Кризис пяти лет брака

-Аааааа! От этих воплей взрывается мозг и начинает дергаться глаз. Внутри вас просыпается демон, ноздри которого раздуваются от ярости, а из пасти готово вырваться пламя.

Чтобы контролировать себя, приходится прилагать титанические усилия, словно вы удерживаете рвущегося на волю льва. И самое страшное, что ребенок почти каждый день устраивает бунт и истерики из-за таких мелочей, которые не поддаются логике нормального взрослого человека.

— Мама, дай мне сыр!

— На!

— Аааа, ты дала кусочком, а я хотела кубиками!

— Хорошо, на кубиками!

— Аааа, нет, я хотела сама порезать! Аааа!

Знакомо? У ребенка тысячи причин, почему надо протестовать, командовать и впадать в истерику. Из самых любимых:

  • я хотел вымыть зубную щетку, а ты ее уже сама помыла,

  • я хотел нажать кнопку лифта/открыть дверь в квартиру,

  • я хочу сам надеть кофту, но не получается.

Думаю, вы легко можете продолжить этот список.

Родителей мучают вопросы:

  • как выжить в таких условиях?

  • может ребенка надо отвести к врачу или священнику?

  • когда же это закончится?

  • что делать, чтобы это не повторялось?

  • может я что-то упустила в воспитании?

Не спешите винить себя или считать, что с вашим малышом что-то не так. Выдохните. Кризис 3 лет – это нормально.

Признаки кризиса 3х лет у детей

Прежде чем говорить о симптомах, давайте разберемся, что же такое кризис и почему он происходит.

Кризис – это скачок, скачок в психоэмоциональном развитии, который приходится на возраст около трех лет.

Ваш малыш был совсем крохой. Вся его жизнь зависела от вас. Он ничего не умел и ничего не знал. Он не отпускал вас ни на шаг, тяжело переживал расставание. Он был ласковым зайчонком и легко соглашался делать то, о чем вы просили.

На ваших глазах он креп физически и развивался психически. Кроха научился делать действия и стал замечать результаты этих действий. Его радует, что он может влиять на мир вокруг себя. Он копирует поведение взрослых и начинает играть в ролевые игры.

Его уверенность в себе достигает космического масштаба: «Юххуу! Я САМ это умею! Юххуу! Я САМ это могу! Я БОЛЬШОЙ, как мама и папа!».

Карапуз осознает себя отдельной личностью. Вот тут и возникает конфликт между «хочу» и «можно». Поиск автономии сталкивается с зависимостью от взрослых. БДЫЩЩЩ! В этот момент кажется, что сына или дочку подменили. Вы не узнаете своего ребенка в этом своевольном бунтаре. Его любимые слова: «Нет!» и «Я сам!», даже в том случае, когда малыш физически, ну, никак не может сделать то, чего хочет. Карапуз нуждается в помощи и не может ее принять, потому что хочет прочувствовать самостоятельность.

Кризис не равно ребенок в 3 года истерит. Кризис может пройти и без истерик. И во многом это зависит от вас.

image

Итак, основные симптомы кризиса 3 лет с примерами.

1.       Негативизм и строптивость

— Давай чистить зубы/ кушать/ спать/ идти гулять!

— Нет!

Почему? Потому что не он так решил, а кто-то из родителей предложил!

2.       Упрямство

— Мама, дай мне кефир!

— Но кефира нет, давай ты попьешь клубничный йогурт.

— Нет, хочу кефир! Дай кефир! Купи!

Малыш понимает, что йогурт намного вкуснее, чем кефир. Но продолжает настаивать: «Дай кефир!». Почему? Не потому, что ему нужен именно кефир. Ему важно отстоять свое решение.  Вот вам и повод для истерики у ребенка в 3 года.

3.       Своеволие

— Давай я помогу тебе одеть колготы!

-Нет, я сам!

У сына или дочки что-то не получается. Хочется сделать это за ребенка, ведь так быстрее. Но стоит только протянуть руки помощи, как в ответ раздается громогласное «Ааааа!». Хорошо, если малыш хоть и долго, но может справиться с задачей, которую для себя выбрал. А если это ему не по силам, тогда воплей не избежать. И из-за этого вам кажется, что ребенок постоянно истерит. Увы, опыт приходит только в паре с ошибками, как бы нам не хотелось защитить от них своего кроху.

4.       Бунт

— Одевай эту кофту/ иди поешь макароны/ не ломай/ не кричи!

Если что-либо за него выбрали или решили родители, ребенок отказывается от этих вещей или действий. Чтобы предупредить бунт и узнать, как справиться с детской истерикой, читайте полезные советы из статьи «Детские истерики: норма или нет?»

5.       Обесценивание

— Мама, ты плохая! Уйди вон!

Малыш обзывает родителей, швыряет свои игрушки и книжки, портит одежду. Кризис 3х лет у ребенка вызывает у мамы желание заснуть летаргическим сном и просто проспать этот период.

Но такое поведение – это не агрессия, а следующий этап исследовательской деятельности и любопытства. Чаду просто интересно: «А что будет, если я…»

6.       Деспотизм

— Я хочу, чтобы вы все замолчали! Только я буду говорить! Только я! Аааа!

— Ты мне купишь! Купишь, раз я так сказал! А ну-ка быстро!

Карапуз не только все время кричит «я сам», но еще и пытается заставить вас плясать под свою дудку! Для многих родителей это оказывается настоящим потрясением: от горшка два вершка, а командует и требует.

При этом малыш просто учится управлять окружающим миром. Уверена, что вы бы хотели, чтобы во взрослом возрасте ребенок обладал лидерскими качествами и стремился «завоевать место под солнцем».

Это все, конечно, хорошо, но в будущем. А что делать сейчас в ответ на такие слова читайте в статье: «Ребенок грубит: как пресечь плохое поведение».

Кризис 3х лет у ребенка: что делать?

Конечно, вы хотите, чтобы я рассказала вам о чудо-методе или порекомендовала крутой алгоритм «делай 1-делай 2-делай 3», и малыш снова превратится в солнечного зайчонка.

Увы, у меня нет такого рецепта.

Что поможет пройти кризис 3х лет у ребенка максимально гладко:

1.       Оставайтесь взрослыми. Хочется уподобиться ребенку, выплескивать эмоции, отвечать криком на крик или вообще разрыдаться от безысходности. Крепитесь. Комбинируйте чуткость и твердость. Обороняйте ваши личные границы. У кого-то кризис может длиться пару месяцев, у кого-то несколько лет. Но все обязательно пройдет.

2.       Не пытайтесь удовлетворить все потребности и требования сына или дочки. В конце концов, кто у вас в семье взрослый и знает, как будет лучше.

3.       Не наказывайте ребенка за желание делать что-то самостоятельно. Не вините за то, что он снова и снова хочет делать сам, но делает плохо. Да, чтобы самому надеть куртку в 3 года надо попотеть, а у вас это займет 2 секунды. Задумайтесь, вы хотите, чтобы малыш научился или готовы до пенсии обхаживать любимое чадо?

4.       Хвалите, если все получилось, и утешайте, если все старания крохи оказались напрасными. Забудьте фразу: «Я же тебе говорила!» Замените ее на: «В следующий раз у тебя обязательно выйдет!». Любите своего ребенка и показывайте ему это.

5.       Помните, что малыш многие слова и поступки повторяет за вами. Детское «потому что я так сказал!»  – это явное повторение родительских слов. Следите за собой.

6.       Отложите объяснения, если бунт и упрямство переходят у ребенка в истерику. Чадо может орать, брыкаться, топать ногами, биться головой, рыдать и кидаться предметами. Вы смотрите на все это и теряетесь: то ли это норма, то ли пора к невропатологу? Чтобы вас успокоить я создала бесплатный экспресс-тест «Детские истерики – нормально ли это?». Тест – это первый шаг на пути к пониманию проблемы. Просто нажмите на кнопку. 

05.03.2021 Просмотров 8963 Ребенок много играет в телефоне: что делать? -Моему сыну 8 лет. Он просыпается и садится за компьютер играть в видеоигры. Когда надоедает компьютер, включает плейстейшн. Если я прошу выключить и пойти погулять на улицу, то начинает психовать или плакать. Дома скандалы. Далее —> Дети 30.01.2021 Просмотров 9740 Как отучить ребенка от гаджетов без истерики Статистика неумолима. Всего 2 часа перед телевизором для тайских детей в возрасте до года — в 6 раз увеличивают риск задержки речевого развития. А сколько ваш ребенок проводит перед экраном суммарно за сутки? Далее

—> Саморазвитие 27.12.2020 Просмотров 8765 Эмоциональное выгорание у мам — Я лежала в детской на полу, а мой сын запутывал мелкие игрушки от киндера мне в волосы. Мне было все равно. Оказалось, что пол я давно не мыла. Но и это меня не беспокоило. Да хоть пожар – я не встану. Далее —> Дети 20.11.2020 Просмотров 7301 Ребенку снятся кошмары? Без паники! — Мамочка, мне приснился страшный сон! — слезы градом у мамы в объятьях. — За мной гнались зомби. Я никак не мог убежать! Такое мы переживали не раз. Я всегда спрашиваю, что снилось, даю выговориться и сочувствую. Далее

Название: «Системы и управление»

Время возникновения: 1,5 года от ПДР

Резкий детский плач пронзил воздух. Плач был требовательным и настойчивым, с хрипотцой. Птицы встрепенулись и взлетели ввысь. Коты начали озираться и от греха подальше спрятались под припаркованную машину. Бабушка, сидящая на лавочке у подъезда, перекрестилась. “Опять Петеньке не дали облизать хвост дворового кота,» — подумала она.

Так и было. И вот уже взъерошенная розовощёкая мама, несёт под мышкой Петеньку в сторону дома, приговаривая, как мантру: “Последний скачок. Остался последний скачок”. Бабушка сочувствующе смотрит ей в след.

Что происходит

Детка начинает понимать, что кроме его предпочтений существуют и предпочтения окружающих и с ними нужно считаться. Малыш активно проявляет желание социализироваться, общаться со сверстниками. В ходе появления “друзей” у ребенка, он начинает сопереживать, жалеть и формировать первые моральные принципы: совесть, нормы поведения.

Признаки скачка

  • ♦Капризы, нытьё (всё не то, и всё не так);
  • ♦Отказ от самостоятельной игры (малыш требует зрелищ от домочадцев);
  • ♦Стремление быть всегда рядом с мамой;
  • ♦Резкая смена поведения (от хохота до плача в считанные минуты);
  • ♦Истерики (у особо требовательных — до визга и хрипоты);
  • ♦Ухудшение сна:

    — Период перехода на один сон, который может затягиваться от нескольких дней до нескольких недель и даже месяцев. Двух снов уже много, а одного ещё мало.

    — Чнп (новые навыки плюс сам скачок роста оказывают сильную нагрузку на нервную систему малыша, поэтому пробуждения учащаются).

    — Укладывания на сон могут затягиваться из-за сложности качественно замедлить детку, а также из-за сопротивления сну (зачем спать, если кругом столько всего интересного).

    — Более ранние подъёмы в данном случае могут быть вызваны тем, что у малыша резко уменьшается потребность во сне и увеличивается необходимость в бодрствовании: детке уже нужно больше гулять и меньше спать.

  • ♦Проявление любви к игрушкам (у малыша может быть пару самых любимых и верных “друзей”, которых он везде берёт с собой).

    Сколько длится скачок

    Кризис протекает у всех малышей индивидуально и по продолжительности, и по симптоматике. Но чаще длительность скачка составляет около 3-4 недель. Пик кризиса наблюдается на 73 неделе.

    Как помочь малышу

    — Оставаться спокойной, не поддаваться на провокации истериками и нытьём; — Следить за режимом, качественным расслаблением перед сном; — Ограничить эмоциональную и физическую нагрузку на малыша; — Играть с малышом в прятки, активные игры; — Изучать мир вместе (ходить в зоопарк, на природу); — Заниматься творчеством (лепить, рисовать, клеить наклейки).

    Какие навыки малыш приобретает в конце скачка

    1) Ребёнок исследует границы дозволенного в семье, и формирует для себя жизненные правила; 2) Осознаёт понятие собственности; 3) Понимает, что если человека не видно, это не значит, что он ушел навсегда; 4) Осознаёт различия между людьми; 6) Интересуется естествознанием; 7) Начинает немного ориентироваться в пространстве, понимая, где находится его дом; 8) Пытается систематизировать предметы по каким-либо признакам; 9) Проявляет интерес к творчеству; 10) Понимает различия между прошлым и будущим.  

Интервью с психологом

—>

Если о таком явлении в жизни ребёнка, как кризис трёх лет, родители ещё слышали, то про кризис 7-летнего возраста знают немногие. Поэтому, когда сын или дочь в младшем школьном возрасте перестаёт слушаться, кривляется и капризничает, родители теряются и не знают, как им правильно реагировать. Кто-то начинает применять строгие воспитательные меры, кто-то тащит на приём к психиатру, полагая, что с ребёнком что-то не так.

Мы предлагаем родителям ознакомиться с данной статьей и узнать, что же на самом деле представляет собой кризис 7 лет у ребёнка.

Содержание:

3 Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Читайте также Интервью с психологом Эмоциональное выгорание: проверьте, есть ли оно у вас?

Вы не любите воскресные вечера и не можете встать с постели в понедельник? Дрожите при…

Интервью с психологом Позитивное воспитание — что это такое? Инструкция по применению

Принципы позитивного воспитания позволят cкорректировать поведение ребёнка без криков и физических наказаний, взрастить полноценную личность,…

Интервью с психологом Как родители могут помочь ребёнку с выбором профессии?

Китайское проклятие гласит: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен». И эта эпоха досталась людям двадцать…

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android Мобильное приложение «Где мои дети» Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас. Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android Загрузить приложение

—>

02/05/20

Новый этап развития, а не драма

Проявления возрастного регресса сна

  • Возникают трудности с вечерним укладыванием: ребенок протестует, капризничает и засыпает заметно дольше, чем вы привыкли.
  • Качество ночного сна снижается: он становится беспокойным, фрагментарным, пробуждения сопровождаются плачем (если до этого у ребенка уже выработалась привычка спать всю ночь или он ненадолго пробуждался для кормлений).
  • Страдают периодичность, продолжительность и качество дневного сна: раньше малыш легко засыпал на прогулке, а теперь отказывается.
  • Во время бодрствования ребенок раздражителен, плаксив, с трудом расстается с мамой, требует постоянного внимания.
  • Меняется аппетит: он может и уменьшиться, и вырасти. Для грудничков прикладывание к груди перестает быть гарантией засыпания.

Источник: «О сне. Онлайн»

О чем говорит нарушение сна

4 месяца

8–12 месяцев

1,5 года

2 года

Что делать, когда сон ребенка внезапно ухудшился

  1. Сохраняйте спокойствие, уверенность, будьте последовательны, внимательно наблюдайте за состоянием малыша и его реакциями.
  2. Используйте время, когда ребенок спит, для собственного отдыха. Это поможет вам безболезненно пережить сложный период.
  3. Старайтесь, чтобы ребенок проводил активно первую половину дня. Больше гуляйте: свежий воздух и естественное освещение — ваши верные союзники в восстановлении режима сна. Вечер оставьте для размеренных и спокойных занятий.
  4. Избегайте действовать силой. Продолжайте использовать привычные ритуалы, дополняя их по мере надобности новыми элементами. Если речь идет о детях старше 1 года, можно привлечь к созданию ритуала их самих. Так вы удовлетворите стремление ребенка к самостоятельности и создадите последовательность действий, которая будет ему более понятна и приятна.
  5. Чтобы помочь малышу восстановиться в условиях меняющегося режима, важно соблюдать правило раннего укладывания. Засыпание в промежутке с 18:00 до 20:00 позволит получить больше качественного ночного сна и быстрее вернуться к нормальному распорядку дня, когда кризис минует.
  6. По возможности сохраняйте стабильность условий отхода ко сну, чтобы минимизировать возбуждение и дискомфорт. Если до того, как ребенок перестал спать, вы практиковали совместный сон, сейчас не время переселять его в отдельную кроватку. Если же ребенок привык спать отдельно, не рекомендуется брать его в родительскую постель.
  7. То же касается и самостоятельного засыпания. Если вы еще не начали обучать ребенка засыпать самостоятельно, отложите попытки. Оставайтесь с малышом по вечерам, пока он не заснет, ведь ему требуется ваша поддержка.

Как снять сопротивление

08.10.2020 Время на чтение: 6 мин

Содержание:

Первый день рождения малыша – это не только радостное событие. Для многих это еще и начало периода, который кажется совершенной неожиданностью. Еще недавно спокойный малыш капризничает, становится неуправляемым, много кричит и плачет. Это не значит, что он чем-то заболел или вы что-то сделали не так. Скорее всего, у ребенка кризис 1 года – естественное состояние, которому нужно уделить чуть больше внимания. Чем более аккуратно и грамотно будут вести себя родители, тем легче и ребенку, и им самим будет пережить этот непростой период.

image

Суть кризиса

За первый год жизни ребенок проделывает огромный путь в развитии. Всего 12 месяцев назад он был крохотным, ничего не умеющим комочком, который не осознавал окружающую действительность. А в год у него уже есть некоторые речевые навыки, он встает на ножки, играет с игрушками, пытается ходить. Считается, что причина кризиса – стресс, который возникает у ребенка при переходе на качественно новый этап развития. Психологи и специалисты по возрастной психологии говорят, что примерно в годовалом возрасте заканчивается младенческий период, и малыш начинает отделять себя от родителя [1]. Это, в частности, связано с тем, что ребенок получает возможность самостоятельно передвигаться. Вдобавок у него начинает формироваться психика, появляется собственная мотивация, способность выражать мысли, возникают желания и предпочтения – он начинает осознавать себя как личность. Ребенку сложно, непривычно, его мировосприятие меняется; реагируя на это, он становится беспокойным.

Причины

Кризис может протекать по-разному в зависимости от того, как живет ребенок, насколько активно с ним занимаются родители, как он питается. Некоторые явления, привычные для этого возраста, способствуют кризисному состоянию особенно сильно. Это не значит, что от них нужно отказываться: главное – подойти к вопросу с умом и помочь малышу успешно пережить сложное время и адаптироваться к новому миру.

image

Смена рациона. В меню ребенка появляются новые продукты. Они, безусловно, полезные и вкусные, но непривычные. Это обескураживает. Часто в этот же момент женщины сворачивают грудное вскармливание, что вызывает у малыша ослабление связи с матерью. Он должен привыкнуть к самостоятельности, а это довольно сложно.

Масса информации. Ребенок в этом возрасте постоянно чему-то учится: словам, движениям, навыкам обращения с предметами. Конечно, это непросто с учетом огромного объема незнакомых сведений. Вдобавок каждое новое умение или навык вызывают у ребенка восторг и осознание, что он становится самостоятельным, а родители эту самостоятельность не всегда понимают. Малыш пытается получить новые знания и новый опыт.

Физические нагрузки. Помимо того, что ребенок больше думает и многому учится, он еще и прилагает намного больше усилий, чем раньше. Младенцем он мог целыми днями лежать в кроватке, изредка переворачиваясь или путешествуя у мамы на руках. Сейчас ему приходится напрягать собственные мышцы, чтобы ползать, пытаться ходить, перелезать с пола на диван и обратно. Осознание собственных физических возможностей тоже провоцирует кризисное состояние. До ребенка доходит, что он многое способен делать сам, и поэтому ему хочется действовать самостоятельно как можно чаще [3]. Но со многими аспектами реального мира малыш еще не знаком и не понимает, почему его ограничивают, когда он пробует делать что-то интересное.

Выстраивание социальных связей. В этот же период ребенок по-новому пытается выстроить отношения с родителями. Если раньше малыш находился в состоянии слияния с мамой, то теперь ему приходится отпустить ее, понять, что он самостоятельный человек. Происходит выстраивание нового типа отношений с родителями: через совместную деятельность, причем предметную [2]. Это значит, что малыш пытается научиться пользоваться привычными бытовыми предметами, глядя на взрослых и перенимая их поведение. Вдобавок именно в этот период ребенок начинает понимать, что с разными людьми нужно вести себя по-разному. Например, попросить поесть можно у мамы, но не у соседки. С незнакомыми он становится недоверчивым, с родными – требовательным [3]. Так ребенок делает первые шаги по направлению к социализации, учится формировать социальные связи. 

image

Как проявляется кризис первого года жизни

Каждый ребенок индивидуален и не похож на другого, поэтому точного алгоритма его поведения в кризис никто не может дать. Существуют только общие признаки, по которым можно заметить начало сложного периода. Главное – знать о такой вероятности и не пугаться, когда малыш, еще неделю назад спокойный, вдруг начинает вести себя совершенно по-другому. Если проявления сильные, можно для успокоения нервов показать ребенка врачу, чтобы не пропустить симптомы какой-нибудь болезни. Но обычно кризис легко отличить от недуга: никаких соматических проявлений нет, ребенок хорошо и гармонично развивается, меняется только характер и поведение.

Громкий плач. Первое проявление кризиса – яркие, выраженные негативные эмоции в ответ на раздражители. Ребенок начинает плакать, причем громко, если что-то его не устраивает. При этом даже не обязательно текут слезы. Плач может сопровождаться актами агрессии: малыш может вспылить, швырнуть игрушку, топнуть ножкой или попытаться что-то сломать. Обычно причина такого крика – ребенку чего-то хочется, но ему этого не дали, он возмущен и рассержен. Впоследствии плач сменяется обидой и разочарованием: крик не дал результатов, желаемого малыш так и не получил. Обиженный ребенок снова начинает плакать, но тише, и слез на этот раз много. Главное – понимать: потакать каждому капризу малыша не стоит, это бесполезно, а то и вредно или опасно.

Резкие движения. Приступы агрессии, как уже говорилось, сопровождаются не только криком и слезами, но и движениями. У детей очень активная мимика и жестикуляция: это один из их способов выражать сильные эмоции. Поэтому малыш может начать топать ногами, махать ручками, сжимать кулачки. Некоторые дети могут в истерике упасть на пол и начать по нему кататься. В такой ситуации не нужно бросаться мгновенно давать малышу желаемое. Один из конфликтов ребенка в кризисный период – необходимость осознать границы дозволенного и понять, что есть пока запрещенные для него вещи. Если слишком уж баловать малыша и давать ему все, что он захочет, можно и усложнить жизнь себе, и навредить его развитию.

Живая мимика. Когда ребенку что-то не нравится, он может насупиться, сделать обиженное выражение лица. Дети в годовалом возрасте уже прекрасно понимают простые эмоции и активно ими пользуются. Еще одним признаком кризиса может служить эмоциональная непостоянность: только что малыш смеялся и радовался, и вдруг он начинает плакать. В кризисный период мимика становится особенно живой и даже немного демонстративной. Малыш хмурит бровки, сжимает губы, щурится. Обычно такой мимикой он пытается показать упрямство, которое в год начинает проявляться особенно сильно.

image

Нарушения сна. Если раньше вся жизнь ребенка была подчинена биологическим ритмам, то теперь они перестают иметь прежнее значение. Режим для него по-прежнему важен, но теперь малышу сложнее его соблюдать: это приходится делать частично осознанно, а не только по велению биологических часов. Структуры головного мозга меняются, нервная система тоже изменяется под новый возраст и новые условия. Ребенку может быть сложно привыкнуть к этому. К тому же сна ему чисто физиологически требуется все меньше, теперь он бодрствует не менее 4 часов, а днем ему хочется спать всего пару раз. Это может вызвать непонимание у родителей, которые привыкли, что их ребенок спит много и подолгу. Да и сам ребенок может испытывать стресс на фоне таких изменений. Родителям стоит сформировать для малыша оптимальный график сна и поддерживать его.

Сроки кризиса

Понятие «кризис первого года» условно. У кого-то он начинается раньше, у кого-то позже, а у кого-то не начинается. Иногда родители списывают странное поведение ребенка на прорезывание новых зубов или плохое самочувствие, но в действительности он просто взрослеет и переходит на новый жизненный этап. То же самое касается сроков его окончания: помните, что каждый ребенок индивидуален. Кое-что, конечно, зависит и от родителей. На сроки не всегда получится повлиять, а отменить кризис и вовсе невозможно. Все, что от них требуется, – создать ребенку атмосферу любви и заботы, понять, что происходит у него в голове, и постараться сгладить дискомфорт для малыша и родителей. Несмотря на все стремление к самостоятельности, в кризисный период ребенку очень важна поддержка мамы и папы.

Когда начинается. Точных сроков никто не может дать. У кого-то кризис проявляет себя уже в 8–9 месяцев, другие дети начинают вести себя иначе ближе к дню рождения, а то и после него. Критерием, по которому можно предположить скорое начало кризиса, часто называют способность самостоятельно передвигаться [3]. Можно сверяться с календарем или таблицей кризисных периодов у детей, но чаще всего родители узнают о наступлении кризиса по его признакам. Это изменения в поведении малыша:

  • повышенное стремление к самостоятельности;
  • отказ от привычных ритуалов, смена вкусов;
  • упрямство и капризность, переменчивость настроения;
  • нестабильность желаний, в том числе в отношении родителей. Ребенок может одновременно пытаться обнять маму и отстраниться от нее – так проявляется кризис отделения;
  • ревность по отношению к другим членам семьи.

Сколько длится. Иногда говорят, что рассчитать и отследить начало кризиса можно по появлению в лексиконе малыша двух слов-маркеров: «дай» и «нет» [3]. Они начинают повторяться в его речи особенно часто. А вот с окончанием сложного периода все труднее. Длительность кризиса первого года индивидуальна и составляет от 1 месяца до целого года. Есть мнение, что пик кризиса приходится на 8–15 месяцев жизни, затем идет на спад. Противоположное мнение говорит, что кризисная ситуация длится целый год, то усиливаясь, то ослабевая. Консенсуса по этому поводу до сих пор нет, но помните: малыш развивается в своем собственном темпе. На этот темп нельзя повлиять, но можно позаботиться о том, чтобы кризис прошел легко, и сгладить его проявления. Тогда наиболее острый период купируется быстро, а у ребенка не появится травм, влияющих на дальнейшую жизнь.

Рекомендации для родителей

  • Дать малышу больше самостоятельности. Свобода передвижения, помощь родителям с простыми вещами – позволяйте это детям, так они исследуют мир.
  • Обеспечить безопасную среду для исследований и передвижений, чтобы любопытный малыш не полез в розетку или в унитаз.
  • Не допускать вседозволенности. Ребенок еще не знает границ и правил реального мира. Важно вовремя останавливать его, но не слишком резко. Подкупать малыша игрушками и сладостями не надо: так он быстро научится манипулировать. Запрещать что-то делать можно, но это надо обосновывать, а не давить авторитетом.
  • Не быть с ребенком грубыми, агрессивными. Постоянно одергивать малыша даже по безобидным поводам не только бесполезно, но и вредно для его психики.
  • Следить за собственным поведением. Дети многое копируют у родителей, хотят они того или нет.
  • Отвлекать капризничающего ребенка. Это может быть игрушка или совместная активность.

Можно ли избежать кризиса

Нет. Скорее всего, кризисная ситуация так или иначе даст о себе знать. Этого не нужно пугаться или сердиться на ребенка: он не виноват, он просто пытается осознать себя в большом мире. Помните об этом. Попытки избежать кризиса, скорее всего, сделают только хуже. Если этот этап не пройден и не завершен в соответствующем возрасте, впоследствии это может обернуться травмами и другими, более серьезными проблемами. Постарайтесь поскорее принять изменившиеся условия и приспособиться к ним. Например, игры в прятки или догонялки могут помочь ребенку справиться с конфликтом отделения от матери [3]. Таким образом он и отделяется, и тем не менее остается рядом с ней, потому что мама рано или поздно догоняет или находит малыша.

Последствия кризиса

Когда кризисный период закончится, наступит затишье, которое продлится до следующего кризиса – трехлетнего. Он имеет свои особенности, и родителям точно так же понадобится быть внимательными и осторожными по отношению к ребенку. Что касается кризиса 1-го года, то его окончание говорит о том, что малыш перестал быть младенцем и перешел на новый этап жизни. Возрастные психологи называют его ранним возрастом или ранним детством [1].

image

Если родители не совершили в кризисный период серьезных ошибок, дальше малыш продолжит взрослеть в естественном и здоровом темпе, радуя родителей новыми знаниями, физическим и психологическим ростом. Помните: кризис – это сложно, но нормально. Он не говорит о проблемах и болезнях, а просто знаменует переход вашего малыша на новый этап развития.

[1] Л. Ф. Обухова «Возрастная психология»

[2] М. Хилько, М. Ткачева. «Возрастная психология»

[3] Заряна и Нина Некрасовы «Пять детских кризисов. Любить ребенка, помогать ему расти»

(1 оценок; рейтинг статьи 5.0)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий