Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

  • 1. Методика Монтессори
  • 2. Заповеди Монтессори, как методики раннего развития 0-6 лет
  • 3. Монтессори методика раннего развития. Правила зонирования
    • 3.1. Зоны в методике Монтессори для детей 
  • 4. Итоги применения методики Монтессори от 6 месяцев
  • 5. Возраст ребенка при использовании методики развития Монтессори 
    • 5.1. Монтессори методика до 1 года
    • 5.2. Методика Монтессори для детей от 1 до 2 лет
    • 5.3. Монтессори методика для детей от 2 до 3 лет
    • 5.4. Монтессори методика для детей 5 лет 
  • 6. Монтессори методика в стадиях познания мира
  • 7. Полезное видео
  • 8. Итоги

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был здоровым, умным, счастливым иразвитым согласно своему возрасту. Но порой, бывает так, что родители настолько заботятся о своем чаде, что лишают его самостоятельности и фактически делают все за него. Как же поступать, чтобы малыш умел сам себя обслуживать, но при этом не чувствовал отстраненности от родителей? Чтобы у него не было чувства одиночества и заброшенности? Ведь часто детки порой просто бояться и стесняются лишний раз спросить у родителей, тем самым оставляя свои вопросы без ответов. Для решения этой нелегкой задачи можно обратиться к методике итальянского врача Марии Монтессори. После того, как она стала популярна в России, ее плоды теперь может каждый родитель увидеть на примере своего дитя.

Методика Монтессори

ДевизМонтессори «Помоги мне сделать это самому!» Основной идей развития по данной методике являет самоустранение родителей в процессе игры ребенка и даже выборе занятий. В рамках определенной комнаты и созданных специальных условиях, малыш в любом возрасте (буквально от 0 и до 6 лет) сам вправе определять что нравится и чем он хочется заниматься в данный момент.

Родитель, как взрослый человек, просто должен правильно и аккуратно направить своего малыша. Помочь ему изначально разобраться, как работают те или иные вещи, возможно показать и рассказать (особенно в зонепо развитию речи) названия животных и предметов, изображенных на рамках вкладышах, например.

Насколько долго заниматься тем или иным делом – малыш должен решить сам, все обычно зависит от заинтересованности и желания перейти к другому занятию. Еще важен возраст в котором вы начали применятьметодику раннего развития Марии Монтессори.Даже если вы предлагайте малышу, например, построить башенку, а он ее только ломает, не мешайте ребенку этого делать. В формате разрушений, кроха изучает мир с не меньшей пользой! Психологи даже выдвинули такую теорию, что прежде чем начать созидать, надо научиться разрушать.

Как вы уже поняли – дети смотрят на мир и познают его не так, как взрослые. Они смотрят на многие привычные нам вещи впервые — не стоит забывать об этом. Вполне вероятно, что в данный момент ребенку интереснее смотреть на рассыпающиеся в разные стороны кубики, чем на упорядоченную башенку из них.

Основные принципы методики Монтессори:

  • Ребенок-учитель.Дети способны сами научить себя многим вещам, это помогает им получить бесценный опыт.
  • Дети учат и друг друга. Одна из идей методики Монтессори заключается в том, что дети от 0 до 3 летмогут играть вместе и им не мешает, что кто-то уже разговаривает, а кто-то не умеет ходить. Дети воспринимают детей равными себе, а потому не пытаются сделать все за них, как это часто делают взрослые. В этом важном, хотя и крохотном моменте и сосредоточена вся суть данного процесса.
  • Разделение на зоны.Пространство, в которым ребенок живет и учится должно быть разделено на определенные зоны, где каждая несет в себе определенную смысловую нагрузку. С помощью этого, малышу проще будет проходить различные обучающие занятия самостоятельно.
  • Главная задача родителя — заинтересовать ребенка, а научиться он сможет сам.

ВАЖНО!Помните, что не нужно наседать на малыша и заставлять его заниматься тем, что интересно вам. Даже в возрасте до года, кроха может уже понять, что его заинтересовывает больше, а что менее интересно.

Заповеди Монтессори, как методики раннего развития 0-6 лет

Каждая методика рождается на базе неких закономерностей. МарияМонтессоривывела 12 «заповедей», которые могут объяснить, какие действия к каким последствиям могут привести.

  • Окружающая среда — лучший учитель. Что может подготовить ребенка к миру лучше, чем сам мир? Малыш интересуется всем, что происходит вокруг и это естественно. Наблюдения различных явлений помогает ему узнать, как работаю те или иные вещи. В последствии ребенку будет проще выбрать конкретно те занятия, которые его интересуют и к чему у него склонности. Поэтому, чтобы не навредить – просто создайте крохе даже до года, необходимые условия, отвечающие основным принципам методики Монтессори.
  • Критика учит ребенка осуждать.Если вы постоянно критикуйте своего малыша, он учится критиковать других, в том числе и свои родителей, и других детей, что в плане социализации ему может помешать. Таким образом, старайтесь не концентрировать ваше внимание на том, как было выполнено и кем. А старайтесь сосредоточиться на его личных достижениях и итогах.
  • Похвала учит ребенка оценивать.Если вы хвалите своего малыша, он учится давать свою собственную оценку вещам, предметам и действиям. Но хвалить просто за действие не нужно. Только за результат, которого он смог добиться сам.
  • Враждебное отношение учит ребенка драться.Должен ли ребенок уметь драться — спорный вопрос для многих родителей. Конечно, это не должно становиться для малыша способом добиваться своего или решать какие-то проблемы, но умение постоять за себя не бывает лишним. Таким образом, старайтесь подойти к конфликтам более спокойно, но научите при крайней необходимости постоять за себя!
  • Честное отношение к ребенку учит ребенка справедливости.Не прихваливайте, но при этом сильно и не критикуйте своего ребенка. Он сможет понять, что к нему относятся справедливо и только тогда относится, так же к другим людям и самому себе. Поэтому справедливое отношение к действиям и результатам очень важно для малыша.
  • Если ребенка будут высмеивать он привыкнет быть робким.Робость может быть полезным навыком, но не всегда. Это может привести к тому, что малыш просто будет бояться проявлять свои желания, а значит, и амбиции. Поэтому не нужно морально давить и пытаться принизить малыша. Он очень чувствителен по натуре! Имейте в виду, что после вы будете пожинать плоды такого воздействия, но поменять отношение крохи будет практически невозможно.
  • Если вы создадите для ребенка безопасную среду, это поможет ему доверять не только вам, но и миру. Кончено, всего должно быть в меру, чтобы малыш не вырос излишне наивным. То есть старайтесь обезопасить пространство крохи до 2 лет, но в любом случае говорите и розетках, острых углах. Вы, в конце концов, можете поехать в гости, а там такой идеальной обстановки не будет.
  • Если ребенок постоянно чувствует позор,то он привыкнет чувствовать себя виноватым. Постоянное чувство вины – это не совесть. Это то, что действительно может помешать человеку во взрослой жизни. То есть важно в определенный момент помочь, когда вы понимаете, что кроха не готов еще что-то сделать сам. Нужно давать задачи по силам малыша.
  • Если вы одобряете своего ребенка, это научит его самоуважению. Кончено, перехвалить ребенка не стоит, иначе он может вырасти зазнайкой. Вам, как и малышу нужно знать меру.
  • Снисходительное отношение к малышу, сможет научить его терпению. Как к самому себе, так и к другим людям. Терпение, как и волю нужно взращивать с молодых ногтей.
  • Если родители будут подбадривать своего малыша,показывать ему свою веру в него, он будет уверенней чувствовать себя и сможет добиться большего.
  • Если ребенок чувствует в семье себя нужным и чувствует доброе отношение к себе, он сможет находить в мире любовь, и будет уметь показывать ее другим. Он будет не загнанным зверенышем, а добрым и отзывчивым крохой, который будет готов покорить мир в любой момент!

Выполняя эти не хитрые, но очень важные заповеди методики Монтессори для детей от 0 до 6 лет, вы сможете вырастить

Монтессори методика раннего развития. Правила зонирования

Поговорим о зонирование, котороепо методике Монтессори поможет сбалансировано развиваться Вашему малышу от 0 до 6 лет. Правило, которое работает для каждой зоны гласит что, все предметы, необходимые ребенку должны быть доступны ему самому.

Зоны в методике Монтессори для детей 

Вот 6 зон, которые вы сможете легко организовать у себя дома:

  • Зона повседневной жизни.Она включает в себя одежду, купальные принадлежности, обувь.
  • Зона языкового развития.Туда сложите все игрушки, связанные с развитием речи: кубики с буквами, книжки, развивающие карточки.
  • Зона творчества.К этому пространству относятся музыкальные инструменты, краски, карандаши, бумага и цветной картон — все те вещи, которые помогают ребенка воплощать в жизнь свои творческие задумки.
  • Зона естествознания.Здесь должны быть игрушки и предметы, помогающие ребенку узнать о многообразии животных и растений, форм и цветов и многие другие понятия о мире вокруг нас. Все, что нужно изучить в окружающем их мире.
  • Зона сенсорного развития.Развитие тактильных ощущений способствует развитию речи малыша. В этой зоне должны находиться различные материалы, способные показать малышу разные фактуры, формы и даже температуру.
  • Зона активности.Здесь хранятся атрибуты активных игр: мячи, скакалки, резиночки и другие спортивно-развлекательные принадлежности.

Итоги применения методики Монтессори от 6 месяцев

Наличие всех этих зонпо методике Монтессорипоможет малышу:

  • Привыкнуть к порядку и организованности пространства вокруг себя;
  • Свободно выбирать, какой род игр и занятий наиболее ему нравится;
  • Наглядно видеть многообразие занятий.

Возраст ребенка при использовании методики развития Монтессори 

Разделить методику Монтессори на определенные возраста довольно сложно, ведь одним из основополагающих принципов методики является как раз объединение детей разных возрастов в одной группе. Кончено, такой принцип может соблюдаться в специальных заведениях, где применяют методику Монтесссори, например, в садах.

Если вы хотитесамостоятельно заниматься с малышом по методике Монтесссори, следуйте ее принципам и разделите пространство на зоны. В зависимости от возраста ребенка меняется в основном масштаб этих зон.

Монтессори методика до 1 года

Так, например детям до года, на этапах раннего развития, стоит оборудовать их маленькое личное пространство, например, ковриком и мобилем. Разложить игрушки, способствующие восприятию цветов и движений.

Методика Монтессори для детей от 1 до 2 лет

Деткам более старшего возраста,от года до 2 летстоит расширить пространство, так как появляется возможность передвижения. В этом возрасте ребенок может самостоятельно ходить в ванную комнату и на кухню, где его будут ждать купальные принадлежности и его бутылочка в доступном для него месте. Такой прием сможем приучить ребенка, что кушать, купаться и играть нужно в отведенных для этого местах.

Монтессори методика для детей от 2 до 3 лет

Ребенку 2 и 3 лет будет интересно не просто пользоваться своими вещами, но и убирать их по местам. Например, вы можете хранить одежду малыша не на открытой полочке, а в закрытом шкафчике, чтобы малыш сам открывал и закрывал дверцы. Увеличение количества действий в алгоритме поможет малышу развить логику и память.

Монтессори методика для детей 5 лет 

Когда ваш малыш уже умеет хорошо управлять своим телом и выражать свои мысли (этот момент наступает в период от 4 до 6 лет, основная масса детей в возрасте 5 лет) с помощью речи, привлеките его к помощи по дому: готовка обеда, мытье посуды, подметание полов. Для маленького ребенка это будет не только игрой, но и приобретением полезных навыков. Такие занятия помогут почувствовать ребенку себя нужным и сплотит семейные отношения.

Монтессори методика в стадиях познания мира

Вметодике Монтессори есть разделение на 6 стадийпознания мира ребенком и его развития:

  1. Развитие речи (от 0 до 6 лет);
  2. Сенсорное восприятие (от 0 до 5, 5 лет);
  3. Признание порядка (от 0 до 3 лет);
  4. Работа с мелкими предметами (от 1, 5 о 5, 5 лет);
  5. Восприятие движений и действий (от года до 4 лет);
  6. Социализация (от 2, 5 лет до 6).

Полезное видео

Полезные видео с советами и рекомендациями для раннего развития вашего малыша вы найдете в роликах ниже:

Итоги

На каждом этаперазвития ребенка, в зависимости от возраста вы можете делать упор на те или иные сферы его развития. Однако, не стоит забывать, что по методике Монтессори детисами в праве выбирать, чем им заниматься в данный момент, если это не нарушает их режима дня.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Скачать

Поделиться

Методика Монтессори– программа раннего развития, в которой малышу отводится ведущая роль. Ребёноксамостоятельно выбирает род деятельности. Изучает свойства предметов. Учится себя обслуживать, взаимодействовать со сверстниками. Задача взрослого: создать необходимые условия, оснастив помещение специальными пособиями.

Аудио-версия статьи «МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ» МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ

Содержание

Биография Марии Монтессори

Суть педагогики Монтессори

Развивающая среда Марии Монтессори

Автор известной методики итальянский врач ХХ века, педагог Мария Монтессори. По её мнению, основные знания об окружающем мире малыш должен получать, опираясь на собственный опыт. Право выбора, чем заниматься, — за ребёнком. Взрослые организуют развивающую среду в соответствии с возрастными особенностями детей

Обязательные атрибуты – дидактические пособия, игрушки вторичны. На задний план отходит и фигура старшего наставника. Воспитатель не вмешивается в деятельность детей. При необходимости направляет, подсказывает, помогает. Главная идея метода«Помоги мне сделать это самому». Главные правила: убирай за собой, клади вещи на свои места, говори тихо.

Биография Марии Монтессори

Единственный ребёнок в своей семье, Мария Монтессори, родилась 31 августа 1870 года. Училась хорошо, проявляя особый интерес к естественным наукам. После окончания школы получила профессию врача, разрушив стереотипы. На тот момент искусством врачевания владели исключительно мужчины. 

В 1896 году устроилась на работу в клинику для детей с особенностями умственного и психического развития. Совмещая практику с изучением трудов врачей и педагогов, Монтессори приходит к неоднозначному выводу. Дети с ограниченными возможностями здоровья больше нуждаются в педагогической, нежели чем в медицинской поддержке.

Потребовалось некоторое время для того, чтобы отдельные идеи оформились в логическую теорию. В её основу легло учение Сегена, дополненное практическими разработками. Внедрение в обучение новых методов дало потрясающие результаты.

Дети, имеющие отставание в умственном или психическом развитии, освоили грамоту. Научились читать и писать лучше, чем их здоровые сверстники. Так Монтессори убедилась в правильности выбранного подхода.

В 1898 году Мария познакомилась с Джузеппе Монтессано. Боясь разрушить научную карьеру, она заключила с возлюбленным договор: не вступать в официальный брак. В отношениях родился сын Марио.

Заботу о мальчике Мария, как и все женщины равного ей статуса, доверила гувернёрам. Марио состоял на пансионе в принимающей семье. Выходные дни Монтессори целиком посвящала сыну, много общаясь и играя с ним. Такой подход к воспитанию был нетипичным для того времени.

По достижении десятилетнего возраста ребёнок переехал к матери. С тех пор они не разлучались. Повзрослев, Марио активно включается в научную деятельность, став верным соратником Марии и адептом её теории.

Всю себя Монтессори отдавала научной деятельности. В 1907 году, 6 января, она открывает первую школу для умственно отсталых и педагогически запущенных детей. Достигнув успеха в начинаниях, принимает решение работать с обычными малышами. 

Так в Италии появился Дом ребёнка – учреждение дошкольного образования нового типа. Он был оснащён всем необходимым оборудованием, подобранным по единому принципу. Дом ребёнка приобрёл известность далеко за пределами Италии. Чтобы набраться опыта, в него приезжают гости, становясь последователями нового педагогического течения. 

После смерти дело, начатое Монтессори, продолжил её сын. Длительное время возглавлял одноимённую Международную Ассоциацию. Внёс большой вклад в развитие гуманистического подхода в образовании, способствовал становлению научной педагогики.

Суть педагогики Монтессори

Система базируется на постулате, выдвинутом Монтессори: каждый малыш с рождения тянется к знаниям. Причём существуют особые, сенситивные периоды, когда усвоение информации проходит легко:

  • Принятие порядка (с 0 до 3 лет);
  • Формирования действий, движений (1–4 года);
  • Сенсорное развитие (0–5,5 лет);
  • Восприятие мелких предметов (1,5-5,5 лет);
  • Речевое развитие (0-6 лет). 

Для выработки необходимых навыков используются дидактические пособия. Выполняя простые манипуляции с развивающими материалами, малыш усваивает соотношения форм, размеров. Развивает логическое мышление, мелкую моторику. Монтессори считала, что игрушки дети берут от безысходности, когда в поле зрения нет ничего интересного. В классической системе игрушки исключены. 

Особые требования предъявляются к личности учителя. Он должен «изгнать из сердца гнев и гордыню», быть «смиренным», владеть собой. В основе взаимоотношений с маленькими воспитанниками – хорошее расположение, уважение к личности малыша.

Практическое взаимодействие наставника с подопечными сводится к коротким двухминутным урокам. По просьбе детей учитель показывает, как нужно обращаться с тем или иным предметом. После чего предоставляют возможность действовать самостоятельно.

Ребёнок выбирает не только род занятий, но и их продолжительность. По желанию меняет обстановку, переходя из одной зоны в другую. Инициатива малыша всегда в приоритете.

Методика полностью исключает соревновательный элемент, отсутствуют критерии оценивания. Наставник вправе проявить настойчивость, но не использует такие методы, как наказание, принуждение, поощрение. Совместная деятельность детей подчиняется установленным нормам и правилам. Например, «кто первый взял, тот играет». «Поиграл — убери за собой».

Развивающая среда Марии Монтессори

Основные принципы метода реализуются в условиях развивающей среды. Мебель, оснащение подбирают в строгом соответствии возрасту. Малыши должны уметь подвигать стулья, владеть навыками самообслуживания.

Требования к помещению 

  • Больше солнечного света, свежего воздуха. В комнате предпочтительны панорамные окна;
  • Пространство – просторное, не загромождённое мебелью;
  • Дизайн – продуманный, эстетичный, спокойной цветовой гаммы;
  • Приветствуются комнатные цветы, хрупкие вещи. За первыми дети учатся ухаживать. Со вторыми – осторожно обращаться;
  • Пособия, дидактические игры размещают в поле зрения малыша. Количество экземпляров — по одному на каждого, для выработки навыков социального взаимодействия.

Помещение разделяется на несколько зон.

Практическая

Помогает выработать навыки самообслуживания, ухаживать за растениями и животными, общатьсяВ ней формируется умение бесшумно, аккуратно перемещаться по комнате. 

Для оформления практической зоны используют деревянные пособия. Бизиборды с застёжками, крючками, кнопками, бантиками и шнуровками. Ёмкости для воды, комнатные цветы, совки, лейки, ножницы и скатерти. Всё, с чем малыши сталкиваются в реальной жизни. 

Сенсорная

Задействует мелкую моторику. Рамки и блоки с вкладышами, тактильные таблички, сенсорные мешочки, лёгкие и тяжёлые бруски, коробки с разными запахами. 

У пособий одна цель – максимально развить органы чувств. Причём, каждое приспособление задействует исключительно одно из них.

Математическая

Взаимосвязана с сенсорной. Ориентирована на сравнение, упорядочивание, сортировку предметов по признакам. 

В ней присутствуют цифры из материалов разной фактуры, цепочки и башни из разного числа бусин. Геометрический комод, таблицы арифметических действий.

Языковая

Отчасти дублирует сенсорную. В ней располагаются звонки, звуковые коробочки, геометрические формы, стимулирующие развитие речи. 

Педагоги, находящиеся в ней, обращают внимание на правильность произношения слов. Используют дидактические игры на распознавание предметов, описание их свойств.

Зона космоса

Место, где малыши приобретают первичные представления об устройстве мира. Наглядный материал становится базой, на основании которой ребёнок приходит к определённым выводам. 

Основные пособия — модель Солнечной системы, карточки с классификацией растений и животных, календари. В наличии имеется оборудование для проведения простейших опытов.

Нижняя граница возраста, с которого начинают посещать монтессори – центры, примерно 2 месяца. Если есть сомнения в целесообразности такого поступка, к обучению приступают позже. Методика предусматривает индивидуальные, групповые, общие занятия. 

В монтессори-центрах практикуется набор разновозрастных групп. Это приучает старших детей заботиться о младших. А младшим позволяет ощутить свою значимость и успешность.

Преимущества и недостатки методики

Как и любая другая методика, система Монтессори имеет свои плюсы и минусы. 

Плюсы методики Монтессори

  • Важное преимущество метода – возможность всестороннего развития без насилия над личностью ребёнка;
  • Учитываются возрастные особенности малыша, подбирается индивидуальный темп занятий;
  • Детям предоставляется свобода выбора. Поэтому параллельно с исследовательской деятельностью идёт формирование умения принимать решения, работать самостоятельно;
  • В монтессори-группах быстрее закрепляются навыки самообслуживания. Отрабатывается социально одобряемое поведение. Монтессори-дети самостоятельные и дисциплинированные;
  • Сенсорное и сенсорно-моторное развитие способствует всестороннему умственному развитию;
  • Система воспитывает свободную личность. Став взрослым, такой человек ценит и уважает права, свободу других людей;
  • Отсутствует негативная оценка, критика;
  • Разновозрастные группы обеспечивают распределение детей по интересам, но не по возрастному принципу;
  • Разновозрастной состав упрощает обучение. Маленькие учатся у больших. А большие проявляют заботу о младших;
  • Дети обучаются принимать взвешенные решения.

Минусы методики Монтессори

  • Недостаток внимания, уделяемого развитию воображения, творческим способностям, коммуникативным навыкам;
  • Мало внимания уделяется сюжетно-ролевым играм, с учётом того, что ведущим видом деятельности до 6 лет является игра;
  • Не предусмотрено чтение сказок. А именно из них кроха получает представление о добре и зле, о жизни;
  • Педагог занимает демократическую позицию. Это плохо соотносится с авторитарным подходом, практикуемым в современной школе;
  • При переходе в традиционную школуиногда возникают трудности с адаптацией;
  • Нет преемственности между методикой и программой средней школы;
  • Система подходит не каждому. Например, гиперактивные малыши с трудом воспримут методику;
  • На занятиях отсутствуют физические нагрузки;
  • В домашних условиях практически невозможно воспроизвести развивающую среду.

Методика Монтессори предполагает раннее развитие. Однако, если кроха бурно реагирует на разлуку с родителями, польза от обучения окажется минимальной. В качестве компромисса используют отдельные элементы развивающей среды. В продаже встречаются качественные пособия: рамки с вкладышами, объёмные и плоскостные фигуры, бизиборды.

Родителям, чьи дети, ходят в центры на постоянной основе, рекомендуется больше внимания уделять физической активности. Игре со сверстниками, развитию творческих способностей.

Методики развития

  • 10.03.2016
  • Основы воспитания
  • Nils.ru

Мария Монтессори – выдающийся педагог, врач и ученый, впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания , изначально,  разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что, вскоре, ее стали использовать и для обучения здоровых детей.

Суть методики

Данная система воспитания основывается на принципе «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребёнка, свобода в разумных пределах.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок уникальная личность, которая естественным образом стремится к постоянному познанию, и сама чувствует — что ей в данный момент больше всего нужно для развития. Поэтому задача воспитателя в системе Монтессори, не учить ребенка, а мягко направлять к обучению. Когда малыш сделает свой самостоятельный выбор — с чем и как играть, педагог должен самоустраниться и просто наблюдать.

image

Монтессори среда

Главную роль в воспитании по этой системе играет так называемая «Монтессори среда»,  без которой система не может существовать. Данная среда дает возможность детям развивать независимость и самостоятельность, которые и являются ключом к успеху по философии Монтессори.

Важно, чтобы класс для занятий был светлым и просторным, оформленным в спокойные тона, не отвлекающие ребенка от игры.Мебель и оборудование в кабинете обязаны соответствовать росту ребенка, поскольку малыш должен иметь свободный доступ к любому предмету в помещении и возможность свободно перемещать их, как посчитает нужным. Также, каждый ученик может выбирать себе любое место для занятий, с единственным условием — чтобы не мешать никому из окружающих.

Ключевые характеристики метода:

  • Дети самостоятельно выбирают для себя занятие
  • Модель изучения – «Обучение через открытие», малыши узнают новое не через рассказ учителя, а через работу с материалами
  • В одной группе присутствуют ученики разного возраста
  • Для занятий предоставляется специальный учебный материал, который разработала сама Мария Монтессори
  • Занятия не прерываются и обычно длятся около 3х часов
  • Ученики могут свободно передвигаться по классу
  • Не смотря на внешне пассивную роль учителя, Монтессори-педагогом может быть только специально обученный человек

Как мы видим, в этой методике используется  весьма интересный и не совсем традиционный подход к обучению. В связи с чем, до сих пор не утихают споры относительно его эффективности, положительных и отрицательных сторон.

Плюсы системы Монтессори:

  • Малыш имеет возможность развиваться самостоятельно, без навязчивого вмешательства взрослых и в удобном лично для него темпе
  • Основным принципом методики является свобода личности, поэтому вся система направлена на формирование свободного человека, который уважает и ценит свободу окружающих людей
  • На занятиях запрещена критика и негативная оценка
  • Ребенок обучается через игру, он увлечен процессом и обучение дается легко
  • Большое внимание в методике уделяется сенсорному и сенсорно-моторному развитию учеников, что напрямую связано с умственным развитием
  • В одной группе могут находится дети от 1 года до 7 лет и от 7 до 12, поэтому подгруппы внутри коллектива учеников распределяются не по возрасту, а по интересам
  • Малыши имеют возможность учится у старших детей, что бывает гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых
  • Старшие ученики учатся заботиться о младших
  • У малышей, обучающихся в этой методике, как правило, хорошо развиты навыки самообслуживания
  • Дети учатся принимать собственные решения

В системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся ребенку в обычной жизни:

  1. Не мешай другому, когда тот занят.
  2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
  3. Не шуми – это мешает другим.
  4. После работы все материалы убирай на свои места, вытирай лужи и грязь.
  5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

image

Минусы методики Монтессори:

  • Данная система не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков, что и является ее главным недостатком
  • В методике недооценивается значение игровой деятельности в развитии ребенка. Монтессори считала, что игрушки только уводят малыша от реальной жизни и не дают никакой практической пользы. Но давно доказано, что это совсем не так, значение игры в развитии ребенка очень и очень велико
  • Также автор методики недооценила и значение сказок в педагогическом процессе, заменяя их довольно сухим описанием предметов, в то время как, сказки формируют у ребенка представления о жизни, отношениях, добре и зле
  • Педагог в системе Монтессори, зачастую, не имеет большого авторитета, который так привычен для нашей страны. В связи с чем, у ребенка могут возникнуть проблемы при дальнейшем обучении
  • Дети, воспитанные в этой системе, привыкают получать знания не прилагая больших усилий, что может привести к тому, что, в дальнейшем, они не захотят трудится, чтобы получить результат
  • Существует мнение, что, после обучения по методике Монтессори, детям сложно адаптироваться к школе, где требуется дисциплина и умение подчиняться

Как мы видим, методика Монтессори обладает весьма значительными плюсами и некоторыми весомыми минусами. Мое мнение, как психолога, относительно этой методики – все очень индивидуально и зависит от многих факторов. Для одних детей эта система может подойти идеально, других даже не заинтересует. Решение стоит принимать исходя из личных качеств вашего малыша, если не уверены в выборе, посетите пробное занятие, понаблюдайте.

Но, в любом случае, ограничиваться только этой методикой не стоит, если вам подошла данная система, не забывайте о вышеперечисленных недостатках и компенсируйте эти пробелы дома с помощью сказок, ролевых игр, общения в других коллективах.

Ирина Лозицкая, семейный психолог.

Просмотров: 19529 Обучение Прописи для детей от 6 до 7 лет. 01.12.2020

Ваш ребенок уже научился читать и знает азбуку, теперь ему нужно научиться красиво писать буквы! Красивый почерк во многом определяет

Мода Poivre Blanc. Новая коллекция. 25.11.2020

Среди нас точно есть те, кто предпочтут российскому производителю что-то эксклюзивное и с именем у всех на слуху. Французский бренд

Мода Новая коллекция Oldos осень-зима 2020-2021 25.11.2020

Теперь уж точно пришла пора утепляться – температура семимильными шагами стремится к нолю, а скоро ударят и первые холода. А

Мода Uki Kids – новый бренд. 24.11.2020

Мы стараемся для вас и становимся лучше, пополняя наш ассортимент и начиная сотрудничество с новыми марками. Фирма Юки кидс появилась

Мода Новая коллекция Choupette осень-зима 2020 20.11.2020

Приятно, когда не нужно долго выбирать, копаться в разных брендах и сразу у одного производителя можно найти вещи на все

Мода Geox. Новая коллекция обуви 20.11.2020

Удобство – один из главных критериев выбора обуви. Иногда ее носят, даже если в ней есть мелкие недостатки, зато ногам

Мода Smena. Новая коллекция осень-зима 2020. Новая Новогодняя коллекция. 17.11.2020

Дети обожают Новый год. Да и как не любить время веселья, подарков, ярких огоньков и вкусных угощений? Несмотря на то,

Генераторы Онлайн-генератор прописей для детей 27.09.2018

Представляем вашему вниманию сервис по генерированию прописей для детей. Онлайн-генератор прописей трансформирует введенный вами текст в прописи, при этом вы

Профессии Задания для детей: ищем пары, профессии + английский 21.05.2021

Задания для детей — «ищем пары» тренирует логику, внимание, креативное мышление. Выполните задания на русском и английском языках. Задания подходят

Лабиринты Лабиринт для детей: Заяц и собака 25.05.2021

Лабиринт для детей — «Заяц и собака» тренирует логику, внимание, развивает фантазию и воображение. Задания подходят как для выполнения дома,

Лабиринты Задания для детей: тень и лабиринт 25.05.2021

Лабиринт для детей — «тень и лабиринт» тренирует логику, внимание, развивает фантазию и воображение. Задания подходят как для выполнения дома,

Развитие Рисование по шагам: ваза и девочка 26.05.2021

Рисование по шагам для детей — «ваза и девочка» тренирует память, внимание, развивает фантазию и воображение. Развивает мелкую моторику. Задания

Развитие Рисование по шагам: рисуем домашних животных 31.05.2021

Рисование по шагам для детей — «рисуем домашних животных» тренирует память, внимание, развивает фантазию и воображение. Развивает мелкую моторику. Задания

Развитие Задания для детей: Отдыхаем на море 31.05.2021

Задания для детей — «Отдыхаем на море» тренирует память, внимание, развивает фантазию и воображение. Развивает мелкую моторику. Задания подходят как

Развитие Задания для детей: Продолжи ряд 31.05.2021

Задания для детей — «Продолжи ряд» тренирует память, внимание, развивает фантазию и воображение. Раннее развитие создает базу для знаний вашего

Развитие Рисование по шагам: Хэллоуин 01.06.2021

Рисование по шагам для детей — «Хэллоуин» тренирует память, внимание, развивает фантазию и воображение. Развивает мелкую моторику. Задания подходят как

Первая в Италии женщина‑врач и педагог Мария Монтессори создала методику обучения имени себя ещё в начале XX века. В основу легли наблюдения за детьми с задержками развития. Они же были главной целевой аудиторией Монтессори. Чуть позже систему адаптировали для обычных детей, и в таком виде она популярна до сих пор.

В чём суть методики Монтессори

Обучение по Монтессори проходит под девизом: «Помоги мне сделать это самому!» Считается, что, если поместить ребёнка в развивающую среду и предоставить ему свободу действий, он будет с удовольствием познавать мир самостоятельно.

Мария Монтессори

Ребёнок может раскрыться нам только сам, свободно претворяя свой естественный план построения.

Дети сами выбирают, чем и когда им заниматься. Задача взрослого — не мешать, не критиковать, не хвалить и не сравнивать ребёнка с другими. А только показывать, как пользоваться материалами, наблюдать и помогать в случае необходимости.

Что такое сензитивные периоды

Мария Монтессори считала возраст от 0 до 6 лет наиболее важным в жизни человека. Она выделяла шесть сензитивных периодов, благоприятных для формирования определённых навыков. Если начать обучение раньше или позже, то ребёнку будет скучно или тяжело.

От 0 до 3 лет: период восприятия порядка

Обучить ребёнка соблюдать чистоту и убирать за собой проще всего до 3 лет. В системе Монтессори порядок имеет ключевое значение. Детей с раннего возраста привлекают к уборке, показывают им, как раскладывать вещи, вытирать пыль, мыть посуду. Для работы детям предоставляют специальный инвентарь: удобные щёточки и совочки, маленькую швабру и веник.

От 0 до 5,5 лет: период сенсорного развития

Ребёнок изучает окружающий мир через ощущения, звуки и запахи. У него формируется представления о форме, цвете, размере.

От 0 до 6 лет: период речевого развития

Речь каждого ребёнка развивается индивидуально, и если кроха не умеет разговаривать в 2 года — ничего страшного. У него ещё есть запас времени. А помочь могут специальные карточки, книжки и наглядные материалы.

От 1 года до 4 лет: период развития движений и действий

Ребёнок изучает возможности своего тела, развивает координацию и укрепляет мышцы. Для этого ему нужна хорошо оборудованная детская площадка с горками, качелями и шведскими стенками.

От 1,5 до 5,5 года: период восприятия мелких предметов

Для развития мелкой моторики в системе Монтессори предлагается выполнять самые простые действия: нанизывать бусины на шнурки, перекладывать фасоль или горох, собирать пазлы.

От 2,5 до 6 лет: период развития социальных навыков

Ребёнок постепенно учится жить в обществе: здороваться, быть вежливым, внимательно относиться к потребностям других людей, помогать.

Как организована развивающая среда по методике Монтессори

В системе Монтессори дети условно делятся на возрастные категории: от 0 до 3, от 3 до 6, от 6 до 9 и от 9 до 12 лет. Как правило, к занятиям привлекают детей от 2 лет. А в группе одновременно обучаются разновозрастные дети из одной категории — например, трёхлетки постигают мир бок о бок с пятилетками и шестилетками. Самые младшие тянутся за старшими, а «взрослые», помогая другим, развивают лидерские навыки и учатся заботиться о слабых.

Комнаты в детсадах и школах Монтессори поделены на несколько зон, заполненных обучающими игрушками, материалами и пособиями.

Зона сенсорного воспитания

Тут собраны материалы для развития зрения, обоняния, слуха, вкуса и тактильных ощущений. Дети играют с шумовыми инструментами, складывают фигурки, пробуют на ощупь всевозможные поверхности, знакомятся с запахами, угадывают, какой фрукт они только что съели.

Зона практической жизни

Дети обучаются основным бытовым и социальным навыкам: уходу за собой и окружающей средой, этикету, правилам общения. Они чистят одежду и обувь, готовят еду, поливают цветы и убирают, пользуясь настоящими инструментами.

Математическая зона

Знакомство с цифрами и математическими операциями происходит с помощью игрушек, развивающих логику, навыки счёта, умение сравнивать, измерять и упорядочивать. Постепенно ребёнок проходит путь от элементарных действий к решению довольно сложных задач.

Зона речевого развития

Ребёнок расширяет словарный запас, развивает фонематических слух, постепенно учится читать, осваивает письмо.

Зона космоса (естествознания)

Здесь ребёнок получает представление об окружающем мире: географии, истории, ботанике, зоологии, естественных науках.

Зачем пробовать методику Монтессори

Главный плюс системы Монтессори в том, что дети обучаются всему в своём темпе, без принуждения и давления оценочных суждений. Они не скучают, поскольку сами выбирают себе занятие по вкусу, и не боятся совершить ошибку.

Кроме того, дети, обучающиеся по этой методике, уважают потребности других людей, рано становятся самостоятельными и легко справляются с бытовыми задачами: одеваются, убирают за собой, готовят несложные блюда.

В чём недостатки системы Монтессори

Критика методики Монтессори сводится к следующим пунктам.

  • В группах Монтессори дети мало общаются. Хотя и предполагается, что старшие помогают младшим, на этом взаимодействие практически заканчивается. Дети выполняют индивидуальные задачи, не играют вместе в ролевые и подвижные игры. В дальнейшем им может быть сложно работать в команде.
  • Недостаточно внимания уделяется творчеству. Система Монтессори была изначально направлена на обучение практическим навыкам. Поэтому творчество, наравне с играми, воспринималось как нечто отвлекающее от основных задач.
  • Ребёнку сложно адаптироваться к обычной системе обучения. В группах Монтессори детям не выставляют стандартные оценки. Педагог отмечает только выполнение задания: сделал или нет. При переходе в обычную школу с отметками, поощрительными наклейками и соревновательными моментами ребёнок может испытать стресс. Да и сидеть за партой, выполняя неинтересные задания, бывает очень непросто.
  • Переходить в обычную школу всё равно придётся. В мире существует всего несколько школ Монтессори с полным циклом обучения, до 18 лет. В большинстве случаев всё ограничивается садиком и элементарной ступенью образования — для детей 6–12 лет.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий