Как научить ребёнка читать быстро и правильно в домашних условиях. 7 часто задаваемых вопросов.

21 января в 11:00 Вызвать интерес подростка к литературе стало сложной миссией для родителей и учителей, учитывая, что чтение требует гораздо больше усилий и концентрации, чем просмотр роликов в Сети.

Однако сложной не значит невыполнимой! Если задаться целью увлечь подростка книга-ми, то запустить этот процесс вполне возможно.

Для этого есть несколько способов, о которых, к сожалению, никто не рассказывает в школе.

Предложить ребенку правильную книгу

Попробуйте поставить себя на место подростка и понять, что ему интересно. Чтобы чтение вошло в привычку после долгой паузы, стоит начать с чего-то увлекательного.

Есть книги, которые запускают интерес к чтению. Правда, вы не найдете универсального издания, подходящего для каждого ребенка.

Depositphotos

В первую очередь детям понравятся истории о своих сверстниках, а следовательно — в какой-то степени о себе.

Вряд ли в подростковом возрасте получится найти в себе сходства, например, с Татьяной из «Евгения Онегина». Лучше предложить начать с книг о подростковой жизни. Это может быть уже ставшие мировой классикой роман Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и роман Харпер Ли «Убить пересмешника».

Из современной литературы обратите внимание на серии «Недетские книги», «Встречное движение» издательства «Самокат», Young adult издательства «КомпасГид», «Вот это книга!» издательства «Розовый жираф» — в них собраны яркие и сильные истории о том, чем живут и дышат тинэйджеры.

Также не стоит останавливаться только на художественной литературе, а стоит посмотреть в сторону биографий, книг о кумирах.

Кто знает, вдруг в ближайшее время о своей жизни и успехе начнут писать и популярные блогеры TikTok. Ведь сегодня именно они являются звездами для молодого поколения.

Возможно, именно в этом случае ваш ребенок откажется от «зависания» в социальной сети ради прочтения книги о герое интернета.

Depositphotos

Еще важными критериями выбора книги являются жанр и формат, поэтому советуем не об-ходить стороной приключения (из старой гвардии это книги Хаггарда, Лондона, Твена и других, из современных авторов — Старк, Парр, Рудашевский, Пьерра-Пажо, Гроссман), фэнтези (например, не потерявшего популярности «Гарри Поттера» или серию книг Кристель Дабо «Сквозь зеркала») и комиксы (Marvel, DC, Disney, японская манга и другие).

Кстати, именно персонажи комиксов сегодня стали главными героями кассовых фильмов, после просмотра которых хочется узнать больше подробностей их историй.

Комиксы — хороший вариант для старта «читательской карьеры», ведь главное в них — иллюстрации. Согласитесь, выглядит не так пугающе, как страницы со сплошным текстом.

Познакомить с кратким содержанием

Иногда предубеждения мешают подростку взяться за книгу, но знакомство с кратким со-держанием в виде пересказа, фильма или мультфильма вызовет интерес к первоисточнику.

Мультограм является одним из российских проектов, который занимается возрождением моды на чтение книг. Ребята делают небольшие анимированные видео, в которых частично пересказывают произведения русской классической литературы с минимумом спойлеров.

Мультсериал нарисован в стилистике популярных и сегодня «Южного парка», «Симпсонов», «Рики и Морти», «Гравити Фолз».

Кроме того, в литературных мультфильмах можно увидеть современных героев, предметы нашего времени, которые неожиданным образом появляются в классическом произведении и предлагают по-новому посмотреть на него.

Мемы, гаджеты и даже персонажи советских мультфильмов внедрены в пересказ, что де-лает его более понятным и интересным подростку.

Новые серии выходят в TikTok, Instagram и на YouTube-канале проекта, где уже можно найти пересказы «Мертвых душ», «Левши», «Собачьего сердца» и других произведений школьной программы.

Кстати не стоит недооценивать соцсети, которые тоже могут стать образовательной площадкой. Некоторые блогеры продвигают и популяризируют литературу.

На YouTube советуем посмотреть шоу «Что бы мне поделать? Только бы не почитать» о русских писателях, а ребенку показать канал CALVADOZE.

В TikTok обратите внимание на Литературную Сашу (@litera.mkvskay), а в Instagram на про-филь «Про красивые книги и места» (@books_of_wonders).

Устроить семейный Talk

Привить правильные привычки ребенку просто, если вы сами можете ими похвастаться. Дети — наши зеркала, поэтому так важно показывать им хороший пример.

После того, как подросток определится с выбором книги и прочитает ее, спросите его о впечатлениях и одолжите почитать, если не сделали это до него. Потом вы вместе сможете об-судить ее, выбрав интересный формат.

Например, взять друг у друга интервью или устроить викторину на знание и понимание прочитанной истории.

Закрепить результат можно просмотром фильма и походом на спектакль по мотивам произведения. Это также может стать тренировкой для воображения. Попробуйте перед посещением театра или кинотеатра рассказать, как вы представляете героев, интерьеры и пейзажи из книги, а в конце сравните, кто был ближе к интерпретации режиссера.

Фото: Depositphotos

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!

Семейный гороскоп image Авторы: Галина Дятлова

Вы замечаете, как редко теперь можно встретить читающих людей, например, в транспорте ? А ведь, казалось бы, сейчас с появлением многочисленных электронных «читалок» все стало гораздо проще. Проще достать нужную книгу, проще носить ее с собой не в виде пудового тома, а в виде миниатюрного устройства. Только вот почему-то большинство предпочитает погонять какой-нибудь шарик или пострелять на этом же устройстве. Так проще. Думать не надо. Чтение — это процесс, требующий труда. Ведь нужно не только сложить буквы в слова, а слова в предложения, но и еще понять смысл. А главное — создать в собственном сознании образ прочитанного. Для человека, особенно ребенка, привыкшего получать готовые образы из телевизора — это трудная работа, ведь воображение у него не тренированное. Если даже большинство взрослых предпочитают развлечения «на халяву», что же требовать от ребенка, для которого даже сам процесс складывания букв в слова — пока труден? imageПричин такого бедственного положения с чтением две — легкодоступное развлечение телевизионными образами и, как ни странно, школа. Часто чтение книг из обязательной школьной программы воспринимается ребенком как бессмысленный и тяжелый труд. Как же нам решить эту задачу, как помочь ребенку полюбить литературу, получать от нее наслаждение? Ведь у людей, которые не читают, беднее речь, не развито воображение, как правило, и пишут они менее грамотно. Вот 10 советов, которые вам помогут: 1. Прежде всего, создайте в вашем доме культуру чтения. Если ребенок не видит вас, получающего удовольствие от книги, то и сам он вряд ли станет активным читателем. Ведь детей учат не наши слова, а наши поступки. 2. Семейное чтение вслух.

Пусть один из родителей прочитает интересный отрывок книги. А затем взрослые могут между собой начать обсуждать прочитанное. Спросите ребенка, а что  думает он? 

Благодаря этому занятию вы и получите удовольствие сами, и улучшите домашнюю атмосферу, и покажете ребенку, что чтение — это процесс, от которого многие получают удовольствие. Кроме того, во время слушания у ребенка развивается творческое воображение, которое поможет ему в дальнейшем.   И не жалейте времени на чтение вслух ребенку. Это не только приобщение к чтению. Это моменты близости, которые вы будете вспоминать, когда ребенок вырастет.

3. Дефицит и вызов.

На начальном этапе приучения к чтению очень важно делать это невзначай, без каких либо объяснений, назиданий и просьб к ребенку почитать самому. Лучше, наоборот, создайте ощущение дефицита и труднодоступности заинтересовавшей книги, если ребенок ее попросит, вы можете ответить: «Я сама хочу еще почитать. Ладно, я дам тебе эту книгу, только ненадолго, мне очень хочется самой прочитать, что там дальше. Да и ведь тебе еще уроки делать надо». Вы даже можете добавить, что ребенок пока маловат для этой книги, что он не все поймет. Такой вызов побудит многих детей доказать, что они уже умные и взрослые. В этом подходе самое важное, чтобы вам самим была интересна эта книга, ведь иначе ребенок мгновенно почувствует фальшь. 4. Рисуйте иллюстрации.

Особенно пока ребенок маленький — рисуйте вместе с ним иллюстрации к книге, которую вы ему читаете. Большинство детей с удовольствием рисуют, а особенно, если вы поможете. Это привлечет дополнительное внимание и любовь к книге, даст возможность обсудить, что ребенку запомнилось, впечатлило. И будет способствовать развитию воображения. 5. Начинайте с легкого и интересного.

Нам, конечно, хочется, чтобы ребенок был хорошо знаком с классикой. Но школьная программа предлагает, например, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. В результате чтение трудных, малопонятных произведений, да еще и написанных для взрослых, и больше двух веков назад, может вовсе отбить желание у начинающего читателя.

6.Читайте произведение заранее, до того, как его будут разбирать в школе. 

Нередко на уроках литературы так долго и занудно разжевывается и анализируется произведение, что от одного этого становится тошно. Ведь произведение часто препарируется так, будто задача школьного курса подготовить литературных критиков. Поэтому, пусть лучше ребенок прочтет, например, «Преступление и наказание» как детектив, а уж потом его разберут по косточкам на уроке. 7. Читайте произведение одновременно с ребенком.

Когда ребенку нужно прочесть большое серьезное произведение, например, «Войну и мир», начните читать с ним одновременно. Вы и сами получите удовольствие, возможно, упущенное в школьные годы по вышеназванным причинам, и сблизитесь с ребенком, станете единомышленниками. Делитесь с ним своими находками и размышлениями, объясняйте трудные места. 8. Устройте конкурс читателей.

Вы можете организовать такой конкурс в классе, где учится ваш ребенок, или подключить к нему его друзей. Мы делаем это на наших Курсах «Управление Будущим» — на тренингах для детей и подростков. Предложите детям список интересных книг и объявите конкурс с заманчивым призом, который должен состояться, например, через 2 или 3 месяца. Первое место займет тот, кто прочел больше всех и смог ответить на вопросы по книгам. А остальные пусть получат утешительные призы. 9. Приобретете ридер.

Желательно с минимальными возможностями играть в игры. Тогда у вас всегда будут с собой интересные книги. И в любой момент — в транспорте, в очереди — вы сможете почитать ребенку. А когда он захочет — подарите это полезное развлечение ему.

10. Никогда не используйте чтение как наказание или условие для чего-то другого.

Галина Дятлова

На главную

В«Дети не хотят читать!В», – сокрушается моя мама, учитель русского и литературы с 40-летним стажем. Если уж она, умеющая увлечь Пушкиным и Гоголем даже злостных двоечников, бьет тревогу, значит, дело плохо. Ведь не читая, школьник лишает себя гораздо большего, чем пятерка по литературе. Как же подружить ребенка с книгой и обойтись без назиданий и подкупов?

В«Чтение – вот лучшее учениеВ», – говорил Пушкин. Портретик классика с этой цитатой висел когда-то в нашем кабинете литературы. Скоро в этом классе снова будут искать В«мысль семейнуюВ» в В«Войне и миреВ», сопереживать (а, может, и нет) Обломову, ездить на балы с Онегиным. А мама снова станет Людмилой Алексеевной, будет читать детям любимые главы из В«Мертвых душВ». Она же знает: многие за лето не поинтересовались, у кого и зачем прохвост Чичиков скупал эти души.

В 

– Объемные произведения читают единицы, – делится мама. – Большинство осиливает только рассказы и что-то коротенькое.

– Когда я училасьВ в школе, тоже не все всё читали. Сейчас хуже?

– Сейчас до детей сложнее достучаться. Они даже в школе В«живутВ» в телефонах и планшетах. Нет, чтоб книгу почитать на своем гаджете, – все переписываются, сидят в В«контактахВ».

В 

В 

Читайте также:

Дислексия: нарушение способности к овладению чтением

Учимся читать правильно

В 

Что дает нам чтение?

Конечно, мама знает, что дети не стали плохими и глупыми. Они стали другими. Сегодняшние пятиклассники не застали времен, когда не было компьютеров и сотовых телефонов. А первоклашки? Они быстрее меня разберутся в смартфоне. Недаром нынешних отпрысков называют В«цифровыми детьмиВ». Они привыкли ткнуть пальцем – и сразу получить результат, им сложно надолго сосредоточиться. Включи им старый советский фильм с долгими крупными планами – они уснут от скуки.

В 

Может, чтение для цифровых детей тоже слишком медленный, архаичный процесс? Не знаю. Ясно одно: читать любому человеку скорее нужно, чем нет. Ведь и в наш весь из себя цифровой век не обойтись без качеств, которые развивают книги.Это способность живо мыслить, отстаивать свою точку зрения, уметь убедить и понять других, решать нестандартные задачи.В С такими внутренними ресурсами проще войти во взрослую жизнь и потом штурмовать карьерные высоты. Это и так понятно, но оксфордские социологи во главе с Марком Тейлором не поленились проверить. Ученые расспросили 17 с лишним тысяч людей В«за 30В» об их интересах в подростковом возрасте. Как оказалось, юнцы, которые увлекались чтением, стали более успешными, чем их нечитающие сверстники. Хотя и те не били баклуши: занимались спортом, ходили в театры и музеи, посещали школьные кружки.

В 

А нужны ли доказательства ученых, чтобы сказать, что чтение – это уникальный шанс оказаться там, где никогда не был, открыть новую культуру, другое время, получить хоть какой-то опыт, не ломая собственных дров? Осталось донести это до детей и как-то так В«пристраститьВ» их к книге, будто они родились с томиком Чуковского или Киплинга в руках. Да что уж, хотя бы В«Гарри ПоттераВ»!

В 

В 

Читать также:

Приучаем ребенка к книгам

В 

Книги разные нужны, книги всякие важны

Пожалуй, зря я так о В«Гарри ПоттереВ». Не самое плохое чтиво. В«Плохих книг для детей вообще не бываетВ», – говорят психологи. Бывают книги не по возрасту и неинтересные именно этому ребенку, подростку. Так что если ваше чадо читает хотя бы журналы о машинах или девчоночьих штучках – это уже что-то. Да, вы в таком возрасте зачитывались научной фантастикой и приключенческими романами, а сыну-подростку интересны только комиксы с В«Людьми-ХВ». А, может, не только? И почему его увлекает именно это? Расспросите, вместо того, чтоб сразу критиковать.

В 

Но ладно В«внеклассное чтениеВ», есть ведь еще и обязательная школьная программа. А там – В«скучныйВ» Толстой, В«депрессивныйВ» Достоевский, В«попсовыйВ» Пушкин и еще какой-то Фет! О, как достается иногда гениям слова от юных В«критиковВ». Хотя и они смягчаются, когда видят Толстого в В«спортивкахВ», с шуточной цитатой: В«Не сдавайся, на 500-й странице откроется второе дыханиеВ». Или когда Чехов предлагает сделать В«3 подхода по 7 страницВ». Я вЂ“ о серии картинок, что гуляли по интернету, помните? Там классики литературы в тренерской форме мотивировали молодежь повысить В«читательскиеВ» нагрузки. Апгрейд удался: авторы нетленок заслужили лайки и репосты. Но до книг их добрались далеко не все: нажать на В«сердечкоВ» проще, чем прочесть.

В 

Просто читать – этого мало?

Чтобы все ученики так или иначе освоили главные произведения, педагогам надо изловчаться. У мамы тоже есть свои хитрушки. В«Один из ключевых отрывков произведения я задаю выучить наизусть, по другому устраиваю изложение с творческим заданием, чтоб школьник не просто машинально восстановил текст, но и показал, как его понял, – рассказывает она. – И, конечно, выразительно читаю ученикам самые важные отрывки из текста. Читаю всегда с удовольствием, и дети это чувствуют, слушают внимательнее. Я слежу за реакцией класса, комментирую, объясняю, если вижу, что ребята что-то не поняли. Через какое-то время задаю уточняющие вопросы, проверяю, запомнили ли они главное. Если прослушали, возвращаюсь к нужному месту. ТакоеВ чтение, с оглядкой назад, с остановкой на отдельных отрывках, называется статарным. Важно, чтобы дети и дома читали именно так, вдумчиво.В Ведь бывает, что они и вправду прочтут книгу, а потом (даже отличники) не могут вспомнить ни имен героев, ни основных событийВ».

В 

В 

Не школой единой

Как бы ни старался учитель, чтоб воспитать в ребенке любовь к чтению, одних его усилий будет мало. Тут многое зависит от родителей. Наверное, раньше вы часто читали сказки на ночь своему малышу. А сейчас читаете ему что-нибудь вслух? Увидеть вас с книгой – бумажной ли, электронной – обычное для ребенка дело? Хорошо, если ответов В«даВ» будет больше. Ведь личный пример – мощный аргумент.В Если вы своим примером покажете ребенку, что чтение – это удовольствие, а не повинность, пускать в ход В«кнуты и пряникиВ» не придется.

В 

Не заставлять, а увлекать!

Наказывать и подкупать – худшее, что можно придумать. Ладно, если вы время от времени поощряете ребенка за покорение новых литературных рубежей. Но когда В«платаВ» за чтение входит в привычку, этот процесс сам по себе теряет всякую ценность. И не важно, подкупаете вы ребенка деньгами, разрешением подольше погулять или походом куда-нибудь. Другая провальная тактика – заставлять и угрожать: В«не прочтешь то, что задали, в выходные будешь сидеть дома /лишишься карманных денег /не пойдешь с друзьями в кино и т.д.В». Услышав такое, отпрыск, может, и прочтет то, что нужно, а, может, решит схитрить. Пробежится по краткому содержанию книги, глянет цитаты – вроде как почитал.

В 

В любом случае, читая В«из-под палкиВ», книги не полюбишь. Как точно сказал об этом детский писатель Григорий Остер! В«Заставлять детей читать нельзя <…> Их необходимо соблазнять, провоцировать ситуацию, когда чтение покажется им увлекательным деломВ». Так бывает, когда ребенку попадается В«та самаяВ» книга, после которой хочется читать еще и еще.

– Мам, а у тебя была такая книга?

– Была. В«Остров великановВ» называлась. Мне было лет девять, когда твоя бабушка принесла эту книгу из библиотеки. Я и сама туда ходила, выбирала какие-то книжки, листала их и быстро возвращала обратно. Мама это заметила и нашла для меня тот самый В«Остров великановВ». А потом уж я втянулась. Но не у всех так сразу появляется потребность в чтении. Постигая этот процесс, дети могут испытывать трудности, ощущать внутреннее сопротивление новому и пока сложному. Это нормально.

В 

В 

8 советов, как подружить ребенка с книгой

Итак, приучать ребенка к чтению надо мягко, исподволь. Как это сделать? Вот 8 советов для детей разного возраста.

Чаще читайте ребенку и вместе с ним. Да с чувством, с толком, с расстановкой! Немножко артистизма не помешает.

Не выбирайте только В«полезныеВ» книгиВ для совместного чтения. Разбавьте их комиксами, стихами, журналами – всем, что интересно вашему ребенку.

Создайте дома В«читальный уголокВ»: уютное местечко, где было б приятно полистать книжку и поделиться впечатлениями друг с другом. Придумайте, как обустроить уголок. Может, поставить там удобное кресло с пледом, торшер?

Чаще пополняйте домашнюю библиотеку: ходите с ребенком в книжный или скачивайте вместе новое чтиво из интернета. Не спешите выбирать все сами, спросите у чада: В«А ты что хочешь почитать?В».

Не секрет: подростки гонятся за модой. А чтение нынче в тренде.В Гляньте обзоры новых бестселлеров и закиньте В«удочкуВ» своему тинэйджеру: В«Ты слышал что-нибудь об этой книге? В Сети пишут, что это просто бомба!В».

Не забывайте проверенный трюк – заинтриговать!В Начните рассказывать ребенку интересную историю, а продолжение пусть прочтет сам.

Собрались с детьми к врачу или в гости на другой конец города? Возьмите с собой небольшую книжку или журнал – скоротаете время с пользой.

Игра – лучший способ сделать любое дело интересней. Устройте дома квиз (модная нынче интеллектуальная командная игра) на тему сказок, фэнтези, древнегреческих мифов. Составьте вопросы по творчеству писателей и поэтов 19 века или любого другого времени. Позовите гостей: чем больше людей, тем интереснее! Устройте баттл: пусть гости сразятся в выразительном чтении басен или стихов. Или вместе прочтут по ролям какой-нибудь уморительный рассказ. А, может, все захотят поиграть в литературного В«крокодилаВ»? Тогда пусть вместо обычных слов участники показывают известных книжных персонажей. В общем, думайте, фантазируйте! Чтение нас этому и учит!

Анастасия Леменкова

Никого в наше время не настораживает, что дети младшего школьного возраста быстро осваиваются с компьютером, играя во всевозможные «стрелялки» и «бродилки». А должно настораживать, и в особенности то, что они при этом плохо читают и с большой неохотой пишут. Несмотря на все современные электронные чудеса, основой развития интеллекта, без которого не может быть хорошей успеваемости, во все времена было и остается чтение.

Конечно, со временем ребенок может научиться использовать компьютер не только для «игрушек», но это произойдет не само собой, а только в том случае, если его интеллект и любознательность пройдут соответствующее развитие. В противном случае его интересы так и «застынут» на уровне игрушек.

Вы помните, с каким удовольствием ваш еще совсем крошечный малыш знакомился с классикой детской литературы? Как разглядывал картинки в книжках, слушал первые стихи и сказки? А потом между книгой и ребенком выросла стена. При этом он по-прежнему любит, чтобы ему читали, но не утруждает чтением себя. А все от того, что у ребенка не развиваются навыки быстрого чтения, и на сам процесс уходит столько сил, что на понимание смысла прочитанного их уже не остается. Лучшее время для привития ребенку любви к печатному слову — лето. Во время учебного года он занят уроками, вы своими заботами, а летом у вас обоих больше времени и для общения, и для чтения, и для обсуждения прочитанного.

Отправляясь с ребенком на дачу, в деревню или на турбазу, разумеется, вы оставите компьютер дома. Вместо него возьмите для ребенка самые интересные, на ваш взгляд, книги и те, что можно читать по ролям. А чтобы процесс приобщения к чтению был успешным, мы подскажем вам несколько простых приемов.

Выбирая книгу, учитывайте вкус ребенка, ведь ему должно быть интересно. Начинайте читать и, добравшись до самого захватывающего места сюжета, останавливайтесь. Если вы прервете чтение под предлогом усталости или заболевшего горла, малыш, конечно, будет просить продолжения. Тогда идите на компромисс: «Ладно, только я отдохну минуточку, а ты почитай мне сам». Эта хитрость срабатывает, как правило, в 90% случаев. Важно только протянуть эту минуточку как можно дольше. В следующий раз придумайте какой-то другой повод, можете даже оставить ребенка один на один с книгой (вам надо срочно позвонить или вас кто-то позвал и т. п.).

Еще один хороший способ — чтение по ролям. Выберите книгу с двумя главными героями, распределите роли и читайте. Этот способ хорош еще и тем, что ребенок должен следить за текстом, чтобы вовремя прочитать свои слова, поэтому не торопитесь, читайте медленно, чтобы он успевал. Неплохо, потренировавшись, устроить выразительное чтение (мини-спектакль) перед своими домашними. Независимо от того, как читал ребенок, его надо похвалить и тут же предложить новую роль из другой книги.

Замечательные результаты дает чтение по очереди. Но для этого необходимо, чтобы книга увлекла ребенка и ему непременно захотелось ее дочитать. Заключите договор и читайте по одной главе по очереди. Если ребенок читает еще очень медленно, прочитывайте по две главы, а его пусть будет каждая третья.

Также можно привести несколько полезных рекомендаций и замечаний:

  1. Если ребенку не понравилась выбранная вами книга, не считайте себя обязанными дочитать ее до конца, берите другую и так до тех пор, пока не найдется такая, которая захватит вашего ребенка.
  2. Чтение даже самой интересной книги может утомить ребенка. Как только он начал зевать или отвлекаться, делайте перерыв. Если вы заметили, что его больше увлекает действие, а длинные описания навевают скуку, смело опускайте их. Ваша задача — привить любовь к чтению, а не способность осилить книгу до конца любой ценой. Вы ведь и сами бросаете читать книгу, которая вам неинтересна.
  3. Не забывайте постоянно хвалить ребенка, даже за самые маленькие успехи и обязательно находите для него приятные слова после каждого сеанса чтения.
  4. Даже если за лето вам удалось совершить подвиг, и теперь ваше чадо не воротит нос от книжек, находите и в учебном году время, чтобы вместе почитать книгу. Согласитесь, любое дело приятней и веселей делать в компании.
  5. В таком важном деле, как любовь к печатному слову, необходим личный пример. Если в доме нет ни одной книги, а родители все свободное время проводят у телевизора, вряд ли ребенок будет активным книгочеем. Но даже в читающей семье может вырасти равнодушный к книгам ребенок. И как бы ни любили читать в вашей семье, учтите, малыша все равно, придется терпеливо и направленно приучать к чтению.

Источник

Что делать, если подросток не хочет читать книги? Забирать гаджеты? Ставить двойки? А может быть, стыдить и рассказывать, как много читали дети «в наше время»? На V Международном гуманитарном педагогическом форуме «Живая классика» клинический психолог Мария Попова поделилась советами из своей практики.

1. Окажитесь с подростком «на одной волне»

— Мы, поколение современных педагогов и родителей, воспринимали в своем детстве книги как учебник жизни, — рассказывает Мария Попова. — Для нынешних подростков литература – одно из средств массовой коммуникации наряду с интернетом и телевидением. Мы смотрим на книги по-разному. Мы разные. 

Конечно, подростки всегда хотели жить «по-другому». В этом возрасте все становятся более резкими – бушуют гормоны. Родители теряют связь с детьми, не знают, как подступиться, как узнать, что им интересно. 

А между тем дети стремятся стать лучше – это особенность возраста и очень удобный момент, чтобы увлечь их чтением. Совместное знакомство с литературой не только пробудит интерес к ней, но и поможет наладить контакт с ребенком, узнать, чем он живет. 

Дети проводят очень много времени в интернете – постарайтесь отслеживать контент, который потребляет ваш ребенок, не ленитесь сами искать интересные каналы в YouTube. Например, одно из российских издательств активно работает с блогерами, которым в среднем от 15 до 20 лет. Они на камеру делятся впечатлениями о прочитанном, причем чаще всего речь идет о приобретенных книгах, а не скачанных в Сети. Хвастаются, устраивают марафоны, игры, вовлекают свою аудиторию. Такой формат наверняка понравится подростку.

Однако не стоит призывать смотреть каналы книжных блогеров слишком явно. Намного больше доверия будет, если ребенок увидит, что вы в смартфоне долго смотрите чей-то профиль, а потом делитесь: «Представляешь, что я нашел!» Все должно быть максимально «экологично», комфортно, не в приказном порядке.

Момент близости с подростком – это не вопрос количества времени, а вопрос качества. Проведите 30 минут вместе, обсудите книгу – неважно какую, сходите в книжный магазин и позвольте ребенку выбрать что-то самостоятельно – пусть это будут даже комиксы без текста, позже вы сможете попросить рассказать историю, увиденную им в картинках.

Ни в коем случае не нужно ориентироваться на какие-то старые списки литературы для внеклассного чтения. Мы можем сократить разрыв между поколениями, только вводя новые литературные произведения, обсуждая их дома и в школе. 

2. Покажите пример

Хотите, чтобы ваш ребенок читал, начните читать сами. На ребенка очень сильно влияет та среда, в которой он растет. 

Не ленитесь уделять этому время, проявляйте больше инициативы. Участвуйте со своим ребенком в литературных вечерах, помогите ему с непонятным произведением. 

Моя специализация – девиантное поведение подростков. На практике я убедилась: детям очень полезно читать классические произведения вслух. Сначала я отнеслась к идее скептически: все-таки мои подопечные – сложные подростки, за плечами у них тяжелые судьбы. Кто из них будет слушать классику? 

И все же метод работает. Сначала дети слушают не очень внимательно, но потом увлекаются, переходят к дискуссиям и обсуждениям. Чтение вслух – прекрасная возможность понять, о каких эмоциях, переживаниях, проблемных ситуациях ребенок не хочет говорить. Когда спрашиваешь у подростков, как бы они поступили на месте героя, они становятся увереннее в своих силах. Список литературы, даже классической, для сложных подростков должен подбираться индивидуально с учетом их особенностей.

3. Играйте

Знаменитый чешский педагог Ян Коменский говорил, что игра для школьников всех возрастов является самостоятельным видом деятельности. Это означает, что детям важно не только учиться, но и играть. Это помогает ребенку оценить окружающий мир и испытать себя. 

Сегодня существует множество игровых форм: викторины, брейн-ринги, интервью, дискуссии, пресс-конференции, можно даже устроить пиар-кампанию любимой книги. Естественно, активности должны чередоваться: беседа, обзор, семинар, концерт – детям всегда интересно, когда есть из чего выбрать. 

Можно делать ситуационные игры, в которых соревнуются две команды. Одна из них может продемонстрировать отрывок из художественного произведения или рассказать о проблемной ситуации. Задача другой – или выявить ошибки героев книги, или дать свой вариант целесообразного выхода из предложенной ситуации.

Я не говорю о том, что все обучение должно быть игрой. Подросткам хочется поскорее стать взрослыми, поэтому важно им демонстрировать, что у взрослых есть обязанности, что работа – большая ответственность. Но заинтересовать их и увлечь можно как раз игрой.

Родители могут устроить домашний аналог телевизионной передачи «Что? Где? Когда?» или «Умники и умницы» на литературную тему. Формулируйте вопросы с нестандартной точки зрения, подростков это обязательно увлечет. И обязательно указывайте источники информации – дети любознательны. 

Эту идею можно использовать для игр, например на дне рождения подростка. Но в этом случае помните, что не все гости могут быть одинаково хорошо подготовленными, а ваша задача – не заставить кого-то краснеть, отмалчиваясь «на галерке», а вовлечь как можно больше участников. Поэтому следует хорошо продумать вопросы, разбавив сугубо интеллектуальные юмористическими и добавив задания на сообразительность.

Хороший отклик вызывают игры в формате ток-шоу: за основу можно взять любую телевизионную передачу, где есть ведущий, эксперты и приглашенные гости. Можно организовать спектакль, в котором дети сами будут режиссерами, сценаристами, костюмерами и актерами. Устройте литературный маскарад. В ролевых играх подростки проживают эмоции, которые не могут высказать в жизни. 

4. Найдите мотивацию

Чтобы заинтересовать ребенка чтением, нужна не только игра, но и мотивация. Подросток должен понимать, что он получит, выполняя то или иное действие.

Бабушки и дедушки любят сейчас говорить: у современных подростков есть стремление зарабатывать много денег и ничего не делать. Нет, у детей любознательность всегда выходит на первое место, им всегда интересно узнать что-то новое, им хочется стать кем-то. Подросткам в 15–16 лет важно знать, как сделать жизнь лучше, – не только свою и своей семьи, а государства в целом, у них очень здравые, интересные рассуждения о политике, они очень много общаются на эту тему. 

Хотя, конечно, есть и чисто материальные запросы. Но хотеть заработать – это нормально. И это можно использовать. Я заметила, что среди требований к сотрудникам в вакансиях стали указывать умение составлять письма, вести диалог, разговаривать грамотно, без слов-паразитов. Получается, что у людей в возрасте от 18 лет с этим есть проблемы. А между тем чтение сильно расширяет словарный запас. Этот факт может стать аргументом для подростка.

Для детей, у которых есть творческие наклонности, прекрасной мотивацией может стать общение с кумирами. Им будет полезно, к примеру, участие в Международном конкурсе чтецов «Живая классика» – в жюри заседают актеры, режиссеры, публичные личности, и у детей есть возможность пообщаться с ними напрямую.

Летом участники этого конкурса читали по телефону книги незрячим детям. Это гениальная идея, она объединяет два важных момента. Во-первых, это отличная возможность для незрячих детей послушать книги, а во-вторых, подростки всегда рады помочь, даже те из них, кого принято считать трудными. Понимание того, что чью-то жизнь можно сделать лучше, ставит их на совершенно другую ступень. Я рекомендую включать детей как можно больше в различные проекты. 

Похвала родителей тоже мотивация. Иногда я наблюдаю, как удивляются родители, когда я обсуждаю с их ребенком какую-нибудь книгу. И в этот момент видно, что ребенок начинает собой гордиться. Он думает: «Родители удивились, что я прочитал, а прочитаю-ка я еще что-нибудь!» 

5. Просите совета у детей

Не стесняйтесь обращаться к детям за помощью. Если вы хотите организовать литературный кружок, попросите кого-то из класса вам помочь. Скажите, что не знаете, как поступить. Если в классе есть конфликт, попробуйте привлечь к решению вопроса враждующих детей, – зачастую многие конфликты между школьниками растворяются, когда они объединены одним делом. Но все должно происходить под вашим чутким руководством.

Активно включайте подростков в состав жюри различных конкурсов. Когда дети получают возможность высказать свое экспертное мнение, у них сильно меняется отношение к самим себе.

Устройте «заседание суда» или круглый стол. Например, обсуждая «Преступление и наказание» Достоевского, можно одного школьника сделать адвокатом, другого – прокурором, третьего – психологом, чтобы проанализировать ситуацию с разных сторон. Этот формат мне кажется более интересным, чем «все сели, обсудили, как человек не очень хорошо поступил, и на этом разошлись». Дети должны иметь возможность продемонстрировать, что они тоже могут рассуждать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Им есть что сказать, поверьте.

Если у детей пробудить интерес, они начинают много читать, совершенно по-другому учиться, общаться. С любым ребенком можно найти общий язык, поэтому, пожалуйста, приучайте детей к чтению. Это один из самых прекрасных и полезных видов досуга. 

Благодарим за помощь в подготовке материла пресс-службу Международного гуманитарного педагогического форума «Живая классика».

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий