Что делать, если ребенок пишет с ошибками: 10 полезных советов

Главная » Новости » Что делать, если ребенок путает или пропускает буквы на письме?

Что делать, если ребенок путает или пропускает буквы на письме?

Родители часто беспокоятся, что ребенок даже с хорошим звукопроизношением, при овладении письменной речью допускает много нелепых ошибок. Путает буквы «у» и «и», «б» и «д», «с» и «з», мягкие согласные с твердыми, а мягкий знак вообще выпускает. Некоторые учителя считают, что эти глупые ошибки ребенок совершил из-за невнимательности, но на самом деле, их причина логопедическая – недоразвитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Называются такие стойкие повторяющиеся ошибки на письме дисграфией, о которой и поговорим в этой статье.

Что такое дисграфия.

Механизм овладения письменной речью – сложная мыслительная операции, в процессе которой участвуют сразу несколько анализаторов: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, моторный, кинестетический. Сначала мы слышим звуки, затем проговариваем про себя, затем переводим акустический образ в символ, обозначающий ту или иную букву, и только потом движем рукой по листу бумаги в разных направлениях, чтобы передать услышанное на письме. Если ребенок допускает в тетради одни и те же ошибки: пропуски букв, замены, перестановки, добавление новых букв или слогов, это нарушение навряд ли можно назвать безграмотностью. «Трва» вместо трава, «етс» вместо «ест», «в гону» вместо «в году», «тясы» вместо «часы», «гупы» вместо «губы» или ошибки в построении грамматической конструкции: нет зеленая платий, пять стеклянный окна и т.п. Если эти ошибки имеют стойкий характер, то речь идет о нарушении работы зрительного, слухового или других анализаторов. В связи с этим дисграфия делится на несколько видов:

  • Акустическая.
  • Артикуляторно-акустическая.
  • Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза.
  • Оптическая дисграфия.
  • Аграмматическая дисграфия.

Акустическая дисграфия.

Это как раз тот случай, когда ребенок путает звуки именно потому, что он их недослышит. На почве нарушения распознавания затруднена слуховая дифференциация акустически близких звуков: С-Сь, Т-Ть, Л-Ль, П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-З, Ш-Ж, С-Ш, З-Ж, Ч-Ц, Ч-Щ и других. Подобные нарушения приводят к заменам звуков сначала в устной речи, а затем и буквенным – на письме. Ребенок пишет так же, как и произносит: «калман» вместо «карман», «патка» вместо «пятка», «зказал» вместо «сказал», «чётка» вместо «щётка» и т.п.  В моей практике был мальчик, который говорил в нос, поэтому многие ротовые звуки были с носовым оттенком, он писал «на бену» вместо «на беду», потому что так слышал эти звуки.

Коррекция акустической дисграфии ведется с опорой на сохранные анализаторы: зрительный и кинестетический. Перед написанием буквы ребенок произносит соответствующий звук вслух, проверяя кинестетические ощущения, то есть положение языка, губ, зубов, участие голоса и шума при воспроизводстве конкретной фонемы. Поскольку все звуки речи отличаются друг от друга местом, способом образования, наличием или отсутствием голоса и шума, то отличить одну артикуляторную позу от другой не составит большого труда. Позже, переводя фонему в графему, закрепляем полученный кинестетический образ зрительно.

Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Суть этого нарушения – отсутствие правильного произношения некоторых звуков. Проявляется в заменах и пропусках букв, соответствующих дефекту устной речи. «Сапка» вместо «шапка», «шапоги» вместо «сапоги», «сапля» вместо «цапля» и т.п. В основе артикуляторно-акустической дисграфии лежат не только трудности слуховой дифференциации звуков, но и неправильное удержание артикуляторной позы при произнесении звука. Например, ребенок не различает на слух звуки «с» и «ш», но ему надо на что-то опереться при овладении их артикуляцией, и он удерживает язык, губы, зубы в одном и том же положении при произнесении и свистящего, и шипящего звука.

Коррекционная работа заключается в своевременной помощи по воспитанию слуховой дифференциации фонем. Необходима постановка и автоматизация отсутствующего звука. Основной задачей является – научить ребенка удерживать правильную артикуляционную позу для каждого дефектного звука. Таким образом, первоначально работа ведется с устной речью, позже с письменной.

Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза.

Нарушение языкового анализа и синтеза может наблюдаться при ОНР (общем недоразвитие речи) как несформированное умственное действие, не сочетающееся с акустической дисграфией. Данный вид нарушения включает в себя:

  • Анализ предложения на слова;
  • Слоговой анализ;
  • Фонетический анализ.

Ребенок не умеет делить предложения на отдельные слова, пишет слитно два-три слова, предлоги с существительными («пасматрелнаниво»), застревает на одном звуке («МагазиМ»), предвосхищает один звук в пределах слова (на деВеВьях»), в пределах предложения (« жуКчат ручейКи»), смешивает звуки («лептбау» — лепят бабу) и т.п. Для этого вида дисграфии свойственна полная непредсказуемость ошибок.

Для коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза необходимо научить ребенка вычленять из речи предложение, из предложения – слово, делить слово на слоги, четко очерчивая границы слога, и, наконец, вычленять фонему в слоге. Для этого используются специальные упражнения, а также отхлопывание слов при делении их на слоги, нахождение местоположения звука в слове. Фиксируется последовательность соединения букв в слово. Работа ведется в направлении выравнивания западающего звена.

Оптическая дисграфия.

Этот вид дисграфии не зависит от состояния устной речи и проявляется даже у тех детей, которые чисто говорят. В основе нарушения лежит недостаточная сформированность оптико-пространственных представлений. Ребенок путает написание элементов букв. Вместо «в» пишет «д», вместо «а» — «о», вместо «ш» — «и», вместо «щ» — «ш», то есть путает похожие буквы. Все буквы в русского алфавита состоят из небольшого набора одних и тех же элементов: палочки, овалы, крючочки, загогулинки, полукруги. По-разному комбинируясь по количеству и пространственному расположению, эти элементы образуют буквенные символы. Недописывание элементов букв свидетельствует о недоучете их количества. Зеркальное изображение букв говорит о неверной ориентированности в пространстве.

Работа по устранению оптической дисграфии начинается с уточнения ориентации в пространстве и на плоскости, верно ли ребенок ориентируется в собственном теле: правая-левая рука, верх-низ, спереди-сзади. Ребенка просят поставить точку в правом верхнем углу бумаги, провести линию вниз в правый нижний угол, затем в левый верхний и т.п. Нужно также лепить буквы из пластилина, выкладывать из веревочки, чтобы понять, какими элементами они отличаются. Затем навыки написания букв закрепляются в тетради сначала изолированно, затем в составе слогов, слов, предложений и, наконец, в тексте.

Аграмматическая дисграфия.

Этот вид дисграфии стоит особняком, поскольку появляется только при изучении грамматических правил, примерно с 3 класса. Например, ученик пишет «много палец» вместо пальцев, «серый кошка» и т.п. Это обусловлено недоразвитием лексико-грамматического строя устной речи. Письменная речь требует анализа структуры слов и их синтаксических связей: изменения слов по родам, числам и падежам, навыка словообразования с помощью приставок и суффиксов, умения согласовывать существительные, прилагательные и числительные в роде, числе и падеже и т.д. На письме аграмматическая дисграфия проявляется искажением структуры слов, замены суффикса падежными окончаниями, нарушением предложных конструкций, согласований, неумением конструировать предложения.

Для устранения аграмматической дисграфии очень важна профилактика этого нарушения. Родители еще в дошкольном возрасте должны учить детей грамотно оформлять свою речь. Если же ребенок неправильно употребляет грамматическую форму каких-либо слов, например, говорит «мама заходит из дома», нужно объяснить ему смысловое значение этой конструкции. Далее необходимо учить ребенка самостоятельно образовывать грамматические формы по аналогии, например, сахар – сахарница, перец-перечница, суп-супница, хлеб-хлебница, конфеты – конфетница и т.д. Если же у ребенка наблюдаются стойкие грамматические нарушения в школьном возрасте, стоит вести коррекционную работу по формированию грамотной устной речи и изучать правила русского языка. При затруднении используют схемы.

Скудость словарного запаса, неумение грамотно выразить свою мысль и правильно записать ее в виде распространенного предложения, недоразвитие причинно-следственных связей приводят к тому, что школьники в старших классах не умеют грамотно писать сочинения и изложения. При обнаружении у ребенка подобного рода ошибок следует обратиться за помощью к логопеду для выявления предпосылок возникновения того или иного вида дисграфий и определения направления коррекционной работы

В рубриках: Новости, Школа развития речи | Комментарии к записи Что делать, если ребенок путает или пропускает буквы на письме? отключены—>

Обучение ребенка

Советы родителям о том, как заинтересовать ребенка искусством письменного слова

Ребенок не любит писать: что делать?

Обучение письму – это непростая задача. Если у вашего ребенка есть проблемы с преобразованием мыслей в слова или с их написанием, процесс освоения письма может восприниматься им, как тягостный и неприятный. Необходимость изучения правил или просто незаинтересованность мешают ребенку открыть для себя волшебство и уникальность письменного слова. Все же письмо – это один из важнейших навыков, и, как бы там ни было, мы должны помогать детям осваивать его, чтобы предотвратить негативные последствия, связанные с неграмотностью.

Конечно, родители хотели бы видеть, как их дети растут и учатся писать уверенно, грамотно и к тому же получают удовольствие от использования письменной речи. В этом нет ничего невозможного! У детей все происходит динамично, и часто их незаинтересованность сменяется подлинным энтузиазмом. Хотя письмо – это непросто, оно является чудесным способом делиться историями и секретами, остротами и шутками, излагать тревожные подростковые мысли, играть, убеждать людей и придумывать все что угодно. Все это открывает ребенку возможность полюбить этот удивительный процесс.

Вот несколько способов, используя которые, родители могут помочь своему ребенку преодолеть свое нежелание писать.

Позвольте ребенку упорно потрудиться

Дети иногда считают, что они должны делать только то, что у них получается легко и непринужденно. Если вы хвалите детей за результат, то подкрепляете их мысль о том, что тяжелая работа свидетельствует о неумении человека сделать что-то хорошо. Освоение письма – трудная работа, для некоторых детей даже более трудная, чем для других, и это абсолютно нормально. Невозможно все делать хорошо и быстро. Мы можем помочь детям научиться писать более уверенно, если будем признавать их усилия, упорную работу и, даже более того, ожидать и поощрять ее.

Письмо должно иметь для детей смысл и значение

Если мы просим детей делать что-то сложное, это, по крайней мере, должно иметь для них осмысленное значение и стоить затраченных усилий. Умение писать поздравительные открытки, тайные записки, вести дневник, написать письмо Дедушке Морозу, подписывать фотографии или письменно излагать убедительные доводы о причинах получения определенного подарка на день рождения имеет для ребенка гораздо большее значение, чем школьная тетрадь. Обеспечьте детей хорошими письменными принадлежностями. Почаще просите излагать свои мысли на бумаге. Помогите им найти и обрести для себя смысл и ценность выполнения домашних заданий.

Вначале нас посещают мысли, поэтому они должны быть в приоритете

Многие дети испытывают психологический барьер перед написанием чего-либо, потому что боятся сделать ошибки. Орфография и пунктуация важны, но только для того, чтобы помочь нам выразить свои мысли. Сосредоточьтесь на самом процессе, а знание правил оставьте на потом. Изобретательность, свободно примененная в письменном изложении своих мыслей, позволяет детям использовать весь свой словарный запас. Если дети беспокоятся о правописании, поощряйте их сначала записывать свои мысли так, как они считают нужным, и лишь потом проверять орфографию. Также и вы, когда читаете детские записи, в первую очередь интересуйтесь содержащимися в них мыслями, а уж потом технической стороной процесса.

Ошибки – это нормально и нет ничего страшного в том, чтобы их исправить

Хорошо писать вовсе не значит делать это правильно с первого раза. Любимая книга вашего ребенка тоже претерпела множество редакционных изменений, прежде чем стала интересной и захватывающей. Приучайте детей пересматривать и проверять выполненную работу, воспринимая этот процесс больше как усовершенствование, чем коррекцию и исправление. Когда вы сами занимаетесь исправлением детских ошибок, в первую очередь обращайте внимание на причины неправильного написания. Помогайте детям придумывать другие возможные варианты. Учите их искать грамотное написание сложного слова, знакомьте с перечнями слов в их нормативном написании, т. е. со существующими словарями (в том числе электронными). Детям необходимо научиться самим искать ответы на вопросы правописания, тогда они будут лучше запоминать новую для себя информацию.

Способы обучения бывают разными, уважайте особенности вашего ребенка

Разным детям подходят разные способы обучения. Чтобы рассчитывать на хорошие результаты, нужно помочь ребенку понять и определиться с тем, какой способ обучения подходит ему лучше всего. Некоторые дети учатся более эффективно, когда говорят или прыгают. У других лучше развита зрительная память. Некоторым нужна тишина, а кому-то – фоновый шум. Некоторые дети делают записи сумбурно и схематично. Другие же подходят к этому процессу системно и логически. Все способы хороши, нужно использовать тот, который больше всего подходит вашему ребенку.

Игры в слова

Процесс обучения эффективен тогда, когда дети получают от него удовольствие. Наш язык очень богат и интересен. Игры в слова и просто игры с использованием речи – отличный способ интересного обучения письму. Придумывайте каламбуры. Подбирайте омонимы. Вспоминайте антонимы. Разгадывайте анаграммы. Давайте аллитерационные прозвища. Сочиняйте забавные стишки. Играйте в настольные игры со словами. При всем при этом уделяйте больше внимания скорости и удовольствию, нежели правильности и точности – это поможет детям с большей охотой и рвением учиться писать слова.

Слова прочитанные и сказанные

Художественные произведения чрезвычайно важны при обучении детей грамотному письму, они способствуют увеличению их словарного запаса, развитию навыков мышления и восприятию себя мыслящим человеком. Тем не менее многому из вышеуказанного можно учиться и в устной форме. Устное повествование, чтение вслух и аудиокниги – все это отличные способы восприятия языка и литературы. Обсуждение прочитанного помогает развивать навыки анализа и обобщения, которые необходимы для освоения письма. Задавайте детям открытые вопросы. Спрашивайте их о том, что они думают о прочитанном и чувствуют, о чем напоминает им данный текст, какие ассоциации вызывает. Рассказывайте о собственных наблюдениях.

Уважайте процесс обучения вашего ребенка

Все дети учатся своими индивидуальными способами и в своем индивидуальном темпе. Письмо может никогда не стать легким занятием для вашего ребенка, но это нормально. Как сказал Томас Манн: «Писатель это тот человек, для которого процесс письма является более трудным, чем для других людей». И сам Томас Манн был в их числе.

Ссылки по теме:

Знакомы ли вам закорючки и каракули трех-четырехлетних детей? Те из малышей, кто уже хотя бы чуть-чуть узнал о значении символов, цифр и алфавита, могут пытаться «писать» записки для родителей. В этих иероглифах кривые линии и подобия букв наползают друг на друга, составляя нечитаемое послание, но малыш так горд своими достижениями и стремится идти дальше! О том, как помочь детям, желающим что-то сообщить письменно, о методиках раннего и позднего обучения, а также о правильных способах подготовки ребенка к освоению письменности в преддверии первого учебного года рассказывает MedAboutMe.

Что это значит: учить писать?

image

Обучение письму даже сложнее процесса обучения чтению. И, к сожалению, подготовка к этому процессу в наше время практически целиком ложится на плечи родителей. В прошлом веке, до изобретения «самопишущих» ручек дети использовали перьевые, заправляемые чернилами приспособления для письма. И первые три года, все три года начальной школы основной упор на занятиях письмом делался на отработке правописания и правильного захвата, потому что при неверном наклоне ручка не писала или оставляла кляксы на листке. Только после освоения письма, после заполнения множества прописей и тетрадок в косую линейку процесс дополнялся изучением правил орфографии. К этому времени значительная часть детей уже усваивала написание слов через моторную память.

В современных школах с письменными принадлежностями все обстоит намного лучше. Да и учебники теперь дополнены «рабочими тетрадями», в которых дети пишут буквально по три строчки каждой буквы и переходят к освоению новых навыков. А сами навыки остаются не закреплены. Вот и появляются двойки во втором классе и грустные рожицы в тетрадках первоклашек «за плохой почерк», «за грязь», неправильные слияния и перечеркивания — ускорение обучения не идет детям на пользу.

Что же делать?

У родителей есть «богатый» выбор: обучать детей письму до школы, следуя методикам раннего развития, развивать и подготавливать малыша исподволь или же надеяться на лучшее и пытаться не обращать внимания на плохие отметки и недовольство педагогов.

Разберем подробно методики подготовки к письму до школы: что предлагают современные курсы раннего развития и особые школьные программы.

Выбираем методику обучения письму

Большинство пособий по обучению дошколят письменности базируется на том же школьном курсе, только значительно «растянутом» во времени. Начиная со штриховки, обведения крупных контуров рисунков, прописи для детей детсадовского возраста плавно перетекают в настоящие школьные пособия. Только на отработку одной буквы предоставляется значительно больше времени и бумажного пространства.

Это совершенно адекватный метод научения, подходящий детям как по возрастным особенностям, так и по интенсивности. Однако не стоит забывать, что ребенок, обучаясь таким образом, например, на курсах раннего развития, получает подобные навыки один-два раза в неделю, и направлены они именно на письмо. А сам процесс письма, даже на стадии простого обведения букв размером в половину странички уже требует наличия некоторых моторных навыков, и в дальнейшем должен подкрепляться и сопровождаться и другими умениями. Таким образом, стоит воспринимать занятия только как подготовку, не ожидая действительных письменных навыков и хорошего почерка. Более того, обещание научить дошколенка хорошо писать должно насторожить родителей.

Этот негативный фактор, сопровождающий раннее обучение письменности без должной подготовки, к счастью, встречается не так часто. Попытки учить детей-дошкольников писать красиво, хорошим, четким, слитным почерком популяризируются на занятиях для амбициозных родителей, желающих видеть ребенка отличником с первых школьных дней. Однако учителя начальных классов не зря выступают категорически против освоения полноценных письменных навыков до школы: ни мозг, ни моторика, ни психика ребенка к такому не готовы, как бы красиво не выглядели прописи в 4-5 лет, это исключительно вредно для детей.

Цитата Лена Данилова, педагог, эксперт по раннему развитию детей

Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не «устоялась». Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом.

…Научить писать можно и в три, и в четыре, и в пять. Но заставлять трех-четырехлетнюю кроху писать по часу в день, внимательно следя за правильным изображением каждого элемента букв, не только бессмысленно, но и жестоко. А по-другому добиться установки хорошего почерка невозможно.

В противовес раннему обучению письменности методика вальдорфских педагогов предполагает максимальное развитие моторики, причем как мелкой, так и крупной, а также тщательное закрепление визуального образа букв, освоение правильного захвата, и только потом — переход к письму. В среднем школьники вальдорфских школ получают ручки и тетрадки в 3-м классе, пройдя через периоды рисования мелками на доске, палками на земле и «выписывания» букв руками и ногами в воздухе. Это отличная вводная программа, исподволь позволяющая ребенку освоить все элементы букв, закрепить их правила написания, развить мелкую моторику и координацию в цепочке «глаз-рука». Вот только где взять столько времени на подготовку вне обучения по вальдорфской программе?

Мария Монтессори, известный педагог, разработавший собственную систему раннего развития, подошла к процессу обучения письму с совершенно неожиданной стороны. Ребенок «по Монтессори» учится чтению через письмо. Обводя пальчиком письменные буквы (сейчас это доступно на планшетах и сенсорных мониторах, а раньше — на кубиках и специальных пособиях), дети запоминают букву через движение руки. Это и чтение, и навык письма сразу.

В целом весь процесс логичен и довольно прост. Вот только не стоит ожидать от малыша, обучившегося распознавать буквы по данному методу, заполненной открытки для бабушки на 8 Марта. Между освоением чтения, письменности и моторной памятью при обведении пальцем графического изображения находятся еще множество необходимых знаний и умений. И вне зависимости от выбранной программы научения их придется вводить в ежедневный обиход и использовать дома при играх с ребенком.

Нужны ли дошколенку прописи? Подходим к процессу обучения детей системно

Как мы уже сообщали, освоение навыка письменности даже сложнее, чем чтение. Это длительный процесс, требующий трех-четырех лет тренировки. Конечно, большая часть этого времени уходит на подготовку к освоению письма. И именно здесь кроется основное количество ошибок родителей, старательно пытающихся помочь ребенку научиться писать. Заменив подготовку к письму обучению письменности, можно не только отбить у детей все желание писать — ведь получаться будет криво, некрасиво и «грязно» — но и неправильно поставить захват, закрепить неверные навыки. И все это — из-за попыток ускорить процесс научения.

С чего же начать, чтобы навык письма формировался правильно, без затруднений и негативизма у ребенка?

  • Прячем все прописи, ручки и тетрадки

Первое правило: обучение письму в возрасте 4, 5, даже 6 лет начинается не с обучения письму! Школьные прописи, шариковые, гелевые, любые ручки не должны быть первыми принадлежностями, с которыми сталкивается ребенок при освоении письменных навыков.

  • Курсивное письмо — не наш выбор

Несмотря на эмпирические данные и исследования Марии Монтессори о лучшем моторном закреплении округлых форм письменных букв, специалисты настойчиво рекомендуют о курсивном письме до школы не вспоминать. Печатные буквы — вот на чем надо сосредоточиться, конечно, после этапа подготовки.

  • Развиваем мелкую моторику

Это прекрасный способ подготовки к освоению навыков письма. И заниматься развитием мелкой моторики рекомендуют уже с младенческого возраста. К счастью, учить хватать в руки абсолютно все, тыкать пальчиком в нос мишке или надевать на пальцы сушки не сложно, равно, как и играть в «сороку-ворону», «ладушки» и прочие пальчиковые игры.

В 3-4 года основными занятиями для развития мелкой моторики становятся мозаики, паззлы, детские конструкторы из крупных и мелких блоков, игры в машинки, кормление и одевание кукол, игры с пластилином. Родителям стоит добавить в детскую комнату мелки, толстые карандаши, бумагу и мольберт, а также поощрять попытки рисовать палкой на снегу или мелом на асфальте, и начинать учить ребенка пользоваться безопасными детскими ножницами.

  • Осваиваем правильный захват

Правильное положение карандаша, а потом и ручки, — значительная составляющая хорошего почерка. И сами элементы букв разработаны под специфический наклон руки и пальцев, и мышечная усталость при правильном положении пишущего приспособления ниже.

В самом начале, естественно, дети будут держать карандаши, мелки и фломастеры в кулаке. Это нормальное и логичное для раннего возраста положение можно корректировать, как только пальчики приобретут достаточно силы и ловкости. Чтобы ненавязчиво помочь ребенку в освоении правильного положения карандаша, замените его привычные мелки и фломастеры на короткие (можно отломанные, но без острых краев) карандашики. Ребенок инстинктивно постарается взять его кончиками пальцев, что позволит разнообразить нажим на бумагу и легче рисовать. Треугольные карандаши для таких целей наиболее эффективны, с ними же и закреплять правильно положение пальцев намного легче.

Эксперты советуют удерживать карандаш большим и указательным пальцем, при этом «укладывая» его на средний. Но это совершенно нормально, если ребенок начнет держать карандашик тремя пальцами. Для детей-левшей правильный захват немного отличается: письменные принадлежности им приходится держать выше, примерно в 2-3 см от кончика, иначе ведущая рука размазывает строчку. И располагать бумагу левее, под углом к телу.

  • Правильная осанка

Как бы странно это ни звучало, при неверном положении тела научить письму становится значительно сложнее не только для взрослого, но и для ребенка. Неверная осанка приводит к мышечным зажимам, неправильной работе мускулов, снижению концентрации и усталости малыша. Поэтому оптимально для дошколят начинать учиться писать (а также рисовать, раскрашивать, штриховать) на… стенах. Вернее, на вертикальных поверхностях — это наиболее физиологичное положение руки и кисти с карандашом по отношению к телу.

Лучшим заменителем стен в квартире и на улице является мольберт, небольшая доска, расположенная почти вертикально, с незначительным уклоном. Именно на таких мольбертах легче всего отрабатывать правильное положение кисти, осваивать чувство нажима на бумагу.

Альтернатива мольберту — столы и парты, у которых можно регулировать наклон столешниц. Хотя бы при помощи дополнительной доски, закрепленной с одной стороны на подставках.

  • Начинаем учиться писать буквы: в поисках вдохновения

Как только интерес к алфавиту проявлен, и есть желание осваивать написание символов на бумаге, это желание стоит начать стимулировать. Но не надо предлагать четырехлетке «написать свою букву» каждый раз. Лучше запастись магнитами с алфавитом, пластилином, кремом для бритья — ведь так весело писать и смывать буквы со стены в ванной.

В процессе таких игр надо помнить, что ребенок воспринимает форму целиком, и совершенно нормально, если у буквы Ш вдруг окажется шесть ножек. Осваивая вместе рисование кремом или специальными красками в ванне, надписи на каше и на снегу, показывайте малышу элементы букв, различия между Р и В, М и И и т. п. Предлагайте игры в угадайку «Я задумал букву и напишу ее для тебя, но только одну часть.»

  • Играем без насилия

Предложить освоить, как пишется имя ребенка, и подписать открытку бабушке или воспитателю, повесить записку на холодильник с просьбой отметить, чего не хватает в меню или вписать время просмотра мультфильма или поездки в зоопарк — на этих маленьких стимуляциях строится отношение к навыку письма. Игра в почтальона или свое имя на наклейках для книжек, все, что похоже на веселое времяпрепровождение и не заставляет дошколенка напрягаться, поспособствует активной подготовке к освоению настоящей письменности.

Задача дошкольного развития — подготовка к усвоению школьных навыков. Не надо пытаться опередить темпы физиологического развития, но помочь на уже существующем уровне подготовиться к следующему этапу лучше — в условиях современного образования действительно необходимо.

Пройдите тест Готов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Содержание

Написание букв и цифр слева направо считается нормой, но иногда дети отображают графические знаки в обратном или перевернутом направлении. Обычно этот феномен наблюдается в дошкольном возрасте. Ребенок зеркалит буквы и цифры, потому что ему так удобно, причиной такого написания является восприятие зрительных и пространственных образов. В большинстве случаев подобное явление носит временный характер и не нуждается в коррекции. Если зеркальное написание становится устойчивой привычкой, а специальные упражнения результатов не дают, справиться с проблемой помогают психологи, логопеды и неврологи.

Зеркальный почерк у детей, причины и предпосылки

Неправильное написание цифр и букв до школы допустимо и является показателем нормы. Сохранившееся зеркальное отображение в возрасте 7–8 лет — это уже отклонение, требующее коррекции. Чем старше дети, тем сложнее их переучить писать зеркально. Чтобы не возникало трудностей в школе, нарушение нужно устранить и сделать это необходимо до того, как малыш сядет за парту.

image

Склонность к зеркальному почерку внимательные родители замечают еще до школы. Нарушение выявляется при рисовании, когда малыши начинают изображать на листе кружочки, галочки, линии, зигзаги и т. д. Протестировать можно на палочках. Обычно они пишутся сверху вниз. Если видите, что ваш сын или дочь делают это в обратном направлении, скорее всего, есть склонность к зеркальному почерку. Обратите внимание, как ребёнок ориентируется в пространстве и с какими трудностями сталкивается в незнакомой обстановке. Ошибки при определении правой и левой руки, путаница в предлогах, неумение сравнивать форму и величину предметов — всё это предпосылки зеркального почерка.

Прежде чем приступать к коррекционным занятиям, важно выявить причину письменных искажений. Зеркальное написание букв и цифр детьми никак не связано с наследственностью. Это приобретённый навык, на формирование которого влияют разные факторы и обстоятельства. Выделим основные:

  • Специфические ошибки и свойственные зеркальному письму искажения отмечаются у родившихся с доминирующей левой рукой и у переученных левшей. Такие детки очень часто удивляют родителей. Они могут писать сверху вниз, зеркалят цифры и буквы, не делят слова и пишут в одну строчку.
  • Недоразвитость пространственно-временных представлений — еще одна причина зеркальных искажений при письме. Именно от этих представлений зависит грамотность и математические успехи в будущем. Если у дошкольника нарушено восприятие, ему трудно ориентироваться во времени и пространстве, сравнивать предметы, обозначать словами их месторасположение. В итоге плохо усваиваются различия похожих буквенных и цифровых знаков и появляется зеркальное отображение.

Особенность писать справа налево считается одним из проявлений оптической дискографии. Проще говоря, созданный в голове образ не ассоциируется со словом. Воспроизвести это слово ребёнку сложно, отсюда огромное количество искажений и ошибок в написании.

image

Причиной зеркального почерка может стать раннее обучение навыкам письма. Цифры и буквы начинают привлекать деток в 3–4 года. Сначала они их просто изучают и запоминают названия. Со временем пытаются найти знакомые знаки в текстах и пробуют воспроизводить самостоятельно. Такая увлеченность и тяга к освоению нового радует большинство родителей, но не все знают, что в раннем возрасте детки воспринимают буквы и цифры как рисунок, а не как символ, и им все равно, в какую сторону будут повернуты знаки. Не спешите обучать грамотности и загружать малышей занятиями. Отделы мозга, отвечающие за освоение письма, созревают к 7–8 годам. До этого возраста «незрелость» может стать причиной зеркального почерка.

Написание в зеркальном отражении может быть связано с неврологическими отклонениями: задержка речевого развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, эпилептический синдром и т. д. Коррекция в таких случаях бесполезна. Прежде чем учить писать правильно, ребёнка нужно вылечить. Только врач может выявить причины, прояснить ситуацию и сделать необходимые назначения.

Как отучить ребёнка писать буквы и цифры зеркально, общие рекомендации и упражнения для коррекции

Не паникуйте и не ограничивайте желание что-то писать, если увидели, что буквы или цифры получились корявыми. Дошколята только учатся стилю написания и осваивают умение двигать рукой в нужном направлении. Маленьким детям трудно выполнять сразу несколько задач, поэтому свои ошибки они могут просто не заметить.

Чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире цифр и букв и все делал правильно, добавьте в распорядок дня коррекционные упражнения и сделайте их максимально интересными.

Начать необходимо с развития правильной ориентации в себе. Ребёнок должны четко усвоить где правая и левая рука, безошибочно находить правый глаз, левую ногу и т. д.

image

На следующем этапе усваиваются пространственные представления. Дети учатся определять местоположение предметов относительно своего тела (дверь справа, окно слева и т. д.). Постепенно задачу усложняют определением расположения предметов по отношению друг другу (ручка справа от тетради, телевизор слева от дивана). Чтобы новые знания закрепились и сохранились в памяти, заниматься желательно каждый день.

Знакомство с буквами и цифрами должно быть ненавязчивым и увлекательным. Развесьте в комнате яркие, привлекающие внимание, картинки и плакаты с буквенными и цифровыми знаками. Пусть малыш запоминает, как они выглядят. Со временем это вызовет желание отобразить их самостоятельно.

Занимайтесь, играя и учитывая возраст. Можно рисовать цифры и буквы, используя трафареты. Выстраивайте их из кубиков, лепите из пластилина и слоеного теста, конструируйте из макарон, счётных палочек, веточек и других подручных материалов. Ребёнку не должно быть скучно – это главное правило, которое распространяется на любые обучающие и коррекционные занятия по исправлению зеркального написания.

Дети-левши первые в группе риска среди тех, кто имеет склонность зеркалить буквы и цифры. Если к 6 годам левая рука оказывается доминирующей, внимательно следите за поведением и пространственной ориентацией. Чтобы зеркальность написания не закрепилась, ребёнок еще до школы должен освоить основы расположения окружающих предметов.

Письменные упражнения

Эффективность занятий по коррекции зеркального почерка зависит от последовательности. Необязательно тренировать технику исполнения сразу всех элементов. Ребенку сложно воспринимать и запоминать большой объём информации. Более результативной будет работа над ошибками по исправлению 1–2 буквы и цифры в день.

image

Не усложняйте занятия, предлагая слоги и целые предложения. Начинать нужно с буквенных знаков. Их в русском алфавите 33 и не все вызывают затруднения. Чтобы упростить задачу, родители должны знать, в каких буквах чаще допускаются ошибки. Выделим 3 группы:

  • Буквы А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш симметричны и написать их зеркально не получится. Этот буквенный ряд, а также цифры 0 и 8, можно сразу исключить.
  • Буквы, развернутые в левую сторону (3, Л, У, Ч, Э, Я) логопеды называют хулиганками. Именно их чаще всего пишут не в ту сторону. Здесь может помочь слуховая и зрительная память. Детям необходимо просто запомнить и заучить их до автоматизма.
  • Работая с буквами Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, подробно объясняйте правильность написания. Пусть ребёнок расскажет из каких элементов буква состоит и куда направлена (вправо или влево). Очень эффективны занятия по прописям, когда есть возможность обводить готовые контуры отдельных элементов буквенных знаков. Во время занятий внимательно следите за процессом, указывайте на неправильные действия и сразу исправляйте ошибки.

С цифрами проводится аналогичная работа. Зеркальность в математике проявляется ярко, почти все цифры можно написать в искаженном виде. Очень хорошо тренироваться правильному написанию, используя тетрадки в клеточку. Ребёнок должен научиться отделять необходимое количество клеток вверх, вниз, вправо и влево. К полноценному написанию цифр можно приступать после освоения отдельных элементов (палочки, кружочки, косые линии и т. д.).

image

Убедившись, что ребёнок пишет правильно, продолжайте отслеживать его письменные работы. Привычка писать в зеркальном отражении может вернуться. Для профилактики проверяйте направление письма и своевременно исправляйте ошибки.

Выводы

В норме зеркальное написание цифр и букв должно пройти в начальной школе. Если этого не происходит, нарушение приобретает устойчивый характер. Закреплённый навык искажает мышление, что негативно сказывается на умственных способностях и успеваемости школьников. Помочь детям могут врачи и сами родители. Заметив отклонения, приступайте к коррекционным занятиям. Если не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Главное, не оставлять ошибки в написании букв и цифр без внимания и надеяться, что с возрастом всё наладится.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий