Развивающие методики для детей дошкольного возраста

Уникальные раннего развития детей от 0 до 3 лет!

Создавая семью, молодые люди берут на себя большую ответственность друг за друга, а когда появляется маленький человек необходимо создать для его жизни и развития все необходимые условия. Хорошее питание и здоровый сон очень важны для крохи, но не стоит забывать о том, что для успешного будущего необходимо гармоничное раннее развитие ребёнка как личности. Современные родители могут самостоятельно подобрать способы развития своего малыша, большинство техник подробно описано в виртуальной паутине, существует множество книг, однако лучше всего опираться на свои наблюдения за малышами. Вы с лёгкостью сможете, определить к чему тяготеет карапуз и, исходя из этого, можно осуществить выбор в пользу той или иной методики раннего развития. Психологи и педиатры советуют начинать активное развитие малыша с полугода, именно в этом возрасте формируется психика и тактильное восприятие окружающего мира. image  Для ребёнка в грудном возрасте очень важно внимание родителей и именно в это время легче всего вложить в своего кроху необходимые знания и навыки для формирования сильного и волевого характера. Учёные на протяжении длительного времени считали, что начинать развитее ребёнка лучше всего перед посещением детского сада, однако последние двадцать лет это мнение кардинально поменялось. Современные малыши более активны и прекрасно воспринимают интересные занятия и обучающие программы в игровой форме. Исходя из способностей своего малыша, можно самостоятельно разработать обучающий курс на основе предложенных современных программ, только родители могут сделать правильный выбор. Обязательно обратите внимание, что начинать обучающие программы лучше всего с шести месяцев, сознание начинает формироваться под воздействием впечатлений от окружающего мира, головной мозг активно растёт и впитывает больше новой информации.

Как понять, что ребёнок готов к обучению?

Все люди разные, собственно и малыши развиваются не одинаково, кто-то начинает раньше воспринимать музыку, кто-то больше предпочитает игры и изучение букв и цифр, однако существуют основные параметры, которые позволят родителям определить уровень подготовки своего карапуза. Детские психологи пришли к выводу, что развитие нужно начинать в возрасте шести месяцев и к этому времени кроха должен обладать следующими навыками: • Детки в этом возрасте начинают хорошо воспринимать звуки и речь окружающих, поэтому старайтесь рассказывать все свои действия, произносить названия животных и всего, что окружает крошку. Ваш малыш будет воспроизводить различные звуки, что и послужит для вас сигналом к началу активных занятий. • Начинают формироваться аналитические навыки, карапузы отлично реагируют на название предметов и стараются брать имен их. • Большинство ребятишек в этом возрасте уже сидят и начинают активно ползать, что говорит о правильной работе опорно-двигательного аппарата, но самое главное —  Вы сможете начать обучение ребенка, используя сенсорное восприятие и физические нагрузки. • Подрастающие грудные малыши очень внимательно следят за мимикой и эмоциями окружающих людей, благодаря этому происходит правильное эмоциональное развитие, что позволит Вам выбрать методики развития, основанные на эмоциях. Внимательно понаблюдайте за своим малышом, проанализируйте, обладает ли он необходимыми навыками для начала обучения. Чрезмерные нагрузки будут пагубно влиять на физическое и эмоциональное состояние вашего малыша, поэтому важно подбирать нагрузки в соответствии с развитием крохи. Сегодня существует масса гаджетов, игр и дополнительных способов, которые позволять научить карапуза читать и писать, однако лучше всего подобрать методику, соединяющую в себе эмоциональные, психологические и физические аспекты. Не стоит забывать, что основы поведения, заложенные с ранних лет, в будущем сформируют характер и личность Вашего малыша. Основная задача любящих родителей вложить всё самое лучшее, но не стоит забывать и о формировании отношения к отрицательным поступкам. Любой ребёнок должен чётко понимать, что такое «можно» и «нельзя».

Какие варианты развивающих программ существуют?

Современные родители начинают подбирать обучающие курсы для своих малышей практически с самого рождения, не задумываясь об уровне нагрузки на детскую психику. Правильно выбрать методику развития для малыша помогут специалисты различных развивающих центров, однако если подобной возможности у вас нет, можно определиться с нужной программой самостоятельно. Ниже мы представим самые популярные методики развития малышей дошкольного возраста.  

Методики, основанные на визуальном, эмоциональном и тактильном восприятии

Довольно популярной на сегодняшний день методикой раннего развития малышей является теория доктора Марии Монтессори, которая основывается на тактильном и визуальном восприятии окружающего мира. Главное преимущество данной методики это то, что ребёнок попадает в интересный мир, который включает в себя различные аспекты жизни от природы до математики и музыки. Единственный недостаток данной программы, это посещение специальных семейных центров и стоимость курсов далеко не всем придётся по карману, да и деток начинают обучать только с трёх лет.  image Довольно успешные педагоги считают способ развития у ребёнка визуального восприятия, это методику Дьенеша, который предложил большой набор предметов различной формы и цвета. Данные предметы олицетворяют различные условия окружающей среды, а список с заданиями позволит родителям найти больший общий язык со своими крохами. Ещё один способ развития аналитических способностей у малолетних детей, это сборка интересных конструкторов, которые позволяют творчески мыслить и просчитывать свои действия. Данная методика была разработана в России в начале 1990 года гениальным инженером Воскобовичем, который впоследствии предложил массу различных вариантов сказочных конструкторов для детей от двух лет. К данной группе можно отнести и развивающие игрушки, которые разработали многодетные родители Никитины, они предложили деткам кубики, круги, конструкторы и пазлы различного цвета фактуры и формы. Благодаря предложенным обучающим программам можно довольно быстро сформировать у карапуза представление об окружающем мире.

Следующая группа обучающих тренингов поможет развить у малыша любовь к музыке, чтению и математике

Деток старшего возраста необходимо обучать чтению и на сегодняшний день существует две интересные программы, разработанные Чаплыгиной и Зайцевым. Эти две программы основываются на чтении по слогам, в каждом из наборов существует несколько кубиков с буквами, а также специальный блок, который формирует слоги. Ребёнку намного проще запомнить буквы в виде кубиков, потому что он может ассоциировать их с различными цветами. Развивать у своих крошек музыкальные таланты очень просто с интересной теорией семьи Железновых, данное обучение включает в себя прослушивание классической и современной музыки, интересные танцевальные игры, а также веселые жесты, которые формируют не только слух, но и визуальное восприятие. По теории Кюизинера обучить малышей счёту и малейшим математическим операциям легче всего в раннем возрасте, он разработал, комплект разноцветных палочек различной длинны, которые ассоциируются у карапуза с цифрами. Используя эти красивые палочки можно научить малыша различать, где больше, а где меньше. Воспринимать буквы и цифры довольно сложно даже взрослому ребёнку, однако игровая форма и привлекательные цвета позволяют сделать этот процесс весёлым и максимально комфортным. Представленные выше теории обучения, как правило, предназначены для детей от года и старше, однако существуют теории, что всему малыша можно научить только до трёх лет. Пропагандистами такой теории можно считать Тюленева и метод Ибука, они утверждают, что используя специальные игрушки и пособия можно обучить малолетнего малыша чему угодно. Данные методики противоречивы, но, несмотря ни на что дают отличные результаты, поэтому родителям необходимо познакомится с этими обучающими программами. Важно помнить, что маленький ребёнок воспринимает всю информацию только визуальным образом, и лучше всего на начальных парах обучения наблюдать за тем, как ребёнок относится к получаемой информации. Большую роль для грудничка играет сопровождение всего процесса родителями, Вы должны набраться терпения и принимать участие во всех уроках или играх своего ребёнка. Только сообща можно получить желаемые результаты. Изучив все рекомендации, посоветовавшись с педагогами и психологами можно сделать правильный выбор, но не стоит забывать, что развитие ребёнка должно быть не только интеллектуальным, но и физическим. Необходимо использовать одновременно несколько программ, благодаря такому подходу Вы сможете направить способности своего карапуза в нужном направлении и получить в последствии успешного взрослого человека.

Что выбрать если малыш отличается от других деток!

Конечно, в правильном формировании сознания нуждаются все дети, но иногда возникают ситуации, когда ребёнок немного отличается от своих сверстников и отстаёт в развитии. Несмотря на наличие уникальных технологий, различные тестирования отклонений в утробе, детки рождаются с различными патологиями и отклонениями эмоционального и интеллектуального развития. Методика Домана Родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, не стоит отчаиваться, ведь Глен Доман предложил свою методику развития способностей у детей с отклонениями в развитии. Доман выдающийся нейрофизиолог, который длительное время наблюдал за детьми с умственными отклонениями, и предложил свою обучающую программу, которая способствует быстрой реабилитации малышей. Основа теории заключается в том, что существует большое количество карточек, демонстрирующих различные жизненные аспекты. На представленных картинках могут быть изображены животные, числа, композиторы и поэты, различные политические деятели, одним словом всё, что связано с повседневной жизнью любого человека. Карточки демонстрируют карапузам с шести месяцев несколько раз в день определёнными группами, постепенно расширяя группы и добавляя в них новые карточки. Используя эту теорию, можно значительно расширить кругозор ребёнка, способствуя его эмоциональному и интеллектуальному развитию. Получив отличные результаты с детками, имеющими проблемы в развитии, методика была немного усовершенствована и адаптирована для обучения малышей, имеющих нормальный уровень развития. Благодаря стараниям Глена и его помощников в мире появилось большое количество учёных и даже нобелевских лауреатов, которые в ранние годы отставали в своём развитии, поэтому родителям особенных малышей важно обратить внимание на предложенную программу. Родителям стоит понять одну важную вещь, будущее их ребёнка завит от того, насколько внимательно они будут относиться к развитию его талантов и навыков. Используя современные технологии и различные методики обучения довольно просто привить своему карапузу любовь к музыке и творчеству, научить читать и считать, а также позаботиться о психологическом и нравственном развитии. Для ребёнка важно ощущать поддержку своих родителей в любом возрасте, поэтому постарайтесь как можно больше времени проводить вместе. Получить лучшие результаты можно получить только вместе начав любое дело, главное помнить, что будущее ребёнка зависит от того, что в него будет вложено родителями. Оцените материал:

Советуем прочитать

  • 23-07-2021, 23:44

    Рецепт имбирного печенья для детей: топ-3 рецепта

  • 20-07-2021, 18:35

    Летний инструктаж для родителей учащихся

  • 19-07-2021, 20:40

    Как получить бесплатную путевку в лагерь: список документов и тонкости оформления

  • 2-07-2021, 03:46

    Что делать, если тебя не понимают родители?

  • 1-07-2021, 23:51

    Какие документы нужны для многодетных семей в 2021 году: как получить статус?

  • 30-06-2021, 00:39

    Самые популярные игрушки для детей 5 лет в 2021 году

  • 29-06-2021, 23:54

    Имеют ли право родители забирать телефон у ребёнка?

  • 29-06-2021, 05:31

    Все льготы, выплаты и пособия многодетным семьям в Крыму в 2021 году

  • материнство
  • дети
прищепки тренируют моторику

Разноцветные дорожки

При помощи строительного скотча разметьте на столе или полу 3 дорожки шириной в 2-3 см. Подготовьте крупный бисер разных оттенков, рассыпав его по нескольким емкостям (лучше всего с узким горлышком). Попросите ребенка заполнить каждую тропинку определенным цветом на выбор, не выходя за контур.

Ткани в коробочке

В небольшую коробку поместите около 20 тканных кусочков, отличающихся по текстуре (к примеру, шелк, шерсть, хлопок, вельвет) и цвету. Малышу необходимо найти по паре одинаковых отрезов ткани, контрастирующих по фактуре, ощупывая их только руками. Для усложнения задания можно полностью завязать глаза.

Попробуй не просыпь

Насыпьте немного гречневой крупы в кувшин с широким горлышком. Рядом поставьте стандартный стеклянный стакан. Предложите ребенку пересыпать гречку, используя столовую ложку, не просыпав ни одного зернышка. На втором этапе можно попробовать перекладывать гречку руками — условия останутся прежними.

Магическое сито

Перемешайте в одной чашке рисовую и манную крупы. Дайте задание выбрать из плошки только рис. «Как же это сделать? Есть идея — на поможет волшебное сито». Объясните, как правильно это сделать. Малыш должен просеять манку в глубокую тарелку.

Упражнения Сесиль Лупан

Согласно образовательной системе Сесиль Лупан дети должны получать только радость от занятий, их нельзя заставлять, а лишь направлять и подсказывать. Также Лупан считает, что лучшими учителями для малыша являются только его родители, которые должны наравне с ребенком быть вовлечены в творческий процесс.

Угадай действие

Демонстрируйте различные действия и просите ребенка их охарактеризовать. Например: «Собачка бежит. Что она делает? Бежит». Еще пример: «Самолет полетел. Что он сделал? Полетел».

Звуки природы

Подготовьте несколько записей со звуками животных, птиц, природных явлений. Поочередно включайте каждый из них, попросив малыша дать подробное описание услышанному.

Семейный альбом

Возьмите альбом с семейными фотографиями. Сядьте вместе со своим чадом, и листая страницы, рассказывайте о всех родственниках и событиях, изображенных на фото. Таким образом у ребенка будет формироваться представление о истории своей семьи, а также координация внимания. Через пару дней вновь откройте этот же альбом и уже попросите сына или дочка воспроизвести услышанное ранее.

Следопыт

Придумайте интересную историю какой-либо спрятанной вещи. Произнесите ее слух. Начните выдавать интересные, но слегка запутанные подсказки. Например, этот предмет был круглый, и он лежит на кровати. Малыш должен подойти к этому месту и попытаться отыскать пропажу. Если у него не получилось, то сделайте еще несколько описаний: «Эта вещица зеленая». Игра «Следопыт» прекрасно развивает эрудицию и внимательность.

Поэзия

Подберите сборник с интересными и поучительными баснями или стишками. Ежедневно читайте ребенку по нескольку штук в день, подробно объясняя их смысл, а также разбирая все ситуации, происходящие с главными героями.

Игры Воскобовича

Главной идеей данного метода является получение теоретических знаний путем практики. Игры Вячеслава Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности ребенка, учитывая его интересы и характер.

Волшебные крестики

В этой головоломке одновременно задействовано сразу несколько функций, помогающих сформировать начальные математические знания. Само задание сделано в виде рамки с несколькими крестообразными вкладышами, которые отличаются друг от друга цветом и формой. Геометрические фигурки необходимо собрать из отдельных кусочков и вставить в деревянный трафарет.

Соты

Шаблон-подставка выглядит, как пчелиные соты, различающиеся размером и расположением. Малыш должен правильно найти и вставить фигурку в соответствующую выемку. Такой необычный конструктор развивает мелкую моторику, зрение и логику.

Логоформочки

Поле этой игры состоит из квадратов размером 3х3 см, треугольника и круга. Внизу располагается двигающаяся перекладинка, которая моделирует любую геометрическую форму. Уже готовые формы предложены в инструкции.

Шнур затейник

Данное пособие создано по сюжету сказки «Филимон Коттерфильд». Оно выполнено в виде небольшой доски с 30-ю сквозными отверстиями. Также в комплекте предусмотрено 3 шнурка красного, синего и зеленого цветов. Основная задача — используя предоставленные схемы, продеть веревочки в нужную дырочку. В результате чего должен получиться определенный рисунок. У деток развивается память, усидчивость и внимательность.

шнуровка развивает руки, а значит, улучшает работу мозга и речь

Геоконт

Геоконт, или «Геометрический контур» — увлекательная головоломка, состоящая из деревянной доски, на которой расположено несколько пластиковых гвоздиков. Также в комплекте идут разноцветные резинки, которые необходимо цеплять к гвоздикам и создавать уникальные узоры, фигуры и паутинки, следуя готовым схемам. Детям предлагается пройти несколько интересных заданий. Уровень сложности рассчитан на разные возрастные группы. Во время выполнения данного задания развивается мелкая моторика, креативность и способность анализировать.

Песни Железновых

Супруги Екатерина и Сергей Железновы разработали уникальную методику раннего музыкального развития детей младшего дошкольного возраста. В их репертуаре имеются колыбельные, потешки, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, подражалки, сказки, аэробика, стихотворения и даже иностранные считалочки.

Методика Никитиных

Данный метод заключается в предоставлении ребенку права выбора на определенный род занятий. Сборник супругов Никитиных включает в себя несколько интересных и увлекательных игр.

Баскетбол

Повесьте на дверь небольшое баскетбольное кольцо так, чтобы малыш смог до него достать. Покажите, как можно забросить туда мяч. Чем лучше будет получаться, тем выше перемещайте спортивный снаряд. Такая мера необходима для укрепления результата.

Пазлы

Подберите простейшие пазлы, состоящие из 4-5 крупных элементов. Вначале покажите на собственном примере, как правильно собрать изображение. Затем разберите его и попросите малыша проделать тоже самое. Не подсказывайте, если только малыш вас об этом не попросит.

Затяни в круг

«Затяни в круг» — это уличная игра, предполагающая участие нескольких человек (минимум 3-4 игрока). Начертите на асфальте мелом круг. Вокруг него поставьте детей и попросите их взяться за руки. Включается музыка. Малыши начинают водить хоровод, стараясь не заходить контур. После того, как мелодия заканчивается, дети должны попытаться затащить соседа в центр круга, при этом оставаясь на линии.

Настроение природы

Посмотрите на погоду за окном. Подберите мелодию, соответствующую настоящему «настроению природы». Поочередно включайте различные музыкальные композиции, попросив ребенка назвать наиболее подходящую.

Иди-беги

Данная физическая игра развивает внимание и выносливость. Включите музыку, под которую нужно только идти, а затем мелодию для бега. До тех пор, пока не остановилась предыдущая композиция менять движение нельзя. Например, сейчас мы только ходим, а теперь можно бежать.

Система Глена Домана

Обучающая методика по Доману предполагает раннее физическое развитие малышей. Автор считает, чем раньше ребенок научиться бегать, прыгать, делать различные упражнения, тем быстрее он усвоит учебные программы.

Бокс

Дети должны поставить ноги на ширине плеч, согнуть руки на уровне грудной клетки и начать совершать поочередные движения вперед и назад, боксируя.

Бабочка

При выполнении упражнения «Бабочка» ребенок начинает отводить руки в стороны, слегка помахивая кистями (словно бабочка крылышками). Причем он может как стоять на месте, так и бегать по комнате.

Высоко-высоко

Малыши должны слегка расставить ноги и опустить руки, начав раскачивать расслабленные кисти вперед и назад. Причем с каждым движением они должны поднимать ручки все выше и выше, выпрямляя корпус.

Поймай комара

Детки становятся прямо, разводят ноги врозь и опускают руки, начиная похлопывая в ладошки прямо перед собой на уровне грудной клетки, а затем поднимая их к голове, словно ловят комариков.

Бей в барабан

Детки ходят по комнате, имитируя игру на барабане, согнув руки в локте. Для усложнения задания можно попросить малышей слегка подпрыгивать во время совершения предыдущего движения.

Жук

Ребята лежат на спине, производя хаотичные движения ручками и ножками, имитируя жучка, перевернувшегося на спинку.

Методика Гмошинской

Данный метод считается лучшей развивающей системой по освоению творческих и художественных навыков.

Познакомься с цветами

В процессе данного занятия юные художники знакомятся с красным, желтым, зеленым и синим оттенками. Для работы необходимо подготовить несколько карточек с изображениями предметов, выполненных в этих цветах. Педагог показывает определенную картинку и просит назвать его оттенок.

Покрась бумагу

Преподаватель предлагает несколько баночек с разноцветной гуашью и толстую широкую кисть. Ребенок должен раскрасить лист бумаги формата А4 в понравившийся ему оттенок, причем так, чтобы не осталось белых просветов.

Смешай краску

На палитру выливается желтая и синяя гуашь. Малышу предлагается взять кисточку и размешать данные тона. В итоге должен получиться зеленый. В дальнейшем таким образом изучается получение других оттенков путем смешивания.

Сделай снег

Лист ватмана покрывается черной краской. Затем ребенок макает кисть в белую гуашь и совершает похлопывающие движения, имитируя снежинки. Таким образом необходимо заполнить всю поверхность.

Нарисуй ладошками

Малыш опускает ручки в краску и делает несколько отпечатков на бумаге. После высыхания «картины» можно добавить различные украшения и узоры.

Мы рассмотрели наиболее эффективные методики обучения детей в игровой форме. Уделяйте своему малышу достаточное количество времени, и тогда результат не заставит себя ждать.

Группа в VK: mixfacts

Группа в Facebook: mixfacts

Опубликовано в разделе: Материнство

Теги: Дети, Дом, Советы

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!  

Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора. 

Мария Монтессори

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. 

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
  • Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Преимущества системы

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями. 

  • Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
  • Творчеству не уделяется должного внимания — нет зоны, в которой дети могут просто творить. 
  • Отсутствие подвижных и ролевых игр.
  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить — нет.
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит. 

Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.

Но методика имеет и минусы — например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.

image

Каждый желает, чтобы его ребенок развивался быстрей сверстников и добивался больших успехов, и это абсолютно нормальное желание. В помощь молодым мамам и папам приходит масса популяризированных и адаптированных для семейного воспитания методик раннего развития. Какую из них лучше выбрать и не способно ли преждевременное обучение навредить малышу?

Раннее развитие: «за» и «против»

Педагоги, педиатры, психологи и опытные родители разделились на два лагеря. Одни — за применение методик в семейном воспитании, другие безоговорочно против. У обеих сторон достаточно веские аргументы, поэтому вас самим придется решать, следовать ли вам популярным педагогам или ждать, когда младенец сам начнет осваивать необходимые навыки.

«Против»

  1. Малыш сам научится всем требуемым навыкам, когда придет время, поэтому не нужно торопить природу.
  2. Раннее развитие может нанести вред младенцу, вмешиваясь в естественный ход его формирования и адаптации.
  3. Большинство методик построено на интеллектуальном и физическом развитии крохи, но при этом они оставляют «за бортом» эмоции, социализацию и психику грудничка, поскольку на темпы их развития повлиять никак нельзя. У подросшего ребенка со временем накапливается дисбаланс между умениями и психо-эмоциональной сферой, который может помешать ему общаться с другими детьми и осваиваться в коллективе.
  4. Только комплексное и ежедневное следование методикам позволит вам добиться хороших результатов, а это — тяжелая и долгая работа с ребенком, требующая большой теоретической подготовки. Кроме того, такое обучение требует полной вовлеченности хотя бы одного из родителей, а ведь мамам, как правило, нужно работать.
  5. Упор на интеллектуальное развитие лишает ребенка детства, вместо того, чтобы постепенно познавать мир и свойства предметов на собственном опыте и играть, малыш вынужден учиться по картинкам и карточкам чтению и счету.
  6. Пожалуй, самый главный аргумент противников раннего развития — это несвоевременность полученных знаний. Зачем двухлетнему ребенку уметь читать, если его мозг не готов еще перерабатывать слова в образы, и к чему четырехлетнему крохе знать наизусть таблицу умножения? Полученные знания в итоге «законсервируются» до того, момента, когда пригодятся ему в школе, и таким образом дитя все равно интеллектуально сравняется с обычными ровесниками.
  7. Даже если ваш ребенок пойдет до конца и будет продолжать развиваться прежними темпами, это грозит ему проблемами с социализацией. Чрезмерно умных детей не любят и не принимают в обществе.

«За»

  1. Наш мир постоянно изменяется, и, чтобы ребенок успевал осваивать необходимые знания, его нужно развивать с младенчества.
  2. Последователи раннего развития считают, что не отнимают детство у малышей, а отнюдь, делают его насыщенным и разнообразным. Методики не призывают заменить простые игры на обучающие занятия, наоборот, они сливают эти виды деятельности воедино, и малыш получает образовательные прогулки и развивающие игры.
  3. Расширенные методики, всесторонне развивающие кроху, позволяют выявить у малыша яркие склонности к определенным занятиям, чтобы в дальнейшем развивать именно их.

Постулаты раннего развития

В первый год организм грудничка претерпевает колоссальные изменения, а развитие его идет быстрыми темпами. В этот период младенец активно познает мир, набирает пассивный словарный запас, строит свои первые логические связи. Считается, что первые год-два являются «некомпенсируемыми»: если ребенок не узнает что-то вовремя, то в дальнейшем ему будет сложно освоить это. Раннее развитие не дает младенцу «упустить шанс» и дает малышу максимум информации в этот период, закладывая надежный интеллектуальный фундамент.

Но все же следование развивающим методикам требует аккуратности и внимательности от родителей, поскольку их неосторожное и навязчивое применение может иметь обратный эффект.

  • Если младенцу не понравилось занятие, он протестует и плачет, — остановитесь и займите кроху чем-то другим;
  • не нужно отрывать грудничка от того, чем он занимается, ради обучения. Если дитя увлеченно играет с обычными кубиками, правильно будет дождаться, когда он закончит;
  • все занятия, которые рекомендует выбранная вами методика, должны быть понятны вам и вызывать ваше доверие, а ваши действия должны быть адекватными;
  • развитие ребенка должно проходить комплексно, нельзя делать упор только лишь на физические или интеллектуальные занятия, вы должны активно социализировать кроху и развивать его эмоционально.

Методики раннего развития

Решая заниматься с грудничком, используя методики раннего развития, знайте, что подготовка и непосредственное обучение будут занимать у вас массу времени, а результат своего труда вы сможете оценить спустя года.

Не забывайте о естественных потребностях крохи, ведь ему намного важней адаптироваться к миру, вовремя освоить необходимые по возрасту навыки и посредством игр постепенно познавать свойства предметов, нежели научиться в полгода плавать, а в год — читать.

Подбирая методику раннего развития, которая должна подойти малышу до года, помните, что из них ни одна не универсальна, и каждая имеет ряд недостатков. Не нужно слепо следовать рекомендациям известных педагогов, все занятия должны применяться по отношению к ребенку обдуманно и объективно.

Вальдорфская методика

  1. Развивает эмоциональную сферу и раскрывает творческие наклонности малышей посредством занятий музыкой, выполнению ритмических упражнений.
  2. Согласно вальдорфским педагогам, ребенка должны окружать только натуральные предметы, игрушки следует делать из природных материалов.
  3. Эта методика в первую очередь формирует духовно-эмоциональный мир ребенка, а интеллектуальное развитие должно откладываться на довольно поздние сроки — на 11-12 лет.

Метод Монтессори

Это одна из популярнейших методик раннего развития, несмотря на довольно «преклонный возраст» (ей более 100 лет), педагоги до сих пор активно внедряют наработки Монтессори в свои практические занятия с детьми.

  1. Ребенок до года должен быть помещен в «развивающую среду», его должны окружать предметы, способствующие его познанию.
  2. Детям предоставляется свобода, малыши должны сами определять, когда, чем и сколько они будут заниматься. Но подобная демократия зачастую оборачивается определенными проблемами, у ребенка отсутствует понятие авторитета и он может перестать слушаться взрослых. И если в семье такое поведение еще может быть принято родными, то в детском саду и школе подобное свободолюбие будет строго наказываться.
  3. Методика, созданная Монтесори, рассчитана на детей от трех лет, хотя ее последователи опускают возрастную планку, занимаясь и с младенцами.
  4. Занятия, стимулирующие мелкую моторику, действуют на речевой центр и способствуют тому, что ребенок будет раньше и четче говорить.
  5. Изучение окружающего мира происходит с помощью пособий и разработанных педагогом игр на основании сенсорного опыта малышей.
  6. Подготовка к занятиям будет требовать от вас много времени и трат из-за многочисленности методических материалов и приспособлений.

Метод Домана

Американский врач Г. Доман на протяжении нескольких лет проводил исследования и пришел к выводу, что рост мозга ограничен временными рамками — он увеличивается до 7 лет, а затем происходит развитие его отделов. Считается, что именно в этот семилетний период происходит основное обучение ребенка, поэтому важно сделать его насыщенным, обучая малыша языкам, письму, счету, чтению и занимаясь с ним разными видами спорта.

Методика основывается в основном на визуальном воздействии на малыша, и требует от родителей и детей полной отдачи. С помощью карточек с изображениями объектов, животных, растений, написанными на ними словами и нарисованными точками ребенку в голову словно «загружается» информация. Но подобного обучения явно недостаточно, ведь крохе до года нужно получать опыт, чувствовать и видеть объекты вживую.

Метод Лупан

Сесиль Лупан немного доработала методику Домана и создала свою.

  1. Ребенка нужно постоянно обеспечивать новой информацией, так его мозг будет развиваться.
  2. Информацию, которую вы будете давать малышу до года, должна быть тщательно отобрана, вы должны сообщать ему только о самом ярком, интересном и важном.
  3. Помимо визуального воздействия, согласно этой методике, ребенку нужно предоставлять возможность тактильного и слухового познания, так его развитие будет проходить гармоничней.
  4. Карточки, которые родители должны показывать своему крохе, рассортированы по отраслям, и их, в отличие от рекомендации Домана, можно, и даже нужно, давать малышу до года в руки.

Методика Никитиных

Многодетные советские родители-педагоги, семья Никитиных, создали замечательную методику развития детей, которая позволяет вырастить физически и нравственно сильного человека. Их научные труды в 80х годах распространялись в «Самиздате» — перепечатывались на машинках и переписывались вручную, — пожалуй, это самый яркий знак родительского признания.

  1. Никитины провозглашают важность раннего развития, но границы «точки невозврата» значительно смещаются. Признанные педагоги считают, что правильно будет обучить ребенка всему необходимому и выявить его способности до 3 лет.
  2. Ребенку должна предоставляться определенная свобода действий в выборе занятий, но при этом родители должны мягко направлять дитя, чтобы он гармонично сочетал физические и интеллектуальные занятия.
  3. Разработанные Никитиными игры прекрасно развивают логику и стимулируют абстрактно-пространственное мышление.
  4. Их методические материалы рассчитаны именно на домашнее индивидуальное обучение, в отличие от методики Монтессори, которая создана для групповых занятий.
  5. Занятия по методике Никитиных выявляют в малышах склонность к точным наукам, но совершенно не развивают их «гуманитарную» сторону.
  6. Игры с кубиками предполагают активное участие родителей, если оставлять детей до года наедине с обучающим материалом — ничего из занятий не получится.

Метод Зайцева

Методика Зайцева направлена в основном на раннее обучение детей родному языку и счету. Для дошкольников педагог создал наглядные таблицы и карточки, а для малышей — интересные кубики. Посредством игры дети изучают алфавит и быстро учатся читать по слогам, благодаря тому, что именно слоги написаны на гранях его кубиков. Такой подход убирает из процесса обучения самый сложный для малышей этап — перестройку от произнесения букв к чтению звуков.

Техника обучения счету также стала революционной и помогает малышам быстро освоить данный навык. Материалы, которые подготовил Зайцев, подходят для разновозрастных детей, поэтому вы можете начинать заниматься даже с годовалым ребенком. Наглядность воздействует на зрительную память, и малыши, которые учились читать и считать по данной методике, впоследствии пишут и считают правильно.

Методика Даниловой

Современный автор методики раннего развития предлагает родителям свое видение воспитания детей.

  1. Данилова настоятельно рекомендует родителям развивать двигательные навыки крохи до года и предоставлять больше времени для хватания, ползания и хождения.
  2. Методика рассчитана на развитие младенца с первых дней жизни. Родители должны не предвосхищать события, а обучать кроху до года только тому, к чему он физически и, что важнее, психологически готов.
  3. Занятия для детей расписаны по месяцам и в них прослеживается постепенное усложнение, к которому и родители, и малыши могут своевременно адаптироваться.
  4. Занятия не требуют больших затрат по приобретению материалов, автор приводит советы по изготовлению необходимых атрибутов в домашних условиях.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий