Штампы и сроки: что изменилось в правилах выдачи паспортов с июля 2021 года

  1. Главная
  2. Семья и дети
  3. Ребенок
  4. Малыши (1-3 года)
  5. Развитие ребенка от 1 до 3 лет

Medical expert of the article

image Доктор Дорон РОЛЛ Педиатр A A A Алексей Портнов, медицинский редактор Последняя редакция: 15.05.2018 image х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Все достижения ребенка второго года жизни подготавливались давно. Еще в последние месяцы первого года жизни ребенок испытывает приятные чувства, когда ему уделяют внимание взрослые, когда он может сделать что-то сам, даже если эти попытки незаметно направлялись матерью. Он старается повторить удачные опыты и отвергает другие, которые заканчивались неудачей. Например, если при падении погремушки она издает понравившиеся ребенку звуки (или он просто стучит ею по столу), то малыш старается повторить этот опыт или пробует другие варианты, чтобы усилить эффект (лупит ею по кастрюле или тазику — тогда звук еще громче!). Таким образом он устанавливает связь между причиной и следствием (эффектом). Тем самым у ребенка формируются суждения, которые отбирают удачные попытки.

Мы уже отмечали, как важно, чтобы ребенок вовремя усвоил понятие «нет». Обычно этот навык начинает формироваться с 15-го месяца (1 г. 3 мес.). Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок уже достаточно уверенно ходит, а, следовательно, становится слишком самостоятельным и даже храбрым, не понимая окружающих его опасностей. Вот тут и начинают вводить это, в полном смысле слова, спасительное понятие. Если на какие-то попытки опасного действия ребенка мать говорить «нет» и качает при этом головой, то у ребенка начинает формироваться понимание жеста отказа. Это первая абстрактная идея, кристаллизующаяся в мышлении ребенка. (Следует сказать, что мышление у детей конкретно-предметное. Мы уже частично говорили об этом: если ребенку говорят, что это чашка, то под «чашкой» он понимает именно эту конкретную чашку. И лишь со временем слово «чашка» станет ассоциироваться у него со всеми цилиндрическими предметами с ручкой сбоку, из которых можно пить. Абстрактное же мышление — это прерогатива взрослых). И вот именно с этого момента ребенка уже можно воспитывать. При этом отказ или запрет должен использоваться разумно, без грубости и желательно с демонстрацией того, что могло бы произойти, если бы вы не остановили малыша вовремя. Например, ребенок хочет взять горячий чайник. Естественно, что вы запрещаете ему это делать. Но если не показать ему возможных последствий (поднесите ручку ребенка к горячему чайнику, но прикасайтесь к нему так, чтобы он почувствовал сильное тепло, а затем отдерните ее и скажите: «Горячо! Ах!»), то он может повторить попытку из любопытства или упрямства и обожжется. Естественно, что подвижность ребенка в этом возрасте, его интерес к окружающему, который он стремится удовлетворить всеми доступными ему способами, может привести к опасным для него или окружающих последствиям. Поэтому нередко приходится запрещать ребенку некоторые действия. А поскольку в этом возрасте он уже начинает понимать запреты, то главное, что требуется от воспитателя, — это то, чтобы этих запретов было как можно меньше и они не были бы бестолковыми. (Анекдот: «До 5 лет я вообще думал, что меня зовут Заткнись!»). Ведь бесконечные окрики и понукания только нервируют ребенка, сбивают его с толку и он постепенно перестает понимать, что же можно, а чего нельзя. Прежде чем сказать «нет» или «нельзя», подумайте, а можно ли убрать тот же горячий чайник на высоту, недоступную для ребенка, закрыть шкафчики и ящички с лекарствами на замок и т. п.

Даже если малыш успел что-то натворить, не кричите, не шлепайте его, и не ставьте его в угол. Он еще слишком мал, чтобы полностью понять свою вину. А вот напугать его вы, скорее всего, сумеете. Если же вы будете поступать так постоянно, когда он нашкодит, вы просто рискуете отвадить его от себя. Помните, в фильме «Место встречи изменить нельзя» Груздев рассуждает о том, к какому следователю инстинктивно тянется подозреваемый: «Если есть два следователя — грубый и злой и добрый и вежливый, то подозреваемый интуитивно тянется к следователю доброму». Так и дети. Если мама постоянно кричит на ребенка, бьет и ставит в угол, а папа или бабушка жалеют и все разрешают, то шансы мамы быть любимой равны нулю.

Вот, например, один маленький мальчик все время ковырял стену, отколупывая кусочки известки и даже пытался их есть. Мать сначала мягко пыталась запретить ему это делать, но ребенок продолжал заниматься тем же. Она стала сердиться, затем даже кричать на него. Однако мальчик, хоть испугался и даже убегал от стены, но потом оглядываясь и прячась, возвращался на тоже самое место и продолжал ковырять стену. Мама, отчаявшись побороть непослушание сына, обратилась к знакомому педиатру. Бывалые родители и грамотные читатели, конечно же, догадались, что посоветовал доктор: ребенку не хватало в организме кальция! Растущему организму для построения костей и некоторых других тканей этот элемент крайне необходим. Поэтому доктор посоветовал несколько пересмотреть меню ребенка, добавив в него продукты, которые насыщены кальцием.

Еще он посоветовал место, где ребенок ковырял стену, огородить так, чтобы он не мог туда добраться. И, наконец, просто нужно отвлечь ребенка, если он все же, упорствуя, пытается добраться до «места преступления».

Или другой поучительный случай. Девочка, которой только исполнилось 1 год и 5 месяцев, подошла к шкафу, в замочной скважине которого торчал красивый блестящий ключик. Он был такой красивый, что просто невозможно было не потрогать его. Девочка потянулась к нему, взяла его двумя пальчиками, но ключик упал, громко звякнув. На этот звук в комнату вбежала мама. Увидев «непорядок», она начала кричать на малышку и даже шлепнула ее по ручке. Дочка, естественно, расплакалась. На плачь прибежала бабушка. Узнав в чем дело, она стала успокаивать внучку, но не говоря ей всякие там «уси-пуси», а просто начала показывать ей яркую книжку с цветными картинками. После того как девочка успокоилась, бабушка заменила книжку игрушками и пошла устраивать «разбор полетов» с мамой (своей дочкой). Мы не будем подслушивать их разговор, а лишь разберем ошибки, допущенные мамой девочки. Во-первых, бить ребенка по рукам категорически недопустимо. Даже по попе нельзя шлепать, а уж по рукам! Даже забудьте об этом методе наказания! Во-вторых, сами подумайте: ключик-то красивый. Конечно, его очень хочется потрогать. Но если вы не хотите, чтобы ребенок трогал его (и действительно, он может потеряться, ребенок может взять его в рот и проглотить и т. д.), то просто выньте ключик из замочной скважины и положите в такое место, где вы его сможете взять в любую секунду, а ребенок не увидит и достать его не сможет. И в-третьих, вы любите своего ребенка? Тогда почему вы набрасываетесь на него, даже не разобравшись в том, виноват он или нет?

Дети до двух лет отличаются очень большой любознательностью. Их интересует все! Им совершенно недостаточно лишь посмотреть на заинтересовавший их предмет — им обязательно нужно его потрогать, пощупать, взять в рот, побросать. То есть понять его сущность. Ведь именно так они познают этот мир. А все возрастающая подвижность и ловкость позволяют добраться до этого предмета. При этом малыш иногда проявляет чудеса изобретательности. Например, нужно залезть на стол. Табурет или стул очень тяжелы. Но недалеко стоит чемодан с бельем из прачечной. Он тоже тяжелый. Но ребенок открывает его, вынимает белье (естественно, бросив его на пол) и уже пустой чемодан подтаскивает к столу и залезает на него. Естественно, что такое поведение малыша вызовет раздражение взрослых. Но не нужно его за это наказывать, а тем более — шлепать! Попытайтесь поставить себя на его место. Ведь в вазочке, за которой он полез на стол, стоят голубенькие, хорошо пахнущие, подснежники, которых он еще ни разу не видел в своей жизни! Лучше дайте ему понюхать их, погладить листочки, может даже оторвать один маленький цветочек и размять его в пальчиках. А потом объясните, что гораздо проще позвать кого-нибудь из взрослых, чтобы он помог осуществить задуманное.

Чтобы предупредить нежелательные поступки и избежать частых запретов, нервирующих ребенка, надо постараться убрать все то, до чего он может добраться, если это что-то может разбиться или быть опасным для ребенка, и постараться построить свой день так, чтобы ребенок, находясь дома, не был предоставлен сам себе. Побольше гуляйте с ним на воздухе, а, придя домой, играйте с ним. Если же вам необходимо сделать что-то по дому, сделайте так, чтобы в это время ребенок спал. Обеспечьте ему достаточное количество игрушек, соответствующих его возрасту и интересам. Никогда не давайте ребенку повода делать то, что потом вы будете ему запрещать. Например, не ставьте его на подоконник, чтобы он мог увидеть, что делается на улице. В ваше отсутствие он может сам взобраться на подоконник и выпасть из окна. Нельзя запрещать ребенку что-то, но при этом своей мимикой допускать возможность непослушания. Например, вы говорите «нельзя», но при этом улыбаетесь. Ребенок, видя вашу улыбку, может понять ваш запрет как несерьезный и нарушить его.

Почему важно не упустить момент

Лингвистические навыки дети приобретают гораздо раньше, чем подозревают многие родители. За месяц до появления на свет ребёнок уже может отличать Language development starts in the womb разные языки по ритму. А фундаментальные знания о структуре, мелодике и интонациях родной речи закладываются Babies remember their birth language — scientists в первые месяцы жизни.

Беседуя с малышом, вы не просто сотрясаете воздух, а строите основу для его успеха в будущем. Дети, с которыми мало разговаривали родители, уже к двум годам могут отставать Talking to babies boosts their brain power, studies show от сверстников в развитии примерно на полгода. Чем больше слов малыш слышит The Power of Talking to Your Baby в первые три года жизни, тем выше будет его IQ и шансы на хорошие отметки в школе.

Вывод: разговаривайте с ребёнком как можно чаще, даже если он пока не способен ответить. Активно включайтесь в его языковое воспитание, учитывая возрастные особенности. И помните: интернет, видео в YouTube и даже научные телепрограммы не могут заменить человеческое общение.

Как учить говорить ребёнка с рождения до 3 месяцев

Чему учится ребёнок

  • Распознавать звуки и ассоциировать их с определёнными движениями губ. Едва появившись на свет, младенец уже умеет узнавать голос матери. Ребёнок начинает прислушиваться к окружающему океану незнакомых звуков и учится извлекать из него смысл.
  • Гулить и агукать. Различные комбинации гласных «a», «y», «ы» и согласных «г» и «м» — первое, что слышат от малыша родители, если не считать плача, крика и кряхтения. Обычно на разговоры грудничков тянет, когда они сыты и довольны жизнью. Агукая, младенцы, помимо прочего, развивают мышцы лица, которые в дальнейшем помогут им воспроизводить более сложные звуки.

Чем вы можете помочь

  • Пойте, рассказывайте потешки и поговорки. Причём можно ещё до рождения: слышать ребёнок начинает уже на 16-й неделе внутриутробного развития. Так новому человеку будет проще понять ритм языка.
  • Говорите нежно и певуче. Взрослые интуитивно общаются с младенцем более тонким и мелодичным голосом, растягивая гласные. И это правильно. Различные исследования показывают, что именно такой стиль привлекает Why your baby prefers infant-directed speech грудничков, помогает им изучать язык и развивать социальные навыки.
  • Обеспечьте тишину. Малышам нужно время, чтобы поиграть со своим голосом и не отвлекаться на звук телевизора, музыку и другие шумы.

В каких случаях стоит беспокоиться

Если после трёх месяцев ребёнок всё ещё не гулит, имеет смысл проконсультироваться у педиатра, невролога и лора.

Как учить говорить ребёнка от 3 до 6 месяцев

Чему учится ребёнок

  • Откликаться на своё имя. К шести месяцам большинство младенцев в курсе, как их зовут. Кроме того, они реагируют на некоторые знакомые слова вроде «мама» и «папа».
  • Распознавать интонацию. Малыш чутко реагирует на то, как к нему обращаются, — улыбается в ответ на ласковый голос и может заплакать, услышав грубый тон.
  • Подражать речи взрослых. Кроха перенимает тон, ритм и темп речи, которую слышит.
  • Выстраивать более сложные цепочки звуков. Это уже не односложное гуление, а переливы гласных, которые логопеды называют свирелью.

Чем вы можете помочь

  • Поиграйте в «Кто это?». Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Кто это?» А затем назовите имя ребёнка.
  • Осваивайте искусство разговора с детьми. В английском языке есть понятие baby talk — беседа, ориентированная на малышей. В русском мы часто называем этот процесс сюсюканьем, тем самым умаляя его значение. А между тем, подыгрывая грудничку, вы помогаете ему быстрее усваивать язык. В дальнейшем ребёнку будет проще выучить более сложные слова. Вот какие есть приёмы baby talk:
    1. Подражание ребёнку: взрослые не выговаривают определённые звуки.
    2. Замена местоимений существительными. Мы спрашиваем: «Аня хочет гулять?» вместо «Ты хочешь гулять?».
    3. Упрощение слов и конструкций до «вава», «дюдя» и «Фу, кака!».
    4. Использование певучих интонаций и уменьшительных суффиксов.

Baby talk помогает Baby talk: Mini Parenting Master Class детям почувствовать родительскую любовь, вызывает ощущение комфорта и безопасности.

В каких случаях стоит беспокоиться

В шесть месяцев малыш не смеётся, не обращает внимания на новые звуки.

Как учить говорить ребёнка от 6 до 9 месяцев

Чему учится ребёнок

  • Распознавать короткие фразы в контексте. Например, может помахать рукой в ответ на ваше: «Пока-пока!»
  • Лепетать. Говорун с маниакальным упорством повторяет слоги «ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма», «да-да-да», «та-та-та», «ка-ка-ка» и «га-га-га». Некоторые взрослые воспринимают детский лепет, как осознанную речь, и спорят, какое же слово малыш произнёс первым — «папа» или «мама». Хотя он просто ублажает свой слух и тренирует речевой аппарат.
  • Выражать эмоции. В лепете младенца можно различить удовольствие или, наоборот, сварливые нотки.

Чем вы можете помочь

  • Играйте в звуковые игры. Повторяйте слоги, которые произносит ребёнок. Сами произносите различные звуки и короткие слова, чтобы малыш мог вам подражать.
  • Показывайте, как нужно говорить. «Работайте лицом» — важно, чтобы карапуз видел, как вы воспроизводите звуки. Есть и такой приём: когда что-то произносите, приложите детскую ладошку к своим губам, чтобы ребёнок почувствовал их движение.

В каких случаях стоит беспокоиться

Малыш не подражает интонациям взрослых, не реагирует на своё имя, лопочет редко и однообразно.

Как учить говорить ребёнка от 9 месяцев до года

Чему учится ребёнок

  • Понимать короткие фразы, показывать на предметы, которые вы называете. В этом возрасте малыши понимают гораздо больше, чем могут сказать.
  • Произносить первые осмысленные слова. Годовалые бутузы, как правило, уверенно говорят несколько слов, включая необходимые для выживания «мама», «папа», «дай». Словарный запас может варьироваться от двух-трёх до 20 слов, причём 80% из них — существительные Онтогенез речевого развития .

Чем вы можете помочь

  • Комментируйте то, что вы делаете. Если хотите, чтобы малыш поскорее назвал вас мамой или папой осознанно, объясняйте ему, чем вы занимаетесь в данный момент. «Мама пьёт кофе», «Папа идёт в магазин», «Мама работает». Идеально, если ваш день насыщен событиями — чем разнообразнее ситуации, тем больше новых слов освоит будущий оратор.
  • Рассказывайте, что и как называется — части тела, предметы. Проговаривайте имена родственников и друзей. Cо временем усложняйте фразы. От «Смотри, кошка!» переходите к «Смотри, чёрная кошка!». Если ребёнок пытается повторить за вами, поддержите его усилия: называйте предмет снова и снова.
  • Продолжайте практиковать baby talk. При общении с детьми в возрасте от девяти месяцев до одного года и девяти месяцев по-прежнему полезно использовать Talking baby words to toddlers helps them learn to speak faster, study finds детские словечки вроде «ляля» и «кися». Также рекомендуется растягивать гласные — например, когда вы спрашиваете: «Как дела-а-а?» Так малыш быстрее учится говорить.
  • Читайте книги с большими яркими картинками. Называйте предметы и просите малыша показать их на рисунке.
  • Помогайте разрабатывать артикуляцию. Стройте рожицы, кривляйтесь, показывайте язык — разнообразными способами провоцируйте кроху сделать зарядку для мышц лица.
  • Откажитесь от соски. У детей, которые всё ещё сосут пустышку после года, чаще возникают проблемы Can a Dummy Affect Your Child’s Speech Development? с артикуляцией звуков, образующихся в передней части рта, — вроде «п», «б», «т», «д» и «с».

В каких случаях стоит беспокоиться

В возрасте от года до года и трёх месяцев ребёнок всё ещё не говорит «мама» и «папа», не может показать предмет на картинке.

Как учить говорить ребёнка от года до 2 лет

Чему учится ребёнок

  • Говорить «Нет!». Если малютка не желает есть кашу, он уже способен покачать головой и отказаться.
  • Строить первые простые фразы. Ребёнок пока прекрасно обходится упрощениями: «Тут ук» вместо «Тут лежит лук», «Де ба?» вместо «Куда и зачем ушла бабушка?».
  • Запоминать много новых слов. В этот период большинство детей переживают так называемый лексический взрыв. В речи появляется больше глаголов и других частей речи, а словарный запас к двум годам увеличивается до 300–400 слов. Но ничего страшного, если ваш ребёнок начнёт тараторить чуть позже — после двух.

Чем вы можете помочь

  • Используйте больше новых слов и вовлекайте малыша в диалог. Исследования показали Language Experience in the Second Year of Life and Language Outcomes in Late Childhood : чем чаще родители общаются ребёнком в период от полутора до двух лет, тем лучше его IQ и лингвистические навыки в подростковом возрасте. Особенно важно, чтобы малыш отвечал вам.
  • Делайте вид, что у вас проблемы с языком жестов. Иногда малыш просто ленится произносить слова. Зачем, если можно показать пальцем. Притворитесь, что не понимаете его. Попросите сказать словами. Как минимум попытайтесь выстроить беседу: «Ты хочешь ещё чаю? С сахаром или без? Правда, он очень вкусный?»
  • Поощряйте попытки говорить. Даже если вы действительно не понимаете, что пытается сказать ребёнок, не сдавайтесь. Предлагайте варианты, переспрашивайте, правильно ли вы всё поняли. И никакого раздражения! Только любовь и безграничное терпение.
  • Просите вам помочь. Например, пусть поставит чашку на стол или принесёт вам яблоко.

профессор когнитивных наук, специалист по развитию и восприятию речи у детей

Маленьким детям непросто осваивать новые слова. Им нужно координировать более ста мышц речевого тракта. Для его развития полезно дуть мыльные пузыри.

В каких случаях стоит беспокоиться

В полтора года малыш не прислушивается к разговорам окружающих и не говорит осознанные слова.

У двухлетки не получается повторять за взрослыми, даже если слово произносят несколько раз. Он не отвечает на простые вопросы и предпочитает общаться жестами. Это повод впервые посетить логопеда.

Как учить говорить ребёнка от 2 до 3 лет

Чему учится ребёнок

  • Следить за развитием сюжета. Малыш уже способен воспринять историю длиной 5–10 минут.
  • Использовать абстрактные понятия. Ему уже известно, что такое сейчас, каково это — быть грустным, и чем больше отличается от меньше.
  • Строить многословные фразы. После двух лет малыш осваивает причастия и предлоги, а чуть позже — союзы и местоимения. К трём годам словарный запас Этапы развития речевых навыков достигает 250–700 слов, а длина фраз — 5–8 слов.

Чем вы можете помочь

  • Задавайте вопросы. Много и разных — о размерах, количестве, цвете, намерениях. Важно, чтобы малыш не мог ответить односложно — «да» или «нет». «Смотри, какие толстые червяки! Сколько их там? Как думаешь, куда они ползут?»
  • Используйте больше сложных предложений. Не ограничивайтесь короткими фразами. Речь с придаточными частями, причастными и деепричастными оборотами, прилагательными и наречиями поможет ребёнку освоить структуру языка.

профессор психологии, автор книги Language Development

Дети не могут научиться тому, что они не слышат.

  • Читайте каждый день. И разговаривайте о прочитанном.
  • Разучивайте детские песни. Так малышу будет проще запомнить новые слова. К тому же пение помогает развитию речевого аппарата.
  • Развивайте мелкую моторику. Отделы мозга, отвечающие за неё и за развитие речи, находятся совсем рядом. Работая с одним из них, вы затрагиваете и другой. Лепка из пластилина, нанизывание бусин на верёвочку, мозаика — всё идёт в копилочку красноречия.

В каких случаях стоит беспокоиться

В три года ребёнок не называет предметы, не знает имена ближайшей родни, а его словарный запас не превышает 25 слов. Его речь невнятна, он не умеет строить предложения, не использует глаголы, не говорит о себе в первом лице.

В жизни малыша наступает момент, когда он начинает задаваться вопросом, почему вчера он с родителями ходил гулять и ел мороженое, а сегодня идёт в детский сад? Значит, пришло время изучать время. Вернее, его характеристики.

Как выучить дни недели с ребенком

Время — абстрактное понятие, поэтому для малышей до 3 лет оно пока недоступно, так как его нельзя пощупать, повертеть в руках.

Когда следует начать обучение?

Начиная с 3-4 лет дети начинают интересоваться окружающим миром, стремятся узнать, как всё устроено и почему.

В этом возрасте самое время изучить части суток — утро, день, вечер, ночь, понимать значения слов вчера, сегодня, завтра.

К сведению! У крохи 4-5 лет на первый план выходит абстрактное мышление, поэтому начинать учить дни недели с детьми следует именно в этом возрасте.

Знание дней недели необходимо, чтобы ориентироваться во времени и в окружающем мире. Год, неделя, месяц в восприятии малыша могут длиться и час, и день, и «когда папа с работы придёт», поэтому важно, чтобы малыш чётко уяснил для себя эти понятия.

Необходимо вовремя начать учиться

Почему нужно учить?

Быстрее всего чадо усваивает новые знания в игровой форме, используя яркие и красочные наглядные пособия в виде кубиков, мячиков или карточек. Если дни недели привязать к конкретным событиям в жизни малыша (сегодня воскресение, выходной — он ходил в кино и ел мороженое, завтра — понедельник, первый день недели, и он пойдёт в детский сад, в среду у мамы выходной, и она испекла пирог, а в субботу он вместе с родителями поедет к бабушке с дедушкой на дачу), то запомнить их малышу будет гораздо проще.

Важно! Чтобы занятия были эффективными, они должны проходить достаточно регулярно, а информацию следует подавать последовательно — от простого к сложному.

Лучше начинать обучение с четырех лет

Учим дни недели с детьми от 5 лет: способы

Как проще всего выучить дни недели с дошкольником — разговор с малышом можно начать с коротких рассказов о возникновении их названий.

Начинаем с беседы

Некоторые названия дней недели (2, 4, 5-го) в русском языке связаны со счётом: второй, четвёртый, пятый, поэтому тем проще малышу будет их запомнить, если он уже умеет считать до десяти.

Повторяющиеся фрагменты и этимология слов

Этимологию остальных названий: среда — середина недели, воскресение (в славянском языке «неделя») — выходной, ничего не делать, понедельник — день после недели или воскресения, суббота (от древнееврейского слова «шаббат» или по-русски «шабаш») — окончание работы, также можно в интересной форме донести до ребёнка, чтобы легче было запоминать.

. Поможет просмотр мультиков

На занятиях с малышами о днях недели можно постепенно вводить такие временные характеристики, как месяц и год. Уяснив для себя понятие недели, им гораздо легче будет понять, что месяц состоит из недель, а год из месяцев.

Смотрим мультфильмы

Не секрет, что все дети обожают смотреть мультфильмы, поэтому можно приучать к их просмотру во время занятия, это непременно заинтересует малыша темой урока. «Паровозик Чух-Чух и дни недели» отлично подойдёт для этого.

Чтение стихов принесет пользу

Стихи

Любую новую информацию человеку также легче запомнить, если проговаривать вслух или записать её в рифмованной форме.

  Группа короткого или временного пребывания в детском саду

Существует много стихотворений детских поэтов о днях недели, месяцах, временах года (Михалков С.В. «Моя неделя», «Круглый год», Маршак С.Я. «Быстро дни недели пролетели…», «Круглый год», Агния Барто «Трудная неделя»), которые можно разучивать вместе с ребёнком. Заучив пару стихотворений, малышу будет проще запомнить названия дней недели через их проговаривание. Родители могут и сами придумать подобные стихи, связав их со близкими ребёнку событиями:

«Дней в неделе ровно семь,

Их запомним насовсем:

Понедельник — первый день,

Начинаем много дел;

Вторник — это день второй,

Долго ждать нам выходной;

В третий день недели — среду,

Испечём пирог к обеду;

На четвёртый день — в четверг,

Запланируем обед;

В пятницу — на пятый день,

В детский сад идти не лень;

День шестой — пришла суббота,

Нам не нужно на работу.

В воскресенье — день седьмой,

Нам положен выходной.»

К сведению! Впоследствии оба способа можно объединить: доставая карточку с определённым днём недели, произносить соответствующее ему стихотворение.

После просмотра мультфильма, можно (при активном участии малыша) сделать похожий паровозик, используя цветные квадратики, как вагончики с написанными на них днями недели. Каждому квадратику-вагончику следует присвоить свой цвет. Лучше всего для этого подойдут цвета радуги (их, как и дней недели, семь): понедельник красный, вторник оранжевый и так далее до воскресения (фиолетовый), согласно известной фразе для запоминания цветов радуги: (К)аждый (О)хотник (Ж)елает (З)нать (Г)де ©идит (Ф)азан.

Каждая карточка-вагончик, это один день недели. Можно предложить их ребёнку пересчитать самому или вместе с ним. Потом объяснить, что есть пять будних или рабочих дней недели, когда он ходит в детский сад, и два выходных, в которые он отдыхает дома с родителями или идёт в гости к бабушке с дедушкой.

Далее стоит расположить карточки двумя группами: рабочие и выходные, и, выбирая по одной, показывать их малышу, называть день недели и цвет вместе. Повторить эти действия несколько раз для лучшего усвоения информации.

Подвижная игра

В дальнейшем, те же цветные карточки с днями недели можно использовать в подвижной игре «Чья неделька быстрее соберётся?». Суть игры заключается в следующем: из группы детей выбираются две команды по семь человек, каждой команде выдаются семь цветных карточек с названиями дней недели. Каждый ребёнок в команде берёт одну карточку, и прикрепляет её себе спереди на одежде, на видном месте. После этого детям предлагается разойтись по комнате, куда и как им вздумается. По определённому сигналу, малыши выстраиваются друг напротив друга в последовательности дней недели. Победившей считается та команда, которая первой выполнит это без ошибок. Эту игру можно повторить несколько раз.

  Технология деятельностного метода обучения

Часто у родителей возникает вопрос, в каком возрасте ребенок должен знать время? На самом деле, вопрос достаточно сложный и не имеет однозначного ответа. Ребёнок воспримет любые знания только тогда, когда он будет к ним готов.

К сведению! Насильно навязанная информация будет только вызывать отторжение и негативное отношение.

Некоторых детей даже в младших классах школы не просто научить определять время. Но, если ребёнок сам тянется к новым знаниям, эту тягу следует только поддерживать, и давать малышу столько информации, сколько он сможет воспринять.

В развитии детей не существует жёстких норматив, что и в каком количестве должен знать ребёнок в определённом возрасте. У каждого ребёнка свой индивидуальный темп развития и различное окружение, поэтому не следует загонять малыша в жёсткие рамки.

Можно отталкиваться от каких-то среднестатистических показателей, но применять их к своему ребёнку с любовью. Родители — главная защита и опора детей, потому что никто кроме них не знает их возможностей и способностей.

Авторская методика знакомства ребёнка с днями недели С. Лупан

Основная суть методики бельгийской мамы двух дочерей Сесиль Лупан (Cecile B. Loupan) заключается в том, что на первом месте должен быть интерес родителей к ребёнку и его занятиям, а не их эффективность.

Бельгийская мама С.Лупан

Общение родителей с детьми должно проходить с искренним интересом к совместным занятиям с малышом: прогулкам, чтению, играм. Дети очень хорошо чувствуют неискренность взрослых. При этом не стоит перегружать ребёнка совместным общением, у него должно быть достаточно свободного времени и пространства для личных дел.

Четыре основных принципа методик развития от Сесиль Лупан:

  • Обучение ребёнка должно походить на интересную игру, которую следует закончить прежде, чем устанет ребёнок.
  • Родители, лучшие учителя для своего ребёнка.
  • Нет необходимости проверять своего ребёнка.
  • Любознательность подпитывается быстротой и новизной.

К сведению! Согласно этим принципам, Сесиль Лупан разработала собственную методику обучения ребёнка. Начинать знакомство следует, просто напевая названия под любую подходящую мелодию.

Повесить на стене детской карточки с названиями и утром (после пробуждения) обнимая своего ребёнка, показывать ему название сегодняшних суток. Или вместе с малышом изготовить круг и выделить на нем на семь секторов разным цветом радуги. Внутри каждого сектора написать дневные названия. В центре круга прикрепить стрелку и предложить ребёнку каждое утро самому переводить стрелку на нужный цвет.

Полезно привлечь внимание ребёнка к тому, что некоторые события его жизни повторяются с определённой регулярностью и привязаны к конкретным суткам (поездка к бабушке, кружок танцев, занятия теннисом). Когда будут хорошо усвоены названия, следующий этап — изучение названий месяцев.

Когда ребёнок научится различать наименование суток на родном языке, можно начать методом цветных карточек или подвижных игр начать изучать на английском, французском и любом другом языке. Ведь в сознании малышей пока нет барьеров, и они не задаются вопросом, зачем мне это нужно. Малыш воспримет любые новые знания, лишь бы было весело, интересно и родители рядом. Задача родителей заключается в том, чтобы приучить к занятиям, и привить эти новые знания.

Рост и вес ребенка являются основными показателями его физического развития. Именно поэтому сразу после рождения малыша обязательно измеряют массу его тела и длину туловища и продолжают ежедневно взвешиваться в одно и то же время вплоть до выписки из роддома.

Существует множество факторов, влияющих на физическое развитие ребенка, например:

  • наследственность (не стоит ожидать у невысоких родителей сына-баскетболиста)
  • питание (ни для кого не секрет, что при дефиците питательных веществ, витаминов и минералов замедляется рост и развитие ребенка)
  • физические нагрузки (например занятия теннисом, волейболом, баскетболом способствуют увеличению роста)
  • здоровье ребенка (дети, имеющие хронические заболевания зачастую отстают в физическом развитии от своих сверстников)
  • психологическая ситуация в семье, в школе, недостаток сна и т.д.

Как понять, что является нормой?

Всероссийской организацией здравоохранения рекомендованы специальные таблицы соответствия роста и веса детей, или как их называют, центильные таблицы. При каждом осмотре педиатр измеряет рост и вес ребенка, сравнивает полученные значения с нормативными показателями. Такие таблицы позволяют выявить явные патологии, для более точного анализа врач рассчитывает дополнительные показатели по специальным формулам.

Таблица веса и роста грудного ребенка по месяцам (до 1 года)

В таблице представлены усредненные значения роста и веса грудных детей (возрастом до 1 года) по месяцам для мальчиков и девочек.

Возраст Девочки Мальчики
Вес, кг Рост, см Вес, кг Рост, кг
Новорожденные 3,33 ± 0,44 49,50 ± 1,63 3,53 ± 0,45 50,43 ± 1,89
1 месяц 4,15 ± 0,54 53,51 ± 2,13 4,32 ± 0,64 54,53 ± 2,32
2 месяца 5,01 ± 0,56 56,95 ± 2,18 5,29 ± 0,76 57,71 ± 2,48
3 месяца 6,07 ± 0,58 60,25 ± 2,09 6,26 ± 0,72 61,30 ± 2,41
4 месяца 6,55 ± 0,79 62,15 ± 2,49 6,87 ± 0,74 63,79 ± 2,68
5 месяцев 7,38 ± 0,96 63,98 ± 2,49 7,82 ± 0,80 66,92 ± 1,99
6 месяцев 7,97 ± 0,92 66,60 ± 2,44 8,77 ± 0,78 67,95 ± 2,21
7 месяцев 8,25 ± 0,95 67,44 ± 2,64 8,92 ± 1,11 69,56 ± 2,61
8 месяцев 8,35 ± 1,10 69,84 ± 2,07 9,46 ± 0,98 71,17 ± 2,24
9 месяцев 9,28 ± 1,01 70,69 ± 2,21 9,89 ± 1,18 72,84 ± 2,71
10 месяцев 9,52 ± 1,35 72,11 ± 2,86 10,35 ± 1,12 73,91 ± 2,65
11 месяцев 9,80 ± 0,80 73,60 ± 2,73 10,47 ± 0,98 74,90 ± 2,55
12 месяцев 10,04 ± 1,16 74,78 ± 2,54 10,66 ± 1,21 75,78 ± 2,79

Таблица веса и роста ребенка по годам (от 1 до 18 лет)

В таблице представлены усредненные значения роста и веса ребенка по годам в возрасте от 1 до 18 лет для мальчиков и девочек.

Возраст Девочки Мальчики
Вес, кг Рост, см Вес, кг Рост, кг
1 год 3 месяца 10,52 ± 1,27 76,97 ± 3,00 11,40 ± 1,30 79,45 ± 3,56
1 год 6 месяцев 11,40 ± 1,12 80,80 ± 2,98 11,80 ± 1,18 81,73 ± 3,34
1 год 9 месяцев 12,27 ± 1,37 83,75 ± 3,57 12,67 ± 1,41 84,51 ± 2,85
2 года 12,63 ± 1,76 86,13 ± 3,87 13,04 ± 1,23 88,27 ± 3,70
2 года 6 месяцев 13,93 ± 1,60 91,20 ± 4,28 13,96 ± 1,27 81,85 ± 3,78
3 года 14,85 ± 1,53 97,27 ± 3,78 14,95 ± 1,68 95,72 ± 3,68
4 года 16,02 ± 2,30 100,56 ± 5,76 17,14 ± 2,18 102,44 ± 4,74
5 лет 18,48 ± 2,44 109,00 ± 4,72 19,70 ± 3,02 110,40 ± 5,14
6 лет 21,34 ± 3,14 115,70 ± 4,32 21,9 ± 3,20 115,98 ± 5,51
7 лет 24,66 ± 4,08 123,60 ± 5,50 24,92 ± 4,44 123,88 ± 5,40
8 лет 27,48 ± 4,92 129,00 ± 5,48 27,86 ± 4,72 129,74 ± 5,70
9 лет 31,02 ± 5,92 136,96 ± 6,10 30,60 ± 5,86 134,64 ± 6,12
10 лет 34,32 ± 6,40 140,30 ± 6,30 33,76 ± 5,26 140,33 ± 5,60
11 лет 37,40 ± 7,06 144,58 ± 7,08 35,44 ± 6,64 143,38 ± 5,72
12 лет 44,05 ± 7,48 152,81 ± 7,01 41,25 ± 7,40 150,05 ± 6,40
13 лет 48,70 ± 9,16 156,85 ± 6,20 45,85 ± 8,26 156,65 ± 8,00
14 лет 51,32 ± 7,30 160,86 ± 6,36 51,18 ± 7,34 162,62 ± 7,34
15 лет 56,65 ± 9,85 161,80 ± 7,40 56,50 ± 13,50 168,10 ± 9,50
16 лет 58,00 ± 9,60 162,70 ± 7,50 62,40 ± 14,10 172,60 ± 9,40
17 лет 58,60 ± 9,40 163,10 ± 7,30 67,35 ± 12,75 176,30 ± 9,70

Отклонения веса или роста от табличных значений

Не нужно при минимальном расхождении с указанными значениями в таблице, паниковать, и вот почему:

  1. Прежде всего, таблицы роста и веса ребёнка содержат эталонные показатели, то каким в идеале должен быть вес и рост ребёнка, без учёта множества других факторов. Иногда родители недоношенных малышей ошибочно используют для сравнения стандартную таблицу, в то время как для оценки развития детей, рожденных раньше срока, существуют специальные таблицы.
  2. Темп роста и набора веса для каждого ребенка уникален. В первый год жизни детки развиваются скачками. Например, в период введения прикорма вес малыша может не дотягивать до “нормы” из-за адаптации к новому виду пищи, а не из-за патологии.

Это не означает, что отклонения от нормы нужно игнорировать, но лучше расценивать их как повод обратить внимание и проконсультироваться со специалистом с целью выявить возможные проблемы со здоровьем, либо убедиться, что их нет.

С чем могут быть связаны явные отклонения от нормы?

Ранее речь шла о незначительных отклонениях от нормы и о том, что не нужно пугаться, если ваш ребенок растет и набирает вес не строго по таблице. Но что делать, если значения существенного вышли за границы допустимых параметров, либо находятся на стыке нормы и патологии?

Причины возможных отклонений можно разделить на две группы::

1. Неэндокринные:

  • Конституциональная задержка роста. Или по-другому, синдром позднего пубертата. Один из вариантов нормы, когда пубертатный скачок наступает позже, чем у остальных детей.
  • Семейная низкорослость. Имеет наследственную предрасположенность, в семье таких детей имеются родственники с низким ростом. Задержка роста проявляется с раннего детства.
  • Недоношенность, внутриутробные и послеродовые травмы.
  • Генетические синдромы. Как правило, имеют множество клинических проявлений, одним из которых является отставание в росте.
  • Хронические заболевания сердечно-сосудистой, бронхолегочной систем, желудочно-кишечного тракта, а также анемия.
  • Голодание.
  • Прием некоторых лекарственных препаратов.

2. Эндокринные:

  • Недостаточность гормона роста. Биологически активного вещества, который является главным регулятором процесса роста после 2 лет.
  • Недостаток гормонов щитовидной железы. Чаще врожденного характера, клинически характеризуется задержкой физического и интеллектуального развития с рождения.
  • Сахарный диабет 1 типа. Заболевание, при котором вследствие дефицита инсулина нарушено поступление глюкозы в клетки организма, т.н. «голодание» клеток, в итоге темпы роста замедляются.
  • Болезнь (или синдром) Иценко-Кушинга. ри этом повышена продукция гормонов коры надпочечников — глюкокортикоидов, которые в больших дозах приводят нарушению секреции гормона роста.
  • Рахит. Недостаток витамина Д приводит к разрушению костей и деформациям скелета, что в свою очередь проявляется в том числе и уменьшением роста.
  • Другие редкие нарушения эндокринной системы.

Как видите, причин достаточно много.

При задержке роста ребенка родители должны обратиться к врачу для выявления причин низкорослости и своевременной ее коррекции.

К какому специалисту стоит обратиться? Для начала, следует записаться к педиатру. Также в большинстве случаев требуется консультация детского эндокринолога.

Помните, что для нормального роста ребенка необходимо полноценное, сбалансированное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов, а также дозированные физические нагрузки.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий