Личный пример, отказ от оценок: мой психолог рассказала, как привить ребенку любовь к учебе

Как найти такие слова, методы и приемы, чтобы школьник добровольно и самостоятельно выполнял свою основную обязанность?

С этим вопросом, особенно актуальным на старте самой длинной учебной четверти, корреспондент «РГ» обратилась к специалисту — кандидату педагогических наук Маргарите Крайниковой, начальнику научно-исследовательского отдела Нижегородского института развития образования.

Российская газета: Итак, как же заставить ребенка учиться?

Маргарита Крайникова: Давайте сразу оговоримся: смысл слова «заставить» предполагает некое давление, насилие. С этой точки зрения «заставить» ребенка учиться совершенно невозможно. Конечно, послушный сын, опасаясь вашего гнева, будет выполнять школьные задания, но, как известно, рабство еще никому не приносило счастья. Представьте только, какое омерзение вызывает у вашего ребенка такое учение, как говорят в народе, из-под палки. Кроме того, нужно помнить, что воздействие родителей будет результативно только до определенного возраста. Настанет время, когда чадо перестанет их бояться.

РГ: То есть школьника можно заставить сесть за уроки и даже сделать их, но заставить проявлять интерес к предмету, любить учебу как ежедневную радостную деятельность — не получится?

Крайникова: Существует некий «двигатель», без которого учеба воспринимается нашими детьми как скучная и бессмысленная обязанность. Этот двигатель — мотивация, в педагогическом научном определении — совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности. Иными словами, это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение цели. Он-то, этот двигатель, нам и поможет.

РГ: Родители искренне желают, чтобы их ребенок хорошо учился. Они осознают всю серьезность проблемы, когда школьник отлынивает от учебы. С чего нужно начинать ее решение?

Крайникова: Чтобы заставить (или вызвать мотивацию, как мы договорились) ребенка учиться, прежде всего родители должны ответить себе на простой вопрос: а зачем это надо? На первый взгляд, вопрос кажется бессмысленным. «Ну, как же, — думают многие мамы и папы, — все учатся. Мой ребенок что же — хуже других?» Это первая причина, побуждающая родителей воздействовать на детей. Второе рассуждение: «Не будет учиться — начнет по улицам шляться, попадет в дурную компанию… Вино, наркотики…» Но, конечно, не это главное. Вот третья причина, на взгляд родителей, гораздо более веская: «Не будет учиться — не попадет в колледж или вуз, не получит профессию, заберут в армию, чего бы очень не хотелось. Для девочек тоже немаловажно, в каком коллективе находиться: нам, родителям, спокойнее, если потенциальные женихи — будущие профессионалы, люди образованные и воспитанные».

Рассуждаем дальше. Подумайте, уважаемые родители, являетесь ли вы более интеллектуально и нравственно развитыми, чем современные школьники и студенты? Был ли у вас интерес к учебе, казались ли вам знания ценностью? Если нет — то вам придется очень постараться, чтобы ребенок не пошел по вашим стопам.

РГ: Что же делать нам, отцам и матерям, чтобы чадо прилежно училось?

Крайникова: Самой большой проблемой представляется то, что ребенку «ничего не интересно». Значит, задача родителей — найти такое занятие, от которого у вашего сына (или дочери) загораются глаза, и принять участие в его любимой игре. Я имею в виду игру в широком смысле этого слова — как способ познания жизни. В вашем лице ребенок должен видеть человека, увлеченного его делом. И чем раньше это случится, тем проще вам будет в будущем. Для развития порой достаточно небольшого толчка, затем оно продолжится с вашей минимальной поддержкой.

Общее дело не только пробуждает у ребенка интерес к активному постижению мира, но и цементирует семью, создает атмосферу дружбы и взаимопонимания, необходимую для гармоничного развития человека. Часто семейные конфликты возникают именно из-за того, что родителям, по словам детей, нет до них никакого дела. Родители постоянно заняты, устают, на детей не хватает ни сил, ни времени. Хочется обратиться к таким матерям и отцам: пока не поздно, задумайтесь, будете ли вы счастливы, заработав много денег, но потеряв при этом ребенка?! Это мы, взрослые, можем быть самодостаточными. А ребенку нужна любовь и много внимания. Но самый главный принцип воспитания — это уважение. Если ваша семейная атмосфера лишена этого, ребенку дома неуютно, он будет искать место, где его понимают, где он что-то значит для других.

РГ: Итак, папа с сыном играют в теннис, мама с дочкой шьют наряды или выращивают цветы, но на оценки в школе это не влияет.

Крайникова: Ну, по крайней мере с физкультурой, трудом, биологией у этих ребят проблем, вероятно, не будет. Но дело даже не в этом. Каждый человек от рождения наделен разными способностями, которые позднее становятся фундаментом познавательного интереса к определенной деятельности. Все эти способности можно развить. Но один самый важный талант дается каждому. Этот талант — жажда познания. Ваш малыш с первых месяцев жизни открыт для обучения: он ловит звуки, следит за яркими цветными предметами, трогает руками игрушки. Он не только слушает и смотрит, но уже и запоминает ваш голос, музыку, стихи, картины окружающего мира.

Наконец он научился говорить, и наступило время многочисленных вопросов. «Почему снег тает?», «Почему бабушка с палочкой?»… Мама разговаривает по телефону, встретила подругу, просто занята своими мыслями. «Отстань! Надоели твои глупые вопросы», — раздраженно реагирует родительница и тем самым перекрывает самый главный источник знаний для любимого ребенка. Малыш понимает одно: когда он спрашивает о том, что его сейчас интересует, мама сердится. Он будет спрашивать все реже и реже, лучик света познания (просвещение — от слова «свет») может померкнуть… Пройдет совсем немного времени, и эта же мамаша будет жаловаться, что сыну «ничего не интересно», не признаваясь себе, что сама убила в ребенке жажду познания.

РГ: Первые проводники в мир знаний для своих детей — именно родители?

Крайникова: Конечно. Воспитание ребенка — не простой, но радостный труд. Вы растете вместе с ним, развиваетесь, стараетесь быть примером во всем. Вам необходимо его уважение. Значит, ваша жизнь — постоянное стремление вперед.

РГ: Существует много рецептов того, как подготовить ребенка к учебе, есть даже специальные курсы для малышей. Казалось бы, в школу первоклассник пришел во всеоружии: читает, пишет, рисует, даже с компьютером управляется. Почему же рано или поздно большинство школьников теряет интерес к урокам?

Крайникова: Причин много. Вот некоторые из них. Как правило, интерес пропадает в подростковом возрасте, когда самым важным в жизни человека становится не учеба, а социализация. Другими словами, человека больше всего волнует вопрос: нравится или не нравится он сверстникам? Ребята приходят в школу главным образом для того, чтобы общаться. В этот период наступает кризис сознания ребенка, который связан с революционными изменениями в его организме. Спокойно переживают этот неспокойный возраст ребята, подготовленные к труду всей своей предыдущей жизнью. Те, кто с самого раннего возраста знает, что мир полон удивительных и увлекательных вещей. Те, кто умеет творить.

Правильно ли считать учителя виновником плохой учебы ребенка? Учитель действительно способен заглушить ростки интереса к своему предмету, если он злой, глупый, равнодушный, ненавидит детей, не уважает родителей. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил хорошее образование, ищите Учителя. Не все так безнадежно, уверяю вас. Достойных учителей, профессионалов, много.

О страхе школьников

Часто ребенок не испытывает радости от познания потому, что не видит результата своей работы. Хорошая работа должна вознаграждаться. Порой школьник после напряженного труда получает заслуженную желанную «тройку», а родители недовольны: они рассчитывали на «пять». У каждого есть свой уровень развития, надо только объективно оценить его. Понять, действительно ли ваш ребенок не способен к математике или ему просто лень решать задачки.

Но если школьник взял планку: справился с ленью или напряг силенки и решил-таки трудную задачу, он достоин похвалы. Сейчас во многих семьях применяют, так сказать, материальное поощрение за оценки. С одной стороны, вы как будто платите за проделанную работу, но с другой — воспитываете корыстного человека, который когда-нибудь ответит вам, заболевшему, одряхлевшему, на просьбу о помощи: «А что мне за это будет?»

Талантливый педагог Шалва Амонашвили, когда ему задали вопрос о правомерности материального поощрения в семье, не cмог скрыть возмущения: «Образование, возможность развития, становление Человека — это большая ценность. Надо ли опошлять ее деньгами!»

Что для вашего ребенка важнее — деньги или ваше хорошее отношение? Ответ зависит от того, насколько благополучна ваша семья. Ведь похвала — это тоже искусство. За что хвалить, какими словами или просто благодарной улыбкой, с какой интонацией? Если малыш будет счастлив, когда вы в восторженных выражениях оцените его хороший поступок, то у подростка ваш восторг вызовет досаду. Здесь нужен более тонкий подход. Косвенная похвала может быть выражена как радость от того, что вот вы устали, думали, что вам еще и мусор выносить, готовить, приводить в порядок квартиру (в зависимости от того, какой подвиг совершил ваш ребенок), а теперь сможете просто отдохнуть. Не бойтесь, что он не почувствует вашу радость, вашу благодарность. Дети очень внимательны.

Помните, что создание ситуации успеха для каждого ребенка — необходимое условие развития волевых качеств. Успешный человек уверен в своих силах, он способен на большие дела, ему свойственно радостное отношение к жизни. Развитые способности к творчеству, к познанию, уверенность в успехе своей деятельности — вот качества, которые должны воспитать родители, чтобы никогда не услышать от своего школьника страшных слов: «Не хочу учиться!»

Общество Образование Филиалы РГ Приволжье ПФО Нижегородская область Звезды говорят 11:08, 06/09/2020 Газета «Новое дело» №35 от 03.09.2020 Оформить подписку image Фото: Александр ВоложанинЗвёзды помогут стать отличником

Наступает новый учебный год, и главная задача большинства родителей в этот период – не закупка тетрадей и школьной формы, а правильная мотивация детей к учёбе. Хорошо, если ребёнок вприпрыжку бежит за знаниями, а что делать, если каждая домашняя работа превращается в вечный бой?

На помощь может прийти… астрология. Там считается, что мотивацию ученика к школьным занятиям нужно подбирать в зависимости от знака зодиака. Рассказываем, как это сделать.

Овен

В целом учёба дается Овнам легко благодаря острому уму и врождённому любопытству. Но важно найти именно то, что по-настоящему их увлечёт.

Телец

Практичность – основная черта этого знака, которую можно использовать и в учёбе. Достаточно объяснить Тельцам, что новые знания сильно пригодятся им в будущем: умение читать и считать – это базовые навыки в жизни, а успешная учёба в старших классах даёт шанс получить хорошее образование, престижную профессию и возможность самореализации.

Огромный плюс в том, что представители этого знака не хватают по верхам – им важно не только выучить урок, но и применить на практике полученные знания.

Хорошо работает с Тельцами и приём материального поощрения, когда за успехи в учёбе они могут получить вкусности, заветные игрушки или поездку в любимый летний лагерь.

Близнецы

Эти талантливые ребята – не лучшие ученики в плане усидчивости. Когда Близнецы увлечены, у них всё получается, но стоит им утратить интерес, никакие силы не заставят их вернуться к скучным занятиям. Поэтому задача родителей – всё время этот интерес подогревать.

Чтобы Близнецы были успешны в школе, вам придётся учиться с ними вместе. Это не значит, что нужно делать за них домашние задания и корпеть над сочинениями. Вам необходимо будет каждый раз придумывать новую мотивацию для занятий, исходя из актуальных увлечений ребёнка. Постарайтесь занять их исследовательской деятельностью: микроскопы, наборы для физических и химических опытов, интеллектуальные игры в этом помогут.

Рак

Это очень чувствительный знак, что может несколько осложнить учёбу. Раку необходимо эмоционально привязаться к предмету или к учителю, только тогда дела пойдут на лад. Наберитесь терпения – хвалите и подбадривайте вашего ученика. Ни в коем случае не пытайтесь манипулировать ими – такие приёмы вызовут у Раков только чувство протеста. Лучше сразу обговорить с ребёнком, что ему необходимо для хорошей учёбы и что бы он хотел получить в качестве поощрения.

Представители этого знака любят философию, поэтому важно объяснить им, что школа – это хороший способ раскрыть лучшие качества своей натуры как в самом процессе обучения, так и в общении со сверстниками.

Хорошо, если кроме школы у ребёнка-Рака есть занятие, связанное с искусством: музыка, театр, рисование. Это поможет ему раскрыться и дисциплинирует во времени.

Лев

Родителям маленьких Львят не придётся измудряться: врождённое честолюбие и стремление быть первым у представителей этого знака – лучшая мотивация. Ради слов похвалы и восхищённых взглядов они будут всё время тянуть руку и штудировать учебники. Так что почаще отмечайте достижения вашего ученика – для него очень важно ощущение, что родители им гордятся. Прекрасно, если это подкреплено ещё и каким-то материальным поощрением: пообещайте ребёнку то, о чём он давно мечтал, и он свернёт горы.

Астрологи утверждают, что именно среди Львов больше всего отличников: для этого у них есть и амбиции, и способности.

Дева

Представители этого знака от природы наделены стремлением узнать что-то новое и научиться тому, что они еще не умеют. Они аккуратны, сосредоточены и могут с азартом искать ответ на самую сложную задачу. Именно эти качества позволяют им выбиться в лучшие ученики. И Чувство превосходства над сверстниками – тоже один из мотиваторов. Задача родителей Дев – помогать грамотно расставлять приоритеты в учёбе и поощрять их любознательность.

Ну а в самых сложных ситуациях достаточно сказать просто слово «надо» – Девы из тех немногих послушных детей, на которых оно действует без лишних объяснений.

Весы

Представители этого знака любят быть в центре внимания, поэтому надо объяснить им, что успехи в учёбе сделают их более популярными среди сверстников и взрослых. Правда, в числе лучших учеников Весы бывают редко: они не из тех, кто всё схватывает на лету – этим детям нужно время, чтобы разобраться в материале и разложить всё по полочкам. Не торопите их и не нагружайте своими ожиданиями. Иначе ребёнок может заболеть прямо перед контрольной или Олимпиадой. Лучше почаще отмечайте успехи и радуйте своего ученика приятными сюрпризами: покупкой игрушек, одеждой и приятными лакомствами.

Самая правильная школьная стратегия для Весов – выбрать именно ту область, которая интересна вашему ребёнку, и прицельно развивать именно её.

Скорпион

Зато получив аттестат, Скорпион будет легко и уверенно двигаться к своей цели.

Стрелец

Представители этого знака – настоящие искатели приключений. Жизнь за пределами школьного двора может казаться им гораздо увлекательнее, чем сидение за партой. Поэтому важно с первых лет учёбы направить их энергию в мирное русло. Для этого нужно разумное сочетание интеллектуальных и физических нагрузок, чтобы на шалости не оставалось времени.

Помните, что Стрелец – честолюбивый знак. Этим деткам важно побеждать во всём, ну а задача родителей – объяснить им, что без труда и упорных тренировок это невозможно.

Козерог

Это идеальные ученики. Они старательны, усидчивы, а их требования к себе зачастую выше, чем у самого взыскательного родителя. Они умеют формулировать цели, поэтому дополнительная мотивация для учёбы им не нужна. Скорее наоборот: от родителей потребуются поддержка и помощь в случае, если ребёнок не может самостоятельно усвоить материал.

Проявляйте терпение и не давите на них – у Козерогов достаточно собственного упрямства, чтобы добиться успеха.

Водолей

Представители этого творческого знака часто витают в облаках. Собственный внутренний мир для них гораздо важнее, чем самая бурная школьная жизнь. Вдобавок они болезненно относятся к любому ущемлению своей свободы. С этими ребятами лучше сразу договориться на равных.

Объясните ребёнку, чего вы ждёте от его учёбы, и расскажите, как будут вознаграждены его усилия. Можно использовать метод разумного торга: посулите ему больше самостоятельности за хорошие оценки, пообещайте, что он сможет посвящать всё свободное время своим увлечениям, если будет хорошо учиться.

Рыбы

С этими ребятами будет очень просто, ведь для них в юном возрасте нет ничего важнее, чем одобрение родителей. Если они поймут, что прилежная учёба гарантирует им поддержку взрослых, то будут лезть из кожи вон.

Но не требуйте от них невозможного. Рыбам тяжело выныривать из своего мирка, они застенчивы и могут быть менее активны на уроках, чем их сверстники. У них отлично развита интуиция, поэтому гуманитарные науки и предметы, связанные с творчеством, им даются легче, чем точные дисциплины.

Рита ГРУПАЖ

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.

Черно-белые наряды, банты, гладиолусы, девчушка с колокольчиком на плече одиннадцатиклассника… Помните? Все мы были первоклашками, а теперь ведем в первый класс детей, племянников, внуков. Хочется, чтобы они попали к хорошему учителю, ходили в школу с удовольствием, радовали нас своими успехами. Но мало хотеть – надо помогать, пробуждать (и укреплять) в ребенке стремление учиться.

В 

– Ну что, Макс, хочешь в школу? – спросила на днях у своего племянника, без пяти минут первоклассника.

– Неа. Там скука, наверное.

– А что тебе интересно было б делать в школе?

– Ходить в столовую и есть булочки!

В 

Есть булочки…. А что я хотела услышать? В«Скорей бы пойти в школу, исписывать прописи закорючкамиВ»? Про-о-писи. Тяжело они мне, левше, давались! В«КласснаяВ» писала под моими каракулями В«смВ»: плохих оценок не ставила – знала, что стараюсь, а на хорошую я не тянула. Благо за прописи меня не ругали. Ругать, критиковать и упрекать – плохая тактика в обучении. В противовес ей психологи ставят несколько В«пВ».

В 

Подготовить

« школе будет интересно, ты найдешь новых друзейВ», – часто обещают родители. Но не все рассказывают, как нужно вести себя на уроке, как разговаривать с учителями. Конечно, педагоги это потом объяснят, но лучше если ребенок заранее узнает главные правила. Покажите чаду его будущую школу, играйте в нее: побудьте В«учителемВ», потом В«ученикомВ». Привлекайте домашних, друзей ребенка, чтоб было интересней. Так первоклашка быстрее освоится в настоящей школе.

В 

Поддерживать и поощрять

Непросто грызть гранит науки молочными зубами. Кто-то плохо считает, кто-то с трудом соединяет слоги в слова или слишком медленно пишет. Худшее, что можно делать в таких случаях, – раздражаться и бесконечно указывать на ошибки. Наберитесь терпения: спокойно растолкуйте правило еще раз, объясните В«на пальцахВ», приведите понятные примеры, читайте вместе вслух. Подмечайте даже самые скромные успехи ребенка: В«Как хорошо у тебя вышла эта строчка!В», В«Сегодня гораздо меньше ошибок в примерах. Молодец!В».

В 

image

В 

Такая подпитка очень нужна маленьким школярам. Дайте ребенку почувствовать себя сильным и успешным хоть в чем-то, помогите не бояться неудач. Учите анализировать ошибки: В«почему случился промах?В», В«как этого избежать в следующий раз?В». Ищите ответы вместе с ребенком (со временем он привыкнет делать это самостоятельно), не ленитесь заново объяснить сложный материал или выслушать пересказ.

В 

В«ПодогреватьВ» любознательность и интерес к учебе

Сложно добиться успехов в учебе, если неинтересен сам процесс приобретения знаний. Как сделать его увлекательным? Не надейтесь на одних учителей: многие из них сейчас так завалены бумажной работой, что при всем желании не могут часто проводить В«интересныеВ» уроки. К тому же, учеба – это не только уроки и В«домашкиВ». Это бесконечные открытия, которые можно делать везде. Например, в лесу или сквере возле дома. Гуляя там с ребенком, рассказывайте что-нибудь интересное о местных деревьях и птичках, собирайте листики для гербария, и пусть потом чадо угадывает, какие из них от каких деревьев.

В 

В 

Найдите занятия, которые увлекут вас и ребенка: семейные посиделки с чаем и чтением вслух, экскурсии по знаковым местам города, вылазки на природу, во время которых вы превращаетесь в исследователей…А может, вы любите конструировать самолеты и собирать роботов, смотреть фильмы о космосе и дальних странствиях? Выберите досуг по душе, В«разжигайтеВ» в ребенке любознательность.

В 

Читайте также:

Как помочь первокласснику: кризис семи лет

Советы доктора родителям первоклассника

Чего не следует делать мамеВ первоклассника

В 

В 

Планируйте, мотивируйте, учите ставить целиВ 

В 

Школьникам часто внушают: В«вы должны хорошо учиться!В». А зачем? Чтобы в дневнике были четверки и пятерки? Чтобы купили велосипед? Чтобы много зарабатывать, когда вырастешь? Ребенку нужно знать, для чего он учится, и видеть в этом смысл. Допустим, ваш сын мечтает стать строителем. В«Чтобы строить прочные здания, нужно правильно делать расчеты – тут не обойтись без математикиВ», – можете напоминать вы.В 

В 

Мотивируйте ребенка к учебе, учитывая его интересы и особенности. Приучайте ставить цели и добиваться их, быть терпеливым. Это сегодня особенно трудно: зачем выискивать информацию в разных источниках, когда можно скачать готовое сочинение? Окей, гугл, – и все. Мгновенный результат не дает глубокого удовлетворения, не провоцирует школьника анализировать, проявлять усидчивость, настойчивость. Эти качества, так же, как и умение правильно распоряжаться своим временем, нужны не только в учебе. Приучайте ребенка планировать день. Решите, в какое время лучше делать уроки, за какие предметы стоит браться первыми, объясните, как обустроить свой рабочий уголок. Наблюдайте за ребенком: получается у него вовремя управляться с делами? Насколько легко это дается? Если нужно, подкорректируйте распорядок дня.

В 

Проявляйте гибкость

Быть требовательным, но не слишком жестким, контролировать школьную жизнь, но не опекать чрезмерно, поощрять успехи в учебе, но не В«покупатьВ» их… Только так, постоянно стремясь к золотой середине, можно прививать ребенку интерес к учебе. Да и не только к ней. В В В 

В 

Усвоили правила? Действуйте!В 

В 

Автор Анастасия Леменкова

Найти мотивацию к учебе не так просто даже взрослым людям. С детьми еще сложнее: уроки могут надоедать, казаться скучными и бесполезными. Рассказываем, как зажечь искру в ребенке и мотивировать его учиться

Об эксперте: Дарья Островская, руководитель проекта «Измерение знаний» «Учи.ру».

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок не хочет учиться. Дети, особенно младшего возраста, не умеют самостоятельно работать с мотивацией. Для многих учеба становится скучной обязанностью, в которой они не видят большого смысла. У ребенка падает интерес, стремление заниматься, и ухудшаются оценки. Ему интереснее сидеть в телефоне, смотреть смешные видео и проводить время с друзьями. Первая мысль, которая может прийти в голову родителя — заставить.

Но принуждение — не самый действенный способ: ребенок может начать еще больше сопротивляться. Чтобы справиться с проблемой, стоит сначала поискать не способы ее решения, а корни. Отсутствие мотивации, например, может быть связано со взаимоотношениями учителя и ученика. Неосторожные слова педагога, брошенные во время урока, могут привить неприязнь к предмету и повлиять на желание учиться. Среди других возможных причин — плохие отношения с одноклассниками, буллинг, низкая самооценка и чрезмерная загруженность.

Если ребенок чувствует себя неуверенно, подвергается давлению со стороны учителя или других учеников, то схожее отношение со стороны родителя только загонит его в угол. Первое, что нужно сделать, если ребенок потерял мотивацию учиться, — попробовать с ним поговорить и сделать это в максимально дружественной форме. Спросить об отношениях с учителями, одноклассниками, узнать, не устает ли он и что можно сделать, чтобы он чувствовал себя лучше. Сказать, что вы его понимаете, так как сами проходили через школьные годы и знаете, как это сложно. Ребенок должен видеть, что у него есть поддержка со стороны родителя и ему есть к кому обратиться за помощью. В случаях, когда ребенок замыкается и не хочет идти на контакт, можно подключить детского психолога, который поможет справиться с ситуацией.

Экономика образования Почему ваш ребенок — самый сложный переговорщик

Главное — помнить, что отсутствие интереса к учебе не говорит о том, что с ребенком что-то не так. Нежелание учиться можно сравнить с нежеланием взрослого человека работать. Оно часто возникает при проблемах с коллективом, грубых начальниках, монотонных задачах и переработках. Как только человек находит любимую работу, где к нему хорошо относятся, поддерживают и предлагают задачи, схожие с его интересами, его мотивация растет и он начинает трудиться с удовольствием. То же происходит с ребенком. Если изменить подход к обучению, у него появится интерес, а все проблемы уйдут в прошлое. Важно знать, где искать проблемные точки.

Ребенок не учит конкретный предмет

Представим ситуацию, когда ребенок — хорошист или отличник — не может сдать один конкретный предмет и постоянно его заваливает. У этого может быть несколько причин.

  • Ребенок не ладит с учителем

В таком случае неприязнь к преподавателю может проецироваться на неприязнь к предмету. Если ребенок жалуется на педагога, стоит разобраться в причинах этой ситуации. Сначала следует выслушать версию ребенка, затем договориться о встрече с учителем и в спокойном тоне, не порождая новый конфликт, послушать вторую точку зрения. Возможно, через такие разговоры получится прийти к мирному решению ситуации и наладить отношения ученика и учителя. Если нет — можно обратить внимание на курсы, которые помогут подтянуть знания ребенка по предмету.

  • Слишком много заданий

Ребенок не успевает делать задачи по предмету, отстает от программы, и его успеваемость падает. В таком случае стоит поговорить с родителями других детей. Если ситуация схожая для всего класса — коллективно обратиться к преподавателю. Если проблема затронула только одного ребенка — ему стоит помочь с домашними заданиями и попробовать вместе разобраться с трудностями.

  • Ребенку сложно учить предмет

Ему легко дается литература и обществознание, но математика вызывает сплошные трудности. Вероятно, во взрослом возрасте он уйдет работать в гуманитарные отрасли, и математика не станет его приоритетным направлением. Поэтому не стоит давить и требовать. Если ребенок не может закрыть курс даже на минимальный балл, ему стоит помочь — объяснения родителей могут быть проще и понятнее слов учителя. Возможно, стоит прибегнуть к помощи образовательных платформ или репетитора.

Экономика образования Какие ошибки допускают родители при профориентации ребенка

Ребенок не хочет ходить на курсы

Родители, которые со всей ответственностью подходят к воспитанию ребенка, могут заранее задумываться о его профессиональном будущем. Они обычно записывают ребенка на курсы по этим направлениям, а он зачастую сопротивляется и никак не хочет изучать программу. Причины здесь тоже могут быть разными.

  • Ребенку не подходит этот предмет

Родители могут считать, что английский язык необходим любому человеку для профессионального и личного развития, а ребенок при этом — совсем не хотеть учить его. В таком случае, не стоит всеми правдами и неправдами пытаться его освоить. Если дополнительные занятия и правильная работа с мотивацией не помогают, можно попробовать освоить другие языки или навыки. Возможно, они заинтересуют его больше, и он начнет учиться с удовольствием.

  • Ребенку не подходят эти курсы

При выборе курсов стоит обращать внимание на методы преподавания. Один из самых беспроигрышных вариантов — курсы с геймификацией: при таком подходе в обучение включают игровые механики. К сложным задачам добавляются раскраски, мультики и эстафеты, элемент соревнования. Учеба перестает быть скучной и неинтересной, ребенок начинает заниматься с удовольствием. Через такой подход можно полюбить даже те предметы, к которым не было изначальной предрасположенности.

Экономика образования Геймификация в образовании: когда обычный курс становится квестом

Ребенок быстро бросает учебу

Бывают случаи, когда ребенок в целом проявляет интерес к занятиям, но не может долго заниматься одним предметом. Родители не понимают, куда пропадает его мотивация и что делать, чтобы ее вернуть.

  • Ребенок постоянно отвлекается и не может сконцентрироваться

Одна из возможных причин — проблемы с концентрацией внимания. Возможно, у ребенка есть отклонения неврологического плана, и его стоит показать специалисту. Если никаких проблем не обнаружится, можно обратиться к методикам, увеличивающим объем памяти и концентрацию внимания. Например, поиграть в «найди пять отличий», «найди предмет» и учить собирать пазлы.

  • Ребенок бросает факультативы

Он просит записать его на уроки китайского, в спортивную секцию или художественную школу, а через месяц все бросает и перестает заниматься. Среди самых распространенных причин — растущая со временем нагрузка и страх потерпеть неудачу. В любом из этих вариантов с ребенком стоит поговорить, поддержать его и сказать, что он со всем справится. Прибавить ему уверенности в себе. Сказать, что все сталкиваются с трудностями, а их преодоление — важная часть взросления. Если подходить к нему со словами: «мы все оплатили, ты обязан заниматься» — это только увеличит стресс. Если ребенок изначально просил записать его на факультатив, значит в нем есть интерес к занятиям. Его нужно возродить через поддержку и понимание.

Ребенок постоянно играет с гаджетами

Проблема родителей XXI века — огромное количество гаджетов, которые отвлекают детей от учебы. Ребенку интереснее играть в компьютерные игры, чем заниматься чтением или решением задач по математике. Иногда привязанность к гаджету становится настолько сильной, что ребенка невозможно оторвать от экрана и убедить сделать домашнее задание.

Чтобы справиться с проблемой, можно интегрировать обучение в смартфоны или компьютеры. Современные образовательные методы зашли настолько далеко, что появилось большое разнообразие телефонных приложений, компьютерных игр и занятий на основе VR-технологий, которые увлекают детей и одновременно занимаются их образованием. Например, для перехода на следующий уровень игры, ребенку нужно найти решение уравнения или ответить на вопрос по содержанию стихотворения. Атмосфера игры затягивает ребенка, и он на азарте проходит обучение до донца.

Индустрия 4.0 Образование в VR: урок математики вместо охоты на монстров

Оптимальный вариант — найти курсы, которые используют игровое обучение. Геймификация — один из самых эффективных методов повышения вовлеченности, а для детей игра — это в принципе естественный процесс. Мы в «Учи.ру» давно исследуем и находим эффективные инструменты геймификации образования, постоянно адаптируем и встраиваем в нашу платформу.

Главное помнить, что если ребенок отвлекается, ленится, не показывает интерес к учебе, то любое давление только усугубит ситуацию. Нужно создать атмосферу, в которой ребенок начнет делиться своими переживаниями, не будет бояться подойти с проблемами и будет знать, что всегда найдет поддержку в лице родителя. При таком типе доверительных отношений будет проще найти проблемные точки в обучении и зародить в ребенке желание хорошо учиться.

Что почитать по теме

  • Статья «Мела» об игровых моделях в школьном образовании;
  • Материал «Хабра» о том, как вовлеченность детей влияет на достижение поставленных целей и удовольствие от образования;
  • Подборка воспоминаний успешных ныне ИТ-специалистов о своих школьных годах на vc.ru.

Материалы РБК Трендов:

  • О том, как помочь ребенку с выбором будущей профессии;
  • Как привить ребенку любовь к иностранным языкам;
  • Отдельно — как привить ребенку любовь к чтению в целом;
  • Почему цифровые технологии — это будущее школьного образования.

Обновлено 28.04.2021 image image

Многие родители, глядя на свое чадо, которое все свободное время проводит в гаджетах, задаются вопросом, как приучить ребенка к спорту, ведь спортивная нагрузка необходима для полноценного физического развития и здоровья в целом.

На самом деле, если у вас возник этот вопрос, вы уже на полпути к победе, ведь без участия родителей ребенок сам не встанет с кресла и не пойдет заниматься.

В этой статье мы рассмотрим, как приучить малыша к спорту в самом раннем или в школьном возрасте, чтобы физическая активность стала для него нормой во взрослой жизни.

Влияние спорта на развитие ребенка

Влияние спорта на развитие ребенка огромно. Многие ошибочно думают, что спорт влияет только на физические данные, но многочисленные исследования доказали, что физические нагрузки также положительно влияют на психическое и умственное развитие малыша.

Рассмотрим, чем же полезны физические нагрузки для детей:

  • Физическое развитие. При занятиях спортом с малых лет малыш растет физически сильным и развитым. Регулярные тренировки позволяют сформировать правильную осанку, избежать проблем с сердечно-сосудистой системой, укрепить иммунитет, предупредить заболевания дыхательной системы и повысить выносливость. Физически крепкие дети менее подвержены сезонным заболеваниям и развитию хронических болезней;
  • Умственное развитие. Практически любые активные игры развивают быструю реакцию, мышление и помогают создавать логические связи. Доказано, что дети, занимающиеся в спортивных секциях, в школе показывают более высокие результаты по сравнению со сверстниками, ведущими пассивный образ жизни. Это обусловлено не только выполнением задач на тренировках, но и обогащением мозга кислородом во время занятий, что способствует концентрации внимания и легкому усваиванию учебного материала;
  • Психическое развитие. Психическое здоровье – это важная составляющая гармоничного развития. Спорт укрепляет психику и прививает ребенку чувство собственного достоинства. На тренировках ребят учат самоконтролю и дисциплине. В результате малыш более спокойно реагирует на замечания, учится решать конфликтные ситуации и адекватно реагировать на критику. В целом физические нагрузки укрепляют нервную систему, а значит, делают ребенка более устойчивым к негативным психологическим факторам.

Основной задачей родителей является привить ребенку любовь к спорту с самых ранних лет. Отдав малыша в секцию без предварительной подготовки, скорее всего родители столкнутся с нежеланием крохи заниматься, с постоянными капризами и многочисленными уловками для пропуска занятий.

Такая ситуация не прибавит здоровья, а может даже и навредить, окончательно отбив у малыша желание заниматься спортом.

Отдавая свое чадо в секцию, не забудьте оформить спортивную страховку ребенку. Полис страхования может оформляться только на время тренировок и соревнований или с покрытием 24/7.

Для детей лучше оформлять круглосуточный полис, ведь такая страховка покрывает не только спортивные травмы, но и любые другие несчастные случаи в повседневной жизни.

Как привить ребенку любовь к спорту

В первую очередь родители должны понимать, что любовь к спорту – это черта семейная. Если вы сами ведете пассивный образ жизни, все время проводите за компьютером или телевизором, ожидать от ребенка любви к спорту абсурдно.

Даже если вы каждый день будите ему говорить, что нужно заниматься, а сами не подниметесь с кресла, малыш будет всеми способами избегать занятий. Единственный верный путь – это показать малышу пример. Более того, пример этот должен быть не единичным, это должен быть семейный образ жизни.

Но ненужно пугаться, от вас не потребуется записываться в спортивный клуб или завоевывать олимпийскую медаль. Все что от вас требуется, это ежедневно всей семьей делать утреннюю зарядку, а по выходным играть в подвижные игры или выезжать на природу.

Это только первый шаг к тому, чтобы ваш ребенок полюбил занятия спортом, также специалисты советуют родителям выполнять три важных правила, чтобы не отбить у малыша желание заниматься спортом, а именно:

  • Начинайте заниматься сами и подавайте пример;
  • Не навязывайте вид спорта, пусть выберет сам;
  • Чаще хвалите и никогда не ругайте, если что-то не получается.

Помимо этого родители должны мотивировать ребенка на занятия спортом. Для этого малышу необходимо создать все условия, которые помогут заинтересовать малыша и сделать занятия веселыми и увлекательными.

Прививаем любовь к спорту с детства – проверенные методы

Психологи и тренеры предлагают родителям проверенные методы вовлечения ребенка в спорт. Если вы сами увлекаетесь спортом, берите малыша с собой на тренировки, водите на соревнования любимых команд, смотрите вместе спортивные передачи и объясняйте смысл каждой спортивной дисциплины.

Молодые мамы сегодня могут воспользоваться уникальным предложением от фитнесс-клубов, которые предлагают занятия для детей, в то время пока занимаются их мамы. Также для привлечения детей в спорт используйте следующие методы:

  • Новая спортивная форма

Спортивная форма – это важный атрибут приучения ребенка к спорту. Будет лучше, если кроха сам выберет себе спортивный костюм, футболки и кроссовки. Родителям же следует проследить, чтобы все вещи были качественными и пошиты из натуральных материалов.

Если форма покупается не для домашних занятий, а для тренировок в секции, перед ее покупкой посоветуйтесь с тренером. Некоторые дисциплины требуют особой экипировки, такой как щитки, каски, а также определенных спортивных костюмов.

Например, для занятий велоспортом требуется приобретать специальные шорты и вело туфли, а занятия единоборствами требуют покупки специальных кимоно.

  • Спортивный инвентарь

Приучайте детей к спорту с детства. Для этого покупайте им не только современные гаджеты, но и яркие мячи, скакалки, обручи и тд. Прекрасным вариантом привлечения ребенка к спорту станет покупка шведской стенки, ведь ни один непоседа не сможет пройти мимо такого интересного спортивного уголка.

Ребенку школьного возраста для активных развлечений можно приобрести ролики, скейтборд, футбольный мяч, баскетбольное кольцо и тд.

  • Похвала и гордость

Главное правило, для того чтобы привить любовь к спорту у ребенка – никакой критики, только похвала и гордость за достижения. Это относится к самым маленьким деткам, ведь они очень чутко реагируют на критику.

Похвала же наоборот будет стимулировать малыша добиваться больших успехов и разучивать новые упражнения. Если ваш малыш уже посещает секцию, вы обязательно должны присутствовать на каждом соревновании, ведь в этот момент ему просто необходима поддержка и ваша гордость за его победу.

  • Спортивные площадки и летние лагеря

На каникулах детей необходимо водить на детские спортивные площадки, а с 7-8 лет при возможности отправлять в летние лагеря.

Коллективные подвижные игры, походы, соревнования и другие мероприятия подстегнуть у ребенка интерес к спорту и подарят положительные эмоции, что сформирует любовь к спортивным занятиям. Особенно детям нравятся спортивные летние лагеря, где они могут жить в палатках, ходить в походы, жечь вечерние костры и изучать навыки выживания в дикой природе.

Если вы опасаетесь отправлять своего малыша в такой лагерь, вполне подойдет и обычный школьный лагерь с экскурсиями, ежедневной зарядкой и активными играми.

Выбор секции

Выбирать секцию нужно с учетом характера и физических особенностей ребенка. Не нужно навязывать малышу определенную секцию, пусть попробует несколько кружков или запишется туда, куда ходят его друзья.

Смена секции не должна пугать родителей, не препятствуйте, если вдруг юный спортсмен решил уйти в другой спорт, ведь он только начинает свой путь и должен найти секцию, где ему будет максимально комфортно.

Выбрать спортивный кружок можно в нашем каталоге секций. Здесь вы сможете узнать с какого возраста принимают детей в спорт, и какие требования предъявляются при поступлении.

Самое раннее занятие спортом

В идеале самое раннее занятие спортом должно состояться в первые месяцы после рождения. Многие родители сегодня записываются в специальные секции плаванья с младенцами, и это правильно.

Ранняя гимнастика в бассейне или ванне убережет малыша от таких недугов как внутричерепное давление, повышенный тонус мышц, укрепит иммунитет и нервную систему.

В спортивную секцию можно отдавать в отдельных случаях с 3 лет, но обычно на не травмоопасные виды спорта принимают малышей от 5 лет.

Ошибки родителей

Часто в нелюбви к спорту у ребенка виноваты, как ни странно сами родители. Все дело в том, что решив, вырастить свое чадо здоровым и сильным, и отдав его в спортивную секцию, родители совершают ошибки, которые напрочь убивают в ребенке желание заниматься.

Рассмотрим типичные ошибки родителей при выборе спортивной секции для ребенка:

  • Запись в секцию при поступлении в первый класс. Если ваш малыш до того как пойти в школу не занимался спортом, не нужно отдавать его в секцию в первом классе. В первый год учебы ребенок и так находится в постоянном стрессе, ему приходится менять режим дня, повышается умственная нагрузка, и занятий спортом он может просто не выдержать. В результате успехов не будет ни в учебе, ни в спорте;
  • Выбор секции по желанию родителей. Часто можно встретить такую ситуацию, когда ребенок не хочет ходить на занятия, потому что они ему просто не интересны. Но родители настаивают, чтобы он посещал занятия и показывал результаты. Не нужно заставлять ребенка, пусть лучше он сам выберет для себя спорт, ведь только так он будет посещать кружек с удовольствием;
  • Выбор секции без учета характера и темперамента. Например, если ваш малыш тихоня и с трудом идет на контакт, не нужно отдавать его в активный спорт, чтобы он стал активнее и смелее. Пройдите простой тест на определение темперамента, и вы узнаете, какие виды спорта подходят вашему малышу. Также перед записью в секцию вы можете пройти специализированное тестирование в специализированном центре, где помимо характера будет определена и физическая предрасположенность ребенка к определенным видам спорта;
  • Излишняя требовательность. Многие мамы и папы требуют от малыша скорых результатов в спорте. Они начинают сравнивать его с другими детьми, указывать на промахи и критиковать за отсутствие грамот и побед. Делать этого категорически нельзя, наоборот, ищите поводы для похвалы и подмечайте любую даже самую маленькую победу;
  • Выбор тренера. Если, отдав ребенка в секцию, вы видите нежелание крохи ходить на занятия и полное отсутствие результатов, поговорите с ребенком. Возможно, ему не нравятся методы тренера или он просто боится его. Если этот так, лучше перевести малыша в другой кружок, чтобы полностью не отбить у него желание к занятиям спортом.

Может ли спорт навредить ребенку

По мнению специалистов неправильно подобранный вид спорта или неверно составленный график занятий действительно вместо пользы могут принести вред ребенку. Особенно это касается занятий в дошкольном и младшем школьном возрасте.

По мнению врачей до 10 лет занятия спортом должны носить общеукрепляющий характер без интенсивных нагрузок и ежедневных тренировок.

Особое внимание при выборе секции необходимо уделить в младшей школе. Тренировки не должны мешать учебе и у ребенка еще должно оставаться время на отдых и прогулки с друзьями.

Несомненно, прививать любовь к спорту нужно с детства, но делать это необходимо правильно и без перегибов. Физические занятия должны в первую очередь приносить удовольствие ребенку, ведь только в этом случае спорт пойдет на пользу.

Если вы заметили, что ваш малыш пассивен, не хочет учиться, все время проводит в планшете или телефоне, у него нет друзей, и его ничего не интересует, пора бить тревогу. Поговорите с ребенком и выберите для него интересный вид спорта и уже через несколько недель вы заметите, как ваш ребенок начнет меняться.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий