Ролевые игры для детей: какую роль они играют в воспитании и становлении личности

image

Детский сад № 130 – это милые, добрые умные, веселые, шумные, замечательные дети. Всё что мы делаем в нашем детском саду – мы делаем ради них, ради того, чтобы они росли и развивались.

Детский сад № 130 – это родители. Они главные помощники в нашей работе и мы им за это очень благодарны.

Детский сад № 130 – это сотрудники. Самые трудолюбивые, творческие, всё умеющие, болеющие за всё душой.

Детский сад № 130 – это семья. И как в любой дружной семье у нас есть свои традиции.

Детский сад № 130 – это живой организм, который дышит, чувствует, радуется!

Если ребенок спешит в детский сад,                        С радостью в группу стремиться,                       Значит, такой детский сад — для ребят — Безусловно, им можно гордиться!

Проект рабочей программы воспитания

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ознакомиться с проектом рабочей программы воспитания, которая будет реализовываться в детском саду с 01.09.2021 года!

Свои замечания и предложения Вы можете присылать до 15 августа 2021 года

на эл. почту:  mdoulip130@yandex.ru

Проект рабочей программы воспитания.

Уважаемые родители и воспитанники!

2020-2021 учебный год имеет особенности в связи  с эпидемиологической ситуацией.

 

В целях минимизации рисков распространения COVID-19 введен особый порядок организации работы ДОУ введен в соответствии с:

 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»,

Для сотрудников образовательного учреждения и посетителей обязателен масочный режим и использование СИЗ!

Посещение ДОУ детьми, перенесшими заболевание, и (или) в случае, если ребенок был в контакте с больными COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в ДОУ.

Воспитанники с признаками респираторных заболеваний будут незамедлительно изолированы до прихода родителей (законных представителей) или приезда бригады скорой помощи.

При входе в здание ДОУ:

  • ежедневно проводятся «утренние фильтры» с обязательной термометрией (бесконтактные термометры) с целью выявления и недопущения в организации воспитанников и сотрудников с признаками респираторных заболеваний с использованием всех входов и здание и недопущением скопления воспитанников при входе.
  • на входе в помещение ДОУ установлены дозаторы с антисептическими средствами для обработки рук. COVID-19.

Содержание и организация работы в ДОУ, в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)

  • В ДОУ обеспечена групповая изоляция с проведением всех занятий в помещениях групповой ячейки (или) на открытом воздухе отдельно от других групповых ячеек.
  • Посещение бассейна в ДОУ допускается по расписанию (каждая группа отдельно). После каждого посещения отдельной группой помещения бассейна проводится обработка контактных поверхностей с применением дезинфицированных средств, проветривание воздуха в раздевалках.
  • Занятия по музыкальному развитию и физической культуре проводится в соответствующих помещениях. После НОД каждой группы  осуществляется обработка рабочих поверхностей, пола, дверных ручек с использованием дезинфицирующих средств по вирусному типу.
  • В каждой группе предусмотрена трехкратная уборка всех поверхностей и пола с применением дезинфицирующих средств по вирусному типу, по графику производится проветривание помещений.
  • Обработка игрушек и игрового и иного оборудования проводится ежедневно с применением дезинфицирующих средств.
  • В конце каждой недели осуществляется генеральная уборка всех помещений с использованием дезинфицирующих средств по вирусному типу путем орошения, а также обработка рабочих поверхностей, пола, дверных ручек, помещений пищеблоков, мебели, санузлов, вентилей кранов, спуска бачков унитазов.

Проведение массовых мероприятий запрещено!

Особый порядок организации работы ДОУ действует

 до 01 января 2021 г.

image

Уважаемые родители! В рубрике РОДИТЕЛЯМ создан раздел «Виртуальный детский сад». Данный раздел создан для вас и ваших детей (наших воспитанников). В связи с распространением коронавирусной инфекции, работа нашего детского сада переведена на режим дистанционного обучения. Все педагоги детского сада продолжают свою работу дома. Вы всегда можете связаться с ними, сообщить о самочувствии семьи и получить рекомендации по использованию материалов, которые мы будем выкладывать для вас и ваших детей в данном разделе. По вашему желанию вы можете использовать данный дидактический материал для развития вашего ребенка. Помните! Самое эффективное развитие ребенок получает в условиях эмоционального комфорта, тогда, когда можно подвигаться, посмеяться, поэтому игры на компьютере — это лишь небольшая часть вашего общения с ребенком.

 

Профилактика ГРИППА и ОРВИ

Уважаемые родители, продолжается городская прививочная компания: вакцинация против вируса ГРИППа, вакцинами без консервантов «Совигрипп» для детей в возрасте до 3-х лет, «Ультрикс» — для детей старше 3-х лет. Как следует из аннотаций вакцины охватывают достаточно большой диапазон разновидностей гриппа.

Правила использования медицинской маски

Рекомендации по профилактике гриппа и ОРВИ в детских общеобразовательных организациях

Что такое грипп и меры профилактики гриппа

Примерно с трех-четырех лет дошкольник начинает осваивать сюжетно-ролевую игру. Эта игровая деятельность считается наиболее сложной. Примеряя на себя определенную роль, ребенок пробует на практике применить знания об окружающем мире, учится вести себя по правилам социума. Сюжетно-ролевая игра вырабатывает в нем не только поведенческие навыки, она является мощнейшим стимулом его всестороннего развития.

Содержание:

Особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Ролевая игра эволюционирует по мере взросления ребенка. Малыши трех-четырех лет выполняют короткую последовательность действий под контролем взрослых (кормят куклу и укладывают ее спать, меряют температуру, ставят укол и выписывают рецепт, прочее), а уже через год учатся сами моделировать ситуации, на ходу выдумывать хитросплетенные сюжеты, с удовольствием играют вместе и меняются ролями.

Темой сюжетно-ролевой игры может быть все, что угодно: отношения между детьми и родителями, определенная профессия, жизненная ситуация или сюжет из сказки, мультика, фильма (младшие детки такие сюжеты только воспроизводят, а ближе к школе уже могут обыграть его самым неожиданным образом). Тем не менее, эта деятельность имеет некоторые общие черты:

  1. Самодеятельность по правилам. Детская сюжетно-ролевая игра позволяет ее участникам самореализоваться, но в то же время держит их в рамках определенных правил. Чаще всего, эти правила из мира взрослых, с их помощью ребенок знакомится с нормами морали, законами общества, правилами поведения, обязанностями членов социума. Игра воспитывает в ребенке ответственность.
  2. Обучение играючи. Воспользовавшись сюжетно-ролевой игрой как инструментом воспитания и обучения, родители могут в ненавязчивой форме скорректировать поведение ребенка, дать ему новые знания и умения. Ребенка в возрасте четырех-шести лет очень трудно заставить сделать что-либо, а вот побудить в игровой форме очень легко. Этим необходимо пользоваться и родителям, и педагогам в дошкольных учреждениях.
  3. Эмпатия и другие чувства. Играя, ребенок в действительности испытывает чувства и переживает эмоции. Он учится любить, сострадать и сопереживать, с полной серьезностью ругает провинившегося кукольного ребенка и хвалит проявившего героизм «спасателя».
  4. Расширение круга интересов. Ввиду разнообразия сюжетов данной игровой деятельности дошкольник имеет возможность принять участие в самых разных жизненных событиях. Стремление украсить игру правдоподобными деталями побуждает его познавательный интерес. Полученные от взрослых или из других источников знания он анализирует и закрепляет многократным повторениями игровых действий.
  5. Обогащение словарного запаса. Речь ребенка, который играет в сюжетно-ролевые игры, развивается стремительно. Малыш учит новые слова и обороты, строит с ними диалоги. Теперь он может озвучивать свои действия, полноценно выражать чувства и эмоции.

Виды сюжетно-ролевых игр с примерами

1. Игры на бытовой сюжет

Пример: «Дочки-матери»

Цель игры: всестороннее развитие ребенка, обучение взаимодействию в кругу семьи. Игровой инвентарь: куклы, кукольная одежда, мебель, предметы-заменители. Роли: мама, папа, ребенок (один или несколько), другие члены семьи, домашние животные. Что должен знать и уметь ребенок: знать названия членов семьи, кем работают его родители, бабушки и дедушки, какие у них домашние обязанности. Ход игры: С помощью кукольной мебели, игрушечной бытовой техники взрослые вместе с ребенком обустраивают «квартиру». Ребенок выбирает для себя роль. Обычно, девочки любят быть «мамами», они кормят, купают кукол – «детей», ходят с ними на прогулку, укладывают их спать. Сюжет может расшириться и включить в себя выполнение «мамой» домашних обязанностей – уборки, стирки, приготовление еды. Мальчики-«папы» ходят на работу, выгуливают домашних животных. Они также участвуют в уборке и уходе за «детьми». Другие игры данного вида: «Дочки-матери», «Семейный праздник», «Чаепитие», «В гостях у бабушки», «На прогулке», «С родителями в зоопарке», прочее.

Пример: «Кукла заболела»

Цель игры: научить ребенка, как ухаживать за больным, воспитать в нем сочувствие, уважение к слабому. Игровой инвентарь: кукла, кукольная кровать с постелью, посудка, набор доктора, предметы-заменители. Роли: мама, папа, доктор. Что должен знать и уметь ребенок: знать, что делать и к кому обращаться в случае болезни, расстилать и заправлять постель, манипулировать с игрушечными инструментами врача, посудкой и «лекарствами». Ход игры: Кукла-«ребенок» заболела. «Мама» укладывает ее в постель, меряет температуру, вызывает врача. «Врач» приходит на вызов, осматривает пациента, выписывает лекарства. «Мама» и «папа» выполняют рекомендации врача: дают «дочке» лекарства, поят чаем, читают ей книжки, развлекают. В процессе игры «родители» должны интересоваться самочувствием «ребенка». Другие игры данного вида: «Дочки-матери», «Семейный праздник», «Чаепитие», «В гостях у бабушки», «На прогулке», «С родителями в зоопарке», прочее.

2. Игры на профессиональный сюжет

Пример: «Шоферы»

Цель игры: ознакомление с профессией шофера, обучение правилам дорожного движения и взаимодействию между детьми в процессе игры. Игровой инвентарь: игрушечный руль, различные машины, игрушечные дорожные знаки, жезл и свисток регулировщика. Роли: шоферы, регулировщик, пешеходы. Что должен знать и уметь ребенок: названия и предназначение различных видов транспорта, элементарные правила дорожного движения. Ход игры: Дети распределяют роли водителей различных видов транспорта. Они рассказывают, что и куда везут. За организованностью движения следит «регулировщик». Он дает шоферам знак, чтобы они пропустили «пешеходов». В эту игру можно играть на улице, сделав мелом на асфальте дорожную разметку.

Пример: «Детский садик»

Цель игры: улучшить знания ребенка о профессиях воспитателя и няни, научить его быть заботливым, последовательным, развить коммуникативные способности и умение общаться в коллективе. Игровой инвентарь: куклы, кукольная мебель и посуда, игрушки, детские книжки, предметы-заменители. Роли: воспитатель, няня, дети, музыкальный руководитель, медсестра, прочее. Что должен знать и уметь ребенок: знать распорядок дня в детском саду, основные функции его работников, названия предметов одежды, посуды, правила этикета при общении со взрослыми и за столом, прочее. Ход игры: Куклы приходят в детский сад. «Воспитатель» проводит с ними зарядку. «Няня» накрывает стол и подает завтрак. Перед завтраком дети моют руки. Покушав, они принимаются за занятия. «Воспитатель» читает им книги. Потом настает время прогулки. «Няня» подает обед. После него детей необходимо уложить спать. После тихого часа на музыкальном занятии «руководитель» учит с детьми новую песенку, хвалит их за успехи. Прежде чем их заберут домой. Малышей может осмотреть «медсестра». Данная игра предусматривает огромное количество сюжетов и действий. Другие игры данного вида: «На приеме у врача», «Магазин», «Салон красоты», «Автомастерская», «Стройка», «Полицейские и бандиты», прочее.

3. Игры на сказочный (анимационный, кинематографический) сюжет

Пример: «Золушка»

Цель игры: развитие памяти, фантазии и речи у ребенка, умения пересказывать и воспроизводить сюжет. Игровой инвентарь: фартук, веник, посуда, туфельки, предметы-заменители. Роли: Золушка, принц, мачеха, злые сестры, фея, кучер, лакеи, король. Что должен знать и уметь ребенок: знать сюжет сказки «Золушка». Ход игры: Дети распределяют между собой роли персонажей из сказки. Они стараются выстраивать диалоги близко к тексту, действовать «по сценарию». В старшем дошкольном возрасте можно предложить им игру-фантазию по мотивам «Золушки». Другие игры данного вида: «Репка», «Теремок», «Свинка Пеппа», «Курочка Ряба», прочее.

Пример: «Фиксики»

Цель игры: развить фантазию ребенка, научить его правилам безопасности при обращении с электроприборами, сформировать представление о предназначении тех или иных рабочих инструментов. Игровой инвентарь: игрушечный набор инструментов, предметы-заменители. Роли: ребенок, Симка, Нолик, другие фиксики. Что должен знать и уметь ребенок: знать названия бытовых приборов, рабочих инструментов. Ход игры: У ребенка ломается телевизор, компьютер или любой другой электроприбор, он пытается починить его сам. Появляются фиксики и предупреждают, что делать это без взрослых нельзя. Рассказывают, что может произойти, если малыш не послушается. Они достают инструменты, рассказывают, для чего они нужны и «чинят» прибор. Радуются успеху вместе с ребенком их фирменным кличем «Тыдыщ!». Другие игры данного вида: «Репка», «Теремок», «Свинка Пеппа», «Курочка Ряба», прочее.

4. Игры на исторический сюжет

Подобный вид сюжетно-ролевых игр предназначается для детей старшего дошкольного возраста. Сюжет, обычно, предлагает взрослый. Он же разъясняет детям функции их персонажей, а также подсказывает, каким образом можно повернуть ход событий.

Пример: «Мушкетеры»

Цель игры: ознакомление с историей Франции, развитие фантазии ребенка, умения взаимодействовать в коллективе. Игровой инвентарь: мечи, шпаги, предметы-заменители. Роли: мушкетеры, король, королева, кардинал, гвардейцы. Что должен знать и уметь ребенок: быть ознакомленным с сюжетом романа А. Дюма «Три мушкетера», иметь представление, кем были мушкетеры. Ход игры: «Король» и «королева» дают смелым и отважным «мушкетерам» сложные задания. Выполнить их героям мешают «кардинал» и его гвардейцы.

Пример: «Пираты»

Цель игры: ознакомление с историей Латинской Америки, развитие фантазии и творческих способностей ребенка. Игровой инвентарь: мечи, шпаги, игрушечные деньги и драгоценности, предметы-заменители. Роли: пираты. Что должен знать и уметь ребенок: иметь представление о том, кто такие пираты, уметь ориентироваться на местности, быть заинтересованным в результате предлагаемого ему задания. Ход игры: Играть в эту игру можно дома и на улице. «Пираты» плывут на своем «корабле» к «острову», на котором зарыт клад. У них есть карта, по которой они могут отыскать сокровища. На острове их поджидает большое количество приключений и испытаний. В конце концов, им удается откопать заветный сундук. В качестве «сокровищ» могут выступать как игрушечные деньги и украшения, так м настоящие сладости, которыми участники игры в последующем могут полакомиться. Другие игры данного вида: «Войнушки», «Богатыри», «Рыцарский турнир», прочее.

Заключение Если родители чувствуют, что ребенок способен к самостоятельной сюжетно-ролевой игре, они могут свести к минимуму собственное участие в процессе. Выступая в качестве наблюдателя, они могут лишь изредка вносить незначительные коррективы в игровые действия, не мешая саморазвитию дошкольника. Вам также будут интересны статьи: Цикл статей: Развивающие игры от 4 до 6 лет

class=»post_text_area» itemprop=»articleBody»> —>

Сюжетно-ролевую игру называют королевой детских игр. Поэтому воспитателю очень важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества. Прежде чем вы начнете проводить сюжетно-ролевую игру в одной из возрастных групп, обратите особое внимание на те задачи, которые вы будете решать в работе с дошкольниками. Они включают следующее:

развитие игры как деятельности;

расширение тематики детских игр, углубления их содержания;

приобретение положительного социального опыта;

использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;

развитие всех сторон личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;

подготовка дошкольника к жизни в социуме, социализация его личности.

При организации сюжетно-ролевой игры важно учитывать, что в младшем дошкольном возрасте вы должны: подобрать игрушки, позволяющие развернуть игры в семью, дом, детский сад, «шофёры», «поездка», «поезд», «у врача», «магазин» и др. Обратите особое внимание на их доступность детям и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребёнка, стимулируя его игровой замысел.

В старшем дошкольном возрасте необходимо скомплектовать игрушки по темам (для игры в больницу, почту, космонавтов, школу, библиотеку и др.) Подготовить готовые комплекты, состоящие из самых необходимых атрибутов и игрушек, дополнительного игрового материала, предметов-заместителей. Не давать детям материал в готовом виде, привлекать их к этому по мере развития игры.

Хочется обратить особое внимание на следующие моменты методики применения сюжетно- ролевой игры:

  1. Выбор игры, которую вы будете включать.
  2. Оснащение (оборудование).
  3. Наличие предметно–игровой среды в зависимости от возраста и тематики.
  4. Наличие плана – конспекта.

Организуйте наблюдение за свободной игровой деятельностью детей (с целью выявления игровых интересов и навыков детей).

Ознакомьтесь с перспективным планом развития сюжетно-ролевой игры в данной группе (обратите внимание на предыдущую работу, проделанную воспитателем в этом направлении).

  1. Выбор игры.

— Приступайте к разработке плана организации игровой деятельности.

— При этом учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др.

— Продумайте и опишите содержание игры.

— Спланируйте возможные направления развития сюжета.

— Определите игровые правила.

— Подготовьте все необходимые атрибуты для игры.

— Организуйте игровую среду.

— Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей.

— Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми.

— Обговорите игровой замысел и правила игры.

— Осуществляйте прямое (младший дошкольный возраст) или косвенное руководство игровой деятельностью, -следите за развитием сюжета.

— Педагогическая разработка плана игры, т.е. начальный этап педагогического конструирования: намётки её сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием (старший дошкольный возраст).

— Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

— Создание воображаемой ситуации.

— Распределение ролей в зависимости от желания ребёнка.

  1. Начало игры:

— создайте игровую или проблемную ситуацию,

— проведите предварительную беседу,

— обговорите тему предстоящей игры и т.д.

  1. Сохранение игровой ситуации:

используйте напоминание, указание, совет, положительную оценку, ролевое взаимодействие и др.

  1. Завершение игры:

— положительная оценка,

— анализ ролевых и товарищеских взаимоотношений.

Вопросы к анализу:

  1. Начало игры: как был создан интерес к игре; соответствие выбранных приёмов возрасту детей, уровню развития игровых умений.
  2. Подготовка к игре: создаётся специально; дети действуют в воображаемой ситуации; создаётся по ходу игры. Соответствие подготовки возрастным особенностям детей.
  3. Какие воспитательные задачи решались в ходе игры?
  4. Помогали ли методы и приёмы руководства игрой развитию сюжета, игровых умений, формированию взаимоотношений детей?
  5. Были ли реализованы в ходе игры принципы гуманистической педагогики?
  6. Уровень развития игровых, отобразительных умений детей; умение использовать различные средства для воплощения образа героя (речь, мимика, жесты, элементы костюмов и т.д.).
  7. Увлечённость детей игрой, насколько был реализован индивидуальный подход к детям.
  8. Конец игры, её завершённость, к какой деятельности перешли дети после игры.
  9. Оценка воспитателем деятельности детей в игре, её соответствие возрасту, целям руководства, принципам личностно-ориентированного подхода.
  10. Предполагаемая последующая работа воспитателя над развитием игровой деятельности.
  11. Предположения, рекомендации:

Можно ли повлиять на ролевое поведение детей в игре, и каким образом?

В чём может проявиться творчество детей в игре?

Что вы открыли сегодня для себя, организуя с детьми сюжетно–ролевую игру?

Какие приёмы руководства Вы считаете наиболее эффективными?

Какие трудности возникли у Вас при руководстве данным видом игры?

Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?

Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?

Как можно преобразовать предметно-игровую среду, чтобы повлиять на развитие сюжета и содержание игр дошкольников?

Критерии оценки:

игра соответствует возрасту ребёнка;

вовлечённость в игру (количество человек – участников игры);

соблюдение алгоритма игры;

эмоциональная насыщенность соответствует замыслу игры;

особенности поведения детей в игре, подчинение правилам игры;

степень удовлетворённостью игрой.

Показатели эффективности:

Замысел возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнёрами по игре, учитывая его точку зрения. Формулировка игровой цели и игровой задачи, устойчивость замысла, использование импровизации в игре.

Основное содержание игры, его разнообразие, соотношение предметных, бытовых и отражающих общественные отношения действий.

Сюжет игры. Разнообразие, устойчивость и развёрнутость сюжета. Умения ребёнка совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

Игровая роль обозначается словом через ролевую речь, предметные действия, мимику. Степень развёрнутости ролевого диалога, его длительность, умение передать характерные особенности персонажа.

Взаимоотношения, их численность, устойчивость и характер.

Игровые действия: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности.

Отношение к правилам: умения выполнять их с взятой на себя ролью, следить за выполнением правил другими детьми.

Достижение результата игры, умение соотносить его с замыслом.

Возможные риски:

Бедность сюжетов детских игр, их однообразие.

Отражение в игре отрицательных сторон жизни взрослых, подчинительная позиция отдельных детей в игре, где они выступают пассивными участниками.

Частые конфликты по поводу распределения ролей, выполнению правил, обладанию игрушкой и др.

Как избежать:

Обогащение детского опыта за счёт расширения, уточнения и систематизацию знаний об окружающем.

Развитие игровых умений у детей.

«Алгоритм организации сюжетно-ролевых игр»

  1. Задачи руководства:

— расширение представлений об окружающем;

— формирование игровой деятельности:

а) развивать сюжет;

б) обучение игровым действиям;

— формирование взаимоотношений.

  1. Подготовка к игре:

— приемы, направленные на обогащение впечатлений:

а) составление плана-сюжета по теме игры по этапам;

б) определить сопутствующие сюжеты;

— атрибуты к игре;

— оборудование места игры.

  1. Ход игры:

— приемы создания интереса к игре;

— сговор на игру:

а) определение плана-сюжета;

б) планирование игры;

в) распределение ролей;

г) создание воображаемой ситуации

— приемы обучения игровым действиям;

— приемы поддержания и развития игры:

а) внесение дополнительных атрибутов;

б) участие педагога во второстепенных ролях;

в) показ новых игровых действий;

г) напоминание, вопросы;

д) введение новых игровых ситуаций;

е) оценка;

— приемы формирования взаимоотношений в игре:

а) напоминание о взаимоотношениях;

б) направление на внимание друг к другу;

в) поощрение вежливости.

  1. Окончание игры:

— краткий итог работы в ролях;

— перевод интереса детей к следующему виду деятельности.

  1. Оценка игры:

— оценка взаимоотношений;

— оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью.

Автор: Филиппова Ирина Викторовна

«Организация сюжетно-ролевых игр в летнее время»

   Чтобы с максимальной пользой использовать игровую деятельность дошкольников во время летних прогулок, при планировании летнего досуга необходимо использовать все виды игр, учитывая особенности их организации.

   Основной вид игры детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Она развивает детский потенциал и имеет решающее значение для психического развития ребёнка, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

Организация сюжетно – ролевых игр на площадке должна подчиняться определённым принципам:

-воспитатель должен играть вместе с детьми (на позиции “играющего партнера»);

-воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста;

Этапы организации сюжетно-ролевой игры:

1. Обогащение впечатлениями;

2. Изготовление атрибутов для игры;

3. Определение задач игры (не менее 3х);

4. Составление плана сюжета;

5. Ход игры;

6. Развитие и поддержание игры;

7. Окончание игры и ее оценка.

1. Обогащение впечатлениями:

– наблюдения;

– беседа;

– участие детей в процессе труда взрослых;

– просмотр мультфильмов, телепередач, фрагментов кинофильмов;

– чтение художественных произведений;

– рассматривание фотографий, иллюстраций, реальных предметов;

– встреча с людьми разных профессий.

2. Изготовление атрибутов для игры:

– в младшей группе – в присутствии детей;

– в средней – частично вместе с детьми;

– в старших – дети могут изготавливать атрибуты самостоятельно под руководством воспитателя.

3. Определить задачи игры (не менее 3х):

– расширение представлений об окружающем (с чем знакомить, какие знания закреплять, что развивать);

– формирование игровой деятельности:

– формирование взаимоотношений (взаимопомощь, внимание, культура общения).

4. Составление плана сюжета:

– сюжет основной и сопутствующий;

– роли;

– игровые действия;

– атрибуты;

– речевые обороты;

– возможные события.

5. Ход игры:

– создание интереса (внесение новых игрушек, изготовление атрибутов, создание игровой ситуации, рассматривание реальных предметов, сооружение построек, беседы, участие воспитателя в играх, составление плана сюжета)

– сговор на игру;

– создание воображаемой ситуации;

– подбор атрибутов.

6. Развитие и поддержание игры:

– включение воспитателя в игру (кроме старшей группы);

– воздействие через роль;

– объединение детей в играх;

– включение новых сюжетов и ситуаций;

– использование дополнительных предметов.

7. Окончание игры и ее оценка:

– краткий итог работы в ролях;

– перевод интереса детей к следующему виду деятельности.

– оценка взаимоотношений

– оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью.

Виды сюжетно-ролевых игр:

  • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей: Садик, школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, строительство, армия…

  • Игры на патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа

  • Игры на темы литературных произведений (мультфильмов). В этих играх дети повторяют эпизоды из литературных произведений (мультфильмов), подражая действиям героев, усваивая их поведение.

  • «Режиссерские» игры, ребенок определяет действия игрушки, направляя все действия, наделяя их определенными признаками.

   Все сюжетно-ролевые игры можно проводить и на прогулке. Чаще всего мы проводим такие игры, как «Больница», «Парикмахерская», «Транспорт» Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых.

  Атрибуты заранее собираем в контейнер и выносим  на улицу. Ребята с удовольствием перевоплощаются в докторов, продавцов и водителей. И если на начальном этапе мы стараемся взять как можно больше атрибутов для игры, чтобы закрепить у детей представление о том или ином предмете,  то далее стараемся вводить предметы заместители.

   Так же мы используем игры которые не требуют большого количества атрибутов например такие, как «Разведчики», «Ищем клад», которые учат детей ориентироваться на местности, добиваться конечной цели. Можно спрятать флажок до прогулки на участке. Выйдя на улицу, говорим детям, что мы сегодня будем кладоискателями. Надо объяснять ориентиры. Например: 10 шагов от дерева прямо, потом направо 5 шагов, опять прямо 3 шага и стоп. Первому, кто находит флажок, полагается приз. Такие игры детям очень нравятся, потом они с удовольствием играют сами. Вместо ориентиров можно использовать слова: горячо, холодно, теплее. Мальчишек легко заинтересовать игрой в «Разведчиков», предложить им найти «врага», который спрятался на участке (это может быть любая игрушка). Обязательно напомнить, что разведчики передвигаются тихо, незаметно. Такие игры мальчикам очень нравятся.

     На прогулке можно использовать самые разнообразные сюжетно-ролевые игры с элементами исследования. Можно превратиться в «лаборантов» и исследовать свойства и состав песка, для этого с собой на прогулку нужно взять только лупу.

    Любая сюжетно-ролевая игра на прогулке обязательно многому научит детей, если воспитатель правильно спланирует ее и поставит нужные задачи. Самое главное – умело руководить игрой, ненавязчиво что-то предлагать, уводить грамотно от неправильных решений и выводов.

Выводы

   Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

   Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Сюжетно-ролевая игра учит  действовать в соответствии с правилами в коллективе, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулирует переход детского организма к более высокой степени социального развития.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

 В.А. Сухомлинский

Классификация игр детей дошкольного возраста по Н.К.Крупской.

1. Творческие игры: Сюжетно-ролевые; Режиссёрские; Театрализованные; Конструирование.

2. Игры с правилами: Дидактические (настольно-печатные, словесные, с предметами); Подвижные (в зависимости от активности, в зависимости от атрибутов, в зависимости от основных движений, бессюжетные и сюжетные).

Общие правила организации игр для дошкольников на участке.

  • Игра должна быть безопасной.

  • Игра должна соответствовать возрастной группе, в которой она проводится.

  • Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной активности.

  • Правила игры должны быть простыми и понятными детям.

  • Все дети должны иметь возможность принимать в игре активное участие.

  • Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.

Игру нельзя оставлять незаконченной

image

Хотите узнать, как подготовить ребенка 4-6 лет к школе? Играйте с ним! В статье примеры развивающих игр для дошкольников.

  • Возраст 4-6 лет — самое лучшее время для игр. Ребенок уже хорошо разговаривает, различные психологические процессы у него стабилизировались
  • Школа со своим режимом и нагрузками еще впереди, поэтому малыш может быть вовлечен в игровой процесс практически с утра до вечера
  • При этом, грамотный взрослый посредством игры может подготовить его к этой самой школе

Значение игр для детей дошкольного возраста

Подробнее о них можно почитать в статье http://babyben.ru/vospitanie/v-kakie-igry-mozhno-poigrat-s-detmi-2-3-let-doma-rezhisserskie-syuzhetno-rolevye-nastolnye-didakticheskie-i-podvizhnye-igry-dlya-detej-2-i-3-let.html

image

Дети в 4-6 лет уже умеют играть вместе.

Кроме того, играя, ребенок 4-6 лет учится:

  1. Быть командным игроком, в процессе игровой деятельности взаимодействовать с другими участниками
  2. Действовать по правилам. У дошкольников появляется все больше и больше игр с четкими правилами, при отступлении от которых теряется весь смысл игры
  3. Проигрывать. Если малышу в 2-3 года взрослые, с которыми он, преимущественно, играл, всегда давали ему выигрывать, в 4-6 лет он оказывается в обществе ровесников и играет уже по-честному. Игра становится своеобразной подготовкой к жизни реальной, которая, к сожалению или к счастью, состоит не из одних лишь побед
  4. Учиться. Родители с прогрессивными взглядами на воспитание начинают готовить своего ребенка к школе уже в возрасте 4 лет. Используют они для этого дидактические игры, которые у дошкольников разнообразны
  5. Совершенствует свое физическое развитие. В 4-6 лет ребенок уже достаточно ловкий и сильный: он хорошо ходит и координирует свои движения, умеет бегать и прыгать, манипулировать с различным спортивным инвентарем, ездить на самокате, велосипеде, роликах, прочее. С ним можно играть в более сложные и разнообразные подвижные игры. Также появляется их новый подвид – спортивные игры

Сюжетно-ролевая игра для детей 4 — 6 лет

  • Сюжетно-ролевая игра, впервые возникшие у ребенка в 3 годика, в 4-6 лет развивается и совершенствуется. Она теперь сложная, в ней ребенок на время становится взрослым, принимает правила взрослого общества
  • Если в 3 года девочка, играя в дочки-матери, выполняла четкую последовательность из нескольких действий (кормила игрушечного ребенка, качала его, укладывала спать, катала в коляске), то в пять лет она уже в состоянии моделировать сложные ситуации. Сюжет для игры рождается у нее в самом ее процессе
  • Темы сюжетно-ролевых игр у дошкольников могут быть самыми разными, от бытовых отношений между родителями и детьми, профессий, сказок и мультфильмов до синтеза этих тем или абсолютной фантастики, выдуманной самим малышом

ВАЖНО: Теперь в сюжетно-ролевой игре дети играют вместе, а не просто рядом друг с другом

Данный вид игровой деятельности учит ребенка не только действовать, но и чувствовать. Изображая взрослого, он не только выполняет его роль, но и пытается пережить его чувства и эмоции.

ВАЖНО: Пытаясь воплотиться в персонажа сюжетно-ролевой игры, дошкольник учит новые слова, обороты, фразы и выражения. Будто пробуя на вкус, он использует их в игре многократно, с различными интонациями. Речь ребенка развивается невероятно быстрыми темпами

ИГРА НА БЫТОВОЙ СЮЖЕТ «В гости к бабушке»

image

Сюжетно-ролевая игра с куклами на бытовой сюжет.

Что нужно для игры: куклы, одежда, мебель для них, игрушечная посуда, предметы-заместители.

Роли: мама, папа, ребенок (возможно, это будет кукла), бабушка, дедушка.

Ход игры: Бабушка звонит маме, приглашает ее с семьей в гости. Мама объявляет малышу про поездку. Малыш радуется. Они собираются в гости. Тем временем, бабушка (и дедушка) готовятся принимать гостей – накрывают на стол, прочее. Собравшись вместе, семья садится за стол. Они радуются встрече и делятся новостями.

ИГРА ПРО ПРОФЕССИИ «Ситуация на дороге»

image

Сюжетно-ролевая игра про профессии «Ситуация на дороге».

Нужно: игрушечный руль, жезл регулировщика, свисток, дорожные знаки, предметы – заместители.

Роли: водители транспорта, пешеходы, регулировщик.

Ход игры: В этой игре одни дети исполняют роли водителей различных видов транспорта, другие — пешеходов. Регулировщиком может стать взрослый, тогда у игры появится дополнительный обучающий компонент: в ее процессе малыши ознакомятся с правилами дорожного движения и безопасности на дороге.

ИГРА СО СКАЗОЧНЫМ СЮЖЕТОМ «Принцесса в замке»

image

Игра со сказочным сюжетом «Принцесса в замке».

Нужно: корона, игрушечный меч, игрушечная лошадь, предметы – заместители

Роли: принцесса, дракон, рыцарь.

Ход игры: Прекрасную принцессу в замке заточил злой дракон. Она зовет на помощь храброго рыцаря. Тот появляется, сражается с драконом и освобождает принцессу.

Режиссерская игра

Дети в возрасте 4-6 лет играют в режиссерские игры одни, с другими детьми или со взрослыми.

ВАЖНО: Дошкольник должен уметь играть сам. По мнению психологов, тот сказочный, понятный лишь ему одному мир, который он создает в процессе режиссерской игры, позволяет ему переварить, разложить по полочкам получаемую им информацию об окружающем мире. Если родители и учавствуют в этом виде деятельности, их участие должно быть весьма деликатным

image

Режиссерская игра с куклами в кукольном доме.

У режиссерской игры ребенка 4-6 лет появляются те черты, которых не было ранее:

  1. Теперь ребенок сам придумывает сюжет, взрослые ему не подсказывают
  2. Озвучивание игровых персонажей становится более сложным. Теперь это не просто мяуканье котика или рык динозавра. Игрушки вступают в полноценные диалоги, у каждого из них речь очень красочная, со своим и тембром и громкостью голоса, интонацией
  3. Научившись проводить ассоциации, ребенок все больше использует в игре предметы-заместители, от чего она становится более разнообразной
  4. Важную роль в игре ребенок отводит фону и декорациям. Он могут быть и понарошку

image

Режиссерская игра с фигурками и машинками.

Как и раньше, для режиссерской игры малышу нужны:

  • время
  • игровое пространство
  • куклы и пупсы
  • кукольное «приданое» — мебель, бытовая техника, прочие аксессуары
  • машинки, дорожная техника
  • железная дорога
  • фигурки животных, динозавров
  • роботы
  • солдатики
  • фигурки персонажей из сказок и мультиков

image

Куклы-перчатки для домашнего кукольного театра.

Спектакли же можно ставить по мотивам сказок:

  • сначала простых – «Репка», «Колобок», «Теремок», прочие
  • более сложных – «Кот в сапогах», «Русалочка», «Мойдодыр», прочие

Как сделать кукольный театр для детей 4-6 лет своими руками

Дидактические игры для дошкольников

Дидактические игры обязательно должны быть частью распорядка дня ребенка, который готовится к школе. Играя целенаправленно, организованно, он учится, получает новые знания, закрепляет и старается применять ранее полученные.

По сравнению с той дидактической игрой, которая была в раннем детстве, у дошкольников она обрастает новыми чертами:

  • процесс может продолжаться 20 минут, именно на столько ребенок 4-6 лет может концентрировать внимание
  • во время игры малыш должен задействовать свой словарный запас и пополнять его
  • в процессе обучения игрой родители уже могут выявить способности ребенка к определенному виду деятельности
  • игровая обучающая деятельность обязательно должна быть запланированной и последовательной
  • играя, ребенок развивает: восприятие органами чувств, временное и пространственное восприятие, память, воображение, усидчивость, образное и логическое мышление, моторику, прочее
  • в такой игре дошкольник становится любознательным

ВАЖНО: Играя в такие игры, дошкольник совершенствует знания об окружающем мире (погоде, природе, животных, растениях), себе самом (своем теле, режиме дня, правом – левом), а также учится читать, писать и считать

Как и ранее, дидактические игры у детей 4-6 лет бывают предметными, настольно-печаными и словесными.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «Что из чего сделано»

Предметы для игры «Что из чего сделано».

  • размер
  • форма
  • теплый-холодный
  • гладкий – шершавый

В итоге, малыш должен догадаться, что у него в руках и из какого материала оно сделано.

НАСТОЛЬНО — ПЕЧАТНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Собери куклу на прогулку»

Для дидактической игры «Собери куклу на прогулку».

Взрослый предлагает ребенку карточку с тем или иным временем года и говорит: «На улице зима, идет снег. Собери куклу на прогулку!». Малыш должен выбрать ту одежду, которая подходит для зимней погоды. И так далее.

СЛОВЕСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Мастер-загадкин»

Такие карточки подходят для игры «Мастер — загадкин».

  • зима – холодно, снег, санки, Новый год
  • яблоко – фрукт, сладкое, круглое, красное
  • жираф – животное, с копытами, с длинной шеей

Настольные игры

Настольные игры для дошкольников невероятно разнообразны, их в большом количестве предлагают издательские дома и фабрики игрушек. Родителям, в первую очередь, следует обратить внимание на те, которые:

  • имеют цель и четкие правила
  • развивают речь, воображение, сенсорное восприятие, память, логическое и образное мышление
  • требуют коммуникации с другими детьми и со взрослыми
  • подходят ребенку по возрасту
  • подходят ребенку по полу (большинство игр предназначены для мальчиков и девочек, но некоторые все-таки предусматривают дифференциацию)
  • имеют яркий дизайн

ВАЖНО: Настольные игры для дошкольников часто содержат фишки, кубики, пазлы, прочие мелкие детали. Кажется, что привычка все тянуть в рот у ребенка в этом возрасте осталась в прошлом, тем не менее, родителям лучше присматривать за ним

С дошкольником можно поиграть в такие настольные игры:

  1. Настольно-печатные: лото и развивающие карточки. Темы могут быть самые разные: «Моя семья», «Кто что ест», «Профессии», «Транспорт», «Спорт», «Время», прочие

    Лото «Транспорт».

  2. Игры на выделение части и целого: пазлы, мозаики, соты. Эти игры присутствовали и у младших детей. У дошкольников они усложняются: в возрасте 4-6 лет ребенок свободно собирает пазлы из 6 – 24 деталей, а иногда и более сложные

    Пазл для дошкольников «Щенячий патруль».

  3. Игры – бродилки. Суть таких игр – фишкой пройти по пронумерованной дорожке от старта к финишу, выполняя при этом определенные задания. Иногда вместо фишек – маленькие фигурки, а само поле интерактивное, с подсветкой или музыкальным сопровождением
  4. Настольная игра-бродилка для детей 4-6 лет.

  5. Игры на классификацию, ассоциацию и развитие образного мышления. Яркий пример такой игры – домино, которое может быть картонным, пластиковым, деревянным или из мягкого материала

    Деревянное домино для дошкольников.

Пример игры-бродилки 2в1

Подвижные игры

В процессе подвижной игры дошкольник, как и в раннем детстве:

  • наслаждается движение
  • становится ловчее и сильнее
  • учится соблюдать правила
  • общается и взаимодействует
  • совершенствует речь и коммуникативные способности

У детей 4-6 лет подвижная игра становится более сложной и подразделяется на несколько видов:

  • с сюжетом
  • без сюжета
  • с соревновательным элементом (обязательно групповая)
  • спортивную

ПОДВИЖНАЯ ИГРА С СЮЖЕТОМ «Море волнуется»

Подвижная игра для дошкольников «Море волнуется».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА БЕЗ СЮЖЕТА «Горячие стулья»

Подвижная игра для дошкольников «Горячие стулья».

Ход игры: Эта игра также требует пространства и как минимум 4-5 игроков. Необходимы стулья, их должно быть на один меньше, чем участвующих в игре детей. Стулья ставят спинками друг к другу, дети становятся вокруг них. Взрослый включает музыку.

Пока она звучит, дети бегают вокруг стульев. Взрослый выключает музыку. В это время дети должны сесть на стулья. Тот, кому не хватило места, покидает игру. Перед следующим раундом убирают один стул. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не займет последний стул.

ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «Кегли и мячи»

Вариант подвижной игры с соревновательным моментом для дошкольников.

Ход игры: Дети, а их должно быть 4-6 минимум, делятся на 2 команды. Они выстраиваются в параллельные колонны по одному человеку, впереди их взрослый выставляет по 5-7 кеглей. В руки первых малышей в колонне взрослый дает мяч.

По его команде малыши должны пробежать между фишками, не сбив ни одной, и вернуться назад, набивая мячи. Они передаю мячи следующим игрокам, которые продолжают эстафету. Побеждает та команда, игроки которой закончат эстафету первыми.

СПОРТИВНАЯ ИГРА «Футбол»

Футбол для дошкольников.

Ход игры: Дети делятся на команды из равного количества человек. Если нет настоящего маленького футбольного поля с воротами, они будут импровизированные. Действуя по правилам футбола, команды должны забить соперникам как можно больше голов.

Видео: Место сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка 4-6 лет: мнение психолога

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий