Правила этикета для детей дошкольного и школьного возраста. Уроки этикета для детей

imageЭтикетом называют правила и нормы поведения, которых необходимо придерживаться в определенных ситуациях и находясь в определенных местах. Важно еще с младенчества обучать своего ребенка этикету, тогда родители не будут попадать в неловкие ситуации, когда им неловко за своего не воспитанного малыша. Даже наоборот, родители услышат много комплементов в адрес своих юных леди и джентльменов.

Содержание

Какие есть виды этикета для детей и подростков

Видов этикета, как известно, есть большое количество. Но к счастью, у детей их немного меньше, нежели у взрослых:

  • Гостевой (как следует вести себя, находясь в гостях)
  • Выходной (как нужно вести себя в особых общественных местах, например, в музее, кино, театре)
  • Пассажирский (как следует себя вести в общественном транспорте)
  • Семейный (как нужно вести себя в кругу семьи)
  • Речевой (как правильно вести вербальное общение)
  • Столовый (как правильно вести себя за столом )
  • Учебный (как правильно вести себя в учебных учреждениях )
  • Телефонный (как правильно вести разговоры по телефону и по переписке)

Для родителей важно понять, что правильно воспитать ребенка они смогут лишь в том случае, если они сами вежливые и воспитанные люди. Правильный пример — это лучший способ привить хорошие качества для своих детей.

В каком возрасте следует начинать обучать детей этикету

imageКого-то это удивит, но уже с рождения малыша можно начинать обучать его этикету. Новорожденного следует обучать этикету мягким взглядом, определенными словами, интонацией. Например, перед едой пожелать приятного аппетита, а когда малыш протянет маме погремушку, поблагодарить его. Обязательно надо похвалить ребенка, если ведет себя правильно, а также с помощью интонации в голосе, показать что он ведет себя не совсем как надо.

Начиная с двух лет, надо активно обучать ребенка приличным манерам и правилам поведения, объяснить, как можно поступать, а как лучше не стоит. Хорошо в обучении помогает мотивация, ну и, конечно, личный пример.

Для восприятия ребенка лучше всего подойдут игровые формы обучения. Можно смоделировать разные ситуации, прибегать к сюжетным играм также стоит использовать разные стишки и сказки по теме этикета.

В возрасте от четырех до шести лет ребенок уже сам должен понять необходимость знания этикета. Это здорово поможет ему облегчить общение со своими сверстниками и взрослыми. В этом возрасте важную роль в воспитании ребенка играют не только родители, но и воспитатели в детском саду. В школе тоже будет происходить обучение хорошим манерам, но до этого возраста, ребенок уже должен иметь багаж определенных знаний этикета.

Как организовать уроки этикета для детей и подростков

Следует учить детей хорошим манерам постоянно, использовать обучение в форме игры, напоминать, часто приводить примеры – этот процесс должен быть беспрерывным. Частое обсуждение разных ситуаций, положительный пример от взрослых, точно смогут привести обучение ребенка к успеху.

Для того чтобы в детских садах и школа, обучающий процесс не прерывался, для педагогов разработали специальные уроки и программы. При желании они также могут найти в интернете множество бесплатных уроков и материалов.

Как обучить ребенка столовому этикету

Обучать ребенка правилам этикета за столом необходимо с раннего возраста. Ребенку важно понять, что принимать пищу можно только в определенных местах: на кухне или в столовой.

Для самых маленьких существуют самые важные правила этикета за столом:

  • — принимать еду можно только из тарелок и специальными приборами;
  • — по необходимости следует воспользоваться кухонной салфеткой.

Чем старше ребенок становится, тем больше правил столового этикета он будет знать, но главные правила он должен запомнить пораньше:

  • Начинать трапезу можно, только когда все сели за стол
  • Перед началом приема пищи, нужно обязательно пожелать приятного аппетита, всем кто находиться за столом
  • Кушать нужно молча, ни в коем случае не баловаться у стола
  • Употреблять еду необходимо с закрытым ртом
  • Слишком большие кусочки еды, нужно разделить при помощи столовых приборов, не нужно напихать полный рот
  • Неприлично за столом чавкать, тарабанить приборами, ковыряться между зубами
  • Нельзя облизывать посуду, даже если еда была невероятно вкусной
  • Неприлично тянутся через весь стол к блюду, которое стоит далеко, стоит попросить кого-то, чтобы подал его ближе
  • Нельзя оставлять локти на столе
  • По окончании приема пищи, следует обязательно поблагодарить, сказав «Спасибо!»

Как вести ребенок или подросток должен вести себя в гостях

Крайне важно, чтобы ребенок умел как принимать гостей, так и прилично вести себя в гостях. Существует несколько правил гостевого этикета:

  • Самое важное правило похода в гости – это всегда предупреждать о своем везите заранее. Неожиданные гости часто приносят хозяевам лишние хлопоты и беспокойства
  • Идти в гости следует с гостинцем или подарком, прийти в гости без ничего считается неприличным
  • Стучать или звонить в дверь можно не больше двух раз
  • Неприлично без спроса брать вещи хозяев, открывать тумбочки шкафов, заходить в закрытые комнаты
  • Запрещается бегать, прыгать, шуметь, следует вести себя тихо и спокойно
  • Неприлично критиковать обстановку в доме, например, намекать на беспорядок или неприятный запах
  • Если хозяева пригласят к столу, необходимо вести себя аккуратно
  • Засиживать долго в гостях, считается неприличным
  • Перед тем как уйти из гостей, следует обязательно поблагодарить за прием
  • Приглашать к себе в дом гостей нужно заблаговременно
  • Всем приглашенным нужно оказать должное внимание
  • Обязательно поблагодарить гостей, перед тем как они уйдут

Как ребенок или подросток должен вести себя в общественных местах

Для того чтобы родителям не пришлось испытывать неловкость за своего ребенка, еще на выходе из дома ему нужно рассказать о некоторых правилах поведения в обществе. Особенно нужно подчеркнуть правила поведения в общественном транспорте:

  • Вначале нужно пропусти выходящих людей из транспорта, а потом только заходить
  • Мальчики и мужчины всегда должны пропускать вперед девочек и женщин
  • Неприлично толкаться локтями, чтобы добраться до свободного места
  • Обязательно нужно уступить свое место старикам, пассажирам с детьми, беременным, и инвалидам
  • При входе в общественный транспорт нужно снимать рюкзаки и ранцы, чтобы не помешать остальным людям
  • Нужно пройти вглубь салона, если не нужно выходить на ближайшей остановке
  • Нельзя в общественном транспорте кушать, чисть одежду от грязи, дождя или снега
  • В общественном транспорте неприлично шуметь и громко разговаривать
  • Некрасиво детально рассматривать остальных пассажиров общественного транспорта
  • Нельзя перевозить животных без специальных сумок, а на собаке должен быть надет намордник
  • Следует заранее готовиться к выходу
  • Обходить любой вид общественного транспорта нужно сзади, впереди обходят только трамвай

Правила выходного вида этикета

Очень хорошо, если ребенок развивается культурно. Для этого родителям нужно водить своего ребенка в кино, театры, музеи. Но перед походом, нужно обязательно объяснить ребенку какие есть правила выходного этикета. Например, правила поведения в театре:

  • Нужно иметь опрятный вид, нельзя быть в рваной или грязной одежде
  • Нужно приходить заблаговременно, чтобы до спектакля успеть сдать верхнюю одежду в гардероб и привести себя в порядок
  • Нужно заранее найти свое место в зале, чтобы потом не пришлось толкаться с остальными зрителями
  • К своему месту нужно продвигаться только вперед лицом к сидящим зрителям, и при этом извиняться за предоставленные неудобства
  • Неприлично во время представления разговаривать и шуметь, поделиться впечатлениями можно во время антракта
  • В зале нельзя пить и есть
  • Необходимо сидеть смирно, дабы не помешать тем, кто сидит позади

Какие есть правила общения между людьми

Правила приличного общения с людьми существуют для всех. С раннего детства детей уже нужно учить, что:

  • Знакомых людей нужно обязательно приветствовать
  • К старшим людям нужно говорить на «Вы»
  • Неприлично перебивать разговоры взрослых, или комментировать их
  • Обязательно прощаться при расставании
  • Нужно благодарить за любую оказанную помощь или услугу
  • Если провинился, нужно просить прощение
  • Категорически нельзя обзываться или унижать окружающих
  • Неприлично часто повторять слова-паразиты
  • Не следует ябедничать и жаловаться
  • Если вдруг собеседник стал вести себя неприлично, нужно сделать корректное замечание и ни в коем случае не уподобляться ему
  • Крайне нетактично во время разговора обсуждать или критиковать остальных людей

Правила этика для школы

Есть некоторые правила поведения в школе, которые должны знать все дети:

  • Проявлять уважение к учителю
  • Приходить в школу лучше раньше на 15 минут, до уроков
  • У школьника должно быть обязательно выполнено домашнее задание
  • Нельзя забывать школьные принадлежности и спортивную форму
  • Если во время урока у школьника есть необходимость выйти, нужно спросить разрешение у педагога, предварительно подняв руку
  • Пропускать занятие можно лишь в случае крайней необходимости
  • Начинать урок нужно стоят, так приветствуют учителя
  • Если возник вопрос, то следует поднять руку и ждать пока учитель обратит на это внимание
  • Если прозвенел звонок, нужно дождаться пока преподаватель закончит урок
  • Во время перемены не следует бегать, шуметь, нарушать школьный порядок
  • Нужно поддерживать порядок на рабочем столе

Правила семейного этикета

В семье тоже существуют правила приличного поведения:

  • Со всеми старшими родственниками следует вести себя вежливо и уважительно
  • Нельзя спорить и повышать голос на родственников
  • Перед тем как войти к родителям в комнату, нужно постучать
  • Нельзя ругаться, драться и ругаться со своими сестрами или братьями
  • Нужно придерживаться и поддерживать все правила и традиции, которые установлены внутри семьи

Столовый этикет – это не только культурная окраска процесса приема пищи. Соблюдая правила поведения за столом, решаются основные жизненные задачи:

  1. Улучшается пищеварение;
  2. Процесс приема становится легче;
  3. Соблюдаются правила гигиены;
  4. Предотвращение несчастных случаев за столом.

История и культура питания

Правила поведения за столом появились, наверное, раньше самого стола. Придумали их вовсе не коммунисты в своей уникальной организации школ и детских садов. Первые упоминания о столовом этикете появились в древнем мире. Упоминания об этом есть в текстах древних Шумеров. В них говорится о том, что человек должен быть высокоморальным и соблюдать этические нормы – это то, что даровано человеку богами и отличает людей от животных. Несоблюдение правил поведения, по мнению древних шумеров – приводит к негативу в его жизни.

Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей. Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания. Правила поведения за столом все чаще основываются на светской этике, нежели на религиозных и национальных традициях.

Зачем нам нужны правила за столом

Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы из простых, из рабочих. Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? » – педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное. Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание «выпендриться» перед окружающими. Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
  2. Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
  3. Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
  4. Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
  5. Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.

  Памятка для детей старшей группы по пожарной безопасности

Особо хотелось бы выделить использование специальных столовых приборов во время трапезы. Многие до сих пор считают, что это есть ничто иное, как нарочитое поведение высшего класса, с целью показать свои умения и знания в этой области. Все совсем не так. Чтобы умело пользоваться приборами, не надо быть представителем определенной группы. Использование приборов призвано не измучить, а облегчить действия трапезничающего. Мясо гораздо удобнее есть, порезав на кусочки (а не кусать целиком с вилки), рыбу удобно разделать специальной вилкой, а десерт вкушать маленькой ложечкой или вилочкой. Правда же?

Правила поведения за столом в детском саду

Вопрос организации детского питания в ДОУ является важной задачей, которую коллектив детского сада решает в своем многогранном подходе. Правильное здоровое питание дошкольников сопровождается правильной его организацией. У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом. Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый. Это понимают и родители, и сами дети.

Задача по воспитанию культуры поведения за столом у дошкольников четко сформулированы в программах ДОУ с учетом возрастных особенностей групп.

Возрастная группа Задачи по формированию культуры питания и поведения за столом (гигиенических навыков)
1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем
2. Тщательно пережевывать пищу
3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей)
4. Пользоваться салфеткой
5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо»)
6. Знать короткие стишки и потешки о еде
1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем)
2. Умение не крошить хлеб
3. Пользоваться столовыми приборами
4. Пережевывать пищу с закрытым ртом
5. Не разговаривать во время пережевывания пищи
6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи
1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать
2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка)
3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой
4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды
5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения
1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка)
2. Есть бесшумно
3. Сохранять правильную осанку во время еды
4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых
5. Помогать в сервировке стола
1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения
2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол
3. Правильно пользоваться вилкой и ножом
4. Использование салфетки во время и после еды
5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды
6. Благодарить взрослых

  Правила поведения на уроке физкультуры

Памятка «Правила поведения за столом для старших дошкольников»

  1. Сиди ровно, не «разваливайся»;
  2. Ноги вместе, не клади ногу на ногу;
  3. Не шаркай ногами;
  4. Не разговаривай во время еды;
  5. Не вертись и не толкайся;
  6. Ешь и не пачкайся, не проливай еду на скатерть;
  7. Не откусывай большие куски – ешь потихоньку;
  8. Ешь с закрытым ртом, не чавкай;
  9. Правильно держи ложку, вилку и нож;
  10. Не кроши хлеб, откусывай его над тарелкой;
  11. Наклоняйся над ложкой, не неси ее до рта;
  12. Когда пьешь – поднимай чашку ко рту;
  13. После еды положи приборы на стол;
  14. Когда встаешь из-за стола – задвинь стул и поблагодари взрослых.

Правила поведения за столом в школе

Конечно, школа – не детский сад. Ее основная функция, все-таки, образовательная, а воспитательная только вторично. В школе дети находятся только половину дня, но в школе дети, также питаются. Питание школьников организуется в помещении школьной столовой. Едят дети все вместе, да и время на еду отводится достаточно короткое – всего 15-20 минут. Поэтому соблюдение правил поведения за столом – обязательно.

Правила поведения в школьной столовой

  1. Не беги. В столовую и из нее идти нужно обычным шагом, чтобы не стать жертвой или причиной болезненной травмы;
  2. Перед едой вымой руки;
  3. Не спеши занять место, не расталкивай своих товарищей;
  4. Соблюдай очередность;
  5. По столовой ходи спокойно, смотри под ноги, чтоб не поскользнуться;
  6. Не размахивай руками, если держишь в них приборы;
  7. Во время еды не разговаривай, ешь с закрытым ртом;
  8. Правильно пользуйся столовыми приборами. Помни, что едят ложкой, а что вилкой и ножом;
  9. Пользуйся салфетками;
  10. Не роняй продукты на пол, а если уронил – подними;
  11. Не отзывайся плохо о блюдах – уважай труд поваров;
  12. После еды убери посуду за собой;
  13. Будь вежливым, поблагодари работников столовой.

Важно помнить, что культуру поведения за столом дети не берут из книжек или памяток, но перенимают от родителей. Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел представление о правильном питании, его организации? Значит,  обратите внимание, как организуется стол в вашей семье ? Застелите стол скатертью, не нужно ждать особых случаев. Используйте красивые приборы, будьте любезны друг с другом за столом. Почаще собирайтесь все вместе – это очень укрепляет семью, создается атмосфера доверия. Пусть эти мелочи станут нормой в вашем доме. Добавьте свои, особые семейные ритуалы, которые ваши уже взрослые дети гордостью принесут в свои будущие семьи, как фамильную ценность, удерживающую всех вас вместе.

Содержание

С какого возраста детей лучше всего приучать к правилам поведения? На самом деле, единого мнения по этому вопросу не существует. Тем не менее, психологи сходятся во мнении: чем раньше родители начнут вводить в жизнь своего ребенка нормы и ограничения, тем легче ему будет привыкнуть к ним в будущем.

Девочка не знает правила поведения за столом

Уже в младенчестве ребенок начинает реагировать на голоса, определенным образом отзываться на них и взаимодействуя с родителями и другими родственниками. В годовалом возрасте, когда ребенок начинает активно познавать мир, ему нужны те, кто будет направлять его деятельность. А уже к младшему дошкольному возрасту он готов усваивать те правила и нормы, которые приняты в обществе, в котором он живет.

Для чего нужны правила поведения?

Несмотря на то, что на первый взгляд соблюдение правил может показаться никому не нужной формальностью, смысл этого значительно глубже. Научить детей жить по правилам, диктуемых обществом – значить обрести возможность максимально комфортно жить в нем, успешно вливаться в любой коллектив. Правильно усвоенный этикет для детей позволяет использовать правила поведения на практике. А такие ценные качества для человека, как самодисциплина, умение контролировать себя и правильно расставлять приоритеты – это черты, которые формируются со временем благодаря перехода внешнего контроля во внутренний.

Что включают правила поведения

Поэтому задача родителей – как можно раньше и в как можно доступной форме объяснять ребенку правила поведения и их значимость.

С чего стоит начать?

С чего начинаются правила хорошего поведения и этикет для детей? На начальных этапах, приучать ребенка к дисциплине следует с постепенного ввода в его жизнь распорядка дня. Он должен ложиться спать и просыпаться вовремя, а также усваивать простые последовательности действий: умывание, чистка зубов, одевание и т.д. А в дальнейшем – делать уроки, отдыхать в строго отведенное на это время. Все это поможет ребенку чувствовать уверенность и защищенность; он будет приобретать навыки максимально рациональной и эффективной организации своей деятельности. А также сосредотачивать свое внимание на том, что важно именно в данный момент времени.

Режим дня должен соблюдать каждый ребенок

Существенным плюсом режима дня для детей также является максимально точная «настройка» биологических часов ребенка. Что, в свою очередь, позволяет наладить его режим сна и отдыха, оберегая нервную систему от перегрузок.

На ранних этапах ориентиром для детей должно быть указание родителя. Младшему школьнику можно предложить вместе разработать распорядок дня, которого он будет придерживаться. В средней школе родительский контроль сводится к простым подсказкам, направляющим деятельность ребенка. Следующим шагом станет приобретение ребенком навыка самостоятельной самоорганизации своего дня.

Обучение этикету за столом

Научившись убирать в своей комнате и расставлять по местам игрушки, ребенок не только помогает родителям поддерживать порядок в комнате, но развивает в себе навыки, ценные для него в будущем. Это, прежде всего, способность к упорядоченной деятельности, систематизации, умение фильтровать информацию и отделять существенное от незначительного.

Простые способы усвоения правил для детей

Детям будет легче усвоить правила поведения в том случае, если они будут поданы не в виде скучных наставлений, а в простой и понятной для них игровой форме.

Как правило, дети начинают принимать участие в групповых играх уже в возрасте 2-3 лет. Эту особенность можно легко использовать: устанавливая правила игры можно определенным образом направлять деятельность ребенка. А впоследствии – научить его переносить уже усвоенные модели поведения в реальную жизнь.

Сюжетно-ролевая игра в обучении правилам поведения на дороге

Особенно важно вовлекать ребенка в сюжетно-ролевые игры, время от времени предлагая ему тот или иной сценарий, ту или иную модель поведения с детьми.

Приобрести навыки, ценные для предстоящей жизни в обществе, ребенку также помогут сказки, а также их разбор и анализ. Именно читая их и наблюдая за поведением главных героев, ребенок начинает понимать, что такое добро и зло, кто из персонажей поступает правильно, а кто – нет, как следовало бы вести себя в той или иной ситуации, а какие поступки совершать неверно и даже опасно. Именно после того, как ребенок научится оценивать поведение сказочных героев, он сможет точно также анализировать и собственное. Для удобства можно проводить параллели между событиями, происходящими в сказке и реальной жизни. Или придумать свою историю, где в иносказательной форме представляются проблемы самого ребенка.

Поведение на улице – правила

Многие ситуации – например, приход гостей, поход в театр или телефонную беседу удобно обыграть с помощью кукол или мягких игрушек.

Желательно, чтобы в обыгрываемых вами ситуациях присутствовали как положительные, так отрицательные персонажи: это позволит ребенку отчетливее увидеть разницу между хорошими поступками и плохими, направляя линии своего поведения среди людей.

Общие правила формирования у детей культуры поведения

Для того, чтобы обучение детей надлежащему поведению шло эффективнее и хорошие манеры усваивались ребенком легче, достаточно придерживаться простых правил:

  1. Залог успеха в воспитании детей – последовательность. Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо.
    Правила общения для детей
  2. Не нужно устанавливать правила в виде категорических приказов или запретов. Забавные стишки и прибаутки не только легче усвоятся детьми, но и не будут вызывать желание поступать от противного или назло.
  3. Правила хорошего тона должны устанавливаться и поддерживаться обоими родителями; в случае, если между супругами намечаются разногласия, решать вопросы нужно путем поиска компромиссов. Но ни в коем случае нельзя делать это при ребенке. В том случае если родителями будут предъявляться неодинаковые требования, ребенок просто-напросто не поймет, чьим правилам нужно следовать.
  4. Любая просьба, адресованная ребенку, должна быть сформулирована предельно четко и в доступной форме. По возможности нужно избегать риторических вопросов.

  5. Ребенок должен четко понимать, за что он получил то или иное поощрение, или за что он был наказан. Это позволит ему в дальнейшем формировать причинно-следственные связи между каждым своим поступком и его последствиями, принимать осознанные решения и нести за них ответственность.
    Правила поведения в общественных местах – для детей
  6. Нужно добиваться того, чтобы ребенок с первого раза реагировал на замечания и выполнял просьбы, адресованные ему родителями. Но в то же время важно, чтобы он понимал их смысл. Отдельно рекомендуется обсудить правила поведения детей в общении с родителями: дистанцию в общении, допустимые рамки и т.д.
  7. Что бы родители ни говорили ребенку, и какими бы существенными не были наказания или поощрения, не стоит забывать о том, что главным ориентиром для него всегда было, есть и будет их собственное поведение. Нужно ли говорить о том, что в семьях, где нет взаимного уважения, а элементарные правила вежливости не соблюдаются родителями, вряд ли есть смысл требовать это от детей?
  8. На начальных этапах ребенку будет тяжело усваивать слишком сложные правила поведения. Поэтому передавать ему информацию нужно постепенно, «порционно». Например, приучая ребенка к столовому этикету, не стоит сразу рассказывать ему, для чего нужны разнообразные вилки, ножи и т.д. Достаточно объяснить ему базовые правила поведения: не разговаривать во время еды, сидеть за столом прямо, не класть локти на стол и т.д.
    Пример взрослых – главный фактор в обучении правилам поведения
  9. Отдельно для детей следует объяснить правила поведения в нестандартной или опасной ситуации, требующей от ребенка немедленно принятия решения. Обыграйте с ребенком ситуации, возникающие на улице (например, это может быть разговор с незнакомцем, оказание помощи постороннему человеку и т.д.), обсудите то, как ребенок будет вести себя при этом.

Требуя от детей соблюдения правил, не стоит забывать о том, что хотя они и упорядочивают жизнь, они во многом ограничивают. Поэтому очень важно приучать его к самостоятельности, открывая по мере взросления возможность выбора.

Подписывайся Detki.guru в Telegram

Урок столового этикета

До трех лет малышу позволительно обращаться к сверстникам и взрослым на «ты». С 3 до 5 лет научить хорошим манерам проще в развивающем центре. Там в игровой форме он научится общаться с другими детьми. Среди сверстников легче усваивать хорошие манеры.

К четырем годам правильно воспитанные дети умеют:

  • пользоваться вилкой, ложкой;
  • соблюдать основные правила столового этикета;
  • говорить «спасибо», выходя из-за стола.

Посещение коллективных занятий формирует чувство стиля, родители приучают детей надевать особую одежду на выход.

Как привить хорошие манеры ребенку

Основы поведения детей в обществе закладывает семья, об этом должны помнить родители. С 3 до 6 лет воспитанием является то, как мама, папа ведут себя за столом, общаются между собой, со знакомыми и с посторонними людьми.

Правилам хорошего тона детей учат в дошкольном возрасте, форму поведения малыши выстраивают на примере родителей, к 5-6 годам они должны освоить столовый, речевой, гостевой этикет и базовые правила поведения в обществе.

Папа и сын готовы изучать гостевой этикет

Столовый этикет усваивают без труда, если в семье строго придерживаются элементарных правил:

  • в будни завтракают, обедают, ужинают за кухонным столом;
  • для гостей, во время праздничных семейных застолий, в выходные дни сервируют стол в гостиной;
  • во время еды не говорят с набитым ртом, пользуются столовыми приборами;
  • не говорят плохо о качестве блюд.

Дети должны выходить из-за стола со всеми или попросив разрешения у взрослого

Посещение знакомых, родственников можно считать уроком воспитания вежливости у детей. Находясь в гостях, ребенок усваивает правила гостевого этикета:

  • идти в гости с угощением, символическим подарком;
  • не ходить без приглашения;
  • зайдя в квартиру, здороваться;
  • в гостях вести себя спокойно: не прыгать, не бегать, не капризничать;
  • перед уходом домой убирать за собой игрушки;
  • прощаться с хозяевами, выходя из квартиры.
Папа учит малышку прощаться

Родители для ребенка − образец хороших манер, то, как они себя ведут на улице, в транспорте, других общественных местах, оказывает влияние на его поведение.

Посещение культурных мероприятий

Во время культурных мероприятий дети узнают правила поведения, которые им пригодятся во взрослой жизни:

  • вовремя приходить на представление;
  • не шуметь во время сеанса или представления;
  • не говорить по телефону в театре, цирке, во время киносеанса;
  • перемещаться между рядами стульев, повернувшись лицом к сидящим.

С 1,5 лет малыша водят в зоопарк, там он учится уважать и любить животных. В кукольный театр с ним идут в три года, в цирк, музей – когда исполнится 5 лет

Первый поход в театр

Полезно ездить с дошкольником в общественном транспорте, к 7-8 годам он изучит нормы правильного поведения в автобусе, троллейбусе: вставать, уступая место старшим, не шуметь, не пачкать сиденья, не бросать мусор.

Совместные занятия

С 3 до 6 лет дети лучше запоминают правила поведения, если они поданы в игровой форме. Грамотно организовать занятия родителям помогут книги на тему детского этикета, совместное чтение сказок, просмотр мультфильмов. Правила, которых мама и папа должны придерживаться во время обучающих игр, просты:

  • при игре использовать краткие формулировки;
  • важные слова сопровождать действиями;
  • не нагружать малыша большим объемом новой информации;
  • каждое правило детского этикета закреплять не менее недели.
Занятие в развивающем центре

В игровой форме детей можно научить многому: вежливо приветствовать знакомых и незнакомых людей, говорить и принимать комплименты, приносить извинения, благодарить, вежливо разговаривать по телефону.

В видео семейный психолог Юлия Трифонова объясняет родителям, как сформировать эффективную формулу воспитания детей в возрасте 3-6 лет.

Дополнительная скидка +8% на все украшения SUNLIGHT при доставке (промокод «стиль8») Действует только при онлайн-заказе до 31.07.2021. Скидка не распространяется на золотые цепи, цепочные браслеты, золотые обручальные кольца, акционные товары и товары Хит-цена. Не суммируется с остальными скидками.

Воспитание мальчиков и девочек должно быть разным. Потому как половые различия осознаются каждым человеком еще с самых малых лет.

У совсем еще крох не развито такое же половое влечение, как у взрослых. Но их поведение уже формируется по маскулинному или феминному типу. Иначе как объяснить любовь мальчиков к машинкам, а девочек к куклам?

image© DepositPhotos

Этикет для детей

Достаточно дискуссионным остается вопрос о том, можно ли переодеваться взрослому в присутствии ребенка противоположного пола. На площадке Инстаграм возник на эту тему настоящий спор.

image© DepositPhotos

Одна из женщин рассказала свою реальную историю: «Нельзя быть мальчикам в женской раздевалке. Дочь не захотела ходить на плаванье именно потому, что стесняется раздеваться перед мальчиками! Дочке было 10 лет тогда. Ей плаванье было необходимо по состоянию здоровья.

Она его бросила из-за мальчиков 6–10 лет, которые сидели и нагло разглядывали ее, пока она переодевалась, хотя я ее закрывала, как могла. Я попросила мальчиков отвернуться, но они даже бровью не повели, а их мамочки закатили скандал. И я ничего не смогла сделать!»

Одна группа пользователей ее поддержала, а другая — наоборот, осудила. Первая апеллировала к тому, что помещать мальчика в одно помещение с голыми женщинами не здорово для его психического развития и неэтично.

image© DepositPhotos

«Не надо из сына делать оно. Папам не придет в голову взять дочь в мужскую раздевалку. А здесь, пожалуйста. Потом удивляются, откуда столько геев», — высказалась пользовательница соцсети в защиту раздельного переодевания представителей разных полов любого возраста.

Другая заметила, что присутствие школьников в раздевалках может быть некомфортным и для взрослых женщин: «Сами дома хоть голышом перед своими детьми ходите, а мне неприятно, когда меня в душе с интересом разглядывает 7- или 9-летний пацан».

image© DepositPhotos

Неприятно это может быть и для детей: «Предположим, я в душе с дочкой, предположим, ей 7–9 лет, а там ее одноклассник с мамой: “Сыноньку деть некуда”. Ну как?»

Вывод: детям об этикете нужно рассказывать с самых малых лет. И показывать на своем примере, как нужно себя вести.

image © DepositPhotos

Были и совсем агрессивные замечания в адрес мам, которые берут с собой мальчиков в девичьи места: «Это либо мама с нездоровой психикой, либо руководство спортзала и других подобных заведений безразлично к своим клиентам и к имиджу своего клуба!»

«Надо понимать, что мальчик с рождения на примере отношения мамы к нему и к самой себе в будущем формируется либо в мужчину, либо в особь мужского пола с задатками мамсика и морального маньяка по отношению к женщинам любого возраста».

image© DepositPhotos

О том, что малыши всё понимают, рассказала еще одна участница дискуссии: «Моему было 3 года, перестали водить в раздевалки после случая, когда мой малыш обратился к смущенной девочке лет 5, прикрывающей грудь: “Чего ты там прячешь? У тебя там нет ничего, а у твоей мамы есть”. До двух лет его кормили грудью, и я и не подозревала, что он все это время оценивал другие источники еды».

То, что поведение ребенка — результат воспитания, доказывает и следующий случай: «Моему сыну было 3 года, и он в бассейне сказал: “Я мужик и буду раздеваться в мужской раздевалке”. И всё. Доодевала в холле».

image© DepositPhotos

Как правильно воспитывать детей

  1. С самого детства учить детей относиться толерантно к гендерным особенностям представителей того и или другого пола. Например, к тому, что девочки и женщины более эмоционально уязвимы, плаксивы, стеснительны, чем мужчины. А мальчики и мужчины более инициативны, импульсивны, деятельны и категоричны.
  2. Еще в малом возрасте нужно рассказывать детям о физиологических различиях полов. Если этого не делать, ребенок сам в садике начнет заниматься изучением себя и своего соседа. Это не плохо. Но лучше, когда его эмпирический опыт подкрепляется знаниями.
  3. Не нужно делать табу из темы «женские/мужские особенности». Всё, что запретно, порождает нездоровый интерес. Отсутствие табу не стоит путать с вседозволенностью и нарушением моральных норм.

    Не нужно создавать извращенные правила этикета для детей, как в случае с принятием за норму пребывание мальчиков младшего школьного возраста в женских раздевалках. Ведь раз существуют различия, значит, и раздевалки должны быть раздельными.

image© DepositPhotos

Больше о том, к чему следует быть готовой маме каждого мальчика и как правильно ребят воспитывать, читай в наших статьях. Переходи по ссылкам.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий