Детский билет на электричку до какого возраста? Правила проезда детей в электричках

Содержание

29.05.2018

Игры с детьми 3-4 года для развития основных навыков

Уроки английского для детей 1-2 лет

Развивающие подвижные игры дом

1. Игра «Преодолей препятствия». Постройте препятствия из игрушек, кубиков, бутылок, игрушек. Малыш должен преодолеть эти препятствия и приди к старту. Если дома есть велосипед, можно проходить препятствия на велосипеде или самокате.

 2. Танцевальные игры для детей 3-4 лет

Эти игры станут настоящей находкой на праздники с детьми. Также если к вам пришли гости другие дети, можно организовать такие игры. Дети любят веселиться и танцевать, водить хороводы.

«Изобрази обезьянку». Малыши встают в круг, в центре круга стоит ведущий-взрослый. Ведущий показывает движения, а дети должны повторять за ним как можно точнее.

Память. Внимание

Игры для развития памяти и внимания

Мы подобрали топ 5 игр, в которые можно играть везде! Они не требуют специальных предметов и игрушек. Играйте дома, на улице, в магазине!

Игра 1 «Волшебное слово»

Цели: развитие внимания; освоение правил этикета.

Описание: ребенок должен внимательно слушать, что сказал взрослый и выполнять просьбу только если взрослый произнес слово «пожалуйста».

Например: взрослый говорит «Подпрыгни!» — ребенок не должен реагировать на слова.

Если взрослый сказал «Сядь на диван, пожалуйста», «Принеси книгу, пожалуйста», то малыш должен сесть, принести книгу итд, выполнить просьбу, так как прозвучало  слово «пожалуйста».

image

Игра 2 «Я скажу, а ты — запомни»

Цель: развивать память, внимание, наблюдательность.

Описание: очень простая игра, которая прекрасно развивает память у детей 3-4 лет. Предложите ребенку повторить перечисленные вами предметы. Начните с небольшого количества предметов. В первые несколько раз группруйте предметы по типу — мебель, игрушки, фрукты, овощи.  В дальнейшем можно увеличивать количество предметов, добавлять предметы из других смысловых категорий: диван, стол, кресло, кукла, чашка, мяч и т. п.

 image

Забавная игра 3 на развитие памяти «В магазин» (любимая игра всех детей)

Дети любят играть играть в магазин.

Игра развивает слуховую краткосрочную память

Описание: Отправьте малыша в магазин, попросите его запомнить все, что нужно купить. Начните с 2х покупок, увеличивая их количество до 4-5. Девочкам называйте предметы из женского обихода, мальчикам — из мужского. Так будет интереснее играть.

  • Меняйтесь ролями. 
  • Сделайте игрушечные деньги для игры.
  • А как все запомнить? Например, купить шоколадку, батон, печенье, молоко, сметану? Сметану лучше есть с молоком, шоколадку купим для малыша, с батоном мы кушаем суп, а печенье любит папа. Задействуйте ассоциации и играть будет еще интереснее.

Интеллектуальные игры для детей 3-4 лет

  1. «Накрой на стол». Игра научит малыша помогать маме, а также считать. Более того, Вы весело проведете время. Попросите ребенка помочь накрыть на стол,  принести две ложки и вилки для папы и мамы, принести яблочки итд.

  2. «Сложи квадрат». Десять разноцветных квадратов из картона – каждый разрезают в произвольном порядке. Малыш должен восстановить и сосчитать из скольки кусочков состоит каждая фигура.

  3. «Осенний листопад». Соберите во время прогулки разные листья. На бумаге обведите их контур. Затем кроха должен угадать, где какой листочек изображен, не прикладывая последний к рисунку.

  4. «Исправь ошибку». Используя заранее приготовленные «неправильные» картинки, малыша просят разобраться, что на них не так. Например, синий медвежонок клюет зернышки, ребенок, должен подметить, что у медведей окрас другого цвета, и зернами этот зверь не лакомиться.

  5. Развивающая игра для расширения словарного запаса малыша 

    Веселая игра «Скажи какой?».Объясните малышу, что у каждого предмета есть признаки, делайте это в позитивной форме. Например, яблоко – круглое, красное, большое, сладкое. Положите в ящик разные предметы и предложите ребенку поочередно доставать их и называть признаки. Можете даже сочинить сказку из этих предметов.

  6. «Кто, что умеет?».Малыш 3х лет уже знает многих животных, птичек, а также профессии. Называйте ему животное, профессию, а он должен сказать, что этот объект умеет делать.

Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет

  1. «Дочки-матери». 
  2. «Праздник». Подготовьте вместе День рождение. Сделайте сюрпризы-подарки папе или бабушке. Дети с удовольствием готовят подарки именинникам, помогают накрыть на стол, затем принимаются за главное лакомство.
  3. «Строительство дома». Сюжет, позволяющий расширить кругозор ребенка знаниями о строительной технике и профессиях. Малышки задействуются в процессе создания красивого интерьера и домашнего уюта, мальчишки — примеряют роли главы семейства.

 

Мелкая моторика детей 3-4 лет

Игра №1 «Вкусная каша»

 Говорите и показывайте движения. Пусть ребенок повторяет за Вами. Можете видоизменять движения. Эта очень простая игра станет Вашей любимой. Ребенок выучит стишок для памяти, будет выполнять движения для развития мелкой моторики и одновременно кормить куклу.

Кукле кашу я сварю: (Вращайте кистями рук.)

В миску молока налью (Сожмите кулачек и сделайте движение, как будто наливайте из бутылки.)

Положу туда крупу (Сделайте сыпучие движения.)

И поставлю на плиту. (Раскройте ладони.)

Будет каша хороша! (Похлопайте в ладошки. )

Кушай, кукла, не спеша. (Пригрозите пальчиком.)

 Больше пальчиковых игр здесь 

Игра №2 — очень хорошо развивает моторику

Лепим вместе с ребенком (из пластилина или теста)

Лепка — №1 в развитии мелкой моторики малышей 3-4 лет. Детям интересно создавать свои собственные игрушки, фигуры, дома. Мы подобрали для Вас небольшую коллекцию фигурок из пластилина или из теста.

Внимание! Как скопировать картинки-раскрашки с нашего сайта? 

  • Выбери любую картинку. Нажми правой кнопкой мыши по картинке.
  • Выбери «Сохранить изображение как». Сохраняешь в удобную папку и оттуда распечатываешь!

Игра № 3 «Собери бусы»

Хорошо развивает ручки детей нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и чего угодно! Малыши любят это занятие, ведь потом можно носить это украшение или подарить его маме. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание. Летом, в качестве бусин, можно использовать ягоды — рябину, калину, листику итд.

Подборка самых разнообразных украшения для развития моторики

Математика. Как учить детей считать.

Игра №1 «Учимся считать» (для малышей 3-4 лет)

ОПИСАНИЕ:

Развивающая позитивная игра, с которой считать будет весело и интересно. С такой игрой заниматься с ребенком можно будет в любую свободную минуту. Вы можете заранее распечатать данные картинки и играть в любое время!

Внимание! Как скопировать картинки-раскрашки с нашего сайта? 

  • Выбери любую картинку. Нажми правой кнопкой мыши по картинке.
  • Выбери «Сохранить изображение как». Сохраняешь в удобную папку и оттуда распечатываешь!

 

Игра № 2 Учимся считать «Разукрась по цифрам»

Дети и родители очень любят эту игру! Все, что вам нужно — веселые картинки и карандаши. Просто разукрасьте нужными цветами картинки. Посмотрите, как рксиво получается. Ребенок запоминает цифры, развивает мелкую моторику, изучает животных в данной игре!

Полную коллекцию картинок для раскрашивания для детей 3,4,5 лет ищите ЗДЕСЬ.

Внимание! Как скопировать картинки-раскрашки с нашего сайта? 

  • Выбери любую картинку. Нажми правой кнопкой мыши по картинке.
  • Выбери «Сохранить изображение как». Сохраняешь в удобную папку и оттуда распечатываешь!

Игра №3 «Математика в раскрасках»

Очень полезная развивающая игра. Задание написано на каждом листе. Ребенок выполняет задания и получает награду!  Игра развивает математические навыки, мелкую моторику, фантазию, внимательность.   Полную коллекцию материалов по математике Вы найдете в разделе «Учимся считать — раскрашки»

Учим буквы с малышами 3-4 лет

Азбука для самых маленьких. Примерно в этом возрасте нужно начать учить буквы. Учите буквы постепенно, в игровой форме. Игра — то, что интересно малышу, а то, что интересно, запоминается быстрее легче проще! Мы подготовили самые интересные игры для изучения букв, в которые Вы можете играть где угодно и когда угодно!

 

Игра № 1 Учим буквы везде и всегда, даже на кухне!

Описание игры: после того, как Вы прошли очередную буквы, старайтесь ее запоминать, повторяя везде. Повторение — мать учения. Например за обедом попросите ребенка построить букву А из бананов, а потом съесть ее… Или во время прогулки, попросите построить букву Б из камешков, веточек итд. Нарисуйте букву С на асфальте. А рядом животное, которое ассциируется с этой буквой.

Игра №2 Где спряталась эта буква?!

  • Нарисуйте или найдите красивые буквы, которые Вы изучили. Распечатайте каждую букву в двух экземплярах
  • Выберите игровую букву. Предположим это буковка «Ж»
  • Одну букву оставьте у себя
  • Второй экземпляр буквы спрячьте и предложите ребенку найти ее
  • Остальные буквы также спрячьте в доступные места
  • Покажите ребенку букву, назовите ее и попросите найти
  • Подсказывайте, если малыш запутался и ему требуется помощь
  • Помните! Малыш должен радоваться во время игры и не должен расстраиваться, что не может найти букву. Если он начнет переживать, то данный метод станет для него неинтересным

Игра №3 «Лепим веселые буквы» из пластилина! Веселая игра!

И опять, мы предлагаем Вам полепить! Дело в том, что в этом возрасте у ребенка должно быть только 1 занятие — играть и познавать через игру. Он не воспринимает учебный процесс по-другому. Играть — интересно, значит нужно сделать процесс обучения интересным. Поиграйте с ним в буквы!

Мы подобрали для Вас очень интересную игру с пластилином. Даже самим мамочки захотят смастерить такие интересные веселые буковки.

Учим цвета с малышами 3-4 лет!

Игра №1. Игра «Где встречается этот цвет?»

Цель: запоминание цветов. Оборудование: листы разноцветные, соответствующие радуге.

Ход игры: Покажите малышу цвет и попросите вспомнить, где он видел такой цвет в природе, жизни, в своих игрушках.

Например,  Красный – Красная Шапочка, помидор, красная машинка. Оранжевый – апельсин, туфельки. Желтый – солнышко. Зеленый – трава, лист. Голубой – небо. Синий — синий фломастер. Фиолетовый – цветок фиалка.

Игра №2. Игра «Рисуем радугу и запоминаем цвета»

 

Игра №3. Рассортируй игрушки по цветам и получи смайлик

Дайте ребенку задание рассортировать предметы — игрушки, книги, картинки, мелкие предметы по цветам. Похвалите его, когда он все сделает и дайте оценочный смайл. Он- молодец!

Игра №4. Раскрась цветочек по цветам — каждый лепесток в свой цвет.

Определите уровень развития Вашего ребенка

 Что должен знать и уметь Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет?    Внимание! Все приведенные нормы  и степени развития в этой статье ПРИМЕРНЫЕ! Цель данного материала: помочь Вам сориентироваться в воспитании, проверить на каком уровне сейчас находится Ваш малыш, где он преуспевает, а где нужно немного поработать. Подробнее о нормах развития ребенка

Что ребенок 3-4 лет должен знать и уметь по математике

  • Малыш должен уметь считать на пальчиках до 3.
  • Ребенок должен понимать такие сравнения: один — много, большой — маленький, высокий — низкий и т. д.
  • Ребенок должен хорошо различать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
  • Ребенок должен знать простейшие фигуры — круг, квадрат, треугольник.
  • Малыш должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме.
  • Малыш должен уметь сортировать предметы по простым признакам: цвету, величине, свойствам.

 Каким должно быть память, логика и внимание в 3-4 года

Каждый малыш развивается индивидуально. В среднем дети этого возраста должны понимать и уметь выполнять следующие задания:

  • Складывать простейшие пазлы и картинки из 2-4 частей.
  • Находить несоответствующий предмет в простейшей логической задаче.
  • Находить схожие и различные признаки в группе предметов.
  • Запоминать 2-3 картинки.
  • Запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
  • Повторять движения, которые были показаны 1-2 раза,
  • Концентрироваться на задании в течение 5 минут, не отвлекаясь.
  • Находить пару к предмету.

Какой должна быть речь

  • Описывать то, что он увидел.
  • Формировать простые предложения из 5-6 слов.
  • Разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
  • Знать основные действия животных  (лежит, сидит, бежит и т.д.)
  • Повторять за взрослым стишки и песенки.
  • Знать свое имя и фамилию.
  • Говорить громко – тихо.

Окружающий мир Малыши 3-4 лет должны понимать и уметь:

  • Называть и показывать домашних животных (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.), птиц, рыб, насекомых.
  • Знать названия 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня), 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
  • Знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
  • Рассказывать о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
  • Знать части суток — утро, день, вечер, ночь.
  • Называть явления природы — дождь, снег, ветер.

 Что должен уметь малыш самостоятельно делать

  • Одевать вещи (без застежек).
  • Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
  • Обводить и раскрашивать картинки.
  • Основные правила гигиены – чистить зубы, мыть руки и лицо.

Если Вы ожидаете ребенка или если у Вас есть грудничок, прочитайте данные материалы

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Развитие ребенка в 1 месяц

Четырехлетние дети уже вроде бы взрослые, но еще очень маленькие. В этом возрасте продолжает становление личности и характера ребенка, которое силами родителей должно мягко корректироваться. Какими умениями уже овладел ребенок к 4-летию и какие занятия подойдут для развития малышей 4-5 лет?

Первые изменения:

  • Кроха по-прежнему подвижен и энергичен, но уже стал более усидчивым и способен заниматься каким-то одним делом около 20 минут. Мелкая моторика постоянно совершенствуется. Большинству четырехлеток особенно нравится рисование.
  • После 4 с половиной лет ребенок изменяется внешне, так как у него начинается активное развитие мышечной и костной ткани.
  • Для ребенка старше 4 лет очень важна социальная составляющая развития. Малыш заводит друзей среди других деток, стараясь найти с ними «общий язык». Ребенок хорошо замечает чувства других людей, умеет сопереживать. Малыш научился формулировать собственные мысли в словах. У многих детей 4-летнего возраста имеются воображаемые друзья.
  • Ребенок 4 лет продолжает овладевать родной речью. Для многих деток данного возраста характерна незначительная шепелявость. Словарный запас четырехлетки разрастается очень стремительно (до 2500-3000 слов к 5-летнему возрасту). Речь карапуза обогащается выражением и интонацией. Кроха озвучивает собственные действия и все, что видит, а также постоянно задает большое количество вопросов. У примерно 5% деток развитие речи на начальных этапах сопровождается заиканием.
  • Интеллектуальные возможности ребенка 4-4,5 лет значительно возрастают. Малыш готов к изучению букв и цифр.

В форме игры можно переходить к изучению написания букв и цифр

Большинство детей в 4-4,5 года умеют:

  • Бегать, сохраняя равновесие при изменении направления или темпа движения.
  • Стоять на 1 ноге несколько секунд, а также несколько раз быстро подпрыгивать из этого положения.
  • Прыгать вперед на обеих ногах.
  • Спрыгивать с небольшой высоты (до 20 см).
  • Ходить по скамейке, удерживая равновесие.
  • Играть с мячом – бросать и ловить, попадать в предметы с расстояния.
  • Кататься на велосипеде.
  • Разговаривать понятно и разборчиво, составляя фразы из 6-8 слов. Поддерживать беседу.
  • Играть с другими детками в группе или в паре.
  • Не реагировать истерикой на разочарование или обиду.
  • Заботиться о животном.
  • Следить за собственной гигиеной (самостоятельно ходить в туалет, применять туалетную бумагу, включать кран).
  • Аккуратно есть с использованием ложки и вилки.
  • Сдержанно вести себя на людях.
  • Знать некоторые буквы.
  • Называть свое имя, отчество и фамилию, а также адрес.
  • Отличать живое и неживое.
  • Знать названия животных, растений, профессий, бытовых предметов.
  • Ориентироваться в понятиях справа-слева-внизу-вверху.
  • Сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, количеству.
  • Раскрашивать рисунки без выхода за границы.
  • Соединять точки линией.
  • Нанизывать пуговицы и бусинки.
  • Знать времена года, явления погоды, а также части суток.
  • Определять пропавший предмет.
  • Пересказывать сказку.
  • Находить различия между двумя изображениями.
  • Складывать пазлы из 2-4 элементов.
  • Обобщать предметы в группы.
  • Находить одинаковые пары предметов.
  • Определять лишние предметы.
  • Пользоваться ножницами.

Виды развития ребенка

Физическое

Ребенок в четырехлетнем возрасте должен достаточно двигаться, повышать свою ловкость, координацию и выносливость. В этом и цель физического развития малыша, включающего гимнастику, танцы, физические упражнения с мамой, плавание, езду на велосипеде, подвижные игры и много других вариантов активности.

Гимнастику, включающую динамические упражнения, важно проводить минимум 2 раза в неделю. Ее выполняют днем, задолго до сна, в проветренной комнате и желательно в группе деток. Оптимальная длительность такой гимнастики – 20-25 минут.

В 4 года вы без труда сможете найти кружки для физического развития ребенка

Психическое

Психика четырехлетки развивается очень активно и спектр эмоций малыша расширяется. Кроме того, дети в 4-5 лет весьма восприимчивы к реакции взрослого. Если родители или воспитатели относятся к малышу одобрительно и уважительно, это помогает в формировании позитивного представления ребенка о себе.

Занятия для психического развития детей 4-4,5 лет включают упражнения, влияющие на внимание малыша, а также память и мышление. Ребенку предлагают:

  • Обобщать предметы по какому-либо признаку.
  • Собирать состоящую из 3-4 частей картинку.
  • Определять сходство и различие в рисунках и игрушках.
  • Выбирать из группы предметов одинаковые.
  • Повторять определенную последовательность движений, которые показал взрослый.
  • Собирать из конструктора постройки, ориентируясь на образец.
  • Определять в группе предметов лишний, после чего объяснять свой выбор.
  • Находить антонимы к словам.
  • Запоминать сюжет рисунка.
  • Пересказывать сказку.
  • Наизусть рассказывать потешки и стишки.
  • Описывать яркое событие, которое произошло недавно.

Эмоциональное

Развитие эмоций 4-летнего ребенка является важной частью полноценного развития крохи. Ребенок этого возраста начинает разбираться во взаимоотношениях людей, может заметить, что у человека рядом поменялось настроение, умеет выражать собственные эмоции. Четырехлетка умеет сочувствовать и проявлять внимание. Ребенок ощущает, как к нему относятся.

Сенсорное и музыкальное

Сенсорное развитие ребенка воздействует на органы чувств малыша, отвечающие за слух, нюх, осязание. Ребенку предлагают определять характеристики предметов на ощупь. Так малыш узнает, что предметы бывают твердыми или мягкими, шершавыми или гладкими, теплыми или холодными. Также в занятия для сенсорного развития включают игры, связанные с запахами и вкусами.

К четырехлетнему возрасту ребенок уже знаком с некоторыми музыкальными инструментами, небольшими произведениями, музыкой с разным ритмом. У ребенка уже есть любимые мелодии, услышав которые, кроха будет подпевать. Чаще давайте послушать ребенку его любимые песни

Речевое

Развитие речи крайне важно для каждого ребенка 4-летнего возраста. В первую очередь на него влияет общение малыша с взрослыми, а также с другими детьми. Это увеличивает словарный запас карапуза, учит его строить предложения и выражать свое мнение словами. В 4-летнем возрасте многие дети еще не выговаривают шипящие и «р», поэтому с четырехлетками в форме игр часто проводят занятия на произношение этих звуков.

Чтобы стимулировать развитие речи детей 4-4,5 лет, можно:

  • Учить с ними стишки и песенки.
  • Рассматривать картинки с сюжетом и обсуждать их.
  • Рассматривать сказку в картинках и воспроизводить ее сюжет.
  • Вместе с мамой читать рассказы и обсуждать их.
  • Слушать сказки в аудиозаписи.
  • Разгадывать загадки.
  • Обсуждать перед сном, как прошел день.
  • Заниматься артикуляционной гимнастикой.
  • Изучать буквы и звуки.
  • Определять первую букву в слове, разделять слова на слоги.

Мелкая моторика

Развитие моторики считают очень важным пунктом плана развития малышей младшего возраста. Занятия для мелкой моторики стимулируют речевое развитие посредством воздействия на зону мозга, отвечающую за речь. К таким занятиям относят игры с песком, кубиками, конструкторами, бусинами, крупой, фасолью. Выполняйте с малышом пальчиковую гимнастику, завязывайте узлы на шнуре, застегивайте-расстегивайте молнии, кнопки, пуговицы, крючки. В 4-летнем возрасте к лепке и рисованию добавьте поделки, для которых нужно что-то вырезать ножницами и приклеивать. Для развития мелкой моторики ребенка можно использовать обычную крупу.

Познавательное

Ребенок четырех лет активно познает мир, а развитие его познавательной сферы должно быть направлено на улучшение памяти, мышления, логики, внимания.

Обычно занятия для познавательного развития 4-летнего ребенка имеет определенную тему, например «домашние животные», «весна», «вода», «наземный транспорт», «профессии», «ночь» и другие. По такой теме с ребенком организовываются игры, во время которых кроха будет определять цвета, тени, формы, отличия и схожие элементы, части целого, обобщающие свойства, лишнее, противоположности, недостающие элементы и многое другое.

Для развития внимания

Ребенку 4-5 лет важно научиться сосредотачиваться на определенном задании, а также замечать небольшие детали. Эти навыки понадобятся ему в будущем для успешного обучения в школе.

Попросите ребенка найти все цветочки на картинке и обвести их в кружок.

Чтобы развить внимание 4-летнего крохи, можно предлагать ребенку:

  • Повторять действия за мамой, например, присесть – встать – закрыть глаза – потрогать себя за ухо – открыть глаза – отвести руку в сторону.
  • Играть с мячом в «съедобное-несъедобное», «летающее-не летающее».
  • Зачеркивать в напечатанном тексте определенную букву. Для усложнения этого задания одну букву можно зачеркивать, а вторую – подчеркивать.

Математическое

Для 4-летнего ребенка изучение математики должно быть увлекательной и веселой игрой. Учить кроху математике удобно во время прогулки, например, считать ступеньки, проезжающие автомобили, дома, птиц. Для объяснения простых примеров можно применять пальцы или специальные палочки для счета. Обыкновенные игры-ходилки с кубиком помогут ребенку быстро научиться считать

Творческое

Занятия, направленные на творческие способности ребенка, нравятся большинству деток. К ним относят рисование, создание разных поделок и аппликаций, занятия лепкой из соленого теста или пластилина, а также ролевые игры.

Диагностика развития

Родителей должно насторожить, если в 4 года ребенок:

  • Не может спускаться по лестнице чередующимися шагами.
  • Не называет имя и фамилию, а также свой пол.
  • Не умеет обобщить несколько предметов одним словом.
  • Не способен выучить короткий стих.
  • Не запоминает сюжет рассказа.
  • Не может посчитать до 5.
  • Не знает простые геометрические фигуры.
  • Не знает основные цвета.
  • Не может построить из кубиков мост по образцу.
  • Не может собрать пирамидку из 5 деталей.
  • Проявляет жестокость к животному, игрушке или другому ребенку.
  • Вялый и апатичный в течение дня, либо, напротив, часто возбужденный.

Игры для развития речи

  1. Игра «что бывает». Спрашивайте ребенка, какие предметы могут быть длинными, острыми, круглыми, твердыми, ароматными, синими, жидкими и так далее.
  2. Игра «что случится, если». Обсуждаем с ребенком заданные ситуации, например «что случится, если в воду упадет мяч», «что произойдет, если я упаду в снег».
  3. Игра «что можно сделать». Спрашиваем малыша, что можно делать с яблоком, мячиком, водой, печеньем, песком и так далее. Другим вариантом такой игры будет обсуждение «с чем можно делать» – пить, есть, шить, насыпать, купить.
  4. Игра «что где». Спрашиваем карапуза, что находится в прихожей, в детской, на кухне. Затем просим сказать, в какой комнате сковородка, шкаф, телевизор и так далее.
  5. Игра «угадай кто». Описываем животного несколькими словами и предлагаем крохе угадать. Например, «угадай кто пушистый, рыжий и хитрый».
  6. Стимулируем произношение шипящих. Шипим, как змея, прогоняем воробья «кыш-кыш», проговариваем чистоговорки с «ш», жужжим как муха, повторяем чистоговорки с «ж», поочередно жужжим и шипим. Чтобы ребенок отличал «с» от «ш», произносим их по очереди. Для отличия «ш» от «з» представляем себя мухой, а затем комариком. Для произношения звука «ч» предлагаем малышу представить себя паровозиком.
  7. Выполняем гимнастику для языка и губ. Улыбаемся с беззвучным произношением «и» (как лягушка), вытягиваем губы вперед с беззвучным «у» (как слон), открываем и закрываем рот без звуков (как рыба), открыв рот, двигаем языком вверх-вниз (как качели) и в сторону к каждому углу рта (как часы), держим расслабленный язык на нижней губе (как лопата), вытягиваем язык вперед (как игла).

Артикуляционная гимнастика поможет ребенку говорить звук более чисто.

Советы

  • В 4-летнем возрасте ребенка можно записать на некоторые спортивные секции. Посещение спортивных занятий не только даст возможность тратить энергию, но и поможет освоить новые навыки и понять, что такое дисциплина.
  • Чаще хвалите ребенка и уделяйте ему достаточно внимания. Малыш стал более взрослым, но еще нуждается в родителях.
  • С 4-летнего возраста ребенка можно водить в кинотеатр, цирк и подобные места. Чтобы знакомство с таким вариантом времяпровождения прошло успешно, не берите сразу же билеты в первый ряд.
  • Слыша каждый день сотни детских вопросов, важно оставаться терпеливым и мудрым родителем. Не отказывайтесь отвечать крохе, даже если не знаете, что сказать. Вместе поищите ответ и утолите детское любопытство.
  • Малыша 4-5 лет можно начать обучать иностранным языкам. Занятия, конечно же, должны быть в виде игры.

Уход и режим

Для нормального развития четырехлетнего ребенка важно поддерживать его здоровье, поэтому родителям следует уделять внимание режиму дня и уходу за малышом:

  • Ребенку следует обеспечить полноценный отдых. В сутки 4-летние дети спят в среднем 11-12 часов. Многие четырехлетки протестуют против дневного сна, но медики делают акцент на том, что деткам этого возраста отдых днем еще необходим.
  • Ежедневно утром в режиме 4-летнего ребенка присутствуют уже привычные гигиенические процедуры. Малыш самостоятельно умывается, чистит зубы, посещает туалет, причесывается. Мыть руки после прогулки и перед едой четырехлеткам еще часто приходится напоминать.
  • У ребенка должны быть ежедневные прогулки, на которых четырехлетний малыш будет достаточно двигаться. К тому же, гулять можно вместе с друзьями, придумывая подвижные и захватывающие игры.

В первые годы своей жизни ребенок активно развивается, он изучает окружающий мир и познает себя в нем. К 4 годам у него появляются устойчивые интересы, полученные навыки и умения постоянно усовершенствуются, интенсивно меняется физическое, умственное и психологическое состояние. Активное развитие ребенка в 4 года приводит к тому, что он становится самостоятельной личностью, поэтому с ним интересно общаться как взрослым, так и детям. Поход в школу еще впереди — ребенок начнет учиться только в 6-7 лет, но уже сейчас нужно задуматься о соблюдении обязательного Всероссийского календаря вакцинации.

Содержание

Возрастные особенности четырехлетнего ребенка

В 3 года родителям сложно справляться с эмоциональной бурей, которую переживает их малыш, поэтому, когда он достиг 4 лет, можно немного расслабиться. Он все еще активен и энергичен, но уже появляется усидчивость, и одним делом он может заниматься 15-20 минут.

Это время активного развития, у ребенка постоянно возникают новые вопросы, он экспериментирует и познает окружающий мир. В этот период родители должны научиться ненавязчиво переключать внимание малыша в нужном направлении.

Развивается мелкая моторика, в этом возрасте многие любят рисовать. Словарный запас стремительно растет, а наличие шепелявости не должно пугать, это нормально для указанного периода.

image
Дети становятся настоящими «почемучками».

Внешние данные

После 4 лет появляются видимые изменения внешних данных, в этот период происходит активное развитие костной и мышечной ткани. Помните, что в таком возрасте скелет еще гибкий, следите, чтобы малыш долго не сидел в неправильной позе, не перегружался, спал на матрасе средней жесткости. В этот период смещается центр тяжести тела, меняются его пропорции, с лица сходит детская припухлость.

Рост и вес

К 4 годам происходит увеличение веса (1,8-2,2 кг) и роста (5-7 см). Для контроля правильности развития детей существуют специальные таблицы, при помощи которых проверяют вес и рост. В них указаны данные отдельно для мальчиков и девочек.

Если есть небольшие отклонения, это нестрашно, все рекомендации усредненные, а каждый человек индивидуален.

Таблица: средние показатели роста и веса для детей 4 лет.

Показатель Мальчики Девочки
Вес, кг 12,7-21,2 12,3-21,5
Рост, см 94,9-111,7 94,1-111,3

Сейчас есть онлайн-калькуляторы, при помощи которых можно быстро проверить соответствие развития ребенка принятым Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) нормам.

Умения и навыки малыша

Независимо от того, мальчик это или девочка, в 4 года они должны уметь следующее:

  • концентрироваться на одном виде деятельности не менее 5 минут;
  • находить различия между предметами и уметь их описывать;
  • складывать простые пазлы, мозаики, башенки;
  • понимать разницу между большим и маленьким;
  • среди нескольких предметов находить лишний;
  • составлять простые причинно-следственные связи (например, зачем надо спать, одеваться и т.д.).

Мальчики

В этом возрасте они уже понимают, чем отличаются от девочек. Большинство мальчиков предпочитает общаться с представителями своего пола. Среди игрушек они выбирают машинки, конструкторы, пистолеты и т.д.

image
Мальчиков в 4 года начинает интересовать устройство каждого предмета.

Девочки

Девочки более самостоятельные, они могут сами выбрать себе занятие. Чаще всего предпочитают спокойные игры с куклами, ролевые игры с игрушками. Они более насторожены к незнакомым людям и сильнее привязаны к родителям.

image
Девочки в 4 года начинают больше копировать поведение взрослых.

Основные виды развития ребенка в четыре годика

К этому возрасту ребенок уже взрослеет, он становится более сдержанным, но все равно продолжает активно изучать окружающий мир. В своих экспериментах он пытается определить грани дозволенного, проверить, насколько крепкие нервы у родителей. Происходят не только внешние изменения физического состояния, активно развивается его умственные и психологические способности.

Физическое

Малыш активно растет, но его скелет еще остается гибким, поэтому надо внимательно следить за осанкой и не разрешать ему долго находиться в неудобном положении. Чтобы обеспечить малыша необходимой энергией, кормить его надо 4-5 раз в день. Рекомендуется дневной сон.

К этому возрасту дети должны уметь:

  • стоять на одной ноге;
  • менять направление во время бега;
  • делать прыжки с места и с разбега;
  • преодолевать разные препятствия;
  • передвигаться и ходить на цыпочках;
  • делать кувырки вперед;
  • ездить на велосипеде со вспомогательными колесами.

У ребенка развивается координация движений, он хорошо держит равновесие, поэтому готов приступить к занятию танцами, гимнастикой и другими видами спорта.

image
В четыре года ребёнок должен много двигаться.

Психическое

Не менее важно в этом возрасте и психологическое развитие. Ребенок узнает новые эмоции: стыд, обиду, восторг, он должен уметь ориентироваться на оценку его действий взрослыми и сверстниками, владеть стандартными навыками самостоятельного обслуживания.

В это время родителям надо быть внимательными и терпеливыми, т.к. малыш становится более ранимым.

Он уже многое осознает, и ваша задача — помочь ему справиться с возникающими страхами, сомнениями и неуверенностью.

Умственное и познавательное

В этом возрасте дошкольник уже умеет задавать сложные вопросы и давать ответы, он различает предметы, людей, животных по общим признакам. Научился сортировать события, может на некоторое время занять себя книгой или мультфильмом. После их просмотра умеет рассказать, что видел.

image
Умения четырёхлеток.

В 4 года малыш должен знать:

  • собственное имя и имена всех близких членов семьи, друзей;
  • названия основных геометрических форм;
  • 7 цветов радуги;
  • понимать, что такое направление (верх, низ и т.д.);
  • что такое мало и много;
  • различать предметы по цвету, габаритам, весу;
  • времена года и их различия;
  • описывать своим словами увиденные предметы и явления;
  • вести диалог со сверстниками.

Это эмоциональный возраст, поэтому малыш не должен бояться проявлять свои чувства. Если в семье сдержанная или напряженная обстановка, то это приводит к тому, что вырастает скованный и эмоционально неуравновешенный человек. Надо периодически подключать ребенка к посильной работе, ему это нравится и он понимает, что нужен родителям и они его любят.

Помощь в развитии: действия родителей

Родители не должны надеяться на то, что ребенка всему научат в детском саду. Надо активно принимать участие в развитии и воспитании своего наследника.

image
Родители должны принимать активное участие в развитии малыша.

Упражнения

Дети этого возраста любят задать вопросы, и это надо использовать. Спрашивайте у них, что бывает сладким, холодным, кислым и т.д. Отвечая, они развивают творческое мышление. Заставляйте давать ответы на вопрос: «Что будет, если…?». Они самостоятельно смоделируют ситуации, а это не только интересно, но и полезно. Еще одно упражнение: «Что где лежит?». Вспоминая предметы, находящиеся в ванной, кухне или другом месте, они усовершенствуют память. Для развития логики можно поиграть в «Правда — неправда».

Игрушки

Обязательно используйте развивающие игрушки:

  • головоломки;
  • конструкторы;
  • пластилин, глину и кинетический песок;
  • «говорящих» зверей или куклы;
  • машинки, фигурки зверей, людей.

Обязательно организуйте место для занятий. Достаточно приобрести или сделать небольшой столик и стульчик, коробку или шкафчик для хранения игрушек.

Развивающие игры

Разнообразив семейный досуг развивающими играми, вы не только весело проведете время, но и будете развивать своего малыша. Можно завязать ему газа и повести по дому, он должен на ощупь, запах или вкус (для продуктов питания) узнавать и называть предметы. Для развития фантазии поиграйте в игру «Подумай, как назвать?». Надо придумать альтернативные названия для тех предметов, которые он уже знает.

image
В четыре года могут проявляться творческие способности ребёнка.

Мультики

Мультфильмы нужны не только для того, чтобы занять на некоторое время ребенка, это еще и эффективный способ обучения. Надо правильно их выбирать, предпочитать те, что учат нормам поведения, объясняют, что такое добро и зло и т.д.

Мультфильмы должны быть веселыми и недолгими, хорошо, когда в них есть интерактив в виде песен, танцев, тогда обучение воспринимается легко и непринужденно.

Предпочтение лучше отдавать советским мультикам и классике «Диснея».

Спортивные занятия

Не должно быть больших нагрузок. Спортом лучше заниматься на улице. Это разные подвижные игры, плаванье, езда на велосипеде и др. Спортивным секциям можно уделять 1 час в неделю, малыша не надо перегружать, все должно быть в удовольствие. Для развития равновесия используйте занятия на бревне, брусьях, перекладине, шведской стенке.

Особенности ухода за ребенком и режим дня

В этом возрасте важно соблюдать режим дня и правильно ухаживать за своим наследником:

  • в сутки сон должен составлять 11-12 часов, важен дневной сон (1,5-2 часа);
  • гигиенические процедуры делают утром и вечером;
  • ежедневные активные прогулки на свежем воздухе;
  • в случае закаливания процедуры делают систематично.

Ночной сон должен составлять около 9-10 часов, для этого надо ложиться спать в 9-10 вечера, а вставать в 7-8 утра.

Питание четырехлетних детей

Большое значение имеет сбалансированное и полноценное питание. В этом возрасте надо есть через каждые 3-4 часа, т.е. 4 раза. Калорийность пищи в пределах 1700 ккал.

В рационе должны быть овощи, фрукты, каши, супы и вода (около 0,5 л). Сладкое дают по минимуму (1-2 раза в неделю). К новой еде приучают постепенно.

Пищу распределяют так:

  • завтрак и ужин по 25%;
  • обед — 30-35%;
  • полдник — 15-20%.
В рационе ребёнка обязательно должны присутствовать овощи и фрукты.

Полезные советы и общие рекомендации родителям

Для того чтобы ребенок нормально развивался, охотно учился и был здоровым, надо придерживаться следующих правил:

  • при желании можно посещать спортивные секции, это позволит тратить лишнюю энергию, научит дисциплине и порядку;
  • хотя малыш и повзрослел, он все еще требует много внимания, чаще его хвалите;
  • можно начинать водить его в цирк, театр, но сначала брать билеты в первый ряд не стоит;
  • старайтесь терпеливо отвечать на все его вопросы, даже если не знаете ответы, поищите их вместе;
  • в игровой форме можно приступать к изучению иностранного языка.

В 4 года ребенок активно познает окружающий мир, начинают проявляться его таланты и способности. Он совершенствует полученные ранее навыки. В этом возрасте важно общение со сверстниками, поэтому не стоит держать малыша постоянно дома, лучше отдать его в детский сад. Это позволит ему активно и разносторонне развиваться.

Читайте далее:

Особенности развития ребенка в 3 года и «кризис трехлетки»

Как развивается ребенок в 2 года

Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте (5-6 лет)

Особенности развития ребенка в 8 месяцев

Сколько нужно калорий ребенку до 1 года (белки, жиры, углеводы)

Калькулятор расчета объема кормлений и питания ребенка до 1 года

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий