Как быстро научить ребенка говорить букву «р» самостоятельно в домашних условиях?

Содержание

image

Родители часто испытывают беспокойство по поводу того, что их малыш плохо выговаривает звуки. Одними из самых труднопроизносимых звуков являются шипящие. Если не начать заниматься развитием звуковой культуры речи вовремя, проблема может сохраниться на долгие годы. Как обследовать ребенка в домашних условиях? Как научить малыша правильному произношению звука «Ш»? В каких случаях нельзя обойтись без логопеда? Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

Как проверить произношение ребенка?

Часто бывает так, что первыми на проблемы со звукопроизношением у малыша указывают воспитатели, педагоги или люди, которые впервые слышат, как кроха разговаривает. Родителям иногда сложно заметить особенности речи их ребенка, так как в результате постоянного общения, мы привыкаем к тому, как говорит малыш. Заметить трудности в произношении звука «Ш» в домашних условиях можно двумя способами:

  1. Наблюдение. Этот вариант диагностики требует довольно продолжительного времени и усиленного внимания со стороны взрослых.

  2. Упражнения. С помощью различных заданий (с постепенным усложнением уровня сложности), Вы сможете проверить, как ребенок произносит звук «Ш».

  • Змейка. Попросите кроху озвучить, как шипит змея («ш-ш-ш-ш-ш»).

  • «Повтори слоги». Начните с сочетаний двух букв («ша», «ши», «шу», «иш», «ош» и так далее), затем используйте сочетания из трех букв («у-шу», «а-ша», «э-шэ», «о-шо» и другие). Самыми сложными являются сочетания с согласными (например, «кши», «шка», «шки», «сши», «пши»).

Произносите все звуки четко и с выраженной артикуляцией. Дети часто перенимают от взрослых неправильное произношение, поэтому родителям необходимо пристально следить за чистотой собственной речи.

image

  • «Назови слово». Для этого упражнения необходимо заранее подготовить карточки с изображением известных крохе предметов, в названии которых есть нужный Вам звук. Примеры слов: шея, шапка, мышка, машина, ландыш, шишка, шуба, калоши, кошка, шуршит, шершавый, шар и так далее.

  • Словосочетания и предложения со звуками «Ш». Это самый высокий уровень сложности, так как, чтобы правильно произнести предложения, нужна хорошая артикуляция. Примеры: «кошка бежит за мышкой», «шла Саша по шоссе», «шершавая шишка», «Мама сшила мне штанишки», «Даша надела теплый шарф», «Миша шлепает по лужам».

Варианты неправильного произношения звука «Ш»

В идеале звук «Ш» должен произноситься четко и довольно звонко (несмотря на то, что это глухой согласный). Дети дошкольного возраста могут по-разному изменять этот звук в своей речи. Логопеды выделяют следующие возможные отклонения:

  1. Межзубное произношение. Если малыш слишком сильно выдвигает язык вперед, в речи слышится шепелявость (звук «Ш» звучит как «Ф»).

  2. Носовое произношение («Ш» превращается в «Х») возникает, когда корень языка поднимается к твердому нёбу и воздух проходит через получившуюся между ними щель.

  3. Свистящее произношение (замена «Ш» на «С»).

  4. Мягкое произношение («Ш’» вместо «Ш») происходит из-за того, что язык прижимается к нижним передним зубам.

  5. Если язык упирается в верхние резцы, возникает звук «Т».

  6. Воздушный поток может проходить между щекой и коренными зубами, в результате чего слышно хлопок или хлюпанье. Ребенок точно произносит звук «Ш» неверно, если в этот момент его щеки раздуваются.

Иногда малыши могут довольно чисто произносить звук «Ш» при неправильном положении органов артикуляции. Поэтому необходимо проследить, каким именно способом ребенок извлекает звук.

Что мешает ребенку «зашипеть»?

Существует две группы причин, по которым малышам не удается произносить звук «Ш» правильно. К физиологическим причинам относятся:

  • Недостаточная развитость и малоподвижность артикуляционного аппарата;
  • Неправильный прикус (часто возникает из-за продолжительного использования соски);
  • Короткая уздечка языка;
  • Высокое нёбо;
  • Заболевания полости рта;
  • Трудности фонематического восприятия (ребенок не различает некоторые звуки на слух);
  • Нарушения слуха;

Вторая группа факторов – это ошибки взрослых, которые находятся в окружении ребенка.

  • «Сюсюканье» со стороны взрослых;
  • Неправильное произношение взрослых (дети всегда повторяют за нами).

Правильная артикуляция для звука «Ш»

Чтобы звук произносился чисто, необходимо объяснить и показать малышу, как должен располагаться язык и как правильно складывать губы.

  • Губы должны быть немного выдвинуты вперед и округлены (в форме трубочки);
  • Зубы сближены или полностью сжаты;
  • Кончик языка необходимо приподнять к переднему краю твердого неба, чтобы между ними оставалась щелочка;
  • Боковые края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам (воздух не должен выходить по бокам);
  • Посередине языка идет теплая воздушная струя (ее можно почувствовать, поднеся руку ко рту);
  • Мягкое небо поднято и перегораживает проход в носовую полость;
  • Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).

Определить, как именно работает артикуляционный аппарат ребенка при произнесении того или иного звука, бывает не так-то просто. Если вы не чувствуете в себе уверенности, обязательно обратитесь за консультацией к специалисту-логопеду.

Как научить дошкольника произносить звук «Ш»?

Занятия с малышом должны состоять из последовательных этапов (разминка, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, постановка и автоматизация звуков).

  1. Разминка. Пусть ребенок познакомится с органами, которые необходимы для речи. Сядьте с малышом перед зеркалом и рассмотрите губы, язык, щеки, нёбо. Чтобы подготовить артикуляционный аппарат к работе, выполните разминку: проводим языком по нёбу, губам, зубам, высовываем язык, улыбаемся.

  2. Дыхательные упражнения. Звук «Ш» мы произносим на выдохе, и, чтобы он звучал чисто, нужно контролировать количество выдыхаемого воздуха. В этом помогут такие простые упражнения, как задувание свечки или выдувание мыльных пузырей, игры с вертушкой, свистульками и так далее.

  3. Речевая, или артикуляционная, гимнастика способствует развитию органов речи. Эти забавные упражнения обязательно понравятся малышу и помогут ему научиться выговаривать звук «Ш».

  • «Чашечка». Нижняя челюсть находится в расслабленном положении. Широкий плоский язык кладется на нижнюю губу, кончик и края языка приподнимаются, образуя плоскую чашечку.

  • «Лошадка». Задача – изобразить цокот копыт (повторять в течение 15 секунд).

  • «Краски». Водим языком по нёбу, словно раскрашивая его.

  • «Качели». Кончик языка попеременно касается верхних и нижних зубов.

  • «Часики». Двигаем языком вправо и влево, имитируя движения маятника часов.

  • «Варенье». Облизываем языком нижнюю губу.

Правильное выполнение некоторых артикуляционных упражнений для звука «Ш» Вы можете посмотреть на видео:

Чтобы ребенку было интересней, чередуйте выполняемые упражнения, используйте красочные наглядные материалы.

  1. Постановка и автоматизация звука. Это постепенный процесс: сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах, словосочетаниях и предложениях. Постановка звука может осуществляться двумя способами: по подражанию (когда малыш повторяет правильную артикуляцию за взрослым) и механически (эту работу может осуществить логопед при помощи зонда). Родители могут использовать некоторые упражнения для постановки звука «Ш» в домашних условиях. Например, «Хлопни в ладоши». Ребенок должен хлопнуть в тот момент, когда он услышит в слове звук «Ш». Эта игра развивает фонематическое восприятие и способствует постановке звука. Чтобы звук вошел в активную речь ребенка и автоматизировался, можно повторять с крохой чистоговорки, разучивать небольшие стихи, в которых есть слова с соответствующим звуком. Также подойдут разнообразные игры:

  • «Назови ласково». Предложите малышу образовать уменьшительно-ласкательную форму слова (шапка – шапочка, кошка – кошечка, заяц – зайчишка и так далее).

  • «Исправь ошибку». Ребенок должен понять, в чем заключается смысловая ошибка во фразе, и произнести ее правильно (например, «Шахматы играют в Гришу», «Кошка боится мышку», «Шапка надела Дашу» и так далее).

Выводы

Постановка и автоматизация звука «Ш» очень важна для дальнейшего развития дошкольника, ведь правильное произношение звуков является одной из основ чтения и письма. Чтобы научить ребенка выговаривать звук «Ш», Вы можете выполнять с малышом упражнения в домашних условиях. Занятия рекомендуется проводить в игровой форме (желательно ежедневно по 5-10 минут). При регулярных упражнениях Ваш малыш вскоре сможет произносить звуки чисто и без особых усилий.

Заключение

Звук «Ш» часто вызывает у дошкольников трудности произношения. Но причины этого могут быть различными. Для того чтобы узнать их наверняка, необходимо проконсультироваться с логопедом. Специалисты детского Монтессори-центра «Созвездие» также с радостью поделятся с Вами идеями интересных логопедических игр и упражнений и дадут рекомендации по поводу самостоятельных занятий. Мы всегда открыты для Вас!

Содержание Говорить – умение, важность которого сложно переоценить. Люди общаются друг с другом автоматически и даже не задумываются над тем, какие речевые механизмы задействованы в процессе. Звуков, произносимых нами, очень много, однако проговаривание некоторых из них вызывает определенные сложности.

Говорить – умение, важность которого сложно переоценить. Люди общаются друг с другом автоматически и даже не задумываются над тем, какие речевые механизмы задействованы в процессе. Звуков, произносимых нами, очень много, однако проговаривание некоторых из них вызывает определенные сложности.

Обычно к 4-5 годам ребенок уже может выговаривать практически все звуки. К сожалению, ряд букв осваивается гораздо сложнее остальных. Нередко проблемы возникают с произношением звука Л. Малыши запинаются, коверкают слова и «сюсюкают». И если в детском саду это вызывает умиление, то в школе неумение произносить все звуки правильно, может стать серьезной проблемой. Как научить ребенка говорить букву Л? Выясняется, существует ряд эффективных методик, способных устранить такой дефект речи в домашних условиях.

Рекомендации для родителей

Прежде чем перейти к упражнениям на букву Л, взрослым необходимо усвоить ряд несложных правил, которые сделают занятия легкими, а времяпровождение с ребенком – приятным:

  • Говорите на равных. Не пытайтесь облегчить занятия «сюсюканьем», так вы сделаете только хуже. Проговаривайте все слова правильно – это крайне важное условие.
  • Отвечайте на вопросы. Если ребенку что-то не понятно, остановитесь и объясните подробнее. Так малыш почувствует сильную поддержку, а вы завоюете его полное доверие.
  • Превратите занятия в игру. Дети хорошо усваивают информацию в процессе игры. Важно, чтобы упражнения вызывали у малыша положительный эмоциональный отклик. Придумывайте сказки и устраивайте необычные приключения. В таких условиях ребенок начнет выговаривать звук Л рефлекторно.
  • Упражнения не должны быть наказанием. Таким образом вы отобьете у чада желание не только учиться, а и вовсе общаться со взрослыми.
  • Соблюдайте регулярность. Проводите занятия систематически, в комфортное для вас и ребенка время. Идеальный вариант – упражнения по 5-10 минут 3-4 раза в день.

Придерживаясь этих несложных рекомендаций, ваш ребенок быстро научится проговаривать букву Л в домашних условиях.

Речевая гимнастика

Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие органов речи и слуха. Регулярные тренировки такого плана помогут научиться правильно и четко выговаривать любые звуки, в том числе и «Л»:

  • «Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
  • Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
  • Улыбка. Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.

Ряд проведенных научных исследований доказал, что мелкая моторика рук напрямую влияет на формирование детской речи. Если вы хотите, чтобы ребенок красиво говорил звуки, а речь была поставлена правильно, покупайте ему небольшие игрушки и пластилин.

Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:

  • Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
  • Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
  • Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
  • Корень языка находится в приподнятом положении, голосовые связки напряжены и вибрируют.
  • Мягкое небо прикрывает доступ к полости носа.

Обычно у ребенка не возникает особых сложностей с освоением механизма проговаривания звука Л, поэтому видимый результат наблюдается уже спустя несколько занятий.

Упражнения для звука Л в домашних условиях

Классические упражнения:

  • Лошадка на улице. Изображаем широкую улыбку, показываем зубы, приоткрыв рот. Воспроизводим языком цоканье копыт. Начинать нужно медленно, а со временем постепенно наращивать темп.
  • Лошадка – шпион. Усложненный вариант первого упражнения. Действия те же, но издавать характерное цоканье нельзя. Важно! Подвижная челюсть должна быть зафиксированной, работает только язык.
  • Перо. Подготовьте легкое перышко перед началом занятий. Попросите малыша улыбнуться, слегка приоткрыть рот, аккуратно прикусить кончик языка. Теперь ему нужно выдохнуть так, чтобы образовалось два воздушных потока. Силу и направление дыхания проверьте с помощью пера.
  • Сладости. Малышу следует приоткрыть рот, улыбнуться и показать зубки. Плоский кончик языка нужно положить на нижнюю губу и оставить в таком состоянии на 10 секунд. Пока ребенок выполняет первое задание, возьмите его любимую сладость и намажьте ею его верхнюю губу. Попросите малыша слизать лакомство широким языком с помощью движения «вверх-вниз» (а не из бока в бок). В последующие разы использовать сладости не обязательно.
  • Пароход. Малышу следует проимитировать звук парохода в домашних условиях. Для этого нужно произносить букву «Ы» со слегка приоткрытыми губами. Чтобы упражнение было эффективным, следите за положением языка: кончик опущен, корень приподнимается к небу.
  • Расческа. Звук Л поставить с помощью этого упражнения очень просто. Попросите малыша неплотно сомкнуть зубы и попытаться протолкнуть между ними язык, как бы расчесывая его.
  • Качели. Ребенку нужно покачать языком из стороны в сторону, упирая его в щеки.

Когда тренировки начнут приносить первые результаты, нужно начинать отрабатывать произношение твердого и мягкого звука Л у ребенка. Для этого вместе с ним проговаривайте слова с нужной буквой:

  • в начале слова: лава, ладушки, лампа, лодка, лыжи;
  • в середине слова: голова, золото, потолок, валун, улыбка;
  • в стечении согласных: облако, глаза, глобус, пазлы, клубника;
  • в конце слова: футбол, канал, сокол, пепел, металл.

Думаете, как еще можно научить ребенка говорить Л? Почаще пойте вместе с ним незаурядные песенки на «ла-ло-лу» и читайте стихи, в которых часто встречается необходимая буква (например, «Люлю-бай» из сборника стихов «От Ась до Язь» Т. Маршаловой). Другой интересный вариант – развивающие тренажеры от BrainApps. Игры на мышление, внимание и память позволят ребенку в игровой форме получать новые знания и повышать уровень интеллекта. Совместив речевую гимнастику, домашние упражнения и тренажеры от BrainApps, звук Л начнет выговариваться у ребенка правильно очень быстро.

Когда обращаться к логопеду?

К 4 годам звук Л легко дается ребенку, он начинает правильно произносить слова с этой буквой. Однако, по ряду причин, малыши могут коверкать слова:

  • забывать, пропускать или не слышать «Л» (вместо «ложка» говорит «ожка»);
  • менять «Л» на «У» или «В» («лампа» — «уампа», «Лариса» — «Вариса»);
  • вместо «Л» говорить «Й» («колобок» — «койобок»);
  • путать мягкую и твердую «Л».

Эти ошибки обычно устраняются сами по себе или спустя несколько занятий дома. В случаях, когда у ребенка дефект речи сопровождается наличием неправильного прикуса или неврологического заболевания, следует обратиться к специалисту. Опытный логопед назначит эффективную программу занятий и поможет малышу произносить слова верно.

Поиск

  • Правила
    • Грамматика
      • Морфология
      • Орфография
      • Пунктуация
      • Синтаксис
    • Существительное
      • Падежи
      • Род
      • Число
    • Прилагательное
      • Степени сравнения
      • Формы прилагательных
    • Числительные
    • Глагол
      • Виды глагола
      • Время
      • Деепричастие
      • Повелительное, изъявительное, условное наклонение глаголов
    • Лексика
    • Междометие
    • Местоимение
      • Падежи
      • Разряды местоимений
    • Наречие
      • Степени сравнения
    • Орфоэпия
    • Приставка
    • Причастие
    • Прямая и Косвенная речь
    • Словообразование
    • Служебные части речи
      • Предлоги
      • Союз
      • Частицы
    • Фонетика
    • Фразеология
  • Статьи
    • Советы
    • История
    • Культура
    • Быт
    • Методика преподавания РКИ

Звук «Ы», присутствуюший в русском языке, отсутствует в других языках. Каждый твердый согласный в русском языке окрашен на «ы», а каждый мягкий на «и» и эти звуки участвуют в формировании мягкости-твердости русского языка. Для постановки этого звука существуют следующие упражнения.

  1. Так как при произнесении гласного «Ы» положение языка и раскрытие рта оказывается такое же, как и при произношении гласного «У», при этом губы растягиваются, как при произнесении гласного «И», то произносим звук «У», а потом произносим звук «И»,таким образом, изменяем только положение губ: «УУ-ЫЫ».
  2. Для постановки «Ы» можно использовать звук «И». Для этого необходимо сильно оттянуть язык назад. Чтобы язык был далеко оттянут назад, можно его фиксировать при помощи карандаша (ручки, ложки).

Закрепить положение губ и языка при произнесении «Ы» поможет следующая система упражнений с использованием зеркала.

  1. Округлите губы, при этом они слегка вытянуты вперед, произносим звук «О».
  2. Еще больше вытянуть губы вперед, при этом раствор ротовой полости будет минимальным. Произносим звук «У».
  3. Улыбнитесь, растягивая губы. Произносим звук «И».
  4. Улыбнитесь шире, чтобы губы напряглись, слегка обнажая зубы. Произносим звук «Ы».

Убедитесь, что при произнесении звука «И» видна передняя часть языка, а при произнесении звука «Ы» не видна. Следует избегать ошибки, которую допускают изучающие русский язык.Это- произнесение звука «И» вместо звука «Ы» после губных согласных. Масса языка при этом оказывается продвинута вперед, средняя часть языка вместе с передней оказывается поднята к твердому небу. При постановке или коррекции «Ы» необходимо добиться смещения всей массы языка назад и поднятия средней и задней части языка к мягкому небу- для этого используются такие ощутимые моменты артикуляции, как движение языка назад и положение кончика языка (кончик языка приподнят- такая артикуляция препятствует образованию «И»-подобного звука). При попытке произнести звук «Ы» может возникнуть его смешение со звуком «У» вследствие произношения с лабиализацией. Преодоление этой трудности достигается путем снятия лабиализации и растягивания губ в «улыбку». Чтобы закрепить полученную артикуляцию, используют упражнения на противопоставление гласных «Ы»-«У» в сочетании с согласными, например: Увы-кусты, пусты-густы, усы-бусы, люстры-тусклы. Добиться правильного произношения звука «Ы» можно с помощью звуков-помощников, звуков –спутников: «К», «Г», «Х». При этом в качестве помощников могут выступать только те звуки, которые хорошо поставлены. Пример для упражнения: Кмы- кты- кпы- квы, кы-гы-хы, кыш-мышь, шик-широко-ошибка-скажи-ножи. Для постановки звука «Ы» используются также звукоподражательные упражнения. Произносим звук «Тссс…» или «Чччч», палец располагаем у рта, имитируем звук тишины. При постановки звука «Ы» используются упражнения на противопоставление. Звук «Ы» и звук «И» можно пропевать. «И» -выше по тону, «Ы»- ниже по тону. Пропеваем: «Ми» — «Мы». Следует отметить, что на уроке при постановке звука «Ы» используется только один из приемов.

Вы можете найти школы Русского языка и учителей:

18 декабря 2020 11:13 3957 Общество pixabay.com &nbsp/&nbsp

Красивая и грамотная речь всегда ценилась в обществе. Порой умение правильно говорить помогало людям достичь карьерных высот или же делало их известными на весь мир. Однако никто из нас даже и не задумывался над тем, что это умение закладывается еще в детстве. А что же делать тем, чей ребенок не может выговорить некоторые буквы? Неужели нет никаких способов исправить это нарушение речи? Как оказалось, есть. Мы решили изучить проблему проговаривания звука «р» у детей, узнать, как происходит развитие речи у детей и как можно облегчить этот процесс. Помогала нам в этом учитель-логопед Вита Билуха.

Причины неправильного произношения звука «р»

Многие дети по мере взросления начинают испытывать дискомфорт из-за неправильного произношения некоторых звуков. Сверстники начинают дразниться, что в итоге приводит к развитию комплексов и неуверенности в себе. Кроме того, недостатки в устной речи влияют и на письменную, что, в свою очередь, сильно снижает успеваемость. Но почему же возникают подобные нарушения в речи?

По словам эксперта, нарушения произношения могут быть либо самостоятельными, либо выступать в качестве одного из проявлений более сложного нарушения звуковой речи. Разнообразные недостатки произношения звуков «р» и «рь» выражаются в их искажении или в замене. Основными причинами, по словам логопеда, являются:

• укороченная подъязычная складка («уздечка»), ограничивающая движения вверх кончика языка и передней части спинки языка;

• слабость мышц языка;

• неумение выполнять языком непроизвольные целенаправленные движения;

• нарушение фонематического слуха — неспособность ребенка различать услышанные фонемы.

Кроме того, мы узнали, что зубы тоже могут оказывать влияние на качество произношения различных звуков. По словам специалиста, неправильный прикус только усложняет работу и увеличивает сроки исправления речевых недостатков:

• при открытом прикусе (когда зубы не сходятся) часто возникает межзубное произношение;

• при боковом прикусе звуки могут произноситься с неприятным хлюпающим звуком;

• при глубоком прикусе (нижняя челюсть перекрывается верхней) постановка звука «р» часто сочетается с высоким и узким небом, что сильно усложняет постановку верного произношения.

«Если у ребенка нет других речевых нарушений, кроме неправильного произношения звука «р», то это трудность в его артикуляции. Поэтому родителям не стоит паниковать, если их ребенок в три года не «рычит». Артикуляционный аппарат должен быть подготовлен».

Особое внимание стоит уделить нарушению фонематического слуха. Это довольно серьезная проблема, которая в дальнейшем приведет к ухудшению успеваемости ребенка в школе, поскольку восприятие устной и письменной речи при этом нарушении сильно страдает.

Когда стоит обращаться к специалисту

Как нам рассказала логопед, артикуляционный аппарат полностью формируется к четырем-пяти годам. И если к этому времени ребенок не выговаривает твердый звук «р» и мягкий «рь», то это может стать веским поводом для обращения к специалисту. Она уточнила, что звук «р» считается одним из самых сложных и для его постановки нужна подготовительная работа.

Сейчас объясним, почему звук сложный. Если вы вспомните школьные годы и уроки по русскому языку, то наверняка у вас в памяти всплывет табличка со звонкими и глухими согласными. Но «р» всегда стоял в отдельной графе — сонорные звуки. Именно они не имели глухой пары и отличались тем, что произносились с отчетливым и звонким выражением в голосе. По статистике, дошкольники в четырехлетнем возрасте умеют произносить все звуки, кроме сонорных.

Что происходит, когда мы произносим звук «р»? А вот что:

• губы находятся в расслабленном состоянии;

• между зубами образуется пространство в четыре-пять миллиметров;

• кончик языка в это время приподнимается к верхним деснам;

• из-за струйки воздуха язык начинает вибрировать;

• средняя часть языка выгибается, а задняя, наоборот, прижимается к небу;

• по краям язык прижимается к верхним зубам;

• голосовые складки в момент произношения колеблются.

Поэтому следующие виды произношения считаются отклонениями от нормы и обязательно требуют коррекции с квалифицированным специалистом:

• Велярный — кончик языка при произношении опускается вниз и не принимает участия в артикуляции. В самом языке присутствует сильное напряжение, из-за чего он отодвигается назад. Само произношение происходит не при помощи голоса, а при помощи воздуха, а значит, звук получается гортанным;

• Увулярный — язык начинает вибрировать в образовавшейся струе воздуха. Звук получается очень тихим и мягким;

• Носовой — из названия можно понять, каким получается сам звук. Для этого произношения характерна локализация воздуха в носу и полное отсутствие вибрации;

• Двугубный — в этом случае в образовании звуков принимают участие только губы, язык никак не задействуется;

• Щелевой — язык устремлен вверх, при говорении он образует щель с мягким небом;

• Межзубный — язык находится между зубами, из-за чего произносимые звуки сильно искажаются.

Из личного архива Виты Билухи &nbsp/&nbsp

Процесс коррекции речи

Как мы говорили ранее, процесс коррекции произношения звука «р» всегда требует подготовки. По словам логопеда, подготовительный период основан на артикуляционной гимнастике для губ и языка. Она уточнила, что заниматься артикуляционной гимнастикой нужно ежедневно по пять-десять минут. Примеры базовых упражнений для постановки звука «р»:

• «Чистим зубы» — губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щетки. И таким образом «почистить» верхние зубы.

• «Чистим небо» — широким языком нужно сделать движение вперед и назад.

• «Грибок» — ребенок присасывает язык к небу.

• «Гармошка» — язык находится в положении «Грибок», при этом нижней челюстью необходимо двигать вверх и вниз.

• «Лошадка» — ребенок имитирует цокот копыт. Цокать нужно медленно, а язык должен быть широким. При этом важно учитывать, что нижняя челюсть не должна двигаться.

• «Пулемет, или Барабанщик» — губы находятся в положении улыбки. Быстро и многократно повторять звук «Д-д-д», сильно упирая кончик языка в зубы для отчетливого звучания.

• «Качели» — нужно открыть рот, высунуть язык и поочередно тянуться им то до носа, то до подбородка.

• «Футбол» — рот находится в закрытом положении, губы сомкнуты. В это время кончиком языка нужно с силой упираться то в одну, то в другую щеку.

Следующий этап постановки правильного произношения звуков — формирование речевого дыхания. Это очень важный нюанс, поскольку именно речевое дыхание отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Если дыхание правильное, то ребенок говорит внятно и красиво.

«Для формирования сильного ротового выдоха можно использовать такие упражнения: задувание горящей свечи, дутье через трубочку для коктейля на воду (чтобы вода бурлила), сдувание карандаша или кусочка ваты со стола, выдувание мыльных пузырей, а также надувание воздушных шаров».

Говоря об этом этапе, логопед рассказала о тех хитростях, которые помогут выработать правильное произношение звука «р»:

• первый способ происходит от упражнения «Грибок», о котором мы говорили ранее. Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. На сильном выдохе должна получиться вибрация.

• второй способ — механический. Его лучше выполнять лежа. Ребенок выполняет упражнение «Пулеметик», а один из его родителей или логопед ватной палочкой совершает колебательные движения под языком. Должно получиться «др».

При этом специалист отметила, что очень часто родители допускают ошибки при автоматизации звука «р» в тот момент, когда пытаются поставить его в домашних условиях.

«Звук поставить в домашних условиях возможно, но не всегда это заканчивается успешно. Лучше своевременно обратиться за консультацией к логопеду и дальше вместе уже выработать план действий».

В том случае, если вы все-таки решили заняться постановкой правильной речи своего чада самостоятельно, то мы решили поделиться с вами еще парочкой приемов.

Если у малыша хороший и четкий звук «ж», то с его помощью можно попробовать поставить произношение звука «р». Для этого ребенку необходимо на протяжении нескольких минут четко и звонко произносить звук «ж», затем попросите его отодвинуть язык чуть поглубже и произнести тот же звук. Это позволяет произнести короткий, словно удар, звук «р». Если у ребенка получилось, упражнение нужно повторить несколько раз, а затем уже доводить произношение звука до автоматизации и составлять парные фонемы.

Еще один способ — постановка «р» через «с». Здесь также важно, чтобы ребенок не испытывал сложностей во время произношения глухого звука «с». Способ можно назвать нестандартным, поскольку он производится на вдохе, в то время как все звуки у нас произносятся на выдохе. Да, сначала этот метод может показаться сложным, но не стоит пугаться. Попросите ребенка на протяжении долгого времени произносить звук «ссс», после чего ему необходимо прижать язык к бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и вдохнуть через рот. Если упражнение было сделано верно, то вы услышите короткий и такой заветный звук «р».

Все вышеперечисленные методы очень эффективны и помогли не одному ребенку. Не забывайте, что для малыша такие упражнения могут показаться тяжелыми, поэтому старайтесь преподнести все в форме игры, постоянно хвалите и подбадривайте ребенка.

pexels.com &nbsp/&nbsp

Постановка звука «р» во взрослом возрасте

Ни для кого не секрет, что многие взрослые люди не выговаривают букву «р». Согласитесь, слушать такую речь довольно тяжело. Но куда сложнее приходится тем людям, речь которых имеет некоторые дефекты. В связи с этим мы задали логопеду соответствующий вопрос, можно ли исправить звукопроизношение во взрослом возрасте? По ее словам, сложно, но можно.

Эксперт обратила внимание, что научить ребенка произносить звук изолированно можно в любом возрасте, сложность заключается в автоматизации звука.

«В детском саду все находятся на равных условиях, кто-то учится шипеть, кто-то жужжать, кто-то рычать, и это воспринимается вполне естественно. В более старшем возрасте возникает совсем другая ситуация. Новый звук, особенно «р», первое время выделяется в речи, поэтому ребенок стесняется его использовать на людях. Школьник может хорошо говорить дома или в кабинете логопеда, но в классе или в компании друзей ему очень сложно перейти на правильную речь».

При этом автоматизация звуков в более старшем возрасте требует от ребенка большой мотивации и хорошей поддержки взрослых. В результате звук как бы есть, но его как бы и нет. Поэтому она посоветовала молодым родителям своевременно позаботиться о речи ребенка и при необходимости обратиться к специалисту, который поможет исправить существующий дефект в речи ребенка.

Вернуться назад

Новости партнеров

image Как научить ребенка шипящим звукам

Обычно в процессе обучения детей речи, шипящим звукам, таким, как Ш, Ч, Ж, Щ обучают в самую последнюю очередь. Связано это с тем, что большинство малышей либо самостоятельно обучается произношению данных звуков, прислушиваясь и анализируя звуки природы, либо с тем, что родители полагают, что со временем ребенок научится самостоятельно нужным буквам и звукам. Как научить ребенка шипящим звукам? Если ваш малыш находится в возрасте 4-5 лет, но по-прежнему не дружит с шипящими, нужно попробовать ему помочь. Самый простой способ, который подойдет, пожалуй, самому ленивому родителю, записать ребенка на занятия к логопеду. Врач сможет компетентно оценить степень проблемы и путем ряда занятий исправит дефекты речи малыша, касающиеся шипящих звуков. Однако если ваш ребенок младше указанного возраста и при этом у вас есть дополнительное время на занятия с малышом, научить ребенка произносить шипящие звуки можно и дома, используя для этого советы и упражнения, которые мы приведем ниже. Данные упражнения часто практикуются в кабинетах логопеда при занятиях с детьми, которые плохо выговаривают шипящие. Прежде чем приступить к их выполнению, подготовьте зеркало и потренируйтесь сами. Таким образом, вам будет проще объяснить ребенку, что от него требуется.

Правильное произношение звука «ш»:

Когда звук ш

произносится правильно,

  • губы округлены и слегка вытянуты вперед;
  • зубы сближены, но не соприкасаются;
  • язык принимает форму чашечки, его кончик касается бугорков за верхними зубами (альвеол); воздушная струя сильная, теплая, выходит посередине языка.

Образование ш

Читайте также:  Почему ребёнок в 3 года не разговаривает или плохо говорит

и ж отличается лишь наличием или отсутствием голоса, то есть звуки ш и ж произносятся практически одинаково, только ш — глухой, а ж — звонкий.

Если ребенок научился правильно произносить звук ш,

при добавлении голоса ж у него получится автоматически.

Как самостоятельно проверить произношение

Обычно для выявления у ребенка проблем с речью логопед проводит полное обследование. Но, тем не менее, проверить речь малыша возможно и в домашних условиях. Проверка осуществляется по нарастающей: отдельно слоги, потом слова, фразы и предложения.

Для этого необходимо, чтобы ребенок повторял звуки за кем-то из родителей. По этой же схеме проверяется произношение слогов и прочего. Для получения более точной информации о том, как ребенок говорит, что он выговаривает, а что не может, необходимо ставить «Ш» в различные позиции: ОШО, УШУ, ША, ОШ и прочее.

Обязательно следует помнить, что трудности могут возникнуть и с другими шипящими или прочими согласными. Если вы решились взяться за дикцию ребенка, то нужно быть готовым к тому, что, возможно, придется поправлять и другие звуки.

Лучше всего для проверки приобрести или изготовить самостоятельно специальные карточки с различными рисунками. Это поможет придать процессу атмосферу игры. Выбирая слова для проверки, необходимо, чтобы буква была в разных частях слова. А при выборе предложений желательно, чтобы были трудно сочетаемые слова.

Нарушения произношения шипящих звуков у детей:

Первое. Отсутствие шипящих звуков в речи или их замена на звук т (вместо слова «мишка» ребенок произносит «мика», вместо слова «шип» ребенок произносит «тип» — заменяет на т).

Возможные причины такого искажения звука ш — это ранний возраст или нарушение фонематического слуха.

Второе. Замены на ф (фифка — шишка).

Возможные причины искажения звука ш:

нарушение фонематического восприятия., слишком активная работа губ, укороченная подязычная уздечка. Такая замена называется губно-зубном сигматизм.

Третье. Замены звука ш на звук с (например, вместо «шла» ребенок произносит «сла»). Такая замена называется свистящим сигматизмом.

Возможные причины искажения звука ш:

нарушение фонематического восприятия. При коррекции необходимо научить ребёнка различать на слух свистящие и шипящие!

Читайте также:  Наталья Теремкова: Собирай-ка. Логопедические пазлы. Звуки раннего онтогенеза, Г, Гь, К, Кь

Четвертое. Шепелявость. Это происходит из-за того, что, в отличие от положения органов артикуляции в норме, язык просовывается между верхними и нижними резцами, образуя с ними плоскую щель, спинка опущена и не образует заднюю часть ковшика. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту слабая, рассеянная.

Возможные причины искажения звука ш:

укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к нёбу; высокое и узкое твердое небо. Такая замена называется межзубный сигматизм.

Пятое. Боковой сигматизм.

В этом случае в произносимых им словах вместо звука ш

слышится своеобразный, хлюпающий звук. Один из углов губ слегка опущен или оттянут, может быть, легкое смещение нижней челюсти влево или вправо, боковые края языка тоже опущены. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту идет вбок (влево или вправо) или выходит по обоим краям языка, в то время, как в норме воздушная струя должна идти строго посередине языка.

Возможные причины искажения звука:

слабость мышц одной половины языка; боковой открытый прикус.

Шестое. Носовой сигматизм.

В этом случае звук ш заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий звук х с носовым оттенком. В отличие от нормальной артикуляции, органы речи занимают нейтральное положение, язык опущен вниз и оттянут в глубь рта, задняя часть языка поднята вверх, соединяется с мягким небом, боковые края опущены вниз. Воздушная струя выходит через носовую полость, а не изо рта.

Причина искажения звука ш

: является излишнее напряжение задней части языка.

Почему ребёнок не выговаривает букву «ш»?

Существует несколько причин, из-за которых у ребёнка возникают проблемы при произношении буквы «ш».

image

К ним относятся:

Читайте также:  Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме

  1. Физиологические – из-за неправильного прикуса, высокого неба, размера языка (слишком большой или слишком маленький), укороченной подъязычной связки, зубочелюстных аномалий, нарушений работы слухового канала.
  2. Отставание в развитии – при не до конца сформированном умственном мышлении, памяти и внимании – может привести к задержке речевого развития.
  3. Долгое использование соски – из-за этого портится прикус, и «страдают» некоторые звуки (обычно это шипящие и свистящие).
  4. Манера общения родителей с ребенком – очень часто взрослые копируют детскую речь и общаются со своим ребёнком по-детски, намеренно коверкая слова. Как результат, ребенок слышит только неправильное произношение и привыкает к такой манере разговора.
  5. Родители изначально неправильно разговаривают – у них присутствует какой-то речевой дефект, который и повторяет ребенок.
  6. Чрезмерно завышенные требования родителей – но при этом они не демонстрируют ребёнку, как именно нужно говорить правильно.

Не стоит сильно переживать, если ребёнку не получается произносить «ш». Используя вышеперечисленные методы, дефект получится исправить, и когда цель будет достигнута, следует постепенно внедрять данный звук в разговор, чтобы ребёнок как можно чаще сталкивался с ним в повседневной жизни. Тогда звук «ш» перестанет быть чем-то трудным.

Комплекс артикуляционной гимнастики для выработки правильного произношения шипящих звуков

Для артикуляционной гимнастики Вам понадобится зеркало, ватка и… конфетка!

Каждое упражнение артикуляционной гимнастики выполняется 3-5 раз по 5-10 секунд. Весь комплекс делается 3-5 раз в день по 5-6 минут.

Выполнение упражнений комплекса Вы можете посмотреть в демонстрации взрослыми в видео фонда «Расправь крылья».

Наказать непослушный язычок. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Сделать язык широким. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Приклей конфетку. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Грибок. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Кто дальше загонит мяч. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Вкусное варенье. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Гармошка. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Фокус. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Чашка. После того, как ребенок научится распластывать язык и делать его широким, освоил упражнение вкусное варенье, предложите ему: «Приоткрой рот, сделай чашечку из языка, как я и поставь на бугорки за верхними зубами. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует звук ш.

Учимся произносить букву Р

Хорошо выговаривать букву Р малыш начинает лишь к 5-6 годам. Если ваша кроха еще не достигла этого возраста, не стоит паниковать раньше времени.

Обычно с буквой Р связаны некоторые проблемы

  • Маленький человечек совсем не выговаривает рычащий звук, он просто выпадает у него из слова. Это случается, когда буква Р расположена между гласными. К примеру, гараж звучит, как «га — аж».
  • Малыш заменяет звук Р на Л, Ы или Й. Получается вместо розы — «лоза», рыжий — «ыжий», сорока — «сойока».
  • Малыш произносит звук Р, но не так, как он должен звучать в русском языке. Он или вибрирует, как у англичан, или грассирует, что характерно для французов.

Исправить недостатки при произношении буквы Р можно, делая некоторые упражнения. А выполнять их лучше, сидя и держа спинку ровно. При этом ребенок должен видеть себя в зеркале.

Так он может проследить, насколько правильно выполняет задание

  • Парус. Ребенку надо широко открыть рот, а кончик языка поднять за верхние зубки. Нижнюю часть язычка чуть прогнуть вперед, а края прижать вверх к коренным зубкам. Повторить это нужно 3 раза подряд по 10 секунд.
  • Лошадка. Нужно плотно прижать язычок к нёбу, и тут же резко отпустить его. При этом получится звук, напоминающий цоканье копыт. Повторить задание не менее 10-15 раз.
  • Индюк. Изобразите с крохой рассерженного индюка. Ребенок должен выбрасывать язычок изо рта, просовывая его между зубками. При этом нужно произнести похожие на «бл-бл» звуки. Задание выполняют в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
  • Прикусим язычок. Конец языка высунуть наружу, а ротик растянуть в улыбке. Затем потихоньку прикусить язык зубками.
  • Чистим зубки. Малышу надо широко улыбнуться и кончиком языка поводить по внутренней стенке верхних зубов, не двигая нижней челюстью.
  • У кого длиннее. Предложите крохе сравнить, у кого язык длиннее. Получится ли у него дотянуться им до подбородка или кончика носа.
  • Дятел. Нужно широко открыть ротик и сильно постучать языком по внутренней части десны у верхних зубов. В это время нужно произнести «д-д-д».

Чтобы ребенок не устал от многочисленных упражнений, делайте перерывы, предлагая ему порычать как лев. Чтобы закрепить намечающиеся успехи, дополнительно можно выучить с малышом скороговорки и слова, в которых есть буква Р.

Песенки для автоматизации звука ш

Я решила сделать небольшое дополнение к статье Елены. Я очень люблю музыку, и поэтому всегда люблю петь с детьми на своих занятиях. Дети с удовольствием в песнях много раз повторяют слова с нужным звуком. Поэтому я подобрала для Вас и Ваших детишек простые песенки со звуком Ш.

Начните с песенок, в которых нужно произнести только слоги со звуком ш. Далее используйте песенки со словами, в которых есть звук Ш. Пусть малыш договаривает -подпевает эти слова из текста. И когда он уже будет достаточно хорошо говорить звук Ш ,можно использовать скороговорки или сложные песенки (например, песенку «Лошадки»).

Песенка — чистоговорка для автоматизации правильного произношения звука Ш в слогах

Ши-ши-ши-ши, как конфетки хороши, Шо-шо, шо-шо, мойте ручки хорошо, Шу-шу, шу-шу, я к столу вас приглашу, Ша-ша,ша- ша будем кушать не спеша.

Песенка «Лошадки»

В песенке мы автоматизируем правильное произношение звука Ш во фразах.

А как на счет К и Г?

Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать упражнения.

Катание с горки. Положите на ладошку крохе шарик из ваты. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К.

Ложечка. Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу.

Читайте также:  Реферат «Устройство голосового аппарата и принципы его работы»

Независимо от того, упражнения для произношения какой буквы вы делаете с малышом, после занятий повторяйте с ним как можно больше слов, стишков или песенок с этой буквой.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий