Половое воспитание подростков в беседе с врачом — гинекологом

image

Автор: Дарья Чурилова

Кто лучше всего может рассказать детям о сексе? Если у вас нет готового ответа, то добро пожаловать на дискуссионную площадку «П—Журнала». Мы узнали, в чем могут быть плюсы и минусы школьного просвящения детей и всегда ли «об этом» правильно могут рассказать в семье. Также мы расскажем, кто может быть хорошим другом родителю, если он сам решил поговорить с ребенком о сексе и вопросах пола. Отдельная благодарность за подготовку статьи Вере Плеховой и Елизавете Петровой.

Кто должен учить

Половое воспитание – это не только рассказы о том, как появляются люди и как правильно предохраняться. Сюда входит целая система медико-педагогических мер по формированию правильного отношения детей к вопросам сексуальной сферы. Иначе говоря – культуре половых отношений.

image

Анна Лир 16 лет:

– К сожалению, я все чаще наблюдаю ситуации, когда подростки высмеивают друг друга из-за совсем несмешных вещей. Например, мальчик может дразнить девочку, спрашивая о том, не начались ли у нее месячные, и почему она носит прокладки в портфеле и так далее. Это провоцирует и без того сильное стеснение и стыд за себя и свое тело у подростков, но мало кто в таком возрасте понимает, что это ненормально. Для того, чтобы избежать подобных проблем и существует половое воспитание.

Психологи и сексологи допускают — без должного полового воспитания проблемы подростковой беременности, распространения ВИЧ среди несовершеннолетних звучат острее.

Татьяна Семашко сексолог:

— Половое созревание сейчас у подростков наступает раньше — с 11 лет, у детей есть потребность выражать свои чувства без всякой осторожности. Подростки, которые не знают, как управлять своим телом, которое на уровне инстинктов требует продолжение рода, находятся в зоне большого риска. Чтобы закрепить знания о личной гигиене и безопасности (в том числе и о том, что к беременности может привести секс без проникновения) необходимо, чтобы уже к половому созреванию ребенок точно знал что и как происходит. И обучать его этому должен квалифицированный специалист.

Учить ребенка тому, что есть секс и как им правильно заниматься обычно находится в прерогативе родителя. Но во многих европейских странах уже более полувека эту тему преподают в школах.

Анжела Четина психолог:

– В идеале половое воспитание касается не только биологической составляющей жизни человека, но и психологической, социальной. Прежде всего оно направлено на обеспечение безопасности подростков. Человек, который рассказывает ребенку о сексе, должен осведомить его о правилах построения здоровых и не токсичных отношений между людьми, о ненасильственных способах решения конфликтов в паре, о том, что такое брак и почему люди вступают в него или почему не хотят этого делать.

Мнение 1. «Половое воспитание – часть комплексной школьной программы»

Не все родители смогут все правильно объяснить ребенку, поэтому тут должны работать профессионалы – именно таким принципом руководствуются родители, которые ратуют за введение специальных уроков.

Александр Соснин отец двоих детей: – Нужно, чтобы половое воспитание преподавали комплексно. В программу должны войти правила поведения в обществе, взаимоотношения между людьми и другие необходимые направления социального развития детей. Главное, чтобы это не превратилось в очередные «ОБЖ» или «Православную этику». Основными разработчиками программы должны быть, безусловно, детские практикующие психологи. Программа должна учитывать современные реалии, создаваться и корректироваться снизу, получить оценку родителей. Внедрять программу, думаю, должны школьные психологи.

«Правило нижнего белья» – так называлась книга, которую в пермских школах в 2015 году предлагал вводить Павел Миков, который тогда был Уполномоченным по защите прав ребенка. Сложно назвать это пособие именно учебником по сексуальному воспитанию – скорее оно о том, как детям защитить свое тело от насилия. Строилась программа на европейских принципах раннего полового воспитания. Начиная с трех-семи лет ребенку в игровой форме рассказывают, какие части его тела нельзя трогать взрослым, как они называются и тому подобное.

Правда, в итоге систему не внедрили – слишком много было у нее противников. Полностью пособие можно посмотреть здесь.

Катерина Соснина пермячка, мать четырёх детей:

– Половым воспитанием должны заниматься и родители, и школа. Думаю, что 9 класса смысла ждать нет – поздно будет. Но вот в какой форме – это вопрос. Как вариант – предмет «культура секса». Говорить о нем также, как мы говорим о правильном питании, здоровом образе жизни, физической культуре человека. Стараться объяснить детям, что это важная составляющая человеческой жизни и от нее во многом зависит качество этой самой жизни.

Мнение № 2 «Половое воспитание – прерогатива семьи»

Как считают в педагогической среде, никто лучше родителя не научит таким деликатным темам.

Елена Демидова преподаватель МОУ «СОШ №132» (14 лет стажа)

– Обсуждать в классе, как правильно надевать презервативы, в какой позе лучше заниматься сексом, какая более физиологичная поза я считаю ненормальным. Сексуальная жизнь – это личное, интимное. Дело учителя – воспитать чувства у ребенка через литературу и внеклассную жизнь, а не учить «правильному сексу». Этому лучше обучать родителей, а не детей. И сексуальная жизнь не должна выноситься в общественность. Если подростку хочется узнать, больно ли этим заниматься или что делать, когда в процессе испытываешь чувство неловкости, то он с этими вопросами пойдет ко врачу, друзьям, но не к учителю, которого он видит каждый день. И тем более он не станет это обсуждать в классе при других учащихся.

В 2019 году на стриминговом сервисе Netflix вышел сериал «Половое воспитание» (Великобритания). В центре сюжета – английский школьник, сын сексолога, который начинает пользоваться опытом матери и «преподавать» своим одноклассникам «Sex Education» за деньги. Сериал стал мегапопулярным. С одной стороны это – история успешного бизнеса, с другой – картина показывает, что если у подростка появляются потребности с кем-то обсудить секс, то он лучше сделает это со сверстниками.

Любовь Костикова пермячка, многодетная мама:

– Если в садах и школах начнут проводить занятия на тему сексуального воспитания, то зачем вообще нужны родители. Видимо, для того, чтобы родить ребёнка и отдать его на воспитание государству, которое не заинтересовано в личном подходе к каждому. Пока родители не возьмут ответственность за воспитание своих детей на себя, ничего не изменится. Только в семье родители смогут объяснить своим детям, не травмируя их психику. Мама расскажет дочери, а папа – сыну. Если родители не способны или не знают как объяснить, то они находят того, кто сможет помочь им в этом вопросе – психолога, к примеру.

Кстати: сейчас есть кучи книг для родителей о том, как правильно рассказывать ребенку о сексе. К примеру, книгу Екатерины Бурмистровой, «Взрослеем с подростком: воспитание родителей» можно найти в «Лабиринте». Также в интернете есть большое количество тренингов и курсов – к примеру, «Школа осознанного родительства «Большая медведица», где с родителями работают психологи.

Читайте также:«Их папы не работают в банках»: как живет и тратит деньги пермское поколение Z

В школах России нет сексуального просвещения?

Его не то что бы совсем нет, кстати.

Так, в школах Прикамья сейчас рассказывают о репродуктивной системе, но частично, рассказали «П—Журналу» в министерстве образования Прикамья.

Святополк Разин 16 лет:

– На счет полового просвещения в школе скажу одно – его у нас нет и не было. У нас нет как такого предмета, к нам никто не приходит, нам ничего не рассказывают. Считаю, что нужно ввести предмет полового воспитания в школах, желательно с 9 класса, потому что в последнее время больше и больше несовершеннолетних, которые осуществляют половой контакт без контрацепции и даже не думают о последствиях. Лично сам о сексе я узнал из старого круга общения, когда мне было еще 10 лет. Но я предпочел бы узнать о сексе не от «друзей», а в школе, в правильной и понятной для ребенка форме.

Официально «сексуальное просвещение» как школьный предмет в российской системе образования отсутствует

Ян Хинько 17 лет:

– Вообще у нас в культуре секс считается за что-то неправильное, постыдное. Что касается полового образования в школах – лично у нас в школе, оно не то, что плохое, его вообще нет. Отсюда вытекает проблема – у подростков складывается неправильное впечатление о половой жизни и сексе. У нас даже в семьях не уделяется половому воспитанию должного внимания. Многие узнают о сексе через интернет, что порой приводит к неправильному восприятию. Я тоже узнал о сексе через интернет, а с семьей за свои 17 лет о сексе я ещё ни разу не говорил. Половое воспитание в школах должно быть как минимум ради безопасности подростков.

Ксения Хромко пресс-секретарь минобразования Прикамья:

– Темы полового воспитания проходят в рамках рабочих программ сразу нескольких учителей (биологии, ОБЖ, обществознания), как в основной школе (5-9 класс) так и в старших классах (10-11 класс). В ряде школ Пермского края разработаны и ведутся краткосрочные курсы «Азбука семьи», «Уроки семейной этики», «Основы семейной любви» и др. На уроках ОБЖ в прикамских школах рассказывают о беременности, профилактике ВИЧ и других инфекций.

Кстати: в 2013 году Россия ратифицировала два международных договора – протокол к конвенции о правах ребенка (касается торговли детьми, детской проституции и детской порнографии) и европейскую конвенцию о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений.

Статьи предусматривали введение полового просвещения в школах. Так, в протоколе это прописано в Статье 9, пункте 2 (можно ознакомиться здесь), а в конвенции – в Статье 6 (можно ознакомиться здесь). Правда, официальных уроков никаких введено не было.

С 2012 года в России действуют поправки к закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», которые запрещают «изображать и описывать действия сексуального характера» детям до 16 лет. Этот закон значительно затрудняет проведение уроков полового воспитания в школах.

Руслан Бортников учитель английского языка:

– Исходя из своих наблюдений, могу сказать, что обычно половое воспитание в российской школе сводится к объяснению слишком очевидных вещей. Необходимость контрацепции, вычитки из всяких кодексов и описания страшных заболеваний, передающихся половым путем, – вот о чем учителя говорят с учениками. Помимо очевидных вещей нужно говорить о том, что, к сожалению, находится в умах большинства в ранге тонкостей. Имею в виду согласие на секс и всё, что с ним связано. Это не чтение нотаций, не скучная лекция, а что-то заставляющее задуматься, интерактивное.

Читайте также:Дети сами разберутся. Исповедь пермского учителя

Когда лучше учить

Первое знакомство со своим телом ребенок начинает в 2-3 года, рассказывает «П—Журналу» преподаватель Елена Демидова. Далее в возрасте 6-9 лет ребенок начинает задавать вопросы, например, откуда и как я появился.

В европейских странах половое воспитание начинают преподавать достаточно рано.

Вот, к примеру, известный ролик из Германии, в котором анимационные герои рассказывают про процесс зачатия. Мультик показывают школьникам в рамках образовательной программы.

Читайте также: Богемская история. Почему пермякам выгодно учить чешский и как поступить в местный вуз

В самом начале полового обучения в Германии — это мультфильмы и книги с картинками, рассказывающие о различиях между мальчиками и девочками, появлении детей и создании комфортной обстановки в семье. Затем в ход идут обучающие фильмы и лекции по психологии взросления, пубертата, выстраивании первых отношений, недопустимости насилия.

Мультики – часть этой системы, но не основной «компонент». В школах рассказывают про заболевания, передающиеся половым путем, биологический процесс размножения, правила социального поведения – что значит культура согласия, как обезопасить себя от насилия.

Анжела Четина психолог:

Памятка для родителей. Когда начинать сексуальное воспитание

Советы от психолога и сексолога Татьяны Семашко.

1.Говорить с ребенком нужно тогда, когда у него появятся первые вопросы. У кого-то это бывает раньше, у кого-то — позже. Все зависит от того, насколько быстро растет и развивается ребенок, как много он общается с детьми старшего возраста.

Первые темы, к которым должны быть готовы родители — чем мальчики отличаются от девочек, откуда берутся дети, что такое интимные отношения.

2. При объяснениях лучше исключить демонстрацию на картинках или видео натуралистических половых органов или процесс полового акта — эта информация не будет корректной для детского восприятия. Подача материала в виде мультфильма или книжек с картинками для детей младшего школьного возраста будет вполне приемлемой.

Что касается подростков, то будет очень хорошо, если родители смогут сохранить доверительные отношения с ребенком в пубертатном возрасте (сейчас он наступает раньше — с 11 лет). Желательно, чтобы разговоры о сексе проходили параллельно с разговорами о взаимоотношении полов, уважении друг друга, принятии себя и своего тела, чувствах.

3. Уроки сексуального воспитания лучше вводить с 7 лет. Сейчас дети продвинутые в плане гаджетов. Так что такие уроки важны, потому что в противном случае дети будут находить информацию сами в интернете и за ее достоверность и корректность никто не сможет поручиться.

4. Кроме того, перед школой и родителями становится задача уберечь детей в интернете. Многие дети подвергаются насилию в соцсетях со стороны взрослых и сверстников. Задача уроков сексуального просвещения — предупредить детей и выработать методы защиты.

Специалисты констатируют — сегодня наше общество пожинает плоды российского полового воспитания, точнее, его отсутствия. По количеству абортов, в том числе среди подростков, наша страна по-прежнему занимает лидирующее место в мире. А ситуацию с распространением ВИЧ в России международные эксперты назвали «эпидемией», — в то время как в развитых странах, где сексуальное просвещение является обязательной частью школьной программы, удалось если не справиться с этими проблемами, то, по крайней мере, свести их к минимуму. Абсолютная сексуальная безграмотность в наши дни опаснее, чем когда бы то ни было, потому что любая другая информация детям, напротив, совершенно доступна. Но российские чиновники и, главное, родители в большинстве своем резко против введения специальных уроков в школах: они уверены, что разговоры «об этом» приводят только к распущенности.

Жирную точку в дискуссии о введении в российских школах специального курса, который учил бы подростков безопасному половому поведению, еще несколько лет назад поставил прежний уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов. Он не только признал такие уроки вредными, так как, по его данным, «несвоевременная информация об интимной жизни человека может негативно сказаться на психике ребенка», но и предложил раз и навсегда законодательно запретить сексуальное просвещение детей. «Я являюсь противником любого секспросвета среди детей. Это деятельность, которая должна быть запрещена, в первую очередь, с точки зрения закона об основных гарантиях прав ребенка, потому что недопустимо заниматься такими вещами, которые развращают ребенка, и, конечно, с точки зрения закона о защите детей от вредной информации», — заявил Астахов в 2013 году, когда Россия ратифицировала протокол к Конвенции о правах ребенка, где в числе прочего была указана необходимость организации полового воспитания.

они опошлят проблему любви

Впрочем, курса сексуальной грамотности в российских школах не было и нет и безо всякого специального закона — за всю историю советского и российского образования попытки ввести уроки, где дети могли узнать о безопасности половой жизни, оборачивались лишь провалами, скандалами или превращались в пародию на себя самих. Еще в 1937 году главный советский педагог Антон Макаренко написал: «Никакие разговоры о „половом“ вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом».

Оспорить этот постулат решились только в начале 1980-х, когда в советских школах ввели курс «Этика и психология семейной жизни» — ведь именно тогда человечество узнало про СПИД. Как правило, эти уроки вели учителя биологии и воспринимали их как лишний час нагрузки по предмету. Бывали, впрочем, и счастливые исключения — некоторые учителя с энтузиазмом готовились к сложному разговору и покупали на «черном рынке» запретные западные книги про секреты сексуальной жизни. В любом случае, первые шаги навстречу половому ликбезу были сделаны — прежде всего, в школах признали, что у человека кроме общественной жизни есть еще и жизнь личная, семейная, и о некоторых ее аспектах желательно узнать не после замужества или женитьбы, а в подростковом возрасте.

В 1991 году появилась Российская ассоциация «Планирование семьи», в задачи которой входило сексуальное просвещение, в том числе — обучение родителей и учителей, как разговаривать с детьми «об этом». В начале 90-х были предприняты попытки ввести курс полового воспитания в российских школах. Марианна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАН, вспоминает, какой жесткий протест вызывали даже исследования в этой области. Для того чтобы создать программу, адаптированную для нашей страны, ученые из института проводили в школах анкетирование. Представители церкви и обезличенная «общественность», мнением которой у нас обычно прикрывают все запреты, увидели в вопросах анкеты, которую давали старшим школьникам, попытку развращения малолетних и пригрозили прокуратурой. «Помню, как наш институт был инициатором всестороннего обсуждения темы сексуального воспитания, мы устраивали круглые столы, куда приглашали родителей, церковь, прессу. К нам приходили люди, которые в одной руке сжимали французскую „Сексуальную энциклопедию“, которая только вышла, а в другой — Уголовный кодекс. И грозили засадить всех нас за решетку за растление малолетних».

Сегодня у консервативной «общественности» есть и более серьезное оружие — тот самый закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который был принят несколько лет назад. Практически сразу бдительные граждане обнаружили, что вредная для детей информация есть повсюду: например, активисты «Уральского родительского комитета» усмотрели в пособиях по сексуальному воспитанию, которые продаются в книжных магазинах Екатеринбурга, порнографию. Речь шла о таких книгах, как «Что происходит с моим телом» Линды Мадарас, «Сексуальная энциклопедия» Сержа Монтаньи, «Девчонкология» Мелисы Холмс и Триш Хатчисон, а также энциклопедия «Откуда берутся дети». Эти пособия широко известны во всем мире и рекомендованы детскими психологами и педагогами. Дело дошло до прокуратуры, но, к счастью, проведя экспертизу изданий, Следственный комитет не обнаружил в них ничего запретного.

При этом средний возраст начала половой жизни в России составляет 16 лет и меньше. Чуть более 5% девочек начинает половую жизнь в 12 лет, около 35% — в 14-15 лет. В Швеции же, где сексуальное просвещение начинается уже в младшей школе, средний возраст первого полового контакта превышает 17 лет, в Нидерландах — 17,7.

каждый пятый аборт в стране делает подросток

Социологи приводят данные о том, что современные российские подростки, ведущие половую жизнь, при этом совершенно сексуально безграмотны. 90% девушек не предохранялись во время первого полового акта, треть из них уверены в том, что в этот момент невозможно забеременеть. И вот результат: по статистике, в 15% случаев после первого полового акта наступает беременность. Только 60% девушек, ведущих половую жизнь, задумываются о необходимости контрацепции, но, как правило, прибегают к малоэффективным и небезопасным способам. На каждую тысячу российских девушек в возрасте 15-19 лет приходится 24 случая родов, и это не считая абортов (в Швеции и Германии, где сексуальное образование в школах является обязательным, эта цифра в четыре раза меньше).

И еще шокирующие цифры: по абсолютному числу абортов Россия уступает только Китаю, а по относительным показателям, то есть по числу абортов на одно рождение и числу абортов на одну женщину репродуктивного возраста, находится на первом месте в мире. Каждый пятый аборт в стране делает подросток в возрасте от 10 до 18 лет. Среди женщин, госпитализированных в связи с осложнением после такой операции, больше половины — девушки до 20 лет.

ЮНЭЙДС, департамент ООН по профилактике СПИДа, опубликовал доклад — по итогам 2015 года Россия стала страной с крупнейшей эпидемией ВИЧ в мире. По темпам прироста новых случаев этого заболевания наша страна опережает большинство государств мира, даже страны Южной Африки. Но подростки этого не боятся: они просто не в курсе — в российских школах нет урока, где рассказали бы о том, чем опасен незащищенный секс. И любые разговоры об этом на высшем уровне признаны аморальными.

Но самое печальное, что исследование, которое проводилось в Институте возрастной физиологии РАН, выявило — почти 80% российских родителей тоже не готовы обсуждать с детьми темы, связанные с половой жизнью. Они считают, что это должен делать педагог, врач или другой специалист.

Наталья Афанасьева 17 октября 2016
3 комментария

Есть мнение, что уроки полового воспитания плохо влияют на психику детей и развращают их. Но статистика показывает, что в странах, где ввели секспросвет для школьников, ниже уровни подростковой беременности и венерических заболеваний. Рассказываем, как устроен sex edu­ca­tion в США и Европе и почему учить детей осознанности в отношениях и сексе — это нормально.

Швеция

Швеция — первая европейская страна, которая включила уроки секспросвета в школьную программу. Их преподают с 1955 года. 

Занятия начинаются ещё на дошкольных курсах и продолжаются до конца обучения. Ученикам рассказывают о физиологии секса, контрацепции, беременности, любви и партнёрстве, взаимном согласии и уважении. В 2011 году Шведская ассоциация сексуального образования создала образовательный мультфильм для подростков — «Секс на карте». По сюжету пятеро учеников приходят на дополнительные занятия, где учитель отвечает на их вопросы о человеческих гениталиях, сексе, мастурбации.

Великобритания

В Англии и Уэльсе действует программа «Отношения и сексуальное образование» (Rela­tion­ships and Sex Edu­ca­tion). Уроки в школах добровольные, и родители имеют права от них отказаться.

Занятия начинаются с первого класса и напоминают стандартные уроки биологии. Детям рассказывают, как меняется человеческое тело, и откуда берутся новорождённые. Для подростков программа расширяется. Они узнают о построении отношений, принципе согласия, контрацепции и сексуальном здоровье. 

В Шотландии есть две программы: «Здоровое уважение» (Healthy Respect) и «Призванные любить» (Called to Love). Первая похожа на ту, что преподают в Англии и Уэльсе. Вторую программу создали для католических школ. Детям рассказывают, что сексом до брака заниматься не положено, а нужен он не для удовольствия, а для создания семьи. При этом школьников учат здоровому отношению к телу и уважению к другим.

Германия

С 1992 года уроки полового воспитания обязательны во всех немецких школах. Помимо базы — физиологии и безопасности — ученикам рассказывают о гендерных ролях, оргазме, ориентации, сексуальных правах человека.

Также Министерство здравоохранения Германии создало просветительский ресурс Zanzu. Он переведён на несколько языков (есть даже русский). На сайте можно найти образовательные тексты и иллюстрации о беременности, отношениях, сексуальности, заболеваниях. Контент Zanzu одобрил международный консультативный комитет европейских экспертов в области сексуального и репродуктивного здоровья. 

Нидерланды

В Нидерландах нет единой  программы по половому воспитанию — школы сами решают, как проводить занятия. 

Например, вопросы полового воспитания могут обсуждать на уроках биологии, социологии, гражданского образования. Ученики узнают о разнообразии гендеров и ориентаций, учатся уважать других вне зависимости от их сексуальных предпочтений.

Немалую роль в образовании играет Голландский центр по сексуальному и репродуктивному здоровью Rut­gers. Одним из его проектов стал сайт «Сможешь это исправить?» (Can You Fix It?). Это интерактивная игра, где подростку предлагают неловкую ситуацию, связанную с отношениями и сексом. Он выбирает один из предложенных способов решения проблемы и смотрит на последствия. Так подростки представляют возможные трудности в отношениях и сексе, учатся уважать чужие границы и понимать собственные желания.

Франция

С 13 лет и до окончания школы французские ученики посещают семинары по половому воспитанию. На уроках приветствуются обсуждения и дебаты. Вопросы, которые обсуждают в классе, похожи на стандартную европейскую программу: тело, безопасность и контрацептивы, свои и чужие границы, беременность, аборты. Школы приглашают экспертов, которые проводят лекции и отвечают на вопросы школьников. 

До 18 лет подростки бесплатно получают контрацептивы и противозачаточные средства. Также во Франции проходит акция «Бесплатные среды»: подростки могут пройти осмотр в клинике сексуального и репродуктивного здоровья.

США

Американские школы делятся на два лагеря, а точнее, две программы: «Всестороннее половое воспитание» (Com­pre­hen­sive Sex Edu­ca­tion) и «Половое воспитание, рассказывающее только о воздержании» (Absti­nence-Only Sex Education). 

«Всестороннее половое воспитание» напоминает европейские программы: там рассказывают об анатомии и социальных аспектах сексуальности. Многие американские медицинские ассоциации выступают за её распространение, так как благодаря этой программе подростки получают всю нужную информацию  о сексе и возможных рисках.

А вот программа, основанная на воздержании, вредит девушкам. На уроках рассказывают о важности сохранения девственности до брака, но не о контрацепции. Христианка Пэм Стензел даёт лекции в школах о том, как девушкам важно «сохранить достоинство» до брака. Защитница программы воздержания Шелли Донахьо ведёт тренинги в школах, где сравнивает незамужних девушек, у которых был секс, с использованными клейкими лентами. 

Часто законы штата ограничивают учителей в преподавании уроков полового воспитания. Например, в Миссисипи разрешают рассказывать о контрацепции, но не показывать, как ей пользоваться. Преподаватель Сэнфорд Джонсон вышел из ситуации и продемонстрировал, как надевать презерватив, по аналогии с ногой и носком.

Какая польза от уроков полового воспитания

Снижение уровня подростковой беременности

Статистика показывает, что чем выше уровень секспросвета в стране, тем реже встречаются подростковые беременности среди девушек 15–19 лет. 

Самые высокие показатели подростковой беременности зарегистрированы в Киргизстане, Таджикистане и Грузии — 38–39 случаев из 1000. В России — 23 случая из 1000. Во Франции — 22 из 1000. Великобритания — 14 из 1000. Германия и Швеция — 6 из 1000. Нидерланды бьют рекорд — 4 из 1000.

В США цифры разнятся в зависимости от штата и программы секспросвета, которая там принята. Например, в Арканзасе, где программа секспросвета не расширена, на 1000 девушек приходится 35 подростковых беременностей. В Нью-Гэмпшире самый низкий показатель — 10 из 1000. Программу секспросвета штата оценивают как одну из лучших в стране. 

Профилактика венерических заболеваний

Кроме контрацепции на уроках секспросвета рассказывают о возможных заболеваниях и способах их предотвратить. Например, Оливия Ричман, врач и YouTube-популяризатор полового воспитания, говорит, что секс-образование помогает бороться с распространением вируса папилломы человека. Статистика показывает, что только половина населения США знает о вакцине против ВПЧ.

Сексуальное образование — не единственный фактор, который влияет на уровень заболеваемости. Но благодаря ему подростки чаще используют средства защиты во время секса, а значит, снижают вероятность передачи болезни половым путём. Например, в Германии, Нидерландах, Австрии, Бельгии и Швейцарии самый низкий уровень венерических заболеваний: 1,6% в Германии, 1,1% в Нидерландах, 0,8% в Австрии, 2% в Швейцарии. Для сравнения, в России уровень составил 39,5%.

Улучшение качества секса и культуры общения

Учёная и секс-просветительница Виктория Белтран призывает ввести в американскую программу сексуального образования уроки про удовольствие. Под этим она подразумевает честный разговор с детьми и подростками о пользе мастурбации, культуре согласия, позитивном отношении к своему телу. 

Виктория Белтран считает, что расширенное сексуальное образование снизит не только уровень подростковой беременности и венерических заболеваний, но также случаи харассмента и сексуального насилия. Белтран верит, что сексуальное образование научит людей любви к себе, хорошему сексу и уважительному отношению к другим.

😉У нас тоже есть «уроки» полового воспитания

Как пользоваться презервативами и не облажаться: 10 частых ошибок

Чем лучше предохраняться: гид по современной контрацепции

8 мифов о мастурбации, которые мешают заниматься ей со спокойной душой

Обложка: кадр из сериала «Половое воспитание»

Статьи

Объявления

На базе ОГБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики» бесплатно ведут прием следующие специалисты: ВРАЧИ: врач-педиатр ПСИХОЛОГИ:

  • индивидуальные консультации взрослого населения;
  • психолого-педагогические консультации.

РАСПИСАНИЕ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ Запись по тел. 65-02-16

Архив публикаций

Хотите быть в курсе новостей Центра, расписания лекций и тренингов, узнавать о публикации новых интересных статей, присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте.​​

Поделиться в соц. сетях

—>

23.10.2017 15:40 3074 image Многие родители уверены: школьникам в 15-16 лет рано разговаривать про интимную жизнь. / Алексей Витвицкий / АиФ image Вопрос-ответ Когда детям можно рассказывать о средствах контрацепции?

На протяжении последних лет лекции среди молодёжи по профилактике ВИЧ-инфекции проводила подведомственная Управлению по делам молодежи администрации Челябинска организация МБУ ЦПС «Компас». Лекции предназначены для учеников старших классов. 

«По словам сына, на семинаре им говорили, мол, вы, граждане России, уже получили паспорт и имеете право пробовать всё, — возмущается многодетный отец Константин Горлевич. — Главное «использовать чистые шприцы и презервативы»! И даже рассказывали про групповой и однополый секс! Во время семинара (он проходил весной в МАОУ СОШ №6 – прим. ред.) сыну стало плохо, он попросился выйти и его вырвало в туалете. Прошу заметить, что моему сыну 15 лет, он не ботаник, он без пяти минут мастер спорта по дзюдо! По-моему мы, родители, не имеем морального права оставаться в стороне и должны дать адекватный ответ этому безобразию! Наших детей развращают!»

Действительно, тема полового просвещения подростков во все времена была больным вопросом для родителей. Что надо знать ребёнку? В каком возрасте? Советские родители могли рассчитывать на помощь школы в этих вопросах: в старших классах к детям приходил медицинский работник, который объяснял всё, что нужно, но очень осторожно и деликатно, стараясь не травмировать детскую психику. Причём уроки полового воспитания проводились отдельно для девочек, отдельно для мальчиков. Сейчас классы даже не всегда делят по гендерному принципу.

Во время семинаров, которые вызвали протесты со стороны родителей, перед школьниками выступали не взрослые лекторы, а такие же подростки. Организаторы посчитали, что присутствие педагогов может смутить детей, поэтому старших в кабинете не было.

«Что меня смутило, так это формат семинара-тренинга. Тренинг, как известно, предполагает выработку навыков. Какие навыки можно выработать в связи с поставленной задачей? В рамках тренинга школьникам предлагается «освоить последовательность действий, которые необходимо предпринять в случае опасности заражения». Речь о сдаче анализов на наличие ВИЧ-инфекции. Но это уже подмена понятий: сдача анализов на наличие ВИЧ уже не является профилактикой ВИЧ, это непосредственная констатация факта – есть инфекция или нет», — отмечает психоаналитик, преподаватель Сибирского Института Психоанализа Ольга Архипцева.

image Сифилис «молодеет». В 2016-м в регионе заболели сифилисом восемь детей

«То, что мальчиков и девочек собирают вместе для проведения лекций по половому воспитанию, это, конечно, неправильно! – уверена педагог-психолог высшей категории, общественный помощник Уполномоченного по правам ребёнка в Челябинской области Жанна Кулькова. – Как и то, что нарушаются возрастные ограничения. Нужно неукоснительно соблюдать возрастной ценз. Большинство брошюр, которые используются при профилактике ВИЧ-инфекции вообще имеют ограничение «18+». Детям 7-8 класса иногда ещё нет полных 16 лет. Реакция того самого мальчика доказывает: несоответствующая по возрасту информация может вызвать крайне негативную реакцию у ребёнка! И для родителей это вообще-то повод обратиться в правоохранительные органы». 

Родительское сопротивление

image Статья по теме «Без мужчин всему не научишь». О воспитании школьников и их родителей

В 2006 году в Челябинской области была зарегистрирована общественная организация «Совет родителей Челябинской области». Первые письма, поступившие в адрес общественников, содержали жалобы родителей на работу «Компаса».

«В 2008 году нам пришло тринадцать писем от общественных, религиозных и молодёжных организаций, — вспоминает председатель попечительского совета школы интерната №1 Виктор Попов, возглавлявший в то время отдел по связям с общественностью в Совете. – Это были «Мусульмане Челябинской области», Узбекский национально-культурный центр, Немецкий культурный центр, Русский культурный центр, Ассамблея народов Челябинской области, Азербайджанский национальный центр, миссионерский отдел РПЦ, Казахский национальный центр, молодёжное общество «Трезвение», центр «Детство» и др. Все они до сих пор ждут, что дело сдвинется с мёртвой точки». 

Активную борьбу против «Компаса» сегодня ведёт челябинское региональное отделение общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление». Активисты отделения обращаются в самые различные инстанции.

«Не так давно эксперты Роскомнадзора провели экспертизу упомянутой программы и признали, что она нарушает федеральное законодательство о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, — поделилась председатель ЧРОО Екатерина Забачёва. – Кроме того, доказано, что программа эксплуатирует интерес подростков к сексу, способствует формированию асоциальных норм поведения, а содержание уроков способно вызвать у подростков тревожные и депрессивные эмоциональные состояния. Мы в курсе, что у подобного секс-просвета есть защитники: некоторые чиновники уверены, что лекции оказывают положительное влияние на ВИЧ-статистику в нашем регионе по сравнению со Свердловской областью, где уроки полового воспитания среди молодёжи в таком масштабе никто не проводит. Но вот только Челябинская область в 2016 году заняла 11 место по заболеваемости ВИЧ, а Свердловская – 15 место. С 2014 по 2016 год рост заболеваемости в Челябинской области составил 26,8% против 8% в Свердловской области. А в 2016 году мы вошли в непочётный список регионов с наибольшим количеством ВИЧ-инфицированных подростков 15-17 лет. И основная причина заболеваемости – половой путь». 

image ВИЧ не страшен, когда его лечат. Какие преграды выставили эпидемии СПИДа?

«Общественники отчаянно борются с ситуацией, но так и не предложили альтернативы, — отмечает Кулькова. – А тема очень специфичная. И кто бы за неё ни взялся, всегда можно предъявить массу претензий к тем словам, которые используются, к материалам, к подходам. Идеальной модели профилактической работы в этом направлении не существует. Государство нам её, к сожалению, не предложило».

«Конечно, невозможно замалчивать, что есть интимные отношения между полами, — рассуждает Забачёва. — Но всё-таки, на наш взгляд, новые подобные программы программы полового просвещения молодёжи необходимо строить на высоком уровне воспитания и на духовно-нравственных ценностях. Посмотрите, та же Америка уже переходит на другие рельсы, их новые программы связаны как раз с духовно-нравственными ценностями. Не могу не поделиться любопытного информацией: в журнале «Экономика здравоохранения» были опубликованы результаты зарубежного исследования, доказывающие снижение подростковых беременностей почти в два раза в связи с сокращением финансирования программы секс-образования».

К облегчению многих родителей, тренинги «Компаса» по профилактике ВИЧ с этого лета отменены. В августе замминистра здравоохранения Челябинской области Виктория Сахарова сообщала о том, что Областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями разрабатывает программу по профилактике ВИЧ-инфекции для старшеклассников с учётом практики проведения подобных занятий по программе «Ладья». Цель её – первичная профилактика рискованного поведения среди подростков посредством формирования духовно-нравственных ориентиров. До 1 сентября проект должны были направить на согласование в региональный Минобрнауки. Пока – тишина.

Точка зрения

Елена Коузова, первый заместитель министра образования и науки Челябинской области

«Компас» начинал свою работу по половому просвещению и профилактике ВИЧ давно, когда ещё существовал дефицит информации по этой теме. Вот тогда работа организации была продуманной и объективной. И, кстати, велась она отличными специалистами. Понятно, что любая работа не может оставаться одинаковой на протяжении длительного времени. В наше время общедоступности любой информации, профилактика ВИЧ и СПИД идёт везде, где надо и не надо. Поэтому ч считаю, что никаких специальных мероприятий по половому просвещению и профилактике ВИЧ проводить в школах не нужно: это непременно вызывает дополнительный интерес к теме. Проблема очень деликатная. Одним подросткам вообще не требуется дополнительных назиданий, другим в силу их психологических особенностей они нужны. Но любые объяснения должны вестись прежде всего через семью и с семьёй. Работа должна быть не массовой, а индивидуальной. Если семья решила прибегнуть к помощи специалистов в этом вопросе, то это должны быть высококлассные специалисты, обладающие знаниями возрастной психологии. 

Комментарий 

Олег Зиганшин, главный дерматовенеролог Челябинской области:

«Надо как можно раньше рассказывать детям об инфекциях, передающихся половым путём (ИППП), и их проявлениях. Тогда мы будем раньше выявлять болезни у подростков и лечить их без осложнений. Южноуральских педагогов ежегодно обучают на базе Областного центра диагностики и консультирования тому, как правильно проводить уроки полового воспитания среди школьников, а также какую работу вести с родителями на собраниях, чтобы и они своевременно просвещали детей. Педагогам рекомендовано проводить уроки полового воспитания в старших классах начиная с восьмого. Для восьмого-девятого классов разработана одна программа, для учащихся десятого-одиннадцатого — другая, для родителей — третья. Однако некоторые эксперты уверены: желая максимально информировать подростков об ИППП и таким образом защитить, мы подталкиваем их к тому, чтобы узнать эту сферу поближе. Если мы начнём говорить о половом воспитании только с теми, кто достиг 17-18 лет, поверьте, это будет не просто поздно, а невозвратно поздно! Поймите, дети сегодня рано вступают в половые отношения, и мы не можем с этим ничего сделать. Изменился гормональный фон, стала другой социальная среда. Появился Интернет, в конце концов. Невозможно выключить радио и телевизор, чтобы ребёнок их не смотрел и ничего не знал. Вы же не будете до 17 лет держать ребёнка дома! Поэтому разговоры на сексуальные темы с детьми начинаться должны много раньше. У меня самого трое сыновей. Старшему — 24, среднему — 12, младшему — 10 лет. Половое развитие нового поколения происходит на моих глазах. То, о чём я стеснялся поговорить со своим старшим сыном, когда ему было 12 лет, уже поздно объяснять среднему сыну, которому 12 сейчас. Надо разговаривать сегодня с 10-летним!»

image Можно ли делать замечания родителям по поводу методов воспитания детей? image На Южном Урале снизилась заболеваемость половыми инфекциями image «Нет, я сказала». Почему ребёнок не прислушивается к запретам

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий