Игры для развития памяти у детей 11-14 лет

Доброго времени суток всем! Предлагаю небольшое соревнование: найдите незнакомое стихотворение или отрывок прозы слов в 100-150 и попробуйте выучить и пересказать слово в слово. У меня на это ушло около часа, а у вас? Тоже с трудом даётся обычное задание для ученика средней школы?

Не пугайтесь, дело не в возрастных необратимых изменениях в мозге, до старческой амнезии нам ещё далеко. Просто память требует постоянной тренировки, развития, иначе однажды всё чаще будет подводить. Впрочем, сегодня поговорим не о нас, взрослых, а о наших детишках.

Их способность к запоминанию зависит не только от врождённых способностей, но и от грамотного самого первого и главного учителя – мамы. Развивать память нужно ещё с дошкольного возраста, ведь она – фундамент дальнейшей успешной учёбы в школе, вузе и важная составляющая социализации в обществе.

Не спешите искать в интернете заумные статьи о том, как вырастить ребёнка-индиго со сверхспособностями. Не мучайте ребёнка немыслимыми упражнениями. Всё гораздо проще. Вспомните курс психологии, который наверняка был у вас в институте. Какая ведущая деятельность у малышей? Правильно – игра. Через неё постигается вся окружающая действительность, все способности ребёнка раскрываются посредством игр.

Поэтому прежде чем ругать кроху, который ну никак не хочет запомнить простое четверостишие, предложите ему некоторые игры для развития памяти для детей. Поверьте, через некоторое время вы будете щёлкать длинные стихотворения как орешки, да и сложный параграф в учебнике ребёнку быстренько сдастся.

Такая разная память

Начнём с того, что видов памяти существует несколько. Назовите-ка некоторые из них. Ах, не помните? К вашей девичьей памяти, дорогие мамочки, мы ещё вернёмся и над ней тоже поработаем. Ну, а пока подскажу: зрительная, слуховая, ассоциативная, образная, двигательная, логическая и многие другие.

Так вот, у ребёнка с рождения есть способность к развитию всех видов памяти, и наша задача – максимально эти способности развить.

Не наставляя и мучая скучными упражнениями, а играючи. Больше лёгкости, позитива, и результат не заставит себя ждать. Само собой, при выборе игр нужно учитывать возраст и темперамент малыша. Кому-то больше подойдут подвижные игры, другим по душе будут спокойные интеллектуальные. Пробуйте все понемногу, и скоро некоторые игры станут любимыми, и результат не заставит себя ждать.

Переходим к практике

Малыши от 4 лет обожают прыгать-бегать и стоять «на ушах». Так направим эту неуёмную энергию в полезное русло.

«Делай, как я». Встаньте за спиной ребёнка и «слепите» из него какую-нибудь «морскую фигуру». Одну руку поставьте на пояс, другую отведите в сторону, колени в приседе, носочки разведены. Затем малыш по команде «вольно» может расслабиться, но через минуту должен воспроизвести «фигуру». Можно усложнить задачу: ребёнок повторяет все движения за взрослым. Сокращаем время,  делаем фигуры более замысловатыми, развиваем тем самым двигательную память.

«Магазин». Наверняка все вы помните эту игру из своего детства. Оказывается, она ещё и память развивает хорошо. Предложите ребёнку «купить» в воображаемом магазине красный мячик, фиолетовую мягкую лошадку, книжку-малышку и детскую расчёску. Любые предметы на ваше усмотрение. Малыш должен запомнить и по возможности выполнить ваш «заказ».

«По цепочке». Очень удобно играть дома. От ребёнка требует активизации внимания и слуховой памяти. Итак, придумываем задание: пойди туда, возьми то-то, положи туда-то. Например: возьми из шкафа носок красного цвета, отнеси в ванную, там помой ручки, зайди на кухню, выпей стакан воды, и потом можешь скушать конфетку, которая лежит в вазочке на столе. Пусть сладость станет поощрением за верно выполненные действия.

«Прогулки с заданиями». Гуляя с малышом, старайтесь привлекать его внимание к деталям. У дома стоит синяя машина, на магазине квадратная вывеска с огоньками, по пути мы встретили 5 прохожих с собачками на поводке и 3 кошки, гуляющих сами по себе. Придя домой, попросите ребёнка рассказать уличные зарисовки или же нарисовать увиденное. Скорее всего, он вас удивит и вспомнит даже гораздо больше, чем вы.

«Башенки». Играть в них можно с 3 до 6 лет, постепенно усложняя задачу. Для начала сделаем башенки. Для этого нам понадобится несколько спичечных коробков. Приклеиваем их один на другой, раскрашиваем. Желательно, чтоб башни получились разной этажности. Теперь задание: кладём мелкий предмет (пуговица, цветная скрепка, монетка) в одну из башенок, на любом «этаже», закрываем коробок. Теперь просим ребёнка вспомнить, где скрыт «клад». На втором уровне сложности берем уже два мелких предмета и прячем в разных башнях. На третьем (для старших дошколят) – усложним задачу тем, что прячем ещё больше предметов, но ответ нужно дать не сразу, а, к примеру, через полчаса. Очень полезно для развития долговременной зрительной памяти.

«Опиши игрушку». Подойдёт для детишек 5-7 лет. В течение одной-двух минут дайте ребёнку посмотреть на незнакомую игрушку, затем попросите подробно описать её. Такие задания хорошо развивают непроизвольную образную память.

«Потрогай и опиши». Складываем в льняной мешочек несколько разных предметов. Это могут быть игровые кубики, маленькие стеклянные или резиновые мячики, ластик, игрушки из «киндер-сюрприза», пёрышко и т.д. Попросите ребёнка поочерёдно трогать предметы, описывать их, а уж потом доставать из мешочка. Такое задание полезно для тактильной памяти и развития мышления.

«А у бабушки в саду…». Хорошая игра для дальних поездок. Путешествуя в поезде или самолёте, предложите ребёнку сыграть в неё. Начинаете вы: «А у бабушки в саду созрели сливы». Ребёнок должен будет продолжить, повторив сначала ваше предложение: «…сливы и абрикосы». Затем снова вы, и так по цепочке. Это своеобразная вариация игры в «Снежный ком», когда в лагере или садике малыши стараются запомнить имена друг друга. Когда в саду «созреют» все ягоды и фрукты, можно сыграть по-другому. Например: «Я кладу в портфель…». И перечисляйте все учебные принадлежности, которые знаете. Малышу-дошкольнику в 5 лет такая игра будет отличным подспорьем в будущей учёбе.

«По парам». Относится к категории «логические игры». Называем ребёнку несколько пар слов, связанных по смыслу. К примеру, «лицо-рот», «груша-яблоко», «стол-ножки», «котлета-вилка». Затем называем лишь одно слово из пары, другое малыш должен вспомнить и подобрать самостоятельно. Кроме логики, здесь работает кратковременная слуховая память.

«Чего не хватает». Если дома есть доска для рисования фломастерами или мелом – чудесно, хотя подойдёт и обычный лист бумаги. Рисуем рожицу, специально «забывая» одну деталь. Ребёнок должен будет угадать, чего же не хватает. Потом его очередь, а угадываете вы. Можно нарисовать и домик, без окна или двери, и собачку без хвостика, и машину без фар. Тут уж насколько хватит вашей фантазии и энтузиазма.

«Профессии». Эту игру для старших дошколят отнесём к разделу – дидактические. В коробку складываем различные предметы, орудия труда, карточки с их изображениями, которые могли бы пригодиться людям разных профессий. Затем просим ребёнка вынимать по одной и рассказывать, кому подойдёт, к примеру: швейная иголка, молоток, шприц и пилюли, ножницы. Здесь не только отлично работает зрительная память, но и закрепляются знания о различных ремёслах.

Помните о режиме и питании

В 10 лет и старше ребёнок запоминает всё уже более осознанно, логическое мышление и память работают на «отлично».

Почаще читайте дома художественную литературу сверх учебной программы, просите вашу дочку или сына пересказать прочитанное в подробностях. Купите в магазине игры на развитие памяти, «Монополию» или «Эрудит». Поиграйте всей семьёй на досуге. Уверяю, ваше чадо вас легко обойдёт, ведь к этому возрасту его память уже хорошо натренирована.

Кстати о тренировках. Спорт очень способствует развитию у детей памяти. Почаще выбирайтесь на пробежки, запишите ребёнка в спортивную секцию. Физические упражнения активизируют работу мозга, а значит, и запоминать ваш спортсмен всё будет намного лучше.

Не забывайте и о правильном режиме дня и питании. Вообще, дорогие родители, старайтесь ничего не забывать и не упускать. В период становления вашего чада, как личности, ваши действия как направляющий вектор ведут ребёнка к самосовершенствованию, познанию, и, если хотите, к успешной и насыщенной взрослой жизни.

Всё запомнили? Или с вами тоже требуется провести игры на развитие памяти? А может, я, по-вашему, не рассказала о паре-тройке интересных и эффективных упражнений? Что ж, жду ваших подсказок и комментариев. До новых встреч!

Системно-векторная психология подчеркивает: психологические особенности заданы ребенку природой с рождения. Наличие разных векторов обуславливает разные психологические особенности ребенка. Сколько бы ни было кожному ребенку лет, развитие его внимания и памяти в игре или другой форме все равно не будет таким, как у носителей анального вектора.

2577 23 Февраля 2018 в 01:25

В этой статье мы расскажем, от чего зависит развитие памяти ребенка, и предложим вам игры для детей, развивающие память, которые вы сможете использовать для малышей в дошкольном возрасте с учетом их индивидуальных психологических особенностей.

Выбирая игры на внимание и память, важно знать, что изначально дети от рождения могут обладать разными типами мышления. От этого зависит все — особенности их памяти и реакций, как они видят одно и то же задание, от чего они получают удовольствие, что стоит развивать и каким способом подавать информацию, чтобы повысить ее усвоение. Способ мышления — это канал, через который ребенок легко воспринимает любую информацию. Если учитывать, логик ваш малыш или аналитик, образное у него мышление или абстрактное, вы подберете ключ к успешному обучению любого ребенка.

Разобраться в психологических особенностях ребенка поможет тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Итак, посмотрим, каким детям подойдут подвижные игры и упражнения для тренировки памяти, а какие малыши лучше воспримут обучающие карточки и книги, дидактические пособия или настольные игры на внимание и память и почему.

Дидактические пособия и настольные игры на развитие памяти

Усидчивость, внимание к деталям и феноменальная память — это потенциал, который можно развить у обладателей анального вектора. Это дети с аналитическим мышлением, их сильная сторона — способность к систематизации. Обучающие игры на систематизацию будут способствовать также развитию их памяти. Все это важно учитывать, выбирая для таких детей игры и упражнения для тренировки памяти.

Предложите им следующие игры для развития памяти:

  1. «Что добавилось?». В этой игре-упражнении для тренировки памяти перед ребенком раскладывают несколько карточек с изображениями различных предметов. Затем малыш отворачивается, и взрослый меняет местами карточки, добавляя 1-2 новых. Задача ребенка — найти и показать, каких изображений прежде не было.
  2. «Чего не хватает?». Это аналогичная дидактическая игра для тренировки памяти. Но в этом случае взрослый, наоборот, убирает 1-2 карточки, когда меняет их местами. Задача ребенка — вспомнить, какого изображения не хватает.
  3. Меморина «Парочки». Для этой игры на внимание и память требуется набор карточек, представляющих собой пары идентичных картинок. Обратная сторона («рубашка») у всех карточек одинаковая. Правила игры: карточки перемешиваются и выкладываются «рубашками» вверх. Ребенок открывает две из них. Если они одинаковые — малыш забирает их себе. Если разные — переворачивает обратно и ход переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто собрал больше карточек. Конечно, такую игру на развитие памяти намного интереснее проводить в группе. Например, в дошкольном учреждении или во время досуга школьников.
  4. «Запомни и расскажи». В этой игре на внимание и память можно использовать обычную детскую книгу с иллюстрациями. Ребенка просят назвать и запомнить все предметы, изображенные на картинке. Затем книгу закрывают, и малыш вспоминает, что он видел. Можно задавать уточняющие вопросы: «Какого цвета был стул? Был ли на полу мяч? Что лежало на столе?». Это упражнение-игра, тренирующее память, удобно тем, что его можно использовать в транспорте, на отдыхе, в любой удобный момент. Уровень сложности картинок для этой игры можно подбирать в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка.
  5. «Вспомни и найди пару». Для этой обучающей игры на развитие памяти требуется набор карточек или картинок, представляющих собой пары. В каждой паре изображения логически связаны друг с другом. Например, мышка и сыр, окно и занавеска, санки и снег. Взрослый выкладывает логически связанные пары изображений перед ребенком. Малыш запоминает их, после чего у каждого изображения убирают пару. Удаленные карточки перемешиваются, а ребенок должен разложить их на подходящие места. Помимо внимания и памяти, такая игра помогает также развить и навык логического мышления.

Игры, развивающие память, которые проводят сидя за столом, больше всего будут по вкусу маленьким обладателям анального вектора. Главное в этом деле — не обрывать и не торопить ребенка, давать ему больше времени для решения задачи. Не требуйте от него высокой двигательной активности — такой малыш предпочитает спокойные игры и упражнения.

При соблюдении этих правил малыш с радостью будет вовлекаться в игры для детей, развивающие память и внимание. Его природное устремление учиться, накапливать знания, вникать в каждую деталь способно сделать его профессиональным аналитиком, педагогом, экспертом во взрослом возрасте.

Помните, что именно в случае с обладателем анального вектора игры на внимание и память — не просто забава, а развитие тех способностей, которые связаны с будущей профессиональной реализацией человека.

Подвижные игры на развитие памяти

А что делать, если у малыша плохая память? Если он вовсе не стремится учиться и что-то запоминать? Такие мысли часто тревожат родителей шустрого и проворного обладателя кожного вектора. Дидактические игры, которые улучшают память, ему предлагать трудно — он просто не высидит долго без движения. На помощь приходят подвижные игры и упражнения, развивающие память детей. Понимая особенности мышления такого малыша — а он мыслит логически, рационально, ориентирован на пользу-выгоду, и в этом его талант, — вы сможете гораздо эффективнее развивать такого ребенка:

  1. Часть дидактических игр для тренировки памяти можно модифицировать и превратить в подвижные. Например, игры «Что добавилось?» и «Чего не хватает?». Берем мешок с игрушками. Взрослый выбирает несколько и выкладывает из них ряд. Затем дети отворачиваются. В это время игрушки можно менять местами, убирать, добавлять новые. Малыши в форме активной игры ищут недостающие игрушки, меняют их местами или удаляют лишние.

  2. Дети с кожным вектором обожают тайнички и секретики. Это свойство можно учитывать в игре на внимание и память. Пусть целью игры будет заветный клад или тайник. Чтобы добраться до него, малышу нужно запомнить определенный маршрут и пройти его. Или запомнить и выполнить определенную последовательность действий. Такая игра подойдет и для дошкольной группы, и для младших школьников.

  3. Чувствительная, восприимчивая кожа дает детям с кожным вектором особый талант — тактильную память. Ее развитие в игре «Волшебный мешочек» доставит таким деткам большое удовольствие. Правила таковы: малыши ощупывают и передают по кругу разные предметы: кубик, мягкую игрушку, мячик. Затем ведущий складывает их в непрозрачный мешок. Задача малышей — наощупь вытащить из мешка нужный предмет.

  4. Сильная сторона ребенка с кожным вектором — логика, способность устанавливать причинно-следственные связи. С опорой на этой свойство можно модифицировать дидактическую игру для укрепления памяти «Вспомни и найди пару». В этом случае карточки не используются, за столом сидеть необязательно. Ведущий вслух зачитывает пары слов, связанных по смыслу, например:

  • часы — стрелки

  • дом — окно

  • рыба — река и т.д.

Когда дети запомнили, ведущий называет только первые слова из пары. А малыши с опорой на логику вспоминают парное слово.

Системно-векторная психология подчеркивает: психологические особенности заданы ребенку природой с рождения. Наличие разных векторов обуславливает разные психологические особенности ребенка. Сколько бы ни было кожному ребенку лет, развитие его внимания и памяти в игре или другой форме все равно не будет таким, как у носителей анального вектора. Это не значит, что малыш плохой или непослушный. Просто не пытайтесь добиться от кожного малыша «феноменальной» памяти. У него совсем другие природные таланты.

Развитие памяти для малышей с кожным вектором предполагается в объеме, необходимом и достаточном для улучшения способности усваивать школьный материал. В остальном при воспитании и обучении такого малыша следует опираться на его сильные стороны: логическое мышление, ловкость и высокую двигательную активность, предприимчивость и находчивость, инженерный талант, организаторские и лидерские качества.

Игры на развитие слуховой памяти

Особенной слуховой памятью обладают только маленькие носители звукового вектора. Им особенно понравятся такие игры и упражнения для развития памяти:

  1. «Повтори порядок слов». Взрослый называет подряд 5-7 слов. Задача ребенка — запомнить и воспроизвести словесный ряд.
  2. «Порядок цифр». Это аналогичная игра на развитие памяти, только в ней требуется запомнить и повторить порядок цифр.
  3. «Повтори ритм». Взрослый выстукивает определенный ритмический рисунок, а малыш повторяет. Наилучшим образом с такой задачей справятся малыши с кожно-звуковым сочетанием векторов.
  4. «Четвертый — лишний». В этой игре на развитие памяти взрослый называет 4 слова, 3 из которых относятся к одной категории (например, тарелка, кружка, блюдце) и одно — неподходящее слово (например, игрушка). Задача малыша — запомнить все слова и определить, какое из них лишнее.

Системно-векторная психология говорит, что маленьким звуковичкам задан не просто чувствительный, но часто и музыкальный слух. Поэтому игры на развитие музыкальной памяти они также усвоят легко и быстро.

Это будет дополнительно способствовать навыку сосредоточения и развитию интеллекта малыша. Ведь в потенциале звуковым детям задан самый мощный — абстрактный интеллект.

Зрительная память и ее развитие в форме игры

А есть детки с особо чувствительным от природы зрительным анализатором. Они могут различать намного больше нюансов формы и цвета, чем остальные малыши. Отличить их среди ровесников нетрудно — они очень эмоциональны, впечатлительны. Обладают богатым воображением и наблюдательностью.

У них особая, «фотографическая» память. Игры и упражнения подобрать им просто — можно выбрать любые из приведенных выше, где требуется именно зрительное сосредоточение.

Однако важно учитывать, насколько это подвижный малыш. Если помимо зрительного он наделен кожным вектором — ему больше подойдут подвижные игры и упражнения для тренировки памяти. Если помимо зрительного он обладает анальным вектором — ему будут больше по вкусу настольные спокойные игры или упражнения для развития памяти.

Кому подходят онлайн игры на развитие памяти

Современные онлайн игры для укрепления памяти почти в точности повторяют все известные дидактические игры.

В онлайн игру на развитие памяти с удовольствием будут играть малыши с анальным вектором. Любят дидактические игры для улучшения памяти и онлайн игры, развивающие память, и малыши со зрительным вектором. Отличая и запоминая нюансы формы, цвета, размера предметов, такой малыш тренирует свою зрительную память в онлайн игре.

Примите во внимание, что ребенок с анально-зрительным сочетанием векторов может долго и усидчиво наслаждаться онлайн игрой для тренировки памяти. А вот малыш с кожно-зрительной комбинацией векторов менее усидчив. Удерживать его слишком долго за онлайн игрой для улучшения памяти не стоит.

Цель игр, которые улучшают внимание и память

Основная цель игр и упражнений на развитие памяти — максимально подготовить ребенка к большому объему школьной информации и внешкольных интеллектуальных нагрузок. Стандартизированная система обучения предполагает прежде всего опору на зрение и слух.

Поэтому легче других ее усваивают малыши со зрительным и звуковым векторами. Однако если с ранних лет детям предлагать игры на развитие памяти, то и носители остальных векторов вполне будут способны усвоить учебный материал в своем объеме.

Позитивный эффект будут иметь также игры для детей, развивающие внимание. Ведь процесс запоминания предполагает сначала произвольное сосредоточение малыша на получаемой информации. По этой причине часто игры на внимание и память объединены вместе как помогающие освоить навык произвольного сосредоточения и запоминания.

Как обеспечить гармоничное развитие для малышей

Системно-векторная психология владеет всеми ключами к гармоничному и успешному воспитанию и обучению малышей. С ее помощью вы сможете не только точно подобрать для детей игры, развивающие память, внимание, интеллект, или игры на эмоциональное развитие. Любые нюансы природного устройства психики малышей будут вам понятны. Это приносит огромное счастье успешного родительства и небывалый рывок в педагогической или коррекционно-психологической работе.

Своими результатами после тренинга делятся родители:

Тайны детской психики начинают раскрываться уже на бесплатных онлайн-тренингах Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Присоединяйтесь!

Тэги

—>Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Развитие познавательных процессов – внимания и памяти у детей дошкольного возраста идет очень интенсивно. Родителям и педагогам следует уделять формированию и тренировке этих способностей максимум сил и времени, так как именно эти свойства психики определяют будущую успешность ребенка в учебе. Рассмотрим самые основные особенности этих двух процессов, важнейших для интеллектуального развития детей.

Внимание дошкольников – это способность сосредоточиться на каком-то одном объекте или явлении. Этот познавательный процесс бывает непроизвольным и произвольным. Тренировать нужно именно способность к произвольному вниманию, в котором участвует воля ребенка. У малышей присутствует только непроизвольное внимание, но постепенно ребенок учится сосредоточенности сознательной. С каждым годом этот навык становится лучше, но со специальными тренировками он совершенствуется намного быстрее и эффективнее.

Память дошкольника — это его способность сохранять информацию и воспроизводить ее, если это необходимо. Процесс запоминания тоже может носить непосредственный и опосредованный характер. Психологи говорят: « В детстве мышление — это память, а у взрослого человека память — это мышление». Малыши буквально «впитывают» информацию, но не всегда способны контролировать этот процесс. Взрослым приходится мягко направлять его в правильное русло. Обучение в школе полностью построено на запоминании нужной информации, в больших объемах, поэтому способность быстро и прочно запомнить то, что необходимо — залог отличных оценок.

Внимание и память — два «кита», на которых создается фундамент готовности ребенка к школьному обучению. Именно поэтому так важно уделять много времени тренировкам этих качеств в дошкольные годы.

Как развивать внимание и память у детей

В конце дошкольного детства познавательные процессы у детей значительно лучше, чем год-два назад. К этому моменту будущие школьники уже способны использовать логические приемы, навыки чтения и письма, да и, самое главное, нервная система становится способной выдерживать более серьезные нагрузки, чем, например, в средней или старшей группе. Конечно, для совершенствования познавательных процессов по-прежнему можно и даже необходимо использовать не только специальные упражнения, но также и разные игры на развитие внимания и памяти.

Для этой цели отлично подходят как готовые методические наборы, так и упражнения с использованием подручных материалов (игрушек, картинок, конструкторов, природного материала). Развивать внимание и память детей можно как в ходе тематических занятий, так и в свободной деятельности — на прогулке, в очереди, в транспорте.

Игры

Игра — ведущая деятельность для дошкольников. Это значит, что именно в форме занимательного развлечения малыши легче и быстрее осваивают новые навыки. Именно поэтому игры для детей являются оптимальной формой тренировки их способностей. Различные игры на внимание и память представляют собой богатейший материал для тренировки и совершенствования данных познавательных процессов.

Дидактические

Пара за парой

Подберите набор парных изображений (15-20 пар). Это может быть готовый наглядный материал или ваши собственные рисунки на картоне, сделанные месте с детьми. Все карточки нужно положить изображением вниз и хорошо перемешать. Каждый игрок может открыть за один ход только две карточки. Если рисунки на них совпадут, то пара остается у участника. Если нет — картинки возвращаются на стол. Важно возвращать карточки на то место, с которого они были подняты. В этой игре на внимание выигрывает тот, кто соберет больше всего пар.

Эмоции и истории

Подготовьте картинки с изображением эмоций. Например, это может быть: радость, грусть, злость, страх. Разложите рисунки пред ребенком. Если играет несколько детей, то комплект изображений должен быть у каждого. Начните читать какую-нибудь сказку или историю. Дети должны поднимать ту карточку, которая иллюстрирует переживания героя. Побеждает тот, кто правильно использует все картинки.

Узор по образцу

Вариантов этой игры для развитие памяти и внимания очень много. Суть в том, что детям предлагается образец, а они должны повторить узор. Можно использовать мозаику, конструктор, пластилин и природные материалы, пуговицы, палочки. Взрослый должен разложить предметы на своем листе бумаги, а ребенок — повторить орнамент на своем. Побеждает тот, кто сможет выполнить задание без ошибки. Такие игры на развитие памяти и внимания одновременно очень полезно включать в программу подготовки старших дошкольников к будущему обучению.

Диктант

Раздайте всем играющим по листку бумаги. Начните описывать какой-то рисунок (лучше, если он сделан вами заранее). Пусть дети рисуют, слушая ваше описание, без опоры на изображение. Если предложить дошкольникам листок в клеточку, то можно будет использовать в качестве эталона не сюжетный рисунок, а узор. Выполнять такое упражнение нужно, «проходя» по одной клеточке в нужном направлении. Если дети смогут выполнить все шаги правильно, то у них получится определенный рисунок (в свободной форме или в виде определенного узора). Такие игры на концентрацию внимания помогают детям лучше ориентироваться на листе бумаги, что необходимо при освоении письма.

Читайте также: Развивающие игры Воскобовича

Сказки

Прочитайте ребенку две одинаковые истории или сказки, очень похожие одна на другую. Отличаться они должны лишь небольшими деталями. Нужно прослушать первый сюжет, а потом найти все отличия от него во второй истории. За каждый правильный ответ ребенок получает жетон. Побеждает тот, кто соберет их больше всех. Эту игру на развитие внимания для детей можно проводить как с авторскими сказками, так и с самостоятельно придуманными историями.

Сложи слово

Предложите детям составить слово из тех букв, которые разложены перед ними. Конечно, нужно использовать не слишком длинные варианты. Побеждает тот, кто выполнит задание быстрее других, совсем без ошибок.

Подвижные

Разнообразные подвижные игры на внимание тоже приносят большую пользу детям 6-7 лет, тренируя не только ловкость, но и интеллектуальные способности. Вот несколько примеров.

Повторяй за мной

Это упражнение на развитие внимания проводится с группой детей. Выбирается ведущий, который под музыку показывает различные движения. Остальные участники должны повторять все за ним. В конце ведущий выбирает одного, чье участие понравилось ему больше других.

Колечко на веревочке

Все участники этой игры для дошкольников должны встать в круг. Внутри круга располагается еще один круг из веревки, на которую надето кольцо. Дети держат веревку в руках и передают кольцо друг другу, свободно передвигая его руками. Ведущий должен остановить движение кольца, указав на того, кто в данный момент держит его в руке. Если ведущий смог справиться с этой задачей, то он меняется местами с тем игроком, у кого он смог обнаружить кольцо.

Художник

Все участники этой игры на развитие памяти и внимания разбиваются на пары, участники каждого «дуэта» должны встать один за другим. Те, кто стоят первыми, закрывают глаза. Взрослый показывает второй части играющих какое-то изображение. Это могут быть простые рисунки, буквы, числа, какие-то символы. Затем те дети, которые видели изображение, должны «нарисовать» его на спине тех, кто стоит перед ним. После «картины» должны повторить свой узор на бумаге. Если рисунок передан верно, то дети в паре меняются местами.

Советы педагогов

Если вы хотите помочь своему ребенку стать внимательнее и сделать его память лучше, то стоит проводить с ним занятия, соблюдая определенные правила:

  1. Важно подбирать материал для игр и упражнений, соответствующий возрасту детей.
  2. Стоит подбирать более простые и короткие задания для гиперактивных детей, им такие занятия даются с трудом.
  3. Проводить игры нужно по одной-две за один раз, не больше.
  4. Поддерживайте интерес малышей к каждому новому упражнению, используя привлекательные картинки и игрушки.
  5. Можно использовать для развития внимания и памяти музыкальные игры и задания. Например, повторить заданный ритм или определить звучащий инструмент.
  6. Хвалите детей не только за успехи, но и за старание.

Последовательные и регулярные игры на развитие внимания для дошкольников непременно принесут отличные результаты. Они нравятся детям и приносят им большую пользу!

Развитие памяти у ребенка 5 лет происходит очень интенсивно. В этом возрасте дошкольники способны воспринимать большой объем информации. При этом нередко слова учителя о том, что у ребенка плохая память, вызывают у родителей недоумение, ведь их малыш великолепно воспроизводит увиденную рекламу, имена героев любимых компьютерных игр, марки автомобилей и т. д. Все дело в том, что в рамках школьной программы в большинстве случаев требуется произвольное запоминание, в то время как в обычной жизни — непроизвольное. В памяти малыша гораздо легче откладывается информация, которая основывается на том, что ему интересно.

Запоминать не то, что хочется, а то, что требуется, дошкольники начинают примерно к 4 годам. Наиболее благоприятные условия для тренировки произвольной памяти у детей 5 лет создаются в развивающей игре. Так, к примеру, количество слов, которое запомнит малыш, выступая в роли покупателя, отправленного в супермаркет за определенными товарами, будет больше объема понятий, которые он запомнит по просьбе родителей.

В зависимости от преобладающих ощущений данная от природы память бывает разной: зрительной, слуховой, двигательной. Улучшать и оттачивать эти способности мы рекомендуем в комплексе. На сайте «Разумейкин» представлено множество интересных заданий на развитие памяти у детей 5 лет. При разработке упражнений наши специалисты учли особенности восприятия информации у малышей конкретного возраста.

Развивающие игры для детей 6 лет, которые вы найдете в соответствующем разделе, способствуют развитию всех видов памяти, а не только данных дошкольнику от природы. Ведь процесс запоминания постоянно меняется. Для каждого упражнения на развитие памяти у детей 5 лет мы подготовили тематические картинки и озвученный текст. При этом дошкольнику не понадобится обращаться за помощью к родителям. Представленные на нашем сайте задания для развития памяти ребенок 6 лет вполне сможет выполнить самостоятельно. А за достигнутые результаты ему будет присвоена заслуженная награда.

Как улучшить развитие памяти у ребенка 5—6 лет в домашних условиях?

Рассмотрим несколько несложных упражнений, которые можно выполнить вместе с дошкольником. Предложите малышу запомнить 5 изображений животных или растений, а затем попросите его узнать их среди 15 аналогичных. Такое же упражнение на развитие памяти у ребенка 6 лет, как с картинками, можно повторить со звуками и словами, чтобы улучшить навык запоминания на слух.

После того как дошкольник научится успешно справляться с этим заданием, можно переходить к более сложным игровым задачам. Проработать навык избирательности памяти поможет следующее упражнение: разложите 5 игрушек в ряд, а затем предложите ребенку отвернуться и быстро поменяйте часть из них местами. Малыш должен восстановить порядок, который успел запомнить.

Составление истории по картинкам, которые никак не связаны между собой, — одно из любимых детских занятий. Разложите их на столе, спрятав изображения. Взяв первую картинку, ребенок должен начать составлять рассказ. Затем он открывает второе изображение и продолжает повествование и т. д. По прошествии некоторого времени можно попросить дошкольника вспомнить, в каком порядке располагались картинки.

Надеемся, что занятия на нашем сайте и выполнение этих рекомендаций помогут в улучшении памяти вашего ребенка.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий