Как влияют мультфильмы на психику ребенка — почему можно смотреть не более 30 минут в день

Содержание

Дарим 2500 баллов новым членам клуба Mamsy Family!

Журнал Mamsy

  • Новости
  • Стиль
  • Дизайн
  • Сезонные поделки
  • Кулинарам
  • Советы от Mamsy
  • Mamsy Pink

Получите каталог скидок на лучшие бренды! Это бесплатно! Дата публикации: 23.04.2017 Можно ли показывать малышу мультфильмы? Молодые родители не прекращают дебаты вокруг этого вопроса. Мультики помогают быстрее выучить алфавит и цифры, помогают найти общий язык со сверстниками, дают представление о моральных ценностях, помогают отрабатывать спорные ситуации, в которые может попасть малыш, да и просто развязывают маме руки. В то же время, они портят зрение и осанку, способствуют малоподвижности и лишнему весу, делают детей гиперактивными и агрессивными, и могут научить малыша тому, на что родители не рассчитывали. Отдельная тема – иностранные мультики. Вокруг них витает множество пугающих мифов. Так ли они оправданы? image

Мультфильмы в раннем возрасте: вред для детей и их здоровья

В поликлинике, салоне автомобиля, супермаркете или салоне красоты часто можно встретить маму с грудничком, который смотрит мультики на планшете. Все довольны: мама успевает сделать покупки или пообщаться с врачом, малыш – развлечься и повеселиться, да и окружающим не будут докучать детские капризы или плач. Но есть одно но. Врачи в один голос утверждают, что до двух лет ребенок не должен смотреть на экран. Не имеет значения, телевизор это, смартфон или планшет. Просмотр мультфильмов в этом возрасте особенно губителен. На это есть несколько причин.

Плохое влияние на зрение

Глаза привыкают смотреть на плоское изображение, и мышцы не тренируются перестраивать фокус. Захваченный круговертью сюжета, малыш забывает моргать, и нежная роговица пересыхает.

Замедление двигательного развития

В то время, когда ребенок должен ползать, крутиться, бегать и играть, он неподвижно сидит перед экраном. Он меньше тренируется, мышцы не получают должной нагрузки, и двигательное развитие замедляется.

Набор лишнего веса

В этом возрасте природа закладывает у малыша привычку много кушать. Часть пищи используется как «строительный материал», а часть идет на калории. Кроха, который учится ползать и ходить, тратит очень много энергии. Но если он, вместо этого сидит на диване перед планшетом, обильная еда станет причиной лишнего веса, диатеза и плохого пищеварения. image

Что рекомендуют специалисты?

Врачи разрешают малышу смотреть мультфильмы, начиная с трех лет. Перед экраном можно проводить один час в день. Для школьника это время можно увеличить до двух часов. Однако это не значит, что можно включить ребенку двухчасовое кино и уйти спать. Каждый сеанс должен длиться около 20 минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Лучше всего, чтобы в это время детские глаза тренировались переключаться с ближних предметов на дальние. Можно выйти на балкон и обсудить погоду, можно покатать мяч из одного угла комнаты в другой, а можно просто отправиться на улицу и поиграть там.

 

Вред современных мультфильмов для детской психики

Злоупотребление мультфильмами влияет не только на физическое здоровье малышей. Они оказывают серьезное воздействие на психическое развитие. Врачи выделяют несколько отрицательных аспектов. Формирование плохой привычки. Зависимость от мультиков – одна из самых серьезных детских зависимостей. Привыкший к мультикам малыш без телевизора становится капризным, апатичным, нервным. Его сложно заинтересовать книгой, рисованием или лепкой. Ведь на экране все происходит гораздо динамичнее, громче, ярче, эмоциональнее. Заторможенность некоторых реакций. Знаменитый детский врач Евгений Комаровский описывает следующий пример: в мультфильме мяч летит прямо на ребенка. Вдруг смена кадра, и мяч исчезает. Ребенок усваивает правило: можно не бояться летящего на тебя предмета, ведь он тебя не достанет. В результате у малыша нет реакции увернуться. Это часто становится причиной повышенного травматизма. Гиперактивность, повышенная возбудимость. Чтобы ребенок не мог оторваться от экрана, мультики делают динамичными, с быстрым ритмом и сметной кадров. Дети усваивают такой ритм жизни как нормальный. Вялость, апатия, малоподвижность. Другие дети, перегруженные мультиками, реагируют с точностью до наоборот. Оторвавшись от просмотра, они не в состоянии сами себя занять. В ожидании очередного сеанса они ведут себя равнодушно, не интересуются обычными детскими формами досуга. Многие родители поддаются на провокации об особенном вреде американских мультфильмов. Якобы, отважное и боевое поведение диснеевских принцесс может отбить у девочек желание становиться хранительницами очага. А женственные фигуры героинь западных мультиков внушают мальчикам искаженный идеал спутницы жизни. Обычно в противовес ставят работы студии «Союзмультфильм», на которых выросло нынешнее поколение. Но большой разницы тут нет. Вспомните, что говорят родители Дяди Федора в мультфильме о Простоквашино. Они постоянно разговаривают на повышенных тонах, скандалят и, фактически, выживают сына из дома. «Если тебе этот кот так важен – выбирай: или кот, или я!», — восклицает мама. «Был бы у меня такой кот, я бы, может, и не женился бы никогда», — рассуждает папа.

Не так страшен черт: неоспоримая польза мультиков

Да, бесконтрольный просмотр мультиков может нанести ребенку большой ущерб. Но столь же велика может быть и польза, если применять их с умом. Какие же полезные аспекты есть у хороших мультфильмов?

Образовательный

Современные дети быстро учатся чтению и счету. Они осваивают это, подпевая любимым героям на экране, повторяя за ними, запоминая динамичные цветные силуэты букв и цифр. Есть очень много мультфильмов по истории, географии, иностранным языкам.

Коммуникативный

Малышу легче найти общий язык со сверстниками на детской площадке, если они смотрят одни и те же мультики. Дети постарше затевают веселые игры по мотивам «Ну, погоди!», «Смешариков», «Маши и медведя». Если кто-то из них не смотрел такой мультфильм – ему придется остаться в стороне.

Речевой

Ребенок усваивает только те слова, которые звучат вокруг него. Но повседневный словарный запас родителей ограничен. Из мультфильмов он может почерпнуть много новой интересной лексики. Отдельная тема – мультики, которые в форме песенок и скороговорок помогают улучшать дикцию.

Сюжетно-ролевой

Сопереживая героям, дети примеряют на себя их роль. Чебурашка учит, что без дружбы жить нельзя. Рыжий-конопатый призывает принимать окружающих такими, какие они есть. А Умка привьет пресловутые семейные ценности.

Творческий

Посмотрев «Пластилиновую ворону», малыш волей-неволей захочет вылепить какую-нибудь фигурку из мультика. А посмотрев «Петух и краски», возьмет в руки кисточку. Есть целые сериалы, которые рассказывают, как делать поделки. Один из них – необычайно популярный мультик «Бумажки». Польза мультфильмов неоспорима. Обидно было бы лишать своего ребенка всего этого. Но стоит понимать, что экран – это не способ занять малыша, а инструмент, с помощью которого родители могут дать своему чаду что-то полезное. Родители занимают здесь активную позицию. Они всегда должны стоять между малышом и телевизором. Поэтому вредный миф о том, что мультики развязывают родителям руки, стоит как можно быстрее развеять. Домашний киносеанс – это совместное времяпрепровождение ребенка, мамы или папы.

Как сделать просмотр мультфильмов приятным и полезным? Советы родителям

Главная задача родителя – сформировать у малыша правильное отношение к телевизору. Над этим нужно трудиться с двух лет – того возраста, когда ребенок начинает приобщаться к первым киносеансам. Есть несколько простых правил и хитростей, которые помогут сделать их полезными.

  1. Сеансы должны быть совместными. Маленькие дети часто нуждаются в комментариях к происходящему на экране. Иначе многое может быть понято превратно. Волк в «Ну, погоди!» курит сигарету потому, что он хулиган и забияка, а не потому, что это круто. Дядя Федор в «Трое из Простоквашино» сбежал от родителей, но вообще-то так делать не надо. На крайний случай, можно загодя просмотреть мультфильм-кандидат, составить о нем свое мнение и решить, стоит ли вашему малышу смотреть это.
  2. Мультфильм должен быть всего лишь темой для обсуждения или сюжетом для игр. Тогда, побыв у экрана пятнадцать минут, вы сможете организовать полчаса интересных воспитательных бесед или увлекательных ролевых игр. Именно родители, а не мультипликаторы должны формировать у ребенка представление о морали. Даже если вы посмотрели «Том и Джерри», где есть сцены, граничащие с агрессией и жестокостью, вы сможете объяснить малышу, что это художественное преувеличение. И не стоит таскать домашнего кота за хвост.
  3. Взрослый должен подавать ребенку положительный пример отношения к телевизору. Если мама чистит картошку под сериалы, а папа не может заснуть без вечернего выпуска новостей, трудно ожидать, что ребенок не будет требовать мультиков. Он должен понимать, что семейный досуг – это прогулки, игры, совместные развивающие занятия. А не полудремотное состояние на диване у телевизора.
  4. Обязательно учитывайте возраст, для которого предназначен мультфильм. Не стоит трехлетнему малышу показывать «Симпсонов» или «Шрека», а потом возмущаться тем, как растлился западный кинематограф. Эти ленты сняты для подростков и взрослых людей. Посмотрите «Бемби» или «Грибок-теремок». Эти мультфильмы доступны для понимания практически в любом возрасте.
  5. Малыш требует один и тот же мультик изо дня в день? Не отказывайте. Возможно, что-то в сюжете вызывает у него вопросы. Ему нужно разобраться с этой темой. А на пятый раз по его просьбе можно включить этот мультик на английском языке. Это один из самых действенных способов изучать иностранные слова.

Дебаты на тему «Мультфильмы: вред или польза?» не закончатся никогда. Потому что они могут стать причиной как первого, так и второго. Вся ответственность за результат лежит на родителях. Поэтому не стоит обвинять зарубежных мультипликаторов, разращенное общество, агрессивное телевидение и другие инстанции. Пульт всегда должен быть в ваших руках. Если вы будете с вниманием, заботой и любовью контролировать этот процесс, ваш ребенок не получит от мультфильмов ничего, кроме пользы. Похожие посты Оставить комментарий

Популярные акции на Mamsy

Посмотреть все акции Mamsy >

  • Sofi De MarkO — Непревзойдённый комфорт Коллекция текстиля для дома Скидки до -55%
  • Patrol — Всегда в тренде Модная и удобная обувь Скидки до -80%
  • Gulliver — Для модных и активных Гардероб от А до Я Скидки до -80%
  • La Savonnerie De Nyons Косметика для ванны и душа Скидки до -25%
  • Button Blue — Счастливые дети Яркая одежда для детей Скидки до -80%

Посмотреть все акции Mamsy

Популярные посты

Давайте дружить

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: ВКонтакте FaceBook instagram Одноклассники

В разделе представлены лучшие мультфильмы и мультсериалы для детей всех возрастов. Это творения российских и зарубежных мастеров анимации, которые служат не только для развлечения, но и для воспитания малышей. Здесь вы можете смотреть онлайн мультики в высоком качестве.

В каком возрасте можно начинать смотреть мультфильмы?

Просмотр мультфильмов – один из самых любимых детьми вариантов досуга. Качественные анимационные произведения играют не меньшую роль в интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенка, чем книги и прочие варианты домашних развлечений. Но чтобы такой досуг пошел на пользу формирующейся личности, важно знать, с какого момента малыш способен усваивать анимированные образы.

Психологи и педиатры сходятся во мнении, что даже самые простые детские мультики следует вводить для просмотра не ранее двухлетнего возраста. На более ранних этапах развития кроха просто не в силах понять происходящее на экране. В возрасте 1-2 лет ребенок нуждается только в большом количестве живого общения. Начиная с 2-3 лет кроха уже обладает начальным словарным запасом, может концентрировать внимание, воспринимать воспитательный посыл детских мультиков.

Сколько мультиков можно смотреть в зависимости от возраста ребенка?

Выбирая досуг, важно учитывать оптимальную продолжительность мультфильма для малыша в определенном возрасте. Чем старше ребенок, тем больше времени он может проводить за просмотром видео. Чтобы зрение крохи не перенапрягалось, а уровень внимания оставался высоким, в раннем возрасте можно смотреть онлайн мультфильмы продолжительностью 10-15 минут, но не более двух раз в день. При этом следует выбирать анимацию с законченным сюжетом.

Малышам 4-5 лет не стоит проводить перед экранами свыше часа за раз. Начиная с 6 лет, можно устраивать семейные просмотры полнометражных анимационных картин. Но даже детям школьного возраста не следует смотреть более одного фильма в день. Чтобы извлечь из такого досуга максимум пользы, сразу после просмотра можно обсудить с ребенком сюжет, понравившиеся моменты. В любом случае просмотр видео не должен подменять общение.

Какие мультфильмы лучше смотреть: современные или советские?

Для многих родителей советские мультфильмы остаются эталоном качественной анимации. Действительно, большинство сюжетов времен СССР учат терпению, сочувствию, умению различать добро и зло. Картинка в таких произведениях не слишком динамична. С другой стороны, количество действительно интересных советских мультфильмов для детей ограничено и ребенку всегда будут интересны творения современных аниматоров.

Российские и зарубежные режиссеры сегодня создают немало поучительных, красивых, добрых произведений. Большим преимуществом остается сочная реалистичная графика, подстегивающая воображение ребенка и полностью погружающая в сказочный мир. Качественные современные мультфильмы учат детей ориентироваться в сложных человеческих взаимоотношениях и многогранности социальных реалий, ценить добро, верную дружбу. Поэтому, подбирая фильм для просмотра с малышом, обязательно читайте отзывы других родителей, знакомьтесь с сюжетом.

Зачем нужны возрастные ограничения?

Мультфильмы смотреть онлайн рекомендуется с учетом возрастного рейтинга. Ценз предназначен для защиты малышей от информации и образов, которые могут навредить эмоциональному развитию крохи. Также это позволяет отбирать анимационные произведения, которые будут легко восприниматься ребенком. Конечно, современная система рейтингов несовершенна, но может использоваться родителями в качестве ориентира.

Трудно представить детство ребенка без мультфильмов! Но так ли безобидны современные мультфильмы для детей, задумывались ли вы над этим вопросом? Именно мультики в большей части влияют на формирование личности и становление характера ребенка. И очень важно правильно определить для малыша, что ему можно смотреть, а что категорически запрещено.

Содержание

Мультфильмы для детей: где грань дозволенного?

Смотреть или не смотреть мультфильмы? – такой вопрос часто звучит из уст родителей. Ответ психологов: «Конечно же, смотреть и не лишать ребенка детства»! Смотреть мультики можно и даже нужно, но только все должно быть тщательно продумано и строго регламентировано.

Ребенок постоянно растет и открывает для себя новые грани жизни. Это естественный процесс. В мультфильмах ребенок видит не только интересную картинку и историю, прежде всего, он изучает поведение героев, их повадки, действия в различных ситуациях, формирует свой словарный запас и многое другое.

Для ребенка мультипликационный фильм – это, прежде всего, источник информации. И только от взрослого зависит, какую именно информацию он будет получать. Чтобы просмотр мультиков не принес вред, давайте соблюдать некоторые правила:

  • чем позже ребенка заинтересуют мультфильмы, тем лучше для его здоровья и развития;
  • соблюдение временных рамок:
    • для детей до двух лет лучше полностью избегать контакта с телевизором или монитором;
    • для деток от 2 лет допустим единоразовый сеанс просмотра 20 минут, но не более 3 раз в сутки;
    • в возрасте 3-5лет мультфильмы для детей можно смотреть до 30 минут за сеанс, но общее время не должно превышать 1.5 часа в день;
    • для детей старше 7 лет просмотр в день может занимать не более 3 часов. Очень важно распределить время на весь день, между сеансами просмотра должен быть перерыв. Это правило для всех возрастов;
  • выбор места и источника получения самого мультфильма. Не нужно ребенка с ранних лет приучать к интернет-возможностям, очень часто просматривая мультфильмы для детей, например, на канале YouTube, можно всего лишь в пару кликов оказаться на совсем не пристойном для детей ресурсе. По телевизору также эфир переполнен всевозможными ненужными для малыша анонсами и рекламой. Оптимальный вариант – диск или флешка с мультфильмом, либо заранее скачанный на компьютер мультик;
  • только взрослый должен включать и выключать источник просмотра.

Как выбрать мультфильмы для детей?

Итак, мы уже знаем, что важно не только регламентировать просмотр, но и строго контролировать содержание. Прежде чем, ваш ребенок будет его смотреть, просмотрите его сами. В крайнем случае, первый просмотр сделайте совместным.

Критерии отбора:

  1. Мультфильм должен соответствовать возрасту ребенка, уровню его развития и восприятия.
  2. Герои должны быть понятны ребенку и максимально приближены к реальному миру. Если это животные, то они и должны выглядеть, как животные, например, не бывает котят розового цвета или голубых зайчиков.
  3. Агрессия, неадекватное поведение героев, насилие, недопустимые словарные выражения – для ребенка табу! Мультфильмы для детей должны нести правильные модели поведения, этические нормы и вызывать положительные эмоции. Например, в мультфильмах не должно быть сцен, как одни герои убивают других, либо поведение героев вызывает отвращение. Взять для примера мультфильм «Шрек». Вроде все понятно и доступно: огромный зеленый людоед влюбляется и превращается в нормального героя, но вот его и других персонажей поведение вызывает скорее отвращение. Там считается вполне нормальным пукать везде, издавать ужасную отрыжку, носить кружевное белье представителям мужского пола и т.д. Понятно, что такие мультфильмы смотреть ребенку недопустимо, такие мультфильмы можно разрешить лишь в подростковом возрасте, когда уже заложены этические нормы.
  4. Мультфильмы для детей должны иметь смысловой сюжет и нести пользу. Каждый просмотренный сюжет нужно обговаривать с малышом: что понравилось, что было сделано правильно, почему так, а не иначе, как могло бы быть по-другому и т.п. Обсуждая мультфильм после просмотра, можно развить в ребенке очень важные и нужные качества для него. Это доброта, отзывчивость, терпение, толерантность, чувство долга и чести, уважение и много других.
  5. Ребенок должен получать из мультфильма информацию для его развития. Например, особо актуальны обучающие и развивающие мультфильмы. Сейчас выбор таких мультфильмов огромен. Они помогают малышу не только узнавать о том, как устроена наша планета, но и прививает ему тягу к знаниям и познанию окружающего мира.
  6. Мультфильм должен иметь смысл. Это очень важно, так как ребенок должен понимать, что все делается для чего-то, а просто так ничего не бывает. Очень неоднозначно можно отнестись к старому советскому мультфильму с одноименным названием «Просто так». С одной стороны герой, который просто так хочет поделиться своим хорошим настроением, и насколько странно при этом он выглядит в глазах окружающих. А вот найти смысл в мультфильмах типа, где кот все время охотится за мышкой и из серии в серию каждый герой пытается заманить в свою ловушку другого, очень трудно.
  7. Отечественный или иностранный мультфильм выбрать? — вопрос, который часто волнует родителей. В иностранных мультфильмах нет ничего плохого, если они полностью соответствуют вашим критериям. Есть довольно интересные мультфильмы, которые можно показать детям. Сипсоны, Губка Боб, всякие монстры Миньоны, вряд ли пойдут на пользу вашему ребенку, а вот интересный американский мультфильм «Вверх» заставит ребенка-школьника задуматься о смысле жизни, важности своей цели, семье и т.д. Или мультфильм «Головоломка», в котором главная героиня находится под воздействием пяти основных эмоций: страха, гнева, отвращения, радости и печали, заставляет задуматься, что бывает, когда одна из эмоций берет верх.

Каждый родитель устанавливает свои рамки отбора мультфильмов. Здесь нет общего и «правильного» мнения. Можно только рекомендовать тот или иной фильм, а смотреть или не смотреть его – выбор каждого родителя.

Какие мультфильмы для детей посмотреть?

К сожалению, очень часто мультфильмы, которые предлагают родители, не нравятся детям и не вызывают у них тех эмоций, которых вы ждали. Это относится и к старым советским мультфильмам. Очень часто от представителей старшего поколения можно услышать, что какой же бред сейчас показывают детям, лучше бы показали наши советские мультфильмы.

Но давайте помнить, что для каждого поколения всегда существовали и будут существовать свои герои. Именно поэтому вчерашний Леопольд для современного ребенка покажется таким же нелепым, как например, Лунтик для его бабушки. Хотя и тот, и другой герой своим поведением доказывает, что жить нужно дружно, а делая пакости другим, сам же в них и попадаешь.

Если уж речь зашла о мультфильме «Лунтик и его друзья», то это отличный вариант для детей! Его с удовольствием смотрят дети всех возрастов. Несмотря на то, что сам

Лунтик – существо довольно загадочное и неопознанное, это не портит мультик. Упавший с Луны герой знакомится с земным миром, учится быть добрым и вежливым, при этом вместе со своими друзьями делает очень много полезных дел и помогает взрослым.

Очень много споров вызывает мультфильм «Маша и Медведь». Смотреть или нет такой мультфильм – вопрос сложный. Маша – озорной и балованный ребенок, который все время попадает в непонятные истории, из которых без Мишки ей не выпутаться. Дети копируют поведение таких героев и только вам решать с какого возрасты вы позволите своему ребенку смотреть этот мультфильм.

Очень увлекательные и познавательные мультфильмы «Фиксики», «Профессор Почемушкин», «Маленькие Эйнштейны», «Смешарики Пин-код» и т.п. Из таких мультфильмов ребенок получает очень много полезной информации, например, как устроены электроприборы, сколько планет и звезд во Вселенной, знакомится с шедеврами классической музыки и др.

Мультфильмы для детей «Барбоскины», «Белка и стрелка», «Агел Бэби» и другие показывают малышу роль семьи. Такие мультфильмы учат ребенка общаться с родителями и другими членами семьи, вместе решать возникшие проблемы, выручать и помогать друг другу. Семья – это самое ценное, что есть у человека и поэтому с ранних лет ребенок должен это понимать и ценить.

Очень важно воспитывать в детях и чувство патриотизма. Он должен любить и уважать свою родину, быть верным ей, и, конечно же, знать свою страну и народы ее населяющие. Одним из таких удачных мультфильмов стала серия «Гора самоцветов». Каждая серия – отельная история об обычаях народа и интересных местах какого-нибудь региона, и в дополнение к этому – сказка этого народа.

Обучающие мультфильмы – замечательная возможность для ребенка стать эрудитом и определить для себя свои интересы в будущем. Прекрасная серия мультфильмов Роберта Саакянца, которые рассчитаны на детей от самых маленьких, до школьников. Сюда входят мультфильмы из серии «Занимательные уроки». Здесь есть мультфильмы, помогающие ребенку научиться читать, считать, рисовать и т.д. Знакомящие с основными положениями физики, химии, астрономии, английского языка. А также серии из раздела общих знаний «Энциклопедия Всезнайки». Также «Уроки тетушки Совы» в доступной и понятной форме подают интересную информацию детям.

Для самых маленьких нужно выбирать простые по смыслу и восприятию мультики. Есть замечательный вариант, где овечка с теленком знакомят в игровой форме малыша с понятием форма, цвет, размер и т.д.

Какой бы вы ни выбрали мультфильм, важно отслеживать поведение своего ребенка. Если вы видите, что после просмотра очередного мультипликационного фильма ваш ребенок стал агрессивным, с неадекватным поведением, возбудимым и т.п. – такие мультфильмы отправляйте смело в свой «черный список», независимо от того, что они имеют только положительные отзывы.

Хорошо, когда после просмотра мультипликационной истории, у ребенка появились свои мысли создавать новые истории или придумывать продолжения. А также появляется интерес продолжить знакомство с увиденным, но прибегнув к книгам.

Научно-популярные мультфильмы советских аниматоров интересны и с худо­жественной, и с образовательной точки зрения. Мы выбрали те из них, с кото­рыми вы, возможно, не знакомы: в эту подборку не вошли и так не терявшие популярности сериалы «На задней парте» Валерия Угарова, «Наш друг Пиши­читай» Юрия Прыткова и кукольная серия «КОАПП», снимавшаяся на «Мульт­телефильме» по радиоспектаклям Майлена Константиновского.

«Главный Звездный»

Режиссер Роман Давыдов, 1966

Сценарий этого фильма об историческом развитии астрономии написали Ген­рих Сапгир и Геннадий Цыферов. Мы узнаём о том, как человек постепенно постигал Вселенную — от первобытного наименования светил к покорению космоса. Особенно интересен эпизод, где герои отправляются в будущее: редкий образец фантастики в советской мультипликации середины 1960-х.

«Гора динозавров»

Режиссер Раса Страутмане, 1967

Драматург и редактор Аркадий Снесарев, взяв за основу гипотезу французских палеонтологов о причинах вымирания динозавров, сделал картину небывалого жанра — это детская познавательная притча-трагедия. Главный посыл карти­ны — не научный, а морально-этический: если относиться к своим обязанно­стям формально — жди катастрофы. Гибель неродившегося динозаврика, его диалог со скорлупой яйца, которая не дает малышу вылупиться, поскольку ее задача — защищать его и сохранять тепло, — одна из самых драматичных сцен за всю историю советской мультипликации.

«Рассказы старого моряка. Антарктида»

Режиссер Лев Мильчин, 1972

«Антарктида» — третья часть «Рассказов старого моряка», серии познава­тельно-приключенческих лент сценариста Леонида Завальнюка и режиссера Льва Мильчина. Суровые условия жизни в Антарктике, быт полярников, повадки пингвинов, история континента — все это рассказывалось здесь задолго до появления советско-японского фильма «Приключения пингвиненка Лоло». Историческая часть была решена монтажом статичных кадров: Лев Мильчин продемонстрировал целую галерею нарисованной им уникальной графики.

«Коля, Оля и Архимед»

Режиссер Юрий Прытков, 1972

Один из самых удачных научно-популярных фильмов Юрия Прыткова рас­сказывает об эпохе Архимеда и его научных открытиях. Принцип действия механизмов, основанный на архимедовых законах, хорошо известен, но сами конструкции до наших дней не сохранились, и режиссер фильма «спроекти­ровал» их заново. Получилось очень наглядно и убедительно. Другие его позна­вательные картины — «Алло! Вас слышу!», «Заяц Коська и родничок», цикл «Наш друг Пишичитай» и «В стране невыученных уроков».

«Аврора»

Режиссер Роман Качанов, 1973

Главная пружина сюжета, придуманного Аркадием Тюриным и Романом Кача­новым, должна была быть такой: дети сравнивают два легендарных крейсера, «Варяг» и «Аврору», об одном из которых песня есть, а о другом — нет. Но цен­зура сочла такое сопоставление неуместным, так что в фильме осталась только «Аврора», а сюжет стал несколько схематичным. Тем не менее сохранилась важная идея: даже за самой сухой и шаблонной информацией из учебника скрывается богатая, насыщенная и не такая уж простая история — стоит лишь проявить к ней искренний интерес. Фильм завершает композиция Владимира Шаинского «Крейсер „Аврора“», мгновенно ставшая классикой детского песенного репертуара.

«Детство Ратибора»

Режиссер Роман Давыдов, 1973

Экранизация романа Валентина Иванова «Русь изначальная» показывает детям быт и уклад восточных славян VI века. Перед художником фильма Виктором Никитиным стояла сложная задача: воссоздать мир, сведения о котором скорее отрывочны, и он с ней замечательно справился, хотя некоторые его изобрази­тельные находки не вполне исторически достоверны. Монументальная былин­ность в облике главных героев, тонкое колористическое мастерство в декора­ционной части, яркие батальные сцены — все это делает фильм выдающимся произведением рисованного кино. Позже Роман Давыдов создал картины о других исторических эпизодах — Куликовской битве («Лебеди Непрядвы») и нашествии Батыя («Сказ о Евпатии Коловрате»).

«Зеркало времени»

Режиссер Владимир Тарасов, 1976

В начале 1970-х годов актер, сценарист и режиссер Василий Ливанов и летчик-конструктор Анатолий Коробков (в титрах — А. Анкор) задумали развить новый для советской мультипликации жанр — фильм-гипотезу. Первую картину из цикла «Великие тайны Вселенной» снял сам Ливанов — это был фильм «Фаэтон — сын Солнца», рассказывающий о существовании гипотети­ческой планеты Фаэтон и возможных причинах ее гибели. «Зеркало времени», в котором обсуждается возможность визуальных «путешествий во времени», снимал уже Владимир Тарасов, режиссер, склонный к сюрреалистическим приемам. В фильме, очень богатом на разнообразные цитаты и аллюзии, есть в том числе вставные эпизоды, отсылающие к произведениям Марка Твена и Герберта Уэллса.

«Кто ж такие птички»

Режиссер Юлиан Калишер, 1978

Фильм снят по познавательной сказке Бориса Заходера «Жил-был Фип», в которой птенец узнает, что́ именно определяет его принадлежность к классу птиц. Юлиан Калишер и книжный график Валерий Дмитрюк помещают дей­ствие в условный мир цветовых плоскостей и предельно упрощают конструк­цию главного героя: Фип — это шар с крылышками на двух палках-ножках. С этой нехитрой конструкцией мультипликаторы творят настоящие анима­ционные чудеса. Над фильмом работала замечательная группа актеров озву­чания во главе с Кларой Румяновой, музыку написал Александр Журбин. Полу­чилось захватывающее и остроумное зрелище.

«Легенды перуанских индейцев»

Режиссер Владимир Пекарь, 1978

Это совместная работа режиссера Владимира Пекаря, заинтересовавшегося ри­сунками исчезнувшего индейского племени мочика, антрополога Юрия Берез­кина, реконструировавшего их мифологию с упором на важную для конца 1970-х тему борьбы за мир, и художницы Татьяны Колюшевой, подобравшей к этому материалу своеобразный орнаментальный стиль. Композитор Эдуард Артемьев проявил себя как прекрасный стилист. После успеха «Легенд перуан­ских индейцев» та же группа будет осваивать индийский, монгольский, корей­ский, африканский, древнеегипетский материал, все чаще предпочитая воль­ные фантазии на тему той или иной культуры скрупулезной реконструкции мифа.

«Олимпионики»

Режиссер Федор Хитрук, 1982

Главное достоинство «Олимпиоников» — ироничная интонация, выдержанная мультипликаторами и Зиновием Гердтом, читающим закадровый текст. В ри­сованных сюжетах, рассказывающих о достижениях спортсменов Древней Гре­ции, художники стилизовали изображение под античные вазовые росписи и фрески и использовали фотографии образцов древней скульптуры. Так, Юрий Норштейн снял монтажный эпизод, используя снимки барельефов Пергамского алтаря.

Цикл «Рассказы о профессиях»

Режиссер Борис Акулиничев, 1985–1987

«Повелители молний»

«Каменные музыканты»

«Помощники Гефеста»

«Молочный Нептун»

Этот цикл из четырех фильмов посвящен истории разных отраслей про­мыш­ленности и сельского хозяйства. Первый фильм — «Повелители мол­ний» — рассказывает об электричестве, законах термодинамики, современной энер­гетике; «Каменные музыканты» — об истории архитектуры и строитель­ства; «Помощники Гефеста» — о металлургии; «Молочный Нептун» — о произ­вод­стве молочных продуктов. И все это с интонацией «Веселых уроков радио­няни»  «Веселые уроки радионяни»» — советская образовательная радиопередача для школь­ников, выходившая в 1970–80-х., карикатурными сквозными героями, стилизацией под гравюру или лубок в «исторических» отступлениях и плакатными описаниями могущества техники. 

Детская комната СпецпроектДетская комната Arzamas image

image

1. Для самых маленьких – Tiny love

Этот мультфильм специально создан для маленьких детей, и включать его можно уже даже восьмимесячным детишкам. Мультипликационная картина выполнена в мягких нежных цветах, зверюшки плавно двигаются, благодаря чему глаза крохи излишне не напрягаются. Обучение происходит в легкой, ненавязчивой форме.

2. Веселая радуга

Добродушный веселый клоун в игровой форме поможет ребенку быстро и легко выучить основные цвета. Идеально подойдет для ребят в возрасте от 1,5 года.

3. Бэби Эйнштейн

Подборка мультфильмов, которая содержит познавательные сюжеты на разные темы. Бэби Эйнштейн познакомит ребенка не только с цифрами, фигурами, цветами, а также с миром животных и растений.

4. Фиксики

Отличный познавательный мультик для ребят 3-4 лет. Понятными словами мультяшные герои расскажут вашему малышу о различных природных явлениях, некоторых законах физики, об особенностях техники. Этот мультфильм нравится и многим взрослым.

5. Даша-следопыт

Эти яркие умные мультики научат малыша правильно мыслить, разовьет концентрацию, а также пополнит английский словарный запас.

6. Малышарики

Смешные мультфильмы для детишек 0-4 лет познакомят вашего малыша с временами года, цветами, обучат азам счета.

7. Уроки тетушки Совы

Отличные мультики для детей от 3 лет. Мудрая тетушка Сова попробует научить ребенка основам математики, выучит с ним азбуку, расскажет о правилах дорожного движения, окружающем мире, а также преподаст уроки этикета.

8. Мультики от KapukiKanuki

В игровой форме с помощью этих мультиков дети быстро освоят названия геометрических фигур, цифры, цвета. Кроме того, малыш сможет усвоить основы английской речи, а также выучит различные забавные песенки.

9. Зайка-знайка

Забавный, милый зайчик поможет малышам знакомиться с миром в игровой, непринужденной форме. Зайка расскажет о различных видах транспорта, проведет малыша по лесу, расскажет о растениях и животных.

10. Семья почемучек

Отличный мультипликационный фильм для любознательных детишек. Герои мультфильма расскажут в доступной форме детям о множестве различных вещей и явлений.

Мы подобрали перечень отличных современных мультфильмов, которые помогут вашему малышу всесторонне развиваться. Скоро для вас будет доступен список советских мультиков для детей, которые также несут в себе много полезной информации. А пока вы можете просмотреть ТОП 10 лучших сайтов с бесплатными фильмами и сериалами! Не забудьте поделиться статьей со своими друзьями!

Автор: Маша Рамазанова

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий