом раннем детстве. Обучение музыке сродни обучению родному языку: то есть научить при прочих равных музыкальной грамоте и игре на инструментах можно любого ребенка.

В 1916 году в возрасте 22 — х лет Шиничи отправляется в Токио. Он останавливается в доме маркиза Токугава и учится скрипке у Кох Андо.  Спустя год он покидает Японию  и отправляется в путешествие по миру: в Германии учится у Карла Клингера долгих восемь лет.  Спустя двадцать лет Сузуки начинает работать инструктором в музыкальной школе Кунитачи, а с 39 лет дает уроки скрипки на дому. В течение жизни Сузуки сделал три открытия, которые навсегда изменили то, как мы смотрим на детей и их музыкальные таланты.

Первое открытие Судзуки сделал, посетив громадный инкубатор для выведения японских жаворонков. Яйца этих певчих птичек помещаются в гигантские теплые и тихие залы инкубатора, где создаются такие же условия, как в гнезде. Здесь царит тишина, за исключением одного звука – голоса птицы – учителя, своего рода птичьего Бетховена.

Сузуки к своему изумлению отметил, что каждый вылупившийся птенец автоматически повторяет песню учителя. Однако,  спустя несколько дней, каждый птенец, начавший с простого копирования, начинает создавать собственные вариации оригинальной песни. Специалисты – орнитологи, ждут, пока каждая из этих птиц овладеет собственным стилем, а затем выбирают из их числа нового «учителя» и процесс повторяется с самого начала.

«Удивительно!» — подумал Сузуки. – Если уж крошечный мозг птицы обладает такой способностью к обучению, то что говорить о намного более совершенном мозге человека?!»

Эти размышления привели его ко второму открытию. Когда Сузуки объявил о нем, его друзья решили, что у него не все в порядке с головой. Шиничи с энтузиазмом рассказывал всем о том, что он обнаружил: оказывается, каждый японский ребенок учится говорить по-японски!

Друзья и коллеги сочувственно похлопывали его по плечу и говорили, что они … догадываются об этом. «Да нет же, нет! – восклицал Сузуки. – Они действительно учатся этому, и это поразительно!» И Сузуки был прав. Как и Ньютон до него, он открыл совершенно очевидную вещь, которую никто раньше не замечал. Его открытием стал тот факт, что ребенок, родившийся в определенной стране, автоматически в течение года – двух осваивает язык своей родины. Это означает, что любой детский мозг в состоянии освоить миллионы потенциально возможных языков. Причем, не просто язык данной страны, а особый диалект конкретной местности, в которой родился кроха.

Открытие Сузуки состояло в том, что система, включающая в себя голос, ухо и мозг, представляет собой совершеннейшую копировальную машину, дающую практически безграничную возможность освоить мелодию любого языка. И не имеет значения, о каком языке идет речь: китайском, португальском, музыкальном, художественном или японском. Достаточно пометить ребенка в нужную обучающую среду и создать соответствующие стимулы, он сможет выучить что угодно!

Третье открытие японца стало последним элементом в мозаике его метода. Когда он размышлял над поразительными способностями детского мозга, к нему зашел друг и спросил, не сможет ли он научить четырехлетнего сына одного приятеля играть на скрипке. Сузуки решил, что это невозможно, и извинился, ссылаясь на то, что ребенок еще слишком мал, чтобы держать скрипку, ведь она в пропорции к его телу – все равно что контрабас для взрослого. Когда друг ушел, Сузуки вдруг понял, что он мыслит слишком узко. Он только что сказал, что ребенок еще мал, чтобы учиться играть на скрипке, хотя сам же до этого сделал вывод, что в возрасте трех лет ребенок может учиться музыке и стать отличным музыкантом. Все дело в том, что скрипка слишком велика для ребенка, но почему бы не сделать скрипку, подходящую ему по размеру?

Вдохновленный этой мыслью, Сузуки принялся мастерить маленькие скрипочки. Но как научить детей играть на них? Сузуки понял, что решение подсказывает ему птенцы жаворонков в инкубаторе. Все дело в копировании. Ведь 95 % людей так никогда и не научатся правильно петь только потому, что им с детства внушали: копировать – это плохо. Их лишали главного инструмента обучения – подражания.

Вооружившись маленькими скрипками и пониманием того, как должно быть организовано обучение, Сузуки обратился к своим друзьям, у которых были дети, и поинтересовался, не хотят ли они отдать своих детей учиться играть на скрипке.

На первом уроке Сузуки разложил скрипки и смычки вместе с другими игрушками и предложил малышам подойти и поиграть с ними. Сидя посреди комнаты, Сузуки время от времени брал одну из скрипок, подносил к ней смычок и извлекал одну ноту. Как он и ожидал, дети по очереди начали копировать его действия. Тогда он стал играть две ноты. Точно так же, как птенцы, подражая птице – учителю, осваивали свои трели, дети очень легко и непринужденно начали играть на скрипке, которая стала их вторым «языком». Таким образом, Сузуки создал методику, которая в наши дни распространилась по всему миру и нашла десятки тысяч последователей и учеников, многие из которых стали первоклассными музыкантами.

1 из 3

ПредыдущаяЗолтан Кодали: учимся в хороводе Золтан Кодали: учимся в хороводе Семейный гороскоп

Особого внимания заслуживает концепция и философия раннего музыкального развития Сузуки, которая не только признана в мире, но и получила широкое применение в работе с маленькими детьми. Автор рассматривает свою концепцию не просто как практичный и методическое пособие обучение игре на скрипке, а как философию, которая помогает ребенку в поиске своего места в жизни.

Цель музыкального воспитания автор видит не в воспитании профессиональных музыкантов-исполнителей, а во влиянии на формирование личности ребенка на основе любви и уважения. Поэтому, кроме исполнительского мастерства, большое внимание уделяется формированию таких важных качеств человеческого характера, как терпение, самоконтроль, способность концентрации.

Методика Сузуки и может быть использована как самостоятельная или же как дополнение другим методам, потому что данная методика — это больше философия и практический метод, нежели сугубо исполнительская, на чем последователи школы Сузуки активно заостряют внимание.

Источник http://orff.com.ua

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий