Физическое воспитание детей дошкольного возраста — задачи и методы

Содержание

Найдено 3 определения Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

—> ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

—> ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ англ. education, physical; нем. Korpererziehung. Часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья и всестороннее развитие физических способностей, выработку важных для практики двигательных навыков.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

—> Воспитание физическое педагогически организованный процесс формирования физической культуры личности как важнейшей части ее разностороннего развития. Осуществляется в целях укрепления здоровья человека и достижения правильного физического развития. В процессе В. ф. развиваются такие моральноволевые качества, как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества, чуткость в работе, привычка к порядку и т. д.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

image

В дошкольном возрасте формируется основа для здоровья и полноценного физического развития малыша. Без достаточного уровня физической активности невозможно гармоничное развитие крохи. Физическое воспитание позволяет развить у ребенка такие качества, как сила, выносливость, гибкость, ловкость, скорость, а также способствует укреплению мышц, опорно-двигательного аппарата и организма в целом. О том, в чем особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста, какие двигательные навыки должны быть сформированы в этом возрасте, как заниматься физическим воспитанием с малышами, мы расскажем Вам в нашей статье.

Особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста

По наблюдениям специалистов, дети до 3 лет проводят более 2/3 времени бодрствования, занимаясь активными видами деятельности. Постепенно доля этого времени сокращается, однако нельзя отрицать, что физическая активность – одна из важнейших составляющих гармоничного развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

image

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии ребенка. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь, страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку безопасную среду дома.

Двухлетка ходит уже достаточно уверенно. Он может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д. В этом возрасте начинает формироваться навык бега. Малыш теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что кроха 2 лет часто падает и зарабатывает синяки. Дети этого возраста учатся прыгать на двух ногах, подниматься по лестнице, ездить на беговеле и самокате, трехколесном велосипеде.

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом.

Дети среднего дошкольного возраста (3-5 лет) учатся быстро бегать, меняя направление, прыгать на одной и двух, перешагивать препятствия, ходить на цыпочках. Развитие координации движений позволяет малышам одновременно выполнять движения разными частями тела (например, качать головой и хлопать в ладоши).

В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).

У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на двухколесном велосипеде.

Пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хорошей физической подготовки, ловкости и скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы.

Шестилетний ребенок хорошо развит физически. Он умело владеет своим телом, а его движения достаточно скоординированы. В сфере крупной моторики ребенок 6 лет умеет:

  • Ходить по линии и перекладине;
  • Перепрыгивать препятствия;
  • Стоять и прыгать на одной ноге;
  • Попадать мячом в цель;
  • Взбираться по веревочной лестнице и многое другое.

Итак, двигательные навыки маленьких детей несовершенны. Чем старше ребенок, тем лучше развита координация движений, ловкость, точность, быстрота реакции. Знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет развивать именно те свойства движений, которые сформированы недостаточно и требуют тренировки.

Методы физического воспитания дошкольника дома

Для того чтобы в семье малыш активно развивался физически, родителям желательно создать для малыша соответствующие условия и следовать ряду принципов.

  1. Соблюдение режима сна и бодрствования;
  2. Правильное питание;
  3. Прогулки на свежем воздухе;
  4. Одежда не должна стеснять движения ребенка;
  5. Закаливание (после консультации с педиатром);
  6. Утренняя зарядка;
  7. Физкультминутки и подвижные игры.

Компактно организовать пространство для физической активности малыша дома помогут спортивный комплекс, сухой бассейн с шариками, массажные коврики и другие спортивные снаряды.

Подвижные игры и упражнения для дошкольников в домашних условиях:

  • «Преодолей препятствие». Разложите на полу различные предметы (подушки, игрушки, стульчики) и предложите малышу преодолеть полосу препятствия.
  • Массажные коврики. Ступни – это одни из наиболее чувствительных частей тела, потому что на них сосредоточено большое количество нервных окончаний. Ортопедические массажные коврики очень полезно использовать на занятиях с детьми, так как они формируют свод стопы, уменьшая риск плоскостопия.
  • «Собери шарики». Если у Вас дома есть сухой бассейн с шариками, вы можете предложить малышу простую и веселую игру, которая поможет развить скорость реакции, ловкость и координацию движений. Рассыпьте по комнате разноцветные шарики и попросите малыша как можно быстрее собрать все шарики определенного цвета.
  • «Забей гол». Из деревянного конструктора соорудите ворота, в которые надо вкатить мячик, не разрушив их. Мяч можно пинать ногой, толкать руками или бить по нему клюшкой, в зависимости от возраста ребенка.
  • «Попади в цель». Поставьте на пол корзину, а малыш должен попасть в нее мячом с достаточного расстояния.

Поддерживайте интерес ребенка к физическим упражнениям. Хвалите малыша за его успехи и старайтесь показывать ему положительный пример.

Увлечь малыша поможет веселая зарядка и физкультминутки. О том, какие упражнения полезны дошкольникам, смотрите на видео:

В какие спортивные секции отдать дошкольника?

Физическое воспитание ребенка должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок сразу учился правильному выполнению движений, так как ошибки могут надолго закрепиться. Если родители не обладают достаточными знаниями в области физического развития малышей, лучше чтобы ребенка наблюдал специалист. В настоящее время существует большой выбор спортивных секций и кружков для детей дошкольного возраста.

  • Плавание и фигурное катание позволяют ребенку отлично узнать возможности своего тела, укрепляют мышечный корсет.
  • Фитнес и йога способствуют развитию основных групп мышц, а также формированию и укреплению двигательных умений и навыков, ориентации в пространстве.
  • Конный спорт оказывает благотворное влияние на опорно-двигательный аппарат, формирует правильную осанку и развивает координацию движений.
  • Гимнастика позволяет развить гибкость, координацию и ловкость.
  • Ритмика, танцы имеют большую популярность среди дошкольников. В результате этих занятий у малышей развивается чувство ритма, пластичность и координация движений, а также формируется правильная осанка.
  • Командные виды спорта: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол. Занятия в этих секциях развивают все группы мышц, быстроту, выносливость, координацию движения.
  • Боевые искусства подходят детям, которые испытывают трудности контроля своих эмоций и поведения. Помимо физического развития занятия боевыми искусствами, в том числе восточными единоборствами, учат сохранять самообладание, концентрироваться на своих ощущениях и быть внимательным.

Выбирая спортивную секцию для ребенка, ориентируйтесь на его интересы, особенности темперамента и физические возможности. Активным малышам хорошо подойдут командные виды спорта и танцы, спокойным детям – плавание, фигурное катание, гимнастика, конный спорт.

Выводы

Физическое воспитание – это одно из условий гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. По мере взросления ребенок приобретает все более сложные двигательные навыки, улучшается координация движений, развивается ловкость, выносливость, скорость. Спортивные секции для детей дошкольного возраста способствую общему физическому развитию малышей. Но следует помнить, что детский организм не готов к сильным нагрузкам, поэтому занятия профессиональным спортом в этом возрасте могут нанести вред здоровью ребенка. Помимо посещения секций, очень важно вести здоровый образ жизни: соблюдать режим дня, правильно питаться, проводить время на свежем воздухе. Дома у ребенка должна быть возможность для физической активности.

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» для физического развития детей предусмотрены такие направления как фитнес для малышей, танцы и ритмика. В игровой форме дети учатся координировать свои движения, развивают гибкость, пластичность, ловкость и выносливость. Наши занятия способствуют укреплению основных групп мышц, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, формируют правильную осанку и предупреждают развитие плоскостопия. При этом дети получают мощный заряд положительных эмоций. Мы всегда открыты для Вас!

Задачи физического воспитания детей сводятся к формированию важнейших для нормальной жизнедеятельности… Эффективность повышается многократно…

Важнейшее значение для гармоничного развития ребенка имеет его физическое воспитание. Оно включает как собственно развитие тела малыша, его силы, выносливости, умения правильно двигаться, так и развитие интеллектуального интереса к спорту, стремление получить специальные знания.

Важность разностороннего воспитания

Воспитание обязательно должно быть разносторонним. При этом начинать регулярные занятия нужно буквально с младенчества. Первые годы жизни ребенка сопровождаются активным формированием и развитием нервной, дыхательной, костно-мышечной системы. Если упустить момент, не удастся вырастить полностью здорового, успешного малыша. Именно поэтому задачи физического воспитания детей дошкольного возраста имеют первостепенное значение.

Советуем ознакомиться: Умственное развитие дошкольника

Не секрет, что во многом от состояния здоровья человека, его физических возможностей зависит его успешность в различных видах деятельности. Именно поэтому так важно с первых дней жизни активно включиться в процесс гармоничного полноценного развития ребенка. В первые три года жизни это должны делать родители, затем к ним присоединяются педагоги детского сада.

Рекомендуем: Дыхательная гимнастика для детей

От рождения до школьного возраста семи лет ребенок развивается наиболее быстро и интенсивно. Формируется база для дальнейшего интеллектуального, духовного и физического развития. При этом нужно понимать, что важны не только занятия в детском саду, но и бытовая деятельность. С малышом нужно гулять, причем его движение должно быть активным, то есть включать прыжки, бег, подскоки и пр. Все это укрепляет кости, суставы, мышцы, нервы, органы дыхания, сердце, иммунную систему, улучшает обменные процессы, важные для правильного развития внутренних органов, кроветворения.

Чем больше сознательных активных движений в арсенале малыша, тем активнее его мыслительная деятельность, ярче психические процессы, устойчивее нервная система, тоньше и точнее восприятие.

Прямая зависимость между физической и психической деятельностью в дошкольном возрасте сильна как никогда. Упущенные возможности наверстать уже не удастся, придется лишь исправлять ошибки с разной степенью успеха.

Принципы физвоспитания

Физическое воспитание дошкольников отвечает общим педагогическим принципам:

  • наглядность;
  • доступность;
  • активность;
  • сознательность;
  • систематичность;
  • индивидуальный подход и пр.

При этом средства воспитания физической активности играют важнейшую роль.

Так, эффективность физвоспитания повышается многократно, если ребенок освоил все требования гигиены: режим сна и отдыха, ухода за телом, одеждой и обувью и др. Важнейшее значение имеет и такое средство, как природные факторы: солнечный свет, свежий воздух, водная среда. Занятия в естественной природной среде гораздо более эффективны и для собственно развития навыков, и для решения вопросов закаливания.

Основа физического воспитания дошкольников – упражнения. Без них невозможно ни оздоровление, ни решение образовательно-воспитательных задач.

Требования к упражнениям следующие:

  • знание анатомо-физиологических особенностей младенцев и дошколят;
  • учет целостности детского организма с опорой на ведущую роль центральной нервной системы;
  • основа воспитания в этом возрасте – подвижная игра, имеющая не только воспитательное, но и важнейшее оздоровительное значение;
  • индивидуальный подход, учет сил и умений конкретного ребенка, корректное отношение к детям с разными возможностями, если занятия проводятся в группе.

Задачи развития подопечных педагога на двигательных занятиях

Задачи физического воспитания детей старшего дошкольного возраста предполагают решение целого комплекса вопросов: оздоровительных, образовательных, воспитательных.

Задачами воспитания, относящихся к дошкольному возврату, выступает:

  1. Охрана здоровья.
  2. Необходимое по возрасту физическое развитие (рост, вес).
  3. Формирование у дошкольников жизненно нужных навыков движения:
    • метание;
    • бег;
    • ходьба;
    • прыжки и т.д.
  4. Формирование широкого круга игровых навыков.
  5. Вырабатывание скорости, силы, выносливости, интереса к подвижным играм, спорту и биографии известных людей в этой области.
  6. Формирование интереса к активным играм.

Оздоровительные задачи при этом решают вопросы формирования функционально полноценного организма. Вопросы здоровьесбережения – на первом месте:

  • закаливание с использованием природных факторов;
  • формирование верной осанки, укрепление мышц;
  • укрепление вегетативных органов: пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой системы и др.;
  • формирование координации, скорости, выносливости, других физических способностей.

Образовательные задачи сводятся к формированию важнейших для нормальной жизнедеятельности организма умений и навыков. Второе направление – пробуждение искреннего интереса ребенка к занятиям спортом и физкультурой. При этом физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста включает разные этапы освоения движений.

Для младенцев важнейшими являются следующие умения:

  • удерживать голову (к трехмесячному возрасту);
  • ползать, выполнять целенаправленные движения туловищем, переворачиваться на животик, опираться руками (к полугодию);
  • садиться, вставать, ходить «за ручку» (к 11 месяцам);
  • ходить (к году);
  • бегать, лазать, карабкаться на вертикальные опоры (три года).

Двигательная активность позволяет младенцу познавать окружающий мир, то есть полноценно развиваться. Дальнейшая работа должна привести к формированию у дошкольника таких навыков:

  • метать, ловить и удерживать предметы, спрыгивать с высокой поверхности, вести трехколесный велосипед (четыре года);
  • все основные движения повседневной жизни, включая плавание, лыжную ходьбу, лазание по лестнице, преодоление преград и пр. (шесть лет).

Этапы физического воспитания

Одним из этапов общественного воспитания выступает двигательная активность детей. С младшего возраста они должны быть развитыми в этом направлении. Педагогам из ДОУ нужно уделять своим подопечным повышенное внимание: всесторонне развивать их морально-волевые качества, всестороннее обучать на активных занятиях. Педагог проводит адаптацию ребятишек дошкольного периода к ДОУ. Это формирует у них необходимые для нормальной жизни качества.

Советуем прочитать: Воспитание гигиенических навыков у детей

К основным качествам, важным для полноценного существования личности, относят выносливость, силу, активную позицию по конкретным вопросам. Все эти качества, вкупе с психологическими чертами, составляют образ гармонично развивающейся личности. Лучшим периодом для закаливания организма, развития двигательных, а также речевых навыков, признается показатель до 7 лет.

ДОУ и физкультура

Физкультура с младшими детьми входит в состав общественного воспитания с наиболее узкой направленностью (по сравнению с педагогикой в целом). Это обучение двигательным движениям, овладения ребятишками специальных знаний, создание интереса к спорту. Задача образовательного процесса этого направления состоит в том, чтобы осознанно формировать у младшего возраста необходимость в активном движении, спортивных играх, в физкультуре. Это достигается путем совершенствования каждого человека: не только дошкольника, но и взрослого в его профессиональной жизни.

Физическое воспитание детей в ДОУ занимает особенное место в педагогическом процессе. Младший возраст заканчивается в 7 лет: тогда воспитатель наиболее эффективно может повлиять на своих учеников. Кроме того, в них закладывается основа для дальнейшего развития душевных и личностных качеств.

Физкультурные занятия как основа развития детей

Методикой физического воспитания дошкольников выступают способы его организации. К средствам воспитания подопечных в саду относятся физкультурные занятия, учрежденные и проводимые в этих образовательных учреждениях. Их ведет педагог, отвечающий за исполнение своих обязанностей и дошкольной программы. Оздоровительные цели, преследуемые физкультуре, достигаются двигательной активностью детей. Это повышает обменные процессы в организме, усиливает их активность. Основные задачи на физкультурных занятиях, которые ставит перед собой педагог, реализовываются формированием у дошкольника волевых качеств и освоения им простых знаний в спортивной области и культуре, усовершенствовании двигательных навыков.

Советуем прочитать статью: физическое воспитание школьников

Физкультурные программы в саду, школе различны по-своему содержанию. Все зависит от возраста детей. Поэтому структура занятия проводится с учетом особенностей работы нервной системы каждого дошкольника в определенном возрасте.

Чтобы ребенок вырос полноценным членом общества, необходимо разностороннее развитие. При этом физическое воспитание детей дошкольного возраста играет важнейшую роль. Формирование задатков самостоятельного, активного и здорового человека осуществляется на первых этапах жизни, а именно в раннем и дошкольном возрасте. Привить интерес к упражнениям и научить владеть своим телом — основная задача взрослых, которые участвуют в жизни ребенка. Двигаясь, он познает жизнь.

Навыки, полученные в детские годы, в будущем помогут стать более организованным, самостоятельным и стойким в любых ситуациях.

Двигательное развитие детей дошкольного возраста

В чем же заключаются особенности развития физических качеств у детей разных возрастов? Период от рождения и до 7 лет считается дошкольным возрастом. На каждом этапе дошкольного периода будут иметь место разные возрастные особенности физического развития. Понять, насколько соответствует развитие дошкольника норме, можно в сравнении со средними показателями.

Среднестатистические нормы двигательного развития дошкольника:

  1. В 3 месяца младенец уже должен уметь поднимать головку и удерживать ее.
  2. На 6 месяце жизни формируются элементарные движения рук. Малыш учится самостоятельно ползать, пытается перевернуться на живот, опираться на вытянутые руки.
  3. В 11 месяцев большинство детей умеют сидеть, стоять, ходить с поддержкой за руку родителя или опираясь на предметы.
  4. После года жизни ребенок должен уметь уверенно стоять на ногах и самостоятельно ходить без привлечения чужой помощи.
  5. В 3 года большинство детей хорошо бегают и умеют лазить.
  6. Навыки метания предметов формируются в 4 года. В этом возрасте дети зачастую умеют прыгать с небольшой высоты, ловить летящий мяч. Подходящий период для того, чтобы научиться кататься на велосипеде.
  7. В 5-6 лет дошкольник должен овладеть основными двигательными умениями. Бегать, прыгать, лазить по лестнице, плавать, переползать преграды — это тот минимум физической активности, который дошкольник должен уметь выполнить в этом возрасте.

Пол и индивидуальные особенности ребенка могут влиять на его физические возможности, поэтому нормы двигательного развития могут немного смещаться. Задача всех взрослых, окружающих дошкольника, направлять его активность и развивать любовь к спортивным занятиям.

Принципы физического воспитания дошкольников

Развитие потенциала ребенка лежит в основе дошкольного образования, а развитие физических качеств возглавляет список. Получить основные спортивные навыки (за счет выполнения упражнений на координацию и гибкость), изучить базовые понятия в спорте и его видах, раскрыть важность ведения здорового образа жизни и овладеть его принципами — это основные задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, стоящие перед наставниками и родителями.

Любая нагрузка, будь то бег, лазание или прыжки, положительно сказывается на здоровье человека. Улучшается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Умеренные занятия спортом способны повысить устойчивость к заболеваниям, так как в результате нагрузок защитные силы организма мобилизуются, повышается иммунитет. Для детей раннего дошкольного возраста физическая культура — очень важный вопрос, так как в этот период происходит интенсивный рост организма, развиваются важнейшие системы и их функции. Нужно начинать закаливание и изучение различных двигательных техник.

Проблемы физического развития ребенка в системе дошкольного образования поставлены на первый план. Это и неудивительно, ведь физическое воспитание играет огромную роль в гармоничном развитии личности. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста давно изучена и успешно применяется на практике.

Цели и задачи спортивного воспитания

I. Оздоровление.

  1. Привить навыки гигиены во время занятий спортом.
  2. Правильное физическое воспитание дошкольников формирует осанку, выступает в качестве профилактики плоскостопия, развивает все группы мышц.
  3. За счет систематических физических нагрузок и закаливания улучшается самочувствие и повышается сопротивляемость к влиянию внешней среды.
  4. Улучшается чувство координации, повышается выносливость, ловкость и скорость.

II. Обучение.

  1. Привить навыки и умения двигательной активности согласно возрасту.
  2. Привить интерес и любовь к спорту.

III. Воспитание.

  1. Привить моральные и волевые качества.
  2. Спорт воспитывает такие черты характера, как честность, решительность и смелость.
  3. Дошкольник станет более настойчивым, самостоятельным и ответственным.

В решении этих задач наставник ориентируется на особенности физического развития детей дошкольного возраста. Подходы к обучению будут определяться возрастом и навыками ребенка. Через игру процесс обучения проходит быстрее и лучше воспринимается любая информация, поэтому роль подвижных игр в физическом воспитании дошкольников очень велика. Дети любят играть. Двигательно-игровая деятельность должна стать основой при оздоровлении, обучении и воспитании, где бы ни находился дошкольник — в саду или дома.

Методики физического развития, применяемые в детских учреждениях

Цель физического воспитания детей дошкольного возраста — укрепить здоровье и повысить защитные функции организма. Занятия спортом наполнят энергией. Наставники изучают теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста, чтобы процесс развития проходил по всем нормам и требованиям.

Практикуемые методы физического воспитания включают:

  1. Восприятие на слух.
  2. Восприятие органами зрения.
  3. Восприятие движением.

Сами методы обучения выступают как средства физического воспитания дошкольников. Их выбор зависит от различных факторов. В зависимости от уровня сложности и характера упражнения, этапа обучения и особенностей подготовки ребенка будет меняться специфика обучения.

Принципы физического воспитания ­­­­­зависят от возраста ребенка. На первом году жизни все упражнения младенец выполняет с помощью родителя или другого взрослого. По мере взросления ребенок учится самостоятельности и делает упражнения уже при небольшой помощи взрослого или используя подручные предметы. Зрительный контакт очень важен в этот период, так как стимулирует правильное выполнение элементов. Восприятие на слух используется больше для усиления интереса к процессу и положительного настроя участников.

Разучивание упражнений

Изучение любого нового элемента проходит в несколько этапов и включает:

  1. Первоначальное разучивание. Участники получают правильное представление о движении. Здесь применяются все 3 метода — упражнение показывают, объясняют, просят повторить. Это формирует тесные ассоциативные связи между командами, образом и действием. Дети до 5 лет не имеют большого двигательного опыта, для них главным будет зрительное восприятие. Дети постарше имеют больший запас двигательных навыков — в разучивании упражнений чаще преобладает метод восприятия на слух. В этом заключаются особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.
  2. Глубокое разучивание. Здесь воспитание дошкольников происходит с применением имитации, слуховых и зрительных ориентиров, коротких команд. Дети выполняют элементы, основываясь только на мышечной памяти.
  3. Закрепление и совершенствование техники выполнения. Главная задача этого этапа — выработать умение правильно выполнить выученное движение в любых условиях. Закрепление происходит с помощью проведения игровых занятий и соревнований.

Процесс изучения упражнений в возрасте до 5 лет включает демонстрацию, повторение, слуховые и зрительные ориентиры. Демонстрация упражнения сопровождается объяснением техники выполнения, что облегчает восприятие информации.

Дети возрастом от 5 лет уже имеют достаточный двигательный опыт. Физические упражнения выполняются без их демонстрации, а только по команде или называнию элемента. Для этого возраста чаще используется метод восприятия на слух.

Комплекс упражнений для дошкольников

Умеренные физические нагрузки — это неотъемлемая составляющая полноценного детского развития. Чем раньше ребенок будет приобщен к физкультуре и спорту, тем больше вероятность, что он вырастет крепким и здоровым. Дети младшего дошкольного возраста основы гимнастики лучше постигают играя. При этом часто делаются перерывы, чтобы исключить переутомление. В старших группах упражнения становятся более сложными, чтобы подготовить малыша к школьным занятиям физкультуры.

Для младшего дошкольного возраста (до 5 лет):

  • «Часики». Ребенок стоит прямо, немного расставив ноги и опустив руки, а затем начинает двигать попеременно руками вперед и назад.
  • «Дотянись вверх». Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, при вдохе руки поднимает вверх, а при выдохе опускает, одновременно произнося «У-уух» (упражнения дыхательной гимнастики для дошкольников).
  • «Дровосек». Малыш стоит, поставив ноги врозь, подняв руки и соединив их вместе, при вдохе наклоняется вперед, а при выдохе заводит руки между ног. При вдохе поднимается, руки возвращает в исходное положение.
  • «Волна». Ребенок ложится на спину, руки по швам, ноги вытянуты вместе. Делая вдох, поднимает руки вверх над головой и опускает их за голову на пол, во время выдоха двигает руками в обратном направлении.
  • «Шарик». Малыш ложится на спину, сложив на животе руки. Медленно вдыхая через нос воздух, ребенок надувает животик, затем на 3 секунды задерживает дыхание. При медленном выдыхании через рот он расслабляет живот.

Для старшего дошкольного возраста (после 5 лет):

  • «Ворона». Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. При вдохе разводит руки широко в стороны, при выходе опускает, произнося, растягивая «Каррр».
  • «Поезд». Встать прямо, руки опущены. Затем, согнув руки в локтях, делает ими круговые движения.
  • «Повороты направо и налево». Ребенок стоит, наклоняясь вперед и держа палку за спиной двумя руками, поворачивает туловище сначала налево, а затем направо, дыхание ровное.
  • «Шаги через палку». Встать, наклониться вперед. Палку держать в опущенных вниз руках. Нужно перешагивать в медленном темпе через палку вперед и назад.
  • «Лодочка». Ребенок ложится на живот, руки вытянуты. Поднимая плечи и руки, нужно тянутся вверх. Упражнение способствует формированию правильной осанки.

В общем списке спортивных элементов упражнения на чувство равновесия играют важную роль. Их выполнение улучшает координацию движений, ловкость, воспитывает смелость и решительность, уверенность в своих силах. На первых этапах дети выполняют несложные комбинации, постепенно их усложняя. Результативность занятий обеспечивает медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников, который осуществляется во всех детских учреждениях.

Послесловие

Здоровье дошкольников сегодня — это очень острая проблема, так как условия современной жизни способствуют уменьшению двигательной активности. Диагностика физического развития дошкольников показала, что современные дети больше болеют и физически слабее, чем их сверстники 10 лет назад. Чтобы справиться с этой проблемой, взрослые должны делать упор на всестороннее развитие ребенка с момента его рождения. Применяемые средства физического воспитания детей дошкольного возраста должны основываться на режиме, гигиене, закаливании, подвижных играх, активных движениях и спортивных упражнениях.

Воспитать здорового, гармонично развитого члена общества, который будет легко адаптироваться к школьным условиям обучения — главная задача педагогов и родителей. Потребность дошкольников в движении должна быть удовлетворена в полном объеме, так как это является важнейшим условием нормального развития.

Родители желают, чтобы малыши не болели, были крепкими, бодрыми, сильными детишками. Правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста выполняет эти задачи. Только родившемуся младенцу мамочка уже делает легкий массаж, нежно поглаживая тоненькую кожицу ребенка, разводит, скрещивает ручки, поднимает и опускает ножки грудничка.

image

Первые упражнения, которые делает мама, позволят крохе быстрее окрепнуть, научиться переворачиваться, поднимать головку. С ростом младенца усложняются упражнения, уже сам малыш привлекается к выполнению некоторых из них. Цель всех этих простых упражнений состоит в формировании фундамента с целью построения гармоничного пропорционально развитого ребёнка.

Представление о физической культуре и воспитании

Начальные годы жизни несмышленыша характеризуются особенно интенсивным ростом всего организма малыша. В возрасте до 6 — 7 лет развиваются и формируются важнейшие основные системы организма, их функции. Именно период с появления на свет до 6 — 7 лет является основополагающим для создания всех предпосылок развития гармоничной, интеллектуальной, физически развитой личности.

Дошкольный период — это основное время формирования, развития характера детей, выявления способностей, предрасположенности, талантов ребятни. Кроха начинает развиваться с наступлением этого возраста как полноценная личность.

image

Занятия физкультурой улучшают, помогают развивать все физиологические функции организма. Такие занятия с детьми проводятся постоянно дома, а также в детских дошкольных учреждениях. Эти занятия позволяют подготовить малыша к тяжелым нагрузкам в школе, развить устойчивость детского организма к инфекциям, заболеваниям.

Физическая культура — это сумма всех приобретений человечества в области физического улучшения людей в ходе развития истории. Материальные и культурные ценности также считаются составляющими физической культуры. К этим ценностям можно отнести стадионы, площадки для занятий спортом, экипировка, бассейны, а также произведения культуры, искусства, достижения науки.

Физическое воспитание — это организованная система действий, обращенная на развитие всеми доступными средствами спорта, физкультуры, созидательными силами природы, всесторонне развитой здоровой личности. Крепкий, не болеющий малыш легко обучается, быстро схватывает всю доступную информацию, не испытывает трудностей с освоением огромного объема школьных знаний.

image

Физическое воспитание дошколят, цели, задачи

Цель такого воспитания — создание у дошколят основ здорового образа жизни, создание потребности у маленьких человечков следить за своим здоровьем, гармонично развиваться.

Средства физического воспитания детей дошкольного возраста разнообразны, это физкультурные упражнения, задействование факторов гигиены, привлечение в воспитательных целях — солнце, воздух, воду — оздоровительную мощь природы.

Основная, главная задача физического воспитания ребятни — это оздоровление детского организма. Оздоровительные моменты осуществляются с учетом возраста малыша, его психоэмоционального развития, готовности организма дошкольника ко всем видам нагрузок.

Задачи оздоровления дошколят направлены прежде всего на:

  • Формирование правильной осанки, на профилактику и предотвращение сколиоза позвоночника;
  • Гармоничного телесного развития, формирования организма;
  • Закаливание крохи, его организма;
  • Предупреждение возникновения плоскостопия. Развитие мышечной активности;
  • Дальнейшее усовершенствование двигательной активности малыша, развитие ловкости, а также силы, выносливости; image
  • Повышение работоспособности дыхательной системы через физкультурные упражнения, увеличивающие объем легких;
  • Воспитание потребности у дошколят в активной деятельности используя игры;
  • Предоставление крохам знания о том, как от физических упражнений зависит их дальнейший рост и развитие;
  • Изучение новых двигательных умений, как: плавание, лазание на канате, катание на коньках и велосипеде;
  • Усовершенствование координации движений, развитие функции равновесия.

Дошкольное учреждение, такое как детсад и ясли, обязательно учитывает в своей работе особенности физического воспитания детей дошкольного возраста. Дошколята очень подвижны, малоусидчивы, не любят долго сидеть на месте или заниматься скучными неинтересными делами. Именно поэтому воспитание маленьких непосед, приучение их к физкультурным упражнениям проходит через игры.

image

Общепринятая педагогическая теория предлагает разнообразные формы такого игрового воспитания детей. Нынешняя педагогика выделяет несколько направлений развития дошколят в современном дошкольном образовании:

  • физическое;
  • культурно — эстетическое;
  • социальное;
  • познавательное воспитание.

Физическое воспитание дошколят участвует также в разрешении образовательных задач, среди которых можно выделить следующие:

  1. Приучение к труду. Расстановка инвентаря для физкультурных занятий, наведение порядка после таких занятий, уборка мячиков, прыгалок.
  2. Развитие артистических способностей в играх, использующих имитацию движений различных животных.
  3. Игры, упражнения с использованием считалочек, стихов способствуют привлечению внимания малышей к художественной литературе.
  4. В командных играх ребятне необходимо проявлять смелость находчивость, помогать товарищам по команде. После игры малыши начинают оценивать свое поведение, также поведение других деток, дает оценку совместным действиям. Таким образом проявляется социализация крохи в обществе.
  5. Поощрение речевой активности во время игр, физических упражнений способствует развитию уверенности в себе у малыша. Непоседы меньше стесняются, учатся общаться со сверстниками. Развивается коммуникативность крохи.

Кроме образовательных задач, в дошкольных заведениях с помощью физического развития детей решаются также воспитательные задачи, происходит становление у маленьких непосед основ физической культуры. К воспитательным задачам относятся:

image

  • развивается творческая составляющая личности ребенка;
  • создаются, закрепляются навыки взаимопомощи, командной деятельности;
  • получает дальнейшее развитие укрепление, применение гигиенических навыков малыша;
  • возникает потребность в регулярных упражнениях, таких как, зарядка или процедуры закаливания;
  • у ребенка развивается навык наиболее оптимального использования своих физических возможностей при любой двигательной активности. Кроха перестает совершать лишние ненужные движения, не тратит зря энергию, силы.

Задачи физического, умственного, социального воспитания тесно связаны между собой, они дополняют друг друга, помогают более гармоничному развитию дошколят. Давно выявлена следующая закономерность: детки с хорошим здоровьем, физически и культурно развитые, лучше учатся в школе. Кроме обычных занятий такие малыши обычно ходят еще в спортивные секции.

image

Организация физического воспитания дошколят в детских дошкольных учреждениях

Для более эффективного решения задача по физическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо составить и соблюдать режим дня, предусматривающий специально выделенное время для физкультурных упражнений. Формы организации физического воспитания — это утренняя ежедневная зарядка, процедуры закаливания, активные подвижные игры, организация плодотворных прогулок, организация самостоятельных занятий ребятни различными физическими упражнениями.

Физкультурные занятия — это основная форма приобщения дошколят к систематическим регулярным физическим упражнениям. Самым первым занятием с которыми сталкивается кроха в детском учреждении является утренняя гимнастика.

Утренняя зарядка или гимнастика занимает первое место при составлении режима дня дошкольника. Дети с удовольствием занимаются физкультурой под музыкальное сопровождение, поднимая свое настроение, улучшая психологическую атмосферу группы.

image

Чтобы гимнастика не надоедала своей однотонностью маленьким непоседам, утренние занятия физкультурой можно чередовать с подвижными играми. Вместо обязательной зарядки можно провести несколько активных игр, желательно не более 3, что у крохи не возникло чувство перевозбуждения. Как вариант утренней разминки можно использовать небольшие пробежки. Бег на короткие дистанции выполняет оздоровительную функцию в развитии крохи.

К процедурам закаливания педагоги, воспитатели, а также родители должны подходить с одинаковыми требованиями. Совместная деятельность, направленная на оздоровление ребенка через систему закаливания организма принесет намного больше пользы для гармоничного развития дошкольника.

Для закаливания активное используются солнечные, воздушные ванны, водные процедуры. Начинать закаливание дошколят можно уже в первый год их жизни. Более ранний возраст, когда начинается закаливание крохи, будет способствовать его правильному физическому здоровью. Главное условие для начала закаливания ребенка — это здоровье крохи. Если малыш капризничает, кашляет, у крохи повышена температура, то закаливание при таких условиях нельзя категорически проводить.

Процедуры закаливания в детских учреждениях обязательно проводятся с согласия педиатра, который устанавливает длительность их проведения, виды закаливания, время проведения. Необходимо для каждого маленького человечка составлять индивидуальную программу по закаливанию организма.

Активными двигательными занятиями можно заниматься от 15 до 30 минут, учитывая возраст малышей. Самым маленьким достаточно попрыгать, побегать 10 — 15 минут, после чего следует предложить непоседам любое тихое спокойное занятие: заняться рисованием, послушать, как воспитатель читает сказку, построить город из кубиков, поиграть с куклами, машинками.

Во время занятий, требующих длительной усидчивости дошколят, например, изучение букв, цифр, решения задачек на логику, у малышей нарушается кровообращение, ребенок устает, начинает капризничать. Для решения таких проблем необходимо устраивать карапузам физкультминутки — сделать зарядку для пальчиков, попрыгать. Физкультминутки обычно занимают 2 — 3 минуты времени. Этого периода как раз хватает непоседам набраться сил для дальнейшего обучения серьезным вещам.

Организация командных игр и самостоятельных занятий дошколят

Через игры в сознание дошкольников доносятся воспитательные, развивающие личность идеи. Физическое воспитание дошколят происходит через различные виды игр. Создание привязанности к физкультурным упражнениям должно являться приоритетом для воспитателя при выборе, организации игры.

Групповые, командные игры развивают в ребятне чувство коллектива, соперничества, поддержки команды, сопереживания. Командные игры можно устраивать на прогулках, тем самым не давая малышам возможности нахулиганить. Совместные игры можно проводить или 2 командами, или ребятню разделить на 3 — 4 маленькие группки, устроить между такими группами небольшие соревнования.

Эстафета с мячиком, бег парами, взявшись за ручки — все это даст крохам возможность проявить свои физические возможности. Показать кто самый ловкий, а кто бегает лучше всего. Необходимо найти у каждого маленького человечка положительное качество, похвалить его при остальных дошколятах. Такая похвала даст малышу желание повторить или превзойти свои достижения.

У дошкольников необходимо формировать и самостоятельность. Это не означает оставить кроху без присмотра, позволить делать все что он захочет. Самостоятельные занятия маленьких непосед необходимо проводить под чутким контролем педагогов, воспитателей или родителей. Самостоятельные занятия учат дошкольников добиваться поставленной цели, ребенок сам придумывает стратегию и решает какие именно действия помогут ему добиться результата.

Крохе можно предложить заняться какой-то интересной именно этому малышу деятельностью. Девочки могут играть с куклами: приглашать гостей, устраивать чаепития. Девочкам можно предложить устроить небольшую перестановку среди игрушек. Мальчики с радостью играют с машинками, изображают пожарных, машинистов поездов.

Среди самостоятельных занятий особое место занимают так называемые игры с правилами. Стоит предложить малышам самим придумать правила игры. Подсказать, если крохи запутались. Допустим, дети играют в поездку в автобусе или метро. Предварительно обсудить, какие роли необходимы в этой игре. Обсудить с крохами, что делает водитель автобуса, что делает кондуктор. Какая обязанность у контролера. Напомнить, какие существуют правила поведения в транспорте, кому надо уступать место, пропускать вперед.

Экскурсии, прогулки за территорией детского учреждения — это важный элемент социальной адаптации несмышленыша. Взявшись за ручки, следуя попарно за воспитателем, малышня особенно начинает понимать важность коллектива, присутствие друзей рядом.

Особое место занимают походы на лыжах или коньках. Такие походы не только несут положительные эмоции, они способствуют закаливанию организма, его физическому развитию. При катании на лыжах или коньках развивается координация, малыш становится заметно крепче.

Стоит уделить внимание такому виду оздоровления, как организация спортивных праздников, дней здоровья, совместных со взрослыми организованным физкультурным досугом. Готовиться к такому мероприятию лучше заранее, привлекая к его участию ребятню и их родителей.

Несмышленыши могут рисовать разноцветные флажки для своей команды. Дошколята могут приготовить с помощью воспитателя спортивную композицию, показывающую их ловкость, гибкость. Команды, состоящие из родителей и их чад, могут соревноваться за звание самой спортивной команды садика.

Во время дня здоровья, маленькие непоседы самостоятельно проводят утреннюю зарядку, устраивают соревнования, играют. Кто-то из деток назначается ответственным за общественный порядок. Проведение таких мероприятий создает праздничное настроение малышни. Они с удовольствием показывают свои возможности, демонстрируют на что способны своим любимым родителям.

Фактор гигиены в физическом воспитании дошкольников

Соблюдение правил гигиены также является одним из средств физического воспитания. Ответственный воспитатель обязательно обратит внимание на чистоту помещения, спортивного или игрового инвентаря. Если с прогулки в группу на обуви принесли грязь, это может привести к заболеваниям. Необходимо проверять чистоту ручек малышей перед приемом пищи, мыть игрушки после прогулки, проверять чистоту обуви и одежды несмышленышей.

Антисанитарная обстановка, нарушения правил личной, общественной гигиены снижают положительное воздействие физкультурных мероприятий. И наоборот, соблюдение режима дня, время послеобеденного сна, регулярного по расписанию приема пищи, вызывает эмоциональный подъем у маленьких человечков. Ведь все органы любого маленького человечка нуждаются в регулярном питании, сне, для улучшения функционирования организма и повышения работоспособности.

Родители, желающие чтобы их кроха вырос здоровым, физически развитым человеком, в деле физического воспитания должны работать при тесном взаимодействии со спортивными педагогами, воспитателями в детских учреждениях.

[mrp postnumb=4]

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий