Почему ребенок плохо, мало говорит, не говорит, как научить ребенка говорить, разговаривать

Повторюсь, все зависит от мамы. Я не разрешала сюсюкать с ребенком и сама разговариваю как с равной, но при этом надо не забывать что вы мама. Я достала дочь из каляски в 8 мес и больше мы в нее не садились. Я собираясь на улицу расказывала куда пойдем гулять и что будем покупать, берем фрукт, расказываю какой и что дальше будем брать, берем второй фрукт сново расказываю и говорю куда пойдем дальше например в парк (повторение для ребенка). Во время пргулки всем животным на картинках и атракционы сделаем «пип» в нос, рада. К полутора годам ребенок чувствовал разницу между общением на руках и немым катанием. В 1,3 читая стих с простым содержанием, где встречаются простые звуки: бе, му, га, ме, в первый раз читая делаю паузу перед «ме» потом сама произношу, читая второй раз тот же стих, когда делаю паузу, ребенок уже сам произносит «ме», так мы запомнили как разговаривают животные и дождик. Со временем по томуже принцыпу я стала делать пауэы на слова, так стали запоминать стихи, я чинаю первую половину строки, а ребенок вторую, а потом и полностью, и конечно не надо забывать о поощрении, какой ребенок молодец и что у него получается сегодня лучше чем вчера, а завтра будет еще лучше, главное пробуй. После года примерно, точно уже не помню, ребенок говарит а я повторяю, если не понимаю что, прошу показать и тогда повторяю, редко когда не понимаешь ведь в таком возросте словар.запас ребенка я хорошо знала (например: луна, говорили «на». Постепенно говорила с ребенком более сложными словами и предложениями. Если что-то не поняла, повторяла еще проще. Если не хочет больше говорить, тогда оставляли, «еще подрасти надо». Нам сейчас 3,3 года и мы в семье разговариваем все на равных. На слова папы: «мне грусно», дочь ответила: «я не могу понять у тебя что девочек нет». Мы не ходим в развивайки, результат развития ребенка наше общение и игра вместе. Не надо с ребенком играть все время, достаточно отвести для этого определенное время в течении дня, также отвести время для самостоятельной игры ребенка, у нас это было когда я занимаюсь своими делами, кушать готовлю, убераюсь и т.д., капризничает ребенок что не ей занимаюсь, но потом понимает и привыкает, т.к. я все ей объясняла, кушать хотим значит надо приготовить и т.д.. Научить ребенка говорить, рассуждать (думать) можно этот период сделать очень интересным, и да к концу дня сил совершенно нет, зато какой ребенок. Содержание Отсутствие речи у детей в возрасте двух лет часто становится поводом для беспокойства родителей. Они озадачены вопросами, как научить малыша говорить? Не отстает ли ребенок по развитию от своих сверстников? А может уже давно стоило забить тревогу и обратиться за помощью к специалистам?

Родительское отношение к «молчанию» своего двухлетнего чада делится на две категории:

  • Чрезмерная обеспокоенность. Когда ребенок в 18 месяцев не знает алфавит и не общается развернутыми предложениями, в отличие от соседского мальчика Саши, который в 2 года говорил сложными предложениями.
  • Игнорирование проблемы. Когда врачи сошлись на едином мнении, и ставят диагноз «задержка в развитии», а родители настойчиво игнорируют этот факт. Им кажется, что малыш абсолютно здоров и никакой проблемы не существует.

Под термином «задержка речевого развития» (ЗРР) подразумевают замедленные темпы овладения устной речью детьми младше трех лет.

image

Норма или патология?

Развитие каждого ребенка происходит согласно индивидуальному расписанию, как и становление речи. Навык речевого общения у детей в 2 года настолько индивидуален, что может существенно различаться у сверстников, рожденных с разницей в пару месяцев. Но все детки без исключения переживают основные периоды развития речи.

Этапы и условные нормы развития речи:

  • 2-3 месяца – гуление. У малыша наблюдается реакция на голоса мамы и папы. Он начинает издавать первые звуки, отвечая по-своему на обращение родителей. На этом этапе формируется диалогическая речь.
  • 4-8 месяцев – лепет. Ребенок повторяет простейшие слоги из гласных и согласных звуков (тя-тя, ня-ня-ня, бу-бу). Некоторые мамы радуются, когда слышат от своего чада первое слово «ма-ма». На самом деле, это случайный повторяющийся слог, значение которого малыш еще не осознает.
  • 9-12 месяцев – малыш подражает звукам речи взрослых. В этот период активно пополняется пассивный словарь (слова, которые он слышит и понимает, но не произносит).
  • В 12-18 месяцев ребенок произносит свои первые осознанные слова, знает и произносит звуки некоторых животных, понимает и реагирует на просьбы взрослых («положи», «сядь», «принеси», «кушай»). При произношении слов, ребенок может «терять» или «заменять» звуки и слоги (кошечка­ – «котька»).
  • 2 года – формирование активного словаря. Малыш учится складывать слова в предложения, выражать свои мысли.
  • 3 года – речь ребенка становится понятна окружающим. Он без труда формулирует свои требования, задает вопросы, активно употребляет в речи глаголы, союзы, предлоги, знаком с количественными понятиями («много», «один»).

Единой возрастной нормы, по которой ребенок должен заговорить, не существует.

У большинства детей это происходит с 14-18 месяцев от момента их появления на свет.

image

Какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития?

Не стоит волноваться, если малыш контактен, сообразителен, общается с членами семьи и окружающими при помощи жестов и звуков, реагирует на ваши просьбы, понимает слова, которые вы ему говорите, способен к звукоподражанию. Такие детки могут упорно молчать до трех лет, но потом активно начинают разговаривать, даже перегоняя своих сверстников. Речь идет о темповой задержке речи, когда малыш заговорил самостоятельно, без каких-либо принятых мер. Это нормальное явление, которое может встречаться у абсолютно здорового ребенка. Но существует и другая проблема, когда задержка развития речи – это тревожный «звоночек», сигнализирующий о серьезных нарушениях.

Что должно насторожить родителей:

  • Спустя 3-4 недели с момента рождения у малыша отсутствует реакция на голоса взрослых.
  • Отсутствие гуления в 2-4 месяца.
  • В 8-9 месяцев от ребенка не слышно никаких звуков, лепета.
  • В 1-1,5 года не произносит простых слогов (ма-ма, бу-бу), не откликается на свое имя.
  • С полуторагодовалого возраста не воспринимает на слух слова, просьбы. Есть проблемы с жеванием пищи.
  • Не использует жесты, добивается всего только плачем.
  • В 2 года не может говорить фразами, не стремится узнать новые слова, путает части тела, не знает названий элементарных предметов, не может указать на них. Словарный запас скудный, насчитывает не более 20 слов.

Окончательный диагноз ЗРР могут поставить только врачи после проведенного комплексного обследования.

Что спровоцировало задержку речевого развития?

Причины развития речи разделяют на физиологические и социальные.

Физиологические причины:

  • Перинатальные патологии (угроза выкидыша в период вынашивания, недоношенность, асфиксия в родах).
  • Наследственность.
  • Поражения ЦНС вследствие внутриутробных и родовых травм, перенесенных инфекционных и вирусных заболеваний в раннем возрасте.
  • Нарушение слуха.
  • Травмы черепа.
  • Слабое развитие речевого аппарата, нарушение артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  • Заболевания неврологического характера.

Когда развитый и абсолютно здоровый малыш в 2 года не говорит или делает это совсем плохо, причины могут носить социальный характер:

  • Ребенок обделен родительским вниманием.
  • Малыш, наоборот, чересчур окружен заботой родных и не испытывает потребности в речевом общении. Все его требования тут же исполняются, достаточно только показать жестом, что ему нужно. Мамы, услышав невнятное слово, сразу понимают, о чем речь. Кроха привыкает к такому отношению и ленится разговаривать.
  • Неблагоприятная обстановка в семье, постоянные стрессы.
  • Пребывание вдали от матери.
  • В семье общаются на двух или более языках.
  • Принципиальность и упрямство. Ребенок всячески противится попыткам взрослых научить его говорить, проявляя свой характер.
  • До периода 2-3 лет дети накапливают словарный запас, а после – начинают применять фразы и развернутые предложения.

Какие меры предпринять при ЗРР?

Заподозрив у своего малыша задержку речевого развития, не откладывайте визит к специалистам.

Важно своевременно принять меры, так как данная проблема имеет стойкую динамику к увеличению, что впоследствии приведет к формированию у ребенка задержки психо-речевого развития (ЗПРР).

Некоторые родители ошибочно полагают, что лечением ЗРР занимаются логопеды. Но они только научат ребенка говорить различные звуки, составлять устно предложения, проведут логопедический массаж речевого аппарата для улучшения дикции.

При ЗРР, кроме логопеда, вам понадобится консультация следующих специалистов:

  • невропатолога;
  • дефектолога;
  • детского психолога.

Только специалист сможет выявить проблему, если она есть, и назначить корректное лечение.

Темповая задержка развития речи

Вывести ребенка из состояния темповой задержки речи поможет коммуникативный «толчок». Им служит общение с говорящими сверстниками, речевые игры и упражнения, занятия с логопедом, которые помогают детям развивать речь.

Львиная доля работы по развитию речи малыша ляжет на самих родители. Именно они являются лучшими учителями для своего чада.

Темповая задержка поддается коррекции родителями самостоятельно. Достаточно подойти к работе ответственно и уделить занятиям с детьми несколько часов в день.

Приемы и упражнения:

  • Не используйте телевизор в качестве шумового фона, так как это негативно влияет на речевое развитие крохи.
  • Играйте в дидактические игры. Сюда относятся сортеры, кубики, разрезные карточки, вкладыши.
  • Читайте ребенку книги, стихи, потешки, сказки перед сном.
  • Пойте детские веселые песенки, колыбельные на ночь.
  • Рассматривайте с малышом изображения животных, рассказывайте о них.
  • Просматривайте вместе мультипликационные фильмы, проговаривая имена персонажей, действия героев.
  • Давайте пить жидкость (компоты, соки, молочные коктейли) из трубочки. Это укрепит мышцы рта и облегчит процесс воспроизведения слов.

Чего категорически не стоит делать по отношению к малышу:

  • Сравнивать своего ребенка с чужими говорящими детьми друзей, родственников, соседей. Помните, что ваш малыш уникален и развивается по своему индивидуальному графику.
  • Закрывать глаза на существующую проблему. Если у малыша все-таки присутствуют признаки задержки речевого развития, не стоит пускать ситуацию на самотек, нужно немедленно посетить специалиста.
  • Зацикливаться. Когда дети в 2 года еще не начали говорить, мамы впадают в отчаяние. Все их мысли заняты одним: как заставить ребенка говорить?

О пользе артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений

Чтобы научить ребенка говорить и четко произносить звуки, одних только разговоров и общения с ним будет недостаточно. Важно параллельно заниматься артикуляционной гимнастикой. Тренировка артикуляционного аппарата способствует правильному произношению слов в будущем.

Ниже приведено несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Продемонстрируйте и объясните малышу, как их выполнять. Ему понравится эта веселая затея.

«Маятник». Откройте рот и двигайте языком подобно маятнику со стороны в сторону, касаясь уголков рта.

Языком попытайтесь дотянуться до кончика носа, подбородка, щек.

«Забор». Нужно сомкнуть прочно зубки, чтобы язычок остался за забором, и широко улыбнуться.

«Открыть-закрыть ротик».  Открыв рот, нужно на несколько секунд задержаться в таком положении и затем закрыть.

«Хобот слоненка». Вытяните губки вперед трубочкой и дышите.

«Пятачок». Вытянутые губы трубочкой подвигайте по кругу, влево-вправо, вверх-вниз.

«Хомяк». Набрать в рот воздух, изображая хомячка. Поочередно сдувать левую и правую щеку. После, наоборот, втянуть сильно щеки. Надуть и ладошками сдуть их.

Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи

Мелкая моторика – это точные, скоординированные движения рук. Связь между развитием мелкой моторики и речи – всем известный научно-доказанный факт. Уже с младенческого возраста малыш учится брать предметы и игрушки, перекладывать их из рук в руки. В будущем эти навыки перерастают в умение держать ложку, рисовать карандашом, застегивать пуговицы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.

Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.

Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

  • Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
  • Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
  • Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
  • Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
  • Мозаика – кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
  • Зарядка для пальчиков. Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
  • Игры со шнурками – формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
  • Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
  • Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.

Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.

Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей – помочь пассивную речь сделать «активной».  При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.

Научить ребенка говорить – кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.

Опубликовано 24.10.2016 — 18:31 —

.

Скачать:

Вложение Размер
13_sposobov_kak_nauchit_rebenka_govorit.docx 29.48 КБ

Предварительный просмотр:

13 способов научить ребенка говорить в 2-3 года

Как научить ребенка говорить правдуКак ребенка научить говорить правду…

Научите ребенка говорить

(Консультация для родителей)…

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ ПРАВДУ?

Между детской ложью и фантазией — очень тонкая грань. Как отличить фантазирование от неправды, и где кроется причина последней: в страхе наказания, неверном стиле воспитания или в чём-то ещё? Как приу…

10 способов научить ребенка говорить

Доступная информация для родителей на тему «10 способов научить ребенка говорить&quot…

Памятка «13 способов научить ребенка говорить»

Памятка для родителей…

Тринадцать способов научить ребенка говорить.

В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить речь….

13 способов научить ребенка говорить

В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить речь.    …

  • Hравится

«>Мне нравится (2)  

Как научить ребёнка говорить и этим вопрос задаются многие родители. Сегодня расскажем, что необходимо делать в разные возрастные этапы развития малыша. Если родители будут правильно заниматься речью ребёнка, это улучшит его умственные способности, поможет лучше учиться в школе и в целом положительно повлияет на развитие. Чтобы правильно научить ребёнка говорить, нужно учитывать возрастные особенности нервной системы малышей.

В конце статьи подскажем, как облегчить обучение малыша речи. Для самых пытливым подготовлено увлекательное видео, которое ответит на важный вопрос, как научить ребёнка говорить.

Как научить ребёнка говорить от рождения до 3 месяцев

Конечно же, родители в таком возрасте малыша не задаются вопросом, как научить ребёнка говорить, но следует знать некоторые важные моменты. Всё, что умеют дети в этот период – распознавать звуки, узнавать голоса близких людей, слушать окружающий шум. Становясь постарше, они начинают агукать и гулить, выражая голосом различные сочетания гласных и согласных букв. Помимо этого, ребёнок плачет, кричит и кряхтит, и в эти моменты слышит свой голос и изучает данные звуки.

Что должны делать родители:

  • разговаривать с младенцем, растягивая слова, на повышенных нотах;
  • петь, рассказывать потешки, мелодичные считалки;
  • давать малышу время побыть в тишине, чтобы знакомиться со своим голосом, не отвлекаясь на музыку, телевизор и т.д.

Как научить ребёнка говорить: младенцу от 3 до 6 месяцев

Дети учатся выделять собственное имя из речи родителей и откликаться на него. Важный этап, когда необходимо задуматься, как научить ребёнка говорить. Малыши узнают слова «папа», «мама», могут узнавать интонацию и реагировать на неё, например, плакать, слыша строгий тон или крики и улыбаться, слыша нежный голос мамы.

Младенцы начинают агукать и гулить в ритме речи родителей, стараться воспроизводить интонации, которые слышат от них. В этом возрасте у детей появляется способность к свирели – они могут соединять цепочки из нескольких гласных звуков.

Читайте также: Кто такой прагматик Что делать родителям:

  • подыгрывать малышу, повторять звуки за ним;
  • показывать его в зеркале и называть его имя;
  • употреблять слова с певучей интонацией;
  • «сюсюкаться» с малышом, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах.

Дети от 6 до 9 месяцев

Детвора учится распознавать, конечно же, короткие фразы и реагировать на них. Например, махать «Пока-пока». В возрасте от 6 до 9 месяцев малыши начинают лепетать, по нескольку раз повторяя простые слоги, например, «ма-ма-ма», а также чаще всего «да-да-да». А также ребёнок может проявлять звуки в определённой интонации, выражая недовольство или радость.

Рекомендации родителям:

  • проговаривать слоги, которые выучил ребёнок;
  • играть в звуковые игры;
  • говорить простые слова, активно включать мимику, чтобы он видел движения ртом при выговаривании определённых звуков.

Как научить ребёнка говорить: малышу год

Считается самым важным периодом, когда следует заниматься малышом, чтобы в будущем не возникал вопрос, как научить ребёнка говорить. В этом периоде детвора способна понимать короткие фразы и узнавать названные предметы, указывать на них. Они уже знают многое, но пока не умеют это полностью рассказать. Дети в год способны говорить простые слова – мама (чаще, если мама больше находиться с малышом), папа (аналогично), деда, дай и т.д. В основном, это существительные. Важный момент, словарный запас (могут быть нечётки слова) может составлять до 20 слов.

Что делать родителям:

  • проговаривать свои действия. Например: «Мама готовит», «Папа вернулся с работы», «Папа кушает»;
  • называть окружающие предметы;
  • называть имена родственников;
  • поощрять попытки малыша повторять слова;
  • читать книги с яркими картинками, чтобы малыш их обязательно видел;
  • подражать малышу, разговаривать «по-детски»;
  • разрабатывать артикуляцию в форме игры (можно кривляться, корчить рожицы и т.д.).

Как научить ребёнка говорить: дети от 1 до 2 лет

Период, когда дети учатся говорить «Нет» и стараются складывать слова в простые предложения. Например: «Де мама?» или «Тут суп». Особенно в это время нужно не только всячески помогать малышу, но и знать, как научить ребёнка говорить. В этом возрасте их мозг способен запомнить много слов, поэтому с года до двух у детей пополняется словарный запас. Теперь малыш знает не только существительные, но и другие части речи.

Читайте также: Кто такой социопат

Дельные советы родителям:

  • активно общаться с малышом;
  • игнорировать жесты и просить ребёнка говорить словами то, чего он хочет;
  • терпеливо переспрашивать и уточнять, если малыш сказал непонятное слово;
  • просить помощи, например: «Принеси свою тарелку».

Как научить ребёнка говорить: дети от 2 до 3 лет

В этот промежуток дети уже могут следить за сюжетом. Они легко понимают недлинные сказки. Они понимают всё больше абстрактных понятий, например: большой или маленький (примеры могут быть разные), съедобный или нет. Не всем родителям известно, что уже после двух лет (заверяют доктора) чадо осваивает предлоги и причастия и может строить более длинные и связанные фразы до 5,6 и даже 8 слов.

Читайте также: Всё об изменах

Что делать родителям:

  • задавать много самых разнообразных вопросов;
  • ежедневно читать сказки или стихи с повзрослевшим малышом;
  • разговаривать (обязательное условие) с ним длинными предложениями;
  • учить лёгкие детские песни;
  • активно развивать (существует множество игр и других способов) мелкую моторику.

Стоит отметить, что это усреднённые показатели. Развитие речи ребёнка может незначительно опережать или отставать от норм, и это абсолютно нормально. Беспокоиться следует, если малыш разговаривает мало, имеет скудный словарный запас или плохо запоминает новые фразы. В таком случае необходимо обратиться к специалисту по речи ребёнка. Читайте также: Что такое ЗОЖ

Советы, как улучшить и облегчить обучение речи

Как научить ребёнка говорить в разные возрастные категории разобрались, но существует ряд определённых советов, чтобы облегчить родителям эту нелёгкую задачу. Давайте разберём самые популярные рекомендации:

  1. Убрать соску в период до года. У детей, которые до позднего возраста сосали соску, может неправильно развиться артикуляционный аппарат, что в целом задержит его развитие.
  2. Расширяйте словарный запас малыша. Показывайте и называйте разные фрукты, старайтесь разнообразно проводить время. Разговаривайте с малышом во время прогулок, когда смотрите в окно.
  3. Обучение должно происходить в игровой форме. Особенно нравятся детям активные подвижные игры.
  4. Важно проводить специальную артикуляционную гимнастику. Упражнения можно найти в интернете, посоветоваться со специалистом или купить специальное пособие.
  5. Повторяйте за малышом его фразы, а затем называйте новые, и он будет повторять за вами.
  6. Мелкая моторика важна для развития головного мозга, так как центры, которые отвечают за развитие речи и движения пальцев рук находятся рядом. Развивая одно, вы стимулируете и другое.
  7. Для чтения выбирайте разные книги – прозу, стихи, песенки, чтобы ребёнок слышал разные интонации и ритмы речи.
  8. Для разнообразия можно петь с малышом. Выберите песни, которые ему нравятся, включайте музыку и пойте вместе. Это не только развивает речь, но и улучшает настроение.
  9. В окружении ребёнка должна быть чёткая, правильная речь. Поэтому нельзя смотреть телевизор часто в присутствии малыша или включать радио «на фоне», пока вы вместе чем-то занимаетесь. Детям нужно фокусироваться на чём-то одном.
  10. Обучайте хитростью – намеренно путайте слова, когда читаете знакомые сказки на ночь. Он будет очень рад исправить вас!
  11. Будьте внимательным слушателем. Демонстрируйте ребёнку, что вам интересен его рассказ. Удивляйтесь, смейтесь и задавайте связанные вопросы, чтобы стимулировать малыша делиться с вами информацией снова и снова.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

Детские развивающие центры, кружки

Развитие речи до 3 лет

Речь ребенка развивается по определенным этапам, которые подробно описаны в различной литературе. Конечно, в пределах одного периода могут быть отклонения в плюс-минус несколько месяцев, но если ребенок начинает «отставать» на один период и более, это является поводом для обращения к врачу. А чтобы не наступила обратная ситуация, когда родители начинают бить тревогу раньше времени, им будет полезно знать все эти этапы.

В первые месяцы после рождения ребенок делает попытки издавать первые «человеческие» звуки, стремясь повторить речь взрослых и реагируя на их обращения к нему. Эти звуки – самые простые (а, о, я, у). И хотя они легко угадываются, ребенок произносит их «в нос» в силу недостаточного развития речевого аппарата. Через полтора месяца ребенок начинает «гулить» -добавлять к указанным выше гласным звукам несколько просты согласных – г, к и х (этот период назван так по самому узнаваемому «слову» — «гу»). Отличным признаком развития ребенка является тот факт, что «гулить» он начинает в присутствии взрослых, то есть пытается таким способом наладить с ними контакт.

image

Когда детям исполняется полгода, они начинают лепетать, то есть произносить простые слоги и слова: па, ба, ма и т.д. Продолжается этот период до 11 месяцев или одного года, причем по мере роста ребенка он осваивает все более сложные речевые конструкции. К концу первого года он может составить простое предложение из 2-3 слов и понимает просьбы от родителей. Если этого не происходит, то нужно воспользоваться методиками, как научить разговаривать ребенка в этом возрасте.

В начале второго года жизни нормально развитый ребенок окончательно превращается в социальное существо. Он внимательно слушает, что ему говорят взрослые, и пытается повторить взрослую речь. Правда, в большинстве случаев он говорит на собственном языке, коверкая многие слова и слоги, но зато они являются понятными родителям. Так происходит примерно в течение года до достижения трехлетия. Здорового ребенка отличает не умение красиво говорить раньше сверстников, а регулярный прогресс в общении. Обучение речевым навыком в период от года до двух лет не менее важно, чем обучение двигательным способностям.

В 2-3 года у детей отмечается наибольший прогресс в речевом развитии. Ребенок начинает говорить связными предложениями; в его речи появляется все больше вопросов, с помощью которых он изучает окружающий мир. Он начинает осознавать себя, родителей, родственников, друзей и других людей, которые встречаются в его жизни. Если вы не знаете, как научить говорить  ребенка в этом возрасте (точнее, развить его речевые навыки), воспользуйтесь советами специалистов. Читайте больше книг вслух, пойте с малышом песни и вообще как можно больше общайтесь, пополняя его пассивный словарный запас. В этом возрасте в полной мере становятся заметными те навыки, благодаря которым человек отличается от животных – умение логически мыслить (и выражать свои мысли на словах) и рационально объяснять свои поступки.

Базовые упражнения

Речь – это приобретенный навык человека. Она развивается только после многократных повторений, а повторения, в свою очередь, должны выполняться по образцу. Таким образцом служит речь взрослых, которую они пытаются копировать – сначала неудачно, но затем все более успешно. Это значит, что для развития речи ребенок должен развивать органы чувств: зрение, слух и осязание. Не зря рекомендуется с первых дней жизни окружить ребенка яркими и красивыми игрушками и картинками, чтобы у него началось формирование зрительных образов.

Но одних только картинок недостаточно, чтобы научить ребенка говорить. Как в любом другом деле, основой здесь является практика. Родители должны как можно активнее общаться с малышом, причем не монотонно, а эмоционально. Не бойтесь повторять за ним звуки, даже если он произносит их неправильно – со временем он запомнит эти слова и перейдет к изучению новых. Также в вопросе, как научить ребенка говорить, очень важна гимнастика для рук, и в особенности – для кистей и пальцев. Давно установлена связь между речью и мелкой моторикой, поэтому после трех месяцев жизни малышу можно начинать массировать пальчики на руке. Затем можно переходить к развивающим играм. Сначала это будут простые задания (например, достать предмет из коробки), а по мере роста ребенка можно переходить к более сложным задачам (лепка, аппликации и т.д.).

Когда малышу исполнится год, нужно переключиться на полностью «человеческое» общение. Это значит, что родителям из своего общения с малышами следует исключить жесты, а добиваться понимания от ребенка только с помощью слов. Полезно обращать внимание ребенка на окружающие звуки и голоса животных, обязательно комментируя это для создания образов, «привязанных» к этим звукам. Также в этом возрасте следует продолжать много общаться с детьми, повторяя отдельные слова и выражения.

image

Обучение словам

К возрасту одного года словарный запас ребенка составляет около 10 слов. Впрочем, не все малыши начинают говорить в этом возрасте, поэтому врачи допускают задержку в несколько месяцев. Но если ребенок долгое время продолжает лепетать, а слова из этих слогов не складываются, самое время подумать, как научить говорить ребенка слова. Делать это должны не врачи (к ним обращаются только в крайних случаях), а сами родители. Причем это не потребует от них больших усилий. Больше всего времени с малышом проводит мама, поэтому ей нужно просто проговаривать каждое свое действие. Если вы увидите, что ребенок хочет задать вопрос или включается в диалог, поддерживайте эту инициативу. Нет ничего хуже, когда дети не чувствуют внимание к себе – из-за этого они становятся замкнутыми, а их развитие тормозится.

Хорошим способом развить речевые навыки ребенка является игра, при которой родители сами задают ему вопросы, показывая какой-либо предмет или картинку. Ребенок должен ответить, что это такое – тем самым у него развивается речевой аппарат (он учится правильно извлекать звуки) и участки головного мозга, отвечающие за память и формирование зрительных образов. Когда вы называете малышу новое слово, нужно смотреть прямо в его лицо и произносить звуки громко и четко, чтобы он привыкал к правильному произношению. Все предметы и явления нужно называть своими именами, не «подстраиваясь» под ребенка и не упрощая понятия, даже если они кажутся сложными для произношения.

Обучая ребенка новым предметам и явлениям, не стоит забывать о глаголах. Часто родители называют само понятие (то есть используют имя существительное), а об описании действий забывают. Это не совсем правильно, так как глаголы являются неотъемлемой частью речи. Чтобы ребенок как можно раньше научился правильно строить предложения, с ним нужно разговаривать на «правильном» языке с самого начала.

Обучение предложениям

К третьему дню рождения у ребенка должна появиться связная речь. Это значит, что в этом возрасте они должны уметь связно выражать свои мысли и понимать, о чем им говорят окружающие. Однако готовить ребенка к этому нужно заранее. Через несколько месяцев после рождения нужно начать читать ему сказки, даже если вам кажется, что ребенок ничего не понимает.

В быту нужно комментировать свои действия, явления природы и вообще все, что происходит вокруг. В общении с детьми нужно по минимуму использовать жесты, развивая у ребенка речевые навыки. Поскольку жестами малышам общаться намного проще, соблазн выполнить его просьбу будет велик, когда, к примеру, ребенок будет протягивать руку, чтобы попросить яблоко. Родителям нужно набраться терпения и «притвориться», что они не понимают ребенка, пока тот не проговорит свою просьбу вслух.

image

Еще один метод поощрить ребенка к разговору заключается в задавании ему частых вопросов. Просите ребенка буквально обо всем. Пусть он комментирует свои действия, рассказывает о том, что происходит за окном, подсказывает что-то родителям и т.д. Не стоит забывать и о развитии мелкой моторики, выполняя соответствующие упражнения и игры.

Сложные звуки

У всех малышей есть ряд «проблемных» звуков, которые даются им с большим трудом. Причем звуки эти одинаковы в любом возрасте – сложность их извлечения связана с недостаточным развитием речевого аппарата на определенных этапах. Речь идет о звуках Л, Ш, Ж и, конечно же, о самой сложной для произношения букве Р.

Звук Л малыши часто заменяют звуком В , так как при произношении второго варианта практически не задействуются мышцы языка. Чтобы развить подвижность языка и научить ребенка выговаривать букву Л, рекомендуется выполнять упражнение под названием «цоканье», имитирующее звук копыт лошади. Для извлечения звука Ш язык должен принять особое положение, при котором его форма напоминает чашу. Соответствующее упражнение так и называется – «чашечка». Для этого кончик языка нужно прижать к нижней губе, а боковые части – приподнять. Остальные шипящие звуки можно поставить аналогичными упражнениями, направленными на подвижность языка и растяжку губ.

Что касается самого сложного звука Р, то здесь обычно требуется помощь логопеда. Он должен показать им правильное положение губ и языка для извлечения этого звука, а также дать ему ряд упражнений. Они направлены на развитие кончика языка, так как при произношении буквы Р он должен прижиматься к нёбу и совершать быстрые колебательные движения. Помимо упражнений, ребенок должен постоянно практиковаться, произнося скороговорки или любые другие слова с буквой Р.

Когда обращаться к логопеду?

Логопед знает, как научить малышей разговоривать, поэтому родителям нужно своевременно обращаться к нему при наличии проблем речевого развития на любом возрастном этапе. Ниже перечислены эти проблемы с указанием конкретного возраста:

  • 8 месяцев: ребенок не оборачивается, когда взрослые зовут его.
  • 2 года: ребенок не разговаривает.
  • 2,5 года: ребенок произносит отдельные слова, но не может построить из них даже простые словосочетания.
  • 3 года: у малышей отмечается повышенное слюноотделение и неумение управлять мимическими мышцами.
  • От 3 лет: ребенок продолжает упрощать слова, в том числе двухсложные.
  • 3-4 года: ребенок не осознает, что слова разбиваются на слоги, и сильно их искажает.
  • В речи детей преобладают мягкие или, наоборот, твердые звуки.
  • У малышей наблюдаются проблемы с речевым дыханием (говорит «в нос», останавливается посреди фразы, чтобы набрать воздуха и другие).

Если родители распознали эти проблемы вовремя, у них не возникнет сложностей с тем, как научить детей разговаривать. Своевременная коррекция у логопеда позволяет достичь правильной речи к моменту поступления в первый класс и избежать более серьезных проблем с развитием малышей.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий