Конспект беседы с родителями: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе.

И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.

Какие же функции выполняет семья, принимая на себя обязательство подготовить адекватных, сознательных членов общества? В чем заключается сущность внутрисемейного формирования личности и как должны вести себя родители, чтобы их педагогическое влияние имело успех?

Роль семьи в воспитании ребенка ↑

Семья – это организованная структура. Действуя скоординировано, в воспитании детей она выполняет определенные функции:

  • обеспечивает ребенку все условия для физического развития;
  • участвует в формировании его личности;
  • закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения;
  • прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы;
  • обучает ребенка.

Остановимся на каждой из этих функций более подробно.

Физическое развитие

Под физическим развитием не стоит понимать только лишь совместные занятия утренней гимнастикой или выполнение нескольких спортивных упражнений раз в день.image

Такие проявления воспитания сказываются на детском здоровье положительно, однако к физическому развитию ребенка относятся и формирование у него в раннем возрасте простейших двигательных навыков – сидения, ходьбы без поддержки, и приобщение его к здоровому образу жизни.

Прививать ребенку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего детства. Делать это рекомендуется, привнося развлекательный элемент в совместные занятия, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника.

Для более старшего ребенка показательным будет собственный пример родителей. Совместные занятия физкультурой и спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплоченность семьи.

Становление личности

В семейной среде ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому его личность формируется под влиянием семьи, в процессе взаимоотношений с родственниками.

Происходит этот процесс по двум основным направлениям:

  1. Родители и другие родственники целенаправленно влияют на ребенка: воспитывают его, прививают определенный образ мыслей, формируют привычки.
  2. Ребенок наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родными людьми и старается вести себя так же, как и они.

imageСтремишься взрастить в крохе самостоятельность? Узнай о принципе единства воспитания и самовоспитания.

Каковы задачи трудового воспитания в детском саду? Читай здесь.

Такое семейное взаимодействие формирует, однако, не только личность ребенка. Даже взрослые люди, их поведение и привычки с течением времени меняются. И влияние семейной среды играет в этом не последнюю роль.

Коррекция культуры поведения и нравственность

Культура поведения – это совокупность тех правил и норм, придерживаться которых мы должны, живя в обществе. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего возраста.

При этом взрослые делают следующее:

  • обучают ребенка правильно себя вести с другими людьми: с воспитателями и учителями, детьми в школе и на игровой площадке, с родственниками и совершенно незнакомыми людьми с улицы;
  • учат ребенка правилам этикета и доброжелательному общению;
  • рассказывают ребенку, как нужно говорить правильно, учат его новым словам и прививают любовь к книге;
  • обучают правилам личной гигиены.

Фактически так у ребенка формируются культура деятельности, общения и речи, а также навыки личной гигиены.

Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам.

Формирование любознательности и творческих интересов

Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка.

У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями.

Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей.

Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка.

Обучение

Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители:

  • улыбка матери новорожденному ребенку;
  • уход за ним;
  • ответы на вопросы маленького почемучки;
  • совместное чтение книг;
  • просмотр развивающих телепередач;
  • даже обычное общение обучают ребенка.

Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами.

Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт.

Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания.

Стили семейного воспитания ↑

Психологи и педагоги выделяют три стиля воспитания детей в семье: демократический, диктаторский и попустительский.

Демократический

Демократический стиль считается наиболее благоприятным:

  1. Родители, которые его придерживаются, внимательны к своему ребенку, прислушиваются к его мнению и уважают его выбор. Такое отношение развивает у ребенка самостоятельность и ответственность за свои поступки.
  2. Родители обычно активно выслушивают ребенка и стараются помочь ему в решении возникающих проблем советом и просто добрым словом. Поэтому дети таких родителей знают, что найдут поддержку и участие в отчем доме, и это понимание не покидает их даже после того, как они вырастают.
  3. Кроме того, такие семьи способствуют грамотному половому воспитанию. Детей разного пола они воспитывают неодинаково, а на примере родителей дети обычно наблюдают гармоничный семейный союз.

Диктаторский

Для данного стиля характерно:

  1. Родители-диктаторы строги с ребенком. Любые их требования должны неукоснительно исполняться, а свое мнение ребенку иметь разрешается очень редко.
  2. Такие родители добиваются своего приказами, принуждением и угрозами, но на личности ребенка их влияние сказывается разрушительно.

Диктат родителей приводит либо к детскому внутреннему протесту, либо к полному подавлению личности ребенка. В первом случае поведение ребенка меняется в худшую сторону: проявляются агрессия, грубость в общении, лживость и лицемерие. Второй случай ведет к полной апатии и пассивности ребенка.

Попустительский

Третий стиль часто называют также либеральным или либерально-попустительским. Возникает он из-за чрезмерной любви к ребенку и потакания всем его желаниям и капризам.

Дети, к воспитанию которых относились попустительски, растут недисциплинированными и безответственными. Родители в своей чрезмерной любви не замечают, что их ребенок становится эгоистом.

Заключение

Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без сомнения, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения, однако и детские сады, и школы, гимназии также выполняют важные воспитательные функции.

Планируешь стать инициатором бракоразводного процесса? Узнай о последствиях развода для детей.

О роли семьи в половом воспитании читай в статье.

Как поддерживать гендерное воспитание через игру? На эту тему читай далее.

В каждом учреждении образования работает социально-психологическая служба, миссия которой – содействие всестороннему развитию ребенка, обеспечение ему психологического комфорта, а также помощь родителям.

С этой целью проводятся различные мероприятия, и будь то индивидуальная консультация или родительское собрание, эффект будет достигнут, если семья и школа в воспитании будут действовать сообща.

Видео: Практические советы психолога

Семья имеет несколько функций:

  • Обеспечение эмоциональных связей и привязанностей, то есть это те отношения, которые ребенок получает в первые 3 года жизни, когда он научается различать то, как к нему кто относится, кто что для него делает, в каких условиях он живет. Эти ранние привязанности закладывают основу его будущих отношений с другими людьми, по образу и подобию отношений в семье. Если в детстве не удалось создать такие отношения, то в старшем возрасте он столкнется с большими трудностями.
  • Семья — это основа чувства защищенности. Оно развивается на основе тех привязанностей, у ребенка создается или не создается чувство тревоги, уверенности, защищенности, т. к. семья обеспечивает безопасность ребенка при взаимодействии его с внешним миром. Это чувство защищенности необходимо ребенку при исследовании окружающего мира, и на основе этого ребенок научается адекватно реагировать на те или иные ситуации. Родные и близкие являются утешителями в минуты горя или болезни. Рекомендуется при госпитализации ребенка, чтобы с ним находился близкий, тогда он себя будет чувствовать спокойно в стрессовой ситуации. Если нет чувства защищенности, ребенок после 3 лет цепляется за мать.
  • Семья — как модель поведения и межличностных отношений. Ребенок копирует поведение взрослых. Это бывает как неосознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем. Это является одним из необходимых элементов — идентификации. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации. родители часто говорят одно, а делают другое. Это может привести к неприятию, развитию отрицательного поведения, к отрицательному формированию характера.
  • Семья как источник приобретения жизненного опыта. Интеллект зависит от наследственности и от собственного жизненного опыта ребенка, который зависит от родителей. родители должны научить ребенка учиться, обретать опыт, воспитывать в них желание учиться. На это влияют беседы с детьми. Беседы способствуют развитию мышления, из бесед дети получают необходимые знания, речь родителей служит образцом речи для ребенка и формирует характер речи ребенка. Поведение родителей является образцом социального поведения для ребенка. Ребенок научается от родителей всему, путем поощрения и наказания. Степень свободы, которую допускают родители по отношению к ребенку, тоже играет роль.

Для детей очень важной является эмоциональная обстановка в семье. Наиболее типичные роли ребенка в семье (роль – набор шаблонов в поведении):

  • Козел отпущения. Ребенок отводит на себя негативные эмоции родителей.
  • Любимчик. Родители не испытывают друг к другу чувств и эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке (демонстративная любовь).
  • Кукла, вечный ребенок. Нужен родителю лишь в определенный момент, когда ему хочется заняться ребенком. Чаще, если родители очень близки друг другу, они лишь изредка обращают свою любовь на ребенка, но как правило он остается третьим – лишним.
  • Примиритель. Ребенок регулирует и устраняет конфликты между родителями. Часто такие дети играют роль взрослого в семье. В некоторых схемах в основе лежит эмоциональное отношение родителей (принятие или непринятие родителями ребенка).

Типология Баркана

  • Гиперопека. Родители диктуют каждый шаг ребенку, контролируют его, проверяют. Дети привыкают повиноваться, они привыкают к тому, что за них все решают и все продумывают. Такие дети безвольны, безинициативны, склонны к алкоголизму и наркомании (безволие в антисоциальной компании). Могут объявлять бойкоты родителям и т.д.
  • Гипоопека. Ребенок предоставлен сам себе, ощущает сея ненужным, нелюбимым, вынужден сам заботиться о себе. Потребности детей не удовлетворяются, у них не хватает игрушек, книг и т.д. Крайняя форма – беспризорность и дети-маугли. Это основной источник пополнения преступных группировок, где существуют внегласные законы – кто сильнее, тот и прав.
  • Кумир семьи. На первый взгляд ребенок кажется любимым, им восторгаются, выполняют любые его желания. Такие дети верят в свою исключительность, превосходство над другими. Они эгоистичны, привыкают потреблять и не отдавать ничего в замен. Отстают от сверстников в плане самообслуживания, необъективно оценивают себя и окружающих. Выходя в жизнь не могут вписаться в иерархию подчинения, им трудно адекватно вести себя. Так же, возникают затруднения с установлением нормальных отношений с лицами другого пола и как следствие, трудности с созданием семьи. Они часто инфантильны. Такие дети бывают успешны в жизни, если родители вкладывают в них определенные навыки.
  • Золушка. Ребенка периодически оскорбляют, унижают, они не знают заботы, ласки, их все время противопоставляют другим, более хорошим детям. Ребенок старается делать все, чтобы соответствовать идеалу и угодить родителям, но никогда не получает поощрения. Ребенок считает себя обузой. Чаще всего такие дети уходят в мир фантазий, туда, где все проблемы решаются как в сказке. Такие дети в жизни не инициативные, тихие, действуют по принципу «лишь бы угодить», редко добиваются в жизни чего-либо существенного.
  • Повышенная моральная ответственность. На плечи ребенка возлагается ответственность, не соответствующая возрасту. Чаще всего это бывает, когда родители видят в ребенке реализацию своей мечты, или когда на ребенка возлагается ответственность за более младшего или за престарелого члена семьи. Здесь могут быть два варианта: 1. ребенок справляется, становится не по возрасту серьезным, взрослым, умеет решать сложные проблемы.2. Ребенок не справляется, становится озлобленным, нервным, скрытным и хитрым. В таких случаях не редки самоубийства, если ребенок не справляется с грузом ответственности (например, отличник, вдруг, получил двойку).
  • Воспитание в культе болезни. В случае если ребенок сам болеетили если родители видят в нем болезненного ребенка – использование создавшейся ситуации, дети входят в состояние болезни и шантажируют родителей. Болезнь воспринимается как привилегия, дающая особые права. Ребенок спекулирует этим, может стать тираном для родителей. Когда в семье болен (или считается больным) кто-то из членов семьи – все пляшут вокруг этого человека, ему подчинен весь режим. У ребенка формируется определенное отношение к болезни и к жизни.
  • Трон принца. Чаще – в обеспеченных семьях, где родители заняты добыванием материальных благ и времени на воспитание ребенка нет. Как компенсация – задаривание ребенка. Такие дети чаще всего протестуют против того, что было святым для родителей. Они идут своей дорогой и часто губят все то, чего добились родители. Если такие дети и выбирают путь по стопам родителей, то часто оказываются неспособными.
  • Противоречивое воспитание. Может быть два варианта: противоречивость между разными родителями, например, мама говорит одно – папа другое, или мама одно – бабушка другое. Второй вариант – противоречивость в требованиях одного родителя (особенно, если родитель невротик или шизофреник). Например: Ты все время должен сидеть и учиться! А почему ты не сходил в магазин? (ребенок идет в магазин) А куда ты пошел? И т.д. Такому ребенку приходится самому определять что можно, а чего нельзя. Ему непонятно кого слушать, кому угождать, все это способствует развитию невроза.
  • Смена образцов воспитания. Сначала ребенок воспитывается по одной схеме, потом по другой (развод, рождение еще одного ребенка, смерть кого-то из родителей). Ребенок или не может адаптироваться к смене стилей или с трудом адаптируется. Ребенок может протестовать, могут возникнуть невротические реакции, уход из семьи и т.д.

consulty.ru

В воспитании детей семью не заменит никто. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития.

В подростковой среде растёт чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. Насилие и преступность подростков – не абстрактные факты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые подрастая, превращались в маленьких садистов, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, придающих мучениям своих друзей, близких, знакомых и незнакомых.

Откуда же берётся в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению правонарушений и преступлений?

Атмосфера психологической напряжённости, частые или затяжные конфликтные семейные ситуации сильно действуют на ребёнка и всегда резко отрицательно. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влиянием, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению.

Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились в семье.

Гораздо чаще родители или не умеют (обычно этого не сознавая) воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как болезнь, занятость.

Трудные дети вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями.

Таким образом, решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты.

Поиск конструктивного взаимодействия семьи с ребёнком

Хорошие родители: прислушиваются к мнению и желаниям ребенка; слушают и слышат его просьбы; относятся к нему как к полноценному члену семьи и видят в нем личность; готовы всегда прийти на помощь. В такой семье ребенок будет чувствовать себя защищенным и знать, что близкие всегда поймут его и поддержат, будут любить его таким, какой он есть. Доверительные отношения между родителями и детьми — важный признак счастливой семьи.

Как выстроить гармоничные отношения с ребенком: несколько советов

Никогда не кричите на своего ребенка и тем более не поднимайте на него руку.

Кричащих родителей дети воспринимают как неуверенных в себе, нестабильных людей, от чего им становится страшно. Ребенок привыкает к эмоциональным реакциям и сам ими пользуется. В большинстве случаев эмоциональная нестабильность встречается у детей, чьи родители не умеют держать себя в руках. Вот несколько советов, что можно с этим сделать:

1. Договаривайтесь с ребенком. Если его отказы (погулять, поесть, пойти в школу) заставляют вас впадать в истерику, сделайте ему предложение, от которого он не сможет отказаться. Например: если он быстро соберется на прогулку, то сегодня сможет смотреть мультики не час, а полтора часа.

2. Не реагируйте. Подавляющее большинство детских истерик имеют абсолютно демонстративный характер. Так ребенок пытается вызвать у родителей эмоции. А вы покажите, что вам это неинтересно и займитесь своими делами. Например, почитайте журнал или книгу, пока малыш не успокоится.

Примите тот факт, что у вашего ребенка есть личная жизнь.

Со временем у вашего ребенка появляются друзья, влюбленности, свои компании, интересы и т.д. Родители очень любят все это контролировать, а иногда и заводить допросы на предмет «что это за мальчик» и «где его папа работает». Дети же, как и взрослые, не в восторге от того, что самые интимные подробности их взаимоотношений со сверстниками оказываются предметом обсуждения. Хотите, чтобы ваш ребенок делился своими личными переживаниями и рассказывал вам о новых знакомых, начните с себя:

1. Установите с ребенком дружеский контакт. Попробуйте говорить не серьезным тоном или нравоучениями, а легко и непринужденно. Просто спросите: «Ну как там твои новые друзья?». Если захочет – расскажет, не захочет – оставьте на время эту тему. А вернуться к ней можно, например, через несколько дней: «Я сегодня видел(а), как ты шел вместе с симпатичной девушкой/как вы с друзьями над чем-то смеялись (над чем?)» или «Твой друг кажется серьезным молодым человеком»… Даже если это не так, ваш ребенок сам это опровергнет и так может начаться долгий доверительный разговор.

2. Старайтесь никогда не отзываться плохо о друзьях вашего чада. Это подорвет его доверие и к вам, и к собственным друзьям. Если вы все-таки уверены, что компания плохая, попытайтесь поговорить об этом в комфортной для вас обоих ситуации. Узнать, чем эти люди привлекают вашего ребенка, попытаться найти альтернативу. И помните, запрет без всякого разбирательства – самый плохой вариант.

3. Позвольте ребенку иметь свое личное пространство. Не читайте его дневников, переписок, входите в его комнату только со стуком. Покажите свое уважительное отношение и ребенок начнет уважать ваше мнение. Для детей очень важна личная территория — иначе они вырастают невротиками.

4. И самое сложное для многих родителей – не бойтесь появляющейся сексуальности вашего ребенка-подростка и не вмешивайтесь в его первые серьезные отношения. Здесь нужно быть крайне осторожным, потому что любой неверный шаг может иметь катастрофические последствия. В идеале, конечно, подружиться с объектом его влюбленности. Приглашать домой, проводить немного времени вместе за чашкой чая. Конечно, не забудьте дать своему ребенку полную информацию о сексуальных отношениях, средствах контрацепции, последствиях незащищенного секса и т.д. И помните – правильно выбранная подача информации – залог ее правильного усвоения.

Не давите на своего ребенка и не пытайтесь сделать его гением.Для многих родителей школьные успехи — это отражение их собственных побед. Нереализованность в жизни заставляет таких пап и мам свято верить, что ребенок обязан быть «самым-самым». Но оказанное на него давление сыграет с ребенком злую шутку: в будущем он не научится нести ответственность за себя, либо взбунтуется, либо взрастит в себе потребность всем услужливо угождать. И помните, “гениальность” – это не синоним “счастья”.

Вместо требований:

1. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Пусть он выше «троек» не поднимается, и золотая медаль ему не светит, но у него есть другие таланты. Выясните, что ему интересно, что получается лучше всего, и направьте его этой дорогой.

Психолог Шакель Ж.М.

Содержание

Глен Доман, автор развивающих методик для детей, назвал этап жизни ребенка от рождения до 6 лет «самым драгоценным возрастом». С 3 лет начинается дошкольный период. Это время невероятных возможностей для раскрытия потенциала малыша.

Возраст игры

Игра – основная деятельность ребенка на этапе дошкольного возраста. Все, чему учатся дети в это время, лучше усваивается в форме игры.

3 периода становления названы в соответствии с возрастом:

  1. младший (с 3 до 4);
  2. средний (с 4 до 5);
  3. старший (с 5 до 7).

Пора перемен

Годы дошкольного возраста это колоссальный скачок в физической, интеллектуальной, личностной сферах развития.

Больше самостоятельности и интереса к играм, копирующим жизнь семьи. Становится важным чужое мнение. Проявляются особенности поведения, и обозначается роль в группе.

Развивается мышление. От наглядно-действенного мышления (задачи решаются с помощью предметов) к наглядно-образному (выводы на основе изображений). К 6 годам доступны логические умозаключения. Спектр возможностей ребенка расширяется.

Что нужно для успешного развития малыша?

Чем старше ребенок, тем важнее роль взрослых членов семьи, создающих условия эволюции дошкольника:

  • принятие ребенка, проявление любви и поддержки;
  • учет природного потенциала в воспитании малыша;
  • создание развивающей среды;
  • постановка цели (чего нужно достичь в воспитании);
  • выбор способов достижения цели;
  • наблюдение за успехами и неудачами дошкольника; отказ от неэффективной тактики.

Лучший воспитатель

Говорят, что «ребенок рождает родителей». К сожалению, родители не всегда успешны в воспитании детей. Иногда папа и мама возлагают эту роль на других людей.

Но педагог не заменит родителей. Да и бабушка с дедушкой не могут дать важного в воспитании сочетания любви и требовательности. Первый и самый главный воспитатель – родители. Именно от них малыш ждет любви и поддержки.

Воспитание дошкольника может быть организовано по-разному. Из всех вариантов, пожалуй, самый лучший – сочетание усилий родителей и действий педагогов (детский сад, центры развития). При этом у родителей должно быть понимание целей. Реализовать их можно через 3 направления в воспитании малыша возраста от трех до семи лет:

  1. физическое,
  2. личностное,
  3. интеллектуальное.

Участие родителей в физическом совершенствовании малыша

Физические качества (выносливость, гибкость, сила, ловкость, быстрота) вырабатываются в подвижных играх и упражнениях. Такие занятия играют важную роль в тренировке детей младшего возраста.

Дети 3 – 6 лет учатся держать равновесие (например, 15 секунд стоять на одной ноге), прыгать в длину и высоту, ездить на велосипеде, двумя руками ловить мяч, танцевать, справляться с застежками на одежде и обуви.

Что могут сделать родители для своих детей?

  • Установить шведскую стенку и другие приспособления для физических упражнений в комнате малыша; купить скакалку и мячи разных размеров;
  • показать, как можно лазать по шведской стенке и спрыгивать с невысоких перекладин на мягкий мат;
  • увлечь игрой в мяч, заинтересовать соревнованием со взрослыми и детьми на точность и дальность броска;
  • научить прыгать через скакалку, в длину и в высоту;
  • заинтересовать возможностью упражняться на бревне, сохранив равновесие;
  • выполнять упражнения вместе с ребенком (в виде соревнования или предварительного показа).

Главное – играть с ребенком. Малыш дошкольного возраста не начнет играть самостоятельно. Этому нужно научить. Главная роль в решении этой задачи принадлежит взрослым. Значение совместных игр детей и родителей в воспитании огромно.

Ценность семейного воспитания в становлении личности

В личностном воспитании роль родителей особенно важна. Дети подражают всему, что видят в семье. При правильном воспитании усваиваются нормы поведения, формируются представления ребенка о себе как о части семьи и группы; проявляется позитивное отношение к людям, миру, природе.

Что могут сделать родители для своих детей?

  • показать любовь к ребенку, чтобы он был уверен в чувствах членов семьи;
  • сохранить в семье атмосферу взаимопонимания;
  • определить режим дня дошкольника, правила поведения и требовать их выполнения;
  • добиться единства требований всех взрослых членов семьи;
  • демонстрировать ребенку уважение в общении с людьми, показывая пример успешного взаимодействия;
  • создавать ситуации общения с детьми и взрослыми для тренировки коммуникативных способностей;
  • учить ребенка возраста 5-7 лет говорить «нет», когда нужно;
  • показывать пример сотрудничества членов семьи и окружающих;
  • читать малышу сказки, смотреть вместе с ним мультфильмы и фильмы, а затем беседовать о причинах поступков и чувств героев, о вариантах поведения в ситуациях;
  • рисовать вместе с дошкольником; учить сбрасывать напряжение с помощью рисунков;
  • научить ребенка методам саморегуляции настроения;
  • предоставлять возможность выбора (предметов, развлечений, занятий);
  • наблюдать за успехами малыша в общении и помогать в случае неудач.

Важно знать!

В годы дошкольного детства малыши переживают 2 кризиса.

  1. Кризис возраста 3 лет. Симптомы: упрямство, отказ выполнять требования родителей, деспотизм. Этот кризис называют периодом «Я сам!». Итог – появление способности оценивать свои достижения, самостоятельность.
  2. Кризис возраста 7 лет. Симптомы: смена настроения, непоследовательность поступков, стремление доказать самостоятельность, отказ от любимых игрушек, манерность поведения. Итог – взросление ребенка и готовность к новому этапу.

Интеллектуальное воспитание

С 3 до 7 лет быстро развивается память, внимание, речь, восприятие, ощущения, воображение, мышление детей, совершенствуется самоконтроль.

Что могут сделать родители для своих детей?

  • Поощрять любознательность, стремление задавать вопросы;
  • предлагать малышу описывать предметы, людей, рассказывать о событиях (к 3 годам);
  • устраивать конкурсы в кругу семьи на составление вопросов о предмете, событии, человеке (к 4 годам);
  • тренировать восприятие и учить угадывать изображение по 1 детали, сравнивать предметы разных размеров и форм (к 3,5 годам);
  • помогать осваивать конструирование (к 3,5 годам);
  • слушать рассказы ребенка и проявлять интерес к ним; предлагать рисовать иллюстрации к этим рассказам (к 6 годам);
  • добиваться четкой и выразительной речи (к 5 годам);
  • предлагать дошкольнику сочинять рассказы по картинке;
  • научить рассказывать о себе к 5,5 годам (фамилия, имя, возраст, адрес, имена членов семьи);
  • привлечь интерес к смыслу простых пословиц и научить их применять (к 6 годам);
  • научить считать, производить сложение и вычитание в пределах 10 (к 6 годам);
  • приучить дошкольника к книгам;
  • предлагать игры на запоминание (на слух и зрительно), сравнение предметов, классификацию и поиск лишнего;
  • соревноваться с малышом на лучшее срисовывание узора, запоминание рассказа, повторение ритма;
  • учить запоминать стихи и рассказы с помощью самостоятельно нарисованных иллюстраций;
  • ограничить время компьютерных игр и просмотра TV.

Ребенка воспитывает все, что его окружает: предметы, явления, общество. Но важнее всего роль родителей или роль семьи. Именно им под силу создать прекрасную атмосферу приключения, творчества и познания, которая поможет дошкольнику стать самостоятельным и успешным человеком.

Подписывайся Detki.guru в Telegram

  1. Сочинения
  2. Семья
  3. Роль семьи в воспитании

Семья – это родственники, которые живут вместе и объединены общими интересами. Один из таких интересов – воспитание детей, которые в ней появляются. Она становится для ребенка первой ступенькой, ведущей к жизни в обществе. Так как чаще всего семья – устойчивое, постоянное, долговременное сообщество.

В семье несколько поколений. Иногда даже под одной крышей живут три-четыре поколения одной семьи. Все они тесно связаны друг с другом, передают семейные традиции, знания и опыт своим детям и внукам. Именно тогда появляется у ребенка желание помочь родным, поддержать, обогреть.

Дети, выросшие с представителями старших поколений, тепло вспоминают бабушкины сказки, блины, варенье и чай, который пили вместе. Воспоминания о дедушке связаны с его мудрыми мужскими советами, скупыми слезами, починенным велосипедом или походом на рыбалку.

Современные бабушки и дедушки, даже выйдя на пенсию, остаются работоспособными и активными. Они путешествуют, осваивают компьютер, занимаются спортом и танцами. Теперь уже они принимают опыт внуков, которые помогают им разобраться в новых технологиях. Этот обмен также воспитывает детей ответственными, умеющими держать свое слово.

Ребенок копирует своих родителей. Он выносит из семьи положительный или отрицательный опыт общения с противоположным полом. Если в семье царят любовь и взаимопонимание, то из нее вынесут только доброе начало. Так что родители закладывают нормы поведения.

Отец и мать должны играть в жизни своего ребенка одинаковые роли. Мама учит быть добрым, терпеливым, мудрым, уравновешенным, адекватным. Папа показывает силу, выносливость, бережное отношение к семье. Поэтому полная семья очень важна для детей.

Добрые и доверительные отношения родителей к ребенку вызывают в нем ответную реакцию. Он вырастет добрым человеком. На окрики и грубость будет получен такой же ответ.

Семья определяет, каким человеком станет ребенок, когда повзрослеет и станет самостоятельным. Она дает опору, защиту и любовь на долгие годы.

Другие сочинения: ← Портретный очерк (мамы)↑ СемьяМой любимый человек — мама →

Роль семьи в воспитании

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Барыни в рассказе Муму Тургенев сочинение

    Главный персонаж рассказа – старая богатая барыня, живущая в большом особняке в центре Москвы. Среди крепостных, окружавших помещицу, был дворник. Герасим был весьма крупного телосложения

  • Сочинение У войны не женское лицо по повести А зори здесь тихие

    Наверное, каждый человек знает о том, что была война. И все эти события описал Васильев в своем произведении «А зори здесь тихие». Во время войны был и голод, и разруха, и разрушения и постоянные бомбежки

  • Сочинение Злоумышленник по рассказу Чехова 7 класс

    Рассказ Антона Павловича Чехова «Злоумышленник» представляется мне не как поучительная история, а как типичная юмористическая миниатюра тех лет. Автор изображает рядовую ситуацию, которая случается в российской провинции тех лет

  • Анализ сказки Золушка Шарля Перро

    Сказка Шарля Перро Золушка известна во всем мире. Согласно сюжету, Золушка много хлопотала по дому в семье мачехи и отца. Однажды с помощью Феи-крестной

  • Характеристика и образ Эраста в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Эраст, представленный в образе молодого, привлекательного и богатого дворянина.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий