Упражнения для нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Содержание

Выбираем вид детской гимнастики

Здоровье немыслимо без движения. И если нам иногда трудно уговорить себя лишний раз заняться зарядкой, то дети с удовольствием делают это сами. После того как ребенок пойдет, его уже не остановить. Малыш непрерывно исследует окружающий мир через зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

В первые месяцы жизни ребенок ограничен в движениях и в познании. Но чем разнообразнее движения, тем разнообразнее информация, получаемая благодаря им. Так что умственное развитие ребенка напрямую зависит от его двигательной активности. 

Зависимость здесь очень простая: а) малоподвижные мышцы, кости, связки и суставы не получают достаточно стимулов, вследствие чего б) не приобретают необходимый для дальнейшего роста тонус, что в) замедляет развитие двигательных навыков и умений, а это ведет к г) ограничению возможностей узнавать новое о мире. 

К счастью, у нас есть гимнастика — она поможет ликвидировать дефицит движения у младенца, создаст благоприятные условия для его здоровья и развития. А еще гимнастика поможет поддерживать эмоциональный контакт между мамой и малышом. Любящие мамины руки, ее нежные поглаживания, ласковый голос, когда она во время занятий читает малышу потешки-потягушки, — все это очень радует малыша.

image

Младенцы могут участвовать только в программах пассивной гимнастики. Это:

1) гимнастика (физические упражнения);

2) гимнастика на мяче;

3) аквагимнастика.

О массаже, который тоже считается видом пассивной гимнастики, вы можете прочитать по этой ссылке. А здесь мы поговорим о том, чем интересен и полезен каждый из перечисленных видов гимнастики.

Гимнастика хороша большим разнообразием движений. Упражнения улучшают аппетит, пищеварение, сон, углубляют дыхание (развивая тем самым легкие), вызывают усиленный приток крови к мышцам, к костям, с которыми они связаны, что способствует их росту. Они тонизируют организм, дают малышу большой заряд энергии и радости. Младенец учится чувствовать свое тело, понимать его сигналы и быть в ладу со своим физическим «Я». 

До года желательно предварять гимнастику с малышом сеансом массажа. Он разогревает и готовит мышцы к нагрузке во время выполнения физических упражнений, которые и будут завершающей стадией массажа.

Гимнастика на мяче

Упражнения на мяче очень нравятся детям любого возраста. Но в грудничковом возрасте, помимо удовольствия от занятий, можно смело говорить об их несомненной пользе.

  • Снижают мышечный гипертонус;
  • Улучшают работу внутренних органов;
  • Тренируют вестибулярный аппарат;
  • Укрепляют мышцы спины, живота и конечностей;
  • Уменьшают дискомфорт при коликах.
image

Комплекс упражнений для детей способствует укреплению мышц спины, особенно вокруг позвоночника, делает позвоночник сильным и гибким. А это залог нормального функционирования нервной системы и свободного распределения нервных импульсов по всему организму.

Основные принципы гимнастики на мяче

  • Укрепление мышц спины — кладем ребенка на живот.
  • Укрепление мышц живота — кладем ребенка на спину.
  • Укрепление мышц при пупочной грыже — кладем ребенка на спину.
  • Общее расслабление ребенка — как правило, на животе.
  • Коррекция мышц при асимметрии мышечного тонуса — уклон мяча в ту сторону, где наблюдается повышенный тонус.

Оптимальный диаметр мяча для занятий с грудным младенцем — 60 – 65 см. В грудничковом возрасте для того, чтобы снизить повышенный тонус, мяч немного приспускают; чтобы, наоборот, тонизировать организм — туго надувают. Кроме общих для всех видов гимнастики, специфических противопоказаний для занятий на мяче практически нет, за исключением незажившей пупочной ранки. Начинать занятия можно уже с месячного возраста.

Не переживайте, если в первое время и вы и малыш будете чувствовать небольшую неуверенность и напряжение: вы оба быстро освоитесь, если будете заниматься регулярно и без форсирования событий. 

Вы удивитесь, как быстро организм малыша отреагирует на такие занятия: результаты упражнений на мяче будут заметны почти сразу. Кроха станет активнее, крепче, перестанет бояться изменений положения своего тела, у него улучшатся сон и аппетит, он получит положительный эмоциональный заряд.

Техника выполнения упражнений

Сверху держим ножки ребенка, прижимаем их к мячу, вторая рука фиксирует спину. Совершаем мягкие, покачивающие движения: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения влево-вправо. Не нужно очень наклонять ребенка вперед, больший акцент — в сторону ножек. По мере того как ребенок осваивается с мячом, амплитуду можно увеличивать. Можно также сделать еще и движения в двух плоскостях — вперед-назад и вверх-вниз одновременно. На спине совершаются те же движения, что и на животе, начинать их стоит не раньше 3 месяцев: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения в одну и в другую сторону.

  • Малыш на животике. Кладем руки малышу на спину и слегка прижимаем его к мячу. Можно правой рукой придерживать кроху за спинку, а левой — фиксировать левую ножку в области коленного сустава. Начинаем потихоньку покачивать малыша вперед, назад, по кругу, чтобы при этом была небольшая вибрация.
  • В том же положении покачивайте малыша к себе и от себя, с небольшой вибрацией, если малыш уже держит головку.
  • Малыш на спинке. Придерживаем его руками за живот и в области голени, или можно правой рукой фиксировать животик, а левой — левую ножку. Медленно при покачивании мяча к себе сгибаем ножки малыша в коленных суставах, а при движении мяча от себя — выпрямляем. Осторожно качаем ребенка в положении лежа на спине в позиции головой вниз. Хорошо, если малыш будет при этом распрямлять руки, это снижает тонус мышц-сгибателей. Теперь пробуем выполнить это же движение сначала только правой, затем только левой ногой.
  • Малыш снова на животике. Держим его за руки и покачиваем вперед-назад. Постепенно приподнимаем вытянутые вперед ручки, чтобы малыш оторвал грудную клетку от мяча.
  • В том же положении правой рукой придерживаем малыша в области поясницы, а левой пробуем уложить в «позу лягушки», широко разведя коленки. В такой позе покачиваем вперед, назад, создавая вибрацию. Это не только расслабляет, но и очень полезно для развития тазобедренных суставов.

Во время занятий на мяче разговаривайте с малышом, хвалите его, пойте песенки или говорите прибаутки. Если малышу что-то не понравилось или он уже устал — прекратите занятия, продолжите в другой раз. Время занятий на мяче строго не регламентировано. Если вы и ребенок получаете от этого удовольствие, занимайтесь в течение дня сколько хотите.

Аквагимнастика

Дети прекрасно воспринимают этот относительно новый способ физического развития. Можно начать упражнения дома, в ванной и сделать их завершающим этапом после массажа и гимнастики или отдельным занятием.

Плавание с первых месяцев жизни ребенка очень полезно не только для физического развития, но и для укрепления нервной системы. Малыш погружается в среду, к которой он привык, и это дает ему чувство психологического комфорта. Занятия в воде не перегружают ребенка и особенно рекомендуются детям, имеющим нарушения психомоторного развития, страдающим заболеваниями костно-мышечной и нервной систем. 

Плавание:

  • укрепляет иммунитет;
  • нормализует сон;
  • регулирует обмен веществ;
  • стимулирует работу желудочно-кишечного тракта;
  • насыщает кровь кислородом;
  • тренирует сердечно-сосудистую систему;
  • формирует правильное дыхание;
  • воздействует на нервную систему.

Главное в занятиях — их постепенность и систематичность. На время привыкания малыша к процедуре вы можете находиться в ванной вместе с ним, обычно и взрослый и малыш получают от этого большое удовольствие.

Основные принципы аквагимнастики

  • Комфортная температура воды на первых занятиях — 37 – 37,5 градусов, с понижением ее до конца первого месяца плавания на 3 градуса, а третьего — еще на 2. Для тех, кто посмелее: пожалуйста, помните, что температура не должна опускаться ниже 28 градусов — в этом случае речь идет уже о закаливании.
  • Температура воздуха в ванной — 20 – 22 градуса, дверь открыта.    Занятия проводятся через 40 – 60 минут после кормления и за 30 минут до него.
  • Продолжительность занятий — 5 – 20 минут.
  • Вода должна быть без добавок (марганцовка, эфирные масла, отвары из трав, соль), поскольку ванны с этими добавками являются лечебными и рассчитаны на лежащего младенца, а аквагимнастика — это комплекс активных упражнений с достаточно интенсивной нагрузкой на мускулатуру, дыхательную, сердечно-сосудистую системы.
  • Во время занятий в воде уши малыша могут погружаться в воду, после упражнений не забываем просушивать их.
  • Время проведения занятий в воде с малышами младше 4 месяцев в дополнение к общему массажу составляет около 5 минут, для деток постарше — до 10 минут.
  • В качестве самостоятельного вида занятий аквагимнастика проводится в течение 15 – 20 минут.
  • Противопоказаниями являются: открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и массажа.

Техника аквагимнастики

Начинать обучать малыша плаванию стоит не спеша и спокойно. В первое время стараемся, чтобы проявились плавательные рефлексы, которые начинают угасать после рождения, если ребенок не занимается плаванием. Поначалу держим малыша обеими руками: одна рука поддерживает головку и верхнюю часть спины, а другая — область груди (в положении и на спине, и на животе). Следите за тем, чтобы тело ребенка находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение.

Занятия начинаются со скольжения по поверхности воды (вдоль ванны, восьмеркой) и покачивания. Ушки у малыша могут быть в воде, при плавании на груди поддерживайте подбородок, чтобы в рот не попала вода. Когда заметите появление гребных движений, одну руку можно убрать. Теперь вы поддерживаете только голову малыша. Это создает условия для свободного движения руками и ногами при плавании в положении на животе и спине.

Если малыш с удовольствием занимается в воде, можно начинать учить его задерживать дыхание: полейте головку и лицо ребенка водой, захваченной рукой из ванны. Малыш закроет глаза и на две-три секунды задержит дыхание. Повторяйте на каждом занятии по 3 – 4 раза.

Когда ребенок уже достаточно тренирован, научится задерживать дыхание и овладеет навыком грести руками, можно приучать малыша к самостоятельному плаванию. Но это тема для отдельного разговора, а пока ваша главная цель — просто подружить кроху с водой.

Предлагаемый нами комплекс упражнений предназначен для самостоятельного выполнения дома. 

  • Плавание на спине. При этом одной рукой взрослый поддерживает затылок ребенка, другая рука находится у него под спинкой. Совершаются линейные, зигзагообразные движения вперед-назад, с отталкиванием ножками от краев ванны.
  • Плавание на животе. До того момента, пока ребенок не научился хорошо держать голову, ему поддерживают голову и шею с двух сторон. Деток постарше в положении на животе поддерживают одной рукой под подбородок (по типу «ковша»), другой рукой удерживают тельце.
  • Плавание на боку. Голова и туловище ребенка располагаются на предплечье одной руки взрослого, второй рукой удерживается ручка малыша.
  • Дети постарше могут ходить, подпрыгивать в ванной при поддержке взрослым под мышками.

Не забывайте, что самое главное в занятиях аквагимнастикой (как и любой другой) — сочетание пользы и удовольствия, поэтому не старайтесь делать «как надо», прислушивайтесь к пожеланиям своего малыша, импровизируйте и просто радуйтесь минутам такого приятного общения. Если вы не будете излишне напряжены — ваши движения станут мягкими и уверенными, малыш не будет проявлять беспокойства, а упражнения будут приносить лишь положительные эмоции вам обоим.

Другие виды детской гимнастики

Вот вы и познакомились с самыми надежными и проверенными методиками. Однако есть еще несколько видов гимнастики, которые могут быть у родителей на слуху: это бэби-йога, динамическая гимнастика и мама-йога. 

В первом случае речь идет о мануальной практике избавления от возможных родовых травм в первые две недели после рождения ребенка, которая осуществляется только высококвалифицированным специалистом. Вторая является набором акробатических упражнений, направленных на коррекцию мышечного тонуса и развитие координации и вестибулярного аппарата; обучение проходит на специальных занятиях с инструктором. В третьем случае речь идет о маминых занятиях йогой в присутствии малыша с небольшим количеством асан, в которых малыш может участвовать, не испытывая никакой физической нагрузки, а просто поддерживая контакт с мамой. 

Таким образом, все эти виды гимнастики нельзя делать дома без подготовки. Если вы проявляете интерес к этим видам физической активности и настроены их опробовать, предварительно проконсультируйтесь с педиатром, неврологом и хирургом-ортопедом, взвесьте все «за» и «против» и пройдите обучение у сертифицированного инструктора.

Движение — это жизнь! И огромная радость

Мы поговорили о значении двигательной активности на первом году жизни ребенка и выяснили, что гимнастика способна свести к минимуму негативные последствия дефицита движения у грудничка. Движение напрямую связано с умственным развитием в этом возрасте, поскольку основную информацию о мире младенец получает через сенсорные каналы восприятия. Гимнастика во всем ее многообразии дает толчок к обогащению и расширению этих каналов. И чем больше возможностей познавать доступно ребенку, тем более полная картина мира формируется у него в сознании и тем успешнее он справится с задачами, которые будет ставить перед ним жизнь.

Как бы вы ни занимались с вашим малышом, какой бы из видов гимнастики ни выбрали для себя, главное, чтобы вы помнили, для чего начали заниматься с ребенком. При наличии показаний к лечебному массажу следует доверить дело рукам профессионала. Если же их нет и вы решаетесь на занятия в домашних условиях, то это потому, что вы хотите, чтобы ваш малыш был здоров и счастлив. 

Пусть домашняя гимнастика будет не только и не столько хорошей физической тренировкой для вашего ребенка, сколько способом прожить вместе с малышом чудесные минуты гармонии, взаимопонимания и тихой радости. Желаем вам и вашему малышу здоровья!

Статья на нашем канале Яндекс Дзен

Молодой растущий организм мальчика девочки с ранних лет жизни требует большого внимания со стороны родителей. Чтобы ребенок развивался правильно и не было проблем со здоровьем важно развивать ребенка не только умственно, но и физически!

Начиная с 6 – 7 лет дети начинают ходить в школу где знакомятся со своей школьной программой которая предполагает ходить на уроки не только письменные но и на уроки физической подготовки на уроки физкультуры которые развивают в ребенке силу выносливость мышц а также много других физических качеств если говорить более точно ребенок с 5 и старше лет в своём возрасте ещё не умеет многое делать с точки зрения своих физических возможностей, быстро правильно бегать, далеко прыгать в длину, правильно отжиматься от пола, высоко прыгать вверх, правильно приседать,  бросать мяч в корзину, бегать с мячом на футбольном поле, подтягиваться на турнике, длительное время бежать, и многое другое!

Содержание

Физкультура в школе с ранних лет

Физкультура в школе как раз приучает с точки зрения психологии ребенка к спорту чтобы он научился простым вещам, о которых мы написали выше в школе и спустя время учитель физкультуры учит детей всему необходимому чтобы ребенок с ранних умел выполнять приседания, отжимания, быстро и долго бегать, бросать пинать мяч на этапе развития ребенок узнаёт что есть такие виды спорта как футбол баскетбол и другие виды спорта, направленные на развитие физических качеств.

Физкультура в школе польза или вред

Занятия физкультурой в школе никогда не сделают ребенка сильным и выносливом так как многие дети на физкультуре всегда ленятся выполнять различные комплексы упражнений, которые им даёт учитель физкультуры на уроке! Многие привыкли уроки физкультуры прогуливать и считают, что физкультура в школе не учит ни чему и это пустая трата времени так думают молодые подростки, не осознавая того что уроки физкультуры способствуют их росту мышц, и выносливости, а также влияют на их развитие с ранних лет жизни.

Один из способов приучить ребенка любить выполнять физические упражнения — это отдать ребенка заниматься в спортивную секцию где по сравнению с физкультурой в школе будет уже не учитель, а тренер, когда дети начинают заниматься конкретным видом спорта они по-другому воспринимают упражнения и создают себе мотивацию что они хотят быть здоровыми поэтому нужно заниматься спортом такие мысли создаются у ребенка, в раннем возрасте, который начинает свои первые шаги в спорте.

 Спортивные секции для детей 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 лет мальчиков девочек

Существуют различные виды спорта каждый вид спорта во своему хорош один из самых популярных видов спорта для мальчиков это футбол многие родители отдают своих детей в футбол! Футбол командный вид спорта где основной акцент на тренировках ставится чтобы ребенок научился играть в футбол правильно, выполнять финты, другими словами обыгрывать мячом других футболистов!

С точки зрения нагрузки вся тренировка на футболе проходит на выносливость, как и на лёгкой атлетике, дети всегда в основном бегают и не более они не выполняют никаких нагрузок со штангой гантелями и другим оборудованием, максимум что тренер может дать на тренировке на футболе это сказать своим ученикам команде что нужно отжаться по приседать по прыгать не более.

Бокс, самбо, дзюдо, вольная и греко-римская борьба, тхэквондо для детей

Более силовыми видами спорта для детей подростков считают следующие виды единоборств бокс, самбо, дзюдо, вольная и греко-римская борьба, тхэквондо эти виды спорта силового характера где у ребенка будет развиваться не только выносливость, но и силовые и волевые качества, а также сила воли!

Силовые виды единоборств популярны среди мальчиков подростков с 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17, до 18 лет включительно. Заниматься единоборствами можно и в старшем возрасте! В зале где тренируются дети подростки всегда есть гантели и штанга и тренер на своё усмотрение иногда даёт свои ученикам специальные упражнения чтобы тренировать силовую выносливость. Эти виды единоборств входят в олимпийские виды спорта поэтому популярны среди детей подростков.

Художественная гимнастика для детей девочек

Среди видов спорта для девочек девушек популярным видом спорта является художественная гимнастика куда родители отдают своих детей с удовольствием. Художественная гимнастика один из красивых видов спорта заключающийся в выполнении под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса.

Самая известная спортсменка в России по художественной гимнастике Алина Кабаева которая считается самой известной спортсменкой не только в России, но и в мире! Многие девочки кто начинает заниматься художественной гимнастикой хотят быть похожей на неё. Каждый год в России проходят соревнований по художественно гимнастике в разных городах России среди всех возрастных групп. Чемпионат России проходит в основном в Москве.

Это был краткий обзор о видах спорта куда отдают своих детей родители, но многие  не отдают своих  в спортивные секции и учат выполнять различные физические упражнения в домашних условиях, не зная какие можно давать упражнения ребенку в подростковом возрасте учат их самостоятельно без тренера выполнять различные упражнения, не зная норм как правильно тренировать, которым нужно очень сбалансировано давать нагрузки на все группы мышц чтобы не навредить.

Почему детям нужно заниматься спортом

В повседневной жизни ребенок в основном занимается своими делами, которые не связаны со спортом, а это большое количество времени смотрит телевизор, играет в компьютер, пассивный образ жизни негативно сказывается на организм и в целом на фигуру,так как если ребенок мало двигается, то есть шанс что у появится лишний вес и жировые отложения в области живота ног, а также на боках.

Лишний вес у подростков мальчиков девочек

У большинства детей, которые любят очень часто поесть жирное и жареное, а также фастфуды появляется лишний избыточный вес! и чтобы избавиться от лишнего веса родители думают о том, как похудеть ребенку в домашних условиях и ищут меры чтобы не допустить чтобы вес ребенка в дальнейшем вырос дают комплексы упражнений на все группы мышц чтобы похудеть ребенку!

Представляем вашему вниманию фото обзор упражнений, в картинках, которые можно выполнять в домашних условиях так и на улице, и в тренажерном зале которые можно выполнять под присмотром тренера который научит ребенка всем азам как нужно правильно выполнять упражнения с собственным весом.

Упражнения для детей ребенка в домашних условиях

Упражнения видео для ребенка на ноги, пресс (живот), руки, для спины для похудания

Это всего лишь малая часть физических упражнений которые можно выполнять дома с собственным весом которые являются самыми простыми и лёгкими  если вы хотите своего ребенка правильно тренировать то лучше всего отдать его в спортивную секцию где ребенок будет чувствовать спортивный дух! Тренер в секций всегда найдёт подход к ребенку и даст ему нужные упражнения чтобы его сила мышц, и выносливость увеличилась в разы,  а также составит комплекс упражнении (программу тренировок) с помощью которого ребенок улучшит свою осанку и мышечный корсет.

Упражнения и развивающие игры для ребенка первого года жизни Embrace, SisterBeBe (автокресло, тиффани, 9-36 кг, IsoFIX, JM01)6 100 руб. 6 740 руб. Embrace, SisterBeBe (автокресло, фиолетовый, 9-36 кг, IsoFIX, JM01)6 100 руб. 6 740 руб. САРМАТ Амага робот, Ларт (электронный конструктор, на основе контроллера Arduino)4 200 руб. 4 650 руб. Интерактивный стол, Kiddieland (развивающая игрушка)3 340 руб. 3 700 руб. Bombus, Labeille (комплект в кроватку, 6 предметов, 5973)2 950 руб. 3 270 руб. Домик для кукол Замок Принцессы, Нордпласт (игровой набор, 1 этаж)2 770 руб. 3 080 руб. Архитектор, МагМастер (магнитный конструктор, 36 деталей)2 240 руб. 2 490 руб. Конфетти, Сонный гномик (комплект постельных принадлежностей в круглую кроватку, голубой, 414-12/1)2 100 руб. 2 340 руб. Кантри, Сонный гномик (бортик для детской кроватки, бежевый, 117-11/4)2 080 руб. 2 320 руб. Круизер, МагМастер (магнитный конструктор, 32 детали)2 060 руб. 2 290 руб. Зоопарк, МагМастер (магнитный конструктор, 36 деталей)2 010 руб. 2 240 руб. Кукла Еви, Домик на дереве, Simba (игровой набор)1 890 руб. 2 110 руб. Дом Коллекция, Огонек (игровой набор)1 860 руб. 2 080 руб. Пупсик, 20 см, Asi (кукла, арт 2110005)1 750 руб. 1 960 руб. Оленята, Сонный гномик (комплект постельных принадлежностей для детской кроватки, бежевый, 427-10/4)1 730 руб. 1 930 руб. Машины с мотором, Engino (пластмассовый конструктор, серия ECO BUILDS)1 700 руб. 1 900 руб. Мишка Рони, Maxitoys (мягкая игрушка, 70 см, MT-TS031210-70 S)1 700 руб. 1 900 руб. Мега вызов, Piatnik (настольная игра)1 670 руб. 1 870 руб. 10 Smart Numbers, Marbotic (пособие для изучения цифр, SN15)1 500 руб. 1 690 руб. Фантазия, МагМастер (магнитный конструктор, 26 деталей)1 410 руб. 1 580 руб.‹›

  1. Главная
  2. Семья и дети
  3. Ребенок
  4. Малыши (1-3 года)
  5. Развитие ребенка от 1 до 3 лет

Medical expert of the article

Доктор Виктория ЛИВШИЦ Педиатр Алексей Портнов, медицинский редактор Последняя редакция: 11.04.2020 х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Упражнения для детей 2 лет, как и любая правильная физическая нагрузка для детей всех возрастных категорий, направлены на их гармоничное развитие и укрепление здоровья.

По мере роста двигательная активность ребенка возрастает, хотя малыш-двухлетка еще плохо координирует движения, теряет равновесие, часто падает. Но навыки постоянного совершенствуются, и помогают этому упражнения для детей 2 лет, адекватные их физическим возможностям.

[1], [2]

Учитываем особенности

Предлагая ребенку выполнять упражнения для детей 2 лет, следует учитывать анатомо-физиологические особенности и уровень развития костно-мышечной системы, характерные для этого возраста:

  • из-за своеобразных пропорций тела у детей этого возраста (ноги короче, чем туловище) центр тяжести смещен вверх;
  • костная ткань у двухлетних детей имеет преимущественно пластинчатое строение, минеральных веществ в ней намного меньше по сравнению с взрослыми, кости мягкие и эластичные;
  • скелет растет быстрее мышц;
  • масса скелетных мышц в общей массе тела (по сравнению с периодом новорожденности) уменьшается примерно на 4-6%;
  • развитие мышц рук и ног значительно отстает от развития мышц туловища;
  • развитие мышц рук (плеча и предплечья) идет быстрее, чем развитие мышц ног;
  • из всех мышц туловища быстрее всего растут поверхностные мышцы спины, а также большая ягодичная мышца;
  • глубокие мышцы спины развиты слабо;
  • ходьба и бег не дифференцируются;
  • одновременные прыжки обеими ногами дети данной возрастной категории выполнять не могут из-за несовершенного рефлекторного механизма координации деятельности сгибательных и разгибательных мышц (реципрокной иннервации мышц).

Польза упражнений для детей 2 лет

Польза упражнений для детей 2 лет заключается в том, что они способствуют нормальному формированию опорно-двигательного аппарата, делают кости прочнее, а мышцы сильнее.

Слабость мышечного корсета и связочного аппарата, к которой приводит недостаток движения, чреват постепенным и необратимым развитием неправильной осанки. А неправильная осанка вызывает боковое искривление позвоночника (сколиоз), при котором нарушается нормальная работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Какими бы простыми ни казались упражнения для детей 2 лет, а также принципы общефизического развития детей ясельного и дошкольного возраста, но педиатры единогласно утверждают: они способствуют укреплению здоровья, повышают функциональные резервы сердца и легких, улучшают церебральное кровообращение и общий метаболизм.

Приучая малышей к регулярному выполнению физических упражнений для детей 2 лет, родители закладывают прочный фундамент их здоровья в будущем.

[3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12]

Комплекс упражнений для детей 2 лет

Чтобы ребенок охотно выполнял комплекс упражнений для детей 2 лет, родители должны проводить занятия в форме игры и сами в ней активно участвовать. Ключевая деятельность двух-трехлетнего ребенка – предметная (действия с игрушками и различными предметами), поэтому нужно использовать в ходе зарядки-игры игрушки.

Дети такого возраста быстро устают, поэтому достаточно 3-4 упражнений, которые выполняются не более пяти раз, а все занятие должно занимать не более 15 минут. Помните, что детям до трех лет спрыгивать даже с небольшой высоты нельзя, потому что свод стопы еще слабый и его не нужно перегружать.

Итак, комплекс упражнений для детей 2 лет может состоять из следующих элементов.

  1. «Ходим по дорожке» (развивает походку и равновесие). На пол кладется полоса плотной бумаги или ткани, или две веревки (параллельно, на расстоянии 25 см друг от друга). Ребенок должен несколько раз пройти по этой «дорожке», сохраняя равновесие и не выходя за ее пределы. При этом можно организовать игру, поместив на другом конце дорожки игрушку, до которой ребенок должен дойти и принести взрослому.
  2. Переступаем через препятствие (развивает правильную походку и мышцы ног). На пол кладется палочка или маленькая игрушка, чрез которую малыш должен несколько раз переступить. А можно поиграть так: при словах «идут наши ножки по ровной дорожке» ребенок идет нормально, а при словах «а теперь идут по камешкам» ребенок должен перешагивать, поднимая колени высоко.
  3. Собираем кубики (развивает мускулатуру ног). На полу разбросать 6-8 кубиков и поставить емкость (корзинку, пластиковый таз или ведро). Ребенку дается задание собрать все кубики – наклоняясь за каждым или приседая.
  4. Ходим на четвереньках (как кот, собачка или любое другое животное). Это упражнение хорошо развивает все мышцы и координацию движений ребенка.
  5. Летаем как птичка (развивает мускулы плечевого пояса). Ребенок стоит с опущенными руками и по сигналу «птичка полетела» поднимает руки в стороны и делает маховые движения прямыми руками, передвигаясь по комнате.
  6. Растет цветочек (развивает мускулы плечевого пояса, ног и спины). Ребенок должен присесть на корточки и после слов взрослого «дождик идет, цветочек растет» встает с корточек, выпрямляет спину, поднимает руки вверх и встает на цыпочки.
  7. Ветер дует, дерево качается (развивает мышцы рук и туловища). Ребенок стоит с опущенными руками и по сигналу «ветер дует, дерево качается» поднимает руки вверх и выполняет наклоны туловища вправо-влево.
  8. Плывем как рыбка (развивает пресс, мышцы спины и шеи). Ребенок должен лечь на живот с согнутыми под грудью руками. По команде взрослого ребенок должен прогнуть спину и, выпрямив руки вперед, приподнять поднять голову и грудь.
  9. Катись-катись мячик (развивает мышцы туловища). Ребенок должен ходить и перекатывать по полу большой мяч, наклоняясь вперед и толкая его руками.
  10. Футбол (развивает все мышцы, равновесие и координацию движений). Поскольку ребенок еще не бегает, то нужно катать мяч по полу толчками ног — во время ходьбы.

Фантазии родителей преград нет! Учитывая особенности своих детей, можно придумать массу интересных игр на основе физических упражнений. Включая в комплекс упражнений для детей 2 лет новые движения, необходимо помнить о том, что костно-мышечная система ребенка находится в процессе активного роста и развития. Физические упражнения для детей 2 лет должны доставлять им радость движения и удовольствие от общения с родителями.

[13], [14], [15], [16], [17], [18]

При плоскостопии у детей гимнастика является неотъемлемой частью лечения. Её несомненный плюс в том, что заниматься можно дома, не посещая поликлинику или больницу. Более 80% случаев плоскостопия у детей исправляются без операции. Чаще всего начинают именно с комплексного лечения, в которое, помимо гимнастики, входит массаж, мануальная терапия и ношение специально подобранной обуви.

Что такое плоскостопие

Плоскостопие — это заболевание, при котором своды стопы становятся плоскими. Из-за того, что ходьба — неотъемлемая часть жизни, любые нарушения в здоровье ног негативно сказываются на многих органах. При плоскостопии проблемы появляются в коленных суставах, бёдрах и позвоночнике.

Заболевание может быть как врождённым, так и приобретённым. К одиннадцати годам почти половина детей страдает плоскостопием. Однозначно назвать причину его возникновения нельзя, но выделяют несколько основных:

  • Избыточный вес;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Высокие нагрузки на ноги;
  • Последствия заболеваний, вызывающих паралич мышц и связок стопы: ДЦП, рахит, полиомиелит и др.;
  • Травмы;
  • Слабость мышц и связок.

Важно вовремя заметить начало деформации стопы. Обычно в первую очередь внимание на изменения в походке ребёнка обращают родители или воспитатели в детском саду. Реже малыш сам жалуется родителям на изменения. Вот признаки имеющейся проблемы:

  • Косолапость, когда малыш наступает не на всю стопу, а только на внутренние края или сильно подворачивает ступни внутрь.
  • При долгой носке подошва обуви (особенно заметно на каблуках) стаптывается с внутренней стороны гораздо сильнее.
  • Ребёнок не любит долго ходить, а если, всё же, приходится, то жалуется на боли в ногах и спине.

Если есть хотя бы один из перечисленных признаков, то нужно обратиться к врачу-ортопеду. Даже если нет твёрдой уверенности в том, что что-то не так, лучше проконсультироваться — это позволит предупредить болезнь.

Здоровая стопа опирается только на три точки: в области мизинца, большого пальца и пятки. Эти точки соединены сухожилиями, связками и мышцами, которые образуют своды. Своды бывают двух типов в зависимости от расположения:

  1. Продольные, которые проходят по внутреннему краю стопы;
  2. Поперечные, которыми соединены основания большого пальца и мизинца.

При плоскостопии опора перемещается на середину стопы, а эти своды уплощаются. Продольное плоскостопие можно обнаружить даже при осмотре: кожа на своде должна быть нежно-розового цвета. Если она синюшная, багровая или, наоборот, слишком бледная, нужно обратиться к врачу.

Важно обращать внимание на детей годовалого возраста. У них проблемы с ногами не так очевидны, потому что подворачивание стоп и косолапость чаще всего списывают на детский возраст. На деле, если в год малыш весит больше 12 килограммов и подворачивает стопы при ходьбе, нужно обратиться к врачу.

Упражнения для малышей

Первые занятия советуем проводить в поликлинике под присмотром врача, а затем уже заниматься дома. При косолапости у детей гимнастика помогает натренировать мышцы, что позволит держать стопу правильно.

Если ребёнок не ходит, то упражнения ему помогают выполнять родители. Вернуть своды на место можно простыми сгибаниями и разгибаниями стопы вниз, к подошве, и обратно, затем внутрь.

Когда малыш подрастёт и сможет уверенно стоять на ногах, нужно выполнять с ним ряд других упражнений. Удобнее делать это босиком:

  • Ходить на носочках и на пяточках;
  • Собирать с пола мелкие детальки пальцами ног, катать карандаши;
  • Ходить попеременно на внутреннем и внешнем крае стоп;
  • Ходить по гимнастической палке или обручу.

Для детей от 5 лет гимнастика от плоскостопия уже более сложная и комплексная, поэтому такие упражнения рекомендуются для совсем маленьких. Малышей лучше не заставлять выполнять упражнения насильно, это отобьёт у них охоту заниматься и процесс только усложнится. Желательно проводить зарядку в игровой форме. Начинать надо с 2−3 минут постепенно увеличивая время до 15 минут.

Комплекс для дошкольников

Дети дошкольного и школьного возраста могут выполнять упражнения и самостоятельно, и под присмотром взрослых. Главное, чтобы это происходило регулярно. Вот подходящие упражнения:

  • Нужно катать мячик ногой в положении сидя. Сначала одной ногой, потом другой, затем обеими.
  • Сводить носки, не отрывая пятки от пола.
  • Сесть на пол, можно опереться спиной на стену. Затем согнуть ноги, развернув стопы подошвами друг к другу, и сводить — разводить их.
  • Сжимать — разжимать пальцы ног.
  • Ходить наружными краями стоп, отведя плечи назад и поставив руки на пояс.
  • Лечь на спину, расставить ноги и хлопать подошвами.
  • В том же положении согнуть ноги к груди, зажать стопами мяч и покатать его от пятки к носку.
  • Лёжа вытянуть вперёд ноги и делать стопой по другой ноге скользящие движения.
  • Лечь на живот, прижать пятки к ягодицам, вытянуть носки и схватить их руками. Полежать некоторое время.
  • Стоя ухватиться за стул и, имитируя ходьбу, поднимать пятки. Носки при этом от пола не отрывать.

Универсальная гимнастика

Есть и другие упражнения, делать которые лучше вместе со взрослыми. Так будет удобнее контролировать их правильность. Следующие упражнения выполняются, когда ребёнок находится в положении лёжа:

  • Нужно тянуть носочки ребёнка влево, потом вправо, потом на себя. Потом нужно развернуть ступни друг к другу, как при хлопке.
  • Слегка приподнять пятки, чтобы они не касались коврика. Ребёнок в это время должен потянуть носки вниз. В идеале они должны коснуться пола.

После этого малыш должен сесть. Вторая часть комплекса:

  • Ребёнок вытягивает ноги и по очереди опускает и поднимает пальцы то на одной, то на другой ноге.
  • Нужно, чтобы ребёнок нагнулся вперёд к вытянутым ногам и ухватился за пальцы. Потом он должен потихоньку тянуть стопы к себе.
  • Сидя ухватить пальцами стоп теннисный мячик. Когда это получится, поднимать и опускать его.
  • Сидящий ребёнок должен согнуть ноги в коленях и опереться на носочки. Нужно сводить и разводить его пятки, не отрывая носочки от коврика.

Следующая часть выполняется сидя на стуле. Важно, чтобы он был ребёнку по росту: стопы должны уверенно касаться пола, в то время как ребёнок удобно сидит, оперевшись на спинку:

  • Простое сгибание и разгибание пальцев ног.
  • Сидя, ребёнок должен описывать в воздухе максимально ровные окружности. Сначала по часовой стрелке, затем против.
  • По очереди отрывать от коврика то пятки, то носочки. Можно делать это перекатом.
  • Катать по полу теннисный мячик. Делать это нужно сводом стопы.

Следующий блок выполняется стоя. Желательно для него использовать ортопедический коврик, продолжительность занятия не должна быть дольше 15 минут:

  • Сначала по коврику нужно походить на носочках, потом на пяточках.
  • Походить на внешней, потом на внутренней стороне стопы.
  • Сделать перекаты с носков на пятки.
  • В конце просто попрыгать.

Пример некоторых упражнений на видео:

Следующая часть выполняется на ровном коврике. Нужно использовать гимнастическую палку:

  • Сначала ребёнок должен покатать её стопой на шаг назад, затем вперёд. Это укрепит всю стопу.
  • Потом палку нужно зажать поперёк лопаток и сделать пару приседаний, стараясь держать спину ровно и не отрывать пятки от пола.
  • Опираясь на поставленную перед собой палку крутиться на пятках.

Каждое упражнение желательно выполнять по 5-7 раз. Оптимальное время для занятий с малышами — 15 минут в день, с подростками — 25. Если ребёнку сложно или больно, не нужно настаивать на выполнении упражнения, но и переставать совсем тоже плохой вариант. Нужно начинать с простого и постепенно усложнять задачу.

Массаж и рельефные коврики для лечения

Продольное плоскостопие у детей гимнастика полностью вылечивает в больше случаев. Ортопедические занятия укрепляют мышцы стоп и голени, а также сухожилия. Наиболее эффективно лечение при комбинированной деформации стоп 1−2 степени. При тяжёлой форме назначают хирургическое вмешательство, но случается это нечасто.

Лучше всего плоскостопие поддаётся лечению массажем и упражнениями у детей 10−15 лет. Наиболее эффективно оно с 10 до 12. Продольное лечится легче, чем поперечное. Но лучше всего, заранее озаботиться его профилактикой.

Курс лечения обычно занимает 2−3 года, в некоторых случаях требуется больше времени. Главное — регулярность и упорство. Можно выполнять задания по одному или комплексно. Главное, чтобы они были ежедневными.

Существуют специальные приспособления, которые помогают в занятиях. Например, коврики, валики и мячи. Их поверхность имеет различные неровности: шипы, фигуры разной формы и т. п., которые раздражают подошвы ног и укрепляют мышцы. Все эти приспособления нужно выбирать исходя из рекомендаций врача, потому что размер, форма и материал изделий напрямую зависят от конкретной патологии, обнаруженной у ребёнка.

Для лечения рекомендуются жёсткие коврики с выраженным рельефом, а для профилактики подойдут и мягкие. Выполнять упражнения на лечебном коврике нужно 15−20 минут в день, затем лучше перейти на мягкий материал.

Существуют также разные тренажёры для лечения деформации стопы, но применять их можно только с разрешения врача. Нужно учитывать, что они дополняют гимнастику, но не заменяют её.

Также стоит отметить, что при плоскостопии у детей гимнастику для ног должен прописать врач. Именно он может подобрать наиболее подходящий комплекс упражнений, хотя существуют и универсальные, которые подходят почти каждому.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий