Развивающие игры и занятия для детей 1 год 9 месяцев — 2 года (подробный план — конспект)

Содержание

Во втором полугодии первого года жизни развитие ребенка идет еще интенсивнее. Зная особенности детей в этом возрасте, родители могут заранее подготовиться к грядущим переменам.

Первые 6 месяцев жизни своего малыша позади, теперь его ждут новые открытия и возможности. Развитие ребенка после 6 месяцев может идти разными темпами. Кто-то из детей быстро учится всему новому и к 9 месяцам уже ходит самостоятельно, а кто-то только к 8 месяцам начинает хорошо сидеть. Не стоит переживать и сравнивать своего ребенка с другими детьми. При всех сомнениях, правильно ли едет развитие ребенка, лучше обращаться к педиатру или к неврологу.

Развитие ребенка от 7 до 9 месяцев

image

Ребенок учится сидеть, ползать, вставать у опоры и перешагивать около нее. Важно не то, насколько быстро ребенок научится это делать, важно то, как он это делает. Неправильное сидение может вызывать деформации грудной клетки, а неправильная ходьба ─ ног. Поэтому торопить ребенка, насильственно садить или ставить нельзя. Нужно стимулировать его, чтобы он захотел научиться всему сам.

К возрасту 6-7 месяцев многие малыши уже умеют ползать на животе, отталкиваясь руками и подтягивая вслед за ними ноги. В один прекрасный день ребенок замечает, что встав на четвереньки, можно передвигаться. Так получается быстрее и удобнее. Некоторые дети сначала ставят вперед руки, после этого подтягивают ноги. Другие малыши выставляют правую руку и правую ногу вперед, затем подтягивают левую руку и левую ногу. А остальные дети передвигаются «правильным» способом. Для этого они сначала «шагают» правой рукой и левой ногой, переносят на них центр тяжести тела и потом делают «шаг» левой рукой и правой ногой.

Ползание на четвереньках является очень важной деятельностью, способствующей укреплению всех мышц тела детей. Впоследствии это обеспечивает здоровую осанку. Желательно, чтобы ребенок сначала научился именно ползать, а потом садиться и вставать. Большинство детей в возрасте от 7 до 8 месяцев могут самостоятельно сесть из положения лежа. Спинка ребенка в положении сидя должна быть прямой. Бывают дети, которые не ползают вообще. Связано ли это с какой-то неврологической проблемой или просто является индивидуальной особенностью ребенка, можно обсудить со своим педиатром или неврологом.

Малыши становятся еще более любознательными, подолгу рассматривают игрушки, перекладывают их из одной ручки в другую. Они изучают новые свойства предметов и свои возможности. Дети трясут игрушкой; прислушиваются, издает ли игрушка какой-либо звук; стучат игрушкой по полу и бросают ее.

Постепенно ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, а не только интонацию. На вопросы: «Где папа? Где мячик?» ─ малыш начинает искать глазами знакомое лицо или любимую игрушку.

Прежде чем вступить в игру, ребенок рассматривает взрослого. Он может испугаться и заплакать, если с ним вступил в контакт кто-то не очень знакомый. Может выбирать между взрослыми. К примеру, уползти к папе, вернувшемуся с работы, и требовать от него внимания.

После 6 месяцев жизни детям активно вводятся прикормы. Они уже могут снимать пищу губами с ложки, учатся пить из поильника или из чашки. Вполне возможно, что ребенок будет убирать руки родителей, пытаясь сделать все самостоятельно. Он может ухватиться за ложку с кашей или отодвинуть ее, если уже наелся.

У ребенка постепенно формируется объемное зрение, он учится различать формы предметов, их размер, расположение предметов в пространстве относительно друг друга. Он может оценить расстояние до предмета, насколько далеко он от него находится.

Развитие речи характеризуется тем, что появляется выразительный лепет. Ребенок повторяет различные простые слоги с разной интонацией. Постепенно он соотносит определенные слоги с разными людьми и предметами, например, «ма-ма-ма» ─ это мама, «ням-ням-ням» ─ просит кушать.

На что стоит обратить внимание родителям?

Для полноценного развития ребенка требуется свобода движений и свободное пространство. Задача родителей ─ обеспечить эту свободу. Использование манежа стоит свести к минимуму, а ребенка отпускать ползать по полу. Родители должны опуститься на уровень ребенка, встав на пол на четвереньки, и осмотреть свое жилище именно отсюда. Это необходимо для обеспечения безопасности ребенка. Нужно убрать все лишнее, опасное и ценное, до чего сможет дотянуться ребенок. Развитие ребенка идет полным ходом с каждым новым днем. Через пару дней он доберется туда, куда сегодня еще не мог забраться.

Стоит оставлять в разных уголках комнаты игрушки и предметы, интересные для ребенка. Это будет побуждать его ползти, вставать, искать новые пути к заветной цели.

Когда ребенок начнет вставать, то сложно избежать падений, ударов и синяков. Конечно, стоит быть рядом с ребенком, чтобы избежать серьезных травм. Нельзя оставлять детей без присмотра. Но постоянно держать ребенка не следует. Беспрестанная поддержка родителей не способствует развитию у них координации движений.

Важной задачей родителей является развитие у ребенка понимания речи. Для этого нужно использовать простые слова и фразы, подкреплять свои слова нужной интонацией и действием.  Например: «Сейчас Сережа будет кушать кашу. Вот ложка, вот тарелка. Ах, какая каша вкусная!» Дети очень быстро впитывают в себя новую информацию и в скором времени смогут удивить родителей. Через некоторое время при упоминании о каше, Сережа будет искать глазами ложку с тарелкой и чмокать ротиком. 

Игрушки, игры и занятия для детей 7-9 месяцев

image

Многие родители отмечают, что ребенок перестал интересоваться погремушками, «сам не знает, чего хочет» и постоянно просится на ручки. Не стоит переживать по этому поводу. Развитие ребенка находится на том этапе, когда он еще не разделяет себя от мамы. По его мнению, мама всегда должна быть рядом и в поле его зрения. Ребенок все чаще начинает реагировать негативно на других людей. Возможно, он не захочет остаться с бабушкой, с которой раньше любил проводить время. Это нормально. Нужно спокойно пережить этот период. Лучше придумать для него новые развлечения, стараться играть вместе с ним, раскрывать новые свойства старых игрушек.

  • Игра «Мама, подними!» ─ приносит много радости детям. Ребенок кидает игрушки и ждет, когда мама их поднимет. Многие дети визжат и смеются в это время. Можно предложить предметы, которые издают самые разные звуки при падении.
  • «Ладушки», «Сорока-ворона», «Полетели-полетели», «Ехали-ехали» и другие игры, которые сопровождаются веселыми стихами и прибаутками. Ребенок обычно сидит у мамы на коленях, мама обнимает его сзади, держит его за ручки, поет веселые песенки и играет. Эти игры помогают развивать речь, изучать части тела и действия человека.
  • «Прятки» ─ любимая игра всех поколений. Можно прятать какой-либо предмет, а можно прятаться самим. Малыши в возрасте 7-9 месяцев будут искать любимую игрушку под платком, куда ее положил папа, или открывать коробочку, куда мама спрятала кубик. Игра в «Ку-ку» ─ один из вариантов игры в прятки. Папа, выглядывающий из-за двери и прячущийся снова, вызовет бурю восторга у малыша. Можно ребенка накрывать пеленкой и «искать» его под ней самим родителям.
  • «Дай-на» ─ игра, которая помогает в развитии речи и изучении действий. Это одни из первых слов детей первого года жизни. «Оля, дай мне мячик! Спасибо. На, Оля мячик!» ─ примерно такими фразами стоит сопровождать свои действия.
  • Пирамидка ─ помогает изучать цвета, размеры, формы, часть и целое. Пирамидки бывают из разных материалов, с разной формой колец. Родители должны показать, как разбирать и собирать пирамидку, как играть колечками, чтобы заинтересовать малыша.
  • Сортер ─ это коробка или емкость другой формы с отверстиями по бокам или на крышке. Отверстия бывают различных форм (звездочка, круг, цветок). В эти отверстия необходимо спускать предметы соответствующей формы. Конечно, семимесячный малыш не сообразит, как это делать. Но повертеть в руках игрушку, ознакомится с ее составляющими будет очень интересно.
  • Кубики ─ незаменимая игра для детей всех возрастов. Ребенок будет с радостью рушить башни, а затем и строить их сам. Папа может построить гараж для машинки и спрятать ее там.
  • Башенки из стаканчиков ─ популярная игрушка для детей первого года жизни. Она представляет из себя набор разноцветных стаканчиков одинаковой формы, но разной величины. Можно сложить стаканчики один в другой, а можно построить из них высокую башню. С помощью этой игрушки можно изучать цвета, понятия «большой-средний-маленький» и др.
  • Игрушки для купания ─ можно играть резиновыми игрушками, куклами-пупсами или посудкой. Стоит показать, как переливать водичку из одной емкости в другую, как игрушки тонут и всплывают, как сделать веселые брызги. Ребенок уже может сидеть в ванной самостоятельно или с помощью удерживающих устройств, поэтому купание становится не только гигиенической процедурой, но и интересным и познавательным времяпрепровождением.

Ребенку 7 месяцев, и вас уже не удивляет, что он хорошо сидит, ползает и даже пытается вставать. Еще бы — ведь вы так долго этого ждали! Что может действительно поразить — в один прекрасный день среди его лепетания «ба-бба-ба», «ма-ма-ма» вы отчетливо услышите первое осознанное слово. У всех это происходит по-разному, и вы с ожиданием вслушиваетесь в его лепет и всматриваетесь в умные и требовательные глазки. А пока малыш проявляет интерес ко всему на свете, когда вы выкладываете его на ковер, исследует окружающее пространство, с удовольствием вместе с вами плещет ладошками «ладушки», стучит разными предметами, хватая их в руки и грызет. Да-да, грызет первыми остренькими резцами, которых у него уже несколько.

Исследуя буквально все, ваше чадо добирается до пульта телевизора, до именно вашего телефона, с одинаковой закономерностью отбрасывая все похожие предметы. Вы уже закрыли все розетки, убрали колющие и бьющиеся предметы, посуду и мелкие вещицы? Поторопитесь это сделать. А еще обезопасьте углы мебели, двери, ящички. Выделите малышу его коробку, в которую вместе с ним собирайте игрушки, лоскутки, и разные неопасные предметы. Малыш будет часами перекладывать свое богатство с места на место, разбрасывать и складывать, рассматривать, бросать и с интересом наблюдать за падением.

Развитие ребенка в 7 месяцев (что должен уметь)

Ваш малыш прибавил за месяц примерно 500 грамм, вырос на 2 см. Появление зубов у разных деток индивидуально, но подавляющее большинство к 7 месяцам может похвастаться 4 резцами — двумя нижними и двумя верхними. Малыш активно интересуется столовыми предметами, и это самое время учить его кушать ложкой и пить из чашки.

Что умеет ребенок в 7 месяцев?

Малыш знает уже достаточно много предметов и действий, способен возвращаться к прерванному занятию, концентрировать внимание на определенных процедурах. Онс успехом решает встающие перед ним задачи, одновременно играет несколькими игрушками.

Уход за ребенком в 7 месяцев

В 7 месяцев помимо основных процедур по умыванию, чистке носика и ушек, притиранию глазок и купанию появляются новые. Малыш уже умеет уверенно сидеть — можно начинать его знакомство с горшком, старайтесь уделять этому не более 10 минут. Рацион питания меняется, и стул становится другим, наиболее благоприятное время для этого — после сна. Не настаивайте, так как полное приучение к горшку может затянуться до 18 месяцев, и это считается нормальным. Также необходимы массаж, прогулки на свежем воздухе, развивающие игры.

Питание ребенка в 7 месяцев

Питание семимесячного малыша кардинально отличается от грудничкового. Несмотря на то, что многие дети еще получают грудное молоко, в рационе уже присутствует большое количество продуктов «взрослой пищи», и их число с каждым днем растет — каша, овощное пюре, мясо, фруктовые и овощные соки, растительное и сливочное масло. В сутки малыш съедает около 1000 граммов пищи, если разделить это на количество кормлений (5), то за раз малыш получит 200 граммов. Точно можно рассчитать объем, принимая во внимание массу тела.

Однако, специалисты советуют давать малышу питание по требованию, если он хорошо набирает вес и чувствует себя здоровым. Можно кормить его и чаще, соответственно уменьшив нормы. Если малыш получает еще грудное молоко, первое, третье и последнее кормление должно быть грудью, а прикорм дается в промежутках. В 14-00, обеденное время в качестве прикорма добавляется творожок. Также следует поступать и при смешанном кормлении, пополняя недостающую норму молока молочной смесью, например, «Агу».

На искусственном вскармливании схема кормления с 6 утра до 22 часов вечера может выглядеть таким образом:

Печенье и сухарики можно давать малышу, если нет пищевой аллергии. Вообще, если присутствуют сильно выраженные аллергические реакции, то с введением интенсивного прикорма нужно подождать еще пару месяцев. Продукты для кормления приобретайте на детских кухнях, во избежание попадания в организм малыша стабилизаторов, кишечной палочки, слишком большого количества жиров. Не стесняйтесь консультироваться с врачом по любым поводам. Приучая малыша к мясу, начните с двух ложек бульона, затем потихоньку добавляйте мясное пюре из курицы или говядины. Пюре можно смешивать с овощным, протирая через сито. Затем пробуйте вводить в рацион печень, также отварив ее и протерев через сито. Также можно пробовать горошек, капусту, свеклу.

Режим дня ребенка в 7 месяцев

Несмотря на демократичные советы по воспитанию детей, никто из самых прогрессивных педиатров не умаляет значение режима дня. Более того – это очень важно, особенно для легковозбудимых детей. Режим дня должен соблюдаться с особенностями и потребностями развивающегося организма и особенно тех членов семьи, что уделяют уходу больше всего времени. Малыш привыкает спать в одно и то же время, к последовательности мероприятий, купанию, кормлениям, массажику и прогулкам, и это очень хорошо. Первое кормление проводится достаточно рано — в 6 утра, но еще раньше, когда ребенок просыпается, нужно провести гигиенические процедуры — умыть его, промыть глазки, подмыть после ночного сна.

После кормления можно сделать гимнастику и массаж, пообщаться с детенышем. После второго кормления и сна — прогулка на свежем воздухе. Затем снова кормление, период бодрствования и сон, можно совмещать с прогулкой. Вечером можно еще раз сделать гимнастику, пообщаться с малышом, затем купальные процедуры, последнее кормление и ночной сон. Уделите немного внимания подготовке ко сну, замедлите движения, речь, поставьте спокойную музыку. Системный подход значительно облегчит уход за малышом и жизнь всем домашним.

Занятия с ребенком в 7 месяцев

Физкультура в 7 месяцев

Современных детей просто заваливают игрушками многочисленные родственники, знакомые, сами родители. Конечно, это очень важно, но лучше все же выбирать игрушки не все подряд, а те, которые развивают речь, действия. Помимо физических упражнений взрослые помогают развиваться ребенку интеллектуально. Проводите с ним упражнения по плану – говорим, показываем, общаемся, при этом не сюсюкайте, а разговаривайте как взрослые люди. Предметы старайтесь называть коротко — например, киса, зайка. Описывайте вещи, выражайте эмоции, общайтесь на разные темы.

Это тот период, когда малыш уже может понимать слова «можно» и «нельзя». Желательно, чтобы запретов было в три раза меньше, только то, что касается безопасности маленького человечка. Развивающие игрушки помогут развивать логику, моторику: нажимайте вместе на кнопочки пианино, собирайте пирамидки или тарелочки, кольца, играйте в жестовые игры, например, под музыку «А бабочка крылышками бяк-бяк…» хлопайте вместе с ним «крылышками».

Игры и игрушки для детей в 7 месяцев

Не стоит сбрасывать со счетов и известные погремушки, но им отводится уже другая роль — например, учим малыша складывать предметы в специальную корзинку или ящичек. Хотя семимесячных детей по-прежнему привлекают сюжетные погремушки с фигурками или лицами. Игрушки, которыми малыш с удовольствием играет – это пирамидки, различные музыкальные инструменты, колечки и мячики. Сложные действия вызывают настойчивость и, порою, упрямство в достижении цели. Очень любят малыши такие игры, как «Все котятки мыли лапки», ладушки, горки.

Игра «Попался!»

Играем на полу на расстеленном одеяле. Малыш, лежа на животике, и вы- рядом с ним на четвереньках. Когда приблизитесь к ребенку, говорите: «Я тебя поймаю!». Смешная и веселая игра нравится деткам, особенно если слегка пощекочите кроху. Карапуз будет стараться убежать от вас, по крайней мере прекрасное настроение обеспечено. В такие подвижные игры не стоит играть вечером перед сном, чтобы не появилось излишнее возбуждение. Игрушки, которые можно катать (шары и мячи) можно использовать и для занятий. В возрасте «ползунка» полезны небольшие фигуры на колесиках — машинки, каталки., а также крупные надувные игрушки, на которых можно посидеть или влезть внутрь – лодка, надувной манеж, домик.

Медицинское наблюдение в 7 месяцев

В 7 месяцев время второй плановой прививки против гемофильной инфекции. Перед прививкой постарайтесь не перегружать организм малыша введением новых ингредиентов пищи, если кормите сами — следите за своим рационом. Проинформируйте врача, когда малыш принимал какие-либо медицинские препараты. Запаситесь антиаллергическими средствами на крайний случай. Кроме этого, детей осматривает педиатр, оценивая их развитие. Проводится повторный курс массажа. Малыши на грудном вскармливании имеют больший иммунитет к простудным заболеваниям. Продолжайте физическую зарядку, массаж, закаливание, больше гуляйте на улице.

Полезные советы родителям

Безопасность

Для крохи, активно исследующего окружающее пространство, нужно создать безопасную зону. Используйте заглушки для розеток, силиконовые насадки, фиксаторы для дверок шкафов, наклейки на стекла. Стимулируйте ползание малыша, чтобы он поменьше сидел, пока его позвоночник недостаточно окреп.

Купание ребенка

Для купания малышей можно использовать специальные коврики, которые помогут не скользить в воде и не падать. Вам можно будет не волноваться, но все равно не оставляйте ребенка одного, даже если воды совсем мало. Играйте с ним в игры — похлопайте по воде, пускайте кораблики, переливайте воду из одной емкости в другую, пускайте пузыри и взбивайте пенку.

Полезные ссылки:

В семь месяцев ваш кроха совсем не тот беспомощный новорожденный, который умел только плакать, кушать и спать. С каждым днем он осваивает много разных умений.

Малыш активно двигается, улыбается и общается. Что он умеет к своим семи месяцам и как помочь ему продолжать развиваться в правильном направлении?

Физиологические изменения

  1. У ребенка к этому возрасту заметно укрепляются мышцы, что позволяет ему удерживать свое тело в сидячем положении длительное время, а также некоторые малыши могут начинать ползать и стоять, держась за опору.
  2. Практически до конца сформировались зрение и слух, поэтому теперь малыш поворачивается даже на тихий звук, он хорошо видит все предметы, находящиеся вокруг него.
  3. У большинства детишек появляются первые зубики. Так у некоторых может прорезаться один, а других аж целых два передних нижних резца.
  4. Стул претерпевает изменения с появлением в меню прикорма, становясь более редким. Ребенок «ходит в туалет» обычно один или два раза в день. Меняется запах и консистенция стула.

Физическое развитие в семь месяцев жизни

Нормы роста, веса, окружности головы для мальчиков и девочек

Калькулятор роста и веса малыша Выберите пол и возраст малыша, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) Выберите возраст Вес Рост

Окружность головы
Мальчик 41,5 см до 46,4 см
Девочка 40,2 до 45,5 сантиметров

Слух

В 7 месяцев малыш также поворачивает голову, когда слышит звуки, но реакция стала намного быстрее, чем раньше. Кроха отлично запоминает голоса близких людей и со временем понимает, когда обращение идет к нему. Теперь ваш ребенок воспринимает человеческую речь на новом уровне.

Важно! Проблемы со слухом можно заметить, если малыш не вздрагивает и не замирает при резких и громких звуках, не реагирует на звук погремушки или шуршание бумаги, пока они не появятся в поле его зрения. Не показывает эмоциональную реакцию на общение с ним.

Зрение

Глаза в этом возрасте у ребенка уже полностью сформированы.

Теперь он способен видеть не только те игрушки и вещи, которые расположены вблизи него, но и фокусирует взгляд на более дальние предметы и постепенно учится переводить взгляд с ближнего ракурса на отдаленный.

Кроха уже научился оценивать величину предмета, так маленькую игрушку он берет одной рукой, а более крупную двумя.

Также умеет отличать цвета, чаще всего контрастные. Учится различать форму предмета. Кубик он может отличить от шарика и пирамидки.

Малыш способен глазками найти понравившуюся игрушку и долго любоваться ею. Узнает маму с папой, радуется, когда они находятся рядом и плачет когда уходят.

Обратите внимание! В этом возрасте офтальмологи могут диагностировать различные заболевания глаз, как нистагм, птоз, начальные проявления близорукости.

При нистагме ребенок не фокусирует взгляд на близкорасположенном предмете, его глаза «бегают» в разные стороны. Данный симптом может быть как проявление болезней глаз, так и говорить о серьезных заболеваниях головного мозга. Птоз – это заболевание, при котором происходит опущение одной или обоих век. Если вы заметили данные симптомы и их признаки у малыша, срочно покажите его неврологу и окулисту.

Что должен уметь делать семимесячный малыш

  1. Сидеть и ползать. Некоторые детишки пытаются сесть самостоятельно, но пока это умение большинству карапузов не доступно. Ползают они тоже по — разному. Кто- то научился вставать на четвереньки и так перемещается, передвигая ручки и ножки, другие малыши ползают лежа на животе, ну а некоторые могут ползать лишь назад. Узнайте также когда ребенок начинает ползать.
  2. Стоять, держась руками за твердую опору. Некоторые детишки даже делают свои первые неуверенные шажки возле опоры. Причем встать, потянувшись за опору, малыш в силах, а вот сесть обратно пока не способен.
  3. Удерживать в руке различные предметы, будь это хоть пульт от телевизора. Ребенок может долгое время заниматься с игрушками. Пробовать их на вкус, бросать, закрывать или открывать.
  4. Держать ложку и подносить ее ко рту, а также пить из кружки, когда ее держит взрослый. Бутылочку малыш тоже умеет держать сам, а также поднимать ее, если она упала.
  5. Понимать речь взрослого. По просьбе он может показать некоторые части тела и знакомые предметы, которые находятся в одном месте каждый день.
  6. Произносить больше новых слогов и делать это осмысленно.

На нашем сайте есть еще статьи и про развитие ребенка в 8, 9, 10, 11, 12 месяцев.

Новое в психоэмоциональном состоянии

Ребенок начинает осознавать запреты и интонацию таких слов как «нет», «нельзя», «не трогай».

Детям нравиться разглядывать себя в зеркале, также они любят разглядывать и ощупывать свои части тела.

Малыш теперь делит всех людей на «своих и «чужих». Так в список «чужих» может попасть даже бабушка, если она не часто заходит в гости. Ребенок глубоко и эмоционально привязан к родным, особенно к маме.

Маленькие детки очень любят слушать музыку. Вы можете заметить, что под медленную музыку они успокаиваются и ведут себя тихо. А под энергичную и веселую — могут даже слегка пританцовывать.

Речь

В этом возрасте активно совершенствуется речь. Детишки начинают произносить много согласных звуков и складывать их с гласными. Ребенок лепечет такими слогами и буквосочетаниями как «ма», «ба», «па», иногда выходит даже несколько слогов подряд «па – па», «бу – бу» (узнайте когда ребенок начинает агукать и гулить здесь).

Особенно активно малышок лепечет, когда увидит маму или папу. Он с радостью готов заговорить, если к нему обратиться.

Ребенок начинает понимать первые слова. Так, например, если у него спросить «где мама?», то он может показать пальчиком и улыбнуться (узнайте, когда ребенок начинает улыбаться здесь).

Важно! Нарушения речи в этом возрасте в основном бывают из-за проблем со слухом. Но если мало общаться с малышом, то он будет плохо развивать свою речь, ведь разговаривать он может научиться только от взрослых.

Особенности питания

  1. Теперь ребенку уже не достаточно одного грудного молока или молочной смеси, чтобы полноценно запасаться энергией, поэтому деткам в этом возрасте вводят прикорм.
  2. Тактика введения прикорма у малышей искусственников и малышей, находящихся на грудном вскармливании примерно одинаковая. Сначала дают молоко или смесь, затем прикорм.
  3. Ребенок в 7 месяцев питается примерно 5-7 раз, время между приемами пищи составляет около трех часов. Ночью он может уже не просыпаться, чтобы покушать, но большинство детей встают ночью 1-2 раза, чтобы подкрепиться.

Какие продукты должны быть в рационе?

  1. Каша — 150 грамм.
  2. Овощное пюре – 150 грамм.
  3. Фруктовое пюре – 60 грамм.
  4. Творог — 40 грамм.
  5. Яичный желток – 0,25 грамм.
  6. Сок – 20 миллилитров.
  7. Хлебные изделия – 3,5 грамма.
  8. Растительное масло – 3 грамма.

Пример меню

  • Первый завтрак — грудное молоко или молочная смесь.
  • Второй завтрак – молочная каша — 150 г со сливочным маслом 3 грамма, яичный желток — 0,25 грамма (2 раза в неделю), яблочное пюре — 50 грамм.
  • Обед – овощное пюре — 150 грамм с растительным маслом, фруктовый сок – 50 мл, хлеб 3 грамма (при необходимости докорм молоком или смесью).

Примерный режим дня и сон

Простой день в жизни малыша, как он проходит:

  • 6:00 — 9:00 — Просыпание, первый завтрак, гигиенические процедуры, бодрствование.
  • 9:00 -9: 30 – Зарядка.
  • 10:00 -12:00 – Второй завтрак, бодрствование.
  • 12:00 -14:00 – прогулка, во время которой кроха обычно спит.
  • 14:00 -15:00 – возвращение домой, обед.
  • 15:00 -16:00 – период бодрствования, развивающие игры.
  • 16:00 -18:00 – прогулка, второй сон на свежем воздухе.
  • 18:00 -20:30 – возвращение домой, ужин, бодрствование, игры.
  • 21:00 – купание. Поздний ужин, укладывание на ночной сон.

Ночное время: малыши на грудном вскармливании просыпаются 1-2 раза, а малыши — искусственники в основном спят всю ночь.

Детишки в семь месяцев спят около 15 часов в сутки, некоторые малыши продолжают спать трижды в сутки, но есть те, которые перешли на двухразовый дневной сон.

Ночной сон составляет 9 – 10 часов, дневной — в среднем 5 часов.

Особенности ухода и гигиены

Мальчик

Посмотрим со стороны физиологии.

При рождении у мальчиков кожная складка (крайняя плоть) полностью закрывает головку полового члена. У новорожденных – она сужена. Это должно пройти к годам трем — пяти.

Внутри плоти есть сальные железы, выделяющие смазку, из – за чего под крайней плотью могут появиться бактерии, чтобы этого не произошло, подмывайте мальчика каждые три часа.

Обратите внимание! В отличие от девочек подмывать можно в любом направлении. Но не нужно это делать в тазу после дефакации, так как рискуете инфицировать половые органы малыша.

После купания оставляйте ребенка голеньким и смазывайте складочки и паховую область специальным кремом или прокипяченным маслом, но мошонку и половой член не нужно ничем смазывать.

Многие врачи с рождения рекомендуют потихоньку оттягивать крайнюю плоть и промывать ее кипяченой водой или отваром ромашки.

Девочка

В плане интимной гигиены подмывание малышки — это не только необходимая часть ухода, но и залог ее будущего интимного здоровья.

Семимесячную девочку следует подмывать тогда, когда она «сходила в туалет», но в связи с использованием многими мамами подгузников, а они, как известно, впитывают влагу, то режим подмывания малышки будет таким:

  • после каждой дефакации;
  • во время вечернего купания или непосредственно перед сном.

Не носите малышку под кран каждый раз, как вы решили, что ее пора подмыть. Излишнее подмывание не будет для нее полезным, поскольку вымываются полезные бактерии, находящиеся на слизистых оболочках.

Важно! Запомните важное правило, что использование мыла и других средств личной гигиены допустимо только на поверхности внешних половых губ, то есть снаружи.

Таким образом, подмывайте девочку только теплой проточной водой, мыло можно использовать не более 2—3 раз в неделю. Если используете влажные салфетки, то следите, чтобы в них не было спирта и антисептиков.

Доктор Комаровский

Мальчик

Так мальчиков не нужно перекладывать, они активно умеют переворачиваться сами, лежат то на животе, то на боку или на спине.

Но при этом осознанно тормозят, подойдя к препятствию, будь это бок кровати или подушка дивана.

Чтобы выяснить какими умениями должен владеть ребенок мальчик в 7 месяцев доктор Комаровский провел ряд исследований.

Согласно им, каждый малыш познает мир по — своему и подогнать его под определенные стандарты и стереотипы не имеет смысла.

Однако он перечисляет тот минимум необходимых умений, которые доступны детишкам (мальчикам) в этом возрасте.

  • сидеть на любой поверхности без поддержки;
  • ползать любым способом;
  • вставать при поддержке или опоре;
  • управлять игрушками и предметами, рассматривать их, бросать;
  • узнавать лица родителей, радоваться при их появлении;
  • произносить звуки;
  • реагировать на свое имя.

Девочка

Ο том, что должна уметь девочка в 7 месяцев доктор Комаровский написал целое руководство, так он утверждает, не нужно заставлять ребенка сидеть, а нужно больше внимания уделить навыку ползания.

Не существует определенных рамок и временных границ, по которым можно судить правильно ли развивается ребенок, не нужно навязывать что –то насильно, а слегка корректировать.

Чтобы в девочке развить пространственное восприятие, нужно увлекать ее в игры с мячом.

С младенчества девочка наблюдают за реакцией взрослых, их мимикой.

Занятия

Все детки очень любят красивые игрушки и игры с ними. Что для этого нужно?

Приобретайте для детишек мягкие кубики, небольшие мячи, детские коврики.

Все игрушки малыша должны соответствовать определенным требованиям:

  • средний размер, без острых и мелких частей;
  • удобны в захватывании;
  • контрастных цветов;
  • издавать различные звуки;
  • легко мыться.

Не давайте ребенку очень много игрушек. Лучше пусть он играет с одной, а потом через некоторое время дайте другую. Чтобы занятия с крохой были веселыми, всегда имейте под рукой красивые и яркие погремушки, пирамидки, мячики, неваляшки, кубики.

Купать малыша интереснее с использованием игрушек для купания. Вечернее купание можно начать проводить в большой ванне, дайте ему игрушечную леечку и ведерко, манипуляции с наливанием воды не только интересны крохе, но и развивают его интеллект и мелкую моторику.

Для развития речи малыша хорошо пригодятся стишки с ритмичными повторяющимися слогами.

Можно придумать такую игру для крохи. Найти большое пластиковое ведро, пусть ребенок складывает туда все более мелкие свои игрушки. Так это очень полезно для развития мелкой моторики, а также малыш начнет постепенно различать предметы по форме и материалу изготовления.

Занятия физическими упражнениями также можно разбавить использованием различных цилиндриков и палочек. Очень полезен для малыша фитбол. На нем можно проводить занятия и массаж (читайте более подробно про фитбол для грудничков здесь).

Пойте песенку своему ребеночку, проводите с ним как можно больше времени в играх и развивающих занятиях, это все очень полезно для ребенка.

Тест на определение норм развития

  1. Ребенок должен переворачиваться со спины в любое другое положение.
  2. Если на ребенка не обращать внимание, он заплачет, показав, что это ему не нравится.
  3. К незнакомцам проявляет больше любопытство, чем страх.
  4. Посадите кроху на колени за стол. Он схватится за край стола, похлопает по нему ручками.
  5. Дайте ему игрушки в две руки, после чего предложите еще одну, первая реакция будет обдумывание, после чего малыш отпустит одну игрушку и возьмет вашу.
  6. Положите кроху на спину и прикройте ему лицо пеленкой, его задача сдернуть ее.

Частые проблемы и как их решать

  1. Страх перед посторонними людьми. Не оставляйте кроху с незнакомым ему человеком, если вы хотите познакомить ребенка с кем – то, то сначала побудьте рядом.
  2. Проблемы с засыпанием и сном. Здесь поможет создание ритуала, ежедневно проделывайте одни и те же действия перед отходом ко сну.
  3. Отказ от прикорма. Много детишек, особенно тех, кто сосал грудь, с протестом относятся к новой пище. Не настаивайте и тем более не кормите насильно, пробуйте периодически предлагать крохе новую пищу.
  4. Боль при прорезывании зубов. Дети по — разному реагируют на появление зубов. У некоторых этот процесс проходит вообще без всяких проблем и криков. А у других это происходит очень болезненно и нередко повышается температура и нарушается стул. Здесь на помощь приходят охлаждающие прорезыватели и гели.

Рекомендуем вам посмотреть видео про 7-ми месячных грудничков:

Заключение

Для ребенка самое главное – это ваша любовь. Проводите с ним время как можно увлекательнее и интереснее. Помогайте своему чаду приобретать все новые и новые навыки.

image Фото: oksun70 / Depositphotos Консультация неонатолога Консультация педиатра Консультация педиатра на дому

.

К шести-семи месяцам у вашего ребенка появились большие достижения: он уже уверенно переворачивается с живота на спинку и со спинки на живот, сидит без поддержки и активно пытается ползать. Если его поддерживать под грудь, он будет переступать ножками – так он готовится к тому, чтобы сделать первый самостоятельный шаг.

В восемь месяцев ребенок хорошо ползает, самостоятельно садится и ложится; встает, цепляясь за опору. Его движения становятся все более точными и целеустремленными: в шесть месяцев он может хватать предметы одной рукой, размахивать погремушкой, в семь он перекладывает игрушку из одной руки в другую, в восемь – пытается хлопать в ладоши, а в девять он уже способен собирать мелкие предметы или доставать кубики из коробки. Все больше времени ваш малыш проводит бодрствуя. Во что бы с ним поиграть? Может быть, потренировать пальчики?

Логопеды и психологи не устают повторять, что развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Дело в том, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Как собирать пирамидку?

В шесть месяцев малыш уже может играть с пирамидкой. Пока, правда, он будет только снимать колечки, а вы – снова и снова надевать их на стержень. Обычно советуют надевать колечки только в «правильном» порядке – от большего к меньшему. Но можно попробовать и другие варианты: например, собрать «самоходную конструкцию». На оба конца стержня наденьте большие колечки, а посередине – маленькие. Конструкцию закрепите наконечником пирамидки, чтобы колечки не падали. Теперь пирамидку можно катать друг дружке по полу, а потом снова разобрать по колечку. Обязательно комментируйте действия малыша: «Дашенька сняла колечко. Еще одно колечко сняла. Даша сняла все колечки! Нет больше колечек».

Если же у вас случайно оказалось две пирамидки (почему-то родственники и знакомые очень любят дарить малышам именно эти игрушки), можно за пять минут соорудить почти настоящую гоночную машину. В большой пластиковой бутылке из-под воды или кваса аккуратно проделайте четыре отверстия, в которые потом вставьте два стержня от пирамидок (это будут оси). На каждую ось наденем по два колеса, и машина готова к путешествию по квартире.

Баловство с пользой для дела

Когда ваше чадо хватает еду руками, облизывая пальчики, расстегивает только что надетый памперс и ковыряет в носу, пусть утешением вам послужит мысль, что тем самым юный исследователь развивает мелкую моторику. Если же вас это раздражает, предоставьте достойную альтернативу.

Можно, например, выдать ненужную сумку или рубашку с крупной застежкой-молнией. Однако внимательно следите, чтобы в нее не попали пальчики малыша. Обычно детям нравятся открывать и закрывать застежки на липучке, особенно если под клапаном застежки спрятана интересная картинка или аппликация. Если же у вас на какой-нибудь одежде найдется карман на липучке, спрячьте в него небольшую игрушку и покажите малышу, как ее достать. Известные американские педиатры У. и М. Серз пишут, что их шестимесячный сын Мэтью обожал исследовать нагрудный карман папиной рубашки, поскольку там он неизменно находил авторучку.

Учите ребенка перелистывать странички сначала картонных, а потом и обычных книжек, стучать пальчиком по клавишам пианино, снимать носочки, выжимать в ванне небольшую тряпочку или губку – все это помогает развивать мелкую моторику.

Где найти новую игрушку?

В возрасте шести-семи месяцев нередко самым привлекательным местом в доме становится кухня. Во-первых, тут чаще всего бывает мама и творит что-то страшно интересное в своих кастрюльках и сковородках, из которых доносятся умопомрачительные запахи. А во-вторых, здесь столько всяких баночек, коробочек и крышечек, что просто глаза разбегаются! Но можно ли с этим играть? Конечно! На любой кухне наверняка найдутся:

  • пластмассовые чашки, ложки, тарелки и другая посуда (в ней можно понарошку готовить еду, размешивать «кашу» ложкой и угощать ею игрушечных друзей);
  • деревянные ложки любых размеров (они отлично стучат!);
  • маленькие кастрюльки и крышки к ним (можно примерять разные крышки к кастрюльке и выбрать подходящую);
  • пластмассовые бутылки – пустые или наполненные водой, различными крупами (только не нужно до конца заполнять бутылки, тогда будет интереснее следить за тем, как движутся крупинки или переливается вода);
  • пластмассовые банки с крышками (положите внутрь, скажем, несколько кусочков сахара и поэкспериментируйте с такой домашней погремушкой);
  • материя разной фактуры и цвета (подойдут небольшие полотенца и даже чистые тряпочки для мытья посуды);
  • маленькие коробочки с крышками и без них (в коробочки тоже можно положить что-нибудь интересное, например, небольшую игрушку или кусочек яблока);
  • любые «мячики» – от шарика для пинг-понга или теннисного мяча до яблок, апельсинов, клубков шерсти и т.д.
  • одноразовые бумажные стаканы или пластмассовые стаканчики из-под йогурта (их можно вкладывать один в другой, строить башни, а потом разбирать);
  • отличная игрушка – набор разноцветных поролоновых губок для мытья посуды. Сначала малыш будет их сжимать, ощущая пальчиками новую текстуру, а ближе к году, возможно, вместе с вами попытается выстроить из губок башню, дорожку или лесенку для маленькой куклы.

Не стремитесь «завалить» ребенка игрушками в надежде на то, что он надолго оставит вас в покое, разбирая свои сокровища. В этом возрасте малыш может заниматься лишь одной-двумя игрушками. А когда они ему наскучат, вы замените их новыми.

Психологи считают, что для развития ориентирования в пространстве полезно располагать игрушки на некотором расстоянии от малыша, чтобы он мог их достать, подтянув к себе. Можно и привязывать к игрушкам ленты длиной около 30-50 см, тогда возможности манипулирования игрушками увеличатся. Лучше использовать ленты или тесьму из натуральных тканей (прекрасно, если они будут разные по фактуре – шелк, бархат, хлопчатобумажная тесьма, кружево). Капроновые ленты слишком жесткие, и обычно они не очень нравятся детям.

Прятки

Спрячем игрушечного зайчика так, чтобы какая-нибудь его часть осталась на виду (прикроем, например, пеленкой или легким одеяльцем). Сначала лучше прятать игрушку на глазах у малыша. Нашел? Отлично! Теперь исхитримся и спрячем зайчика в тот момент, когда ребенок отвернется, однако какую-то небольшую часть игрушки по-прежнему оставим на виду. Где же зайчик? Задача усложнилась. Если не удалось справиться с ней с первого раза, не расстраивайтесь и уж тем более, не ругайте малыша. В 7-8 месяцев он решает важный вопрос: что происходит с предметами, когда их не видно. В его памяти запечатлевается определенный образ.

Эта игра, как ни удивительно, готовит кроху к первым разлукам. Для того, чтобы отпустить маму, ребенку нужна уверенность, что мама обязательно вернется, что она ушла не навсегда. А для этого в его памяти должен сохраниться мамин образ.

Потом можно попробовать спрятаться за каким-то укрытием и позвать малыша. Если он не смог сразу вас найти, выгляните из укрытия и снова позовите его. Ура, мама нашлась!

Ползем? Ползем!..

Значение ползания трудно переоценить, хотя зачастую родители не обращают на этот этап особого внимания. Именно с помощью ползания малыш впервые начинает самостоятельно передвигаться в пространстве. Но для того, чтобы он это делал, необходимо предоставить ему пространство для передвижения! У ребенка, который целый день находится в кроватке или в манеже, просто нет возможности поползти. Лучшее место для малыша от шести месяцев и старше – пол.

Однако предоставить возможность для ползания – это еще не все. Нужно создать потребность в ползании, а в этом, кроме специальных упражнений, как всегда, помогут игры. Вспомните, как в 4-5 месяцев ваш малыш учился хватать игрушку, висящую на ленточке (подробно мы говорили об этом в прошлом номере). Этот опыт теперь пригодится ему в освоении нового навыка. Может быть, ему понравится гоняться за сороконожкой на веревочке? Приблизьте ее к малышу на расстоянии вытянутой руки, а потом потихоньку чуть-чуть отодвиньте. Получилось? Дайте крохе почувствовать радость победы, искренне похвалите его за успешную «охоту» и, конечно, вручите ему честную добычу. Если же он не смог достать до игрушки, пробуйте снова и снова. У вас обязательно все получится!

Следующий этап: эстафета из игрушек. Расставьте на полу несколько игрушек на некотором расстоянии друг от друга (расстояние определяется исключительно возможностями вашего малыша). Обратите внимание ребенка на игрушки и предложите ему переползать от одного предмета к другому.

Когда малыш будет ползать более уверенно, можно поиграть в тоннель, сделанный из большой картонной коробки. Для начала прокатите через нее мяч, а потом предложите ребенку самому пролезть через тоннель.

Во втором полугодии принципиально меняется стиль общения ребенка и взрослого. Если в первые шесть месяцев это была исключительно эмоциональная связь, то теперь малыш и взрослый, если так можно выразиться, становятся еще и деловыми партнерами. Конечно, эмоциональная связь сохраняется, и кроха с удовольствием будет общаться с вами, сидеть у вас на руках, принимать вашу любовь и дарить вам свою. Но, кроме внимания и ласки, отныне он ждет от вас сотрудничества и активной совместной деятельности. Например, ребенок бросает игрушку и радостно улыбается в ожидании того, что вы ее поднимете и вручите ему. Подняли, вручили. Снова бросок с улыбкой на устах. Не раздражайтесь, малыш делает это не для того, чтобы испытать прочность ваших нервов, он лишь приглашает вас в игру. В другой раз он протянет вам игрушку и будет ждать, что вы не только возьмете ее, но и поиграете с ним.

Постарайтесь чутко реагировать на призывы своего чада, и он обязательно оценит это!

Инесса Смык

Источники

  • Yu Y., Yang X., Wang S., Wang H., Chang R., Tsamlag L., Zhang S., Xu C., Yu X., Cai Y., Lau JTF. Serial multiple mediation of the association between internet gaming disorder and suicidal ideation by insomnia and depression in adolescents in Shanghai, China. // BMC Psychiatry — 2020 — Vol20 — N1 — p.460; PMID:32967648
  • Macari S., Milgramm A., Reed J., Shic F., Powell KK., Macris D., Chawarska K. Context-Specific Dyadic Attention Vulnerabilities During the First Year in Infants Later Developing Autism Spectrum Disorder. // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry — 2021 — Vol60 — N1 — p.166-175; PMID:32061926
  • Hewitt L., Benjamin-Neelon SE., Carson V., Stanley RM., Janssen I., Okely AD. Child care centre adherence to infant physical activity and screen time recommendations in Australia, Canada and the United States: An observational study. // Infant Behav Dev — 2018 — Vol50 — NNULL — p.88-97; PMID:29223777
  • Daniels LA., Mallan KM., Battistutta D., Nicholson JM., Perry R., Magarey A. Evaluation of an intervention to promote protective infant feeding practices to prevent childhood obesity: outcomes of the NOURISH RCT at 14 months of age and 6 months post the first of two intervention modules. // Int J Obes (Lond) — 2012 — Vol36 — N10 — p.1292-8; PMID:22710926

Автор — врач-гастроэнтеролог Смирнов Антон

Выпускающий редактор — врач-терапевт Филиппова Галина

Комментарии Cackle

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий