Логопедические упражнения для детей 2 3 лет – развиваем речь ребенка

Содержание

Логопедические упражнения для детей 4-5 лет дома Логопедические упражнения для детей 4-5 лет дома image

Аннотация: Игры на развитие речи у детей среднего дошкольного возраста.

Статья:

Внятность и четкость речи зависят от развитости мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем его зубов, состоянием прикуса и до конца лечите заболевания.

Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п.), зависит правильное произношение большинства звуков.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и гармоничное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

Вдох — выдох

Упражнение на развитие полноценного речевого выдоха, который способствует выработке нормального темпа речи

Необходимый инвентарь: свистульки, трубочки, бумажные бабочки или самолетики.

❀ Вы можете сами выбрать материал для выполнения упражнений, развивающих дыхание. .

❀ Попросите ребенка через нос набрать воздуха в легкие и как можно дольше дуть в трубочку.

❀ Или устройте соревнование, чей самолетик дальше улетит. Для этого положите самолетик на стол и дуйте как можно дольше.

❀ Даже самые трудные упражнения, требующие от малыша усилий, будут выполняться с удовольствием, если вы облекаете их в игровую форму.

Снежки

Артикуляционная гимнастика. Развивает умение правильно дышать во время речи

Необходимый инвентарь: ватные шарики.

❀ Ребенка в этом возрасте важно научить правильно дышать, потому что скоро он приступит к чтению и ему понадобится полноценное дыхание.

❀ Разложите на каждый из четырех углов стола по ватному шарику.

❀ Попросите ребенка сдуть все шарики к центру стола.

Разноцветные жуки

Необходимый инвентарь: конфетти, листок плотной бумаги или картон.

❀ Разложите конфетти на листке плотной бумаги или картона.

❀ Ребенок должен дуть на конфетти так, чтобы они не разлетались по воздуху, а только немного передвигались с места на место, как «маленькие цветные жуки».

❀ Напомните ему, что вдыхать нужно носом, спокойно, ненапряженно, а выдыхать легко, плавно, длительно, а не резко.

Живые поделки

Артикуляционная гимнастика

Необходимый инвентарь: папирусная бумага или калька, материалы для прикладного творчества.

❀ Можно изготовить расческу с зубцами из папирусной бумаги и попросить ребенка подуть на нее.

❀ Или сделайте картонный домик с папирусной дверью и ставнями на окнах, папирусным дымом из трубы. Можно использовать его для ваших игр пр пересказу сказок.

❀ Из той же папирусной бумаги можно сделать птичек с хвостиком, хохолком и крылышками.

❀ Фантазируйте вместе с ребенком, творите, учитесь и играйте.

Эхо

❀ Начните с самого элементарного, например, с гласных звуков. Пусть ребенок поаукает: «Ау-ау-ау-ау!», изобразит младенца: «Уа-уа-уа-уа!».

❀ Потом «поработает» эхом: «Ушла-а-а-а», «Повезло-о- о-о».

❀ Произносить гласные нужно на одном выдохе, не отделяя их друг от друга.

❀ Постепенно переходите к более сложным заданиям. Например, повторить: «Ай-яй-яй-яй», «Ой-ей-ей-ей», «Уй- юй-юй-юй», «Эй-ей-ей-ей».

Чистоговорки

❀ Произносить потешки и чистоговорки можно везде: дома, на прогулке, в машине. Вы проведете время весело и с пользой.

❀ Подойдут самые разнообразные короткие потешки, стишки:

♦ У Ули удочка,

У Яны яблочко.

♦ Олеся и Оля около озера.

♦ Ира и Инна искали иголку.

♦ У ежа и елки иголки колки.

♦ У Ани бантики, у Юры винтики.

♦ Яша косит, Аля носит.

♦ Лежит апельсин

На полке один.

♦ Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели*

♦ Эхо, эхо.

Вот потеха.

Обезьянка — это эхо.

Это эхо каждый раз

Передразнивает нас.

Э-э-о-о-о-о-э.

Маленькие поэты

❀ Вместе с ребенком вы можете заняться придумыванием рифм на разные звуки: «п», «б», «к», «г», «х», «т», «д». Например:

Па-па-па — купила мама молока.

Пи-пи-пи — увидел Ваня калачи.

Ба-ба-ба — залетала к нам пчела.

Ку-ку-ку — пирогов вам напеку.

Га-га-га — растут у козлика рога.

Хи-хи-хи — кошка села у печи.

Тя-тя-тя — дядя Степа — каланча.

До-до-до — поиграли мы в лото.

Бу-бу-бу — купи трубу.

Бы-бы-бы — нашел грибы.

Та-та-та — поймай кота.

То-то-то — твое пальто.

Ты-ты-ты — идут кроты.

❀ Для таких занятий отлично подходят загадки:

♦ Днем спит,

ночью летает

и прохожих пугает.   (Сова)

♦ Два брюшка, четыре ушка.   (Подушка)

♦ Без рук, без топоренка

Построена избенка.   (Гнездо)

♦ У нашей Катюшки

Прямо на макушке

Не жуки, не птички

Держат косички.    (Бантики)

❀ И стихотворения:

Дождик, дождик,

Не дожди.

Дождик, дождик,

Подожди.

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

Если где-то нет кого-то,

Значит, кто-то где-то есть.

Только где же этот кто-то

И куда он мог залезть?

Динь-дон. Динь-дон.

В переулке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон.

Динь-дон. Динь-дон.

Весит слон

Триста тонн:

Тонна — ушко,

Тонна — ножка.

Вот так крошка.

❀ Потешки:

Кот-коток,

Крепкий коготок.

Круглый бочок,

Мягкий носок.

Улитка, улитка,

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепешки.

Варежки у Вари

Пропали на бульваре.

Воротилась Варя

Вечером с бульвара

И нашла в кармане

Варежки Варвара.

Вот ведь какая.

Тише громче

Упражнение на развитие звукоподражательных навыков, выразительности, интонации

❀ Как и в предыдущей игре, активно используйте произведения детских писателей и поэтов: К. Чуковского, С. Маршака, Г. Лагздынь, И. Токмаковой и др.

❀ Отлично подходит для развития подражательных и выразительных навыков сказка С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

❀ Пробуйте говорить то тише, то громче, активно используйте звукоподражания, обращая внимание на характеры героев и ситуацию, в которой оказались, например, глупый мышонок и его неосмотрительная мама.

❀ Старайтесь побудить ребенка передать интонацией и свои собственные чувства, ведь судьба героев ему небезразлична.

Концерт солистов

❀ Такие «концерты» отлично развивают голосовые возможности ребенка.

❀ Начните приготовления к концерту. Для этого подготовьте сценические костюмы (платья, платки, шляпки и т. д.), музыкальные атрибуты (микрофон — скалка, при желании можно играть на батарее) и т. д.

❀ Выберите несколько известных ребенку песен. Как ведущий объявите выход певца.

❀ Следите, чтобы во время пения ребенок именно пел, а не кричал.

❀ В конце «концерта» можно подарить ребенку цветы, взять у него автограф.

Рожицы

❀ Вместе с ребенком покривляйтесь перед зеркалом.

❀ Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, показывайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот и т. д.

Говоруны

С помощью упражнения ребенок научится улавливать интонации, воспроизводить ритмику и мелодику

❀ В данном упражнении необходимо вести речь от лица персонажей детских сказок. Для этого как нельзя лучше подходит стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». Перед вами открываются просто неограниченные возможности:

И чайник сказал утюгу:

«Я больше идти не могу!».

❀ С какой интонацией ее можно произнести! Или:

И заплакали блюдца:

«Не лучше ль вернуться?».

❀ Печаль чайника, отчаяние блюдец — все должно быть передано с помощью интонации. И таких примеров можно > привести очень много. Показывайте ребенку картинки с изображением разных «говорунов» и имитируйте их голоса.

Рассказ по картинкам

Логопедическая тренировка

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями отдельных предметов, животных, растений и людей. Картинки должны иллюстрировать слова, состоящие из звуков, произношение которых вы закрепляете.

❀ Проверьте, хорошо ли ребенок проговаривает следующие звуки: «п», «б», «т», «д», «к», «г», «х», «ф», «в», «м», «н», «с», «з», а также их парные мягкие звуки и «ц».

❀ Попросите ребенка составить рассказ из предложенных ему карточек.

❀ Не требуйте от ребенка обязательного употребления всех названий. Пусть он называет, составляет рассказ — не настаивайте на полном перечислении. Лучше помогите малышу сделать рассказ естественным, живым.

Дозволенные шалости

❀ Разрешите ребенку один день делать то, что вы никогда не позволяли ему: облизать тарелку, поплеваться крупой, покатать орехи во рту, пососать леденец на палочке.

Гимнастика для языка

❀ Покажите ребенку движения языком в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.

❀ Произнесение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков.

❀ Упражнение включает чтение стихов и скороговорок с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые выговаривают все звуки правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом и нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки.

❀ Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить тот же текст снова, постепенно ускоряя темп.

•  Вез на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

•  Вот телеграмма от гиппопотама.

• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

• Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

• Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

• По вторникам над мостовой

Летал воздушный шар пустой.

• В океане плыл диван.

А на нем лежал Иван.

Так приятно в океане

Плавать, лежа на диване.

Лошадка и всадник

❀ Научите ребенка щелкать языком, имитируя цоканье копыт лошади.

❀ Затем покажите ему, как можно щелкать языком с широко открытым ртом.

❀ Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку.

❀ Попробуйте посвистеть, при этом вытяните губы в трубочку.

❀ После отработки этих элементов предложите ребенку несколько раз подряд сделать следующее: щелкнуть два раза, цокнуть два раза и два раза свистнуть.

Мишка и мышка

Упражнение на формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения

❀ Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки — вдох («Бродит мишка у берлоги…»). Затем приседает, обхватив руками колени и опустив голову, — выдох, с продолжительным произношением звука «ш» («…Ты чего вздыхаешь, мишка…»).

❀ Потом ребенок, шагая, произносит:

Бродит мишка у берлоги,

В желтых листьях вязнут ноги.

— Ты чего вздыхаешь, мишка? —

Прошуршала тихо мышка.

Отвечает косолапый,

промокнув глазенки лапой:

— Матушка-медведица

На меня все сердится…

Я прошу: «Дай, мама меда!».

А она: «Поспи полгода!..»

Лиса и колобок

Упражнение на формирование правильного положения челюстей и околоротовой мускулатуры, находящихся в состоянии покоя

Необходимый инвентарь: доска-мостик или широкая лента, маленькие сушки или крекеры.

❀ Разложите мостик на полу. Ребенок должен идти по мостику с высунутым языком, на кончик которого вы положите крекер.

❀ Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.

Попугайчик

Упражнение на формирование чувства ритма, разбитие способности к звукоподражанию

❀ Взрослый проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога.

❀ Сядьте с ребенком друг напротив друга за стол. Попросите ребенка «превратиться» в попугайчика и попробовать повторить за вами каждый слог, каждое слово:

♦ «па-па-па»;

♦ со сменой темпа: медленно — быстро;

♦ с наращиванием ряда: «па-па-па-па-ра-ра-за-за-му-ма- су-сы-са» и т. д.

Для скачивания пожалуйста авторизуйтесь Войти в личный кабинет Быстрая регистрация Забыли пароль?

image

<<< Развитие речи у детей</p>

<<< Логопедические занятия для детей 2 — 4 лет</p>

Урок 1. Логопедические упражнения. Вашему ребенку почти 3 года, а он все еще молчит? Или начал говорить, говорит много, но “во рту каша”? Как разговорить маленького молчуна? Как помочь ребенку преодолеть нарушения звукопроизношения? Наши логопедические упражнения направлены на развитие речи у детей в возрасте от 2 до 4 лет. В работе логопеда или дефектолога с детьми этого возраста есть свои особенности. В этом возрасте дети еще не могут подолгу удерживать свое внимание на учебной деятельности. Все обучение должно проводиться в игровой форме, продолжительность одного занятия не должна превышать 15-20 минут. Нами был разработан специальный цикл занятий по развитию речи у маленьких детей в помощь родителям, а также специалистам: логопедам и дефектологам. Особое внимание в наших логопедических упражнениях отводится пальчиковой и артикуляционной гимнастике, использованию ритма в развитии речи (рифмованные загадки, детские стихи на развитие речи).

  • Упражнеие 1. Пальчиковая гимнастика
  • Упражнеие 2. Артикуляционная гимнастика
  • Упражнеие 3. Развитие физического слуха
  • Упражнеие 4. Рифмовки
  • Упражнеие 5. Простые чистоговорки
  • Упражнеие 6. Звукоподражание
  • Упражнеие 7. Стихи с движениями

ВНИМАНИЕ! Для запуска некоторых наших заданий нужен браузер c поддержкой flash. Скачать его для вашего устройства можно здесь

Игры для развития речи

Логопедические занятия

Составление рассказа по картинкам

Книги для развития речи

Развитие связной речи

Видео — Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Словесные игры

Скачать

Поделиться

Иногда родители сталкиваются с проблемой, что малыш не произносит некоторые звуки. Что делать? Обращаться к логопеду или проводить занятия дома? Если вы решили заниматься дома, то наша статья поможет вам в этом. В ней мы собрали рекомендации логопеда и интересные логопедические игры, которые не дадут вашему малышу заскучать. 

Аудио-версия статьи «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Содержание

Что нужно для проведения занятий дома

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься

Игры на развитие мелкой моторики

Артикуляционная гимнастика

Советы для мам

В норме дети в 4-5 лет настроены к общению, мыслят логически, рассуждают и даже строят небылицы. К четырём годам ребёнок произносит все шипящие звуки, а к пяти владеет звуками «р» и «л».

Если рамки в вашем случае сдвинуты или присутствуют дефекты в речи, деликатно и чутко подходите к проблеме малыша. Не стоит одёргивать и поправлять ребёнка за неправильные звуки, ошибки. Так вы можете создать почву для развития комплексов. Попробуйте организовать логопедические занятия домаОднако если вы занимаетесь дома, а улучшений в речи нет, то вам стоит проконсультироваться с логопедом.

Что нужно для проведения занятий дома

Для проведения занятий дома вам могут потребоваться следующие предметы:

  • зеркало среднего размера, чтобы малыш следил за правильной постановкой губ и языка во время артикуляционной гимнастики;
  • фигурки животныхмуляжи фруктов и овощей, разрезные картинки и карточки на различные темы, например: «Времена года», «Одежда», «Дом», «Животные» для расширения лексического словаря ребёнка;
  • детские музыкальные инструменты для проведения игр на развитие фонематического слуха;
  • пластилин, масса для лепки, крупы и прищепки для проведения игр на развитие мелкой моторики.

Чтобы занятия стали интересны, проводите всё в форме игры. Выберите тему дня (или недели), например «Космическое приключение Незнайки» и подберите подходящие игры:

  • отправьте Незнайку на другую планету, где он должен показать жителям, как произносится звук «Л»;
  • нарисуйте карту полёта;
  • вместе с пассажирами устройте настоящий обед космонавта;
  • слепите из пластилина или массы для лепки инопланетян и ракету. Счётными палочками можно отсчитывать время старта ракеты, а из конструктора сделать космические корабли инопланетян;
  • поиграйте в тематическую игру «Лото». Возможно, на других планетах растут такие же грибы или цветы.

Список расширяйте и дополняйте. Не ограничивайте свою и детскую фантазию.

Рекомендации логопеда

Развитие речи будет идти быстрее, если вы будете выполнять упражнения ежедневно. Они включают в себя:

  • артикуляционные упражнения. Их желательно проводить дважды в день;
  • пальчиковые игры;
  • упражнения на увеличение словарного запаса и расширения кругозора малыша: чтобы он учился правильно строить предложения, использовать слова в нужных падежах, говорить правильные окончания;
  • упражнения для развития фонематического слуха: чтобы ребёнок умел различать звуки в словах, определять количество слогов в слове на слух.

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься

Даже если малыш не желает заниматься, можно попробовать обойти этот момент. 

1. Привлеките ребёнка к обсуждению темы на неделю. Возможно, у ребёнка куча фантазий на этот счёт. Подготавливайте материалы вместе, придумывайте себе роли. Пусть малыш сделает и для родителей какое-то задание.

2. Проводите уроки в игровой форме. Придумайте историю и вовлекайте в роль ребёнка, любимые игрушки, окружающие предметы. Стул можно перевернуть набок и вообразить ракетой, покрывала послужат планетами, а пришельцам покажите артикуляционную гимнастику. Включите в программу рисование, аппликацию, эксперименты с водой, материалами, пищевыми красителями и т.д. 

3. Играйте с пластмассовыми игрушками: овощами, фруктами. Угощайте кукол и зверят, играйте в магазин или кафе. Это отличный повод расширить словарный запас ребёнка.

4. Обязательно хвалите малыша. Для этого выявите, какие поощрения работают. Это могут быть наклейки, оценка, вкусности. Многие дети предпочитают простые игрушки, например, мыльные пузыри или лакомства.

Игры на развитие мелкой моторики

Части головного мозга, отвечающие за речь и за движения рук находятся рядом. Развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие речи. Для игр с мелкой моторикой, подойдут как готовые игрушки, так и сделанные из подручных средств. Если вы хотите купить готовые игрушки для сенсорных игр, рассмотрите сортеры, вкладыши, пазлы, шнуровки. Интересные варианты — интерактивные книги из фетра и бизиборды.

А вот несколько идей, которые можно с лёгкостью организовать самим:

  • игры с крупами. Попросите малыша сортировать по тарам крупы, высыпать на поднос муку или манку и пальцами рисовать, выкладывать узор, нанизывать макароны на шпажки; 
  • игры с пластилином или солёным тестом. Научите катать колбаски, зубочисткой делать узоры и даже картинки; 
  • игры с липкой лентой. Подберите небольшие игрушки: бусины, пуговицы, крышки от детского питания, и при помощи скотча наклейте их на крупные предметы, например, на кастрюлюБудьте рядом, когда малыш работает с мелкими предметами! Он может потянуть их в рот.
  • игры с бумагой и фольгой. Заверните предметы, а ребёнок пусть разворачивает, устройте конкурс на тему «Кто порвёт бумагу на самый маленький кусочек за минуту». 
  • игры с пальчиковым театром из бумаги. Для этого нарисуйте героев на бумаге и сделайте внизу отверстие для пальца; 
  • игры с пинцетом. Раскладывайте бусины по цветам, кормите животных крупами. Например, курочке нужно положить рис, а уточке – фасоль. 
  • игры с водой. Попросите ложкой вылавливать игрушки, набирать воду резиновой спринцовкой. Пипеткой можно набирать воду и наполнять по каплям выпуклые отверстия от конструктора «Лего»; 
  • игры с прищепками. Вырежьте солнце и тучки из картона, раскрасьте. Прищепками попросите сделать лучики и капли; 
  • пальчиковые игры. Дети очень любят повторять за родителями стишки и проигрывать действия стишка ручками. «Сорока-ворона», «Пальчики-грибочки», «Пять-утят» — это классика, которая актуальна как грудничкам, так деткам в 3-5 лет. Для большего эффекта пальчиковые игры можно проводить с массажным мячиком. У Екатерины Железновой есть много хороших песенок, под которые можно делать массаж и массировать пальчики и ладошки. Например, «Мы эту ручку разотрём».

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на артикуляцию помогут правильно произносить звуки, укрепят мышцы языка, губ и мягкое нёбо. Для упражнений пригодится настольное или любое зеркало среднего размера для вас и ребёнка. С ним малыш поймёт, как располагать язык и губы в процессе произношения звуков. А вы будете поддерживать его, показывая пример.

Упражнений много, все делятся на динамические и статические. Динамические упражнения направлены на формирование правильных движений мышцами языка, губ и щёк. Они требуют многократного повторения, не менее 6-8 раз. Статические упражнения направлены на удержание нужной артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. 

Какие задания относятся к динамическим и как их делать? Ниже примеры динамических упражнений.

«Вкусное варенье»

Для него пусть малыш откроет рот и широкой частью языка коснётся верхней губы. Движения идут сверху вниз. Двигается только язык, нижняя челюсть спокойна.

«Качели»

Попросите улыбнуться, обнажив зубы. Высовывать язык не нужно. Следует поместить язычок широкой частью за зубы и держать, пока вы считаете до пяти. Сделайте то же самое, поднимая язычок к верхним зубам.

«Маляр»

Для выполнения этого упражнения попросите улыбнуться с приоткрытым ртом. Попросите поднять язык наверх, к внутреннему твёрдому нёбу и гладить его узким кончиком, доходя до зубов. Движения идут вперёд-назад.

«Часики»

Попросите слегка приоткрыть рот и улыбнуться. Под ваш счёт пусть малыш тянет язык в стороны к уголкам рта.

«Ветерок»

Взять одноразовый бумажный платочек, оторвать полоску в 10-15 см, высунуть язык и поместить на конец языка. Подуть, чтобы полоска поднялась и трепыхалась. Если с первого раза не получается, укоротите немного.

Статические задания проводятся так: 

«Лопатка»

Пусть малыш расслабит язык и положит на нижнюю губу. Нужно постараться удержать его без дрожания на 10-15 секунд. 

«Желобок»

Попросите хорошо высунуть язык и свернуть края. Получится «трубочка», в которую нужно подуть.

«Иголочка»

Попросите чадо открыть рот, напрячь язык и выдвинуть узкую часть вперёд.

«Чашечка»

Попросите открыть рот и улыбнуться. Язык поднять и принять форму чашечки.

«Трубочка»

Попросите малыша вытянуть губы вперёд как можно дальше, делая форму трубочки.

Гимнастику нужно выполнять дважды в день от пяти до семи минут. Чтобы было интереснее, статические упражнения можно выполнять, играя на металлофоне. Вы играете звуки «до-ре-ми», «ми-ре-до», а ребёнок удерживает артикуляционную позу, пока слышит музыку. 

Для динамических нужен счёт до десяти и барабан.

Игры на развитие фонематического слуха

Фонематический слух необходим для речевого развития, поскольку ребёнок должен различать отдельные звуки (фонемы). Фонематический слух включает в себя такие навыки, как сопоставление, узнавание слов и повтор его составляющих.

«Поймай звук»

Предложите малышу поймать звук, например «а». Для этого проговаривайте слова, которые содержат и не содержат звук (лес, Таня, окно, чаща, мама). Как только малыш услышит этот звук, он должен хлопнуть в ладоши. Когда у ребёнка всё начнёт получаться, усложните задачу и попросите ловить звуки, например «ло». (корабльлошадьвесло).

«Ушки-макушки»

Подготовьте звенящие и стучащие предметы, такие как ложки, барабаны, маракасы, колокольчик. Вместе с ребёнком послушайте их звучание, а затем попросите его отвернуться. 

Воспроизведите звуки снова и попросите назвать источник.

«Тихо-громко»

Выучите лёгкую скороговорку и попросите ребёнка произнести её шёпотом, потом погромче и громко.

Исправление ошибок

Найдите несложное четверостишие и нарочно прочитайте некоторые слова с ошибками. Пусть малыш их поправит.

Например:

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползёт зелёный … лук (правильно жук)

С длинными усами!»

Игры на формирование лексико-грамматических категорий

Здесь стоит вести работу по двум фронтам: расширить словарный запас и сформировать грамматическое представление. К первой категории относят описание предмета, его строение, описание по нескольким параметрам (размер, цвет, форма и т.д.). Второе направление включает умение изменять слово (род, число, падеж), образовывать новое при помощи суффиксов, строить предложения разной длины.

«Один-много»

Покажите малышу картинки с животными, фруктами, предметами. 

Пусть подберёт множественное число к изображению (если там один предмет или наоборот). Скачать карточки можно на нашем сайте.

«Помоги Незнайке»

Попросите ответить на вопросы и повторить предложения полностью. Незнайка строит дом. Пилить нужно чем? Строгать чем? Подметать чем? (Малыш отвечает). Друзья решили ему помочь. Пончик красит (что? чем?). Винтику на ногу упало (что?). Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем?).

«Подскажи действия»

Возьмите игрушку, например, человека и показывайте с ним действия, употребляя в основе глагол «идти». Ребёнок должен подобрать правильный глагол исходя из действий. Например, человек домой (что делает? идёт); к пяти часам из офиса (что сделает? уйдёт, выйдет).

«Составь рассказ»

Для игры пригодятся картинки с профессиями людей. Попросите малыша рассказать о профессии. 

Например: это воспитатель. Он работает в детском саду. Любит маленьких детей и постоянно с ними рисует, читает книжки, гуляет. А ещё укладывает спать и может покормить с ложки.

«Эрудит»

Для этой игры понадобятся карточки с животными. Покажите картинки и задавайте вопросы:

  • У кого самая длинная шея?
  • У каких животных острые зубы?
  • У какого животного пятачок?
  • У каких животных нет копыт?

«Из чего это сделано?»

Называть состав предмета, из чего сделан. Например, стакан из стекла — это какой стакан? (Стеклянный стакан). Варенье из сливы — это какое варенье? (Сливовое варенье).

«Описание предмета»

Попросите ребёнка рассказать о каком-нибудь предмете.

Например, мяч. Каким он бывает? Ребёнок подбирает прилагательные: круглый, большой, футбольный. А дом? Высокий, разноцветный, с треугольной крышей и т.д.

«Сортировка»

Заранее приготовьте предметы одинаковой формы, цвета или состава и разложите их. Пусть малыш собирает одинаковые по какому-либо признаку. Например, все предметы красного цвета. 

Скороговорки

Они не только расширяют запас слов, но и улучшают дикцию. Начинайте с простых и усложняйте со временем. Например:

  • У киски в миске сливки скисли;
  • ВставайАрхиппетух охрип;
  • Шакал шагалшакал скакал;
  • Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход;

Советы для мам

Чтобы успешно провести логопедические игры, учитывайте нюансы.

1. Приступайте к играм плавно: для первых дней хватит трёх — пяти минут. Со временем увеличивайте продолжительность. Есть задания, которые можно проводить на прогулке или по дороге домой из детского садика.

2. Желательно проводить две или три игры ежедневно, не считая игр на развитие мелкой моторики и артикуляционных упражнений.

3. Не допускайте, чтобы ребёнок переутомился. Занятие без перерыва не должно превышать 15-20 минут.

4. Все игры проводите в хорошем расположении духа и не принуждайте ребёнка. Ничего страшного, если вы немного сдвинете время или перенесёте занятия.

5. Если малыш не расположен к занятиям, попробуйте провести несколько игр с перерывами.

6. Ошибки указывайте на фоне общего одобрения.

В основе всех логопедических игр лежит регулярность, положительный настрой ребёнка и желание обучаться. Подойдите к играм творчески, позитивно и с неугасающей верой в вашего ребёнка. Если через полгода-год нет улучшенийобратитесь к специалисту.

3-4 года 4-5 лет

Категория: Речь ребенка. Занятия по развитию речи с детьми

Упражнения предназначены не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Они могут быть также использованы специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.

Логопедический массаж

Логопедическая гимнастика

(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)

Губы:

Коррекция звукопроизношения

Слоговые таблицы:

ГУБНЫЕ

Прямые

Обратные

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

Прямые

Обратные

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

Прямые

Обратные

ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С «Й»

Прямые

Обратные

СВИСТЯЩИЕ

Прямые

Обратные

СОНОРЫ

Прямые

Обратные

4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам).

ГУБНЫЕ

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С «Й»

СВИСТЯЩИЕ

СОНОРЫ – «р», «л»

Преимущества онлайн занятий по логопедии

Занятия проходят в уютной домашней обстановке

Нет необходимости куда-то ехать, а потом ждать пока проходит занятие

Занятие можно согласовать на удобное время

Вы не тратите свое время и деньги на поездки, а занимаетесь своими делами

В каких случаях стоит обратиться к логопеду

  • Если Ваш ребенок не говорит, а уже давно пора начинать
  • Ребенок разговаривает, но слова непонятные. Как будто говорит на «своем» языке
  • Если ребенок добавляет, пропускает или переставляет слоги в словах
  • Когда ребенок путает или не может выговорить некоторые звуки
  • Ребенок неправильно согласовывает слова в предложении, неправильно образовывает формы слова

Запишитесь на индивидуальную диагностику речи Вашего ребенка

Стоимость диагностики 400 рублей

По результатам диагностики логопеда Вы получите:

  • Основные нарушения речи у ребенка
  • Советы по устранению нарушений
  • Примерный срок исправления дефектов
  • Общие полезные рекомендации

Основные направления занятий в режиме онлайн по скайпу, вайберу или вотсапу

Постановка и автоматизация звуков

Развитие речевой активности

Развитие связной речи

Развитие моторики (мелкая, общая, речевая)

Исправление темпа и ритма речи

Коррекция устной и письменной речи

и еще более 20 логопедических направлений

В каждом онлайн занятии по логопедии

  • Артикуляционная гимнастика — упражнения для губ, языка для каждого звука. Вырабатываются точные и правильные артикуляционные движения, которые способствуют постановке звука. Выработка плавной сильной направленной воздушной струи
  • Логоритмика — 5-6 потешек или песенок, которые помогут детям научиться координировать движение и речь
  • На каждом занятии в обязательном порядке используются упражнения для развития мелкой моторики: раскраски, лепка, песок, манипулирование различными предметами и т.д.
  • Упражнения на пополнение словарного запаса. Формирование и развитие лексико-грамматического строя речи. Развитие связной речи
  • Упражнения для развития памяти, внимания и логического мышления. Ребенку в игровой форме предлагаются выполнить задания на развитие внимания и памяти
  • Устранение речевых нарушений у ребенка, которые были выявлены в результате первичной диагностики речи.

Вы сможете задать мне все интересующие вопросы удобным для вас способом

Написать в Skype live:.cid.c69e8418d5f396c9 Написать в Viber +79806878116 Написать в WhatsApp +79806878116 Написать в Telegram +79806878116

или позвонить по телефону +7 980 687 81 16

Какие преимущества получит ребенок после занятий с логопедом

Ребенок станет четко говорить Голос станет сильным и уверенным Развитие артикуляции и мимики Улучшение и нормализация речевого дыхания Снятие блоков речи Развивается интонация

Что нужно для занятия с логопедом в режиме онлайн

  • Для занятия в режиме онлайн потребуется компьютер, ноутбук, планшет или телефон с большим экраном. Самое важное, чтобы ребенок мог хорошо видеть изображения на экране
  • Средства аудио и видео связи: встроенная или стационарная веб камера или аналоги, микрофон, гарнитура. Важно создать связь между ребенком и логопедом
  • Стабильное соединение с интернетом

Надежда Савельева Стаж в логопедии более 15 лет

Для меня большая радость наблюдать за успехами детей…

Для меня большая радость наблюдать за успехами детей, когда они делают свои первые, пока еще неуверенные шажочки на пути к исправлению дефекта. И когда начинает получаться у ребенка, например выговаривать звук Р, то эта такая буря эмоций, которую ни с чем не сравнить.

В исправлении дефекта большую роль играют также родители, и если ребенка хвалить за каждый маленький шажочек и хотя бы минут 10-15 в день с ним заниматься, то эффект от занятий увеличивается в разы. После избавления от дефекта ребенок приобретает уверенность в себе, больше не стесняется  разговаривать со сверстниками и окружающими его людьми.

Я помогу справиться с речевыми проблемами  Вашего ребенка и вернуть ему радость общения без дефектов речи.

Для эффективной работы, закажите бесплатную диагностику, после которой смогу определить дефекты речи и как их можно исправить

Запишитесь на индивидуальную бесплатную диагностику речи Вашего ребенка

Настоящие отзывы родителей моих воспитанников

Дипломы и сертификаты

В свободное время ищу новые материалы и знания в области логопедии, чтобы занятия с детьми проходили наиболее эффективно и ребенок смог значительно быстрее справиться с дефектом. Периодически прохожу курсу повышения квалификации, смотрю вебинары и онлайн тренинги ведущих логопедов России

Стоимость занятий с логопедом

1 занятие

Длительность занятия 30 минут
1 занятие с ребенком
1 раз
400 рублей

Заказать

Абонемент на месяц

Длительность занятия 30 минут
8 занятий с ребенком
2 занятия в неделю
3000 рублей

Заказать

Абонемент на 2 месяца

Длительность занятия 30 минут
8 занятий с ребенком
2 занятия в неделю
5800 рублей

Заказать

Почему детям и взрослым нравятся мои занятия

Занятия проходят в игровой форме Дети чувствуют доброжелательное отношение к ним и стараются на совесть выполнять задания Постоянная обратная связь между родителем и логопедом Практичесике советы логопеда со стажем более 15 лет

Немного обо мне

Краткая биография моей профессиональной деятельности

  • Ивановский педагогический колледж

    Закончила Ивановский педагогический колледж по профессии учитель начальных классов, логопед

    1994 — 1997 год

  • Спасская средняя школа

    Обучала детей начальных классов, а также вела логопедические занятия

    1997 — 2004

  • Шуйский государственный педагогический университет

    Получила высшее образование по специальности учитель – логопед

    2003 — 2006

  • Частная практика логопеда

    Занимаюсь частной практикой логопеда. Помогаю детям нормализовать и скорректировать речь

    2010 по настоящее время

Стаж работы более 15 лет Более 60 занятий и консультаций в месяц Более 350 выпускников, которые исправили нарушения речи

4 простых шага для устранения нарушений речи у ребенка

Связываетесь со мной любым удобным для Вас способом Консультация по нарушению речи у ребенка Первичная диагностика речи ребенка Корректирующие онлайн занятия

Запишитесь бесплатную диагностику речи Вашего ребенка

Как влияет нарушение речи на общее развитие ребенка

  • Повышенная раздражительностьРебенок начинает нервничать, когда его постоянно переспрашивают родители, воспитатели, учителя, потому что не могут разобрать что говорит ребенок
  • Боязнь насмешекРебенок старается подбирать слов, в которых нет звуков, которые плохо выговаривает, потому что другие дети, сразу начинают смеяться над ним, как только ребенок произнесет неправильное слово. Из-за этого испытывает сильный стресс
  • Плохая успеваемостьРечевые нарушения могут впоследствии вызвать проблемы в овладении чтением и письмом в школьном возрасте. Ребенок путает буквы, неправильно их пишет и т.д. Все это причины плохих оценок, которые вызывают стрессовое состояние
  • СтеснительностьРебенок старается меньше разговаривать и складывается впечатление, что он не хочет ни с кем общаться. В результате можно сделать неправильные выводы и неверно скорректировать процесс воспитания

Такие проблемы возникают уже при запущенном состоянии и если своевременно исправить речь ребенка, то можно их не допустить

Остались вопросы?

Вы можете задать все интересующие Вас вопросы, касаемые развития речи у детей. Для этого заполните форму обратной связи. По возможности стараюсь отвечать в кратчайшие сроки

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий