Причины развития и последствия кишечных инфекций у детей

Питание малыша

image

Примерный суточный рацион для ребенка 3-го месяца, находящегося на грудном или искусственном вскармливании*:

image

Время кормлений

Название продуктов и блюд

Объем

I кормление

6.00 часов

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

110-130 мл

II кормление

9.00 часов

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

110-130 мл

III кормление

12.00 часов

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

110-130 мл

IV кормление

15 часов

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

110-130 мл

V кормление

18.00 часов

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

110-130 мл

VI кормление

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

110-130 мл

VII кормление

Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь

110-130 мл

* общий суточный объем питания к концу третьего месяца жизни составляет в среднем 800 мл.

6-разовый режим кормлений

Важно отметить, что многие малыши к трем месяцам жизни сами «переходят» на 6-разовый режим кормлений: в этом случае общий суточный объем молока сохраняется, но увеличивается объем молока на одно кормление, так как он уже делится не на 7, а на 6 кормлений. Соответственно, время кормлений также изменяется:

6.00, 9.30, 13.00, 16.30, 20.00, 23.30.

Для более точного расчета необходимого суточного питания малыша можете воспользоваться таблицей:

Суточное количество грудного молока или смеси (при нормальном физическом развитии малыша)

Возраст

Общий суточный объем питания (грудное молоко, смесь, прикорм)

до 2 месяцев

1/5 массы тела

или 700-750 мл

2-4 месяца

1/6 массы тела

или 750-800 мл

Пример: Малышу 3 месяца, он весит 5400 г, суточный объем питания должен составлять 1/6 массы тела, т.е. 900 мл, а на одно кормление – 130 мл (при 7-разовом кормлении).

Примечание: Помните, что эти рекомендации предназначены здоровым доношенным детям. Если же малыш родился раньше срока или имеет заболевания, он нуждается в индивидуальном подходе. Вы можете задать вопрос автору статьи.

Физическое развитие ребенка

(сколько должен весить малыш к концу третьего месяца жизни?)

Прибавка массы тела и роста на 3-м месяце жизни ребенка

Месяц

Прибавка массы за месяц, г

Прибавка роста за месяц, см

1.

600

3

2.

800

3

3.

800 2,5

Пример: малыш родился с массой 3300 г и длиной тела: 51 см.В один месяц жизни он должен прибавить 600 г и весить: 3900 г, а его рост должен составлять 54 см (+3 см).В два месяца жизни он должен весить 4700 г (+800 г), а его рост должен составлять 57 см (+3 см).В три месяца он должен весить 5500 г (+800), а его рост должен составлять 59,5 см (+2,5 см).

Для более точной оценки соответствия массы и длины тела ребенка его возрасту существуют специальные центильные таблицы.

Кроме того, важное значение имеет соотношение окружности головы и груди у ребенка. Окружность головы у новорожденного превышает окружность груди на 1-2 см. Выравнивание окружности головы с окружностью грудной клетки наступает у девочек и мальчиков на третьем месяце жизни. Увеличение разницы, особенно стойкое, заставляет заподозрить наличие гидроцефалии и другой патологии.

Нервно-психическое развитие ребенка на третьем месяце жизни

(как оценить развитие?)

  • Зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).
  • Эмоции и социальное поведение: отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.
  • Движения руки и действия с предметами: случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.
  • Движения общие: лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение одной минуты).

Врачебные осмотры

(какие специалисты должны осмотреть малыша за три месяца жизни?)

Если малыш в возрасте одного месяца жизни был обследован в соответствии с действующей схемой осмотров и обследований (см таблицу), то следующее обследование он должен пройти в 3 месяца жизни:

Фрагмент из схемы обследования ребенка первого года жизни

новорожденный

1 месяц

3 месяца

врач- педиатр

врачи-

специалисты

«*»

врач- педиатр

врачи-

специалисты

«*»

врач- педиатр

врачи-

специалисты

«*»

1.

Диагностика отклонений в раннем онтогенезе и прогноз состояния здоровья,

в том числе:

+

+

+

1.1.

cбор и оценка данных генеалогического анамнеза

+

1.2.

cбор и оценка данных биологического анамнеза

+

1.3.

cбор и оценка данных социального анамнеза

+

+

+

1.4.

выявление групп риска

+

+

+

1.5.

прогноз состояния здоровья и развития ребенка

+

+

+

1.6.

направленность риска

+

+

+

2.

Оценка сведений за период, предшествующий осмотру

+

+

+

+

+

3.

Оценка физического развития

+

+

+

4.

Диагностика и оценка нервно-психического развития (НПР),

в том числе:

+

+

невролог +

+

невролог +

4.1.

диагностика НПР

+

+

+

+

+

4.2.

оценка НПР с определением вариантов группы развития

+

+

+

+

+

4.3.

выделение групп риска

+

+

+

+

+

5.

Оценка резистентности,

в том числе:

+

+

+

5.1.

анализ частоты, длитель- ности и тяжести острых заболеваний

+

+

+

6.

Диагностика и оценка функционального состояния организма,

в том числе:

+

+

невролог +, детский хирург+,

травматолог-орто- пед +, офтальмолог +/-

+

невролог +,

6.1.

выявление жалоб

+

+

+

6.2.

осмотр по органам и системам

+

+

+

6.3.

оценка ЧСС, ЧД и АД

+

+

+

6.4.

сбор сведений и оценка поведения ребенка

+

+

невролог +

+

невролог +

6.5.

выделение групп риска по отклонениям в поведении

+

+

невролог +

+

невролог +

6.6.

оценка результатов лабораторных исследований и др. методов исследования,

в том числе:

-анализ крови;

— анализ мочи;

— аудиологический скрининг;

— УЗИ,

в том числе:

тазобедренных суставов;

— ЭКГ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7.

Заключение о состоянии здоровья,

в том числе:

+

+

невролог+, детский хирург+,

травматолог-ортопед+, офтальмолог+/-

+

невролог +,

7.1.

направленность риска, группа риска

+

+

+

7.2.

оценка физического развития

+

+

+

7.3.

оценка нервно-психического развития

+

+

+

7.4.

оценка резистентности

+

+

+

7.5.

оценка функционального состояния и поведения

+

+

+

7.6.

прогноз адаптации

+

+

+

7.7.

диагноз, группа здоровья

+

+

+

8.

Рекомендации,

в том числе

по следующим разделам:

+

+

невролог+, детский хирург+,

травматолог-ортопед+, офтальмолог+/-

+

невролог +,

8.1.

санитарно-гигиенические условия

+

+

+

8.2.

режим

+

+

+

8.3.

вскармливание и питание

+

+

+

8.4.

физическое воспитание и закаливание

+

+

+

8.5.

воспитательное воздействие

+

+

+

8.6.

рекомендации по иммуно- профилактике инфекционных заболеваний

+

+

+

8.7.

рекомендации по профилак- тики пограничных состояний и их прогрессирования

+

+

+

8.8.

лабораторные и др. методы исследования,

в том числе:

-анализ крови;

— анализ мочи;

— аудиологический скрининг;

— УЗИ,

в том числе:

тазобедренных суставов;

— ЭКГ

+

+

+

+

+

+

+

8.9.

немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции отклонений в здоровье и развитии (при их наличии)

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

8.10.

по постановке на диспансерный учет и наблюдение по учетной форме № 030/у

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

  • Знак « + » обозначает необходимость проведения соответствующего вида деятельности в определенный возрастной период.
  • Знак «+/-» обозначает возможность проведения соответствующего вида деятельности только при наличии медицинскихпоказаний в определенный возрастной период.
  • Знак « * » обозначает возможность проведения консультаций ребенка врачами – специалистами, не указанными в данном стандарте, при наличии медицинских показаний и с учетом состояния здоровья ребенка

Вакцинация

(какие прививки должен получить малыш за три месяца жизни?)

Если малыш на первом месяце жизни малыш получил привики по плану (см таблицу), то следующая вакцинация начинается в 3 месяца жизни:

Возраст

Наименование прививки

Новорожденные в первые 24 часа жизни

Новорожденные (3-7 дней)

Вакцинация против туберкулеза

1 месяц

Вторая вакцинация против вирусного гепатита В

2 месяца

Третья вакцинация против вирусного гепатита В

3 месяца

Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

Первая вакцинация против гемофильной инфекции*

(* — вакцинация против гемофильной инфекции проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям, относящимся к группам риска:

с иммунодефицитными состояниями или анатомическими дефектами, приводящими к резко повышенной опасности заболевания Hib-инфекцией;

с онкогематологическими заболеваниями и/или длительно получающие иммуносупрессивную терапию;

ВИЧ-инфицированным или рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей;

находящимся в закрытых детских дошкольных учреждениях (дома ребенка, детские дома, специализированные интернаты (для детей с психоневрологическими заболеваниями и др.), противотуберкулезные санитарно-оздоровительные учреждения).

Примечание.

Курс вакцинации против гемофильной инфекции ‘для детей в возрасте от 3 до б месяцев состоит из 3 инъекций по 0,5 мл с интервалом 1-1,5 месяца.

Для детей, не получивших первую вакцинацию в 3 месяца, иммунизация проводится по следующей схеме:

для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев из 2 инъекций по 0,5 мл с интервалом в 1 — 1,5 месяца

для детей от 1 года до 5 лет однократная инъекция 0,5 мл

смотреть полную схему вакцинации

  • Иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок проводится медицинскими иммунобиологическими препаратами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно инструкциям по применению.
  • При нарушении сроков иммунизации ее проводят по предусмотренным национальным календарем профилактических прививок схемам и в соответствии с инструкциями по применению препаратов. Допускается введение вакцин (кроме вакцин для профилактики туберкулеза), применяемых в рамках национального календаря профилактических прививок, в один день разными шприцами в разные участки тела.
  • Иммунизация детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, осуществляется в рамках национального календаря профилактических прививок в соответствии с инструкциями по применению вакцин и анатоксинов. При иммунизации таких детей учитываются: ВИЧ-статус ребенка, вид вакцины, показатели иммунного статуса, возраст ребенка, сопутствующие заболевания.
  • Иммунизация детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями и получавших трехэтапную химиопрофилактику передачи ВИЧ от матери ребенку (во время беременности, родов и в периоде новорожденноеTM), проводится в родильном доме вакцинами для профилактики туберкулеза (для щадящей первичной иммунизации). У детей с ВИЧ-инфекцией, а также при обнаружении у детей нуклеиновых кислот ВИЧ молекулярными методами вакцинация против туберкулеза не проводится.
  • Детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, иммунизация против полиомиелита проводится инактивированной вакциной независимо от их ВИЧ-статуса.
  • Иммунизация живыми вакцинами в рамках национального календаря профилактических прививок (за исключением вакцин для профилактики туберкулеза) проводится ВИЧ-инфицированным детям с 1-й и 2-й иммунными категориями (отсутствие или умеренный иммунодефицит).
  • При исключении диагноза «ВИЧ-инфекция» детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, проводят иммунизацию живыми вакцинами без предварительного иммунологического обследования.
  • Анатоксины, убитые и рекомбинантные вакцины в рамках национального календаря профилактических прививок вводят всем детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями. ВИЧ-инфицированным детям указанные препараты вводятся при отсутствии выраженного и тяжелого иммунодефицита.
  • При проведении иммунизации против гепатита В детей первого года жизни, против гриппа детей с 6-месячного возраста и учащихся 1-11 классов школ используются вакцины без ртутьсодержащих консервантов.

08.10.2020 Время на чтение: 5 мин

Содержание:

Особенности развития ребенка в 1 год

По сравнению с предыдущими месяцами малыш становится намного активнее и любознательнее. Родители начинают отмечать это еще после первого полугодия, но к годику ребенок становится еще более смышленым и любопытным. Его вес примерно втрое больше, чем при рождении, и в среднем составляет 10–12 кг, а ростом такие детки около 72–77 см. Многое зависит от генетики, от того, какими темпами в свое время росли родители малыша. Главное, чтобы соотношение роста и веса было органичным, например высокий ребенок весил больше. Если малыш незначительно не вписывается в критерии, поводов для беспокойства нет, даже если у знакомых ребенок в этом возрасте выглядит немного иначе. Каждый малыш уникален. 

Физиологические изменения

Начиная с годовалого возраста темпы роста немного замедлятся. Это совершенно нормально: только в первые 12 месяцев жизни малыш растет настолько стремительно, дальше процесс станет чуть менее быстрым.

Снижение веса. Строго говоря, сам по себе вес не снижается – только темпы его прироста. Младенческая пухлость постепенно начинает уходить, но частично до сих пор остается. Со временем набирать килограммы малыш станет медленнее, и это свидетельствует о нормальном его развитии.

Зубы. У малыша в годик уже прорезывается несколько зубов – в среднем до 8. Показать ребенка врачу стоит, если в год у него так и не появилось ни одного молочного зубика. Когда они режутся, малыш становится беспокойным, часто плохо спит по ночам: ему дискомфортно, и это мешает уснуть. Врачи дают рекомендации, как снизить дискомфорт для ребенка при прорезывании зубов.

Стопы. Они у малыша еще плоские, на них не появился изгиб. Это пройдет со временем, когда ребенок привыкнет самостоятельно ходить, тогда же исчезнут жировые подушечки на стопах. Если же малыш уже начал активно ходить, подушечки могут исчезнуть раньше, а на ножках начнет появляться здоровый изгиб. Ноги малыша осмотрит врач на плановой проверке, он же скажет, все ли с ними хорошо.

Двигательная активность ребенка 

То, что умеет ребенок в год, не идет ни в какое сравнение с его умениями всего несколько месяцев назад. Он уже намного лучше научился обращаться с собственным телом, очень активен, много и разнообразно двигается. В ручках малыш спокойно держит два предмета, может собрать пирамидку или даже удержать ложку за столом во время прикорма. Конечно, во многих действиях ему до сих пор нужна помощь родителей: такие маленькие дети способны концентрироваться на чем-то всего несколько минут.

Активные движения. Ребенок ползает, встает на ножки, в том числе из положения на корточках, самостоятельно встает на коленки. Он может залезть на стул или диван или слезть оттуда, а с помощью родителей – подняться или спуститься по лестнице. Дети очень любознательны, поэтому в таком возрасте их нельзя оставлять рядом с открытыми окнами или опасными предметами. Малыш может догадаться добраться до подоконника с помощью стула. Мелкая моторика становится намного лучше: ребенок может взять какой-нибудь мелкий предмет двумя пальчиками, взять чашку и отпить из нее.

Танцы. Маленькие дети любят музыку. Многие замечают, что, услышав интересную мелодию, малыш начинает активно пританцовывать: ему это нравится. Некоторые не только танцуют, но и пытаются подпевать детским песенкам. Если ребенок этого не делает, можно показать ему несложный танец, и он начнет повторять уже без подсказки мамы или папы.

Быстрое передвижение на четвереньках. Практически все малыши в этом возрасте уже ползают, причем довольно быстро. Некоторые пропускают этап хождения на четвереньках и сразу встают на ножки, но это происходит далеко не у всех. Чаще всего годовалый ребенок спокойно перемещается ползком.

Ходьба с поддержкой родителей. Некоторые детки уже начинают делать первые шаги. Самостоятельно ходить начинает мало кто, но большинство малышей уже может неуверенно пройтись, держась за руку мамы или папы. Кое-кто пытается ходить, держась за стенки или другую опору. Впрочем, есть и дети, которые не спешат начинать передвигаться на двух ногах, и это совершенно нормально. Если ваш ребенок еще не пошел, не нужно его торопить. Доктор Комаровский предполагает, что в таких случаях повременить с ходьбой может быть даже полезно: прямохождение – это серьезная нагрузка на спину, возможно, малыш просто пока к ней не готов [1].

Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год

Малыш очень любопытен, внимательно смотрит на поведение взрослых и старается его копировать. Это важно помнить и при воспитании: даже если ребенок вас не слушает, он точно будет перенимать ваше поведение. Ребенка очень интересуют складывающиеся и разбирающиеся вещи, поэтому он может интересоваться кубиками, пирамидками, складывать из них конструкции. Некоторым нравится перелистывать книжки, прятать и искать предметы. Малыши в этом возрасте уже проявляют обширный спектр эмоций, в их лексиконе до 10–15 простых слов, они распознают разных животных и помнят имена родителей. Годовалый ребенок способен понять простое поручение: «подойди», «дай». Он начинает интересоваться играми с сюжетом. Улучшается и долгосрочная память: малыш помнит, что произошло несколько дней назад. Он узнает животных и разные предметы, может научиться пользоваться некоторыми из них, например открыть шкаф.

Особенности развития девочек в 1 год

Психологически мальчики и девочки в этом возрасте еще очень похожи. Их интересуют мячики и пирамидки, игры с сюжетом, игрушки, с которыми можно по-разному взаимодействовать. Поэтому не стоит ограничивать ребенка, скажем, куклами, если это девочка. Существенных отличий в весе и росте мальчиков и девочек нет в этом возрасте. А вот психомоторное и психическое развитие девочек может чуть опережать таковое у мальчиков. Это сгладится позже, но пока малышка может раньше начать ходить или, скажем, называть слова.

Особенности развития мальчиков в 1 год

Дети в этом возрасте очень похожи, равно как и игры, которые они предпочитают. Малыши могут имитировать действия родителей: отсюда возможный интерес к игрушкам, повторяющим «взрослые» предметы. Это касается детей обоих полов, поэтому старайтесь давать им разнообразие. Малышам нравятся разные игры, не нужно ограничивать их машинками и мячами.

Как проверить уровень развития ребенка

Не нужно предъявлять слишком жестких требований, лучше ориентироваться на характерные для этого возраста особенности развития. Чтобы понять, как развивается и что умеет ребенок в 1 год, вы можете провести несколько простых тестов:

  • посмотреть, как малыш двигается, как ползает, умеет ли ходить, забираться или слезать с диванов и кресел;
  • оценить жестикуляцию, проверить, может ли ребенок показывать осмысленные жесты вроде покачивания головой или помахивания рукой;
  • послушать его речь, понять, есть ли в речи малыша хотя бы одно осмысленное слово;
  • посмотреть, как ребенок играет, чем интересуется, как работают его ручки и ножки, может ли он пользоваться простыми бытовыми предметами;
  • оценить количество зубов;
  • поиграть с малышом, предложить ему кубики или пирамидку, посмотреть, станет он собирать из них башенку или просто отбросит.

Занятия для развития

С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте [2]. Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.

Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.

Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.

Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем [3], пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:

  • лепки из соленого теста или специального песка;
  • игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
  • раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
  • закручивания и откручивания крышечек;
  • использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.

Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.

Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.

Возможные отклонения в развитии

В год каждого ребенка должен осматривать педиатр. На плановом осмотре формируют график вакцинации, оценивают состояние малыша, как физическое, так и нервно-психическое. Врач задаст родителям вопросы, ответы на которые определят, нормально ли развивается ребенок. Насторожиться стоит, только если ребенок демонстрирует серьезные отклонения в поведении:

  • не умеет ползать, плохо стоит, испытывает сложности с передвижением;
  • не произносит осмысленных слов, отсутствует жестикуляция;
  • не понимает даже простых просьб, плохо взаимодействует с родителями и другими детьми;
  • не умеет пользоваться предметами быта. При этом пирамидку годовалые дети вполне могут нанизывать в неверном порядке, это нормально.

Если вас что-то насторожило, расскажите об этом педиатру при плановом обследовании. Он поможет справиться с проблемами, если они есть.

Малыш, перешагнувший годовалый рубеж, очень сильно отличается от себя буквально несколько месяцев назад. Дальше он будет становиться все более смышленым, активным и самостоятельным, радуя родителей и познавая мир. Помните: каждый ребенок не похож на другого, и учитывайте индивидуальные особенности малыша при воспитании и развитии.

[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

[2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

[3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

Размер шрифта: + – Подписаться на эту запись блога Пожаловаться &nbspВремя чтения 9 мин. (1755 слов)

Молодых родителей с самого первого дня появления ребенка волнует множество вопросов, связанных с развитием младенца. С каждым месяцем малыш познает для себя что-то новое и развивает определенные навыки. Мамам и папам стоит быть в курсе особенностей физического и эмоционального развития их малыша, чтобы в дальнейшем ничего не доставляло беспокойства.

Как малыш развивается с момента рождения до 1 месяца

  • на 10-12 день может фокусироваться на окружающих вещах;
  • на 11-13 день дает реакцию на резкие и громкие звуки (мигает, вздрагивает);
  • с 20 дня в памяти начинают откладываться образы неподвижных предметов;
  • к концу 1 месяца младенец начинает улыбаться.

В первый месяц жизни малыш только начинает адаптироваться. В первые дни ребенку предстоит проделать большую работу, чтобы перестроить работу своего организма. На протяжении 9 месяцев он жил в водной среде, где ему было тепло, и он был обеспечен необходимыми питательными элементами. Теперь ему придется самостоятельно дышать, поддерживать систему теплообмена, научиться кушать молоко из маминой груди.

На это будет уходить много энергии, поэтому в первые 30 дней ребенок очень много времени спит и часто ест. Для младенца сон играет одну из главных ролей: во сне он растет, организм приспосабливается к новой обстановке. На сон в среднем уходит 20 часов.

Чем больше родители будут уделять времени своему ребенку, тем больших успехов он достигнет

За первый месяц масса тела увеличивается на 500-600 г, а в росте прибавляется 2-3 см.

Что умеет малыш от 1 до 2 месяцев

  • малыш начинает вытягивать ножки и ручки, к концу 2 месяца полностью раскрывает ладошки;
  • узнает лица родителей;
  • развивается слух и обоняние;
  • зрение еще не полностью сформировано, лучше показывать ребенку вещи на расстоянии полуметра;
  • может поворачивать голову и смотреть по сторонам лежа на животе;
  • начинает улыбаться на ласковое обращение;
  • может сжимать игрушки в руках;
  • реагирует на смену настроение окружающих (может понимать, когда его родители радуются, грустят или злятся).

С месяца ребенок уже неплохо адаптируется в окружающей среде. Теперь он спит не так долго. Продолжительность сна 11-13 часов. В дневное время малыш спит меньше, начинает бодрствовать. В этом возрасте грудничок развивается не только физически, но и психологически. У младенца постепенно начинает формироваться характер.

В этом возрасте появляются следующие умения:

Вес увеличивается примерно на 700 г, вырастает еще на 3 см.

Чему учится ребенок от 2 до 3 месяцев

  • дает радостную реакцию на голос родителей, активно улыбается;
  • агукает;
  • хорошо удерживает головку на весу;
  • начинает сосать кулачки;
  • учится переворачиваться со спинки на бочок.

Именно в этом возрасте у малыша начинает сформировываться режим. Это одно из самых главных достижений для родителей. Ребенок начинает просыпаться примерно в одно и то же время, кушает по расписанию. Ночной сон становится более продолжительным, а дневной уменьшается.

Если малыш будет чем-то недоволен или его будет что-то тревожить, он будет демонстрировать это своим криком и плачем. Таким образом он привлекает к себе внимание. Наблюдательные мама и папа смогут заметить первые проявления характера.

В этот период дети особенно жаждут общаться с окружающими. Родителям стоит почаще разговаривать с ребенком, рассказывать о происходящем. Для игр подойдут легкие погремушки. Нужно почаще класть ребенка на животик, чтобы укреплялись спинные и шейные мышцы, также это эффективно во время коликов.

Малыш вырастает еще на 2-3 см, в весе прибавляет 700 г.

В это время родителям стоит уделить внимание становлению характера, продумать методы дальнейшего воспитания, чтобы развить в малыше нужные качества.

Как развивается ребенок от 3 до 4 месяцев

Этот период для родителей считается более спокойным. Мама учится понимать желания ребенка. Малыш начинает активничать, у многих исчезают колики, но беспокойство могут доставлять зубки.

Психофизически ребенок развивается стремительными темпами, улучшается зрение. Малыш начинает познавать себя, нуждается в большем внимании со стороны родителей, может капризничать, если надолго будет оставаться один. Все больше внимания привлекают висящие над кроваткой игрушки, которые малыш хочет изучать.

В этом возрасте ребенок начинает активно хватать игрушки. Движения становятся более осознанными, хватательный рефлекс понемногу ослабевает. Некоторые детки уже начинают переворачиваться на бок и спинку. Можно заметить активное выделение слюны – это первый признак прорезывания зубок. У некоторых детей это может произойти через 1-2 месяца, в этом нет ничего страшного.

Не нужно пытаться сажать ребенка. Стоит почаще играть и разговаривать. Начинает реагировать, если его будут звать по имени. Может издавать первые звуки «ма» и «па».

К концу 4 месяца малыш в весе прибавит еще 700 г и вырастит на 2-3 см.

Развитие детей от 4 до 5 месяцев

На 5 месяц малыш начинает очень активно двигаться, пытается переворачиваться, садиться, ползать. В такие моменты родители должны следить за безопасностью ребенка. Если ребенку недостаточно места в манеже, то можно положить его на пол.

У многих деток начинает перестаиваться режим сна, активности и кормления. Иногда ребенок может проспать всю ночь и даже не проснуться покушать.

В этом возрасте отмечаются следующие достижения:

  • уверенно переворачивается со спинки на животик;
  • может сидеть с поддержкой взрослых;
  • часто играет со своими ножками и ручками;
  • уверенно берет вещи и может долго держать их в руках.

К 5 месяцам малыш узнает голос мамы и лица членов семьи. Понимает интонацию при разговоре с ним – на веселый и нежный голос начинает смеяться, а на строгий тон может хмуриться. При нехватке общения с родителями может сильно капризничать.

В таком возрасте малыши нередко путают день и ночь (иногда такое встречается в более раннем возрасте). Это может быть связано с отсутствием достаточной активности в дневное время.

Вес также увеличивается на 700-750 г, вырастает на 2-2,5 см.

Особенности развития от 5 до 6 месяцев

К полугоду у малыша начинает появляться интерес к еде. Является новым и важным этапом в жизни ребенка. С этого возраста разрешается вводить первый прикорм, отдавая предпочтение гипоаллергенным продуктам (нужно заранее проконсультироваться с детским врачом). Малыш все больше интересуется происходящим и окружающим миром:

  • может фокусировать взгляд, поворачивать головку на звук, наблюдать за происходящим;
  • понимает, где близкие и чужие люди;
  • в лепете прослеживаются четкие слоги;
  • начинают резаться первые зубки;
  • рассматривает предметы в руках, притягивает и отодвигает их от себя;
  • подражает движениям людей и пытается повторять звуки за другими.

Темп роста уже не настолько активный. В весе прибавляется 600-650 г, вырастает на 2 см.

Ребенок тянет в рот все, что попадается под руку, поэтому стоит убрать подальше опасные предметы. При передвижении малыша его безопасности не должно ничего угрожать. Особенно стоит акцентировать внимание на розетках, проводах и тяжелых предметах, которые могут упасть на малыша.

Что умеет ребенок от 6 до 9 месяцев

  • может сидеть, садиться, ползать, пытается вставать на ножки;
  • в разговоре ясно прослеживаются слоги;
  • появляется интерес к взрослой еде, может хватать ее со стола;
  • начинает рассматривать картинки, фотографии, пытается по-своему двигаться под музыку;
  • может открывать низкие шкафчики и тумбы.

Еще один важный этап в развитии ребенка. Он активно начинает передвигаться в вертикальной плоскости. У большинства детей уже в это время появились зубки.

После 8 месяца оттачивается мелкая моторика, поэтому стоит позаботиться о ее развитии с помощью игрушек. К 9 месяцам с помощью поддержки взрослых может сделать первые неустойчивые шаги. Запас слов понемногу расширяется, запоминает слоги за взрослыми.

В этом возрасте появляется настороженное отношение к незнакомым людям.

Если говорить о питании, то нужно вводить прикорм постепенно. В сутки можно добавлять не более 1 нового продукта. Это позволит выявить, на что у ребенка может возникнуть аллергическая реакция.

С особым вниманием нужно подходить к выбору прорезывателей, так как прорезывание зубок может вызывать болезненные ощущения и стоит позаботиться об обезболивании.

С каждым месяцем становится тяжелее на 550-650 г, вырастает на пару сантиметров.

Как развиваются дети от 9 до 12 месяцев

Малыш начинает становиться самостоятельнее, закрепляет приобретенные навыки:

  • самостоятельно садится, активно ползает, может сам подниматься, если рядом есть опора;
  • реагирует на свое имя;
  • понимает некоторые слова и фразы, расширяет словарный запас;
  • может махать рукой на прощание;
  • начинает различать части тела, показывая их на игрушках;
  • начинает активно развиваться характер.

В этом возрасте можно начинать знакомство с книжками. К 12 месяцам нужно переходить на один дневной сон. Малыш все больше времени может проводить сам с собой, а у мамы появляется немного свободного времени на себя.

Взрослым нужно почаще общаться с ребенком и следить за своим поведением, поскольку дети начинают подражать своим родителям.

По сравнению с предыдущими месяцами уже не так активно прибавляет в весе и росте.

Возрастные нормы и стандарты

В первый год жизни на развитие ребенка сказывается очень много окружающих факторов. Время появления определенных навыков может отличаться у детей и растягиваться от 2х месяцев до полугода. К примеру, очень активный малыш уже в 5 месяцев может стараться встать на ножки, а более спокойные детки могут начать активничать только после 9 месяца.

Многим родителям иногда кажется, что их ребенок может не успевать в развитии тех или иных навыков. В таком случае не стоит бояться общаться с детским педиатром, у которого достаточно большой опыт и понимания о допустимых задержках в развитии.

Родители могут не тревожиться о физическом и психологическом развитии ребенка, если с первых дней жизни поддерживался режим сна, питания, малыш часто бывал на свежем воздухе, был окружен любовью, вниманием и заботой семьи, не испытывал эмоциональных потрясений.

Итоги первого года жизни

Когда ребенку исполнится год, можно подводить итоги. За 12 месяцев малыш из беспомощного существа превратился в человека, у которого уже активно начали формироваться привычки, характер, желания, развиваться определенные навыки.

Физические навыки:

  • ребенок сам садится и встает;
  • может самостоятельно ходить или же с поддержкой взрослых;
  • может употреблять твердую пищу;
  • повторяет звуки, слога, действия.

Психоэмоциональное развитие:

  • кроме слов «мама» и «папа» знает несколько других слов;
  • может понимать тон голоса и реакцию взрослых на те или иные действия малыша;
  • по-разному ведет себя с окружающими людьми, умеет различать своих от чужих;
  • показывает радость при встрече и умеет прощаться.

К годику малыш любит показывать свою самостоятельность. Родители должны ему в этом помогать и поддерживать, например, дать возможность выбрать одежду для прогулки, книжку для чтения или игрушки. Если же ребенок при этом начинает бурно показывать свои эмоции, то ему нужно дать время успокоиться.

Отличия в развитии девочек и мальчиков

Обычно мальчики появляются на свет более крупными, нежели девочки. У доношенных мальчиков рост при рождении в среднем 54-56 см, а у девочек всего 50-53 см. Девочки на пару недель опережают мальчиков в психическом и физическом развитии. Но эта разница практически не ощутима.

Если при рождении девочки более миниатюрные, то со временем их физическое развитие начинает ускоряться. Костный скелет быстрее формируется у девочек, нежели у мальчиков. Но в целом те или иные процессы у каждого ребенка происходят индивидуально и не должны в полной мере соответствовать приведенным нормам.

Как вы относитесь к этому посту? Удачный ( ) Нравится (1) Удивляет ( ) Неудачный (1) Не нравится ( )

Читайте также:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий