Консультация для родителей: «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»

04.09.2019

Что такое пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика очень важна для развития ребенка 3-4 лет. Благодаря этим играм развиваются моторные и тактильные  навыки. Чтобы маленькому ребенку 3-х лет было интереснее заниматься, гимнастика проводится в виде веселой игры с применением  стишков, песен, сказок, рифмовок.  Тексты стихов соответствуют движениям пальцев. Ребенок выполняет движения пальчиками и повторяет стихи за взрослым.

Как пальчиковая гимнастика влияет на развитие ребенка

Гимнастика для пальчиков используется педагогами и родителями во всем мире.

Пальчиковая гимнастика помогает развивать  ребенка в целом. Во время игры развиваются речевые навыки, мелкая моторика, координация, ритмическое мастерство, социальные навыки, речь и слух. Более того, пальчиковые игры очень веселые, нравятся детям 3-4 лет! Это помогает  развивать психическое состояние ребенка, учит радоваться и смеяться.  

 Пальчиковые потешки для ребенка 3-4 лет ► Кулачок Один, два, три, четыре, пять,

► Дразнилка У меня пропали ручки. Спрятать за спину Где вы, рученьки мои? Раз, два, три, четыре, пять, Покажитесь мне опять! ► Кошка Вот кулак, а вот ладошка. На ладошку села кошка. Вот пошла она, пошла. И в подмышечку пришла.

  • Развитие речи и памяти

Когда дети поют, слушают тексты стишков и выполняют упражнения в ответ, они увеличивают свой словарный запас и развивают навыки слушания и понимания.

Дети повторяют стихи за взрослым и развивают речь и память.  

  • Каждый раз, когда дети изучают песни и стихи, навыки чтения совершенствуются, улучшается разговорная речь, память становится лучше и объемнее.
  • Также ребенок развивает моторные навыки рук, необходимые для письма и рисования.  
  • Развитие чувства ритма

Ритмичное пение с движениями пальцев помогает детям развить хорошее чувство «ритма».

  • Улучшается самооценка ребенка. Каждый раз, когда ребенок хорошо сделал гимнастику и запомнил стишок, похвалите его! Это же его достижение!

Развитие малышей 2 лет

Малыши 2х лет сначала изучают свои руки и ноги, а затем пальцы рук и ног. Они не могут манипулировать пальцами рук и ног, пока не узнают, как управлять руками и ногами.  Итак, с малышами нужно сначала проводить гимнастику, включающую в себя движение рук и ног:  хлопать в ладоши, пожимать руки, касаться руками других частей тела – животика, коленей, топать ногами. Постепенно можно ввести движение большого пальца рук. Ближе к 3м годам, ребенок будет готов к пальчиковым упражнениям и играм.

Трехлетние дети могут управлять своими пальчиками. К тому времени, когда ребенку исполнится 4 года, пальчиковые игры займут важное место в развитии.

 Детские пальчиковые игры для малышей 3-4 лет

Каждая пальчиковая игра длится несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

Выберете 2-3 игры-стишка, постепенно заменяя их новыми. Со временем Вы поймете, какие стихи Ваш ребенок любит больше. 

Подготовка к пальчиковой игре:

• Сначала сами «проиграйте» игру, выучите стих;

• Не ждите мгновенной реакции от малыша 3х лет. Возможно сначала ребенок просто смотреть и слушать, как играете Вы. 

• Учитывайте настроение ребенка и подбирайте игру соответственно. 

Будьте сами в хорошем настроении, читайте стихи выразительно.  

• Играйте в пальчиковые стишки регулярно, только тогда, достигнете наибольший эффект от упражнений.

  • Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Игра: Вышел пальчик погулять

1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять.

(Загибаем пальчики на обеих руках) Этот пальчик в лес пошел,

(разгибаем пальчики поочередно) Этот пальчик гриб нашел, Этот резал, Этот ел,  Ну а этот лишь смотрел!

image

Игра 2: Ай да, пальчик, где ты был?

С первым братцем суп варил, Со вторым пирог месил, С третьим по двору скакал, А с четвертым в мяч играл. С пятым только повстречался и Скорее спать помчался.

Еще 1 стишок про «Пальчик где ты был»

image

Пальчиковая игра: Моя семья

На ладошке у меня Помещается семья: Пальчик — дедушка, Пальчик — бабушка, Пальчик — папочка, Пальчик — мамочка. Ну а самый крайний — я, Это вся моя семья!

Пальчиковая гимнастика «Паучок»

Цель: развивать мелкую моторику рук малышей 3-4 лет.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)

Чтобы Вам было понятнее, как играть, посмотрите видео на 1 минуту

Пальчиковая игра «Дом»

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана»)

Гимнастика для пальчиков «Молоточком я стучу»

Молоточком я стучу,

Дом построить я хочу,

Строю я высокий дом,

Буду жить я в доме том

Видео к пальчиковой игре Строим дом

Пальчиковые игры Зайка

Серый зайка скачет ловко,

(скачем как зайки со сложенными ручкам перед собой)

В лапках у него морковка

(показываем морковку на 2х пальчиках)

Видео пальчиковой игры на 1 минуту

ВАРИМ КАШУ

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила,

малышей кормила.

(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

А этому — не дала.

Он много шалил, Свою тарелку разбил.

(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

Пальчиковая гимнастика «Делаем Салат»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем!

Пальчиковые игры «Ручки моют посуду»

Раз, два, три, четыре

Всю посуду перемыли

Чайник, ковшик, чашки

Ложку и большую поварежку

Всю посуду перемыли

Вот так маме помогли мы

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На дворе висит замок. (пальцы рук в кулачках)

Кто его открыть бы мог?

Потянули, (движения кисти к себе)

Покрутили, (круговые движение кистью)

Постучали – (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли! (пальцы разжимаются).

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбка плавает в водице, (движения ладошками слева направо)

Рыбке весело играть. (ладошка «ударяет по воде»)

Рыбка, рыбка, озорница, (то же самое движения)

Мы хотим тебя поймать. (хлопок в ладони).

Зарядка — стишок для пальчиков

(Пальчики как бы шагают, потом бегают). (Сжимает, разжимает пальчики). Заниматься все старались! (Хлопает в ладоши).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №234” комбинированного вида

Год открытия – декабрь 1988 г.

Об учредителе (учредителях) образовательной организации

Адрес: г. Барнаул, ул. Союза Республик, 36 А телефон: (8-3852) 56-90-45 е-mail: kobra@obr.barnaul-adm.ru сайт:  http://barnaul-obr.ru/

О наименовании представительств и филиалов образовательной организации (при наличии) (в том числе, находящихся за пределами Российской Федерации)

О месте нахождения образовательной организации

Юридический адрес: 656065, г. Барнаул, ул. Попова, 65

Фактический адрес: 656065, г. Барнаул, ул. Попова, 65

Посмотреть на карте Барнаула

Найти проезд до Детский сад №234 комбинированного вида

О режиме и графике работы образовательной организации

Режим работы: пятидневная рабочая неделя. В субботу, воскресенье и праздничные дни детский сад не работает.

График работы: Понедельник с 7.00 до 19.00 Вторник с 7.00 до 19.00 Среда с 7.00 до 19.00 Четверг с 7.00 до 19.00 Пятница с 7.00 до 19.00

О контактных телефонах образовательной организации

Контактные телефоны: 43-29-94, 43-45-60

Об адресах электронной почты образовательной организации

E-mail: mdou234b@mail.ru

Об адресах официальных сайтов или страницах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Адрес официального сайта образовательной организации детский-сад-234.рф

Официальных страниц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» у организации нет.

О местах осуществления образовательной деятельности, в том числе не указанных в приложении к лицензии (реестре лицензий) на осуществление образовательной деятельности

  • места осуществления образовательной деятельности по основным программам обучения: 656065, г. Барнаул, ул. Попова, 65;
  • места осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам: 656065, г. Барнаул, ул. Попова, 65;
  • места осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ: нет;
  • места проведения практики: нет;
  • места проведения практической подготовки обучающихся: нет;
  • места проведения государственной итоговой аттестации: нет.

Не указанных в приложении к лицензии (реестре лицензий) мест осуществления образовательной деятельности на осуществление образовательной деятельности нет.

Развитие речи – одно из наиболее важных навыков, необходимых ребенку для социализации и общего развития. На сегодняшний день обучение и развитие детей является достаточно развитой сферой деятельности, в которой принимают участие не только врачи, но и ученые. Существует достаточно большое количество методик для совершенствования речи детей, одной из которых является пальчиковая гимнастика.

Польза

Научно доказано, что работа пальчиками вырабатывает у малютки активизацию отделов головного мозга, отвечающих за появление речи. С помощью различных упражнений достигается отличный уровень работы отделений мозга, благодаря которым у малыша быстрее развивается речь.

Одним из важных преимуществ данных заданий является развитие хорошей моторики у малыша, отсутствие противопоказаний. Кроме того, занятия требуют контакта с малышом, а значит они помогают наладить общение с дошкольником и побыть с ним драгоценные минуты.

Правила

Для того, чтобы упражнения дали действительно хороший результат, при проведении их необходимо придерживаться определенных правил, которые помогут оптимизировать и ускорить процесс формирования моторики и речи, наладить общение с малышом.

Оптимальным возрастом для начала развития речи малютки является 9-12 месяцев, начинать занития, которые направлены на развитие моторики, можно в 6-7 месяцев. На сегодняшний день существует ряд основных правил, необходимых к соблюдению при проведении пальчиковой гимнастики:

  1. Перед проведением гимнастики необходимо провести небольшую зарядку для всего тела малыша, чтобы ускорить процессы обмена веществ в организме дошкольника. После чего необходимо перейти к гимнастике руки ребенка, делая обороты в локтях, потом — в кистях, далее переходим к зарядке пальчиков.
  2. Пальчиковые занятия начинаются с малых движений, без резких поворотов и рывков руками.
  3. Оптимальное количество движений – 3 – 5 для каждого упражнения.
  4. Не стоит слишком усердствовать, чтобы не допустить слишком сильной усталости – пальчикам ребенка необходимо давать отдыхать примерно раз в 3 – 4 задания, отдых должен длиться 3-4 минуты.
  5. Начинать гимнастику следует при помощи двух взрослых людей – один показывает задание, а второй помогает его выполнить дошкольнику.
  6. Следует давать четкие указания малышу, при этом речь должна быть спокойной, на ребенка не следует кричать, если у него что-то не будет получаться (а с первого раза, скорее всего, получаться не будет).
  7. С детьми дошкольного возраста занятие можно перевести в игровую форму, так будет веселей и легче исполнять сложные упражнения.

В независимости от возраста ребенка, речевая пальчиковая гимнастика должна быть интересной самому ребенку, его желание заниматься является основным стимулом во время проведения тренировок.

Упражнения

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников имеет много упражнений. Однако не нужно приделять слишком много внимания определенным упражнениям, можно также развивать моторику и речь, занимаясь рукоделием (лепка, вышивание, приготовление пищи, также большое значение в развитии ребенка имеют простые бытовые навыки — как правильно держать ложку, кружку. Поэтому важно обучать ребенка практическим умениям, а гимнастика должна быть дополнительным занятием.

Часто в совершенствовании мелкой моторики используются игровые упражнения, которые помогают не только формировать навык малыша, но и развеселить его, поиграться. Во время выполнения задания нужно напевать или читать стихи на подходящую тематику.

Упражнение «Сорока-белобока»

Самыми распространенными играми на моторику является «Сорока-белобока», при которой дошкольник сначала пальчиком делает круговые движения по своей ладони, а затем поочередно загибает пальцы руки под веселые стихи:

Сорока-белобока,

Кашу варила,

деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала…

Упражнение «Замок»

Еще одним веселым и полезным занятием будет игра в «ЗамОк», при котором ручки дитя складываются в замок, при чтении стиха нужно раскачивать ручки малыша (раскачивать нужно не слишком сильно, чтобы не повредить суставы):

На стене висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Постучали,

Покрутили,

Потянули

И открыли!

Данное задание помогает не только сделать разминку пальчиков, но и тренирует всю кисть малютки.

Упражнения «Животные»

Данное занятие заключается в изображении ребенком различных частей животных, например, «рожек» улитки, при этом дошкольник должен сжать руки в кулак, оставляя прямыми указательный палец и мизинец.

Также можно попросить чадо показать, как комар летает, при этом дошкольник должен водить пальчиком в воздухе, показывая как летают насекомые, а затем нужно попросить показать, как комар сел на лоб.

Кроме данных заданий, можно показать, как выглядит корова, коза, кінь. Можна использовать приемы теневого театра и проектировать изображение на стену.

Считалочки

Еще одной очень увлекательной и очень развивающей игрой с дошкольником, являются считалочки, при которых малыш осуществляет гимнастику, показывая тот или иной пальчик или двигая им.

Сегодня существует большое количество считалочек, наиболее известные из которых:

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали,

Мы немножко отдохнем,

и опять писать начнем!

При этом ученик поочередно сжимает и разжимает кулачки рук.

Большой палец встал один.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднялся мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»

На работу им пора.

Выполняя данную гимнастику, малыш сжимает ручки в кулак и поочередно разжимает каждый пальчик, начиная с большого.

Кроме представленных упражнений, существует еще пальчиковых игр, которые могут быть не только полезными, но и веселыми.

«Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике Железновых)

Cкачать сертификат

Автор: Садыкова Лилия Сергеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

«Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике Железновых)

Краткое описание работы: Что дает пальчиковая гимнастика детям?  Способствует овладению навыками мелкой моторики.  Помогает развивать речь.  Повышает работоспособность коры головного мозга.  Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.  Снимает тревожность.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.

     Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

     В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

     Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

     Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

  • Ø Способствует овладению навыками мелкой моторики.
  • Ø Помогает развивать речь.
  • Ø Повышает работоспособность коры головного мозга.
  • Ø Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
  • Ø Снимает тревожность.

     Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям.

     Психологи утверждают, что очень полезны также упражнения для ног. Мы ставим задачу — активизировать стопы и пальцы ног, заставить их выполнять тонкие, сложные движения, что способствует развитию коры головного мозга. Те, кто пробовал рисовать ногами, говорят, что буквы, изображенные подобным образом, запоминаются раз и навсегда.

Методика Железновых

Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям. Опыт показывает, что занятия по методике Сергея Железновых оказывают благоприятное воздействие на:

  • Ø физическое развитие ребенка,
  • Ø формирование умения распределять внимание в процессе деятельности,
  • Ø гармоничное эмоциональное развитие ребенка,
  • Ø развитие воображения и творческой фантазии,
  • Ø формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье,
  • Ø формирование музыкальных способностей,
  • Ø а также являются профилактикой неврозов и комплексов (игротерапией).

 Методика «Музыка с мамой» начала складываться в начале 90х годов прошлого столетия. В начале целью этой методики было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3 – 5 лет и их подготовка к поступлению в музыкальные школы.

Принципы методики

Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музицирование.

В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте.

Первые игры с малышом

Песенки-игры для развития чувства ритма доступны ребёнку с 5-6 месяцев. Взрослый оказывает помощь малышу в выполнении ритмичных игровых движений под пение или ритмичный говорок. Старайтесь движение сделать для малыша простым, подобрать удобный темп, подлаживайте пение под движения ребёнка. Если малыш пытается выполнить упражнение сам, выражайте бурную радость. Часто бывает, что малыш охотнее, ровнее и ритмичнее стучит вашей рукой или какой-нибудь игрушкой (кубиком, погремушкой), чем сам. Хвалите, просите «помочь маме поиграть».

Пальчиковые игры

Такие игры позволяют развить у ребенка координацию движений, тонкие тактильные ощущения. Известно также, что большую роль упражнения ручками и пальчиками играют в развитии умственной деятельности ребенка.

Во время пальчиковых игр садитесь, друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо. Для ребёнка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поёт взрослый или под фонограмму, поэтому для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка. Выбирайте песенки в среднем или медленном темпе. На первоначальном этапе активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру без музыки (подпевая или проговаривая нараспев). Когда ребёнок усвоит упражнение — сокращайте свою непосредственную помощь, но продолжайте выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив).

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1. Взрослый сам выполняет движения — ребёнок смотрит.

2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.

3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Никогда не следует принуждать ребёнка играть. Если игра понравится малышу, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребёнок показывает движения по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик.

Такая демонстрация особенно полезна для ещё неловкого и стеснительного ребёнка. Главное, чтобы малыш порадовался своему успеху.

В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Тексты упражнений — весёлые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.

Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий.

Использовать диски можно для занятий с детьми разного возраста. Веселые пальчиковые игры, музыкальные сказки, гимнастика под задорную музыку, подвижные ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, уроки лепки и рисования, все это будет интересно детям от рождения и до младшего школьного возраста. Занятия по методике Железновых обеспечивают раннее музыкальное развитие, активное развитие речи у детей, развитие музыкального слуха, мелкой и крупной моторики, творческих способностей.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ОБЕЗЬЯНКИ

Обезьянки вышли погулять, (Выполняют движение “фонарики” )

Обезьянки стали танцевать, (Сжимают и разжимают кулачки)

Но одна из них ушла домой поспать, (Ладони прижимают друг к другу,

кладут под щёчку (”спят”)

Потому что надоело танцевать. (Выполняют стряхивающие движения кистями рук (”как будто стряхиваем водичку”)

РИСОВАНИЕ

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Можно рисовать на столе, коленях, полу, животе… )

Мы кружок нарисовали

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать опять начнём.

Мы черту нарисовали…

Мы волну нарисовали…

Точки мы нарисовали…

ТУК, ТОК

(Дети выполняют подражательные движения в соответствии

с текстом. Стучать можно по столу или коленочкам.)

Тук, ток, туки ток

Бьёт кулак как молоток.

Тук, ток, туки — ток,

Бьёт кулак как молоток.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали каблуки.

Тук, тук, тук туки,

Застучали каблуки.

Тук, тук, тук туки,

Две ноги и две руки,

Тук, тук, тук туки

Бьют и бьют как молотки.

Тук, тук целый день (Стучат произвольно, “как больше всего нравится”).

Мне стучать совсем не лень.

Тук, тук целый день

Мне стучать совсем не лень.

ВОТ ЛЯГУШКИ

(Ладони “прыгают” по коленям (столу).

Вот лягушка по дорожке (При этом необходимо при соприкосновении с поверхностью

Скачет вытянувши ножки: делать ладонями хороший толчок вверх.

«Ква, ква. Ква, ква. Руки то сжимаются в кулак, то резко раскрываются

Ква,ква. Ква, ква.» пальцы(приговаривают “ква-ква”)

МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА

Маленькая мышка (Бегут пальцами обеих рук по столу или

коленям.)

По городу бежит,

Глядит ко всем в окошки, (Сложив пальцы рук круглым окошечком,

заглядывают в него.)

И пальчиком грозит: (Грозят пальчиком)

«А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на

тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать? (Переворачивают руки на другой “бок”.)

Такого непослушного (Щекочут пальчиками то одну, то другую

ладошку.)

Я буду щекотать!»

ПАУЧОК

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью,

а затем по плечу другой руки)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены,

выполняют стряхивающее движение(дождик)).

Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы

растопырены, качают руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. (”Паучки” ползают на голове.)

ПЧЁЛКИ

(Одна из рук стоит на столе,

опираясь на локоть, пальцы

растопырены (ёлка)

На второй руке пальцы смыкаются

в кольцо (улей). “Улей” прижат к

“ёлке”)

Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в “улей”).

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг

о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке, (Стучат кулаками друг о друга,

чередуя руки)

Где же, Где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают

пальцы и шевелят ими (пчёлки

летают))

Раз два, три, четыре, пять!

ПАЛЬЧИКИ

(В соответствии с текстом, дети поочерёдно сгибают

и разгибают один из пальцев,

при этом стараясь не шевелить остальными.)

Вот это самый толстый пальчик у меня, (Сгибают и разгибают

большой палец)

Вместе с ним танцуют все его друзья. (Сжимают и разжимают

кулачки)

Этот самый ловкий пальчик у меня (Указательный палец)

И, когда танцует пальчик,

с ним танцуют все друзья.

Вот этот самый длинный пальчик у меня, (Средний палец)

Вместе с ним танцуют все его друзья,

А вот этот пальчик лодырь у меня, (Безымянный палец)

Но, когда танцует пальчик,

с ним танцуют все друзья.

А этот пальчик-мальчик лучший у меня, (Мизинец)

Вместе с ним танцуют все его друзья.

Все мои пять пальцев дружная семья, (Выполняют движение

“фонарики”)

И, когда они танцуют, танцую с ними я (Хлопки в ритме текста.)

ПОРОСЯТА

(Дети по очереди “идут” по столу каждым из

пальцев обеих рук)

Этот толстый поросёнок (Мизинцы)

целый день хвостом вилял,

Этот толстый поросёнок (Безымянные)

спинку об забор чесал.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (”Фонарики”)

поросяток я люблю

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (Сжимают и разжимают кулачки)

поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок (Средние пальцы)

носом землю ковырял,

Этот толстый поросёнок (Указательные пальцы)

что-то сам нарисовал.

Ля-ля-ля-ля …

Этот толстый поросёнок (Большие пальцы)

— лежебока и нахал,

Захотел спать в серединке (Рука сжимается в кулак, большой палец

и всех братьев растолкал.  (Зажимается внутрь.)

ЧЕРВЯЧКИ

МИШКУ НА РУКИ ВОЗЬМУ

Для игры понадобится игрушка – медвежонок. Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом песни:

У ЖИРАФА

Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела.

1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза) Припев (хлопаем ладошками по всему телу, показывая пятна). На лбу, ушах, на шее, на локтях, Есть на носах, на животах, коленях и носках.

2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза) Припев («собираем складки» — щипает себя)

3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(2 раза) Припев (поглаживаем всё тело, изображая шёрстку).

4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза) Припев (проводим пальцами или ребром ладони по телу, изображая полоски).

МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

image<!DOCTYPE html PUBLIC «-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN» «http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd»>

image

Краткий комментарий к статье от Елены Владимировны:

«Моя статья посвящена пальчиковым играм. Работая четыре года с детьми раннего возраста, я стараюсь использовать пальчиковую гимнастику в разных режимных моментах. На собственном опыте я убедилась. Что стихи, песенки и потешки с движением рук, не только очень нравятся детям, но и имеют колоссальный развивающий эффект.»

Познавательного чтения…

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи провели большое количество исследований в детских дошкольных учреждениях и пришли к заключению о том, что начало развитию мышления дает рука.

В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Сегодня все должны знать, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста необходимо начинать развивать его руки: пальцы и кисти.

Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции.

Развитию движений кистей и пальцев рук детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действий по показу взрослого.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора – двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других – ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнера по игре важны для формирования чувства уверенности у ребенка.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множествоточек, связанных с теми или иными органами.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.

Пальчиковая гимнастика:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь ребенка;
  • повышает работоспособность коры головного мозга;
  • развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
  • снимает тревожность.

Очень хорошо, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешают и успокаивают. Насколько малышу понравиться игра зависит от взрослых. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей с полутора- двух лет имеют большое значение выразительная мимика и речь взрослого, умение сделать в нужном месте паузы, сказать тихо или громко, угадать, когда нужно повторить движение без текста, определить, где нужно говорить очень медленно и т.д. .

Пальчиковые игры можно использовать в различных режимных моментах. Они проводятся небольшой подгруппой или индивидуально.

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!»

С добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз.)

Вы проснулись? (Смотрим в бинокль.)

С добрым утром, ушки! (Поглаживаем ушки.)

Вы проснулись? (Прикладываем ладонь к ушкам.)

С добрым утром, ручки!(Поглаживаем кисти рук.)

Вы проснулись? (Хлопаем в ладоши.)

С добрым утром, ножки! (Поглаживаем ноги.)

Вы проснулись? (Притопываем.)

С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку.)

Мы проснулись! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.)

Подготовить детей к умыванию поможет игра «Лады – лады».

Ой, лады, лады, лады, (Показать ладошки, покрутить кистями рук вверх – вниз.)

Не боимся мы воды, (Хлопнуть в ладоши и потереть ладошкой о ладошку.)

Чисто умываемся, (Круговые движения ладонями вокруг лица.)

Друг другу улыбаемся (Развести руки и улыбнуться.)

Пальчиковую гимнастику можно использовать на прогулке, во время наблюдений за природными явлениями. Так, наблюдая за дождем, дети охотно воспримут игру «Дождик, дождик, что ты льешь?»

Дождик, дождик, что ты льешь? (Показываем брызги пальчиками.)

Погулять нам не даешь? (Шагаем пальчиками.)

Я водою дождевою, землю мою, мою, мою. (Складываем ладошки и потираем руки друг о друга.)

Мою крышу и забор., (Показываем крышу.)

Мою улицу и двор. (Показываем, какой большой двор.)

Во время знакомства с фруктами, более лучшему восприятию будет способствовать пальчиковая игра «Будем мы варить компот».

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много, вот. («Варят» — мешают пальчиком на ладошке)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить, (Ребром ладони стучат по ладошки другой руки.)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. (Сжимают кулачки.)

Варим, варим мы компот,

Угости честной народ! (Снова «варят» компот.)

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Список использованной литературы:

  1. Гризик Т.И. Развитие речи детей. –М., 2005.
  2. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет. – М., Риполклассик, 2010.
  3. Жукова О.В. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. //Дошкольное воспитание. – 2006., № 11, с 14-17.
  4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб, Издательский дом «Литера», 2005.
  5. Мальцева И.В. Пальчиковые игры от рождения до трёх лет. – Издательская Группа «Азбука – классика», 2009.
  6. Узорова О.Н. Пальчиковые игры. – М., 2006.
  7. Шанина С.А. Пальчиковые игры для развития речи и мышления ребенка. – М., 2008.

31.03.2013

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий