Правила поведение в обществе для детей. Как обучить ребенка этикету

image

Большинство учащихся российских школ почти ничего не знает о правилах достойного поведения в обществе, посчитали в Госдуме. Подростки часто копируют агрессивные действия сверстников и старшеклассников, а также привычку нецензурно выражаться. Вместе с тем порой дурные примеры подают и сами педагоги. В нижней палате парламента предлагают решить проблему — ввести в образовательных учреждениях уроки этикета. Они, как предполагается, помогут исправить к лучшему не только манеры школьников, но и учителей. Нужно ли вводить дополнительную дисциплину в школьную программу, выяснял NEWS.ru.

Российских школьников предложили обучать основам этикета. Соответствующий депутатский запрос (есть в распоряжении NEWS.ru) член нижней палаты парламента Алексей Кобилев направил министру просвещения Сергею Кравцову.

Как отметил законодатель, культура помогает социально-экономическому развитию любого общества. Причём в России продвижение этических ценностей закреплено на государственном уровне.

Обучение школьников этикету социально важно: современным детям в будущем предстоит не только работать в социуме, но и отвечать за судьбу страны.

image

В то же время подавляющее большинство российских школьников знает слишком мало о нормах и правилах поведения в обществе, о морально-психологическом климате в коллективе и этикете служебных отношений. Причём такое же утверждение справедливо для учителей, уроки этикета будут полезны и для них, подчеркнул депутат.

—> —>

Появление уроков этикета в школьной программе позволит ослабить такие негативные тенденции, как снижение интеллектуального и культурного уровня людей, асоциальное поведение, девальвация общепризнанных ценностей, рост агрессии, нетерпимости и индивидуализма, полагает Кобилев.

На основании вышеизложенного прошу вас дать поручение проанализировать возможность и целесообразность интеграции основ этикета в образовательные программы начальной школы, — говорится в запросе.

Парламентарий добавил, что морально-нравственные основы стали преподавать молодёжи ещё в начале XVIII века. Так, значительный вклад в популяризацию этикета внёс Пётр I. Во время его правления была опубликована книга о хороших манерах «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодым жителям страны и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе.

Стоит отметить, что в 2016 году активисты предлагали ввести уроки этикета в российских школах и опубликовали эту идею на сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ). Однако тогда она не набрала нужного количества голосов для обсуждения с властями.

При этом, как полагают в преподавательском сообществе, вводить уроки этикета в школах нет необходимости: за поведение и воспитание учеников несут ответственность не только педагоги в школах, но прежде всего родители, отметила в беседе с NEWS.ru заместитель председателя общественного совета при Минпросвещения, председатель совета Академической гимназии № 56 народный учитель России Майя Пильдес.

Некоторые учителя подают плохой пример поведения учащимся. По словам Пильдес, таких педагогов следует увольнять из школы, тогда как оставаться в системе образования должны только честные, культурные и интеллигентные люди.

—> —> —> —> —> Новости партнеров—> —> —> —>

Пандемия коронавируса, которая уже второй год подряд вносит свои коррективы в мероприятия по всему миру, отразилась на всех сферах общественной жизни. И аэрокосмическая отрасль не стала исключением. Так, в прошлом году из-за ограничений был отменён крупнейший британский салон «Фарнборо», призванный показать бизнес-сообществу высокотехнологичные новейшие боевые и гражданские модели. А уже в 2021-м организаторы решили не проводить французский показ в Ле Бурже. Единственной крупной площадкой, которая открыла свои двери, стал российский МАКС. Ещё ни разу за почти 28-летнюю историю авиасалон, традиционно проходящий в подмосковном Жуковском, не закрывался. Торжественное открытие юбилейного, 15-го по счёту показа состоялось и на сей раз. Организаторы подготовили для гостей множество разработок, начиная от истребителя пятого поколения от «Сухого», вертолёта для тушения небоскрёбов, заканчивая презентацией первого в истории российского коммерческого двигателя. Это и многое другое — в материале NEWS.ru.

«А ты денежку заплатил?» Первый день работы авиасалона в Жуковском ознаменовался приездом высших должностных лиц страны, включая президента Владимира Путина. Несмотря на жаркую погоду, он был одет в традиционный чёрный…

Азбука манер: в Госдуме предложили ввести уроки этикета в школах

Вежливый ребенок – «визитная карточка» родителя. С ним приятно находиться в транспорте, безопасно посещать общественные места, легко ходить в гости и комфортно приглашать гостей к себе.  И, согласитесь, любой маме больно, когда ей делают, пусть даже взглядом, замечание: «Твой ребенок такой невоспитанный».

А как научить детей вежливости, правилам этикета, вежливому общению? Давайте попробуем заботливо и без давления привить детям созидательные манеры поведения.

В современном обществе сбитых ориентиров родителям важно осознанно, критически и в то же время творчески подходить к теме детской вежливости. Ведь поведенческие нормы имеют отношение к формированию личности. Требуется немалое мастерство и чуткость, чтобы за манерами не спрятались лицемерие и подавленные эмоции. Каждая семья формирует свой этический кодекс, опираясь на глубинные ценности, унаследованные традиции и личный жизненный опыт.

Этикет для детей. Уроки вежливости

При обучении детей правилам поведения, можно использовать условный алгоритм:

  1. Озвучить правило, норму поведения
  2. Показать на практике или в игре
  3. Поддержать ребенка в исполнении
  4. Дать позитивное подкрепление: похвалить, одобрить (словом, взглядом, жестом, мимикой)
  5. Контролировать, чтобы правило соблюдалось в обозначенных условиях всеми участниками процесса

Примечание: Доброжелательный тон и приветливое лицо – более мудрые учителя, чем крик, приказ, выговор.

8 способов обучения детей вежливости

1. Игра.

Ориентируясь на этикет, можно придумать не одну захватывающую игру. Давайте попробуем: почему бы нам вместе с ребенком не побывать на приеме у короля Людовика XIV? При входе во дворец всем вручают «этикетки».

Если ребенок не читает, можно нарисовать условные обозначения. Но даже маленькие детки любят имитировать чтение.

Королем, придумывающим правила, может быть и мама, и ребенок поочередно. Королевскими гостями с удовольствием будут все мягкие и твердые игрушки (кого король захочет пригласить).

Естественно, во время игрового застолья озвученные правила важно соблюдать. Можно поразмышлять с детьми: а зачем Людовик придумал правила поведения за столом, что побудило его даже карточки-напоминалки раздавать гостям? Пофантазировать, какие именно правила придумал французский король или прочитать об этом в энциклопедии. Для закрепления вручать детям сделанные во время игры карточки перед обедом, например.

В качестве игровой разминки чудесно подходят стихи про вежливость по типу «доскажи словечко»:

Если встретился знакомый, Хоть на улице, хоть дома — Не стесняясь, не лукавствуй, А скажи погромче… (здравствуй).

Порвал Воробей Паутинные нити. Чирикнул смущенно: Ну…(извините).

Вылез Крот на белый свет И сказал Ежу… (привет).

Если встретилась компания, Не поспешно, не заранее, А в минуту расставания Всем скажите…(До свидания).

Если просишь что-нибудь, То сначала не забудь Разомкнуть свои уста И сказать… (пожалуйста).

Когда я что-то подарю, Мне говорят: …(Благодарю). Тебе подарят что-нибудь — Благодарить не позабудь!

Если невежей прослыть не хотите, Очень прошу вас — будьте мудры, Вежливым словом просьбу начните: Будьте…(любезны), Будьте…(добры).

Если, словом или делом Вам помог кто-либо, Не стесняйтесь громко, смело Говорить … (спасибо)!

Основные правила поведения за столом:

  • Вымыть руки перед едой
  • Пользоваться салфеткой
  • Не разговаривать, пережевывая
  • Не ковыряться руками в тарелке
  • Начинать кушать вместе со всеми
  • Не шататься на стуле
  • Благодарить за вкусную еду
  • Пользоваться столовыми приборами
  • Просить передать то, что не можешь достать
  • Обслуживать соседа по столу

В видео ниже малышка Ариша очень наглядно рассказывает и показывает, как нужно вести себя за столом. Посмотрите это видео с детьми — будет, что обсудить!

2. Чтение книг.

Не стоит обходить стороной книжные магазины. Там можно найти такой клад по семейному и общественному этикету, что ваши дети с навостренными ушами и горящими глазами будут вечером выпрашивать: «Мама, ну почитай еще эту страничку!», а потом цитировать как-бы невзначай, и поучать младшеньких. К числу лучших книг по обучению вежливости уже не один десяток лет относится. Чудесное сказочное знакомство с этикетом и ненавязчивое обучение следовать его правилам.

Из современных изданий популярна энциклопедия для и «» Татьяны Шорыгиной.

Также обучаем малыша бережно относиться к печатным изделиям:

  • Не заламывать углы
  • Не рвать страницы
  • Возвращать книги на место
  • Не рисовать
  • Анализировать прочитанное
  • Делиться прочитанным с другими членами семьи
  • Спрашивать разрешения, прежде чем взять чью-то книгу

3. Песочная терапия.

Говорят, что этикет начинается с песочницы. Учите ребенка выстраивать свои границы, оберегать их и уважать чужие. Фразы в помощь:

  • Давай поменяемся: я тебе ведро, а ты мне пасочку
  • Я поиграю сам, а потом дам тебе
  • Мне не нравится (неприятно, больно), когда ты….
  • Пожалуйста, перестань делать….
  • Можно я поиграю твоей лопаткой, а ты можешь взять мою машинку
  • Давай вместе строить тоннель
  • Перейди, пожалуйста, в тот угол, я здесь начал строить…
  • Присоединяйся, вместе веселее!

Увлекательные факты и игры, которые можно использовать в песочной терапии, читайте в статье «Секреты и упражнения песочной терапии».

4. Фольклор.

Поведенческие нормы формировались веками и передавались из поколения в поколение. Фольклор может оказаться хорошим помощником для родителей. Обязательно обратите внимание на пословицы и поговорки и старайтесь, как можно чаще использовать их в речи:

Этикет в пословицах и поговорках

  • Сперва подумай, а потом скажи.
  • Лучше недоговорить, чем переговорить.
  • Говорить не думая, что стрелять не целясь.
  • Береги одёжу снову, а честь смолоду.
  • Не тем богат, что есть, а тем богат, что рад.
  • Часом опоздал, годом не вернёшь.
  • Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
  • В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
  • Когда больше двух, говорят вслух.
  • Умей сказать — умей и смолчать.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  • На ласковое слово не кидайся, на грубое – не гневайся.
  • Напои, накорми, а после расспроси.

Насыщая свою речь народным колоритом, стоит помнить, что пословицы и поговорки – хоть простые, но сильные фразы. Они исподтишка влияют на картину миру. Создают в подсознании фундаментальные убеждения о себе, о других, о ценностях и правилах поведения. Поэтому тщательно отбирайте только созидательные народные изречения.

5. Сказки.

Куда без сказок? — Вежливый Колобок. Гостеприимный Журавль. Непослушный Петушок. Заносчивый Заяц. Кажется, в сказках прячется весь необходимый ребенку этический курс:

  • Ходить в гости с пустыми руками неприлично
  • Открывать дверь незнакомым людям в отсутствии родителей опасно
  • Хвастаться нехорошо
  • Принимать в свою компанию тех, кому одиноко
  • Предлагать помощь нуждающемуся

6. Мамины истории.

Сочиняйте их сами! Это очень ценно – сказки под маминым авторством. Выберите героя, близкого вашему ребенку, и пусть он попадает в самые разные ситуации:

  • Вежливо отвечает на звонок
  • Просит о помощи, когда не может справиться сам
  • Благодарит за оказанную услугу
  • Придерживает дверь, если следом кто-то идет
  • Пропускает сестричку вперед
  • Уступает место пожилому человеку
  • Говорит искренние комплименты вслух
  • Спрашивает, который час
  • Хранит доверенную тайну
  • Уходя, прощается
  • Пишет письмо бабушке
  •  Дарит открытку другу на день рождения

Большая подсказка в этом деле — моя любимейшая статья «5 полезных советов, как самому придумать сказку». И конечно же мир моего авторского сказочного королевства.

7. Обсуждения.

Разговаривайте с детьми о том, что зацепило их на детской площадке, в садике, школе, в гостях, магазине. Стимулируйте мышление. Задавайте вопросы: «А как ты думаешь? Как, по-твоему, было бы лучше?». Здесь есть одна особенность: мы обговариваем поступки, а не людей, поэтому ярлыки «плохой мальчик», «некультурная девочка» недопустимы.

8. Личный пример.

А теперь о самом главном. Без теплых отношений и качественного родительского примера уроки вежливости не состоятся. Ну, невозможно передать то, чего не имеешь сам!

Смотрите и другие уроки вежливости для детей:

Правила поведения за столом

Застольный этикет для самых маленьких

И помните, этика – это не чтение моралей, это область философского знания! А философия не терпит дилетантов.

Современная мультиндустрия создала не один десяток поучительных мультфильмов о вежливости и правилах поведения. Приглашаю посмотреть один из них прямо сейчас:

Вежливого вам окружения!

С теплотой и любовью,

Людмила Поцепун.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»

автор: Лаптева Ирина Владимировна

воспитатель ГПД КГБОУ «Норильская школа-интернат»

Воспитательное занятие. Этикет. Правила хорошего тона.

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

Воспитателя 5А класса: Лаптевой И.В.

Тема: Этикет. Правила хорошего тона.

Цели: формирование у учащихся  представления о правилах  хорошего тона.

Задачи:

  • знакомство  с моральными требованиями, относящимися к культуре взаимоотношений;
  • знакомство учащихся с термином этикет и его понятием и значением;
  • развитие у учащихся умений вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики;
  • воспитание у школьников хороших манер, доброжелательности, взаимопонимания с одноклассниками;
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся.

Оборудование: ИКТ (мультипликационный обучающий фильм, мультимедийная презентация), карточки с заданиями,  анкеты.

Ход занятия

1 .  Организационный момент (1-2 минуты)

Цель:

  • подготовка учащихся к работе на занятии.
  • настроить учащихся на работу, организация внимания;
  • Проверка готовности к занятию (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

— Добрый день, ребята! Вы готовы к разговору

— У нас сегодня гости – посмотрите.

— Что мы должны сказать нашим гостям?

— Молодцы! Какие вы вежливые. — Все друг, другу улыбнитесь и тихонечко садитесь!

Введение в тему (5 минут)

Вводная беседа

Цель — организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи занятия, показать практическую значимость, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению темы.

— Сколько раз вы слышали: «сними шапку в помещении», «приветствуй знакомых», «пропускай девочек впереди себя» и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.

— Предлагаю посмотреть мультипликационный фильм

Активизация знаний: просмотр мультипликационного фильма «Что такое – этикет?».

Цели: повышение мотивации и познавательной активности;

Вопросы:

— Что такое этикет?

— О каких видах этикета говорилось в фильме? (правила поведения: за столом, в гостях, в общественных местах, в театре, на улице, в транспорте, в школе, в общении с людьми, поведение в школе).

  1. Основная часть (15-20 минут)

Объяснительная беседа

— Слово «Этикет» французского происхождения, на приемах при дворе у «Короля-солнца» Людовика XIV (1638 — 1715) гостям вручались карточки с изложением того, как они должны держаться в обществе. От названия карточки – «этикетка» и пошло слово этикет.

— Давайте вместе сформулируем определение слова «этикет».

Этикет – установленный, принятый порядок  поведения людей в обществе.

— Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой, и салфеткой, и на древних викингов не похожи, но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания:

«Уберите локти со стола»!

«Употребляйте волшебные слова»!

«Соблюдайте культуру поведения в общественном месте»!

— Наверное, в душе вы думали не раз, что взрослые просто к вам придираются.

—  Ну не все ли равно, как человек ест или ведет себя на улице!

—  Нет, не все равно! Существуют строгие правила поведения в обществе.

  • Давайте мы их сейчас прочтем:

Общие правила этикета:

  1. Не опаздывать.
  2. Держать слово.
  3. Не сплевывать на пол.
  4. Прилюдно не чесаться.
  5. Сдерживать негативные эмоции.
  6. Громко не смеяться.
  7. Делать все достойно, без суеты.
  8. Понижать голос, говорить ясно, не бормотать и не глотать окончания.
  9. При обращении к другим людям использовать вежливые слова.
  10. При причинении неудобств, другим людям — извиняться.
  11. Обращаться к незнакомым или старше вас людям на «Вы».
  12. Не говорить о других людях плохо в их отсутствие.
  13. Одеваться опрятно.

— Мы познакомились с некоторыми общими правилами поведения, в обществе.

  • «Что нужно школьнику для правильного поведения» (На карточках записаны вопросы и варианты ответов, дети самостоятельно выбирают правильный вариант).

1.Вопрос: какие слова уместны в разговоре школьника с взрослым незнакомым человеком? (4 и 6)

  1. Пока
  2. Здорово
  3. Привет
  4. Здравствуйте
  5. Хеллоу
  6. Доброе утро
  1. Вопрос: Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте вариант ответа (3 и 4).
  1. Позовите Машу.
  2. Здравствуйте, позовите Машу.
  3. Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
  4. Здравствуйте, извините, Маша дома?

3.Вопрос: Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Какой вариант наиболее вежливого выражения просьбы вы выберете? (3).

  1. Можно войти?
  2. Я войду?
  3. Извините, можно войти?

4.Вопрос: Находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы Вы? (3)

  1. Пропустите меня, я выхожу.
  2. Разрешите пройти.
  3. Извините, можно пройти?

5.Вопрос: Как правильно обращаться к педагогу в школе? (на «Вы», и по имени отчеству).

6.Вопрос: Когда заходит учитель в класс, что должны сделать ученики в знак приветствия? (встать).

7.Вопрос: Когда можно сесть на свои места? (когда, разрешит педагог).

8.Вопрос: Как приветствуют других взрослых, которые заходят в класс по время урока? (встать).

9.Вопрос: Если у вас есть какой-то вопрос, как вы дадите знак учителю? (поднять руку).

10.Вопрос: По какому сигналу начинается урок? (звонок на урок).

11.Вопрос: Для кого звенит звонок об окончании урока? (для учителя)

  • Физминутка

Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».

Итак, начали!

Встаньте.

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Пожалуйста, наклонитесь вперед,

Наклонитесь назад.

Присядьте, пожалуйста,

Будьте добры, встаньте.

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста!

— Предлагаю отгадать загадки о правилах поведения в школе.

  • Загадки о правилах поведения в школе:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным)

Всё пиши, не отставая

Слушай… (не перебивая)

Говорите четко, внятно,

Чтобы было всё … (понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку … (поднимать)

На математике считают,

На переменке… (отдыхают)

Если друг стал отвечать,

Не спеши … (перебивать)

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно… (руку)

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты… (звонок)

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда… (готовым)

Чтоб не тревожились врачи,

На переменах не … (кричи).

  • Игра «Берём – не берём»

-На доске записаны качества человека. Выберите из них те, которые, по вашему мнению, принадлежат воспитанному человеку.

безразличие

-благодарность

вежливость

-ворчливость

-грубость

-жадность

-злость

-скромность

-отзывчивость

доброта

  • Рефлексия

Ребята, заполните анкету.

АНКЕТА

  1. Считаете ли вы себя воспитанным?

Да / Нет

  1. Считаете ли вы своих друзей воспитанными?

Да  / Нет

  1. Какая самая главная черта воспитанного человека?

— Доброта и отзывчивость

— Вежливость и тактичность

— Общительность и чувство юмора

  1. От кого зависит воспитание ребёнка?

— От родителей

— От учителей, воспитателей

— От самого ребенка

Заключительная часть (3-5 минут)

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметь работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

Выводы: вопросы на понимание изученного материала.

— Не только всем детям, но и всем окружающим людям хочется, чтобы все их друзья, соседи, даже незнакомые прохожие, всегда бы уважали их, и чтобы никто-никто не делал им замечаний. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по-доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

— Так о чём же мы сегодня говорили?

— Что такое этикет?

— Какие общие правила поведения вы запомнили?

— Какие правила поведения в школе?

А какие вы знаете вежливые слова?

— Ребята, так будьте же всегда вежливыми и всегда соблюдайте правила поведения, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться. А сейчас наше занятие подошло к концу. До свидания, ребята.

Воспитательное занятие. Этикет. Правила хорошего тона. Содержание: [Показать]

Школьный этикет – вежливые правила поведения в школе, обязательные для выполнения. Данная статья рассматривает некоторые из них.

Перед школой

В школе ученики должны хорошо себя проявлять и быть собранными, поэтому перед тем, как отправляться в школу, ученику стоит проверять свою готовность: сделал ли он домашнее задание, которое было задано на прошлом уроке? Взял ли он с собой все необходимые книги, учебники и другие предметы, которые могут потребоваться на занятии?

Очень важно собирать всё в рюкзак и складывать аккуратно, потому что если не делать этого, то много времени будет тратиться только на то, чтобы найти нужную вещь.

Отдельно стоит проверить, взята ли сменная обувь? Если её забыть, то проверяющий сменную обувь может отправить обратно домой, потому что посещение школы в уличной обуви недопустимо.

В школьной раздевалке

Школьная раздевалка — особое место и здесь имеются свои правила этикета, которые нужно соблюдать.

Присутствуя на уроке

Когда прозвенел звонок — занятие начинается, ученикам нужно достать свои вещи и аккуратно разложить их на парте. С момента звонка ученику нельзя отвлекаться ни на что постороннее (на уроке школьник не должен жевать жвачку, слушать плеер, пользоваться мобильным телефоном или совершать иную деятельность, не связанную с уроком), ему нужно сосредоточиться и внимательно слушать учителя.

При наличии вопроса, сначала нужно обязательно поднять руку и только после разрешения учителя задать свой вопрос. При этом речь учеников должна быть вежливой, в ней неприемлемы нецензурные выражения и любые формы брани.

На урок могут приходить другие люди, их обязательно нужно приветствовать. Если в класс входит другой учитель или взрослый, ученикам следует дружно, но тихо встать. Сесть будет можно после того, как это разрешил сделать учитель. Когда пришедший человек уходит, нужно снова встать, чтобы попрощаться с ним.

Школа старается дать детям всё необходимое для занятий, ученики должны бережно относиться к имуществу школы и вещам, выдаваемым им лично. Не допускается рвать книги, рисовать на партах и совершать иные действия, которые приведут к порче имущества.

Завершает занятие тогда, когда прозвенел звонок с урока. Уходить с урока на перемену можно лишь после того, как это разрешил сделать учитель. Если звонок с урока прозвенел, учитель может попросить учеников задержаться, в таком случае они должны выполнить его просьбу.

Покидая занятие, важно убедиться, что учитель задал домашнее задание, а ученик его записал.

В школьной столовой

В школьной столовой есть свой этикет. Как и в других местах, в столовой важно здороваться с её работниками, учителями и другими взрослыми, которые посещают столовую. Перед едой нужно тщательно мыть руки и вытирать их полотенцем. Других детей, которые посещают столовую, нельзя толкать, также нельзя мешать их приёму пищи.

В столовой нужно вести себя спокойно и интеллигентно, особенно, если приходится стоять в очереди в буфет. Нужно соблюдать эту очередь и делать заказ в отведенном очередью порядке.

Покидая столовую, нужно обязательно поблагодарить и попрощаться с работниками столовой.

На перемене

Когда учитель отпустил с урока, можно выйти на перемену, чтобы пообщаться со своими одноклассниками или заняться иными делами. При этом важно не устраивать драк, не говорить на повышенных тонах и не бегать, так как это чревато травмами.

Перемена длится определенное время, нужно учитывать его, и за 1-2 минуты до окончания перемены возвращаться обратно в класс.

Важно помнить

В школе существуют и общие правила этикета для детей школьного возраста, которые важно соблюдать. К таким правилам относится приход учеников в школу без опозданий, за 5-10 минут до начала урока. Аналогичное правило нужно соблюдать и перед началом урока: приходить за 5-10 минут до него, и ожидать у класса.

При опоздании, нужно постучаться в класс и попросить у учителя разрешения на то, чтобы войти и присоединиться к занятию.

Ученики всегда должны уважать чужой труд, поэтому мусорить в школе запрещается. Все бумажки и иной мусор нужно бросать в специально отведенную корзину.

Мальчики должны уважать девочек и пропускать их вперёд, уступать им места. Все дети должны уважать взрослых и, если в дверях встретился учитель или взрослый, нужно дать ему пройти первым.

Если школьник заболел, то после возвращения в школу он должен принести классному руководителю записку от родителя (законного представителя) о причинах отсутствия (если он отсутствовал до трёх дней). При пропуске занятий более трёх дней, ученик должен принести классному руководителю справку от врача, свидетельствующую о болезни и её лечении.

Этикет image

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Содержание

  1. Что это такое?
  2. Роль в воспитании
  3. Классификация
  4. Как обучить своего ребёнка?
  5. Основные тезисы: памятка на каждый день

Все родители мечтают, чтобы их дети были воспитанными. Однако ожидать, что ваш ребенок сам будет следовать правилам этикета бессмысленно. Этот момент вряд ли наступит. Главная обязанность родителей – научить своего ребенка этим правилам приличия. А дети должны четко следовать им, так как являются полноценными членами общества.

Принципы хорошего поведения ребёнок изучает с самого рождения, однако осознаёт это только в возрасте 3-5 лет. Родители должны вовремя рассказать ребенку, что дозволено, а что делать запрещается. Если ребёнок хорошо воспитан, то за него не придется краснеть в гостях. Когда ребёнок пойдёт в детсад либо среднее учебное заведение, понимание основ этикета окажется очень даже кстати.

image image

Что это такое?

Родители должны разъяснить своим детям, что такое «этикет», ведь для малышей это такое же обычное слово, как и все остальные, и оно для них ничего не значит. Объяснение определения данного слова нужно начать с того, что это определенные правила. Изучив их, ваш ребенок научится вести себя правильно с ровесниками, старшими, в гостях, с незнакомцами, а взрослые будут его уважать.

Для начала нужно научить своего ребенка следующим правилам:

  1. Всегда помнить о приветствии.
  2. Культурно вести себя за столом и в общественных местах.
  3. Уважать старших и не перебивать их.

image

Для ребенка правила этикета – довольно абстрактное понятие. Следовательно, ему нужно приводить примеры: кто такой воспитанный человек, а кто невоспитанный и что их отличает.

Детям нужно объяснять, что в основе каждой хорошей манеры лежит гуманизм: надо уважительно относиться ко всем окружающим.

image

Роль в воспитании

Нормы поведения играют большую роль в воспитании детей, благодаря им, ребёнок будет легче ориентироваться в разных жизненных ситуациях, научится сглаживать многие конфликты. Ведь дети часто ссорятся из-за пустяков.

Основную информацию о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации, дети получают, просто наблюдая. Поэтому основным местом изучения этикета является семья. Ваше дитя будет относиться ко всем знакомым так, как это происходит у него дома. Отношения между близкими людьми полностью проецируются на ребенка.

image

Родители должны подавать пример своим детям, воспитывая внимательность к тому, кто рядом и вежливость ко всем окружающим. Для этого можно просто показывать им, что старшим нужно уступать место, а девочек пропускать вперёд. Желательно прибегать к использованию следующих слов:

  • извините, прошу прощения;
  • пожалуйста, большое спасибо;
  • приятного аппетита, будь здоров;
  • доброе утро, спокойной ночи.

После каждой увиденной ситуации ребёнок начнёт привыкать к этой дружелюбной атмосфере и вежливости в целом. Удивительно то, что дети, только-только научившиеся говорить, произносят все те вежливые слова, которые слышали ранее от родителей.

Если вежливые слова станут естественной атмосферой в доме, то детей даже не нужно будет им учить, они сами переймут все нужные выражения у родителей.

image

После того как дети попадают в общество, они должны социализироваться, а помощь оказать могут только взрослые, ставя себя в пример, читая сказки или объясняя разные ситуации. Это является основой в развитии культурного человека, который сможет достойно выйти из самых сложных ситуаций в жизни, не попадая в неловкие положения. Обучать этому родители начинают ещё в самом раннем детстве, прося своего малыша помахать ручкой на прощание и сказать «пока-пока». Перед тем как отправить своё дитя в детсад, ему необходимо рассказать, что к старшим обращаются по имени-отчеству и на «вы».

Дети отрицательно относятся к различным наставлениям. Если ребёнок постоянно находится под назидательным контролем, то он вряд ли будет прислушиваться к вам. То есть, чем строже вы будете следить за его поведением, тем упрямее он будет идти наперекор вам. Поэтому во время обучения детей нужно прибегать к элементам игры.

Для детей ваших слов мало. Ребенку обязательно надо показать и рассказать, почему делать нужно именно так, а не по-другому. Предпочтительно приучать к нормам поведения косвенно, а не прямым текстом, чтобы ребёнок сам хотел следовать им. Для малышей, которые еще не научились читать, лучшим вариантом привития норм поведения считаются сказки и игры.

Можно просто несколько раз проиграть какую-нибудь ситуацию с самыми любимыми игрушками ребенка, например, знакомство с новой игрушкой или прощание со старой, ребёнок легко спроецирует на себя это правило.

image

Подобным образом можно научить детей правилам поведения за столом, этикету в общественном транспорте или больнице. Для тех, кто любит сказки, можно прибегать к уже существующим или придумать свою историю. Отличным примером является книга «Волшебное слово» В. Осеевой.

Детские сказки и рассказы всегда являются поучительными, дети обычно представляют себя в роли основного персонажа и могут сами сравнить, где главный герой поступил правильно, а где нет. Следует задавать ребенку вопросы из моментов в рассказе, чтобы он давал ответы на них. Можно создать бесконечное множество историй, взяв за основу любимую игрушку или героя мультфильма. В этом случае всё зависит от фантазии родителей.

Лучшими сказками, помогающими освоить нормы этикета, являются те, в которых персонажи, совершив плохие поступки, задумываются над ними и исправляются. Можно пользоваться правилами, написанными в стихотворной форме. Хорошим пособием можно считать произведение Григория Остера, сочинившего «Вредные советы».

С помощью игры можно обучать правилам этикета и детей-подростков. Например, написать на листочке некоторую часть правил, продолжение которых дети должны дописать сами. По словам психологов, чем раньше дети осознают, как следует себя вести, тем успешнее они будут в компании сверстников.

Основными принципами, трактующими правила поведения в обществе для детей, являются хорошие поступки и демократия в общении. У человека, который хорошо овладел этикетом речи, всегда много товарищей. В этом случае ребёнок будет с удовольствием ходить в детсад.

Знает ли ребёнок основные принципы поведения в обществе – от этого зависит, готов ли он идти в школу или нет. Если дети не умеют правильно общаться, то им будет сложно стать успешными и добиваться требуемых задач, а также определиться с выбором профессии.

Чтобы научить ребёнка следовать правилам этикета, взрослые сами должны придерживаться их. Все уроки будут бесполезными, если родитель не будет подавать правильный пример.

Классификация

Самым удивительным является то, что правила поведения дети начинают изучать до 1 года, с момента первого кормления за столом, когда малышам дают маленькую ложечку, чтобы они попробовали есть сами.

В дошкольном возрасте дети должны выучить следующие правила столового этикета:

  • Следует грамотно использовать все виды столовых приборов. Для начала надо просто разъяснить, что первое блюдо нужно есть из глубокой тарелки, а второе – из плоской. При условии, что ребёнок не левша, следует приучить его, что в правой руке держат нож, а в левой – вилку, но не наоборот. После того как он немного подрастет, научите ребенка пользоваться ножом для нарезки рыбы и другими сложными приборами. Так ребёнок сможет полностью изучить сервировку.
  • За столом стоит сидеть прямо. Чтобы ребёнок быстрее запомнил это правило, у него должен быть домашний стул, который соответствует его росту.
  • «Когда я ем – я глух и нем» – эта пословица очень даже к месту. Нельзя играться за столом и говорить с набитым ртом.
  • Нельзя размазывать пищу по всей тарелке. Это не свойственно воспитанному человеку. Есть надо аккуратно.
  • Набивать полный рот некультурно, пищу следует делить на мелкие кусочки.
  • Если блюдо находится далеко от ребенка, то ему не следует тянуться за ним в другой конец стола. Можно просто попросить подать его.
  • Не класть локти на стол и не брать с собой игрушки.
  • Вытирать рот только салфеткой.
  • Помнить, что перед трапезой надо желать приятного аппетита и благодарить в конце.

Во время визита в гости нужно пользоваться следующими правилами:

  • В гости нужно приходить, предупредив заранее, или по приглашению. Внезапное появление будет не очень приятно.
  • Нельзя настойчиво звонить или стучать в дверь. Максимальное количество допустимых стуков или звонков – два.
  • Нельзя идти в гости «ни с чем», при себе должен быть любой гостинец, пусть даже небольшой.
  • С порога нужно поздороваться.
  • В гостях нужно быть сдержанным и спокойным. Запрещено трогать чужие вещи без разрешения хозяина, а также бегать по гостевой комнате, кричать, лазить по шкафам.
  • При желании посмотреть поближе сувенир или фото, нужно спросить об этом разрешения у хозяев.
  • Перед уходом домой, следует выразить благодарность хозяевам за хороший приём.

Во время прогулки на улице детей окружают множество людей. Ребёнок не должен доставлять им дискомфорт:

  • Для того чтобы не задевать людей, которые идут навстречу, нужно передвигаться только по правой части тротуара (правило правостороннего движения).
  • Нельзя разбрасываться мусором. Для оберток от конфет и подобных вещей есть специальные урны.
  • Неприлично указывать пальцем на людей.
  • Остановившись посреди тротуара, ребёнок преграждает дорогу всем людям, идущим позади. Если нужно остановиться (завязать шнурок и т. п. ), лучше отойти в сторонку.
  • Если на улице встречаются знакомые, то их обязательно следует поприветствовать.
  • Нельзя говорить с незнакомцами и уходить с ними.
  • Желательно не есть на ходу. Если купили мороженое, то лучше сесть на скамейку и спокойно покушать.

При посещении общественных мест (кинотеатр, музейный зал) нужно также следовать правилам этикета, иначе такое времяпрепровождение в музее превратится в кошмар для родителей:

  • Нельзя опаздывать на представление. Запрещено появляться в зрительном в зале после третьего звонка.
  • Нельзя проносить в зал куртки, шапки, пальто. Для них есть специально место в гардеробе.
  • Если перед ребёнком кто-то хочет пройти, то ему следует немного приподняться и дать пройти человеку на нужное ему место.
  • В случае если ряд занят, в креслах сидят люди, а ребенку нужно пройти, то пробираться к своему месту нужно спиной к сцене.
  • Нельзя занимать чужие места. Для каждого человека место отмечено в билете.
  • Для еды и питья существует буфет, в который можно сходить в период перерыва.
  • В театре в период представления запрещены разговоры.
  • В очередях толкаться неприлично.

Как обучить своего ребёнка?

До того, чтобы научить мальчиков и девочек правилам этикета, нужно прививать семейные и общечеловеческие ценности с самого детства. Давайте рассмотрим главные нюансы этого процесса:

  • В повседневной жизни. Прежде всего, следует помнить, что дети всегда будут похожи на своих родителей. Поэтому нужно для начала воспитать себя.
  • Во время чтения книг великих людей и изучения их биографии. Во время прочтения книг вслух следует акцентировать внимание на ярких моментах данной истории, сравнивать детей с главными героями, мотивируя их к воспитанию самих себя. Таких примеров очень много. Этические книги растят детей с добрым сердечком.
  • Во время совместного просмотра фильмов и походов в театр. Лучше всего заранее подумать, какие фильмы вы планируете посмотреть и выделить в них определенные моменты, которые позже будут разбираться вместе с ребенком.
  • Во время общения с детьми и с помощью игр. Здесь всё просто. Можно всего лишь рассказать от лица любимой игрушки, что во время просьбы нужно добавлять «пожалуйста», а когда прощаемся, произносить «до свидания». Также нужно объяснить, как правильно говорить по телефону, дарить и получать подарки.

Существует и этика межнационального общения, ей тоже следует уделить особое внимание.

Не важно какой способ выберете вы, нельзя полностью возлагать ответственность воспитания на нянь.

Основные тезисы: памятка на каждый день

Существует пословица: «не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!». Если вы хотите, чтобы у ребенка было много друзей, следует дать ему несколько советов:

  • Нельзя грубить друзьям, повышать голос на товарищей, смеяться над их неудачами. Так можно очень обидеть их.
  • Во время посещения концертов или театра, ребенок должен помнить, что существует специальная одежда, в которой нужно ходить на подобные мероприятия. К внешнему виду следует подойти с должной ответственностью, чтобы не выглядеть как белая ворона. В театр нельзя приходить в кедах или шортах. Юные джентльмены должны надеть тёмный костюм, маленькие леди надевают красивые платья.
  • Перед наступлением праздника многие дети находятся в растерянности. Лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Нужно объяснить это своему ребенку. Он может что-нибудь нарисовать или вышить. На день рождения родителей можно выучить стишок или спеть песенку.
  • Дети постарше могут купить подарок для друга в магазине. Но нужно обязательно попросить взрослых о помощи при выборе.

О том, как вести себя за столом и другие правила этикета для детей вы узнаете из следующего видео.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий