Как помочь ребенку 2-3 лет начать говорить: упражнения, артикуляционная гимнастика, игры, советы специалистов

Скачать

Поделиться

Чтобы сформировать правильную и чёткую речь ребёнка, нужно уделять внимание её развитию в течение всего дошкольного периода. Особенно активно свой первый опыт малыш начинает получать в возрасте 1-2 лет. Именно в этот период идёт интенсивное накапливание пассивного слова, который постепенно переходит в активный.

Аудио-версия статьи «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ» РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Содержание

Характеристика речи ребёнка в 1-2 лет

Советы для мам

Формирование речи – это не только работа над конкретными дефектами произношения и пополнением запаса слов, но и всестороннее развитие крохи. Речь зависит от активности нейронов мозга, поэтому важно уделять внимание разным сферам: развивать координацию движений малыша, мелкую моторику, следить за артикуляцией и дыханием, накапливать сенсорный опыт и т.д.

Речь формируется постепенно, шаг за шагом. Для каждого возраста существуют свои приблизительные нормы. Зная их, можно определить, насколько богатый словарный запас у вашего малыша, есть ли пробелы в знаниях и умениях. При серьёзных нарушениях стоит обратиться к специалисту, но в большинстве случаев достаточно следовать нескольким советам и уделять чуть больше времени на общение с крохой.

Характеристика речи ребёнка в 1-2 лет

Лексика

Первые слова у малыша можно услышать в возрасте примерно от 8 месяцев до 1,5 лет. Чаще всего они состоят из одного-двух слогов, например: мама, папа, деда, баба, дай. Среди них немало звукоподражательных слов, таких как ку-ку, мяу-мяу, гав-гав, кап-кап и т.д. Часто вместо полноценного слова кроха воспроизводит только его часть: «пи» вместо пить, «бака» вместо собака или «йо» вместо йогурт. Но, так как эти обозначения относятся к определённым предметам и действиям, то их вполне можно назвать словами, а не случайным набором букв.

То, что малыш называет и произносит, является частью его активного словаря. Однако понимает кроха уже намного больше. И то, что он ещё не может сказать, но знает, что это значит, составляет его пассивный словарь.

Количество слов, входящих в общий лексикон малыша, около 500. Их набор зависит от того, в какой обстановке растёт кроха, о чём с ним разговаривают, какие игрушки у него есть. Немаловажную роль также играет пол малыша и его возраст. В начале пути интенсивного формирования речи малыш часто использует одно слово для обозначения разных действий. Например, слово «киса» может обозначать, что «киса прыгнула», «киса кушает» или «киса умывается». Понять, что именно имел в виду ребёнок можно из конкретной ситуации, а также по его жестам и мимике.

Научившись произносить несколько слов, непоседа может остановиться на этом уровне. Это значит, что в этот период интенсивно пополняется пассивный словарь. Примерно с 1,5 до 2 лет у крохи происходит «лексический взрыв». Именно так обозначают это явление специалисты, когда вместо пары десятков ребёнок начинает употреблять несколько сотен активных слов.

К двум годам малыш пробует изъясняться словосочетаниями: «где папа?» или «мама, дай». Часто фразы ещё не оформлены, т.к. ребёнок только копирует глаголы из разговоров взрослых и не умеет изменять формы слов в зависимости от ситуации. Поэтому вполне типичная ситуация, когда кроха путает склонения и род. Если мальчик в 2 года скажет «я оделась», то ничего удивительного в этом нет. Это значит, что он чаще общается с мамой и повторяет словосочетание за ней. Чуть позже малыш начнёт понимать разницу, и некорректные словообразования будут встречаться всё реже.

Нормы развития речи у детей 1-2 лет

1 год

  • Появление первых слов, как правило, из двух одинаковых слогов: мама, папа, дядя. Их количество может разниться от 2 до 10.
  • Подражает голосам животных.
  • Играет в «Ладушки».
  • Малыш понимает и выполняет простые просьбы: сядь, дай, положи.
  • Машет рукой на прощание.
  • Мотает головой «нет».

1 г. 6 м. – 1 г. 9 м.

  • Увеличение активного словаря до 30 слов.
  • Обозначение себя в третьем лице.
  • Попытки построить фразу: «мама, где», «баба тю-тю».
  • Усвоение повелительного наклонения глагола: «иди», «дай», «возьми», «надень».
  • Появление вопросительной интонации.
  • Договаривание знакомой строчки.
  • Лепет во время самостоятельной деятельности.
  • Малыш способен внимательно слушать стихи, сказки и рассказы.
  • Знание различных частей тела.

1 г. 9 м. – 2 года

  • Резкое увеличение активного словаря.
  • Копирование новых слов и фраз за взрослыми.
  • Лепет постепенно уходит на второй план.
  • Ребёнок называет вещи и явления по просьбе взрослого.
  • Появляются формы множественного числа.
  • Комментирование собственных действий.
  • Применение уменьшительно-ласкательных слов.
  • Использование словосочетаний.

Как определить задержку развития речи

Стоит учесть, что скорость овладения речью у каждого отдельного малыша индивидуальная. Одни дети к году активно используют несколько слов, другие начинают это делать гораздо позже. Значительные отличия наблюдаются и по половому признаку. Например, у девочек задержка развития речи наблюдается реже, чем у мальчиков.

Бывает и так, что те детки, которые заговорили позже своих сверстников, в дальнейшем догоняют их и продолжают развиваться в соответствии с нормами. У детей с явным нарушением речевого развития проблемы не уходят на протяжении всего дошкольного периода. Затем трудности переходят на обучение в школе.

Один из важных критериев, по которому можно определить задержку речевого развития, умение ребёнка правильно понимать адресованную ему речь.

Помощь специалиста может потребоваться в том случае, если:

  • малыш не знает, как правильно заниматься с игрушками, а просто балуется с ними;
  • объясняет свои желания только при помощи жестов;
  • плохо понимает обращения к нему, не выполняет просьбы;
  • не пытается освоить новые слова и не пробует говорить фразы;
  • перестал употреблять слова, которые уже говорил;
  • предпочитает быть в стороне от других детей и не наблюдает за их деятельностью.

Как развивать речь ребёнка

Игры и упражнения для формирования речи

Пальчиковые игры

Нейронные окончания в мозге, которые отвечают за координацию движений пальцев и рук, располагаются рядом с областями, ответственными за формирование речи. Поэтому активная жестикуляция и работа пальчиков занимает значимое место среди других развивающих игр.

Кроме увлекательных пальчиковых стишков, полезно тренировать ручки ребёнка в повседневной жизни, разучивая несложные жесты. Например, показывать «ай-ай-ай», считать при помощи пальчиков количество лет, соглашаться или отказываться, кивая и мотая головой, благодарить кивком и т.д.

Игры для развития мелкой моторики

Чтобы движения малыша были точные и скоординированные, ребёнок умел одеваться, рисовать, писать и выполнять самые разные действия руками, нужно развивать его мелкую моторику. Она оказывает благотворное влияние на формирование его речи.

Для тренировки мелкой моторики рук выбирают несколько вариантов занятий.

Игры с сыпучими материалами. Пересыпать крупу из одной ёмкости в другую, искать клад в тазике с гречкой и фасолью, рисование пальчиком на муке или манке, сортировка разных видов круп по цвету, виду, размеру.

Игры с мелкими предметами. Нанизывание бусин на верёвочку, проталкивание монет в тонкое отверстие, перебирание пуговиц, открывание и закрывание крышек, расстёгивание и застёгивание молний, игры с застёжками и липучками.

Рисование. Самые удобные материалы для малышей от года до двух лет – гуашь и пальчиковые краски. Основная задача родителей – познакомить ребёнка со свойствами художественных материалов и цветом.

Лепка. Сложные поделки пока лучше оставить на потом. В первую очередь кроху нужно научить разминать пластилин в ладошке, давить небольшие шарики пальчиком, катать колбаски и колобки, отщипывать небольшие кусочки.

Книги и стихи

Полезно читать детям стихи, побуждающие произносить звуки и слова. Текст в них построен таким образом, что мотивирует малыша к разговору. Даже если поначалу кроха будет не очень активен, стоит немного подождать и время от времени читать такие стихи. Чуть позже малыш начнёт заканчивать предложения вместо вас.

Например:

Когда читаете истории, сказки и рассказы не забывайте подмечать интересные детали и задавать вопросы, например: «Кого встретил Колобок?», «А это кто?», «Как говорит петушок?». Возможно, первое время вам придётся отвечать самим, тем не менее такая форма разговора активизирует мыслительную деятельность крохи и побуждает его к общению.

Полезно заниматься с малышом и по специально разработанным учебным книгам, в которых собраны упражнения, направленные на формирование речи у детей. Например, альбом по развитию речи для самых маленьких от Савостьяновой Е. В. и Батяевой С. В. Выполняя задания одно за другим, вы поможете крохе перевести пассивный словарь в активный.

Карточки для развития речи

Стимулировать малыша к общению можно при помощи специальных развивающих карточек. Покажите крохе изображение и спросите, кто или что на нём нарисовано. Можно положить перед ребёнком несколько карточек, пусть он попробует найти кошку или собачку. Помимо игр на обогащение словарного запаса, можно подготовить упражнения на изучения цвета, формы, величины.

Яркие картинки привлекают к себе внимание малыша. Он сможет их спокойно рассматривать и со временем начнёт стремиться повторять названия карточек. Особенно понравившиеся изображения будут побуждать говорить всё больше и больше новых слов.

Сделать развивающие пособия можно самостоятельно, вырезав картинки животных и предметов и приклеив их на плотный картон.

Для удобства мы подготовили набор тематических карточек для детей с предметными картинками. Скачать их можно у нас на сайте.

Советы для мам

Чтобы помочь малышу овладеть речью, предлагаем несколько простых рекомендаций:

  • Постоянно разговаривайте с крохой. Обсуждайте всё, чем вы занимаетесь, куда пойдёте, объясняйте свои действия. При этом не сюсюкайте и не заменяйте слова звукоподражанием, говорите «машина», а не «би-би».
  • Чётко проговаривайте слова. Показывайте, как правильно произносить звуки, чтобы дети видели вашу артикуляцию.
  • Полезно делать упражнения на артикуляцию, например, дуть мыльные пузыри и вертушки с лопастями, играть в дудочку, задувать свечку, делать пузыри в стакане с помощью трубочки и т.д.
  • Пойте малышу песенки. Так ребёнок будет полноценно воспринимать мелодию, ритм и слова. Именно мамино пение оказывает большое влияние на гармоничное развитие речи крохи.

Формирование речи малыша 1-2 лет – это увлекательное и содержательное общение взрослого и ребёнка. Развивать и побуждать к общению можно, гуляя на улице, играя и занимаясь дома, во время одевания или обеда, перед сном. Так, постепенно, день за днём расширяется пассивный словарный запас крохи, он всё больше начинает понимать речь, изучает окружающий мир, предметы и явления и начинает говорить всё больше новых слов, которые постепенно складываются в словосочетания, а затем и в предложения.

1-2 года10/29/19

Главные достижения этого возраста

image

  • Он может выполнить большинство вещей, о которых его просят, без посторонней помощи.
  • Ему интересно посмотреть, как ходят в туалет другие люди, — да, это может быть неловко, но наблюдение за действиями других — основной способ обучения в этом возрасте.
  • Сам сообщает, когда нужно сменить подгузник.
  • Может выполнять простые инструкции, например: «Дай мяч папе».

image

Как помочь развитию малыша

  • Давайте ребенку возможность поиграть со сверстниками: игра — отличный способ завести друзей и освоить социальные навыки. Но не стоит ожидать, что малыш быстро научится делиться своими игрушками и ждать своей очереди — в этом возрасте дети еще уверены, что всё вокруг подчиняется их воле.
  • Поощряйте освоение бытовых навыков, таких как использование ложки и надевание обуви. Эти действия развивают мелкую и крупную моторику, а также способность малыша размышлять и планировать.
  • Говорите с ребенком: называйте предметы, описывайте свои и его действия. Говорите о частях тела, игрушках, посуде или мебели — чем больше разговоров, тем лучше развиваются языковые навыки ребенка. Можно учить ребенка различным оттенкам речи и знакомить со свойствами предметов. Например, «стул» может быть «большим стулом», «красным стулом» или даже «большим красным стулом».
  • Придайте смысл словам ребенка, слушая его и отвечая на его реплики. Если, к примеру, малыш говорит: «Мама молоко», можно ответить «Ты хочешь, чтобы мама дала тебе молока?». Такая обратная связь позволяет ребенку чувствовать себя ценным и любимым.
  • Читайте вслух: совместное чтение стихов и прозы, придумывание историй и пение способствуют развитию речи и воображения.
  • Готовьте вместе с ребенком: это поможет малышу заинтересоваться кулинарией, выучить новые слова и познакомиться с математическими понятиями, такими как «половина», «чайная ложка» или «30 минут». Можно давать маленьким детям простые задания — например, перемешать салат или соединить части бутерброда.

Поводы для беспокойства

Большинство родителей настораживает, что ребёнок в 3 года не разговаривает или общается хуже сверстников. Чтобы поднять уровень развития речи необходимо заниматься с детьми и при необходимости подключать специалистов.

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи
Возраст Форма речи
1 — 2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 мес Попытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 года Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 — 2,2 года Объединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 года Начинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 года Пытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 года Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)
Таблица необходимого словарного запаса
Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1,5 года 39-100 слов
2 года 200-400 слов
3 года 1000-1100 слов
4 года 1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеют совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка; несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало разговаривают.

Что делать и к кому обращаться

Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может дать направление к специалистам различного профиля:

  • логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
  • отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
  • невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов головного мозга;
  • психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться, неврозы, педагогическая запущенность.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка, приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой, детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира, проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Скачиваний: 31 Добавлен: 11.05.2015 Размер: 57.01 Кб Скачать ☆

«Особенности речевого развития детей 2–3 лет»

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.

После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук [Р]. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами , конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы то, о чем говорят с ребёнком, он видел своими глазами, мог слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом, накапливается его пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные) хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

Рекомендации:

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стишки, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если их время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваш малыш конечно уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для обозначения своих действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите в речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для расширения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Таким образом, к концу третьего года жизни наши детки должны уметь:

  • Поделиться информацией («Ворону видел»), пожаловаться на неудобство (замёрз, устал) и действия сверстника (играет со мной).

  • Сопровождать речью игровые и бытовые действия.

  • Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • # 11.05.201544.03 Кб21Организация материи на физическом уровне.doc
  • # 11.05.201577.31 Кб16Организация материи на химическом уровне.doc
  • # 11.05.201592.34 Кб64основная часть.docx
  • # 11.05.2015126.98 Кб181ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ.doc
  • # 11.05.20152.98 Mб17Основы общей психологии.docx
  • # 11.05.201557.01 Кб31Особенности речевого развития детей 2-3 лет.docx
  • # 11.05.2015175.62 Кб55Остальные конспекты.docx
  • # 28.04.2019177.66 Кб осх 2.doc
  • # 02.08.2019212.65 Кб ОСХ.rtf
  • # 22.12.2018115.71 Кб ответы по ИС.doc
  • # 26.09.20191.14 Mб ответы физика.docx

Развитие речи в 3 года. Нормы развития, методика проведения речевых игр и упражнений, коллекция игр, варианты занятий с ребенком 3 лет.

image

Развитие речи ребенка в 3 года – это целая система правильно выстроенного речевого развивающего общения взрослого с ребенком, в которой тесно переплетены грамматика и лексика, звуки, слова, предложения, фразы, диалоги и даже большие монологи ребенка, его словесное творчество и экспериментирование с языковыми единицами, этикет и познание окружающего мира и многое другое!

Эта статья станет для Вас подробным и простым путеводителем в развития речи Вашего ребенка в 3 года. Вы узнаете из статьи:

  • Раздел 1. Мифы о развитии речи детей 3 лет и типичные ошибки,
  • Раздел 2. Особенности развития речи в 3 года,
  • Раздел 3. Основные задачи развития речи ребенка 3 лет,
  • Раздел 4. Как правильно заниматься развитием речи в 3 года: игры, упражнения, конспекты, идеи. Каталог статей сайта с практическими материалами по развитию речи трехлетнего ребенка.

А сначала нам нужно освободиться от мифов о развитии речи ребенка в 3 года, которых очень много в статьях в Интернете, написанных не специалистами в этой области. Ведь мифы очень мешают родителям эффективно, с интересом для ребенка и для взрослого, живо и радостно развивать речь малышей дома и воспитывать у них любовь к родной культуре. Итак, в начале статьи я хочу предупредить Вас о типичных ошибках в развитии речи ребенка в этом возрасте.

Раздел 1. Мифы о развитии речи ребенка в 3 года и типичные ошибки:

знать чтобы правильно действовать

1.1. Первый миф. Развитие речи в 3 года – это занятия за партой

Это самый вредный миф о развитии речи ребенка в 3 года! Считается, что для того чтобы развивать речь ребенка, нужно усадить его за стол и заниматься с ним по рабочим тетрадкам – почти как в школе.  То есть  развитие речи ребенка 3 лет  в данной точке зрения– это скороговорки, чистоговорки, пересказы и разные разрозненные задания в книжках и рабочих тетрадях.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий