Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Аннотация: материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Как известно, характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения лексического и грамматического компонентов речи. Кроме того у них отмечается бедная диалогическая речь:

  • Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,
  • Построить краткий или развёрнутый ответ.

Детям трудно построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста.

Как следствие – неполноценное речевое общение. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями.

Кроме речевых особенностей, для детей с нарушениями речи характерна недостаточная сформированность таких процессов как внимание, память, а следовательно, и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале.

Всё вышеперечисленное послужило причиной использования мною мнемотехники, как дополнительный и эффективный прием развития связной речи детей.

Мнемоника (греч.) — «искусство запоминания».

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление,
  • зрительную и слуховую память,
  • зрительное и слуховое внимание,
  • воображение,
  • связную речь,
  • мелкую моторику рук.

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

Ещё Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это рисуночное письмо, схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет.

Поэтому мнемосхемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей с ОНР.

Я их использую для:

1.​ Обогащения словарного запаса.

Игры на образование родственных слов:

“Снежная картинка” (рис.1)

  • Содержание игры: эта необычная картинка, а снежная , потому что на ней нарисованы слова, которые все похожи на слово “снег”.

image

Рис.1

  • Если слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Если слово длинное – снегопад.
  • Если слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Если слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Если слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Если слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Если слово – цветок – подснежник.
  • Если слово — птица — снегирь.

“Волшебное дерево”.

Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки. Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

  • Если слово маленькое, ласковое – листочек.
  • Если слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
  • Если слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
  • Если слово, когда листья падают – листопад.
  • Если слово-дерево – лиственница.

Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

2.​ Для Формирования грамматического строя речи.

Мнемосхемы для знакомства падежей. (Рис.2)

image

Рис.2

Именительный падеж – Что это? – (?)

Винительный падеж – Что я вижу? – (глаза)

Родительный падеж – Чего не стало? – (зачёркнутый квадрат)

Дательный падеж – Чему рады? – (улыбка)

Творительный падеж – Чем любуемся? – (восхищённое лицо)

Предложный падеж – Думаю, мечтаю о чём? – (задумчивое лицо)

3.​ Для формирования фонетической стороны речи:

Звуковые символы. (Рис.3)

Рис.3

Схема характеристики звука. (Рис.4)

Рис.4

Автоматизация звуков. (Рис.5)

Рис.5

4.​ Для развития связной речи:

Схемы предлогов. (Рис.6)

Рис.6

Описательные рассказы по лексическим темам. (Рис.7)

Рис.7

Обучение пересказу. (Рис.8)

Рис.8

Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок. (Рис.9)

Рис.9

Самостоятельное составление мнемосхем. (Рис.10)

Рис.10

Считаю, что использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень .

Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

В перспективе – разработка программы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники.

Одно из важнейших условий умственного развития и воспитания дошкольников – грамотная, четкая, красивая речь. Именно в дошкольном возрасте самые благоприятные условия для закладывания основ богатого словарного запаса и красноречия. По мнению специалистов, использование специально разработанных методик и приемов для улучшения коммуникативных навыков помогает детям усваивать новый материал и развиваться.

  • Односложная речь, состоящая только из простых предложений.
  • Неумение построить грамматически правильное распространенное предложение.
  • Маленький словарный запас.
  • Использование нелитературной лексики.
  • Неспособность доступно и грамотно формулировать вопросы, строить краткие или развернутые ответы.
  • Отсутствие логики выводов и утверждений.
  • Неумение строить диалог на предложенную тему в сюжетном или описательном рассказе. неспособность пересказать историю своими словами.
  • Плохая дикция.
  • Отсутствие культуры речи (ребенок не умеет регулировать громкость голоса, изменять темп, делать интонационные акценты).

Вместе с этим ищут и читают:

Дидактические игры по развитию речи для детей 3 4 лет в детском саду и Развитие речи 2 класс 2

Задача взрослых – научить дошкольников последовательно, правильно, с точки зрения, грамматики выражать свои мысли. Дети должны уметь рассказывать о разных ситуациях из окружающей действительности с помощью связной и богатой речи.

Современный ребенок имеет доступ к Интернету, а также к разнообразной мультимедийной информации, поэтому важно сделать процесс обучения детей максимально познавательным, интересным, развивающим и занимательным. В этой связи на помощь в дошкольной педагогике приходит мнемотехника. Этот метод называют также сенсорно-графическими схемами, блоками-квадратами, предметно-схематическими моделями, коллажем, схемой составления рассказа. Что же такое «мнемотехника»? В переводе с греческого это понятие означает «искусство запоминания». Мнемотехника – это система приемов и методов, которая обеспечивает эффективное усвоение ребенком информации об окружающем мире, успешное запоминание структуры повествования, воспроизведение полученных знаний, а также развитие связной речи.

Что развивает мнемотехника?

  • Мышление посредством ассоциаций.
  • воображение.
  • слуховую и зрительную память.
  • внимание (зрительное и слуховое).

Ученые утверждают, что «язык» мозга – это, прежде всего, зрительные образы. Чтобы иметь успех в изучении языка или же какой-либо другой дисциплины, необходимо «разговаривать» с мозгом на его «языке». Когда человек запоминает слово вместе с его графическим изображением (картинкой, фотографией, символом), мозгу легче фиксировать взаимосвязь между ними. Соответственно, информация быстрее усваивается.

Отличным методом для достижения этого эффекта является мнемотехника, ведь в ней процесс запоминания базируется на образовании ассоциаций. Какие-то абстрактные вещи и явления заменяют образами, которые имеют аудиальное, визуальное или же кинестетическое воплощение. Многим людям очень сложно удержать в голове слова, имеющие абстрактное значение. Они начинают зазубривать слова, но, к сожалению, спустя, некоторое время они не могут вспомнить то, что учили. Для легкости и эффективности запоминания слова и понятия необходимо его наполнить смыслом, связав с понятными, известными и конкретными звуковыми или зрительными образами, либо же с яркими ощущениями. Когда это будет сделано, информация будет гораздо быстрее и легче усваиваться. В этом и состоит секрет.

  • наращивания словарного запаса.
  • обучения составлению различных рассказов.
  • пересказов художественных произведений.
  • отгадывания и загадывания головоломок и загадок.
  • заучивания стихотворений.
  • улучшения разговорных навыков.

Чтобы изготовить такие картинки, педагогу не нужны особые художественные способности. Для создания мнемотаблиц достаточно изобразить символически предметы и объекты, которые будут иллюстрировать рассказ. Детей младшего и среднего дошкольного возраста заинтересуют больше цветные мнемотаблицы, поскольку память малышей устроена так, что им легче запоминать целые образы (рыжая лиса, серая мышка, зеленая елочка и прочие).

Со временем при постоянном использовании в процессе обучения таких таблиц можно усложнять или заменять образы, к которым привыкли дети, на символы (к примеру, изобразить персонаж графически). К примеру, лису иллюстрировать с помощью круга и треугольника оранжевого цвета, медведя – коричневым кругом. Детям постарше желательно делать одноцветные схемы, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символов. Существуют специально созданные специалистами модельные схемы для дошкольников, которые упрощают задачи педагога во время подготовки к занятиям. Тем не менее не всегда готовые схемы могут подойти по содержанию, поэтому лучше брать их за основу, дополняя, совершенствуя, уточняя необходимыми символическими изображениями.

Использование моделирования способствует легкому и быстрому пониманию и запоминанию текстов, а также является прекрасным методом работы с памятью для дошкольников. Во время осуществления данных приемов в процессе запоминания включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Ребенок с легкостью вспомнит картинку, после чего и слова. Поэтому учить детей с помощью такой техники очень удобно, легко и эффективно.

Педагог проводит с малышом беседу по тексту, они рассматривают иллюстрации, отслеживают последовательность заранее созданной таблицы для конкретного произведения. Дети постарше могут самостоятельно выбирать нужные элементы модели к литературному тексту, располагать их в определенной последовательности, которая поможет им с пересказом. Весь этот процесс необходимо контролировать взрослым. Так, постепенно творчество воспитателя переходит в совместную работу ребенка и взрослого.

Если на первом этапе педагог предпочел дать готовые схемы, то на следующем логично будет предоставить возможность ребенку обсудить различные их версии, поучаствовать в отборе наиболее удачных вариантов. В этой ситуации кроха и педагог выступают в роли равноправных партнеров. Взрослый должен незаметно помочь малышу выбирать наиболее удачные варианты, оформляя их в единое произведение. В такой ситуации дети начинают проявлять творческий подход и самостоятельность, мнемотаблица придумывается сообща.

Следует отметить, что дошкольников на первых этапах может затруднять подобного рода работа, поскольку нелегко следовать предложенному плану той или иной модели мнемотаблицы. Часто первые повествования по моделям получаются достаточно схематичными. Чтобы облегчить задачу, в содержание нужно вводить задания по обогащению и активизации словарного запаса. Одновременно с этой работой нужно использовать речевые игры. Также эффективно для детей совмещать с мнемотаблицами настольно-печатные игры. Они помогают малышам научиться систематизировать предметы, развивать зрительное восприятие, внимательность, наблюдательность, заинтересованность окружающей действительностью, логическое, образное мышление, речь, а также навыки самопроверки.

Чем раньше взрослые начнут обучать дошкольников с помощью мнемотехники, тем быстрее получится подготовить его к школе, ведь развитая связная речь свидетельствует о способности ребенка к школьному обучению и служит показателем его умственных способностей. Однако нужно отметить, что работа по совершенствованию коммуникативных навыков не должна ограничиваться только мнемотаблицами. Действительно, они являются эффективным средством для формирования связной речи и доступным способом познания окружающей действительности.

Тем не менее это лишь одна техника, начальная, стартовая, хоть и достаточно значимая, ведь она помогает лучше усваивать и перерабатывать зрительную информацию, запоминать ее и воспроизводить. К тому же полезным будет внедрение этого метода для обучения малышей с ОНР (общим недоразвитием речи). Приемы работы с мнемотаблицами помогают существенно повысить эффективность исправления языковых навыков малышей дошкольного возраста, а также ребят с ОНР, способствуя повышению интереса к умению правильно, четко и красиво разговаривать. Именно мнемотехника позволяет обучить устной коммуникации, которая так необходима в современном информационном пространстве и обществе ХХІ века.

  • подготовить дополнительный увлекательную и полезную информацию, расширяющий кругозор ребенка.
  • обсудить с малышом проведенные перед уроком интересные факты, наблюдения за явлениями природы или особенности литературных произведений.
  • прослушать аудиозапись.
  • подобрать приемы, с помощью которых педагог сможет заинтересовать детей во время урока.

Чем раньше взрослые начнут обучать дошкольников с помощью мнемотехники, тем быстрее получится подготовить его к школе, ведь развитая связная речь свидетельствует о способности малыша к школьному обучению и служит показателем его умственных способностей. Однако нужно отметить, что работа по совершенствованию коммуникативных навыков не должна ограничиваться только мнемотаблицами. Действительно, они являются эффективным средством для формирования связной речи и доступным способом познания окружающей действительности.

Тем не менее это лишь одна техника, начальная, стартовая, хоть и достаточно значимая, ведь она помогает лучше усваивать и перерабатывать зрительную информацию, запоминать ее и воспроизводить. К тому же полезным будет внедрение этого метода для обучения малышей с ОНР (общим недоразвитием речи). Приемы работы с мнемотаблицами помогают существенно повысить эффективность исправления языковых навыков малышей дошкольного возраста, а также ребят с ОНР, способствуя повышению интереса к умению правильно, четко и красиво разговаривать. Именно мнемотехника позволяет обучить устной коммуникации, которая так необходима в современном информационном пространстве и обществе ХХІ века.

Главная Коллекция «Revolution» Педагогика Использование метода мнемотехники в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста

Теоретические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста. Использование приемов мнемотехники в развитии речи, их особенности. Методика исследования развития связной речи с использованием приемов мнемотехники у детей дошкольного возраста.

Рубрика Педагогика
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 09.06.2015
Размер файла 452,2В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Татьяна Сухих Дата: 13 июля 2017 в 13:06 Рубрика: Развитие речи

Коротко о пособиях

Так, интернет-магазин УчМаг предоставляет:

  1. купон, который дает право на участие в вебинаре о технологии применения мнемотехнических методов в формировании речи у ребят.
  2. пособие о познавательном и речевом развитии,с применением мнемотехники.

Одной из главных задач обучения и воспитания дошколят является вырабатывание связной речи. А что это такое? Это рассказывание, создание монологов, приобретение навыков культуры речи.

Поскольку применением общепринятых методик обучения не всякий раз можно ждать долгожданного результата, следовательно, их необходимо дополнять такими средствами, которые облегчат процесс вырабатывания связной речи. К таким приемам относятся  способы мнемотехники, как средства развития связной речи дошкольников. С их помощью становится возможным удачное запоминание, запечатление и повторение информации посредством знаков, образцов, символов. Мнемотехника способствует развитию речи, активизации и пополнения словаря, развития мышления, сообразительности и мелкой моторики. Это особенно заметно у детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи

Когда у деток наблюдается речевое недоразвитие, у них нарушается фонематический слух и звукопроизношение. Грамматическая речь и запас словарных слов у них также отстает. Но при этом у малюток сохраняются интеллект и слух. Специалистами выделяются несколько уровней речевого нарушения. Поэтому, мнемотехнические приемы, будут помогать формированию связной речи детей и в средней, и в старшей группе  доу с ОНР.

Коротко о мнемотехнических приемах

В чем же суть мнемотехники, спросите вы? Смысл этого метода следующий: придумать картинку на любое слово или словосочетание. Это позволяет нарисовать весь текст схематически.

Пример приёма запоминания техники цепочка.

В интернет – магазине УчМаг можете приобрести компакт- диск для компьютера с применением мнемодорожек, мнемотаблиц.

Мнемодорожка  — простая схема, по которой составляется маленький рассказик.

Мнемотаблицы — схемы, в которые заложены определенного типа информации, состоящие из нескольких изображений, соответствующие словам текста.Они применяются при угадывании загадок, составлению и изложению рассказов, заучиванию стишков.Нужно принять  во внимание порядок работы с мнемотехническими таблицами. Их необходимо делать в 3 этапа:

  1. Изучить таблицу и рассмотреть картины.
  2. Преобразовать абстрактные обозначения в картинки.
  3. Опираясь на таблицу, пересказать текст.

Мнемотехнические средства используют в играх.  Для того чтобы детки дошкольного возраста преодолели лексические трудности, пользуются дидактическими играми.

Предлагаю посмотреть интересный семинар по мнемотехнике.

План самоанализа по мнемотехнике

Рассмотрим следующий план самообразования.

В работе с ребятами с ОНР, использование мнемодорожек и мнемосхем, дает  возможность малышам преодолеть такие затруднения, как изложение и составление рассказов, вызубривание стишков, стеснительность. Использование мнемотехники открывает возможность для детей фантазировать и улучшать  свою речь, сочинять сказки и рисовать их. Они учатся мыслить нестандартно. Для регулярной работы рекомендуется составлять план работы по мнемотехнике. Представим примерный план самоанализа в нижеследующем варианте.

На сентябрь

  1. Познакомить деток со сказочными изображениями.
  2. Работать с мнемотаблицей «Золотая осень».
  3. Выучить стих “Подарки осени” и работать с мнемодорожкой.
  4. Поиграть в дидактическую игру«Собери мнемодорожку» и закрепить стишок«Осень».

На октябрь

  1. Заниматься с мнемодорожкой «Осенние деревья».
  2. Разгадывать мнемозагадки.
  3. Делать упражнения на тему «Нарисуем слова».
  4. Научиться делать пальчиковую гимнастику «Гулял ветер по лесу».

На ноябрь

  1. Сочинить предложения об осени (сделать мнемокарточки).
  2. Пересказать сказку «Листопадничек».
  3. По плану лексических сюжетов сочинить описательные рассказы.
  4. Выучить пальчиковую гимнастику «Огород».

На декабрь

  1. Вести работу с мнемотаблицей «Зимушка-зима».
  2. Выучить стишок Маршака «Декабрь».
  3. Делать зашифровку информации. Детки делают упражнение «Шпионы».
  4. Нарисовать или придумать сказку собственного сочинения.

На январь

  1. Сочинить предложения о зиме.
  2. Составить рассказики по картинке «Зимние развлечения» и научиться пользоваться мнемодорожкой.
  3. Играть в поучительную игру «Сам сочини сказку» и использовать мнемокарточки.

На февраль

  1. Отгадывать мнемозагадку.
  2. Заучивать скороговорку, применяя мнемотаблицу.
  3. Играть с мнемокубом.
  4. Сочинить описательные повествования по лексической тематике.

На март

  1. Работать с мнемотаблицей «Пришла весна».
  2. Заучивать стишки о весне и нарисовать мнемодорожку к стихотворению вместе с родителями.
  3. Поиграть в дидактическую игру «А ну-ка угадай-ка». Воспитатель читает знакомые стишки, передает сказочные сюжеты, а детки узнают и угадывают тексты.

На апрель

  1. Составить мнемодорожки по приметам весны вместе с родителями.
  2. Научиться делать пальчиковую гимнастику «На дворе апрель…»
  3. Пересказать сказку «Снегурочка» и составлять мнемотаблицы.
  4. Отгадывать мнемозагадки.

На май

  1. Выучить стихи о школе (к выпускному).
  2. Подготовить итоговое мероприятие с родителями «Мнемотехника – это классно».

Применяя такой план с воспитанниками с ОНР, наметится положительная динамика с улучшением связной речи. Многие детки начнут лучше понимать структуру высказывания: начальную часть, серединку и концовку. Они легко усвоят и улучшат зрительную информацию, а также сохранят её и восстановят в памяти, правильно будут связывать сюжет и ее части. Они смогут передать готовый рассказ без содействия взрослых и научатся самостоятельно составлять мнемотаблицы, написать по ним описательные рассказы, повествования, заучивать стихи.

Чем раньше научим малышей рассказывать по теме мнемотехника, тем лучше и быстрее подготовим их к поступлению в школу.

А для ичителей младших школьников здесь можно приобрести купон для участия на вебинаре о речи, как коммуникативной функции общения у школьников начальных классов с ОВЗ.

Многое еще можно рассказать по этой теме. Дорогие друзья, если есть дополнения, напишите. А статьей поделитесь с друзьями. Пусть ваши малыши всегда будут веселыми и здоровыми!

С уважением, Татьяна Сухих

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты * Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Как одновременно развить память и связную речь, расширить лексический запас

Наиболее эффективным методом в развитии детей дошкольного возраста в мнемотехнике является игра. Также подойдут схемы. К способам развития можно отнести:

  • дать ребенку отдельные картинки. Малыш должен попробовать их сгруппировать и объяснить, почему он собрал вместе некоторые картинки;
  • изображение своих впечатлений. Этот способ позволяет развить лексический запас. Необходимо предложить ребенку нарисовать свои впечатления о прошедшем дне. Затем малыш должен рассказать, что у него за день было хорошего и что плохого;
  • заучивание стихов. Чтобы заучивать стихи было легче, необходимо использовать таблицы. В каждую строку таблицы необходимо поместить знак или картинку;
  • показать малышу картинку. Рассказать, что изображено на ней. Далее картинка переворачивается, и ребенок должен назвать элементы, которые были изображены;
  • разгадывание кроссвордов;
  • разложить перед ребенком картинки. Ребенок внимательно на них смотрит. Затем он закрывает глаза, и взрослый убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и говорит, какой картинки не хватает.

image

Развитие дошкольников

Схемы и таблицы для быстрого запоминания

Наиболее простым способом для запоминания цифр и букв являются схемы и таблицы. Например, чтобы ребенок запомнил цифры, можно начертить схемы. В них помещаются цифры и ассоциации к ним.

Педсовет в ДОУ по речевому развитию в соответствии с ФГОС

1 Карандаш, ручка
2 Гусь, петух
4 Кресло, диван
7 Ножик

Чтобы запомнить буквы можно сделать таблицу. В первый столбец вписывается буква, в второй слова, которые на нее начинаются, а в третьей — изображение.

А Арбуз, Ананас, Абрикос
Б Бегемот, Будильник
В Ворона, Вилка
Г Гриб
Д Дом, Дерево

Речь как средство общения и мышления

Язык имеет тесную взаимосвязь с мышлением. Он выполняет несколько функций:

  • выражение психологии человека;
  • носитель данных памяти и сознания;
  • средство мышления;
  • средство управления другими людьми.

image

Мнемотехника

Основная функция языка — инструмент мышления. Данная взаимосвязь доказана научными исследованиями участия голоса в решении мозговых заданий. В наиболее сложных ситуациях мышления у человека наблюдается высокая активность голосовых связок.

Речь как средство общения и мышления выполняет функцию коммуникации. Развитие речи развивают мышление и интеллект. Мышление проходит путь от мысли к предложениям, фразам и звукам. Для разговора должны быть присуще структурированность доступность и выразительность.

Основным средством между людьми является речь. Без слов невозможно было бы передавать информацию. Для речи, как средства общения, характерны такие качества как:

  • альтернативность;
  • конструктивность;
  • рефлексивность.

Развитие словарного запаса осуществляется на протяжении трех периодов:

  • фонетический до 2 лет: усваиваются звуки;
  • грамматический до 3 лет: усваиваются закономерности высказывания;
  • семантический до 17 лет: усваивается понятийная отнесенность.

Обратите внимание! Для педагогов детских садов в учебных классах проводятся различные выступления, мастер —классы, консультации и презентации на тему развития речи и мышления детей.

Связная речь — компонент речевой подготовленности к школе

Развитость словарного запаса ребенка является подготовительным этапом к обучению. Речь позволит ребенку усваивать знания. Делится на устную и письменную. До 6-7 лет дети осваивают устную речь. Успешное овладение чтение и письмом зависит от развития устной речи. До того, как ребенок поступит в школу необходимо обратить внимание:

  • верное произношение звуков;
  • способность различать звуки;
  • развитость словарного запаса;
  • развитость связанной речи и речевой коммуникации;
  • развитость памяти, внимания и мышления.

Обратите внимание! Наиболее важна связная речь компонент речевой готовности к школе.

К 6-7 годам ребенок должен овладеть следующими навыками:

  • умения пересказывать рассказы и сказки;
  • умение составлять рассказы по картинке и картинкам;
  • отвечать на вопросы по тексту.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий