Все про развитие внимания в дошкольном возрасте: как развить усидчивость у ребенка

Обширная подборка упражнений на внимание, которая подойдет для работы в классе, игр, тренингов и индивидуальных занятий. Упражнения представлены по разделам. Можно выбрать удобный для вас формат – подвижные игры или статичные, которые можно проводить в классах и маленьких помещениях. Упражнения направлены на развитие зрительного, слухового, осязательного внимания. Все представленные задания подходят для работы в большом коллективе, но их можно использовать так же в малых группах.

Мы живем в век дефицита внимания. Огромный поток информации льется на нас и наших детей отовсюду, мышление становится клиповым. Ребятам трудно сосредоточится на чтении, тяжело слушать учителя. Их внимание непроизвольно перескакивает с одного объекта на другой.

Если регулярно выполнять с школьниками упражнения на внимание, это поможет повысить их успеваемость. А также заложит основу для успешной взрослой жизни в будущем.

Все упражнения проверены на практике и обычно вызывают у детей массу положительных эмоций. Вначале ребята часто путаются, им трудно сосредоточиться. Но через несколько занятий их концентрация значительно усиливается.

Подвижные игры на внимание

Эти упражнения  можно использовать на перемене, в качестве физкультминутки, для игр на улице и даже для развлечения  на праздниках.

«Повтори наоборот»

Ведущий показывает ребятам простые действия и просит повторить их за ним:

  • шаги вправо и влево;
  • шаги вперед и назад;
  • похлопать;
  • потопать;
  • прыгнуть на месте;
  • повернуться кругом.

Затем упражнение усложняется. Все движения нужно повторить наоборот:

  • вместо шагов вперед идти назад;
  • вместо шагов влево идти вправо;
  • топать вместо хлопков;
  • хлопать вместо того, чтобы топать;
  • поворачиваться кругом вместо прыжка;
  • подпрыгивать вместо поворота.

Поначалу ведущий должен делать все движения медленно. Ребята, скорее всего,  будут путаться и сбиваться. Особенно сложно реагировать на прыжок и поворот.

Постепенно ускоряйтесь. Но при этом смотрите, чтобы не началась неразбериха.

С этого упражнения удобно начинать занятие, чтобы дети сконцентрировались, настроились и при этом размялись.  

Тень

Ребята распределяются по парам. Ведущий просит выбрать, кто будет «тенью», а кто человеком. По хлопку человек должен начать ходить, делать разные движения. А задача «тени» повторять всё за ним. Причем стараться это делать одновременно с партнером.

Важно предупредить игроков, что движения должны быть медленными и плавными, иначе «тень» не сможет подстроиться. Потом постепенно можно ускоряться.

Другая распространенная ошибка – слишком сложные движения. Ребёнок начинает делать колесо или шпагат, а его партнер теряется и не может повторить за ним. Предупредите, что все действия человека должны быть такими, чтобы «тень» смогла повторить.

Через 2-3 минуты по хлопку ведущего игроки меняются ролями. Теперь «тень» становится человеком, а человек повторяет за партнером все движения.

Обычно упражнение проходит очень оживленно и весело. Но для лучшего сосредоточения внимания попросите делать всё в  полной тишине.

Угадай, кто танцует

Дети становятся в круг. Играет музыка. Один человек отходит и отворачивается – он будет угадывать. Остальные молча, при помощи жестов, договариваются, кто будет показывать движения.

Выбранный человек начинает двигаться под музыку, все его копируют. После этого тот, кто угадывает, поворачивается  и заходит в круг. Его задача – понять, кто задает движения.

При этом участники не должны ничем выдавать, за кем повторяют. Они не могут прямо смотреть на него, только боковым зрением или украдкой.

Обычно определить лидера можно только во время смены движений. Или же он сам выдает себя улыбкой или смехом.

В эту игру сложно играть с целым классом. А когда людей мало, то слишком быстро находится задающий движения. Оптимальное количество народу для этого упражнения – 10-15 человек.

Запрещенное движение

Это упражнение можно проводить как в кругу, так и в классе во время физкультминутки. В последнем случае ведущего вызывают к доске.

Тот, кого выбрали, придумывает движение, которое нельзя повторять. Например, хлопок над головой или приседание.

Далее он начинает быстро делать разные другие движения. Все за ним повторяют.

Периодически ведущий выполняет запрещенное движение. Все в этот момент должны замереть. А кто повторил за ним – проиграл. Можно играть на выбывание.

Хорошо проводить эту игру под музыку, а движения показывать танцевальные. Тогда запрещенными могут быть, например, повороты или «моторчик» руками.

Статичные упражнения

Эти игры можно использовать во время урока, сидя за партой. В некоторые из них можно играть командами, например, по рядам.

Зеркало

Двое человек поворачиваются друг к другу. Задача одного – представлять, что он смотрит в зеркало. И при этом делает какое-то свое обычное действие. Например, чистит зубы или причесывается. А второй должен зеркально отражать все движения партнера.

Важно не опаздывать и делать все одновременно. Для этого надо соблюдать условия:

— ведущему нужно начинать с очень медленных действий;

— «зеркалу» необходимо быть очень внимательным, стараться чувствовать и предугадывать все движения партнера, чтобы точно их отразить.

Через 3-4 минуты водящий и «зеркало» меняются местами.

«Да и нет не говори»

Старая детская игра, которая помогает быть внимательным в своей речи. Начинаем упражнение с присказки: «черный, белый – не носи, да и нет – не говори!». Эти слова теперь запрещены в использовании.

Дальше сами, а потом кто-то из ребят, начинайте задавать всем по очереди вопросы. Задача ведущего – спровоцировать на ответ с использованием одного из запрещенных слов.

Например:

— Какого цвета платье ты наденешь на свою свадьбу?

— Бежевое.

— А тебе идет это цвет?

— Вполне.

— Это платье должно быть длинным?

—  Да…ой!

Играть в игру можно, пока не начнет затихать интерес учащихся.

3 круга внимания

Это упражнение не такое веселое, как предыдущие, но очень важное. Оно является одним из базовых упражнений в системе Станиславского. Ребята научатся не только сосредотачиваться на чем-то одном, но и быстро переключать внимание. С этим у многих учеников  тоже бывают сложности.

1 круг  внимания – сам человек и всё, что на нём

2 круг внимания – то, что находится рядом с ним. Обычно мы предполагаем соседа по парте или просто ближайшего человека.

3 круг  внимания – все помещение и все предметы в нём.

Ведущий просит ребят сначала обратиться к 1 кругу. И найти на себе любой объект для изучения. Это может быть пуговица, родинка, ленточка и т.д. Теперь в течение минуты (чем младше дети, тем меньше) нужно не отрываясь смотреть на этот объект. Необходимо хорошенько изучить его, а также найти в нем что-то интересное, чего раньше не замечали. Например, родинка может оказаться похожей на цветок.

Дальше переходим ко 2 кругу. Изучаем любую деталь на другом человеке – резинку для волос, указательный палец и т.д. Стараемся сделать какие-то интересные наблюдения.

Для 3 круга находим любой предмет в отдалении. Часы, часть узора обоев, ручка на двери и т.д. Также изучаем минуту.

Следующий этап задания – это быстро переходить с одного круга на другой по хлопку и команде ведущего. Предмет каждый раз нужно выбирать новый.

Долго делать это упражнение не стоит, так как дети могут устать и потерять интерес.

В конце обязательно надо обсудить, что нового и интересного участники открыли в обычных предметах. Похвалите тех, кого посетили интересные творческие мысли. Хорошо, если вы вместе с ребятами придете к выводу, что внимательность – это ключ к новым открытиям и вдохновению.

Печатная машинка

Это тоже знаменитое упражнение из системы Станиславского. Оно  требует полного сосредоточения внимания.

Между детьми распределяются буквы. По одной или по несколько – это зависит от количества участников.  Теперь дети должны «напечатать» сначала слова, а потом целую фразу.

Правила такие:

  • печатание обозначается хлопком в ладони (хлопает тот, чья буква идет по порядку);
  • в конце слова все играющие встают;
  • в конце фразы – дружный хлопок;
  • если во фразе есть запятая, в этом месте все топают ногой;
  • если кто-то сбился, «печать» слова или фразы начинается сначала.

Например, вы называете слово «кот». Дети, за которыми закреплены буквы «к», «о» и «т» хлопают по очереди. Важно делать это без задержки и заминки. После буквы «т» все участники встают со своих мест.

Слуховое внимание

Большая часть существующих упражнений направлена на зрительное внимание. Но важно развивать и другие каналы восприятия. Данные упражнения помогут настроить слух на то, чтобы улавливать нужную информацию и уметь сосредотачиваться.

Договор о встрече

Для этой игры должно быть не меньше, чем 12 человек. Все присутствующие делятся по парам, а потом расходятся в разные концы комнаты. Получается два ряда, где пары стоят друг напротив друга, но на приличном расстоянии.

По команде ведущего один из пары начинает договариваться с другим о встрече. В какофонии голосов ребята должны уловить нужную именно им информацию и правильно понять место и время встречи.

В конце проверяем, все ли справились с заданием, или кто-то пришел бы на встречу не туда.

Собака

Хоть эта игра и не самая простая, она обычно очень нравится детям.

Все встают в широкий круг. В центр садится ведущий, и ему завязывают глаза. Он играет собаку. Перед ним кладется «кость». Это может быть любой предмет, например, пенал.

Стоящие в кругу должны по очереди красться к «кости», чтобы забрать её. Но «собака» не должна этого допустить. Если она слышит, где происходит движение, то указывает в ту сторону пальцем. И тогда тот, кто был обнаружен, встает на место. И движение осторожно начинает другой человек.

Тот, кого не услышали, может в итоге схватить «кость». И тогда он садится в центр и становится следующим ведущим.

Осязательное внимание

Осязание тоже важная сфера нашей жизни. Важно уметь сосредотачиваться на своих ощущениях и учиться доверять им. Вы увидите, что одни ребята очень чувствительны от природы, а другим нужно потренироваться, прежде чем у них начнет что-то получаться.

Буква на спине 

Эта игра, помимо развития внимания, разнообразит упражнения по закреплению алфавита. Ребята выстраиваются в шеренги по 5-10 человек. Вы или ведущий задумываете слово. И пальцем на спине последнего человека размашисто «пишите» ее.  Он выводит ее на спине следующего так, как понял.

Вы начинаете рисовать следующую букву. И так, пока не получится слово. Глава колоны, до которого все доходило последним, должен назвать слово целиком.

Поначалу лучше брать слова из трех букв. Упражнение может получиться не сразу. Если детей много, можно устраивать соревнование между разными шеренгами – кто быстрее и правильнее расшифрует слово.

Найди друга

Для этого упражнения понадобится свободное помещение. В классе среди парт его выполнять не получится.

Все участники делятся на пары. Вы просите взять своего партнера за руку и запомнить, какова его рука на ощупь. После этого всем завязываются глаза.

Разведите пары в разные стороны. По хлопку все должны начать искать своего партнера. При этом должна быть полная тишина, можно только брать встречных людей за руку. Если участник определил своего партнера, то они отходят в сторону, а остальные продолжают поиски. Игра атмосферная, полная новых ощущений, ведь ребятам не часто приходится решать какие-то задачи, полагаясь только на ощущения.

Если все быстро отыскали свои пары, можно попросить ребят, не развязывая глаз, объединиться всем в один общий круг.

Внимание к другому человеку

Многим бывает нелегко научиться слушать других людей, внимательно относиться к ним. Существуют упражнения, которые учат сосредотачиваться на другом человеке. Это помогает быть более внимательными в общении.

Пойми без слов

Участники делятся по парам и встают друг напротив друга. Просите выбрать партнером того человека, с которым ребенок меньше всего общается. Так упражнение будет интереснее.

Вы оглашаете условия игры: между участниками стеклянная звуконепроницаемая стена, так что общаться можно только жестами. Задача ребят: как можно больше узнать друг о друге. Темы могут быть любые – разговор о любимых животных, хобби, мультиках, семье или просто рассказ о себе.

В конце упражнения все должны рассказать, что поняли о своем партнере. Часто оказывается, что человек по ту сторону «стекла» имел в виду что-то совсем другое. А иногда партнеры на удивление хорошо понимают друг друга и запоминают много фактов.

Изучи лицо

Партнеры садятся друг напротив друга. В течение минуты один из них должен пристально вглядываться в лицо партнера. А потом описать все открытия, какие он сделал. Чего раньше не замечал, что больше всего понравилось, в чем красота этого человека, о каких чертах характера говорит лицо.

Постарайтесь настроить детей, что не должно прозвучать ничего обидного или неприятного. Напротив, чем больше хорошего вы увидите и расскажете о человеке, тем лучше!

Все эти упражнения можно попробовать со своим коллективом и посмотреть, какие понравятся ребятам больше всего. Их можно выполнять при любом удобном случае – в качестве развлечения, физкультминутки, на переменах, на прогулке или на продленке.  

  • Карпова Карина Сергеевна, педагог-психолог

Разделы: Работа с дошкольниками

Одной из ведущих проблем современного общества является ухудшение здоровья детей. По данным различных специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии. В структуре патологии стали лидировать пограничные состояния, и особое место среди них занял синдром гиперактивности и дефицита внимания, который в России регистрируется с частотой 21% — 28%. [3]

«Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — устойчивые проявления личности, характеризующиеся повышенной двигательной активностью и затрудненностью сосредоточения внимания на объекте, задачах, требованиях окружения». [1]

Выделяют три основных проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность [5]. Основным проявлением при синдроме гиперактивности является дефицит внимания, что часто приводит к школьной дезадаптации, плохой успеваемости. Это происходит вследствие того, что ребенок часто отвлекается, делает много ошибок, внимание его рассеянное.

Наиболее ярко синдром гиперективности и дефицита внимания проявляется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. [4] В связи с тем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, занятия лучше строить в виде игры.

Предложенный мной конспект занятия построен на едином игровом сюжете, с использованием упражнений, направленных на развитие внимания, произвольности и самоконтроля.

Конспект занятия «Гуси-лебеди»

Цель: развитие внимания, самоконтроля и произвольности.

Задачи:

  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие свойств внимания (устойчивости, переключения, концентрации);
  • развитие видов внимания (слухового и зрительного);
  • развитие наблюдательности;
  • развитие мышления;
  • развитее произвольности;
  • развитие самоконтроля;
  • расширение словарного запаса.

Материалы к занятию: яблоня, с вырезанными фрагментами; обои с наклеенными на них геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат) 3-х цветов (желтый, красный, синий); изображение печки; поле, расчерченное 9х9 клеток; картинка «противень»; 4 избушки на курьих ножках, отличающиеся незначительными деталями и тень одной из них, бланк «перепутанные линии»; 3 круга (красный, синий, желтый).

Предварительная работа: повторение сказки «Гуси-лебеди»

Ход занятия

Педагог-психолог: Дети, а вы любите сказки? Послушайте внимательно, из какой сказки этот фрагмент:

«Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась…

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.» (Гуси-лебеди)

Что же случилось у нас в сказке? (гуси-лебеди похитили Иванушку)

Молодцы! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по сказке «Гуси-Лебеди», в которой мы поможем Аленушке спасти братца.

Нам предстоит много испытаний. Мы с вами сейчас перенесемся в сказку.

1. Упражнение «Лепим».

Дети выполняют следующие упражнения.

  1. «Лепят личико» — проводят руками по краю лица.
  2. «Лепят волосики» — нажимают подушечками пальцев на корни волос.
  3. «Лепят бровки» — проводят кончиками пальцев по бровям.
  4. «Лепят глазки» — трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
  5. «Лепят носик» — проводят кончиками пальцев по носу.
  6. «Лепят ушки» — пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
  7. «Лепят подбородок» — поглаживают подбородок.
  8. «Лепят ручки» — поглаживают руки.
  9. «Лепят ножки» — поглаживают ноги.

Педагог-психолог: Вот мы и попали в сказку. Кого же первого встретила Аленушка на своем пути? (печку)

2. Упражнение «Будь внимателен»

Цель: развитие концентрации внимания.

Педагог-психолог: Перед вами противни, расчерченные на клеточки. Кто знает, что такое противень? Я вам буду диктовать, куда и на сколько клеток вам нужно провести линию от точки-пирожка в центре и нарисовать свой. Карандаш отрывать бумаги нельзя пока мы не нарисуем пирожок:

  • 1 клетка влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 2 вправо – рисуем пирожок;
  • 1 клетка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 влево – рисуем пирожок;
  • 2 клетка вниз, 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо – рисуем пирожок;
  • 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 1 вниз, 1 вверх – рисуем пирожок;

Молодцы! Все выполнили задание. А теперь давайте положим наши пирожки печь.

Кого же дальше встретила Аленушка на своем пути? (яблоньку) Внимательно посмотрите на нашу яблоньку. Кто-то ее сломал. Давайте соберем яблоньку?

3. Упражнение «Собери картинку»

Цель: развитие устойчивости, переключения внимания, мышления.

Дети смотрят на изображение яблони.

Педагог-психолог: Внимательно посмотрите, какой кусочек откуда? Соедините фрагмент и соответствующее ему пустое место на картинке.

Молодцы! Посмотрите, какая красивая яблонька получилась.

Кто же дальше помог Аленушке? (речка) Нам нужно перебраться на другой берег.

4. Упражнение «Дорожка»

Перед детьми ложится «дорожка» и с наклеенными на нее геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат) 3-х цветов (желтый, красный, синий).

Педагог-психолог: Мостик у нас не простой. Идти по нему нужно очень внимательно. Можно наступать на геометрические фигуры, но не на треугольники, и не на желтые фигуры.

5. Упражнение «Чья тень?»

Педагог-психолог: Вот мы и перебрались на другой берег. А вот и избушка на курьих ножках. Да не одна, а целых 4 и только одна из них настоящая, та которая отбрасывает тень. Посмотрите внимательно и определите, какой избушке принадлежит тень.

Молодцы, вы правильно нашли настоящую избушку и чтобы забрать Иванушку теперь нужно открыть замочек, а замочек этот с секретом.

6. Упражнение «Перепутанные линии»

Цель: концентрация зрительного внимания.

Педагог-психолог: Посмотрите внимательно, на замке с левой стороны нарисованы ключики. Для каждого ключа нужно нарисовать пару. А чтобы найти место, в котором нужно нарисовать ключ, нужно внимательно проследить по линиям, которые идут от каждого ключа и в пустом кружке нарисовать такой же. Я вам покажу, как это делать и подберу пару для первого ключика.

Вот мы и спасли Иванушку. А теперь нам нужно быстро возвращаться, чтобы гуси-лебеди нас не поймали и снова не забрали Иванушку.

7. Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания, произвольности, умения действовать по правилам.

Из разноцветного картона необходимо сделать 3 круга: красный, желтый, синий.

Педагог-психолог: Внимательно посмотрите на эти кружки. Это – сигналы. Когда я поднимаю красный круг – «кричалку» — можно бегать, прыгать, кричать, сильно шуметь, гуси-лебеди далеко. Желтый круг – «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, гуси-лебеди приближаются. А синий круг – «молчалка» — вы должны замереть на месте и не шевелиться, гуси-лебеди совсем близко. Начали.

Молодцы! Вы все были очень внимательные и гуси-лебеди нас не заметили. А теперь вернем братца Аленушке, и расскажем ей какие препятствия нам удалось преодолеть.

Литература

  1. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
  3. Михайличенко Н. В. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии № 3-2001, стр. 46-49.
  4. Младший школьник: развитие познавательных способностей / под редакцией Дубровиной И. В., М.: Просвещение, 2007.
  5. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, М.:Речь, 2005.

15.01.2011

Дети // Колонка

21 упражнение на развитие внимания

  • Яна Полянских
  • /
  • 3 марта 2020
Фото: fb.ru

Работая с детьми разного возраста (в лаборатории вон ждут трое за двадцать) каждый день, я часто сталкиваюсь с проблемами с внимательностью. Ребятам сложно сконцентрироваться, вникнуть в задачу, их всё отвлекает. Банальный вопрос соседа по парте «а число писать?» может надолго выкинуть из мудрых мыслей. А уж как часто ученики пишут ответы в задачах не на те вопросы… спросили скорость в километрах в час у мага на метле – ответили радостно «он пролетел 23 километра, а потом метла сломалась!»

Смешно, конечно. Правда, когда такие ответы сплошь и рядом встречаются на экзаменах, вот тогда становится очень грустно.

Что с этим делать? Работать с внимательностью. Здесь приведу любимые примеры тех упражнений, которые я использую в практике, их легко видоизменять для любого возраста, повышать сложность и отслеживать прогресс (обязательно делайте это, сегодня вот дайте ребёнку бланк одной из методик и сохраните результат, сравните, что будет через неделю регулярных занятий).

  1. Знаменитые картинки «найди __ отличий» – засекаете время (я обычно засекаю 5 минут) и даёте ребёнку возможность найти все различия в картинках. Для дошкольника будет важным после выполнения задания обсудить голосом, какие отличия он нашёл. В интернете огромное количество картинок с этим заданием, есть совсем простые, а есть те, с которыми продвинутый взрослый помучается.
  2. Игры в стиле «найди предмет» на планшете/телефоне (ограничивайте время!). Это интерактивные игры с множеством мелких, спрятанных предметов на одной картинке. И внизу написано (а бывает, нарисовано), что нужно найти. Ваша задача – внимательно вглядываясь в картинку, найти наконец эту спрятанную метлу, у которой торчит только кончик из-за фикуса.
  3. Игра «послушай» – я её использую с дошколятами, для более взрослых она уже как-то неактуальна. Мы усаживаем детей в круг и просим закрыть глаза и внимательно слушать, что происходит вокруг. Через пару минут все открывают глаза и делятся тем, что услышали.
  4. Игра «чья буква?» – тоже для маленьких. Каждому ребёнку мы даём карточку с буквой (у всех разные) и начинаем называть знакомые детям небольшие слова (заяц, крот, король, вода, каша…). Если ребёнок услышал слово, в котором есть «его» буква – он должен сделать какое-то действие: прыгнуть, хлопнуть и т.д. Аналогично можно играть с цифрами-числами.
  5. Зеркало (заодно пространственное мышление развиваем): ведущий показывает движения, их нужно повторять так, как это делает зеркало. Ведущий машет правой рукой, зеркало машет левой. И пока мы просто поднимаем левую руку – это легко. А попробуйте скрестить руки на груди и скрестить ноги – и сами запутаетесь в том, как это сделать ).
  6. Масса вариантов игры «что изменилось». В самом простом варианте я прошу ребят сложить из палочек такую же как у меня фигуру. Потом все честно закрывают глаза и я в ней что-то меняю (добавляю, удаляю, переставляю, меняю цвет палочки…). Задача детей заметить изменения и сделать у себя так же. Самый класс – ничего не изменить. Потом можно делать более сложные композиции, давать время их запомнить и что-то менять в закрытую (или не менять). Задача – понять, что изменилось.
  7. Ещё чуть-чуть усложняем предыдущее упражнение: делаем какую-то композицию из кучи разных предметов, даём минуту на то, чтобы это дело запомнить, закрываем и задача ученика теперь воспроизвести у себя такую же конструкцию с нуля.
  8. Игра «я вижу столько…». Я выдаю детям числа на карточках, их задача за минуту найти в комнате столько предметов. Например, здесь я вижу одно окно. Или я вижу 5 белых стульев. Или 2 синих стула.
  9. Упражнение «зачеркни разными способами» по методике Немова и Векслера. Ребёнку даётся лист с разными фигурами, а в начале приводится образец, что с ними нужно сделать: квадрат зачеркнуть по диагонали, в треугольнике поставить плюс, в круге знак равно… Задача ученика внимательно, строчка за строчкой пройтись по всем фигурам бланка и отметить их так, как указано в задании. Это прекрасное упражнение для включения в работу, можно использовать в начале урока.
  10. Упражнение «найди ошибки» – его удобно делать на основе текстов из русского языка или на несложных математических примерах (наша задача сейчас не проверить устный счёт, а потренировать внимательность).
  11. Знаменитая и отлично работающая таблица Шульте (есть таблицы разной сложности). Ученику предлагается квадрат с разбросанными в нем числами от 1 до… (тут зависит от сложности как раз). Задача – находить числа по порядку и показывать их как можно быстрее.
  12. Методика «корректурная проба». Есть разные её разновидности, но суть одна: развить концентрацию и распределение внимания. Для этого ученику даётся лист с кучей букв вперемешку (или, в других вариантах, связный текст, или текст без пробелов). Первая задача: находить там какую-то одну букву и обводить её определённым образом. Это задание на концентрацию внимания. Потом можно усложнять: найти 2 буквы – одну из них зачеркнуть, а другую подчеркнуть. Или ещё усложнить до 4, 5 и т.д. букв. Аналогично можно делать с числовыми наборами, а для детей помладше есть бланки с картинками.
  13. Методика Мюнстерберга. Это метод развития избирательности внимания. Ребёнку предлагается бланк с буквенным материалом, среди которых ему необходимо искать слова. Для всех вышеперечисленных классических методик есть нормативные границы для каждого возраста, если интересно.
  14. Интеллектуальные таблицы. Вопросы и задания таблицы просты, но есть существенное ограничение по времени (я даю 2 секунды на каждое задание, что учит ребёнка быстро принимать решения). Вариантов таблиц много в интернете, можно делать и самим с учетом возраста и уровня. Для тех, кто не знаком с таблицами, там задачи формата «если собаки лают, поставь в треугольнике плюс, если нет, то нарисуй круг».
  15. Работа с долговременной памятью. Игра «машина времени» (о, для взрослых и сильно занятых людей тоже очень полезна). Что вы ели вчера на завтрак, а? 😉 Задача ученика в деталях вспомнить события прошедшего дня, прошедшей недели, месяца. Вспомнить самые яркие события года. А для продвинутых: берём календарь, тыкаем пальчиком в любое число месяца (этого или прошлого) и стараемся вспомнить, что было в тот день.
  16. Коллективные рассказы с кубиками story cubes. Здесь нужно внимательно слушать, что происходило с героями у прошлых рассказчиков и создать красивую, логичную сказку.
  17. Отлично помогают для развития внимательности анаграммы и филворды, начинайте с простых и играйте всей семьей. Я анаграммы использую с ребятами в индивидуальных занятиях для разминки.
  18. Помните игру из детства «да и нет не говорить, чёрное и белое не называть»? Вот вспомните и поиграйте со своими детьми ). Суть задания проста: есть запрет на определённые слова (их, конечно, можно менять и/или усложнять, например, нельзя произносить слова, в которых есть буква К), их нельзя произносить даже если очень хочется. Классический вариант игры начинается с вопроса «вы поедете на бал?» и дальше разворачивается история, которая вынуждает ребёнка говорить запрещённые слова. Его задача – удержаться, помнить о запрете и изворачиваться.
  19. Графические диктанты тоже работают с внимательностью плюс помогают развить ориентирование на плоскости. Их можно давать разными способами: классически 1 клеточка вверх, 3 влево и т.д. или, например, 1 клеточка на юг, 2 на северо-запад, или для более взрослых ребят диктант по координатам (х;у). Ещё можно играть в полицейских: нарисовать клеточное поле и в центр посадить вора. Потом взрослый диктует таким образом путь вора и задача ребёнка глазками следить за перемещениями, а когда тот выйдет за пределы поля – хлопнуть в ладоши. Аналогично можно давать лабиринты без карандаша, только глазами.
  20. Различные шифры дети тоже любят и задания на расшифровку/зашифровку требуют классной концентрации внимания. Из простых шифров: по номеру в алфавите, шифр Цезаря, Виженера, табличные шифры.
  21. Для тех, у кого из-за внимательности проблемы с математикой, я рекомендую чаще давать задачи с избыточным условием, задачи в виде рассказа, и, наоборот, задачи, в которых условие недостаточно для того, чтобы их решить. Ещё хорошо помогают задачи с множественным ответом, где нужно найти все возможные варианты. И с ребятами на занятиях любим такие задачи делать в формате аукциона, где каждая команда пытается улучшить результат противника. Например, на сколько треугольников вы сможете разделить круг семью прямыми линиями?

Как-то так. Старайтесь каждый день делать хотя бы одно упражнение, начинайте с этого занятия или проводите игру в середине, и результат обязательно будет.

Дополнительная литература с идеями и готовыми бланками:
  • Зотов С.Г. Повышение скорости чтения (там шикарные задания именно на внимательность);
  • Машталь Ольга. Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений.

Расскажите, есть ли у вашего ребёнка проблемы с внимательностью? Как спасаетесь?

P.S. И да, лайк этой публикации не помогает вашему ребёнку стать более внимательным. Помогает ежедневная работа.

Но лайк всё равно поставьте, мне приятно.

Теги:

Автор

Яна Полянских

Ментор International Junior Science Olympiad, репетитор, руководитель научного проекта в Scientific Way

Читайте также в рубрике «Дети»

Почему так тревожно за маленькую Алису

  • 20 июля

Ковидные салочки: как российские дети играют в коронавирус

  • 16 июля

В Госдуме предложили ввести образовательные сертификаты для детей из многодетных семей

  • 21 июня

Другие статьи автора

Не делайте из ЕГЭ смысл жизни и снижайте степень кошмара

«Не хотеть поступать, пахать, работать, участвовать в олимпиадах – это нормально»

Как поднять иммунитет?

При регулярных занятиях результат не заставит себя ждать!

Каждый малыш с рождения реагирует на разные раздражители — яркий свет, музыку, прикосновение и др. Эти реакции называют непроизвольным вниманием. Они возникают сами по себе, и ребенок не может их контролировать.

По мере взросления малыш учится управлять своим телом и его возможностями. Приблизительно к 7 годам у него развиваются способности к сознательно направленному вниманию. Оно в отличие от непроизвольного не может возникать само по себе и формируется благодаря волевым усилиям. От того, насколько хорошо у ребенка развит этот тип внимания, зависят его успехи в школе: сможет ли он слушать учительницу, будет ли отвлекаться на соседа по парте, найдет ли ошибки, проверяя контрольную…

Поэтому этот тип внимания можно и нужно развивать, чтобы учеба оказались для ребенка посильной задачей.

О том, как это делать и какие упражнения помогут «прокачать» навык концентрации, «Летидору» рассказала педагог, старший тренер проекта «МОЗГОШКОЛА» Татьяна Барзаковская.

Я поделюсь несколькими простыми играми на развитие визуального, аудиального внимания, переключения внимания, которые можно понемногу включать в ежедневную рутину дошкольника. В них можно играть с одним ребенком или с группой ребят.

Упражнение на развитие визуального внимания и памяти

По теме

Родитель расставляет на столе от 5 до 9 небольших фигурок (животные, геометрические формы, фломастеры, камушки и т.д.). Дети вместе с мамой вслух называют эти предметы. Потом ребята смотрят на фигурки в течение 10-20 секунд, закрывают глаза, а родитель убирает один предмет. Ребята открывают глаза и должны угадать, что пропало.

Для усложнения можно убрать несколько фигурок, а дети угадывают, что исчезло и где было расположено.

Есть мнение, что у пишущих грамотно людей хорошо развиты именно эти навыки. Неправильно написанные слова выглядят для них некрасиво.

Упражнение на развитие аудиального внимания и памяти

Можно использовать разные предметы: музыкальные инструменты, пакеты (полиэтиленовый, бумажный); фольгу, крышки от кастрюль.

Сначала ребенок пробует, какие звуки издают все эти предметы. Потом отворачивается, а ведущий звучит каким-либо предметом. Ребенок угадывает, откуда исходит звук.

Depositphotos

Чтобы усложнить задачу, можно звучать похожими предметами: разными колокольчиками, разными пакетиками. И просить малыша улавливать оттенки звуков.

Эти навыки помогают в освоении языков и грамотной речи.

Упражнение на развитие переключаемости внимания

Лучший способ тренировать переключаемость внимания, показывать ребенку картинки «двойного виденья» — когда в одном изображении прячется два образа.

Например, лицо и ваза, старуха и девушка, заяц и утка и так далее.

Упражнение на развитие направления внимания

Здесь также подойдут иллюстрации. Например, такие, где на одной картинке нарисовано много одинаковых предметов и среди них надо найти один непохожий.

Упражнение на концентрацию внимания

В этом деле помогут игры-лабиринты, иллюстративные задачки, где надо взглядом следить за извилистой линией, соединяющей объекты.

Упражнение на развитие способности переключаться от внешнего внимания к внутреннему (и наоборот)

Внешнее, или сенсорное, внимание связано со способностью направлять восприятие органов чувств на объект окружающего мира, а также собственные действия с объектами.

Внутреннее внимание направлено на анализ состояния организма, способность концентрироваться на внутренней психической деятельности.

Чтобы ребенок мог переключаться от внешнего внимания в внутреннему, надо каждые полчаса просить его отвлекаться от деятельности и смотреть вдаль или на небо, обращать внимание на удаленные объекты, затем прислушаться к ощущениям в теле, пробежаться вниманием от мысков ног до макушки. По возможности скорректировать дискомфорт, если он обнаружен.

Для детей 3–6 лет желательно менять деятельность на занятии каждые 10-15 минут.

Упражнения на перевод внимания от внутреннего к внешнему обычно подбираются индивидуально по ситуации. Для этого можно обратиться к психологу или придумать самостоятельно с учетом того, что внутри себя ребенок концентрирует внимание.

Если ребенок чувствует усталость и/или рассеянность, быстро взбодриться, восстановить внимание и сосредоточиться ему поможет следующее упражнение (кстати, оно отлично подходит и взрослым!):

  • Сядьте или встаньте ровно.
  • Подвигайте бровями вверх-вниз 3-5 раз, широко раскрывая глаза всякий раз, когда брови идут вверх.
  • Направьте взгляд влево-вверх, вперед, вправо-вверх 3-5 раз.
  • Наморщите нос и поводите губами интенсивно вправо-влево, несколько раз.
  • Улыбнитесь широко так, будто произносите долгий звук «ИИИ», хорошо, если вы почувствуете, что при этом оживились мышцы шеи. Переведите губы в позицию «трубочкой», будто произносите длинное «УУУУ», повторите 3-5 раз.
  • Поднимите плечи вверх, отведите назад, разведите в стороны, опустите. Вернитесь в обычное положение. Повторите 3-5 раз.

Скорость выполнения упражнений может быть любой, лишь бы каждое движение достигало своего максимума.Источник

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий