Что должен уметь ребенок в 4 года? Занятия для детей 4 лет

Содержание

imageЧетырёхлетний малыш – уже не младенец, а дошкольник, отличающийся осмысленным поведением и зачатками культурного воспитания. Новое качество личности маленького человека – умение договариваться, понимать определённые правила, и даже законы социального общества. Многообразие мира он познаёт с подачи родителей, которым как никогда важно знать, что должен уметь ребенок в 4 года. Если все предыдущие годы с ребёнком занимались и прививали ему любовь к обучению и познавательной деятельности, то самое время пожинать плоды этого труда, ведь карапуз становится личностью и уже может проявлять самые лучшие черты своего характера и явные признаки настоящего таланта.

Детская физиология и психология в возрасте 4 лет

В четыре годика детки весят около 15-16 килограммов и вырастают до 100-102 сантиметров, причём эти показатели у девочек и мальчиков не слишком сильно отличаются.

Перемены, происходящие с маленьким человеком, становятся особенно выраженными:

  1. Поскольку в данный момент происходит динамичное развитие скелета и мускулатуры ребёнка, заметными становятся изменения в облике малыша. За счёт того, что хрящи заменяются костями, карапуз вытягивается и у него увеличивается головка.
  2. Нормальным считается, если кроха уже имеет во рту 20 зубов – если их меньше, это повод отправиться вместе с ним к педиатру или стоматологу, и выяснить причины отставания.
  3. Дальнозоркость, обусловленная плоским хрусталиком детского глаза, обратимая издержка этого возраста, проходящая со временем. Врачи советуют родителям беречь зрение малышей и не позволять им чем-либо заниматься при плохом освещении или в темноте – это может привести к близорукости.
  4. Из-за того, что развитие позвоночника ещё не завершено, стоит следить и за тем, чтобы ребёнок не пребывал в одном положении продолжительное время, а также не поднимал тяжести.
  5. Детям противопоказано прослушивание громкой музыки, в противном случае, может наблюдаться быстрая утомляемость и снижение слуховой функции, из-за чего может пострадать произношение.

Особенностью четырёхлетнего возраста, наверное, можно считать более спокойное и уравновешенное поведение детей, которые готовы длительное время заниматься разгадыванием головоломок, сидеть за складыванием мозаики, разглядыванием картинок или рисованием. У них достаточно развито образное мышление, и это помогает им предвидеть будущие события, являющиеся следствием определённых поступков и слов.

Постепенно из мира фантазий маленький человек перемещается во взрослый, реальный мир со своими правилами и законами, которые ему ещё надо усвоить и понять. К четырём годам речь и словарный запас малыша, фактически, сформированы, а наряду с этим, возрастает способность к концентрации, позволяющая ему посвящать больше времени серьёзным занятиям – ребёнок может на протяжении 20 минут заниматься одним предметом, не проявляя признаков утомления.

Читайте также:

Что подарить ребенку в 4 года: идеи для девочек и мальчиков

Как быстро научить ребенка вытирать попу

Чем занять ребенка в 4 года дома

Как легко и быстро выучить буквы с ребенком играя

Иногда четырехлетние дети выглядят грустными и даже расстроенными – это говорит в пользу осмысленности их поведения и способности к самооценке. Анализируя свои и чужие поступки, малыши могут испытывать обиду, злость, разочарование и стыд, и эти чувства далеки от обычных инстинктов.

Поскольку детки говорят более грамотно и бойко, им чрезвычайно нравится подбирать рифмы к словам, читать и запоминать стихотворения, некоторые малыши в этом возрасте и сами могут сочинить свои первые стихи – очень искренние и эмоционально окрашенные. Правда, некоторые из них подвержены заиканию, и этой проблеме следует уделить особое внимание. Такая патология может быть вызвана излишней стеснительностью, связанной с недостаточным общением, сильным стрессом, дистрофией, рахитом, травмами мозга и другими причинами, в которых надо разбираться.

Всестороннее развитие ребенка в 4 года предусматривает приобретение им большого опыта в разных направлениях и овладение многими умениями, и если при отсутствии серьёзных нарушений, малыш отстаёт в основных навыках, винить в этом нужно не его, а родителей, не уделяющих этому вопросу должного внимания.

Отличия между мальчиками и девочками в четыре года

Разница в поведении и отношении к окружающим людям, вещам у детей обоих полов увеличивается. Своеобразной, более развитой логикой начинает выделяться мальчик, уметь в 4 года находить связь между разными действиями, поступками и явлениями для него является вполне естественным, ведь основные его вопросы касаются сути вещей, более глубинного познания реалий окружающего мира.

Несмотря на то, что мальчишки говорят меньше, хуже и, подчас, произношение их далеко за пределами грамотности, они способны оценивать людей более объективно.

То, что надо уметь в 4 года девочке, лежит совсем в другой плоскости – малышки более эгоистичны и, прежде всего, решают, стоит ли уделять внимание вещам, которые не нравятся, а то и вовсе бесполезны. В этом отношении, маленькие представительницы слабого пола прозаичны и практичны, а благодаря развитой разговорной речи, приспособляемы к постоянно меняющимся жизненным условиям.

Невзирая на такую разницу во взглядах, девочки и мальчики положительно развиваются в плане эмоциональности, начинают понимать, как построены человеческие отношения, проявляют такие чувства, как доброта и сопереживание.

Что должен уметь ребенок в 4 года

Перечень накопленных навыков к четырём годам – это ценный багаж знаний ребёнка, дающий ему возможность успешно развиваться и дальше. Всё, что должен уметь ребенок в 4 года, не может быть ограничено рамками определённых сфер, понятие это многогранное, сочетающее в себе различные аспекты – психологический, физический, социальный, интеллектуальный и даже нравственный.

Исключая гиперактивных детей, двигательная активность остальных в этом возрасте несколько снижается, а девочки не столь быстры и ловки, как мальчики. В целом же, ребёнок должен уметь в четыре года:

  • пользоваться всеми частями стопы, используя, как носки, так и пятки;
  • совершать прыжки на месте и вперёд;
  • запрыгивать на небольшое возвышение и спускаться с помощью прыжка;
  • удерживать баланс, прохаживаясь по бревну;
  • прыгать и стоять на одной ножке;
  • во время ходьбы, бега, довольно быстро менять направление, не теряя координации и ориентации в пространстве
  • с уверенностью перемещаться задом;
  • залезать по вертикально расположенной спортивной лесенке;
  • передвигаться по лестнице вверх и вниз, перепрыгивая через ступеньки.

От того, насколько здоров и развит ребёнок в физиологическом плане, зависит его психическое состояние и уровень умственной деятельности. Совершенствование интеллектуальных способностей крайне важно в четырёхлетнем возрасте, поскольку осознанность действий и поступков прямо влияет на адаптацию в социальном обществе.

Проверить своего малыша на степень развитости, можно используя новые стандартные значения того, что должен уметь делать четырёхлетний дошкольник:

  • довольно быстро запоминать незнакомые слова и интересоваться их значением;
  • знать, что собой представляют многие бытовые приспособления;
  • различать стороны;
  • понимать, что такое количество;
  • распознавать время дня, ориентироваться в понятии часов и минут;
  • представлять разницу между годовыми сезонами, одушевлёнными и неживыми объектами, понятиями «верх» и «низ»;
  • уметь вести разумный диалог, отвечать на обращение ясно и понятно;
  • словами описывать увиденное в жизни, в кино и на картинках;
  • разбираться в человеческих профессиях;
  • перечислять и описывать домашних и диких животных;
  • иметь представление о буквах;
  • знать азы математики и некоторые числа.

У младшего дошкольника должно быть чёткое представление обо всех членах семьи, не говоря уже об их именах, к четырём годам ребёнок должен знать, свой адрес и страну, в которой проживает. Если даже некоторые пункты отсутствуют в развитии вашего сына или дочери, это ещё не повод для паники – значит, при обучении придётся сделать акцент именно на этом аспекте, возможно, ему не было уделено достаточного внимания.

Социальные и бытовые навыки ребёнка также важны. Малыша нужно приучать не только помогать родителям по дому, но и научить его обходить конфликтные ситуации – умение идти на компромисс очень поможет ему в будущем.

Впрочем, кроха уже многое умеет и понимает в четыре года:

  • он знает, что следует попросить прощения, если кого-то обидел;
  • при обращённой к ровесникам и взрослым просьбе говорит «пожалуйста»;
  • знает, как выразить свою благодарность;
  • понимает, что нужно уметь делиться своими игрушками и другими вещами;
  • малыш уже знаком в тем, что существуют определённые правила поведения дома и в общественных местах;
  • умеет контактировать и самостоятельно знакомиться;
  • способен сопереживать, если с человеком, даже малознакомым, случилась неприятность;
  • умеет словами выразить своё отношение, желания и чувства при разговоре.

Перечень бытовых умений также увеличился – теперь он активно оказывает посильную помощь родителям, вытирая пыль, подметая, накрывая стол, кроме того, большей частью, обслуживает себя сам – это касается приёма пищи, гигиенических процедур, туалета, умения одеться и раздеться.

Всестороннее развитие неразделимо с умением говорить, поэтому речь имеет первостепенное значение. На данный момент она уже должна усложняться – это предусматривает появление длинных предложений, использование в ней различных словесных оборотов, сравнений, эпитетов и поговорок.

Развивающие игры для детей в 4 года: видео

Необходимость дальнейшего совершенствования

Чтобы воспитать гармоничную личность, ребёнку необходимо внимание близких людей, и занятия, проходящие в спокойной доброжелательной обстановке – это лучшая поддержка его начинаний.

Полезные рекомендации врачей и психологом состоят в следующем:

  1. Начиная с 4 лет, следует периодически измерять вес ребёнка и не допускать сильного похудения и избыточной массы тела – эти показатели не должны превосходить средние данные роста. Если нежелательная разница всё же наблюдается, имеет смысл давать малышу менее калорийную пищу и заставлять его чаще играть в подвижные игры, делать физическую зарядку. Однако, для мускулатуры стоп, кистей и других мелких мышц нагрузка на них должна быть посильной и регулярной.
  2. Совершенствовать речь можно, лишь посредством постоянного общения и чтения книг. Для грамотного произношения можно посоветовать артикуляционные упражнения, пение, сочинение малышом собственных стишков и песен. Если кроха не выговаривает некоторые буквы и коверкает слова, это может быть связано с нарушениями слуховой функции, которую нужно обязательно проверить.
  3. Занятия для развития психического восприятия, логики мышления, памяти обязательно должны включать игры с конструктором, определением одинаковых и различных предметов, запоминанием последовательности действий. Мозаики и пазлы помогут не только повышать моторику рук, но и будут прививать эстетический вкус и любовь к изобразительному искусству.
  4. Для развития творческого подхода и воображения, малышам необходимо лепить и рисовать, использовать наборы для экспериментирования и создания личных шедевров.
  5. Для прививания любви к музыке, а также для совершенствования слуха и ритма, стоит поощрять детей к игре на музыкальных инструментах, танцам под музыку, пению с сопровождением и без него.

На фоне того, что существенные перемены произошли в психоэмоциональном состоянии ребёнка, отношение к нему взрослых тоже требует изменений – с четырёхлетними дошкольниками уже нельзя обращаться как с маленькими, иначе можно вырастить безвольного инфантильного человека.

Развитие ребенка в 4 года: видео

Четырёхлетки уже полностью сформированы для изучения более серьёзной информации и, по сути, готовы к обучению азов арифметики и грамматики. Поэтому взрослым, желательно, хорошо представлять, что должен уметь ребенок в 4 года, и стараться использовать любую возможность, чтобы помочь ему совершенствоваться во всех направлениях.

Advertisement

Родители часто переживают, достаточно ли малыш развит для своего возраста, не отстаёт ли от сверстников. Что же должен уметь ребёнок в 4 года?

Физическое развитие ребенка в 4 года

До определённого возраста малыша физические умения и навыки свидетельствуют о его умственном и психическом развитии, особенно это актуально для детей первого года жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается в индивидуальном ритме, определяемом его темпераментом и характером, однако есть общий набор качеств и умений, отличающих поведение четырёхлетних крох, которые:

  • Легко удерживают равновесие на одной или двух ногах, могут передвигаться прыжками;
  • Быстро бегают, не меняя направления;
  • Самостоятельно поднимаются и спускаются по лестнице;
  • Умеют играть с мячом, подбрасывают и ловят его; могут вести мяч ногами;
  • Катаются на велосипеде и самокате;
  • Уверенно держатся на воде и с лёгкостью осваивают плавательные навыки.

Ребёнок в возрасте 4-х лет вынослив, может совершать длительные прогулки, во время которых проявляет активный интерес к окружающему миру.

Advertisement

image

Вестибулярный аппарат регулирует координацию движений малыша, его положение и перемещение в пространстве. У грудных детей отделы головного мозга, отвечающие за речь и моторику, находятся рядом, практически объединены, и тесно связаны. С развитием мозга они постепенно отдаляются друг от друга, однако хорошее развитие одной части позитивно влияет на вторую. Именно поэтому развитая мелкая моторика рук определяет набор речевых навыков у ребёнка.

Малыш в 4 года уже достаточно усидчив и легко справляется со следующими упражнениями:

  • Нанизывает на леску бисер,
  • Застёгивает пуговицы,
  • Завязывает шнурки,
  • Умеет рисовать кистью и карандашом,
  • Раскрашивает картинки, не выходя за контур,
  • Лепит из пластилина фигурки,
  • С помощью ножниц вырезает по заданному контуру,
  • Завязывает и развязывает узлы из толстых верёвок или канатов,
  • Делает поделки, работает с красками и клеем во время создания аппликаций.

В этом возрасте малыши различают правую и левую руку; при выполнении заданий или во время игр понимают, где относительно предмета находится верх и низ.

Видео развитие ребенка в возрасте четырех лет

Интеллектуальное и умственное развитие ребенка в 4 года

В 4 года ребёнок уже имеет развитый интеллект, он активно взаимодействует с внешним миром, с радостью общается со сверстниками. Родители участвуют в постоянных диалогах со своим чадом и отвечают на бесконечные вопросы маленьких почемучек. Дети этого возраста демонстрируют не только любознательность, но и хорошую память.

В словарном запасе ребёнка имеется около 2000 слов, и он постоянно расширяется. Малыш 4-х лет может назвать свои имя и фамилию, возраст, полный адрес, имена родителей, рассказать, кем они работают. Многие дети ещё не умеют определять время по часам, но легко понимают и различают события, которые обычно происходят утром, днём или ночью. Такую же осведомленность о периодичности и различных этапах любого процесса ребёнок демонстрирует, рассуждая о смене времён года.

Advertisement

Малыш уже умеет пересказать сказку, прочесть наизусть стихотворение. К основным речевым навыкам относят следующие:

  • Умение связно говорить, согласовывать в предложении слова по родам, падежам и числам;
  • Правильное произношение звуков за исключением шипящих и сонорных;
  • Активное использование во время построения предложений союзов и предлогов;
  • Чёткое и правильное произношение многосложных слов;
  • Способность отвечать на вопросы;
  • Умение описывать изображённое на картинке, рассказывать о профессиях и занятиях людей;
  • Перечисление основных музыкальных инструментов;
  • Понимание интонационной разницы.

Интеллектуальное развитие малыша в 4 года также предполагает, что он:

  • Различает части тела человека и животных;
  • Называет и различает ягоды, плоды фруктов и овощей, может рассказать об их отличительных характеристиках;
  • Знает домашних животных и птиц, их детёнышей, находит их на картинках;
  • Имеет представление о насекомых и их действиях (бабочка летает, муха жужжит, кузнечик скачет).

Дети в 4 года умеют:

  • Считать до 10 и знать цифры до 5, в том числе, как они пишутся;
  • Различать понятия «много» и «мало», сравнивать количество по принципу «больше-меньше» или «узкий-широкий»;
  • Знают основные геометрические фигуры и семь цветов радуги.

При работе с конструктором дети используют свои математические навыки. Малыш может легко посчитать количество кубиков и расположить их в порядке возрастания, осмысленно строит сооружения различной высоты и формы, свободно оперирует понятиями и представлением о размещении частей конструктора по горизонтали и вертикали.

Психическое развитие детей в возрасте четырех лет

В возрасте 4-х лет дети способны испытывать различные эмоции, очень непосредственны, а их реакции на окружающий мир являются ситуационными и неустойчивыми. Малыши остро реагируют на происходящие вокруг них события, демонстрируя окружающим обиду, стыд, гнев, грусть или разочарование. К этому возрасту уже сформированы основные нравственные качества: доброта, сопереживание, отзывчивость, проницательность.

Психическое развитие ещё не позволяет малышу оценивать себя критически: ребёнок может сомневаться в собственных силах и с трудом признавать свою вину. Он все больше осознает себя отдельной личностью и, несмотря на все внутренние противоречия и неуверенность, стремится к самостоятельности. Для осознания себя как личности малышу очень важны похвала и оценка близкими его поступков, ободрение или деликатное осуждение. В это время у ребенка закрепляется значение понятий добра и зла, хорошего и плохого, прекрасного и отвратительного. Поведение малыша и реакции на окружающий мир демонстрируют его понимание и наличие представлений о человеческой нравственности.

Каким бы ни было развитие малыша и набор его умений в этом возрасте, родители должны помнить об уникальности и неповторимости собственного ребёнка. Он может рисовать оранжевое небо и кошку с шестью лапами, фантазировать вслух, верить в волшебников и чудеса. Всё это также свидетельствует о его развитии и богатстве внутреннего мира, как и умение считать, рассказывать стихи и сооружать из конструктора сложные фигуры и высокие строения.

Advertisement

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Ощутимое различие в развитии детей до 3-х лет — нормальный процесс, не вызывающий опасений. Но когда малыш перерастает ясельный возраст, родители задаются вопросом: что должен уметь ребёнок в 4 года? Здесь важно вовремя заметить, если малыш по многим критериям не «успевает» за сверстниками. Корректировка процесса воспитания и обучения на этом этапе позволит максимально сократить отставание.

Критерии умственного развития четырёхлетки

Чтобы определить соответствие интеллектуального развития детей указанному возрасту, родители обычно руководствуются мнением науки по этому вопросу. Специалистами в области психологии и педагогики выработан определённый список того, что должен знать ребёнок 4−5 лет. Согласно этому перечню, он обладает следующими знаниями и навыками:

  • знает своё полное имя, а также ближайших членов семьи (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка);
  • может назвать домашний адрес;
  • ориентируется в простых геометрических фигурах, отличает квадрат от круга и треугольник от ромба;
  • понимает, что относится к общим словам: игрушкам, транспорту, птицам, посуде;
  • перечисляет основные профессии, названия животных, предметы мебели;
  • знает друзей по именам;
  • различает, где право, лево, верх и низ;
  • раскрашивая картинки, старается не выходить за контуры;
  • способен пересказать короткую сказку;
  • собирает пирамидку, крупный пазл и конструктор;
  • может нанизать на толстую нитку крупные пуговицы и бусинки;
  • определяет время года по ряду погодных признаков;
  • различает день и ночь;
  • знает основные цвета;
  • может описать увиденный рисунок или игрушку;
  • строит диалог со сверстниками.

Игровая форма является оптимальной для проверки всех умений и навыков. Так, можно попросить малыша найти треугольник в предложенных фигурах, поднять правую руку, вспомнить лучших друзей по именам. Если он не смог справиться со всеми заданиями — не нужно отчаиваться. Это вполне объяснимо, когда с крохой в семье не занимаются или делают это очень редко. Рекомендуется снова пройти тест после нескольких недель регулярных занятий с малышом. Если он и в этот раз не осилит предложенные задания, нужна консультация детского психолога.

Читайте также:  Причины, почему ребенок грызет ногти на руках

Раннее обучение

Максимальный интерес к познаниям характерен для развития ребёнка в 4 года. Мальчиков и девочек в этот период родители часто начинают готовить к школе. Мнение специалистов здесь склоняется в сторону раннего обучения, но пока лишь элементарным понятиям — что должен знать человек для общего развития.

В четыре года можно начинать изучение иностранного языка: крохе легко даётся запоминание и отличие привычных слов от иноязычных. А также в этот период оптимально обучаться буквам и счету (до десяти и более). Малыш уже способен сортировать предметы в зависимости от формы, размера, упорядочивать их от меньшего к большему (и наоборот), в представленном ряду найти «чужой» предмет.

Помимо различия геометрических фигур, четырёхлетний ребёнок уже «созрел» для решения лёгких головоломок, загадок, логических задач, а также подбора антонимов к словам (светлый — тёмный, большой — маленький).

Он без труда определяет, какая рука (нога) правая, а какая — левая. На рисунке может найти несоответствие и объяснить его с предложением верного решения. Из конструктора малыш сооружает несложные конструкции и уже лучше ориентируется в схеме его сборки.

Речевое развитие

В этом возрасте дети разговаривают очень активно, постоянно увеличивая запас слов. Речь строится не из отдельных фраз, а в виде связного текста с использованием придаточных предложений и однородных членов. Для речи ребёнка в 4 года нормой является выполнение следующих критериев:

  • чёткое произношение гласных и согласных звуков;
  • конкретные ответы на вопросы и логичное ведение диалога;
  • составление связного текста из 5−6 предложений;
  • описание рисунков (например, как выглядит игрушка), увиденного и услышанного;
  • различие интонации собеседника и использование её в своей речи;
  • разговор с использованием всех частей речи, в том числе: междометий, вводных и звукоподражательных слов.

Нормальным для этого этапа считается, если дети путают завтрак с обедом или ужином, а также неправильно оперируют понятиями «завтра», «вчера», «сегодня».

В произношении часто западают звук «р» и все шипящие. В остальном речь четырёхлетки должна быть понятна не только маме с папой, но и остальным окружающим.

Читайте также:  Избалованный ребенок: признаки, как исправить родителям

Физическая форма

В 4 года у ребёнка сформирован не только характер, но и определённая физическая форма. В этом возрасте он крайне подвижен в попытках «протестировать» возможности своего тела.

Ежедневно малыш совершенствует навыки:

  • быстрого бега;
  • лазания по вертикальной лестнице и спуска с неё;
  • прыжков в длину и высоту;
  • дальнего и точного бросания мяча в определённом направлении;
  • подтягивания на перекладине (с помощью взрослого);
  • преодоления препятствий на пути.

Многие спортивные секции принимают детей с четырёх лет. Занятия позволяют укрепить мышцы и направить энергию малыша на пользу для его развития.

Бытовые умения

Ребёнок должен помнить о необходимости регулярных гигиенических процедур: чистки зубов, мытья рук перед едой и после посещения общественных мест, контроля физиологических потребностей даже ночью. Некоторые крохи в этом возрасте осваивают унитаз вместо горшка. Дети едят сами с использованием столовых приборов и салфетки.

При выборе одежды для прогулки, малыш 4-х лет подбирает вещи, ориентируясь на погоду за окном, без труда может одеться и раздеться. Многие уже без ошибок надевают обувь на нужную ногу, различают, где у одежды передняя и задняя стороны.

Адаптация в коллективе

Дети могут подолгу играть в одиночестве, однако, интереснее для них в этот период игры с ровесниками. Они охотно общаются и знакомятся. Заметно преобладание ролевых игр и занятия, где можно проверить свою ловкость и физические навыки.

В 4 года малыш может выступить в роли актёра, сыграв несложную роль в импровизированном спектакле, рассказав со сцены стихотворение или спев песенку. Лучшим поощрением в этом случае будут овации и похвалы.

Читайте также:  Как отучить ребенка просыпаться ночью и от ночного кормления

В этом возрасте происходит разделение игровых предпочтений по половому признаку: мальчиков влекут машинки и самолёты, девочки тяготеют к куклам и играм в «Дочки-матери». Они любят наряжаться в красивые платья и любуются мамиными украшениями. Мальчишки стремятся стать папиными помощниками: с интересом перебирают инструменты, помогают в ремонте автомобиля или техники.

Развитие малышей дома

Четырёхлетние детки уже отличаются усидчивостью и способностью концентрировать внимание. Этот период является идеальным для раннего развития. Не так много времени осталось до школы, и пора тренировать руку письменным навыкам. Лучше всего для этого — рисовать, такое занятие по нраву любому ребёнку. Важно «поставить» сыну или дочке руку для правильного держания карандаша, кисточки, фломастера или восковых мелков. Здесь пригодятся разнообразные книжки-раскраски и альбомы.

Развитие детей 4-х лет в домашних условиях должно сопровождаться упражнениями по тренировке мелкой моторики рук. Помимо подготовки детской ручки к письму, это благотворно скажется на речевом развитии. Инструментарий для этой задачи может быть разным: от пластилина и теста для лепки до пальчиковых красок, конструкторов и пазлов. Можно вместе с сыном или дочкой делать фигурки по технике оригами или поделки из папье-маше.

Следует уделять внимание развитию устной речи и тренировке памяти. Для этих целей подойдёт разучивание с детьми коротких стихотворений и скороговорок, чтение разных книг. Если у малыша есть проблемы с речью или произношением, необходимо посетить логопеда для определения причины проблем и способов их устранения. Хорошим упражнением для формирования речи является игра «Разные голоса», когда кроха произносит определённую фразу по-разному: тише, громче, быстрее, медленнее, тонким голосом или басом.

Чтобы правильно воспитывать и развивать четырёхлетнего ребёнка — нужно не мешать его познаниям, учить правильному общению со взрослыми, ровесниками, прививать нормы поведения вне дома, содействовать в раскрытии его способностей: музыкальных, художественных, артистических и других.

imageКогда исполняется 4 года ребенку, родители понимают, что он уже не такой и маленький и многое понимает, однако до полноценного взросления и становления личности в таком возрасте еще очень далеко.

Главная задача родителей – это способствовать развитию наклонностей ребенка в 4 года, в этом возрасте уже обычно видно, в чем он преуспевает, а чему следует уделить больше внимания.

Содержание

Сегодня мы узнаем, что должен уметь малыш в 4 года, что знать и на что следует обратить внимание.

4-летний малыш и физическая активность

Если раньше малыш мог быть слишком активным в физическом плане, то к 4 годам эта активность может угаснуть, он становится более усидчивым и уже умеет сосредотачиваться на чем-то наиболее интересным. Теперь родителям может потребоваться уговаривать малыша больше гулять или бегать.

Психологи и врачи рекомендуют родителям как можно больше гулять с детьми на улице, чтобы они больше двигались. Тем более что в таком возрасте у них уже, как правило, есть друзья и прогулки сопровождаются активными играми как у мальчиков, так и у девочек.

4 года – самое время записать его в спортивный кружок. В идеале спортивные занятия совмещать с классами по развитию, чтобы личность развивалась всесторонне.

Спортивные кружки имеют такие преимущества для четырехлетки:

  • энергия направляется в нужное русло;
  • вырабатывается привычка регулярно двигаться;
  • формируются новые навыки и привычки;
  • воспитывается характер.

Характерной чертой современного поколения детей является их двигательная лень, поскольку многим малышам гаджеты заменили активные дворовые игры. Родители должны это знать и не допускать, чтобы ребенок проводил все время за телефоном или планшетом.

Полноценное развитие ребенка в 4 года невозможно без формирования двигательной активности. Он к этому возрасту должен уметь играть с мячом, взбираться на стенку, а также выполнять такие действия:

  • imageпрыгать и кувыркаться;
  • стоять короткое время на одной ножке;
  • самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице;
  • крутить педали детского велосипеда;
  • рисовать фигуры, человека или простых животных;
  • самостоятельно есть вилкой и ложкой;
  • строить башню;
  • чистить зубы, самостоятельно одеваться и раздеваться.

Не стоит переживать, что малыш в этот период становится худым и вытягивается. Не нужно его усиленно кормить в это время. Все связано с возрастными изменениями. Для повышения иммунитета и развития полезны занятия спортом:

  • футболом для мальчиков;
  • гимнастикой для девочек;
  • лыжами;
  • плаванием и т.д.

Что должен уметь ребенок в 4 года и знать: развитие интеллекта

imageВ 4 года оценивать уровень развития малыша по тому, что он умеет и знает, сложно, поскольку в основном все умения и навыки сформированы родителями, а истинный потенциал может быть еще не раскрыт.

Попробуйте обсуждать с ребенком книги, впечатления и многое другое, что он знал, как можно выражать мысли и делать определенные выводы. Для расширения кругозора приобщайте малыша к культурной жизни: посещайте новогодние спектакли, водите в детский театр и на разные мероприятия, смотрите познавательные мультфильмы, обсуждайте с ним увиденное.

В 4 года ребенка можно начинать учить чтению и основам математики. Как правило, в таком возрасте он умеет произносить все звуки (возможно, за исключением «р» и шипящих). Родители должны научить ребенка грамотно выражать свои мысли, а также связанности.

Учить с ребенком буквы лучше начинать с наиболее простых в плане произношения и заканчивать сложными. Их можно с ребенком вылепить из пластилина или выкладывать из подручных материалов. Что бы вы ни принялись изучать, делайте это в игровой форме – это касается и стишков, и песен, и иностранных языков. Также ребенок должен не просто заучивать тексты, но и знать, о чем идет в них речь.

Этот возраст еще называют временем «почемучек», когда малыши хотят знать все и постоянно задают вопросы, ответить на которые родители могут не всегда.

Развитие моторики и игры для детей 4 лет

Если вы еще не отдели малыша на спортивные занятия, то для развития крупной моторики очень важны домашние занятия гимнастикой, а также подвижные уличные игры – прыжки, бег и многое другое. А для развития мелкой моторики хороши рисование и лепка. Обычно к 4 годам дети уже умеют рисовать подобие человечков, а также копировать простые рисунки.

На улице и в саду детишки уже знают, как играть вместе, они очень интересуются сюжетно-ролевыми играми, например:

  • в детский сад;
  • в дочки-матери;
  • врачей и больных;
  • водителей и пассажиров;
  • магазин и многое другое.

Как правило, и мальчики и девочки интересуются играми в «семью»: используют кукол как членов семьи, укладывают их «спать», возят на «прогулку» и готовят «еду». В данном возрасте детишки уже знают некоторые отличия между мальчиками и девочками, появляются характерные увлечения, девочки больше любят наряжаться и стоять перед зеркалом, а мальчики больше интересуются домашними инструментами, устройством разных предметов техники.

Ребенок в 4 года: психология и характер

imageВ таком возрасте родители часто сталкиваются с резкими переменами в характере своего чада. Если вы видите, что пессимистично настроен и жалуется, что с ним не хотят дружить, не переживайте. Родители должны знать, что все это является проявлениями переходного возраста. В это время ранний период детства плавно переходит в более осознанный. Ребенок становится более уязвимым с психической точки зрения, начинает испытывать новые для себя эмоции:

  • грусть;
  • разочарование;
  • стыд;
  • обиду и многое другое.

Очень остро малыш переживает ситуацию, когда родные забывают его похвалить за выполнение определенных действий.

Кроме этого, родители должны пересмотреть свои отношения с детьми. Возможно, они перестали им уделять должное внимание и пустили досуг ребенка на самотек. Чаще всего поведение малыша формируется за счет подражания взрослым, поэтому очень важны совместные занятия и игры.

Благодаря активному общению ребенка с ровесниками и совместным играм, он уже не так активно делится с родителями впечатлениями, он уже имеет право на свои секреты.

Что касается социального развития, то вот что к 4 годам малыши обычно знают и умеют:

  • умеют находить друзей и играть друг с другом;
  • делятся игрушками с другими;
  • понимают, что просят родители и могут им подчиняться, но лишь тогда, когда просьба не противоречит их желанию;
  • дети становятся более независимыми;
  • способны выражать гнев словами, а не физически.

Кроме этого, в большинстве случаев малыши могут путать сказки и сны с реальной жизнью, родители должны объяснить им разницу.

Речь и коммуникация

imageК 4 годам речевые способности уже достаточно развитые, незнакомые люди обычно уже хорошо понимают малышей. Поводом обращения к логопеду является неправильное произношение большинства звуков. Также в 4 года детишки начинают активно добавлять в свой лексикон слова, подслушанные от родителей, смысл которых они знают не всегда. Родителям рекомендуется внимательно следить в это время за своей речью, особенно это касается нецензурных слов.

Активно пополняется словарный запас малыша и во многом является отражением его мыслительной деятельности. Большинство детей умеют просто и логично отвечать на вопросы и выражать словами чувства «Красиво!», «Вот это да!» и т.д.

Многие любят петь, самостоятельно придумывают песенки и слова. Коммуникационные способности детей в 4 года преимущественно такие:

  • четкое формирование мыслей, применение сложных предложений;
  • умение называть правильно как минимум 4 цвета и формы;
  • некоторые умеют писать свои имени и могут называть некоторые буквы;
  • лучше знают, как идет время и как выглядит режим дня (например, что по утрам завтракают, ночью спят и т.д.);
  • способны выполнять несколько требований, которые просят родители. Так, если родители говорят сначала почистить зубы, потом умываться, а потом лечь в кровать, то ребенок способен выполнять такие действия.

Также малыши умеют распознавать дорожные знаки и логотипы. Желательно, чтобы в таком возрасте дети знали и могли называть при необходимости:

  • имя и фамилию;
  • адрес проживания;
  • имена родителей;
  • другие данные.

Поводы для беспокойства в 4 года

Развитие ребенка в 4 года во многом зависит от индивидуальных особенностей, социальных условий и т.д. Сильно переживать, что он в своем возрасте не умеет и не знает чего-то, что умеют и знают ровесники, нельзя. Однако если у четырехлетки наблюдаются слишком заметные признаки отставания в плане развития от других малышей, стоит повести его к врачу и принять соответствующие меры.

Причинами для беспокойства являются такие явления:

  • imageпостоянная боязнь или стеснение, или же частые проявления агрессии;
  • боязнь оставаться с няней, бабушкой или воспитателями в саду, страх остаться без родителей;
  • отсутствия желания играть с другими детьми;
  • ограниченные интересы;
  • нежелание идти на контакт с людьми;
  • не может запомнить свое имя и фамилию, назвать их при необходимости;
  • не способен выражать широкий спектр эмоцию;
  • не умеет строить башню из кубиков;
  • не может провести линию карандашом;
  • отсутствие навыков самостоятельного приема пищи или приема ванны;
  • ребенок не может одеваться и раздеваться сам, чистить зубы, мыть и вытирать руки.

Также нужно обратить внимание на то, что малыш отказывается делать то, что он без проблем умел делать до этого. Обязательно сообщите врачу о подобных явлениях, часто это свидетельствует о замедлении развития или его нарушении. Однако все лечится.

Во многом успешному развитию ребенка способствуют родители. Очень важно, чтобы они не препятствовали его желанию знать больше и учили его правильно общаться с другими – не мешать при разговоре взрослым, благодарить их за подарки и действия. Кроме того, поощряйте артистические навыки малыша и помогайте их развивать, не настаивайте заниматься его тем, чем ему не нравится.

Как мы видим, в 4 года дети уже многое умеют и знают. Родители должны при этом не мешать им познавать мир и всячески способствовать тому, чтобы малыши стремились узнать о нем больше.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий