10 лучших игр, развивающих мышление у детей-дошкольников и младших школьников

image

Игры на развитие мышления для детей помогут был сообразительный и мог с легкостью решать логические задачи ему необходимо с малых лет развивать его мышление.

Развивать ребенка необходимо с младенческого возраста, ведь это улучшает память и помогает расширить кругозор своей фантазии. Тем более, что для развития мышления можно воспользоваться настольными и стратегическими играми.

Каждый заботливый родитель спешит все самое лучшее вложить в воспитание своего чада, мышление является неотъемлемой частью в успешном развитии ребенка.

На просторах интернета множество разной информации о развитии мышления разных возрастов ребенка, и какой именно лучше выбрать метод развития мышления вашему ребенку.

В этой статье я хочу наиболее детально обсудить эту тему и посоветовать несколько игр которые наиболее эффективны в развитии мышления ребенка в возрасте от 2- 7 лет.  Будет интересно многим родителям узнать какие именно игры позволят эффективно развивать мышление ребенку.

Игра для развития мышления ребенку от 2- 3 лет

  1. » Загадочный мешок», вам необходимо собрать несколько видов игрушек и предметов, поместить их в мешок. Все это необходимо сделать чтобы ребенок не видел какие именно предметы вы положили в него. Затем он вытаскивает игрушку и должен назвать, что это за зверь или предмет.
  1. «Найди лишнее», такая игра отлично развивает внимание и логическое мышление. Вам понадобиться несколько листов бумаги или большой ватман, нарисуйте на нем несколько вариаций картин схожих по смыслу, но обязательно что бы было несколько неуместных предметов. Например: солнце, море, песок, снеговик. Исходя из такого рисунка ребенок должен выбрать лишнее-снеговика.
  1. » Закрывание фломастеров», отлично поможет развить память мелкую моторику. Благодаря такой простой игре вы сможете успешно добиться того, что бы малыш уже активно различал цвета. Вам понадобятся разные фломастера, откройте их и смешайте. Пусть ребенок сам возьмет крышку и надеть на соответствующий по цвету фломастер.

Игры на развитие мышления ребенку 3 — 4 года

  1. «Кухня» — это игра стала любимицей среди мамочек у которых имеются прекрасные дочурки. Мама выкладывает все возможный инвентарь из кухни, это могут быть банки и крышки, кастрюли. Разложите перед ребенком все эти предметы и пусть он сам подберет для каждого предмета Крышку к нужной банке, так же с крышками от кастрюли.
  2.  «Листья»- это игра особенно хороша в осеннее время, но так же можно играть в нее и в летний период. Вам понадобятся разные листья от деревьев, а так же можно воспользоваться листьями с различных кустов ягод. Возьмите эти листья, обрисуйте дома с малышом и пусть потом он сам подберет к каждому рисунку нужный листик и назовет с какого он дерева.
  3. «Съедобное — не съедобное», в такую игру лучше всего играть сразу нескольким ребятам. Играя в такую игру вам необходимо приобрести мяч. Пусть дети станут друг напротив друга, и кидая мяч будут называть фрукт или предмет что угодно. А другой должен ловить если съедобный фрукт, а если нет оттолкнуть мяч.
  1. » Кому что понадобиться?», эта игра поможешь развить воображение и память. Вам просто нужно спросить у своего чада вопрос, на который он должен ответить перечисляя разные предметы. Например: Что нужно врачу? — халат, шприц, бинт, очки.

Учителю-указка, очки, мел и т.д. Таким образом вы сможете понять на то необходимо больше уделить внимание и постараться наиболее детально объяснить ребенку, что ему не совсем понятно.

Игры на развитие мышления детей в возрасте 4 — 5 лет

1.»Отгадай-ка по описанию», такая игра поможет развить речь ребенку и закрепить знания о понятиях. Вам необходимо наиболее подробно описать тот или иной предмет, животное, еду и т.п. Задача ребенка по вашему описанию назвать правильный ответ. Например: он живет в лесу и говорит Ау, он дикий и имеет серый окрас. Ответ: волк.

2.»Что из чего состоит», вы должны назвать любой предмет, а ребенок подробно описать. Например: и с чего состоит дерево? — листья, ствол, ветки и т.д. Таким образов вы научите его анализировать и выделять главные аспекты из всего общего.

3.» Все по полочкам», такой игрой отлично развивать логическое мышление ребенку. Вам понадобятся различные картинки разной категории предметов, фруктов или овощей. Вы предложите ребенку разложить их по категориям, все что бы было на своих местах. Например: овощи — это кабачок, капуста, огурец, к фруктам — клубника, малина и т.п.

Игры на развитие мышления в возрасте 5 — 6 лет

1.»Графические», такие игры помогают развивать логическое мышление. Вам понадобятся различные картинки в которых нарисованы лабиринты, кружки или предметы. Можно купить специальную тетрадь в которой собраны все виды игры на данную тематику. В них требуется убрать лишний предмет, разукрасить определенный предмет, найти выход из лабиринта.

  1. » Шахматы», они есть наверное абсолютно в каждом доме. Они являются неким тренажером для мышления и логики, а так же отлично развивает математические способности. Игра в шахматы требует от ребенка усидчивости и хорошей памяти, концентрации внимания.
  1. » Холодно! Горячее!», эта игра знакома нам всем еще с детства ведь наверное каждый в нее играл когда собирались компаниями во дворе.  Дома вы можете играть с ребенком в такую игру без особого труда, вам понадобится игрушка и спрятать её в укромное место. Задача ребенка найти игрушку исходя из ваших подсказок. К примеру вы спрятали игрушку высоко на шкафу и подсказывайте: влево пройти, смотри выше и т.п. Таким образов вы сможете понаблюдать за реакций ребенка и его навыками ориентироваться в пространстве.

Игры на развития мышления 6 -7 лет

  1. » Я возьму с собой», эта игра является отличным способом ориентирования ребенка в окружающем мире, а так же в предметах. Вы можете разложить перед ребенком различные смысловые картинки и задавать вопрос, а он должен выбрать что ему необходимо для этого. Например: что ты возьмешь с собой в лес? — палатку, спички, плед и т.д. Или можете просто задать ему вопрос, а он ответит в устной форме. Например: в школу что ты возьмешь с собой? — портфель, тетрадь, ручку, пенал, учебник и т.д.
  1. «Сравнение». Вы задаете ребенку весьма простые вопросы на которые он прежде чем дать ответ должен не много проанализировать. Например: вот тополь, а вот яблоня. Какое дерево из этих двух выше?
  1. » Правда-ложь», таким образом ваш ребенок сможет различать, где истинная правда, а где ложь путем самоанализа и логического мышления. Вы можете задавать абсолютно разные вопросы на которые ребенок должен ответить» правда» или » ложь». К примеру: все люди постоянно спят-ответ ложь. Картошка растет на дереве — ложь. Зимой идет снег-правда.

Игры на мышление набирают все большую популярность, потому что в повседневной жизни мы не особенно часто тренируем свой мозг, а «размять» его хочется, и приятнее всего это делать в игровой форме. К тому же, если мышление не развивать, оно постепенно деградирует. Известная фраза гласит: «Как мы мыслим, так мы и живем!» То есть если человек медленно думает, значит он медленно принимает решения, медленно действует, медленно живет. Но мир вокруг нас изменяется очень быстро. Поэтому достичь успеха в нем возможно, только если успевать перестраиваться или даже идти на шаг впереди.

Игры, развивающие мышление, научат Вас совершать действия в уме, просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, анализировать, выделять главное, обобщать и делать соответствующие выводы. Все эти навыки обязательно пригодятся Вам в повседневной жизни: столкнувшись с трудными задачами в реальных жизненных ситуациях, Вы сможете решить их намного проще.

С помощью наших онлайн-игр на мышление Вы значительно улучшите память, воображение, способность анализировать и даже скорость реакции.

Давайте разберемся в терминологии – что такое «мышление»? С точки зрения физиологии и психологии, наиболее правильным считают следующее определение: «Мышление – это высшая ступень познания и теоретического освоения окружающего мира на основе знаний, представлений и умозаключений». То есть, когда Вы на основе своих знаний делаете определенные выводы, Вы мыслите. Мышление тесно связано с действием и речью. Таким образом, Вы тренируете мышление, совершая действия в уме, анализируя ситуацию и выводя новые суждения даже в игре. Именно подобную тренировку мы и предлагаем взрослым в играх для мышления.

  • Большая рыба

    Развивает способности:

    • Быстрота мышления
    • Зрительное сканирование

    Подробно

  • Вращающийся пазл

    Развивает способности:

    • Анализ и синтез
    • Осмысленность восприятия
    • Предметность восприятия

    Подробно

  • Пирамидстрой

    Развивает способности:

    • Воображение
    • Быстрота памяти
    • Объём памяти

    Подробно

  • Спектр

    Развивает способности:

    • Действия в уме
    • Объём внимания
    • Устойчивость внимания

    Подробно

  • Башня «X»

    Развивает способности:

    • Действия в уме
    • Устойчивость внимания
    • Точность памяти

    Подробно

Чтобы развивать мышление, Вам нужно пройти несложную регистрацию, и тогда мы составим лично для Вас программу развития с учетом тех способностей, которым Вы хотите уделить больше внимания. Мы хотим помочь Вам достичь максимального эффекта, поэтому рекомендуем тренироваться с помощью наших игр на развитие мышления ежедневно, ведь только регулярность и постоянство дают желаемые результаты. Также, Вы можете попробовать нашу специализированную программу, включающую в себя наиболее эффективные упражнения для развития мышления.

Тренируйтесь по 15-20 минут ежедневно, и очень скоро сами почувствуете результаты.

Приступайте к тренировке прямо сейчас!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №33» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Визитная карточка

Адрес: г. Нижнекамск, ул. Юности, д. 36в
Телефон: 8(555)30-14-29
E-Mail: sad33nk@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33
Руководитель: Саляхова Раушания Зайнаковна
Год основания учреждения: 1977
У нас учатся: 0 воспитанника
У нас учат: 24 педагога

Дидактические игры на развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры для развития логического мышления детей младшего дошкольного возраста.

В своей работе с детьми дошкольного возраста очень часто использую игры на развитие логического мышления. Часто придумываю их сама, они несложные, но в то же время развивают память и логическое мышление детей.

Эти игры помогут детям закрепить понятия «цвет и форма», повторить геометрические фигуры, делают детей внимательнее и учат логически мыслить.

Вот, например дидактическая игра «Платье для мамы» для 2-ой младшей группы. Перед детьми заготовка платья для мамы. Его нужно украсить. Кружки раскрасить красным цветом, а квадраты синим.

«Раскрась бусы» — нужно раскрасить, кружки чередуются: красный, синий.

Дети с удовольствием раскрашивают.

Учебно-методический материал по теме:

Опубликовано 04.05.2013 — 1:34 — Балуева Оксана Владимировна

Мышление — одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления — наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Особенности мышления у детей с ЗПР

Мышление ребенка с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет находится на уровне его житейского опыта. Он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает выделение существенных признаков предметов, объединение различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д. Все эти навыки у детей с задержкой развития сформированы значительно хуже, чем у сверстников.

Игры и упражнения.

КТО, ЧТО ЛЮБИТ?

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт — …, птицы — …

КЛАССИФИКАЦИЯ

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ:

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО

ЧЕРЕДОВАНИЕ

СЛОВА НАОБОРОТ

БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера — иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» — и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю — сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду — и уплыла.

НЕЛЕПИЦЫ

1) Игра «Догадайся»

         Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль.

         Восп.: Догадайтесь, что это может быть?

         Дети: Машина, велосипед …

         Восп.: А какой еще транспорт вы знаете?

         (приемы – синтез, классификация)

         2) Игра «Что забыл художник?»

         Восп.: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?

         Дети: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок,

                    На ковре не раскрашены некоторые полоски …

         (приемы – анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным стандартом).

         Таким образом, логика, пусть не в чистом виде, а в виде простейших ее форм и приемах имеет весомое место в дошкольной системе образования

4. Особенности развивающей среды в средней группе.

Игра – как ведущий вид деятельности.

Одной из особенностей средней группы является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста все отчетливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени.

Исходя из этого, развивающая среда должна обязательно включать в себя игровой материал разного уровня сложности.

Для I уровня (младший – средний возраст) рекомендуется иметь лото, парные картинки, магнитную, крупную и гвоздиковую мозаики, набор кубиков из 4 – 9 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат»), игры с элементами моделирования и замещения, легкий модульный материал, строительные наборы (напольные, настольные).

Для развития мелкой моторики рук необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, шнуровки (с «пришиванием», составлением узора). С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров.

II уровень (средний – старший возраст). Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы), на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (смена примерно 1 раз в 2 месяца).

15% игр должно быть предназначено для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

Для развития воображения будет лучше, если вместо некоторых реальных предметов предложить предметы – заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры – «овощи», брусок – «утюг», палочка – «градусник», коробка – «телевизор».

Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами побуждают у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» — место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств (шумовые предметы, баночки с запахом и т.д.)

Игры с песком, водой, глиной, красками, пеной, зеркалом организуется в специальном месте для детского экспериментирования.

Средний возраст – начало сензитивного периода развития знаково – символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом  и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать все можно не только словами, но и графически.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.

Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих предметных, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, воображение, память, мышление.

К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в этих играх —  имитация определенных действий и отношений, выделение правил игры и следование им.

В старшем возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что – полезное, нужное в быту. В игре ребенок учится пользоваться предметами домашнего обихода, учится планировать свои действия. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции.

«Большое значение игры в развитии личности ребенка – дошкольника определяется не тем, что в ней упражняются отдельные психические процессы, а тем, что отдельные психические процессы совершенствуются в игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребенка, его сознание на новую ступень развития. Ребенок в игре сознает свое «я», учится действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя их в зависимости от цели.

Игра, следовательно, является школой такой деятельности, в которой необходимость выступает не как внешняя, навязанная извне, а как желанная… Она является прототипом будущей серьезной деятельности…» (Д.Б. Эльконин)

Игры на развитие логического мышления, игры на расширение кругозора, игры на анализ и синтез, игры на развитие творческого воображения.

Рыбка — червячок

Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор

Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки).

Как играем: сначала читается стихотворение:

Зайчик любит морковку,

Мишка — малинку,

Воробушек — рябинку,

Рыбка — червячка,

Избегай, рыбка, крючка.

Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молочко и т. д.

Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом.

Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Людоед?» и пр.

Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка — заяц, зерно — птица, лошадь — сено.

Когда предоставится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте за их повадками.

Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе.

Раз, два, три лишний уходи

Игра помогает формировать понятийное мышление; отсекать лишнее (анализ — синтез)

Необходимый инвентарь: картинки.

Как играем: покажите картинки с предметами одного класса, но разных групп, например: автобус, машина, мотоцикл — самолет; трамвай, автобус, электричка — КамАЗ; пожарная машина, скорая помощь, продуктовая машина — такси и т. п. Какая картинка из четырех лишняя? Почему?

Закрепляем: меняйтесь ролями. Можно играть и в словесный вариант этой игры. Желательно брать различные понятия, знакомые ребенку, например: «одежда», «обувь» и т. д. Помогайте ребенку, если он затрудняется, обосновывать ответы.

Небылицы

Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение

Необходимый инвентарь: мяч.

Как играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.

Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д.

Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.

Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.

Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши, небылицы.

Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и… соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.

Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ свеклу, морковку, капусту… грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.

Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы, бабочки и… снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?

В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе. Например:

Сел воробушек на дом,

Логические игры — это отличный способ провести свой досуг не только интересно и весело, но и с пользой. Игры с логическим уклоном помогают нам развить наши интеллектуальные навыки и при этом сделать это легко и непринуждённо. В нашем разделе логических игр, вы сможете найти игру на любой вкус. Здесь собраны самые популярные, интересные и разнообразные жанры, которые не оставят равнодушным, ни детей, ни взрослых. Хитроумные лабиринты, крутые головоломки, крестики нолики, пазлы, игры с физикой, платформеры, шахматы — это только маленький список того, что ждёт вас впереди. Логические игры помогут вам не только держать мозг в тонусе и улучшать свои интеллектуальные способности, но и проводить свободное время с максимальной пользой. Отбросьте ежедневную рутину, подарите себе несколько минут отдыха и окунитесь в волшебный мир логических игр.

Мышление одна из высших форм деятельности человека, а также является социально обусловленным, психическим процессом, неразрывно связанным с речью. В процессе мыслительной деятельности каждого человека вырабатываются определенные приёмы или операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

Существует  три вида мышления:

1) наглядно-действенное (дети познают мир с помощью манипулирования предметами);

2) наглядно-образное (дети уже могут преставлять предметы или явления окружающей среды);

Наглядно-действенное мышление с особой интенсивностью развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Дети знакомятся со свойствами предметов, учатся оперировать предметами, устанавливать отношения между ними, а также решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Это мышление образами,  представлениями, превращения ситуации в образной форме. Оно возникает тогда, когда у ребёнка есть достаточный опыт практических действий и, вместо реалий, он прибегает к умственным попыткам изменить ситуацию, представляя необходимые действия и полученные результаты. Также наглядно-образное мышление позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести – семи годам начинается более интенсивно формироваться у дошкольников словесно-логическое мышление, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Мышление выступает теперь не только в виде практических действий, а также не только в форме наглядных образов, а, прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Однако словесно-логическое мышление не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы, а в то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует от ребёнка словесных обобщений.

Чтение художественной литературы, конструирование, различные игры, лепка, рисование и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.  

1) «Собери большую семью»      

Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми  раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи»    

2) «Любимая еда»

3) «Найди маму малышу»

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

4) «Назови одним словом»

Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные;  яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.

5) « Волшебный мешочек»   

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.

6) «Собери друзей»

Детям дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

7) «Разложи картинки»

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

8 ) «Что лишнее?»

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

9)  «Чередование»

Предложите дошкольникам нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например за цветом: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д.

10) «Найди лишнее слово»  

Взрослый читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.

11) «Кто быстрее»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.

12) «Профессии»    

Взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.

13) «Скажи мне наоборот»

Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

14) «Угадай»                            

Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).

15) «Отгадывание загадок»    

Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.

16) «Перелётные и зимующие птицы»

Перед дошкольниками раскладываются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, а также две одинаковые картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жайворонок и т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь  и т.д.

17) «Летает, плавает, ползает»  

Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)

18) «Найди похожее»

Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.

19) «Домашние и дикие животные»

Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.

20) «Наша любимая зима и любимое лето»

Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа… )

            Автор: Багменко Ирина, магистр дошкольного воспитания, г. Луганск, Украина.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий