Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать? — Телеканал «О!»

Научить ребенка писать гораздо сложнее, чем читать. Для того чтобы ребенок в полной мере овладел правильным и каллиграфическим написание букв, нужен специалист, учитель начальных классов. Поэтому родители не должны заниматься самостоятельным обучением начертанию букв и цифр, чтобы после поступления в школу педагогу не пришлось исправлять ошибки, которые допустили папа и мама будущего школьника. Однако сделать процесс обучения ребенка письму в будущем легче родители могут сделать уже сегодня.

Когда начинать учить писать?

image

Среди педагогов это спорный вопрос. В одном мнении они сходятся однозначно – до трех лет не нужно прилагать усилия в этом направлении. Слишком раннее развитие этого навыка может вызвать у малыша в будущем стойкую неприязнь к прописям и ручке. В дошкольном возрасте главные задачи взрослых следующие:

  • научить правильно удерживать ручку;
  • развить мелкую моторику;
  • подготовить мышцы к будущему обучению;
  • развить фонематический слух;
  • научить ориентироваться в пространстве: различать лево и право, понятия «вверх-вниз»;
  • стимулировать развитие памяти и внимания;
  • скоординировать письмо и зрение;
  • развить речь ребенка, увеличить активный словарный запас;
  • принимать правильную позу во время письма.

6 важных советов: как научить ребенка писать

Учителя начальных классов и логопеды рекомендуют следующую методику и упражнения, которые помогут будущему школьнику подготовиться к непростому процессу обучения начертанию букв и цифр.

Уделите внимание упражнениям на развитие мелкой моторики

Чем более развитыми будут мышцы кисти вашего малыша, тем проще ему будет даваться процесс письма. В процессе развития мелкой моторики развивается и мозговая деятельность дошкольника. Не зря великий педагог-новатор Сухомлинский говорил, что ум малыша находится на кончиках его пальцев. В развитии мелкой моторики помогут следующие упражнения:

  1. Магические руки. Насыпьте в непрозрачную емкость крупу, песок или налейте воду. Туда же поместите любой предмет. Попросите малыша надеть перчатки и ощупать предмет, находящийся в емкости. Пусть крошка угадает, что именно спряталось внутри.
  2. Замершие ладошки. Пусть ладошки ребенка плотно прижмутся к столу. Попросите ребенка, не отрывая ладони от стола, то тихо, то громко барабанить пальцами по поверхности.
  3. Угадайка. Завяжите глаза малышу, а предметы разнообразной формы и текстуры, буквы, цифры, геометрические фигуры положите в мешочек. Пусть ребенок постарается определить, что именно он ощупывает в мешочке.
  4. Трафарет. Современные трафареты и спирографы просто завораживают малышей и тренируют координацию мелких мышц кисти.
  5. Лови шарик. Вам понадобятся старые шариковые дезодоранты. Шарики необходимо вытянуть, продезинфицировать с помощью уксуса и нарисовать на них фломастером забавные мордашки. Игру следует проводить во время купания в ванной. Дайте малышу в руки ложку дуршлаг или кулинарные щипцы и попросите его выловить все шарики.
  6. Лепка из пластилина, отрывная аппликация, нанизывание бусин на веревочку, разнообразные игры с крупами позволят развить мелкую моторику будущего первоклассника.
  7. Вырезание по контуру. Действенный метод для развития координации движений. Начинайте с крупных деталей, постоянно переходя к более мелким.

Не спешите брать в руки ручку

Начинайте выводить палочки-крючочки карандашом. Ведь с помощью ластика можно очень легко исправить некрасивые элементы и испытать ситуацию успеха, избежав ненужных стрессов.

image

Дозируйте время занятий

Первые «уроки» должны длиться не дольше 4-5 минут. Дело в том, что дети дошкольного возраста не умеют концентрировать свое внимание долгое время. Педагоги заметили такую особенность: как только ребенка начинает писать свои первые буквы, то чем меньше он пишет, тем красивее у него выходит. Не злоупотребляйте письмом, так вы только отобьёте охоту у будущего школьника.

Научите ориентироваться в прописи

Если малыш не может найти «рабочую строку» и постоянно выходит за пределы строки, то стоит обучить его элементарному ориентированию на листе с помощью следующих игр:

  • Игра «Части тела». Попросите малыша назвать и показать части тела, находящиеся у него слева и справа.
  • «Следопыт». Попросите показать, какая игрушка стоит на полке слева от мячика, справа от кубиков. Или поставить свои резиновые сапоги справа от папиных ботинок.
  • Игра в тетради. Например, дети с удовольствием могут выполнять задания наклеить смайлик слева от слова «мама» или нарисовать бабочку над цветочком.

Используйте тетради-прописи детского писателя Василия Федиенко

Его разработка имеет специальную более частую разлиновку, которая помогает ребенку тренировать толщину и расстояние между буквами и их элементами.

Обводите красивые элементы

Когда у малыша получается написать красивую букву или ее элемент, то необходимо это поощрить. Попросите дошкольника обвести красивые буквы зеленым карандашом. Пусть крошка расскажет, почему он считает их самыми удачными.

Основные ошибки при обучении письму

Часто родители допускают ошибки, которые могут «свести на нет» все усилия научить ребенка писать в будущем. Поэтому необходимо постараться их не допустить во время занятий в домашних условиях.

  1. Стремление родителей заменить учителя и «отобрать его хлеб». Как ни крути, лучше профессионала с этой работой никто не справится.
  2. Длительность занятия более 10 минут.
  3. Оказание физического и морального давления на будущего ученика во время занятий. Так у него появится страх сделать ошибку.
  4. Занятия письмом «через силу».
  5. Излишняя спешка. В погоне за скоростью теряется качество письма. Лучше пусть ребенок начнет писать позже, но будет делать это качественно.
  6. Отсутствие наглядного материала. Мышление у детей в дошкольном возрасте наглядно-образное. Поэтому очень важно в процессе обучения использовать картинки и видео.
  7. Слишком раннее начало обучения. Всему свое время. Педагоги считают, что чем раньше начать обучать ребенка письму, тем хуже будет его почерк в школе.
  8. Неподходящее время занятий. Поздний вечер или раннее утро – не самое лучшее время для обучения. Лучше выбирать время, когда малыш бодр и полон сил.
  9. Нудное повторение. Постарайтесь использовать игровые методики обучения. Так малышу будет проще и веселее постигать азы письма.

Главная задача родителей в процессе обучения письму в домашних условиях своего ребенка – подстегнуть интерес будущего школьника к обучению и подготовить его руку к письму.

К списку статей 16 октября 2020 —>

Советскому человеку подобный вопрос едва бы пришел в голову. Разве не для этого нужна школа? А пока ребенок не пошел учиться, пускай наслаждается свободой и беспечностью — зачем отбирать у него детство

Однако, реальность такова, что сегодня в школу нужно приходить уже  подготовленным. Почему это важно:

  • ребенку будет легче адаптироваться к учебному процессу;
  • проще понимать учителя, выполнять поставленные задачи;
  • ребенок не потеряет интерес к учебе, потому что точно не окажется в ряду отстающих.

21 век — это век раннего развития детей. Неподготовленному ребенку будет сложно влиться в коллектив, где другие дети уже бегло читают, пишут и даже решают простые математические примеры. Это точно не добавит вашему чаду оптимизма и желания грызть гранит науки.

Поэтому подготовить ребенка к школе — прямая обязанность каждого родителя. Нужно ли учить ребенка каллиграфическому письму перед школой, когда начинать этим заниматься и какие навыки стоит выработать у дошкольника — ответы на эти вопросы вы найдете в нашем материале.

Когда начинать учить ребенка правильно писать?

Письмо — это комплексный навык. Он подразумевает развитую моторику рук, хорошую ориентацию в пространстве и на листе бумаги, зрительную память и зрительно-моторную координацию. Физиологическая готовность к каллиграфическому письму у детей достигается только к 7-8 годам. А к написанию печатных букв дети готовы еще раньше — в 5-6 лет.

При самостоятельном обучении ребенка письму важно понимать, что письмо, как процесс, имеет определенную последовательность — у каждой буквы и цифры есть свой алгоритм написания. Необходимо сразу сформировать у ребенка правильные навыки, чтобы впоследствии ему не пришлось переучиваться. Формировать эти навыки можно уже с 5 лет.

Основные советы в освоении навыков письма

Итак, времена изменились — сегодня ребенок должен овладеть письменными навыками еще до поступления в школу. С чего же начать?

Прежде, чем приступить к написанию букв, ребенку необходимо выучить алфавит. В противном случае он не будет понимать смысла того, что делает.

Хорошо, когда ребенок не просто знает буквы, но и умеет читать по слогам. Так учиться письму будет легче.

С изучением алфавита хорошо помогают пособия, которые используют отождествление предмета с буквой, на которую он начинается («А — автобус», «Б — барабан»). Это способствует лучшему усвоению букв, пониманию их назначения. Возьмите эту технику на вооружение — она сэкономит вам много времени.

Самая распространенная проблема при изучении букв — это непонимание того, почему буква называется и звучит по-разному (буква «бэ», а звук «б»). Поэтому на первом этапе педагоги не рекомендуют учить ребенка правильному названию буквы, а только лишь ее звуку. Когда вы от чтения перейдете к основам письма, стоит вспомнить и о названиях.

Параллельно с изучением алфавита важно продолжать развивать моторику рук. К классической лепке из теста и игре в песочнице добавляйте более сложные задания:

  • вырезание геометрических фигур ножницами (круг, квадрат, треугольник);
  • игры с конструктором соответственно возрасту (чем старше ребенок, тем мельче детали);
  • рисование пальцами (красками или на песке, крупе, запотевшем стекле и т.д.), красками, карандашами
  • или фломастерами, параллельно отрабатывая правильный захват;
  • выкладывание букв из горошин, бусин, семечек.

Когда вы будете готовы перейти непосредственно к письму, важно правильно организовать учебное пространство: удобный стол и стул в соответствии с ростом ребенка (обе ноги должны стоять на полу и быть согнуты под углом 90 градусов), хорошее освещение.

Особое внимание стоит уделить посадке ребенка за столом, осанке, расположению рабочей тетради и обеих рук на ней. Контролируйте, чтобы плечи у ребенка были на одном уровне, а расстояние от глаз до стола — 30-35 см.

Определите длительность занятий — не дольше 15 минут, возможно, даже меньше — все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Совет: воспользуйтесь таймером или песочными часами — они прекрасно дисциплинируют ребенка и дают ощущение времени.

Основной принцип занятий — не давить на ребенка, максимально превращая занятия в игру. Не забывайте хвалить за успехи и усидчивость — мотивация должна быть на высоте. Гораздо важнее сформировать у ребенка интерес к учебе и только потом необходимые навыки:

  • ориентация в тетради;
  • правильный захват ручки (пинцетный);
  • рисование по точкам и клеточкам;
  • проведение непрерывных прямых и волнистых линий;
  • раскрашивание предметов, не выходя за контур;
  • написание элементов и печатных букв.

На этих умениях нужно сконцентрироваться в самом начале освоения письма.

Ориентация на листе бумаги

Этот навык призван дать ребенку понимание расположения букв или других элементов на листе. Дошкольнику пока сложно понять, сколько букв может поместиться в строке, какой у них должен быть наклон, как написать маленькую или большую букву. Все это развивается несложными упражнениями:

  • нарисовать точку вверху или внизу листа;
  • нарисовать большой и маленький квадрат, понять, где какой;
  • найти отличия между двумя картинками;
  • обвести определенное количество клеточек в тетради, пропустить две и обвести еще серию клеточек;
  • заштриховать геометрические фигуры, не выходя за контур;
  • скопировать (срисовать) несложные геометрические фигуры.

Как правильно держать ручку

Научить ребенка правильно держать ручку при письме лучше с самого начала — переучиться позже будет непросто.

Совет: начинайте отрабатывать первые навыки письма не авторучкой, а простым карандашом. Детям свойственно расстраиваться из-за ошибок. Ошибаясь часто они теряют интерес к занятию. Карандаш же можно стереть ластиком, и легко исправить допущенную ошибку.

Первое время лучше всего использовать толстые трехгранные карандаши, чтобы ребенку было удобно отрабатывать пинцетный захват. В качестве альтернативы можно приобрести специальные тренажеры-насадки, которые облегчат данный процесс, — это силиконовые насадки с выемками для пальчиков, призванные выработать правильный навык захвата. Но не используйте их слишком долго — лучше поскорее переходите к традиционным карандашам и ручкам.

Покажите ребенку, как вы сами держите карандаш, и помогите ему повторить захват. Для формирования в дальнейшем красивого почерка некоторые педагоги рекомендуют сразу учить ребенка наклонять кончик карандаша или ручки вправо (если ребенок — правша) или влево (для левшей).

Правильное написание букв

Вы уже разобрались, что форсировать каллиграфическое письмо не стоит, пока ребенок физиологически «не дозреет». Однако, с печатными буквами дело обстоит иначе — обучение можно и нужно начинать задолго до школы. Главное в обучении соблюдать принцип «от простого — к сложному».

Освоение печатных букв начинается с элементов: палочек и кружочков. Вначале можно рисовать их в воздухе, а затем в обычном альбоме пальцем с краской или карандашом. Начинайте писать буквы именно в альбоме — на начальном этапе детей может отвлекать разлиновка в тетради, а сложные прописи и вовсе вызывать недоумение.

Нарисуйте элемент или букву и попросите ребенка повторить. Контролируйте выполнение элемента, мягко указывайте на ошибки и вместе исправляйте их!

Не забывайте хвалить ребенка за старания. Ваша похвала — это главная мотивация, залог его стремления достигать успеха в любых начинаниях.

Прописи с буквами

Прописи значительно облегчают освоение навыков письма. Вам не нужно самостоятельно придумывать задания — они доступно изложены в тетради с красивыми иллюстрациями («соединить по точкам», «заштриховать фигуру», «нарисовать по клеточкам» и так далее). В прописях для дошкольников вы найдете алгоритмы написания печатных букв, познакомитесь с понятием «строка» и «наклон».

Совет: выбирайте прописи по возрасту вашего ребенка — даже для дошкольников есть варианты разного уровня сложности. Не переходите сразу к написанию букв — это может загубить интерес к письму в зародыше.

Если ваш ребенок по каким-то причинам не может посещать школу, и вы решили учить его каллиграфическому письму самостоятельно, обратитесь за помощью с подбором прописей к педагогу. Существуют разные методики обучения письму: методика Карстера, методика копирования, линейная, генетическая методики и другие. Каждая из них предназначена для детей с определенными особенностями развития, разных уровней подготовки и т. д. Чтобы в дальнейшем вашего ребенка не пришлось переучивать, лучше сразу определиться с правильным направлением.

Правильное написание цифр

По аналогии с буквами: прежде, чем начать писать цифры, стоит их выучить. Достаточно будет знать цифры от 0 до 9. Далее возвращаемся к принципу «от простого — к сложному». Начинаем разбор цифры с разложения символа на элементы и отрабатываем каждый из них. Сначала в воздухе, затем в альбоме, после — в тетради или прописях.

Выбирая прописи с цифрами, обращайте внимание на их структуру:

  • в начале строки цифра прописана жирным шрифтом, чтобы ребенок мог на нее ориентироваться;
  • следом идут несколько цифр пунктиром для тренировки;
  • и только потом пустое пространство для самостоятельного заполнения.

Полезным элементом в прописях будет изображение алгоритма написания каждой цифры —в виде стрелочек с указанием последовательности действий.

При написании цифр важно соблюдать границы строк, клеток и выдерживать наклон. Удобно, когда прописи разлинованы соответствующим образом. Так вам будет проще объяснить ребенку алгоритм написания каждой цифры.

Пример. Чтобы написать цифру «1», необходимо поставить точку чуть выше центра клеточки, затем соединить ее с правым верхним углом клетки, и провести линию к центру нижней границы.

Будьте готовы к тому, что на отработку каждой цифры у ребенка уйдет много времени и сил.

Трудности в освоении письма у детей

Трудности у детей дошкольного и младшего школьного возраста — не редкость. Чаще всего причиной проблем с письменной речью становится незрелость некоторых физиологических процессов. Письмо задействует длинную цепочку мозговых функций, а развитие мозга у детей часто происходит неравномерно — то есть одни участки формируются быстрее, а другие — позже. С возрастом, как правило, развитие выравнивается, и письмо становится привычной рутиной.

Наглядный пример: дошкольник чувствует усталость уже после написания 2-3 букв, ведь его мозг выполняет сложнейшую работу, а старшеклассник может писать конспект 40 минут подряд «на автомате».

Чаще всего проблемы с письмом у детей возникают на фоне:

  • задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения;
  • задержки психического и моторного развития;
  • недостаточности фонематического слуха (распознавание фонем родного языка).

В любом случае при возникновении проблем в овладении письменной речью ребенка стоит показать нейропсихологу (клиническому психологу) или логопеду. Как правило, на необходимость обращения к специалисту указывают школьные учителя. Они первыми замечают такие нюансы, как:

  • непонимание прочитанной информации, сложность с ее пересказом, большое количество ошибок при списывании текста, неразборчивый почерк (дислексия);
  • стойкие повторяющиеся ошибки при письме, неумение применять орфографические правила (дисграфия, дисорфография);
  • неумение различать близкие по артикуляции звуки «б-п», «д-т» и замена одних букв другими (нарушение фонематического слуха);
  • тремор при письме;
  • очень медленный темп письма;
  • зеркальный почерк у детей старше 7 лет.

Последний пункт заслуживает особого внимания. Для детей дошкольного возраста зеркальное написание некоторых букв — это норма. Дело в том, что дети 3-5 лет воспринимают буквы не как символы, а как рисунки. И им неважно, в какую сторону будут повернуты их элементы.

Однако, такая особенность должна исчезнуть к тому времени, как мозг ребенка будет готов к освоению каллиграфического письма, то есть к 7-8 годам. Зеркальность почерка у дошкольников также может быть связана с плохой ориентацией в пространстве, которую можно скорректировать упражнениями, описанными в материале ранее.

Как вы уже поняли, написание букв и цифр — очень сложный процесс, который не терпит форсирования. Двигаться нужно медленно и постепенно, чтобы не навредить и не спугнуть ребенка. Игра, терпение и похвала — вот ваши главные помощники на пути к заветной цели.

Тренажер для развития мышления Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов узнать подробнее Читай вместе с Умназией! укажите почту

Общие правила

Занимайтесь не более 15 минут в день

sugar-home.ru

Письмо — сложный навык, требующий согласованной работы мышц руки, развитой зрительной памяти, пространственного восприятия, внимательности и усидчивости. Освоить всё это сразу дошкольнику сложно. Поэтому возьмите за правило: немного пописали — отдохнули. Перегрузки плохо сказываются на развитии детского организма.

В Telegram-канале «Лайфхакер» только лучшие тексты о технологиях, отношениях, спорте, кино и многом другом. Подписывайтесь!

В нашем Pinterest только лучшие тексты об отношениях, спорте, кино, здоровье и многом другом. Подписывайтесь!

Не торопите

verywellfamily.com

Исследования показывают Young Children’s Knowledge of the Symbolic Nature of Writing , что дети начинают видеть разницу между словами и рисунками уже в три года вне зависимости от того, умеют они читать или нет. Однако в столь раннем возрасте малыши ещё не готовы к письму: их мозг сформирует необходимые навыки только к 5–7 годам.

Проверить готовность к письму можно так:

  • Дайте ребёнку лист бумаги и предложите что-нибудь нарисовать.
  • Попросите закрасить часть рисунка.
  • Если малыш будет постоянно поворачивать лист бумаги и с трудом менять направление линии, значит, он ещё не готов к написанию букв.

Не заставляйте

userapi.com

Если ребёнок не хочет учить буквы, не насилуйте его. Займитесь лучше упражнениями, развивающими мелкую моторику, пространственное мышление и память.

психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб увлечённых мам»

Формального требования «уметь писать» к будущему первокласснику нет. В возрасте 5–7 лет стоит отдать предпочтение подготовке руки к обучению письму в школе.

Подавайте информацию в игровой форме

twimg.com

Не превращайте занятия в обязаловку, а себя — в строгого учителя. Обучение дошкольника должно напоминать занимательную игру.

По словам Марины Суздалевой, необходимо исключить любые отрицательные эмоции, оценки и критику.

Не учите рукописным буквам

o-krohe.ru

Об этом просят родителей педагоги начальных классов. Дело в том, что способы написания букв в учебниках разнятся.

нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов, разработчик пособий для детей, родителей и педагогов

Родители научат соединять и писать буквы одним способом, а требования по программе будут другие. И ребёнку придётся переучиваться.

Если у родителей и, главное, малыша всё же есть желание освоить каллиграфию, займитесь отработкой элементов букв. Такие упражнения можно найти в прописях для дошкольников.

Подготовка — 3–5 лет

Развивайте мелкую моторику

Чтобы научиться писать, ребёнку нужно иметь развитую мелкую моторику. Это значит, что он должен без труда манипулировать небольшими предметами и выполнять Do fine motor skills contribute to early reading development? действия, требующие координированной работы глаз и рук. Например, лепить из теста или рисовать.

Чтобы подготовить руку дошкольника к письму, попробуйте следующие упражнения:

  • Вырезайте фигуры из бумаги по контуру.
  • Рисуйте и раскрашивайте цветными карандашами, фломастерами и красками.
  • Лепите из теста и пластилина.
  • Создавайте аппликации.
  • Собирайте модели из конструктора.
  • Работайте с мозаикой.
  • Вяжите крючком и вышивайте крестиком.

Упражнения нужно выполнять регулярно в удобном ребёнку темпе и совместно со взрослыми.

Кстати, при движении пальцев рук усиливается деятельность лобных и височных отделов мозга, отвечающих за речь: дети с развитой моторикой лучше говорят.

Научите сидеть за столом

Причём до того, как малыш начнёт писать. Потом он будет слишком увлечён буквами и не сможет контролировать своё тело.

Помните, что неправильное положение за столом приводит к нарушению кровообращения и заболеваниям позвоночника, задерживает развитие грудной клетки.

Каждый раз, когда ребёнок сядет за стол, чтобы есть, рисовать, читать или делать что-то ещё, контролируйте его положение.

Малыш должен сидеть прямо, не опираясь грудью на стол. Плечи на одном уровне. Голова немного наклонена вперёд. Расстояние от глаз до стола — не меньше 30–35 см. Руки лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола.

Обе ноги стоят на полу и согнуты в коленях под углом 90 градусов. Левую ногу (если ребёнок правша) или правую (если левша) можно немного выдвинуть.

Depositphotos.com/maia3000

Покажите, как держать карандаш

Для начала возьмите толстые трёхгранные карандаши: на них проще объяснить, как поставить пальчики. Когда перейдёте на круглые, можете воспользоваться тренажёрами-насадками для правильного письма.

Лучше всего показать ребёнку, как вы сами держите карандаш, и ручкой или фломастером отметить на детских пальчиках места, где должен располагаться инструмент.

Некоторые педагоги для улучшения почерка требуют, чтобы кончик карандаша был направлен к правому плечу у правшей или левому у левшей.

Вы также можете сделать простое упражнение. Возьмите карандаш указательным и большим пальцем правой руки в том месте, где заканчивается краска. Левой рукой ухватитесь за противоположный край и переверните инструмент.

Если пальчики съезжают, поправьте их. Переучить ребёнка потом будет очень сложно. Следите, чтобы малыш не сжимал карандаш слишком сильно. В перерывах делайте пальчиковую гимнастику.

Многие педагоги сходятся во мнении, что желательно прививать навык письма с помощью карандаша, а не авторучки. Ребёнок не будет бояться своих ошибок (можно ластиком стереть неудачный вариант), а также научиться контролировать степень нажима.

Научите ориентироваться на листе бумаги

Ребёнок должен овладеть пространственным мышлением и уметь ориентироваться на листе бумаги. Это поможет ему в дальнейшем считывать размер и расположение буквы на строке, понимать количество входящих в неё элементов, выбирать наклон и размах. Освоить этот навык помогут графические диктанты.

babyblog.ru

Освойте алфавит

Прежде чем писать, ребёнку нужно выучить алфавит и научиться читать. Для этого существует много техник: азбука и буквари, кубики Зайцева, «Складушки» и «Теремки» Воскобовича, динамические кубики Чаплыгина. Выберите способ, который подходит вашему ребёнку.

Обучение элементам и печатным буквам — 5–7 лет

Рисуйте пальчиками

Разучивать буквы можно, рисуя их на бритвенной пене, крупе, рассыпанной на противне, запотевшем стекле, в воздухе, мелом на асфальте или пальчиковыми красками на бумаге. Буквы можно складывать из семян и лепить из пластилина. Проговаривая букву, нужно называть соответствующие ей звуки и вспоминать слова, на неё начинающиеся.

Важно связывать букву с предметом, на которую он начинается. И правильно называть имя буквы и звук, который она обозначает. Например, букву зовут «эм», а звуки — «м» или «мь».

Пишите элементы букв и цифр в альбоме для рисования

Начните с освоения элементов: вертикальных и горизонтальных палочек, кружочков, овалов и прочих. Задания можно найти в пособиях для дошкольников или придумать самостоятельно.

Нарисуйте образец элемента и попросите ребёнка повторить. Если он ошибается, объясните, почему нужно делать именно так. Для первых опытов лучше завести отдельный альбом для рисования, чтобы ребёнка не отвлекала разлиновка.

Тяжелее всего деткам даются верхний элемент малых букв «в», «б», нижний элемент букв «у», «з», «д», «ц», «щ». Научить писать малую букву «г» сверху вниз, а также крючочки букв «т» и «ш» тоже важно.

Выполняйте упражнения в прописях для дошкольников

В прописях для дошкольников вы найдёте массу полезных упражнений: «продолжи узор», «дорисуй орнамент», «дорисуй по образцу», «соедини по точкам», «дорисуй по клеточкам», «заштрихуй», «раскрась», «вспомни слово на букву» и многие другие. Благодаря ним ребёнок подготовит руку к более аккуратному письму, выучит написание печатных букв, станет лучше ориентироваться внутри клетки и на строке.

Что можно купить

Чек-лист для тех, кто хочет научить ребёнка писать

Письмо — комплексный навык, успешное овладение которым основывается на развитой мелкой моторике, навыках зрительно-моторной координации и зрительной памяти, уверенной ориентации в пространстве. На практике это означает, что ребёнок:

  • Правильно держит ручку или карандаш.
  • Умеет копировать с доски и с листа простые узоры, геометрические фигуры, печатные буквы, написанные крупным шрифтом.
  • Быстро и безошибочно определяет направление, положение в пространстве (право-лево, верх-низ, ниже-выше, вперёд-назад).

Эффективное освоение навыка письма также немыслимо без способности к концентрации и распределению внимания. Всё это касается только «технической стороны» письма.

Параллельно идёт освоение орфографических и грамматических навыков, которые успешно ложатся на развитый фонематический слух, умение выполнять звуко-буквенный анализ слова, широкий словарный запас и грамотную устную речь ребёнка.

image

Каждый человек обладает индивидуальным почерком, который вырабатывается на протяжении долгих лет. В начальных классах школьники учатся писать, осваивая каллиграфию для детей, а затем долго шлифуют этот навык, занимаясь написанием диктантов, сочинений и изложений. Однако красивый, разборчивый почерк у взрослого человека – это довольно редкое явление.

Многие родители дошкольников и детей младшего школьного возраста задаются вопросом, как же научить своего ребенка писать красиво, аккуратно и грамотно. Это задача не из легких, но она вполне по силам заботливым родителям. Главное в этом вопросе – целеустремленность, терпение и соблюдение некоторых правил, речь о которых пойдет ниже.

Как поставить почерк ребенку?

Начнем с того, что обучение не должно начинаться слишком рано. Родители, которые так гордятся успехами в чистописании своего 4-5-летнего ребенка, часто потом хватаются за голову: пойдя в школу, малыш начинает писать, «как курица лапой», быстро устает, не старается. Причиной тому служит неподготовленность руки ребенка к письму в столь раннем возрасте. Всё-таки не зря раньше дети шли в школу в 7 лет и только в первом классе изучали письмо. Для того чтобы учиться каллиграфии, у ребенка должна быть достаточно развита мелкая моторика. Заниматься этим нужно, начиная с самого раннего возраста. Тренировка мелкой моторики – это любые упражнения, в которых задействуются пальцы рук: рисование, лепка, аппликации, пальчиковые игры и т.п.

Когда ребенок открывает первые прописи, родителям следует быть особо внимательными. Это – ключевой момент формирования навыка красиво писать. Если его упустить, исправить почерк у ребенка будет гораздо сложнее, ведь, как правило, привычки в детском возрасте формируются очень быстро.

Итак, обратите внимание на следующие моменты:

  1. Посадка ребенка за партой должна соответствовать нормам (спина ровная, обе руки лежат на поверхности стола, голова чуть наклонена).
  2. Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал ручку. Если инструмент письма находится в неправильном положении, рука быстро устает, буквы получаются неровными, и у ребенка постепенно формируется плохой почерк.
  3. Если у малыша возникают трудности, ни в коем случае не ругайте его за это, не повышайте голос и не наказывайте. Всем свойственно ошибаться, особенно детям в период обучения. Ваша задача – помочь преодолеть трудности, а достичь этого можно только внимательным отношением и дельными советами.
  4. Когда ребенок рисует палочки и закорючки, а затем приступает к первым буквам, будьте рядом и контролируйте процесс. В дальнейшем также не пускайте обучение на самотек: всегда проверяйте домашнее задание у своего первоклассника, поскольку ребенку еще сложно писать одновременно и красиво, и грамотно, и в его письменной речи могут встречаться ошибки.

Коррекция почерка у детей

Исправление почерка у детей является гораздо более сложным, чем первоначальное обучение письму. Но улучшить почерк ребенку можно, и это следует начинать делать, как только он начитает ухудшаться. При коррекции почерка важным моментом является терпение, как у детей, так и у родителей. Ниже перечислены методы, с помощью которых почерк можно значительно улучшить. Они очень просты, но требуют большой внимательности и усидчивости.

  1. Метод «кальки». Купите бумагу-кальку и предложите ребенку, положив ее сверху прописи, обводить буквы. Это дает хороший эффект: вырабатывается навык воспринимать и затем воспроизводить буквы правильно. imageКаждую букву нужно «отрабатывать» достаточно долго, пока навык не станет автоматическим.
  2. Не покупайте обычные прописи, а распечатывайте их из интернета. В стандартных тетрадка-прописях на каждую букву дано четко ограниченное количество строчек, тогда как вашему ребенку может понадобиться гораздо больше. Пусть ребенок пишет строчку за строчкой, лист за листом, пока рука не «запомнит» движение.
  3. Когда все прописи пройдены, следует закрепить навыки с помощью написания диктантов.

На то, чтобы научить ребенка красиво писать, может уйти не один месяц и даже год, но оно того стоит. Ведь красивый, аккуратный почерк – лицо каждого школьника!

Статьи по теме:

Кризис 7 лет у детей image Итак, вы счастливые родители 7-летнего малыша. Но вдруг, замечаете, что еще совсем недавно послушный и ласковый ребенок выказывает неведомое доселе упрямство и упертость, проявляет раздражительность и несговорчивость. Перед вами — кризис 7 лет — один из очередных сложных этапов взросления ребенка. Как сделать портфолио для школьника? image С 2011 года практически во всех дошкольных и школьных учреждениях ученикам требуется предоставить свое портфолио. Это своего рода визитная карточка, рассказывающая о самом ученике, его биографии, учебном стаже, а также знаниях, навыках, умениях и достижениях. В нашей статье мы расскажем о том, как сделать такое портфолио.
Права и обязанности школьника image Как и любые другие члены общества, школьники, пусть даже самые маленькие, обучающиеся в начальных классах, имеют свои права и обязанности. Причем определяются они законодательством их страны, а также Конвенцией о правах школьников, принятой ООН. В нашей статье мы расскажем о пунктах этих документов. Развитие внимания у младших школьников image Внимание — одна из важных составляющих в развитии ребенка. Именно умение отбирать нужную информацию и отсеивать лишнюю помогает ребенку расти и обучаться. Тренировать внимание необходимо с ранних лет. В статье мы расскажем, как развить это качество у младших школьников.

imageИскусство пофигизма: 25 раз, когда люди наплевали на обстоятельства imageДевушки, которые опять переборщили с «тюнингом»: 20+ убойных фото 10+ раз, когда детишки думали, что поступают гениально, но не тут-то было Когда корона жмёт: 6 знаменитостей, одержимых манией величия

20 горе-красавцев из Соцсетей, которые опять «спалились» на фотошопе Приколы на пикнике: 25 фото, которые заставят вас рыдать от смеха
25 убойных табличек от хозяев, у которых очень злая собака, коты и …жена 25 «адских» надписей на футболках, за которые нам опять было стыдно О вреде алкоголя: 20 фото с просторов Родины, за которые опять стыдно

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий