Просвещение или развращение? Нужны ли уроки полового воспитания в школе

image

Автор: Дарья Чурилова

Кто лучше всего может рассказать детям о сексе? Если у вас нет готового ответа, то добро пожаловать на дискуссионную площадку «П—Журнала». Мы узнали, в чем могут быть плюсы и минусы школьного просвящения детей и всегда ли «об этом» правильно могут рассказать в семье. Также мы расскажем, кто может быть хорошим другом родителю, если он сам решил поговорить с ребенком о сексе и вопросах пола. Отдельная благодарность за подготовку статьи Вере Плеховой и Елизавете Петровой.

Кто должен учить

Половое воспитание – это не только рассказы о том, как появляются люди и как правильно предохраняться. Сюда входит целая система медико-педагогических мер по формированию правильного отношения детей к вопросам сексуальной сферы. Иначе говоря – культуре половых отношений.

image

Анна Лир 16 лет:

– К сожалению, я все чаще наблюдаю ситуации, когда подростки высмеивают друг друга из-за совсем несмешных вещей. Например, мальчик может дразнить девочку, спрашивая о том, не начались ли у нее месячные, и почему она носит прокладки в портфеле и так далее. Это провоцирует и без того сильное стеснение и стыд за себя и свое тело у подростков, но мало кто в таком возрасте понимает, что это ненормально. Для того, чтобы избежать подобных проблем и существует половое воспитание.

Психологи и сексологи допускают — без должного полового воспитания проблемы подростковой беременности, распространения ВИЧ среди несовершеннолетних звучат острее.

Татьяна Семашко сексолог:

— Половое созревание сейчас у подростков наступает раньше — с 11 лет, у детей есть потребность выражать свои чувства без всякой осторожности. Подростки, которые не знают, как управлять своим телом, которое на уровне инстинктов требует продолжение рода, находятся в зоне большого риска. Чтобы закрепить знания о личной гигиене и безопасности (в том числе и о том, что к беременности может привести секс без проникновения) необходимо, чтобы уже к половому созреванию ребенок точно знал что и как происходит. И обучать его этому должен квалифицированный специалист.

Учить ребенка тому, что есть секс и как им правильно заниматься обычно находится в прерогативе родителя. Но во многих европейских странах уже более полувека эту тему преподают в школах.

Анжела Четина психолог:

– В идеале половое воспитание касается не только биологической составляющей жизни человека, но и психологической, социальной. Прежде всего оно направлено на обеспечение безопасности подростков. Человек, который рассказывает ребенку о сексе, должен осведомить его о правилах построения здоровых и не токсичных отношений между людьми, о ненасильственных способах решения конфликтов в паре, о том, что такое брак и почему люди вступают в него или почему не хотят этого делать.

Мнение 1. «Половое воспитание – часть комплексной школьной программы»

Не все родители смогут все правильно объяснить ребенку, поэтому тут должны работать профессионалы – именно таким принципом руководствуются родители, которые ратуют за введение специальных уроков.

Александр Соснин отец двоих детей: – Нужно, чтобы половое воспитание преподавали комплексно. В программу должны войти правила поведения в обществе, взаимоотношения между людьми и другие необходимые направления социального развития детей. Главное, чтобы это не превратилось в очередные «ОБЖ» или «Православную этику». Основными разработчиками программы должны быть, безусловно, детские практикующие психологи. Программа должна учитывать современные реалии, создаваться и корректироваться снизу, получить оценку родителей. Внедрять программу, думаю, должны школьные психологи.

«Правило нижнего белья» – так называлась книга, которую в пермских школах в 2015 году предлагал вводить Павел Миков, который тогда был Уполномоченным по защите прав ребенка. Сложно назвать это пособие именно учебником по сексуальному воспитанию – скорее оно о том, как детям защитить свое тело от насилия. Строилась программа на европейских принципах раннего полового воспитания. Начиная с трех-семи лет ребенку в игровой форме рассказывают, какие части его тела нельзя трогать взрослым, как они называются и тому подобное.

Правда, в итоге систему не внедрили – слишком много было у нее противников. Полностью пособие можно посмотреть здесь.

Катерина Соснина пермячка, мать четырёх детей:

– Половым воспитанием должны заниматься и родители, и школа. Думаю, что 9 класса смысла ждать нет – поздно будет. Но вот в какой форме – это вопрос. Как вариант – предмет «культура секса». Говорить о нем также, как мы говорим о правильном питании, здоровом образе жизни, физической культуре человека. Стараться объяснить детям, что это важная составляющая человеческой жизни и от нее во многом зависит качество этой самой жизни.

Мнение № 2 «Половое воспитание – прерогатива семьи»

Как считают в педагогической среде, никто лучше родителя не научит таким деликатным темам.

Елена Демидова преподаватель МОУ «СОШ №132» (14 лет стажа)

– Обсуждать в классе, как правильно надевать презервативы, в какой позе лучше заниматься сексом, какая более физиологичная поза я считаю ненормальным. Сексуальная жизнь – это личное, интимное. Дело учителя – воспитать чувства у ребенка через литературу и внеклассную жизнь, а не учить «правильному сексу». Этому лучше обучать родителей, а не детей. И сексуальная жизнь не должна выноситься в общественность. Если подростку хочется узнать, больно ли этим заниматься или что делать, когда в процессе испытываешь чувство неловкости, то он с этими вопросами пойдет ко врачу, друзьям, но не к учителю, которого он видит каждый день. И тем более он не станет это обсуждать в классе при других учащихся.

В 2019 году на стриминговом сервисе Netflix вышел сериал «Половое воспитание» (Великобритания). В центре сюжета – английский школьник, сын сексолога, который начинает пользоваться опытом матери и «преподавать» своим одноклассникам «Sex Education» за деньги. Сериал стал мегапопулярным. С одной стороны это – история успешного бизнеса, с другой – картина показывает, что если у подростка появляются потребности с кем-то обсудить секс, то он лучше сделает это со сверстниками.

Любовь Костикова пермячка, многодетная мама:

– Если в садах и школах начнут проводить занятия на тему сексуального воспитания, то зачем вообще нужны родители. Видимо, для того, чтобы родить ребёнка и отдать его на воспитание государству, которое не заинтересовано в личном подходе к каждому. Пока родители не возьмут ответственность за воспитание своих детей на себя, ничего не изменится. Только в семье родители смогут объяснить своим детям, не травмируя их психику. Мама расскажет дочери, а папа – сыну. Если родители не способны или не знают как объяснить, то они находят того, кто сможет помочь им в этом вопросе – психолога, к примеру.

Кстати: сейчас есть кучи книг для родителей о том, как правильно рассказывать ребенку о сексе. К примеру, книгу Екатерины Бурмистровой, «Взрослеем с подростком: воспитание родителей» можно найти в «Лабиринте». Также в интернете есть большое количество тренингов и курсов – к примеру, «Школа осознанного родительства «Большая медведица», где с родителями работают психологи.

Читайте также:«Их папы не работают в банках»: как живет и тратит деньги пермское поколение Z

В школах России нет сексуального просвещения?

Его не то что бы совсем нет, кстати.

Так, в школах Прикамья сейчас рассказывают о репродуктивной системе, но частично, рассказали «П—Журналу» в министерстве образования Прикамья.

Святополк Разин 16 лет:

– На счет полового просвещения в школе скажу одно – его у нас нет и не было. У нас нет как такого предмета, к нам никто не приходит, нам ничего не рассказывают. Считаю, что нужно ввести предмет полового воспитания в школах, желательно с 9 класса, потому что в последнее время больше и больше несовершеннолетних, которые осуществляют половой контакт без контрацепции и даже не думают о последствиях. Лично сам о сексе я узнал из старого круга общения, когда мне было еще 10 лет. Но я предпочел бы узнать о сексе не от «друзей», а в школе, в правильной и понятной для ребенка форме.

Официально «сексуальное просвещение» как школьный предмет в российской системе образования отсутствует

Ян Хинько 17 лет:

– Вообще у нас в культуре секс считается за что-то неправильное, постыдное. Что касается полового образования в школах – лично у нас в школе, оно не то, что плохое, его вообще нет. Отсюда вытекает проблема – у подростков складывается неправильное впечатление о половой жизни и сексе. У нас даже в семьях не уделяется половому воспитанию должного внимания. Многие узнают о сексе через интернет, что порой приводит к неправильному восприятию. Я тоже узнал о сексе через интернет, а с семьей за свои 17 лет о сексе я ещё ни разу не говорил. Половое воспитание в школах должно быть как минимум ради безопасности подростков.

Ксения Хромко пресс-секретарь минобразования Прикамья:

– Темы полового воспитания проходят в рамках рабочих программ сразу нескольких учителей (биологии, ОБЖ, обществознания), как в основной школе (5-9 класс) так и в старших классах (10-11 класс). В ряде школ Пермского края разработаны и ведутся краткосрочные курсы «Азбука семьи», «Уроки семейной этики», «Основы семейной любви» и др. На уроках ОБЖ в прикамских школах рассказывают о беременности, профилактике ВИЧ и других инфекций.

Кстати: в 2013 году Россия ратифицировала два международных договора – протокол к конвенции о правах ребенка (касается торговли детьми, детской проституции и детской порнографии) и европейскую конвенцию о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений.

Статьи предусматривали введение полового просвещения в школах. Так, в протоколе это прописано в Статье 9, пункте 2 (можно ознакомиться здесь), а в конвенции – в Статье 6 (можно ознакомиться здесь). Правда, официальных уроков никаких введено не было.

С 2012 года в России действуют поправки к закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», которые запрещают «изображать и описывать действия сексуального характера» детям до 16 лет. Этот закон значительно затрудняет проведение уроков полового воспитания в школах.

Руслан Бортников учитель английского языка:

– Исходя из своих наблюдений, могу сказать, что обычно половое воспитание в российской школе сводится к объяснению слишком очевидных вещей. Необходимость контрацепции, вычитки из всяких кодексов и описания страшных заболеваний, передающихся половым путем, – вот о чем учителя говорят с учениками. Помимо очевидных вещей нужно говорить о том, что, к сожалению, находится в умах большинства в ранге тонкостей. Имею в виду согласие на секс и всё, что с ним связано. Это не чтение нотаций, не скучная лекция, а что-то заставляющее задуматься, интерактивное.

Читайте также:Дети сами разберутся. Исповедь пермского учителя

Когда лучше учить

Первое знакомство со своим телом ребенок начинает в 2-3 года, рассказывает «П—Журналу» преподаватель Елена Демидова. Далее в возрасте 6-9 лет ребенок начинает задавать вопросы, например, откуда и как я появился.

В европейских странах половое воспитание начинают преподавать достаточно рано.

Вот, к примеру, известный ролик из Германии, в котором анимационные герои рассказывают про процесс зачатия. Мультик показывают школьникам в рамках образовательной программы.

Читайте также: Богемская история. Почему пермякам выгодно учить чешский и как поступить в местный вуз

В самом начале полового обучения в Германии — это мультфильмы и книги с картинками, рассказывающие о различиях между мальчиками и девочками, появлении детей и создании комфортной обстановки в семье. Затем в ход идут обучающие фильмы и лекции по психологии взросления, пубертата, выстраивании первых отношений, недопустимости насилия.

Мультики – часть этой системы, но не основной «компонент». В школах рассказывают про заболевания, передающиеся половым путем, биологический процесс размножения, правила социального поведения – что значит культура согласия, как обезопасить себя от насилия.

Анжела Четина психолог:

Памятка для родителей. Когда начинать сексуальное воспитание

Советы от психолога и сексолога Татьяны Семашко.

1.Говорить с ребенком нужно тогда, когда у него появятся первые вопросы. У кого-то это бывает раньше, у кого-то — позже. Все зависит от того, насколько быстро растет и развивается ребенок, как много он общается с детьми старшего возраста.

Первые темы, к которым должны быть готовы родители — чем мальчики отличаются от девочек, откуда берутся дети, что такое интимные отношения.

2. При объяснениях лучше исключить демонстрацию на картинках или видео натуралистических половых органов или процесс полового акта — эта информация не будет корректной для детского восприятия. Подача материала в виде мультфильма или книжек с картинками для детей младшего школьного возраста будет вполне приемлемой.

Что касается подростков, то будет очень хорошо, если родители смогут сохранить доверительные отношения с ребенком в пубертатном возрасте (сейчас он наступает раньше — с 11 лет). Желательно, чтобы разговоры о сексе проходили параллельно с разговорами о взаимоотношении полов, уважении друг друга, принятии себя и своего тела, чувствах.

3. Уроки сексуального воспитания лучше вводить с 7 лет. Сейчас дети продвинутые в плане гаджетов. Так что такие уроки важны, потому что в противном случае дети будут находить информацию сами в интернете и за ее достоверность и корректность никто не сможет поручиться.

4. Кроме того, перед школой и родителями становится задача уберечь детей в интернете. Многие дети подвергаются насилию в соцсетях со стороны взрослых и сверстников. Задача уроков сексуального просвещения — предупредить детей и выработать методы защиты.

Данная статья может послужить темой для педагогического лектория на родительском собрании в 7-9 классах.Основными задачами лектория является ознакомить родителей с особенностями взаимоотношений мальчиков и девочек в подростковом возрасте; дать рекомендации для бесед с дочерью, сыном; заострить внимание на поведение родителей в период первой детской влюбленности.Данная статья может послужить темой для педагогического лектория на родительском собрании в 7-9 классах. Половое воспитание.docx Проблемы полового воспитания подростков Задачи: Ознакомить с особенностями взаимоотношений мальчиков и девочек в  подростковом возрасте; дать рекомендации для бесед с дочерью, сыном;  заострить внимание на поведение родителей в период первой детской  влюбленности. Половое воспитание – это процесс систематического, сознательного,  планируемого и осуществляемого воздействия на формирование полового  сознания и поведения людей. В подростковом возрасте появляется все больше проблем, которые волнуют  одинаково и детей, и их родителей. Среди них и юношеская дружба мальчиков и  девочек, которая раскрывает перед подростками ранее известную им яркую  гамму чувств. В период полового созревания чувства и отношения подростков меняется. Новое значение им придает сексуальная окраска. Главнейшая цель полового воспитания – формирование у подрастающего  поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности. «Воспитывая в ребенке честность, работоспособность,  искренность, прямоту к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем  самым воспитываем его и в половом отношении» ­ так считал А.С.Макаренко. В возрасте 13­15 лет у подростков происходит половое созревание. Подростки в  момент полового созревания должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном лучше вести отцу, а с девочкой матери. И в том, и в другом  случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у  подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность.  Физическое половое созревание у девочек начинается на год­два раньше, чем у  мальчиков, и проходит более интенсивно. Так, главным критерием, по которому  можно судить о наступлении пубертата у девочек, являются менструации. У  мальчиков первая поллюция бывает в возрасте от 13 до 16 лет, а первые признаки полового созревания появляются между 10­15 годами. Акселерация (ускорение) в первую очередь отражаются на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подростков, раньше стало наступать половое  созревание. Акселерация принесла немало проблем и для самих ребят, и для  взрослых, в частности, связанных с более ранним половым созреванием –  возможностью материнства и отцовства в том возрасте, когда таковыми наши  дети осознавать себя еще не могут и их формирование еще не завершено. Пубертатный период – важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он  характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающими  усиками, ни девочка вполне развивающими женственными формами еще не  пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность  их положения и поступков, отсюда многие их беды. Потеря равновесия вызвана  перестройкой гормональной системы в организме, разницей в темпах  физического, духовного развития подростка и степенью его социальной  зрелости, самостоятельности. Все это не может отразиться и на психическом  состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит их подчас в  затруднительное положение. Отсутствие опыта, неуверенность в себе не  позволяют с честью выйти из возникающих сложных ситуаций. Подросток часто  делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки.  Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в  эмоциональном плане. Это следует учесть родителям. Если доверять  подросткам, общаться с ними на равных, не унижая их достоинства, они  постараются оправдать такое отношение. Наиболее целесообразно половое  воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми. А привлекать ребенка  к житейским, семейным делам. Если родители вместе с детьми планируют и  проводит свой досуг, если дети постоянно видит согласие и дружбу между  родителями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов  полового воспитания ребенка. В этом возрасте начинается следующая фаза психосексуального развития – фаза  романтичной влюбленности, с одной стороны, и эротических желаний – с другой. Эротическое половое влечение – желание не только духовного, но и телесного  контакта, нежности, ласки, прикосновений – беспокоит подростка.  Подростковый возраст называют гиперсексуальным. Осознанно или неосознанно,  но именно в этом возрасте значимость сексуальных отношений особенно высока.  Вопросы на эту тему задают как, правило, маленькие дети, а подростки вопросов практически не задают. Мальчики на эту тему с отцами стесняются  разговаривать, а девочки с матерями. Чаще они обращаются к «старшим  товарищам» или сверстникам. Но их представления бывают искаженными.  Между тем причина многих подростковых неврозов объясняется неверным  сексуальным воспитанием. При таком отношении к сексу в семье, такой  атмосфере дома, когда подросток должен подавлять в себе чувства, влечения, он к определенному возрасту приходит к выводу, что секс – это сфера, которая  покрыта тайной, причем какой­то постыдной, «грязной». У него сложились  представления о половых отношениях как о чем­то гадком, низком. Но влечение  от этого не исчезает, от себя не убежишь. И тогда у подростка подсознательно,  как средство самозащиты, возникает агрессивность, раздражительность по  отношению к этой области чувств. Ход мысли может быть таким: «Мне это  неважно, буду считать, что это все ерунда». Так происходит искусственное  занижение значение секса, половые отношения обесцениваются. Нервная система у подростков весьма ранима, она не терпит грубого вмешательств, неуважительного отношения к внутреннему миру и переживаниям. Необходимы  такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как  самостоятельно существующей сферы. Нельзя сводить половое воспитание к  мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими  унижениями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так  повести беседу, чтобы к нужному выводу подросток пришел сам. Если при  решении каких­то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно  признаться, а не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку  зрения. Ведь дети в 13­15 возрасте уже все прекрасно понимают и правильно  оценят этот требующий немалого мужества шаг. Как отнестись родителям к первой любви подростков? Запретить? Устраивать  слежку и возникать перед укрывшейся в укромном месте парочкой в тот самый  момент, когда готовы прозвучать первые робкие слова признания в любви?  Запугивать дочь возможностью встречи с нехорошим человеком, который только и думает, как бы сорвать цветок наслаждения? Принимать репрессивные меры,  стремясь сделать невозможными свидания? Если половое воспитание на  предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители научили своего сына  или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом  связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться  – никаких неприятных последствий первая любовь не принесет. Ну а если до  подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез,  поведение сына или дочери прогнозировать трудно. С 13­14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в  абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй,  однако интенсивность чувства от этого не снижается. В отличие от девочек того  же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это  сопровождается эротическими снами, поллюциями и мастурбациями. И здесь  надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит  юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию.  Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться  с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. Если юноша не приучен с детства относиться к женщинам, если он может позволить в их присутствии  нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в  разговор, будучи даже не пьяным, а только «навеселе», он не воспитан. В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет  личный пример. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола Мужчины­мужа и отца. В связи с изменениями в психофизическом состоянии девочка 13­15 летнего  возраста должна получать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор  нелегче. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой­нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует ­ можно опоздать. Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и  заинтересованных в достижении интимной близости, это может искалечить  дочери самую счастливую пору жизни – время первой любви. Но необходимо  пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости,  убедить, что любовь выше чисто телесного наслаждения и что юноша, который,  как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не  любишь», ­ как раз не достоин любви и уж во всяком случае сам не любит. В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы  (с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать  мамы) полностью игнорируют вопросы половой жизни, другие, уделяя им  достаточное внимание. Освещает их только с отрицательной стороны. Второй  вариант поведения мам не лучше первого, ведь запретный плод всегда сладок,  возникает сомнение в справедливости материнских слов, а потому и желание  проверить, кто же прав. Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с  представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами  мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в  природе. Она должна оставаться (или становится) женственной, красивой,  слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни – рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная  радость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности помыслов,  отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого  встречного не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко  добиться интимной близости. Часто неправильное поведение девушек приводит  к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам  надломленной личности. Бесспорно также, что приучение девочки к опрятности,  утренней гимнастике, уходу за волосами и т.д. относится к половому  воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления  гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, непосредственно  связанные с половой жизнью. Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное  отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым  анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример  родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи  и пошлости в вопросах пола. Многие взрослые надеются на «авось»: вырастет – сам узнает. Это порочный  метод полового воспитания. Для успешного решения задач полового воспитания  учителям, родителям должна быть предоставлена соответствующая информация, соотнесенная с половозрастными закономерностями развития человека, у них  должны быть выработаны адекватные воспитательные установки и навыки.  Сегодня родителям и педагогам может быть трудно, преодолеть барьеры, возводимые на путях полового воспитания. Как любое воспитание, половое  воспитание должно осуществляться с раннего детства.

Лекция на тему «Половое воспитание подростков в школе»

Лекция на тему «Половое воспитание подростков в школе»

Лекция на тему «Половое воспитание подростков в школе»

Лекция на тему «Половое воспитание подростков в школе»

Лекция на тему «Половое воспитание подростков в школе»

Скачать файл

23.10.2017 15:40 3074 image Многие родители уверены: школьникам в 15-16 лет рано разговаривать про интимную жизнь. / Алексей Витвицкий / АиФ image Вопрос-ответ Когда детям можно рассказывать о средствах контрацепции?

На протяжении последних лет лекции среди молодёжи по профилактике ВИЧ-инфекции проводила подведомственная Управлению по делам молодежи администрации Челябинска организация МБУ ЦПС «Компас». Лекции предназначены для учеников старших классов. 

«По словам сына, на семинаре им говорили, мол, вы, граждане России, уже получили паспорт и имеете право пробовать всё, — возмущается многодетный отец Константин Горлевич. — Главное «использовать чистые шприцы и презервативы»! И даже рассказывали про групповой и однополый секс! Во время семинара (он проходил весной в МАОУ СОШ №6 – прим. ред.) сыну стало плохо, он попросился выйти и его вырвало в туалете. Прошу заметить, что моему сыну 15 лет, он не ботаник, он без пяти минут мастер спорта по дзюдо! По-моему мы, родители, не имеем морального права оставаться в стороне и должны дать адекватный ответ этому безобразию! Наших детей развращают!»

Действительно, тема полового просвещения подростков во все времена была больным вопросом для родителей. Что надо знать ребёнку? В каком возрасте? Советские родители могли рассчитывать на помощь школы в этих вопросах: в старших классах к детям приходил медицинский работник, который объяснял всё, что нужно, но очень осторожно и деликатно, стараясь не травмировать детскую психику. Причём уроки полового воспитания проводились отдельно для девочек, отдельно для мальчиков. Сейчас классы даже не всегда делят по гендерному принципу.

Во время семинаров, которые вызвали протесты со стороны родителей, перед школьниками выступали не взрослые лекторы, а такие же подростки. Организаторы посчитали, что присутствие педагогов может смутить детей, поэтому старших в кабинете не было.

«Что меня смутило, так это формат семинара-тренинга. Тренинг, как известно, предполагает выработку навыков. Какие навыки можно выработать в связи с поставленной задачей? В рамках тренинга школьникам предлагается «освоить последовательность действий, которые необходимо предпринять в случае опасности заражения». Речь о сдаче анализов на наличие ВИЧ-инфекции. Но это уже подмена понятий: сдача анализов на наличие ВИЧ уже не является профилактикой ВИЧ, это непосредственная констатация факта – есть инфекция или нет», — отмечает психоаналитик, преподаватель Сибирского Института Психоанализа Ольга Архипцева.

image Сифилис «молодеет». В 2016-м в регионе заболели сифилисом восемь детей

«То, что мальчиков и девочек собирают вместе для проведения лекций по половому воспитанию, это, конечно, неправильно! – уверена педагог-психолог высшей категории, общественный помощник Уполномоченного по правам ребёнка в Челябинской области Жанна Кулькова. – Как и то, что нарушаются возрастные ограничения. Нужно неукоснительно соблюдать возрастной ценз. Большинство брошюр, которые используются при профилактике ВИЧ-инфекции вообще имеют ограничение «18+». Детям 7-8 класса иногда ещё нет полных 16 лет. Реакция того самого мальчика доказывает: несоответствующая по возрасту информация может вызвать крайне негативную реакцию у ребёнка! И для родителей это вообще-то повод обратиться в правоохранительные органы». 

Родительское сопротивление

image Статья по теме «Без мужчин всему не научишь». О воспитании школьников и их родителей

В 2006 году в Челябинской области была зарегистрирована общественная организация «Совет родителей Челябинской области». Первые письма, поступившие в адрес общественников, содержали жалобы родителей на работу «Компаса».

«В 2008 году нам пришло тринадцать писем от общественных, религиозных и молодёжных организаций, — вспоминает председатель попечительского совета школы интерната №1 Виктор Попов, возглавлявший в то время отдел по связям с общественностью в Совете. – Это были «Мусульмане Челябинской области», Узбекский национально-культурный центр, Немецкий культурный центр, Русский культурный центр, Ассамблея народов Челябинской области, Азербайджанский национальный центр, миссионерский отдел РПЦ, Казахский национальный центр, молодёжное общество «Трезвение», центр «Детство» и др. Все они до сих пор ждут, что дело сдвинется с мёртвой точки». 

Активную борьбу против «Компаса» сегодня ведёт челябинское региональное отделение общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление». Активисты отделения обращаются в самые различные инстанции.

«Не так давно эксперты Роскомнадзора провели экспертизу упомянутой программы и признали, что она нарушает федеральное законодательство о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, — поделилась председатель ЧРОО Екатерина Забачёва. – Кроме того, доказано, что программа эксплуатирует интерес подростков к сексу, способствует формированию асоциальных норм поведения, а содержание уроков способно вызвать у подростков тревожные и депрессивные эмоциональные состояния. Мы в курсе, что у подобного секс-просвета есть защитники: некоторые чиновники уверены, что лекции оказывают положительное влияние на ВИЧ-статистику в нашем регионе по сравнению со Свердловской областью, где уроки полового воспитания среди молодёжи в таком масштабе никто не проводит. Но вот только Челябинская область в 2016 году заняла 11 место по заболеваемости ВИЧ, а Свердловская – 15 место. С 2014 по 2016 год рост заболеваемости в Челябинской области составил 26,8% против 8% в Свердловской области. А в 2016 году мы вошли в непочётный список регионов с наибольшим количеством ВИЧ-инфицированных подростков 15-17 лет. И основная причина заболеваемости – половой путь». 

image ВИЧ не страшен, когда его лечат. Какие преграды выставили эпидемии СПИДа?

«Общественники отчаянно борются с ситуацией, но так и не предложили альтернативы, — отмечает Кулькова. – А тема очень специфичная. И кто бы за неё ни взялся, всегда можно предъявить массу претензий к тем словам, которые используются, к материалам, к подходам. Идеальной модели профилактической работы в этом направлении не существует. Государство нам её, к сожалению, не предложило».

«Конечно, невозможно замалчивать, что есть интимные отношения между полами, — рассуждает Забачёва. — Но всё-таки, на наш взгляд, новые подобные программы программы полового просвещения молодёжи необходимо строить на высоком уровне воспитания и на духовно-нравственных ценностях. Посмотрите, та же Америка уже переходит на другие рельсы, их новые программы связаны как раз с духовно-нравственными ценностями. Не могу не поделиться любопытного информацией: в журнале «Экономика здравоохранения» были опубликованы результаты зарубежного исследования, доказывающие снижение подростковых беременностей почти в два раза в связи с сокращением финансирования программы секс-образования».

К облегчению многих родителей, тренинги «Компаса» по профилактике ВИЧ с этого лета отменены. В августе замминистра здравоохранения Челябинской области Виктория Сахарова сообщала о том, что Областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями разрабатывает программу по профилактике ВИЧ-инфекции для старшеклассников с учётом практики проведения подобных занятий по программе «Ладья». Цель её – первичная профилактика рискованного поведения среди подростков посредством формирования духовно-нравственных ориентиров. До 1 сентября проект должны были направить на согласование в региональный Минобрнауки. Пока – тишина.

Точка зрения

Елена Коузова, первый заместитель министра образования и науки Челябинской области

«Компас» начинал свою работу по половому просвещению и профилактике ВИЧ давно, когда ещё существовал дефицит информации по этой теме. Вот тогда работа организации была продуманной и объективной. И, кстати, велась она отличными специалистами. Понятно, что любая работа не может оставаться одинаковой на протяжении длительного времени. В наше время общедоступности любой информации, профилактика ВИЧ и СПИД идёт везде, где надо и не надо. Поэтому ч считаю, что никаких специальных мероприятий по половому просвещению и профилактике ВИЧ проводить в школах не нужно: это непременно вызывает дополнительный интерес к теме. Проблема очень деликатная. Одним подросткам вообще не требуется дополнительных назиданий, другим в силу их психологических особенностей они нужны. Но любые объяснения должны вестись прежде всего через семью и с семьёй. Работа должна быть не массовой, а индивидуальной. Если семья решила прибегнуть к помощи специалистов в этом вопросе, то это должны быть высококлассные специалисты, обладающие знаниями возрастной психологии. 

Комментарий 

Олег Зиганшин, главный дерматовенеролог Челябинской области:

«Надо как можно раньше рассказывать детям об инфекциях, передающихся половым путём (ИППП), и их проявлениях. Тогда мы будем раньше выявлять болезни у подростков и лечить их без осложнений. Южноуральских педагогов ежегодно обучают на базе Областного центра диагностики и консультирования тому, как правильно проводить уроки полового воспитания среди школьников, а также какую работу вести с родителями на собраниях, чтобы и они своевременно просвещали детей. Педагогам рекомендовано проводить уроки полового воспитания в старших классах начиная с восьмого. Для восьмого-девятого классов разработана одна программа, для учащихся десятого-одиннадцатого — другая, для родителей — третья. Однако некоторые эксперты уверены: желая максимально информировать подростков об ИППП и таким образом защитить, мы подталкиваем их к тому, чтобы узнать эту сферу поближе. Если мы начнём говорить о половом воспитании только с теми, кто достиг 17-18 лет, поверьте, это будет не просто поздно, а невозвратно поздно! Поймите, дети сегодня рано вступают в половые отношения, и мы не можем с этим ничего сделать. Изменился гормональный фон, стала другой социальная среда. Появился Интернет, в конце концов. Невозможно выключить радио и телевизор, чтобы ребёнок их не смотрел и ничего не знал. Вы же не будете до 17 лет держать ребёнка дома! Поэтому разговоры на сексуальные темы с детьми начинаться должны много раньше. У меня самого трое сыновей. Старшему — 24, среднему — 12, младшему — 10 лет. Половое развитие нового поколения происходит на моих глазах. То, о чём я стеснялся поговорить со своим старшим сыном, когда ему было 12 лет, уже поздно объяснять среднему сыну, которому 12 сейчас. Надо разговаривать сегодня с 10-летним!»

image Можно ли делать замечания родителям по поводу методов воспитания детей? image На Южном Урале снизилась заболеваемость половыми инфекциями image «Нет, я сказала». Почему ребёнок не прислушивается к запретам

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий