Это интересно: мнемотехника в детском саду

http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/3889546/?last_page=true

Мнемотехника для малышей. Развиваем память и мышление:) для деток от 3х лет.

Сегодня я хочу рассказать про одну очень полезную штуку. Часто слышу жалобы – У нас стихи не запоминаются!!! Вообще ничего запомнить не может, даже в сказках путается. дело в том что есть дети -которые лучше запоминают слова а есть те кто быстрее осваивает действия. Если удается совместить слово и действия – то в мозгу они как бы соединяются. Эту технику очень часто стали сейчас использовать взрослые.но вот к деткам применяют почему то редко. Помните выражение – » завязать узелок на память»? Вот это и есть основа любой мнемотехники.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Но если совместить например рисование и мнемотехнику может получиться очень интересное занятие!

1. Берем какой-нибудь простой стишок для начала. Например. Водичка водичка умой мое личико, Чтобы глазки блестели чтобы щечки алели, улыбался роток и кусался зубок

Получается что-то вот такого вида.

Только учтите, что картинки должен рисовать ребенок и он же должен придумать что именно на ней должно быть нарисовано.

3. Отвлеките малыша минут на 5-7, а потом попросите повторить стишок глядя только на картинки и вспоминая, что они значат. Похвалите и поправьте если были ошибки. Попробуйте снова повторить.

4. Не напрягайте ребенка сильно – 1 картинки фразы за одно занятие -вполне хватит. лучше идите от простого к усложнению. Точно так же можно запоминать сказки или порядок одежды на прогулку.

Удачи:) Если есть те кто уже такое пробовал – поделитесь своим опытом и впечатлением. Если есть вопросы или уточнения – милости просим в комментарии:)

Рубрика Игрушки для детей до 3 лет
image
image

Привет-привет, дорогие посетители блога! С вами Людмила Редькина. Считали ли вы когда-нибудь феноменальную память шарлатанством? Не так давно смотрела передачу “Круче всех”, где маленькие дети запоминали число Пи, угадывали ячейки с разными цифрами, решали огромное количество примеров за доли секунд! В это трудно поверить, но все-таки это возможно! Ох, интересная сегодня тема нас ждет – поговорим о том, что такое мнемотехника для развития памяти взрослых, расскажу о 7 упражнениях, которые помогут запоминать много информации за ограниченное время.

Что это такое

В этой технике можно использовать не только комнаты, но и дорогу от дома до школы, например. Обращайте внимание на то, что вы видите: лавочку, урну, фонарь, магазин, три березы, ворота, клумбу и пр. К каждому объекту привязывайте образы из запоминаемой информации, а во время рассказа воссоздавайте в памяти весь путь.

Приёмы мнемотехники

Чтобы постичь основы мнемотехники, для начала необходимо познакомиться с её главным инструментарием — приёмами, которые позволяют запоминать практически любую информацию.

По начальным буквам

С одним из примеров данного приёма мы уже познакомились выше. Используется, если нужно запомнить несколько слов в определённой последовательности (цвета в радуге, планеты по степени удалённости от Солнца). Берутся их начальные буквы, и придумывается фраза, совершенно не связанная с их тематикой, но слова в ней начинаются с тех же букв. Когда нужно будет воспроизвести информацию, сначала вспоминается составленное предложение, которое служит отличной подсказкой. Существуют уже готовые шаблоны подобных фраз для каждой отдельной последовательности (примеры будут ниже), но можно составлять свои личные.

Рифмы

Рифмизация как приём мнемотехники подойдёт для развития памяти у творческих людей, которые любят стихи и удачно рифмуют слова. Или же можно воспользоваться уже заготовленными шаблонами, как в предыдущем случае.

Созвучия

Когда нужно запомнить сложные, длинные термины или иностранные слова, для них придумываются простые и понятные созвучия, которые сохраняются в памяти. Например, в медицине есть понятия «супинация» и «пронация», которые обозначают движения кистей в разные стороны. Чтобы их не забыть, студентам, будущим врачам, предлагаются похожие по звуковому образу эквиваленты — «суп несла и пролила».

Визуализация

Приём, основанный именно на визуальных ассоциациях. Для запоминания какой-либо информации в голове создаётся определённая картинка. Например, женщинам так проще выучить марки машин: Ягуар — это большая дикая пятнистая кошечка, Ауди — обручальные колечки и т. д. Такой приём особенно хорош для развития именно зрительной памяти.

Главный принцип: визуализацияДля того чтобы быстро и надолго запомнить информацию, ее нужно визуализировать. Другими словами, мы должны запоминать не само слово «кот», а его визуальный образ.

Правильный образ должен быть:

  • Объемным. Представьте кота. Это может быть питомец ваш или ваших друзей или вымышленный кот, которого вы раньше никогда не видели. Это неважно. Посмотрите на воображаемого кота. Он должен быть совсем как настоящий, а не плоский, как на экране телевизора.
  • Ярким. Чтобы образ надолго остался в памяти, нужно представлять его ярко. Ваш котик должен быть максимально запоминающимся.
Изображение с сайта news.day.az
  • Понятным. Вы должны знать, какое именно слово обозначает этот образ.

Потренируйтесь! Создайте визуальные образы для следующих слов: огурец, учитель, глобус, рыба, стул, удача, Пакистан.

Все было хорошо до последних двух слов, верно? Как можно представить абстрактное понятие или целое государство?

Для решения этой проблемы существует метод свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который вы представите, когда услышите «удача» – это и есть свободная ассоциация. Например, подкова – символ удачи.

С Пакистаном у меня ассоциируются очень красочные автобусы, характерные для этой страны:

Изображение с commons.wikimedia.org

Важно! Все ассоциации сугубо индивидуальны. Если в случае со словом «удача» вы, например, вместо подковы или клевера представляете своего дядю Колю, очень удачливого человека – так тому и быть. Ваши ассоциации могут быть странными и необычными. Так даже лучше.

После того, как вы научились визуализировать слова, настало время их запоминать. Мы рассмотрим несколько способов это сделать.

Методы

Так как мнемотехника появилась не вчера, она включает в себя различные методики, каждая из которых предлагает использовать свои приёмы запоминания информации и тренировки для памяти. Начинающим они могут показаться слишком сложными. На самом же деле, если понять их алгоритм и освоить хотя бы одну, это существенно упростит жизнь. Предлагаем вашему вниманию одни из самых известных мнемонистических систем.

Цифро-буквенный алфавит

Сокращённое название — ЦБА. Автор неизвестен.

Методика, согласно которой каждой цифре соответствует определённая буква посредством визуальной или слуховой ассоциации. Есть чётко прописанные алфавиты, которые нужно заучить наизусть и применять на практике. Можно создать свой собственный.

Источник Секрет в том, что мозг изменяется постепенно. В некоторых исследованиях[] первый ощутимый результат достигался после шестинедельной тренировки, а заметное улучшение памяти наблюдалось через четыре месяца после начала занятий. Сама по себе память не так важна — важно то, насколько эффективно вы думаете в определенный момент времени.

К современному информационному веку наш мозг не особо приспособлен. Далеким предкам, охотникам и собирателям, не нужно было запоминать учебный план, следовать дословным инструкциям или заниматься нетворкингом, на ходу фиксируя в памяти имена десятков незнакомцев. Им требовалось помнить, где найти еду, какие растения съедобны, а какие — ядовиты, как добраться до дома — те жизненно важные навыки, от которых буквально зависела жизнь. Вероятно, поэтому мы сравнительно хорошо усваиваем визуальную информацию.

В то же время длительные занятия и упорство не дадут ожидаемого результата, если осваиваемые мнемотехники не будут достаточно просты. Другими словами, техника улучшения памяти должна легко связывать важную информацию с изображением, предложением или словом. В этом отношении метод локусов, в котором ориентиры на знакомом маршруте становятся информацией, которую вам нужно запомнить, не всегда подходит новичкам.

Примеры применения на практике

Часто мнемотехнику используют для запоминания правил, формул, числовых значений в различных науках. Во-первых, это отличная тренировка памяти. Во-вторых, идеальна для детей, чтобы в полном объёме освоить школьную программу по отдельным предметам. Те, кому посчастливилось учиться у преподавателей, знакомых с данными методиками, навсегда запомнили и слова-исключения по русскому языку, и теорему Пифагора по геометрии, и многие другие истины, которые в идеале все должны знать назубок. Если у учителей нет навыков работы с данными приёмами, родители сами могут применять их, помогая ребёнку в обучении.

Несколько самых ярких примеров мнемонических техник по разным учебным дисциплинам — вам в помощь.

Как с ними работать. Практически все они основаны на приёмах рифмования и созвучий. Так что детям достаточно заучить весёлые стишки — и правила сами лягут им на память чуть ли не до конца жизни. Вот увидите: они их будут зачитывать потом своим внукам.

Русский язык

Записаться на курсПодробнее

Как освоить

Во-первых, можно брать уроки мнемотехники у специалистов, которые вплотную занимаются применением её систем и методик на практике. Их можно найти в Интернете: купить обучающий курс, записаться на онлайн-тренинг, договориться о занятиях по Скайпу. Способов освоения — огромное количество.

Во-вторых, можно научиться мнемотехнике самостоятельно, дома. Однако следует учесть, что это будет более долгий путь, чем со специалистом. Некоторые приёмы могут показаться слишком сложными, тогда есть риск всё бросить, так и не развив память. Иногда не хватает регулярности и усидчивости. Когда есть преподаватель, есть график занятий, выполнения заданий и т. д. А здесь придётся рассчитывать лишь на самодисциплину.

Чтобы обучиться мнемотехнике самостоятельно, нужно начать с выбора:

  • направления (новичку лучше выбрать народное или педагогическое, а не современное или классическое);
  • типа памяти, развитием которой будете заниматься;
  • приёма, который вы лучше всех сможете освоить (рифмы, созвучия, зрительные ассоциации);
  • авторской системы, в которой будете работать.

Далее нужно выделить определённое время для занятий. Лучше всего это делать непосредственно перед сном. Для начинающих этих действий будет достаточно.

Мнемотехника: что это такое и кто может ей пользоваться

В целом мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации

. Звучит интригующе, а если вспомнить, что некоторые, освоившие данные приемы, могут с ходу запомнить последовательность из 100 вытащенных наугад карт, так мнемотехника и вовсе выглядит как настоящее волшебство. Или у людей, способных запомнить список из нескольких десятков абстрактных слов, уже была суперпамять и такая система лишь усовершенствовала ее? Что ж, возможно, суперпамять у них и была, однако это не значит, что вы не сможете достичь таких же результатов, даже если, на ваш взгляд, ваша память оставляет желать лучшего.

Здесь вы сможете подробнее ознакомиться с различными приемами мнемотехники

:

  • запоминание чисел и цифр;
  • запоминание информации (дворец памяти);
  • запоминание последовательности (дорога Цицерона или римская комната, а также мнемонические фразы).

И небольшое мотивирующее видео.

Ведь одно из главных достоинств мнемотехнических приемов – овладеть ими может каждый желающий

: для этого не нужны какие-то сверхспособности или специальные знания. А начинать тренировки не поздно в любом возрасте : использовать различные приемы могут и взрослые, и подростки, и дети. В основном успех зависит только от того, сколько сил и времени вы уделите развитию мнемотехник .

Самое главное здесь – понять для себя базовые принципы и использовать мнемотехнику на практике

, оттачивая свое мастерство и не останавливаясь на достигнутом. Более того, на наш взгляд, приемы мнемотехники – это как раз та область, которой вполне можно обучиться самостоятельно: бесплатно, по онлайн-источникам. Скажем, в рамках этой статьи мы даем общие советы по использованию мнемотехник, а в других материалах вы найдете более подробные описания самых распространенных и эффективных приемов и методик. Однако прежде чем переходить к ним, ознакомьтесь с принципами работы и некоторыми секретами мнемотехник.

Для разного возраста

Для дошкольников

Мнемотехника активно используется воспитателями и логопедами для развития речи в детском саду с помощью мнемоквадратов и мнемодорожек. Сначала ребёнок должен назвать, что изображено на картинке (срабатывают зрительные ассоциации и одновременно пополняется словарный запас). Затем он составляет предложения и целые истории, используя сразу несколько иллюстраций (происходит обогащение грамматической речи). Самая сложная в этой цепочке — мнемотаблица, которая помогает дошкольнику выучить полноценное стихотворение.

Для детей школьного возраста

Система образования — самое благодатное поле для применения мнемотехники. Чтобы усвоить огромные объёмы информации по разным предметам, для развития памяти школьников пригодятся созвучия и рифмизация, примеры которых есть в таблицах выше. Начиная с 10 лет, специалисты советуют родителям и преподавателям постепенно обучать детей методам Цицерона и Айвазовского. Можно использовать и иные упражнения: создание собственного языка, разработка клинописи, пароль-отзыв и другие.

Для взрослых

Для развития памяти взрослым учить стихи, чтобы запомнить последовательность падежей в русском языке, уже поздно. Им нужны более сложные приёмы, работа с числами, визуальная и аудиальная детализация происходящего. Верхом совершенства станет освоение системы «Джордано» или хотя бы попытка принять участие в заочном туре соревнования по мнемотехнике.

Мнемотехника на уроках английского языка

Мнемотехнические приемы при изучении английского языка используются в большей степени для запоминания различных слов. Существуют уже разработанные смысловые ряды, позволяющие легче запоминать, например, неправильные или фразовые глаголы. Такие запоминалки предлагаются учителями на уроках английского языка, печатаются в учебниках.

Однако приемы мнемотехники можно использовать самостоятельно для изучения новой лексики, разработав собственные связки и образные ассоциации. Распространенные примеры: Использование опорных образов в воображаемой комнате для запоминания английских слов. Применение методики фонетической схожести. Нужно не просто вспомнить слово, схожее по произношению, но и создать рабочую смысловую связь.

Создание историй из несвязанных по значению слов с применением их значений. Представление яркого образа заучиваемого слова без зацикливания на русском переводе.

Лучшие книги по мнемотехнике

  1. Зиганов М. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления.
  2. Зяблицева М. А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков.
  3. Козаренко В. А. Мнемотехника — развитие памяти.
  4. Курт В. Мнемотехника.
  5. Шейх-Заде Ю. Р. Суперпамять — древняя методика мнемотехники.

Если перед вами стоит задача развить память, обязательно воспользуйтесь одним из направлений мнемотехники. Начать можно с простейших приёмов, а затем понять и освоить более глубинные и сложные. Вы сами удивитесь, каким объёмом информации можете владеть и использовать её в своих интересах.

Лучшие упражнения для развития памяти взрослым

Чтобы научиться усваивать качественно и в короткие сроки новую информацию, можно прибегнуть к эффективным упражнениям:

  • ежедневное чтение книг, не менее 20-30 страниц в день, желательно читать продуктивную литературу;
  • гуляя на улице, можно пытаться запоминать номера автобусов и проезжающих машин;
  • каждый день необходимо учить 3-4 новых слова, например, из английского или французского языка;
  • решение сканвордов и кроссвордов;
  • можно общаться с друзьями, коллегами и запоминать их внешний вид, воспроизводя все детали после прощания.

Знаком ли вам термин «мнемотехника»? Это красивое слово происходит от греческих mneme – «память» и techne – «искусство». Означает оно не что иное, как «искусство памяти», способы и приемы, составляющие целую методику быстрого и прочного запоминания разной информации. Каждый из нас сталкивался с простейшими мнемоническими приемами в своей жизни.

Мы запоминали цвета радуги, используя знаменитое «Каждый охотник желает знать…». Мы заучивали падежи через бессмысленное «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». А цыган, пришедший на цыпочках и цыкающий на цыпленка, помогал освоить непростую орфографию родного языка. В домобильную эпоху мы заучивали телефоны знакомых, мысленно связывая цифры с датами их рождения. Так что примитивное понятие о мнемонике имеется у каждого.

Однако есть люди, которые по роду службы к развитию памяти подходят не стихийно, от случая к случаю, а методично и целенаправленно. Речь идет, конечно, о педагогах. Развитие памяти – одно из важнейших направлений в работе воспитателя, психолога, учителя, педагога дополнительного образования. Мнемотехника в ДОУ приобретает особое значение. Если не развить память малыша еще в дошкольном возрасте, уже в первом классе ему придется несладко. Ведь 50% успешности ребенка в школе – отличная память. Рассмотрим, как может применяться мнемотехника в детском саду.

Мнемотаблицы

Одна из методик, получивших наиболее широкое распространение, – так называемые мнемотаблицы. Они представляют собой таблички, в ячейках которых помещаются те или иные графические изображения, помогающие запомнить важную информацию. Существует большое количество готовых мнемотаблиц по разным темам, но можно сочинять их самим, а еще лучше – с детьми. Придумывая наиболее удачную схематичную кодировку того или иного понятия, ребенок не только запоминает информацию, но и развивает мышление, речь, креативность. Если педагог не очень хорошо рисует, можно подобрать необходимое изображение в Интернете.

Таблицы для маленьких детей (или на начальном этапе работы) содержат 4-6 клеток, затем количество кодируемой информации может возрастать. Как используется такая мнемотехника в детском саду?

  1. Для изучения какого-либо понятия. Например, при изучении времен года дошкольникам предлагаются таблицы, в каждой ячейке которых помещается схематичное изображение явлений, характерных для этой поры. Зима: снег, теплая одежда, лыжи и коньки, спящий медведь и еж, замерзшая река и так далее. Лето: яркое солнце высоко в небе, ливень, купание в реке, шортики и сарафаны, зелень деревьев и цветы. Картинки в данном случае будут выступать теми «крючками», которые позволят не забыть новый материал, запомнить его, поместить в нужный отсек памяти. При дальнейшей работе с таблицей малыши научатся составлять связный рассказ о том или ином времени года. Мнемотаблицы можно готовить по любым изучаемым темам: «Фрукты», «Овощи», «Животные», «Растения», «Одежда», «Виды спорта» и так далее.
  2. Такие же методы мнемотехники можно применять и при заучивании наизусть стихов и подготовке пересказов текстов. В этом случае к каждой строке стихотворения подбирается «говорящая» картинка. Подключение зрительной и образной памяти позволяет выучить наизусть тот или иной текст – пословицу, загадку, стихотворение, потешку.

Немного о других приемах

Безусловно, мнемотаблицы – не единственный метод развития памяти, используемый в работе с дошкольниками. Мнемотехника в детском саду может включать в себя и традиционные способы, применяемые в обучении взрослых: рифмовки, составление сюжетных рассказов и мнемонических предложений, игры «Парочки» (Memory), «Снежный ком» и другие. Отлично осваивают дети и приемы эйдетики (подключение образной памяти для запоминания слов, букв, цифр, да и вообще любой информации). Польза от применения таких методик в дошкольном учреждении несомненна. Перефразируя известные слова, можно сказать, что мнемотехника в детском саду – не роскошь, а насущная необходимость.

Привет-привет, дорогие посетители блога! С вами Людмила Редькина. Считали ли вы когда-нибудь феноменальную память шарлатанством? Не так давно смотрела передачу “Круче всех”, где маленькие дети запоминали число Пи, угадывали ячейки с разными цифрами, решали огромное количество примеров за доли секунд! В это трудно поверить, но все-таки это возможно! Ох, интересная сегодня тема нас ждет – поговорим о том, что такое мнемотехника для развития памяти взрослых, расскажу о 7 упражнениях, которые помогут запоминать много информации за ограниченное время.

Что такое мнемотехника и чем она полезна

Начнем с непонятных слов, так уж нужно, чтобы понять важные вещи.

Мнемотехника – это методы, которые позволяют вам очень хорошо запоминать любую информацию. Такие техники созданы на основе психологии человека и его восприимчивости. Методы помогают запомнить день рождения тещи и мамину девичью фамилию, ну и еще массу нужных дат, адресов, цифр и т. д.

Мнемонических приемов много, их разрабатывали на основе разных особенностей человека. Одному лучше схемами мыслить, другой их ненавидит, но картинки запоминает на ура, а третьему что ни вдалбливай, все без толку. Но мнемоника объединяет всех-всех людей, подстраиваясь под каждого. Поэтому будьте уверены, что, используя эти методы, хуже точно не будет!

Так, остановитесь на минутку. Прежде чем мы перейдем к упражнениям, ответьте себе на простой вопрос: “А зачем эта мнемотехника мне нужна?” Понятно, что человек – существо ленивое и учиться чаще всего не хочется, нам проще все записать, сфоткать, заскринить. Но есть моменты, когда запомнить надо кровь из носу, а вот память подводит. И таких моментов, как назло, довольно много:

  • учеба в университете, когда нужно запомнить огромное количество текста за последнюю ночь перед экзаменом;
  • изучение иностранного языка, когда трудно запомнить happy или happi, table или teibl ну и так далее;
  • спикеры и ведущие вообще должны поблагодарить умных людей за такие техники, ведь не будь этих методов, выступления были бы под угрозой срыва, тут как бы с волнением справиться, а еще и тексты запоминать;
  • даже во время курсов обучения вождению на авто требуется мнемотехника – как ведь запомнить все перекрестки, знаки и цифры?!

В общем, мы с вами определились, что мнемоника нужна во многих профессиях, ситуациях жизни. Поэтому освоить ее желательно каждому.

Упражнения

Вот, наконец, мы с вами перешли к самому интересному и полезному – практике. И да, полезный совет: важно не количество времени, которое вы потратите на одну тренировку памяти, а именно регулярные занятия. Старайтесь каждый день заниматься по 10–15 минут, тогда вы быстро увидите результат.

Кодирование букв цифрами

Это древнейшая мнемотехника. Ее смысл в том, чтобы букву зашифровать цифрой. Например, 1 – раз – буква “Р”, 2 – два – “Д” и так далее до 9. Но саму девятку назовем “М” – много.

Таким способом можно зашифровать одно слово, а можно – даже целое предложение. Например, возьмем число 583 567: 5 – “п”, 8 – “в”, 3 – “т”, 6 – “ш”, 7 – “с”. Разобьем по парам 58-35-67. Теперь кодируем в слова. Первая цифра в паре соответствует первому слогу, вторая – второму: ПоВтор ТолПы ШеСть раз. Принцип кодирования вы поняли, да?

Ассоциации

Наш мозг устроен очень сложно и интересно. Часто, чтобы запомнить какую-то мелочь, важно ее с чем-то сравнить. Например, вы хотите запомнить имя потенциального работодателя, но, проблемка, на имена-то у вас память отшибает… И вот перед вами Элеонора Евгеньевна. Ну как это запомнить?!

И тут включается главный процессор: итак, Элеонора… Вспоминаем, например, любимую книжку из детства “Волшебник изумрудного города” с героиней Элли, присоединяем “нора”, вы летом видели из норы торчащий нос барсука. И вспоминаем смешного дедушку Женю – соседа, который гонял вас по двору… Сопоставляем: безоблачное детство, Элли, нора, дед Женя. И, опля, получаем: ЭлеоНора Евгеньевна!

❗ДРУЗЬЯ, У МЕНЯ ДЛЯ ВАС КАЙФОВАЯ НОВОСТЬ❗

Я создал канал в Telegram с катастрофически полезной инфой о деньгах и саморазвитии. Так как мне удалось увеличить свои доходы почти в 20 раз (с 2018-го по 2021-й), я решил поделиться знаниями с вами. Меню канала:

  1. Мой путь от нищебродства к богатству.
  2. Почему у людей не получается зарабатывать.
  3. Понятным языком объясняю азы финансовой грамотности и законы денег.
  4. Как заработать и сохранить деньги.
  5. Как и куда я инвестирую и многое другое.

ХОЧУ НА КАНАЛ

Такими же ассоциациями можно запоминать что угодно. Сюда же приписывают “метод вешалок”: на одну цифру “цепляют” в памяти несколько слов, которые запоминают. Например, 1 – слон, актер, отец, 2 – ехать, смотреть, 3 – Виктор, Федор, 4 – Добронравов, Воля, Иванов. Что получается? Когда нужно запомнить “смотреть актера Федора Добронравова”, запоминаем комбинацию цифр 2134.

Придумываем рифмы

С рифмой все запоминать намного легче. Еще с детства в школе мы учили стихи, чтобы развивать память. Если вам нужно запомнить что-то, постарайтесь это переложить на рифму: вчера пять пельменей съели, сегодня сели, похудели, завтра вместе мы опять пойдем пельмени покупать. Шутка, конечно, но хозяйкам можно так целый список запоминать!

Или: мне пассатижи покажи, отвертку дай и винт держи, чтоб дрель я завтра не забыл, все заново я повторил… Это на случай, если на работу нужно взять пассатижи, отвертку, винт и дрель.=)

Вы учили когда-нибудь акростих? Это когда стих начинается из первых букв, составляющих слово. Например:

Лишь разверните шелуху,

Уже глаза становятся мокрее,

К тому же чешется в носу сильнее.

Это тоже мнемотехника, которая помогает запоминать смысл, списки, характеристики и т. д.

Фонетические ассоциации

Этот метод помогает запомнить новые слова на другом языке. Вы находите созвучное слово и составляете с ним предложение, стих или словосочетание. Приведу пример из жизни. Мой сын долго не мог запомнить слово living room – гостиная. Я ему объяснила, когда идет ливень, хочется сесть в гостиной и пообщаться за чашкой чая. С той поры “ливень рум” – ассоциация к слову “гостиная” на английском языке.

Этот метод хорошо применим для начинающих, желающих запомнить как можно больше слов. Есть данные, что за один час занятий взрослый человек может запомнить до 50 слов по такому методу.

Шаг за шагом, упражняясь такими методами, вы эффективно развиваете память, к тому же это происходит за короткий промежуток времени.

Метод истории

Это уже давно известный метод, упражнение для запоминания. Суть его в том, что слова, которые вам нужно запомнить, вы составляете в одну историю. Смешные истории вообще составляются на ура! Но здесь есть один минус – большой объем информации запомнить сложно.

Привожу пример. Нужно запомнить слова: компьютер, носки, шкаф, грязь, батареи, пельмени, девочка, бык. И вот вы начинаете фантазировать.

Девочка Леночка возвращалась со школы домой. На улице смеркалось, она торопилась, как вдруг – кааак ляпнет в грязь! Леночка угодила туда ногами до самых щиколоток так, что сапоги и даже носки были мокрыми и грязными.

Пришла она домой и сразу положила обувь в шкаф, а носки положила на батареи, и побежала кушать. На ужин были вкуснейшие пельмени, Леночка наелась, как бык. День закончился быстро, но она все-таки успела немного поиграть на компьютере.

Повторения

В погоне за улучшением памяти и работы мозга не забудьте про повторения – это самое распространенное упражнение, помогающее что-то запомнить. Мы так учим стихи, тезисы, отрывки из книги.

Открою секрет: ученые уже давно обнаружили способ максимально эффективного запоминания с помощью повторений! Вам нужно выучить текст, затем через 15–20 минут его повторить. Второе повторение – через 6–8 часов, а третье – через сутки.

Ментальная арифметика

И немного об этом способе. Сейчас такая арифметика очень распространенная среди родителей, которые хотят вырастить из своих детей гениев. Ментальная арифметика пришла к нам из Японии, и это действительно очень действенный способ быстро вычислять громадные примеры.

Дети учатся решать примеры на специальных счетах. Запоминая расположение счетов, комбинации пальцев, они в уме при вычислении уже не цифры складывают, а просто пальцы представляют и переставляют их. Освоить такой счет можно за 2 года максимум – год на сложение, вычитание, год – на умножение и деление. Почему дети? Потому что наш мозг уже заточен на вычисление цифр, а не на комбинации пальцев.

Видео о техниках и упражнениях мнемотехники поможет вам всю информацию “разложить по полочкам” и понять, как работает каждый метод.

Онлайн-курс “Мнемотехники”

Онлайн-курс “Мнемотехники” – это 15 уроков от Викиум, после которых вы сможете:

  1. Овладеть мнемотехниками и использовать их в повседневной жизни.
  2. Запоминать сколько угодно нужной информации.
  3. Быстрее и легче учить иностранные языки.
  4. Эффективнее обучаться во всех жизненных направлениях.
  5. Запоминать номера телефонов на слух.
  6. Мгновенно учить стихотворения.
  7. Поражать знакомых своими способностями.

Курс включает:

  1. 7 онлайн-тренажеров на мнемотехники.
  2. Набор ключевых методик запоминания.
  3. Вводный и финальный тесты.
  4. Программу развития памяти.

Стоит обучение 920 руб.

Если курс вам не понравится, вам вернут деньги в течение 7 дней.

На нашем блоге есть статья-обзор на Викиум, прочитайте:

Ну что, учимся?

Заключение

Эффективность мнемотехники доказывают разные исследования, и наблюдения простых людей говорят нам, что мнемотехники реально работают! Да я и сама на себе это проверяла. Особенно метод историй и упражнение ассоциаций.

Нам будет очень интересно, если вы напишете в комментариях о своем опыте и результатах использования мнемотехник. А также если статья вам помогла узнать что-то новое, делитесь ею со своими друзьями! А я прощаюсь с вами до новых встреч!

С Уважением, Людмила Редькина

В 

В 

Очень важным аспектом работы с детьми дошкольного возраста является развитие способности запоминания и внимания. Не секрет, что возраст от трех до семи лет является самым важным с точки зрения становления интеллектуальных способностей ребенка, в этом возрасте закладываются все инструменты мышления, которые будут развиваться в последующем.В  В настоящее время мы все чаще наблюдаем различные проблемы интеллектуального развития детей, будь это очень малый словарный запас, неспособность формулировать свои мысли в развернутом предложении или несовершенное логическое мышление. Причем, эти проблемы встречаются у дошкольников любого возраста.

Чтобы справиться с этими проблемами, очень важно привить ребенку навык запоминания и логического мышления. Первостепенной задачей является преобразование запоминания из непроизвольного в осознанный и целенаправленный процесс.

В своей работе я очень много внимания уделяю работе над развитием памяти ребенка с помощью технологий мнемотехники. Мнемотехника облегчает процесс запоминания и расширяет объем памяти ребенка за счет построения логических цепочек.

На протяжении нескольких лет исследований и наблюдений мною была создана технология работы с мышлением, памятью и вниманием детей разных возрастных групп. Основу этой работы составляет работа над запоминанием текстов и стихов с помощью различных мнемотаблиц. Самое главное, что работа над развитием памяти напрямую связана с полноценным развитием речи и других психологических процессов ребенка, которые в том числе являются показателем умственных способностей ребенка.

В ходе своей работы я опиралась на работы Т.В, Большевой, Т.В. Воробьевой, В.П. Глуховой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко.

Важными особенностями этого метода работы является то, что познавательная деятельность в ходе работы с мнемотаблицами может осуществляться в нескольких областях знаний одновременно, т.е. занятия могут быть направлены не только на развитие коммуникативных навыков, но и на познание окружающего мира. Все методические материалы, которые используются в ходе занятий, не требуют больших вложений и создаются под конкретную потребность, при этом они являются абсолютно универсальными, по сути, и могут использоваться другими педагогами. Очень важным моментом является также то, что в ходе занятия ребенок выступает как партнер и не испытывает давление со стороны педагога.

Отмечу также тот факт, что в своей работе я использую мнемотаблицы и инструменты мнемотехники для развития различных каналов получения информации ребенка, всех видов памяти и других психических процессов ребенка.

Можно развивать и ассоциативные связи, например, при помощи упражнения «Картинки парами». В этом упражнении ребенку даются пары картинок, и ставится задача определить, почему эти картинки находятся в паре. Это может быть задание на цвет, на форму, на другие характеристики.

image

В 

В 

Рис. 1. Пример составления мнемотаблицы по рисунку. В процессе работы с детьми, с каждым годом приоритеты упражнений меняются, техники усложняются. В старших группах можно давать детям задание самостоятельно придумывать мнемотаблицы для запоминания стихов и рассказов. Очень важно в этой работе, просить ребенка объяснить, почему для ячеек таблицы он выбирает тут или иную картинку. Эту информацию надо анализировать для последующей индивидуальной работы.

В 

По итогам анализа можно составлять для себя и для родителей ребенка своего рода характеристику интеллектуального развития ребенка и работы тех или иных каналов запоминания. Так, можно отметить, как дети запоминают и с чем ассоциируют те или иные вещи. Возможно, для одного ярче будут зрительные ассоциации, а кто-то построит совсем иную ассоциативную цепочку. В последующей работе можно опираться на эти заметки и разделять детей по группам согласно тому, каким каналом восприятия они пользуются, и, конечно, давать родителям рекомендации на будущее.

Важным аспектом является неоспоримый прикладной характер мнемотехники в работе педагога. Когда дети привыкают к подобным инструментам и накапливают достаточный опыт, можно с легкостью использовать эти техники для повседневной работы в группе. Например, когда необходимо выучить стихотворение к утреннику или в процессе других занятий, направленных, например, на постановку речи ребенка в логопедических группах.

image

Рис. 2. Пример мнемотаблицы для запоминания стихотворения Туман Ирины Токмаковой.

На рисунке 2 представлен пример мнемотаблицы, которую совместно с детьми мы составляем в процессе подготовки к утреннику для упрощения запоминания стихотворений. Работа строится следующим образом: Педагог зачитывает стихотворение и далее, построчно разбирает с детьми,В  как можно зафиксировать ту или иную фразу. Таким образом, набрасывается эскиз мнемотаблицы. Далее копии готовой мнемотаблицы можно раздать детям или передать родителям для домашней самостоятельной работы.

В 

В 

Подводя итог многолетней работы с мнемотехникой в различных возрастных группах, отмечу, что важно не просто отрабатывать навык здесь и сейчас, а комплексно вводить этот инструментарий в работу, думать на перспективу и анализировать все результаты упражнений. В своей работе я накапливаю, систематизирую сведения о каждом ребенке, чтобы составить картинку его интеллектуального развития и в последующей работе составлять задания, отталкиваясь от уже накопленной информации о детях в группе.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий