Игры на развитие ощущений у младших школьников

36 470

image

Об эмоциональном интеллекте в области образования говорят последние 30 лет. Эксперты школы предпринимательства и soft skills Startup Junior рассказывают, как определить свой уровень эмоционального интеллекта и прокачать его.

Зачем нужен эмоциональный интеллект

Представьте, что вам четыре года и перед вами поставлен нелегкий выбор: съесть зефирку немедленно или подождать 15 минут, не поддавшись искушению, и удвоить угощение. Серьёзное испытание, особенно для малыша. Этот «зефирный тест», который провели в Стэнфордском университете в конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишеля, показал, насколько важна способность контролировать эмоции и сдерживать порывы. Дети, устоявшие перед соблазном, повзрослев, стали более успешными, уверенными в себе и способными лучше справляться с жизненными трудностями.

Исследования эмоционального интеллекта доказывают, что лучшими лидерами становятся те, кто умеет думать в долгосрочной перспективе, вдохновляет людей вокруг себя и может построить сильную команду.

Как понять, что эмоциональный интеллект хромает

Зачастую люди не знают о своих эмоциональных способностях или склонны переоценивать собственный эмоциональный интеллект. Разберёмся, какими навыками обладает человек с высоким эмоциональным интеллектом.

Он различает свои эмоции. Способность отслеживать чувства — ключ к пониманию себя. Люди, отличающие злость от тревоги, меньше сомневаются и быстрее действуют.

Он умеет контролировать эмоции. Способность успокоиться в нужный момент, унять тревогу и раздражение позволяют действовать эффективнее и быстрее приходить в норму после неудач.

image

Он мотивирует самого себя. Чтобы сосредоточиться на учёбе или рабочей задаче, нужно привести эмоции в порядок. Проще смотреть YouTube, чем делать уроки, и проще съесть зефир сразу, чем мучительно ждать. Но искусство контроля делает продуктивными.

Он распознаёт эмоции других людей. Это качество также называют эмпатией.

Он поддерживает взаимоотношения. Здесь дело по большей части заключается в правильном обращении с чужими эмоциями.

Вот признаки, которые указывают на низкий уровень эмоционального интеллекта:

  • поддаётесь стрессу,
  • не можете распознать свои эмоции,
  • легко обижаетесь,
  • долго переживаете из-за ошибок,
  • подавляете негативные эмоции,
  • склонны обвинять других людей,
  • испытываете трудности с установлением личных границ,
  • агрессивны в общении с людьми,
  • чувствуете себя непонятым.

Упражнения для распознавания эмоций

«Зеркало»

  1. Встаньте напротив зеркала, расслабьтесь. Начните изображать различные эмоции.
  2. Радость: расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чем-нибудь приятном.
  3. Удивление: расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Для чего это делать?» — спокойно закройте глаза.
  4. Гнев: расслабьте лицевые мышцы и прищурьтесь, при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!»
  5. Счастье: расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, затем растяните в улыбке.

Повторяйте упражнение каждый день хотя бы неделю, а затем попробуйте изображать эмоции только с помощью глаз: добрые, злые, любящие, завистливые глаза. Важно думать в этот момент о соответствующей эмоции.

«Найти и запомнить»

  1. В течение дня найдите десять поводов для радости, порадуйтесь от души и проследите, как изменилось ваше состояние в этот момент. При возможности — посмотритесь в зеркало, прочувствуйте и постарайтесь запомнить ощущения в теле.
  2. На следующий день найдите десять поводов для удивления и проследите, как меняется состояние.
  3. По такой же схеме отработайте все эмоции, повышающие эффективность человеческой деятельности: принятие, доверие, интерес, восхищение.

«Раздражители»

Попробуйте в течение нескольких дней специально фиксировать внимание на неожиданных раздражителях: громких звуках или ярком свете. Постарайтесь сформулировать, что происходит с вашей эмоциональной сферой при воздействии таких раздражителей.

Упражнения для эмоциональной устойчивости

Эти упражнения тренируют устойчивость нервной системы и увеличивают скорость адаптации при изменении внешних условий. Освоив эти упражнения, человек перестаёт быть «заложником эмоций», приобретает уверенность, что в каждой ситуации может контролировать эмоции.

«Назойливая муха»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача — не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение.

«Дышать правильно»

Сядьте на стул боком к спинке, выпрямите спину и расслабьте мышцы шеи. Руки свободно положите на колени, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на дыхании. Дышите через нос, губы слегка сомкните, но не сжимайте. Проследите, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы, особенно при вдохе не следует расправлять плечи. Глубокий вдох и продолжительный выдох повторите несколько раз. Упражнение позволяет стабилизировать эмоциональное состояние.

Просто читайте книги

Идентифицируя себя с героями художественного произведения и их переживаниями, мы достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать эмоции, понять их причины.

Упражнения для тренировки эмоций

«Аверс и реверс»

Попробуйте переосмыслить негативное событие, найдите в нём небольшую выгоду. Возьмите лист бумаги и запишите три минуса и три плюса состояния, в котором вы оказались.

«Разобрать по косточкам»

Источником эмоций могут быть внешние события, а могут — внутренние стимулы: память, физическое состояние. Если эмоция, которую вы переживаете сейчас, имеет слишком высокий градус, сначала остыньте. Затем начните задавать себе вопросы:

  • Как я испытываю злость (другую эмоцию)?
  • Почему я испытываю злость?
  • Когда я уже испытывал злость?
  • Как часто я злюсь?
  • Чем злость мне помогает?
  • Чем и где злость мешает?

Разбор эмоции позволяет быстрее понять настоящую причину и источник реакции.

Упражнения на развитие эмпатии

«Эмоции исторических персонажей»

Вспомните пять исторических персонажей. Затем представьте эмоции, которые человек испытывал во время разных событий своей жизни. Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади, и чувствовал печаль оттого, что у него не было семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными, и беспомощность, потому что ничего не мог с этим поделать.

«Эмпатия и злость»

Упражнение поможет справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Вспомните ситуацию, когда вы очень злились на кого-то, а затем создайте эмпатическое утверждение. Например:

Раздражённый человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»

Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня».

«Дневник эмоций»

Записывайте каждую эмоцию, которую испытываете в течение дня, степень её проявления и причину. Например, эмоция — злость, степень — 7 из 10, причины — тройка по математике. На следующем этапе важно понять, как эмоция проявляется в теле. Возможно, рядом со злостью вы напишете «пересыхает во рту, чувствую ком в горле, звенит в голове». Опишите, какими были руки, ноги в этот момент, ощущались ли тяжесть или напряжение.

Читайте также

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста — методические рекомендации для родителей и воспитателей.

Настоящее пособие предназначено для занятий по развитию неречевого слуха у детей раннего дошкольного возраста.

Ребенок должен научиться слышать звуки окружающей среды, в том числе голоса животных, звучание музыкальных инструментов и т.п. Происходит накопление новых слуховых образов неречевых звуков, что позволяет впоследствии быстрее дифференцировать звуки на две важнейшие категории: «речь» и «не речь».

Рекомендуемые в пособии игры и упражнения способствуют развитию слухового восприятия, слуховой памяти. Способность узнавать звуки окружающей среды позволит ребенку в дальнейшем быстрее овладеть речью.

Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух).

Неречевой (физический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука.

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Настоящее пособие предназначено для занятий по развитию неречевого слуха у детей 2-3 лет.

Цель – развитие способности ребенка узнавать окружающие звуки.

Задачи:

  • научить ребенка находить соответствие между слуховыми образами неречевых звуков и предметами, их издающими;
  • научить различать неречевые звуки между собой по акустическим признакам;
  • накопить в памяти ребенка новые слуховые образы различных звучаний.

Организуя работу с детьми младшего возраста, необходимо учитывать следующее:

  • занятия должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;
  • необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;
  • в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;
  • следует многократно повторять материал, чтобы закрепить умения, знания, навыки;
  • содержание материала должно соответствовать опыту детей;
  • уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, задания следует усложнять постепенно;
  • длительность занятия должна составлять от 5 до 15 минут;
  • необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Упражнение 1. Что звучит?

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.

Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание ребенка на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, раскаты грома во время грозы и др.), голоса животных и птиц.

Когда дети научатся хорошо различать это звуки с опорой на зрение (слышат звук и одновременно видят источник звука), предложите им определить их источник с закрытыми глазами. Например, когда на улице идет дождь или шумит ветер, скажите: «Закрой глаза и послушай, какая погода на улице». Подобным образом можно определять звуки и дома – тиканье часов, скрип двери, шум воды в трубах и другие.

Упражнение 2. «Звуки на улице».

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух уличных звуков. Игра проводится аналогично предыдущей, но внимание детей теперь обращаете на уличные шумы (гудки клаксона, шорох шин по асфальту, шаги людей, голоса и смех и др.).

Упражнение 3. Пошуршим, постучим.

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки, ключи и другое).

Игра проводится в помещении. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: помните и порвите лист бумаги, пошуршите пакетом, постучите деревянным молоточком, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол, позвените связкой ключей.

Предложите ребенку закрыть глаза и угадать предмет. Затем пусть назовет или покажет источник звука.

Упражнение 4. Коробочки со звуками.

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Материалы. Непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.

Насыпьте в небольшие одинаковые баночки (например, из-под Киндер-сюрпризов) разные крупы: горох, гречневую, рисовую, манную крупы (должно быть по 2 баночки с крупой каждого вида и одинакового количества). Для игры можно также использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы.

Потрясите одной из баночек, привлекая внимание ребенка. Затем предложите ребенку найти среди баночек ту, которая издает такой же звук. Количество баночек увеличивайте постепенно.

В игре можно использовать не только сыпучие материалы. Одну пару баночек можно наполнить водой, а другую пару ватой. Откройте баночки и покажите малышу, что находится внутри. В другую пару баночек опустите по одному шарику – деревянному, пластмассовому, стеклянному или железному; в следующую – по орешку или абрикосовой косточке и т.п.

Упражнение 5. Маленькие музыканты.

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты.

Материалы. Барабан, бубен, дудка, гармошка, металлофон, пианино.

Сначала познакомьте ребенка с разными музыкальными инструментами, научите извлекать из них звуки. Затем научите четко различать на слух звучание музыкальных инструментов. Спрячьтесь за ширмой или встаньте за спину ребенка и поочередно извлекайте звуки из различных инструментов. Дети могут показать нужный инструмент (картинку с его изображением) или назвать его словом или звукоподражанием («та-та-та» — барабан, «ду-ду» — дудочка, «бом-бом» — бубен и т. п.).

Сначала показывайте ребенку не более двух инструментов. Их количество следует увеличивать постепенно.

Упражнение 6. «Один или много барабанов».

Цель. Развивать слуховое внимание, различение на слух звуков по количеству «один – много».

Материал. Барабан или бубен.

Взрослый ударяет в барабан один или несколько раз так, чтобы ребенок это видел. Называет словами (или показывает соответствующее число пальцев), сколько прозвучало сигналов: один или много. При этом слово «один» можно говорить один раз, а слово «много» повторять несколько раз: «много-много-много». Чтобы ребенок лучше понял задание, дайте ему самостоятельно ударять в барабан, а сами выполняйте задание, показывая картинку с изображением то одного барабана, то с изображением нескольких барабанов. После того, как ребенок понял разницу в количестве звуков и правильно показывает картинки, можно приступать к различению звуков только на слух — за спиной у ребенка.

Упражнение 7. «ПА»

Цель. Развивать слуховое внимание, различение на слух звуков разной длительности.

Сначала взрослый объясняет задание ребенку, затем упражнение выполняется только на слух. Взрослый говорит ребенку: «Послушай и повтори. Я буду говорить один раз «па», два раза «па-па» и три раза «па-па-па». Если ребенок справляется с упражнением, можно усложнить задание. Для этого произносим слоги с разной длительностью: па – короткий, па_____- длинный. Например:

Па, па_____, па-па______, па______па-па, па-па________па, па-па-па______ Ребенок должен повторить за взрослым слоги с разной длительностью.

Упражнение 8. «Дождь».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение длительности и прерывистости сигнала.

Материалы. Лист бумаги с нарисованным облаком, фломастеры или цветные карандаши.

Взрослый произносит длинные, короткие, непрерывные и прерывистые звуки. Например: длинный непрерывный звук С_______, короткий: С__, прерывистый звук: С-С-С-С.

Ребенок в момент произнесения звука проводит линию. Когда взрослый молчит, ребенок останавливается. Можно использовать разные звуки, например, «Р», «У», «М» или другие. Побудите ребенка повторить или самостоятельно произнести короткий, длинный и непрерывный, прерывистый звуки.

Упражнение 9. «Поиграй».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение высоты звука.

Звуки бывают низкочастотные (гудки), среднечастотные и высокочастотные (свист, шипение). Мы начинаем учить ребенка различать звуки по высоте с неречевых звуков, постепенно переходя к различению звуков речи.

Материал. Металлофон или детское пианино.

Взрослый производит звук с помощью игрушки так, чтобы ребенок видел это, потом ребенок повторяет звук, извлекая его из музыкального инструмента. Потом ребенок выполняет его только на слух, не видя действий взрослого. Для различения предлагаются только два резко отличающихся по тональности звука.

Упражнение 10. «Мишка ТОП-ТОП».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение высоты звука.

Материал. Две игрушки – большой и маленький мишка (или любые две другие игрушки разного размера).

Взрослый произносит низким голосом «ТОП-ТОП-ТОП» и показывает в такт, как идет большой мишка. Затем взрослый произносит высоким голосом «топ-топ-топ» и показывает движения маленького мишки. Затем взрослый просит самого ребенка показать соответствующего мишку. Постарайтесь стимулировать ребенка не только слушать, но и говорить звук «топ» высоким или низким голосом, тем самым формируя у ребенка умение контролировать свой голос с помощью развивающегося слуха.

Упражнение 11. «Громкий — тихий барабан».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение громкости звука.

Материал. Барабан или бубен.

Взрослый ударяет в барабан с разной силой, обращая внимание ребенка на разницу в звучании – громкий и тихий звук – и называя их. Этим звукам соответствуют картинки с изображением большого и маленького барабана. Ребенок слушает и показывает картинку.

Упражнение 12. «Сверху – снизу».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение направления звука.

Материал. Музыкальные игрушки.

Для определения локализации звука в пространстве взрослый предъявляет ребенку неречевые (например, погремушка, колокольчик, пищалка) и речевые ( «А», «Ш») звуки, исходящие сверху и снизу. Для этого можно встать за спиной ребенка и поднимать, опускать руки со звучащей игрушкой. Звук должен звучать несколько раз, чтобы ребенок смог определить, откуда он идет.

Упражнение 13. «Сверху – снизу и справа – слева».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение направления звука.

Материал. Музыкальные игрушки.

Упражнение проводится аналогично предыдущему. Это более сложное упражнение, потому что звук может исходить с четырех сторон: сверху, снизу, справа, слева. Не забудьте поменяться ролями: пусть ребенок издает звуки, а вы показываете направление.

Заключение.

Важно, чтобы ребенок слушал не только на занятиях, но и в течение всего дня: дома и на улице. Ребенок быстрее научается различать и узнавать окружающие неречевые звуки, чем речь. Это умение развивает у ребенка слуховое внимание, способность ориентироваться в окружающей обстановке, подготавливает его к развитию восприятия речи на слух. А главное, формирует у него спонтанное развитие слушания, т.е. способность учиться слушать, и, значит, позже правильно говорить!

Литература:

  1. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия.- Санкт-Петербург, КАРО, 2008.-196с.
  2. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – Санкт-Петербург, КАРО, 2009.-752с.
  3. Королева И.В. Развитие слухоречевого восприятия у глухих школьников и взрослых после кохлеарной имплантации.-Санкт-Петербург, 2008.-207с.
  4. Методика обучения глухих устной речи. Учеб.пособие. Под ред. Проф. Ф.Ф.Рау.- М.: Просвещение, 1976.-279с.
  5. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.-64с.

С помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок воспринимает окружающий мир. Существует множество игр и упражнений, помогающих малышу совершенствовать чувствительность пальчиков.

Развитие тактильного восприятия у детей в 1-3 месяца

Уже в первые месяцы жизни кроха реагирует на прикосновения, учится различать их и начинает некоторым отдавать предпочтение. Например, одному малышу может нравиться, когда мама легонько похлопывает его по спинке, другой предпочитает, чтобы его поглаживали по ручкам и ножкам. Это говорит о том, что ребенок в состоянии воспринимать прикосновения, различать характер прикосновений и реагировать на них.

Нежные прикосновения. Положите малыша на спинку и легкими круговыми движениями поглаживайте его по ручкам, ножкам, животику. При этом ласково разговаривайте с ребенком или негромко напевайте песенку.

«Рельсы-рельсы». Положите ребенка на животик. Поглаживайте его по спинке разнообразными движениями, приговаривая стишок:

Рельсы-рельсы, (указательным пальцем поглаживаем ребенка вдоль спинки) Шпалы-шпалы, (поглаживаем ребенка поперек спинки) Ехал поезд запоздалый. (рукой, согнутой в кулак проводим по спинке ребенка с легким нажимом) Из последнего вагона Вдруг посыпался горох. (легко и быстро постукиваем малыша по спинке подушечками пальцев) Пришли куры – поклевали, (указательным пальцем «ставим точки» на спинке отрывистыми движениями) Пришли утки – пощипали, (слегка пощипываем кожу ребенка) Пришел слон — потоптал, (ладонью ставим «следы» по спинке) Пришел дворник – все убрал. (кончиками пальцев поглаживаем по спине — «сметаем»)

Это упражнение-игру можно проводить и в более позднем возрасте. С помощью такой игры-массажа ребенок учится различать разную силу воздействия на кожные покровы, ассоциировать силу и характер прикосновений с действиями персонажей стихотворения. Массажные движения развивают чувствительность кожи, стимулируют кожные рецепторы, что способствует развитию тактильных ощущений.

Учимся хватать. Для того чтобы малыш освоил навык захвата предметов, вкладывайте ему в ручку небольшие игрушки, погремушки, мячики. Пока кроха не умеет ощупывать предметы кончиками пальцев, мы можем развивать тактильную чувствительность его ладоней. Для совершенствования тактильной чувствительности эти предметы должны быть разными по форме, размеру, фактуре. Игрушки из тканей разнообразной на ощупь текстуры (бархат, вельвет, материал с гладким или ворсовым покрытием и т.д.) предоставляют ребенку новые тактильные ощущения, которые малыш учится сравнивать. Игры с фактурными предметами развивают сенсорную чувствительность и мелкую моторику.

Гирлянда из игрушек. Подвесьте над малышом на высоту 20—30 см гирлянду с игрушками разной фактуры. Взмахивая ручками, кроха будет случайно наталкиваться на игрушки, а затем станет это делать целенаправленно. Чуть позже, натолкнувшись ручкой на игрушку, малыш заинтересованно начнет ее исследовать, внимательно рассматривать, ощупывать поверхность. Помогите ребенку почувствовать фактуру материала: взяв его ручку в свою, 2-3 раза проведите ладошкой по поверхности сначала одной игрушки, затем второй и т.д.

Развитие тактильного восприятия у детей в 3-6 месяцев

Начало активного движения ручками способствует усложнению действий с предметами: кроха пытается дотронуться до игрушки, обхватить ее пальчиками, слегка сжать.

Когда ребенок освоит хватательные движения, предлагайте ему разнообразный материал для захватывания и ощупывания. Материал, из которого изготовлены игрушки, может быть самым разным: пластик, дерево, силикон, резина, ткань.

Развивающий коврик. Способствуют развитию тактильной чувствительности игры с развивающими ковриками и мягкими подвесными панелями. Как правило, они имеют множество разнообразных по форме, цвету и фактуре деталей, выполненных из разных материалов.

Познакомьте малыша с новой игрушкой, покажите, как нужно тянуть за веревочки, нажимать на игрушку-пищалку, вынимать из кармашков предметы. Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по элементам коврика, аппликациям из ткани. Знакомя малыша с разнородными материалами, проговаривайте прилагательные-ощущения: гладкий, шершавый, мягкий, теплый, холодный, жесткий и т.д. — в соответствии с осязаемой фактурой материала.

Изучаем форму предметов. Предлагайте малышу для захвата, ощупывания и манипулирования предметы разной формы. Это может быть мяч, кубик, фигурки от сортера («коробки форм»), элементы конструктора. Каждый раз, когда кроха возьмет предмет, говорите, какой он формы. Важно научить ребенка ощущать и распознавать форму предметов не только зрительно, но и с помощью осязания.

Вязаная кукла. Купите или изготовьте самостоятельно малышу вязаную или матерчатую куклу. Играя с такой куклой, ощущая фактуру вязки, кроха активизирует рецепторы кожи, развивает чувствительность пальцев и совершенствует осязание. Играть с куклой можно по-разному: покажите малышу, где у куклы глазки, носик, вместе с ним погладьте ее ладошкой. Обыграйте действия с куклой. Например, скажите ребенку: «Кукла упала и ударилась. Пожалей ее. Погладь куклу» или «Кукла скушала всю кашку. Похвалим куколку. Погладь ее». Как с любой другой мягкой игрушкой, игра с куклой способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Также эта мягкая игрушка призвана формировать у малыша эмоциональный отклик на позитивные тактильные ощущения.

Что я ощущаю? Цель игры – дать крохе разнообразные ощущения от соприкосновения с разнородным материалом. Для этого нужно подготовить несколько предметов-стимулов: перышко или пуховку из пудреницы, металлическую ложку, мягкий матерчатый мяч, кусочек меха, мочалку, массажную рукавичку. В эту игру можно поиграть, например, во время переодевания. Положите малыша на спинку и по очереди проводите каждым предметом по его ручкам, ножкам, животику. Дайте ребенку ощупать каждый предмет. Соприкасаясь с разными по фактуре материалами, малыш испытывает разные тактильные ощущения. Всякий раз проговаривайте ощущения, которые ребенок должен испытывать в данный момент (например, кусочек меха – мягко; перышко – щекотно; ложка – холодно).

Развитие тактильного восприятия у детей в 6-9 месяцев

В этом возрасте малыши активно включаются в процесс игры: свободно берут и манипулируют предметами, стремятся все потрогать, схватить, совершить какие-либо действия.

Водные забавы. Водные процедуры доставляют ребенку новые ощущения. Когда малыш купается, можно провести такой эксперимент. Понадобятся пульверизатор, лейка и ковшик. Наберите по очереди в каждую емкость воды и направьте струйку или брызги воды на ручки, спинку ребенка – пусть малыш испытывает разные ощущения от соприкосновения кожи с водой. Регулируйте высоту, на которой держите лейку: чем выше струя воды, тем интенсивнее ощущения. Можно проговаривать потешку:

Дождик, дождик, веселей! (брызгаем на малыша из пульверизатора) Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи — Брызни в поле пуще: Станет травка гуще! Вот как дождик капает!

Дождик, дождик, припусти, (поливаем кроху из леечки) Побежим мы за кусты, Встанем под осинкой, Накроемся корзинкой! Посмотри, как дождь льет.

Дождик, дождик, посильней – (поливаем кроху из ковша) Будет травка зеленей, Вырастут цветочки На нашем лужочке. Дождик, дождик, пуще, Расти, травка, гуще. Вот какой сильный дождь пошел.

Игры с песком. Для развития тактильных ощущений хорошо подходят игры в песочнице. Пусть ребенок пересыпает песок из одной ладони в другую, зарывает в него свои пальчики. Сооружайте для крохи башенки из песка – наверняка у него возникнет желание разрушить постройку.

Взаимодействие с песком не только способствует совершенствованию осязания и развивает мелкую моторику, но и благотворно влияет на нервную систему малыша.

«Я леплю из пластилина…» Лепка из пластилина, соленого теста, цветной массы способствует развитию тонких движений пальчиков, осязания. Разминая в ручках пластичную массу, размазывая соленое тесто по поверхности стола, сплющивая пластилиновые шарики, кроха ощущает пластичность материала. Малыш учится регулировать силу воздействия на материал, чтобы придать ему другую форму. Это оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, возникновение тактильных ощущений и восприятия.

Развитие тактильного восприятия у детей в 9-12 месяцев

В этот период усложняются движения малыша. Тактильного материала, который можно предложить ребенку для исследования, становится больше, и он может быть разнообразнее.

Пальчиковые краски. Порисуйте совместно с ребенком пальчиковыми красками. Покажите ему, как нужно набирать краску на свои пальчики и размазывать ее по бумаге. Предложите крохе создавать красочные отпечатки. Можно отпечатать на бумаге свои ладошки; можно катать или возить по бумаге шнурок, предварительно окунув его в краску; можно приложить к бумаге листья деревьев и т.п.

Рисуют все! Насыпьте тонким слоем на широкий поднос манку. Предложите крохе порисовать пальчиками, выводя узор из крупы.

Все эти материалы для рисования создают тактильную среду для ребенка, активизируются  рецепторы кожи на кончиках пальцев – развивается их чувствительность, осязание, мелкая моторика.

На прогулке. Осмотрите участок, на котором вы гуляете с малышом, и найдите предметы с разнофактурной поверхностью. Это может быть кора дерева, травянистый участок, листья, камни.

Предложите ребенку для изучения разнородный материал: небольшие, удобные для захвата камешки, веточки, шишки, травинки, листочки с разных деревьев. Предлагая предмет, четко проговаривайте его название, цвет, фактуру. Например: «Это камешек. Он гладкий. Дай свою ручку – потрогай, какой гладкий камешек». Проведите ладошкой ребенка по разным предметам – дайте ему почувствовать поверхность материала.

Проговаривайте обозначения ощущений: камешек – гладкий, трава – мягкая, кора дерева – шероховатая (шершавая) и т.д. Маленький исследователь будет рад изучить такие интересные предметы. Соблюдайте элементарные правила безопасности: следите за тем, чтобы кроха не тянул предметы в рот. Держите наготове влажные салфетки, чтобы протереть ручки ребенка после игры.

Мы читаем. Разнообразьте библиотеку ребенка, купив ему книжки-игрушки с плюшевыми вставками: лапками, ушками, крылышками изображенных на обложке животных. Можно приобрести книги, имеющие мягкие пухлые страницы из ткани различной фактуры. Такая книга не только знакомит ребенка с изображением окружающих предметов, но и позволяет в полной мере задействовать его тактильную чувствительность.

Знакомим с понятиями. Познакомьте малыша с разными понятиями, обозначающими ощущения. Для этого лучше предлагать материал для сравнения.

Твердый – мягкий. Подберите предметы из твердого и мягкого материала. Например, кубик и мягкую игрушку; пластмассовый шарик и матерчатый мячик. Протяните крохе сначала один предмет. Проговорите те ощущения, которые ребенок может испытывать: «Потрогай, это кубик. Пощупай, какой он твердый. Этот кубик деревянный». Затем таким же образом протяните другой предмет, проговаривая противоположные ощущения: «Это мышка. Потрогай, какая она мягкая. Погладь мышку».

Гладкий – шершавый. Подберите предметы с гладкой и шершавой поверхностью. Например, атласный бант и банную рукавичку. Предложите ребенку каждый предмет для исследования и сравнения ощущений.

Холодный — теплый. Для демонстрации этих понятий нужны чайная металлическая ложка и пластиковая бутылочка с теплой водой, обернутая в ткань. Прикоснитесь каждым предметом к ручке ребенка, называя ощущения («холодно», «тепло»), которые он испытывает. Разнообразьте материал для сравнивания ощущений. Проговаривая понятия, предлагая материал для осязания, вы даете ребенку представление о его фактуре и свойствах.

Что в мешке? В небольшой мешочек положите 5-6 разных по форме и материалу предметов: железный ключ, пластиковое колечко от пирамидки, деревянный кубик, маленький тряпичный мяч, небольшие игрушки. Предложите малышу, засунув руку в мешочек, вытащить любой предмет. Сначала ребенок ощупывает предмет, не видя его – основываясь на тактильных ощущениях. С помощью тактильной чувствительности пальцев кроха может почувствовать форму предмета и текстуру материала, из которого он изготовлен. Тем не менее, на первых порах получить полное представление о предмете с помощью одних лишь тактильных ощущений он не может. Когда ребенок вынимает предмет из мешочка, с помощью зрения он составляет полное представление о предмете. Эта игра тренирует тактильную чувствительность. Совсем скоро ваш малыш начнет с легкостью угадывать с помощью тактильных ощущений, что за предмет находится в мешочке.

18 декабря 2015 г.image

Значение игры в жизни маленького человечка огромно. Через игру малыш познает окружающий мир и учится его законам. Посредством различных забав ребенок удовлетворяет свое любопытство, расширяет кругозор и ищет связь между предметами и явлениями. Известно, что у человека имеется пять органов чувств и каждое можно развить с помощью определенных забав дома, самостоятельно занимаясь с малышом.

Игры на развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия у детей начинается с организации игры. То есть малыша нужно сначала заинтересовать, не просто разложив перед ним гремящие коробочки с зернышками, а предложив покормить голодных курочек, а значит нужно заранее позаботиться, чтобы эти курочки были в наличии. Можно найти подходящую картинку в журнале или нарисовать несушку самому.

Ребенку можно и нужно подсказывать, но достичь цели и принять верное решение он должен сам. Игры для развития восприятия детей зрительного характера важны еще и потому, что они способствуют укреплению глазных мышц и выступают профилактикой заболеваний органов зрения.

Согласно статистике, уровень патологий и различных недугов зрения за последние 5 лет вырос в 1,5 раза. Родители смогут предупредить зарождающиеся проблемы, если будут внимательно присматриваться к малышу, давать ему по совету доктора специальные витамины для глаз и, конечно же, проводить больше времени за специальными играми.

Вот некоторые из них:

  • смешать несколько комплектов пуговиц и предложить ребенку рассортировать их: сначала выбрать самые большие, потом самые маленькие, разложить по цветам, найти те, у которых две дырочки и те, у которых 4;
  • прикрепить прищепки к вырезанному из картона кругу, чтобы получилось «солнышко» или «цветочек». Предложите малышу снять все прищепки, а потом прикрепить обратно. Если они у вас разных цветов, то можно попросить ребенка чередовать разные цвета или выкладывать их по очереди;
  • все в детстве любили искать различия на двух изображениях, в которых совпадает все, кроме нескольких деталей. Такая забава очень хорошо развивает наблюдательность;
  • собирание пазлов – идеальное занятие для развития этого органа чувств.

Игры на развитие слухового восприятия

Развитие слухового восприятия имеет для ребенка не менее важное значение, чем зрительного. С самого рождения кроху окружает множество звуков: звук заводимой машины, шум дождя и ветра, речь родителей, скрип дверей.

Но эти слуховую сонористику малыш воспринимает неосознанно. Они сливаются с другими сигналами и выделяются слабо, а то и вовсе не замечаются. В дальнейшем умение напрягать слух, улавливая различные звуки, пригодится ему для постановки правильной и отчетливой речи, ее выразительности, громкости и скорости. Родители с первых лет жизни могут развивать в своем ребенке зрительное и слуховое восприятие.

Помогут им в этом следующие игры:

  • гуляя с ребенком на улице, обязательно называть источник звучания, указывая на него рукой и произносить издаваемый звук. Например, кошка «мяу-мяу», собака «гав-гав»;
  • когда ребенок подрастет, он должен сам воспроизводить звук какого-либо предмета иди животного по вашей просьбе. Например, спросив у малыша как жужжит жук, вы должны получить логический ответ;
  • спрячьте от ребенка за ширмой различные предметы, издающие звуки, например, колокольчик, барабан, погремушку, дудочку, коробку спичек. Малыш должен угадать предмет, который вы возьмете в руки и произведете таким образом звук;
  • прочитайте ребенку стихотворение, в котором часто повторяется один и тот же звук и попросите назвать его.

Игры на развитие тактильных ощущений

Развитие тактильных ощущений очень важно для ребенка. Ученые уже доказали, что чем лучше у крохи развиты тонкие движения пальцев и рук, тем более зрелыми и сформированными являются мозг и речь.

Для малыша важны любые ощущения, как те, которые идут от босых ступней, так и те, которые направляются от спины. Последние оказывают благотворное влияние на нервную систему, а еще повышают иммунную защиту.

Ребенок, которому не хватает тактильных ощущений, может испытывать физические страдания, снижение настроения. Вот несколько пособий, помогающих изучать тактильные ощущения у детей:

  • организуйте магазин тканей и предложите малышу поиграть. Например, мишка приходит в магазин и ищет ткань на тюль. Понятно, что ему нужен тонкий, невесомый материал. А если он хочет пошить себе шубку, то он должен быть теплым, с высокой ворсой;
  • возьмите «волшебный мешочек» и сложите в него любые предметы, которые попадутся вам под руку. Предложите малышу запустить руку внутрь и не подглядывая, на ощупь определить, какой предмет оказался у него в ладони;
  • сшейте маленькие мешочки и заполните их крупой – гречкой, рисом, пшеном, хлопьями. Нюанс игры в том, что у каждого мешочка должна быть пара и задача малыша эту пару найти, ощупывая каждый куль;
  • завяжите ребенку глаза и возьмите в руки два карандаша. Прикасайтесь к различным частям его тела: губам, рукам, ногам, ушам, спине, ступням и другим то одним, то сразу двумя карандашами, прося его угадать, сколько же их он ощущает на теле. В некоторых местах где два, он будет чувствовать только один, и тогда вы потихоньку разводите их в стороны, пока малыш не поймет, что их точно два.

Вот и все игры, и рекомендации. Занимайтесь со своим ребенком, играя. Это не только повысит вашу привязанность друг к другу, но и пойдет на пользу его здоровью как физическому, так и психическому. Удачи!

Комментарии

Похожие статьи

  • image 1 октября 2019 г. Как выбрать плед для малыша    Современные мамы не могут представить гардероб малыша без детского пледика. Это вполне понятно. Плед очень многофункционален и незаменим во всех случаях жизни. Среди такого разнообразия товаров довольно сложно разобраться, какой же плед лучше выбрать.
  • image 18 марта 2019 г. Чек-лист ухода за ребенком до года: 12 обязательных гигиенических процедур Младенец нуждается в особом уходе. Гигиена малыша – очень важный этап его развития, который в дальнейшем формирует навыки чистоплотности. Мы составили для вас чек-лист ухода и гигиенических процедур грудничка.
  • image 21 февраля 2019 г. 15 словесных игр для детей от 3-х лет на развитие логики и речи Детки дошкольного и младшего школьного возраста любят играть в игры. Но во что играть по дороге в сад и школу или в очереди к врачу? На помощь придут словесные игры.
  • image 3 декабря 2018 г. 9 признаков менингита, о которых должны знать все родители Менингит — это острое воспаление оболочек головного и спинного мозга. Возбудителем могут быть разные вирусы и бактерии. Он может развиться как самостоятельное заболевание, так и в следствии осложнения других болезней.
  • image 3 декабря 2018 г. Пупочная грыжа у новорожденного: причины появления и методы лечения Пупочная грыжа у младенцев — явление довольно распространенное, поэтому родителям важно знать что это такое и какие методики избавления от пупочной грыжи применяются в традиционной медицине?
  • image 5 ноября 2018 г. 3 способа понять, что над вашим ребенком издеваются в школе Только 30% школьников не сталкивались с буллингом в школе. Вдумайтесь в это число. Остальные либо выступали агрессорами, либо были жертвой. Как узнать, что ребенка травят в школе? 
  • image 11 октября 2018 г. 6 советов как ускорить развитие речи у ребенка Каждая мама с нетерпением ждет первых слов малыша. Рано говорить начинают не все детки. Как помочь малышу заговорить быстрее, будем разбираться в этой статье. 
  • 8 октября 2018 г. 3 главные ошибки родителей, которые мешают ребенку привыкнуть к садику Адаптация к детскому саду…У многих мам от этого словосочетания дергается глаз и потеют ладошки, но если следовать определенным правилам, то адаптация крохи в саду пройдет мягко и безболезненно. Какие ошибки совершают родители, отправляя малыша в сад?
  • 8 октября 2018 г. Как развивать воображение ребенка: волшебная методика Джанни Родари Джанни Родари – известнейший детский писатель, который учит детей фантазировать и придумывать сказочные истории в игровой форме. Также автор дает советы родителям по развитию воображения малышей в игровой форме.
  • 8 октября 2018 г. Мамино молоко творит чудеса: ученые раскрыли секрет, о котором никто не догадывался Ученые сделали удивительное заявление о грудном кормлении — оказывается, это влияет не только на здоровье и иммунитет малыша. Грудное вскармливание помогает больше зарабатывать.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий