«Логопедические задания для детей 4-5 лет». Система заданий по развитию речи. (Цветные иллюстрации.)

2015-11-05

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

image

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА — ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;

  • Дуть в дудочку;

  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

  • Надувать мыльные пузыри;

  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!

***

На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

image

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

  • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть  даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. СКАЗКИ И СТИХИ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие — «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше здесь.

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь:  Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.

Искренне ваша, Яна Разначенко

УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА

КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ И СКАНДАЛОВ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

В возрасте до 4 лет дети не только многократно расширяют свой словарный запас, но и начинают строить длинные предложения, используют наречия, числительные и местоимения. На фоне познавательной деятельности, физиологически малыши не всегда готовы к длинным монологам. Они часто глотают окончания слов, слишком торопятся или наоборот, растягивают слова, в некоторых случаях говорят о задержке речевого развития у детей.

Чтобы с раннего возраста привить крохе красивую и грамотную речь, нужно работать как над изучением новых слов, так и над артикуляцией, формированием правильного речевого дыхания, темпа и громкости речи. В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Игры на логику и мышление для детей до 5 лет». Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Игры для развития речевого дыхания

  • Для развития правильного речевого дыхания подойдут забавы с любыми легкими предметами (ватными шариками или вырезками из бумаги). Попросите малютку подуть на предмет, чтобы он улетел как можно дальше. Далее добавьте конкретные цели, в которые нужно попадать невесомыми снарядами.
  • Когда малютка освоит правильное дыхание, устраивайте конкурсы, проверяя кто сможет произнести больше слов на одном выдохе. При этом следите, чтобы малыш вдыхал только через нос. Можно просто считать вслух, пока малютка выдыхает через рот, чтобы определить, у кого самый длинный выдох.

Игры на управление скоростью, тембром и громкостью

  • Тренировать скорость речи и одновременно прорабатывать отдельные сложные буквы помогают чистоговорки и скороговорки. Для деток предназначены короткие и простые скороговорки, которые легко запоминать и выговаривать в быстром темпе.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Игры на логику и мышление для детей до 5 лет». Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

  • В большой компании можно сыграть в «Испорченный телефон». Игроки по очереди шепчут слово друг другу, а последний в цепочке должен громко озвучить то, что услышал.

Речевые игры для детей 3-4 лет

В 3 и 4 года у детей работает наглядно-образное мышление, потому лучше всего они запоминают слова в связке с изображениями или реальными объектами.

  • Для изучения названий фруктов, разложите на кухне яблоки, груши, вишни, бананы. Этот прием подходит для изучения названий овощей, посуды, одежды, мебели, канцелярских принадлежностей и других объектов. Позднее учите кроху называть несколько предметов одним словом, это научит его объединять объекты по признакам.
  • Чтобы научить малютку сравнивать различные предметы, предложите ему похожие игрушки с разными признаками, к примеру, две машинки или куклы. Пусть кроха найдет в них схожие черты, а потом расскажет, чем они отличаются друг от друга.
  • Для закрепления понимания разницы размеров подойдет игра «Что внутри?». Говорите названия разных предметов и мест, а ребенок пусть называет, что может находиться внутри. Например, в доме может быть стол и стул, а в шкафу — платье или футболка.

Любую игру можно использовать для развития речи ребенка, если постоянно вовлекать его в разговор, обмениваться вопросами и ответами. Уделяйте время работе над речью малыша каждый день, чтобы предупредить задержки речевого и психоречевого развития в будущем.

Скачайте чек-лист «Игры на логику и мышление для детей до 5 лет»

Чтобы ребенок легко учился и с удовольствием стремился к новым знаниям, важно с раннего детства увлечь его, а сделать это проще всего с помощью игры.​ Скачайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Важным показателем интеллекта дошкольника является развитие речи 5-6 лет. В этом возрасте ребенок знает 3000-4000 слов, произносит большую часть звуков правильно. Дети способны строить развернутые фразы и давать подробные описания. Для улучшения произношения и развития лексического запаса используются дидактические игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Развитие речи ребенка 4-5 лет очень важно.

Особенности речевого развития детей в 5-6 лет

Если родители и педагоги уделяют достаточно внимания развитию ребенка, его речь к 6 годам мало чем отличается от таковой у взрослого. В дальнейшем это влияет на обучение в начальной школе.

На шестом году жизни ребенок свободно владеет интонацией. Он способен выучить и прочитать стихотворение радостно или грустно. В зависимости от ситуации дошкольник изменяет громкость голоса и скорость речи, умеет говорить шепотом.

В этом возрасте дети осваивают:

  • обобщения;
  • термины, имеющие несколько значений;
  • деление на слоги;
  • разные оттенки значения.

По просьбе взрослого ребенок легко находит название предмета на заданную букву, выделяет нужные звуки в начале и конце.

Словарный запас

В возрасте 5-6 лет активный лексический запас в норме составляет от 3 до 4 тыс. слов. Ребенок может подобрать обобщающие названия для группы однородных существительных.

ъВ его лексиконе имеются:

  • существительные — названия профессий, организаций и пр;
  • прилагательные — сложные оттенки цветов, материалы, из которых изготовлены предметы, другие признаки;
  • глаголы;
  • наречия.

Запас знаний включает не только видимые предметы, но и абстрактные понятия — чувства и отношения людей, явления природы и пр.

Качество произношения с возрастом тоже улучшается. Ребенок уже не путает звуки, не заменяет и не пропускает их в хорошо знакомых словах. Ошибки возможны только в длинных незнакомых ребенку терминах.

Дети с удовольствием играют в рифмы, сочиняют стихи. Им нравятся «перевертыши» — шуточные произведения с перестановкой по смыслу — «ехала деревня мимо мужика…».

Грамматика языка

В возрасте 5-6 лет ребенок дает полный и развернутый ответ на вопрос. При этом тема разговора должна быть ему хорошо знакома. В повседневных разговорах дети используют простые короткие фразы. Постепенно длина предложений увеличивается. В речи появляется больше описательных элементов, усиливающих яркость и выразительность, — прилагательные, причастия, наречия.

Если рассказать ребенку сказку или прочитать рассказ, он уже может выделить главную мысль текста и существенные признаки отдельных предметов и явлений. Дошкольник способен определить причинно-следственные связи явлений, их временную зависимость. Он легко сравнивает между собой признаки предметов и явлений: размеры, форму, расположение в пространстве.

В большинстве случаев дошкольник использует слова в предложении в правильной форме. Иногда допускаются ошибочные формы — медвежонки, нет карандашов и пр.

Количество распространенных и сложных предложений в речи ребенка постоянно увеличивается. В это время он начинает замечать недостатки в речи собственной и других людей.

Факторы развития грамматики.

В этом возрасте дети любят такие игры:

  • найди другое название предмета или слово наоборот (поиск синонимов и антонимов);
  • существительное и его признак — что бывает высоким, круглым и т.д.;
  • узнать предмет по описанию.

Звукопроизношение

К 6 годам речевой аппарат заканчивает формирование. В это время дети произносят большинство звуков правильно. Однако недостатки произношения еще встречаются. Самые частые из них:

  • замена звука Л или его выпадение: маако (молоко), вожка (ложка), пайка (палка);
  • смягчение твердого Л — палька (палка);
  • замена звука Р на Л или Й — луки (руки), дыйка (дырка);
  • полное выпадение Р — баан (баран), каова (корова)
  • нечеткое произношение шипящих, замена их свистящими звуками.

Причиной нарушений могут быть дефекты развития:

  • укорочение уздечки языка;
  • нарушения прикуса;
  • слишком высокое небо.

Если основные звуки не появились до 5 лет самостоятельно, необходимо обращение к специалисту. Логопед проведет обследование ребенка и расскажет, что делать для улучшения дикции.

Частая проблема в этом возрасте — запинки или заикание. Эти расстройства возникают у детей, чьи мысли не успевают за речью. Заиканию подвержены дошкольники со слабым типом нервной деятельности. Провоцирующим фактором может стать чрезмерная строгость взрослых в семье, реже — в детском саду. Иногда ребенок начинает заикаться, если в семье есть взрослый с такой же проблемой. Тогда пятилетка попросту имитирует речь другого члена семьи.

Связная речь

В возрасте 5-6 лет дать точные параметры развития связной речи крайне сложно. Одни дети могут давать развернутые подробные ответы на любой вопрос.

Они умело используют интонации, самостоятельно придумывают сказки и истории. Речь других эмоционально бедная, невыразительная, со скудным запасом слов. Такое чаще случается с детьми, развитие которых запущено.

К шестилетнему возрасту ребенок способен:

  1. Придумать по картинке небольшой рассказ.
  2. Пересказать прочитанный или прослушанный текст.
  3. Рассказать об экскурсии, посещении музея или детского спектакля.
  4. Пересказать содержание мультфильма и поделиться своими впечатлениями.
  5. Подобрать наиболее точные и яркие эпитеты, чтобы описать свои чувства.

На речевое развитие негативно влияет чрезмерное увлечение компьютером или другими девайсами. Электронные игры задействуют в первую очередь зрительный анализатор. При этом слух и речь замедляются в развитии. В результате ребенок не в состоянии связно изложить свои мысли. Чтобы избежать проблем в обучении, родители должны ограничивать время, которое дошкольник проводит за компьютером или смартфоном.

Норма развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет

Нормы развития речи ребенка.

Для ребенка от пяти до шести лет нормой считаются следующие показатели речевого развития:

  1. Быстрое запоминание стихов и сказок.
  2. Проговаривание действий и мыслей игрушек.
  3. Правильное произношение всех звуков, в т. ч. сложных.
  4. Способность говорить с выражением, ускоряя или замедляя темп, громко или шепотом.
  5. Речь без грамматических ошибок. Возможна неправильная постановка ударения в сложных малознакомых терминах или неправильная форма существительного. Если ребенку указать на ошибку, в дальнейшем он говорит правильно.
  6. Развернутые ответы на вопросы взрослых.
  7. Способность составить рассказ по картинке. Самостоятельное сочинение начала или конца истории, сказок и рассказов.
  8. Описание предметов и угадывание названия по рассказу другого человека.

Иногда ребенок ошибается при склонении существительных по падежам, неверно употребляет предлоги. До 6 лет это допустимо. Речевой запас и общий уровень лексического развития в этот период во многом зависят от усилий родителей и педагогов. Ребенок, с которым занимаются, читают книжки, разговаривает почти как взрослый человек.

Упражнения по развитию речи для занятий дома

Речь ребенка в 5 лет лучше всего развивать с помощью чтения. Полезно заучивать стихи, пословицы и поговорки, отгадывать загадки и читать потешки. Важно, чтобы ребенку было интересно и понятно то, что ему читают. Значение новых слов, поговорок и крылатых выражений нужно объяснять.

Дети всегда копируют произношение и интонации взрослых. Чтобы ребенок говорил правильно, родители должны следить за качеством собственной речи — правильно ставить ударения, склонять существительные и пр. Словарный запас ребенка тоже зависит от такового у родителей. Полезно вместе наблюдать за явлениями природы и обсуждать происходящее, читать книги и придумывать вместе занимательные истории.

Дидактические игры

Увеличить лексикон дошкольника можно, играя в занимательные игры:

  1. Подбирать антонимы и синонимы. Взрослый называет слово, а ребенок сначала придумывает похожее по смыслу, а затем — противоположное.
  2. Какие бывают предметы. Можно предложить ребенку подумать, какой бывает чашка (белая, красная, большая, маленькая, круглая, высокая, широкая и пр.). Такое же задание можно придумать для прилагательных — что бывает сладким (конфеты, чай, груша).
  3. Взрослый называет признаки предмета, а ребенок по описанию отгадывает, о чем речь (круглое, красное, сладкое, съедобное, сочное — яблоко).
  4. Тренировка склонений по числам и падежам (одно яблоко — много яблок, кошка сидит — кошки сидят).

Для развития используются тематические наборы картинок. Можно показать ребенку несколько карточек, из которых нужно выбрать одну лишнюю (воробей, сорока, ласточка, собака). Необходимо, чтобы ребенок объяснил свой выбор.

Дидактическая игра для детей 5-6 лет.

Дидактические игры можно проводить в группе детей. Для этого потребуется мяч или любая мягкая игрушка. Взрослый называет обобщающее понятие (птицы). Дети поочередно называют знакомых им птиц и при этом передают мячик по кругу. Тот, кто не смог назвать птицу, выходит из круга.

Ребенка можно научить составлять связные предложения из слов, расставленных в произвольном порядке. Взрослый называет их вразброд (воробей, ветка, сидит, на), дети составляют готовую фразу (воробей сидит на ветке).

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность распознавать звуки (фонемы), т. е.:

  • определять на слух тот или иной звук;
  • отличать разные понятия, в которых есть одинаковые фонемы (кот — ток);
  • различать похожие названия, в которых отличается один звук (ложка — кошка);
  • устанавливать порядок звуков в словах.

Развитие фонетического слуха.

Для развития этого навыка у детей дошкольного возраста применяют игры и упражнения:

  1. Что звучало? Взрослый ставит на стол несколько звучащих игрушек. Это может быть дудочка, колокольчик, погремушка, барабан и пр. Ребенку дают потрогать и послушать, какие звуки издает каждый предмет. Затем он отворачивается и на слух определяет, что звучит.
  2. Узнай по голосу. Ребенок поворачивается спиной и отгадывает, кто из членов семьи его позвал. Вначале зовущий произносит имя. Затем игра усложняется — вместо имени произносится короткий звуковой сигнал — ау, эй.
  3. Определение звукоподражания — ребенок должен понять, какому животному подражает говорящий (имитация лая собаки, мяуканья кошки, мычания коровы и пр.)

В процессе говорящий может изменять тембр голоса, громкость и интонации.

Пальчиковая гимнастика

Упражнения для пальцев рук проводятся в форме игры и сопровождаются забавными стишками или песенками. Предварительно делается легкий массаж. Сначала поглаживают и растирают каждый палец ребенка от кончика к основанию, затем массируют всю кисть. Вначале это делает сам взрослый, затем можно научить ребенка самомассажу рук.

Дальше выполняются упражнения:

  1. Сгибание и разгибание пальцев. Вначале взрослый показывает, как выполнять движение. Затем наблюдает, как дошкольник выполняет его самостоятельно.
  2. Статическая зарядка — с помощью пальцев и кистей изображать каких-либо животных или предметы: собаку, птицу, зайца, пистолет и пр. Можно показать ребенку задания на собственных кистях или дать рассмотреть карточку с рисунком.
  3. Взрослый читает короткое стихотворение, при этом руки ребенка «инсценируют» его содержание. Такая гимнастика сочетает в себе статические и динамические упражнения — с помощью кистей изображаются предметы или герои и передается их действие.

Для улучшения координации и мелкой моторики можно выполнять несложные упражнения:

  • перекатывание между пальцами предметов разного размера;
  • собирание одной рукой карандашей или палочек со стола;
  • лепка;
  • шнуровка;
  • рисование и раскрашивание картинок;
  • плетение из проволоки или ниток.
  • нанизывание бус на проволоку или шнурок.

Благодаря таким занятиям развиваются мышцы кистей. Это стимулирует речевой аппарат и интеллектуальное развитие дошкольника.

Артикуляционная гимнастика

Для развития речевого аппарата малышей существуют комплексы упражнений.

Улучшить произношение шипящих и свистящих звуков можно с помощью логопедической гимнастики:

  1. «Забор» — ребенок обнажает зубы и удерживает губы в улыбке до 10 секунд.
  2. «Трубочка» — на счет от 1 до 10 вытянуть губы трубочкой и удерживать в таком состоянии.
  3. «Забор-трубочка» — положение губ чередуется в течение 10 секунд.
  4. «Окно» — губы удерживаются в улыбке, рот при этом спокойно открывается и закрывается.
  5. Расслабление мышц языка — ребенка просят улыбнуться, приоткрыть рот. Язык нужно расслабить, сделать широким и положить на нижнюю губу. Слегка шлепая по распластанному языку губами, произносить звуки «пя-пя-пя» в течение 5 секунд.
  6. «Лопатка» — расслабить язык и удерживать его в спокойном состоянии 5-10 секунд.
  7. «Футболист» — губы вытянуть трубочкой и дуть на шарик из бумаги или ваты, загоняя его в «ворота» из 2 кубиков. Щеки при этом надувать не нужно. Расстояние до ворот постепенно увеличивается.

Артикуляционная гимнастика.

Если ребенок плохо говорит звук Р, выполняются дополнительные упражнения:

  1. «Маляр» — язык поднимается, растягивая подъязычную связку. Приоткрыть рот в улыбке, погладить кончиком языка твердое небо спереди назад. Язык не выглядывает из-за зубов.
  2. «Чистим зубы» — кончиком языка провести по верхним зубам изнутри. Рот удерживать приоткрытым.
  3. «Грибок» — широко открыть рот, язык сделать широким и присосаться спинкой к небу.

Кроме тренировки отдельных звуков, выполняются упражнения для улучшения дыхания.

Симптомы задержки речевого развития в 5 лет

Родители могут определить нарушения речевого развития ребенка по следующим признакам:

  1. Посторонние люди его не понимают, речь невнятная и смазанная.
  2. Словарный запас явно меньше, чем у сверстников.
  3. Короткие фразы, нет прилагательных и наречий.
  4. Трудности с произношением — большое количество звуков искажается или выпадает.

Для родителей несложно проверить детскую речь с помощью простых тестов:

  1. Спросить, что делает человек или предмет (мама моет посуду, машина едет, самолет летит).
  2. Попросить подобрать антонимы к глаголам или прилагательным.
  3. Проверить, знает ли ребенок цвета, формы, детенышей животных.
  4. Попросить использовать слово в другом роде (сын пришел, а дочка пришла, красный шарик, красная шапочка, красное платье).

Если у ребенка выявлено 2 явных отклонения или больше, потребуется помощь логопеда.

Когда ребенок только знакомиться с развивающими играми, ему требуются увлекательные, сюжеты, простейшее оформление, яркие образы и понятные задания. Только в этом случае малыш будет заинтересован в прохождении игры и сможет надолго задержать свое внимание над решением поставленной задачи. Все это предлагают развивающие игры для детей 3-4 года – простые по логике, но очень красочные и музыкальные. В 3-4 года ребенок только начинает свое обучение, и цель flash-проектов – максимально увлечь малыша этим процессом. Что предлагают развивающие игры для детей трех-четырех лет? Выбор очень большой, так как кроме непосредственного обучения, ребенку предлагаются задания для общего развития. Чаще всего в играх этой группы фигурируют: цвета и оттенки; животные, птицы и насекомые; растения и цветы; природные явления; мебель, одежда, обувь; буквы и цифры. Ребята, выполняя несложные задания, учатся пользоваться компьютерной мышкой – рисуют, сравнивают, находят, выбирают. И при этом осваивают огромный спектр знаний, который пригодится им для дальнейшей жизни и новых игр.

Скачать

Поделиться

Логопедические игры для детей – это система разнообразных методик, способствующая полноценному и всестороннему развитию ребёнка. Каждое занятие рассчитано не только на развитие речевого комплекса, но и на тренировку памяти, а также расширение словарного запаса.

Аудио-версия статьи «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 ЛЕТ» ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 ЛЕТ

Содержание

Игры для развития дыхания

Мамам на заметку

В трёхлетнем возрасте дети уже хорошо знают многие понятия и свойства предметов, их пассивный словарный запас расширяется до 1,5 – 2 тысяч слов. Но им по-прежнему трудно производить сложные фонетические приёмы: разделять слова на слоги, выделять отдельные звуки. Поэтому многие дети начинают заниматься словотворчеством, теряют или переставляют отдельные звуки, а иногда и целые слоги, путают ударения, сокращают сложные для произношения слова. Исправить ситуацию помогают логопедические игры, которые активизируют сразу несколько участков головного мозга.

При этом совершенно необязательно ежедневно посещать кабинет логопеда. Многие развивающие игры можно проводить в привычной для ребёнка обстановке, не отвлекаясь от основных домашних занятий.

Игры для развития дыхания

Это группа игр, направленная на развитие речевого дыхания, которое, в свою очередь, оказывает влияние на силу голоса, артикуляцию и чистоту произношения звуков.

Логопедический футбол

Эта игра позволяет тренировать плавность выдоха, развивает умение контролировать силу выдоха. Для организации понадобится:

  • ватный шарик;
  • ровная, гладкая поверхность;
  • предмет, выполняющий роль ворот.

При желании можно соорудить небольшой макет футбольного поля или использовать подручные материалы, разместив их на письменном или обеденном столе.

Ворота располагают на расстоянии 30 см от ребёнка. Задача – задуть шарик в ворота. Для первых игр лучше выбрать ворота большого размера, а затем постепенно уменьшать их размер, усложняя задачу. В процессе задувания нужно стараться выдыхать воздух, произнося звук «Ф».

Кто дальше

Игра тренирует силу выдоха и мышцы губ. В качестве реквизита можно использовать:

  • ручки или карандаши;
  • свечи для торта;
  • бумажные или ватные шарики.

Предмет должен быть относительно лёгким и подвижными. Его располагают на ровной гладкой поверхности и предлагают посоревноваться, у кого получится сдуть предмет дальше.

Морской круиз

В процессе этой логопедической игры ребёнок учится менять силу и направление выдоха, а также тренирует мышцы губ.

Для проведения понадобится:

  • неглубокая, но широкая ёмкость с водой;
  • любой предмет, который может выполнить роль флажка, буйка или маяка;
  • бумажный кораблик.

Таз с водой располагают на удобной для ребёнка высоте и предлагают отправить кораблик в путешествие к дальним берегам (флажку или буйку). Флажок нужно устанавливать в разных местах, чтобы поменять направление движения. 

В процессе сдувания кораблика ребёнок должен практиковать разные техники: плавный выдох (губы растянуты, как при произношении звука «Ф»), сильный выдох (губы вытянуты в трубочку).

Повелитель бурь

Эта логопедическая игра способна надолго увлечь вашего ребёнка. Однако, такое, казалось бы, баловство не только весёлое, но и полезное. Оно отлично стимулирует развитие сильного целенаправленного выдоха.

Для её проведения понадобится обычный стакан и соломинка.

Ребёнок должен дуть в стакан, наполовину наполненный водой, через соломинку для коктейля, стараясь устроить сильную «бурю» на одном выдохе. При этом губы нужно вытянуть трубочкой, нельзя раздувать щёки или делать дополнительный вдох.

Предложите малышу дуть с разной интенсивностью: чуть слабее и сильнее.

Запахи

Цель этой игры – тренировка глубокого вдоха через нос.

Необходимый реквизит: любые продукты с ярким, хорошо выраженным запахом. Например, апельсин, банан или груша.

Задача ребёнка – глубоко вдохнуть аромат носом, а на выдохе произнести «как вкусно» или «как хорошо пахнет». 

Если ребёнок уже умеет различать овощи и фрукты, игру можно проводить с закрытыми глазами, стараясь угадать, какому продукту принадлежит запах.

Игры на активизацию словаря

Эти логопедические игры направлены не только на развитие произношения отдельных звуков, но и на активизацию речевого процесса в целом. Они помогают формировать связную речь и развивать длительные высказывания.  

Рассеянный художник

Игра учит употреблять существительные и развивает логическое мышление. Для её проведения потребуются недорисованные картинки известных ребёнку предметов или животных. 

Показывая картинку, взрослый спрашивает, что забыл нарисовать художник, а малыш должен дать на него развёрнутый ответ. Например, «Чего не хватает орлу?» «Орлу не хватает крыла». Или «У орла нет крыла».

Наоборот

Цель игры — развить мыслительные процессы, используя базу пассивного словарного запаса. Начинать лучше с простых и доступных ребёнку понятий. Например, шкаф высокий, а тумбочка – низкая. Чтобы занятие получилось более увлекательным, понадобится мяч, одновременно подключая и развитие координации. Бросая его, взрослый говорит какое-то слово, а малыш, возвращая мяч произносит слово-антоним.

Посудная лавка

Игра помогает расширить словарный запас и развить речевое внимание. По сути, это знакомая всем игра в магазин, только в данном случае продавать и покупать нужно товары, для которых можно подобрать обобщающее слово.

Например, посуда для масла – маслёнка, посуда для супа – супница, посуда для хлеба… и так далее. 

В процессе игры ребёнок должен стать как покупателем, так и продавцом, закрепляя полученные знания и проговаривая новые слова.

Мамы и малыши

Цель этой логопедической игры в том, чтобы научить ребёнка словообразовательному процессу, расширить словарный запас, укрепить память и внимание. Ещё одна игра с мячом. 

Родитель, бросая мяч, называет животное-маму, а малыш должен назвать животное-детёныша. Например, львица — львёнок, мышь – мышонок. Усложнить игру можно, изменив правила перебрасывания мяча.

Кто и что делает?

Закрепить знание глаголов и разнообразить досуг ребёнка поможет логопедическая игра, в которой малыш должен назвать действие, свойственное какому-либо животному. Родитель называет животное и спрашивает, как передвигается животное. Например, кенгуру – прыгает, змея ползёт. 

Чтобы игра получилась более увлекательной, ребёнок может не только называть действие, но и показывать его. Также процесс можно визуализировать, играя с карточками-изображениями животных.

Игры на развитие фонематического слуха

Фонематический слух – это умение человека выделять определённые звуки и запоминать их. Логопедические игры данного этого направления очень нравятся детям, так как дают для фантазии и самостоятельной работы. 

Кто так говорит?

К трём годам ребёнок уже хорошо знает голоса животных и умеет их различать. Поэтому игра в угадайку служит в качестве закрепления навыков идентификации звуков и развития мыслительной деятельности. 

Родитель воспроизводит звук и просит малыша назвать животное, которое его издаёт. Дополнить игру можно картинками. Так ребёнок сможет не только назвать, но и визуализировать животное.

Ушки на макушке

В процессе игры ребёнок учится дифференцировать звуки. Также эта игра развивает слуховое внимание. Для её проведения понадобятся предметы из разных материалов: железо, стекло, дерево, бумага и другие.

Вначале ребёнок должен назвать все предложенные ему предметы и услышать звук, который они издают. Затем взрослый прячет предметы под стол или отгораживает их ширмой и повторяет звуки в произвольном порядке. Малыш должен определить, какой предмет издаёт такой звук и сказать его название.

Ловим звуки

Игра поможет развить внимание, выучить новые звуки и научится их идентифицировать в разговорной речи. В рамках одного занятия прорабатывают один звук, услышав который ребёнок должен отреагировать. 

Например, задание поймать все звуки «В». Взрослый громко и разборчиво произносит слова (шоколад, моркоВь, апельсин, карусель, Варежки и т.д.), а малыш, услышав звук «В», должен хлопнуть в ладоши. 

Собери слово

В процессе игры развивается логическое мышление и закрепляется знание звуков. В данном случае ребёнок должен суметь собрать слово из отдельных звуков. Родитель чётко произносит звуки по порядку (С-У-П, Д-О-М, С-О-Б-А-К-А), а малыш старается сопоставить фонемы и назвать слово целиком.

По цепочке

Эта игра помогает расширить словарный запас, тренирует память и помогает правильно идентифицировать звуки. Задача проста – называть слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова. Арбуз – зуб – бык – конфета и так далее.

Игра в слоги

На ранних этапах развития дети любят повторять односложные выражения или придуманные слоги. Достаточно направить деятельность ребёнка в нужном русле. Например, предложить называть цепочки слогов с нужной буквой: са-за-са, за-са-за, ра-ла-ра, ла-ра-ла и так далее. Если цепочка из трёх слогов даётся трудно, её можно сократить до двух повторений: та-да, да-та, за-ща и т.д. 

Не стоит забывать и о мелкой моторике, которая также способствует развитию речи. Например, можно предложить ребёнку поиграть в «золушку» и разложить небольшое количество смешанных круп в разные банки. Положительный эффект оказывает и гимнастика для языка, благодаря которой можно освоить механику произнесения сложных звуков.

Мамам на заметку

Не всегда игры с ребёнком проходят по намеченному плану. К этому нужно быть готовым и стараться любую ситуацию воспринимать в положительном ключе, в частности:

  • не настаивать на проведении игры, если ребёнок рассеян или в плохом настроении. Лучше сменить игру или отложить её на какое-то время, позволив малышу заняться тем, чем он хочет;
  • не ругать, если не получается выполнить задание. Возможно, был выбран сложный уровень или нужно придумать более интересную подачу;
  • похвала тоже должна быть умеренной. Отмечать успехи ребёнка нужно каждый раз, когда ему что-то хорошо удаётся;
  • длительность игры регулируется индивидуально, но лучше заниматься понемногу каждый день;
  • подбирать игры, которые отвечают уровню развития. Не нужно стесняться начинать со слишком простых занятий, в результате они принесут больше пользы;
  • повторять упражнения независимо от результата. Только систематические занятия дадут положительный результат.

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому образовательный подход должен быть максимально адаптированным под его увлечения и способности. Приведённые выше техники лучше проводить системно и совмещать несколько заданий в рамках одного занятия. При этом каждая игра должна быть совместной работой родителя с ребёнком и обоим приносить только удовольствие.

3-4 года

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий